Алла осипенко и ее сын. Балерина Алла Осипенко: биография, личная жизнь. – Ноги, кажется, самое главное в балете┘
Алла Осипенко в год своего 75-летия удивляется, что сегодня всех называют легендами, в то время как она себя всегда считала обыкновенной танцовщицей. К слову «балерина» она относится с трепетом, осознавая всю значимость этого статуса. И все же легенда русского балета Алла Осипенко сегодня испытывает новое рождение в «своей педагогической жизни»: с сентября она начала работать репетитором в Михайловском театре, который многие еще знают как Театр Мусоргского. В первой балетной премьере сезона – «Жизели» Адана – она приняла участие, подготовив многих танцовщиц, вспоминая о своих уроках в Гранд-опера, куда ее в свое время устроил работать Рудольф Нуреев.
– Алла Евгеньевна, у вас невероятно драматичная биография┘
– Говорят, что за что-то всегда надо платить. Но ту расплату, которую понесла я┘ Я не понимаю – почему. Все мы грешные, но это самая страшная кара – гибель моего сына. Я не ортодоксальная, хотя выросла в семье верующих, крестили меня в 1937 году 5-летней девочкой. Но на этот вопрос ответить не могу... Не так давно я вернулась к себе той, прежней. Я всегда знала, что обо мне никто никогда не похлопочет, никогда ничего не дадут, чтобы меня хоть как-то заметить. Я знала, что все в моих ногах, которые как-то оценивались. И я это очень хорошо понимала. Мой последний педагог Марина Шамшева, с которой я занималась 10 лет, всегда говорила: «У вас красивые ноги. Продавайте их задорого».
– Вы говорите так, словно пишете роман в устном жанре. При этом мемуаров у вас нет.
– У меня были написаны две главы, которые назывались «Париж в моей жизни». Я писала их в Париже, когда мне делали операцию. Я была абсолютно одна, ходила гулять в Люксембургский сад, где и начала писать. Мой большой друг, которой давно нет в живых, – Нина Вырубова, балерина Гранд-опера вдохновила меня, сказав: «В Париже у вас столько знакомых, сядьте и напишите, вам все равно нечем сейчас заняться». Я писала не столько о себе, сколько о людях, с которыми удалось встретиться. В этих воспоминаниях – лица первой эмиграции. Я была знакома и со светлейшим князем Голицыным, и с Бобринским, и Шереметевыми, вспоминаю о Елене Михайловне Люком, которая в 1956 году попросила меня отвезти подарок ее сестре, эмигрировавшей во время революции. При всех ужасах и страхах я все-таки дошла до сестры – ночью пробралась, пешком и отдала подарок. В последнее время мне говорят, что я обязательно должна написать продолжение этих воспоминаний. Я пишу как говорю, проблем в этом отношении у меня нет. Но я прекратила писать, когда погиб сын. Мне не для кого стало что-либо рассказывать, а я писала для сына.
– О чем вы не смогли написать в своих парижских воспоминаниях в силу времени?
– Я как раз вспоминала обо всем очень детально – там все сказано. Но любопытно, что совсем недавно Мариинский театр не взял эту книгу в продажу. Директору фонда Константину Балашову сначала было сказано, что книга должна пройти пять инстанций – какие, не сказали. Пять инстанций книга прошла, после чего выяснилось, что осталась еще шестая. Шестая не пропустила. Я предположить не могла, что там помнят историю 1971 года – мой уход из театра. Но лично я в этой книге об этом ничего не пишу – у меня про отношения с театром нет ничего. Я вспоминаю свой золотой век. А о том, как театр мог расстаться с такими танцовщиками, как Нуреев, Барышников, Макарова, Осипенко, упоминают те, кто вспоминает обо мне. Поэтому в тяжбу с театром вступили они. Но если я сейчас буду писать про театр, так я уж напишу.
– На чем заканчиваются две главы ваших воспоминаний?
– Нить рассказа прерывается 1956 годом. В 1956 году Леонид Мясин, который был тогда директором Ballet russes в Монте-Карло, предложил мне годовой контракт. Представляете – в 1956 году! Мне 24 года. Я согласилась. Но прежде позвонила бабушке – спросить, можно ли на год остаться в Париже. Они долго мучились с ответом, но решили, что на год можно. С Мясиным мы репетировали «Видение розы». После чего я все-таки сказала сопровождающим, что обратно не поеду, что останусь. На что получила от него в ответ: «Что, хочешь сейчас улететь и никогда больше не приезжать с гастролями?» Я извинилась перед Мясиным, сказала, что у меня много работы. Мы снова встретились с ним в 1961 году, я спросила, как у него дела, а он мне: «А я ушел, потому что не нашел настоящей русской балерины. А мне нужна была вы, русская, петербургская танцовщица». В Париже остался Нуреев. И после этого я все равно стала невыездной. В течение 10 лет меня никуда с театром уже не брали.
– Как вы сегодня оцениваете, что не остались за границей?
– Я все сделала совершенно правильно. Когда говорят, что мы строим свою судьбу – ничего подобного. Судьба распоряжается нами.
– Каким вам запомнился Рудольф Нуреев?
– Вероятно, он понимал, что доставил мне некоторые жизненные трудности, что из-за него я «полетела». И он воздал мне тем, что было в его силах. Спустя 28 лет с того момента, как я стала невыездной, а он остался во Франции, попросив в 1961 году политического убежища, в 1989 году в Париже, у себя дома, он устроил мне день рождения. В том же году он предложил мне работать репетитором в Гранд-опера. Я ему сказала: «Рудик, я не умею давать уроки! У меня нет практики». – «Я вам помогу». Я ему очень благодарна. Он мне воздал в моей второй жизни – педагогической – то, что у меня отняли в танцевальной. В Гранд-опера он ходил на мои уроки, после каждого говорил мне, чему их надо и чему не надо учить, – консультировал меня. Он очень поддержал мое положение благодаря тому, что приходил на мои уроки, хотя в Париже меня очень многие знали как танцовщицу. Можете себе представить, что я училась преподавать на французских танцовщицах в Гранд-опера? Совсем недавно, когда в Петербурге в Михайловском театре давала мастер-классы французская балерина из Гранд-опера, которая помнит меня, выяснилось, что наши уроки очень похожи. Я не учила системе, системе Вагановой, ни тогда, ни сейчас: я ее не знаю – я стиль знаю. Но Ваганова была гений. Сейчас девочкам в Михайловском театре я стараюсь передать то, чему научилась в Гранд-опера. Русские руки, которые Ваганова как с молоком матери дала, я не потеряю. Но ногам Агриппина Яковлевна в те годы не уделяла такого внимания, какое уделяют и уделяли французы. Рудольф Нуреев говорил, что мечтает о школе, где будут русские руки и французские ноги.
– Ноги, кажется, самое главное в балете┘
– Да, это очень важно. Сейчас для меня главное – постараться научить, чтобы они любили свои ноги так, как нужно их любить, чтобы зрителю они их «продавали задорого», как говорила мне Марина Николаевна Шамшева. Я никогда не была зашоренной лошадью и не говорила, что мы – лучшие в мире. Я хотела научиться тому, чему мы не научились здесь. Мои уроки совсем не похожи на те уроки, которые дают сегодня в Петербурге. Они похожи на уроки в Гранд-опера. А руки для меня остаются главными: выразительность рук и корпуса. Гармония и кантилена корпуса – это наше, к этому весь мир стремится.
– В «Жизели», которую в Михайловском театре недавно поставил Никита Долгушин, в ком-то ваши уроки уже проявились?
– В ком-то, безусловно, уже проявились. Мне повезло, потому что я работаю с девочками, которые слушают меня и верят – и Настя Матвиенко, и Ира Перрен, и Ольга Степанова.
– Сегодня есть русские балерины, которых когда-то не хватило Леониду Мясину?
– С вашей стороны это провокационный вопрос, на который, наверное, я не имею права отвечать. Балерина – это балерина Императорского театра. Но никакие они не были «божественные». Они были просто балерины – им присуждалось это звание. Кшесинская, Павлова. Сосчитать можно по пальцам. Сегодня же все – балерины. Для меня все они – танцовщицы. Сейчас маленькие девочки говорят: «Я – балерина». Мы так не отвечали. Где вы учитесь? Я – балерина, учусь в хореографическом училище. Теперь это Академия русского балета. Все изменилось сейчас.
Санкт-Петербург
15 лет существовал ее уникальный дуэт с Джоном Марковским. Осипенко преподавала в Италии и США, сейчас она - педагог-репетитор в Театре Константина Тачкина, так что служению профессии отдано уже более полувека. Как и полагается балерине, Алла Евгеньевна подтянута, стройна, элегантна. Без всяких скидок на возраст.
Деньги не идут к тому, кто не умеет ими распоряжаться
- Вы успешно работали за границей, почему вернулись?
Когда мне предложили работу в Италии, я поехала ненадолго, а пробыла пять лет. Уехала в силу обстоятельств: невозможно было существовать на пенсию в две тысячи рублей, сын женился, и как жить в одной квартире? Но чувствовала там такое одиночество, что все деньги уходили на телефонные переговоры. Я не выучила ни итальянского, ни английского, потому что думала - все, завтра уезжаю, больше не могу. Ну, а то, что педагогом можно заработать - это все сказки. Другое дело, если ты танцуешь и получаешь десять тысяч долларов за спектакль. А мне платили полторы тысячи долларов зарплату, но только квартира стоила семьсот. К тому же в Америке я попала в самый дорогущий штат - Коннектикут, что я могла скопить! Мне вообще с деньгами не очень везет (смеется). Мало того что я не умею ими распоряжаться - они ко мне и не идут.
- Общались ли вы за границей с друзьями - Нуреевым, Барышниковым, Макаровой?
Рудик очень хотел, чтобы я к нему сбежала, когда Марго Фонтейн перестала танцевать. Мы держали связь через его сестру - она была воспитательницей в детском саду, в который ходил мой сын. Но общались тайно, когда она хотела прийти, звонила: Алла, тебе нужны сосиски? Если я отвечала: Нужны, значит, можно прийти. Один раз звонит, я от сосисок отказываюсь, а она настаивает: Я правда купила килограмм. Рудику я тайно доставала ноты для Баядерки, он пригласил меня в Гранд-опера, ну а лично мы встретились во Флоренции через 28 лет после его побега, и я тогда видела замечательный спектакль Шинель. Дуэт Рудика с новой Шинелью до сих пор не могу забыть.
С Мишей Барышниковым в Америке созванивались, как-то он спрашивает: Алла, вам, наверное, скучно? - Скучно. - Ну, я вас познакомлю с Юзом Алешковским. А я прочла его произведения, где был мат на мате, и решила не знакомиться (смеется). Я не из той породы людей. С Мишей тоже увиделись во Флоренции, где он был на гастролях: я пришла к нему в гримерку, и у него был шок.
С Наташей Макаровой мы ведь вместе росли, и когда встречаемся, не понимаем, сколько нам лет, вспоминая всякие байки из прошлого. Единственное, если я начинаю разговор о мужчинах, она вздыхает: Боже, и тебе это не надоело! Но когда она приехала ко мне на 70-летие, подарила нижнее белье красного цвета! И после этого она хочет сказать, что мы очень изменились!
Я не могла бросить человека, с которым прожила 15 лет
- Ваш дуэт с Джоном Марковским называли дуэтом века, впрочем, как и ваш роман:
Я увидела Джона впервые в 1965 году - влетела домой после репетиции, мама смотрит телевизор, вижу, там кто-то танцует, мама говорит: Посмотри, какой хороший мальчик, в этот момент мальчик падает, я говорю: Хороший, особенно в падении. А Джон приехал из Риги в класс усовершенствования. У нас все обратили внимание на хорошего мальчика и гадали, кому он достанется. Как-то я поехала на гастроли в Пермь, должна была танцевать с Викуловым, но почему-то его заменили на Марковского. И вот начался наш непростительный роман, потому что я была старше на 12 лет. Ну а потом мы вместе ушли из Кировского театра, танцевали в Хореографических миниатюрах, у Эйфмана. Джон был одним из тех, кто составлял славу этих коллективов, но ему не дали даже звания Заслуженного. Когда я пришла просить Эйфмана похлопотать о звании для Джона, он ответил, что если тебе нужно, ты и хлопочи. Уйдя на крошечную пенсию, Джон где-то в клубах преподавал, но в принципе остался не у дел, никому не нужным. Хотя мы и расстались, но знали друг о друге, а потом я уехала. Два с половиной года назад Джон объявился, попросил в долг и позвал поехать к ним. Я увидела, что его жена - тяжелейший инвалид, Джон сказал, что они продают квартиру и уезжают на родину жены в Николаев. И опять исчез. А я стала вдруг слышать по телевизору эти ужасные рассказы, как продают квартиры, а людей убивают. Я попросила своих друзей в соответствующих органах поискать Джона. Выяснилось, что он прописан в деревне под Лугой. Я написала письмо: Джон, где ты? - в ответ: Письмо получили, и какая-то закорючка, вместо его подписи. Джона там не оказалось. Тогда обыскали весь Николаев и округу - нигде не прописан. В тревоге уехала с Театром Тачкина на гастроли в Англию, а в день моего возвращения - ну просто мистика - является Джон, настоящий бомж, я его не узнала. Оказывается, жена умерла, он действительно бомж, обморозил ноги. Устроила его в платную больницу, а после - внеся огромные деньги - в Дом ветеранов сцены. Потом половину суммы мне вернули - у Джона все-таки оказались деньги на счету. Я рада, что мне удалось ему помочь, но у Джона психика надорвана, он неадекватен.
Женщины оказываются сильнее мужчин
- Получается, женщины - сильнее мужчин. Вы до сих пор не можете расслабиться, работаете. Как оказались в Театре Тачкина?
Вернувшись из заграницы, какое-то время преподавала в клубе Планета, а потом меня вызывают в бывший Петроградский райком, и некая дама говорит: Это клуб военно-патриотического воспитания, ваша хореография не нужна. - Но дети должны расти культурными. - Вы не можете диктовать свои условия, это раньше вы были знаменитость, а сейчас вы никто, и меня выгнали. Я осталась без работы, давала частные уроки, и как-то Тачкин пригласил на спектакль. Я увидела роскошные декорации, а потом Иру Колесникову, которая увлекла меня своим дарованием.
Насчет того, что не могу расслабиться, так у меня пенсия 2219 рублей, одна квартира 950, да 14-летний внук, который, если придет поужинать, не будет же есть одну картошку. Он от балета далек - увлекается футболом. Мне тоже пришлось увлечься, даже выучила одно имя - Бекхэм, и болею за Зенит.
Лауреат Международных фестивалей молодежи и студентов (Прага, 1950; Москва, 1957), Парижской академии танца (премия им. А. Павловой, 1956), заслуженная артистка РСФСР (1957), народная артистка РСФСР (1960).
Окончила ЛХУ в 1950 (ученица А. Вагановой). В 1950-71 в Театре им. Кирова. Первая исполнительница партий: Хозяйка Медной горы; Любимая («Берег надежды»), Панночка; Дездемона («Отелло»), Жемчужина («Жемчужина»), Молния («Человек»), Орел в миниатюре «Прометей и орел» («Хореографияеские миниатюры»); др. партии: Мехменэ Бану, Сари, Фригия, Маша, Одетта - Одиллия, фея Сирени, Раймонда, Подруга Раймонды («Раймонда»), Нина («Маскарад»), Никия, Гамзатти, вариация в акте «Тени» («Баядерка»), Злюка; Царица бала («Медный всадник»), Уличная танцовщица, Повелительница дриад («Дон Кихот»), 7-й вальс, мазурка («Шопениана»), «Размышление», «Поцелуй» («Хореографические миниатюры»), 6-й вальс («Вальсы Равеля»), Вакханка; Красавица («Блудный сын», 1974).
В Малом оперном театре исполняла роль Клеопатры («Антоний и Клеопатра»). Участвовала в концертах «Камерного балета» п/р Г. Алексидзе. В 1971-73 солистка труппы «Хореографические миниатюры»; первая исполнительница миниатюр «Полет Тальони», «Минотавр и нимфа», «Жар-птица», Солистка («Экзерсис XX»).
В 1973-77 солистка Ленконцерта; в 1977-82 солистка Театра современного балета п/р Б. Эйфмана, где исполняла ведущие партии в балетах: «Прерванная песня», «Двухголосие», «Жар-птица», «Идиот».
Снималась в т/ф «Хореографические миниатюры» («Размышление», «Поцелуй»), «Ленинградский балет сегодня» (Мехменэ Бану, Хозяйка Медной горы), «Тема с вариациями» («Сиринкс» - концертный номер на муз. Д. Шостаковича), «Сказ про холопа Никишку» (Птица); в к/ф «Голос», «Фуэте», «Зимняя вишня».
В 1966-70 преподавала классический танец в ЛХУ.
Осипенко - выдающаяся классическая балерина. Ее выделяли «длинные, красивые пропорции, словно «поющие» движения ног» (Т. Вечеслова), совершенная красота таких поз, как арабеск и аттитюд, четкое ощущение танцевального материала, «острая, графичная, сдержанно-экспрессивная манера» (В. Чистякова). В классическом репертуаре была великолепной феей Сирени, интересной исполнительницей Одетты - Одиллии, Раймонды.
Становление актрисы, ее стремление к исполнению психологически сложных партий, творческая неудовлетворенность подлинного художника совпали с периодом активных поисков нового в хореографическом искусстве на сцене Театра им. Кирова. Встреча с хореографией Ю. Григоровича, а затем И. Бельского явилась толчком к раскрытию и становлению творческой индивидуальности балерины. Четкая графика современной хореографической лексики оказалась близка данным балерины, позволила ей создать свою, «осипенковскую» манеру танца. Значительна ее работа в «Береге надежды», но коронной ролью была Хозяйка Медной горы, созданная Григоровичем в содружестве с нею. Творчески возмужавшая, Осипенко возобновила в своем репертуаре партии феи Сирени, Сари, Одетты, миниатюры Л. Якобсона и обогатила их новыми красками. Большая творческая удача актрисы на сцене Театра им. Кирова - роль Мехменэ Бану, карающей и беззащитной, мудрой и беспомощной, великодушной и мстительной царицы и раздираемой страстями женщины.
В ансамбле п/р Якобсона Осипенко поразила зрителя образом воздушной, почти бесплотной, не подверженной земным чувствам Тальони, образом, зовущим к идеалу, вершинам прекрасного. Огромный успех у публики имела и миниатюра на музыку А. Берга «Минотавр и нимфа», где древний мир рисовался резкими и драматическими красками.
Мастером современной хореографии, способным на любые творческие эксперименты, показала себя артистка в работе с балетмейстером Б. Эйфманом. Подлинным шедевром стал маленький балет для двух исполнителей «Двухголосие» - своеобразная психологическая притча о современной женщине, женщине любимой и любящей, отвергаемой и необходимой, верной и преданной.
Осипенко принесла на сцену свою тему. Ее героини всегда жили сложной внутренней жизнью, искали ответы на множество вопросов, в борьбе обретая мудрость и нравственную чистоту.
Литература: Зозулина Н. Алла Осипенко.- Л., 1987; Добровольская Г. Алла Осипенко.- В кн.: Ленинградский балет сегодня. Л., 1967, вып. 1; Красовская В. Алла Осипенко.- Театр. Ленинград, 1957, № 14; Львов-Анохин Б. Алла Осипенко.- Муз. жизнь, 1962, № 12; Вечеслова Т. Танцует Алла Осипенко.- Нева, 1963, № 10; Добровольская Г. Алла Осипенко.- Театр, 1964, № 11; Ступников И. О любви, о подвиге,- Нева, 1966, № 12; его же. Прерванная мечта.- Театральная жизнь, 1967, № 9; Добровольская Г. Тема ее творчества,- Ленингр. правда, 1967, 3 июня; Карп П. Гармония танца.- Смена, 1975, 12 июня; Красовская В. Алла Осипенко.- Театр, 1975, № 12; Отюгова Т. Выбор,- Смена, 1982, 4 июля; Зозулина Н. Алла Осипенко.- Сов. балет, 1983, № 3.
А. Деген, И. Ступников
Оксана Олеговна Базилевич - российская актриса театра и кино, снявшаяся уже в более чем 60-ти кинопроектах. Она наиболее известна любителям современного российского кинематографа по ролям в сериалах «Такая работа», «Недлинные истории», «Нож в облаках» и многих других работах.
Оксана Олеговна Базилевич
Звезда отечественных сериалов родилась и выросла в Рязани. Ее отец был военным врачом, а мама занимала руководящую должность в профсоюзной организации. Любопытно, что мать родила будущую актрису в собственный день рождения и до сих пор считает дочку своим самым дорогим подарком. Кстати, оба родителя девочки когда-то хотели стать артистами, поэтому атмосфера в доме была соответствующая: спонтанные концерты, импровизированные спектакли, кукольный театр с плюшевыми игрушками на пальцах – все это было нормой жизни для маленькой Оксаны.
![](https://i0.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2016/10/27/_4.jpg)
Базилевич росла очень послушной девочкой, никогда не капризничала, почти совсем не плакала и, что самое удивительное, почти не болела. Она не пропустила из-за болезни ни одного дня в детском саду, что, наверное, является мировым рекордом. О профессии актрисы Оксана мечтала чуть ли не с рождения. Уже в четыре года она, насмотревшись постановок в исполнении родителей, сама пробовала ставить сценки. Конечно, как и многие дети, Базилевич часто меняла «будущую профессию» - то хотела быть певицей, то балериной, то циркачкой, а то и вообще хирургом. Но параллельно проговаривала слова «Оксана Базилевич – актриса», пробуя на вкус, как будет звучать объявление ее имени в театре.
![](https://i2.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2016/10/27/_1.jpg)
В старших классах девушка постоянно участвовала во всех школьных конкурсах наподобие «Алло, мы ищем таланты». Причем была там и ведущей, и фокусницей, и певицей в вокальной группе, и актрисой. Но поступать почему-то Оксана решила не в театральный вуз, а на филологический факультет Рязанского педагогического института. Впрочем, проучившись всего один курс, Базилевич забрала документы и отправилась в Северную столицу. Там она стала студенткой Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. И нужно сказать, студенткой весьма непредсказуемой, взбалмошной и хулиганистой.
![](https://i2.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2016/10/27/_5.jpg)
Такая послушная в детстве, Оксана вдруг превратилась в довольно яркую молодую женщину, способную выкинуть удивительные номера. Например, она могла на неделю, а то и месяц пропасть из института, потому что обиделась на какую-нибудь фразу педагога, или влюбилась в парня и не хочет тратить время на лекции. Но самым выдающимся, и всегда необычайно творческим, было возвращение студентки в альма-матер. Однажды девушка даже привела с собой настоящего милиционера и разыграла грандиозное представление с его участием в качестве извинения перед преподавателем.
![](https://i1.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2016/10/27/_3.jpg)
Окончание театрального вуза совпало с развалом Советского Союза. В тот момент многие именитые артисты оставались без работы, что же говорить о еще «зелененьких» новичках. Однокурсники Базилевич не растерялись. Из выпускников ее, а также параллельного курса была сформирована новая труппа «Фарса», получившая название в честь их первого спектакля. Молодые артисты гастролировали по всей стране. А когда была поставлена пьеса «Фантазии, или Шесть персонажей в ожидании ветра», то она неожиданно получила признание в западных странах, и театр вместе с Оксаной объездил почти всю Европу.
![](https://i0.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2016/10/27/_6.jpg)
Кроме того, актриса приглашалась в спектакли Театра имени Ленсовета, Государственного драматического театра на Литейном, Театра эстрады имени и еще в около десятка различных театральных центров. За спектакль «Ночь Гельвера», поставленном в театре имени В. Ф. Комиссаржевской, Базилевич удостоилась высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит», а также приза зрительских симпатий общества «Театрал».
Фильмы
Впервые на экране актриса предстала в 1992 году в исторической картине «Рин. Легенда об иконе» и социальной драме «Чекист». Затем был длительный перерыв, связанный с театральной деятельностью, а снова стала наполняться фильмография Оксаны Базилевич съемками в американской экранизации «Анна Каренина», где главную роль отдали Софи Марсо. Сама русская актриса играла небольшую роль принцессы-куртизанки . При этом Базилевич была удивлена отношением – режиссер уделял внимание самым мелким деталям и очень серьезно подходил ко всем мелочам.
![](https://i1.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2016/10/27/_kino1.jpg)
В XXI веке Оксана стала неотъемлемой частью многих отечественных сериалов. И хоть использовали ее таланты в основном для создания образов второстепенных персонажей, актриса не сходила с экранов телевизоров. Ее можно увидеть в криминальных драмах «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Тайны следствия», «Убойная сила». Ярко раскрылись комедийные способности Базилевич благодаря сериалу-анекдоту «Вовочка» и особенно циклу новелл по юмористическим рассказам русских и советских писателей «Недлинные истории».
![](https://i2.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2016/10/27/_kino2.jpg)
Стоит выделить и такие фильмы Оксана Базилевич, как детектив «Нож в облаках», боевик «Шахматист», мелодрама «Двойная фамилия», дилогия «Один на всех», криминальная история «Сильная». Во всех картинах актриса исполняла ведущие роли. Но самым известным ее проектом на сегодняшний день считается сериал о буднях милиции «Такая работа». Там Оксана предстала в образе начальника убойного отдела, полковника полиции Валентины Калитниковой. Базилевич была очень обрадована, получив данное предложение, так как всегда любит пробовать что-то новенькое, а начальниц в погонах она ранее не играла.
Личная жизнь
Учась на втором курсе театрального института, Оксана на даче у общих знакомых познакомилась с Иваном Воропаевым. Он был сыном актера театра Комедии Геннадия Воропаева и известной балерины Аллы Осипенко, окончил когда-то тот же вуз, в котором училась Базилевич. Кстати, однокурсником Ивана был актер и музыкант . Но сам Воропаев по творческой профессии не пошел, а основал собственный бизнес.
![](https://i1.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2016/10/27/_lich1.jpg)
Личная жизнь Оксаны Базилевич сложилась в одно мгновение: девушка влюбилась с первого взгляда, и как оказалось позднее – взаимно. Правда, из-за любви студентку чуть было не исключили из института – Оксана месяц не появлялась на занятиях. Вскоре молодые люди поженились и жили очень счастливо, но не слишком долго: муж Оксаны Базилевич внезапно скончался от внутреннего кровотечения. Смерть наступила так быстро, что актриса даже не успела проститься с любимым. Может быть поэтому женщина, овдовевшая в 28 лет, до сих пор говорит, что видит супруга во сне.
![](https://i2.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2016/10/27/_lich2.jpg)
От Ивана Воропаева у Базилевич остался единственный сын Денис. Воспитывать мальчика помогали не только бабушки и дедушки, которые водили его в школу, музыкальную студию и в творческие кружки, но и все друзья актрисы. Именно благодаря поддержке родственников и партнеров по труппе «Фарса» Оксана почувствовала себя не одинокой в этом мире. Сегодня Денис уже взрослый человек. Он окончил Институт культуры, пытается найти себя в мире кино. Кстати, Оксана Олеговна уже стала бабушкой: сын подарил ей прекрасную внучку, которая называет актрису не «бабушка», и даже не по имени, а как все ее друзья «Базя».
![](https://i2.wp.com/24smi.org/public/media/resize/800x-/2016/10/27/_lich3.jpg)
Интересно, что таланты актрисы распространяются не только на ее профессию. Увлекается Оксана Базилевич фото, написанием стихотворений и рисованием. Свои картины она пишет обязательно на полу, внимательно относится к каждому мазку кисточкой и обязательно разговаривает вслух со своими творениями во время их создания.
Фильмография
- 2000 - Вовочка
- 2002 - Недлинные истории
- 2002 - Нож в облаках
- 2004 - Шахматист
- 2006 - Двойная фамилия
- 2009 - Татарская княжна
- 2011 - Сильная
- 2012 - Один на всех
- 2014-2016 - Такая работа
- 2016 - Таинственная страсть
Родилась и росла Оксана Базилевич в Рязани. Появилась на свет девочка в день рождение своей матери, этим сделав ей большой подарок. Отец был военным врачом, а мать работала в профсоюзной организации – руководителем. Несмотря на то, что у родителей профессии не были творческими, ещё с молодости они мечтали стать артистами, но по разным причинам их желание не исполнилось.
В их доме всегда царила весёлая атмосфера, где пели, танцевали, устраивали спектакли и вечера поэзии, показывали кукольный театр. Мать играла на фортепиано, а отец владел игрой на гитаре. Росла Оксана Базилевич здоровым послушным ребёнком. Никогда не плакала, и от неё не было никогда проблем.
С раннего детства у девочки менялись предпочтения к будущей профессии. То она мечтала быть актрисой, то балериной, то певицей, то, как отец, врачом. Насмотревшись на родителей, часто дома устраивала спектакли и концерты. Уже в четыре года Оксана пробовала ставить свои постановки для себя и друзей.
В школе Оксана Базилевич всегда принимала участие в школьных мероприятиях и конкурсах талантов. На них она пела, танцевала, показывала фокусы, играла сценки и даже была ведущей. Была активной, весёлой, но при этом дерзкой, посещала пионерские лагеря.
В восьмом классе Оксана была уверенна, что хочет стать актрисой. Но отец считал, что нужно сначала выучиться на серьёзную профессию. Окончив школу в 1986 году, девушка решила пойти учиться на филологический факультет в Рязанский институт, но проучилась там только год.
Уже 1987 году Оксана поехала в Ленинград, где с первого раза поступила на актерское отделение в Институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Первые два курса училась Оксана в мастерской Заслуженного деятеля искусств и профессора Аркадия Иосифовича Кацмана, а после его смерти, с третьего курса его заменил театральный педагог и профессор Вениамин Михайлович Фильштинский.
Студенткой девушка была непредсказуемой, взбалмошной, много хулиганила, но ей всё прощалось. В 1991 году Оксана стала дипломированной актрисой, успешно окончила вуз. Окончание института Оксаны совпало с развалом Советского Союза в 1991 году. Большинство артистов остались без работы.
Художественным руководителем труппы был Виктор Крамер, один из выпускников института. Со своими спектаклями театр выступал с гастролями не только по стране, но и по всей Европе (Германии, Бельгии, Голландии, Франции, Англии и другим странам). Артисты труппы вместе с Оксаной, успешно выступая, исколесили полмира. Среди спектаклей театра были: «Гамлет» (Офелия), «Фантазии, или Шесть персонажей в ожидании ветра» (Девочка с мечтой), Вохляки из Голоплёков (Долорес), «Стриптиз» (Рука).
Кроме этого, актриса принимала участие в постановках Драматического театра на Литейной, в театре Ленсовета, театре Комиссаржевской, театре Райкина, в «Таком театре», проекте «Театральный марафон» и многих других. Среди них были такие роли:
- «Король Лир» (Корделия);
- «Пять вечеров» (Тамара);
- «Сон в летнюю ночь» (Титания, Ипполита);
- «Заповедник» (Татьяна);
- «Время и семья Конвей» (Миссис Конвей);
- «Феномены» (Елена).
Также актриса участвовала в проектах: «Отечество и судьбы», «Недлинные истории». В кино Оксана дебютировала в 1991 году в российско-французской социальной драме «Чекист» , где сыграла роль жены Срубова. Режиссёром фильма был Александр Рогожкин. Потом у актрисы был перерыв до 1997 года из-за театральной деятельности. В 1997 сыграла в картине «Американка» (Антонина) и «Анна Каренина» (США, Варвара).
Свои первые главные роли актриса сыграла в 2002 году в киноработах «Недлинные истории» и «Нож в облаках», благодаря этим образам стала известной.
Также снималась во многих телевизионных проектах : «Вовочка»(2000-2004), «Шахматист»(2004), «Двойная фамилия»(2006), «Сильная»(2011), «Один на всех» (2012) и криминальных драмах « », « », « » и многих других.
Интересные заметки:![](https://i0.wp.com/rustars.tv/wp-content/uploads/2019/05/H-Vampires-90x90.jpg)
С 2014 по 2016 год актриса снялась в детективном сериале «Такая работа» , где сыграла главную для себя роль в новом амплуа – полковника полиции Валентину Калитникову.
Последние фильмы, в которых снялась актриса за последнее время: «Инспектор Купер», «Крылья империи», « », « », «Я выбираю тебя», «Огненный ангел» и много других. Оксана прекрасная и сильная актриса, очень востребована в своей профессии, её фильмография насчитывает более 120 работ.
Личная жизнь
Оксана Базилевич вдова. На втором курсе вуза на даче друзей Оксана познакомилась с будущим мужем Иваном Воропаевым (1963-1997 годы жизни). Иван был сыном Заслуженного артиста Воропаева Геннадия Ивановича (1931-2001 годы жизни) и знаменитой балерины Осипенко Аллы Евгеньевны (1932 года рождения).
Иван также окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографа (тоже учился в мастерской Кацмана А.И.), но работать по специальности не стал, занялся своим бизнесом. Влюбились друг в друга с первого взгляда и вскоре поженились.
В 1990 году 10 октября у них родился сын, которого назвали Данилой. Жили они счастливо, но недолго. В 1997 году супруг Оксаны скончался от внезапного внутреннего кровотечения , не успев даже попрощаться. Актрисе на тот период было 28 лет. С воспитанием сына помогали бабушки и дедушки, а также друзья по работе.
Кроме общеобразовательной школы мальчик посещал ещё и музыкальную (класс виолончели), а также другие творческие кружки. Окончил кадетский корпус и институт культуры. С 2012 по 2018 Данила много и регулярно снимается в кино. Актриса в 2013 году стала молодой бабушкой, сын подарил ей внучку Марию.
- Сегодня Оксана живёт вместе со своей свекровью Аллой Осипенко в небольшой квартире. Она ухаживает за звездой балета, их связало общее горе.
- Рост Оксаны Базилевич – 178см, вес – 68кг.
- Оксана занимается озвучиванием.
- Является лауреатом нескольких театральных премий и наград.
- Актриса увлекается написанием стихов, а также рисованием. Очень серьёзно относится к своему хобби – написанию картин.
- Интересуется фитотерапией, разбирается в травах, любит их собирать.
Фильмы Оксаны Базилевич
Год | Фильм | Роль |
1991 | Чекист | жена Срубова |
1992 | Рин. Легенда об иконе | эпизод |
1997 | Анна Каренина | Варвара |
1997 | Американка |
Антонина, старшая сестра Лёшки |
2000 | Агент национальной безопасности — 2 |
Элла (15 серия «Смертник») |
2000 | Лариса | |
2000 | Вовочка | мать Любочка |
2001 | Элла | |
2001 |
Жанна Юрьевна |
|
2001 | Механическая сюита |
стриптизёрша Ася |
2001 | Ключи от смерти | жена Забусова |
2001 | Спецотдел |
Эльвира Станиславовна |
2002 | У нас все дома |
агент риэлторской конторы |
2002 | Агентство «Золотая пуля» | Инга |
2002 | Нож в облаках |
Тамара Монтесума |
2002 | Недлинные истории |
Маша, жена Ребротёсова |
2003 | Особенности национальной политики | переводчица |
2003 | Улицы разбитых фонарей | Светлана |
2004 | Женский роман | Людмила |
2004 | Шахматист |
Маргарита Михайловна Ратникова |
2004 | На вираже | Алёна |
2004 | Принцесса и нищий |
Лариса, привокзальная бомжиха |
2005 | Риэлтор |
Елена Павловна Грачёва |
2005 | Брежнев |
ведущая концерта |
2005 | Братва |
следователь Панаренко |
2006 | Лабиринты разума | эпизод |
2006 | Травести | Котэк |
2006 | Секретные поручения |
Лидия Николаевна |
2006 | Опера-2. Хроники убойного отдела |
Ольга Дробышева |
2006 | Мечта | эпизод |
2006 | Двойная фамилия |
Марина Воздвиженская |
2007 | Поводырь | Марина |
2007 | Любовь под надзором | Анна |
2007 | Литейный, 4 (1-й сезон) | Светлана |
2007 | Ирония судьбы. Продолжение |
проводница в поезде |
2007 | Варварины свадьбы | Аврора |
2008 | Холмы и равнины (Украина) |
Наташа, мать Тани |
2008 | Начать сначала. Марта (Россия, Украина) |
Елена Власова, бывшая артистка |
2008 | Куклы колдуна |
Надежда Викторова |
2008 |
Зоя Семенцова, актриса |
|
2008 | Гаишники (Россия, Украина) |
Антонина Петровна |
2009 | Фокусник |
Маргарита Ивановна |
2009 | Стерва (Россия, Украина) | Зинаида |
2009 | Смерть Вазир-Мухтара |