Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Философская проблематика в творчестве бунина. И. А. — Разное — «Философская проблематика одного из произведений…. Сюжет философского произведения

Сочинение: Бунин. И.А. - Разное - "Философская проблематика одного из произведений русской литературы ХХ века. (Смысл жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»)"

"Философская проблематика одного из произведений русской литературы ХХ века. (Смысл жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»)"

Философская проблематика одного из произведений русской литературы ХХ века.

(Смысл жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»)

Хотя мы и смертны, но должны

не подчинятся тленным вещам,

но, насколько возможно, подниматься

до бессмертия и жить согласно

с тем, что в нас есть лучшего. Аристотель.

Тысяча девятьсот пятнадцатый год. В самом разгаре первая мировая война. Её пожар раздут отнюдь не без участия «отборного общества». «Говорят Брианы, Милюковы, - пишет И. Бунин, - а мы ровно ничего не значим. Миллионы народа они готовят на убой, а мы можем только возмущаться, не более. Древнее рабство? Сейчас рабство такое, по сравнению с которым древнее рабство – сущий пустяк». Вот это цивилизованное рабство Бунин и показал в своем рассказе «Человек из Сан-Франциско». Сюжет произведения несложен. Герой рассказа, богатый американский бизнесмен, имени которого даже не упоминается, достигнув высокого материального благополучия решает устроить для своей семьи длительное путешествие. Но все планы разрушает одно непредвиденное обстоятельство - смерть героя.

Главной идеей является не просто история об американском бизнесмене. Она более масштабна. Казалось бы, главный герой умирает – сюжетный потенциал исчерпан. Но границы рассказа оказываются значительно шире границ истории. Перед читателем появляется панорама Неополитанского залива, зарисовка уличного рынка, образы лодочника Лоренца и абруццких горцев и, наконец, образ «Атлантиды» - парохода, возвращающего мертвого господина в Америку.

«Атлантида» замыкает композиционный круг рассказа. Если в начале господин сам развлекается на пароходе – общается с богатыми людьми, наблюдает за яркой порой «влюбленных», то в конце то же самое происходит с другими пассажирами, а «глубоко под ними, на дне темного трюма,» стоит гроб господина, который некогда планировал развлекаться целых два года. Гроб в трюме – своеобразный приговор бездумно веселящемуся обществу, напоминание о том, что и богатые люди отнюдь не всесильны и не всегда определяют свою судьбу. Богатство отнюдь не залог счастья. Последнее – в совсем иных человеческих измерениях.

Независимость человека от его социального положения или богатства – главная тема произведения.

Кроме того, в рассказе раскрывается тема счастья. Правда, представление о нём у господина и его семьи своеобразно. Для героя счастье – сидеть и рассматривать фрески рядом с миллиардером, для его дочери – выйти замуж за принца. Любовь, как и другие чувства в «отборном обществе», искусственно. Доказательством этого является пара, специально нанятая для того, чтобы играть влюбленных.

Нарушение планов господина происходит уже в Неапале. Неподвластная господину и поэтому непредсказуемо капризная природа заставляет его отправиться на Капри.

Автор очень подробно и детально описывает распорядок существования господина. Трижды в рассказе почти останавливается сюжетное движение, отменяемое сначала методичным изложением маршрута круиза, потом размеренным отчетом о «режиме дня» на «Атлантиде» и, наконец, тщательным описанием порядка, заведенного в неополитанском отеле. Механически разлинованы «графы» и «пункты» существования господина: «во-первых», «во-вторых», «в-третьих»; «в одиннадцать», «в пять», «в сеть часов». В целом регламентированность образа жизни американца и его компаньонов задает монотонный ритм описанию всего социального мира, заставляет читателя увидеть искусственность, механичность и монотонность жизни «отборного общества».

Выразительным контрастом пунктуальному миру господина становится не предсказуемая стихия подлинной жизни. На фоне четкого распорядка существования героя его смерть кажется «нелогичной». Но ещё более «нелогичными» и непредсказуемыми оказываются действия служащих отеля и «отборного общества». Они явно не довольны тем, что смерть господина нарушила их веселье. Хозяин отеля чувствует вину за то, что не сумел скрыть случившегося. Со смертью героя теряется его власть над людьми. На просьбу жены господина из Сан-Франциско найти гроб хозяин отеля цинично предлагает ящик из-под содовой воды, в котором тело и доставляется на пароход.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, - житейской мудрости, доброте, духовности.

Работая над рассказом, писатель вносит в дневник следующую запись: «Плакал, пиша конец». Бунин отнюдь не оплакивает своего героя, а испытывает боль от мертвящей жизни богатеев, которые вершат судьбы простых людей.

«Бунин с удивительным искусством возводит прозу в сан поэзии», - пишет Юлий Айхенвальд. И с этим трудно не согласиться. Действительно, мир прозы Бунина также удивительно гармоничен, как и поэтический мир. Читая Бунина, мы убеждаемся, как много поэзии в нашей прозе и как обыкновенное сродни прекрасному.

В своем творчестве писатель обращается к самым различным темам. В мир художественной литературы И. А. Бунин входит как автор произведений о русской деревне. В 1910-1913 г. вышли в свет повести редкой глубины: «Деревня», «Суходол», - целая серия удивительных рассказов. К Бунину пришла слава, а вокруг этих произведений развернулся жаркий спор.

Удивительным и постоянным был интерес Бунина к тайным, сокрытым процессам в человеческой душе, незаметно для нее самой теряющей полноту чувств, полет мечты. «Чаша жизни», «Сын», «Отто Штейн», «Легкое дыхание», «Петлистые уши», «Сны Чанга» - перечень этих произведений трудно прервать, так как тема мира человеческих чувств и переживаний присутствует практически во всех произведениях Бунина.

В середине 1910-х годов у писателя возникает интерес к совсем иной тематике - общемировые процессы, которые в ту пору имели самые мрачные прогнозы. Первую мировую войну писатель определил как «беспримерную катастрофу», сравнив её с начальными страницами Библии. «Господин из Сан-Франциско» (1915) своим миром вопиющей фальши, парадоксального человеческого эгоизма и близорукости должен был содействовать отрезвлению, хотя непосредственных откликов на войну не содержал.

Уже первая фраза о выборе Господином (господин не имеет имени) маршрута для увеселительного круиза насыщена определенным смыслом. Автор представляет мораль богатых путешественников. Интересно понаблюдать за деталями. Корабль назван «Атлантидой», что, несомненно, вызывает ассоциацию с неизбежной гибелью. Разные «слои» плывущих располагаются на разных «уровнях жизни»: блестящие салоны с одной стороны, и «адские» топки кочегарки с другой. Все это можно сравнить с моделью неправого разобщенного мира. Жалкой щепкой выглядит корабль над могучими, грозными глубинами океана. А движение «Атлантиды» по замкнутому кругу и возвращение с телом уже мертвого Господина - символ бессмысленного перемещения в пространстве. Чувство надвигающейся катастрофы ясно читается в обычном описании.

В рассказе Бунина мы видим как проявления зла бытового, социального, так и зла абсолютного, метафизического.

Социальное зло предстает в рассказе в виде несправедливого буржуазного миропорядка, изображения неравенства людей. Это также и непоколебимая уверенность одних людей в том, что они вправе повелевать другими. Это и притворство многих людей, которые не просто живут, а лицедействуют, играют какую-нибудь роль, порой уже смертельно им надоевшую. И, наконец, социальное зло проявляется в том, что люди живут, подчинившись не естественному человеческому началу, а «логике вещей» - важнее всегда оказывается социальный статус человека, его место на социальной лестнице, а не его подлинная сущность.


Но не только социальное неблагополучие оказывается в поле зрения автора. Все проблемы, обозначенные Буниным, можно назвать вечными, неустранимыми, они существуют в любом обществе, и социальное зло - лишь следствие зла вечного, космического, мирового. Космическое зло проявляется в вечности, неуничтожимое™ любого зла. Не случайно в рассказе в качестве параллели судьбе господина упоминание о римском императоре Нероне Тиберии: « На этом острове две тысячи лет тому назад жил человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей».

Это зло не исчезло - оно возрождалось тысячи раз и возродилось в том же господине из Сан-Франциско. Космическое зло - это непонятность и враждебность человеку мировых стихий. Олицетворением мирового зла в рассказе является Дьявол, «громадный, как утес», следивший со скал за кораблем, - это символ темных, не подвластных разуму начал человеческой жизни. О борьбе за человеческие души Ф. М. Достоевский сказал так: « Дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей».

Рассказ о жизненном крахе самоуверенного «господина жизни» перерастает в лирически насыщенное размышление о связи человека и мира, о величии природного космоса и его неподвластности людским волям, о вечности и о непроницаемой тайне бытия.

Содержимое:

«Человек не только извечно лжет, он также извечно верит в добро, красоту и совершенство и видит их даже там, где их вовсе нет, или они существуют лишь в зачатке» (Э. М. Ремарк «Цитаты и афоризмы).

Тема: «Философская проблематика произведений БунинА и КупринА»

Серебряный век подарил миру таких известных писателей новой вехи реализма, как Бунин и Куприн. Их произведения отличаются изяществом, но вместе с тем, они отражают истинную жизнь, чувства и переживания героев. Философские основы, лежащие в основе многих произведений этих авторов, никогда морально не устареют. В том числе и такая философская категория, как любовь. Рассмотрим подробнее, как это чувство описывали писатели в своих романах? А также, каким образом они выражали свое отношение к нравственности и доброте, служению людям и верности философским принципам?

Произведение «Олеся» КупринА явилось одним из самых удачных в его творчестве. В центре повествования стоит человек, с его мыслями о смысле жизни, которые перемешиваются с холстами захолустья, а также недобрыми нравами перебродских крестьян. Писатель вводит своего читателя в весьма злой мир. Это деревенский быт, который сдобрен невежеством, хамством, грубостью и пьянством. Это мир не думающих людей, а индивидов, пытающихся выжить в столь суровых условиях действительности. Но писатель не ввергает читателя в ужас, ибо рассмотренному миру он противопоставляет гармонию и красоту, а также истинную любовь. Что такое любовь в понимании КупринА? Писатель с уверенностью говорит о том, что в любви проявляется человек, его мировосприятие и характер. Именно благодаря этому волшебному чувству, которое включает в себя множество иных философских подкатегорий (нравственность, жертвенность, привязанность к ближнему), человек становится лучше. Конечно, это не относится ко всем людям! Нет, нет! Мы помним «Евгения Онегина», где любовь Татьяны не смогла изменить главного героя! Можно привести сотни...
примеров, тем не менее, любовь лечит уставшую и грешную душу. Автор в «Олесе» становится продолжателем гуманитарной миссии русской литературы и ярым сторонником исцеляющего свойства любви! Именно в этом смысл философского начала его произведений.

Рассуждая о таком творце слова, как Бунин, поневоле вспоминаются его «Темные аллеи». Несмотря на то, что это произведение трудно отнести в разряд известнейших и популярнейших среди обычного читателя, тем не менее, оно прекрасно. Бунин — это тот писатель (по мнению автора сочинения), которому свойственно лаконичность изложения и отсутствие сложных форм. Такие формы, например, есть Достоевского, поэтому его так сложно читать. «Темные аллеи» можно свести к двум составляющим: это сцена узнавания друг друга и поток сожаления о несбывшейся любви, счастье, а также обо всей жизни. Герой — это человек условностей. Ему диктует их общество, поэтому в конце он сожалеет о том поцелуе женщине, которую когда то любил. Отказавшись от нее, он поверг себя в пучину серости и непреходящей тоски, сам того не подозревая и не понимая. Иллюзии — это то, чем живет большинство современных людей. Не подозревая и не понимая сути происходящего, мы всю жизнь что-то ищем, не находя сего, становимся философами. Одно только утешает: наш опыт поможет нашим детям. А что же главная героиня в «Темных аллеях»? Она почти не пострела, а ведь прошло много лет..
Она любила и ждала, но ее нравственная страсть осталась на неизменном уровне. Он не посмела осудить этого мужчину даже для самой себя. Эта любовь, которая живет в ее сердце, просто потрясает воображение. Скажем больше: она непонятна для многих читателей. Особенно, для современных молодых людей и девушек. Тем не менее, она была и есть, поскольку философские категории, никогда не уйдут в небытие.

В поэзии Бунина одно из ключевых мест занимала философская лирика. Вглядываясь в прошлое, писатель стремился уловить «вечные» законы развития науки, народов, человечества. В этом был смысл его обращения к далеким цивилизациям прошлого – славянской и восточной.

Основа бунинской философии жизни – признание земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека и человечества. В его лирике обостряется ощущение фатальной заключенности человеческой жизни в узких временных рамках, чувство одиночества человека в мире.

Стремление к возвышенному соприкасается с несовершенством человеческого опыта. Рядом с желанной Атлантидой, «бездной голубой», океаном появляются образы «нагой души», «ночной грусти». Противоречивые переживания лирического героя ярче всего проявились в глубоко философских мотивах мечты, души. Воспеваются «светлая мечта», «крылатая», «пьянящая», «счастье просветленное». Однако столь возвышенное чувствование несет в себе «небесную тайну», становится «для земли – чужим».

В прозе одним из самых известных философских произведений Бунина является рассказ «Господин из Сан-Франциско». Со скрытой иронией и сарказмом описывает Бунин главного героя - господина из Сан-Франциско, не удостаивая его даже имени. Сам же Господин полон снобизма и самодовольства. Всю жизнь он стремился к богатству, примером для себя поставив самых богатых людей мира, пытался достичь того же благополучия, что и они. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка и, наконец, пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие: «До этого момента он не жил, а существовал». А господину уже пятьдесят восемь лет…

Герой считает себя «хозяином» положения, но сама жизнь опровергает его. Деньги - могущественная сила, но на них невозможно купить счастье, благополучие, уважение, любовь, жизнь. К тому же в мире есть сила, которая неподвластна ничему. Это природа, стихия. Все, на что способны богачи, наподобие господина из Сан-Франциско, - это максимально отгородиться от нежелательных им погодных условий. Однако стихия все равно сильнее. Ведь от ее благосклонности зависят их жизни.

Господин из Сан-Франциско считал, что все вокруг создано лишь для того, чтобы исполнять его желания, герой свято верил в могущество «золотого тельца»: «Он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание». Да, богатство американского туриста, словно волшебным ключом, открывало многие двери, но не все. Оно не смогло продлить ему жизнь, оно не оберегло его и после смерти. Сколько раболепия и преклонения видел этот человек при жизни, столько же унижений испытало его бренное тело после смерти.

Бунин показывает, сколь призрачна власть денег в этом мире, и жалок человек, делающий ставку на них. Сотворив себе кумиров, он стремится достичь того же благосостояния. Вот, кажется, цель достигнута, он на вершине, ради которой много лет трудился, не покладая рук. А что он сделал, что оставил потомкам? Даже имени его никто не запомнил.

Среди цивилизации, в повседневной суете человеку легко потерять себя, легко подменить настоящие цели и идеалы мнимыми. Но этого нельзя делать. Необходимо в любых условиях беречь свою душу, хранить те сокровища, которые есть в ней. К этому нас и призывают философские произведения Бунина. Этим произведением Бунин пытался показать что человек может потерять себя, но при любых условиях он должен сохранить в себе нечто большее -, и это бессмертная душа.

Вывод

Мне кажется, что, будучи наследником глубоких лирических традиций в поэзии (философской, мыслительной), заложенных еще Пушкиным, Баратынским и Тютчевым, Иван Бунин, используя свой отточенный и утонченный дар Поэта, основанный на тончайших нюансах наблюдений за природой и душевными переживаниями человека, углубил и развил эти темы настолько, что они стали вообще основными в русской лирике. Истоки поэтического дара Бунина его многочисленные исследователи и биографы (О. Михайлов) видят в необычной "душевной организации автора", в его артистической способности использовать глубинную, актуализированную память, вмещающую в себя огромные пласты мировой культуры, включая мифическую, эпосную и фольклорную основы. Во всем своем творчестве Бунин пытался показать бессмертие души человека, и он это передавал читателю смысл не буквально, а пользуясь разными способами в своих произведениях.

Список литературы

1. http://www.litra.ru/

2. www.referat.sta/

3. http://bolshoy-beysug.ru/

Философская проблематика произведений Бунина, последнего русского и классика и, как назвал его Максим Горький, «первейшего мастера современной литературы», охватывает широкий спектр вопросов, которые остаются актуальными и в наше непростое дисгармоничное время.

Разложение крестьянского мира

Изменения в бытовой и нравственной жизни крестьян и печальные последствия от подобных метаморфоз показаны в повести «Деревня». Герои этого произведения - кулак Тихон и бедный поэт-самоучка Кузьма. Философская проблематика произведений Бунина выражена восприятием двух противоположных образов. Действия происходят в начале века, когда голодная и нищая деревенская жизнь под влиянием революционных идей на время оживает, но затем снова погружается в глубокую спячку.

Писатель остро переживал неспособность крестьян противостоять опустошению их родных деревень, их разрозненность. Главной бедой их, он полагал, была их несамостоятельность, в чем и признается главный персонаж произведения: «Думать не умею, не научен». И этот недостаток, считал Иван Бунин, был последствием долгого крепостничества.

Судьба русского народа

Философская проблематика произведений Бунина выливалась в горькие рассуждения о судьбе русского народа. Как выходца из дворянской семьи его всегда привлекал психологический анализ простого человека. Истоки национального характера, его положительные и отрицательные черты он искал в истории русского народа. Существенного различия между мужиком и помещиком для него не существовало. И, хотя дворяне были истинными носителями высокой культуры, роли крестьян в становлении исконно русского духовного мира писатель всегда отдавал должное.

Любовь и одиночество

Иван Бунин - непревзойденный лирик. Рассказы, написанные в эмиграции, являются почти поэтическими произведениями. Любовь для этого писателя не была чем-то длительным. Она всегда прерывалась или по воле одного из героев, или под влиянием злого рока. Но расставание и одиночество человек испытывает наиболее остро заграницей. Философская проблематика произведений Бунина - это также чувства русского человека, находящегося в эмиграции. В рассказе «В Париже» автор повествует о случайной встрече двух одиноких людей вдали. Оба они находятся далеко от России. Вначале их сближает русская речь и душевное родство. Знакомство перерастает в любовь. И когда главный герой внезапно умирает, женщина, возвращаясь в пустой дом, испытывает чувство утраты и душевную пустоту, которую едва ли она сможет восполнить в чужой стране, далеко от родного края.

Темы, которые затрагивал классик русской литературы в своих произведениях, касаются актуальных и на сегодняшний день вопросов. Современному читателю близка философская проблематика произведений Бунина. Сочинение на тему, связанную с творчеством этого писателя, помогает развить внутренний мир школьника, учит мыслить самостоятельно и формирует нравственное мышление.

Смысл жизни

Одной из бед современного общества является его безнравственность. Она появляется незаметно, разрастается и в какой-то момент начинает порождать ужасающие последствия. От них страдает и отдельные люди, и общество в целом. А потому, на уроках литературы уделяется немалое внимание такой теме, как философская проблематика произведений Бунина. Сочинение по рассказу «Человек из Сан-Франциско» учит детей пониманию важности духовных ценностей.

Материальным благам сегодня уделяется столь огромное значение, что современные дети, порою, и не догадываются о существовании иных ценностей. Философия безликого человека, который так долго и упорно увеличивал свои богатства, что разучился видеть мир таким, каким он есть, и как следствие - трагический и жалкий конец. Такова основная идея рассказа о богатом господине из Сан-Франциско. Художественный анализ этого произведения позволяет подросткам иначе взглянуть на идеи, которые царят сегодня в сознании многих людей. Людей, которые патологически стремятся к успешности и материальному процветанию и, к сожалению, нередко служат примером для неокрепшей личности.

Чтение произведений русской литературы способствует формированию правильной нравственной позиции. Сочинение на тему «Философская проблематика произведения Бунина "Человек из Сан-Франциско"» помогает ответить на самые, пожалуй, злободневные вопросы.

Прошедший век подарил русской культуре плеяду гениальных художников. Их творчество стало достоянием мировой литературы. Нравственные основы произведений этих авторов морально никогда не устареют. Философская проблематика произведений Бунина и Куприна, Пастернака и Булгакова, Астафьева и Солженицына - достояние русской культуры. Их книги предназначены не столько для занимательного чтения, сколько для формирования верного мировоззрения и уничтожения ложных стереотипов. Ведь никто столь точно и правдиво не говорил о таких важных философских категориях, как любовь, верность и честность, как классики великой русской литературы.