Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Значение каратыгин василий андреевич в краткой биографической энциклопедии. Биография Актер коротыгин

Дата смерти: Профессия: Гражданство:

Российская империя

Театр: Роли:

Могила В.А. Каратыгина на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

Василий Андреевич Каратыгин (26 февраля (10 марта) , Санкт-Петербург - 13 (25) марта , Санкт-Петербург) - знаменитый российский актёр, трагик, сын Андрея Васильевича и Александры Дмитриевны Каратыгиных . Дебютировал в 1820 году в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноимённая трагедия В. А. Озерова). Был знаком с Александром Пушкиным, Александром Грибоедовым, Кондратием Рылеевым, Вильгельмом Кюхельбекером.

В 1827 году его женой стала актриса и частая партнёрша по сцене Александра Михайловна Колосова .

Созданный для трагедии

Василия Андреевича Каратыгина рано определили чиновником департамента внешней торговли. Но «чиновник», которому не исполнилось и шестнадцати, с упоением играл в домашних спектаклях, ставившихся в доме родителей, известных петербургских актёров. Василия заметил А. А. Шаховской , видный театральный деятель тех лет. Он изъявил желание «образовать юношу актёром». Затем учил Каратыгина П. А. Катенин - поэт и переводчик, близкий к декабристам. 3 мая 1820 года Василий Каратыгин впервые вышел на сцену. Он сыграл роль Фингала в одноименной трагедии В. А. Озерова . Первые в своей жизни аплодисменты Василий Андреевич воспринял как аванс в счёт будущего. Он с детства знал, что за счастье покорять сердца нужно платить огромным ежедневным трудом. Каратыгин стал режиссёром собственных ролей, работал над костюмом как профессиональный художник. Не случайно писал А. С. Грибоедов , что «для одного Каратыгина порядочные люди собираются в русский театр». На «Гамлете» с участием Каратыгина рыдал А. И. Герцен . А. С. Пушкин подарил актёру для бенефиса своего «Скупого рыцаря ». Однако с приходом в русскую эстетическую мысль идей «натуральной школы» Каратыгин начинает терять свои лавры. Созданный для трагедии и романтической драмы, он стал казаться чрезмерным во всём. Всё же для людей декабристского поколения он остался в памяти как живое воплощение театра тех лет. В 1834 году В. К. Кюхельбекер в письме из Свеаборгской крепости спрашивал своих племянниц: «Бываете ли вы иногда в театре? Случается ли вам вслушиваться в собраниях в суждении об актёрах? Кроме Каратыгина, который образовался ещё при мне,- есть ли в русской труппе какой-нибудь отличный талант?»

Литературная деятельность

В. А. Каратыгин (как его родной младший брат П. А. Каратыгин) является автором переделок и переводов многих известных французских водевилей и других драматических пьес, шедших на сценах императорских театров в XIX веке. Он перевёл или значительно переделал для русской сцены следующие пьесы:

  • «Цыганы ». Драматическое представление в 2 к., взятое из поэмы А. С. Пушкина
  • «Мал да удал, или Записки гусарского полковника» (Les memoires d’un colonel de hussards). Водевиль в 1 д. Э. Скриба и Мельвиля (А.-О.-Ж. Дюверье) . Пер. с фр.
  • «Адольф и Клараб или Два арестанта» (Adolphe et Clara, ou Les deux prisonniers). Ком. в 1 д. Марсолье, Бенуа-Жозеф”Б.-Ж. Марсолье. Пер. с фр.
  • «Фанни, или Мать и дочь соперницы» (La mere et la fille). Ком. в 5 д. Эмпи (Adolphe Simonis Empis) и Э. Мазера. Пер. с фр.
  • «Антоний» (Antony). Тр. в 5 д. Перед. с фр. Драма А. Дюма .
  • «Изора, или Бешеная» (Isaure). Ком. в 3 д. Теодора, Бенжамена и Франсиса. Пер. с фр.
  • «Елизавета и граф Эссекс». Тр. в 5 д. Перед. с нем. в стихах тр. в прозе И.-Г. Дика «Graf Essex».
  • «Полночь, или Кто прежде поцелует» (Minuit, ou La veille du jour de l’an). Ком. в 1 д. Дезодра и А. Сен-При. Перед. с фр. в вольных стихах
  • «Мирандолина, или Седина в бороду, а бес в ребро» (Mirandolina). Ком. в 3 д. К.-Л. Блума. Переделка ком. К. Гольдони «Трактирщица». Пер. с нем.
  • «Двое за четверых, или Ревность и шутка» (Defiance et malice, ou Le prete rendu). Ком. в 1 д. М. Дьелафуа. Пер. с фр. в стихах;
  • «Мария, или 17 лет из жизни женщины» (Маrie, ou Les trois epoques). Драма в 3 д. М. Ансело (Marguerite-Louise Virginie Ancelot). Пер. с фр.
  • «Все или ничего» (Tout ou rien). Драма в 3 д. Поля де Кока . Пер. с фр.
  • «Кин, или Гений и беспутство» (Kean, ou Desordre et genie). Ком. в 5 д. А. Дюма . Пер. с фр.;
  • «Эсмеральда, или Четыре рода любви» (Der Glockner von Notre-Dame). Драма в 5 д. с прологом «Алый башмачок» Ш. Бирх-Пфейффер. Сюжет заимств. из романа В. Гюго «Собор Парижской богоматери ». Пер. с нем.
  • «Король Лир » (King Lear). Тр. в 5 д. Шекспира. Пер.;
  • «Кай-Марций Кориолан» (Coriolanus). Историческая тр. в 4 д. Пер. тр. в 5 д. В. Шекспира
  • «Она помешана» (Elle est folle). Драма в 2 д. Мельвиля (А.-О.-Ж. Дюверье) . Пер. с фр..
  • «Братья-враги, или Мессинская невеста» (Die Braut von Messina). Тр. в 3 д. Ф. Шиллера . Пер. с нем..
  • «Мономан, или Помешанный» (Le monoman). Драма в 5 д. Ш. Дюверье (Charles Duveyrier). Пер. с фр.;
  • «Живая покойница» (La nonne sanglante). Драма в 5 д. О. Анисе-Буржуа . Пер. с фр.
  • «Испытание, или Завязка и развязка» (Discretion). Ком. в 1 д. Ф. Дюмануара и Камиля. Пер. с фр.;
  • «Еврей, или Слава и позор». Тр. в 4 д. Перед. с фр. Драма в 5 д. В. Сежура «Diegarias» в стихах
  • «Графиня Клара д’Обервиль» (La dame de St. Tropez). Драма в 5 отд. О. Анисе-Буржуа
  • «Предок и потомки» (Les burgraves). Драма в 3 д. В. Гюго . Пер. с фр. в стихах и в прозе
  • «Мечтания Тасса» (Une vision de Tasse). Мелодрама в 1 д. в стихах. Пер. с фр.
  • «Кастильская честь». Драма в 1 д. (5-е д. тр. В. Гюго «Эрнани»). Пер. с фр. в стихах

Литература

  • Рассказы о русских актёрах: А. С. Яковлев , Е. С. Семёнова , В. Н. Аксёнова, П. С. Мочалов , В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин / Составитель М. Д. Седых. - М .: Искусство , 1989. - С. 173 - 236. - 320 с. - 75 000 экз. - ISBN 5-210-00345-0

Ссылки

  • Материалы к биографии В.А. Каратыгина / Сообщ. В. Надпорожный и А.А. Киреев // Русская старина, 1889. - Т. 63. - № 7. - С. 159-161.
  • Шенрок В. Мочалов и Каратыгин // Русская старина, 1898. – Т. 93. - № 3. – С. 521-536; Т. 94 - № 4. – С. 97-110.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 10 марта
  • Родившиеся в 1802 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 25 марта
  • Умершие в 1853 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Актёры по алфавиту
  • Актёры Российской империи
  • Актёры XIX века
  • Персоналии:Александринский театр

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Биографический словарь
  • - (1802 53), рус. актер. Играл «классич. трагедии», потом романтич. драмы и драмы У. Шекспира. В совершенстве владел актерской техникой, но по выразительности и силе игры уступал П.С. Мочалову. К. и Мочалов представляли два течения в рус. театре: в … Лермонтовская энциклопедия

    - (1802 53) российский актер. С 1820 ведущий трагик Санкт Петербургского театра (с 1832 Александринский). Представитель русского сценического классицизма. В театре выступали также отец, мать и жена Каратыгина. Роли: Велизарий (Велизарий Э. Шенка) … Большой Энциклопедический словарь

    - (1802 1853), актёр. С 1820 ведущий трагик Петербургского театра (с 1832 Александринский). Представитель русского сценического классицизма. В совершенстве владел искусством декламации, стремился к тщательной отделке внешнего рисунка роли,… … Энциклопедический словарь

    Сын А. В. Каратыгина, род. 29 июня 1805 г., ум. 24 сентября 1879 г. В 1816 г. отдан был в театральное училище и попал в класс Дидло, который хотел приготовить его к балету. Но он занялся изучением драматического искусства под руководством… … Большая биографическая энциклопедия

    Известный актер комик и водевилист (1805 1879), брат знаменитого трагика Василия Андреевича К., последний представитель театра 1820 х годов, когда на сцене властвовали Василий К., Брянский, Сосницкий. Учился в СПб. театральной школе, сначала в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Василий Каратыгин Имя при рождении: Василий Андреевич Каратыгин Дата рождения: 26 февраля 1802 Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти: 13 марта 1853 Место смерти: Санкт Пете … Википедия

    Каратыгин фамилия. Известные носители: Каратыгин, Александр Александрович (1914 1989) начальник технического отдела радиохимического завода № 25 (Объекта «Б») производственного объединения «Маяк», 15 марта 1953 года предотвративший на… … Википедия

10 марта (26 февраля) 1802 года в Петербурге родился Василий Андреевич Каратыгин, знаменитый российский актёр-трагик .

Учился в Горном кадетском корпусе, служил в департаменте внешней торговли. Актёрским искусством Василий занимался с Шаховским и Катениным - видным пропагандистом и теоретиком классицистской трагедии.

В 1820 году Каратыгин дебютировал в петербургском Большом театре в роли Фингала (одноименная трагедия Озерова). Близкий к кругам прогрессивной дворянской молодёжи (был знаком с Пушкиным, Грибоедовым, Рылеевым, Кюхельбекером), Каратыгин после подавления восстания декабристов примкнул к консервативному лагерю.

На раннем этапе творчества он был связан с традициями классицизма, тогда же определились характерные черты его актёрского стиля - приподнятая героика, монументальная парадность, напевная декламация, живописность, скульптурность поз.

Василий Андреевич пользовался большим успехом в ролях романтического репертуара и в переводных мелодрамах. С момента открытия петербургского Александринского театра Каратыгин - ведущий трагик этого театра.

Основываясь на классицистской эстетике, Каратыгин подчёркивал одну главную, как он считал, черту героя - ревность Отелло, стремление захватить престол - у Гамлета. Оживлённые дискуссии вызвали гастроли артиста в Москве (1833, 1835). Белинский и Надеждин отрицательно оценили парадно-декоративное искусство Каратыгина, противопоставив ему любимое демократическим зрителем бунтарское творчество Мочалова.

Общий процесс развития реализма, статьи Белинского, поездки в Москву, совместные выступления со многими мастерами реалистической школы влияли на Каратыгина. Искусство артиста обрело черты естественности, психологические глубины. Вскоре Белинский высоко оценил психологически сложное раскрытие Каратыгиным образа дряхлого, трусливого и жестокого Людовика XI ("Заколдованный дом" Ауфенберга, 1836).

Творчество Каратыгина, тщательно отделывавшего каждую роль, изучавшего при работе над ней множество литературных источников и иконографических материалов, оказало положительное влияние на развитие актёрского искусства.

Он был первым исполнителем ролей Чацкого ("Горе от ума" Грибоедова, 1831), Дон Гуана, Барона ("Каменный гость", 1847, и "Скупой рыцарь", 1852, Пушкина), Арбенина ("Маскарад" Лермонтова, 1852). Перевёл и переделал для постановки на русской сцене более 40 пьес.

Умер Василий Андреевич Каратыгин (13) 25 марта 1853 года в Петербурге.

(1802-1853)российский актер, переводчик. Дебютировал на сцене Петербургского Большого театра (1820). С 1832 г. - ведущий актер-трагик Александринского театра. Играл заглавные роли в пьесах отечественных и зарубежных авторов: А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого, У. Шекспира, Ф. Шиллера, А. Дюма-отца, В. Гюго. Для его актерского стиля были характерны: напевная декламация, монументальная парадность, живописность поз и приподнятая героика. Гастроли актера в Москве (1833 и 1835) вызвали оживленную полемику, вышедшую за рамки эстетического спора о театральном искусстве. В 1830-1840-х гг. актер перевел и переделал более 40 пьес, поставленных на петербургской сцене. КАРАХАН (наст. фам. - Караханян) Лев Михайлович (1889-1937) - советский государственный деятель, дипломат. Член РСДРП с 1904 г., меньшевик. Вел партработу в Харбине и Петербурге. С 1912 г. участвовал в профсоюзном движении. В 1915 г. арестован и сослан в Томск. Освобожден после Февральской революции 1917 г., вернулся в Петроград. С мая 1917 г. большевик. С июня 1917 г. - член ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов. С августа 1917 г. - член Президиума и секретарь Петроградского совета. В октябре входил в Петроградский ВРК. С ноября 1917 г. секретарь советской делегации на мирных переговорах с Германией в Брест-Литовске. В 1918-1920 гг. - зам. наркома иностранных дел РСФСР. С 1921 г. полпред РСФСР в Польше, в сентябре 1923 - августе 1926 г. - в Китае. В 1927-1934 гг. - зам. наркома иностранных дел СССР. В 1934 г. переведен на должность полпреда СССР в Турции. 3 мая 1937 г. отозван в Москву и арестован. Приговорен к смертной казни. Расстрелян 20 сентября 1937 г. Посмертно реабилитирован.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Каратыгин, Василий Андреевич - знаменитый трагик (1802 - 1853), сын известных актеров Андрея и Александры Каратыгиных. Воспитывался в горном институте и готовился стать чиновником, но театральная среда и успехи в домашних спектаклях заставили Каратыгина променять службу на сценическую деятельность. Его главным руководителем был поклонник французской трагедии и знаток античной драмы, П.А. Катенин. В 1820 г. Каратыгин дебютировал в ролях Фингала (трагедия Озерова), царя Эдипа (""Эдип - царь"", трагедия Грузинцева), Танкреда (трагедия Вольтера), Пожарского (трагедия Крюковского) и имел огромный успех. После четвертого дебюта Каратыгин, несмотря на интриги, был принят на Петербургскую сцену и первое время выступал в пьесах классического репертуара. В конце 1820-х годов на русскую сцену проникает романтическая драма, и Каратыгин имеет в ней неизменный успех, отодвинув на второй план Брянского. В этот период лучшими ролями Каратыгина были: Велисарий (драма Эдуарда Шенка), Жорж де Жермани (драма Дюканжа), Карл Моор (Шиллер). Последняя роль особенно удалась Каратыгину. С появлением (конец 30-х и начало 40-х годов) на русской сцене произведений Шекспира Каратыгин играет Гамлета, Отелло, Лира, Кориолана. Огромному дарованию Каратыгина и его эффектной игре обязаны своим успехом ультрапатриотические произведения Кукольника и Полевого. Ни в одной из своих разнообразных ролей Каратыгин не был плох, так как отличался редким трудолюбием и всесторонне изучал каждую роль. Исключительный успех имел Каратыгин в пьесах ""Заколдованный дом"" (Людовик XI), ""Кин"", ""Мария Стюарт"" (Лейчестер), ""Уголино"" (Нино). Каратыгин был красив, обладал сильным и приятным голосом; его игра отличалась внешней красотой, техническим мастерством, но там, где требовалась глубина чувства, внутренний огонь, он был холоден и не трогал зрителей. Прекрасно образованный, хорошо знавший языки, Каратыгин перевел для театра около сорока трагедий, драм, комедий и даже водевилей; комедии ""Женатый философ"" и ""Двое за четверых"" были напечатаны (Санкт-Петербург, 1827). - См. Вигель, ""Воспоминания""; Вольф, ""Хроника Санкт-Петербургских театров""; П.А. Каратыгин, ""Записки""; А.М. Каратыгина, ""Воспоминания"" (""Русский Вестник"", 1881, № 4, 5); Р. Зотов, ""Записки""; Белинский, ""Сочинения""; Беляев, ""Воспоминания о В.А. Каратыгине""; В. В. В. (Строев), ""Репертуар"" (1841); ""Репертуар и Пантеон"" (1843); ""Русская Старина"" (1880, № 10).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Каратыгин, Василий Андреевич

Знаменитый трагик, сын А. В. Каратыгина, род. 26 февраля 1802 г., ум. 13 марта 1853 г. Образование получил в Горном корпусе, по окончании которого поступил на службу в департамент внешней торговли, где и дослужился до первого офицерского чина. Еще будучи кадетом он принимал участие в домашних спектаклях в доме отца. Тут видел его князь Шаховской и, оценив его крупный талант, стал серьезно обучать его драматическому искусству. Однако молодой Каратыгин скоро покинул Шаховского и сблизился с П. А. Катениным, который не только сумел развить блестящим образом дарования своего ученика, но и образовал его ум, ознакомив его с лучшими произведениями европейской литературы. Впоследствии замечания и советы А. А. Жандра и критические статьи, которые он помещал в журналах касательно дебютов Каратыгина, также много способствовали развитию таланта В. A. Каратыгина. 3 мая 1820 г. он дебютировал на сцене петербургского Малого театра ролью Фингала в трагедии Озерова. Успех был необыкновенный. В течение мая и июня Каратыгин имел еще три дебюта, сопровождавшиеся таким же успехом. Тогда он оставил департамент и перешел на службу в казенную драматическую труппу, которой и не покидал до конца жизни. Он считался первым трагиком своего времени. Игра его принадлежала к старому классическому роду и отличалась благородством; обвиняли его иногда в недостатке истинного одушевления. Лучшими его ролями были: Гамлет, Отелло, Король Лир, Карл Моор и др. В 1853 г. на похоронах артиста Брянского В. А. Каратыгин простудился, заболел тифом и скоро умер. Сам император Николай выразил его вдове соболезнование, громадная толпа публики, собравшаяся проводить своего любимца. на руках перенесла гроб его в Благовещенскую церковь, а оттуда на Смоленское кладбище, где он похоронен. В. А. Каратыгин переложил в стихи комедию Загоскина: "Добрый малый" и перевел более 20 пьес. В феврале 1827 г. он женился на артистке Александре Михайловне Колосовой.

{Половцов}

Каратыгин, Василий Андреевич

Знаменитый русский трагик, сын Андрея К. (см.). Род. 26 февраля 1802 г., умер 13 марта 1853 г. Учился в Горном корпусе и затем служил в департаменте внешней торговли. Домашние спектакли в доме его отца, знакомство с Катениным и кн. Шаховским привлекли его к театру. Кн. Шаховской старался создать из него артиста в традициях господствовавшей тогда напыщенной манеры игры, что и оставило в нем следы на всю жизнь. Более благодетельно для К. было влияние П. А. Катенина, познакомившего его с греч. и латинскими классиками и с лучшими произведениями франц. литературы. Дебюты К. на спб. Имп. сцене в 1820 г. в ролях Фингала (траг. Озерова), Эдипа ("Эдип в Афинах" Грузинцева), Танкреда и Пожарского (траг. Крюковского) были весьма удачны. Уже одна величественная фигура К. и выразительное лицо его производили огромное впечатление на зрителей. Белинский передает, что театр дрожал от рукоплесканий, когда Велизария, увенчанного лаврами, везут в триумфальной колеснице, а между тем К. не говорил при этом ни одного слова. Сначала К. играл в классической трагедии; затем с 1828 г. проникает на нашу сцену романтизм, и К. играет героев новой франц. драмы; наконец, он переходит к Шекспиру, играет Гамлета, Лира, Отелло, Кориолана. Роль Карла Моора ("Разбойники" Шиллера) вызвала переворот в артистической деятельности К. Замечательно трудолюбивый, он исполнял несколько десятков ролей самого разнообразного и серьезного репертуара. Дарование К. не природное, а выработано всесторонним и глубоким изучением предмета; он с одинаковым успехом исполнял совершенно противоположные по характеру роли (перечень у Бураковского: "Очерки истории русской сцены", стр. 50). К. уступал знаменитому своему современнику, Мочалову, в глубине чувства, но превосходил его совершенством техники. Лучшими его ролями были Людовик XI и Лейчестер ("Марии Стюарт). У Вольфа ("Хроника спб. театров", ч. I, стр. XLIV) указаны 37 переводных комедий и драм К., шедших на императорской сцене, между прочим - несколько драм Дюма, "Лир" и "Кориолан" Шекспира, "Мессинская невеста" Шиллера и др. Некоторые переводы К. исполнются поныне ("Графиня Клара д´Обервиль"); немногие изданы: "Двое за четверых" (в стих., СПб., 1827); "Женатый философ" (то же) и др. Ср. В. В. В., "Портретная галерея русских сценических артистов" ("Репертуар", 1841, приложение, и 1843); "Воспоминания" Булгарина ("Северная пчела", 1853, №№ 61 и 64) и H. Рамазанова ("Москвитянин", 1853, № 12); В. Стоюнин, "Первое сценическое образование К." ("Музыкальный и театр. вестник", 1856, №№ 1 и 27); "Иллюстрированный альманах журнала Мода" (СПб., 1857); К. Тагильский, "Воспоминание о К." (СПб., 1858, из газ. "Золотое Руно"); Г. Максимов, "Свет и тени" (СПб., 1878, гл. I): "Записки" С. Жихарева, Ф. Вигеля, П. Каратыгина, Р. Зотова, Ив. Панаева, Кс. Полевого; Белинский, "Сочинения" (I-III и IX); "Письма К. к П. А. Катенину, 1825 и 1837" ("Русская старина", 1880, т. XXIX), также "СПб. ведомости" (1871, № 130) и в брошюре "Из бумаг кн. В. Ф. Одоевского" (из "Русского архива", 1864, №№ 7 и 8); "Первый дебют В. А. К." и "Последние дни В. А. К." ("Русская старина", 1889, июль); "Русские бывшие деятели" (изд. Баумана, т. II); "Хроника спб. театров" Вольфа (СПб., 1877, ч. I); Бураковский, "Очерк истории русской сцены" (СПб., 1877, стр. 39-53).



Каратыгин, Василий Андреевич

Знаменитый трагик, сын А. В. Каратыгина, род. 26 февраля 1802 г., ум. 13 марта 1853 г. Образование получил в Горном корпусе, по окончании которого поступил на службу в департамент внешней торговли, где и дослужился до первого офицерского чина. Еще будучи кадетом он принимал участие в домашних спектаклях в доме отца. Тут видел его князь Шаховской и, оценив его крупный талант, стал серьезно обучать его драматическому искусству. Однако молодой Каратыгин скоро покинул Шаховского и сблизился с П. А. Катениным, который не только сумел развить блестящим образом дарования своего ученика, но и образовал его ум, ознакомив его с лучшими произведениями европейской литературы. Впоследствии замечания и советы А. А. Жандра и критические статьи, которые он помещал в журналах касательно дебютов Каратыгина, также много способствовали развитию таланта В. A. Каратыгина. 3 мая 1820 г. он дебютировал на сцене петербургского Малого театра ролью Фингала в трагедии Озерова. Успех был необыкновенный. В течение мая и июня Каратыгин имел еще три дебюта, сопровождавшиеся таким же успехом. Тогда он оставил департамент и перешел на службу в казенную драматическую труппу, которой и не покидал до конца жизни. Он считался первым трагиком своего времени. Игра его принадлежала к старому классическому роду и отличалась благородством; обвиняли его иногда в недостатке истинного одушевления. Лучшими его ролями были: Гамлет, Отелло, Король Лир, Карл Моор и др. В 1853 г. на похоронах артиста Брянского В. А. Каратыгин простудился, заболел тифом и скоро умер. Сам император Николай выразил его вдове соболезнование, громадная толпа публики, собравшаяся проводить своего любимца. на руках перенесла гроб его в Благовещенскую церковь, а оттуда на Смоленское кладбище, где он похоронен. В. А. Каратыгин переложил в стихи комедию Загоскина: "Добрый малый" и перевел более 20 пьес. В феврале 1827 г. он женился на артистке Александре Михайловне Колосовой.

{Половцов}

Каратыгин, Василий Андреевич

Знаменитый русский трагик, сын Андрея К. (см.). Род. 26 февраля 1802 г., умер 13 марта 1853 г. Учился в Горном корпусе и затем служил в департаменте внешней торговли. Домашние спектакли в доме его отца, знакомство с Катениным и кн. Шаховским привлекли его к театру. Кн. Шаховской старался создать из него артиста в традициях господствовавшей тогда напыщенной манеры игры, что и оставило в нем следы на всю жизнь. Более благодетельно для К. было влияние П. А. Катенина, познакомившего его с греч. и латинскими классиками и с лучшими произведениями франц. литературы. Дебюты К. на спб. Имп. сцене в 1820 г. в ролях Фингала (траг. Озерова), Эдипа ("Эдип в Афинах" Грузинцева), Танкреда и Пожарского (траг. Крюковского) были весьма удачны. Уже одна величественная фигура К. и выразительное лицо его производили огромное впечатление на зрителей. Белинский передает, что театр дрожал от рукоплесканий, когда Велизария, увенчанного лаврами, везут в триумфальной колеснице, а между тем К. не говорил при этом ни одного слова. Сначала К. играл в классической трагедии; затем с 1828 г. проникает на нашу сцену романтизм, и К. играет героев новой франц. драмы; наконец, он переходит к Шекспиру, играет Гамлета, Лира, Отелло, Кориолана. Роль Карла Моора ("Разбойники" Шиллера) вызвала переворот в артистической деятельности К. Замечательно трудолюбивый, он исполнял несколько десятков ролей самого разнообразного и серьезного репертуара. Дарование К. не природное, а выработано всесторонним и глубоким изучением предмета; он с одинаковым успехом исполнял совершенно противоположные по характеру роли (перечень у Бураковского: "Очерки истории русской сцены", стр. 50). К. уступал знаменитому своему современнику, Мочалову, в глубине чувства, но превосходил его совершенством техники. Лучшими его ролями были Людовик XI и Лейчестер ("Марии Стюарт). У Вольфа ("Хроника спб. театров", ч. I, стр. XLIV) указаны 37 переводных комедий и драм К., шедших на императорской сцене, между прочим - несколько драм Дюма, "Лир" и "Кориолан" Шекспира, "Мессинская невеста" Шиллера и др. Некоторые переводы К. исполнются поныне ("Графиня Клара д"Обервиль"); немногие изданы: "Двое за четверых" (в стих., СПб., 1827); "Женатый философ" (то же) и др. Ср. В. В. В., "Портретная галерея русских сценических артистов" ("Репертуар", 1841, приложение, и 1843); "Воспоминания" Булгарина ("Северная пчела", 1853, №№ 61 и 64) и H. Рамазанова ("Москвитянин", 1853, № 12); В. Стоюнин, "Первое сценическое образование К." ("Музыкальный и театр. вестник", 1856, №№ 1 и 27); "Иллюстрированный альманах журнала Мода" (СПб., 1857); К. Тагильский, "Воспоминание о К." (СПб., 1858, из газ. "Золотое Руно"); Г. Максимов, "Свет и тени" (СПб., 1878, гл. I): "Записки" С. Жихарева, Ф. Вигеля, П. Каратыгина, Р. Зотова, Ив. Панаева, Кс. Полевого; Белинский, "Сочинения" (I-III и IX); "Письма К. к П. А. Катенину, 1825 и 1837" ("Русская старина", 1880, т. XXIX), также "СПб. ведомости" (1871, № 130) и в брошюре "Из бумаг кн. В. Ф. Одоевского" (из "Русского архива", 1864, №№ 7 и 8); "Первый дебют В. А. К." и "Последние дни В. А. К." ("Русская старина", 1889, июль); "Русские бывшие деятели" (изд. Баумана, т. II); "Хроника спб. театров" Вольфа (СПб., 1877, ч. I); Бураковский, "Очерк истории русской сцены" (СПб., 1877, стр. 39-53).

{Брокгауз}

Каратыгин, Василий Андреевич

{Половцов}


. 2009 .

Смотреть что такое "Каратыгин, Василий Андреевич" в других словарях:

    Каратыгин, Василий Андреевич знаменитый трагик (1802 1853), сын известных актеров Андрея и Александры Каратыгиных. Воспитывался в горном институте и готовился стать чиновником, но театральная среда и успехи в домашних спектаклях заставили… … Биографический словарь

    - (1802 53), рус. актер. Играл «классич. трагедии», потом романтич. драмы и драмы У. Шекспира. В совершенстве владел актерской техникой, но по выразительности и силе игры уступал П.С. Мочалову. К. и Мочалов представляли два течения в рус. театре: в … Лермонтовская энциклопедия

    - (1802 53) российский актер. С 1820 ведущий трагик Санкт Петербургского театра (с 1832 Александринский). Представитель русского сценического классицизма. В театре выступали также отец, мать и жена Каратыгина. Роли: Велизарий (Велизарий Э. Шенка) … Большой Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Каратыгин. Василий Андреевич Каратыгин … Википедия

    - (1802 1853), актёр. С 1820 ведущий трагик Петербургского театра (с 1832 Александринский). Представитель русского сценического классицизма. В совершенстве владел искусством декламации, стремился к тщательной отделке внешнего рисунка роли,… … Энциклопедический словарь

    Сын А. В. Каратыгина, род. 29 июня 1805 г., ум. 24 сентября 1879 г. В 1816 г. отдан был в театральное училище и попал в класс Дидло, который хотел приготовить его к балету. Но он занялся изучением драматического искусства под руководством… … Большая биографическая энциклопедия

    Известный актер комик и водевилист (1805 1879), брат знаменитого трагика Василия Андреевича К., последний представитель театра 1820 х годов, когда на сцене властвовали Василий К., Брянский, Сосницкий. Учился в СПб. театральной школе, сначала в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Василий Каратыгин Имя при рождении: Василий Андреевич Каратыгин Дата рождения: 26 февраля 1802 Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти: 13 марта 1853 Место смерти: Санкт Пете … Википедия

    Каратыгин фамилия. Известные носители: Каратыгин, Александр Александрович (1914 1989) начальник технического отдела радиохимического завода № 25 (Объекта «Б») производственного объединения «Маяк», 15 марта 1953 года предотвративший на… … Википедия

Каратыгин, Василий Андреевич, выдающийся русский актер николаевской эпохи, преимущественно актер трагедии; родился в 1802 году в театральной семье; отец был сначала посредственным актером, потом выделился в качестве режиссера; мать, Александра Дмитриевна — выдающаяся драматическая актриса, игравшая и в трагедиях и в комедиях и бывшая любимицей петербургских зрителей. К театру Каратыгин не предназначался, учился в горном корпусе; но счастливые внешние данные, голос, манеры заставили Каратыгиных переменить первоначальное решение относительно сына, и они, под давлением некоторых своих друзей, стали готовить Каратыгина к театру, причем раньше он занимался с князем Шаховским, потом с Катениным. Дебюты в озеровском «Фингале», в «Эдипе Царе» Грузинцева и в «Танкреде» прошли очень успешно, привлекли внимание к красивому юноше, говорившему так торжественно и выразительно. И хотя еще гремел на сцене Брянский, карьера Каратыгина стала складываться быстро и блестяще. Под влиянием Катенина оформились и талант, и вкус Каратыгина, и даже некоторый налет либерализма, за который Каратыгину пришлось однажды побывать в Петропавловской крепости, впрочем, лишь на немногие дни. Преимущественным репертуаром Каратыгина были классическая или псевдоклассическая трагедия и мелодрама. Он много сделал для успеха пьес Кукольника, Полевого и т.п. Играл Каратыгин и шекспировские роли, от Гамлета и до Кориолана, но, по отзывам большинства писавших о нем, эти великие образы удавались ему плохо, во всяком случае, много меньше, чем Уголино в пьесе Полевого или Людовик XI в исторической мелодраме Делявиня. Последняя роль, судя по сохранившимся отзывам, часто исключительно-восторженным, была кульминационной точкой таланта и искусства Каратыгина. В течение слишком тридцати лет Каратыгин нес амплуа первого трагического актера, переиграл, конечно, множество ролей такого характера, И всегда играл с редкой старательностью, с идеальной добросовестностью и тщательностью, не забывал никаких деталей, обогащал каждое свое исполнение и характерностью и эффектностью. Сохранился рассказ о том, как подготовлялся Каратыгин к роли Людовика XI, каждодневно играя у себя дома, в полном гриме и костюме, перед зеркалом, чтобы довести себя таким путем до идеального перевоплощения в образ. Иногда Каратыгин был и автором пьес, которые играл, приспособлял для русской сцены иностранные пьесы или переводил их. Из ролей русского репертуара следует отметить Чацкого: Каратыгин был первым исполнителем этой грибоедовской роли, играл ее в 1829 году, когда в бенефисы его матери и Сосницкого сыграли отдельно первый и третий акты комедии. 28 февраля 1853 года Каратыгин играл, в последний раз, Прокопа Ляпунова. Через две недели, 13-го марта 1853 года он умер. Каратыгин яркий представитель той школы русского театрального искусства, в которой тщательная отделка ролей и внешняя эффектность исполнения ставились выше искренности и непосредственности сценического переживания и силы сценического темперамента. Для этой школы русского театрального искусства он был представителем столь же типичным и крупным, как Мочалов — для школы противоположной, школы пламенных переживаний и игры по вдохновению. Белинский, сравнивая этих двух крупнейших героев сцены его времени, и ценя искусство Каратыгина, всегда отдавал предпочтение Мочалову со всеми его недостатками, неровностью, невыдержанностью. Каратыгиным Белинский часто любовался, Мочалова любил восторженной любовью. В ровности и всесторонности таланта Каратыгина Белинский даже был склонен видеть иногда «отсутствие таланта», замененного старательной работою и эффектностью внешних средств. Так же расценивали Каратыгина и Мочалова и некоторые другие, писавшие о театре, в том числе Аполлон Григорьев, для которого Каратыгин — «изящно распланированный сад», Мочалов — «лес дремучий». Но и те, которые тяготели к игре Мочалова, охотно признавали в Каратыгине большое мастерство, способность создавать законченные образы и выдерживать их цельно.