Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Артикуляционная гимнастика для звука. Постановка и автоматизация звука л в слогах, словах, предложениях, артикуляционная гимнастика для звука л

Грамотная, красивая речь без дефектов это залог социализации и успешного развития. При общении все обращают внимание на то, как говорит человек. Если речь красивая и «льется как ручей», такого человека слушать приятно. В детском возрасте необходимо правильно постановить речь ребенка. Основные проблемы и трудности — это согласные «л» и «р».

Произношение «л» кажется взрослому простым, однако поставить его получается в некоторых случаях только к годам 6. Данная статья поможет вам следовать правилам, когда требуется постановка твердого и мягкого звука «л» у ребенка.

Дошкольный возраст — это важный период для каждого. До этого момента малыши учатся ходить, говорить, понимать окружающий мир и самого себя. Некоторые согласные сложны для произношения, они формируются со временем. Хуже, когда родители не обращают внимание на дефекты речи у ребенка. В зрелом возрасте их уже очень сложно устранить, поэтому во всех детских садах с малышами в группе и индивидуально работают логопеды.

Самыми распространенными сложно произносимыми согласными являются «л» и «р». Конечно, с моментом взросления проблемы могут пройти без посторонней помощи, а иногда и нет. Работа логопедов и заключается в том, чтобы помочь поставить правильное произношение у дошкольника. Звук «л» бывает как мягким, так и твердым. Иногда малыш не может произнести какой-либо один вид, но чаще проблемы произношения «л» у детей возникает в обоих случаях.

Неправильное произношение звуков

Каждый период характеризуется появлением новых звуков. К трем годам малыши должны произносить уже все буквы кроме трудных шипящих и «р», производного от него «рь». В этом возрасте у детей появляется повышенная речевая активность.

К пяти-шести годам малыш должен произносить все звуки и выражать свои мысли не простыми предложениями, а использовать сложные обороты. Этот возраст относится к периоду взросления и перехода к школьному возрасту. Если ребенок испытывает трудности с произношением, то следует обратиться за помощью к врачу либо усиленно заниматься дома.

Самые распространенные звуковые ошибки:

  • шипящие заменяются звуком «сь», «зь», (сорох –шорох, сенок-щенок, ез-еж);
  • р заменяются на «л», «ль» (работа-лабота, руль-луль, рабость-ладость).

Что такое ламбдацизм и параламбдацизм

Неправильному произношению звуку «л», «ль» или полному его отсутствию есть научное название-ламбдацизм. Его подразделяют на 4 вида:

  • носовой. Звук, выходящий с потоком воздуха, стремится попасть не через рот, а через нос. Это происходит, когда корневая часть языка упирается в нёбо, мешая проходу. В таких случаях вместо «л», получается «нг лапа-нгапа, лак-нгак;
  • двугубный. Ребенок ставит губы трубочкой, таким образом, что вместо положенного «л», получается «у»: лекарь-уекарь, лампа-уампа;
  • межзубный. Кончик языка попадает в пространство между зубами, проявляя неправильный звук;
  • отсутствие «л». Один из самых частых вариантов. Малыш вообще не произносит «л», вместо этого получаются слова без него: Лук-ук, линза-инза.

Что такое ламбдацизм теперь понятно, а что же тогда такое параламбдацизм. Сюда относится замена «л» на другие звуки. К таким заменам относятся:

  • замена «л» звуком «в» или «б»: лала — баба, лава-вава, луна-вуна;
  • замена «л» на «г»: гол-гог, стол-стог;
  • замена «л» на «д»: лошадь-дошадь, лупа-дупа;
  • замена «л» на «йа», «ё», «йу»: ладерь-йагерь, ложка-ёжка, лук-йук;
  • замена «л» мягким «ль»: дела-деля.

Причины неправильного произношения «л»

Неправильное произношение Л происходит по определенным причинам. К категории таких причин относят:

  • дошкольник, в силу своего маленького возраста, еще не может произносить этот звук. Этот дефект естествен до 4 лет. В возрасте 4-5 лет, малыш уже должен знать, как научиться выговаривать букву «л», а к 6 годам должен различать в словах твердый и мягкий «л»;
  • слабые мышцы языка и нижней губы. Язык выполняет основную функцию в произведении речи. Если у ребенка есть проблемы со слабыми мышцами языка, тогда вместо «л» будет слышаться «в»;
  • нарушение фонематического восприятия звука в потоке речи. Такой эффект характерен, когда малыш произносит «л», и в этот момент ставит язык между зубами. К такому варианту относится и двугубное произношение, когда язык прилегает к нижней челюсти и мешает правильному произношению звуков.

Такие причины чаще связаны не с какими-либо дефектами в развитии. Проблема происходит из-за неправильного положения языка, либо неправильного распределения выпускаемого воздуха.
Если у дошкольника существуют трудности с произношением звука «л», это легко исправить. Потребуется время для его постановки. Обычно 15-20 минут в день в домашних условиях, и через некоторое время ребенок добьется успеха. Если спустя длительный промежуток времени усилия прошли даром, надо обратиться к логопеду. .

Формирование правильного произношения звуков

Если ребенок не страдает заболеваниями, патологическими развитиями речевого аппарата, тогда взрослые могут быстро решить задачу. Чтобы понять, как поставить звук «л» в домашних условиях, следует следовать нескольким простым правилам.

  1. Работу нужно начинать с укрепления артикуляционной моторики. Ее укрепление достигают с помощью упражнений и игр.
  2. Следующий этап — это постановка звука. Методики при этом различны. Для каждого случая существует свой метод.
  3. Постановка звука перетекает в произношение. Когда ученик научился произносить букву, надо переходить к слогам, а после — к простым словам, предложениям с множеством повторяющихся звуков.
  4. Переходим к более трудоемкой работе. Разучиваем стишки, скороговорки. Дошкольник быстрее будет усваивать звуки, развивать память.
  5. Закреплять результаты следует через рассказывание и повторение сказок, рассказов, стихов, историй, пение песен.

Этим простым правилам следует уделять в день совсем немного времени. Своеобразную учебную программу проще преобразовать в игру. Процесс не будет скучным. Вы и ваш ребенок будет увлечен делом, а не нудной работой.

Как постановить звук «л»

Самое первое, с чего следует начинать работу это рассказать и показать ученику правильность произношения звука, и как при этом ведут себя язык и губы. Для этого существует много бесплатных фото и видеоматериалов в открытом доступе онлайн. Разработано множество методических работ о том, как научить ребенка говорить букву «л». Чтобы поставить «л», необходимо работать над дыханием и артикуляцией.

Дома вы сами сможете объяснить, как правильно произносить тот или иной звук. Просто подумайте, каким образом это делаете вы, а потом покажите. Дети всегда лучше усваивают материал на примере других. Просто покажите принцип, пусть малыш повторяет за вами.

Проблема постановки речи у детей это обычное дело. Уроки помогут ребенку развить слуховое восприятие звука «л».

Важно правильно дышать и располагать язык, губы. Упражнения на дыхание разработаны в виде игры.

Самые простые упражнения будут интересны малышу. Забавное веселье на улице может носить поучительный характер. Гуляя, можно играть с одуванчиками, предлагая сдуть все его «перышки», пускать мыльные пузыри.

Дома можно играть с зажженной свечей, задувая ее, или спичкой, но только под строгим контролем взрослых, и различные подобные игры на выдувание воздуха. Такие игры заинтересуют вашего малыша и будут одновременно носить развивающий характер.

Необходимо развивать у ребенка и мелкую моторику рук. Она необходима для коррекции речи, интеллектуального и физического развития.

Артикуляция «л»

Для начала необходимо поработать над артикуляцией языка. Кончик языка должен быть прижат к верхним зубам и по форме напоминать гамак. Воздух просачивается вдоль языка. Такое положение следует показать ребенку на своем примере, так малыши лучше усваивают. Это первое, что требуется в начальной работе.

Ошибки при попытке произнести «л»

В работе над постановкой звука «л» у ребенка могут быть выявлены некоторые ошибки. В этом случае попытки обучения могут провалиться.

Причины, при которых не удается произнести «л»:

  • неправильное расположение губ;
  • язык располагается не около верхних зубов, а уходит во внутреннюю часть рта;
  • неправильный выдох воздуха — с помощью щек или через нос.

Чтобы получить правильное произношение «л», следует воспользоваться артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — это основной метод при постановке «л». Средняя продолжительность занятий должна составлять 15-25 минут, все зависит от возраста малыша. В ее основу должны поэтапно входить различные элементы, для того чтобы ребенку было интересно. Она состоит из нескольких этапов.

  1. Задания на развитие речевого дыхания.
  2. Упражнения по автоматизации произношения.

Тренировка артикуляционной гимнастики

Самые эффективные и действенные логопедические упражнения на звук «л»: «Пароходик», «Индюшонок», «Лошадка», «Ветерок». Рассмотрим подробнее, как устроено механически каждое упражнение.

«Пароходик». Направлено на то, чтобы ученик научился управлять мышцами языка. Малышу следует немного улыбнуться и приоткрыть рот, высунуть язык примерно на половину, прикусить его и пропеть многократное «Ы-ы-ы-ы». В итоге происходит имитация пароходного гудка. Если вам слышится другое звучание, проверьте расположение язычка у ребенка.

«Индюшонок». Рот приоткрыт, загнутый язык кладется на верхнюю губу, производится движение вверх и вниз по губе. Быстро выдыхаем воздух, получается звук, напоминающий «разговор» индюшки.

«Лошадка». Первое — обучить дошкольника цокать, как лошадка. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. Язык упирается в небо, легкая улыбка, слегка приоткрытый рот. Следующий этап это произнести цоканье, но уже без голоса и громкости, беззвучно. Так разрабатываются мышцы челюсти.

«Ветерок». Имитируем дуновение ветерка. Он должен выходить не по центральной части, а по краям. Для этого начинающему ученику необходимо прикусить кончик язычка, и выпустить воздух. Проверить правильность выполнения можно с помощью ватки. Поднесите ее ко рту, и увидите направление струи.

Твердый «л»

Если мягкий «л» ребенок может произнести, то твердый дается ему немного сложнее из-за того, что положение языка требует занимать верхнюю позицию. Обычно в таких случаях звук вообще отсутствует либо заменяется другими.

Для поднятия языка вверх существуют несколько упражнений, которые укрепляют еще и мышцы языка.

  1. «Язычок спит». Язык неподвижен между зубами. Ребенку дается задание протяжно и непрерывно повторять «а», спустя немного времени малышу дается задание периодически прикусывать кончик язычка, получается «ал».
  2. Другое упражнение на твердый «л», это пропеть «ы», но уже покусывая широкий язык.
    После этого просим произнести слова с разной расстановкой «л» в словах. Звук «л» в начале слова: лужа, лыжи, лететь, летучий, лопаться, лазер, лай, лампочка, лев, лис, литься, лопнуть. В середине слова: класс, глаза, анализ. В конце слова: стол, бокал.

Следующий этап — это произнесение стишков, скороговорок, где часто встречается твердый «л».

Автоматизация

Ряд проведенных артикуляционных упражнений требуют закрепления и постоянного его произношения. Если ребенок еще не умеет читать, родителям следует произносить слова самостоятельно, а потом просить повторить их детей. Так дошкольник лучше усваивает произносимые звуки.

Сначала произносятся слоги «л» с гласными: л-а, л-о, л-и; потом наоборот: о-л, а-л, и-л, е-л.
После произносятся полные слова. «Л» находится в начале, середине, конце слова, смягчаются или делаются твердыми, рядом с другими согласными и так далее.

Повторяем и учим стихи и скороговорки. При работе все фразы и предложения необходимо произносить медленно и четко, чтобы не происходило искажение. Если малыш ошибается, возвращайтесь в начало предложения и повторяйте все снова. Хвалите его, это поможет ему чувствовать уверенность. Повторяйте все несколько раз.

Таких простых правил следует придерживаться, чтобы научить ребенка выговаривать букву «л» на автомате.

Помощь логопеда

Не стоит переживать, если ребенок до 5 лет плохо произносит один или несколько звуков. Однако, если в позднем возрасте ему сложно удаются буквы, для начала прибегните к самостоятельному исправлению. Если ваши попытки не увенчались успехом, тогда следует обратиться к специалисту. Распространенная ошибка родителей — неправильное произношение ими самими, нечеткая речь, дефекты речи и так далее.

Есть и другие случаи, когда нужна помощь логопеда:

  • если у малыша проблемы с речевым аппаратом (ОНР, дизартрия);
  • при неврологических заболеваниях;
  • при психических заболеваниях.

В этих случаях самостоятельная помощь может только навредить, а не принести пользу.

Заключение

Речь — это важный атрибут каждого делового человека. Ее необходимо корректировать с детского возраста, когда только эти проблемы появляются, чаще после 5 лет. Можно прибегнуть к самостоятельному домашнему исправлению. Открытый доступ в интернете предоставит вам различные графические картинки, рисунки и видеоуроки, методические пособия.

В случае, если ваши усилия окажутся напрасными, и малыш не знает, как выговаривать букву «л» к 6-7 годам, требуется помощь логопедов, которые смогут быстро поставить вашему ребенку красивую, правильную речь и дадут общие советы.

Проблемы с дикцией достаточно часто встречаются у детей дошкольного возраста. Иногда диалог с ребенком могут вести только самые близкие люди, для остальных речь малыша непонятна, поскольку он не выговаривает букв или просто заменяет их другими при разговоре. В этом случае ребенку необходимы специальные занятия, позволяющие поставить правильное произношение звуков, сделать речь внятной, обеспечить малышу и избавить от проблем и комплексов в будущем, которые часто возникают из-за логопедических нарушений.

Артикуляционная гимнастика для звука «Л» – это комплекс упражнений для , с помощью которой ребенок учится правильно произносить этот звук. Занятия проводятся с малышами старше 3 лет, до школы лучше поставить малышу правильное произношение.

Принцип и особенности артикуляционной гимнастики для звука «Л»

Цель артикуляционной гимнастики – объяснить ребенку и закрепить, с помощью повтора упражнений, положение, в котором должны находиться речевые органы (губы, язык, небо) в момент произнесения определенного звука. Отработав до автоматизма, какое именно положение занимают артикулярные органы в момент произнесения того или иного звука, малыш научится четко и правильно их произносить. Научившись делать простые движения, формировать внятный звук, малыш легко сможет преобразовать их в более сложные, его речь не только станет понятной окружающим, но и увеличится словарный запас, улучшится образное мышление.

Артикуляционная гимнастика включает комплекс статических и динамических упражнений. Выполняется ежедневно, при этом ребенок должен не только видеть взрослого человека, показывающего, как правильно делать упражнение, но и себя, поскольку малыш нуждается в зрительном контакте. Если ребенку не нравится предложенное маленькое зеркало, позвольте ему заниматься перед большим, ведь оно даст возможность малышу чувствовать себя более взрослым.

Занятия проводятся только в игровой форме, необходимо учитывать настроение ребенка. Комплекс обычно занимает 7-10 минут и не должен превышать четверти часа для детей 3-4 лет. Малыши 5-6 лет занимаются не более 20 минут. Если ребенку сложно выполнять упражнения в течение этого времени, можно разделить комплекс на 2 части. Упражнения выполняются сидя, спина должна быть прямой, необходимо следить за дыханием малыша.

При правильной артикуляции звук «Л» произносится:

  • открытыми губами;
  • открытыми зубами;
  • кончик языка при этом поднимается и упирается в верхние зубы;
  • с умеренной воздушной струей.

При правильном положении всех речевых органов, звук «Л» получается звонким.

Упражнения имеют устоявшиеся названия, обучая ребенка выполнению каждого из них, следует стараться, чтобы ребенок его запомнил. Это превратит занятие в игру и избавит от ежедневных объяснений, чего именно хочется от малыша.

Чтобы звуки произносились правильно, необходимо добиться подвижности языка, поскольку именно он отвечает за произношение звуков в наибольшей степени. Упражнения позволяют растянуть уздечку – у большинства малышей с проблемами произношения она короткая и недостаточно эластичная. Кроме того, регулярные занятия тренируют мышцы губ, языка, учат ребенка правильно дышать.

Комплекс динамических упражнений позволяет получить четкое произношение.

«Индюшонок»

При помощи упражнения развивается двигательная активность передней области языка и отрабатывается его верхний подъем.

Упражнение делается с приоткрытым ртом. Кончиком языка необходимо дотрагиваться до верхней губы. Движения языком вперед-назад выполняются сначала медленно, а потом во все более быстром темпе.

«Лошадка»

Упражнение учит ребенка цокать, это укрепляет мышцы языка и помогает малышу правильно располагать его в момент произнесения звука «Л». Попросите малыша улыбнуться, показав зубки, и поцокать языком, упираясь им в нёбо.

Важно при этом не двигать нижней челюстью.

После того, как ребенок научится выполнять это упражнение, попросите его повторить, но уже без звука.

«Пароходик»

Ребенок растягивает губы в улыбке, помещает кончик языка между зубами, слегка прикусывает его и произносит протяжный звук «Ы».

Упражнение «Чистим зубки»

Выполняется с приоткрытым ртом. Необходимо водить языком из стороны в сторону с внутренней стороны зубов, имитируя их чистку.

«Вкусное варенье»

Широким языком ребенок облизывает верхнюю губу.


Статические упражнения

«Заборчик»

Ребенок показывает в улыбке сомкнутые зубки.

«Чашечка»

Широко открыв рот, необходимо тянуться языком к нёбу.

«Иголочка»

Все упражнения выполняются 10-15 раз. Делая статические упражнения, необходимо удерживать положение в течение 3-5 секунд.

Короткие стишки, содержащие несколько слов с определенным звуком, правильного произношения которого и нужно добиться, помогают закрепить полученный во время гимнастики результат.

  1. Летний ливень льет с небес,
    По утру умылся лес.
  2. Лаком лавочку покрыли,
    Вся на солнышке блестит.
    И на лавочке бабуля
    С удовольствием сидит.
  3. Ленту алую Ларисе
    Мама в косу заплела,
    Чтобы маленькая Лара
    Краше всех в саду была.

Просите ребенка, чтобы он четко проговаривал слова и звуки.


Как закрепить полученный результат

Для закрепления результата необходимо произносить вместе с ребенком слоги, содержащие букву «Л».

Лу-лу-лу, ла-ла-ла; ло-ло-ло, лы-лы-лы.

Для закрепления результата используют артикуляционную гимнастику для звука «Л» в картинках.

Для этого отбирают картинки, на которых изображены предметы или животные, в названиях которых присутствует буква «л». Причем она может находиться в начале, средине или конце слова. Например:

  • Ландыш, лягушка, лев, лыжи.
  • Кастрюля, холодильник, телевизор, пальто.
  • Бокал, стол, стул, пенал.

Объясняйте малышу значение незнакомых слов, в этом случае он не только научится правильно их произносить, но и обогатит словарный запас. Ребенок должен найти предложенную картинку и четко произнести, что именно на ней изображено.

Произносите сложные слова, содержащие несколько букв «л», например: пилил, налил, включил, летал. Кроме того, слова, содержащие звук «Л» после согласных: глаз, глина, злюка, шляпа, клоп, пляж, плафон, платформа.

Конечно, лучше, если занятия будет проводить профессиональный логопед. Даже если это будут всего несколько занятий, они все равно принесут пользу, поскольку позволят маме понять алгоритм необходимых действий.

Однако, если это невозможно по объективным причинам, можно заниматься с малышом самостоятельно, используя разнообразный методический материал, логопедические карточки и пособия, широко представленные в продаже. Следует помнить, что рекомендации должны соответствовать возрасту ребенка.

И, конечно, занятия должны иметь системный характер. Только в этом случае можно добиться хорошего результата. Будьте настойчивы и терпеливы, почаще разговаривайте с малышом, обращайтесь к нему с просьбами, тщательно проговаривая слова, и у вашего малыша все обязательно получится.

Одно из распространённых нарушений произношения у маленьких детей – это неправильное произношение согласного «Л». Иногда «Л» вообще отсутствует в речи ребёнка или заменяется неправильными вариантами. Например, на букву «Й» в словах «йуг», «йиса» вместо «луг» и «лиса». Как способствовать корректной постановке согласного звука «Л» у маленьких детей, какие упражнения необходимо делать?

Постановка правильного произношения звука «Л» не займёт много времени, достаточно уделять в день 15–20 минут и упражнениям, направленным на коррекцию и автоматизацию выговаривания этого согласного.

Выполняем логопедические упражнения

В комплекс логопедических упражнений, необходимых для правильной постановки любого звука, вызывающего проблемы в произношении(в том числе «Л»), входит несколько видов занятий:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Задания на развитие речевого дыхания;
  • Упражнения по автоматизации произношения звуков.

Желательно, чтобы любой домашний урок содержал элементы перечисленных видов занятий. При этом нужно иметь в виду, что общая продолжительность такого занятия для ребёнка 3–4 лет не должна составлять более 15–20 минут.

Для детей возрастом 5–6 лет общая продолжительность занятия может составлять 20–25 минут. В этом случае желательно чередовать логопедические упражнения с заданиями по развитию речи.

Упражнения по установке правильного произношения «Л»

Артикуляционная гимнастика, включающая следующие упражнения.

«Пароходик»

Цель упражнения: отработать то положение языка, которое необходимо для правильной постановки звука «Л».

Выполнение: Ребёнок слегка приоткрывает ротик в улыбке, высовывает язык, зажимает его зубами и пропевает «Ы-ы-ы-ы-ы», имитируя гудок парохода.

Внимание: Если во время выполнения этого упражнения (когда поётся «Ы-ы-ы-ы-ы») взрослый слышит мягкий «Л’» то надо попросить ребёнка высунуть язычок как можно дальше, при этом зажимая зубами не кончик, а среднюю часть языка.

«Индюшонок»

Как разговаривает индюк? «Бл-бл-бл», булькает и «болбочет». Предложите ребёнку попробовать сымитировать «разговор» индюшонка, используя следующее упражнение:

Шаг 1. Приоткрыв рот, ребёнок кладёт язычок на верхнюю губу, при этом кончик языка должен слегка загибаться вверх, как бы обтекая губу.

Шаг 2. Потренироваться, сделать несколько движений кончиком языка по верхней губе вверх и вниз.

Шаг 3. Подключить гудение на выдохе, одновременно увеличив скорость движений, пока не получится «бл-бл-бл».

Это упражнение будет очень полезно для правильной постановки звука «Л», так как отлично развивает подвижность кончика языка и отрабатывает правильную степень его подъёма.

«Как едет лошадка?»

Это упражнение состоит из двух частей. В первой части отрабатывается навык цоканья, помогающий хорошо укрепить мышцы языка и выработать умение поднимать язык вверх. Вторая часть помогает ребёнку определить положение языка во рту, когда он произносит «Л».

Шаг 1. Ребёнок улыбается, открыв ротик и показав зубки. Затем несколько раз щёлкает язычком, упираясь в нёбо. (Имитируем цоканье лошадки).

Важно: Во время выполнения этого упражнения нижняя челюсть не должна быть подвижной, двигаться должен только язычок.

Шаг 2. Объясните малышу, что лошадки могут ехать тихо, и повторите движения языка из предыдущего упражнения, беззвучно, не подключая голоса.

Важно: Следите за тем, чтобы кончик языка во время выполнения упирался в верхнее нёбо, а не высовывался за пределы ротика.

«Ветерок»

Цель упражнения: научиться выдыхать воздух таким образом, чтобы он выходил из ротика по краям языка, а не по центральной его части.

Выполнение: ребёнок приоткрывает рот и прикусывает кончик языка зубами. Затем ему необходимо выдохнуть, имитируя дуновение ветерка. Если неясно, правильно ли ребёнок выполняет это упражнение, поднесите кусочек ваты к его ротику во время того, когда он дует. Это поможет определить направление воздушной струи.

Возможные искажения в произношении звука «Л» у детей

Существует два наиболее распространённых варианта неправильного произношения «Л» у маленьких детей. Это межзубное и носовое произношение.

В случае межзубного произношения «Л» кончик языка выходит за пределы верхних резцов и находится практически между зубами. Получается переходной вариант, что-то среднее между «Л» и «В». Для коррекции этой проблемы необходим стандартный набор упражнений, используемых для постановки согласного звука «Л».

В случае носового произношения разница более очевидна. Речевой аппарат работает следующим образом: язык задней частью касается мягкого нёба, а должен касаться своим кончиком верхних резцов. Прохождение воздушной струи через органы речевого аппарата в этом случае также отличается: она проходит (частично или полностью) через носовой проход, делаю получившийся звук похожим на сочетание «н» и «г». Предложение «киска весело жила» будет звучать у ребёнка в этом случае как «киска весенго жинга».

Для того чтобы успешно решить эту проблему необходимо проводить упражнения, которые помогут скорректировать направление воздушной струи и .

Закрепление (автоматизация) правильного произношения звука «Л»

Упражнения, направленные на тренировку правильного автоматического произношения звука «Л» необходимо делать после проведения артикуляционной гимнастики в течение 15–20 минут.

Отрабатываем произношение «Л» в слогах:

Лу-лы-ла-ло, ла-ло-лу-лы, лы-ло-лу-ла;

Ол-ел-ал-ял, ёл-ол-ил-ел, ял-юл-ол-ёл.

Составляем логопедические змейки, использую карточки детского лото:

Тренируем произношение слов, следуя логопедической змейке. Примерные варианты для карточек/слов:

ландыш, ласточка, булавка, скала, лапша, школа, зола, палатка, водолаз, халат, салат, лампа, калач лось, лодка, лоб, лом, мыло.

Можно использовать не только имена существительные, но и другие части речи: глаголы, прилагательные:

Пел, мыл, гул, дул, зевнул, обулся, выгнул, ущипнул, веял, сеял, стоял, сидел, висел, обидел, увидел, ненавидел.

Голодный, холодный, смелый, спелый, милый, целый, унылый, алый, белый, вялый, малый, злой.

Особое внимание нужно уделить постановке произношения согласного «Л» в трудных случаях: когда в одном слове есть две буквы «л» и когда буква «л» стоит рядом с другими звуками.

Две буквы «Л» в одном слове:

лаял, послал, болтал, плавал, глотал, ломал, служил, получил, наложил, лопнул, целовал, летел.

Стечение «Л» и другого согласного звука:

Благодарность, глазки, сожгла, Клава, злаки, сладкий, сглазить, клок, глобус, хлопоты, заслуга, глыбы, клыки.

Учим стихи и скороговорки:

Ой, на речке, на Волжанке

Соловей плывёт на палке

Сел на доску тонкую,

Завёл он песню звонкую.

Предложите ребёнку проанализировать небылицу и объяснить, чего на самом деле быть не может. Выучите небылицу вместе, правильно проговаривая «Л».

Петя мал, взял мяту смял

Увидела мать, не велела мяту мять.

Повторите вместе скороговорку, чётко артикулируя в словах, содержащих «Л». Попросите объяснить ребёнка, что такое мята. Добавьте элементы уроков по развитию речи: пусть он порассуждает, о том, почему её нельзя мять.

Наборы с логопедическими упражнениями: карточки, книги, игры, лото, методические пособия для родителей

  1. Комплект для игровых самостоятельных занятий дома «Чемодан логопеда» Постановка звука «Л», «Р». Для детей от 4-7 лет.
    В набор входит: яркие рабочие тетради с заданиями и упражнениями (азбука-узнавайка, тексты, слова, профессии); развивающее домино «Веселые животные»; развивающее лото «Учим звуки [Р], [Р’]»; развивающее лото «Учим звуки [Л], [Л’]». Яркое, качественное издание, с положительными отзывами у родителей и логопедов. Можно отдельно приобрети только развивающее лото «Учим звуки Л».
  2. Набор из 500 карточек + методические рекомендации, - предназначен для закрепления и автоматизации навыков «чистого» звукопроизношения, и для развития фонематического слуха. Разработан для педагогов, но может быть использован и родителями для домашнего обучения. Карточки двусторонние (картинка + написание слова с выделением звука), слова на каждый звук подобраны так, что позволяет быстро и эффективно вводить поставленные звуки в речь.
  3. Очередной замечательный набор от «Умница» - «Говорим с пеленок». Научит ребенка не только правильно говорить звуки в словах, но и разовьет речь, и интеллект в целом. Подходит для детей в самом раннем возрасте от 0-3 лет. Рассчитан на курс занятий в течение 53 недель. Комплект очень обширный по материалам, туда входят: методическое сопровождение «Развитие речевой активности»; дневнички занятий; книжки-листалки \ говорилки \ повторялки; карточки-бормоталки \ подражалки; мягкая игрушка Волчонок. Комплекты от «Умница» всегда имеют положительные отзывы у родителей, заниматься по ним интересно, легко и эффективно.

Произношение «Л» и возраст ребёнка

Некоторые родители спешат, стремясь поставить правильное произношение «Л» у ребёнка, который только недавно начал говорить. Согласно логопедическим нормативам, произношение «Л» и «Р» является наиболее трудным для маленьких детей, поэтому окончательной постановкой звука «Л» считается закрепление его чёткого произношения в возрасте 5-6 лет.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Урок по дифференциации звука «Л», упражнения логопеда:

Звук Л является сложным для большинства детей. Малышам тяжело его говорить и привыкнуть использовать в речи. Но постановка звука Л не считается тяжелой и быть проведена в домашних условиях. Для начала нужно разобраться какие ошибки допускает кроха.

Варианты не правильного звука Л и правильное произношение

Дети по разному могут ошибаться, когда говорят звук Л. В зависимости от патологии, ребенку нужно поставить сложный для него звук.

Если у ребенка получается говорить Л, но это происходит мягко, то можно смело прибегать к правильной постановке языка. Если же ребенок совсем не говорит звук Л в словах и прокладывает его, то следует начать с постановки мягкого межзубного звука Л. После успеха можно налаживать и правильную артикуляцию звука Ли его автоматизацию.

Иногда дети заменяют звук Л на другие. Чаще замена идет на звук В. Тогда во время занятий ребенку следует помогать сохранять нужное артикуляцию губ. Это значит, что их нельзя сдвигать их вперед. Возможно, первое время при постановке звука Л придется придерживать губки малыша. Это следует делать пока он не привыкнет держать их сам на месте.

Положение всех органов речевого аппарата при правильном произношении звука Л должно быть таким:

  • губы в положении широкой улыбки, зубы обнаженны. При произношении предложений и словосочетаний губы могут иметь положение в зависимости от предыдущих звуков. Базовое условие, чтобы они не поднимались внутрь;
  • резцы не стиснуты, но находятся в совсем не значительном удалении от друг друга;
  • язык упирается в корни верхних зубов или десна над ними. Допускается, чтобы он упирался в сами зубы;
  • ‎голосовые связки остаются сомкнутыми, но вибрируют;
  • корень языка перекрывает проход в носоглотку и приподнят;
  • ‎щеки не прилегают к зубкам, оставляя место для воздушного потока.
Не стоит требовать от ребенка немедленных результатов. Запаситесь терпением и пониманием. Для ребенка эти действия сложны. Если родители будут спокойны, то крохе будет проще автоматизировать звук Л.

Тренировка речевого аппарата

Перед тем, как начать постановку звука ли нужно подготовить губы и язык к занятию. Помогут это сделать несложные и забавные упражнения. Их можно проводить не только при постановке звука, но и в другое время. Они хорошо помогают общему развитию речи малыша.

Чтобы упражнения по постановке звука Л приносили малышу удовольствие, лучше выполнять их вместе с ним. Все элементы нужно делать перед зеркалом. Предпочтение нужно отдать большому зеркалу, в котором будет видно и ребенка и родителя.

Ряд упражнений для подготовки:

  • "улыбайся". Это базовое упражнение, которое помогает в постановке всех звуков. С такой улыбкой позже и будет ставиться звук Л. Задерживать губы в этом состоянии нужно по 5-7секунд;
  • "трубочка". Ставить губы трубочкой. Для упрощения можно вслух протяжно говорить звук У;
  • "открываются и закрываются двери". Губы в положении "улыбочка". Плавно приоткрывать рот. Между резцами расстояние должно составлять около 15мм. После медленно закрывать рот;
  • ‎зажать кончик расплюснутого языка между передними зубками. Втягивать и выдувать воздух через боковые отверстия;
  • "иголка". Засовывать и высовывать остренький язычок между приоткрытыми резцами. Повторять 10 раз;
  • ‎"блинчик". Широкий и расслабленый язычек расположить на нижнюю губу и держивать без напряжения 7секунд. Если расслабить язычок не выходит, то следует сделать ему массаж. Легонько постучать о нему поджатие верхней губкой, издавая звуки "бе-бе-бе";
  • "качелька". Широкий расслабленый язык положить внутри рта та чтобы он занимал все пространство и вплотную подходил к нижним зубам за нижними зубами. Он не должен придавливать их. Считая: 1, 2, 3, 4, 5, нужно поднимать язычек за верхние зубки. Следите, чтобы он оставался расслабленым и плоским. Повторять упражнение 5раз. Такая тренировка может не получиться с первого раза;
  • "лошадка". Одно из любимых упражнений у детей. Нужно просто по щелкать язычком имитируя цокот копыт. Нужно стараться, не шевелить нижней челюстью;
  • "индюшонок". Язык в положении расслабленного блинчика поднять на верхнюю губку и водить им по ней вправо и влево. При этом издавая звук бл-бл бл, словно говорят индюшата;
  • "конфетка". Напрячь язык и упираться им попеременно в левую и правую щечку. Повторять 10раз‎;
  • "параход" Нужно протяжно произносить звук Ы. Следить нужно, чтобы зубы не смыкались;
После таких упражнений можно переходить к постановке звука Л в домашних условиях. Для этого можно выбрать один из наиболее удобных для ребенка вариантов.

Постановка звука Л дома

Существует три способа постановки звука Л. С них можно начинать постановку перед работой над правильным произношение.

Если ребенок не говорит звук Л, глотая его в словах, то для него подойдет способ с открытым ртом. Для этого нужно не сильно широко раскрыть рот и произносить звук А. В то время допрашивать отрезки язычком до верхних зубов. Таким образом можно получить звук Л в сочетании с А. Если у ребенка получается мягкое Ля, то этот способ стоит отложить.

При мягком произношении звука и замене его на звук В можно использовать такой прием постановки. Кончик языка зажать между зубами и произносить звук Ы. Таким образом мы получаем от ребенка межзубное произношение. После автоматизации века в речи можно переходить к исправлению на правильную артикуляцию.

Когда ребенок говорит звук в речи, но делать это неправильно, нужно сразу начинать с правильной постановки звука. Когда язык упирается в верхние резцы или десна над ними.

После установленного звука можно переходить к его автоматизации. Важно соблюдать спокойствие и не торопить малыша. Помните, что правильное речевое развитие является залогом правильного восприятия и закладывает навыки для чтения и письма.

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков (Р, Рь, Л, ЛЬ).

1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

3. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

4. «Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

На гармошке мы играем.

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

5. «Качели» (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Внимание: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

6. «Чистим зубки » (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

7. «Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка).

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).

Внимание: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком должны быть вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад-вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И болтает на бегу.

8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

10. «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта.

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

11. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).

Внимание: Произносить «д-д-д» часто («как пулемет»), с усилием, напрягая мышцы не только языка, но и шеи, плеч.

В барабан мы бьем

Нашим язычком.

Громкий, громкий звук

Слышен звонкий стук.

12. «Комар»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).