Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Почему раскольников поссорился с лужиным. Вопросы к анализу эпизода «1-й разговор Раскольникова с Лужиным» «Внешние связи эпизода. Кто такой Лужин

И литературы

МОУ - СОШ №43 г. Белгорода

Тема урока: « «Преступление и наказание». Тема «двойничества» и её воплощение на страницах романа».

Цель: выяснение значения образов Лужина, Свидригайлова, Лебезятникова в раскрытии образа Р. Раскольникова; развитие связной речи учащихся; воспитание интереса к творчеству.

Задачи урока: проследить в системе отношений героев произведения определенные зако - номерности; помочь учащимся понять противоречивую природу главного героя.

Оборудование: иллюстрации к роману, опорные схемы.

Виды деятельности: пересказ эпизодов, комментирование их (по группам), беседа, эле - менты лекции, работа со схемами.

Ход урока:

I. Подготовка учащихся к работе на уроке.

II. Сообщение темы и задач урока.

III. Проверка домашнего задания (по группам).

1 группа. Пересказ эпизодов(сжато) о Лужине:

Ч.1, гл.3 (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери);

Ч.2, гл.5 (первая встреча Лужина с Раскольниковым);

Ч.4, гл.2-3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге);

Ч.5, гл.1,3 (Лужин после разрыва с Дуней, сцена на поминках);

2 группа. Пересказ эпизодов, связанных со Свидригайловым:

Ч.1, гл.3 (мать Раскольникова о Свидригайлове);

Ч.4, гл.1,2 (Лужин о Свидригайлове, первая встреча Раскольникова со Свидригайловым);

Какие чувства рождают у Раскольникова встречи со Свидригайловым?

IV. Работа над материалом по теме урока.

Вступительное слово учителя.

Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его «теории» отражают так называемые «двойники», а положительные – антиподы .

Нам известны морально-философские принципы, на которые опирался Раскольников, создавая свою теорию. Он хотел быть «необыкновенной» личностью. «Необыкновенные» люди не являются достоянием определенной эпохи – они рождаются на протяжении всего развития человечества. Кодекс вседозволенности актуален во все века. Спор веры и безверия, начатый с незапамятных времен, продолжается и поныне. Эту закономерность можно выделить как доминирующую особенность построения образа главного героя, в котором сосуществуют мессия и Наполеон, добро и зло. Такое балансирование невыносимо, и Раскольников идет на преступление во имя разрешения жизненного вопроса: быть Наполеоном или не быть? («Тварь ли я дрожащая или право имею?»)

Каждой паре двойников и антиподов в романе соответствует определенный круг проблем.

Например, в ряду Лужин – Разумихин ставятся вопросы, связанные с деятельностью человека для человека: «Я для себя», - утверждает Лужин; «Я для других», - убеждает Разумихин. Этот спор является отражением раскола главного героя на личностном уровне – между эгоизмом и альтруизмом. Таким же образом писатель рассматривает социальные и нравственные устои (Лебезятников – Порфирий Петрович). Проблемы третьего рода – философские, общечеловеческие (Свидригайлов – Соня). Такое вертикальное построение делает неизмеримой линию духовного раскола главного героя: Раскольников вступает в спор с самим собой, государством и человечеством – вот откуда мощный размах его конфликта с миром. Схематически это представлено на круговой модели:

Каждый последующий круг включает в себя предыдущие. В каждом – поднимаются проблемы нравственного порядка. Круговая модель построения конфликта подтверждается и композицией романа. Все названные герои раскрывают перед читателями свой кругозор в той же последовательности, в какой вырастают один из другого круги: в начале романа заявляют о себе Разумихин и Лужин; затем они постепенно уступают место Порфирию Петровичу и появляющемуся вслед за ним Лебезятникову; этих персонажей в свою очередь вытесняют Свидригайлов и Соня, которые окончательно разворачивают свои миры на пороге эпилога По мере введения в роман новой пары пирамида раскола главного героя растет вверх и вширь. За счет этого действие романа сопровождается нагнетением атмосферы вокруг Раскольникова.

Сегодня мы подробнее поговорим о группе «двойников», т. е. рассмотрим «наполеоновские» мотивы преступления Раскольникова.

Беседа с учащимися.

В каких произведениях вы встречались с термином «двойник»? (Повесть Достоевского «Двойник», роман «Отцы и дети»)

Какое впечатление производит на вас Лужин? Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории («…а доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…»). Согласны ли вы с ним? (ч.2, гл.5) (Буржуазный делец, у него все по расчету, он отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность единичных «щедрот» и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота и о «всеобщем преуспеянии».

Раскольников, как и его двойник, не удовлетворяется «единичной» и ничего не решающей помощью своей семье. Оба они находят «разумно» жертву для достижения целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчемная старуха, как полагает Раскольников, все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно украдет. Но идея Лужина не приводит его к топору. Раскольников, прошедший такой путь в реальности, легко достраивает здание к фундаменту концепции своего двойника: …А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».

Позаимствовав рационалистические основы теории Раскольникова, Лужин превращает их в идейное оправдание своих хищнических устремлений).

Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?

(«Умный и, кажется, добрый», «положил девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение», «муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля»;

Рассуждения Раскольникова о «доброте» Лужина, допускающей, что «невеста и мать мужичка подряжают, в телеге, рогожей крытой! Ничего! Только ведь девяносто верст…», усиливают складывающееся о Лужине впечатление как о человеке черством, сухом, равнодушном и расчетливом, пробуждают чувство неприязни к этому герою).

Впечатление о Лужине усугубляется при анализе сцены «объяснения» между ним и Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения. Какие мысли рождает в вас это сопоставление?

(Поведение Лужина в этой сцене раскрывает его мелкую, себялюбивую, низкую душу, отсутствие искренности, истинной любви и уважения к своей невесте, готовность оскорбить и унизить Дуню. В поведении Дуни – искренность, большое чувство такта, благородство, желание рассудить беспристрастно: «…если брат виноват, то он должен и будет просить у вас прощения», уважение к человеку, которому дано «великое обещание», гордость и чувство собственного достоинства).

Что превыше всего ценил Лужин в жизни и почему его раздражал разрыв с Дуней?

(«Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». Лужина раздражал разрыв с Дуней потому, что это разрушало его мечту о существе, которое «будет рабски благодарно ему всю жизнь… а он-то будет безгранично…владычествовать»…)

Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин свое решение? (сцена с Соней на поминках у Мармеладовых).

По какому принципу живёт Лужин? (Лужин для достижения своей эгоистической цели, «для себя одного», готов «преступить все препятствия», живет по принципу «все позволено». В этом его теория близка с теорией Раскольникова. Единственный бог для Лужина – деньги.

Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других).

Что вы можете сказать о Лебезятникове (Лебезятников варьирует в своей жизненной установке нигилистическое отношение Раскольникова к существующему миропорядку, моральным и социальным устоям. Он с энтузиазмом выступает против таких «предрассудков», как «целомудрие и женская стыдливость», взывает к созданию коммун, ратует за уничтожение брачных уз. Но все для того, чтобы «огреть протестом» русскую жизнь: «Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!»

Восстающая против несправедливого устройства мира, бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Этот двойник пристраивается к главному герою карикатурной тенью. Культ протеста принимает у Лебезятникова форму воинствующей глупости, компроментирует избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройсва мира, в котором он видит и возможность самоутверждения.

Каким вы представляете себе Свидригайлова? Как характеризуют его первые сведения в романе?

(Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его как злодея, развратника. Говорят, что причастен к делу «душегубства», повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, отравил жену Марфу Петровну, что он шулер и что нет такого порока, который бы не гнездился в его душе. Вместе с тем на протяжении всего романа он совершает ряд добрых дел: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, хочет помочь Дуне избавиться от Лужина, взял на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладовых. От природы имеет совесть, но добро и зло совершает от скуки. Это человек без убеждений и без деятельности. Настоящий же человек без убеждений и без деятельности жить не может. Свидригайлов понял это и казнил себя, потеряв свою последнюю цель – добиться расположения Дуни. Проснувшаяся совесть и раскаяние приводят его к самоубийству).

Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды», что между ними есть «точка общая»?

(Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не признающего никаких нравственных запретов; живет по принципу «все позволено». Раскольников, разрешая себе «кровь по совести», тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению, существуют только для низшей категории людей – «тварей дрожащих». Истину, к которой Раскольников пришел в результате долгих размышлений, Лужин и Свидригайлов используют как руководство к действию),

В чем заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Ваши версии.

(1) Когда сопоставляешь эти образы, становится ясно, что Лужн и Свидригайлоов живут, в общем-то, по теории Раскольникова. Он же, общаясь с «сильными мира сего», не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к «сильным мира сего»; ему неприятны люди, живущие по его «теории». Достоевский этим сопоставлением ниспровергает в герое теоретика и возвышает в нем человека;

(2) У всех – у Раскольникова, Лужина, Свидригайлова – бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоутверждение за счет других. Сталкивая этих героев, автор опровергает теорию Раскольникова, вскрывает ее антигуманную, бесчеловечную суть. В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к «сильным мира сего», не может принять мир людей, которые не живут по его теории. В этом сила Раскольникова и то, что возвышает его над «сильным мира сего».

V. Подведение итогов урока.

Вопрос к учащимся:

Для чего Достоевский вкладывает компоненты идеи Раскольникова в сознание двойников?

(Компоненты идеи Раскольникова получают различную тональную окраску в сознаниях двойников и обыгрываются. Благодаря этому художественному приему писателю удается показать, что взятая отдельно идея Раскольникова не является чем-то изолированным, особенным, напротив, существование ее многоликих вариантов убеждает, такие идеи «носятся в воздухе» Раскольников не выпадает из своего времени, он в нем, как и его спутники. Разбросанные фрагменты в сознаниях двойников концентрируются в мире главного героя

Коллективное составление и запись в тетрадь схемы:

VI. Домашнее задание. Характеристика антиподов Р. Раскольникова (по группам).

Ч II, гл. 5 (первая встреча Родиона с Лужиным)

«Если мне, н., до сих пор говорили: «возлюби» и я возлюбил, то что из этого выходило? – продолжал Петр Петрович… – выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним и оба мы оставались наполовину голы… Наука же говорит: возлюби, прежде всего, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел…»

Раскольников: «-А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…»

Вопросы :

1. В чем сущность взглядов Лужина?

2. Согласны ли вы, что «теория» Раскольникова близка его взглядам? Чем?

3. Лужин «показывает» себя.

Ч IV, гл. 2,3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге)

«…. Петр Петрович не спеша вынул батистовый платок, от которого понесло духами и высморкался с видом хотя и добродетельного, но несколько оскорбленного в своем достоинстве человека, и притом твердо решившего потребовать объяснений. Ему еще в передней пришла было мысль: не снимать пальто и уехать и тем строго и внушительно наказать обеих дам… Притом этот человек не любил неизвестности, а тут надо было разъяснить: если так явно нарушено его приказание, значит, что-нибудь да есть…»

«Петр Петрович, пробившись из ничтожества, болезненно привык любоваться собой, высоко ценил свой ум и способности и даже иногда, наедине, любовался своим лицом в зеркале. Но более всего на свете любил и ценил он, добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его».

Вопросы :

1.Сопоставьте поведение Дуни и Лужина в сцене их объяснения. Какие мысли рождает у вас это сопоставление?

2. Задуманная и сорванная подлость.

Ч V, гл. 1, 3 (размышление Лужина после разрыва с Дуней; сцена на поминках Мармеладова)

Вопросы :

1. Что нового в характере Лужина раскрывают его размышления после его разрыва с Дуней и решение, которое он принял и осуществил?

Отвергнутый Дуней, которая указывает Лужину на дверь, он как к последнему средству прибегает к явной клевете: «Уйду – с, но одно только последнее слово!»…

Это слово героя дорисовывает Лужина как человека аморального и беспринципиального.

2. Свидригайлов и Раскольников.

Ч I, 3; Ч IV, гл. 1,2; Ч VI, гл. 2-6

Вопросы :

Почему Свидригайлов утверждает, что с Раскольниковым они «одного поля ягоды?» Прав ли он?

Аркадий Иванович Свидригайлов – герой иного плана. Если Лужин ясен и понятен с первых же страниц «Господин Лужин ясен. Главное, «человек деловой и кажется, добрый», то характер Свидригайлова загадочен, и атмосфера тайны сохраняется до конца. В Свидригайлове писатель тонко обрисовал психологию человека образованного общества, дворянина по происхождению и роду занятий, способного к всесторонним ощущениям, сладострастника и тайного преступника. В нем соединены противоречивые качества: «Мне даже кажется, – говорит ему Раскольников, – вы очень хорошего общества или по крайней мере умеете при случае быть и порядочным человеком».»

Прошлое Свидригайлова окутано тайной, которую в виде отдельных намеков, слухов, полупризнаний, постоянно врывается в роман. 8 лет назад, в его прежнее пребывание в Петербурге, стараниями Марфы Петровны «затушено было, в самом начале, уголовное дело, с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства, за что он весьма и весьма мог бы прогуляться в Сибирь».

Его подозревают в растлении ребенка, в убийстве собственной жены, в истязании крепостного лакея – все это по слухам по доносам.

Свидригайлов таит в себе опасную для окружающих, бездушную, целенаправленную силу эгоиста: он обладает умением «обложить» свою жертву, доведя задуманное до конца. Эта способность его раскрывается в его интриге против Дуни. Приехав ради нее в Петербург и выведав тайну ее брата, он обманом и шантажом заманивает Дуню в пустую квартиру. В сцене этого свидания Достоевский показал, какие страсти бушуют в Свидригайлове, толкая к преступлению.

В романе он предстает на каком-то переломном этапе. Старой жизнью самодовольного циника и развратника он жить не может, а новой ему не дано. Его сильное чувство к Дуне становится его последней проверкой.

В полном соответствии с внутренним миром Свидригайлова Достоевский рисует и внешний облик своего героя: «Это было какое то странное лицо, похожее как бы на маску….»

Несмотря на налет загадочности, которая сохраняется в гоподине Свидригайлове до конца романа, мы угадываем в нем черты знакомого соц. типа. По словам Родиона, все увлечения Свидригайлова – от праздности и разврата, и сам Аркадий Иванович склонен к этому же мнению: «Верите ли, – говорит он, – хотя бы что-нибудь было; ну помещиком быть, ну отцом, ну уланом, ну фотографом, журналистом… ничего, никакой специальности! Иногда даже скучно!»

Некоторые итоги.

Раскольников и Свидригайлов умны и наблюдательны; совпадают и их отношения к Петербургу; одинаково презирают Лужина, оба в женщине ценят самопожертвование… Однако это сходство и взаимный интерес не затрагивает их чувств: Родион испытывает глубокое отвращение к Свидригайлову – «грубому злодею», «развратнику и подлецу».

А все же их тянет друг к другу! Свидригайлову Раскольников «любопытен», а для Раскольникова Свидригайлов интересен как человек, совершивший столько злодеяний и сумевший заглушить в себе голос совести.

III. Конспективная запись.

Деньги – единственный бог его. Нет предела беззастенчивости и наглости. Хочет произвести выгодное впечатление. Готов «переступить все препятствия». Живет по принципу «все дозволено».

Угрызения совести и сострадания незнакомы ему. Судейский слог – «не то чтоб уж очень безграмотно, да и не то чтоб уж очень литературно; деловой».

Свидригайлов.

Довел до смерти жену, преследовал Дуню, стал виновником самоубийства дворового человека Федора и девочки, жестоко им обиженной.

Доведенный до цинизма вариант «Теории» Раскольникова. Умный, наблюдательный.

Нравственно опустошенный человек.

Вывод :

Лужин и Свидригайлов, «сильные мира сего» живут и действуют по принципу «все дозволено», т.е. по существу следуют теории Раскольникова. Только у него она облекается в гуманистическую оболочку рассуждений о борьбе за человеческое счастье, а у «сильных мира сего» откровенно бесчеловечна, цинична. Свидригайлов (теория вседозволенности) и Лужин

(теория власти над людьми) – двойники Раскольникова.

IV. Анализ темы «Соня Мармеладова и Раскольников».

1. Судьба Сони Мармеладовой.

Ч I, гл. 2 (Исповедь Мармеладова)

Ч III, гл. 4 (Первая встреча Раскольникова и Сони)

Ч IV, гл. 4 (Раскольников у Сони)

Вопросы:

Во имя чего «переступил» Раскольников и во имя чего – Соня?

Как реагирует Соня на те обстоятельства, в которые ее ставит жизнь?

Что показалось герою «страшным» в Соне и почему?

В чем вас убедили ответы Сони на вопросы Раскольникова?

2.Признание.

Ч V, гл.4 (Второе посещение Сони Раскольниковым)

Вопросы :

1. О каких мотивах убийства говорит Раскольников?

2. Как воспринимает жестокую жизненную правду Раскольников и Соня?

3. Чем объяснить их разные позиции?

4. Смеряется ли Раскольников?

Ч VI, 6 (Прощание с родными)

Ч VI, гл. 8 (Раскаяние)

Вопросы :

1. Чем вызвано решение добровольно сознаться в преступлении?

2. Как сам Раскольников понимает возможность смирения и смиряется ли?

«Неужели это продолжение сна?» - подумалось еще раз Раскольникову.

Осторожно и недоверчиво всматривался он в неожиданного гостя.

Свидригайлов? Какой вздор! Быть не может! - проговорил он наконец вслух, в недоумении.

Свидригайлов сообщил Раскольникову, что зашел познакомиться с ним, и попросил оказать ему помощь в деле, касающемся его сестры Дуни. Понимая, что после нанесенного ей оскорбления она не пустит его и на порог, он надеялся на помощь ее брата. Родион решительно отказал ему, и Свидригайлов, вспоминая произошедшие еще не так давно события, пошатнувшие репутацию Дуни, попытался объяснить Раскольникову свое поведение.

Тут весь вопрос: изверг ли я или сам жертва? Ну а как жертва? Ведь предлагая моему предмету бежать со мною в Америку или в Швейцарию, я, может, самые почтительнейшие чувства при сем питал, да еще думал обоюдное счастие устроить!.. Разум-то ведь страсти служит; я, пожалуй, себя еще больше губил, помилуйте!..

Да совсем не в том дело, - с отвращением перебил Раскольников, - просто-запросто вы противны, правы ль вы или не правы, ну вот с вами и не хотят знаться, и гонят вас, и ступайте!..

Свидригайлов вдруг расхохотался.

Однако ж вы... однако ж вас не собьешь! - проговорил он, смеясь откровеннейшим образом, - я было думал схитрить, да нет, вы как раз на самую настоящую точку стали!..

Марфу-то Петровну вы тоже, говорят, уходили? - грубо перебил Раскольников.

А вы и об этом слышали? Как, впрочем, не слыхать... Ну, насчет этого вашего вопроса, право, не знаю, как вам сказать, хотя моя собственная совесть в высшей степени спокойна на этот счет.

Свидригайлов сообщил, что его жена умерла от апоплексического удара, который, по заключению врачей, случился вследствие купания после обильного обеда, а он ее «ударил всего только два раза хлыстиком».

Раскольников мрачно посмотрел на него.

Вы даже, может быть и совсем не медведь, - сказал он. - Мне даже кажется, что вы очень хорошего общества или, по крайней мере, умеете при случае быть и порядочным человеком.

Да ведь я ничьим мнением особенно не интересуюсь, - сухо и как бы даже с оттенком высокомерия ответил Свидригайлов, - а потому отчего же и не побывать пошляком, когда это платье в нашем климате так удобно носить и... и особенно если к тому и натуральную склонность имеешь, - прибавил он, опять засмеявшись.

Свидригайлов поведал Раскольникову историю своей женитьбы на Марфе Петровне.

Целая компания нас была, наиприличнейшая, лет восемь назад; проводили время; и все, знаете, люди с манерами, поэты были, капиталисты были... А все-таки посадили было меня тогда в тюрьму за долги, гречонка один нежинский. Тут и подвернулась Марфа Петровна, поторговалась и выкупила меня за тридцать тысяч сребреников. (Всего-то я семьдесят тысяч был должен.). Сочетались мы с ней законным браком, и увезла она меня тотчас же к себе в деревню, как какое сокровище. Она ведь старше меня пятью годами. Очень любила. Семь лет из деревни не выезжал. И заметьте, всю-то жизнь документ против меня, на чужое имя, в этих тридцати тысячах держала, так что задумай я в чем-нибудь взбунтоваться, - тотчас же в капкан! И сделала бы! У женщин ведь это все вместе уживается.

В продолжении разговора Свидригайлов сообщил Раскольникову, что покойная Марфа Петровна является ему в виде привидения.

Отчего я так и думал, что с вами непременно что-нибудь в этом роде случается! - проговорил вдруг Раскольников и в ту же минуту удивился, что это сказал. Он был в сильном волнении.

Во-от? Вы это подумали? - с удивлением спросил Свидригайлов, - да неужели? Ну, не сказал ли я, что между нами есть какая-то точка общая, а?

Никогда вы этого не говорили! - резко и с азартом ответил Раскольников.

Не говорил?

Мне показалось, что говорил. Давеча, как я вошел и увидел, что вы с закрытыми глазами лежите, а сами делаете вид, - тут же и сказал себе: «Это тот самый и есть!»

Что это такое: тот самый? Про что вы это? - вскричал Раскольников.

Про что? А право, не знаю про что... - чистосердечно, и как-то сам запутавшись, пробормотал Свидригайлов.

С минуту помолчали. Оба глядели друг на друга во все глаза...

Сделайте же одолжение, - раздражительно продолжал Раскольников, - позвольте вас просить поскорее объясниться и сообщить мне, почему вы удостоили меня чести вашего посещения... и... и... я тороплюсь, мне некогда, я хочу со двора идти...

Извольте, извольте. Ваша сестрица, Авдотья Романовна, за господина Лужина выходит, Петра Петровича?

Нельзя ли как-нибудь обойти всякий вопрос о моей сестре и не упоминать ее имени? Я даже не понимаю, как вы смеете при мне выговаривать ее имя, если только вы действительно Свидригайлов?

Свидригайлов заявил, что Лужин не пара сестре Раскольникова и что он готов предложить Дуне десять тысяч рублей, чтобы облегчить ее разрыв с женихом. Он добавил, что ссора-то с Марфой Петровной вышла из-за того, что она «состряпала эту свадьбу». Собираясь уходить, Свидригайлов сообщил, что Марфа Петровна завещала Дуне три тысячи. В разговоре он упомянул, что в ближайшее время собирается в «вояж», но перед этим хочет «закончить дело с Лужиным» и повидаться с Дуней. Но когда Раскольников спросил, скоро ли он отправится в «вояж», Свидригайлов не смог дать вразумительного ответа, сказав, что вместо «вояжа», может быть, скоро женится. Уходя, Свидригайлов столкнулся в дверях с Разумихиным.

К восьми часам Раскольников с Разумихиным направлялись в гостиницу, где была назначена встреча с Лужиным. По дороге Раскольников рассказал приятелю про Свидригайлова, объяснив цель его визита и заметив, что это «странный человек и на что-то решился». Молодые люди пришли к выводу, что Дуню следует от него оберегать.

В коридоре они столкнулись с Лужиным. Все трое вошли в номер не глядя друг на друга. Дуня и Лужин сели напротив друг друга. Первым заговорил Лужин, поинтересовавшись у Пульхерии Александровны, как прошло путешествие. Мать Раскольникова заявила, что они с Дуней были очень расстроены тем, что он не встретил их на вокзале. Все присутствующие в комнате чувствовали себя неловко. Пульхерия Александровна, стараясь смягчить обстановку, заговорила о покойной Марфе Петровне. Лужин сообщил, что Свидригайлов сразу же после похорон своей супруги отправился в Петербург, а затем рассказал о преступлении этого человека, о котором он якобы знал со слов покойной. Это преступление заключалось в следующем: Свидригайлов водил знакомство с некоей Ресслих, процентщицей, у которой жила ее племянница, глухонемая девочка четырнадцати лет; Ресслих била девочку и попрекала каждым куском; однажды девочку нашли на чердаке повесившейся. Спустя некоторое время в полицию поступил донос, в котором говорилось, что девочка была «жестоко оскорблена» Свидригайловым. Благодаря стараниям и деньгам Марфы Петровны дело было замято.

Лужин упомянул также, что на совести Свидригайлова еще одна смерть. Между его дворовыми людьми ходили разговоры, что еще во время крепостного права он довел до самоубийства своего слугу Филиппа. Дуня возразила Лужину, заявив, что в то время, когда она жила в этой семье, Свидригайлов хорошо обращался со слугами. Лужин, двусмысленно улыбнувшись, заметил, что с некоторого времени Дуня стала защищать Свидригайлова, намекая на ее отношения с ним. Дуня же, понимая, что разговор принимает неприятный оборот, попросила своего жениха сменить тему. Но тут в разговор включился молчавший все это время Раскольников, сообщив о визите Свидригайлова, о том, что он просит о свидании с Дуней и что Марфа Петровна оставила Дуне по завещанию деньги. Пульхерия Александ- ровна спросила, что Свидригайлов собирается предложить Дуне, и Родион ответил, что скажет об этом позднее. Лужин собрался уходить, заметив, что таким образом он перестанет мешать присутствующим. Но Дуня попросила его остаться, напомнив, что он собирался объясниться с Пульхерией Александровной.

Точно так-с, Авдотья Романовна, - внушительно проговорил Петр Петрович, присев опять на стул, но все еще сохраняя шляпу в руках, - я действительно желал объясниться и с вами, и с многоуважаемою вашею мамашей, и даже о весьма важных пунктах. Но, как и брат ваш не может при мне объясниться насчет некоторых предложений господина Свидригайлова, так и я не желаю и не могу объясниться... при других... насчет некоторых, весьма и весьма важных пунктов. К тому же капитальная и убедительнейшая просьба моя не была исполнена...

Лужин сделал горький вид и осанисто примолк.

Просьба ваша, чтобы брата не было при нашем свидании, не исполнена единственно по моему настоянию, - сказала Дуня. - Вы писали, что были братом оскорблены; я думаю, что это надо немедленно разъяснить, и вы должны помириться. И если Родя вас действительно оскорбил, то он должен и будет просить у вас извинения.

Петр Петрович тотчас же закуражился.

Дуня попросила Лужина быть «тем умным и благородным человеком», каким она его считала и хотела считать. Но Лужин был глубоко оскорблен тем, что его «ставят на одну доску с заносчивым юношей». По его мнению, любовь к мужу должна быть выше любви к брату. С каждой минутой Петр Петрович становился все более раздражительным.

Любовь к будущему спутнику жизни, к мужу, должна превышать любовь к брату, - произнес он сентенциозно, - а во всяком случае, я не могу стоять на одной доске... Теперь же намерен обратиться к многоуважаемой вашей мамаше для необходимого объяснения по одному весьма капитальному и для меня обидному пункту. Сын ваш, - обратился он к Пульхерии Александровне, - вчера... обидел меня искажением мысли моей, которую я сообщил вам тогда в разговоре частном, за кофеем, именно, что женитьба на бедной девице, уже испытавшей жизненное горе, по-моему, выгоднее в супружеском отношении, чем на испытавшей довольство, ибо полезнее для нравственности. Ваш сын умышленно преувеличил значение слов до нелепого, обвинив меня в злостных намерениях и, по моему взгляду, основываясь на вашей собственной корреспонденции...

Вот, Петр Петрович, вы все Родиона вините, а вы и сами об нем давеча неправду написали в письме, - прибавила, ободрившись, Пульхерия Александровна.

Я не помню, чтобы написал какую-нибудь неправду-с.

Вы написали, - резко проговорил Раскольников, не оборачиваясь к Лужину, - что я вчера отдал деньги не вдове раздавленного, как это действительно было, а его дочери (которой до вчерашнего дня никогда не видал). Вы написали это, чтобы поссорить меня с родными, и для того прибавили, в гнусных выражениях, о поведении девушки, которой вы не знаете. Все это сплетня и низость.

По мнению Раскольникова, Лужин не стоит и мизинца девушки, о которой он оскорбительно отозвался в письме. Разумихин дрожал от злости. Когда же Раскольников сообщил ему, что сегодня официально представил Соню своим родным и посадил ее рядом с ними, Лужин «язвительно и высокомерно улыбнулся», встал и собрался уходить. Но, уходя, заметил, что в будущем не хотел бы встречаться с Раскольниковым.

Вас же особенно буду просить, многоуважаемая Пульхерия Александровна, на эту же тему, тем паче что и письмо мое было адресовано вам, а не кому иначе.

Пульхерия Александровна немного обиделась.

Чтой-то вы уж совсем нас во власть свою берете, Петр Петрович. Дуня вам рассказала причину, почему не исполнено ваше желание: она хорошие намерения имела. Да и пишите вы мне, точно приказываете. Неужели ж нам каждое желание ваше за приказание считать?

Дуня приказала Лужину уйти. Он, не поверив, что дело принимает такой оборот, сказал, что если сейчас выйдет через эту дверь, то уж больше никогда не вернется.

Что за наглость! - вскричала Дуня, быстро подымаясь с места, - да я и не хочу, чтобы вы возвращались назад!

Как? Так вот ка-а-к-с! - вскричал Лужин, совершенно не веровавший, до последнего мгновения, такой развязке, а потому совсем потерявший теперь нитку...

Низкий вы и злой человек! - сказала Дуня.

Ни слова! Ни жеста! - вскрикнул Раскольников, удерживая Разумихина; затем, подойдя чуть не в упор к Лужину:

Извольте выйти вон! - сказал он тихо и раздельно, - и ни слова более, иначе...

Петр Петрович несколько секунд смотрел на него с бледным и искривленным от злости лицом, затем повернулся, вышел... Замечательно, что, уже спускаясь с лестницы, он все еще воображал, что дело еще, может быть, совсем не потеряно и, что касается одних дам, даже «весьма и весьма» поправимое.

Главное дело было в том, что он, до самой последней минуты, никак не ожидал подобной развязки. Он куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти.

Лужин до глубины души был убежден, что взяв Дуню замуж после всех сплетен, ходивших вокруг нее, он совершает подвиг. Но отказаться от нее он не мог. В течение нескольких лет он мечтал найти девушку, воспитанную и бедную, которая бы всю жизнь считала его своим спасителем. И когда он нашел такую девушку - Дуню, его мечта так нелепо и безжалостно разрушилась.

А в номере, где состоялся спор, все радовались уходу Лужина. Дуня призналась, что польстилась на его деньги, не представляя, какой это недостойный человек. Разумихин был в полном восторге. Раскольников сообщил о предложении Свидригайлова, добавив, что он показался ему странным, почти сумасшедшим. Дуня серьезно задумалась над предложением Свидригайлова, подозревая, что он собирается сделать что-нибудь ужасное.

В течение четверти часа все оживленно разговаривали. Дуня и Пульхерия Александровна считали, что будет лучше, если они уедут из Петербурга, но Разумихин был против этого, обещал им свою поддержку и помощь, а также обещал достать деньги, на которые они все вместе могли бы заняться изданием книг. Дуне его планы очень понравились. Разумихин рассказал, что он уже присмотрел для Пульхерии Александровны и Дуни хорошую квартиру. Неожиданно все заметили, что Родион собрался уходить.

А ведь кто знает, может, и последний раз видимся, - прибавил он нечаянно... - Я хотел сказать... идя сюда... я хотел сказать вам, маменька... и тебе, Дуня, что нам лучше бы на некоторое время разойтись. Я себя нехорошо чувствую, я не спокоен... я после приду, сам приду, когда... можно будет. Я вас помню и люблю... Оставьте меня! Оставьте меня одного! Я так решил, еще прежде... Я это наверно решил... Что бы со мною ни было, погибну я или нет, я хочу быть один. Забудьте меня совсем. Это лучше...

Попрощавшись, Раскольников медленно вышел из комнаты. Разумихин, опасаясь за его состояние, выбежал за ним. Родион попросил его не бросать Пульхерию Александровну и Дуню. Около минуты они молча смотрели друг на друга, и Разумихин все понял.

Вдруг Разумихин вздрогнул. Что-то странное как будто прошло между ними... Какая-то идея проскользнула, как будто намек; что-то ужасное, безобразное и вдруг понятое с обеих сторон... Разумихин побледнел как мертвец.

Понимаешь теперь?.. - сказал вдруг Раскольников с болезненно искривившимся лицом. - Воротись, ступай к ним, - прибавил он вдруг и, быстро повернувшись, пошел из дому...

Разумихин вернулся в комнату и стал успокаивать женщин.

Раскольников, оставив родных, отправился к Соне. Когда он вошел в комнату, девушка покраснела так сильно, что даже слезы выступили у нее на глазах. Комната, которую она снимала, напоминала сарай. Из мебели в ней была одна кровать и стоявший возле нее стул.

Я бы в вашей комнате по ночам боялся, - угрюмо заметил он.

Хозяева очень хорошие, очень ласковые, - отвечала Соня, все еще как бы не опомнившись и не сообразившись, - и вся мебель, и все... все хозяйское. И они очень добрые, и дети тоже ко мне часто ходят...

Вы гуляли?

Да, - отрывисто прошептала Соня, опять смутившись и потупившись.

Катерина Ивановна ведь вас чуть не била, у отца-то?

Ах нет, что вы, что вы это, нет! - с каким-то даже испугом посмотрела на него Соня.

Так вы ее любите?

Ее? Да ка-а-ак же! - протянула Соня жалобно и с страданием сложив вдруг руки. - Ах! вы ее... Если б вы только знали. Ведь она совсем как ребенок... Ведь у ней ум совсем как помешан... от горя. А какая она умная была... какая великодушная... какая добрая! Вы ничего, ничего не знаете... ах!

Соня проговорила это точно в отчаянии, волнуясь и страдая, и ломая руки. Бледные щеки ее опять вспыхнули, в глазах выразилась мука. Видно было, что в ней ужасно много затронули, что ей ужасно хотелось что-то выразить, сказать, заступиться. Какое-то ненасытимое сострадание, если можно так выразиться, изобразилось вдруг во всех чертах лица ее...

А с вами что будет?

Соня посмотрела вопросительно.

Они ведь на вас остались. Оно, правда, и прежде все было на вас, и покойник на похмелье к вам же ходил просить. Ну, а теперь вот что будет?

Не знаю, - грустно произнесла Соня...

Катерина Ивановна в чахотке, в злой; она скоро умрет, - сказал Раскольников, помолчав и не ответив на вопрос.

Ох, нет, нет, нет! - И Соня бессознательным жестом схватила его за обе руки, как бы упрашивая, чтобы нет.

Раскольников встал и начал ходить по комнате. Прошло с минуту. Соня стояла, опустив руки и голову, в страшной тоске...

С Полечкой, наверно, то же самое будет, - сказал он вдруг.

Нет! нет! Не может быть, нет! - как отчаянная, громко вскрикнула Соня, как будто ее вдруг ножом ранили. - Бог, бог такого ужаса не допустит!..

Других допускает же.

Нет, нет! Ее бог защитит, бог!.. - повторяла она, не помня себя.

Да, может, и бога-то совсем нет, - с каким-то даже злорад- ством ответил Раскольников, засмеялся и посмотрел на нее.

Лицо Сони вдруг страшно изменилось: по нем пробежали судороги. С невыразимым укором взглянула она на него, хотела было что-то сказать, но ничего не могла выговорить и только вдруг горько-горько зарыдала, закрыв руками лицо...

Наконец подошел к ней; глаза его сверкали. Он взял ее обеими руками за плечи и прямо посмотрел в ее плачущее лицо. Взгляд его был сухой, воспаленный, острый, губы его сильно вздрагивали... Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу. Соня в ужасе от него отшатнулась, как от сумасшедшего. И действительно, он смотрел как совсем сумасшедший.

Что вы, что вы это? Передо мной! - пробормотала она, побледнев, и больно-больно сжало вдруг ей сердце.

Он тотчас же встал.

Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился, - как-то дико произнес он и отошел к окну. - Слушай, - прибавил он, воротившись к ней через минуту, - я давеча сказал одному обидчику, что он не стоит одного твоего мизинца... и что я моей сестре сделал сегодня честь, посадив ее рядом с тобою.

Ах, что вы это им сказали! И при ней? - испуганно вскрикнула Соня, - сидеть со мной! Честь! Да ведь я... бесчестная...я великая, великая грешница! Ах, что вы это сказали!

По мнению Раскольникова, самый большой грех Сони в том, что она «понапрасну умертвила и предала себя», что живет в грязи, которую ненавидит, и что этим она никого ни от чего не спасет, и лучше было бы ей просто покончить с собой».

На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете...

Где тут про Лазаря? - спросил он вдруг.

Не там смотрите... в четвертом евангелии... - сурово прошептала она, не подвигаясь к нему.

Найди и прочти мне, - сказал он, сел, облокотился на стол, подпер рукой голову и угрюмо уставился в сторону, приготовившись слушать.

Соня развернула книгу и отыскала место. Руки ее дрожали, голосу не хватало. Два раза начинала она, и все не выговаривалось первого слога...

Я о деле пришел говорить, - громко и нахмурившись проговорил вдруг Раскольников, встал и подошел к Соне. Та молча подняла на него глаза. Взгляд его был особенно суров, и какая-то дикая решимость выражалась в нем.

Я сегодня родных бросил, - сказал он, - мать и сестру. Я не пойду к ним теперь. Я там все разорвал.

Зачем? - как ошеломленная спросила Соня..

У меня теперь одна ты, - прибавил он. - Пойдем вместе... Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!

Куда идти? - в страхе спросила она и невольно отступила назад.

Почему ж я знаю? Знаю только, что по одной дороге, наверно знаю, - и только. Одна цель!

Она смотрела на него, и ничего не понимала. Она понимала только, что он ужасно, бесконечно несчастен.

Никто ничего не поймет из них, если ты будешь говорить им, - продолжал он, - а я понял. Ты мне нужна, потому я к тебе и пришел...

Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила... смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь... свою (это все равно!). Ты могла бы жить духом и разумом, а кончишь на Сенной... Но ты выдержать не можешь, и если останешься одна, сойдешь с ума, как и я. Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдем!

Что же, что же делать? - истерически плача и ломая руки, повторяла Соня.

Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь... Свободу и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель! Помни это! Это мое тебе напутствие! Может, я с тобой в последний раз говорю. Если не приду завтра, услышишь про все сама, и тогда припомни эти теперешние слова. И когда-нибудь, потом, через годы, с жизнию, может, и поймешь, что они значили. Если же приду завтра, то скажу тебе, кто убил Лизавету. Прощай!

Соня вся вздрогнула от испуга.

Весь происходивший между Соней и Раскольниковым разговор слышал стоявший по другую сторону стенки Свидригайлов.

На следующее утро Раскольников отправился к следователю Порфирию Петровичу. Он был уверен, что человек, назвавший его вчера убийцей, уже сообщил о нем. Но в конторе никто не обращал на Раскольникова внимания. Родион чувствовал, что дрожит от страха перед Порфирием Петровичем, и злился на себя за это. Но он сумел справиться с чувствами и решил зайти в кабинет к следователю «с холодным и дерзким видом».

Порфирий Петрович встретил своего гостя приветливо и любезно. Раскольников сел и, не сводя глаз со следователя, вручил ему квитанцию на заложенные часы. Порфирий Петрович, видя взвинченное состояние Раскольникова, завел разговор о бессмысленных вещах, многократно повторяя одни и те же слова. Это разозлило Раскольникова, и он потребовал, чтобы следователь допросил его как полагается. Однако Порфирий Петрович, поставивший для себя цель вывести Раскольникова из терпения, продолжил витиеватый монолог.

Раскольников, серьезно вслушиваясь в пустую болтовню следователя, заметил, что он как будто кого-то ждет. Порфирий Петрович между тем завел речь о статье Раскольникова, о преступниках. Он говорил, что преступника слишком рано арестовывать не следует, длинно и пространно объяснял, почему этого не надо делать: преступник, оставаясь на свободе, и при этом уверенный в том, что следователь следит за ним неусыпно и знает всю его подноготную, в конце концов сам придет и сознается. А насчет того, что преступник может убежать, так «он у меня психологически не убежит», - говорил Порфирий Петрович.

Раскольников не отвечал, он сидел бледный и неподвижный, все с тем же напряжением всматриваясь в лицо Порфирия.

«Урок хорош! - думал он, холодея. - Это даже уж и не кошка с мышью, как вчера было. И не силу же он свою мне бесполезно выказывает и... подсказывает: он гораздо умнее для этого! Тут цель другая, какая же? Эй, вздор, брат, пугаешь ты меня и хитришь! Нет у тебя доказательств, и не существует вчерашний человек! А ты просто с толку сбить хочешь, раздражить меня хочешь преждевременно, да в этом состоянии и прихлопнуть, только врешь, обор- вешься, оборвешься! Но зачем же, зачем же до такой степени мне подсказывать?.. На больные, что ли, нервы мои рассчитываем?.. Нет, брат, врешь, оборвешься, хотя ты что-то и приготовил... Ну, вот и посмотрим, что такое ты там приготовил».

И он скрепился изо всех сил, приготовляясь к страшной и неведомой катастрофе.

Далее Порфирий Петрович говорил о том, что преступник порой не учитывает, что кроме его умозрительных построений, есть еще и душа, натура человека. Вот и получается, что молодой человек хитро все придумает, солжет, казалось бы, можно торжествовать, а он возьми да и упади в обморок! Раскольников понял, что Порфирий Петрович подозревает его в убийстве.

Порфирий Петрович! - проговорил он громко и отчетливо, хотя едва стоял на дрожавших ногах, - я, наконец, вижу ясно, что вы положительно подозреваете меня в убийстве этой старухи и ее сестры Лизаветы. С своей стороны объявляю вам, что все это мне давно уже надоело. Если находите, что имеете право меня законно преследовать, то преследуйте; арестовать, то арестуйте. Но смеяться себе в глаза и мучить себя я не позволю.

Вдруг губы его задрожали, глаза загорелись бешенством, и сдержанный до сих пор голос зазвучал.

Не позволю-с! - крикнул он вдруг, изо всей силы стукнув кулаком по столу, - слышите вы это, Порфирий Петрович? Не позволю!

Ах, господи, да что это опять! - вскрикнул, по-видимому в совершенном испуге, Порфирий Петрович, - батюшка! Родион Романович! Родименький! Отец!..

Следователь сообщил юноше, что знает, как он ходил нанимать квартиру, звонил в колокольчик и спрашивал про кровь, но объясняет все это болезнью Раскольникова, что он, якобы, все это делал в бреду. Раскольников не выдержал и закричал в бешенстве: «Это было не в бреду! Это было наяву!» Продолжая свою речь, Порфирий Петрович окончательно сбил с толку Раскольникова - он то верил, то не верил в то, что его подозревают.

Я не дам себя мучить! - зашептал он вдруг по-давешнему, с болью и с ненавистию мгновенно сознавая в себе, что не может не подчиниться приказанию, и приходя от этой мысли еще в большее бешенство, - арестуйте меня, обыскивайте меня, но извольте действовать по форме, а не играть со мной-с! Не смейте...

Но Порфирий Петрович продолжал вести прежний разговор, сказал, что он приготовил для Родиона сюрприз, который якобы стоит за дверью. В это время в комнату ворвался арестованный по подозрению в убийстве старухи Николай, который громко признался в якобы совершенном им преступлении. Раскольников приободрился и решил уйти. На прощание Порфирий Петрович пообещал ему, что они обязательно еще увидятся. Придя домой, Раскольников стал размышлять над их разговором с Порфирием Петровичем и вспомнил человека, назвавшего его вчера убийцей. Неожиданно ему захотелось пойти к Катерине Ивановне, чтобы увидеть Соню. И когда он, собираясь уходить, направился к двери, она вдруг сама открылась - на пороге стоял тот самый человек. Раскольников помертвел.

Человек остановился на пороге, посмотрел молча на Раскольникова и ступил шаг в комнату. Он был точь-в-точь как и вчера, такая же фигура, так же одет, но в лице и во взгляде его произошло сильное изменение: он смотрел теперь как-то пригорюнившись и, постояв немного, глубоко вздохнул...

Что вам? - спросил помертвевший Раскольников.

Человек помолчал и вдруг глубоко, чуть не до земли, поклонился ему. По крайней мере тронул землю перстом правой руки.

Что вы? - вскричал Раскольников.

Виноват, - тихо произнес человек.

В злобных мыслях.

Оба смотрели друг на друга.

Неожиданно Раскольников вспомнил, что видел этого человека прежде, когда ходил на квартиру к убитой старухе, и понял, что все его страхи были напрасны.

«Стало быть, и у Порфирия тоже нет ничего, кроме этого бреда, никаких фактов, кроме психологии, которая о двух концах, ничего положительного. Стало быть, если не явится никаких больше фактов (а они не должны уже более явиться, не должны!), то... то что же могут с ним сделать?.. И, стало быть, Порфирий только теперь, только сейчас узнал о квартире, а до сих пор и не знал.

Это вы сказали сегодня Порфирию... о том, что я приходил? - вскричал он, пораженный внезапною идеей.

Я сказал. Дворники не пошли тогда, я и пошел.

Из разговора с этим человеком Раскольников узнал, что он и был «сюрпризом», который приготовил ему Порфирий Петрович. Все это время он стоял за дверью, за перегородкой, и слышал весь разговор. Когда ввели Николая, следователь вывел его из-за перегородки и пообещал допросить позднее.

«Все о двух концах, теперь все о двух концах», - твердил Раскольников и более чем когда-нибудь бодро вышел из комнаты. «Теперь мы еще поборемся», - с злобною усмешкой проговорил он, сходя в лестницы. Злоба же относилась к нему самому: он с презрением и стыдом вспоминал о своем «малодушии».

«Считается, что любовь к деньгам - корень всех бед. То же можно сказать и про их отсутствие».
Вторая часть афоризма передает нам обстановку в семье Раскольниковых.
Семья бедна и занимает непривилегированную ступень в обществе, все сбережения уходят на помощь Родиону.
Горячо любимая сестра Родиона- Дуня, вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, Работая гувернанткой в доме Свидригайловых. Она не могла покинуть этот дом, так как взяла вперед немалую сумму денег, чтобы выслать брату.
Дунечка своенравна и великодушна. Она готова пожертвовать собой и выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его и даже чувствуя к нему отвращение, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Но ею движет любовь к своей семье, к брату.
Лужин очаровывается красотой Дуни. Переполненный высокими чувствами он делает ей предложение. С одной стороны он любит ее, с другой же он получает от этого удовольствие, его самолюбию льстит, что Дуня будет благодарна ему всю свою жизнь.
В жизни Петра самым главным являются деньги. Он высоко ценит их и интересуется только ими и связанными с ними делами. Лужину присущи такие качества как угрюмость, безразличие, чопорность и высокомерие. Он высоко ценит себя и свой ум за то, что сумел выбиться из ничтожества. В общении с другими людьми он пытается носить маску прогрессивного и сведущего человека.
Петр Петрович Лужин вот-вот приедет по делам в Петербург. Раскольников читает письмо матери, которая тщетно старается обнаружить хоть какие-нибудь положительные качества у человека, за которого согласилась выйти замуж Дуня, Родион понимает, что сестра его продает себя, чтобы помочь ему закончить учебу и устроиться в адвокатскую контору, которую собирается открыть в Петербурге ее будущий муж. Мать называет Лужина человеком прямодушным, приводя в пример его слова о том, что он желает жениться на девушке честной, но непременно бедной и пережившей беду, потому что, по его мнению, муж ничем не должен быть обязан своей жене, напротив, жена должна видеть в муже своего благодетеля.
На свидании Петра Лужина и Дуни присутствует Родион, который препятствует назначению свадьбы своей сестры.
Во время беседы Петр Петрович неоднократно демонстрирует свой амбициозный характер, вспыльчивость и высокомерие. В стремлении “владычествовать” над Дуней он относит Раскольникова к “разряду твари дрожащей”.
«Любовь к будущему спутнику жизни, к мужу, должна превышать любовь к брату», - произносит Лужин сентенциозно, чем повышает накал страстей присутствующих.
Таким тоном он выражает пренебрежение к семье Раскольниковых, на что вскоре отреагировала Дуня: «Петр Петрович, подите вон».
«Петр Петрович, кажется, совсем не ожидал такого конца. Он слишком надеялся на себя, на власть свою и на беспомощность своих жертв. Не поверил и теперь. Он побледнел, и губы его затряслись»
Спускаясь с лестницы, Лужин все еще воображал, что дело еще, может быть, совсем не потеряно и, что касается одних дам, даже "весьма и весьма" поправимое, но это были лишь его необоснованные мысли…


Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. В это время Достоевский жил в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, тор-говцы, студенты. Здесь, в тумане и пыли «серединных петербургских улиц и пе-реулков», родился в сознании Достоевского образ Родиона Раскольникова.
В судьбе русских молодых людей вроде Раскольникова роковую роль сыг-рали годы реакции (1862-1863), когда потерпела крах уверенность в коренном об-новлении России, в неминуемой гибели «прошлых времен». Оптимистические на-дежды были разбиты – «прошлые времена» и не думали умирать, напротив, они стали более цепкими, изворотливыми, приобретя нового союзника – буржуазного хищника-дельца вроде Лужина. Наступило время тяжких разочарований, мучи-тельных душевных кризисов.
В образе Раскольникова отразились и собственные горькие размышления Достоевского о человеческой природе и социальной действительности, кризис и глубокая перестройка в его сознании утопически-социалистических идеалов мо-лодости.
Раскольников страстно и беспощадно судит этот мир, с его вопиющей соци-альной несправедливостью, с бессмысленными страданиями и унижением, судит своим карающим личным судом, своим бунтарским разумом протестующей и ни перед чем не склоняющейся личности. Но Раскольникова его бунт неотвратимо приводит к подавлению человека.
Самая яркая иллюстрация, подтверждающая этот факт, - бесчеловечное надругательство Лужина над Соней, страшная боль ничем не заслуженного жес-токого оскорбления. Гнусная клевета Лужина – окончательное разоблачение тео-рии Раскольникова.
Петр Петрович Лужин, расчетливый буржуазный делец, является двойни-ком Раскольникова. Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм, якобы на основах «науки и экономической правды»: «Наука же говорит: возлюби прежде всего одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Но в отличие от Раскольникова, Лужин не грабит, не убивает, да ему вовсе и не нужно пересту-пать формальный закон для удовлетворения личного интереса. Он переступает нравственный закон, закон человечности, и преспокойно выносит то, чего Рас-кольников вынести не мог. Лужин подавляет и унижает людей, даже не сознавая этого, и в этой «бессознательности» сила Лужина. Ведь «Наполеоны» на мучают-ся, не раздумывают, можно или нельзя переступить, а просто переступают через человека.
Обвинив Соню в воровстве, Лужин преследует, по его мнению, вполне дос-тойные цели. Гнусность его поступка заключается прежде всего в том, что он сам предложил соне сто рублей и в присутствии свидетелей потребовал их вернуть. Кроме того, цели его по сути своей оказались ничтожными и низкими. Ему нужно было отомстить Раскольникову, поссорив его с матерью и сестрой, и опорочить Соню, т.к. уже распустил слух о ее «непорядочности».
Лужин наносит Соне ужасное оскорбление, расчетливое и безжалостное. Его отвратительная игра подрывает в душе Сони веру в силу кротости и любви. Разочарование ее слишком тяжело. Соня «стушевывается», как-то принижается. В надежде защитить себя кротостью, покорностью, робостью – делается беспомощ-ной и растерянной. И если бы не Катерина Ивановна, яростно защищавшая Соню, и Раскольников, который сразу понял весь «расчет» Лужина, вряд ли бы удалось Соне доказать свою невиновность.
Клевета Лужина разрушает теорию Раскольникова окончательно. Подавле-ние слабых – вот какой стороной оборачивается его теория. Ведь его бунт немыс-лим без принесения в жертву «необыкновенной» личности другой личности. Для «необыкновенной» личности весь мир – лишь средство утверждения своей «един-ственности», своего безграничного эгоизма собственника. «Сверхчеловек» утвер-ждает себя за счет другого – «вши», «твари дрожащей».
И вот на глазах у Раскольникова Лужин, «настоящий властелин», хладно-кровно превращает Соню, «тварь дрожащую», в средство достижения своих низ-менных целей – ведь «все на личном интересе основано». А тут личный интерес требовал – переступить, что и было незамедлительно исполнено. Вся раскольни-ковская рациональная, выверенная, выточенная как бритва казуистика оказывает-ся полной бессмыслицей. Пусть он убил, переступил формальный закон, но нрав-ственный закон он так и не смог переступить. Глубочайшая уязвленность ужасом и нелепостью мира родила раскольниковскую идею. Но она же и уничтожила ее до конца.

Задачи и тесты по теме "Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.)"

  • Орфография

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • Морфологическая норма - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку