Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

История бани от седой древности до инноваций XXI века. Русская баня и история ее происхождения

История бани своими корнями уходит в глубокую древность. На основании археологических и исторических данных истории возникновения и распространения бани можно утверждать, что это был «многоочаговый» процесс. Люди научились использовать природные явления для своей пользы, они узнали свойства огня, воды и камня. Это было предпосылкой возникновения современных бань. Естественно, что распространение бани связано с особенностями миграционных факторов человечества, которое переносило свой опыт, привычки, и способ жизни в новые области обитания. Уже из самих названий видно происхождение ванн, например: финская баня (сауна), русская баня, римские ванны, темескал, камабуро и изгибуро, японская сухая каменная ванна и т. д.

Так, египтяне уже около 6 тыс. лет тому назад придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями. Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Поскольку всюду имелись прекрасно устроенные бани, доступные каждому - общественные бани поначалу представляли собой каменные или глиняные ванны либо бассейны, наполнявшиеся и опустошавшиеся с помощью медных сливных труб, причем горячая вода для омовения не использовалась.

Со временем египетские бани получили оригинальное устройство, которое позже использовали римляне, а впоследствии переняли и усовершенствовали византийцы. Пылающие очаги устанавливались в подвальном помещении, а на верхнем ярусе располагались каменные лежаки, подогреваемые снизу горячим воздухом через специальные отверстия. В парной имелся также бассейн с прохладной водой, где городские жители принимали последующее омовение.

Во время раскопок древнеегипетского города археологи обнаружили остатки древней бани. Эта баня состояла из двух этажей. На верхнем этаже были расположены большие камни - лежанки, подогревающиеся с нижнего этажа. Посетители бани ложились на эти камни, а работники бани растирали их тела целебными мазями, делали массаж. В каменной лежанке было отверстие, через которое проходил пар с нижнего этажа. В Египте довольно широко применялась ингаляция в банях. В качестве мыла они использовали смесь воды и пчелиного воска.

На втором этаже посредине находился контрастный бассейн, также имелись помещения для занятий гимнастикой и помещение - лечебница с медицинскими инструментами. В полу бани был оборудован водослив, соединенный с общим водостоком города. Этот водоотвод служил еще и в качестве центрального отопления древнеегипетского города.

Приверженность к бане и массажу, умеренность в еде позволяли египтянам поддерживать стройность фигуры и помогали успешно бороться с преждевременной старостью. Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур, то есть без бани.

За 1,5 тыс. лет до нашей эры баня широко использовалась с гигиенической и лечебной целью в Индии . Древние медики Тибета имели свою лечебную практику водолечения, которая собрала в себя лучший опыт китайских и индийских лекарей. В основном лечение большинства болезней сводилось к разнообразным компрессам и применению ванн.

Считается что впервые паровые бани и массаж одновременно соединили в Индии более двух тысяч лет назад. Путешественник Петит-Радел так описывал эту процедуру: «На накаленные железные плиты плещут некоторое количество воды. Она, испаряясь, заполняет пространство и обволакивает голое тело человека, находящегося в помещении. Когда тело хорошо увлажнено (пропарено), его растягивают на полу, и двое слуг, по одному с каждой стороны, жмут с различной силой члены, мышцы, которые чрезвычайно расслаблены, потом грудь и живот. Затем человека переворачивают, и подобное же давление производится со спины». Все это продолжалось, по свидетельству путешественника, добрых три четверти часа, после чего человек совершенно не узнавал себя — как будто бы он родился заново.


В Древней Греции
первые бани именовались лаконикумами, потому, что строили их лакедемоняне. Бани были круглой формы, посредине помещения находился открытый очаг, который подогревал помещение. Также в помещении находились бассейн и ванны. Водостока не было и поэтому приходилось вычерпывать воду из бассейна и из ванн.

Александр Македонский после своего похода на Египет, вернувшись в Грецию, приказал строить такие же бани, как и в Египте. При нем в Древней Греции распространились бани восточного типа с такими же горячими полами.

Бани в Древней Греции также были лечебницами, в которых люди избавлялись от своих недугов и доступны были всем, в том числе и бедным.

Постепенно греческие бани усовершенствовались, становились комфортнее и богаче. Возникли бани только для знатных людей общества. Они строились и облицовывались из дорогих материалов и для чувства роскоши их украшали драгоценными металлами и камнями.

Особой любовью и популярностью пользовалась баня у древних римлян . Здесь буквально существовал культ бани. Даже здороваясь при встрече, римляне вместо приветствия могли спросить: «Как потеешь?» Римляне просто не представляли себе жизни без бани. «Баня, любовь и радость-до старости мы вместе»,- такая надпись сохранилась до наших дней на стене одной древней постройки.

Правители Рима на устройство бань не жалели никаких средств. Завозились самые дорогие материалы, архитекторы изощрялись в своем искусстве. Часто по своей роскоши, термы превосходили дворцы. Бани украшали целые системы водопадов и фонтанов, скульптурные композиции, мраморные колонны, подвесные сады, ванны-качели, росписи на стенах. Тазы и посуда в римской бане делалась из серебра и золота. Римляне находились в бане обнаженными. Лишь женщины прикрывали волосы и жемчужные украшения, так как они портились от горячего воздуха.

В бане римляне не только мылись, но вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При банях имелись комнаты для массажа, площадки для физических упражнений и спортивных состязаний, библиотеки. Имелось много фонтанов, ванн и бассейнов. Банный комплекс был оборудован системой отопления, которая и нагревала воду и подогревала пол. Богатые римляне посещали баню два раза в день.

Как частные, так и общественные римские бани (термы) отличались исключительной роскошью - драгоценный мрамор бассейнов, серебро и золото рукомойников. К концу I в. до н. э. в Риме было построено 150 общественных бань вместимостью до 2500 человек!

Любопытно отметить, что помещения для потения разогревались так же, как в современных русских банях и финских саунах: в углу печь-жаровня, на бронзовой решетке-камни над раскаленными углями. Имелись также помещения с сухим и влажным паром.

В Древнем Риме ценили бани и как средство от многих болезней. В частности, выдающегося римского врача Асклепиада (128-56 годы до н, э.) за его приверженность к банному водолечению даже прозвали «купальщиком». Асклепиад считал, что для излечения больного необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе. «Самое главное,-утверждал Асклепиад - завладеть вниманием больного, разрушить его хандру, восстановить здоровые представления и оптимистическое отношение к жизни». Именно баня как раз и создавала подобные ощущения у больного.

Уже в те времена римляне использовали контрастное обливание, т. е. попеременное погружение в горячую и холодную воду.

Когда производились раскопки Помпеи, были обнаружены остатки не очень большой бани. Баня также имела много помещений. Перед входом в баню располагалась площадка для игр, гимнастических упражнений или просто парк для отдыха. Первое помещение внутри бани было вытянутой формы, украшено мозаичными полами, стены - лепниной, много скульптур и мозаики. Это была раздевалка (аподитерий), на стенах располагались полки для вещей и одежды посетителей. После раздевалки было помещение с куполообразным потолком голубого цвета и стенами, покрытыми росписями с изображением животного и растительного мира. В этом помещении были два бассейна - один с горячей и один с холодной водой. У посетителя должно было создаваться впечатление, что он в сказочном саду.

Из раздевалки был также вход в парилку с сухим паром, где располагалась печь. А из следующего помещения с бассейнами тоже был проход в другую парилку (кальдарию), где парились влажным паром. Вентиляция производилась открыванием окон. Здесь же находились ванны, душ в виде фонтана, много тазов для мытья. Вода с потолка отводилась по желобкам в общую канализацию. Двери и окна изготавливались из бронзы.

Была разработана центральная система отопления с подогревом стен и пола. С помощью печи нагревались воздух и вода, которые затем циркулировали в полостях стен и пола. Использовалось двойное покрытие, чтобы лицевая поверхность не была сильно горячей. Отопление всего комплекса производилась за счет сжигания нефти.

Недалеко от парилки находилось помещение для очистки кожи и для массажа. Кожа очищалась специальными скребками из дерева или слоновой кости. Мылись римляне мылом из козьего сала и золы, а также мелким песком, доставляемым с берегов Нила. Работники бани выполняли все необходимые операции - от массажа до бритья.

Вода в термы поставлялась по водопроводу. В день на нужды бань могло уходить до миллиона литров воды. Совсем небольшие бани отапливались дровами, которые предварительно обрабатывались и не дымили.

Наследница Рима - Византия тоже не сидела без бани. После падения Римской империи в 476 году в течение последующих двух веков бани римлян на территории всей Европы пришли в полный упадок. Большинство было разрушено полудикими и невежественными народами, лишь некоторые из них сохранились. Гораздо дольше просуществовали термы в восточной части бывшей Римской империи - Византин.

Даже в торговом договоре с Русью упоминалась баня. В ранневизантийских городах повсеместно существовали бани, а в таких крупных центрах, как Константинополь и Антиохия, их было великое множество. Однако со временем баня в Византии перестала быть центром общественной жизни, как это имело, место в древнем Риме. Старые термы казались слишком роскошными и переделывались под христианские храмы.

Столичные бани состояли из нескольких помещений, которые обогревались. В них подавалась горячая вода. Провинциальные бани имели очень убогий вид и топились «по-черному». «Дым идет в помещение, — писал монах Михаил Хониат, — сквозь щели дует такой ветер, что местный епископ всегда моется в шапке, чтобы не простудить голову». При монастырях строились небольшие баньки. Как часто в них мылись, сказать трудно: монастырские уставы содержали разные указания (от двух раз в месяц до нескольких раз в год, а иногда «от Пасхи до Пасхи»). В то же время баня оставалась местом врачевания: врачи предписывали больным баню 1—2 раза в неделю (в зависимости от заболевания).

Именно в Византии, в городе Пергаме, который сегодня находится на территории Турции, практиковал знаменитый римский медик Гален - энтузиаст и большой поклонник терм.

Под влиянием многих культур и бытовых привычек, технологий и религиозных воззрений разных народов римская баня на Востоке преобразовалась в явление не менее самобытное и в культурном отношении едва ли не более значимое и примечательное - восточную баню, или хамам.

Арабы Аравийского полуострова, тесно общаясь с византийцами, переняли от них некоторые традиции. Еще до появления ислама частое мытье было достаточно традиционным для народов Востока. Это естественная необходимость в условиях жаркого климата. Однако арабы при этом лишь обливались холодной водой, знакомство же с роскошными традициями римских купаний, которое произошло во время завоевания арабами стран Леванта, принесло им первое из чудес бани - горячий пар. Арабы научились париться, однако не переставали при этом обливаться холодной водой.

Дело в том, что погружение в ванну, бассейн или другую емкость с водой казалось арабам противоестественным: согласно их религиозным воззрениям, это "купание в собственной грязи". И лишь с возникновением ислама началось развитие такого самобытного явления, как восточная баня. Пророк Мухаммед испытал на себе действие бань римского типа и высоко оценил их. Он же указал на то, что бани способствуют повышению плодовитости. Согласно исламу, эта цель священна для каждого правоверного. Поэтому одобрение пророка открыло хамаму широкую дорогу в исламский мир.

Падение Римской империи совпало по времени с расцветом исламской культуры, и в частности с возникновением и бурным развитием восточной бани, или хаммама , который сохранился до наших дней. Как и римские термы, хаммам очень скоро стал центром общественной жизни. Постройка хаммама считалась богоугодным делом, достойным уважения окружающих. «Кто совершил много грехов, пусть построит баню, чтобы смыть их», - говорил известный арабский писатель Юсуф Абдалхади. Если открывался новый хаммам, глашатай разносил эту новость по всему городу, и первые три дня посещение хаммама было бесплатным.

Хозяин турецкой бани - миндер - каждому посетителю, даже последнему бедняку, поднимался навстречу. Шел к нему, раскрыв поднятые руки, приветствовал, как долгожданного гостя, которого давно не видел. Хотя видел совсем недавно, потому что каждый свободный человек ходил в баню чуть реже, чем в мечеть. А некоторые и ежедневно. Еще больше любили хаммам замужние женщины из зажиточных семей. Только здесь они обретали полнейшую свободу, были избавлены от несправедливых подозрений со стороны ревнивых мужей, отпускавших своих жен в баню не только без опаски, но даже с величайшей охотой.

Посещение турецкой бани в те времена выглядело примерно так: посетитель после выкуренной трубки и выпитого кофе начинал потеть, и слуга вел его навстречу удовольствиям. Римляне назвали бы приветливый приемный зал турецкой бани аподитерием. За ним в древних термах следовал тепидарий, в котором уже начинают принимать водные процедуры.

В турецкой бане это отделение называется соуклук, в котором стояли деревянные лавки с мягкими постелями, каждый раз устилаемые свежими простынями. Как и в римских банях, там гораздо теплее, чем в помещении для раздевания, однако еще не так жарко. Жарко в следующем зале. Но только там все устроено иначе, чем в помещениях римских терм: мусульманская религия требует застенчивости. Прежде всего, в соуклуке из окон не видны ни улица, ни необъятные просторы, а солнечный свет в самый погожий день едва проникает в помещения. Лучи проникают через маленькие оконца в куполе. Эта архитектурная деталь - купол - может быть самая главная в восточном хаммаме. Парадный банный зал тоже темноватый и тоже с куполом наверху.

В нем имелись альковы, своего рода кабинеты для привилегированных. Альковы были двух типов. Альковов первого типа восемь, и все в них немного лучше, чем в общем зале. Там по две емкости для воды - курны; начищенные бронзовые краны с горячей и холодной водой сверкают как золотые. Еще более благоустроенных кабинетов - шесть. В каждом свой маленький бассейн с мраморными стенами и голубой водой, настолько прозрачной, что виден играющий рисунок на мраморных плитах. Однако самое главное место в зале - в центре. Там расположена гладкая восьмиугольная эстрада. С нее, как со сцены, виден весь зал с мраморным полом. Людей общительных привлекало именно это место - чебек-таши.

Процедура восточной бани до сих пор состоит из пяти основных действий: разогрев тела,
энергичный массаж, очищение кожи с помощью рукавицы, намыливание и обливание водой и заключительная стадия - релаксация.

Техника банного массажа на арабском Востоке имела черты, отличные от древних традиций. Самым главным здесь был не лечебный эффект массажной процедуры, а ее свойство доставлять изысканные телесные наслаждения. Баня была одним из главных центров общественных развлечений, нередко банщицы занимались здесь элементарной проституцией. По свидетельству австрийского врача Гуаринониуса, «сами обнаженные донага они только и делали, что растирали, мяли и возбуждали к сладострастию».

На территории Грузии с древних времен бани строились недалеко от горячих источников, благодаря чему имели естественный пар. Достопримечательностью Тбилиси (Тифлиса) постоянно были серные термальные бани и каждый гость Тбилиси старался их посетить. Когда-то в такой бане побывал А.С.Пушкин и потом подробно их описал. «Не встречал ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань».

Бани имели куполообразную крышу, через которую мягкий свет попадал в помещение. Бассейны облицованы мрамором, купальни находились в гротах, которые освещались факелами. Вода из горячих источников в горах поступала по керамическим трубам и заполняла бассейны и купальни.

Местные жители приводили своих гостей в баню, устраивали там шумные праздники, пели песни. Бани в те времена работали круглосуточно и люди часто проводили там целый день.

Насколько известно, тбилисские серные термальные бани восстановлены по старым традициям и успешно используются для отдыха и лечения, в то же время привлекая туристов.

В Китае паровые бани имеют свою специфику. Для начала клиент распаривался, а потом специальные банщицы отирали его от грязи одноразовыми специальными одноразовыми мочалками без мыла(!). «Больно, но полезно!» — считали те, кто пробовал. Впрочем, в современных китайских банях мыло используется. В баню надевают деревянные тапочки, чтобы ноги не обжечь о кафельный пол, а париться в Китае умеют.

Японская баня - фуро имеет своеобразную историю. В Японии по буддистским законам было запрещено изготовление мыла (так как приходилось для этого убивать животных) и люди привыкли мыться горячей водой. К тому же в Японии сырой климат и зимой люди несколько раз в неделю посещали бани с горячей водой.

Японцы использовали свои потельные ванны кама-буро с хорошими результатами при различных травмах, кожных заболеваниях, желудочных расстройствах, артритах и ревматизме. Подобным эффектом обладала иши-буро, которая известна в течение последних 10 веков. Недалеко от Нагасаки были найдены правила применения этого типа бань, включая противопоказания. Баней нельзя было пользоваться лицам с венерическими заболеваниями, эпилепсией, проказой. Здесь начали осторожно, в течение 3-4 дней, проводить лечение акупунктурой. Применять баню рекомендовалось 1 раз в 10 дней. В ней запрещалось есть, пить, шуметь, мочиться, совершать сексуальные акты. Баня позволяла соблюдать личную гигиену, имела профилактическое значение и оказывала лечебное воздействие при 7 кожных заболеваниях.

Эскимосы Аляски считали, что потельные ванны обладают не только гигиеническими, но и лечебными свойствами при многих заболеваниях, в том числе при патологии мышц.

Индейские племена Центральной Америки применяли парные ванны темескал древних майя не только для гигиенических, но и для лечебных целей при ревматических, кожных и других заболеваниях. Темескал рекомендуется врачами и в настоящее время, при этом используются экстракты из растений и другие ингредиенты, которые, испаряясь, дают лечебный эффект.

Раскопки в области обитания народности майя свидетельствуют о том, что жители Центральной Америки имели потельную ванну, о чем свидетельствуют остатки их жилищ, которым более 2000 лет. Испанцы, которые пришли в эту область в XVI в., наблюдали у ацтеков культуру приема потельных ванн под названием «темескал», которую они заимствовали от своих предков майя (теме — по-ацтекски ванна, калли -дом).

У кочевых племен, живших в центральной и восточной областях Африки, имелись ритуальные и религиозные обряды, связанные с применением горячевоздушных и парных ванн. Они использовались также с лечебной целью.

Самое подробное описание о свойствах, особенностях и значение парных бань в жизни людей составил в V веке до н.э. Геродот Галикарнасский, знаменитый древнегреческий историк. Именно из его трудов мы узнали о банях Вавилона, Крита, Сирии.

Наиболее старым письменным упоминанием о бане у скифов является также свидетельство Геродота, который в 450 г. до нашей эры описал привычку скифско-сарматских племен, занимавших территорию современной Украины, мыться в палатке, в центре которой находились разогретые камни, на которые бросали семена конопли.

Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V-VI вв. Баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом.

О банях славян и русских писали многие иностранные путешественники и ученые

Византийский историк Прокопий Кесарийский, который жил в V веке н.э., пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и... после смерти.

"И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется емкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах - радость и улыбка" - так писал о древних славянах один арабский путешественник и ученый.

Баня упоминается арабским путешественником Ибн Дзета, или Ибн Руста, (912), который видел на территории современной Болгарии примитивные жилища из земли с остроконечной крышей, обогревавшиеся раскаленными камнями, которые обливали водой, причем люди при этом снимали одежду. В таких сооружениях жили целые семьи до наступления весны. Их можно считать прототипом бани. Упоминание о бане имеется и в летописи Нестора (1056), где апостол Андрей описывает свое путешествие в 907 т. по Северной Руси и посещение мордвы, ветви угро-финской группы племен; которые проживали тогда вблизи от Новгорода.

В 906 году от рождества Христова завершился славный поход князя Олега на Царьград (Константинополь). Русь заключила о Византией договор о торговом союзе, в котором среди прочего упоминалась и баня. Дело в том, что в Византию стали прибывать русские купцы. Многие из них подолгу жили в Константинополе, который в те времена был открытым и космополитическим городом. Образовалось и русское землячество, которое занимало в Константинополе целый квартал. Поэтому в договоре с Византией отдельно указано требование: предоставлять русским купцам не только еду, питье и ночлег, но и возможность ходить в баню, сколько они захотят.

Нестор описывает эпизод, который произошел в 945 году. Как известно из многих источников, киевская княгиня Ольга троекратно отомстила древлянам за убийство князя Игоря. Один из эпизодов этой истории связан с баней. Послы древлян прибыли к княгине, чтобы передать ей предложение своего предводителя стать его женой. Ольга велела растопить для них баню, чтобы по обычаю попариться с дороги. Когда же они, ничего не подозревая, стали мыться, слуги Ольги закрыли баню снаружи и подожгли.

Олеарий (немецкий ученый 1603-1671 гг.) совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633-1639 гг., писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане... а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань. Олеарий, кстати, упоминает, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий - чужестранец потому, что он не любил бани. «Русские,- сообщает Олеарии,- могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».

Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины - на другой. И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в. «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста - соответственно в мужскую.

Как написано в одном древнем трактате, десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Отметим, что тот, кто понимает, толк в парной бане, ходит в баню не столько, чтобы помыться, сколько погреться и пропотеть.

Прогревание приводит к благотворному изменению функционального состояния органов и систем организма, усилению обмена веществ, способствует развитию защитных и компенсаторных механизмов. Объясняется это благоприятным воздействием тепла и потения на сердечно-сосудистую, дыхательную, терморегулирующую и эндокринную системы у большинства людей. Баня успокаивает нервную систему, восстанавливает бодрость, повышает умственные способности.

Термам и римским курортам в Западной Европе не была уготована долгая жизнь. Падение Римской империи, распространение христианства ознаменовали наступление новой эпохи. Она оказалась суровой и мрачной. Средневековье отбросило научную медицинскую мысль на несколько столетий назад. Забытыми оказались античная культура, наука и естествознание, учения Гиппократа, Асклепиада, Галена. Мракобесие ликвидировало не только знания о гигиене, но и вытравило из сознания людей элементарную брезгливость.

Потребление воды на душу населения свелось к норме питья, в то время как в Римской империи в день на одного человека тратилось до 700 л воды. Мытье вообще отсутствовало в распорядке быта. Одежда носилась без смены посезонно, а иногда и круглый год, в холодный период надевалось несколько ее слоев. Белье же не стиралось и не менялось годами, носилось до полного истлевания. Обнажение тела даже наедине с собой считалось греховным. В средневековых городах отсутствовали канализация и водопровод. Нечего и говорить, что баня полностью была исключена из обихода. Нечистоты выплескивались прямо под пороги домов. Нормой стали эпидемии и мор, низкая продолжительность жизни, высокая младенческая смертность. Кошмарные эпидемии чумы, холеры, дизентерии, сифилиса, оспы опустошили средневековую Европу. Огромную роль в их распространении сыграла скученность населения в городах, отсутствие элементарных правил гигиены.

Подобного отката назад в развитии гигиены и, как следствие, банного дела не знали другие страны мира... Скандинавы и славяне на севере, мусульманский мир на юге и востоке - все эти народы и страны продолжали наслаждаться баней. Центральная и Западная Европа была изолирована и гнила заживо. Однако крестоносцы, возвратившиеся из Византии после первого крестового похода, принесли и свои впечатления от восточной бани. Уже с начала XIII века происходят робкие попытки организовать что-либо подобное ей (чаще всего в рыцарских замках) для личного пользования.

Кстати о Скандинавии. Исконная финская сауна - это крошечный бревенчатый домик без окон, с одним маленьким отверстием под потолком для выхода дыма. Посреди помещения находился каменный очаг. Огонь печи раскаляет камни, при этом дым заполняет помещение и выветривается через отверстие под потолком.

Когда камни достаточно накалятся, огонь гасят и бревна сауны отмывают изнутри от пепла и золы, после чего дверь и выходное отверстие под потолком плотно закрывают. Когда сауна немного выстоится, внутрь заносят чан с водой и заготовленные веники, которые замачивают, после чего начинают париться. В начале 20 века, не ранее такая сауна получает распространение по всей Европе.

Вначале она применяется в лечебных и профилактических целях, потом ее начинают широко использовать спортсмены для восстановления и релаксации после тренировок. Сауна все более совершенствуется, в ее постройке применяются более современные материалы. Печи-каменки, которые топились дровами, исчезли вскоре после Второй мировой войны, их заменили электрические и газовые нагреватели.

Вернемся в средние века - в Западной Европе также исцелялись горячими источниками. После Крестовых походов в ХIV-XVI веках в Европе стали строить бани по восточному принципу. Назывались они римскими или турецкими. Через какое-то время бани были запрещены, как непристойные заведения. Скорее всего это и явилось причиной распространения страшных эпидемий средневековья. Традиции водолечения и использования термальных источников постепенно приходили в упадок. Были забыты римские термы, их традиции, значимость и способы исцеления.

"Люди воняли потом и нестиранной одеждой, изо рта воняло гнилыми зубами, из их животов — луковым супом, а от тел, если они уже не были достаточно молоды, старым сыром, и кислым молоком, и онкологическими болезнями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Крестьянин вонял как и священник, ученик ремесленника — как жена мастера, воняло все дворянство, и даже король вонял, как дикое животное."

Древнее название столицы Франции Лютеция переводится с латинского как «грязь». Чуть позже римляне назвали его «городом парисиев» (Civitas Parisiorum) и построили там термы, амфитеатр и акведук.

«Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры, поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждалось в одном медицинском трактате ХV века. В ХV—ХVI вв. богатые горожане мылись раз в полгода, в ХVII—ХVIII вв. они вообще перестали принимать ванну. Порой водные процедуры использовались только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. От подобной "чистоплотности" начались эпидемии.

Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Королева Испании Изабелла Кастильская за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы. Знаменитый сердцеед король Генрих IV за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению.

Дочь одного из французских королей умерла от вшивости. Папа Климент V скончался от дизентерии, а Климент VII, как и король Филипп II, погиб от чесотки. Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений, и его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались исключительно ароматической пудрой.

Только в эпоху Возрождения, когда восстановилось развитие культуры, медицины и науки, водолечение опять обрело свою значимость. Однако из-за эпидемий чумы и холеры в Западной Европе водолечение было небезопасным занятием.

Однако церковь продолжает считать баню греховной. Появляются новые версии причин эпидемий. Одни сводятся к тому, что чума ниспослана как наказание за греховное увлечение, другие же усматривают в водных процедурах вредное влияние на организм и источник недомогания. Первая баня все же была сооружена на Сене в 1234 году. Однако разразившаяся в XIV веке страшная чума, опустошившая европейские города, сняла с повестки дня вопрос о развитии бани. Она была исключена из обихода европейца еще на очень длительный срок - вплоть до начала эпохи Возрождения.

Гуманистические идеи Ренессанса привели к тому, что возродился интерес к физической красоте человеческого тела, а вместе с этим - и к водным процедурам. Как мы уже говорили выше, огромную популярность в эту эпоху приобретают целебные источники, которых в Европе множество. Ванны из целебных вод рекомендовались как лекарство от большинства болезней и просто как общеукрепляющее и омолаживающее средство. Баден-Баден, Карлсбад, Спа становятся самыми посещаемыми курортами в Европе. В этих местах, открытых и разработанных римлянами, на развалинах римских курортов начинается строительство отелей и пансионов, которые вмещают тысячи приезжих. Поездка на воды становится непременным атрибутом светской жизни. Ванны и бассейны, фривольная атмосфера курортной жизни приводят чуть ли не к возрождению позднеримских банных традиций - оргий и полного отказа от условностей.

И только в XIX веке бани возрождаются вновь. Опять возрастает значение целебных свойств воды при использовании ванн, бань и различных водных процедур.

Посмотрите, что писал о русской парной бане еще в 1778 г. португалец Санчес — врач императрицы Елизаветы Петровны (этот трактат можно найти в Москве в библиотеке им. Ленина): «Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну Российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага.

Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани Российские, для пользы общества». И в конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.

Англичанин В.Туг(W.Toog), член Императорской академии наук в Петербурге, в 1799 г. писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также большая продолжительность жизни русских людей объясняются положительным влиянием русской бани. Кстати с 1877 по 1911 г. было написано около 30 диссертационных работ о лечебном «воздействии русской бани».

Легкого вам пара!

История бани своими корнями уходит в глубокую древность. Так, египтяне уже около 6 тыс. лет тому назад придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями. Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Поскольку всюду имелись прекрасно устроенные бани, доступные каждому. Приверженность к бане и массажу, умеренность в еде позволяли египтянам поддерживать стройность фигуры и помогали успешно бороться с преждевременной старостью. Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур, то есть без бани.

За 1,5 тыс. лет до нашей эры баня широко использовалась с гигиенической и лечебной целью в Индии.

В Древней Греции бани появились сначала у спартанцев. Представляли они собой круглое помещение с каменным открытым очагом в центре.
Особой любовью и популярностью пользовалась баня у древних римлян. Здесь буквально существовал культ бани. Даже здороваясь при встрече, римляне вместо приветствия спрашивали: «Как потеешь?» Римляне просто не представляли себе жизни без бани. «Баня, любовь и радость-до старости мы вместе»,- такая надпись сохранилась до наших дней на стене одной древней постройки.

В бане римляне не только мылись, но вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При банях имелись комнаты для массажа, площадки для физических упражнений и спортивных состязаний, библиотеки. Богатые римляне посещали баню два раза в день.

Как частные, так и общественные римские бани (термы) отличались исключительной роскошью - драгоценный мрамор бассейнов, серебро и золото рукомойников. К концу I в. до н. э. в Риме было построено 150 общественных бань.

Любопытно отметить, что помещения для потения разогревались так же, как в современных русских банях и финских саунах: в углу печь-жаровня, на бронзовой решетке-камни над раскаленными углями. Имелись также помещения с сухим и влажным паром.

В Древнем Риме ценили бани и как средство от многих болезней. В частности, выдающегося римского врача Асклепиада (128-56 годы до н, э.) за его приверженность к банному водолечению даже прозвали «купальщиком». Асклепиад считал, что для излечения больного необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе. «Самое главное,-утверждал Асклепиад - завладеть вниманием больного, разрушить его хандру, восстановить здоровые представления и оптимистическое отношение к жизни». Именно баня как раз и создавала подобные ощущения у больного.

Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V-VI вв. Баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом.

О русских банях писали многие иностранные путешественники.

Олеарий (немецкий ученый 1603-1671 гг.) совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633-1639 гг., писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане… а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань. Олеарий, кстати, упоминает, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий - чужестранец потому, что он не любил бани. «Русские,- сообщает Олеарии,- могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».

Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины - на другой. И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в. «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста - соответственно в мужскую.

Как написано в одном древнем трактате, десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Отметим, что тот, кто понимает, толк в парной бане, ходит в баню не столько, чтобы помыться, сколько погреться и пропотеть.

Прогревание приводит к благотворному изменению функционального состояния органов и систем организма, усилению обмена веществ, способствует развитию защитных и компенсаторных механизмов. Объясняется это благоприятным воздействием тепла и потения на сердечно-сосудистую, дыхательную, терморегулирующую и эндокринную системы у большинства людей. Баня успокаивает нервную систему, восстанавливает бодрость, повышает умственные способности.

Посмотрите, что писал о русской парной бане еще в 1778 г. португалец Санчес - врач императрицы Елизаветы Петровны (этот трактат можно найти в Москве в библиотеке им. Ленина): «Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну Российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани Российские, для пользы общества». И в конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.

Связанные верхними концами наклонные жерди обтягивали шерстяным войлоком. Посередине ставили котёл с водой и в него бросали раскалённые камни.

Некоторые индейские племена Америки до наших дней пользуются баней, которая представляет собой конусообразный низкий шалаш, внутри которого земля углублена, а в середине имеется ямка для нагретых камней. Камни нагревают на костре, затем их сгребают в ямку в шалаше и брызгают на них водой. Такой способ получил широкое распространение среди туристов и людей, работающих в экспедициях (геологов, строителей и т. п.).

Считается, что комфортабельные бани строили в странах Древнего Востока - Индии , Китае , Египте . В Китае XVII в. были «мылни торговыя каменныя с теплыми водами, и в них лекари» . Учёные утверждают, что в Древней Греции врач Гиппократ половине больных прописывал банные процедуры. После завоеваний Александра Македонского в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме распространились бани восточного типа с горячими полами.

Баня в Средние века

Баня в Средние века

Общественные бани

«Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами, с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали „мыльнями“ в полуподвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) её обнаружили в герцогском лагере» .

В Европе городские бани использовались не только по прямому назначению: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен» - писал Джованни Бокаччо в «Декамероне ».

О банях на Руси конца XVI века упоминал Джильс Флетчер : «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросёнок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз» .

В XVII веке Чарльз Карлейль заметил: «Нет города в их стране, где бы не было общественных и частных бань, так как это почти всеобщее средство против болезней» .

Личные бани

«Что касается бань - писал Ибн Джубайр в XII веке - то число их несметно. Один из шейхов города (Багдада ) говорил нам, что их там, как в западной, так и в восточной частях, - около двух тысяч»

Описания русской банной практики оставили Иоганн-Георг Корб , Самуэль Коллинз , Станислав Немоевский .

Русская баня

История

Слово баня в письменных источниках встречается с ХI века. Другие названия: мыльня, мыленка, мовница. В повести временных лет (1110-е годы) приводится рассказ о славянской бане, вложенный в уста апостола Андрея :

И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород , и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и берут веники и начинают себя хвостать, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись.

Самыми знаменитыми русскими банями являются «Сандуновские Бани». Основанные в 1808 году как общественные бани, продолжают свою деятельность до сих пор. Здания «Сандуновских Бань» являются памятниками культуры. В бассейне высшего мужского разряда снимали кадры из фильма Броненосец «Потёмкин» Сергея Эйзенштейна. По приданию в них парился сам Наполеон вошедший в горящую Москву.

Типы русской бани

Традиционные русские бани (деревенские) делятся на:

  • Бани, отапливаемые «по-чёрному», рубятся по принципу «пятистенки» то есть имеют «саму баню» и «предбанник» разделенные рубленой стеной. Дверь в саму баню, как правило, небольшого размера и с высоким порогом, который замедляет поступление холодного воздуха из предбанника. Все бани имеют открытый очаг, который прогревает не только камни, но и стены бани. Дым от очага выходит через частично приоткрытую дверь и отдушину («сторонку» так как это доска, отодвигаемая в сторону, и все-таки это не отдушина) в потолке. Обычно в ней есть каменка из валунов-окатышей и котёл для горячей воды. Протапливается дровами, предпочтительно лиственных пород (например, берёзовыми). При неправильной топке баня «горчит». Древесина внутри бани сильно коптится, в результате стены бани - тёмного цвета, но это также служит целям дезинфекции помещения бани. «Перед пользованием необходимо проветрить от дыма и вымыть от копоти полок.» Есть понятие, «баня должна выстояться» то есть после окончания топки должно пройти некоторое время. Плюс к этому после окончания топки на камни ковшиком подбрасывают кипятка, открывают дверь и выпускают «первый пар», так баня меньше «горчит». Иногда потолок обметают веником, но при хороших дровах сажа на стенах практически не оседает.
  • Бани, отапливаемые «по-белому», бывают различных конструкций. В такой бане обязательно имеется каменная, кирпичная или металлическая калильная печь с уложенными в неё (на неё) камнями для получения пара и с баком (регистром) для нагревания воды. Такая баня намного проще и приятнее в эксплуатации. Такую конструкцию имеют и современные индивидуальные бани.
  • Баня внутри русской печи . Печь протапливается, в чугунах нагревается вода. После топки с пода печи убирается зола и насыпается солома. Жар сгребается в угол печи. После этого можно мыться, забравшись в печь и даже осторожно париться веником, чтобы не натаскать на себя сажи. Вероятно, отсюда происходит украинское название бани - «ла́зня».

Отрывки из книги «Русский пар» Г. Б. Добровольского:

Какою же должна быть парная камера русской бани? Прежде всего, она должна отвечать двум основным требованиям - иметь минимальный объём и обеспечивать при этом максимальный комфорт пользующихся ею людей. Первое требование обусловлено необходимостью хорошего управления её главными технологическими параметрами - температурой, влажностью и качественным составом паровоздушной среды. Второе - возможностью париться на полке, в положении лежа и легко осуществлять возможные банные процедуры, с помощью штатного массажиста или взаимно ухаживая друг за другом.

Финская баня

Русская и финская бани имеют общие корни и, несмотря на общераспространённое заблуждение о «сухой парилке», ничем друг от друга не отличаются.

Сухая сауна

Название не имеет отношения к финской сауне. Сухая сауна относится к типу суховоздушных бань. Благодаря низкой влажности сухая сауна переносится легче чем баня.

Римские бани

В римской бане (терме) было несколько комнат: сначала человек попадал в предбанную комнату, которая называлась «аподериум», эта комната служила для раздевания. Далее человек отправлялся в следующую «теплую комнату», которую римляни называли «тепидариум», после которой следовала жаркая и парная комнаты, температура в которой достигала 85°С - «калидриум» и «лакониум». После парной следовала охлаждающе-ароматическая комната «лавариум». В римской бане была библиотека, спортивные площадки, массажные кабинеты.

Римская баня

Турецкая баня

Действующим началом в турецкой бане является нагретый до 45-50 °C мрамор самого помещения и воздух с влажностью до 100 %.

Японская баня

Сэнто несколько отличается от нашего общепринятого представления о бане. Как таковой парилки в сэнто нет - сначала человек многократно натирается мочалкой и обливается водой до полной чистоты, после чего погружается в индивидуальную или общую большую деревянную ванну - офуро . Здесь положено блаженно вытягиваться и отмокать в горячей воде. После чего процедуры повторяются. В настоящем сэнто всегда были молодые служанки - юна - которые не только мыли и терли клиентов, но и за отдельную плату могли оказать им интимные услуги.

Банные традиции и этикет

Люди издавна знали о пользе бани. Это связано как с самим процессом очистки тела, так и с тем, что купание в бане действительно обладает полезным, с медицинской точки зрения эффектом (из-за особенностей строения кожи человека, которая снабжена сальными и потовыми железами). Воздействие пара и горячей воды, обильное потоотделение появляющееся в процессе «парки» стимулируют работу выделительной системы кожи и тем самым помогают организму избавиться от токсинов и растворенных шлаков. В связи с этим у разных народов мира существуют свой этикет при посещении бани. Например, в Древней Греции в баню ходили через день, в сопровождении рабов, которые несли с собой масло, соду, жирную глину, белье, полотенце и щетки; горячую ванну принимали в круглом чане; после чего следовали омовения в холодной воде.
По народным поверьям, в бане живёт банник - дух бани.

Перед свадьбой в деревнях была традиция совместно париться невесте и матери жениха (и, возможно, совместно с другими старшими женщинами семьи жениха). Та смотрела, насколько здорова будущая невестка. В одной книге упоминается отзыв будущей свекрови: «В кости широка. Такая и троих родит - не крякнет!» В сельской местности, при наличии топки изб по-чёрному, баня являлась единственным, наиболее стерильным и подходящим, местом для родов. Из народного фольклора известно, что после ссоры «супругам лучше всего мириться в бане».

Пословицы и поговорки о бане

  • В бане помылся, что омолодился.
  • Баня - мать вторая!
  • Тело парит, здоровье дарит!
  • Баня парит, баня правит.
  • Пристал, как банный лист.
  • В бане шайками закидают.
  • Кто про что, а вшивый - про баню.
  • В баню ходить - тело мыть, а не водку пить.
  • Баню приготовить - что музыкальный инструмент настроить!
  • В который день паришься, в тот день не старишься.
  • Вылечился Ваня - помогла ему баня.
  • Баня без пара - что щи без навара.
  • В бане кости распаришь - тело исправишь.
  • В бане веник дороже денег.
  • В бане веник - всем начальник.
  • Баня любую болезнь из тела гонит.
  • После бани последние портянки продай, но пива выпей.
  • В бане помылся - заново родился.
  • В бане все равны.
  • Продай исподнее, но после бани выпей - это высказывание приписывают Петру Первому.
  • В бане генералов нет.

О бане - в литературе и искусстве

Тема бани и всего, что с ней связано, получила широкое распространение в произведениях искусства:

  • Тема бани широко отражена в фольклоре, в анекдотах и частушках. В частности, в русских народных сказках нередко встречается мотив похода героя в баню, связанный, как правило, с его обессиливанием (Афанасьев , 207), либо с похищением некоего жизненно важного для него атрибута (Афанасьев , 187). Довольно часто мотив омовения в бане сопряжён в русских сказках с мотивом изжаривания и последующего съедения героя его антагонистом (Змеем Горынычем , Бабой-Ягой , колдуном и т. д.): ср. Афанасьев , 202-205. Связь данных мотивов, вероятно, восходит к народной практике париться в русской печи, либо к ритуальному омовению жертвы при жертвоприношении .
  • Лубочная картинка «Серебряницкие общие торговые бани». Редкий сюжет. Встречался в конце XVIII века.
  • Одна из самых известных песен Владимира Высоцкого так и называется - «Банька» («Протопи ты мне баньку, хозяюшка…»).
  • Стихотворение Самуила Маршака о бане положено на музыку бардом Александром Сухановым .
  • Многие произведения в исполнении Михаила Евдокимова связаны с баней.
  • Баня присутствует как важное место действия в цикле фильмов Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты », «Особенности национальной рыбалки », «Особенности национальной охоты в зимний период ».
  • Эпизод в бане, где Евгений Лукашин со своими друзьями распивает спиртные напитки, служит завязкой сюжета в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Современная баня

Бани и сауны получили широкое распространение как место отдыха как в Европе, так и - в последнее время - в России, в комплексе с бассейнами и тренажерными залами или как самостоятельные предприятия. В состав современной бани обычно входят суховоздушная сауна и парная (иногда несколько с разными условиями), джакузи , холодная ванна, нередко также солярий и пр.

В Европе (в скандинавских и немецкоязычных странах) сохраняется традиция париться в общественных банях мужчинам и женщинам - включая детей - вместе, причем полностью без одежды (обычно также выделяются отдельные дни или время только для женщин и только для мужчин). Исторически бани были самыми священными местами после церкви, и не связаны с сексом и сексуальностью.

См. также

Ссылки

  • Бани: галерея средневековых изображений. . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  • Фальковский Н. И. Бани и портомойни // Москва в истории техники . - М .: Московский рабочий, 1950. - С. 162-167.

Примечания

  1. Ведомость о китайской земле . - М .: Наука, 1961. - (Страны и народы Востока).
  2. Бродель Ф. Глава 2. Излишнее и обычное: жилище, одежда и мода // Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв = Civilisation matérielle, économie et capitalisme, XVe-XVIIIe siècle. - М .: Весь мир, 2007. - Т. 1. - 592 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-7777-0332-3
  3. Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси. Эликсир счастья. - Петербургское Востоковедение, 2002. - 332 с. - (Памятники культуры Востока). - ISBN 5-85803-210-9
  4. Ибн Джубайр. Путешествие . - М .: Наука , 1984. - 296 с. - 5000 экз.
  5. Боккаччо Дж. Декамерон / Пер. с итал. А.Н. Веселовского. - М .: Рипол классик, 2001. - 744 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7905-0979-7
  6. Флетчер Дж. О государстве русском = Of the Russe Common Wealth / Пер. М.А. Оболенского. - М .: Захаров, 2002. - 169 с. - (Знаменитые книги). - 3000 экз. - ISBN 5-8159-0195-4
  7. Описание Московии при реляциях гр. Карлейля / Пер. с франц. с предисл. и примеч. И.Ф. Павловского. - 1879. - Т. 5. - 46 с. - (Историческая библиотека).
  8. Корб И.-Г, Желябужский И., Матвеев А. Рождение империи . - М .: Фонд Сергея Дубова, 1997. - 544 с. - (История Дома Романовых в мемуарах современников). - 5000 экз. - ISBN 5-89486-003-2
  9. Коллинз С. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне / пер. П. Киреевского. - М ., 1846. - (Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских).
  10. Иностранцы о древней Москве. Москва XV-XVII веков / Сост. М.М.Сухман. - М .: Столица, 1991. - 432 с. - ISBN 5-7055-1141-8
  11. Леонид Семенович Бретаницкий. Зодчество Азербайджана XII-XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока. - Наука, Глав. ред. восточной литературы, 1966. - С. 540. - 556 с.

    131. Ансамбль дворца Ширваншахов. Генеральный план (по обмеру С. Дадашева, М. Усейнова и др.)… 7.Дворцовые бани (XV)…

Первые бани на Руси

На Руси бани были известны с самой глубокой древности. В своих летописях Нестор относит их возникновение к первому столетию нашей эры, когда св. Апостол Андрей, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо - парившихся в бане. По описанию Нестора люди, парившиеся в бане, похожи были по цвету кожи на сваренных раков:

«...Накалив печь в деревянных банях, туда входили нагими и там обливались водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Затем, окатив себя с головы холодной водой, оживали».

Нестор в своей летописи заключает: «Ни кем не будучи мучимы, сами себя мучили, и совершали не омовение, а - мучение».

Водные процедуры в виде купания, обливания и парения с похлестыванием веником по телу широко использовались и славянскими племенами Древней Руси. Из древних летописей мы узнаем, что на Руси баня появилась задолго до крещения славян. Одни историки полагают, что баня на Русь завезена, якобы, арабами или спартанцами. Другие историки-археологи предполагают, и вполне обоснованно, что русская баня является собственным изобретением славян. В подтверждение последнему говорит совершенно особый, не похожий ни на какой другой, ритуал мытья славян.

Но некоторые исследователи утверждают и обратное - что первая баня проделала путь на Север через славянские племена с Востока. Еще древне-греческий ученый и путешественник Геродот писал о том, что скитяне, у которых были бани в виде шалашей, получали пар, бросая на горячие камни конопляное семя. Есть у Геродота упоминание и о том, что еще скифы после погребения покойника очищали себя парной баней.

Византийский историк Прокопий Кесарийский, живший в V в. н.э. пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали и в день рождения, и перед свадьбой, и... после смерти.

«И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется емкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах - радость и улыбка». Так писал о древних славянах один арабский путешественник и ученый.

На Руси в баню ходили все

В летописях X-XII веков часто упоминается о банях на Руси. Бани в те далекие времена наши предки называли по-своему: мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня и др.

Из летописи 966 г. мы узнаем:

В уставе князя новгородского и Киевского Владимира, который ввел на Руси христианство, и названного в народе - «Красное солнышко», бани именовались заведениями для немогущих. Это были, своего рода, народные лечебницы, по всей вероятности, первые на Руси.

В 1091 году епископ Ефрем, в последствии - Киевский митрополит, повелел «заводить строение - банное врачево и всех приходящих безмездно (т.е., бесплатно. Авт.) врачевать». В эти же годы монах Киево-Печерского монастыря Агапий, прославившийся как искусный врачеватель, исцелял больных травами и баней. По монастырскому уставу больных полагалось мыть в бане три раза в месяц.

В Лаврентьевской летописи, составленной в 1377 году, упоминается о бане при дворе Княгини Ольги. Интересно название этой бани - «истобька». Наверное, образовано от слова - истопить?

Известный деятель, историк и ученый России Карамзин в своем труде «История государства Российского» приводит свидетельство иноземных путешественников, побывавших на нашей земле в древние времена:

...«Житель полуночных земель любит движение, согревая им кровь свою. Привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется... Презирает непогоду, свойственную климату северному... Закаляется своей огненной баней».

В летописях XI-XII в.в. упоминается водопровод, построенный для «Ярославова дворища». Московские князья брали воду для бани из Москвы-реки или из реки Неглинной. Позднее, в начале XVI в., по приказу Ивана Каметы проложили от реки вглубь берега за стены Кремля дубовую трубу и подавали воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого уже бадейками ее разносили куда нужно.

"Почему урусуты здоровые и сильные?"

Зимой 1237 г. внук Чингисхана Батый подошел со своей конницей к Москве. Его взору предстали бревенчатые срубы у реки, из которых валил густой пар. Оттуда часто, второпях, выскакивали люди нагишом, бросались в ледяную прорубь и окунались, иные же - валялись в сугробах снега.

Вот как описывает этот исторический эпизод писатель и историк Василий Ян в романе «Батый»:

«Бату хан метнул плетью на срубы:

Что делают эти безумцы?

Эти домики называют мыльни, - объяснил толмач. - Там жители Мушкары (Москвы) бьют себя березовыми вениками, моются горячей водой и квасом, затем - окунаются в проруби. Это очень полезно для здоровья. От того урусуты (русичи) такие сильные».

Еще в первой половине XII века внучка киевского князя Владимира Мономаха - Евпраксия, с детства увлекаясь народной медициной, обратила внимание на пользу для здоровья русской бани. Собирая различные, полезные для человека, целебные травы, она приготовляла из них отвары и лечила ими не только знатных людей, но и простых крестьян. «Леками людям добро делала», - говорили о Евпраксии в народе, за что ее и прозвали Добродеей.

В возрасте пятнадцати лет она была просватана за Византийского царевича. Переехав к мужу в Царьград, Евпраксия изучила за короткий срок греческий язык, зачитывалась книгами греческих ученых: Гиппократа, Галена и Асклепиада. Со временем, став выдающимся врачом своего времени, она собрала и изучила многочисленные рецепты народной медицины, боролась за соблюдение чистоты людьми, без чего «не быть здорову». Евпраксия уже тогда говорила об "особенности" русской бане, ее пользе, которая «предохраняет от болезни и укрепляет тело».

22.01.2016

Я думаю, что каждому живущему человеку на территории России очень интересно будет послушать историю русской бани. Ведь мы ходим в неё, но не знаем, откуда эта традиция пришла, кто к нам её принёс. В данной статье мы попытаемся вам об этом рассказать.

Русская баня взяла свое начало с очень давних времен. Еще сам Геродот повествовал, о том, что скифы, проживавшие на Украине, пользовались баней. Они устанавливали три палки наклоненные друг к другу, и обволакивали эту «постройку» войлоком. Потом, устанавливали посреди образовавшегося «помещения» чан и бросали в него раскаленные камни. Забравшись в эту баню, они бросали в чан конопляное семя, от чего поднимался сильный жар.

У всех народов баня считалась местом особенным, священным. Поговорка о том, что после мытья в бане словно заново родился, берет начало с давних – давних времен. Ниже рассмотрим, какие народы и страны начинали вводить в свою культуру баню.

Отдельные племена Америки пользуются «древней» баней и по сей день. То есть, строился конусообразный шалаш, посредине которого выкапывалось небольшое углубление. В эту ямку клали раскаленные на костре камни и брызгали на них водой. Сейчас этим способом пользуются туристы, экспедиторы, геологи и прочие.

Прокопий Кесарийский, историк, живший в 5 веке нашей эры, писал о том, что баня была неотъемлемой частью жизни древних славян. В банях они отмечали все торжества, омывали ребенка, что только появился на свет, и таким же образом провожали покойника в мир иной. В то время баня «строилась» примерно так: в углу (в доме) сооружали очаг из камней, а где то веху открывали окно для выхода дыма, там же стояла емкость с водой, которой обрызгивали раскаленные камни. Каждый человек брал в руки веник и размахивая им по сторонам притягивал к себе жар. Таким образом, люди очищали свое тело и душу. Баня это совокупность четырех стихий (как считали предки) – огня, воды, земли и воздуха. Человек, который попарился в бане, становился сильнее и здоровее. Бытовало даже мнение, о том, что если больной не вылечился после бани, то ему уже ничего не поможет. В восточнославянских мифах упоминается о том, что баней пользовались сами Боги.

В России парную баню в 5 веке называли мыльней или влазней. Уже в то время люди пользовались этой благодатью. Независимо от того богат человек или беден, он мог себе позволить очистится в бане. Баня была утешением от проблем, сглазов и невзгод. Немного позже приглашать человека в баню стало основой гостеприимства. Для начала гостя звали «очистится» и лишь потом угощали напитками и едой.

Впервые о бане можно было прочесть в описях гениального человека монаха Нестора Летописца . Его «Повесть временных лет» говорит о том, что баня впервые была упомянута в 1 веке нашей эры. Произошло это, когда Святой Апостол Андрей, после проповедования евангельского учения в Киеве, отправился в Новгород, его глазам предстало «настоящее чудо». Люди заходили в баню нагими и «нагревались» там до цвета вареных раков, после чего обливали себя водой и до изнеможения били друг друга вениками. Этот обряд происходил ежедневно. Для Святого Апостола Андрея это было дикостью, он это комментировал так «люди радостно мучают сами себя». Также, исходя из описания Нестора, можно узнать о том, что в 906 году между Русью и Византией был заключен договор, речь в котором шла…о бане. Там было указано, что по приезду византийских купцов их должны напоить, накормить и разрешать парится в бане, сколько им будет угодно. Есть интересный факт, произошедший в 945 году. После смерти князя Игоря княгиня Ольга троекратно отомстила древлянам, и когда древлянские послы прибыли на переговоры с княгиней, она приказала растопить для них баню. Ничего не подозревавшие послы спокойно мылись с дороги, когда слуги Ольги закрыли их снаружи и они заживо сгорели.

Первые бани строились исключительно из бревен, а вот в 1090 году в городе Переславле была построена кирпичная баня.

В то время приезжие из других стран (немцы, французы) попробовав на «своей шкуре» что такое русская баня начали отстраивать такие же и в своих странах. Но эти бани очень отличались от настоящих русских. Мало кто из путешественников мог выдержать столь высокую температуру (в некоторых банях она могла достигать до 100 градусов), и они не могли представить, как русские люди принимают настолько горячие воздушные массы. Умные иностранные эскулапы знали, что парится в бане очень полезно, как потогонное средство для организма, но так как парятся русские не то что не полезно, но даже опасно. Они утверждали, что мозговые и мышечные такни от этого расслабляются и хуже функционируют, а для женской кожи и молодости было крайне пагубно. Но даже иностранцы знали, что у русских есть такой день – «банный», это был субботний день, в который было принято парится.

Те, у кого не было бани, могли парится прямо в печи. Они дочиста выметали пол, устилали его соломой, и как говорили по этому поводу иностранцы – «парились так, что из них дух вон вылетал». Но тем не менее, эти способом пользуются и по сей день хоть и редко.

В то время, пользуясь целебными методиками Гиппократа русские целители (прознав, о пользе бани) начали помогать хворям людей. В уставе Князя Красное Солнышко (так в народе именовали Владимира) имелись бани для «немогущих». Это были первые на Руси, своего рода лечебницы. Вначале 12 века, проживала на Руси внучка Владимира Мономаха, известная целительница и врачевательница Евпраксия. Она, можно сказать, проповедовала посещение бани. Уже в 15-летнем возрасте она была посватана за цареградского царевича и переехала к нему жить. Быстро изучив греческий язык, Евпраксия прочла древние рецепты могучих целителей – Гиппократа, Асклепиада и Галена. Став, со временем, врачевательницей, благодаря большому количеству изученных рецептов, она проповедовала личную гигиену. О банях Евпраксия говорила, что они укрепляют тело и дух человека.

История русской бани связывает с собой много интересных событий, которые, как историю, не мешало бы знать современникам.

Не зависимо от того, кто это был царь или простолюдин, но обычай «блуждавший» в то время соблюдать должны были все. После проведенной ночи вдвоем люди обязательно утром должны были пойти в баню, после чего откланяться перед образами. Набожные люди боялись ходить в церковь даже через несколько дней после проведенной совместно ночи. Такие люди поддавались легким насмешкам и шуточкам (ведь довольно странно, когда несколько человек стоит перед церковью, а не заходит во внутрь). До начала 18 века исключительно все проходили следующий обряд. Перед свадьбой жених обязательно должен был попарится в бане, а после ночи супруги отправлялись туда вместе. Мать невесты, накануне свадьбы, пекла хлеб, который назывался «банник», таким образом, благословляя молодых на счастливую жизнь. Этот хлеб, две жареные птицы (чаще всего курицы) и два столовых набора она заворачивала в скатерть, зашивала и отдавала свахе. Это делалось для того, чтобы после выхода молодых из бани сваха угощала их этим благословенным обедом. Люди свято верили, что баня смоет все их грехи.

Баня была в доме у каждого богатого и небогатого человека, что касается совсем бедных, то для них существовали общие бани.

Баня – это было то место, без которого, себя не представлял ни один русский человек. Она дарила спокойствие, удовольствие, расслабление, лечила болезни, омолаживала душу. Это был обряд, которого не могли не додерживаться. Перед вхождением в саму баню человеку давали редьку, а на случай жажды в предбаннике всегда стоял прохладный квас. Очень важную роль играли мята и другие ароматные травы. Мяту клали в квас, лавки покрывались мятой, домиником и прочими благоухающими травами. использовали в основном березовые.

После того, как русская баня стала присуща фактически в любой стране, разные народы вносили в нее свои коррективы. Вот к примеру, ислам сопоставлял очищение в бане к религиозным помыслам, исключительно так.

Сейчас достоверно никто не может сказать откуда русская баня взяла свое начало. Одни говорят спартанцами завезена, другие думают что арабами, но ведь вполне вероятно, что русская баня была придумана славянами. Почему бы и нет? Это предположение подтверждает несколько интересных моментов. Так как мылись в банях русские, не мылся еще никто, то есть у предков был свой «стиль» в этом деле. Тот факт, как иностранцы расхваливали русское достояние и то, что только после созерцания ее на Руси начали строить такие же и у себя. Кто знает, быть может праотцы славяне и правда являются зачинателями этого прекрасного обряда.

В общем то баню мог построить любой человек имеющий на это землю. А в средине 17 века был даже выдан указ о том, на каком расстоянии от жилого дома должна быть построена баня. Сделано это было, исключительно для безопасности. В домашних банях и женщины и мужчины мылись вместе, безо всякого на то стеснения, а вот общие были разделены на мужскую и женскую половины. И лишь с 1734 года поступил запрет на вхождения мужчин в женскую, а женщин в мужскую бани.

В 1733 году было выдано разрешение на постройку лечебных бань. В них запрещалось держать спиртные напитки. Как правило, такие бани строились из бревен. Искусство постройки передавалось из поколения в поколение, при этом люди не пользовались никакими чертежами или графиками. Очень важно и скрупулезно предки подходили к вопросу о том, где разместить строение. Это было не менее важно, чем установления места под строительство церкви. В русской бане не было комнат с разной температурой, как в римских тернах, но у них была комната с разными по высоте лавами, то есть чем выше, тем жарче.

Во времена Петра I в Петербурге проживал камер-юнкер Берхольц, который в своих записках о России описывал всю прелесть русской бани и степень обслуживания в них. Русские женщины знали, как правильно сделать нужную температуру, насколько сильно «отбыть» веником, и в какой момент окатить холодной водой.

Петр I жил тогда жизнью простого плотника, и у него как и у остальных русских людей была баня, без которой жизни он своей не представлял. Именно он, вследствие, стал первым организатором лечебных курортов в России, построенных на базе бани. Посетив множество заграничных курортов – водолечебниц Петр I приказал отыскать и в России эти целебные воды. Так, были впервые открыты «марциальные воды». Название такое они понесли благодаря тому, что вода оказалась железистой, а потому и назвали в честь бога войны – Марса. Петр I поспособствовал тому, что русские бани стали более распространенными в Западной Европе. Он приказал построить в Париже и Амстердаме бани для своих солдат. А после битвы с Наполеоном, бани были сооружены во всех освобожденных странах.

Русская баня – история ее довольно таки интересна, и она начинает немного меняться с приходом ко власти Петра I. В то время начинается «мода» и склонения к античной культуре. Начали возводить строения по типу римских домов. Копию римских терн соорудили в помещении Большого Дворца в Царском Селе.

Как можно узнать из источников русские бани любили посещать многие известные личности. Суворов устраивал для своих солдат «омывание» в каком бы городе они ни были (главное, чтобы там была русская баня). Сам де генерал выдерживал очень сильный жар, после чего принимал на себя около 10 ведер холодной воды. Часто приезжал Денис Давыдов, а также певица и актриса Сандуна. Важным есть то, что после приезда певицы в ее честь назвали вид бань «сандуновские бани». Отличались от остальных они буфетом и большим количеством напитков, вплоть до шампанского.

На период 1874 в самом только Санкт-Петербурге насчитывалось около 312 бань. Все они снабжались невской водой. Эти бани делились на «торговые» и «нумерные». Посещение торговой бани стоило от 50 копеек до 10 рублей, что было довольно таки дорого, и позволить себе это мог не каждый. В «нумерных» банях цены были более умеренные, то есть сделанные для небогатых людей. Делились они на 3 класса: 1 класс – 15-40 копеек, 2 класс – 8-15 копеек, 3 класс – 3-5 копеек, что было, в общем, то доступно каждому.

Для того чтобы сделать процесс наиболее приятным для «души и тела» русские обставляли помещение бани различными атрибутами. Но все же, каждая семейная баня отличалась друг от друга своим дизайном, температурным режимом и подходом к лечению болезней.

Видео об истроии русской бани: