Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Свердловский областной краеведческий музей. Историческая экспозиция

Рождение будущего Свердловского областного краеведческого музея произошло 29 декабря 1870 г. (по старому стилю, по новому – 10 января) в актовом зале екатеринбургской мужской гимназии, на учредительном собрании УОЛЕ. Основание музея было положено небольшим собранием первых даров Обществу, сделанных его учредителями. О.Е.Клер вспоминал впоследствии, что «по окончании первого заседания… Общества, в актовом зале гимназии все поступившие для музея и библиотеки предметы и книги свободно умещались в одной, занятой у супруги директора гимназии, решетке для белья…». В одном из первых писем, написанных от имени только что открывшегося УОЛЕ, избранный ученым секретарем этого Общества О.Е.Клер сообщал в Московское общество испытателей природы: «Первое дело Уральского Общества будет состоять в собирании фактов, в составлении музея, который мог бы дать ясное понятие о явлениях в нашем крае».

У истоков создания музея УОЛЕ стояли: О.Е.Клер, на протяжении многих лет являвшийся бессменным ученым секретарем Общества, а фактически - его руководителем, А.А.Миславский, первый вице-президент Общества, известный врач и естествоиспытатель, И.П.Иванов, главный начальник Уральских заводов, почти четверть века избиравшийся президентом Общества, первые хранители музея – ученый лесничий И.С.Левандо (1871 г.), слывший опытным охотником и знатоком минералов, химик А.И.Дрездов (1871-1876 гг.), служивший лаборантом Уральской золотосплавочной и химической лаборатории, горный инженер, минералог В.М.Малахов (1876-1880 гг.). На заседании Комитета УОЛЕ 27 декабря 1871 г. (старый стиль) состоялось обсуждение проекта «Правил для составления коллекций музея и пользования ими», на основании которых с самого начала был определен краеведческий профиль будущего музейного собрания.

Первый пункт правил гласил: «Музей составляется преимущественно из предметов, собранных на Урале и в ближайших краях».

В течение первого года существования музея УОЛЕ начали формироваться четыре коллекции – зоологическая, минералогическая, палеонтологическая, ботаническая. Хранитель музея И.С.Левандо, архивариусы Уральского горного правления, опытные охотники И.А.Крупина и А.Ф.Новоселова начали сбор материала для зоологической коллекции. Из этих сборов к концу 1871 г. препаратор музея Хржановский выполнил первые чучела – ворона, желны, двух свиристелей. 15 готовых чучел поступили от преподавателя Ю.А.Кумберга и аптекаря К.А.Гельмиха. Свои энтомологические коллекции передали в дар музею Общества О.Е.Клер, Ю.А.Кумберг, А.Ф.Новоселов, В.И.Обреимов и П.М.Вологодский – всего около 400 экземпляров насекомых. Инженер-технолог П.С.Голышев решил передать в музей УОЛЕ все свое огромное энтомологическое собрание – около 3 тысяч образцов, которые в ожидании переезда оставались у дарителя дома и все сгорели во время случившегося в 1872 г. пожара. Екатеринбургский банковский чиновник А.С.Игнатьев пожертвовал новорожденному музею 12 спиртовых препаратов рыб и земноводных. Быстро росла минералогическая коллекция, куда поступали многочисленные дары. Несколько случайных находок, переданных в музей директором Екатеринбургской гранильной фабрики А.И.Лютиным (окаменелый отпечаток ископаемой рыбы), директором гимназии В.В.Всеволодовым (череп носорога, рог барана, клык и кость мамонта), а также госпожой Т.Полузадовой (несколько костей мамонта) положили начало палеонтологической коллекции. От любителей ботаники за год поступило до 300 гербарных листов. В 1873 г. было положено начало археологической коллекции, когда ученик реального училища А.Брюханов принес в музей зеленоватый камень, признанный О.Е.Клером каменным топором древнего человека. Тогда же поступившие от неизвестного жертвователя 40 монет легли в основу нумизматической коллекции.

В уникальных коллекциях собраны древние орудия труда из дерева, кости, камня, металла от мезолита до раннего железного века, медная посуда начала XVIII века, невьянская старообрядческая иконопись, всемирно известное каслинское художественное литьё, образцы уральской яшмы и доисторических морских раковин.

Популярностью среди посетителей пользуется самая большая и самая древняя известная человечеству сохранившаяся деревянная скульптура Большой Шигирский идол, являющаяся памятником мирового значения. Она была найдена в конце XIX века рабочими золотых приисков на Шигирском торфянике, её возраст − девять с половиной тысяч лет, она в два раза старше египетских пирамид.

Одну из самых трагических страниц нашей истории раскрывает экспозиция, посвящённая пребыванию семьи Романовых на Урале. В ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге свершилась расправа над последним русским императором Николаем II, его родственниками и ближайшим окружением. Примерно в это же время были убиты и другие члены царской фамилии, сосланные в Пермь и Алапаевск.

Экспозиция состоит из двух частей. Первая посвящена Николаю II, его жизни и царствованию, отмеченному не только бурными социальными потрясениями, но и ростом могущества России. Вторая рассказывает о расследовании обстоятельств убийства царской семьи и поисках останков погибших.

Расследование началось в конце июля 1918 года, после того, как Екатеринбург заняли белые. Тогда его не удалось довести до конца, но был подтверждён факт убийства Николая II и всей его семьи в доме Ипатова. Поиски останков царской семьи возобновились только в 70-е годы ХХ века, и занимались ими энтузиасты. Их работа увенчалась успехом в 1979 году, но её результаты стали достоянием общественности только спустя десять лет. В 1991 году было проведено официальное вскрытие обнаруженного захоронения, в котором находились останки девяти человек.

Несколько лет длились криминалистическая и генетическая экспертизы, к работам привлекли ведущих специалистов России, США, Великобритании и Украины. В 1997 году была установлена персональная принадлежность останков, а спустя год царская семья нашла последний приют в родовой усыпальнице Романовых − в Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

Экспозиция уникальна тем, что в ней представлены материалы по расследованию обстоятельств убийства и проведению экспертиз: фотографии, документы, вещественные памятники, найденные на месте поисков царских останков. Имеются скульптурные портреты убитых, созданные российскими криминалистами по методу известного антрополога Михаила Герасимова.

Собрался наконец сходить в очередной раз в Краеведческий. Было некое предубеждение по поводу выставки, приуроченной к 100-летию гибели царской семьи. Но потом подумал, а почему бы и нет. На кассе сотрудница очень толково и даже убедительно объяснила что, где и за сколько, что можно и куда идти. В итоге, купил билеты на всё, и отправился на верх....

Показать целиком

Собрался наконец сходить в очередной раз в Краеведческий. Было некое предубеждение по поводу выставки, приуроченной к 100-летию гибели царской семьи. Но потом подумал, а почему бы и нет. На кассе сотрудница очень толково и даже убедительно объяснила что, где и за сколько, что можно и куда идти. В итоге, купил билеты на всё, и отправился на верх.

На втором этаже дежурная сотрудница пригласила сначала осмотреть выставку, посвященную юбилею Уральского народного хора, и основную экспозицию, поскольку они работают до 18.00. Ну да, время бежит незаметно хору уже 75 лет (фото первое). Небезинтересно было глянуть на фотографии, отражающие путь коллектива. Понравилось вышивка, которую подарил великий Вождь товарищ Ким Ир Сен (фото второе). С вниманием оглядел костюмы (фото третье), красивые, конечно. Чего мне здесь не хватило, так это привязки концертных костюмов к определенной местности, - где их носили? когда носили? и т.д. Пробежал и по основной экспозиции - мебель и сейчас смотрится, вызывая почтение к работе мастеров (фото четвертое, пятое, шестое).

Неожиданностью была экспозиция из Керченского музея. Экспонаты большей частью небольшие, сохранность не очень хорошая, скорее, фрагменты, чем целые вещи. Исключение, пожалуй, составляют вот эти амфоры, среди которых есть и те, которые были изготовлены ещё до н.э. (фото седьмое). Неожиданный приятный эффект посреди этого общения с антиками вызвало появление женщины с таким знакомым лицом - она приветливо поздоровалась со всеми, кто в этот момент был в зале. Настроение было хорошее, а тут скакнуло ещё вверх. Оказалось, директор музея - Наталья Константиновна Ветрова. Очень по-домашнему получилось. Приятно.

Понравилась небольшая камерная экспозиция "Ливадия" - такие светлые и спокойные сюжеты подобраны: Парк в Ливадии (фото восьмое), Дом министра императорского двора барона В. Б. Фредерикса (фото девятое), Утро Ливадийского дворца (фото десятое). Очень рекомендую заглянуть и полюбоваться, - очень под настроение.

Что ещё? Небольшая экспозиция про Керченский мост и не только про него, конечно, и президент в центре. Не знаю, как так получилось, но про мост перед тем, как идти смотреть о царской семье "Трагедия семьи... Трагедия Родины". Действительно печально, даже очень печально, частью прописано, а частью можно уже самостоятельно домыслить, как самодержец вел страну, общество, государство, а вместе с тем и собственную семью к столь трагическому финалу. Особенный настрой создает фильм и кадрами хроники того времени и не только фильм, но и картины, а так же фотографии - игра в солдатики, смотры, парады, нашивки-аксельбанты, а вот семья идёт на молебен, опять солдатики, марши и парады, снова государь в окружении священнослужителей. а тут он на охоте с убитыми куропатками, ещё катает дочерей и сына на лодке и так до бесконечности. А в это время скрытый кризис всей государственной системы крепчал, страна уже катилась к трагическому финалу. Вот такой у меня остался печальный осадок от того внешнего, что показано в экспозиции, привезённой из Павловского дворца.

Чуть не забыл, фотографировать на этой выставке нельзя. А посмотреть есть на что. Особенно понравился портрет императрицы Марии Фёдоровны - благородство красоты. А вот, портрету Николая II кисти Василия Верещагина сильно не повезло. Все таблички, как сказала мне сотрудница, к картинам прислали из Павлово. К портрету сделали двойную ошибку по-русски, да ещё продублировали на английском. Получается, что живописец, погибший при взрыве линкора Петропавловск на рейде Порт-Артура в 1904 году, жил до 1909, да и сама картина датирована почему-то этим же годом. В общем, ай-яй-яй, сотрудники из Павловского дворца-музея, как же вы так-то?

На этом критическом моменте и закончу своё краткое повествование о том, что видел и слышал в музее. Сходить стоит. Рекомендую

Один из крупнейших музеев Урала, созданный 29 декабря 1870 года по инициативе членов Уральского Общества Любителей Естествознания.

В 2005-2012 годах были открыты основные экспозиции музея, рассказывающие о природе, этнографии и истории Урала. Сегодня Свердловский областной краеведческий музей - музейное объединение, включающее в себя 6 экспозиций в Екатеринбурге и 10 филиалов в Свердловской области.

С 1990 годов на базе Краеведческого музея действует единственный в регионе центр подготовки музейных реставраторов по программам и методике Государственного Эрмитажа.

В 2013 г. на базе музея создан Центр инновационных музейных технологий.

Генеральный директор Областного Краеведческого музея - Ветрова Наталья Константиновна

Площадки и филиалы Областного Краеведческого музея

У музея десять подразделений в Екатеринбурге. Шесть из них – экспозиции, открытые для приёма посетителей:

  • Музейно-выставочный комплекс (Дом Поклевских-Козелл) (г. Екатеринбург, ул. Малышева, 46);
  • Музей истории и археологии Урала (г. Екатеринбург, пр. Ленина, 69/10);
  • Музей Природы (г. Екатеринбург, ул. Горького, 4);
  • Музей Радио им. А. С. Попова (в его составе работает также планетарий) (г. Екатеринбург, ул. Р. Люксембург, 9/11) ;
  • Музей истории плодового садоводства Среднего Урала (г. Екатеринбург, ул. Октябрьской революции, 40);
  • Художественный Музей Э. Неизвестного (г. Екатеринбург, ул. Добролюбова, 14);
  • Информационно-библиотечный центр (г. Екатеринбург, пр. Ленина, 69/9);
  • Реставрационная мастерская (г. Екатеринбург, пр. Ленина, 69/9);
  • Фондохранилище (г. Екатеринбург, Сибирский тракт,34);
  • Музей купеческого быта (г. Екатеринбург, ул. Сакко и Ванцетти, 28) (на реконструкции).

В состав музея входят десять филиалов, расположенных на территории Свердловской области за пределами Екатеринбурга:

  • Алапаевский краеведческий музей (г. Алапаевск, ул. Ленина, 34);
  • Дом-Музей П.И, Чайковского (г. Алапаевск, ул. Ленина, 30)
  • Артинский исторический музей (р.п. Арти, ул. Королёва,34);
  • Асбестовский исторический музей;
  • Музей золота (г. Березовский, ул. Коммуны, 4);
  • Исторический музей г. Полевского (г. Полевской, ул. Ильича, 93);
  • Пышминский музей истории земледелия и крестьянского быта (р.п. Пышма, ул. Кирова, 36);
  • Сысертский краеведческий музей (г. Сысерть, ул. Быкова, 56);
  • Туринский дом-музей декабристов (г. Туринск, ул. Революции, 11).
  • Туринский краеведческий музей (г. Туринск, ул. Ленина, 4)

Коллекция музея насчитывает более 700 000 единиц хранения.

Жемчужины коллекции:

  • Большой Шигирский идол (старейшая деревянная культовая фигура, возраст ок. 9, 5 тысяч лет)
  • Личная библиотека государственного деятеля и первого русского историографа В.Н. Татищева
  • Скелеты мамонта и гигантского широкогого оленя, второго по размеру из найденных в Европе
  • Собрание медной посуды XVIII в.
  • Коллекция Невьянской иконы

Международные выставочное проекты

Музей ведет интенсивную выставочную деятельность, привлекая к участию партнёров из ведущих музеев России, Германии, Израиля, США, Франции и других стран.

  • Среди международных выставочных проектов, реализованных в музее в течение последних лет, следует отметить:
  • «Bonjour, Урал!» (в рамках Года Франции в России)
  • «Джозеф Байерли - герой двух наций» (совместно с посольством США)
  • «Glück auf! Четыре века российско–германского сотрудничества на Урале» (в рамках Года Германии в России)
  • «Судьбы в годы Великой Отечественной войны : письма и воспоминания евреев – бойцов Красной Армии» (совместно с посольством Израиля)
  • Межмузейные выставочные проекты: «Первые леди россиии», «Романовы. На изломе российской истории», «Шедевры российских музеев к юбилею Свердловской области»