Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Чем занимаются люди в марокко. Марокканский быт – блеск и грязь в одном котле

Ислам отводит женщине очень скромное место в обществе. Специально закрепленных за ними прав мусульманские женщины не имели. Исключением следует считать лишь традицию почтительного отношения к матери, и только потому, что об этом сказано в главной книге мусульман – Коране. Ситуация стала меняться после обретения марокканцами независимости. Статус женщины впервые был как-то определен после появления специального документа – Кодекса личного статуса, называемого Мудаван. Впервые было сформулировано положение об идеальной мусульманской семье, во главе которой обязательно стоял мужчина. Женщина могла вступить в брак не иначе, как с разрешения отца или опекуна, причем, ее согласия не требовалось вовсе. Это привело к тому, что в восьмидесятых годах XX века начались активные выступления женщин Марокко за изменение своего положения в обществе. По примеру других стран были созданы женские организации, активно включившиеся в эту работу, и результат не заставил себя долго ждать. Сейчас женщины получили доступ к высшему образованию, и теперь до 20% преподавателей университетов – женщины. Им также принадлежит видное место в медицине, обучении детей, других областях. Сегодня женщины Марокко представлены и в законодательных органах страны.

С именем короля Мухаммеда VI связывают новую редакцию Кодекса Мудаван, появившуюся на свет относительно недавно. Теперь до 18 лет увеличен возраст, с которого девушка может вступать в брак. Прежний возраст составлял всего 15 лет. Не требуется больше обязательного согласия отца для вступления в брак, а замужние женщины получили право сами инициировать развод, если в этом была необходимость. Ребенок, родившийся от иностранца, теперь получал все права марокканского подданного, в то время как прежде он не мог на это рассчитывать. Заслугой короля считают и повсеместное развитие женского образования, и совместное обучение детей в школах. Вместе с тем, осталось незыблемым одно из важных положений Корана – разрешение правоверному мужчине иметь до 4 жен. Это положение было оправдано в древние времена, когда множество мужчин гибло в кровопролитных войнах. Сегодня оно утратило свое былое значение. Более того, - далеко не все из сегодняшних марокканских мужчин готовы содержать даже двух жен. Это сейчас довольно накладно по экономическим соображениям. Кроме того, ввести в дом вторую жену мужчина может только с письменного согласия первой, а для заключения брака в этом случае необходимо специальное судебное решение. Свою роль сыграли и древние традиции берберов, в основном сохранивших моногамию даже после принятия ими Ислама.

Продолжаю рассказ о впечатлениях из поездки. По ощущениям, в Марокко есть масса всего,—и стандартная туристская программа показывает страну лишь с краешка, чуть-чуть. Эту страну можно открывать для себя раз за разом, ее разнообразные грани. В любой новой стране мне всегда интересны особенности женско-мужских отношений, они разные в каждой национальной культуре. Поэтому смотрела по сторонам, глядела на парочки, активно интервьюировала на эту тему гидов…

Парочки там выглядят иначе, чем у нас, в России! Никаких забитых подавленных мусульманскими обычаями женщин я там так и не увидела. Скорее, наоборот, в большинстве встречных женщин чувствуется нечто, что трудно точно передать словами:


чувство собственного достоинства, ценности как женщины, спокойствие, внутренняя радость, доля горделивости женской. Общий фон хорошего настроения… Если что-то спросить,—очень доброжелательны и открыты, чувствуется теплота и искренность, желание помочь и тебя словно приобщают в этот момент к их женскому сообществу, где хорошо и безопасно… Семейная женщина в Марокко не может быть одинокой, она принадлежит клану и чувствует себя принятой и защищенной.

Сложилось впечатление, что женщине-марокканке живется хорошо! Она защищена по жизни мужчинами. Сначала отцом и братьями, потом мужем, потом старшим сыном. 70% женщин в стране не работают. Те, что работают, не работают на износ, как многие у нас. Ее заработок не является необходимым вкладом в общий семейный бюджет. Она может его тратить по своему усмотрению, если в семье есть мужчина. Мужчина—добытчик и защитник, он пользуется уважением в обществе, среди друзей и родных, и сам себя может уважать как мужчину, если только его семье живется хорошо.

Сильное впечатление от вида семейных пар, где женщина уже далеко не юна и не красива,—а муж смотрит на нее с нежностью, ведет ее, отвечает за нее—это чувствуется по невербалике их поз, жестов, мимики… Спросила про это у одного из местных гидов—он удивился вопросу и сказал, что это обычно и нормально, любить свою жену всю жизнь и заботиться о ней—«ведь она больше не сможет выйти замуж». Замуж выходят чаще всего один раз и на всю жизнь и наверно, это стимулирует выстраивать отношения, ценить супруга и любить его таким, как есть.

Главное дело женщины в ее жизни—семья и дети. Дети—это отдельная песня. Детей встречается много. Те, что на побережье океана,—играют в футбол, и те, кто с матерью или родителями—выглядят очень свободными, счастливыми и здоровыми. Но есть и дети-попрошайки—из бедных семей, мать идет с ними в кафе, на набережную,—они просят милостыню, порой очень настойчиво. Иногда это прикрывается продажей какой-нибудь мелочи. Не удержалась, купила однажды вечером в кафе на набережной розу за несоразмерные деньги у 7-летней молчаливой девочки—красавицы с кроткими огромными нежными глазами, подошедшей к нашему столику.

Как закон и традиции защищают семью и права детей? Мужчина, согласно традициям, может жениться, если только может содержать семью. В прежние времена жену для сына выбирала мать, и он не имел права ее ослушаться.

Интересный обычай у берберов (в стране живут преимущественно берберы и арабы). Когда девочка подрастала, она должна была сама соткать ковер, где языком символов-рисунков рассказывала о себе, какая она и что хочет в жизни и какого мужа, какую семью и отношений. Далее ее родители присматривали кандидата в мужья и через соседей и знакомых посылали ему в родительский дом этот ковер тайно—чтобы там его прочли и решили, хотят или не хотят ответить взаимностью. Если ковер не возвращали обратно до конца 3-го дня—значит, брак состоится. На 3-й день чаще всего мать жениха приглашала девушку в хамам (баню), чтобы убедиться, что та здорова, красива и сможет родить здоровых детей. Если мать жениха все устраивало, начинали готовиться к свадьбе. Жених встречал будущую жену только на свадьбе.

О разводах: последние годы есть закон, что если муж подает на развод,—они делят совместно нажитое имущество пополам. Если есть дети до 18 лет,—оставляет жене и детям все имущество и платит еще алименты. Но бывшая жена не имеет права выйти замуж повторно, пока ее младшему ребенку не исполнится 18 лет. Если выйдет, все имущество и детей забирает бывший муж, даже если он к тому времени женат на другой.

Согласно традициям, недопустимо мужчинам «приставать» к замужней женщине. Если она закричит и позовет на помощь—такого смельчака-Дон-Жуана могут чуть ли не побить камнями окружающие. Равнодушно никто мимо не пройдет.

Иман Заглул — разбивает представление о восточных женщинах. Она живет в Марокко, не носит хиджаб, занимается разработкой программ по защите трудовых прав и выступает за продвижение идей равенства в обществе. Мы встретились с Иман на мероприятии ГО «Трудовые инициативы» и поговорили о том, насколько сложно девушке заниматься вопросами равенства в ее стране и с какими проявлениями несправедливости сталкиваются женщины в Марокко.

Иман, как человек, который занимается защитой трудовых прав в Марокко, расскажите, как обстоит сегодня ситуация с гендерным равенством на рынке труда в вашей стране?

Согласно последним данным Индекса гендерного разрыва, Марокко занимает 136 место. Десять миллионов женщин сегодня не трудоустроены, и это при том, что все население страны составляет меньше 40 млн. А если же говорить о разрыве в оплате труда, то в среднем мужчины в Марокко зарабатывают в четыре раза больше, чем женщины.

Но наблюдается ли хоть какой-то прогресс в вопросе прав женщин?

Позвольте мне рассказать вам одну историю. В 2012 году общественность потрясла история изнасилования 16-летней школьницы. В марокканском уголовном кодексе был пункт, позволяющий насильнику жениться на жертве и таким образом избежать тюремного заключения. Ту девушку к браку принуждали ее родственники, которые не хотели огласки скандала. Не выдержав давления, она покончила собой, приняв крысиный яд. После этой трагедии по всей стране вспыхнули протесты и акции в поддержку прав женщин. И в конце-концов, спустя два года эту статью убрали из кодекса. Так что, действительно, вопрос гендерного равенства поднимается в марокканском обществе.

Пару лет назад мы на WoMo о скандале вокруг марокканской телепрограммы, в которой женщин учили накладывать макияж, чтобы скрыть кровоподтеки и синяки — последствия домашнего насилия. Какие конструктивные меры предпринимаются, дабы решить проблему насилия?

Совсем недавно был принят закон о противодействии насилию в отношении женщин. Однако он очень туманный, и многие важные положения касательно превентивных мер и санкций в него не включены. Мы недавно провели исследование касательно положения женщин — это был внутренний закрытый опрос. Хотелось узнать, какова ситуация с ущемлением прав женщин на самом деле.

Мы узнали, что 50% случаев насилия в отношении женщин — это, собственно, домашнее насилие. Однако оказалось также, что чаще всего насилию подвергаются учителя и работники сферы образования. Кто на них поднимает руку? Родители учеников и сами студенты.

Второй момент — экономическое насилие, в рамках которого муж может ограничивать свою жену в средствах. Этот вид насилия, кстати, ведет за собой и физическое.

Что касается сексуальных домогательств на работе, то в категорию риска попадают женщины, работающие в частном секторе, потому что зачастую они официально не оформлены и не имеют никаких прав на защиту.

Я считаю, что гендерный вопрос, в частности проблема гендерно обусловленного насилия, должны быть включены во всевозможные важные документы: трудовое и уголовное законодательство, уставы на рабочих местах и т.д. И было бы целесообразно принять закон, касающийся насилия и сексуальных домогательств именно на работе.

Семья вас поддерживает в вашей активистской деятельности?

Моя семья — это семья активистов, поэтому я с ранних лет впитала этот дух бунтарства. Это у меня в крови. Да, я — мусульманка, но я не ношу головной убор. Морокко — это не Саудовская Аравия, где головной убор обязателен. Я свободна и не должна делать того, что не хочу. Но это не означает, что я не уважаю выбор других женщин покрывать голову.

А вы ощущаете давление со стороны общества или семьи, что должны как можно быстрее стать матерью?

Работающим матерям в Марокко приходится непросто — они несут двойную нагрузку, потому что, как правило, домашние обязанности лежат на плечах именно женщины. Со стороны общества я ощущаю давление, мол, время идет, биологические часы тикают. Но все зависит от семьи. Я замужем, но детей у меня пока что нет, и моя свекровь говорит, что «всему свое время».

Вы — счастливица!

Да, мне точно повезло! Но еще я умею выстраивать границы. Я четко даю понять людям, что не стоит лезть в мою личную жизнь, и точно также не вмешиваюсь в их.

Беседовала Таня Касьян

Валерия (Амира)
Возраст: 25 лет

Я родилась в Киеве 25 лет назад. Чтобы чем-то меня занять в подростковом возрасте и уменьшить количество бесполезного времяпрепровождения во дворе, мама отдала меня на курсы английского, там у меня появилась любовь к иностранным языкам. Ближе к окончанию школы я уже твердо знала, что поступать буду в лингвистический университет. За это время я окончила курсы английского, год попробовала себя в испанском языке, а любовь ко всему восточному подтолкнула меня к идее подавать документы и на факультет турецкого языка (просто потому что там латиница; к арабскому я относилась с пренебрежением и, когда родители предлагали его учить, фыркала: «Сами учите эти каляки»).

Поступила я в Киевский национальный лингвистический университет на испанскую филологию. На первых курсах я между тем с ностальгией вспоминала Турцию и Египет, куда мы ездили отдыхать. Там я впервые услышала азан, увидела покрытых с ног до головы мусульманок. По моей юношеской наивности я была уверена, что все мусульмане выглядят как те, которых мы видим в курортной зоне. Так было до поездки в ОАЭ, где я увидела ислам совсем с другой стороны. «Угнетенные мусульманские женщины» больше не казались мне угнетенными, напротив, они с такой гордостью носили свои хиджабы, что мне они показались очень счастливыми, а любые сообщения украинских и российских СМИ о незавидной женской роли в исламе - враньем. Мой энтузиазм и интерес долго ограничивался парой групп «ВКонтакте», где я ежедневно читала простые и интересные факты о мусульманских странах и исламе.

Однажды в группе опубликовали пост о благе тому, кто прочтет суру Аль-Каф («Пещера») в этот день (была пятница). Мое любопытство заставило меня взять в руки экземпляр Корана и прочесть ее. Дома у нас были и Библия, и Коран, потому что моя мама читала их для сравнения. Так я ради интереса начала читать Коран. Я мечтала сходить в мечеть, у нас она в Киеве есть, но у меня не было компании, а сама я туда идти боялась. Время шло, и я поняла, что это все действительно мое, я хочу принять ислам. Я перерыла интернет в поисках того, что для этого надо, и поняла, что даже одного намерения достаточно (ведь откуда мне было взять свидетелей-мусульман, если среди моих друзей таковых не было?). На свой день рождения я прочла шахаду. Этот день стал для меня особенным: 19 апреля 2013 года. Я родилась заново. Конечно, покрыться мне не хватало смелости, поэтому о хиджабе как об основополагающей части моей веры я не думала. В августе того же года в фейсбуке я познакомилась со своим будущим мужем, из приличия ответив на его вопрос, действительно ли я мусульманка. Одно сообщение за другим, и мы стали общаться. Будущий муж стал для меня первым учителем по исламу, терпеливо отвечал на все мои вопросы. Потом, собравшись с мыслями, я решила пойти в мечеть. Спасибо моим родителям, что поддержали меня в этот момент и поехали со мной. Для меня это было очень важно. Там я стала ходить на занятия по основам религии (мухтасар) и начала учить арабский алфавит. Теперь он мне уже нравился.

Поскольку мой новый «знакомый» оказался из Марокко, я мигом вспомнила о сериале «Клон» - часть сюжета разворачивается именно в этой стране, если вы помните. Я стала смотреть его, чтобы понять быт и культуру. У меня как у новообращенной мусульманки некоторые моменты не укладывались в голове: Жади с покрытыми волосами и голыми плечами совсем не была похожа на мусульманку, каковой она должна была быть. На все подобные размышления мой будущий супруг находил очень логические доводы, объяснения и факты. Мы решили пожениться, когда он приедет ко мне в Киев. Я сделала приглашение, он купил билеты, забронировал отель около моего дома. Ровно через 7 месяцев со дня знакомства он сошел с трапа самолета на украинскую землю. Через 2 дня мы прочитали никах в мечети. Помню удивленную улыбку нашего фотографа, которая искренне не понимала, почему мы не могли взять друг друга за руку до заключения брака. Две недели он пробыл в Украине, а потом снова вернулся в Марокко. Пока муж был в Киеве, мы подали документы на визу в Марокко на лето.

Переезд самым сложным оказался для моих родителей: я единственный ребенок в семье и собралась жить за тридевять земель. Страна мне показалась колоритной, интересной, все такие приветливые, улыбчивые. Только потом я узнала, что, если человек здесь улыбается вам при встрече, это не значит, что он продолжит быть доброжелательным к вам, когда вы отворачиваетесь.

Жених и невеста всю гулянку должны сидеть на троне, есть нельзя. Невесту только забирают переодевать

Но эти нюансы менталитета и воспитания стали мне понятными не сразу. Встретили нас хорошо. Первый шок случился на свадьбе: нам практически ничего не подарили. Было больше сотни гостей, а из подарков два набора посуды, три набора стаканов (у нас они в супермаркете по три доллара), рамка для фото и два одеяла. За первым шоком сразу же был второй: подарки вручались родителям мужа. Они же их все и распечатали, отчитавшись лишь с утра: «Вот смотрите - это вам подарили и это». Дарили ли деньги, я никогда не узнаю. Знаю лишь, что некоторые суммы дарили специально для свадьбы: чтобы сделать ее помпезной. Здесь, кстати, отношение к свадьбам, мягко скажем, особенное: такой показухи я не видела нигде. Последнюю копейку отдадут, могут кредиты брать и сидеть на молоке и яйцах, но свадьбу отгуляют со сменой пяти кафтанов для невесты (чем больше раз меняют одежду, тем выше статус у пары).

Мы свадьбу гуляли в доме двоюродного брата свекрови. Его жена училась на Украине в медицинском, поэтому была рада такому знакомству. Мужчины сидели отдельно от женщин. Женщины находились в салоне (салон, кстати, центр любого марокканского дома), там был установлен трон жениха и невесты: для меня и для супруга, естественно. Мужчины праздновали в саду. Сделано это для удобства женщин: они могут снять хиджаб и вдоволь потанцевать. Повара готовили еду, официанты разносили. Жених и невеста всю гулянку должны сидеть на троне, есть нельзя. Невесту только забирают переодевать. У меня было два платья: пакистанский кафтан я привезла из Киева, а марокканскую национальную такшиту мне сшила свекровь. Она портниха и шьет только традиционную одежду. Только когда меня забрали переодеваться, в комнате я могла что-то съесть. Потом кортеж с молодоженами везет их в новый дом, все едут следом и сигналят, а на следующий день продолжают праздновать.

Мои мама с папой совершенно не были против брака, поддерживали меня, страшило их только расстояние. Родители мужа отнеслись к нашему браку благосклонно. Муж еще с подросткового возраста говорил, что на местной не женится. Ему не нравится марокканский менталитет, и теперь я понимаю почему.

Марокканские женщины в большинстве своем алчные и корыстные. Деньги и золото - это все, что их волнует. Преданность вере марокканок тоже вызывает сомнения, впрочем, как и всех этнических мусульманок. Дело в том, что женщина может носить хиджаб всю жизнь и так и не узнать, зачем она это делает. Просто такая дань традиции или потому что в семье так делают. Торчащие волосы из-под платка или платок с джинсами в обтяжку - грустная норма. Мусульманки лицемерны в религии и многое делают напоказ, не имея благих намерений. Конечно, бывают и другие истории, но сейчас такое отношение женщин к исламу и материальным ценностям можно наблюдать регулярно.

После свадьбы мы сменили два жилья. Первые две квартиры были в традиционных домах, обычно в них четыре-пять этажей. В первой мы жили на последнем, четвертом, этаже, под террасой. Летом была невыносимая жара, потому что терраса нагревалась, а зимой - дикий холод. Я сидела дома в двух шерстяных свитерах и двух штанах, поверх которых накидывала домашний халат, и все равно было холодно. На улицу можно было выйти погреться, но так как мы жили на четвертом этаже (в Марокко счет идет не с первого этажа, потому что там обычно гаражи и помещения, которые сдают под магазины), потолки были высокими, а я - беременной, мне не хотелось слишком часто спускаться и подниматься. Пожили мы там полгода и переехали на соседнюю улицу, там уже жили на втором этаже. Было теплее и намного удобнее. Пять месяцев назад мы переехали в жилой комплекс. В Марокко их все больше и больше. Многие марокканцы всю жизнь жилье снимают, а не покупают. Цена аренды зависит от места: в Касабланке можно снять квартиру на периферии в старом доме долларов за 350, а в Танжере такие же апартаменты в центре обойдутся в 120. Малюсенькое экономжилье в Марокко стоит от 25 тысяч долларов, а удобные и большие квартиры - от 70.

У марокканского быта много общих мест с бытом украинским, но, с другой стороны, многие вещи здесь воспринимаются по-другому. Например, жаловаться на здравоохранение не придется, если найти хорошего врача: по везению или через знакомых. Всю беременность я наблюдалась у русской женщины, которая тоже жила в Тетуане. Врач она от Бога, и я рада, что мне посоветовала встретиться с ней моя подруга (она тоже русская).

Рожала я уже у марокканки, по совету нашего врача, и осталась довольна ее отношением. Роддомов здесь как таковых нет, в клиниках есть родильные залы, из которых выписывают на следующий день. Так что надо быть бодрой!

Разницы в жилищных условиях между Марокко и Украиной я сейчас не чувствую, потому что живу в обыкновенном ЖК. До самого большого в городе супермаркета - пять минут пешком; вокруг много магазинов одежды, мебели, спортивных товаров, а еще везде открыты кафе. В Марокко есть и мировые сети: Venezia Ice, Pizza Hut, McDonald"s. Несетевые заведения обычно маленькие: кофе и закуски и несколько столиков. Вокруг жилых комплексов всегда есть ларьки с фруктами, товарами для дома и самыми необходимыми продуктами, и все под носом. Мне здесь все очень нравится. Вообще, ощущение от жизни логичным образом зависит от уровня дохода и условий, которые вы можете себе позволить. Бывает по-разному.

Марокканская кухня, о которой в СНГ почти никто ничего не знает, очень классная, насыщенная и разнообразная. Почти сразу же, как я приехала, муж научил меня готовить традиционный бархатный суп - хариру - и сейчас говорит, что он у меня получается даже лучше, чем у его мамы. Маме он, конечно, в этом не признается, но она сама нахваливает украинскую невестку, когда ее спрашивают, умею ли я готовить (читай: не морю ли я мужа голодом). Марокканцы преданы своей национальной кухне, а ко всем остальным относятся с прохладой. Позже я научилась делать рыбный тажин и еще один северомарокканский суп - байсар. А вот кускус не осилила: муторно. На удивление всем, мой марокканец очень любит наши блюда, поэтому мне легче в этом плане. С удовольствием ест борщ, гречневый суп, сырники, перловку, ну а самое любимое блюдо у него - это гречневая каша с грибочками и куриной грудкой. У нас она по пятницам (гречка сместила традиционный пятничный кускус).

Если рядом будут сидеть двое мужчин, ни один не уступит место женщине - сидеть рядом с незнакомым мужчиной в Марокко не надо. Поэтому часто женщины стоят около своих мужей

Города в Марокко разные, устройство во многом зависит от того, когда они строились, но в каждом обязательно есть медина (старая часть города). Там всегда самые классные базары. Там можно найти самые красивые и интересные вещицы, которых не будет ни в одном супермаркете. Когда я приехала в Марокко, я ожидала примерно такую картину: пустыня, по которой медленно идут берберские караваны верблюдов, касбы (крепости), небольшие древние городишки с мединами и узенькими улочками, но Марокко на самом деле намного более развитая и современная страна, а верблюды и узкие мощеные улицы - туристическая приманка, потому что это экзотично.

В Рабате и Касабланке, например, отличные трамвайные сети с прекрасным оснащением и красивыми вагонами. Автобусы есть в любом городе: заходишь через задние двери, платишь за проезд, потом выходишь через любые. Зайцев отлавливают контролеры. Если рядом будут сидеть двое мужчин, ни один не уступит место женщине - сидеть рядом с незнакомым мужчиной в Марокко не надо. Поэтому часто женщины стоят около своих мужей. Есть такси: маленькие ездят в пределах города, а покрупнее перевозят по шесть человек зараз, и тут уже расстояние варьируется. Вообще, без личного автомобиля в Марокко трудно, потому что нет такой системы общественного транспорта, которая была бы удобна для передвижения в любую часть поселения или района.

Городская и общественная жизнь идет своим чередом. Люди, например, любят чужих детей и всегда стараются залезть в коляску лицом, чтобы поцеловать незнакомого ребенка. Мне понятно, что это от доброжелательности, но как молодая мама я этому противлюсь по объективным причинам. С другой стороны, есть и позитивные моменты: если ребенок бежит, запинается и падает, все взрослые еще до того, как он все понял и начал плакать, начинают хлопать в ладоши и кричать: «Браво!» Это гениальная находка, на мой взгляд. У воспитания детей есть и минусы, конечно: мамы редко гуляют с малышами, в Марокко не так много рекреационных кружков и студий, поэтому часто после школы они просто болтаются на улицах. Если в семье их должным образом не воспитывали, то и поведение у них соответствующее. Семьи в Марокко в большинстве своем многодетные, и, к сожалению, мамы иногда совсем не уделяют своим ребятам внимания: любят трещать с подружками на улице, пока дитя ищет приключений.

Российским и украинским властям можно только поучиться профессионализму местных управленцев, которые укладывают среди прочего качественные дороги и следят за развитием инфраструктуры

Народных праздников в Марокко немного: все знают, что мусульманских вообще два, и именно их отмечают с наибольшей радостью. По окончании священного месяца Рамадан - Ид аль-Фитр и окончание паломничества - Ид аль-Адха (на родине более известный как Курбан-байрам). Остальное к религии не относится, хотя в Марокко и устраивают гулянья на Маулид ан-Наби - день рождения пророка Мухаммеда (очень современный «праздник», совсем недавно его начали отмечать) или день Ашура, в который были созданы небеса, земля и первый человек - пророк Адам. Отмечают Зеленый марш (когда марокканцы совершили массовый поход в Сахару), День независимости, День трона. День молодежи всегда отмечают вместе с днем рождения короля. Сменится король - сменится и дата для первого праздника. Короля любят и гордятся им. Он отстраивает страну. Российским и украинским властям можно только поучиться профессионализму местных управленцев, которые укладывают среди прочего качественные дороги и следят за развитием инфраструктуры. В забытых деревнях и то ровненький асфальт. Король заботится об историческом наследии страны, реставрирует античные постройки и храмы. Медицина и образование в Марокко на приличном уровне, правда, нужно платить. И чем больше платишь - тем лучше. Но так везде.

Официальных языков в Марокко два: берберский и арабский, французский - первый иностранный. Вывески часто делают на трех языках. Марокканцы говорят на дариже - местном диалекте арабского языка, и он довольно сложный. У него нет письменности, а устный язык учить сложнее. Русские девушки осваивают его по самодельным словарям-тетрадкам, находят какие-то решения для записи. Пока что я выкручиваюсь с английским, на дариже знаю только необходимые слова. Марокканцы - такие люди, что, если им очень надо, они и по-русски тебя быстренько поймут. С мужем мы общаемся по-английски, дарижа грубый, жесткий, он меня как-то ранит.

Я не жалею о переезде в Марокко и совершенно счастлива в этой стране. Марокканцы, как и все другие, бывают разными: и добрыми, и непонятными, природа Марокко разнообразна и прекрасна, у страны громадное культурное наследие и длинная, захватывающая история. Здесь много красивого: еды, обычаев, людей, архитектуры, и я не могу быть недовольна выбором, который сделала несколько лет назад.

2. Портреты короля Мохаммеда Шестого и его отца Мохаммеда Пятого висят в каждой лавке, кафешке и магазине - и это не культ, а настоящая искренняя любовь.
3. Столицей Марокко является Рабат, а не Марракеш, как думают многие.
4. Курс национальной валюты дирхам по отношению к доллару 7 MaD = 1 USD, к евро 10 MaD = 1 EUR.
5. Марроканский дирхам - одна из самых устойчивых валют в мире по отношению к доллару.
6. Когда приходит новый король - меняют рисунок на банкнотах. Вместо портрета прежнего короля ставят портрет нового. Либо сразу обоих.
7. Население Марроко составляют арабы (около 60%) и берберы (40%). А также небольшое число негров (туарегов, малийцев и пр.)
8. Слово бербер произошло от французкого слова «варвар».
9. Согласно древней традиции, мужчины-туареги обязаны скрывать свое лицо. Если вы увидели лицо взрослого туарега - знайте, что он обязан убить вас, в противном случае, он убивает себя. Понятно, что сейчас эта традиция не соблюдается.


10. Многие дети учат Коран с 5 до 12 лет.
11. Молельные комнаты есть на каждой автозаправке и вокзале.
12. Второй язык после арабского в Марокко - французский.
13. Кроме того, многие владеют берберским языком, чья письменность почти утеряна.
14. Берберы и арабы - азартные торговцы. Если ты купишь вещь за цену, которую предлагают сначала - удовольствия от сделки не получит никто. Смело, нагло и хладнокровно сбивайте цену в 5, а то в 10 раз. Всегда называйте цену ниже чем той, которую вы хотели бы заплатить.
15. Хороший способ отвязаться от приставучих «помощников» - начать тараторить на непонятном для них языке, например, по-русски.
16. На рынках в больших городах некоторые торговцы знают русские числительные и слово «шалтай-болтай».
17. Чтобы европейцу попасть в Марокко, нужно лишь заполнить миграционную карту.
18. Марокканцу же, чтобы попасть в Европу, нужно ждать несколько месяцев, заполнить массу анкет, пройти собеседование и пр. Принцип взаимности в дипломатии здесь не работает.
19. В больших туристических городах местные воспринимают белых как мешки с деньгами и делают все, чтобы заработать на них.


20. Вдали от туристических маршрутов местным жителям нет никакого дела до туристов.
21. Самые интересные места в Марокко - именно там, где не ходят туристы.
22. Никто толком не может объяснить, почему марокканцы, особенно женщины в хиджабах, не любят, когда их фотографируют. По одной из версий, они боятся, что из фотографий с ними сделают открытки. Другая версия связана с их неграмотностью (многие девочки в раннем возрасте уходят замуж, не получив даже начального образования), и фотокамера для них - шайтан-машина, могущая навести порчу или сглаз. В любом случае, нужно уважать их просьбы и не делать фотографий, если они попросили их не снимать.
23. Марокканцы так и норовят оказать помощь, когда их не просят, а потом клянчить за это деньги.
24. На избитых туристических маршрутах очень развит обмен берберских сувениров на одежду, снаряжение, электронику.
25. Мне удалось не обменять, а продать за деньги берберу свои старые кроссовки. Т. е. не я отдал деньги, а мне заплатили местные берберы.
26. Моя коронная фраза при заключении сделки - «Ну хорошо, твоя взяла, но я хочу вооон тот маленький подарок на память от тебя».
27. Если вы купили кожаное изделие в Марокко - не удивляйтесь его специфическому запаху. Просто перед тем, как его изготовили, кожу вымачивали в конской моче в дубильнях города Феса.
28. Шаурма в Москве готовится по аналогичной в Марокко технологии. Только в Марокко получается вкуснее и раза в два дешевле.
29. Вообще, цены в Марокко не сильно разнятся с российскими. Например, финики стоят так же, как и в Москве. Возможно, такие цены только для иностранцев.


30. Сбор фиников - непростое и опасное занятия. Высота пальмы может достигать 20 метров, и бывали случаи падения крестьян с пальм.
31. В оазисах с пальм падают медовые финики чуть больше, чем желтое яичко Киндер-сюрприза.
32. Цвет марокканских домов совпадает с цветом почвы, на которой стоят.
33. На территории Марокко в Атласских горах стоит гора Джебель Тубкаль (4165 м) - высшая точка Сахары и Северной Африки.
34. С конца декабря до середины февраля в Марокко можно кататься на горных лыжах.
35. «Бербер виски» - это крепко заваренный зеленый чай с мятой и брикетом сахара. Обычно его пьют из восточных чайничков и стопок. Наливают «длинный» чай.
36. Некоторые берберы употребляют вино. Водитель джипа «Дефендера», бербер, хвастался мне, что у него мощный организм и он может бухать ночами на пролет, и потом как огурчик. А еще он говорит, выпей «бербер виски» - и ты будешь весь день летать. На что я сказал ему: «Приезжай в Россию, выпей стакан водки и ты не сможешь встать два дня».
37. Пустынные колодцы делают из бетона вручную.
38. Вода из колодцев в пустыне - теплая, с песочным привкусом.
39. Средний верблюд-дромедар (одногорбый) стоит 1000 евро.
40. В Марокко полно Мерседесов S-класса 1980-хгодов. Они используются в качестве маршрутных такси.


41. Большинство автомобилей ездят на дизельном топливе.
42. В такси принято садиться по шесть человек, не включая водителя. Два человека спереди на пассажирском сиденье, и четыре сзади.
43. Мопеды очень распространены в Марокко. На одном мопеде может запросто ехать семья из мужа, большой жены и двоих детей. Ну и грузкакой-нибудь.
44. Женщины надевают многослойные одежды - так им не жарко в том климате. Нередко внешний слой остается черным.
45. Многоженство могут себе позволить только зажиточные мужчины. Я не встречал ни одного с двумя и более женами.
46. Один таксист сказал мне: «Извини за такой бестактный вопрос… Почему же все-таки Путин воюет с Чечней? Потому что они мусульмане, да?».
47. Когда в Марокко слышат слово «Россия» тут же говорят, «Ооо, Владимир Путин!».
48. На светофорах в городах все бибикают просто так.
49. Едва ли кто-то хочет вас обидеть, посигналив вам. Скорее всего, это означает: «Привет, как дела», «Эгей, я еду!», «Проходите, пожалуйста!», «Мир тебе, брат!», ну иличто-тов таком духе.


50. Водители никогда не нервничают за рулем (я не видел ни одного).
51. Марокканские мальчишки обращаются с мячом не хуже нашей сборной по футболу.
52. Футбол - одна из самых горячо обсуждаемых тем в Марокко.
53. В Марокко мексиканские сериалы переводят на арабский и крутят по телевидению. Смотрят в основном мужчины.
54. Попрошайки приезжают на место работы на такси.
55. В Касабланке бедные фавелы соседствуют с белоснежными дворцами.
56. Богатые дома огораживают толстые заборы и в бетон сверху вмораживают осколками бутылок - похлеще колючей проволоки.
57. «Аллаху акбар!» в переводе значит «Аллах велик». «ИншАлла» - «На все воля Творца». «Ассалямуаелекум!» - «Мир вашему дому».