Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Дайте, пожалуйста, характеристику хлестовой (цитатами!) из комедии "горе от ума". Фамусовское общество в комедии “Горе от ума” Грибоедова: характеристика московского общества Горе от ума хлестова

Анфиса Ниловна Хлестова - один из второстепенных персонажей комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума". Интересно, что прототипом изображённой поэтом московской барыни является та же знаменитая Наталья Дмитриевна Офросимова, которую под именем Марии Дмитриевны Ахросимовой, изображённой Л.Н.Толстым в романе "Война и мир".

В отличие от оригинала, героиня "Горе от ума" не так умна, но имеет такой же вздорный характер, также бесцеремонно общается с окружающими. Грибоедов в образе Хлестовой показывает не только черты, свойственные прототипу: в ее портрете есть много и от других старых московских барынь - властных, откровенных, во многом жестоких. Хлестова не лезет за словом в карман, речь имеет живую и яркую. Она говорит не всегда грамотно, но искренне, не пытаясь кому-то понравиться, все, что приходит в голову.

В доме Фамусова уверенность Хлестовой объясняется ещё и тем, что она своячница хозяина. Чацкого она знает с тех пор, когда он ещё был ребёнком, тем не менее именно она поддерживает и развивает слух о его сумасшествии, объясняя сначала его истоки чрезмерным употреблением вина и шампанского, а потом причинами, связанными с образованием.

На балу она привлекает внимание тем, что все знает, со всеми спорит, милостива с теми, кто ей старается угодить, с остальными - не церемонится. Для неё, что арапка, что собачка - одинаковы: все служит ей развлечением.

Хлестова - типичная московская барыня, которая живет слухами и сплетнями, страдает от безделья, третирует близких. В комедии "Горе от ума" Хлестова находится среди тех, кто представляет "век минувший", против которого выступает с критикой Чацкий. Как и другие второстепенные персонажи, которые составляют нравоописательный фон сюжета, Хлестова тем не менее наделена индивидуальными характеристиками. Несмотря на то, что Хлестова появляется на периферии пьесы, она представляет определённый характер с определенными чертами, а не какое-то амплуа, типаж.

Как и в других персонажах, в проявлениях характера Хлестовой присутствуют и отрицательные, и положительные черты: так легко подхватив слух о сумасшествии Чацкого, барыня тут же выражает надежду, что его все-таки вылечат. Характер Хлестовой сформирован московской дворянской средой: Грибоедов разоблачает не ее личные недостатки и пороки, но общество, которое способствует формированию таких характеров.

Вариант 2

Анфиса Хлестова является самой яркой героиней второстепенных образов комедии «Горе от ума». Впервые героиня появляется на 3 действий во время ужина в доме Фамусова. Этот женский образ Грибоедов создал со знаменитой светской барыни Натальи Офросимовой.

Анфиса Хлестова не отличалась особым умом, но имела вздорный нрав. Кроме того героиня не отличалась хорошим воспитанием и могла бесцеремонно разговаривать с людьми. Хлестова может выражаться ярко и пронзительно. В ней есть жестокость, властность и откровение. При этом она может выражаться неграмотно и не пытается никому понравиться. Анфиса является свояченицей Фамусова и поэтому ведет себя уверенно, живя в его доме. Анфиса была пожилой и богатой дамой 65 лет. Она всегда была сердитой и злой. По словам Фамусова, героиня никогда не была замужем и не имела детей.

При появлении на балу Хлестова привлекает к себе внимание бесцеремонными разговорами. Она начала спорить с теми, кто пытался ей угодить. А тех, которые просто хотели с ней заговорить, она за людей не воспринимала. Анфиса была типичной городской барыней, которая любила сплетничать, третировать родственников и маяться от безделья. У нее была собачка и своя рабыня чернокожая девушка, которая является просто игрушкой для богатой госпожи. Несмотря на свою бесцеремонность и необразованность, героиня всегда следовала моде светских женщин

В обществе Хлестова занимала высокие должности. Автор указал, что Анфиса Ниловна была первой фрейлиной императрицы Екатерины. Также она руководила помещиками и знала, кто насколько богат. Особой слабостью дворянки была карточная игра.

Анфиса Хлестова относится к отрицательным образам комедии Грибоедова. Своим поведением Хлестова не вызывает никакой симпатии и сочувствия со стороны читателей. Ее характерными чертами являются грубость, необразованность, чрезмерное хамство, бесцеремонность. Она всегда следовала моде и не имела своих предпочтений. При этом героиня симпатизировала Молчалину, который мог льстить и уделять особое внимание каждой женщине. Характер и взгляды героини сформировались в дворянской семье и в обществе богатых людей. Подобные отрицательные качества не сближают Хлестакову с Натальей Офросимовой.

Сочинение на тему Анфиса Ниловна Хлестова

Когда я читал «Горе от ума», больше всего мне запомнился второстепенный герой - Анфиса Ниловна Хлестова. И запомнилась она мне, конечно, не с лучшей стороны. Она должна была быть образованной женщиной в силу своего чина и возраста, ей шестьдесят пять лет, но каково было моё огорчение, когда она не только не поддержала Чацкого, не услышала его мысль, но ещё и согласилась с Фамусовым насчёт того, что Чацкий, вероятно, сошёл с ума. Но обо всём по порядку.

Анфиса Ниловна - это пожилая госпожа, богатая дворянка, для которой всё, что есть в её собственности, будь то люди или вещи, всё это - лишь повод для развлечения. Фамусову она приходится свояченицей, потому что она тётя Софьи. У самой Хлестовой, наверняка, есть дети. Точной информации по этому поводу автор не даёт, но он говорит, что у какой-то свояченице Фамусова есть дети, так что можно сделать вывод, что намёк как раз на Анфису Ниловну. По характеру она очень злая и постоянно сердится, но, как и почти все гости Фамусова на званом ужине, придерживается моде, подтверждение этому служит её светский наряд и маленькая собачка-шпиц, которую она носит с собой. В то же время она купила и слугу-арапку, так называет она чернокожую девушку, которая тоже является отчасти забавой для госпожи Хлестовой.

Можно сказать, что чин и место в обществе Анфисы Ниловны - самые высокие на тот момент в Москве, она даже была первой фрейлиной у жены Петра I, Екатерины I, хотя это и подвергается сомнению, ведь действия комедии происходят в 1822 году, тогда как Екатерина умерла в 1727 году. Ещё одной важной деталью образа Хлестовой можно считать её всеведение в делах других помещиков, она в курсе, у кого сколько крепостных, кто насколько богат.

Анфиса Ниловна говорит, что не видит смысла в образовании, что очень меня поразило, потому что я думал, что невозможно добиться таких успехов в иерархии общества, как она, не изучая совсем ничего, но она опровергает все мои теории. Также Хлестова довольно азартный человек, она постоянно играет в карты, а на вечере обыгрывает княгиню Тугоуховскую.

Подводя итог, можно сказать, что Хлестова - один из самых отрицательных персонажей комедии. Персонаж, который не вызывает ни доли сочувствия или симпатии. Она грубая, резкая, хамоватая и необразованная представительница высшего класса общества, которая, как и многие персонажи комедии, глупо следует моде, отрицает образование и подаёт симпатии Молчалину, который льстит ей и всем, кого видит. Хлестова - типичный представитель «фамусовского общества».

Несколько интересных сочинений

  • Анализ главы София из произведения Путешествие из Петербурга в Москву Радищева

    Начинается глава со слов о молчании. Начало Повествование настраивает читателя на размышление, которое прерывается конфликтной ситуацией и негативными эмоциями.

  • Образ и характеристика Казбича в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Казбич – это разбойник, джигит. Он ничего не боится и, как и любой другой кавказец, бережёт свою честь и достоинство

  • Что такое тургеневская девушка? сочинение

    Наверное, нет такого человека, который бы не слышал о таком понятии как «Тургеневская девушка». И как только они слышат об этом понятии, то сразу же представляют чистую, непорочную, добрую и нежную девушку

  • Образ и характеристика Азазелло в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    В романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита не последнюю роль играет такой персонаж, как Азазелло, - член свиты Воланда. У него имеется и ветхозаветный прототип - падший ангел Азазел. Именно он научил

  • Улица моего детства запомнится мне на всю жизнь. Я и сейчас живу на ней, но могу с уверенностью сказать, что даже когда я уеду, и буду жить очень далеко, я буду вспоминать её так, как будто вижу её воочию, прямо сейчас.

Прототипом Хлёстовой является принадлежавшая к самому высшему московскому кругу властная и влиятельная Настасья Дмитриевна Офросимова. Описал ее и Лев в «Войне и мире». Упоминая о «Несторе негодяев знатных», променявшем своих крепостных на собак, вероятно, имел в виду генерала Измайлова, помещика-крепостника, развратника, который, по свидетельству современников, «4 человек дворовых, служивших ему по 30 лет, променял помещику Шибякину на 4 борзых собак». Современники и исследователи пытались установить прототипы и Чацкого. Когда была написана, распространился слух, что в ней выведен Чаадаев. Этот слух дошел даже до Пушкина, находившегося в Михайловском, и в одном из писем он запрашивал о его справедливости.

Чаадаев был близок с Грибоедовым, и несомненно, что образ его, человека выдающегося ума и твердого характера, вставал в творческом воображении Грибоедова, когда он рисовал облик своего Чацкого. Несомненно также, что и во внешнем облике гри-боедовского героя проступают чаадаевские черты. Запечатлены в Чацком и черты другого друга Грибоедова, страстного и честного Кюхельбекера, рыцаря абристского движения, одного из тех «молодых людей», в душе которых был возбужден «жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным».

Но конкретизация персонажей не снимала их типичности. Один из современников отмечает:

«Когда появилось «Горе от ума», все сразу отдали ему справедливость, но в том числе были многие, которые в действующих лицах предполагали и даже узнавали изображение живых московских личностей и в верности портретов находили главное достоинство этой прекрасной драматической сатиры. Взгляд совершенно ошибочный. Грибоедов и не думал писать портреты; если бы это было так, то значение «Горя от ума» было бы очень кратковременным; оно затерялось бы вместе со смертью тех, которые служили оригиналами для очерков. Да и в продолжении их жизни достоинство сочинения намного было бы ниже истинного. Грибоедов превосходно схватил и изобразил не отдельные личности, а типы, жизнь которых очень продолжительна, и так же долговечна будет заслуга и слава его мастерского произведения» ‘. По этому поводу в наше время А. В. Луначарский справедливо заметил о персонажах комедии: «Эти люди взяты синтетически. У Грибоедова все соответствует действительности, все чистый художественный реализм, товар дан без подмеси. Настоящий, подлинный портрет начинается только там, где он синтезирует целого человека в характернейших его особенностях и в широкие типы. Правдивый тип в литературе — это и есть портрет, и чем он шире захватывает, тем более он приобретает художественности и общественной значимости».

В комедии изображены такие черты жизни и людских отношений, которые далеко выходили за рамки начала X

Апр 22 2010

Прототипом Хлёстовой является принадлежавшая к самому высшему московскому кругу властная и влиятельная Настасья Дмитриевна Офросимова. Описал ее и Лев Толстой в «Войне и мире». Упоминая о «Несторе негодяев знатных», променявшем своих крепостных на собак, Грибоедов, вероятно, имел в виду генерала Измайлова, помещика-крепостника, развратника, который, по свидетельству современников, «4 дворовых, служивших ему по 30 лет, променял помещику Шибякину на 4 борзых собак». Современники и исследователи пытались установить прототипы и Чацкого. Когда была написана, распространился слух, что в ней выведен Чаадаев. Этот слух дошел даже до Пушкина, находившегося в Михайловском, и в одном из писем он запрашивал о его справедливости.

Чаадаев был близок с Грибоедовым, и несомненно, что его, человека выдающегося ума и твердого характера, вставал в творческом воображении Грибоедова, когда он рисовал облик своего Чацкого. Несомненно также, что и во внешнем облике гри-боедовского проступают чаадаевские черты. Запечатлены в Чацком и черты другого друга Грибоедова, страстного и честного Кюхельбекера, рыцаря декабристского движения, одного из тех «молодых людей», в душе которых был возбужден «жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным».

Но конкретизация персонажей не снимала их типичности. Один из современников отмечает:

«Когда появилось «Горе от ума», все сразу отдали ему справедливость, но в том числе были многие, которые в действующих лицах предполагали и даже узнавали изображение живых московских личностей и в верности портретов находили главное достоинство этой прекрасной драматической сатиры. Взгляд совершенно ошибочный. Грибоедов и не думал писать портреты; если бы это было так, то значение «Горя от ума» было бы очень кратковременным; оно затерялось бы вместе со смертью тех, которые служили оригиналами для очерков. Да и в продолжении их жизни достоинство сочинения намного было бы ниже истинного. Грибоедов превосходно схватил и изобразил не отдельные личности, а типы, которых очень продолжительна, и так же долговечна будет заслуга и слава его мастерского произведения» ‘. По этому поводу в наше время А. В. Луначарский справедливо заметил о персонажах комедии: «Эти люди взяты синтетически. У Грибоедова все соответствует действительности, все чистый художественный реализм, товар дан без подмеси. Настоящий, подлинный портрет начинается только там, где он синтезирует целого человека в характернейших его особенностях и в широкие типы. Правдивый тип в - это и есть портрет, и чем он шире захватывает, тем более он приобретает художественности и общественной значимости».

В изображены такие черты жизни и людских отношений, которые далеко выходили за рамки начала XIX в. Чацкий явился для последующего поколения символом благородства и свободолюбия. Молчалинство, фамусовщина, скалозубовщина превратились в нарицательные имена для обозначения всего низкого и пошлого, бюрократизма, грубого солдафонства и т. д. Важно отметить, что в своей комедии Грибоедов стремится в частном, единичном раскрыть общее, что присуще данной эпохе и данной среде. Принцип обобщения” через изображение единичного последовательно проведен через всю комедию. В сценах и эпизодах частной жизни одной дворянской семьи раскрываются типические черты, рисуется социальный портрет целого общественного круга в момент обострения борьбы двух противостоящих друг другу лагерей в русском обществе эпохи декабризма. В судьбе одного передового мыслящего молодого человека отражается судьба целого поколения свободолюбивой, декабристски настроенной молодежи.

Грибоедов сумел дать не только картину огромного обобщающего значения, раскрыть существенные, типические стороны русской действительности его времени, но й выявить основной конфликт эпохи. Легший в основу комедии конфликт уже современников поразил своей жизненной правдивостью и исторической верностью. Он вытекал из общественно-политической обстановки того времени, раскрывая самое существо социально-политической борьбы эпохи декабристов, борьбу двух общественных лагерей, образовавшихся после Отечественной . Этот конфликт пронизывает весь ход действия комедии, всю совокупность отношений между ее персонажами, придавая содержанию «Горя от ума» единство и монолитность. Конфликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, выражен в комедии в столкновении двух мировоззрений, двух систем взглядов, противоположных нравственных принципов, в различиях поведений персонажей в быту, наконец, в личных интимных отношениях, которые претерпевают изменения в ходе развития конфликта пьесы. Комедия никогда не приобрела бы той жизненности, которой она поражает до сих пор, если бы конфликт, в ней изображенный, не был бы связан с судьбой конкретных личностей - с интимными отношениями его главных героев. Именно поэтому конфликт в «Горе от ума», глубоко историчный в своей основе, имеет общечеловеческое значение и смысл: идет борьба умного, честного, свободолюбивого человека с пороками, воплощенными в конкретных образах. При этом надо отметить, что конфликт, развивающийся в «Горе от ума», проявляется в резких столкновениях, во все возрастающей борьбе между противоположными сторонами.

Конфликтом комедии обусловлена и ее композиция. Она построена по очень ясному и простому плану. На это указывает сам в письме Катенину, раскрывающем композиционный комедии и драматургические принципы Грибоедова. «Ты находишь главную погрешность в плане,- писал драматург,- мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению; девушка, сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтоб ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих. Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не проверил и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована насчет своего сахара медовича. Что ж может быть полнее этого?..»

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Характеристика образа Хлёстовой в произведении Грибоедова . Литературные сочинения!

Изображение бедного чиновника традиционно для русских писателей XIX века. Однако раскрывалась эта тема писателями по-разному, образ этот претерпевал существенные изменения. Для раскрытия образа бедного чиновника наиболее важными являются два абсолютно разных аспекта: добровольное смирение с положением бесправного человека («маленького человека»), мысль о невозможности что-либо изменить (Евгений в «Медном всаднике» А.С. Пушкина, Башмачкин из повести Н.В. Гоголя «Шинель», некоторые герои Ф.М. Достоевского) и совершенно противоположное этому стремление достичь «степеней известных», не гнушаясь никакими средствами. Такой образ бедного чиновника (Молчалина) представлен в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Молчалин скромен и услужлив, потому что «в чинах... небольших», не может обойтись без «покровителей», даже если ему приходится всецело зависеть от их воли, влюблён «по должности», «в угодность дочери такого человека», как Фамусов, «который кормит и поит, // А иногда и чином подарит...». Хлестаков – своеобразный «преемник» Молчалина. Подобно Молчалину, Хлестаков обладает необычайной приспособляемостью. Он легко входит в роль важной особы: и с чиновниками знакомится, и прошения принимает, и начинает, как и положено «значительному лицу», ни за что «распекать» хозяев, заставляя их «трястись от страха». Рассказывая о своих занятиях в Петербурге, Хлестаков невольно выдаёт «стремление к почестям помимо заслуг», которое схоже с отношением Молчалина к службе: он хочет «и награжденья брать, и весело пожить». Однако Хлестаков, в отличие от Молчалина, намного более беспечный, ветреный; его «лёгкость» «в мыслях... необыкновенная» создаётся при помощи большого количества восклицаний, герой же пьесы Грибоедова более осторожный.

Часть 2

Что такое «хлестаковщина»?

Понятие хлестаковщина пришло к нам из бессмертной комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», которая была написана в 1835 году. Сам автор говорил о своей комедии так: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем». Центральным персонажем пьесы Н.В. Гоголь называл Хлестакова. Так кто же он, Иван Александрович Хлестаков, и почему его фамилия стала употребляться как имя нарицательное?

Н.В. Гоголь сумел создать собирательный и несколько утрированный образ вульгарного и никчемного человечишки. Оказавшись проездом в уездном городе, Хлестаков проигрывается в карты и остается без гроша в кармане. Городские чиновники принимают его за ревизора из Петербурга. Поначалу Хлестакова удивляет их поведение, но потом, войдя в роль, он сам начинает считать себя «значительным лицом». Под влиянием обстоятельств, он растет в собственных глазах, поэтому врет все смелее и смелее (автор использует при создании образа героя приём гротеска). Из коллежского регистратора, который просто переписывает бумаги, он в считанные минуты вырастает почти до «фельдмаршала», который «всякий день во дворец ездит» и «с Пушкиным на дружеской ноге». На приеме у городничего его хвастовство принимает поистине фантастические размеры: «тридцать пять тысяч одних курьеров» разыскивают его по улицам, потому что больше некому управлять департаментом, к нему «суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа», а в передней у него «графы и князья толкутся». Хлестаков говорит и действует без всякого соображения. Речь его прерывиста и вульгарна. Создается впечатление, что слова вылетают из его уст совершенно неожиданно. Это один из тех людей, которых называют пустейшими, мыльный пузырь, который раздувается до невероятных размеров, а потом в одночасье лопается, как будто его и не было никогда. (Так характеризует Хлестакова «для господ актёров» сам автор).



С тех пор хлестаковщиной стали пренебрежительно называть наглое, безудержное, лживо-легкомысленное хвастовство. Хлестаковы были всегда, во все времена. Но только после выхода «Ревизора» это явление получило название, попало в словари. В Толковом словаре русского языка под редакцией Ожегова читаем: «Хлестаковщина – беззастенчивое, безудержное хвастовство». Так в чем же суть этого порока? Это явление живуче и очень многолико. Хлестаковщина – это глупость, духовная пустота, примитивность, приспособленчество. Такие люди любят пустить пыль в глаза, хотят казаться значительнее, чем они есть на самом деле. Это хвастуны, бахвалы и фанфароны. Наверное, все мы иногда бываем хлестаковыми, ведь так хочется казаться значительнее, вырасти в собственных глазах. Гоголь писал: «Всякий хоть на минуту... делался или делается хлестаковым... Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни...»



Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» оказала огромное влияние на российское общество того времени. Более полутора века прошло с тех пор, а хлестаковы существуют и сегодня, это понятие не стало архаизмом, а значит, комедия великого писателя актуальна и сегодня.