Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по сказкам». Конспект познавательного занятия по сказкам в подготовительной группе Занятия по теме сказки подготовительной группе

Программное содержание.

Обучающие задачи:

1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

2. Учить узнавать сказку по заданию.

3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Развивающие задачи:

1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.

2. Развивать умение действовать согласованно.

3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Воспитывающие задачи: Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Оздоровительные задачи: Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), и для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).

Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ТРИЗ-технология, ИКТ, самостоятельный.

Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Индивидуальная работа: Помочь затрудняющимся детям в складывании картинки по сюжету сказки. На протяжении занятия активизировать Максима У.

Материал: Игрушки для загадок, игра "Сложи сказку" (разрезные картинки), игра "Репка" и "Теремок" (карточки-схемы), диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.

Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, диск со сказкой "Как Колобок друзей искал", диск с викториной по русским сказкам, столы, стульчики.

Ход занятия

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель.

Все что создано умом
Все к чему душа стремится
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Вспомните пословицы о книге.

Дети.

  • Дом без книги - д
ень без солнца.

  • Кто много читает, тот много знает.
  • Книга учит жить, книгой надо дорожить.
  • Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.
  • Будешь книги читать - будешь много знать.
  • Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
  • Книга мала да ума придала.
  • Книга поможет в труде и выручит в беде.
  • Воспитатель. Испокон века книга растит человека.
  • Хорошая книга - ярче звездочки светит.
  • Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"

    (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

    Будем пальчики считать,
    Будем сказки называть
    Рукавичка, Теремок,
    Колобок - румяный бок.
    Есть Снегурочка - краса,
    Три медведя, Волк - Лиса.
    Не забудем Сивку-Бурку,
    Нашу вещую каурку.
    Про жар-птицу сказку знаем,
    Репку мы не забываем
    Знаем Волка и козлят.
    Этим сказкам каждый рад.

    Воспитатель. Почему они называются народными?

    Дети: Потому что их сочинил русский народ.

    Воспитатель. Верно. Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.

    Отправляемся друзья
    В чудо сказку - вы и я
    В театр кукол и зверей,
    Для девчат и для ребят!
    Здесь экран волшебный есть,
    Сказок тут не перечесть!

    (Викторина на компьютере "Русские народные сказки")

    Гимнастика для глаз.

    Открываем глазки - раз,
    А зажмуриваем - два.
    Раз, два, три, четыре,
    Раскрываем глазки шире
    А теперь опять сомкнули,
    Наши глазки отдохнули.

    Воспитатель.

    В круг вставайте дружно,
    В сказки поиграть нам нужно!

    Физкультурная минутка "Сказки"

    Мышка быстренько бежала (бег на месте)
    Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
    Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
    Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
    Вот ее мы посадили (наклониться)
    И водой ее полили (имитация движения)
    Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
    А теперь ее потянем (имитация движения)
    И из репы кашу сварим (имитация еды)
    И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
    Мы славна семья козлят
    Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
    Мы любим, бегать и играться
    Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")

    Воспитатель.

    Вокруг нас и там и тут
    Сказки разные живут.
    На полянке есть загадки
    Отгадайте без подсказки
    Называйте, посмелей
    Этих сказочных друзей!

    (загадывает загадки, я дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее)

    Красна девица грустна,
    Ей не нравится весна.
    Ей на солнце тяжко,
    Слезы льет бедняжка.
    Снегурочка

    В небесах и на земле скачет баба на метле,
    Страшная, злая, кто она такая?
    Баба-Яга

    У Аленушки-сестрицы
    Унесли братишку птицы.
    Высоко они летят
    Далеко они глядят
    Гуси-лебеди

    Летела стрела и попала в болото,
    И в этом болоте поймал ее кто-то.
    Кто, распростившись с зеленою кожей.
    Сделался милой, красивой, пригожей?
    Царевна лягушка

    Посадил ее дед в поле
    Лето целое росла.
    Всей семьей ее тянули
    Очень крупная была.
    Репка

    На сметане был мешен
    В русской печке испечен.
    Повстречал в лесу зверей
    И ушел от них скорей.
    Колобок

    Жили-были семь ребят
    Белых маленьких козлят.
    Проник обманом серый в дом.
    Коза потом его нашла,
    Перехитрить его смогла.
    И всех детей своих спасла.
    Козлята

    Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

    Был Кощей вчера в гостях
    Что наделал, просто - Ах!
    Все картинки перепутал
    Сказки все мои он спутал
    Пазлы вы должны собрать
    Сказку русскую назвать!

    (Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.

    Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна, Свет-Луна, Снегурочка. Воспитатель в это время читает стих:

    Трудно сказочку сложить,
    Но не надо нам тужить.
    Дружно, смело и умело
    С вами мы взялись за дело!)

    Воспитатель.

    Молодцы! Сложить сумели!
    Проделки Кощея преодолели!
    А сейчас вы разделитесь
    В две команды становитесь.
    Будем сказки вспоминать,
    Будем в сказки мы играть.
    Сказку "Репка" посмотрите
    И героям помогите.
    Репку надо им достать,
    Кто за кем, где должен встать?
    Это сказка "Теремок"
    Он не низок, не высок.
    И жильцов своих всех ждет,
    Кто за кем сюда придет?

    (Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок "Теремок" и "Репка")

    Быстро справиться сумели,
    И на стулья тихо сели.

    Воспитатель .

    За руки умелые,
    За ум и смекалку
    Сказать я спасибо хочу!
    Тем, кто трудился,
    Тем, кто старался
    Подарок свой всем сейчас покажу.

    (Дети смотрят сказку с элементами ТРИЗ "Как Колобок друзей искал" на компьютере)

    Верить в сказку - это счастье.
    И тому, кто верит
    Сказка обязательн
    Отворит все двери.

    (Дети прощаются и уходят в группу).

    Цели занятия

    1. Развить воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.

    2. Закрепить знание содержания сказок.

    3. Развить творчество детей.

    4. Формировать интерес к сказкам, нравственное начало личности ребенка.

    Вводная беседа

    Педагог. Дети, сегодня мы отправимся в волшебное путешествие в мир сказок. Оно будет необычным, потому что все сказки перепутаются. Мы будем сочинять по ходу путешествия свою сказку. А отправимся мы вместе с героями сказки «Волшебник Изумрудного города». Вспомните героев этой сказки.

    Дети (вспоминают). Девочка Элли, Дровосек, Страшила, Лев, Тотошка, Волшебник, Гингема, Летающие обезьяны, Бастинда.

    Педагог. Как девочка Элли добралась до Великого Гудвина? У нее были волшебные башмачки. Сейчас я подарю вам такие башмачки (раздает воображаемые башмачки). Расскажите, какого цвета ваши башмачки, какой формы нос, какой высоты каблучок, какие застежки, чем украшены? Постучите каблучками, сначала медленно и тихо, а потом все быстрее и громче. Готовы лететь в Изумрудный город? Руки расставьте в стороны, как птицы. Летим. Теплый ветер обдувает нас. Попадаем в облака, они пушистые, мягкие, белые, прохладные. Давайте немного на них покачаемся.

    Мы в город Изумрудный

    Идем дорогой трудной,

    Идем дорогой трудной,

    Дорогой не простой.

    Исполнить три желания

    Поможет мудрый Гудвин.

    И Элли возвратится

    С Тотошкою домой.

    Первым нам встретился Страшила. Покажите, какой он толстый. А чем он набит? Соломой. Покажите, как из него высыпается солома и он из толстого превращается в худого. Возьмите по игле, оторвите нитку, вденьте ее в иголку, завяжите узелок. Зашейте дырки на Страшиле. Давайте я его буду изображать (имитирует).

    Дети, чего не хватало Страшиле, что он хотел попросить у Гудвина? Ему не хватало мозгов. Поделимся с ним нашими знаниями?

    Скажите ему:

    «Все на свете знаем, можем

    И Страшиле мы поможем...»

    Возьмем с собой Страшилу, пусть учится вместе с нами. Пойдемте дальше с песенкой Элли.

    А нам навстречу идет... Кто? Вы думали Дровосек, нет, это Буратино! Зачем он идет к Гудвину? Что он хочет попросить?

    Дети предлагают свои варианты.

    Покажите, какой у Буратино длинный нос. Из чего он сделан? Как двигаются его деревянные руки и ноги? Покажите под песенку Буратино.

    Кто в добрых сказках входит в дом?

    Кто с детства каждому знаком?

    Кто не ученый и поэт,

    А покорял весь белый свет?

    Кого все сразу узнают?

    Скажите, как его зовут?

    На голове его колпак,

    Но околпачен будет враг.

    Злодеям он покажет нос

    И рассмешит людей до слез.

    Кого все сразу узнают?

    Скажите, как его зовут?

    Бу-ра-ти-но!

    Возьмем и Буратино с собой. Он очень непослушный, хотя и добрый. Может, Гудвин научит его хорошо себя вести? Пойдемте дальше с песенкой Элли. А вот и Дровосек! Но что с ним?! Он не может двинуться с места, весь проржавел. Покажите, какой неподвижный Дровосек, даже топор застыл в руке. Я смажу его машинным маслом, и он сможет двигаться. Сначала задвигалась шея, потом руки, туловище, ноги. И вот Дровосек уже может свободно передвигаться. Он даже запел свою песенку. Пойте вместе с ним.

    Я Дровосек железный.

    И мог бы стать полезным,

    Но только не хватает

    Сердечной доброты. (2 раза.)

    Дети, давайте подарим ему частичку своего сердца? Скажите: «Возьми, Дровосек, частичку нашего сердечного тепла».

    Дети делают жест.

    Какие славные дети! Теперь и у Дровосека есть сердце, и он может чувствовать.

    Посмотрите: впереди озеро, а на нем плавает какой-то некрасивый то ли гусь, то ли утка. Кто это может быть? Из какой сказки? Конечно, это гадкий утенок из сказки Андерсена. Ребята, а чего же ему не хватает? Наверное, красоты. Все дразнили его некрасивым, ужасным, уродливым. Какой он был несчастный! Но мы-то знаем, как закончилась сказка. Покажите ему, каким красивым лебедем он станет. Взмахнули белоснежными крыльями, гордо вытянули шею, медленно полетели.

    Но что там за шум?!

    Дед зовет бабку, бабка — внучку, внучка — Жучку. В какую сказку мы попали? Репка. Почему дед не мог вытянуть репку? Он уже старенький, и ему не хватает сил вытянуть большую репу. Наверное, он хочет попросить у Гудвина силы, молодости? А у вас есть сила и молодость? Давайте поможем вытянуть репку. Репкой буду я. А вы вставайте друг за другом, крепко обхватите впереди- стоящего за талию, упритесь в землю.

    Репку тянем мы, потянем,

    И тянуть мы не устанем.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Напряглися все опять.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Крепче надо всем держать.

    Все равно поможем дедке.

    Вот и вытянули репку.

    Вот и дедушке мы помогли. Молодцы! Пойдем дальше. Ав-ав-ав! Это Тотошка нас зовет. Мы попали на поле с большими красными маками. Цветы такие высокие, что можно играть в прятки. Раздвигайте маки, может, в них кто-то прячется?

    Кто же здесь может так дрожать из героев сказки «Волшебник Изумрудного города»? Да это Лев! Я вижу его длинную густую гриву. Похоже, он нас очень испугался. Поджал хвост, весь дрожит, лапами прикрыл голову и со страхом выглядывает из-за цветов.

    Покажите такого трусливого льва.

    Но мы же храбрые! Давайте поделимся храбростью со Львом, скажем: «Возьми, Лев, частичку моей храбрости. Она тебе так нужна. Ты же царь зверей!» Встаньте вместе со Львом прямо, ноги расставьте на ширине плеч, руки скрестите на груди, голову гордо поднимите. Скажите: «Я — лев, гордый, смелый и бесстрашный! Я — царь зверей! Я сильный и могучий!» (2 раза.)

    Раз мы такие храбрые, давайте поиграем в салки со злой Горгоной? Когда будете убегать, можете ее подразнить, построить ей рожицы.

    Пока мы играли в салки, у кого-то развалился домик. А в нем жили: лягушка-квакушка, зайка-побегайка, комар-пискун. Что это за домик? Кто в нем жил еще? Конечно, это теремок. Жители теремка хотели попросить у мудрого Гудвина совета, как им поместиться всем в теремке? Подскажите, как это сделать? Давайте вместе с жителями теремка поводим хоровод.

    Стоит в поле теремок-теремок,

    Он не низок, не высок, не высок...

    Все жители страны сказок остались довольны, всем мы помогли. Теперь давайте возвращаться в детский сад под песенку «Маленькая страна».

    Есть за горами, за лесами

    Маленькая страна.

    Там звери с добрыми глазами,

    Там жизнь любви полна.

    Там чудо-озеро искрится,

    Там зла и горя нет,

    Там во дворце живет жар-птица

    И людям дарит свет.

    Эта страна мне только снится,

    Но светлый миг придет,

    И на волшебной колеснице

    Я совершу полет.

    Мне час свиданья предназначен

    В звездной моей стране.

    Там ждет меня красивый мальчик

    На золотом коне.

    Маленькая страна, маленькая страна.

    Кто мне расскажет, кто подскажет,

    Где она, где она.

    Заключение

    Вспомните, дети, герои каких сказок путешествовали вместе с нами? Чем мы им помогли? В какие сказки вам бы еще хотелось отправиться? Можно даже придумать свою.

    Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Знатоки сказок»



    Программное содержание
    Развивать:
    - фантазию и воображение:
    - монологическую и диалогическую речь.
    Формировать:
    - способность устанавливать наиболее существенные связи и произведении
    - умение проникать в эмоциональный подтекст сказки.
    Совершенствовать:
    - способность осознавать мотивы поступков героев.
    Закреплять:
    - знания народных и литературных сказок.
    Воспитывать:
    - коммуникативные навыки;
    -умение сопереживать, сочувствовать и желание оказать помощь.
    Предварительная работа
    - беседа с детьми по русским народным и литературным сказкам;
    - закрепление знаний пословиц о труде;
    - закрепление знаний особенностей жанра сказки.
    Материалы и оборудование
    - мультимедийная система: ноутбук, проектор, экран;
    - игровое поле, волчок;
    - волшебная коробка с заданием, разрезные картинки;
    - скрипичный ключ;
    - фонограммы песен «От улыбки», «Цветные сны», «Ты само совершенство», звук ветра;
    - зонт, круглая ширма на обруче;
    - хрустальные туфельки;
    - цветные карандаши;
    - «портреты» Золушки, ее сестер и мачехи;
    - рисунок солнца;
    - бусы со словом «Добро».

    Воспитатель с детьми входят в музыкальный зал.
    Воспитатель: Дети, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. (здороваются)
    Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребята, вы любите сказки? (ответы детей).
    Давайте спросим наших гостей: «Скажите, пожалуйста, уважаемые гости, а вы любите сказки?» (ответы детей)
    Воспитатель: Замечательно! Дети, я хочу познакомить вас с ребятами из своего детского сада. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
    Видео: Уважаемые знатоки сказок, меня зовут Арсений, в этой волшебной коробке находится задание, мы уверены, вы легко с ними справитесь. Удачи! (передает с экрана коробку, Мэри Поппинс «принимает»).
    Мэри Поппинс: Интересно, какое задание в этой коробке?! (Достает разрезные картинки и записку с заданием). Разбейтесь. Пожалуйста, на две команды. Соберите картинки и скажите: «Из какой они сказки?» (Дети собирают и отгадывают название сказки). Смотрите правильный ответ. Молодцы, вы отгадали сказку. (на экране иллюстрация из сказки «Мороз Иванович»)
    Мэри Поппинс: Ребята, как звали героинь сказки? (ответы детей). Почему их так звали? (ответы детей). Какой была Рукодельница и чем она любила заниматься? А Ленивица? (ответы детей). Скажите, как наградил их Мороз Иванович. (ответы детей). Ребята, по каким пословицам можно было отгадать эту сказку? (ответы детей: «без труда нет добра. Труд человека кормит, а лень портит»).
    Мэри Поппинс: Молодцы! Внимание на экран.
    Видео: Уважаемые знатоки, меня зовут Саша. Вопрос: «Героине какой сказки принадлежат эти туфельки»?(ответы детей).
    Мэри Поппинс: Какой была героиня этой сказки? Мачеха? Сестры? (ответы детей). Можно ли назвать дружной семью, в которой жила Золушка? (ответы детей). Почему? (ответы детей). Давайте вместе подумаем, что нужно сделать, что бы семья стала дружной, что бы всем жилось хорошо и радостно. (ответы детей). Давайте поможем этой семье стать дружной.
    Подойдите, пожалуйста, к столу, переверните листок. Смотрите, перед вами героини сказки. Чего им не хватает? Чтобы подружить их между собой какие лица им нужно нарисовать? (дети рисуют лица героинь сказки и прикрепляют на мольберт). Молодцы! Внимание на экран!
    Видео: Уважаемы знатоки, меня зовут Эля. Скажите, пожалуйста, как называется сказка, где девушка спасает юношу от злых чар колдуньи? Вот моя сказка. (На экране появляется аленький цветочек. Ответы детей). Назовите героев сказки? Какой вам показалась младшая дочь купца? Каким было чудище в сказке? За что он был заколдован? (ответы детей).
    Мэри Поппинс: Ребята, я знаю чудесную игру, которая поможет герою этой сказки освободиться от колдовства.
    (Игра-« Комплимент». Дети разбиваются на пары, мальчики говорят красивые слова девочкам, а девочки-мальчикам. На экране чудище превращается в юношу).
    Мэри Поппинс: Молодцы! Вы совершили чудо! Продолжаем игру. Внимание на экран.
    Видео: Уважаемые знатоки. Я предлагаю вам послушать небольшой отрывок сказки. «Жила была девочка. Она была очень красивая. Все ее любили и говорили, что красивее ее ни в одном стойбище нет. Загордилась девочка. Стала часто любоваться собою. Глядит на себя- не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то своим отражением в воде любуется. Некогда ей делом заниматься». Внимание вопрос: Как называется сказка? (ответы детей). Чем закончилась сказка? (ответы детей).
    Мэри Поппинс: Ребята, но ведь сказка могла закончиться по- другому. Давайте поможем Айоге! (Появляется солнышко. Дети дотрагиваются до него, добро попадает в сердца. Ребята «пекут лепешки» с добавлением нравственных качеств и дарят солнышку, которое передаст их девочке Айоге). Чему нас учат сказки? (ответы детей).
    Мэри Поппинс: (достает рассыпавшиеся бусы). Ой, ребята, бусы рассыпались! Что же делать? (Дети предлагают собрать бусы). Спасибо,друзья, как хорошо, когда есть добрые люди, готовые придти на помощь. (Ребята нанизывают бусы на нитку, и получается слово «добро»). Мы сегодня сделали столько добра, что да же на бусах появилось это слово. Это прекрасно!
    Мэри Поппинс: Ребята, вы справились со всеми заданиями, и теперь вас можно по праву назвать «Знатоками сказок» (Дарит медали «Знатоков сказок»).
    Видео: Мы поздравляем вас, ребята! Вы отлично справились с заданиями. В память о нашей игре мы дарим вам эту книгу сказок и приглашаем в гости. Книга ждет вас в детском саду. Предлагаем вам вернуться в свой детский сад. Закройте глаза и произнесите волшебное заклинание: « Крибле, крабле, бумс!». (Слышен звук сильного ветра, Мэри Поппинс исчезает).
    Воспитатель: Ребята, как долго я вас искала, где же вы были? (ответы детей).
    Вам прислали подарок. Молодцы, я рада за вас, поздравляю с победой! Занятие закончено. Скажем всем до свиданья, до новых встреч!

    Интеграция образовательных областей:

    «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».

    Программное содержание:

    Расширить представления детей о видах сказочного жанра;

    Продолжать учить детей давать оценку поступкам персонажей сказок;

    Развивать умение делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы;

    — Развивать способности творческого самовыражения;

    Воспитывать эмоциональную отзывчивость, эмпатию.

    Предварительная работа:

    Чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игровое упражнение: «Объясни пословицу», беседы: «Что такое волшебство и колдовство», «Волшебные предметы».

    Материал и оборудование:

    Диск с записью песен: «Приходи сказка», «В мире много сказок», иллюстрации к сказкам: «Каша из топора», «Мужик и медведь», «Дурак и береза», «Как дурак дверь стерег», «Как мужик гусей делил», магнитная доска, магниты, проектор, ноутбук, экран, слайды с изображением волшебных предметов, пластелин, дощечки для лепки, салфетки.

    Ход занятия.

    Прослушивание песни «Приходи сказка».

    Поэт Юрий Энтин, композитор Евгений Крылатов.

    Воспитатель. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

    Дети отвечают. О сказках.

    Воспитатель: Что такое сказка? Откуда к нам пришли сказки? Какие бывают сказки?

    Дети отвечают.

    Воспитатель: Сказка — это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает.

    Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства. Существует три вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных.

    Ребята, приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в этот волшебный сказочный мир.

    Сейчас я проверю, насколько хорошо вы знаете сказки.

    Игра: «Угадай и назови»

    Воспитатель загадывает загадку, а дети называют сказку.

    Воспитатель: Если б Петя-простота не выглянул в окошко,

    Не унесла б его лиса за темные леса.

    («Кот, лиса и петух»)

    Девочка зашла в избушку,

    Видит, стоит стол, три стула.

    На каждом стуле посидела,

    Мишуткину похлебку съела.

    («Три медведя»)

    Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.

    Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.

    («Лисичка-сестричка и волк»)

    Мама деточек учила,

    дверь чужим не открывать,

    не послушались детишки и попали к волку в пасть.

    («Волк и семеро козлят»)
    На болоте оба жили,

    Друг к другу свататься ходили,

    Но не смогли договориться,

    Упрямство свойственно и птицам.

    («Журавль и цапля»)

    Воспитатель : Кто герои этих сказок?

    Дети отвечают

    Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.

    Чем отличаются сказочные персонажи от настоящих животных?

    Дети отвечают

    Воспитатель: Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.

    Какие вы еще знаете сказки о животных?

    Дети отвечают.

    Воспитатель : Какая в сказках лиса (медведь, заяц, волк)?

    Дети отвечают.

    Воспитатель: Лиса хитрая, волк глупый и жадный, медведь доверчивый, заяцтрусливый.

    Какие дурные качества характера высмеиваются и осуждаются в этих сказках? Какие положительные черты характера прославляются?

    Дети отвечают

    Воспитатель: В сказках высмеивается лень, глупость, трусливость, хитрость, жадность, ложь, а дружба, доброта, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций.

    Воспитатель: О забавных случаях из жизни сейчас сочиняют анекдоты, а наши предки сочиняли сказки и назывались эти сказки бытовыми. Бытовые сказки похожи на сказки о животных.

    В них также рассказывалось о каких-то ситуациях только из жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости. Бедных людей часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.

    Игра: « Найди иллюстрацию сказки, к которой подходит пословица».

    «Дурака пошли, да сам следом иди»! («Как Иван-дурак дверь стерег», «Дурак и береза»).

    «Крупу жалеть — и каши не сварить» («Каша из топора»).

    «Глупый киснет, а умный всё промыслит» («Как мужик гусей делил»).

    «На вид простак, а в душе хитряк» («Мужик и медведь»).

    Каким показан в сказке богатый, а каким бедный?

    Дети отвечают.

    Воспитатель: Богатый – скупой, глупый и жадный, а бедный трудолюбивый, честный, добрый.

    Физкультминутка.

    Девочка по лесу шла, дети шагают на месте

    И на домик набрела, соединяют руки над головой домиком

    Видит, что хозяев нет. Потянуться на носочках, головку вытянуть вперед

    На столе стоит обед. Левую руку сжать в кулачок, сверху положить правую ладонь)

    Из трёх чашек похлебала, показать, как кушают

    В трёх постелях полежала. Ладошки сложить вместе под щечку

    Воспитатель: Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: « В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение.

    Назовите сказки с элементами превращения.

    Дети отвечают.

    Воспитатель: С какими нечистыми силами там сражается герой?

    Дети отвечают.

    Воспитатель : С Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным герой сражается не в одиночку, на помощь герою приходят чудесные помощники и волшебные предметы.

    Какие животные выступают в роли чудесных помощников?

    Дети отвечают.

    Воспитатель : В роли чудесных помощников могут выступать животные – конь, волк, птицы, рыбы.

    Просмотр слайдов.

    Игра: «Из какой сказки волшебный предмет

    Воспитатель: В конце волшебных сказок герой одерживает победу над нечистыми силами. Почему?

    Дети отвечают.

    Воспитатель: Главный герой — сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания. Добро вознаграждается, а зло наказывается. Герой волшебной сказки должен пройти через испытания, которые каждый раз все становятся труднее и труднее.

    Чему учат сказки? Что может произойти с человеком, если он поступает плохо?

    Дети отвечают.

    Воспитатель: Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки. Помните, ребята, недавно мы с вами читали сказки «Царевна-лягушка», «Терешечка» и «Жар-птица», а теперь давайте представим, что было, если бы главные герои этих сказок повели себя по-другому.

    Проблемная ситуация.

    «А если бы Иван-Царевич из сказки «Царевна-лягушка» не был бы таким нетерпеливым, и не сжег лягушечью шкуру то…….».

    «А если бы Терешечка не был таким находчивым, то….».

    «А если бы Иван-Царевич из сказки «Жар-птица» был более осторожным и слушался серого волка то….».

    Воспитатель: В волшебных сказках у героев были предметы, которые помогали им в трудную минуту. Сейчас каждый из вас вылепит свой волшебный предмет и расскажет, что он хотел бы у него попросить.

    Звучит песня: «В мире много сказок» поэт Ю.Энтин, композитор А.Рыбников.

    Лепка: «Вылепи свой волшебный предмет».

    Рассказы детей о том, что они попросили бы у волшебного предмета.

    Воспитатель: Вот мы и побывали с вами в сказочной в стране.

    Сказки учат нас добру. Кто слушает сказки, становится умным, добрым и справедливым.

    Скачать презентацию

    заместитель заведующей по воспитательной и методической работе,

    МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга»,

    город Рыбное, Рыбновский район, Рязанская область, Россия.

    Занятие в подготовительной группе "Путешествие по русским народным сказкам"

    Программное содержание.

    Обучающие задачи:

    1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

    2. Учить узнавать сказку по заданию.

    3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

    Развивающие задачи:

    1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.

    2. Развивать умение действовать согласованно.

    3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

    Воспитывающие задачи: Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

    Оздоровительные задачи: Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), и для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).

    Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ТРИЗ-технология, ИКТ, самостоятельный.

    Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.

    Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

    Индивидуальная работа: Помочь затрудняющимся детям в складывании картинки по сюжету сказки. На протяжении занятия активизировать Максима У.

    Материал: Игрушки для загадок, игра "Сложи сказку" (разрезные картинки), игра "Репка" и "Теремок" (карточки-схемы), диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.

    Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, диск со сказкой "Как Колобок друзей искал", диск с викториной по русским сказкам, столы, стульчики.

    Ход занятия

    Звучит негромкая музыка.

    Воспитатель. Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?

    Дети. Да. Любим. Очень любим.

    Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

    Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

    Воспитатель.

    Все что создано умом
    Все к чему душа стремится
    Как янтарь на дне морском,
    В книгах бережно хранится.
    Вспомните пословицы о книге.

    Дети.

      Дом без книги - д ень без солнца.

      Кто много читает, тот много знает.

      Книга учит жить, книгой надо дорожить.

      Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.

      Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

      Книга мала да ума придала.

      Книга поможет в труде и выручит в беде.

      Воспитатель. Испокон века книга растит человека.

      Хорошая книга - ярче звездочки светит.

    Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"

    (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

    Будем пальчики считать,
    Будем сказки называть
    Рукавичка, Теремок,
    Колобок - румяный бок.
    Есть Снегурочка - краса,
    Три медведя, Волк - Лиса.
    Не забудем Сивку-Бурку,
    Нашу вещую каурку.
    Про жар-птицу сказку знаем,
    Репку мы не забываем
    Знаем Волка и козлят.
    Этим сказкам каждый рад.

    Воспитатель. Почему они называются народными?

    Дети: Потому что их сочинил русский народ.

    Воспитатель. Верно. Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.

    Отправляемся друзья
    В чудо сказку - вы и я
    В театр кукол и зверей,
    Для девчат и для ребят!
    Здесь экран волшебный есть,
    Сказок тут не перечесть!

    (Викторина на компьютере "Русские народные сказки")

    Гимнастика для глаз.

    Открываем глазки - раз,
    А зажмуриваем - два.
    Раз, два, три, четыре,
    Раскрываем глазки шире
    А теперь опять сомкнули,
    Наши глазки отдохнули.

    Воспитатель.

    В круг вставайте дружно,
    В сказки поиграть нам нужно!

    Физкультурная минутка "Сказки"

    Мышка быстренько бежала (бег на месте)
    Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
    Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
    Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
    Вот ее мы посадили (наклониться)
    И водой ее полили (имитация движения)
    Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
    А теперь ее потянем (имитация движения)
    И из репы кашу сварим (имитация еды)
    И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
    Мы славна семья козлят
    Мы любим, прыгать и скакать
    (подпрыгивание на месте)
    Мы любим, бегать и играться
    Любим рожками бодаться
    (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")

    Воспитатель.

    Вокруг нас и там и тут
    Сказки разные живут.
    На полянке есть загадки
    Отгадайте без подсказки
    Называйте, посмелей
    Этих сказочных друзей!

    (загадывает загадки, я дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее)

    Красна девица грустна,
    Ей не нравится весна.
    Ей на солнце тяжко,
    Слезы льет бедняжка.
    Снегурочка

    В небесах и на земле скачет баба на метле,
    Страшная, злая, кто она такая?
    Баба-Яга

    У Аленушки-сестрицы
    Унесли братишку птицы.
    Высоко они летят
    Далеко они глядят
    Гуси-лебеди

    Летела стрела и попала в болото,
    И в этом болоте поймал ее кто-то.
    Кто, распростившись с зеленою кожей.
    Сделался милой, красивой, пригожей?
    Царевна лягушка

    Посадил ее дед в поле
    Лето целое росла.
    Всей семьей ее тянули
    Очень крупная была.
    Репка

    На сметане был мешен
    В русской печке испечен.
    Повстречал в лесу зверей
    И ушел от них скорей.
    Колобок

    Жили-были семь ребят
    Белых маленьких козлят.
    Проник обманом серый в дом.
    Коза потом его нашла,
    Перехитрить его смогла.
    И всех детей своих спасла.
    Козлята

    Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

    Был Кощей вчера в гостях
    Что наделал, просто - Ах!
    Все картинки перепутал
    Сказки все мои он спутал
    Пазлы вы должны собрать
    Сказку русскую назвать!

    (Дети из пазлов собирают картинку сказки и называют ее.

    Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Марья Моревна, Свет-Луна, Снегурочка. Воспитатель в это время читает стих:

    Трудно сказочку сложить,
    Но не надо нам тужить.
    Дружно, смело и умело
    С вами мы взялись за дело!)

    Воспитатель.

    Молодцы! Сложить сумели!
    Проделки Кощея преодолели!
    А сейчас вы разделитесь
    В две команды становитесь.
    Будем сказки вспоминать,
    Будем в сказки мы играть.
    Сказку "Репка" посмотрите
    И героям помогите.
    Репку надо им достать,
    Кто за кем, где должен встать?
    Это сказка "Теремок"
    Он не низок, не высок.
    И жильцов своих всех ждет,
    Кто за кем сюда придет?

    (Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок "Теремок" и "Репка")

    Быстро справиться сумели,
    И на стулья тихо сели.

    Воспитатель .

    За руки умелые,
    За ум и смекалку
    Сказать я спасибо хочу!
    Тем, кто трудился,
    Тем, кто старался
    Подарок свой всем сейчас покажу.

    (Дети смотрят сказку с элементами ТРИЗ "Как Колобок друзей искал" на компьютере)

    Верить в сказку - это счастье.
    И тому, кто верит
    Сказка обязательно
    Отворит все двери.

    (Дети прощаются и уходят в группу).