Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Автор картины любовь земная и небесная. Описание картины Тициана «Любовь Небесная и Любовь Земная. Золотоволосые красавицы Венеции

Несколько веков картина Тициана считалась лишь аллегорией. Однако художник писал другое: он специально смешивал символы с конкретными деталями. Ведь цель была совсем не абстрактной - сгладить скандал в светских кругах Венеции.

Картина «Любовь небесная и Любовь земная». Холст, масло, 118 х 278 см
Год создания: около 1514 года. Ныне хранится в Риме в галерее Боргезе

Название «Любовь небесная и Любовь земная» картина раннего Тициана получила в 1693 году. Исходя из этого, изображенных на ней женщин с одинаковыми лицами искусствоведы отождествили с двумя ипостасями богини любви, известными интеллектуалам Ренессанса по трудам античных философов. Однако впервые название шедевра Тициана было упомянуто в 1613 году как «Красота приукрашенная и неприукрашенная». Как именовал полотно сам художник или заказчик, неизвестно.

Лишь в XX веке исследователи обратили внимание на обилие свадебной символики и герб венецианской семьи на полотне. Они сделали вывод, что владелец герба, секретарь Совета десяти Николо Аурелио, заказал картину Тициану по случаю женитьбы в 1514 году на Лауре Багаротто, молодой вдове из Падуи. Как отмечал венецианский хронист того времени Марин Санудо, эту свадьбу «обсуждали повсеместно» - слишком уж непростое прошлое было у новобрачной.

В 1509 году, в разгар военного конфликта Венецианской республики со Священной Римской империей, первый муж Лауры падуанский аристократ Франческо Борромео выступил на стороне императора. Падуя подчинялась Венеции, потому Борромео был арестован и, вероятно, казнен по приговору Совета десяти как изменник. В тюрьму и ссылку попали многие родственники Лауры. Ее отец Бертуччо Багаротто, профессор университета, был повешен на глазах у жены и детей по тому же обвинению, в его случае несправедливому.

Разрешение на брак высокопоставленного венецианского чиновника со вдовой и дочерью государственных преступников обсуждала комиссия во главе с дожем, и оно было получено. Конфискованное ранее богатое приданое Лауре стараниями жениха вернули за день до свадьбы. Картина, заказанная у самого престижного и отнюдь не дешевого художника Венеции, вероятно, должна была добавить браку респектабельности в глазах сограждан.


1. Невеста. По мнению искусствоведа Роны Гоффен, вряд ли это портрет Лауры Багаротто, ведь тогда и обнаженная дама написана с нее, что в те времена повредило бы репутации порядочной женщины. Это идеализированный образ новобрачной.

2. Платье. Как показал радиографический анализ, сначала Тициан написал его красным. Однако во главе списка приданого Лауры значился подвенечный наряд из белого атласа, и Рона Гоффен полагала, что художник решил изобразить именно это платье. Пояс, символ супружеской верности, и перчатки - тоже атрибуты свадебного наряда: женихи дарили эти вещи на обручение в знак серьезности намерений.


3. Венок. Вечнозеленый мирт - растение Венеры, символизирующее любовь и верность. Сплетенные из него венки были атрибутом свадеб в Древнем Риме.


4. Чаша. Как писала Рона Гоффен, в подобных сосудах венецианским невестам женихи по обычаю вручали свадебные дары.


5. Кролики. Символ плодородия рядом с фигурой невесты - пожелание новобрачным многочисленного потомства.


6. Обнаженная. По мнению большинства исследователей, в том числе итальянского эксперта по искусству Ренессанса Федерико Дзери и британского специалиста по творчеству Тициана Чарлза Хоупа, это богиня Венера. Они с новобрачной так похожи, поскольку в античной поэзии невесту нередко сравнивали с богиней любви. Венера благословляет земную женщину на замужество.


7. Пейзаж. По мнению Дзери, за спиной персонажей показаны два контрастных символа, связанные с супружеством: дорога в гору - трудный путь благоразумия и нерушимой верности, равнина - телесные наслаждения в браке.


8. Купидон. Сын Венеры, крылатый бог любви здесь - посредник между богиней и невестой.


9. Фонтан. На нем герб семьи Аурелио. По мнению искусствоведа Вальтера Фридлендера, это гробница возлюбленного Венеры Адониса, описанная в романе XV века «Гипнэротомахия Полифила», - саркофаг (символ смерти), из которого течет вода (символ жизни). Рельеф на мраморе изображает избиение Адониса ревнивым Марсом: по роману, юноша погиб от рук бога войны. Это не только указание на трагически закончившуюся любовь богини, но и напоминание о печальном прошлом Лауры Багаротто.


10. Светильник. Античная лампада в руке у Венеры, по мнению Федерико Дзери, символизирует пламя божественной, возвышенной любви.

Художник Тициан (Тициано Вечеллио)

Между 1474 и 1490 - родился в городе Пьеве-ди-Кадоре, с 1420 года входившем в состав Венецианской республики, в знатной семье.

Около 1500 - перебрался в Венецию, чтобы изучать изобразительное искусство.

1517 - получил от венецианских властей должность посредника при поставках соли, что, по мнению исследователей, указывает на его статус официального живописца республики.

1525 - женился на Чечилии Сольдано, от которой к тому времени уже имел двух сыновей.

1530 - овдовел, жена скончалась после рождения дочери Лавинии.

1551–1562 - создал «Поэмы», серию картин по «Метаморфозам» Овидия.

1576 - умер в своей мастерской, похоронен в венецианской церкви Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари.


Тициан считается одним из величайших живописцев эпохи Возрождения. Художнику не было еще и тридцати лет, когда его признали лучшим в Венеции. Одной из самых известных его картин считается «Любовь небесная и Любовь земная» (Amor Sacro y Amor Profano ). Она таит в себе множество скрытых символов и знаков, над расшифровкой которых искусствоведы бьются до сих пор.




Написав шедевр, Тициан оставил его без названия. В галерее Боргезе в Риме, где картина размещена с начала XVII века, у нее было несколько наименований: «Красота приукрашенная и неприукрашенная» (1613), «Три типа любви» (1650), «Божественная и светская женщины» (1700), и наконец «Любовь небесная и Любовь земная» (1792).



Из-за того, что автор оставил свою картину без названия, у искусствоведов существует несколько версий, кто изображен на полотне. По одной из них, картина представляет собой аллегорию на два вида любви: вульгарную (обнаженная красавица) и небесную (одетая женщина). Обе сидят у фонтана, а Амур является посредником между ними.

Большинство исследователей придерживаются мнения о том, что это полотно должно было стать подарком на свадьбу секретаря Совета десяти Венецианской республики Николо Аурелио и Лауры Багаротто. Одним из косвенных подтверждений этой версии является герб Аурелио, который можно заметить на передней стенке саркофага.



К тому же картина наполнена свадебной символикой. Одна из героинь одета в белое платье, ее голову венчает миртовый венок (знак любви и верности). На девушке также надеты пояс и перчатки (символы, также связанные со свадьбой). На заднем фоне можно рассмотреть кроликов, подразумевающих будущее потомство.



Фон, на котором изображены женщины, также таит в себе символы: темная горная дорога – это верность и благоразумие, а светлая равнина означает телесные развлечения.



Не совсем вписывается в картину колодец в виде саркофага. К тому же на нем изображена античная сцена избиения Адониса богом войны Марсом. Исследователи склоняются к версии, что это своеобразная отсылка к пострадавшей репутации невесты Лауры Багаротто. Ее первый муж во время войны Венецианской республики и Священной Римской империи принял сторону врага. Его приговорили к смерти как изменника. Та же участь постигла и отца Лауры. Так что сюжет на саркофаге вполне мог быть напоминанием о ее прошлом.

Не только Тициан наполнял свои полотна скрытой символикой. В картине еще одного художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли

Шедевр раннего творчества Тициана, в котором с начала 1510-х годов все заметнее проступали черты стилистического своеобразия, отличавшие его произведения от образцов Джорджоне , - картина из римской галереи Боргезе, известная как «Любовь небесная и земная». В составленном в XVII столетии инвентаре коллекции оно была обозначена как «Красота обнаженная и одетая», однако большинство исследователей до сих пор стремятся отыскать более точное значение этого произведения венецианского художника.

Иногда ее рассматривали в связи с литературными источниками Ренессанса, однако значительно чаще в ее содержании находят отзвуки популярных в эпоху Возрождения идей неоплатонической философии. Сторонники этой версии связывают изображенную сцену с изложенной в платоновском «Пире» концепцией существования двух Венер, небесной и земной, которые символизируют божественную и земную любовь. Первая (обнаженная фигура справа) направляет помыслы к возвышенной красоте, существующей вне пределов чувственно постигаемой реальности, вторая - в сторону красоты, находящейся в материальном мире и воспринимаемой органами чувств.

Представители другой точки зрения связывали содержание произведения Тициана с жизненными обстоятельствами заказчика, которым, скорее всего, был секретарь Совета Десяти венецианец Никколо Аурелио, поскольку именно его герб помещен на передней стенке саркофага, по краям которого сидят обе героини. В 1514 году он женился на вдове из Падуи, некоей Лауре Багаротто, и, как полагали некоторые исследователи, женщина в нарядном белом платье - это не кто иная, как сама невеста, показанная вместе с покровительствующей ей богиней у священного фонтана Венеры.

Как и в «Сельском концерте» Джорджоне, основу композиционной схемы этой картины составляет изображение на переднем плане одетой и обнаженной фигур у водоема. Он расположен на площадке, вознесенной высоко над уровнем идиллического аркадского пейзажа, населенного крошечными фигурками пастухов, влюбленных и охотников. Произведение действительно содержит ряд бесспорных аллюзий на тему супружества. Сидящая слева женщина облачена в традиционное одеяние венецианской невесты, состоящее из светлого платья с алыми рукавами, пояса и перчаток. У нее в руках розы (один цветок лежит рядом на краю саркофага), а на голове - венок из листьев мирта, как и роза, издревле посвященного Венере и традиционно служившего символом брака; это является дополнительным подтверждением гипотезы о выполнении картины в ознаменование заключения супружеского союза.

Облик небесной Венеры у Тициана предстает в такой степени очищенным от всего житейского, что получает вид настоящего «моленного образа» языческой богини любви. В контрапостном положении фигуры богини Венеры, в плавном пространственном развороте и в выразительном характере контурного рисунка проступает сходство с произведениями классической скульптуры.

Дорогие друзья!

Предлагаю вам «расследование» картины Тициана «Любовь земная и Любовь небесная».

Это было очень интересно и увлекательно - путешествовать по тициановским лабиринтам.

Здесь необходимо маленькое предисловие. Эту картину Тициана я знала с детских лет. С самого раннего возраста - я ее чувствовала, осязала, впитывала. Еще раньше, чем я начала читать - я листала альбомы по искусству, которые были в нашем доме. И эта картина не могла пройти мимо меня. Две прекрасные молодые женщины - как символ вечной красоты и бессмертия на фоне величественных пейзажей. Так эта картина и хранилась в моей памяти.

Бизнесмен, писатель, сценарист и коллекционер Олег Насобин под ником avvakoum посвятил этой картине серию постов:
http://avvakoum.livejournal.com/410978.html

http://avvakoum.livejournal.com/411595.html

http://avvakoum.livejournal.com/412853.html

http://avvakoum.livejournal.com/950485.html

Прочитав эти посты, я задумалась: возможно, у моей картины есть и свой тайный смысл, невидимый на поверхности, Какой? Я попыталась разгадать его. И свои размыщления по этому поводу предлагаю вам.

Я внимательно прочитала посты олега Насобина и комментарии к ним. Какие-то находки и детали я взяла на вооружение. Спасибо за них. Буду благодарна за все замечания уточнения, дополнения и возражения.

Отправной точкой моего исследования явлился тот факт, что заказчиком данной картины выступил Никколо Аурелио, секретарь Совета десяти Венецианской республики. Совет десяти - орган управления могущественной Венецией, жемчужины Адриатики. заказчик выступал явно не от себя, а от других сил, которые пожелали остаться неизвестными.
Но для «легенды прикрытия» - картину заказывал Аурелио в качестве подарка невесте - молодой вдове Лауре Богаратто, на которой он впоследствии и женился. Для укрепления «легенды» на передней стенке саркофага был изображен герб Аурелио. Но все это «дымовая завеса», призванная отвлечь от настоящего смысла картины и от настоящих «заказчиков». Любопытно отметить, что свое название «Любовь земная и любовь небесная» картина получила почти спустя два века после ее создания.

Очевидно, что при жизни Тициана картина была безымянной, или ее настоящее название знал только узкий круг лиц.

В чем же состоит загадка картины? Что на самом деле изобразил Тициан? Нужно сразу сказать, что великий художник был посвящен в хитросплетения тайной истории и тайных обществ.

Обратимся к самой картине. Что мы видим на ней?

Две молодые женщины - обнаженная и одетая в пышное платье сидят на краю заполненного водой саркофага, куда запустил свою руку купидон.

На заднем фоне Любви Небесной течет река.

Реку можно трактовать как подземную реку Алфиос, аллегорию тайных «подземных преданий, символ невидимых знаний, передаваемых «посвященными» от поколения к поколению.

А можно трактовать Реку - как небесное учение. Следует отметить, что вода издавна символизирует информацию, Знания.

Можно предположить, что в саркофаге находится вода из этой священной реки. Из саркофага в свою очередь выливается струя воды, питающая куст, изображенный на переднем плане картины. То есть в данном случае саркофаг - Источник.

Какая же вода-Знание концентрируется в саркофаге?

Прибегнем к дешифровке.

Подсказок тут несколько. Это и тамплиерская башня за спиной «земной» женщины, то есть учение тамплиеров и сам саркофаг. Сейчас мы увидим, что это именно саркофаг, а не бассейн или фонтан, как толкуют некоторые комментаторы картины.

Саркофаг - резной каменный гроб. И если это гроб, то чьи же останки лежат там? И здесь мы имеем следующие «намеки». Блюдо и купидон. Некоторые комментаторы указывают на то, что ангелочек вылавливает из воды цветы. Но цветы, как известно, плавают на поверхности воды, а не тонут. Так что же, ищет в воде ребенок? Для ответа достаточно посмотреть на блюдо. Точно такое же блюдо изображено на картине Тициана «Саломея с головой Иоанна Крестителя».

Интересно отметить, что у Тициана есть три картины на эту тему.

Первая из них написана спустя год после создания «Любви небесной и Любви земной». И блюдо там - другое. Но есть «подсказка» в виде правой руки, обмотанной алой накидкой. У Любви земной - тоже правый алый рукав

А вот на картине, написанной уже в 1560 году, изображено «наше» блюдо.

Любопытный факт, что картина «Саломея» оказалась «пророческой» в отношении одного знакового исторического события. С 1649 года «Саломея» Тициана находилась в собрании дворца Хэмптон-корт в Великобритании. И в этом же году был обезглавлен английский монарх Карл I .

И еще на одной картине, где изображена Саломея - тоже можно видеть уже знакомое нам блюдо.

(В скобках можно отметить, что с этой картиной связана история, подоБная той, что описана Олегом Насобиным в посте: «Сотбис лишил клиента денег и сна» http://avvakoum.livejournal.com/1281815.html

Те, кто хочет ознакомиться с материалом, касающимся картины Тициана - могут пройти по ссылке http://thenews.kz/2010/02/25/267486.html).

Итак, мы установили, что по каким-то причинам спустя годы Тициан решил «расшифровать» блюдо, написанное им ранее и «связать» его с головой Иоанна Крестителя.

Как известно, по легенде Иоанн Креститель был первым Великим Магистром Приората Сиона.

Значит, художник в символичном виде изобразил Приорат Сиона; при этом вода (учение Приората Сиона) в свою очередь становится источником питания (Знания) для куста. Оно как бы «рождает» этот куст. При этом, как я уже упоминала, сзади «любви земной» тамлиерская башня…

Итак, ключ к разгадке картины - КУСТ. Что это за куст?

Это - ПЯТИЛЕПЕСТКОВАЯ РОЗА, нечто среднее (или гибрид) розы и шиповника. Точнее, вид старейшей розы - Шиповника собачьего. Как известно, шиповник - прародитель роз.

Эта пятилепестковая роза являлась магическим растением розенкрейцеров. Если приглядеться, то можно увидеть, что и сам куст «нарисован» в форме креста.

Это растение, листья пятилепестковой розы изображались на символах ордена Розенкрейцеров.

Интересно, что в Чехии, в которой были сильны разные мистические течения, каждый год в Крумлове проводится Праздник Пятилепестковой розы. Эта роза изображена на флаге и гербе Чешского Крумлова.

Но на этом значение пятилепестковой розы не исчерпываются.

Пятилепестковая роза - это и Роза Тюдоров, традиционная геральдическая эмблема Англии и Хэмпшира . Она есть на гербе Великобритании и Канады.

И эта же пятилепестковая роза изображена на карте Таро - старшем Аркане под номером 13. Смерть.

Геральдическая пятилепестковая роза являлась символом мастера-подмастерья в масонском учении.

А учение розенкрецеров, как известно, стало предтечей масонства в том виде в каком оно дошло до нашего времени.

Если провести «расследование» картины дальше, то дерево сзади ангелочка можно классифицировать как вяз. По форме кроны, форме листьев, плотности кроны. Конечно, это всего лишь предположение, но сравнив несколько фото вязов с изображением дерева на тициановской картине, я вполне допускаю этот факт.

Тогда можно предположить, что на картине изображено историческое событие, известное как «рубка вяза», когда произошел разрыв тамплиеров с Приоратом Сиона и место тамплиеров заняли розенкрейцеры. Во всяком случае - многие детали на картине, уже рассмотренные нами, говорят именно об этом.

Но вернемся к нашим дамам.

«Земная» дама держит в руке цветок пятилепестковой розы. Цветок у нее в руке, но рука в перчатке, и она еще не осязает цветок кожей, то есть между ней и Учением розенкрейцеров - преграда. Споры вызвает предмет под рукой Любви земной. Одни говорят, что это - чаша, другие - мандолина. Хотя возможно Тициан нарочно «зашифровал» чашу. Если бы он хотел изобразить мандолину так, чтобы не оставалось «просторов» для иных толкований, он бы это сделал. Но по каким-то причинам однозначная трактовка предмета под рукой Любви земной - затруднительна. Таким образом, Тициан «намекает» нам на чашу.

В этом случае легко проводятся следующие аналогии, во-первых, с Чашей Грааля, во вторых, чаши - использовались в ритуалах розенкрейцеров. Предмет в руке Любви небесной можно определить как курильницу, которая тоже использовалась в ритуальных обрядах розенкрецеров.

Любовь земная смотрит в глаза зрителю, а любовь земная - на ее красную туфельку (или золотисто-красную), точнее - кончик туфли. Когда-то давно я читала, что красные туфельки - символ богини Изиды, символ посвященного. Если идти дальше, то можно провести аналогию с красными папскими туфлями. Тоже символом «высокого посвящения».

Итак, с большОй долей вероятности можно сказать, что «при» этой картине происходило посвящение в члены Ордена Розенкрейцеров. Происходил процесс инициации. И также вероятно, что этот процесс включал в себя обряд целования кончика красной туфли. Две дамы похожи друг на друга, они «связаны» саркофагом и приближены к зрителю в равной мере. У них две ноги на двоих, так как нога «небесной любви» спрятана от глаз зрителя, а ногу второй символизирует кончик красной туфли. Можно сказать, что в таком зашифрованном виде заключен главный постулат Герметизма: «что наверху,тоивнизу,чтовнизу,тоинаверху». То есть, небесное отражается в земном, а земное - в небесном.
Эту картину хотел купить один из Ротшильдов. Но его предложение было отклонено. Символ тайных мистерий остается на территории Италии. В Риме. Городе, где находится Ватикан - один центров управления миром.

Вопросы еще есть. Можно ли Любовь земную отождествить с Саломеей, а Любовь земную - с Марией Магдалиной (хотя ее волосы не распущены, как в канонических изображениях)?

Или здесь идет отсылка к Шестому аркану Таро - Любовники…

Не все загадки Тициана еще разгаданы, а значит, нас ждут новые открытия и находки…

Я буду благодарна за все уточнения, дополнения и комментарии.

Тициан увековечил свое имя, создавая прекрасные полотна, воплощая сюжеты из Библии и мифологии. Кроме того, он был выдающимся портретистом. Его кисти принадлежит более ста полотен, на многих из которых запечатлены выдающиеся личности его времени, а жил Тициан в первой половине XVI века, в Венеции. Уже к тридцати годам его признали лучшим художником Венеции. Короли и римские папы заказывали ему свои портреты, не говоря уже о знати калибром поменьше. И среди всего его творческого наследия особое место занимает картина «Любовь небесная и Любовь земная».

Есть основания полагать, что картина «Любовь небесная и Любовь земная» была написана по заказу Никколо Аурелио, секретаря Совета десяти Венецианской республики. Никколо женился и картине была отведена роль свадебного подарка. Стоит отметить, что современное название картина имела не сразу — она была именована именно так не ранее, чем спустя два века с даты создания — 1514 года. В 1608 году картину купил кардинал Шипионе Боргезе, известный меценат и коллекционер предметов искусства. В его каталоге картина числилась под несколькими именами: «Красота приукрашенная и неприукрашенная», «Три типа любви», «Божественная и светская женщины». Название «Любовь небесная и Любовь земная» возникло в том же каталоге в 1792 году.

Сюжет картины до сих пор вызывает бурные дискуссии. Существуют две основные версии. Согласно первой, на картине Венера уговаривает Медею помочь Ясону, что является заимствованием из популярной в то время книги «Hypnerotomachia Poliphili», авторство которой приписывают доминиканскому монаху Франческо Колонна. По другой версии, на картине Тициан изобразил собственную возлюбленную — красавицу Виоланту, изобразив ее в земной и божественной форме. Но каким бы ни был изначальный сюжет, он оказался позабыт, поскольку не имел особого значения в сравнении с художественной силой полотна.

Существует мнение, что Тициан старался передать определенное душевное состояние. Пейзаж, выполненный в мягких и спокойных тонах, ясная звучность цвета красивых и несколько холодных в тоне одежд, свежесть обнаженного тела — все это создает ощущение спокойной радости. Поэтическому единству и умиротворенному настроению картины в немалой степени способствует и пейзаж. Разливающиеся лучи заходящего солнца, тёмно-зелёные кроны деревьев, тяжёлые влажные облака над неподвижной водой самым чудесным образом гармонируют с красотой женщин.

Если попытаться интерпретировать символы и знаки на картине, то с уверенностью можно указать лишьна герб Никколо Аурелио, расположенный на передней стене саркофага и амура, определенно символизирующего Любовь. Все остальное так и останется на территории домыслов и догадок, а потому — лучше оставить попытки наделить картину каким-либо смыслами и просто любоваться ее визуальной красотой. Быть может именно внутренняя тишина и умиротворенность — истинная цель картины, ведь разве можно найти лучшее состояние, чтобы испытывать любовь земную и небесную?

В настоящее время картина «Любовь земная и любовь небесная» находится в коллекции галереи Боргезе, в Риме.