Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Бельский картины с названиями. Художник Богданов-Бельский Николай Петрович: биография, особенности творчества, лучшие картины. За давностью лет

ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ (ЧАСТЬ 41 - ТЕМА ДЕТСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. БОГДАНОВА-БЕЛЬСКОГО)

Эта, на мой взгляд, самая весенняя картина в творчестве художника Богданова-Бельского позволяет сегодняшний материал рубрики «Выставка одной картины» посвятить биографии этого замечательного живописца по двум причинам. Во-первых, картины художника часто встречаются в моих тематических подборках о детях, школе, зиме и т.д., и нет смысла еще раз дублировать их здесь. А во-вторых, на сайте www.bibliotekar.ru я нашел отличную, самую подробную в инете биографию Богданова-Бельского, написанную членом Союза художников России, кавалером ордена Карла Фаберже Анатолием Перевышко для журнала «Петербургский художник».
Поэтому с радостью процитирую ее в Дневнике для вас и себе на память.
Но сначала полюбуемся картиной весеннего паводка.

Николай Богданов-Бельский Переправа

Столько в картине солнца и тепла, хорошего настроения и юмора, что картина не ассоциируется с половодьем и нынешними сообщениями СМИ о затопленных селах Урала, Волгоградской области, Ставропольского края и Прибалтики.

Николай Петрович Богданов-Бельский

8 декабря 1868, д. Шопотово, Бельский уезд, Смоленская губерния, Россия -
19 февраля 1945, Берлин, Германия

Николай Богданов-Бельский Автопортрет 1915 г.

Русский художник-передвижник.
Николай, внебрачный сын батрачки, родился в деревне Шопотово (в одной из биографий указана другая деревня - Шитики) Смоленской губернии.
При крещении его записали Богдановым, т. е. - богом данным. А Бельским он стал впоследствии, присоединив к фамилии название родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости.
Первые два года он проучился в родной деревне. В школе преподавал священник. При его содействии мальчик и попал к С. А. Рачинскому. Это была легендарная личность. Профессор биологии, богатый человек, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят.
Поэтому картина художника «На пороге школы» (или У дверей школы) (1897, Государственный Русский музей) является практически автобиографической.

Николай Петрович Богданов-Бельский У дверей школы 1897 г.

Чтобы попасть в эту школу, мальчику пришлось выдержать экзамен. Экзамен для маленького Николя, как его впоследствии будет уважительно называть С. А. Рачинский, состоял в том, что он должен был нарисовать одного из преподавателей школы в профиль. Портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым и его приняли в народную школу С. А. Рачинского в селе Татево.

Николай Петрович Богданов-Бельский Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского. 1895 г.

Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьба художника. Сам Николай Петрович часто говорил: «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан». Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).

Николай Богданов-Бельский Воскресное чтение в сельской школе 1895 г.

«Маленьким мальчиком, - вспоминал художник, - я нарисовал на пробу нашу колокольню, а потом дьячка. Сказали: и дьякон, и колокольня совсем, как настоящие».
Тринадцатилетним, Рачинский отдал Николая в Троице-Сергиеву лавру - монастырь, где была рисовальная школа. В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие деньги в то время.

Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. В Троице-Сергиевой лавре он пробыл два года. Затем Рачинский определил его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он шел по классу пейзажа, делая большие успехи. За наброски с натуры часто получал первые номера. Учителями у него были славные русские художники: В. Д. Поленов, В. Е. Маковский и И. М. Прянишников.
Подошел момент для написания выпускной (дипломной) картины на звание «классного художника». Пейзаж он любил, но изнутри что-то указывало на другое.
С такими неопределенными чувствами он уезжает в деревню Татево и встречается с Рачинским. Рачинский в разговоре с юношей наталкивает его на тему «Будущий инок». Будущий художник так был увлечен темой, картиной, что перед окончанием работы упал в обморок.

Николай Петрович Богданов-Бельский Будущий инок. 1889 г.

Успех у окружающих, детей в народной школе придал огромное воодушевление автору. Приближались дни отъезда в Москву, в Училище, но художник вдруг приуныл. Что же я повезу, думал он, ведь все ждут от меня пейзаж.
Наступил день отъезда. «Будущего инока» погрузили в сани. Прощальный взгляд С. А. Рачинского, вышедшего проводить на крыльцо дома. Лошадь тронула. Последние слова дорогого учителя на прощание: «Счастливый путь, Николя!» Заскрипели сани на морозе и легко понеслись по занесенной снегом дороге… На душе было тяжело от минут расставания с дорогим учителем, и какое-то смущение, горечь жгли сердце. Зачем, куда и что я везу с собой? Его кинуло в жар. А сани мчали в неизвестность неотвратимо. Будущий художник в дороге думал: «Как было бы хорошо, если бы картина погибла, потерялась. Разве не бывает так?» …И картину потеряли. Долго потом извозчик возвращался, все-таки ее нашли и благополучно доставили на место.

Как вспоминал сам художник: «Ну и началась в школе кутерьма!»
«Будущий инок» - работа, которую он представил на звание «классного художника», сверх всяких ожиданий имела огромный успех. Она была одобрена экзаменаторами и куплена с выставки Козьмой Терентьевичем Солдатенковым, крупнейшим собирателем произведений искусства, а затем уступлена им императрице Марии Федоровне. Тут же художнику были заказаны еще два повторения картины.
В январе 1891 года картина была представлена в экспозиции передвижной выставки в Киеве.
После посещения выставки художник М. В. Нестеров в письме своим родным пишет:
«…но Васнецов согласен, что Богданов-Бельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует…»
Отныне художник начинает жить на свои средства. В эту пору ему было 19 лет.
В дальнейшем определяющей в творчестве художника станет тема детства.

В 1890 году художник совершает поездку в Константинополь и на Афон.
На Афоне 19-летний Богданов-Бельский встречает 17-летнего Малявина, занимающегося там иконописью.
В 1894 - 1895 гг. Н. П. Богданов-Бельский продолжает учиться живописи в петербургской Академии Художеств у И. Е. Репина.
На деньги, вырученные за картину «Воскресное чтение» (1895, Государственный Русский музей), он едет в Париж, где занимается живописью в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси.
Затем он работает в Мюнхене и в Италии.

Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея) и «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).
Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей.
Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 - 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и других.
Он часто приезжает из родной деревни Татево, где у него была мастерская, в Петербург. Здесь он живет подолгу, исполняя заказы, а затем, заработав средства, возвращается к себе.
«Я так много лет провел в деревне, - говорил художник, - так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин».

Николай Богданов-Бельский с персонажами своих картин.

В это время написанные им картины приобретаются с выставок в крупнейшие собрания, в том числе, и в Третьяковскую галерею.
Богданов-Бельский становится участником Товарищества передвижников, участвует в выставках ТПХВ с 1890 по 1918 гг., множестве выставок в России и за рубежом, в Париже (1909), Риме (1911). Его работы воспроизводятся в журналах «Нива», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба».
В 1903 г. Николай Петрович Богданов-Бельский за заслуги на художественном поприще избран в академики живописи. Ему всего 35 лет. В 1914 г., в 46 лет, он становится действительным членом Академии художеств.

Н.П.Богданов-Бельский (фото)

После революции 1917 года жизнь художников-реалистов становится труднейшей.
По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941).
В Риге художественным музеем заведует известный художник, ученик А. И. Куинджи, выпускник Академии Художеств - В.-К. Ю. Пурвит. Он помогает Н. П. Богданову-Бельскому организовать персональную выставку в музее (в конце декабря 1921 - январе 1922), на которой представлено 52 произведения, многие из которых приобретается прямо на выставке.
Художник с увлечением работает над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии.
В 1923 г. проходит его вторая персональная выставка в стенах того же музея. Снова успех. Позже выставки художника в Рижском городском художественном музее пройдут еще в 1936 и 1940 годах.

Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей.
Дважды он выставляется в Париже – в галереях Magelan (1921) и d’Aligan (1931).
На первой советской выставке в Америке - в Нью-Йорке, в Grand Central Palace в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова, К. Юона и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище русского искусства.
На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.
В 1929 г. на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал отведен под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украшают страницы датской печати.
Зарубежные выставки Н. П. Богданова-Бельского прошли также в Питтсбурге (1925), Амстердаме (1930), Берлине (1930) и Белграде (1930).

Когда в 1928 году художнику исполнилось 60 лет, ему пришло множество поздравительных писем, телеграмм. И. Е. Репин прислал своему ученику из Куоккалы восторженное письмо, он радуется его успехам. В 1936 г. Богданов-Бельский отмечает пятьдесят лет творческой жизни.
В апреле 1941 г. Богданов-Бельский посылает на выставку в Москву картину «Пастушок Прошка» (1939).
Прошку не нашел, а нашел Кондрашку того же года. А может это одна и та же картина?

Никола́й Петро́вич Богда́нов-Бе́льский (8 декабря 1868, д. Шитики, Бельский уезд, Смоленская губерния, Россия - 19 февраля 1945, Берлин, Германия) - русский художник-передвижник, академик живописи, председатель Общества имени Куинджи.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в бедной крестьянской семье в 1868 году в селе Шопотово Бельского уезда Смоленской губернии.

Начальное образование получил в народной школе Сергея Александровича Рачинского в селе Татево. Живописи Богданов-Бельский обучался сначала в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры, а в 1884-1889 годах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были Василий Дмитриевич Поленов, Владимир Егорович Маковский, Илларион Михайлович Прянишников.

Окончил Училище Богданов-Бельский в 1889 году, в качестве дипломной работы представив картину «Будущий инок». За эту картину Богданов-Бельский получил Большую серебряную медаль а также звание «классного художника». В 1890 году полотно молодого художника участвовало в выставке передвижников. Картину высоко оценил знаменитый критик Владимир Васильевич Стасов. Повторение картины было выполнено для Павла Михайловича Третьякова, а сама картина была передана императрице Марии Федоровне Романовой.

В 1894 году Богданов-Бельский поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, где обучался в мастерской известного русского художника Ильи Репина. Затем живописец учился в Париже в мастерской Кармона.

В 1890-е годы Богданов-Бельский создает ряд произведений о народной школе Рачинского. Наиболее известные из них «Воскресное чтение в сельской школе» (1895), «Устный счет» (1896), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1897). В 1895 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1899 году художник пишет портрет императрицы Марии Федоровны по ее просьбе. 27 октября 1903 года Богданов-Бельский получает звание академика.

С 1907 года художник возглавил общество Архипа Ивановича Куинджи, занимавшееся поддержкой молодых художников, руководил которым вплоть до 1921 года.

В 1914 году Богданов-Бельский был избран действительным членом Российской Академии художеств. В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петербург, а затем покидает Россию и перебирается в Латвию.

В 1928 году по инициативе Николая Богданова-Бельского и поддержке Ильи Репина в европейских столицах и многих крупных городах Старого Света проходят выставки русской живописи, на которых выставлялись картины Жуковского, Коровина, Малявина, Билибина и других художников.

В 1930-е годы художник много и увлеченно работает, картины его хорошо покупаются, а в 1938 году семидесятилетие художника было отмечено персональной выставкой.

Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в Германии в 1945 году в возрасте 77 лет. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель.

ТВОРЧЕСТВО

Мы знаем картину Н. П. Богданова-Бельского «На пороге школы» (1897, Государственный Русский музей). Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса. Ему хотелось учиться. И вот экзамен. Мальчик-пастушок, согнувшись, скрестив под собой босые ноги, с большим усердием рисовал с натуры. Каким-то необъяснимым образом он чувствовал, что сейчас решается что-то важное в его жизни. Он работал очень напряженно, и портрет-рисунок вышел на удивление узнаваемым. Его приняли в народную школу С. А. Рачинского.

Николай Петрович часто говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан».

Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).

В монастыре подросток с увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов.

На холсте Н. П. Богданова-Бельского «Будущий инок» впервые появилась сухощавая фигурка мальчика-школьника, а в дальнейшем тема детства станет определяющей в творчестве художника.

Палитра Богданова-Бельского обогащается, усиливается колорит. Несомненно, это происходит после его пребывания и учебы за границей. Имя Н. П. Богданова-Бельского в России становится широко известным после написания им картин «Устный счет» (1896, Государственная Третьяковская галерея), «У дверей школы» (1897, Государственный Русский музей).

Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 - 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911), Ф. И. Шаляпина (1916) и многих, многих других.

Несмотря на разнообразие и характер заказов, персон, которых он писал, художник в своем творчестве отдавал всю свою любовь и сердце детям.


«Я так много лет провел в деревне, - говорил художник, - так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин».

Доброта, чистота восприятия мира, искренность - эти качества в детях заложены природой. Надо быть очень светлым человеком, обладать теми же качествами, чтобы с такой любовью и непосредственностью всю жизнь изображать детей.

Стоя у мольберта, художник давно понял: то, чем он занимается - даровано ему от природы, и никакой личной заслуги он в этом никогда не видел.

После назначения его действительным членом Академии художеств наступает расцвет творческих сил художника. Нет усталости в работе. Жажда новых открытий в живописи выплескивается на холст, картины наполняются новыми красками, светом, цветом. Революционные события накладывают свой отпечаток на художественную жизнь. По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович Богданов-Бельский в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941). Художник продолжает с увлечением работать над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии.

Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей. На первой советской выставке в Америке в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. На крупнейшей выставке в Праге в 1928 г. успех русских художников огромен. У Богданова-Бельского было куплено 9 работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей.

    - (1868 1945), русский живописец. Мастер бытового жанра. Учился в МУЖВЗ (1884 89) у В. Д. Поленова, В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (90 е гг.) у И. Е. Репина. Член ТПХВ (с 1895; см. Передвижники). Произведения Б. Б … Художественная энциклопедия

    Русский живописец жанрист. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1884‒89) у В. Д. Поленова, В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова и в… … Большая советская энциклопедия

    - (1868 1945) российский живописец. Передвижник. Жанровые картины, посвященные сельской школе, крестьянским детям (Устный счет, 1895). С 1921 жил в Латвии … Большой Энциклопедический словарь

    Богданов Бельский, Николай Петрович, художник жанрист и портретист (родился в 1868 г.), постоянный экспонент на передвижных выставках. В музее Александра III находятся его картины: Воскресное чтение в сельской школе, Соборование, портрет Н.П.… … Биографический словарь

    - (1868 1945), живописец. Передвижник. Жанровые картины, посвященные российской сельской школе, крестьянским детям («Устный счёт», 1895). С 1921 жил в Латвии. * * * БОГДАНОВ БЕЛЬСКИЙ Николай Петрович БОГДАНОВ БЕЛЬСКИЙ Николай Петрович (1868 1945),… … Энциклопедический словарь

    - (род. 1868) художник жанрист. Сын крестьянина Смоленской губ. Своими способностями привлек внимание известного педагога С. А. Рачинского (см.), устроителя школы в с. Татеве, и долгое время был близок к этой школе. Учился в Московском училище… … Большая биографическая энциклопедия

    Николай Богданов Бельский Автопортрет, 1915 Имя при рождении: Николай Петрович Богданов Дата рождения: 8 декабря 1868 Место рождения: д. Шитики, Бельский уезд … Википедия

Николай Петрович Богданов родился в 1868 году в одной из деревень Бельского уезда Смоленской губернии. Его мать была простой крестьянкой, воспитывающей сына одна. Бедственное положение матери не позволило бы ребенку получить хорошее образование, однако ему выпала другая судьба.c

После обучения грамоте у местного церковного звонаря мальчика заметил С.А. Рачинский - профессор московского университета и основатель школ для крестьянских детей. Рачинский обучал Николая живописи и рисованию, а затем отправил на учебу к иконописцам.

Первый же успех юноши на выставке (его картину приобрел коллекционер) способствовал его дальнейшей художественной карьере. Благодаря содержанию Рачинского, юный Николай получил образование вначале в Московском художественном училище (учился у и Прянишникова), а затем продолжал совершенствовать свое мастерство в Академии художеств у , после в Италии, Германии и Франции. Кстати, именно в Академии Богданов получил двойную фамилию. Когда император Николай II подписывал его диплом о присвоении степени академика, он через черточку добавил к его фамилии приписку «Бельский».

Художник входил в несколько крупных обществ, таких как Общество им. , Общество передвижников. В 1914 году он стал действительным членом Академии художеств.

Живописец изображал в основном сюжеты из жизни простых людей, создавал портреты и пейзажи. Примеры его известных картин: «Устный счет», «Воскресное чтение в сельской школе», «В церкви», «У дверей школы», «Будущий инок».

Не приняв революцию, Богданов-Бельский эмигрировал в Латвию, где его творчество расцвело с новой силой. Скончался он в 1945 году в возрасте 76 лет.

Направление творчества мастера

Николай Петрович был многоплановым художником. Он писал портреты, натюрморты и пейзажи, но особо любил работать над жанровыми картинами.

Так как у живописца отлично получались портреты, к нему часто обращались знатные особы. Он писал многих известных людей, например, царских особ Николая II и Марию Федоровну, князя Юсупова, певца Федора Шаляпина и многих других. Хотя заказчики оставались весьма довольны своими портретами, Богданов-Бельский выполнял такие работы в основном ради денег. С этой целью он уезжал из любимой деревни в петербургскую мастерскую, собирал заказы и трудился.

Как только накапливалась достаточная сумма, художник возвращался в родные просторы и там уже писал то, что было по сердцу. А сильнее всего его вдохновляла жизнь простых людей, особенно детей. Николай Петрович не переставал удивляться детской непосредственности и талантам. Он любил детей всем сердцем, а они любили его. Ребята охотно приходили к нему, надев лучшие рубахи, и готовы были часами позировать ему.

Богданов-Бельский относится к числу известных художников-передвижников, чьи произведения уходили в крупнейшие коллекции. В частности, их покупал для своей галереи Павел Третьяков.

Рекорды продаж, цена картин Богданова-Бельского

Николай Петрович считается успешным художником, работы которого охотно приобретали представители высшего сословия. Но возникает вопрос, сколько стоят картины Богданова-Бельского в наше время. Представляют ли они такую же ценность, что и прежде? Рассмотрим несколько крупных продаж на известных аукционах.

В период с 2007 по 2013 гг. с молотка было продано несколько произведений художника в ценовом диапазоне 550-700 тысяч долларов. Например, в 2013 году на Sotheby`s за 647 тыс. долларов ушел холст «Дети у пианино», написанный автором примерно между 1907-м и 1920-м годами.

В этот творческий период он работал на даче «Чайка», где были открыты мастерские для местных детей. Богданов-Бельский был поражен тем, сколь непосредственно дети постигают знания, и часто изображал их за разными занятиями: игрой на фортепиано, чтением, изучением арифметики и так далее. Сюжет с игрой на пианино художник рисовал несколько раз. Помимо выставленной на аукцион версии существует еще две, которые отличаются друг от друга мелкими деталями.

В 2009 году в этом же аукционном доме за 561 тыс. долларов ушла картина «Симфония», созданная автором предположительно в этот же период деятельности. Полотно несколько раз экспонировалось на разных выставках: в 1921 году в Риге, в 1930 году в Берлине и в 2008 году снова в Риге.

В 2007 году на Sotheby`s ушла еще одна картина Богданова-Бельского. Это произведение «Весна», написанное автором уже после переезда в Ригу. Портрет супруги заказал владелец яхт-клуба господин Август Бауман, с которым художник имел дружеские отношения. Портрет был написан в 1925 году и хранился у Баумана. В 1932 году холст представили на выставке в Рижском художественном музее.

Наконец, самой дорогой считается продажа картины «Чтение в саду» в 2006 году все на том же Sotheby`s. Произведение было выполнено около 1915 года и попало на обложку петербургского журнала «Столица и усадьба» (выпуск 31, 1915 г.). Это был так называемый журнал красивой жизни, публикуемый в крупном формате на лучшей бумаге, в создании которого принимали участие лучшие фотографы и известные ученые. С 1917 по 2001 годы картина находилась в коллекции господина Ziedonis Ligers.

Вероятно, именно эти факты стали причиной рекордной продажи. Эстимейт холста составил всего 250-350 тысяч долларов, однако в ходе торгов цена достигла 1,44 млн долларов.

Мы разобрали примеры наиболее крупных продаж произведений художника. Заметим, что холсты художника регулярно появляются на торгах разных аукционных домов. В их архивах можно найти множество примеров более скромных уходов. Например, «Натюрморт с сиренью» был продан за 146 тыс. долларов, «В зимнем саду» - за 181 тыс. долларов, «В парке» - за 90 тыс. долларов, «После рабочего дня» - за 48 тыс. долларов. Таким образом, при ответе на вопрос, сколько стоят картины Богданова-Бельского сегодня, нужно учитывать многие параметры от значимости сюжета произведения до его размеров. Подробнее об этом и о том, как и где продать картины Богданова-Бельского мы поговорим далее.

Экспертиза, продажа картин Богданова-Бельского

Как оценить картину Богданова-Бельского

Оценку любого произведения художника стоит начинать с изучения его характеристик, истории создания и хранения. Характеристики нужно знать для того, чтобы можно было оценить картину Богданова-Бельского с ориентиром на работы такого же стиля, направления и размеров. Так как в каталогах известных аукционов есть данные о продажах других его холстов, можно ориентироваться на них.

Часто на цену картины влияет история ее создания или дальнейшего передвижения. Например, полотно может относиться к редкому творчеству автора, может быть написано для важной особы, его могли опубликовать в известном журнале, представить на популярной выставке и так далее. Чем ярче история, тем больше можно просить за холст.

При оценке произведения искусства эксперты рекомендуют оставаться реалистами и не ожидать многомиллионной продажи только на том основании, что какие-то другие картины художника стоили столько. Успех некоторых рекордных продаж может объясняться стечением сразу нескольких обстоятельств: ростом интереса к русскому искусству или конкретному автору, желанием участников аукционов заполучить конкретную картину или просто выиграть аукционную битву, особой ценностью картины и так далее.

Самую точную оценку можно получить в ходе экспертизы картины Богданова-Бельского. В этом случае произведение исследуют в лаборатории. Приборы часто показывают то, что скрыто от глаз: позволяют увидеть все слои и способы их нанесения, изучить скрытые подписи, состояние материалов. В сочетании со знанием биографии автора и истории его эпохи эксперт может назвать более-менее точную цену произведения на рынке.

Как и где продать картину Богданова-Бельского

Продажа картины на известном аукционе - это не самое простое и быстрое занятие. Нередко к холсту привлекается внимание заниженным эстимейтом, что может стать причиной невыгодной продажи. Мы предлагаем другое решение - выставить картину в нашей галерее. На нашем сайте фотографию и описание холста увидят заинтересованные посетители и смогут предложить за него хорошую цену.

Для желающих продать произведение быстро есть еще один вариант - воспользоваться услугой Прием на комиссию. Подробности этой услуги .


Николай Петрович Богданов-Бельский (8 декабря 1868, д. Шитики, Смоленская губерния - 19 февраля 1945, Берлин) - русский художник-передвижник, академик живописи, председатель Общества имени Куинджи.

Автопортрет. 1915

Н. П. Богданов-Бельский родился 8 декабря 1868 года в деревне Шитики Бельского уезда Смоленской губернии (ныне - Оленинский район Тверской области). Он был внебрачным сыном батрачки. При крещении его записали Богдановым, т. е. - богом данным. А Бельским он стал в 1905 году, при получении художником звания академика, присоединив к фамилии название родного уезда. Впоследствии живописец так вспоминал об этом: «Мою простонародную фамилию как бы облагородил сам государь, вписав ее собственноручно в диплом через дефис – “Бельский”». Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости. Учился в церковно-приходской школе, затем в ныне знаменитой школе С. А. Рачинского в селе Татеве. Сам Николай Петрович часто говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан». Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине «Воскресное чтение в школе» (1895, Государственный Русский музей).


Автопортрет.

16-летним юношей Богданов-Бельский приехал в Татево, много писал, живя в доме Рачинских. Надо сказать, что почти все его пейзажи и картины 1890–1900-х годов, а также портреты деревенских детей написаны художником здесь, на родине, в старинном селе Татеве. В 1882 году Рачинский отдал Богданова-Бельского в иконописную мастерскую Троице-Сергиевой лавры, а в 1884 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Учителями Богданова-Бельского были В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, И. М. Прянишников. За работу «Будущий инок» (1889) Богданову-Бельскому вручили большую серебряную медаль и присвоили звание классного художника. В 1891 году картина «Будущий инок» была куплена К. Т. Солдатёнковым, затем её перекупила императрица Мария Фёдоровна.


Будущий инок. 1889

В 1894-1895 годах Н. П. Богданов-Бельский учился живописи в Императорской Академии художеств у И. Е. Репина, потом уехал в Париж, где посещал студии Ф. Коларосси, Ф. Кормона. Работал в Мюнхене и в Италии. В 1903 году Богданов-Бельский окончил Академию художеств, в 1905 году ему было присвоено звание академика, а в 1914-м он стал действительным членом Академии художеств. Художник пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины. Пишет аристократов, знаменитых современников, императора Николая II (1904 - 1908), императрицу Марию Федоровну, великого князя Дмитрия Павловича (1902), князя Ф. Ф. Юсупова (1911) и многих, многих других. Регулярно приезжал в село Островно на берегу озера Удомля, где жил и работал в имении местного помещика Ушакова. Часто приезжает из любимой деревни Татево Смоленской губернии, где у него была мастерская, в Петербург. Здесь он живёт подолгу, исполняя заказы. Заработав средства, возвращается к себе и творит, творит…


Портрет Великого князя Дмитрия Павловича Романова. 1902


Портрет Н.Ф. Юсупова. 1911

Он был членом нескольких видных обществ художников, в том числе передвижников (с 1895 года) и общества имени Куинджи (он был одним из основателей и председателем с 1913 по 1918 год). В это время написанные им картины приобретаются с выставок в крупнейшие собрания, в том числе, и в Третьяковскую галерею. Богданов-Бельский становится известным и уважаемым передвижником, участвует в выставках ТПХВ с 1890 по 1918 гг., множестве выставок в России и за рубежом, в Париже (1909), Риме (1911). Его работы воспроизводятся в журналах «Нива», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба». Художник интенсивно работает.



Портрет Фёдора Шаляпина. 1915

В 1917 году происходит политический переворот в России. Революционные события накладывают свой отпечаток на художественную жизнь. Создаются новые художественные общества. Серьёзной художественной школе, учёбе приходит конец. В России стали главенствовать силы, исповедующие «левое» искусство, усилилась травля художников реалистического направления. По приглашению своего друга, известного художника Сергея Виноградова, Николай Петрович Богданов-Бельский в 1921 г. переезжает жить в Ригу. С этого времени начинается новый, двадцатилетний период развития его таланта (1921-1941).


Н.П. Богданов-Бельский с детьми. 1923

В Риге заведует художественным музеем известный художник, ученик А. И. Куинджи, выпускник Академии Художеств - В.-К. Ю. Пурвит. Он помогает Н. П. Богданову-Бельскому организовать персональную выставку в музее (в конце декабря 1921 - январе 1922). Среди 52 произведений - портреты К. Станиславского, Ф. Шаляпина, К. Коровина и др. Целый ряд работ с выставки приобретается. Это прибавляет сил. Художник продолжает с увлечением работать над циклом картин «Дети Латгалии», пишет пейзажи Латвии. Жена Николая Петровича, Наталья Антоновна Топорова, была родом с Украины. Она превосходно знала украинскую кухню, была хорошей, аккуратной хозяйкой. "Тотоша" была его женой и одновременно моделью. С первой женой Богданов-Бельский разошёлся в 1921 году, прожив более десятилетия (по другим данным- 16 лет). В дальнейшем спутницей жизни художника до конца его дней стала Антонина Максимилиановна Эрхард, прибалтийская немка, которая была замужем за немцем. В 1927 г. она развелась с мужем, оставив себе двух сыновей – Герта и Клауса. Их роман в письмах продолжался с 1922 года, и только в январе 1932 года они обвенчались в православном Христорождественском храме в Риге.


Среди цветов (Портрет жены художника Натальи Антоновны Топоровой).


Портрет жены художника.

В 1923 г. проходит его вторая персональная выставка в стенах того же музея. Снова успех. Богданов-Бельский продолжает активно участвовать в выставках русского изобразительного искусства за границей. На первой советской выставке в Америке в 1924 г. художник выставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова, К. Юона и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище русского искусства. В 1929 г. на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал отведён под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украшают страницы датской печати. Продаётся много работ. Вот почему огромное количество произведений Богданова-Бельского рассеяно по странам Западной Европы.

В Риге 25 октября 1930 года стал почётным членом (почётным филистром) студенческой корпорации Fraternitas Arctica. Богданов-Бельский писал в основном жанровые картины, особенно образование крестьянских детей, портреты, импрессионистские этюды пейзажей. В 1944 году художник тяжело заболел. Необходимо лечение, операция. Корреспонденту газеты «Сегодня» на вопрос об отъезде Николай Петрович ответил: «Да, правда, хочу уехать, я уже стар, мне семьдесят шесть лет, жена с сыновьями уезжают на родину. Ведь они немцы... Что же я здесь один-то буду делать? Как буду жить? Я теперь часто прихварываю, а жена и дети так внимательны ко мне». Жена увозит его в берлинскую клинику Зауэрбруха. Сделана операция. Это решение оказывается роковым. Здесь он напишет свою последнюю работу - портрет дочери врача-анестезиолога и проживёт всего несколько дней после операции. Из-за постоянных авианалётов на Берлин медицинские работники то и дело переносили пациентов в убежище, что не добавляло тяжелобольным ни здоровья, ни сил. 19 февраля 1945 года во время бомбёжки Берлина великий живописец Н. П. Богданов-Бельский в возрасте 77 лет ушёл из жизни. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель (Виттештрассе, 37).

После ухода Богданова-Бельского из жизни вдова смогла сохранить дорогую для неё коллекцию. В интервью немецкой газете она спустя годы говорила, что для неё была большая честь жить рядом с такой личностью. Первая посмертная и очень необычная выставка художника состоялась в 1953 году в замке Моерс. Картины без подрамников были развешаны в парке на верёвке и прикреплены бельевыми прищепками. Такой своеобразный перформанс вызвал большой интерес у публики, и выставка была продлена. Впоследствии сын Антонины Герт Эрхардт, унаследовавший коллекцию, тоже организовывал выставки Богданова-Бельского в Бамберге и писал о художнике в местные газеты. 23 июня 2000 года в селе Татеве Оленинского района был открыт музей художника.


Краеведческий музей имени Н.П. Богданова-Бельского расположен в бывшем Доме управляющего поместьем Рачинских.


Потрет госпожи И. Баумане. 1924


Портрет Людмилы Бараш-Месаксуди. Фрагмент. 1916


Портрет А.М. Горького. 1940


Дама на балконе. Кореиз. Портрет И.А. Юсуповой. 1914


Портрет Ивана Плауктина. 1922


Портрет артиста Московского Художественного театра А.Р. Артема.


В больнице. 1910-е.


Портрет К.А. Горчакова.


Портрет Марии Бауэр-Сорокоумовской. 1882


За чтением письма (Портрет жены художника Натальи Антоновны Топоровой). 1892


Женский портрет.


Портрет М.С. Шеремеревой. 1898


Портрет генерал-адъютанта П.П. Гессе. 1904



Портрет Марии Ивановны Емельяновой.


Портрет медсестры.


Портрет княгини Горчаковой Д.М. 1903


Портрет князя А.К. Горчакова. 1904


Портрет М.П. Абамелек-Лазаревой. 1900-е.