Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Как провести школьное мероприятие ко Дню славянской письменности? Мероприятие ко Дню славянской письменности и культуры в колледже. Сценарий План мероприятий день славянской письменности и культуры

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Быковская основная общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»

Сценарий Дня славянской письменности и культуры:

«Лишь слову жизнь дана»

Разработала

Учитель русского языка

И литературы

Власова Г.М.

1 ведущий: Ребята! Сегодня мы празднуем День славянской письменности и культуры, вспоминаем Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки. В России праздник был возрождён в 1985 году и отмечается ежегодно до 24 мая. В 1991 году празднику был присвоен статус государственного. Сейчас даже странно подумать, что было время, когда люди не умели читать и писать. Все знания передавались устно.

2 ведущий: Но вот появилась письменность – великое изобретение человечества. Она позволила людям сохранить знания, которые иначе были бы непременно забыты.

1 ведущий: Ребята, а вы знаете, как люди передавали друг другу различные сообщения, когда не было букв?

(Ребята отвечают.)

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности. Но дорога оказалась долгой. Послушайте отрывок из поэмы американского поэта Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», о легендарном вожде индейцев.

1-й чтец:

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на берёсте

Много сделал тайных знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Чёрный круг был знаком смерти;

Неба, звёзд, луны и солнца,

Гор, лесов и горных весей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для Земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

Всё пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звёзды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

2 ведущий: Ребята, так что же изобрёл Гайавата? (Письмо.)

(Ребята отвечают.)

А как можно назвать такое письмо? (Рисуночное)

(Ребята отвечают.)

Много тысяч лет тому назад наши предки стали украшать стены своих жилищ различными рисунками. Так, на каменных пещерах можно было увидеть множество изображений птиц, зверей, людей, лодок. Такое письмо называлось пиктографией, или рисуночным письмом.

1 ведущий: Ребята, скажите, а сейчас, в современной жизни, используются ли где-либо пиктограммы, то есть рисунок-письмо? (Да, к ним можно отнести знаки уличного движения, вывески, указатели, гербы государств, городов и т.д.)

(Ребята отвечают.)

Конкурс «Нарисуй пословицу»

(Участникам раздаются карточки с пословицами. Участникам нужно проиллюстрировать пословицу, а зрителям отгадать её.)

Карточки

Аз, буки и веди, страшат, что медведи.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Азбука - к мудрости ступенька.

2 ведущий: Позже на смену рисуночному письму пришли «священные знаки» - иероглифы, а когда две тысячи лет тому назад финикийцы изобрели буквы-значки только для согласных – клинопись. На основе финикийского письма в Греции появился первый алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

Известны и другие способы письма. Например, южноамериканские индейцы пользовались узелковым письмом – кипу. К толстому шнуру или палке они крепили шнуры потоньше. О чём идёт речь, узнавали по цвету шнура. Жёлтый цвет означал золото, белый – серебро, красный – воинов. И число узелков на шнуре свидетельствовало о количестве людей или предметов. А в Северной Америке индейцы передавали информацию с помощью вампума. На шнуры нанизывали раковины разной формы, окрашенные в различные цвета. Красный цвет означал войну, чёрный – угрозу, белый – мир, счастье, благополучие.

1 ведущий: В третьем веке до нашей эры на Востоке появились иероглифы. Это знаки, которые обозначали целые слова. В Китае иероглифов приблизительно 50 тысяч, а пишутся и читаются они не слева направо, как у нас, а сверху вниз.

2 ведущий : В русском письме тоже есть элементы иероглифического письма. Например, знаки «+», «-», «=». Знак «+» можно прочитать по-разному: и как плюс, и как прибавить, и как сложить; знак «-» - как минус, отнять, вычесть; знак «=» - как знак равенства, равняется, равно.

1 ведущий: А теперь, ребята, отгадайте загадку:

Чёрные, кривые, от рождения немые.

Станут вряд – сразу заговорят. (Буквы.)

(Ребята отвечают.)

Буквы составляют алфавит. Славяне ещё не знали букв, а вот финикийцы – народ, который в первом тысячелетии до нашей эры населял восточное побережье Средиземного моря, уже имел свой алфавит, состоящий из 22 букв. Интересно, что на письме отражались только согласные буквы, а гласные додумывались по смыслу.

2 ведущий: Каких только письменностей не существовало на свете! Но несмотря на то, что в разных странах писали по-разному, во все времена и у всех народов почитались и уважались люди, которые создавали письменность. Вот и мы ежегодно чтим память двух просветителей – солунских братьев Кирилла и Мефодия, которые родились в начале девятого века в Греции в городе Солуни. Отсюда их назвали Солунскими братьями. Это были очень образованные и мудрые люди.

1 ведущий : Старший брат Мефодий был назначен правителеи одной из областей на Балканах, позже постригся в монахи и ушёл в монастырь. Кирилл был библиотекатем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Его настоящее имя – Константин. А имя Кирилл он взял перед смертью при пострижении в монахи.

2 ведущий : В 863 году оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, где император поручил им отправиться в Моравию, современная территория Чехии, чтобы читать проповеди на славянском языке в недавно принявшей христианство стране. Но древние славяне не имели своей письменности, значит, не могли читать. А известные тогда книги были на греческом языке, который славяне не понимали.Перед братьями поставили нелёгкую задачу. И вот они решили прежде составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский.

1 ведущий: Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв. Сколько в этом алфавите было не похожих на другие алфавиты букв!

2 ведущий: Солунские братья часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. Они переписали для своего народа с помощью нового алфавита несколько библейских книг. За этот подвиг – создание славянской письменности – братья были причислены к лику святых. Деятельность Константина и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма.

1 ведущий : Только три языка в мире – еврейский, латынь и греческий – были угодны в те времена. После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку. Вы знаете, как она называлась и почему? (Кириллица, по имени одного из братьев.)

(Ребята отвечают.)

2 ведущий: В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Именно ‘bf азбука стала основой русской «Азбуки». А почему этот учебник получил такое название? (По названию первых букв – «аз» и «буки».)

(Ребята отвечают.)

2-й чтец:

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном языке.

1 ведущий: Шли времена. Люди постепенно упрощали кириллицу, исключали из неё некоторые буквы. Так появился современный алфавит. Сколько в нём букв?

(Ребята отвечают.)

2 ведущий: А знаете ли вы, на чём писали иероглифы, рисовали рисунки и выводили первые буквы наши предки?

(Ребята отвечают.)

Писали на стенах пещер, глиняных табличках, папирусе, коже животных, пергаменте, берёсте, пальмовых листьях, тканях, металлах. А во втором веке нашей эры китайцы изобрели то, без чего не было бы книгопечатания, - бумагу. И теперь мы не перестаём любоваться красочно иллюстрированными книгами.

1 ведущий: Посмотрите, как красивы страницы этих книг! Мы удивляемся и восхищаемся творениями человека, но не стоит забывать первоучителей, ибо благодаря трудам этих людей сегодня мы с вами можем прочесть любую книгу, написать любой текст, передать информацию следующим поколениям.

3-й чтец:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы

На мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

2 ведущий: И.А. Бунин в этом стихотворении завещал своим потомкам беречь нашу русскую речь. И мы также призываем вас, наше молодое поколение, к бережному отношению, уважению и пониманию русской культуры, наших традиций.

4-й чтец:

О России петь – что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь - что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть!


24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник восходит к церковной традиции, существовавшей еще в X-XI вв. Традиционно это один из самых ярких национальных, патриотических праздников славянских народностей. «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ» - праздничное мероприятие для учащихся младшей и средней школы, посвящённое этой важнейшей вехе нашей истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздничного мероприятия, посвящённого

Дню славянской письменности и культуры

1. Чем была вызвана.

Примерный сценарий-погружение праздника славянской письменности и культуры

Звучит фонограмма общеславянского гимна «Славяне».

На сцену выходят ведущие (взрослый и ребенок)

Ведущий-ребенок читает стихи И. А. Бунина

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь Слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь. (1915)

Взрослый ведущий :

Влечет меня старинный слог.

Есть обаянье в древней речи.

Она бывает наших слов

И современнее и резче. (Б. Ахмадуллина. 1962)

Вновь в стенах гостеприимного Дворца Культуры встречаются те, кому дорога история нашего Отечества, его культура, дорог наш язык, его истоки. Повсюду в нашей стране и за рубежом празднуются дни славянской культуры и письменности, потому что в мае отмечается память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – учителей словенских. Создатели новой азбуки оставили в наследство славянским народам то, что обогатило нашу культуру, сделало ее плодоносной, подобно тому, как дикая маслина бывает привита благородными побегами, и рождается новая жизнестойкая порода. Почему была так успешна их деятельность? Потому что высока была их цель: приобщить славян к вере христианской через постижение грамоты, через изучение науки книжной.

И мы хотим почтить их память, начав наш праздник с исполнения древнего песнопения в их честь – тропаря. (Уходят. Хор рядом со сценой запевает тропарь.)

Яко апостолом единонравнии

И словенских стран учителие,

Кирилле и Мефодие богомудрии,

Владыку всех молите,

Вся языки словенския утвердити в православии и единомыслии,

Умирити мир

И спасти души наша.

Выходит взрослый ведущий. И сегодня в путешествие на именины Славянской Азбуки отправятся школьники.

На сцену выбегает гонец. Он размахивает свитком. Два других выносят и ставят на авансцену большую КОРЗИНУ.

Гонец: (Громко) Послание от Ее Величества! (останавливается). Кто тут путешественники?

Ее Величество приказала передать вам Послание!

Путешественники принимают свиток. Разворачивают, читают.

«Мои дорогие друзья! Рада приветствовать вас в начале вашего пути. В этот раз вам предстоит путешествие во времени и пространстве. Вы окажетесь в разных ситуациях, увидите события из истории письменности. И каждый раз вам предстоит назвать время, место и действующих лиц. Всякий раз, когда вы будете испытывать затруднения, вам поможет моя сказочная КОРЗИНА ЗНАНИЙ. Обращайтесь к ней за помощью. Желаю удачи!

СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА»

Взрослый ведущий: (Обращаясь к залу): Пожелаем и мы успехов нашим путешественникам. Кто знает, быть может, им пригодятся и знания тех, кто сидит в зале.

Участники располагаются слева на авансцене. Гаснет свет. Звучит музыка.

СЦЕНКА 1 Детство Кирилла и Мефодия.

Звучит фонограмма « шум моря». Освещается середина сцены. На ней два подростка. Один из них старше. Старший бросает камешки (имитирует), младший, сидя, «рисует на песке».

Младший: (вставая, обращается в старшему): А почему наш учитель в школе все время разговаривает по-гречески? Я слышал, как в лавке он прекрасно говорит по-славянски.

Старший. Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что знания, книги – все от греков.

Младший. А почему у славян нет своих книг?

Старший. Потому что писать на славянском языке нельзя.

Младший. Как это? А я вот возьму и напишу «ДОМ». (Чертит палочкой на песке).

Старший. А « Я ЖИВУ В ДОМЕ» уже не напишешь, потому что нет такой буквы «Ж», и «Я» тоже нет.

Младший: Но можно их придумать. Ведь, если слова можно произносить, значит, их можно и записывать. Необходимы только какие-нибудь знаки.

Старший. Какие-нибудь не подойдут. Язык – это целая система. В нем не может быть ничего случайного.

Младший. Но если все-таки попробовать. Вот так, например. (Рисует на песке). Это пусть будет Я. А вот это – Ж.

На сцене появляется учитель. Он слышит разговор мальчиков.

Младший. Учитель, посмотри, у нас получаются новые буквы!

Учитель. Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны пергамена – латинский и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя! Всякий кто хочет научиться писать – должен учиться греческому языку.

Старший: Учитель! Но ведь сказано: «Свет христов просвещает всех»! Все люди – дети Божии и достойны просвещения.

Учитель. Да, но если начать переводить священные книги на варварские наречия язычников, может исказиться их смысл, который есть – Слово Божие. Пусть лучше учат греческий, и через познание укрепляются в вере.

Младший. Но на изучение языков уходит много времени. И учителей так мало. Вот если бы дать людям читать книги на их родном языке.

Старший. Должно быть, это укрепит их в вере…

Учитель. Да, но потребуется новый алфавит, новая орфография и долгие-долгие годы на перевод всех книг. Во всей империи вряд ли найдутся ученые мужи, способные на такой труд. Нужно быть избранником Божиим, чтобы справиться с такой задачей. (Обращаясь в зал, громко) Кто же за такое возьмется? (Меняет интонацию). Пойдемте, нам пора начинать урок! (Удаляется)

Начинает звучать греческая музыка. Старший, оглядываясь, уходит за ним. Освещение постепенно становится бледнее. Ярко освещен только младший мальчик на авансцене. Он молча смотрит вперед, как бы вглядываясь в будущее. Музыка становится громче. Затем свет гаснет.

К о н е ц с ц е н к и.

Ведущий задает вопросы:

1. Кто были эти мальчики, которых мы сейчас видели на сцене?

2. В какой стране они родились, в каком городе, в каком веке?

3. В какой стране началась их переводческая деятельность и как эта страна называется сейчас?

4. Какая книга первой вышла из-под пера первоучителей?

5. Кто еще повторил подвиг св. равноапостольных Кирилла и Мефодия для народов, не имеющих своей письменности. Когда это было?

Если путешественники затрудняются ответить, они ищут в КОРЗИНЕ ЗНАНИЙ конверт с соответствующей надписью сценки, вскрывают его и зачитывают ответ.

Так они поступают после каждой сценки!

СЦЕНКА 2. В типографии Ивана Федорова. Москва. 1564 год.

В одном углу сцены двое. Они перекладывают стопки листов. С другого конца из-за задней кулисы выбегает мальчик. Внезапно он останавливается, пытаясь рассмотреть вывеску ПЕЧАТНЫЙ ДВОР.

Мальчик. Чего это там?

1 взрослый. А ты зайди, сам посмотри.

Мальчик. (осторожно приближается. Рассматривает). Ух, ты! И чего же это будет!

2 взрослый. Книга будет.

Мальчик. (недоверчиво). Книга? Книги пером и чернилами пишут, а тут какие-то столбы да доски.

1 взрослый. А мы буквы из олова отливаем, а потом складываем одна к другой и печатаем. Так вот страницы и выходят.

Мальчик. А можно мне буковку потрогать?

2 взрослый. А ты грамоту-то разумеешь? Ну-ка возьми букву, на которую твое имя начинается.

Мальчик (достает букву М). Вот, Мыслете моя буква будет!

1 взрослый. И как же тебя звать?

Мальчик. Я сын бондаря Якова Казарина. Научите меня вот так буквы складывать. Я вам подсобить могу. Вы теперь новый лист набирать будете?

2 взрослый. Да разве мы по одному печатаем? Мы сразу много одинаковых делаем. Вот сегодня заканчиваем работу – вон новых книг появится! (показывает на стопки книг)

1 взрослый. Ты, брат, погоди! Я вот хочу Букварь напечатать! *Для пользы русского народа!* Чтобы в каждом доме своя книга была - детишек обучать.(** Надпись на букваре)

Мальчик. И у меня и у моих братьев свой букварь будет?!

2 взрослый. Придет время – обязательно будет! (громко, обращаясь в зал, держа в руках большую книгу) А вот запомни сегодняшний день - первая на Руси книга напечатана! Прожектор – на центр сцены.

Гаснет свет. Музыка.

К о н е ц с ц е н к и.

Вопросы ведущего:

Кто был перед нами на сцене?

Какой день просил запомнить Иван Федоров?

Какая книга была закончена в тот день?

СЦЕНКА 3 Реформа азбуки Петра 1

На сцене лавка, стол.

Дед. Все нынче не так! Посмотришь раньше на человека – борода, шуба соболья, сразу видать – боярин. (Комично) А теперь – лицо голое, платье куцее. Не поймешь – то ли купец, то ли кто. Ладно бы сами так ходили, а то и детей обряжают.

Мальчик (читает). Наш – Есть - НЕ, Буки – Он - БО, НЕБО…

Входит отец.

Дед. (ворчливо) Боярин, а работает, как простой ремесленник, раньше этих кораблей не было - и ничего, жили.

Отец: Андрей, я тебе книгу принес.

Дед. Что еще за книга? Он еще и Часослов не весь прочитал.

Отец: Успеет, тятя, прочтет. (Протягивает подбежавшему сыну) Держи, сынок!

Сын. (медленно читает) Г- е – о – м – е –т - р -и –я. (Указывает пальцем на страницу). А это что?

Отец: Это цифры, чтобы числа обозначать. Может, теперь, в навигацкую школу поступишь. Нужны России ученые люди.

Дед: (заглядывает в книгу). Это что за цифры такие? Испокон веку на Руси числа буквами писали. Аз – один. Веди – два. Чем плохо?

Мальчик (радостно) Дедуля, так же легче! Сразу видно, где число, а где слово написано!

Дед (продолжая вглядываться, с горечью): А слова-то, слова! И-эх!

Мальчик. (утешающее) Конечно, дедушка, эти буквы не такие красивые, но зато простые! Их писать легче.

Дед: Все бы вам легче!

Отец. (Обращаясь к залу). С новыми буквами наукам обучаться будем! (Кладет руку сыну на плечо). Правда, сынок?

Музыка. Гаснет свет.

К о н е ц с ц е н к и.

Вопросы ведущего:

Какой момент истории государства Российского предстал сейчас перед нами? Время? Правление? Событие?

Какая книга была напечатана первой новым гражданским алфавитом?

Какие буквы Российская Академия Наук была вынуждена вернуть в русскую азбуку в том 18 веке?

Сценка 4. Реформа азбуки 1918. В типографии.

На сцене двое (мастер и подмастерье). Они приводят в порядок кем-то разбросанные вещи (коробки, ящики и пр.).

Мастер. Ну, вот наконец-то убрались. Сколько шуму-то было! Наганом угрожали. Сдавайте, говорят, ненужные литеры!

Подмастерье. А почему они «ненужные»?

Мастер. Да, вот послушай… (Берет газету «Известия», читает декрет):

«В целях освобождения школы от непроизводительного труда (делает выразительную паузу, поднимает лицо):

Исключить букву t (ять) с последующей заменой ее через е

Исключить букву A (фита) с заменой ее через ф.

Исключить букву B (и десятеричная) с заменой ее через и.

Исключить букву ъ (ер) в конце слов (Немая пауза).

Подмастерье. Как же это мы завтра раздел “Объявлений” набирать будем? “ОБЯВЛЕНИЯ”, что ли? Ведь все-все твердые знаки забрали.

Мастер. (с грустью, растерянно) Да, вот “Ведомости” уже через апостроф печатали. Ну, да ладно, ложись спать, завтра работы много.

Ложатся на лавки, засыпают. Звучит “волшебная” музыка.

В углу оживает неподвижная кучка букв. Они встают, подходят к авансцене.

Ижица (маленькая, с тонким голоском, мотает головой): Не верю, не верю, не верю, не верю! (Меняет интонацию) Господи, что же жто делается?! Исключили!? Так ведь меня еще при Императоре Петре Великом пытались исключить, да не смогли без меня обходиться, вот Академия Наук меня и восстановила! Потому как без ижицы ми1ръ от мv1ра отличить? И кто такие будут «мvроносицы»? Опять же, как поговорку-то правильно понимать «Все мы одним мv1ромъ мазаны»?

И десятеричная. (очень худенькая, говорит с достоинством). А меня при Петре Великом одну оставляли, без сестрицы (показывает на букву И, которая стоит насупившись). А теперь спорили-спорили, кто лучше, да и поступили наоборот.

И восьмеричная. (толстенькая, флегматичная). А ведь хотели опять как тогда, сестрицу оставить, она, мол, тоньше (комично разводит руки, показывая свою полноту. И десятеричная при этом грустно выпрямляет худенькие плечики). Бумагу, мол, будем экономить! (С сарказмом) Целый 1 процент!

И десятеричная. Эх, графа Толстого на них не нашлось! Пойти, теперь отличи «Войну и мир» Льва Николаевича от «Войны и мbра» Маяковского?!

Фита. (Торжественно, с пафосом, на греческом) «Пистево ис эна феон патера…» (Меняет интонацию) Вску1ю шата1шася z5зы1цы, и5 лю1дbе поучи1шася тще1тнымъ? В европейских языках чего только нет: одни и те же звуки разные буквы передают, да еще и по несколько согласных кряду. Но ведь никто и не смеет орфографию менять, а у нас-то, у нас-то! (С болью). Одно слово, безбожники!

Ять. Это что же теперь получается? Осёлъ и осtлъ теперь одинаково будут писать? А как теперь существительное мtлъ отличить от глагола мелъ? А падежные окончания? (Поворачивается к залу, говорит протяжно) Ох, и намучаются наши школьники с безударными гласными!

Звучит та же музыка. Гаснет свет.

К о н е ц с ц е н к и.

Вопросы ведущего:

1.К какому времени относится эта сценка? Какие события тогда происходили?

2. О каком мире говорила буква Ижица, кто такие мироносицы и что означает поговорка “Одним миром мазаны”?

3. О каком мире идет речь в названии романа Толстого и поэмы Маяковского?

На каких языках говорила буква Фита и что она процитировала?

Ведущий: Прошли годы. Привыкли люди к новой орфографии. И вот уже в современных школах изучается полная азбука-кириллица. По всей Руси, садясь за парту, школьники учатся читать и писать древние буквы. И уже появились свои знатоки. Сегодня некоторые из них – на нашей сцене. Сейчас они получат письменное задание. Им предстоит прочесть текст из древней книги, что будет весьма непросто, так как он написан в соответствии с древней традицией без разделения на слова.

Ассистенты выносят текст из древней книги на большом листе. Путешественники удаляются за сцену. Пока они выполняют задание, на сцену приглашается хор.

Возвратившись, путешественники читают текст.

Взрослый ведущий: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Мы все вместе с нашими героями побывали в разных странах и городах, увидели разные события. Наши путешественники показали себя истинными знатоками славянской культуры и письменности. И сейчас наступает торжественный момент встречи с Ее Величеством Славянской Азбукой.

Звучит торжественная музыка. Появляется Ее Величество Славянская Азбука. Она произносит торжественную речь и награждает путешественников.

Сводный хор исполняет гимн создателям азбуки (Музыка В.И. Главача, слова М.П. Розенгейма).

Слава Вам, братья, славян просветители,

Церкви Славянской Святые Отцы!

Слава Вам, правды Христовой учители,

Слава Вам, грамоты нашей творцы!

Будьте ж славянству звеном единения,

Братья святые: Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил!

Заключительное слово ведущего.

Список литературы:

1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб, 2004.

2. Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М., 1982.

3. Белякова С.М., Новикова Л.А., Фролов Н.К. Введение в славянскую филологию. – Тюмень, 1991.

4. Гальковский Н.М. Христианство и язычество. т.1 – Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси; т.2 – Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе – М., 2003, 320 стр. т.1, т.2

5. Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.

6. Зеленин Д.К. Избранные труды. М., 1994.

7. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области балто-славянской духовной культуры. М., 1993.

8. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1994.

9. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. (Древний период). М., 1965.

10. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX века. М., 1984.

11. Петрухин В.Я. Славяне. М., 1999.

12. Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994.

13. Селищев А.М. Славянское языкознание. Т.1. М., 1941.

14. Семенова М. Мы – славяне! М., 1997.

15. Славянское и балканское языкознание. Структура малых фольклорных текстов. М., 1993.

16. Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Подготовка к празднику.

24 мая, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник восходит к церковной традиции, существовавшей еще в X-XI вв. Традиционно это один из самых ярких национальных, патриотических праздников славянских народностей.

С полным основанием можно говорить об уникальности этого праздника. Он представляет собой значительное явление в культурной и политической жизни. Обращение к истокам национальных культур славянских народов и их тесная взаимосвязь подчеркивают органическое единство и вместе с тем многообразие культурных традиций.

Почти двенадцать веков отделяют нас от того времени, когда жили, творили великие славянские просветители Кирилл и Мефодий. Первоучители не только перевели с древнегреческого на славянский главнейшие христианские книги, но и воспитали целую плеяду учеников, от которых разрослось древо великой славянской культуры.

При проведении Дня славянской письменности и культуры организаторы и участники должны ставить перед собой следующие цели и задачи:

Сохранение подлинной языковой культуры, воспитание бережного отношения к истории русского языка и отечественной культуре;

Развитие эстетического чувства школьников на основе элементов традиционной культуры;

Развитие межпредметных связей всех учебных курсов, содержание которых позволяет решать задачи духовно-нравственного воспитания школьников.

Отправной точкой в формировании сценария праздника должна служить сама азбука. История ее создания, а также все яркие события из жизни братьев Кирилла и Мефодия и их учеников и последователей – существенная и немаловажная часть подготовительной и праздничной программы в направлении изучения славянской письменности и культуры. Формат праздника – погружение в эпоху – позволяет организовать диалог культур.

В программу праздника могут входить также следующие конкурсы:

Конкурс изобразительных работ,

Конкурс народных костюмов,

Конкурс фольклорных коллективов,

Конкурс традиционной русской кухни,

Конкурс детских письменных работ,

Конкурс тетрадей по русскому языку.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Примерные вопросы для подготовки участников праздника

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ»

1. Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

1. В какой стране они родились, в каком городе, в каком веке?

2. В какой стране началась их переводческая деятельность и как эта страна называется сейчас?

3. Какая книга первой вышла из-под пера первоучителей?

*Кто еще повторил подвиг св. равноапостольных Кирилла и Мефодия для народов, не имеющих своей письменности. Когда это было?

2. Первая датированная печатная книга

1. Имена первопечатников Российских.

2. Какой день отмечается как день появления первой печатной книги.

3. Какая книга появилась в этот день?

3. Реформа правописания Петра 1

1. Чем была вызвана.

2. Какие буквы были реформированы.

3. Какая книга была напечатана первой новым гражданским алфавитом?

4.* Какие буквы Российская Академия Наук была вынуждена вернуть в русскую азбуку в том 18 веке?

4. Реформа правописания 1918 года

1. Какие буквы были реформированы.

2. Что такое миръ, мbръ, мv1ро, кто такие мироносицы и что означает поговорка «Одним миром мазаны»?

3. О каком мире идет речь в названии романа Толстого «Война и мир»?

5. Как записывались числительные в древних книгах.

6. Знать имена и их происхождение (как переводится имя и из какого языка).


День славянской письменности и культуры достаточно широко отмечается в нашей стране 24 мая 2020 года. Он посвящен памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, которые разработали для записи текстов на славянском языке азбуку.

В этот день в православных храмах проходят торжественные богослужения. К празднику также приурочены лекции, круглые столы, семинары, выставки и концерты, тематические показы документальных и художественных фильмов, различные мероприятия ко Дню славянской письменности и культуры в школе.

Сценарий Дня славянской письменности в школе

Школьное мероприятие по случаю празднования Дня славянской письменности может включать рассказ об истории этого праздника, развитии письменности в нашей стране, чтение стихов, посвященных алфавиту, русскому языку и др.

Ведущий поздравит ребят с праздником и расскажет о Кирилле и Мефодии – просветителях славян, создателях славянской азбуки, христианских проповедниках.

– Они родились в городе Солуни (Салоники), который находится в Греции, и были очень образованными людьми. Для записи текстов на славянском языке они создали азбуку, пользуясь которой, выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и нескольких богослужебных книг.

– Святой Кирилл и брат Мефодий
Создали письменность славян.
Кириллицей зовут в народе,
Родной язык у многих стран.

Праздник в школе, посвященный Дню славянской письменности и культуры продолжит рассказ об истории этого праздника:
– День памяти святых Кирилла и Мефодия отмечался болгарской церковью с глубокой древности. Сейчас в Болгарии этот день является официальным национальным праздником.

– Подобные торжества проходят в Чехии, Македонии, России и других странах. В нашей стране этот праздник стали отмечать с 1863 года по решению Святейшего Синода «в память совершения тысящелетия от первоначального освящения нашего отечественного языка Евангелием и верою Христовою».

– По широкой Руси – нашей матушке –
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием –
Братьев славных, равноапостольных –
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

– В 1985 году, в год 1100-летия со дня смерти Мефодия, в СССР был учрежден праздник славянской культуры и письменности, который мы сегодня отмечаем.

– Со второй половины 1980-х годов проводятся «Дни славянской культуры и письменности». Каждый год столицей праздника становился один из городов.

– Впервые он прошел в Мурманске, затем в Вологде, Новгороде, Киеве, Минске, Смоленске, Москве, Владимире, Белгороде и других. С 2010 года столицей праздника является Москва, где проходят основные торжества.

Затем на школьном празднике «День славянской письменности и культуры» прозвучит рассказ об азбуке:
– Глаголица и кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «глаголица» происходит от слова «глагол», который обозначает «речь». А «кириллица» названа в честь ее создателя Кирилла.

– Послушайте, ребята, как назывались буквы старинной азбуки: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди… Названия букв должны были напоминать о словах, которые забывать нельзя: добро, живете, земля, люди, покой.

– А знаете ли вы, какими были первые школы на Руси?
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глагол.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину.
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На церковном языке.

Затем ведущие прочтут стихи об алфавите:
– Буквы строго встали в ряд,
Будто на линейке.
Каждый знает свое место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво,
По порядку, посмотри!

– Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!

– Он просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Лишь при Петре I изменили количество букв, внесли новые – Ё и Й.

– А после установления советской власти, в 1918 году была проведена реформа русского языка, в результате которой алфавит упростили. В нем осталось лишь 33 буквы, которые мы используем по сей день.

Затем на мероприятии проводящемся в школе в честь Дня славянской письменности и культуры можно рассказать об истории книжного дела в нашей стране.

– В прежние времена книг не существовало. Люди просто рассказывали друг другу удивительные истории. Но вот появился алфавит. Писцы стали вести записи о том, что происходило. Так появились первые рукописные книги.

– Материалом для русских книг до ХIV века служил пергамент – кожа особой выделки. А еще люди писали на бересте – так называется верхний слой коры березы. Делались записи даже на глиняных табличках, пока не была изобретена бумага.

– С древнейших лет и до сих пор жива
Бегущая словесная строка…
Простая речь, а сколько в ней ума!
Звучат слова не на года, а на века.
На бересте, на глиняных досках
Мы записали то, что на устах.

– Но и после изобретения бумаги выпускать книги было трудно. Букву за буквой, строку за строкой медленно выводил писец. Это была очень трудоемкая работа. Купить рукописные книги могли позволить себе только очень богатые люди.

– В ХV веке немец Иоган Гутенберг создал технологию, которая позволяла печатать книги. Текст в них набирался с помощью металлических букв. Это изобретение дало возможность во много раз ускорить процесс создания книг.

– В России первый печатный станок разработал Иван Федоров. В результате книги в нашей стране стали выходить большими тиражами.

– И теперь благодаря трудам Кирилла и Мефодия, создавших славянский алфавит, трудам изобретателей книгопечатания и других людей мы с вами можем прочесть любую книгу, написать любой текст, передать информацию следующим поколениям.

Сценарий Дня славянской письменности для школьников может включать и практические задания, например, посвященные пословицам и поговоркам о языке.

Ведущий:
– Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.

Ребята должны будут продолжить пословицы:

  • Век живи, (век учись).
  • Слово не воробей, (вылетит – не поймаешь).
  • За одного ученого (двух неученых дают).
  • Что написано пером, (не вырубишь топором).
  • Грамоте учиться (всегда пригодится).
  • Не красна книга письмом, (а красна умом).
  • Корень ученья горек, (да плод его сладок).
  • Книга мала, (а ума придала).
  • Ученье – свет, (а неученье – тьма).

Ведущий:
– Есть и другие пословицы и поговорки о языке. Скажите, ребята, что они означают?

  • По речи узнают человека.
  • На чужой роток не накинешь платок.
  • Не бросай слов на ветер.
  • Твоими бы устами да мед пить.

– А теперь отгадайте загадки:

***
33 сестрички сели на странички.
Сели рядком, не молчат, нам загадки говорят.
Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ.
(Буквы).

***
Говорит она беззвучно, но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней.
(Книга).

Также можно предложить ребятам принять участие в играх на развитие речи: «Лишнее слово», «Подбери словечко», «Замени букву» и другие.

День славянской письменности и культуры, посвященный памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, который отмечается в нашей стране 24 мая 2020 года. К нему приурочены различные мероприятия в учебных заведениях.

Предлагаем один из вариантов проведения школьного мероприятия, приуроченного ко Дню славянской письменности и культуры.

Сценарий празднования Дня славянской письменности и культуры в школе

Праздник откроют ведущие:

– С древнейших лет и до сих пор жива
Бегущая словесная строка…
Простая речь, а сколько в ней ума.
Звучат слова не на года, а на века.
На бересте, на глиняных досках
Мы записали то, что на устах.
(Е.Завьялова)

– Возникновение письменности относится к глубокой древности. Родиной современного письма считается Древняя Греция, где изобрели значки и буквы для обозначения звуков устной речи.

– Одни из величайших сокровищ культуры – древнейшие памятники письменности. (Следует показ слайдов).

Затем на школьном мероприятии ко Дню славянской письменности и культуры прозвучит рассказ о Кирилле и Мефодии.

– Христианские проповедники из города Солуни (Салоники), братья Кирилл и Мефодий, разработали для записи текстов на славянском языке азбуку, пользуясь которой, выполнили перевод с греческого языка Священного Писания и нескольких богослужебных книг.

– Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Затем праздник в честь Дня славянской письменности и культуры продолжит викторина:

  • Назовите первый писчий материал? (папирус).
  • Название древней формы книги, свернутой в трубку и написанной на папирусе? (свиток).
  • Кору какого дерева использовали на Руси в качестве писчего материала? (кору березы – бересту).
  • В какой стране изобрели бумагу? (в Древнем Китае).

Потом ведущие предложат ребятам закончить пословицы:

  • Что написано пером, не вырубишь … топором.
  • Не красна книга письмом, а красна … умом.
  • Корень ученья горек, да плод его … сладок.
  • Книга мала, а ума … придала.
  • Грамоте учиться всегда … пригодится.
  • Ученье – свет, а неученье – … тьма.

А завершит мероприятие посвященное Дню славянской письменности и культуры чтение стихов:

– Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит!