Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Художественное объединение "ослиный хвост". м.ф.ларионов, н.с.гончарова. Художественное объединение "Ослиный хвост": характеристика объединения, представители Как французский журналист высмеял художников-модернистов с помощью осла

"Ослиный Хвост" "Осли́ный Хвост"

Группировка русских художников-авангардистов во главе с М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой , отделившаяся от «Бубнового валета » и устроившая две одноимённые выставки в Москве и Санкт-Петербурге (1912). В выставках принимали участие К. С. Малевич , К. М. Зданевич, А. В. Шевченко, С. П. Бобров, В. Е. Татлин , М. З. Шагал , А. В. Фонвизин, М. В. Ле-Дантю и др. В Санкт-Петербурге экспонировались также работы участников Союза молодёжи (В. Д. Бубновой, В. И. Маркова (Матвея), О. В. Розановой, П. Н. Филонова и др.). Название группы напоминало о нашумевшей мистификации представителей парижской художнической богемы, выставивших в парижском Салоне Независимых (1910) абстрактную картину, написанную якобы ослиным хвостом, опущенным в жидкую краску. Эпатажное название призвано было подчеркнуть, что живопись участников выставки ещё более «левая» и авангардная, чем у бубнововалетцев.

Скандальную известность выставке обеспечила цензура, запретив ряд картин Гончаровой, представлявших лубочные изображения святых («Евангелисты», 1911), посчитав, что они не могут быть показаны на экспозиции с подобным названием. Участники «Ослиного хвоста» стремились соединить живописные достижения европейских мастеров с традициями русского народного искусства, крестьянской живописи,лубка, иконописи , искусства Востока, сближаясь тем самым с примитивизмом . На выставке были впервые показаны такие знаменитые впоследствии произведения, как «Отдыхающий солдат» и «Утро в казармах» М. Ф. Ларионова; «Крестьяне, собирающие яблоки» и «Прачки» Н. С. Гончаровой; «Полотёры» К. С. Малевича; «Продавец рыб» и «Матрос» В. Е. Татлина.
В отличие от «Бубнового валета», «Ослиный хвост», организационно не оформившись, распался уже в 1913 г.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое ""Ослиный Хвост"" в других словарях:

    Ослиный хвост художественное объединение, организованное М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой в 1912 году. Содержание 1 История 2 Ссылки 3 Источники … Википедия

    Художественное объединение, организованное М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой в 1912 году. История Объединение существовало в начале 1910 х годов. Название своё получило благодаря выставлявшейся в 1910 г. на выставке в Париже картине, нарисованной … Википедия

    - «ОСЛИНЫЙ ХВОСТ», группировка молодых русских художников (М. Ф. Ларионов (см. ЛАРИОНОВ Михаил Федорович), Н. С. Гончарова (см. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна), К. С. Малевич (см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович), В. Е. Татлин (см. ТАТЛИН Владимир… … Энциклопедический словарь

    Группировка молодых русских художников (М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, В.Е. Татлин и др.), организовавших в 1912 две одноименные выставки. Анархическое бунтарство, отрицание традиций классического искусства, провозглашение свободы … Современная энциклопедия

    Группировка молодых русских художников (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, В. Е. Татлин), организовавших в 1912 две одноименные выставки. Анархическое бунтарство, отрицание классических традиций, провозглашение свободы формальных… … Большой Энциклопедический словарь

    Группировка молодых русских художников во главе с М. Ф. Ларионовым, отделившаяся от Бубнового валета и организовавшая в 1912 две одноимённые выставки в Москве и (совместно с Союзом молодёжи) в Петербурге. Эпатирующее название Ослиный… … Художественная энциклопедия

    - («Ослиный хвост») группировка молодых художников во главе с М. Ф. Ларионовым, отделившаяся от «Бубнового валета» (См. Бубновый валет) и организовавшая в 1912 две одноименные выставки одну в Москве, другую, совместно с членами «Союза… … Большая советская энциклопедия

    Группировка молодых российских художников (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, В. Е. Татлин), организовавших в 1912 две одноименные выставки. Анархическое бунтарство, отрицание классических традиций, провозглашение свободы формальных… … Энциклопедический словарь

    «Ослиный хвост» - ОСЛИНЫЙ ХВОСТ гр. художников во главе с М. Ф. Ларионовым, отделившаяся от объединения Бубновый валет. В 1912 М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, В. Е. Татлин, А. В. Шевченко, А. А. Моргунов, К. С. Зданевич, М. В. Ле Дантю… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - «Ослиный хвост», группировка молодых русских художников во главе с М. Ф. Ларионовым, отделившаяся от «Бубнового валета» и организовавшая в 1912 две одноимённые выставки — в Москве и (совместно с «Союзом молодёжи») в Петербурге. Эпатирующее… … Художественная энциклопедия


«Ослиный хвост» — одно из самых известных и даже нашумевших художественных объединений нашей страны. Объединение было организовано в 1912 году русскими художниками-авангардистами Михиалом Фёдоровичем и Натальей Сергеевной . Данная организация художников с самого начала привлекала к себе внимание общественности. Она объединяла схожих по духу творцов, которым были близки авангардные течения искусства.

Название «Ослиный хвост» произошло от одной из картин, которая выставлялась на выставке в Париже в 2010 году. Эта картина была необычна тем, что была нарисована хвостом осла. К сожалению, несмотря на свой быстрый старт и даже немного скандальную популярность, объединение художников просуществовало недолго и в 1913 году распалось, оставив после себя только память об историческом событии в авангардном искусстве.

Кроме Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, в «Ослином хвосте» состояли такие художники, как: Казимир Малевич, Владимир Татлин, В. Барт, А. Шевченко и другие. В отличие от других авангардных художественных объединений, художники из Ослиного хвоста пропагандировали объединение европейской школы и традиции русского народного искусства, русского примитивизма, лубка и так далее. Картины этих художников в полной мере подтверждали их тезисы. Нарочито упрощённые формы, где -то напоминающие этно-примитивизм вкупе с авангардными стилистиками, которые были распространены в начале 1910 годов. Для многих «Ослиный хвост» тесно связан с понятием примитивизма в живописи. Распад группы произошёл по причине того, что многие из художников, что входили в объединение, попробовав себя в данном стиле, понемногу стали отходить в разные стороны, пробовать себя в других жанрах и направлениях.

"Ослиный хвост" -- группировка молодых художников, отделившаяся от

"Бубнового валета" и организовавшая в 1912 г. в Москве совместно с членами

"Союза молодежи" одноименную выставку. Среди ее участников -- М. Ф.

Ларионов, Н. С. Ночарова, К. С. Малевич, В. С. Барт, А. В. Шевченко и др.

Выставка наглядно показала, чем творческие устремления ее организаторов

отличаются от искусства "бубновалетовцев". Если последние ориентировались

главным образом на современную французскую живопись, то Ларионову,

Гончаровой, их единомышленникам оказалось интересным соединить достижения

новейших европейских школ с национальным русским искусством. Отсюда интерес

этих художников к народному творчеству, лубку, иконописи, а также к

примитивным формам изображения, детскому рисунку, искусству Востока, в

котором они открывали для себя чистые, первозданные традиции.

«Ослиный хвост» - название художественной выставки 1912 г., а затем и объединения московских живописцев, выделившихся из группы «Бубновый валет»: М. Ларионова, Н. Гончаровой, К. Малевича, В. Барта, А. Шевченко и др.
Раскол «Бубнового валета» произошел по принципиальным соображениям. Если большинство бубнововалетцев, среди которых были Р. Фальк, П. Кончаловский, А. Куприн ориентировались на новую французскую живопись, то художники «Ослиного хвоста» стремились соединить живописные достижения европейской школы с традициями русского народного, наивного искусства, крестьянской примитивной живописи, лубка, иконописи, искусства Востока. Поводом для оригинального названия послужила мистификация, происшедшая в парижском «Салоне независимых» 1910 г., когда там была выставлена картина под таким же названием, действительно «написанная» хвостом осла. По этому случаю молодые русские художники заявили: «Теперь мы поднимаем перчатку. Публика думает, что мы пишем ослиным хвостом, так пусть мы будем для нее ослиным хвостом» 1 . Картины Ларионова и Гончаровой - лидеров группы - подтверждали этот вызов общественному мнению, они отличались намеренной грубостью, упрощением формы, стилизацией под народный примитив. Так, присутствие на выставке «Четырех Евангелистов» и изображений Святых, стилизованных Гончаровой под лубок, цензура сочла кощунственным.

Картины лидеров

группы отличались нарочитым огрублением форм, стилизацией под живопись

примитивов. Выставка оправдала ожидания устроителей, произведя впечатление

близкое к скандалу.

После выставки группа ее организаторов сохранила название "Ослиный

хвост". В течении всей второй половины 1912 г. они вели переговоры о

вступлении в "Союз молодежи" в качестве московского филиала. Другое

направление работы состояло в организации собрания, на котором должны были

присутствовать члены группы "Ослиный хвост", обществ "Союз молодежи" и

"Бубновый валет" с целью выработать совместную программу. Однако

принципиальные расхождения эстетического характера между тремя этими

группировками сделали решение этой задачи невозможным. К 1913 г. группа

"Ослиный хвост" фактически распалась.

На своих выставках «Ослиные хвосты» показывали не только собственные работы, но и произведения детей, «творчество» московских маляров, замечательные вывески тифлисского примитивного живописца Нико Пиросманишвили, которого они открыли для художественной общественности. В экспозициях также участвовали В. Д. Бубнова и Волдемар Матвей.

В 1913 г. группа распалась, а ее лидер Ларионов уже создавал новое абстрактное искусство - «лучизм».

"Ослиный хвост" - группа русских художников-авангардистов, связанная с одноименной выставкой, устроенной 1912 в Москве. Ведет свое эпатажное название от скандала в парижском Салоне независимых (где группа мистификаторов выставила в 1910 абстрактную картину, на деле «написанную» ослом при помощи хвоста).

Ядро московской выставки составили работы группы М.Ф.Ларионова, который незадолго до этого вышел вместе с Н.С.Гончаровой и рядом других художников из объединения «Бубновый валет», решив организовать свою собственную, гораздо более радикально-авангардную экспозицию. Здесь были показаны произведения крупнейших мастеров русского футуризма (помимо Ларионова и Гончаровой – К.С.Малевича, В.Е.Татлина и М.З.Шагала).

В стилистике доминировали нарочитый примитив, мощная цветоформальная экспрессия, мотивы сельской архаики или грубоватого городского фольклора.

В отличие от «Бубнового валета», вошедшего в традицию и как многолетняя стилистическая тенденция, «Ослиный хвост», организационно не оформившись, распался уже в 1913, не образовав общей художественной парадигмы. В любом случае эфемерная группировка вписалась в историю как важный этап русского футуризма, перешедшего в этот короткий период от «неофольклорного» примитива к спонтанной «лучистской» абстракции.

М.Ф.Ларионов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.А.Серова, И.И.Левитана. Там же познакомился с Н.С.Гончаровой, ставшей не только его супругой, но и единомышленницей в творчестве.

С начала 1900 годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе, и большое влияние на Ларионова оказали французские живописцы. В 1902-06 работал в стиле позднего импрессионизма («Куст сирени в цвету»). В 1907 - испытывая воздействие фовизма и наивного искусства, обратился к примитивистской манере, создавая запоминающиеся (сочный цвет, резкие линии, острые сцены) полотна («Отдыхающий солдат»; «Весна»).

Находясь на острие художественной жизни того времени, к 1912 году создал новую художественную концепцию - лучизм, одну из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», в которой формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.

Живопись и графика Н.С.Гончаровой – первоначально импрессионистическая, затем решенная в духе фовизма – стоит у истоков русского футуризма. В 1907–1911 ей удалось – возможно, более органично, чем кому-либо из современников, – соединить традиции «примитива» (лубка, расписной вывески и др.), равно как и традиции иконы, с новыми авангардными веяниями. Особое место в ее искусстве занимают жанрово-бытовые темы («Сенокос», «Мытье холста»), а также религиозные мотивы (цикл «Евангелисты»). Грозно-апокалиптической экспрессией впечатляют «Мистические образы войны». Разлагая формы видимого мира, художница обратилась к кубофутуризму («Велосипедист»).

Скандальную известность выставке обеспечила цензура ,

запретив ряд картин Гончаровой , представлявших

лубочные изображения святых (« Евангелисты », 1911 ),

посчитав , что они не могут быть показаны на экспозиции

с подобным названием .

Превращая авангард в «искусство жизни», Гончарова и Ларионов занимались театром (проект артистического кабаре «Розовый фонарь») и кино (участие в съемках первого русского футуристического фильма «Драма в кабаре № 13»). Поэтому так органичен был их переход к сценографии (по приглашению С.П.Дягилева). Мощная живописная пластика оформленной Гончаровой постановки оперы Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок» имела шумный успех в Париже. Работая в «Русских сезонах», Гончарова вместе с мужем покинула Москву, в 1919 окончательно обосновавшись в столице Франции.