Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Диана вишнева личная жизнь. Свободная любовь для меня приемлема. Я часто понимаю, что ненавижу балет

Звезда Мариинского театра в Санкт-Петербурге, народная артистка России, лауреат Государственной премии России, лауреат международного конкурса - балерина Диана Вишнева - родилась 13 июля 1976 года в Ленинграде. С раннего возраста будущая прима занималась хореографией, а в 1987 году поступила в Академию русского балета имени Агриппины Вагановой . Ее первым педагогом была Л.В. Бельская , а в выпускном классе Вишнева обучалась у профессора Людмилы Ковалевой . В 1995 году успешно окончила балетное училище, и была принята в труппу Мариинского театра. С 1996 года является солисткой Мариинского театра .

Карьера балерины началась с поездки в Лозанну на международный конкурс молодых танцовщиков – Prix de Lausanne.

Диана танцевала в Лозанне миниатюру «Кармен», специально поставленную для нее Игорем Бельским, художественным руководителем Академии, завоевав высшую награду – «Золотую медаль». За четырнадцать лет до этого события Золотую медаль конкурса выигрывали только мальчики, а после победы Вишневой высшая награда не присуждалась.

Будучи еще студенткой Вагановской академии, Диана Вишнева выступила в Торонто на гала-концерте, посвященном памяти великого Рудольфа Нуреева. В Торонто она впервые танцевала в паре – с Владимиром Малаховым . С тех пор началось плодотворное сотрудничество двух талантливых артистов.

В 1997 г. Диана Вишнева возвращается в Лозанну, но уже в качестве приглашенной звезды, участвуя в гала-концерте. Этот год принес молодой балерине много новых интересных ролей – главные партии в балетах «Дон Кихот» , «Симфония до мажор» , «Спящая красавица» , «Ромео и Джульетта» , «Жар-птица» и «Видение розы» . К 215-му балетному сезону Мариинского театра Вишнева становится главной звездой прославленной труппы. Яркая, темпераментная она принадлежит к новому поколению харизматических балерин-актрис, которые с легкостью привносят особый стиль в любую классическую постановку.

В 2000 г. в Лондоне проходят грандиозные по масштабу гастроли Мариинского театра: восемнадцать балетных и шестнадцать оперных представлений. Первую часть гастролей Диана Вишнева открывает «Спящей красавицей» , а затем танцует главную партию в «Рубинах». Эти гастроли поистине можно назвать триумфальными.

В марте 2001 г. балерина получает «Золотую маску» – за сольную партию в «Рубинах» Джорджа Баланчина.

Международная карьера Дианы Вишневой как приглашенной солистки началась в 2001 году с выступления в труппе Баварского балета («Манон») и в Ла Скала с балетом «Спящая красавица». В 2002 она дебютировала в берлинской Штаатсопер («Жизель» и «Баядерка»). И в этом же году – в «Дон Кихоте» в Парижской опере, где позднее с успехом исполняла главные партии в «Рубинах», «Манон» и «Лебедином озере». Диана Вишнева получила премию за главные партии в спектаклях Мариинского театра «Спящая красавица», «Манон», «Юноша и смерть», «Шехеразада».

Имя Дианы Вишневой становится хорошо известным в ведущих балетных театрах мира. В 2002 г. по опросу журнала Dance Europe, она становится лучшей танцовщицей Европы. В 2003 году состоялся дебют Дианы в Метрополитен-Опера (Нью-Йорк) со спектаклем «Ромео и Джульетта» (К. МакМиллана).

В мае 2005 года Диана получила статус прима-балерина (principal dancer) Американского театра балета (АВТ) и блистательно выступила в весенне-летнем сезоне театра на сцене Метрополитен опера (Нью-Йорк). В 2007 г . солистке Мариинского балета Диане Вишневой присуждено почетное звание Народный артист Российской Федерации за большие заслуги в области искусства.

В феврале 2008 г. в Калифорнии (США) состоялась премьера нового хореографического спектакля из трех частей «Диана Вишнева: красота в движении» . Хореографы-постановщики: Алексей Ратманский, Моузес Пендлтон и Дуайт Роден . Официальная пресса оценила проект как уникальный, а главную исполнительницу – как универсальную балерину и творческую личность.

2010 год был плодотворным годом для примы. Диана Вишнева снялась в короткометражном фильме режиссера Рустама Хамдамова «Бриллианты» .

Был учрежден Фонд Дианы Вишневой , действующий на территории России, США и Японии. Основные цели фонда – повышение доступности балетного искусства для различных слоев общества, его популяризация, создание новых балетных проектов, помощь детям и ветеранам сцены.

В сентябре 2010 года исполнилось 15 лет с начала моей балетной карьеры в Мариинском театре. Для профессиональной классической балерины это достаточно большой срок, чтобы познать трудности этой профессии, понять роль этого вида искусства в жизни общества и создать, при этом, определенное авторитетное имя в мировом балете.И сегодня, исходя из этого опыта, мне хотелось бы от своего имени сказать и сделать для искусства и общества что-то большее, чем только текущее исполнение балетного репертуара. Одному человеку, к сожалению, трудно решать большие и серьезные задачи.

В 2010 году у Дианы состоялось четыре балетных премьеры:«Дама с камелиями» в Нью-Йорке, «Пери» в Берлине, «Анна Каренина» и «Кармен-сюита» в Санкт-Петербурге.

В октябре 2011 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера нового балетного проекта«Диана Вишнева: Диалоги» , объединившая работы хореографов мирового уровня – Марту Грэм (США), Пола Лайтфута и Соль Леон (Голландия), Джона Ноймайера (Германия). «Диалоги» – это совместный проект Фонда Дианы Вишневой и Мариинского театра при участии американской компании «Ардани Артистс».

Диана Вишнева стала лауреатом высшей театральной премии России «Золотая Маска» за работу в спектакле «Диана Вишнева: Диалоги». Артистка названа лучшей исполнительницей в категории «Балет-Современный танец».

В 2013 в США Диана представила свой очередной проект «Диана Вишнева: На Грани» . В программу спектакля входили два одноактных балета: «Переключение» (был поставлен директором Балета Монте-Карло Жаном-Кристофом Майо) и «Женщина в комнате» (создан французской танцовщицей и хореографом Каролин Карлсон).

Знаменитая русская балерина участвовала в открытии Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, где исполнила «танец голубки мира».

В 2013 году Диана Вишнева вышла замуж за своего продюсера Константина Селиневича , с которым была знакома долгие годы. Свадьба прошла на Гавайских островах.

Репертуар на сцене Мариинского театра:

  • «Жизель» (Жизель)
  • «Корсар» (Гюльнара)
  • Grand pas из балета «Пахита» (вариация).
  • «Баядерка» (Никия).
  • «Спящая красавица» (Аврора).
  • «Щелкунчик» (Маша)
  • «Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия)
  • «Раймонда» (Раймонда)
  • «Дон Кихот» (Китри)
  • «Шехеразада» (Зобеида), «Жар-птица» (Жар-птица), «Видение розы», «Лебедь» – хореография Михаила Фокина
  • Pas de quatre (Фанни Черрито) – хореография Антона Долина
  • Grand pas classique – хореография Виктора Гзовского
  • «Ромео и Джульетта» (Джульетта) – хореография Леонида Лавровского
  • «Легенда о любви» (Мехменэ-Бану) – хореография Юрия Григоровича
  • «Аполлон» (Терпсихора), «Симфония до мажор» (III часть), Tchaikovsky Pas de deux, «Драгоценности» («Рубины»), Ballet Imperial (солистка) – хореография Джорджа Баланчина
  • «В ночи» (I дуэт) – хореография Джерома Роббинса
  • «Юноша и смерть», «Кармен» (Кармен) – хореография Ролана Пети
  • «Манон» (Манон) – хореография Кеннета Макмиллана
  • Spring and Fall, Now and Then, «Звуки пустых страниц» – хореография Джона Ноймайера
  • «Поэма экстаза», «Золушка» (Золушка) – хореография Алексея Ратманского
  • Steptext – хореография Уильяма Форсайта
  • «Диана Вишнева: Красота в движении» – хореография Алексея Ратманского, Дуайта Родена, Мозеса Пендлтона
  • «Диана Вишнева: Диалоги»
  • «Диана Вишнева: На Грани»

Диана Викторовна Вишнёва родилась 13 июля 1976 года в Ленинграде в семье инженеров-химиков Виктора Геннадьевича и Гузали Фагимовны Вишнёвых. В шестилетнем возрасте начала заниматься в хореографическом кружке во Дворце пионеров, в 1987 году поступила в Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (с 1991 года - Академия русского балета).

В 1994 году участвовала в международном конкурсе учеников балетных школ «Приз Лозанны»: исполнив в финале вариацию из балета «Коппелия» и номер «Кармен», поставленный специально для конкурса Игорем Бельским, завоевала Золотую медаль.

Еще будучи студенткой Академии в качестве стажёра исполнила партию Китри в балете «Дон Кихот» на сцене Мариинского театра. В 1995 году, окончив училище по классу педагога Людмилы Ковалёвой, была принята в балетную труппу театра, с 1996 года - его солистка. Репетировала с Ольгой Ченчиковой.

В 1995 году впервые выступила на сцене московского Большого театра, исполнив номер «Кармен» на заключительном концерте «Приза Лозанны» как победительница предыдущего конкурса. Затем вместе с Фарухом Рузиматовым, который стал её постоянным партнёром, была приглашена выступить в спектакле Большого театра «Дон Кихот».

В 1996 году за исполнение партии Китри была награждена призом «Бенуа танца», а за исполнение одной из частей балета «Симфония до мажор» - призом «Золотой софит». В том же году исполнила партию в спектакле «Ромео и Джульетта», посвящённом Галине Улановой (Ромео - Виктор Баранов).

Вишнёва неоднократно выступала на сценах крупнейших театров мира как с балетом Мариинского театра, так и самостоятельно. В 2001 году исполнила главные партии в спектаклях Баварского балета «Манон» и театра Ла Скала «Спящая красавица» (редакция Рудольфа Нуреева). В следующем году выступила на сцене парижской Оперы, исполнив партию Китри в балете «Дон Кихот» (редакция Рудольфа Нуреева, Базиль - Хосе Мартинес). Во время гастролей балетной труппы Мариинского театра в Нью-Йорке выступала на сцене Метрополитен-опера, солируя в балетах «Баядерка» (реконструкция Сергея Вихарева), «Дон Кихот» и «Рубины».

С 2002 года - приглашенная солистка Берлинского государственного балета: Владимир Малахов пригласил её станцевать с ним спектакль «Жизель» в этом театре. Затем они вместе выступали на сцене театра в Миккели, исполнив партии в балете «Спящая красавица» и па-де-де на музыку Чайковского (хореография Джорджа Баланчина).

C 2005 года - приглашённая солистка Театра американского балета, где исполнила желанные главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Раймонда», которые не могла исполнить на сцене Мариинского театра в силу своего амплуа.

В 2007 году, в возрасте 30 лет, удостоена звания народной артистки России. В октябре того же года на сцене Мариинского театра состоялась премьера первого личного проекта Дианы - Silenzio (режиссёр Андрей Могучий, хореограф Алексей Кононов). В том же году стала «лицом» модного дома «Татьяна Парфёнова».

В 2007 году Вишнёва начала сотрудничать с американским продюсером Сергеем Даниляном и его агентством Ardani Artists - совместно они подготовили несколько сольных проектов балерины («Красота в движении», «Диалоги», «На грани»). Первая программа, Beauty in motion («Красота в движении»), премьера которой состоялась 13 февраля 2008 года в Калифорнии, была создана в сотрудничестве с Алексеем Ратманским («Лунный Пьеро»), Мозесом Пендлтоном (F.L.O.W. - For Love of Women («Из любви к женщине») и Дуайтем Роденом («Повороты любви»).

В 2010 году учредила Фонд содействия развитию балетного искусства Дианы Вишнёвой. В том же году снялась в короткометражном фильме режиссёра Рустама Хамдамова «Бриллианты».

В 2011 году работала с хореографом Эдуаром Локом, выступив с его труппой La La La Human Steps в балете на музыку Пёрселла и Глюка.

В октябре 2011 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера следующего сольного проекта Вишнёвой - «Диалоги». Для этой программы хореограф Джон Ноймайер создал для балерины «Диалог» - дуэт на музыку Фредерика Шопена (партнёр - Тьяго Бордин. Также в этой программе Диана первой из российских балерин исполнила хореографию Марты Грэм («Лабиринт») и станцевала постановку Пола Лайтфута и Соль Леон Subject to change (партнёр - Андрей Меркурьев)

В 2012 году была председателем жюри проекта «Большой балет» на телеканале «Россия-Культура».

17 февраля 2013 года в Лозанне вместе с труппой Мориса Бежара Диана выступила в «Болеро», став первой после Майи Плисецкой российской балериной исполнившей сольную партию в этом балете.

В ноябре 2013 года в Калифорнии, в Сегерстрем-центре, состоялась премьера третьего сольного проекта Вишнёвой - On the Edge («Грани»), в который вошла хореография Жана-Кристофа Майо и Каролин Карлсон.

В 2013 году стала одним из организаторов международного фестиваля современной хореографии Context, в рамках которого впервые исполнила хореографию Иржи Килиана («Облака» на музыку Клода Дебюсси, партнёр - Марсело Гомес). В ноябре 2014 года Фестиваль состоялся вновь. Вишнёва выступила в трёх постановках: в премьерной для себя работе Ханса ван Манена «Старик и я» (партнёр Эрик Готье) и Марко Геке «Убитый», а также в постановке Пола Лайтфута и Соль Леон «Объект перемен».

7 февраля 2014 года участвовала в Церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи, где исполнила «танец голубки мира» - парафраз хореографии Мозеса Пендлтона для программы «Красота в движении» (Waters Flowers - «Водяные цветы», 3-я часть балета F.L.O.W.). Комментаторами прямой трансляции церемонии Вишнёва была представлена телезрителям, как одна из величайших балерин современности.

7 ноября 2014 года дебютировала в новом балете Джона Ноймайера «Татьяна». Премьера состоялась 29 июня 2014 года в Гамбурге.
Личная жизнь

27 августа 2013 года Диана Вишнёва вышла замуж за своего продюсера Константина Селиневича, с которым балерину связывают длительные отношения. Свадебная церемония состоялась на Гавайских островах.
Репертуар

Балеты классического репертуара

«Дон Кихот» (Китри); Pas de quatre (Фанни Черрито); «Grand pas classique», «Жизель» (Жизель); «Корсар» (Гюльнара); Grand pas из балета «Пахита» (вариация); «Баядерка» (Никия); «Спящая красавица» (принцесса Аврора); «Лебединое озеро» (Одетта и Одиллия); «Раймонда» (Раймонда).

Хореография XX века

«Щелкунчик» Василия Вайнонена - Маша
«Шехеразада» (Зобеида), «Жар-птица» (Жар-птица), «Видение розы» (Девушка) и «Лебедь» Михаила Фокина
«Ромео и Джульетта» Леонида Лавровского - Джульетта
«Легенда о любви» Юрия Григоровича - Мехменэ-Бану
«Онегин» Джона Кранко - Татьяна
«Аполлон» (Терпсихора), «Симфония до мажор» (III часть), Па-де-де на музыку Чайковского, «Рубины», Ballet Imperial Джорджа Баланчина
«В ночи» Джерома Роббинса - I дуэт, партнёр Виктор Баранов
«Кармен» (Кармен, дон Хозе - Фарух Рузиматов); «Юноша и смерть» Ролана Пети
«Манон» Кеннета Макмиллана - Манон
Spring and Fall, «Дама с камелиями» (Маргарита Готье), «Татьяна» (Татьяна Ларина[* 5]) Джона Ноймайера
«Кольцо вокруг кольца», «Болеро» Мориса Бежара
«Золушка» (Золушка), «Поэма экстаза», «Анна Каренина» (Анна Каренина), «Утраченные иллюзии» Алексея Ратманского

Современная хореография

Steptext, In the Middle Somewhat Elevated Уильяма Форсайта
«Квартира» Матса Эка
Vertigo Мауро Бигонцетти (партнёры - Владимир Малахов, затем Марсело Гомес)

Сольные проекты

«Диана Вишнёва: Красота в движении» (хореография Алексея Ратманского, Дуайта Родена, Мозеса Пендлтона)
«Диана Вишнёва: диалоги» (хореография Марты Грэм, Джона Ноймайера, Пола Лайтфута и Соль Леон)
«Грани» (хореография Жан-Кристофа Майо и Каролин Карлсон)

Награды и премии

1994 - Золотая медаль международного балетного конкурса «Приз Лозанны» (Швейцария)
1995 - приз «Бенуа танца»
1996 - премия артистического агентства «Ардани» «Божественная», премия «Золотой софит» в номинации «Лучшая женская балетная партия»
1998 - премия «Балтика»
2000 - Государственная премия Российской Федерации
2001 - театральная премия «Золотая маска»
2002 - «Танцовщица года - 2002» (премия журнала Dance Europe[уточнить])
2003 - приз журнала «Балет» «Душа танца»
2007 - Народная артистка России
2009 - театральная премия «Золотая маска» (в номинациях «Лучшая женская роль», «Современный танец/женская роль» и «Приз критики»)
2010 - «Балерина десятилетия» (международный концертный проект «Звёзды балета XXI века»)

Балерина. Биография ее как танцовщицы началась довольно рано - в шесть лет, когда родители отвели её на занятия в хореографической кружок в ленинградский Дворец пионеров. Ее семья, далекая от мира искусства (оба родителя по профессии инженеры-химики), всячески поддерживала стремления дочери, и сегодня Диана Вишнева прославилась на весь мир своим талантом.

Призвание

В Ленинграде 13 июля 1976 года в семье химиков-инженеров родилась девочка, которой было написано на роду покорить в будущем мир танцевального искусства.

Ее мама - татарка, Гузель Фагимовна. Она приехала в Ленинград из Киргизии учиться. Отец - Виктор Геннадиевич, по образованию инженер-химик. Мама Дианы сама всегда мечтала стать балериной, но воплотила в жизнь это желание ее младшая дочь, которая стала одной из лучших балерин мира.

Когда девочку 6-ти лет, с очень худыми ногами и руками, мама за руку привела в танцевальный кружок при Дворце пионеров в Ленинграде, никто и не подозревал, какой лебедь вырастет из этого утенка. Как вспоминают хореографы, Диана была очень серьезной и вдумчивой девочкой, на репетициях не баловалась, а внимательно следила за движениями учителя, "ловя на лету" каждое новое па.

В 1987 году в 11 лет Вишнева с третьей попытки поступает в хореографическое училище имени Вагановой в Ленинграде (сегодня - Академия русского балета).

Первая серьезная победа

За год до окончания Академии, она в 1994 году одновременно получила Золотую медаль и Гран-при на Le Prix de Lausanne (международный балетный конкурс, проходящий ежегодно в Это была первая победа молодой Дианы Вишневой. Биография танцовщицы богата на победы в различных конкурсах, однако именно это престижнейшее соревнование дало невероятный толчок её будущей карьере.

Прима Мариинского театра

Через год после победы в конкурсе, еще будучи ученицей Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, Вишнева попала в Мариинской театр. Её карьера там началась с главной партии в «Золушке», партии Китри в «Дон Кихоте» и Маши в «Щелкунчике». Через год было объявлено, что новой солисткой известного на весь мир петербургского театра стала Диана Вишнева.

Дебют в Большом театре

Биография балерины в России не может считаться удачной, если она не выступила в Большом театре. Вишневой это удалось сделать всего лишь в 20 лет, когда в 1996 году она была приглашена выступать в спектакле «Дон Кихот». Дебют Вишневой в партии Китри на сцене Большого театра был отмечен призом «Бенуа танца», а позднее, за исполнение одной из частей балета «Симфония до мажор», она получила приз «Золотой софит».

Выход на международную арену

Мастистые критики не жалели благосклонных рецензий для только недавно начавшей, но уже близкой к успеху Дианы Вишневой. Биография танцовщицы - это и призы самых авторитетных фестивалей, и одобрительные рецензии известнейших балетных деятелей, и участие в международных постановках. В 2001 году произвел фурор её международный дебют на сценах Баварского театра балета со спектаклем «Манон» и театра Ла Скала со «Спящей красавицей». Через год Вишневу пригласили солировать в Берлинском государственном театре (Staatsoper), где она танцевала главные партии в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Баядерка». В том же году она предстала перед зрителями на сцене Парижской опере в спектаклях «Дон Кихот», «Манон», «Лебединое озеро».

В 2003 году Вишнева приняла участие в некоторых постановках Американского театра балета. В США танцовщица стала известна задолго до этого: в 2002 году гастроли Мариинского театра в Вашингтоне открывал спектакль «Спящая красавица», где главную роль исполнила Диана Вишнева. Биография артистки имеет неочевидную связь с Новым светом, поскольку именно тут в 2005 году она получила статус примы-балерины. К тому времени Вишнева уже приобрела широкую международную известность, её называли лучшей танцовщицей Европы.

Мечта - "Лебединое озеро"

в Америке она смогла исполнить свою давнюю мечту - станцевать главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Раймонда». В её родном театре считалось, что творческое амплуа Вишневой - страстная Кармен, что не могло не возмущать балерину, которая желала пробовать себя в разных ипостасях.

Однако вскоре, в десятилетний юбилей выхода Вишневой на сцену Мариинского театра, новый балетный сезон был открыт именно «Лебединым озером» с ней же в главной роли. В следующем году ей удалось станцевать в этой культовой постановке на двух величайших балетных сценах: на сцене Парижской оперы (в редакции Р. Нуриева) и Большого театра (редакция Ю. Григоровича). Сорвав аплодисменты в подписала контракт с Большим театром и стала его приглашенной солисткой.

Народная артистка и первый самостоятельный проект

В 2007, в возрасте 30 лет, Диане Вишневой дали звание Народной артистки Российской федерации. Этот год стал знаменательным для балерины не только присуждением почетного звания, но и премьерой первого личного проекта «Silenzio. Диана Вишнева». Замысел Вишневой состоял в том, чтобы поместить любимые фрагменты в новый драматический контекст. По сценарию действие спектакля происходит в голове балерины, а его герои - альтернативная личность Вишневой. Постановка на сцене родного Мариинского театра вызвала небывалый общественный резонанс.

Другие работы Дианы Вишневой

Желая продолжить успех, Вишнева поставила такие балеты, как «Легенда о любви» (2007), «Парк» (2011), программы «Красота в движении» (2008), «Диана Вишнева: Диалоги» (2011), «Диана Вишнева: Грани» (2011). Венцом признания таланта балерины стало участие в Церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи с «Танцем голубки мира».

Все ее постановки получили очень высокие оценки профессиональных критиков и признание со стороны любящей публики.

Работы на другом поприще

Сегодня весь мир знает, кто такая Диана Вишнева, биография которой, однако, не исчерпывается блестящими балетными постановками и каждодневными каторжными репетициями. Так, с 2007 году она представляет модный дом «Татьяна Парфенова». Известна она и общественной деятельностью: в 2010 балериной был создан Фонд Дианы Вишневой. Как говорит сама балерина, Фонд - благотворительная и культурная организация, направленная на популяризацию балетного искусства.

Диана Вишнева: биография, муж

Вишнева - известный светский и медийный персонаж. Чем живет Диана Вишнева? Биография, семья известной балерины - всем этим живо интересуются ее поклонники. Утолить своё любопытство они смогли только недавно - когда стало известно, что в 2013 году на балерина и её продюсер Константин Селиневич сыграли свадьбу. Пара познакомилась на олимпиаде в Пекине в 2008 году. Тогда Константин занимался хоккейным продюсированием, в частности представлял интересы хоккеиста Александра Овечкина в США. Публичность балерины ограничивается освещением ее профессиональной деятельности. Диана Вишнева, биография, личная жизнь которой скрывались за семью печатями, по слухам, еще в начале карьеры имела страстные романтические отношения с партнером по спектаклю «Дон Кихот» известным танцовщиком Фарухом Рузиматовым, однако оба артиста никогда не комментировали эту информацию.

В 2013 году ходили упорные слухи о связи Дианы Вишневой с миллиардером Романом Абрамовичем. Однако обе стороны упорно отрицали все сплетни.

Диана Вишнева сегодня

В нынешнее время Диана Вишнева заслуженно считается одной из величайших балерин современности. Критики называют ее универсальной балериной, сравнивая тело танцовщицы со Ее амплуа невероятно разнообразно. Она с одинаковым успехом танцует страстную Кармен и погружается в Жизель. Блестяще исполняя все роли, Диана уделяет внимание не только балетной технике - пируэтам и прыжкам, но и старается передать зрителю характер персонажа, постигнуть актерскую суть образа. За талант, трудолюбие, многогранность и проникновение в саму суть образа зритель и любит Диану.

Который стартует в ноябре в Москве, - Светлана Бондарчук встретилась со знаменитой балериной и арт-директором фестиваля Дианой Вишнёвой. Среди затронутых в разговоре тем были как профессиональные - о судьбе современного танца в России, так и личные: Диана рассказала о супруге, бизнесмене Константине Селиневиче, о дружбе, моде, готовке и хорошем аппетите.

Диана Вишнёва

Я много раз видела Диану Вишнёву на сцене и каждый раз ловила себя на мысли, что это не танец балерины. Это танец большой драматической актрисы. Я сопереживаю ее героине, проживаю с ней жизнь и продолжаю думать о ней даже после спектакля. В этом году Диана отметила 20-летие жизни на сцене. Для многих из "балетного цеха" это означало бы начало заката, но Диана все набирает высоту. Продолжая танцевать в классических балетах, она делает карьеру как танцовщица современной хореографии: осваивает новые танцевальные языки и техники, ломает каноны, которыми сама же овладела в совершенстве. Третий год подряд Диана проводит в Москве фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishnevа. Я с удовольствием хожу на эти спектакли и всякий раз открываю что-то неожиданное, иногда шокирующее. Здесь нет танцев на пуантах, пачек, кордебалета; порой танцовщики одеты в простые трико, их пластика непривычна, линии изломаны, но это захватывает не меньше, чем вечные 32 фуэте. В этом году я вновь собираюсь на фестиваль - интересно будет посмотреть аргентинское танго на подвесных канатах и спектакль всемирно известной американской труппы Марты Грэм. И конечно, выступления самой Дианы на открытии и закрытии фестиваля пропустить просто невозможно.

Диана, мне не раз приходилось слышать мнение, что современный танец дает балеринам возможность оставаться на сцене намного дольше. Насколько это соответствует истине?

Нет, это абсолютный миф - что, утратив форму в классическом балете, можно перейти в современную хореографию и продолжать танцевать с тем же успехом. И то, что современная хореография легче, также не соответствует истине. Наоборот, в классическом балете многое тебе облегчает жизнь: техника, выучка, эффектные вариации - все это отвлекает внимание публики непосредственно от тебя. А в современном танце ты весь как на ладони, тебе не за что спрятаться и все зависит от того, есть ли тебе что рассказать зрителям или нет.

С Артуром Шестериковым на репетиции спектакля Live (постановка голландского мастера хореографии Ханса ван Манена), который будет представлен в рамках фестиваля в Москве

Пример долголетия в балете - Майя Плисецкая, которая выходила на сцену и в 75 лет. Вы себя лет через 20 на сцене представляете?

Трудно сказать. Майя Михайловна - личность выдающаяся. И уникальна она даже не тем, что выходила на сцену в 75, а тем, что первой в Советском Союзе за-говорила о новом понимании танца, о новой эстетике, о новом стиле. "Кармен-сюита", с которой она вышла на сцену Большого театра в 1967 году, преодолев столько препон, была революцией. Плисецкая первой начала рушить стены, которые казались нерушимыми. Я благодарна судьбе за то, что мне довелось общаться с Майей Михайловной, дружить с ней. Она возглавляла попечительский совет нашего фестиваля, и в этом году Context будет посвящен ее памяти

Майя Плисецкая и Диана Вишнёва

Вы - амбассадор современного танца в России. В чем вы видите свою миссию?

Миссия, прежде всего, знакомить Россию с лучшим, что происходит в современной хореографии, привозить не только громкие имена, но и что-то принципиально новое. Существуют разные танцевальные стили и направления, и мы все их соединяем в одной точке. Это и есть Context. Еще один очень важный момент - развитие современной хореографии в России. Нам важно поддержать молодых хореографов.

В последнее время в России вы все больше ассоциируетесь с современным танцем, но на Западе Диану Вишнёву хотят видеть в основном в классическом балете?

Все зависит от театра, от танцевальной компании. Если вы говорите о "Метрополитен-опера" (этим летом на сцене "Метрополитен" в Нью-Йорке Диана танцевала Жизель, Джульетту и Аврору. - Ред.), то там преобладает классический репертуар. Это как Мариинский театр. Но если я со своими проектами прихожу в компанию современной хореографии, там обратная ситуация. Порой люди удивляются, что я - прима-балерина, говорят: "Ой, нам надо посмотреть тебя в классическом балете".

Вы считаете себя русской балериной или человеком мира?

Конечно, я человек мира. Но я остаюсь русской балериной. Для меня огромная честь, что я училась в самой лучшей балетной школе в мире, начинала свой путь в Мариинском театре. Я испытываю огромную благодарность к своим педагогам, к родному театру. Сколько в меня вкладывали, сколько я впитывала - все это с годами проявляется все больше и больше.

Диана Вишнёва в "Лебедином озере", 2008 год

Вы из Петербурга, из интеллигентной, но не балетной семьи.

Да, у меня родители - химики. У мамы два образования - она экономист и химик, а папа - кандидат химических наук.

Как так случилось, что дочка попала в балет?

Я бы могла сказать, что это случайность, но я верю в то, что во всем есть определенный замысел судьбы. Все произошло так, как должно было произойти. Стать балериной не было моей мечтой и не было блажью мамы, хотя именно она в нашей семье увлекалась балетом. В детстве я занималась спортом, математикой, ходила в танцевальный кружок. Развивалась разносторонне, как говорили в те времена. Не могу сказать, что меня часто водили на балет. Родители были молодыми специалистами, нужно было оплачивать кооператив... Мы не имели возможности ходить в театр столько, сколько нам хотелось бы. Но мы с сестрой не были лишены общения с искусством: классическая литература, походы в музеи, поездки в пригороды Петербурга - Петергоф, Царское Село... Все это было в нашем детстве. Но, конечно, когда я попала в Вагановское училище, то почувствовала, что значит быть по-настоящему погруженной в мир искусства. Этот мир увлек меня бесконечно.

В училище вас выделяли из толпы девочек?

Да, выделяли. Такого, чтобы говорили: "Эта девочка просто рождена для балета", не было, но я всегда оказывалась в центре внимания преподавателей и детей благодаря своему взрослому отношению к самой себе. Мне не делали одно и то же замечание по несколько раз - я сразу исправляла ошибки. Все впитывала максимально, поэтому профессионально развивалась быстрее. Первая неудача, когда меня не приняли в училище - я ведь поступила только со второго раза, - перевернула мое сознание. Я поняла, что в этой жизни нужно всего добиваться самой и не ждать чьей-то помощи. Тебе помогут, только если ты сама будешь трудиться.

Труд артиста балета - это каторжный труд. С шести лет ты должен каждый день проводить по несколько часов у балетного станка.

И с каждым годом все больше часов.

Я пытаюсь сравнить балетных людей с артистами шоу-бизнеса. Многие из них не имеют серьезной школы, позволяют себе петь под фонограмму. Но масштаб известности и величина гонораров в шоу-бизнесе не в пример балету. Не обидно?

Все зависит от того, как ты мыслишь. Ты либо мыслишь идеями, стремишься реализовать себя, либо думаешь о гонорарах. Тогда эта история не про балет вообще. Балет - это жертвоприношение, это служение. В детстве мы все это понимаем, а в сознательном возрасте каждому приходится делать выбор. Если ты переживаешь о том, сколько тебе за это заплатят, на сцену лучше не выходить.

"Болеро" в постановке хореографа Мориса Бежара с Дианой Вишнёвой зрители увидели 20 и 21 ноября на вечере памяти Майи Плисецкой в Большом театре

Но если мысль все равно присутствует: "Понимаете, я так много работаю..."

Для этого существует театр, который работает на талантливую единицу, сподвижники, соратники, меценаты... Когда ты реализуешь себя как балерину, как личность, тебе просто некогда об этом думать.

Есть ли у вас какие-нибудь талисманы или ритуалы для выхода на сцену?

Конечно, есть. Но я не хотела бы о них рассказывать. Я человек не то чтобы суеверный, но я очень внимательно ко всему отношусь. Я Рак по гороскопу. Для меня важны числа, знаки, сны. Я прислушиваюсь к снам, пытаюсь угадать их, расшифровать.

Если перед премьерой вам черная кошка дорогу перебежит, вы же не отмените спектакль?

Нет, конечно. Но я в уме отмечу, что, вероятно, предстоит столкнуться с какими-то сложностями, преодолеть препятствия. Не обязательно случится что-то плохое. Иногда проблемы помогают быстрее добиться положительного результата.

Балетные люди вообще суеверны?

Да, суеверны. Но в то же время все - люди верующие. Сцена - это такое магическое пространство. Чтобы каждый раз вступать в него, нужны силы. Вера человеку очень помогает. Каждый на сцену со своим ангелом-хранителем идет.

Диана Вишнёва и Светлана Бондарчук

А если плохое настроение, неприятности или нездоровится и танцевать не хочется, а надо?

Конечно, случается и такое. Мы же все люди. Бывает, что вдруг за полчаса до начала спектакля нервное окончание какое-то пережимает, и я чувствую, что даже двинуться не могу, в глазах слезы, но все равно собираюсь с силами. Был совсем ужасный случай в моей жизни - в 2002-м, когда я первый раз выступала на сцене Парижской оперы. Это было невероятно ответственное событие. Парижская опера - своего рода закрытое общество: выступления иностранных артистов здесь скорее редкость. По крайней мере, раньше такие случаи можно было по пальцам пересчитать. Я должна была танцевать Китри в "Дон Кихоте", одну из своих самых удачных партий. Готовилась к выходу на сцену, и вдруг звонок из больницы. Мне сказали, что близкий мне человек в реанимации. Это был такой удар, что я даже ничего не могла произнести в ответ. Просто положила трубку... Что делать в таком случае? Отменять спектакль? Невозможно. Поэтому ты собираешься, концентрируешься, "закапываешь" эту боль внутрь себя, понимая, что потом это еще сильнее проявится.

Я однажды наблюдала вашего мужа и продюсера Константина Селиневича за кулисами, когда шел спектакль, и была удивлена, насколько переживает он!

Иногда мне кажется, что он переживает даже больше, чем я. Но я рада, что он сменил на этом "посту" моих родителей. Константин, как настоящий мужчина, умеет скрывать свои эмоции, а родители просто заболевали от всех этих стрессов. Однажды мама мне сказала: "Я больше не могу ходить на твои спектакли. Я так волнуюсь, что все равно ничего не вижу". Она вздыхала с облегчением, только когда спектакль заканчивался.

Диана Вишнёва с супругом, бизнесменом Константином Селиневичем

Когда спектакль заканчивается, Константин тоже вздыхает с облегчением. Он стоит за кулисами - счастлив, горд.

Самое главное, что он не становится моим фанатом. И не воспринимает балет как свою жизнь.

Как вы проводите свободное время? Путешествуете?

У нас все четко распланировано. Профессия сделала меня очень дисциплинированной. К отдыху готовлюсь тщательно, чтобы посмотреть как можно больше городов, достопримечательностей, музеев, выставок. Когда я рассказываю о том, сколько успела увидеть на каникулах, мне говорят: "Боже, ты такая амбициозная!" Меня это удивляет: что же в этом плохого? Если бы я не была амбициозной, то не стала бы примой-балериной. У меня нет времени на то, чтобы долго раскачиваться. Время летит стремительно. Это касается и моей карьеры, и вообще жизни. Поэтому стараюсь быть максимально организованной абсолютно во всем.

Есть ли у вас хобби, увлечения?

Драматический театр и фильмы. Я смотрю очень много фильмов. Когда нужно переключиться или когда сил хватает только на то, чтобы лежать без движения, кино очень помогает.

А что-то бытовое, чисто женское... Например, вы могли бы приготовить обед?

Если я захочу, то сделаю это. И все же, если у меня есть свободное время, я скорее пойду в театр или на выставку. Мне жалко терять время на то, чтобы готовить обеды. Правда, кто-то мне сказал однажды: "Когда у тебя будут дети, ты все это полюбишь".

Я сама редко готовлю, но если у меня бывает порыв, то с такой любовью все делаю, что, мне кажется, получается очень вкусно.

Так и должно быть. Все нужно делать с любовью, вкладывая душу. Я этой любви в себе не нахожу. Мне кажется, если я начну готовить, то просто испорчу продукты.

Есть стереотип, что балетные люди ограничивают себя в еде. Я знакома со многими балетными - у них прекрасный аппетит и все они нормального телосложения.

Балерина должна чувствовать свой мышечный корсет, который нужен для баланса. Если ты будешь слишком худой, то просто ничего не сможешь сделать. Бывают такие, знаете, девушки-балеринки, тоненькие, как стручки, но, к сожалению, со своей массой тела они не способны выполнять элементы, которые требуются в классической хореографии и в современной. Балерина испытывает физические нагрузки, часто большие, чем в спорте, но при этом эмоциональное состояние ее должно быть легким, воздушным. Зритель не должен видеть, каких сил ей все это стоит. Он должен видеть, что для нее танцевать так же естественно, как дышать.

Я хотела бы сделать вам комплимент. Я считаю вас одной из самых стильных женщин России. Вы и Рената Литвинова, моя подруга. У вас обеих стиль абсолютно неповторимый, совершенно необычный. Когда я слышу от кого-нибудь: "А что, разве это модно?" - мне хочется ответить: "Это не модно. Это шикарно!" Откуда у вас это особое понимание стиля?

Наверное, с детства. Я была еще совсем маленькой, топала ножками, махала ручками, но уже просила маму сшить мне что-нибудь необычное. Мама у меня - настоящая рукодельница. Она потрясающе шила и вязала, сама одевалась со вкусом и старалась, чтобы мы с сестрой были одеты с изюминкой. Мама сама шила мне школьную форму. Она выгодно отличалась от стандартной - и оттенком, и силуэтом... Я отказывалась носить некрасивые вещи. И если в Петербурге было невозможно купить симпатичные сапоги, мы ехали в Москву, отстаивали очередь в "Детском мире", но покупали то, что смотрелось лучше. Я действительно была довольно капризным ребенком в этом плане. И сейчас к своим нарядам и сценическим костюмам очень серьезно отношусь.

Диана, а друзья у вас есть среди представителей вашей профессии?

Конечно. Хореографы и партнеры - это люди, с которыми ты общаешься очень близко, и со временем они становятся друзьями. Партнер по сцене - это почти родной человек. Ты его близко знаешь, все обстоятельства его жизни, чувствуешь его настроение. Это и дружба, и своего рода профессиональное "супружество". А вообще, мир балета и современной хореографии довольно узкий, и человеческие контакты очень важны. Если вернуться к фестивалю Context. Diana Vishneva... Я бы никогда не смогла организовать такое сложное мероприятие, общаясь по телефону, по e-mail. Здесь как никогда важна репутация. Я работала со многими танцевальными компаниями, меня видели, что называется, в деле, появилось определенное мнение обо мне и доверие. Только так я смогла добиться того, чтобы лучшие современные танцевальные труппы захотели приехать к нам и выступить на нашем фестивале.

Диана Викторовна Вишнева - российская прима-балерина, Народная артистка, лауреатка многочисленных премий, она родилась 13 июля 1976 года в Ленинграде. Вишнева стала первой российской балериной после Майи Плисецкой, которую пригласили сыграть партию в балете «Болеро» на сцене швейцарского театра. В списке её наград есть «Золотой софит», «Бенуа де ля данс» и «Золотая маска».

Женщину неоднократно называли главной балериной современности, она является одной из самых высокооплачиваемых танцовщиц мира по версии Forbes. Несмотря на это, Диана никогда не ставила перед собой цели заработать как можно больше денег. Ею движет невероятная любовь к искусству. Каждое выступление балерина оттачивала до идеального состояния. Её лидерские качества проявлялись ещё во время обучения в глубоком детстве.

Первые шаги на пути к успеху

Девочка появилась на свет в семье учёных. Её родители, Виктор Геннадьевич и Гузаль Фагимовна, были химиками. Мать имела второе высшее образование, её специальностью была экономика. В семье росла также Оксана, старшая сестра Дианы. Девочек воспитывали в атмосфере любви и доброты, все родственники относились друг к другу с уважением. Родители поддерживали любые начинания своих детей - математические кружки, танцевальные студии и спортивные занятия.

Когда малышке исполнилось шесть лет, её отдали в хореографическую студию во Дворце пионеров. Спустя год Диана поступила в Академию балета имени Вагановой. Её обучали такие легенды, как Л.В. Бельская и Л.В. Ковалёва. Поступить удалось только со второго года, ведь конкурс составлял 90 человек на место. Но девушка не хотела сдаваться и через год смогла доказать, что она достойна этого места.

Уже в 1994 г. балерина поехала на свой первый конкурс в Лозанну. Там она станцевала миниатюру «Кармен», специально поставленную для девочки Игорем Бельским. Ей удалось победить всех соперников своей возрастной группы и стать обладательницей золотой медали. Примечательно, что до появления Дианы награду вручали только мальчикам. После её победы в конкурсе не было участников, достойных высшей премии.

Параллельно с обучением танцовщица стажировалась в Мариинском театре. С 1996 года она стала солисткой в этом заведении. В декабре того же года труппа направилась в Лондон представлять спектакль «Щелкунчик». Также в 1996 г. девушка получила приз «Бенуа де ля данс» за партию Китри в балете «Дон Кихот», которую она исполняла ещё во время учёбы в академии.

Когда Вишнева была студенткой, она ездила в Торонто на концерт памяти Рудольфа Нуреева. Там балерина впервые танцевала в паре с Владимиром Малаховым. Позже они часто сотрудничали. Примечательно, что в этот жизненный период Диана ещё не была уверена в своём желании посвятить жизнь танцам. Но влияние преподавателей и коллег было колоссальным, её быстро заразили энтузиазмом.

Жизнь после академии

В 1997 году танцовщица вернулась в Лозанну. На этот раз она была приглашённой звездой, исполняла партию из балета «Корсар» совместно с партнёром Карлосом Акоста. В родном Санкт-Петербурге у неё также было несколько ролей. Диана регулярно участвовала в постановках «Симфония до мажор», «Баядерка» и «Спящая красавица». Также девушка блестяще справилась с ведущей ролью в спектакле «Ромео и Джульетта». Свой танец она посвятила знаменитой советской балерине Галине Улановой.

С 1996 г. Вишнева периодически выступает в других театрах, куда её приглашают режиссёры. В 1996 г. она появилась на сцене Большого театра в Москве, незадолго после этого девушка танцевала в итальянском зале «Ла Скала». Затем девушку пригласили выступить в Немецком национальном театре, в Парижской опере и нью-йоркском театре «Метрополитен-опера». Отметилась она и в государственном балете Берлина, и на сцене небольшого финского театра. Балерине нравилось танцевать в зарубежных залах, там у неё было больше свободы. Именно в США она смогла исполнить свою давнюю мечту - сыграть главные роли в балетах «Раймонда» и «Лебединое озеро».

К 215 сезону Мариинского театра Диану все признали главной звездой труппы. Она мгновенно запоминалась зрителям благодаря своей невероятной харизме и несомненному таланту. Девушку можно отнести к балеринам нового поколения, которые совмещают танец и актёрскую игру. Все постановки с её участием становились яркими и запоминающимися.

В 2000 г. в Лондоне происходили грандиозные гастроли труппы Мариинского театра. Вишнева участвовала в 18 балетных и 16 оперных постановках. В первой части гастролей девушка танцевала на сцене партию из «Спящей красавицы», закрывался сезон постановкой «Рубины».

Другие сферы деятельности и награды

В марте 2001 г. танцовщица получила «Золотую маску» за сольную партию в пьесе «Рубины». Через два месяца её наградили Государственной премией в области литературы и искусства. В мае 2005 г. Диана стала прима-балериной Американского театра балета. В 2007 г. её признали Народной артисткой России, наградили за вклад в развитие мирового и отечественного искусства. Журнал «Forbes» также включил девушку в список «50 русских, завоевавших мир».

С 2007 года балерина стала лицом модного дома «Татьяна Парфёнова». В 2010 г. Вишнева стала учредительницей фонда, действующего на территории России, Японии и США. Он предназначен для оказания поддержки балетному искусству. Представители фонда стремятся сделать балет более доступным, популяризовать его среди разных слоёв населения, заинтересовать детей.

В том же 2010 году девушка попробовала себя в роли актрисы. Она снялась в короткометражной ленте под названием «Бриллианты». Также можно наблюдать за актёрской игрой Дианы в мюзикле «Кроткая» и французской документальной картине «Балерины».

В 2013 г. прошёл первый международный фестиваль «Context», его основательницей стала Диана Викторовна. Она также приняла участие в этом мероприятии, исполнив партию в спектакле «Облака» на музыку Клода Дебюсси. Этот фестиваль имел успех у российских почитателей балета, в 2016 г. он состоялся в четвертый раз.

Сейчас Диана продолжает выступать. Также она нередко выступает в качестве режиссёра-постановщика. Дебютным проектом женщины стал спектакль в стиле современного балета «Silenzio». Позднее появились сольные программы «На грани», «Красота в движении» и «Диалоги». Каждая из них имела грандиозный успех у посетителей.

Личная жизнь

Диана впервые влюбилась в юном возрасте, как только попала в труппу Мариинского театра. Среди её коллег был Фарух Рузиматов, молодые люди мгновенно понравились друг другу. Несмотря на разницу в возрасте, составлявшую 13 лет, влюблённые долго встречались, их даже называли супругами. Официального оформления отношений не было, но Вишнева считала Рузиматова самым близким и родным человеком. Причины их разрыва прессе не известны.

В 2013 году в печатных изданиях начали появляться слухи о романе девушки с Романом Абрамовичем. Но официального подтверждения этой информации не было, они всё отрицали. Все сплетни развеялись, когда в августе того же года Диана вышла замуж за своего продюсера Константина Селиневича. У него также есть собственный бизнес в США.

После свадьбы супруги сообщили журналистам, что они встречаются уже очень давно. Именно поэтому все слухи о других связях женщины могут быть сильно преувеличены. Церемония бракосочетания состоялась на Гавайских островах, были приглашены друзья и родственники.