Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Третьяковская галерея пинакотека ватикана. Художественная галерея Ватикана: главные сокровища пинакотеки, которые стоит увидеть каждому

Собрание пинакотеки

Пинакотека - одно из собраний комплекса Ватиканских музеев. Первые из них были учреждены в XVI веке папой Юлием II, тем самым, что заказал у Микеланджело роспись Сикстинской капеллы, а у Рафаэля - фрески в станцы. Картинная галерея появилась намного позже: она была основана во второй половине XVIII века папой Пием VI. Ее собрание демонстрирует основные вехи религиозной итальянской живописи: от Проторенессанса, эпохи, предшествовавшей Возрождению, до Старых Мастеров. В коллекции - художники от Джотто и Симоне Мартини до Караваджо и Гвидо Рени. Увидеть в пинакотеке, впрочем, можно не только итальянцев: крупноформатные полотна французского классициста Пуссена и испанского мастера Мурильо не уступают национальной живописи.

Концепция выставки

Вопрос о выставке шедевров Ватиканской пинакотеки решался на высшем уровне: переговоры вели Владимир Путин и папа Франциск лично. Масштаб вполне объясним: полотна впервые покинули Ватикан в таком количестве - 42 работы. К тому же в следующем году Третьяковка отправит в Рим свою экспозицию - произведения на евангельские сюжеты. Куратором выступил Аркадий Ипполитов, старший научный сотрудник Эрмитажа, писатель и гениальный экспозиционер, прекрасно работающий как с Ренессансом, так и с современностью. Он не только организовывает выставки от Пармиджанино до Кабаковых, но и первым из российских кураторов объединил фотографии Мэпплторпа и искусство маньеризма на выставке 2004 года.

В прошлом году Ипполитов курировал масштабную выставку «Палладио в России», проходившую в музее-заповеднике «Царицыно» и музее архитектуры им. Щусева. Она показывала связь одного из главных архитекторов итальянского Возрождения с русскими архитекторами разных эпох, от барокко до Советов.

План выставки: от небожителей к небесным телам

Выставка в Третьяковской галерее представлена в трех залах, а открывает ее «Христос Благословляющий» - наиболее раннее произведение, икона второй половины XII века. Именно в ней создатели выставки видят родство итальянского и русского искусства, которое берет за основу византийские традиции. Именно византийские иконы и складни стали прообразом и для средневекового искусства Италии, и для древнерусских религиозных образов. Среди шедевров первого зала - мастер интернациональной готики Джентиле да Фабриано и венецианец раннего Возрождения Карло Кривелли. Их приемы условны, а иногда и гротескны: Кривелли, например, специально удлиняет левую руку Христа, чтобы соединить его с Марией Магдалиной и Девой Марией. Однако главные шедевры впереди - Беллини, Перуджино и Мелоццо да Форли. В своем «Оплакивании Христа» Беллини прибегает к необычной иконографии: вместо Девы Марии Христа поддерживает Иосиф Аримафейский, а вблизи изображены Никодим и Мария Магдалина. Он же одним из первых венецианцев перешел от темперы, краски на основе яичного желтка, к живописи маслом - техника была привезена в Италию из Нидерландов.

Учитель Рафаэля Пьетро Вануччи, более известный как Перуджино, представлен на выставке двумя работами. Это сильные образы Святого Плакида и Святой Юстины: и хотя их черты схожи с живописью Рафаэля (тот же мягкий наклон головы, например), мы можем видеть, как знаменитый ученик превзошел своего учителя. Рядом с ними внимание привлекают миловидные ангелы Мелоццо да Форли, играющие на лютне и виоле. Их непосредственность, живость и красочность (чего особенно непросто достичь в технике фрески) выделяют ангелов да Форли на фоне множества сдержанных образов кисти других художников этой же эпохи. Фрески были частью многофигурной композиции «Вознесение Христа» в церкви Санти Апостоли в Риме.

Главный зал выставки выстроен в форме полукруга, наподобие площади Собора Святого Петра, символа и сердца Ватикана и всей католической церкви. В центре - полотна Корреджо и Веронезе, рядом с ними - небольшие гризайли, монохромные картины Рафаэля. Главный шедевр выставки «Положение во гроб» Караваджо - в правом полукружии в окружении последователей - Гвидо Рени, Орацио Джентилески и ученика Карло Сарачени. «Положение во гроб» Караваджо написал, будучи личным живописцем кардинала Франческо дель Монте, в 1602-1604 годах для римского храма Санта-Мария делла Валличелла. Характерные для живописи Караваджо черты - контраст светотени и монументальность формы - выделяют это произведение среди прочих на выставке. И в Ватиканской пинакотеке оно считается одним из главных шедевров: Никодим и Иоанн кладут отяжелевшее бледное тело Христа в гроб. Безмолвные жесты скорбящей Девы Марии, Марии Магдалины и молодой Марии позади даже более эмоциональны, чем их лица. Напротив - «Мученичество Святого Эразма» французского классициста Никола Пуссена, написанное для Собора Святого Петра.

Завершает историю Папского государства произведение Донато Крети. Многостворчатый полиптих, посвященный астрономическим наблюдениям, находится в отдельном зале. На восьми полотнах - Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и некая падающая комета. Ученый монах Луиджи Марсили заказал работы у художника в начале XVIII века в качестве подарка папе Клименту XI, чтобы намекнуть на необходимость спонсировать обсерваторию. Картины Крети включают и «недавние» наблюдения: например, Большое Красное Пятно на Юпитере, открытое в 1665 году. А вот Уран, обнаруженный только в 1781, Донато Крети не запечатлен. XVIII век стал, по большому счету, последним в истории, когда папство играло решающую роль, - на этом завершается и выставка.

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для первого дня недели редакция сайт запустила рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

В Третьяковской галерее открылась выставка "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана". В экспозиции – работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена – всего 42 произведения из 460, хранящихся в коллекции. Большинство из них ни разу не покидали стен вечного города и неизвестны широкой публике.

Рафаэль "Вера" и "Милосердие", 1507

Фотогалерея


Впервые Музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей коллекции – шедевры XII–XVIII веков. И впервые Пинакотека привезла 42 произведения из 460 – десятую часть коллекции. В 2017 году Третьяковка покажет в Ватикане одни из лучших шедевров русского религиозного искусства. Этот культурный обмен должен выявить, насколько близки европейская и русская живопись.

Вся экспозиция заняла три зала Инженерного корпуса. Центральным произведением были выбраны две небольшие гризайльные (монохромные) работы, входившие в композицию алтаря Бальони в церкви Сан Франческо аль Прато в Перудже. "Вера" – женская фигура с потиром (религиозный атрибут) в руке, окруженная путти или, по-другому, маленькими ангелами. У них в руках находятся монограммы – инициалы Иисуса. А Милосердие – это мать, обнимающая младенцев. Путти справа держит на плечах котел с огнем – античный символ мира, отсылающий к истории Олимпийских игр. Такая связь с античностью для художников Возрождения и более поздних эпох не была случайностью: даже в христианском религиозном искусстве мастера находили параллели с культурой древних римлян и греков.

Третьим алтарным изображением был образ "Надежды". Эти три небольших произведения, а также композиция "Положение во гроб", стали первым крупным заказом Рафаэля и сразу же принесли ему успех и признание.

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо "Положение во гроб", около 1603–1604

Самая значимая и, наверное, известная работа на выставке – "Положение во гроб" Караваджо. Художник стал главным новатором своего поколения. ярко освещенные фигуры его героев прорывают окружающую тьму, что создает невероятный эмоциональный драматический накал в каждом произведении. Иконография сюжета "Положение во гроб" очень необычна: никогда еще эту сцену не изображали в таком ракурсе.

Интересно, что Караваджо никогда не изображал своих святых в нимбах, как это было принято: его моделями были бедняки и бродяги, которых он находил на улицах и в трактирах, а не профессиональные натурщики. Зато их лица всегда выражали то, что было нужно художнику, все тяготы и жизни отражались в их крупных чертах, глубоких морщинах или взъерошенных волосах. Караваджо никогда не допускал случайных деталей: кажется, рука Христа свободна и опущена, а жест пальцев – случаен. Тем не менее, зритель видит именно три пальца, что указывает на то, что Христос проведет во Гробе три дня.

Никола Пуссен "Мученичество святого Эразма", 1628

Картина "Мученичество святого Эразма" стала первым большим заказом Пуссена в Риме. Она предназначалась для одной из капелл в Соборе Святого Петра, строительство которого было только что завершено. Такая жестокая сцена со вспарыванием живота и наматыванием кишок на ворот поражала современников своим натурализмом, тем не менее, отвечала точности библейского сюжета. Пуссен стал одним из главных художников классицизма, антагонистом барочной живописи Караваджо и его последователей. Поэтому не случайно, что на выставке картины расположены друг напротив друга. Так становится заметно, что драматизм Пуссена ничуть не уступает эмоциональной напряженности Караваджо, хотя художники и шли к этому эффекту совершенно различными путями.

Джованни Беллини "Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной", около 1471–1474

Беллини был крупнейшим художником венецианской живописной школы XV века. Современник или даже предшественник Рафаэля и Леонардо, он ничуть не уступал им в совершенстве своего искусства. Одним из первых в Италии стал писать маслом, техникой, завезенной в Венецию нидерландскими художниками, да и в самой его живописи чувствуются нотки Северного Возрождения: четкость линий и утонченность пропорций предвосхищают образы северных авторов. Сложная композиция, ракурс, акцент на жестах и подчеркнутой изящности рук поражали его современников.

Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе "Видение святой Елены", около 1575-1580

Веронезе – еще один представитель венецианской школы. Святая изображена в роскошном платье в духе моды XVI века. По легенде ангел явился Елене и велел ей отправляться в Рим на поиски креста Иисуса. Обычно этот сюжет изображали по-другому: Елена представала руководящей работниками, которые откапывали крест. Веронезе же пишет ее спящей, с ангелом, держащим крест в руках. Искусствоведы полагают, что моделью для художника стала его жена.

Гвидо Рени "Святой Матфей и ангел", около 1620

На выставке представлено две работы Гвидо Рени. Образ Святого Матфея с ангелом показателен для творчества Рени в целом: его портретные изображения святых, созданные с караваджисткими свето-теневыми контрастами, стоили больших денег и пользовались огромной популярностью. Подобно Караваджо, он пишет своих святых не спокойными и бесстрастными праведниками, а живыми и эмоциональными персонажами. Матфей изображен в момент создания Евангелия, текст которого он записывает за ангелом.

Мелоццо да Форли "Музицирующие ангелы". Фрески из церкви Санти Апостоли, 1480

Фотогалерея


Мелоццо стал основателем римской школы живописи, расцвет которой пришелся на XVI–XVII века. "Музицирующие ангелы" Форли стали одним из главных туристических брендов Ватикана. Их изображения можно найти повсюду, начиная от сувенирной продукции, заканчивая официальной символикой. Эта фреска находилась в римской церкви Санти Апостоли и украшала ее купол. Образ служил воплощением понятия "музыки небес" и прославлением господа, цитаты из Библии: "Да хвалят имя Его с ликами на тимпане и гуслях да поют Ему, ибо благоволит Господь народу своему, прославляет мирных спасением".

Антонио Аллегри, прозванный Корреджо, "Христос во славе"

Такое изображение Христа было редкостью для итальянской живописной традиции, зато в византийских иконах встречалось часто. Поэтому образ кажется столь похожим на древнерусские иконы, которые стали продолжением византийских традиций: фронтальность композиции, золотой фон, само положение корпуса Христа – все это можно найти в православной иконографии. При жизни слава Корреджо ограничивалась его родным городом – Пармой, но сегодня его работы представляют для исследователей уникальный шанс проследить связь восточной и западной живописных традиций христианства.

Донато Крети, Серия "Астрономические наблюдения"

Фотогалерея


Необычная серия картин с изображением наблюдений за всеми известными на тот момент планетами Солнечной системы была создана в начале XVIII века в подарок Папе Клименту XI. Граф Луиджи Фердинандо Марсили надеялся, что после такого презента Папа выделит деньги на строительство в Болонье обсерватории. Этот город, с одним из старейших университетов Европы, уже тогда считался центром Просвещения и культуры. В то же время его натурфилософский контекст сильно выбивается из всего ряда религиозных произведений, представленных на выставке, а атмосфера живописи "галантных праздненств" связывает эти работы с французским искусством эпохи Людовика XIV. Именно поэтому для серии Крети отведен отдельный зал.

Джованни Франческо Барбьери (Гверчино) "Неверие Святого Фомы"

В экспозиции "Roma Aeterna" можно увидеть сразу две работы Гверчино – "Кающуюся Магдалину" и "Неверие святого Фомы". Оба были крайне популярны в искусстве Ренессанса и в позднейшее время. Картины, написанные на этот сюжет разными художниками, отличались различной степенью драматизма: некоторые мастера изображали Фому, глубоко погрузившим пальцы в рану Христа, за счет чего достигали невероятно яркого, практически физического ощущения у зрителя. Гверчино идет другим путем: жест его Фомы не столь дерзок: драматизм достигается благодаря свето-теневым контрастам и сочетаниям кроваво-красных и насыщенно-синих одежд святых. Это неудивительно, ведь Гверчино считается одним из лучших колористов болонской школы XVII века.

Василий Перов. «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»). 1866. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» — вторая часть совместного проекта Музеев Ватикана и Государственной Третьяковской галереи. Первой частью стала выставка , прошедшая в Москве два года назад. Русское искусство будет показано с 20 ноября до 16 февраля в крыле Карла Великого колоннады Бернини собора Святого Петра, где регулярно проходят выставки Музеев Ватикана. Для русской создано специальное архитектурное решение экспозиции, что позволит публике спокойно (и, кстати, бесплатно) рассмотреть все, что привезут из Москвы.

Наталия Гончарова. «Троица». 1910. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея представляет «Русский путь» как беспрецедентную и смелую по концепции выставку. Впервые для зарубежного показа в таком количестве собраны исключительно важные для нашего искусства произведения. Большинство из них — 47 картин и икон — из собрания Третьяковки, еще 7 экспонатов предоставили другие отечественные музеи. Кураторы (автор концепции и экспозиции — Аркадий Ипполитов, раздел древнерусского искусства сформирован Татьяной Самойловой, живописи XIX-XX веков — Татьяной Юденковой) отказались от традиционного хронологического принципа. На выставке иконы и живопись будут показаны так, чтобы была понятна преемственность, глубокая внутренняя, а не формальная связь древнерусского и реалистического и модернистского искусства, что действительно необычно, поскольку по традиции принято их, скорее, противопоставлять как искусство религиозное и гуманистическое, допетровское и послепетровское. То есть выставка должна будет, в сущности, обозначить духовные поиски русских художников на протяжении столетий. Или, как говорит Аркадий Ипполитов, показать «своеобразие русского художественного менталитета».

Михаил Врубель. «Демон сидящий». 1890. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выстроенные в экспозиции сопоставления могут показаться неожиданными: «Христос в пустыне» Ивана Крамского и деревянная пермская скульптура «Христос в темнице»; «Черный квадрат» Казимира Малевича и новгородская икона «Страшный суд» XVI века; хрестоматийная «Тройка» Василия Перова и иконные «Троицы». Другие параллели воспринимаются как давно известные. Так, истоки «Купания красного коня» и «Петроградской мадонны» Кузьмы Петрова-Водкина очевидны.

Спас Нерукотворный. XVI в. Новгород. Фото: Государственная Третьяковская галерея

«Наша экспозиция называется „Русский путь“. Вероятно, первое, что сразу же заметит ее зритель, — необыкновенно резкие изломы этого пути. Этот путь проходит через точки самоотрицания», — так начинает свою статью в каталоге выставки поэт и филолог Ольга Седакова. В Ватикан привезут и антиклерикальный «Крестный ход в Курской губернии» Ильи Репина, и его же «Исповедь», и прекрасного в своем покое «Демона» Михаила Врубеля. Естественно, что тема, как говорится, не могла быть раскрыта без «Явления Христа народу» Александра Иванова. Картина, что висит в Третьяковской галерее, вывозу не подлежит — слишком велика, в путь отправится ее меньшая версия из Государственного Русского музея.

Илья Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1881-1883. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Невозможно предугадать, будет ли понятна иностранному зрителю оригинальность замысла «Русского пути», заинтересуется ли он вообще русским изобразительным искусством в близком соседстве с Сикстинской капеллой Микеланджело и «Афинской школой» Рафаэля. На заданный TANR Зельфире Трегуловой вопрос о том, что будет являться показателем успеха, директор Третьяковской галереи ответила, что посещаемость, конечно, всегда главный критерий, но еще для нее очень важно, насколько «Русским путем» заинтересуются европейские историки искусства и пресса, как поймут его и оценят.

Что же до российской публики, которая уж точно сможет понять и оценить небанальность выставочной концепции, то для нее издана русскоязычная версия каталога, она будет продаваться в Третьяковской галерее. Такого раньше не было. И это кажется очень важным и правильным решением, поскольку статьи в каталоге не повторяют давно известного, а описывают историю духовных поисков русского искусства так, как она видится сегодня.

«Христос Благословляющий», XII в.
Музеи Ватикана.

Выставку открывает икона XII века, написанная неизвестным римским мастером. «Христос Благословляющий» — уникальное напоминание о единстве христианской церкви, которое поможет проследить параллели между европейским и древнерусским искусством. Итальянский Иисус XII века очень походит на популярный образ русских икон — Спаса Вседержителя.

Главный шедевр выставки

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо. «Положение во гроб». Около 1602-1602. Холст, масло. Музеи Ватикана.

В начале XVII века это полотно произвело маленькую революцию. Нестандартная, трагичная и при этом простая композиция разрушила стереотипы, сложившиеся к тому времени в живописи (так же, как в начале ХХ века их попрал «Черный квадрат»). Стараниями реформаторов католицизм переживал не лучшие времена — многие видели спасение церкви в возвращении к древнехристианской простоте и жизненности. Караваджо был одним из них.

Самое поэтичное полотно

Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе. Видение святой Елены. Около 1575-1580. Холст, масло. Музеи Ватикана.

Мимо масштабной картины знаменитого Веронезе вряд ли кто-то пройдет. Перед нами — святая Елена, мать первого римского императора-христианина Константина. Героине явился ангел и призвал отправиться в Иерусалим на поиски того самого креста. Обычно святую изображали с уже найденным крестом в руке, но Веронезе решил написать ее спящей — непосредственно во время видения. Но это не единственный канон, нарушенный итальянцем. Согласно легенде, Елена увидела ангела уже в преклонном возрасте, а на полотне мы видим молодую красотку-венецианку. Веронезе недолго думал над тем, кого бы взять в модели, и остановил выбор на собственной супруге. Спящая святая на портрете повторяет облик жены художника, которую по счастливому совпадению тоже звали Еленой.

Экспонат с необычной историей

Донато Крети. «Астрономические наблюдения». 1711 г. Холст, масло. Музеи Ватикана.

Работа, под которую отвели целый зал, интересна как сюжетом, так и своей историей. Перед нами — своего рода космический комикс XVIII века: художник Донато Крети написал серию «Астрономические наблюдения», изображающую все известные на то время планеты Солнечной системы. В эпоху Просвещения научные сюжеты начинают полноправно конкурировать с библейскими. Но самое занятное вот что — «Астрономические наблюдения» были написаны по заказу графа Луиджи Фердинандо Марсили и предназначались в дар Клименту XI. Так аристократ надеялся убедить Папу дать денег на постройку обсерватории в Болонье. Хорошо, что папы брали взятки искусством — теперь нам есть на что посмотреть.

Шедевр, который не все заметят

Джентиле да Фабриано. «Святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль», около 1425 г. Дерево, темпера. Музеи Ватикана.

Джентиле да Фабриано немного теряется в тени именитых соседей вроде Рафаэля и Караваджо. Между тем его небольшое полотно с тяжеловесным названием «Святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль» очень интересно: на нем нашлось место и библейскому святому, который, как Супермен, прилетает и спасает незадачливых моряков, и языческой русалке. Причем здесь женщина-рыба? В средневековой символике русалки олицетворяют демоническую силу — вот она и вызвала бурю, которую «усмиряет» святой Николай.

Выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана».
, Лаврушинский переулок, 12, до 19 февраля 2017 года.