Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Адам Ламберт — новый солист группы «Queen. История группы квин Запевала из группы квин

241 подбор аккордов

Биография

Queen («Куин») — британская рок-группа, добившаяся широчайшей известности в 70-80-х гг. XX века и насчитывающая сотни миллионов поклонников по сей день. К самым знаменитым песням «Queen» относятся такие классические рок-хиты, как «Bohemian Rhapsody», «We Will Rock You», «We Are The Champions», «A Kind Of Magic», «The Show Must Go On» и другие. Широкую известность получили и видеоклипы, снятые музыкантами «Queen». Кроме того, «Queen» снискали славу одной из величайших концертных команд за всю историю рока.

Состав группы

* Фредди Меркьюри (Freddie Mercury, 1946-1991) — вокал, фортепиано, гитара в "Crazy Little Thing Called Love".
* Брайан Мэй (Brian May, 1947) — гитары, арфа, оркестровые инструменты, вокал.
* Джон Дикон (John Deacon, 1951) — бас-гитара, гитара, фортепиано.
* Роджер Тэйлор (Roger Taylor, 1949) — ударные, перкуссия, вокал.

Происхождение

История группы начинается в 1968 в Великобритании, когда студенты Брайан Мэй и Тим Стаффел сформировали группу «Smile». Брайан повесил объявление в стенах своего «Империал колледж». В нём говорилось, что группе требуется барабанщик для игры в стиле Митча Митчелла и Джинджера Бейкера (барабанщики Джимми Хендрикса и группы «Cream» соответственно). На него откликнулся студент-дантист Роджер Тейлор. Он тогда показался Мэю и Стаффелу лучшим вариантом, поразив их точностью настройки барабанов. Главным достижением «Smile» стало выступление на разогреве у «Pink Floyd». Однако из-за напряжённой учёбы и отсутствия какого бы то ни было менеджмента, весной 1970 года трио распалось: Тим Стаффел покинул группу.

Но Мэй и Тейлор не собирались бросать музыкальную карьеру и поделились своими творческими амбициями с другом и одноклассником Стаффела Фредди (Фарухом) Булсарой. Он часто посещал выступления «Smile», но Мэй и Стаффел даже не подозревали, что он вообще умеет петь. Фредди имел весьма четкие планы насчет выступления и сценической работы группы. Он же придумал для новой группы название «Queen», а себе взял псевдоним Фредди Меркьюри. Теперь группа состояла из вокалиста-клавишника, гитариста и ударника.

Первоначально на роль бас-гитариста был приглашен старый знакомый Роджера Тейлора по Корнуольской группе «The Reaction» Майк Гроуз (Mike Growse), который выступил на первых двух концертах группы (27 июня в Городском зале г. Труро (Truro City Hall, Truro) и 12 июля в «Империал колледже»). Впоследствии его заменил весьма одаренный басист Барри Митчелл (Barry Mitchell). Но, уставший от музыкального бизнеса, он покинул группу в начале 1971 г. Лишь два выступления продержался следующий басист группы, Даг Боги (Doug Bogie). Но в феврале 1971 г. на лондонской дискотеке Брайан Мэй и Роджер Тейлор познакомились с опытным уже в те годы бас-гитаристом Джоном Диконом, приехавшим на учебу в Лондон из родного города Лестер. Пройдя прослушивание, Джон занял позицию басиста группы и стал четверым постоянным звеном в составе, который продержался без малого 21 год.

История творчества

С 1971 по 1979 можно проследить влияние других коллективов. С каждым годом оно становится все менее заметно, но в семидесятые все же присутствует. Фредди и сам не раз отмечал, что их группа «выросла» на «Led Zeppelin» и Джими Хендриксе.

1973 — в первый альбом «Queen» с одноименным названием (1973) была включена песня трио «Smile» «Doing All Right». Основой диска стала песня «Keep Yourself Alive» — первый сингл «Queen». Альбом не пользовался большим успехом, однако это не стало поводом для расстройств. Этот альбом записывался в течение двух лет, в те моменты, когда студия звукозаписи была свободна. Проблему с альбомом «Queen» усугубила болезнь Брайана — у него был гепатит. И все-таки не стоит называть эту пластинку провалом — она не взлетела в парадах, но и не была отторгнута. «Queen» дает первые самостоятельные концерты в Великобритании, Германии и Люксембурге. До этого они участвовали в турне других групп в качестве разогрева.

1974 — «Queen II» стал прорывом и занял 5 место в британском хит-параде, несмотря на то что отзывы критиков были отрицательными. Альбом обвинялся в недоделанности и несамостоятельности, но, как ни удивительно, именно за это Брайан Мэй считает его лучшим альбомом группы. «Sheer Heart Attack» дошел до второй строчки в Британии. Лучшие композиции альбома («Killer Queen», «Flick Of The Wrist») относятся к лучшим песням группы, а «Stone Cold Crazy» считается классикой хэви-метала (позже вошла в репертуар «Metallica»). Группа участвует в австралийском Sunbury Music Festival и дает первые концерты в Швеции и Финляндии.
Ошибка. В 1974 году Queen выпустили два альбома, стилистически цельный Queen II и Sheer Heart Attack. В тексте абзаца описывается именно Sheer Heart Attack. Также, к сожалению, не упоминается триумфальный концертный тур Queen в Японии

1975 — «A Night At The Opera» называют величайшим произведением «Queen». Многие считают его одним из лучших альбомов в истории рок-музыки вообще. Эта пластинка оказалась совершенно особенной — яркая, мелодичная, с заметным участием рояля, — она открыла абсолютно иное лицо рок-музыки. В наши дни она олицетворяет стиль семидесятых. Часть песен написана для клавишных, однако, «Love Of My Life» никогда более не исполнялась в альбомной версии, а на концертах игралась под аккомпанемент Брайана на 12-ти струнной полуакустике. Концертная версия оказалась лучше альбомной, но эта шероховатость в тот момент ещё была неактуальна.

А самой известной песней этого альбома является «Bohemian Rhapsody». Казалось бы, эта длинная пятиминутная композиция, непонятным образом соединившая в себе черты рок и поп-музыки, оперы и отдельные мотивы фольклора, вообще не могла стать популярной и уж тем более не должна была взлететь до первых строчек хит-парадов. Стандартной в те годы считалась трехминутная песня, но «Queen» не побоялись создать этот пятиминутный шедевр, который через четверть века в Британии назовут песней тысячелетия. В дополнение к этому стоит отметить, что видео к «Bohemian Rhapsody» считается первым в мире клипом. Видео к музыке снимали и до этого, но данный случай — первый пример сознательного соединения специально созданного изображения, эффектов и музыки. В клипе применены кажущиеся теперь примитивными оптические спецэффекты: съемка через шестигранную призму и дублирование лиц музыкантов. Но стоит признать, что и в наши дни далеко не все клипы созданы с таким вкусом. К этому же альбому были сняты «You’re My Best Friend» и «Love Of My Life», последняя, кстати, в том самом концертном варианте с гитарой. В поддержку альбома «Queen» даёт концерты в США, Канаде, Японии и, конечно же, на родине.

1976 — «A Day at the Races» снова вызвал бурю негодования у критиков. «Queen» обвиняли в бесплодной попытке повторить «A Night At The Opera», и влияние предыдущего альбома действительно заметно. Брайан Мэй говорил, что все песни готовились одновременно, просто одни вышли в 1975, а другие — в 1976 году. В любом случае, нет ничего удивительного в схожести двух альбомов одной группы, тем более, что «A Day At The Races» занял 1 место в британском хит-параде, а «Somebody To Love» стала любимой песней Меркьюри. «Tie Your Mother Down» с тех пор игралась на большинстве концертов. Кроме того, к «Somebody To Love» и «Good Old Fashioned Lover Boy» были сняты клипы. Это все те же «семидесятые» в творчестве группы, которая уже через год резко изменит курс. Кроме того, группа дает грандиозный бесплатный концерт в Гайд Парке, собирая около 170 тыс. человек, устраивает турне по Шотландии, США, Японии и даже Австралии.

1977 — «News of the World», наверно, та самая пластинка, в которой у «Queen» начинают просматриваться восьмидесятые. Это уже не «A Day At The Races», новая музыка в целом более агрессивна, ближе к хард-року. Все же не удалось избежать некоторых несоответствий — третьей песне альбома место явно в «Sheer Heart Attack», а «Sleeping On The Side Walk» никак нельзя отнести к шедеврам группы. Этот диск принёс группе два суперхита «We Will Rock You» и «We Are The Champions», но в остальном был не столь успешен, дошел до четвертой строчки в Британии и третьей в США. Группа возвращается с концертами в Швеции, проводит туры по Северной Америке и Европе.

1978 — «Jazz» — самый скандальный альбом группы. Он обвинялся в некоторой «попсовости», но главным поводом для шквала критики стал клип к песне «Bicycle Race», который был запрещен в Штатах как порнографический. Группа была объявлена бездуховной и потеряла часть своей аудитории. Композиция «Fat Bottomed Girls» отчасти тоже поспособствовала этому.

«Mustafa», шедшая на пластинке под первым номером, тоже оказалась непонятой. На самом деле сам текст песни написан на арабском языке и идет почти как back-vocal. Существуют противоречивые мнения по поводу этого произведения: одни считают его попсовой танцевальной фонограммой, другие находят в нем тайный глубокий смысл. Трудно найти золотую середину, поскольку очевидно, что и те, и другие перегибают палку. «Let Me Entertain You» ближе к хэви-металу, но отлично вписывается в этот альбом. «Dreamers Ball» выглядит не к месту, хотя сама по себе очень красива. Ударный трек диска — «Don’t Stop Me Now» — одна из лучших песен «Queen», написанных Фредди Меркьюри. Это заряд энергии, который затем попадет и в сборник «Greatest Hits». На «Fat Bottomed Girls», «Bicycle Race» и «Don’t Stop Me Now» были сняты видеоклипы. Стильная обложка альбома была навеяна рисунком на берлинской стене, который увидели музыканты во время поездки по городу. Несмотря на критику, «Jazz» поднялся до второй строчки в Британии и до шестой в США.

1979 — увидел свет «Live Killers» — концертный сборник «Queen», в который вошли концертные версии самых известных песен группы. Новый альбом не выходит, музыканты посвящают себя концертам. Между тем Фредди впервые выходит на сцену с гитарой, для того чтобы исполнить «Crazy Little Thing Called Love», которая скоро войдет в «The Game», а пока выпущена в виде сингла. Но уже через год все увидят совсем другую «Queen», группу, которая станет олицетворением рок-музыки 80-х и одним из самых популярных по сей день коллективов в мире.

С 1980 начинается новый период в творчестве «Queen». В течение последующих 6 лет группа будет разрабатывать свой собственный стиль, совершенно отличный от того, что музыканты демонстрировали в предыдущее десятилетие. Группа постепенно отошла от глэм-рока, а Меркьюри расстался со своим прежним сценическим образом: постригся, отрастил усы, перестал выступать в трико и приобрёл тот внешний облик, под которым он известен большинству людей.

1980 — вышел альбом «The Game». Он открыл новую эру не только в творчестве группы, но и во всей рок-музыке. Фредди считал его лучшим альбомом группы. Наконец группа отказалась от всех своих предубеждений и записала альбом с использованием синтезатора. До этого синтезаторы принципиально отвергались как не вяжущийся со стилем и звучанием группы инструмент, который с легкостью заменяла гитара Брайана «Red Special» с её уникальным полифоничным звуком. Композиции с этой пластинки неизменно звучали на каждом концерте, а некоторые из них относятся к лучшим, созданным «Queen».

«Play The Game» — титульная песня диска, сопровождалась несколько необычным клипом. На заднем плане в нем горит огонь, из которого выходят музыканты — одно из первых применений графики. Концертную версию «Play The Game» Меркьюри играл на рояле. Особенным успехом пользовалась песня Дикона «Another One Bites the Dust». Эта вещь относится к несвойственному для «Queen» стилю. Его можно назвать диско-фанк. «Another One Bites The Dust» — определенно одна из самых удачных песен группы, запоминается невероятными басовыми партиями и характерным вокалом. Фредди сам очень любил эту песню, и весь альбом разрабатывался с учетом ее характера. Идея себя оправдала — «The Game» был построен тематически, а не являлся просто сборником песен. Тогда же группа записывает музыку к фантастическому фильму «Флэш Гордон». Он был неплохо принят в Великобритании, но провалился в американском прокате. Нужно отметить, что во «Flash Gordon» группа впервые использует синтезатор как доминирующий инструмент и делает это весьма профессионально.

1981 — выпускается сборник «Greatest Hits». Вместе с Дэвидом Боуи записывается песня «Under Pressure», которая пока что выходит в виде сингла, но уже пользуется огромным успехом, достигнув первой позиции как в Англии, так и в ряде других стран.

1982 год ознаменовался грандиозными концертными турне: «Queen» дала около 70 концертов в Великобритании, Западной Европе, США, Канаде и Японии). Вышел новый альбом «Hot Space», главным хитом которого стала та самая «Under Pressure». Британское телевидение снимает фильм о концерте, который в 2004 году появится под названием «Queen On Fire: Live At The Bowl».

1983 — группа ненадолго приостанавливает работу, все музыканты работают над сольными проектами.

1984 — альбом «The Works» занял второе место в хит-парадах Великобритании. Песня «Radio Ga Ga» возглавила хит-парады в 19 (!) странах мира. В то же время видеоклип, снятый на песню «I Want To Break Free», подвергся жесточайшей критике за сцены с переодеванием в женскую одежду, что, впрочем, не помешало самой песне стать официальным гимном Африканского Национального Конгресса. Группа выступает на фестивале «Golden Rose» в Монтрё, запись можно увидеть на DVD «Greatest Video Hits II».

1985 — «Queen» участвует в фестивале «Rock In Rio». Позднее это выступление появится на DVD, как и сыгранный 11 мая концерт в Токио. 14 июля 1985 г. группа с триумфом выступила на крупномасштабном благотворительном концерте «Live Aid». Спустя 20 лет это выступление признают лучшим из спетых исполнителями «вживую». После этого концерта Брайан Мэй сказал, что именно тогда испытал настоящую гордость за свою работу. «Queen» — самая лучшая группа в мире на сегодняшний день!» — заявил гитарист.

1986 — «Queen» написала саундтрек к фантастическому фильму «Горец» и положила его в основу своего нового альбома «A Kind Of Magic». Альбом пользовался огромным успехом, «Queen» стала одной из популярнейших рок-групп в мире. Музыканты организовали «Magic Tour» — серию концертов по всей Европе. Три самых грандиозных концерта в Лондоне, Небуорте и Будапеште собрали 400.000 человек, а концерт в Будапеште стал первым выступлением западной рок-группы в истории Восточной Европы вообще, и Венгрии в частности. Сам тур привлек около миллиона человек по всей Европе. Ничего подобного не знала ни одна рок-группа или рок-певец со времен битломании 60-х годов. «Magic Tour» станет последним концертным туром группы. С этого года начались слухи о болезни Фредди. Фредди отрицал это, ссылаясь на свой здоровый внешний вид.

1989 — этот год было бы правильнее отнести к девяностым в творчестве «Queen». Альбом «The Miracle» очень резко отличается от всех предыдущих работ. У Фредди немного изменился голос, он сбрил усы и стал одеваться более строго. Вместе с альбомом выходит сразу пять синглов. Выход клипов подогревает слухи о болезни Меркьюри, которые теперь активно опровергаются как музыкантами группы, так и самим Фредди. Странная обложка «The Miracle» тоже стала поводом для споров, но, скорее всего, именно из-за возможной болезни певца. Титульной песней альбома стала пятиминутная композиция «The Miracle», однако ничто не заставляет задуматься о будущем «Queen» так, как «Scandal».

Фактически, девяностые для «Queen» начались еще в 1989 году, с альбома «The Miracle». Даже незнающий человек может отличить голос Фредди на последних двух альбомах. Возможно, это произошло из-за непосредственного влияния болезни, но доподлинное известно, что в начале 1990 года Меркьюри бросил курить в связи с развивающейся болезнью лёгких.

1990 — не появляется никакой информации о группе, все ее члены сообщают, что «все нормально», однако столь резкая смена стиля жизни и имиджа вызвала закономерное удивление и тревогу фанатов. «Queen» получила музыкальную премию «Brit Awards», и этот выход окажется последним появлением Фредди на публике. Он не стал произносить речь, сказав просто: «Thank you, goodnight».

1991 — Последний год фактического существования «Queen». Незадолго до смерти Меркьюри вышел альбом «Innuendo» («Косвенный намёк»). Многие считают его одним из наиболее выдающихся произведений «Queen». Альбом открывается песней, которая так и называется — «Innuendo». По своей композиции она напоминает «Bohemian Rhapsody» — всё те же шесть минут вместо стандартных трёх, сочетание различных музыкальных направлений.

На вторую песню — «I’m Going Slightly Mad» — был снят мрачный чёрно-белый видеоклип, полный не косвенных, а вполне прозрачных намёков на предстоящую смерть Фредди. Однако самой известной песней альбома, вне всякого сомнения, является последняя — «The Show Must Go On», в которой лирический герой задаётся вопросом о смысле существования и выражает надежду на обретение физической и душевной свободы после смерти. В её припеве говорится:

Шоу должно продолжаться.
Внутри меня разрывается сердце,
Возможно, мой грим отслаивается,
Но моя улыбка остаётся с вами.

«The Show Must Go On» — безусловно, одна из лучших песен «Queen». Но не зная историю группы, невозможно понять, каких усилий стоила Фредди ее запись. Голос Меркьюри не выдает его болезнь. Трудно представить, каково исполнять такую песню, зная о скорой смерти. Написанная Брайаном Мэем, она, кажется, была создана специально для Фредди.

Перед самой смертью Меркьюри распорядился передать все доходы от переиздания песни «Bohemian Rhapsody» благотворительному фонду Терренса Хиггинса по борьбе со СПИДом. Он умер 24 ноября 1991 года.

1992 — 20 апреля на лондонском стадионе Wembley состоялся концерт памяти Фредди Меркьюри, организованный оставшимися музыкантами группы. В тот день на сцену вышли все те, кого Фредди считал своими друзьями, с кем работал лично: Джо Эллиот, Джордж Майкл, Аксель Роуз, Элтон Джон, Роберт Плант, Дэвид Боуи, Сил Сэмуэл, Роджер Дартлей, Эни Леннокс, Лайза Стэнсфилд и любимая актриса Меркьюри — Лайза Минелли. Спайк Эдни, отыгравший на клавишных множество концертов с «Queen», назвал этот концерт «Fred Aid», напоминая о феноменальном выступлении «Queen» в 1985 году на «Live Aid». Это был концерт памяти Фредди Меркьюри, но, фактически, это было прощание с группой «Queen».

1995 — вышел последний студийный альбом группы «Queen» под названием «Made in Heaven» («Сделано на небесах»), составленный из сессионных записей группы весны 1991 года, выполненных в студии Mountain, двух заново аранжированных композиций Фредди с его сольного альбома Mr. Bad Guy («Made In Heaven», «I Was Born To Love You»), одной композиции группы Роджера Тейлора «The Cross» («Heaven For Everyone») и некоторых композиций, до этого не выходивших в свет. Примечательно, что «A Winter’s Tale» — последняя композиция, написанная Меркьюри, а «Mother Love» стала последней записью вокала Фредди.

Наши дни

Лучше всех об этом времени сказал Джон Дикон: «Нет смысла продолжать. Заменить Фредди невозможно». После 1995 года он прекратил свою музыкальную карьеру, только однажды появившись на сцене в 1997 году. Тем не менее, Брайан и Роджер продолжают выступать с другими исполнителями.

После страшной смерти Меркьюри солистами «Queen» на отдельных концертах и записях были Джордж Майкл, Робби Уильямс и группа «Five». Однако самым успешным оказался союз музыкантов с представителем британского блюз-рока Полом Роджерсом. Проект называется «Queen + Paul Rogers. Return of the Champions». Музыканты ездят с гастрольными турне, исполняют традиционные песни «Queen» и собирают приличные аудитории.

В 2006 году Брайан Мэй объявил, что вместе с Полом Роджерсом будет записан новый студийный альбом. Также стало известно, что будет организован новый тур группы в 2008 году.

мощную энергетику исполнения: Меркьюри и Мэй особенно стараются, по колено в тестостероне. Еще один сногсшибательный рок-гимн того же чекана, что и «Hammer То Fall» и «One Vision», песня поднялась на третью строку в британском хитпараде в мае 1989 года, будучи издана в виде сингла. Кроме того, она дала Роджеру Долтри повод порвать голосовые связки на концерте памяти Фредди Меркьюри в 1992 году.

I WANT TO BREAK FREE
По поводу второго сингла к альбому «The Works», изданного в апреле 1984 года, мнения расходятся. Кто-то обожает песню, кто-то распекает ее на все корки. По той же причине «I Want To Break Free» может похвастать двуми важными достижениями: во-первых, она стала мощным хитом, достигла третьей позиции в британском хит-списке (задержавшись в чарте еще на 14 недель) и поднялась до вершины в нескольких других европейских странах; во-вторых, эта песня временно оборвала карьеру Queen в США. Бог дал, бог взял. Сотворенная щедрой рукой Джона Дикона, «I Want То Break Free» — откровеннейший поп, не отступающий от элементарной трехаккордной структуры и монотонного ритмического рисунка. Текст также не требует вдумчивого прослушивания: герой Дикона тщится сбросить оковы любви, мечтая об освобождении. Именно эта простота и завораживает слушателя, от восхитительной тупизны «I Want To Break Free» нет спасенья, ее невозможно выбросить из головы усилием воли. В этом отношении у группы получился идеальный поп-сингл. Когда Роджер Тейлор размышлял над возможным сюжетом клипа на песню, его посетила блестящая идея: давайте переоденемся в женщин! «Да, это я придумал, — рассказывал он впоследствии. — Я представлял себе ролик как эпизод „Улицы Коронации", что-то в таком духе. Фредди ухватился за эту мысль, и мы сделали клип». Снимали его в «Limehouse Studios» (теперь там высится комплекс зданий Канари Уорф) 22 и 23 марта 1984 года, причем немалая часть сюжета требовала от Queen исполнения женский ролей: Тейлор был одет как школьница, Мэй — в розовой ночнушке и бигудях, Дикон изображал старуху в очках, а Фредди щеголял кожаной мини-юбкой, чулками... и усами. «О боже, мы веселились не на шутку, — вспоминал Тейлор. — Два дня сплошного хохота». В то время как европейские фэны Queen посчитали очаровательной попытку музыкантов исследовать жен скую сторону своего характера, Америка пришла в ужас. «Клип на песню „I Want To Break Free" в мановение ока разрушил нашу карьеру в Штатах, потому что там попросту не поняли юмора, — объяснял Брайан Мэй. — Я был там, занимался промоушном, и когда интервью кончилось, ведущий сказал: „А теперь давайте все вместе посмотрим новый клип Queen". Телевизионщики не видели ролика, пока не пустили в эфир, и я наблюдал, как медленно зеленели их лица. Потом они просто вырубили его. У них в голове не укладывалось, как такое возможно». Вслед за этим канал MTV вычеркнул клип «I Want То Break Free» из своего плей-листа, а на территории нескольких штатов его вообще запретили к показу. «Полагаю, в Америке нет такой, как в Европе, исторической традиции переодевания в одежду противоположного пола, — пожимает плечами Тейлор. — Для американцев это уж слишком». Реакция на «I Want To Break Free» в Южной Африке была еще более странной: там Африканский национальный конгресс утвердил песню в качестве гимна борцов с апартеидом. Тем более неожиданно, что в ходе турне «The Works» Queen выступили в «Солнечном городе» под Йоханнесбургом — гигантском казино, олицетворявшем развращенность и расточительство белого населения ЮАР, — и подверглись за это нещадной критике. Queen были готовы объяснить свой поступок: «На протяжении всей нашей карьеры мы держались от политики подальше, — рассказывал Джон Дикон. — Нам нравилось приезжать в новые города. Мы столько раз катались по Америке и Европе, что захотели чего-то нового. Все ездили в Южную Африку — Элтон Джон, Род Стюарт, Клифф Ричард... Знаю, мои слова могут кому-то не понравиться... но мы будем играть везде, где нас ждут наши фэны». Брайан Мэй продол жил мысль: «Мы решительно протестуем против апартеида и всего того, что олицетворяет эта политика, но мне показалось, что наше появление в ЮАР навело немало мостов. Мы сталкивались с музыкантами обеих рас, и все встречали нас с открытыми объятиями, вся критика звучала за границами Южной Африки». Но, несмотря на все свои протесты и оправдания. Queen надолго застряли в «черном списке» Объединенных Наций.

WE WILL ROCK
«Песня „We Will Rock You" стала ответом на тот период нашей карьеры, когда публика сделалась более важной частью шоу, чем мы сами. Они сами пели все песни! Поэтому мы с Фредди решили, что стоит попробовать сочинить несколько песен, которые изначально подразумевают участие публики. В конце концов, любой может хлопать в такт и петь несложный мотив...» — объясняет Брайан Мэй. Конечно, «We Will Rock You» существовала не всегда, но мало кто помнит те времена, когда песня еще не звучала. Она — столь же неотъемлемая часть нашего культурного багажа, как, скажем, чета Пош и Бекхэма, сериал «Жители Ист-Энда» или фильм «Ограбление по-итальянски». Ее простой ритмический рисунок («бум, бум, хлоп!») и воодушевляющие четыре слова припева знаменуют собой миг всеобщего единения на футбольных матчах и боксерских поединках. Как ни странно, «We Will Rock You» сопровождает и мерзкое телешоу про гладиаторов. Ее безо всяких оговорок можно считать лучшей спортивной мелодией из всех, когда-либо написанных, хотя стоит пробежать текст по диагонали — и станет ясно, что соревнования атлетов тут ни при чем. Придуманная Брайаном Мэем и записанная в старой переоборудованной церкви, оглушительная серия ударов по «барабану» на самом деле представляет собой топот участников группы по деревянным половицам. «Да, — готов подтвердить Мэй. — „We Will Rock You" построена на акустике... Мы топаем по полу и хлопаем в ладоши, снова и снова. Никаких ударных инструментов». Это восхитительное творение, совершенно лишенное обычной для Queen зависимости от многослойных гармоний или плотных гитарных «оркестровок», в памяти фэнов, возможно, ярче всего звучит в качестве первого номера программы Queen во время их триумфального выступления на акции 1985 года «Live Aid»". «Так приятно видеть, что твоя песня стала элементом фольклора, — говорит Брайан. — Теперь я могу умереть спокойно».

RADIO GAGA
Если верить легендам, название одному из наиболее успешных синглов Queen придумал не кто иной, как Феликс, трехлетний сын Роджера Тейлора. «У нас был включен приемник, и Феликс изобрел выражение „радио пу-пу", — делится воспоминаниями гордый отец. — Оно показалось мне звучным, и я лишь немного изменил его». Совершив квантовый скачок в скатологической терминологии, Тейлор отчеканил фразу до «Радио Ка-Ка» и вскоре положил ее на череду аккордов, которую случайно нашел, ковыряясь в синтезаторе. «Название мне нравилось, и вскоре я уже сочинил текст. О том, какую важную роль радио играло совсем недавно. Ведь именно по радио я впервые услышал рок-н-ролл. Мне нравились песни Дорис Дэй, но потом кто-то поставил в эфир Элвиса Пресли, и это все изменило». В «Radio Ga Ga» мало что сохранилось от музыки и текста, изначально вдохновлявших Тейлора. Томная и тоскующая, эта песня скорее в долгу у хита The Buggies «Video Killed The Radio Star» или «Vienna» из репертуара Ultravox, чем у «Heartbreak Hotel» или «Baby, Let"s Play House». В любом случае обаяния ей не занимать: хитроумный текст Роджера одновременно порицает составителей программ, превративших радио в «фоновый шум... безделушку для мальчишек и девчонок», и превозносит славное старое радио, его вклад в культурную жизнь: «Ты познакомило нас со всеми звездами прошлого... ты рассказало нам о вторжении марсиан из „Войны миров"...» «В наши дни, — рассуждал Тейлор в то время, — может показаться, что визуальная сторона рок-н-ролла — видеоклипы — сделалась важнее, чем радио, сама музыка. С ног на голову, верно? Музыка предназначена для ушей, а не для глаз». Ирония заключалась в том, что именно промо-ролик «Radio Ga Ga» вытолкнул песню в заоблачные выси гигантских тиражей. Снятый в «Shepper-ton Studios» в западной части Лондона и обошедшийся в 110 тысяч фунтов, клип показывал Queen и пять сотен статистов, хлопающих в ладоши в унисон друг дружке посреди «футуристических» декораций. В клипе также использовались некоторые фрагмен ты старого фантастического шедевра Фрица Ланга «Ме-трополис» (1926), — в частности, когда Queen описывают в небесах над городом будущего круги в своем ра-кетомобиле. «Джорджио Мо-родер купил права на демонстрацию „Метрополиса", — рассказывал Тейлор, — и обратился к нам с просьбой сочинить песню для нового саундтрека к этой немой картине. Песню мы написали („Love Kills" Фредди Меркью-ри) и обменяли ее на право использовать фрагменты фильма в клипе». Кто-то из критиков усмотрел в клипе «Radio Ga Ga» неприятную атмосферу фашистского сборища — обмен жестами между группой и публикой слишком смахивал на нацистское приветствие. На самом деле эти движения были удачным элементом театрального шоу, ничего больше: подтвердить это могут 75 тысяч фэнов Queen, подражавших видеоролику во время исполнения песни группой в июле 1985 года на бла готворительном фестивале «Live Aid». Как ни странно, в январе 1984 года сингл «Radio Ga Ga» занял лишь вторую строку в британском марте, хотя в девятнадцати других странах песня поднялась на вершину хит-списков. «Нравится она мне», — признался как-то Роджер Тейлор, и трудно с ним спорить.

THE SHOW MUST GO ON
Студийная хроника карьеры Queen обрывается на песне «The Show Must Go On». Что характерно, группа решила сойти со сцены, не тихо угаснув, а крепко полыхнув напоследок... Болезненный, но вместе с тем воодушевляющий рок-гимн обрел новое значение в свете трагической смерти Фредди Меркьюри. «The Show Must Go On» — свидетельство возвращения Queen к своим истокам, и, надо сказать, в песне запечатлена та подлинная эмоциональная сила, которая в последние годы существования Queen встречалась все реже и реже. Более того, «The Show Must Go On» действительно оказалась общим произведением. «Роджер и Джон наткнулись на определенную последовательность аккордов, — вспоминал Брайан Мэй, — и я решил записать ее. У меня появилось странное ощущение, что эта песня может оказаться чрезвычайно важной, и поэтому она захватила меня целиком... я работал и работал, ни о чем больше думать не мог». Как только Мэй был более-менее удовлетворен результатом этих трудов, песню показали Меркьюри: «Мы присели с Фредди и вместе решили, о чем будет песня, потом сочинили первый куплет. Долгая история с ней была, с этой песней. Но я всегда чувствовал, что она станет особенной, учитывая проблемы, одолевавшие нас в то время.;. Те проблемы, о которых нам было сложно говорить. Но музыка позволяет найти выход таким эмоциям». Тема, на которой сошлись Мэй и Меркьюри, все еще резонирует спустя два десятилетия. Лирический герой песни выходит на театральные подмостки, в то время как за кулисами его жизнь истерзана в клочья: «Сердце готово разорваться в груди, грим, должно быть, уже потек, но на губах по-прежнему царит улыбка...» Учитывая по-настоящему волнующую, экспрессивную манеру подачи вокала, «The Show Must Go On» едва ли можно трактовать иначе, чем прощальный привет от одного из наиболее колоритных фронт-менов в истории рок- и поп-музыки. Сороковой по счету сингл Queen стал последним, выпущенным при жизни Фредди Меркьюри. В октябре 1991 года он поднялся до 16-й строки британского хитпарада. После смерти музыканта несколькими неделями спустя тираж был допечатан, и в декабре занял 27-ю позицию. Мэй считает, что сингл заслуживал лучшей участи: «Знаете, „The Show Must Go On" — моя любимая песня на этом альбоме. Да, она печальна, и все же в ней столько надежды...»

WE ARE THE CHAMPIONS
Еще одна лихая песнь триумфа над напастями и трудностями, ставшая для Queen примерно тем же, что и «My Way» для Фрэнка Синатры. «Да, наверное, ее можно истолковать как мою версию „My Way", — признал однажды и сам Меркьюри. — В конце концов, мы добились успеха, и это было совсем не просто. „Не сахар", как поется в песне. Порой нам и сейчас бывает нелегко». Как считается, Фредди сочинил песню в горькую минуту обиды, ее победный пафос должен был исцелить его уязвленное самолюбие, — но поначалу коллеги попросту посчитали его нелепым и смешным. «Должен сказать, — замечает Мэй, — когда Фредди впервые сыграл ее для нас в студии, мы попадали на пол от смеха!» Остальные участники напрямик заявили, что песня слишком напоминает футбольную речевку, но Меркьюри настаивал на своем. «Вообще-то я сочинял ее, как раз думая о футболе, — рассказывал певец. — Мне хотелось написать песню для всех в зале. Песню, которую фэны сразу почувствовали бы своей. Она нацелена на большие толпы. Я решил посмотреть на реакцию, и в итоге все получилось как надо. Когда мы сыграли ее, еще до издания, на частной вечеринке в Лондоне, фэны не могли успокоиться и распевали футбольные куплеты между нашими песнями. Но, ясное дело, я вложил в нее больше театральных тонкостей, чем в обычную футбольную речевку. Вы же меня знаете...» Будучи издана в качестве сингла с равноценными сторонами («We Will Rock You» на обороте), «We Are The Champions» достигла второй строки чарта в Британии и четвертой — в Штатах, хотя Фредди вроде не особенно радовался этим успехам: «Для меня песня — как футболка. Надел, поносил, выбросил. То есть очень мило, что „We Are The Champions" подхватили футбольные болельщики, это ведь песня победителей, но для меня все то, что я написал раньше, остается в прошлом. Я стараюсь забыть о старых песнях, вы меня понимаете?»

BOHEMIAN RHAPSODY
«„Bohemian Rhapsody" с самого начала звучала в голове у Фредди, вся целиком...» — утверждал Брайан Мэй. Пройдя путь от объекта повального увлечения до превращения в предмет на циональной гордости, сочиненная Фредди Меркьюри «Bohemian Rhapsody» впоследствии стала олицетворять все творчество Queen. Эта песня (если, конечно, ее можно называть песней) вобрала в себя рок, оперу и немало жанров между ними, ее в равной степени хвалили и хаяли, ею восхищались и высмеивали с одинаковым упорством. Для кого-то «Bohemian Rhapsody» — замечательное произведение гения, осмелившегося выйти за рамки избранного жанра и создавшего загадочный новый мир, полный демонов, попрания правил и дрожи восхищения. Для других этот трек — претенциозный, затянутый опус вырвавшегося из узды самомнения, выплеснувшего в мир все свои худшие эксцессы. Короче, «Bohemian Rhapsody» способна разделить тесную компанию на две враждебные группировки куда быстрее, чем религия или политика. И все же для большинства из нас она остается отличным допингом, и в отдельные вечера ей попросту нет равных... История песни начинается с раннего наброска, сыгранного Меркьюри коллегам по группе и продюсеру Рою Томасу Бейкеру. «Мы сидели в гостях у Фредди, и он объявил вдруг: „У меня есть пара идей для песни", — вспоминал Бейкер. — Он сел за пианино и начал играть. Песня находилась еще на очень ранней стадии, но... звучала отлично. На тот момент отсутствовали какие-то музыкальные фрагменты и части текста». Однако весь размах замысла Меркьюри продюсер оценил несколько позже: «Он все играл, играл, а потом вдруг остановился и говорит: „А здесь начинается оперный кусок..."» К тому времени, как Queen приступили к записи «A Night At The Opera», Меркьюри уже закончил трудиться над любимым проектом. «Фредди явился в студию с пачками нотной бумаги, по обыкновению испещренными его неразборчивыми пометками, — позже подтвердил Брайан Мэй. — Это была не партитура, а скорее кривые тропинки, петлявшие по всем этим бумажкам. Но музыка уже была там... Он вошел с полностью готовой песней». С ним согласен и Роджер Тейлор: «По сути, он показал нам чертеж песни — гармонии, нацарапанные на обороте телефонного справочника! Да, это явно было... творение Фредди». Хотя Queen уже привыкли преодолевать трудности музыкальных аранжировок, опера оказалась совершенно новым испытанием. «Мы наконец разобрались с аккомпанементом, — говорит Мэй, — но [нам пришлось] оставить пропуски. Фредди говорил: „Бум, бум, бум, бум... вот что здесь будет". Можно сказать, мы просто помогали ему вдохнуть в эту песню жизнь». Следующей стадией мучительной эволюции «Bohemian Rhapsody» стала запись необыкновенной средней части. Меркьюри и Мэй еще могли справиться с наложением тенора и баса, но завершить гармонию партией фальцета они предоставили Тейлору. «Да, я тянул все эти верхние оперные ноты, — признается он годы спустя. — Теперь без плоскогубцев мне такого не взять...» В соответствии с пожеланиями Меркьюри, на ленту ложились новые и новые слои вокальных гармоний (общим числом около 180) — с почти гибельным результатом: «Поскольку у нас под рукой были всего шестнадцать дорожек, то и дело приходилось перематывать пленку туда-сюда. Оказалось, старая легенда о том, что лента со временем изнашивается,— совершеннейшая правда. Мы как-то взглянули на нее против света... не могли взять в толк, куда девались высокие частоты фальцета... и обнаружили, что лента практически прозрачная. Почти весь магнитный слой успел стереться. Пришлось срочно делать копию и дальше работать с ней». Когда все части были записаны, начался кошмар сведения. «Мы собирались за пультом всей пестрой компанией, — вспоминает Мэй. — Участники группы, Рой Томас Бейкер, Майк Стоун — все шестеро с пальцами, застывшими на микшерских рукоятках. И порой мы не вставали из-за пульта по тридцать часов кряду! В итоге перестаешь понимать, что происходит, уходишь спать оглохший и ослепший, встаешь на следующее утро, а проклятое микширование еще продолжается...» Воспоминания Тейлора не менее болезненны: «Две недели записи музыки, потом еще два месяца наложения голосов...» Можно предположить, что после окончания столь грандиозного предприятия, совершенно вымотавшего группу, продюсера и звукооператора, Queen успокоятся, воткнув песню в конец диска «A Night At"The Opera» и предоставят слушателям самостоятельно ее там обнаружить. Ничего подобного. У группы были другие планы. «Мы считали ее чудом из чудес и хотели выпустить в качестве сингла, — говорит Мэй. — Конечно, пришлось одолеть сопротивление людей, считавший, что „Bohemian Rhapsody" нельзя выпускать в полном объеме. Они говорили, что никому не хватит терпения дослушать ее до конца. Но мы стояли на своем: „Нет, либо целиком, либо никак". В этом смысле нам повезло — на сингле мог выйти только кусок песни». К счастью, подоспела помощь: «Кении Эверетт, ди-джей с „ВВС Radio One", прямо обезумел, услышав „Bohemian Rhapsody". Он даже стащил запись после презентации для журналистов. Потом Кении заиграл ее до дыр на своем канале, и я думаю, это с его подачи песня пошла гулять по стране». Несмотря на поддержку Эверетта и явный интерес публики, руководство EMI по-прежнему сомневалось в коммерческом потенциале подобной песни, и лишь с огромной неохотой лейбл уступил уговорам Queen. «Они решили, что мы спятили, — смеется Тейлор,— но все-таки...» В то время об этом никто не мог подозревать, но внезапное решение отснять промо-ролик на «Bohemian Rhapsody» впоследствии принесет немало пользы. «И до нас люди снимали клипы на свои песни, но обычно на кинопленку, — объясняет Джон Дикон. — Нам же пришлось иметь дело с видео. Все вышло случайно. В то время мы давали серию концертов и понимали, что никак не сможем выступить в студии „Тор Of The Pops" в четверг. Наши менеджеры договорились с мобильной станцией, и мы отсняли весь клип за каких-то четыре часа!» Промо-ролик «Bohemian Rhapsody», снятый в «ELstree Studios» режиссером Брюсом Гоуэрсом и обошедшийся всего в 4,500 фунтов, по большей части был добросовестной съемкой концертного выступления Queen. И все же Гоуэрс предпочел снимать в студийных условиях, при использовании ряда доступных телеаппаратуре эффек тов — скажем, для того, чтобы растянуть отражения четырех силуэтов участников Queen в бесконечность. «Для передачи эффекта эха в музыке мы воспользовались видео-эхом... все довольно просто, — вспоминает Гоуэрс. — Видеоряд развивал мотив обложки „Queen II" с четырьмя освещенными лицами на черном фоне. Получилось неплохо, хотя в то время я не был в восторге. Передо мной поставили четкую задачу — как можно скорее закончить съемки, чтобы группа успела попасть в паб до закрытия. С этим я справился». По мнению Тейлора, видеоролик «Bohemian Rhapsody» являлся простым способом повысить реноме группы без необходимости давать лишние концерты: «Ну, мы вроде как решили, что это отличный вариант донести музыку Queen до какой-нибудь далекой страны — скажем, до Австралии, — но при этом не ездить так далеко. Кстати, я ничего не имею против австралийцев...» Выпущенная в качестве сингла 31 октября 1975 года, «Bohemian Rhapsody» вскоре стала полномасштабным феноменом: песня достигла вершины британских чартов, где задержалась на целых девять недель, что в то время случалось нечасто. Видеоролик привлек не меньшее внимание: «Top Of The Pops» крутила его не переставая. «Понимаете, мы ведь не видели законченного клипа, пока его не показали в „Top Of The Pops", — вспоминает Тейлор. — И решили тогда: „Что ж, неплохо"». Брайан Мэй удивлен успехом клипа не меньше: «Никто и представить не мог, что наш видеоролик произведет подобный фурор. Его крутили неделю, забывали о нем, крутили снова — и внезапно видеоклипы обрели собственную коммерческую ценность». Билл Батт, сам режиссер видеоклипов, занимавшийся историей вопроса, соглашается с ним: «Это был первый ролик, снятый с использованием спецэффектов, что добавило целое новое измерение в уже знакомый формат... Сейчас этим никого не удивишь, но в те годы идея была совершенно новой». Разумеется, был один человек, который ни секунды не сомневался в тотальном успехе «Bohemian Rhapsody». «Знаете, я всегда был твердо уверен, что „Bohemian Rhapsody" станет хитом — вся целиком, во всей красе, — говорил Фредди Меркьюри. — Конечно, многие ругали песню на чем свет стоит. Но, с другой стороны, с чем ее вообще можно сравнивать?» Он был прав. «Bohemian Rhapsody» принесла Queen премию имени Айвора Новелло за 1975 год, а впоследствии номинировалась как «Лучшая запись последних 25 лет» британской Ассоциацией производителей фонограмм. И верно, после переиздания сингла в декабре 1991 года — через три недели после смерти Фредди — песня немедленно взлетела на вершину хит-списка. Это единственный пример в истории, когда песня повторила свое достижение, будучи издана в неизменном виде. Словно развивая этот успех, в июле 1992 года «...Rhapsody» поднялась до второй строчки в США, когда ее использование в одной из наиболее ярких сцен фильма «Мир Уэйна» возродило в аме-риканцах интерес к Queen. И все же остается один важный момент, так до конца и не проясненный: о чем, собственно, поется в «Bohemian Rhapsody»? «Только не просите меня объяснить, про что эта песня, потому что я, черт побери, не имею ни малейшего понятия! — упорствует Роджер Тейлор. — Здесь все заключено в самой атмосфере, в мире фантазий Фредди, где сплошь всякие „во имя Аллаха" и Вельзевулы... вся эта жуткая готика. Никто ведь не ждал, что песню будут всерьез анализировать». Единственный человек, который сумел бы распутать эту загадку, к несчастью умолк навеки. И все же можно предположить, как он откликнулся бы на эту просьбу. «Мне кажется, песни Queen — сплошной эскапизм, — однажды сказал Фредди Меркьюри. — Это как пойти на хороший фильм. После можно выйти из зала, потрепаться о том, какое было классное кино, и вернуться к насущным проблемам. Я не хочу изменить мир с помощью музыки. В наших песнях нет скрытых посланий... разве что в нескольких песнях Брайана, возможно... Мне нравится сочинять песни удовольствия ради, для сиюминутного потребления. Потом люди смогут забыть о них, выкинуть, как использованные салфетки. Послушал, понравилось, выбросил из головы и затем послушал еще что-нибудь. Одноразовая поп-музыка, так-то...»

История главной рок-группы 80-х годов началась в Имперском колледже Лондона в 1964 году. Брайан Мэй, тогда студент факультета физики и математики, а в будущем – гитарист Queen и кандидат наук по астрофизике, собрал блюз-рок группу «1984». В 1968 году она поменяла название на «Smile». Главным достижением студенческой группы было то, что однажды они смогли поиграть на разогреве перед концертом .

В 1979 году группу покинул вокалист, и Мэй начал искать ему замену. Неожиданно оказалось, что его сосед по комнате Фарух Булсара, студент из Занзибара, умеет петь. Родителям Фаруха пришлось бежать в Британию, когда та отказалась от своего протектората над Занзибаром в пользу арабского султана, и в стране вспыхнула революция. Фарух еще в школе получил прозвище «Фредди», а для сцены придумал еще и звучную фамилию – Меркьюри, Меркурий. Попав в состав «Smile», он начал очень деятельно: придумал название «Queen» («Королева»), нарисовал герб группы. Участники «Queen» смогли выпустить альбом, совмещая запись с учебой, но особого успеха он не имел. Определенная известность пришла только в 1974 году, с появлением песни . Она попала в чарты, хотя и не поднялась там особенно высоко. Однако группу начали слушать, и второй альбом разошелся уже значительно лучше, а третий даже отлично. , позже вошедшую в репертуар , до сих пор считают классикой хэви-металла.

Однако настоящая слава пришла к «Queen» с альбомом «A Night at the Opera», 1975 года. Его называют лучшим альбомом 70-х, а – даже песней тысячелетия. 6-минутная, вместо привычных трех, смело сочетающая поп- и рок-музыку, элементы оперы и с навсегда впечатывающимся в память рефреном «Мама, у-у-у», песня была настолько хороша, что даже клип на нее в Англии считают лучшим клипом за всю историю телевидения.

В 1977 году «Queen» делают серьезный поворот – от изощренного арт-рока и экспериментов они переходят к более простым, сдержанным, но и более выразительным формам. В этом году выходят главные «боевики» группы – и . Хотя в момент выхода они были не особенно успешны, однако сегодня это бесспорно самые известные песни «Queen».

C 1980 года группа окончательно отходит от глэм-рока. Мерькюри приходит к новому имиджу – короткая стрижка и усы меняют его до неузнаваемости. «Queen» находятся на пике славы. 80-е становятся десятилетием «Queen». В 80-м году выходит альбом «The Game», который сам Меркьюри считал лучшим в своей карьере. Группа впервые начинает использовать синтезатор, появляются песни вроде , относящиеся скорее к диско, чем к року. В 82-м году группа отправляется в масштабное турне по всему миру. Песни

Queen – британская глэм-рок группа, совершившая прорыв в музыкальной индустрии 70-х. Их отличает совершенно новый для того времени вокал Фредди Меркьюри – надрывный мощный фальцет. Они сумели потеснить на пьедестале мировой славы The Beatles, Rolling Stones и Pink Floyd и стали одним из трех исполнителей, для которых стали тесными существующие рамки оценки альбома с высшим статусом «платиновый». Их «Greatest Hits» 1981 года, проданный тиражом в 50 млн. копий, получил неофициальный статус «уранового альбома».

История создания группы

Творческий путь легендарного коллектива начался в далеком 1967 году. Брайан Мэй и Тим Стаффел, студенты Лондонского колледжа, организовали свою первую группу «1984» (в честь антиутопии Джорджа Оруэлла). Через год к ним присоединился барабанщик и по совместительству дантист Роджер Тэйлор, а коллектив был переименован в «Smile».


Главным достижением группы стало выступление в «Роял Альберт Холле», где они встретились на одной сцене с Джо Коккером и Филлом Коллинзом. Неожиданно из коллектива ушел Тим Стаффелл, получив предложение от другой группы, и музыкантам срочно пришлось искать вокалиста. К ним на помощь пришел Фаррух Булсара, сосед Тима по комнате. Он часто бывал на их репетициях, но до этого момента никто и не подозревал, что парень умеет петь и обладает уникальным вокалом.


Фаррух стал не только прекрасным солистом, но и генератором творческих идей и создателем новой концепции группы. Он предложил назвать коллектив «Queen», поменял свое труднопроизносимое имя на звучный псевдоним Фредди Меркьюри и разработал герб-логотип. После долгих поисков бас-гитариста в команде появился Джон Дикон, и в этом классическом составе группа просуществовала двадцать лет.


Основные этапы творчества

Материала у группы было хоть отбавляй – трое участников были талантливыми композиторами. Но у них не было никаких выходов на звукозаписывающие студии. В 1971 году на помощь пришел друг Брайана Мэя, работавший в студии De Lane Lea. Музыкантам предложили бартер: они должны были тестировать оборудование, выступать перед потенциальными клиентами студии и записать какой-нибудь привлекательный сингл для привлечения новых. Взамен «Квины» могли пользоваться студией в личных целях.


Музыканты работали не покладая рук и проводили ночи (только это время было свободным от других клиентов) за созданием нового материала. Результатом двухлетнего упорного труда стал контракт с лейблом Trident Studios и выход дебютного альбома «Queen» в 1973 году, после чего группа начала тур по стране. Первые концертные выступления Queen произвели фурор среди британской публики, а неповторимый вокал Фредди и его эксцентричное поведение на сцене неизменно вызывали удивление и неописуемый восторг у зрителей. Критики отмечали влияние Black Sabbath, Led Zeppelin и The Who на их творчество.


В 1974 году вышел второй альбом «Queen II», делившийся не на традиционные стороны А и Б, а на «белую» и «черную». Во время тура в его поддержку коллектив побывал в США. Затем в продажу поступила пластинка «Sheer Heart Attack». Хоть он и не принес группе мировой известности, зато запомнился несколькими хитами, в том числе и знаменитым «Killer Queen».

Queen – Killer Queen

А вот благодаря следующей пластинке «A Night at the Opera», вышедшей в 1975 году многомиллионным тиражом, группа прославилась на весь мир. Альбом пробыл на первой позиции национального чарта 9 недель, что по тем временам было рекордом.


Композиция «Богемная рапсодия» из шести совершенно разных по музыкальной стилистике частей покорила меломанов во всех уголках планеты. В 2002 году эта композиция была внесена в книгу рекордов Гиннеса как лучшая песня в истории. На нее был снят видеоклип с использованием уникальной технологии наложения кадров и лиц. Считается, что именно это музыкальное видео стало отправной точкой для того, чтобы другие исполнители тоже начали уделять внимание созданию клипов на свои песни.

Queen – Bohemian Rapsody

Многие полагают, что видео на «Bohemian Rapsody» и есть первый музыкальный клип в истории, но это не так (даже у самих Queen уже выходил клип на «Killer Queen»). Зато Queen выпустили первый в истории сборник своих клипов, но значительно позже, в 1981 году.

Следующий альбом группы «A Day at the Races» стал логическим продолжением предыдущего и порадовал слушателей хитами «We Are the Champions», «Don’t Stop Me Now» и «We Will Rock You», хотя и не смог затмить по популярности предыдущий. Впоследствии визитными карточками группы стали именно «We Are the Champions» и «We Will Rock You»: их Queen исполняли в финале каждого концерта.

Queen – Wi Will Rock You

В начале 80-х музыкальная стилистика «Queen» претерпела некоторые изменения, что также отразилось на внешнем виде ее солиста. Меркьюри состриг длинные волосы, отрастил усы и перестал появляться на сцене в обтягивающем трико. В это время вышел очередной сборник «The Game» , который сам Фредди считал лучшим за все время существования коллектива. В его поддержку группа отправилась в мировое турне, во время которого дала более семидесяти концертов.

Песни Queen вошли в фильм «Горец» с Кристофером Ламбертом : режиссер фильма был знаком с группой и попросил их записать саундтрек. «Это сродни волшебству», – говорит Маклауд в одной из сцен. Так же называется альбом, в который вошли используемые в фильме песни («A Kind of Magic»).

В 1983 году группа ненадолго прервала выступления – все участники работали над сольными проектами. Барабанщик Роджер Тейлор заперся в студии на три дня и создал песню, которую хотел назвать «Radio Ca-Ca». Композиция была полна иронии в адрес современного состояния британского радио. Товарищи по Queen увидели в ней потенциальный хит и, после небольшой переделке, в том числе названия, включили «Radio Ga-Ga» (что можно перевести как «шизанутое радио»).

Queen – Radio Ga-Ga

Она вошла в альбом The Works 1984 года, как и песня «I Want to Break Free». Бурю эмоций вызвал одноименный клип, в котором музыканты предстали перед зрителями в женских платьях.

Queen – I Want To Break Free

Следующий год ознаменовался серией европейских концертов под названием «Magic Tour», на которые пришли около миллиона человек в сумме. Такого ажиотажа не наблюдалось со времен легендарных «Битлов», а выступление в Будапеште стало первым на территории страны-члена Варшавского договора.


Это турне стало последним в истории группы. Вскоре поползли слухи о болезни Меркьюри, которые, к сожалению, оказались правдой. Последние черно-белые клипы группы уже не могли скрыть разрушительных последствий смертельного недуга – СПИДа.


Настоящим гимном жизни и своеобразным прощанием Фредди с поклонниками стала композиция «The Show Must Go On» из очередного альбома группы «Innuendo» (1991). Название пластинки переводилось как «недосказанность», «косвенный намек».

Queen – The Show Must Go On

В ноябре того же года Меркьюри умер (накануне смерти он официально заявил о болезни). Он завещал передать фонду борьбы со СПИДом все доходы от переиздания «Богемной рапсодии». Через полгода после кончины Фредди был организован концерт с участием ведущих мировых музыкантов, которые таким образом почтили его память.


После смерти Фредди Меркьюри группа не распалась, но фактически прекратила существование. В 1995 году вышел альбом «Made in Heaven», созданный на основе записей 1991 года и других творений, не вошедших в предыдущие альбомы. Это, например, последняя написанная Фредди песня «Winter’s Tale» и последняя песня с его вокалом «Mother Love».


В этом же году группу покинул гитарист Джон Дикон, считавший, что без Фредди «Queen» не может существовать, а спустя год Мэй и Тейлор, набрав новых музыкантов, отправились в европейское турне. На их концерте в Харькове собралось около 350 тысяч человек – самая огромная аудитория за всю историю группы.

13 июля 1973 года под лейблом EMI вышел первый альбом группы Queen. Большую часть песен написали участники группы - Фредди Меркьюри, Брайан Мэй и Роджер Тейлор.

Песни Queen давно считаются классикой рока, а группа стала легендой мировой музыки. Queen выпустили пятнадцать студийных альбомов, пять концертных и многочисленные сборники. Восемнадцать альбомов группы занимали первые места в чартах разных стран. Концертные выступления Oueen также были признаны одними из самых ярких и значимых за всю историю рока. Вспомним самые знаковые песни Queen.

Bohemian Rhapsody, песня из альбома A Night at the Opera, была написана Фредди Меркьюри в 1975 году. Песня имеет необычную музыкальную форму. Ее можно разбить на шесть разных по стилю частей, которые не делятся на куплеты и припевы и представляют отдельные музыкальные направления: оперу и балладу, пение а капелла и хэви-метал.

Обычно группа Queen многое придумывала в студии, но вся эта композиция была полностью готова в голове у Меркьюри. Он расписал всю последовательность на листочках для заметок, которые взял на работе у отца, и разложил их на пианино, чтобы продемонстрировать группе. (Из интервью Брайана Мэя журналу Q.)

На момент выхода пластинки эта песня была самой дорогой в истории звукозаписи: на нее ушло три недели репетиций всей группы, больше трех недель записи и монтажа в пяти разных студиях.

Оперную часть композиции исполняют всего три человека, члены Queen: Брайан Мэй, Фредди Меркьюри и Роджер Тейлор, голоса которых как раз перекрывают необходимый вокальный диапазон от довольно низких нот Мэя к высоким Тейлора. Для создания эффекта большого хора их голоса множество раз продублированы и смонтированы, так что итоговая запись состоит из 180 разных кусочков. В 1975 году им было доступно только аналоговое 24-дорожечное оборудование, поэтому сведение осуществлялось последовательно в несколько этапов, местами число этапов доходило до восьми. Лента изнашивалась до такой степени, что через нее можно было смотреть на просвет, это требовало создания дополнительных копий. Весь процесс занял три недели, музыканты пели по 10-12 часов в день.

Никто точно не знает, какой смысл у слов этой песни и есть ли он вообще. Фредди Меркьюри, автор «Богемской рапсодии», никогда никому не объяснял этого. Брайан Мэй считает, что в текст заложены некие личные переживания. Хотя радиоведущий Кенни Эверетт говорит, что Меркьюри некогда назвал текст «рифмованной чепухой».

На вершине британских чартов эта песня побывала дважды: в 1975 году (когда вышел сингл, она там пробыла девять недель) и в 1991-м (когда умер Фредди Меркьюри, вышло переиздание «Богемской рапсодии» вместе с песней These Are the Days of Our Lives). Это первый и единственный пока случай, когда песня в одной и той же версии побывала дважды на первом месте (оба раза к тому же на Рождество).

We Will Rock You (в переводе с англ. «Мы вас раскачаем») - песня из альбома News of the World.

Эта песня была написана Мэем после концерта в Бингли-Холл, в английском городе Бирмингеме. В тот вечер публика неожиданно активно подпевала каждой песне Queen, что совершенно не планировалось и привело музыкантов в замешательство: группа всегда хотела, чтобы ее слушали и слушали очень внимательно. Но в тот вечер Мэй и Меркьюри, обсуждая произошедшее, поняли, что с этим уже нельзя бороться и надо как-то принять факт, что на концерте публика принимает то же участие в шоу, что и группа. И дать народу что-нибудь спеть. Вечером после концерта Меркьюри написал We Are the Champions, а Мэй проснулся на следующее утро с ритмом в голове.

Песня известна благодаря своему запоминающемуся ритму - два удара ногой и один хлопок руками. Такое сопровождение открывает песню и длится до самого конца. Песня уникальна еще и тем, что в ней играет лишь один музыкальный инструмент - электрогитара. Мэй вступает на ней после третьего куплета во время второго повторения «We will, we will rock you». Первоначально в песне должны были быть слова «We will beat you», но Меркьюри сказал, что так звучит глупо, и заменил слова.

We Are the Champions. Песня вошла в альбом News of the World (1977). Написана Фредди Меркьюри. В качестве сингла была выпущена с еще одной знаменитой композицией на стороне «Б» - We Will Rock You - и стала спортивным гимном миллионов болельщиков по всему миру. Queen часто исполняли их заключительными на своих концертах.

В вокальной партии есть очень высокие ноты. На концертах Фредди Меркьюри часто уступал самые трудные кусочки Роджеру Тейлору, обладающему как раз высоким, скрипучим голосом.

Видеоклип к песне представляет собой выступление группы в концертном формате, однако это не концертная запись песни. Группа пригласила своих фанатов на роль зрителей, причем это первый раз в индустрии музыки, когда группа приглашала своих поклонников для создания видеоклипа. После съемок музыканты в качестве вознаграждения сыграли небольшой концерт для своих поклонников.

В этом клипе продолжил меняться имидж группы. Исчезли длинные волосы у басиста Дикона и ударника Тейлора. Одеты они намного проще, чем раньше, - в темные рубашки. Стиль Мэя остался прежним. Меркьюри одет в черно-белое трико. Это последний видеоклип, где Меркьюри появляется в трико, не считая клипов, в которых используются старые видео.

Radio Ga Ga. В первоначальном варианте песня называлась Radio Ca-Ca, а не Radio Ga Ga. Собственно, эту фразу произнес маленький ребенок Роджера Тейлора. Тейлор написал эту песню как материал для своего сольного альбома, но остальные члены группы разглядели потенциальный хит, дописали слова и инструментальные партии. В частности, изменив и название на Ga Ga.

Ga Ga - в английском языке изображение звуков младенцев, которые пытаются говорить (как русское «агу»). Также gaga употребляется в значении «сумасшедший / безумно влюбленный (во что-нибудь)», и в качестве эпитета для человека, который ведет себя как младенец или выживший из ума старик.

В видео на песню используются кадры из легендарного немецкого научно-фантастического фильма «Метрополис» (1927 год). Точнее, одной из попыток восстановить утерянный фильм, которую предпринял Джорджо Мородер. В его версии звучала песня Меркьюри Love Kills, и взамен группа получила эти кадры. Но права на трансляцию пришлось выкупать у коммунистической Германии.

В клипе можно наблюдать сцену, когда группа летит на фантастическом аппарате на фоне кадров небоскребов из «Метрополиса»: управляет машиной, дергая за рычаг, автор песни Роджер Тейлор.

Когда эта песня попала в чарты, у каждого из членов группы Queen стало хотя бы по одной песне, попавшей в десятку хит-парада.

I Want to Break Free (англ. «Я хочу освободиться») - песня из альбома The Works. Написана Джоном Диконом в 1983 году под впечатлением от мужских взглядов на женское либеральное движение. Песня во многом известна благодаря своему видеоклипу, для которого все музыканты группы переоделись в женскую одежду, пародируя самый длинный сериал Великобритании Coronation Street.

На концертах, когда исполнялась эта песня, Фредди часто появлялся в костюме из видеоклипа песни - в пышном парике, в розовой блузке и с накладной грудью. Постепенно, по ходу песни, он избавлялся от этих вещей. Однако такой сценический образ в некоторых странах пришелся публике не по вкусу. На концерте в Рио-де-Жанейро зрители забросали группу камнями, когда певец появился в таком виде, и ему пришлось тут же снять с себя всё ненужное.

Существует три версии песни: альбомная версия длится 3 минуты 20 секунд и была выпущена только на альбоме The Works.

Вторая версия сингла длится 4 минуты 21 секунду. Она отличается от альбомной наличием вступления и более длинным соло синтезатора.

Третья, удлиненная версия длится 7 минут 16 секунд. Она отличается от сингловой более длинным вступлением, в которое включена вторая часть соло, и более продолжительной концовкой, продленной до 6:04. Под конец этой части перестают играть сначала электрогитара, потом бас-гитара. После 6:04 играются другие песни группы с альбома The Works.

Видеоклип к песне - один из самых знаменитых клипов группы. Съемки проходили 22 марта и 4 мая 1984 года, на них было затрачено 100 тыс. британских фунтов. В клипе Меркьюри изображает домохозяйку, которая хочет «вырваться на свободу» от своей жизни, Мэй также выглядит как домохозяйка, но в клипе его роль более спокойная по сравнению с ролью певца. Дикон предстал в образе консервативной пожилой женщины, а Тейлор оказался в роли школьницы, которая, как и Меркьюри в клипе, хочет другой жизни. Эта идея принадлежит Тейлору. Он прокомментировал это тем, что группа снимала серьезные, эпические клипы до этого, и теперь они хотели немного пошутить и показать, что могут смеяться над собой.

В середине видеоклипа Меркьюри появляется в образе фавна Нижинского. Он исполняет некоторые хореографические номера с Лондонским королевским балетом. Специально для этих сцен Меркьюри надел пятнистое трико, сбрил свои знаменитые усы и сделал себе заостренные уши.

Хореограф клипа Уэйн Иглинг позже сказал: «Во время съемок Меркьюри работал как профессионал высшей пробы. У Фредди давно засел в голове образ фавна Нижинского, играющего на дудочке. Съемки отняли много сил, особенно эпизод, где он перекатывался через танцоров. Но ему нравился сам процесс съемок. С ним было очень легко работать, и он ко всему относился с большой ответственностью. Фредди был блестящий профессионал».

Клип был запрещен к показу по американскому каналу MTV, однако его хорошо восприняли в Великобритании.

Who Wants to Live Forever (англ. «Кто хочет жить вечно») - песня с альбома A Kind of Magic. Написана Брайаном Мэем.

Песня писалась к кинофильму «Горец» с Кристофером Ламбертом в главной роли. Режиссер фильма Рассел Малкэхи потом признался, что мечтал сотрудничать с группой Queen и не представлял, кто бы еще мог справиться с подобной задачей. Прежде чем приступить к работе, все участники группы просмотрели 45-минутную версию «Горца». Брайана Мэя вдохновила сцена, в которой Коннор Маклауд в исполнении Ламберта берет на руки умирающую жену. По дороге домой он сделал наброски будущей песни, которая в итоге и прозвучала в данном эпизоде «Горца», а еще позднее была включена в некоторые части сериала «Горец», рассказывающего о жизни Дункана Маклауда, брата Коннора Маклауда.

Песня была записана при участии симфонического оркестра Майкла Камена, также работавшего над музыкой для «Горца». В «Горце» всю песню поет Фредди Меркьюри, а на пластинке A Kind of Magic первый куплет и еще несколько строк исполняет Брайан Мэй.

Отличительной особенностью песни является то, что в ней принимает участие симфонический оркестр. И то, что все музыканты играют не на своих инструментах - например, Джон Дикон исполняет свою партию на контрабасе, Роджер Тейлор - на симфонических барабанах, а Брайан Мэй - на органе.

Видеоклипов на песню целых два. Первый снимался на складе в лондонском Ист-Энде. Были задействованы Национальный филармонический оркестр и сорок хористов, а в помещении горели сотни свечей.

Второй клип включал в себя различные сцены из фильма «Горец».

The Miracle (англ. «Чудо»). Песня выпущена в ноябре 1989 года, автором музыки и слов является Фредди Меркьюри. В клипе несколько мальчиков играют роли музыкантов группы. Мальчик в роли Фредди Меркьюри выступает в различных его образах: в желтой кожаной куртке с выступлений Magic Tour; в образе с концерта Live Aid; в кожаном костюме, кепке и черных непрозрачных очках; в клетчатом трико - образе 70-х. Сам Меркьюри и вся группа появляются в конце клипа.

Для клипа The Miracle были сшиты уменьшенные копии оригинальных квиновских костюмов, и незадолго до съемок состоялась костюмированная репетиция со светом, предназначенная для продюсера и операторов. Кроме того, это был первый раз, когда остальные музыканты увидели материализованную наконец задумку Фредди.

Когда мальчики только появились на площадке из гримерной, эффект превзошел все ожидания. Им не надо было даже начинать двигаться под музыку, они и так были истинными клонами Брайана, Роджера, Фредди и Джона! С Брайаном случился культурный шок, а Фредди воскликнул: «Черт подери, зря я заявил прессе, что турне The Miracle не состоится! Мы же пошлем ИХ в турне вместо нас!» Робевшие поначалу мальчики очень скоро вошли во вкус и с блеском выдержали довольно изнурительные репетиции и три съемочных дня. В первый же день был отснят финальный эпизод, в котором требовалось присутствие музыкантов. Росс Макколл, «двойник» Фредди, получил уникальную возможность перенять особенности сценической хореографии Меркьюри под его непосредственным руководством! Это придало Россу уверенности в последующие два дня при съемках более сложных эпизодов, где он уже полноправно солировал вместе со своими «коллегами». Впоследствии Росс признался, что после столь глубокого погружения в образ он еще долго чувствовал себя наполовину Фредди Меркьюри.

Innuendo (англ. «Инсинуация», «Намек») - песня, написанная всей группой Queen, хотя большую часть сочинили Фредди Меркьюри и Роджер Тейлор. Продолжительность песни составляет шесть с половиной минут - это одна из самых длинных песен Queen.

Видеоклип, сделанный для песни, - один из наиболее известных и оригинальных клипов в истории музыки.

Отрезки видео из клипов были стилизованы под мультипликацию: Фредди Меркьюри нарисован в стиле Леонардо да Винчи, Брайан Мэй - викторианских гравюр, Роджер Тейлор стилизован под работы Джексона Поллока, а Джон Дикон - под работы Пабло Пикассо.

Также при создании клипа использовались пластилиновые человечки, уникальные куклы, страшные кадры войны, крушения самолета, эпидемии, нашествия саранчи и атомного взрыва в контрасте с прогрессивными и оригинальными рисунками Жанна Исодоре, испанскими танцами, плясками пластилиновых человечков.

Песня имеет элемент фолка - это партия испанской гитары в середине песни, на которой сыграл гитарист группы Yes Стив Хау. По словам Брайана Мэя, «испанские мотивы предполагаются с самого начала песни; эти маленькие рифы, чем-то похожие на болеро».

Innuendo стала третьей композицией группы, которая достигла первой строчки британского чарта после Bohemian Rhapsody и Under Pressure.

I’m Going Slightly Mad (с англ. - «Я слегка схожу с ума») является второй записью в альбоме 1991 года Innuendo. Написана Фредди Меркьюри.

Съемки клипа проходили в феврале 1991 года, к тому времени состояние здоровья Меркьюри серьезно ухудшилось. Видео - как все другие видео альбома Innuendo, сделанные Руди Долезэлом и Хэннесом Роззахером из DoRo Production, - показывает участников группы, необычно одетых и ведущих себя очень странно.

Этот клип снят в черно-белых тонах (яркими элементами являются только шутовской колпак на голове Джона Дикона и цветастая ткань, вскидываемая Меркьюри); световые эффекты клипа и нелепый персонаж Меркьюри, сильно загримированный и в парике, помогли замаскировать болезненный вид Фредди.

На прошедшем в Чикаго в 1991 году фестивале American Film & Video Festival видеоклип I’m Going Slightly Mad занял третье место, первое место на том же фестивале занял другой клип Queen - Innuendo.

These Are the Days of Our Lives (англ. «Это дни нашей жизни») - песня Queen с альбома Innuendo. «Это лучшее, что я написал для Queen» - Роджер Тейлор, 1994. Первоначально песня была выпущена как сингл для США вместе с Bijou на стороне «Б» 5 сентября 1991 года (на 45-й день рождения Фредди Меркьюри). Позднее была переиздана с песней Bohemian Rhapsody на второй стороне «А» 9 декабря 1991 года, через 15 дней после смерти Фредди Меркьюри. Все доходы от этого переиздания Меркьюри перед смертью распорядился отдать благотворительному фонду Терренса Хиггинса по борьбе со СПИДом.

Сначала видео было отснято на цветную пленку. Но, пересмотрев ролик, группа решила не показывать его в цветном формате, чтобы поклонники группы не увидели, каким был тогда Фредди Меркьюри. Его лицо было настолько изможденным, что без грима Фредди было невозможно узнать.

Оригинальная версия клипа была отснята на черно-белую пленку. Клип не сюжетный - Фредди просто поет перед камерой. Имидж музыкантов изменился: Фредди Меркьюри был одет в черную рубашку и разноцветную жилетку c рисунками кошек, надетую навыпуск, и широкие штаны, скрывавшие крайнюю худобу, Роджер Тейлор - в такую же одежду, а Брайан Мэй и Джон Дикон - в брюки и белую рубашку.

Последние слова клипа стали посланием певца своим фанам: «I still love you» («Я по-прежнему люблю тебя [вас]»). Через секунду Фредди выходит из кадра, чтобы больше никогда туда не вернуться.

The Show Must Go On («Шоу должно продолжаться»). Мэй специально написал эту песню для Фредди, так как он был из тех немногих, кто знал про его болезнь. Из интервью Брайана Мэя CNN, 9 января 2000 года: «The Show Must Go On написана совместно, это песня Queen, потому что в итоге мы решили всему давать авторство Queen. Но вы знаете, я считаю эту песню своим ребенком, так как большую часть времени Фредди сидел вот здесь, и это были прекрасные ощущения, потому что в то время Фредди не мог или не хотел выражать себя через поэзию, кроме нескольких случаев. И он знал об этой задумке. Он знал, что это был способ выразить всё то, что мы чувствовали по отношению к нему. Когда я спел главную партию для Фредди - а петь в основном приходилось фальцетом, потому что я не мог петь так высоко, - я спросил его: всё ли хорошо? Он выпивает водки, идет в студию и делает всё просто идеально. И я думаю, что это одна из лучших вокальных партий, когда-либо исполненных Фредди, - оригинальная версия The Show Must Go On».

Эта песня воспринимается как автобиографическая песня Фредди Меркьюри, его прощание с публикой, при том что музыка и стихи принадлежат в основном перу Брайана Мэя, который написал эту песню для Фредди. «Мы переживали такое, о чем трудно говорить. Но на языке музыки у нас всё получалось» - Брайан Мэй.

К моменту выхода сингла состояние здоровья Меркьюри ухудшилось настолько, что он уже не мог принимать участие в съемках клипа, поэтому вместо новых съемок было решено использовать имеющийся материал. Видеоряд представляет собой не хаотический набор пленки, а законченный и самостоятельный клип из кадров хроники, концертов, интервью и других клипов Queen, выходивших с 1980 по 1991 год.

Брайан Мэй рассказывал, что в группе существовало неписаное правило: не обсуждать с автором песни смысл ее текста. Потому что в текст бывало вложено что-то личное и лезть в него считалось неприличным: музыканты полагали, что автор песни знает, что он делает. Поэтому Мэй никогда не задавал Меркьюри вопрос, что значат все те странные слова в «Богемской рапсодии». И только в момент написания The Show Must Go On Меркьюри подсел к Мэю, и Мэй предложил ему поучаствовать в создании текста. По словам Мэя, они обсуждали «абсолютно каждое слово и то, что они хотели им сказать».