Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Биография. Лифшиц михаил александрович Михаил Лифшиц - На деревню дедушке

Из краткой биографии Мих. Лифшица (Дм. Гутов).
"Начало того, что принято называть оттепелью, было отмечено публикацией в "Новом мире" статьи Лифшица "Дневник Мариэтты Шагинян" (1954. № 2), памфлета, в котором он дал портрет сталинской интеллигенции с ее пустозвонством, с поразительным сочетанием эпического восторга с безразличием и равнодушием к делу. Портрет был блестящий, хотя сам предмет и не был слишком красив.

Михаил Лифшиц - На деревню дедушке

Работа известного советского философа-марксиста Михаила Лифшица "На деревню дедушке" была написана в первой половине 60-х, но не была пропущена цензурой. Этот маленький шедевр очень необычный по форме изложения для марксистской литературы был напечатан лишь в 1990 году ротапринтным способом тиражом 300 экземпляров.

Известный современный писатель Михаил Лифшиц интересен тому, кто раскрывает книгу ради художественной правды, кто не забыл, что чтение - это эстетическое и нравственное занятие.

Михаил Лифшиц - Русская классическая критика

В области художественной критики русская мысль XIX века имеет особые заслуги, которые бросаются в глаза каждому бескорыстному и образованному судье. Критика Белинского, Чернышевского, Добролюбова стоит одиноко во всей мировой литературе, у других народов не было ничего подобного. Говоря так, мы не хотим умалить достоинство западных авторов. Сент - Бёв, Мэтью Арнолд или Джон Рескин были артистами своего дела.

Михаил Александрович Лифшиц (23 июля 1905, Мелитополь - 28 сентября 1983, Москва) - советский философ-марксист, эстетик и литературовед. Действительный член АН СССР (1975).

Поступил учиться во ВХУТЕМАС (Высшие государственные художественно-технические мастерские - затем ВХУТЕИН - советский аналог немецкого «Баухауза») в 1923 г. как художник, в 1929 г. разошёлся со своими учителями из-за тенденции отрицания классического наследия и перешел на работу в Институт Маркса и Энгельса, где стал заниматься вопросами эстетики с маркистской точки зрения. В 1930 г. встречается с Д. Лукачем, оказавшим на него большое влияние, причем сам Лукач признавал, что Лифшиц тоже оказал на него большое влияние:

«Я всегда с величайшей радостью думаю о нашей первой встрече в 1930-м году. Это был первый и с тех пор единственный случай в моей долгой жизни, когда я сошёлся с гораздо более молодым учёным без того, чтобы при этом могла бы возникнуть даже идея возможности отношения между учителем и учеником... То, что это моё впечатление не было чисто субъективным, показывают наши последующие сочинения... Поэтому тот, кто говорит здесь о положении ученика, говорит здесь чистейшую глупость, которая не соответствует фактам» .

В кружок Лифшица-Лукача, объединившийся вокруг журнала «Литературный критик» входило еще несколько критиков и литературоведов, к нему примыкал знаменитый писатель А.П.Платонов. Они заинтересовались реконструкцией эстетических взглядов К.Маркса. Лифшиц создает антологии «Маркс и Энгельс об искусстве» и «Ленин об искусстве». Также он пишет работы о Д.Вико, И.Винкельмане, Г.Гегеле. Официальные литературоведы возглавляемые А.А.Фадеевым (В.В.Ермилов, В.Я.Кирпотин), объявили эти взгляды «страшным течением», которое угнетает советских писателей и даёт им неверные образцы для подражания вроде А.Платонова. Лифшиц ответил на этот донос статьёй «В чём сущность спора?» в «Литературной газете». После этого постановлением ЦК ВКП(б) «Литературный критик» был закрыт и Лифшиц замолчал на 11 лет.

В 1941 г. он уходит на добровольцем на войну. Ему пришлось даже выходить из окружения, что тогда могло кончиться для него плохо, так как он уничтожил свой партбилет и другие документы, но всё обошлось, возможно благодаря заступничеству А.Т.Твардовского .

После смерти И. В. Сталина Лифшиц опубликовал в «Новом Мире» статью «Дневник Мариэтты Шагинян» (1954. № 2), вызвавшую литературный скандал, после чего был исключен из КПСС. В 1950-е годы возникло сотрудничество с Э.В.Ильенковым. Ильенков с друзьями решили перевести на русский книгу Лукача «Молодой Гегель» и встретили трудности при переводе некоторых философских терминов. Они написали письмо Лукачу, тот им ответил, но спросил, почему они обратились к нему, когда в Москве живет человек, не хуже него могущий ответить на эти вопросы. В Ильенкове Лифшиц нашел союзника, с которым он обсуждал многие философские проблемы, особенно проблему идеального.

Взгляды Л. однако были далеки от политического либерализма. Критиковал модернизм. 8 октября 1966 года Лифшиц публикует в «Литературной газете» памфлет против современного искусства «Почему я не модернист?», а в 1968 г. - книгу «Кризис безобразия» (см. ниже). Однако, оставаясь в жестких рамках марксизма, Лифшиц, тем не менее, высказывал далеко не тривиальные идеи, почему и в настоящее время они вызывают интерес.

Михаил Александрович Лифшиц (23 июля 1905, Мелитополь — 20 сентября 1983, Москва) — советский философ-марксист, эстетик и литературовед. Действительный член АХ СССР (1975).

Поступил учиться во ВХУТЕМАС (Высшие государственные художественно-технические мастерские — затем ВХУТЕИН — советский аналог немецкого «Баухауза») в 1923 как художник, в 1929 разошёлся со своими учителями из-за тенденции отрицания классического наследия и перешёл на работу в Институт Маркса и Энгельса, где стал заниматься вопросами эстетики с марксистской точки зрения. В 1930 г. встречается с Д. Лукачем, оказавшим на него большое влияние, причем сам Лукач признавал, что Лифшиц тоже оказал на него большое влияние.

В кружок Лифшица-Лукача, объединившийся вокруг журнала «Литературный критик» входило ещё несколько критиков и литературоведов, к нему примыкал знаменитый писатель А. П. Платонов. Они заинтересовались реконструкцией эстетических взглядов К.Маркса. Лифшиц создает антологии «Маркс и Энгельс об искусстве» и «Ленин об искусстве». Также он пишет работы о Д.Вико, И.Винкельмане, Г.Гегеле. Официальные литературоведы, возглавляемые А. А. Фадеевым (В. В. Ермилов, В. Я. Кирпотин), объявили эти взгляды «страшным течением», которое угнетает советских писателей и даёт им неверные образцы для подражания вроде А. Платонова. Лифшиц ответил на этот донос статьёй «В чём сущность спора?» в «Литературной газете». После этого постановлением ЦК ВКП(б) «Литературный критик» был закрыт и Лифшиц замолчал на 11 лет.

В 1941 он добровольцем уходит на войну. Ему пришлось даже выходить из окружения, что тогда могло кончиться для него плохо, так как он уничтожил свой партбилет и другие документы, но всё обошлось, возможно благодаря заступничеству А. Т. Твардовского.

Лифшиц последовательно критиковал модернизм. 8 октября 1966 года он публикует в «Литературной газете» памфлет против современного искусства «Почему я не модернист?» (название пародирует известные статьи позитивиста Б.Рассела "Почему я не коммунист?" и "Почему я не христианин?"), а в 1968 — книгу «Кризис безобразия».

В 1961 г. по просьбе А. Т. Твардовского Лифшиц написал рецензию на повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Во многом благодаря этой рецензии повесть была опубликована в журнале "Новый мир". Однако Солженицын впоследствии назвал Лифшица «ископаемым марксистом», на что тот ответил, что ископаемые бывают полезные, и уж лучше быть ископаемым марксистом, чем ископаемым защитником реставрации Бурбонов.

Книги (5)

Диалог с Эвальдом Ильенковым (проблема идеального)

«Диалог с Эвальдом Ильенковым» — одна из последних незаконченных работ выдающегося философа Михаила Лифшица, в центре которой проблема реальности идеального.

Решая ее в духе своей онтогно — сеологии и теории тождеств, Михаил Лифшиц вступает в полемику не только со своим другом и единомышленником Эвальдом Ильенковым, но и с основными направлениями философской мысли современности. Коперниковский поворот его онтогносеологии заключается в программе Restauracio Magna — возвращения классики, постижение которой, по мнению Михаила Лифшица, доступно только свободному человеку.

Мифология древняя и современная

В книгу вошли избранные работы Михаила Лифшица, относящиеся к истории художественной культуры и эстетике.

Мифы древности, полные глубокого содержания, автор отличает от современного декадентского мифотворчества, возникшего на почве ложной фантазии, общественных предрассудков, буржуазной идеологии эпохи ее заката.

В книге представлены различные жанры литературной деятельности автора — исторические и теоретические статьи, анализ художественных произведений, публицистика.

Очерки русской культуры

Книга Михаила Лифшица, составленная в соответствии с замыслом автора, содержит главные работы выдающегося философа, в которых раскрывается идеал русской культуры: от лекций по русской иконе, прочитанных в Третьяковской галерее в 1938 г., до не завершенной при жизни большой работе о А.С. Грибоедове и его комедии.

Выдвинутая Лифшицем еще в 1930-х гг. концепция «великих консерваторов человечества» доказывает свою продуктивность на примере анализа творчества Л.Н. Толстого и Ф.М.Достоевского. Особое место в книге принадлежит А.С.Пушкину, его творчеству и философии русской истории, глубина которой показана Лифшицем в его книге о Пушкине (1937) и в лекциях о русской культуре (1943).

Работы о русской демократической критике, заметки о М.А.Булгакове, А.Т.Твардовском и А.И.Солженицыне помогут читателю освободиться от либеральных и «почвеннических» мифов.

Почему я не модернист?

В сборник вошли философско-эстетические и искусствоведческие работы М.А.Лифшица, в том числе не публиковавшиеся, а также переписка выдающегося философа, воспоминания о нем и полемические материалы о его знаменитой статье «Почему я не модернист?», давшей название книге.

В центре внимания автора узловые теоретические проблемы реализма, взятого в историческом многообразии классических и современных форм, и его антипода — модернизма, от кубизма до поп-арта. Значительное место отведено в издании теме «фашизм и искусство», рассматриваемой на материале Италии и Германии 1920-1940-х гг. Внимание читателя привлекут и суждения М.А.Лифшица о противоречивости советского искусства и творчестве его виднейших представителей — В.Маяковского, Вс.Мейерхольда, С.Эйзенштейна, М.Булгакова, А.Твардовского, других художников.

Для научных работников, аспирантов и студентов, специализирующихся в философии, эстетике и искусствознании.

Эстетика Гегеля и современность

В сборнике представлены материалы научной конференции, посвященной 150-летию со дня смерти Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), проходившей в Академии художеств СССР, в которых раскрывается непреходящее значение наследия великого представителя немецкой классической философии для актуальных задач современного искусства, современной эстетики. В докладах обсуждаются вопросы методологических проблем эстетических исследований, оценки гносеологической концепции современного искусства в эстетике Гегеля.

Для специалистов и читателей, интересующихся теоретическими проблемами искусства.

Лифшиц Михаил

Михаил Лифшиц - Краткая биография

МИХ. ЛИФШИЦ

Краткая биография.

Михаил Александрович Лифшиц (23 июля 1905 года, Мелитополь - 20 сентября 1983 года, Москва) - одно из самых загадочных и парадоксальных явлений советской эпохи.

Философ, эстетик, публицист он приобрел широкую и скандальную известность как обскурант и мракобес, как гонитель всего прогрессивного в искусстве, после того как опубликовал 8 октября 1966 года в Литературной газете свой памфлет против современного искусства "Почему я не модернист?". Резонанс этой публикации был колоссален, но он бледнеет рядом со славой, которую принесла Лифшицу вышедшая двумя годами позже книга "Кризис безобразия" (М., 1968), эта библия антимодернизма.

Известный диссидент и литературовед Лев Копелев в письме к автору книги назвал его протопопом Аввакумом нового эстетического старообрядчества. Сказано неплохо. Действительно, "Кризис безобразия" написан с энергией и литературной выразительностью достойной великого раскольника 17 века. Материалы дискуссий и круглых столов, посвященных анафеме "Кризиса" и ее автора, Лифшиц аккуратно складывал в папку с надписью "Хор невылупившихся птенцов", иногда давая названия и отдельным материалам. На распечатке одного из общественных осуждений он написал: "Мыши кота хоронили".

Юмор не покидал этого "главного теоретика Суслова", хотя время становилось все менее и менее смешным. Когда Солженицын назвал в одной из своих книг Лифшица ископаемым марксистом, тот в присущей ему манере ответил, что ископаемые бывают полезные, и уж лучше быть ископаемым марксистом, чем ископаемым защитником реставрации Бурбонов.

Сегодня в текстах доброго, старого советского времени заметны оттенки, которые были плохо различимы на плоском фоне позднесоветской пропаганды. Лифшиц умел ценить мыслителей, представляющихся слишком простыми тем, кто не способен слышать нюансы интонации. Вот что пишет он об одном из них: "Но пора уже понять, что Чернышевский писал умно, с тонкой, иногда почти неразличимой иронией, притворяясь ради исследования истины простаком, как Сократ, или эпатируя своих современников резкими суждениями, чтобы разбудить их от долгого сна". ("Искусство и современный мир", М., 1978, с. 7.)

Стоицизм, с которым автор "Кризиса" встречал, чтобы мягко выразиться, непонимание, был подготовлен всей его биографией. По сути, она представляет собой непрерывный и острейший конфликт независимой интеллектуальной позиции с модернистами-новаторами, с одной стороны, и ортодоксами, с другой. В своей иронической, а часто и сатирической манере, он расправлялся с теми и другими, выбирая для атак время, наименее подходящее с житейски-прагматической точки зрения. Конечно, споры 1970-х годов, должны были казаться Лифшицу детским лепетом, по сравнению с теми дискуссиями, в которые он был втянут уже с середины 1920-х годов, и в которых, как он однажды заметил, аргументация напоминала звук падающий мины, привет с того света.

Уже первый программный текст Лифшица 1927 года под названием "Диалектика в истории искусства" с его предельно заостренными формулировками ("Вопреки ходячим фразам нашего века абсолютная красота существует так же, как абсолютная истина"), носит сознательно шокирующий характер. Особенно учитывая время и тот факт, что его 22 летний автор учится в это время во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе, куда он поступил в 1923 году, как художник, овладевший тайнами авангардистской живописи. Переживший внутренний кризис модернизма и обратившийся к традициям реалистической классики в нужное время и в нужном месте, Лифшиц обвиняется в "правом уклоне в искусстве" и резко расходится со своими учителями. С 1929 года дальнейшая учеба становится для него невозможной. Но школа, пройденная у Павла Флоренского и Давида Штеренберга, не пропала даром. В советское время, Лифшиц оставался единственным автором, писавшим против современного искусства, с пониманием своего предмета.

В том же 1927 году Лифшиц, изучающий самостоятельно немецкий язык, делает открытие, что у Маркса была своя система эстетических взглядов, чего тогда не подозревал никто. Он начинает собирать материалы к антологии "Маркс и Энгельс об искусстве", выходящей в 1933, 1938, 1957, 1967, 1976, 1983 годах. В 1938 году он издает антологию "Ленин о культуре и искусстве". По сути, он в одиночку создает марксистско-ленинскую эстетику, впрочем, отличающуюся от того, что преподавалось под этим именем в СССР как земля от неба.

С 1929 года Лифшиц работает в Институте Маркса и Энгельса, с 1930 года в созданном там кабинете философии истории. Для того чтобы понять, как позиция Лифшица выглядела уже не со стороны новаторов, но со стороны ортодоксальной, приведем один замечательный документ, опубликованный в последнее время. Это письмо будущего академика П. Юдина новому директору института В. Адоратскому о кабинете философии истории и о работающих там Лукаче и Лифшице. (См. А. С. Стыкалин. "Дьердь Лукач - мыслитель и политик". М., 2001, с. 79.) "В задачу этого кабинета входила работа над историческим материализмом. Но об истмате они и не думали. Там всего есть несколько случайных книжек по истмату.... Ни одна из проблем марксизма не разрабатывалась, не говоря уже об изучении ленинизма. Ни в одном из перечисленных кабинетов нет ни единой книжки Ленина или о Ленине. В философском кабинете есть отдел по современной философии. Собраны все идеалисты-мракобесы (Шпенглер, Гуссерль, Шпет т т.д.), но к числу современных философов руководителями кабинета Ленин не причислялся".

Так начинались 1930-е годы. Главное десятилетие в жизни Михаила Лифшица. Эпоха, когда были сформулированы его основные идеи, к более детальной разработке которых, он обратился только уже в конце жизни. В 1935 году он публикует книгу "Вопросы искусства и философии", сборник его важнейших текстов по истории общественной мысли и, как он сам выражался, "вопросов искусства в широком смысле слова". В эти годы приходилось держаться "на почтительной дистанции от вопросов столь серьезных, как первичность материи и вторичность духа". "Более свободным казалось минное поле искусства и литературы, чем мы и занимались с дерзостью, по тем временам неслыханной, вызывая удивление обычных литературных дельцов и других прохиндеев", как написал Лифшиц в одном из своих последних текстов. ("Диалог с Эвальдом Ильенковым". М., 2003, с. 20.) Закачивались 1930-е не менее драматично, чем начинались. К 1937 году литературная активность Лифшица почти останавливается. В 1941 году он уходит на фронт.

Эпоха борьбы с космополитизмом, не миновавшей и Лифшица, в некоторых его текстах (а он не любил писать мемуары) находит глухой отзвук. "После войны многое изменилось, и время было нелегкое. По возвращении с военной службы я чувствовал себя вполне забытым, где-то на дне, а надо мной была океанская толща довольно мутной воды. Это, разумеется, вовсе не жалоба никто не знает заранее, что человеку хорошо или плохо. При всех своих понятных читателю жизненных неудобствах столь незавидное положение было для меня отчасти благоприятно, если не сказать большего". ("Диалог с Эвальдом Ильенковым". М., 2003, с. 14.)

Начало того, что принято называть оттепелью, было отмечено публикацией в "Новом мире" статьи Лифшица "Дневник Мариэтты Шагинян" (1954. №2), памфлета, в котором он дал портрет сталинской интеллигенции с ее пустозвонством, с поразительным сочетанием эпического восторга с безразличием и равнодушием к делу. Портрет был блестящий, хотя сам предмет и не был слишком красив. Лифшиц однажды привел слова Гете о Лессинге, сказавшего, что писатели эпохи Лессинга живут как насекомые в янтаре.

Лессинг молчал о философии, как пишет Лифшиц: "не брался за такие темы и был прав, хотя отсюда вовсе не следует, что он был счастлив. Напротив, как сказал тот же Гете, Лессинг был очень несчастлив, вследствие ничтожности предметов, которыми ему пришлось заниматься, и потому что эти занятия были связаны с постоянной полемикой". ("Искусство и современный мир", М., 1978, с. 8.) Резонанс от публикации в "Новом мире" был не меньший, чем спустя 14 лет от "Кризиса безобразия". В официальных отзывах Лифшица обвиняли в "нездоровом, мещанском нигилизме", в том, что "на тридцать седьмом году нашего пути" он ставит под сомнение социалистические идеалы, в снобизме и проповеди антипатриотических концепций. Лифшица исключают из партии. После всех этих приключений, хор невылупившихся птенцов, уже не мог слишком испугать.

При жизни Михаила Александровича его книг было опубликовано очень немного. Трехтомник вышел уже после смерти в 1984-1987 годах. Книга "В мире эстетики" в 1985 году. И если что-то происходило в жизни автора невпопад, то эти посмертные публикации стали апогеем несвоевременности. На дворе уже шумели другие времена. Публику темы русской революционной демократии, марксизма, наследия Ленина и наследия 1930-х годов, коли и волновали, то только в самом негативном смысле. Выдумать более непопулярные темы, чем оглавление этих книг, было невозможно. Говоря о своих идеях, Лифшиц спрашивал "Имело ли это какое-нибудь практическое значение? Если говорить о реальном ходе жизни - почти никакого". ("В мире эстетики". М., 1985, с. 310.) Если так было в 1930-е, чего уж говорить о конце 1980-х.

Михаил Александрович Лифшиц

Лифшиц Михаил Александрович – теоретик и историк культуры, доктор философских наук. В 1923 году поступил в Высший художественно-технический институт. Преподавательскую и научную работу по философии в вузах и научных учреждениях Москвы вел с 1925 года. Участник Великой Отечественной войны. С 1963 года – ст. н. с. Института истории искусств. Действительный член Академии художеств СССР. Выступал против социологического вульгаризаторства и против модернизма. В 50–60-х годах участвовал в дискуссиях о реализме, защищал его как образное выражение правды, общественного идеала, раскрываемого в конкретной форме. В дискуссии об идеальном (60 – нач. 80-х годах) поддерживал и развивал социально-историческую концепцию. В трудах о Гегеле, Винкельмане, Лессинге, Толстом и др., в исследованиях об античной мифологии разрабатывал диалектическую концепцию культуры.

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 398-399.

Лифшиц Михаил Александрович (10(23).07.1905, Мелитополь - 20.09.1983, Москва) - философ, литературовед, искусствовед и публицист. Д-р философских наук, действительный член академии художеств СССР. Участник Великой Отечественной войны. В 1923-1925 годы учился во ВХУТЕМАСе. С 1925 года занимался преподавательской и научной работой. Круг его исследовательских интересов весьма широк: немецкая (прежде всего классическая) философия, наследие Маркса и Ленина, эстетика, этика, теория литературы и искусства, диалектика познания (теория отражения, онтогносеология), анализ западной культуры и др. Работы Лифшица 30-х годов, посвященные изучению взглядов Винкельмана, Гегеля, Маркса и Ленина, вошли в книгу «Вопросы искусства и философии» (1935). В эти же годы им составлены антологии «Карл Маркс и Фридрих Энгельс об искусстве» (1937) и «Ленин о культуре и искусстве» (1938). Благодаря первой общественность была ознакомлена с Марксовой критикой уравнительного коммунизма, отрицающего «личность человека».

Лифшиц активно участвовал в литературно-эстетическом процессе и дискуссиях в стране. Выступал против вульгарного социологизма с его односторонним подходом к творчеству (усматривающего, напр.. в произв. Гоголя апологию «обновленного феодализма»). В защиту подлинного реализма («Литературоведы о реализме», 1957), с критикой модернизма («Почему я не модернист?», 1966, 2009) и либерализма («Либерализм и демократия», 1968), прокладывающего, по его мнению, дорогу своей противоположности - псевдопатриотизму и великодержавности. Социальной основой тоталитарных режимов XX века считал слияние «темного демократизма» мелкобуржуазных слоев с иррационализмом интеллектуальной элиты, авангардистской богемы. Альтернативу этому Лифшиц видел в объединении всего «производительного населения», независимо от взглядов и убеждений, против злоупотребления властью манипуляторов сознанием. В течение жизни разрабатывал «онтогносеологию» и «теорию тождеств». Логоцентризму и линейности идеалистической диалектики противопоставлял реальную диалектику циклов движения и развития («У меня, - писал Лифшиц - две формы тожества или два типа единства противоположностей; дифференциал между ними»). Понятия «истинной середины», «дифференциала» и органического синтеза у Лифшица исключают релятивизм и иррационализм, ведут к классике (к образцу, реальному абсолюту), в т. ч. и в объективном мире, к его центру, каким является человек. В диалоге со своим другом и единомышленником Ильенковым отстаивал концепцию идеального, рассматривал его как реальное свойство бытия, как «максимум всех вещей», присущий не только обществу, но и природе. Природа без человека не полна, она движется «к себе» в деятельности человека, «она мыслит и чувствует себя нами». Будущее «царство свободы» - это «стихийная разумность» и «разумная стихия», гармония человека с разбуженными им силами объективного мира. Философские идеи Лифшица не нашли законченной систематической формы. Из научного архива Л. опубликованы: «Поэтическая справедливость» (1993), «Очерки русской культуры» (1995), «Диалог с Э. Ильенковым. Проблема идеального» (2003), «Что такое классика? Онтогносеология. Смысл мира. «Истинная середина» (2004). Оказал влияние на мн. философов, литературоведов и искусствоведов.

В. Г. Арсланов

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков. – М., 2014, с. 333.

Сочинения: Собр. соч.: В 3 т. М., 1984-1988; Против вульгарной социологии. Критические заметки. 1936; Кризис безобразия (совм. с Л. Я. Рейнгардт). М., 1968; Искусство и современный мир. 1978; Мифология древняя и современная. М., 1980; Либерализм и демократия. Философские памфлеты. 2007; Надоело: В защиту обыкновенного марксизма. М.. 2012; О Гегеле. М., 2012.

Литература: Михаил Александрович Лифшиц (Сер. «Философия России второй половины XX века»). М., 2010.

Михаил Александрович Лифшиц (23 июля 1905 года, Мелитополь - 20 сентября 1983 года, Москва) - одно из самых загадочных и парадоксальных явлений советской эпохи.

Философ, эстетик, публицист он приобрел широкую и скандальную известность как обскурант и мракобес, как гонитель всего прогрессивного в искусстве, после того как опубликовал 8 октября 1966 года в Литературной газете свой памфлет против современного искусства "Почему я не модернист?". Резонанс этой публикации был колоссален, но он бледнеет рядом со славой, которую принесла Лифшицу вышедшая двумя годами позже книга "Кризис безобразия" (М., 1968), эта библия антимодернизма.

Русская национальная философия (собрание трудов и материалов об их создателях).

Сочинения:

Вопросы искусства и философии. М., 1935;

Великий французский просветитель. – «Новый мир», 1953, № 6;

«Философия жизни» И.Видмара. – Там же, 1958, № 12;

В мире эстетики. – Там же, 1964, № 2;

Либерализм и демократия. – «ВФ», 1968, № 1;

Эстетика Гегеля. – Там же, № 4;

Интеллигенция и народ. – В кн.: Проблемы рабочего движения. М., 1968;

Карл Маркс. Искусство и общественный идеал. М., 1972;

Критические заметки к современной теории мифа. – «ВФ», 1973, № 8, 10;

Искусство и современный мир. М., 1973;

К спорам о природе искусства. – «Художник», 1974, № 11;

Лессинг и диалектика художественной формы. – «ВФ», 1979, № 9;

Мифология древняя и современная. М., 1980;

Об идеальном и реальном. – «ВФ», 1984, № 10;

Эстетика Гегеля. – В кн.: Эстетика Гегеля и современность. М., 1984;

Собр. соч. в 3 т. М., 1984–1988;

Сейчас нам кажется, что истины не... (из неопубликованных статей). – «Свободная мысль», 1992, № 6.

Литература:

Михаил Александрович Лифшиц (Сер. «Философия России второй половины XX века»). М., 2010.