Значение дороги в мертвых душах. Дорога в поэме мертвые души. Образ дороги в поэме н.в.гоголя «мертвые души»
>Сочинения по произведению Мертвые души
Образ дороги
Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» считается одним из лучших произведений автора и занимает достойное место в русской литературе XIX века. Это произведение имеет глубинный смысл и раскрывает сразу несколько насущных тем. Автор сумел мастерски показать Россию того периода и последние дни крепостничества. Особое место в произведении занимает тема дороги. Главный герой, Павел Иванович Чичиков , путешествует из города в город в поисках «продавцов» мертвых душ. Именно через движение главного героя по дорогам складывается широкая картина жизни на Руси.
Поэма начинается «дорогой» и заканчивается ею же. Однако если вначале Чичиков въезжает в город с надеждами на скорое обогащение, то в конце он убегает из него, чтобы спасти свою репутацию. Тема дороги чрезвычайно важна в произведении. Для автора дорога – это олицетворение жизни, движения и внутреннего развития. Дорога, по которой едет главный герой, плавно превращается в дорогу жизни. Когда он плутает по запутанным дорогам, пролегающим в глуши, порой никуда не ведущим, это символизирует обманный путь, который он выбрал для своего обогащения.
В произведении есть примечательная фраза, которую роняет помещица Коробочка и, которая раскрывает суть дороги. Когда Чичиков интересуется у нее, как добраться до большой дороги, она отвечает, что объяснить не мудрено, да поворотов много. Эти фразы несут символический смысл. Читателю вместе с автором предлагается подумать над тем, как же добраться до «большой дороги» жизни. И тут же звучит ответ, что добраться то можно, только препятствий и трудностей на пути будет много. Таким образом, автор на протяжении следующих глав выступает в роли провожатого и ведет своего героя по запутанным дорогам из одного поместья в другое.
В завершающей главе следует лирическое отступление о дорогах России. Это своеобразный гимн движению, в котором Русь сравнивается с несущейся тройкой. В этом отступлении автор переплетает свои две любимые темы: тему дороги и тему России. В нем просматривается смысл исторического движения страны. Для автора именно в дороге заключается вся русская душа, ее размах и полнота жизни. Таким образом, дорога в произведении – это и есть сама Русь. Она должна привести страну к лучшему, светлому будущему. Более того, она должна возродить общество, запутавшееся в противоречиях жизни.
Странствие по Руси невозможно без дорожных впечатлений. Образ дороги в поэме «Мертвые души» – отдельно стоящий персонаж. Причем он живой, меняющийся, вызывающий страсти и наводящий на размышления.
Смысл образа
Дорога встречается в большинстве произведений Н. В. Гоголя. Герои куда-то стремятся, двигаются, несутся. На этом стоит вся Россия. Она в вечном движении. В поэме образ дороги контрастен основной теме – омертвению души. Как при таком вечном движении можно остановиться и потерять человеческие качества? Философский вопрос заставляет заглянуть внутрь человека. Начинают появляться вопросы:
- Сам человек едет или движется по накатанной?
- Едет или его везут?
- Выбирает ли дорогу, путь или движется по тем путям, которые кто-то указал?
- Вопросы об одном человеке переходят ко всей стране:
- Куда летит Русь?
- Что ждет Россию в конце пути и где он этот конец?
В поэме смысл образа многогранен: это история России, символ развития человеческий нации, олицетворение разных судеб, отличие русского характера, эпитет бездорожья. Основная нагрузка на образ – судьба русского народа, каждого его сословия: мужика, чиновника, помещика.
Дорога главного персонажа
Богатый образами язык писателя помогает представить главного героя Чичикова. Дорога характеризует его движение. Он едет на бричке, о колесе которой рассуждают мужики: доедет ли? Шаткое устройство спасает персонаж от Ноздрева. Композиционно колесо, как круг замыкает поэму. Сомнения крестьян о прочности колеса на первых страницах книги завершаются их поломкой. Автор за каждым действием скрывает глубокий смысл. Читателю приходится отвлекаться и рассуждать. Прямых ответов нет. Зачем классик задерживает Чичикова в городе? Может, чтобы он остановился? Выбрал другой путь? Отказался от нелепой затеи, увидев все кощунство, бездуховность, которая в ней скрывается?
Дороги предприимчивого афериста беспорядочны. Сам он не следит за бричкой, доверяя эту работу кучеру. Дорога заводит Павла Ивановича в такие глухие места, что в них страшно оказаться на сломанной телеге.
Помещик смел или безрассуден? Возможно, и то, и то. Дорога – не меняет мошенника, она поглощает его, делая черствым и жадным. Получается у всех людей своя дорога, свой жизненный путь, свое восприятие России.
Лирическое отступление
Автор предлагает несколько лирических отступлений, который можно признать отдельными художественными произведениями. Отступление от текста «О дороге» – одно из самых лиричных, оно помогает понять образ дороги в «Мертвых душах». Без него тема будет раскрыта только поверхностно. Каждое слово приводит в трепет читателя, все точно и реально:
- «дрожь прохватила члены»;
- «сап лошадей»;
- «дремлешь и забываешься и храпишь»;
- «на вершине неба солнце.
Природа в дороге – это друг, который становится собеседником. Он мил, приятен, умеет слушать, не отвлекает, не мешает, а располагает к откровенности. Сколько мыслей пролетает в голове путников, не перечесть.
Нравится писателю тишина, одиночество. Красиво сияние месяца, мелькают полотняные платки, развешанные хозяйками. Крыши домов блистают. За каждым словом встает образ:
- верста с цифрой;
- зажатый в угол сосед;
- белые дома;
- бревенчатые избы;
- открытый пустырь.
Даже холод не пугает в дороге. Он славный, чудный, свежий. По-особенному с волшебством описана ночь: «какая ночь совершается в вышине!», «небесные силы». Темнота не пугает читателя, а завораживает.
Дорога – это помощница писателя. Она выносила и спасала его, когда он «погибающий и тонущий» хватался за нее как «за соломинку». Дорога – писательская муза. В пути родилось множество «чудных замыслов, поэтических грез».
Дивные впечатления ночи отвлекают от тяжелых мыслей гибели души русского помещика. Написать сочинение «Образ дороги в поэме «Мертвые души», опираясь на предложенный материал, станет намного проще.
Тест по произведению
Урок литературы в 10 классе
Образ дороги, выраженный в слове
(по поэме Гоголя «Мертвые души»).
Тип урока : урок - исследование
Цели урока:
- Помочь детям найти точки соприкосновения двух искусств: литературы и живописи.
- Уметь определять свою собственную позицию и отстаивать свое личное мнение.
- Формировать умения самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои личные качества.
- Создать благоприятные условия для реализации возможностей каждого ученика, для самостоятельного познания и творчества.
Задачи урока.
Учебные:
1. Закрепление умений аргументировать свою точку зрения, грамотно строить ответ-рассуждение, опираясь на литературный текст.
2. Закрепление знаний о выразительных средствах языка, и их роли в произведении;
3. Расширение словарного запаса учащихся.
Развивающие:
- развивать общеучебные умения и навыки (анализ, сравнение, обобщение);
Развивать творческие умения;
Развивать умение работать в группе.
Воспитательные:
- развитие познавательного интереса к различным видам искусства;
- воспитание умения слушать друг друга, уважительно относится к чужому мнению
Методы урока:
- репродуктивный;
- поисковый;
- исследовательский.
Формы работы:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
- Подготовительная работа: класс делится на группы. Задания разноплановые (индивидуальные, групповые).
- Группе литературоведов :
Найти во 2 и 3 главах поэмы описание дороги, выписать глаголы движения;
Повторить понятия: риторический вопрос, риторическое обращение, инверсия; определить их роль в поэме (гл.11).
- Группе лингвистов найти в словарях:
Глагол «колесить»;
Значения слов «жизненный» и «житейский»;
Синонимы к слову «дорога».
- Индивидуальные задания – подготовить выразительное чтение (желательно наизусть) отрывков (с сокращениями) из поэмы:
- «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!»
- «Русь! Русь! Вижу тебя»
- «И какой же русский не любит быстрой езды?»
Ход урока
Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!
Н.В.Гоголь
Вступительное слово учителя
Слайд № 1. Видеоролик на тему «Дороги»
- Дороги. Проселочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимние дороги в слепящей снежной мгле. Весенние – похожие на реки, шум дождя, ветра, скрип телеги, звон колокольчиков, цокот копыт. Слышите – это музыка дороги. Дороги вечных странников, дороги вечных путнико в. В дорогу! В дорогу!.. Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками. В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться «в прекрасное далеко», когда поманит вдруг тебя дорога в неизвестные дали.
Дорога без конца,
Дорога без начала и конца.
Она когда-то выбрала тебя,
Твои шаги, твою печаль и песню.
Только вот идти по ней
С каждым шагом всё больней,
С каждым словом всё трудней!
Дорога без начала и конца.
Слайд № 2. Тема урока
Думаю, вы догадались, что объектом нашего исследования станет символ дороги. Итак , тема заключительного урока по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» будет называться « Образ дороги, выраженный в слове».
Вопросы:
- Какое ключевое слово темы? (дорога)
- В каком значении мы будем употреблять это слово?
Какой синоним к слову дорога вы можете предложить?
«Путь» - движение литературного персонажа в этом пространстве»
Коллективная работа
– Каковы, на ваш взгляд, причины выбора темы?
(1. Необходимость
изучения по программе.
2. Необходимость осмысления собственного жизненного пути.
3. Определение траектории собственного пути через осмысление взлётов и падений
литературных героев.)
– В чём вы видите актуальность предложенной темы?
(1. Тема важна, потому
что человек жив только тогда, когда он движется вперёд.
2. Интересно посмотреть, какой путь человека и страны был предпочтителен
для писателей XIX века и т.д.)
– Как вы предлагаете сформулировать проблему исследования?
Слайд № 3. Проблемы исследования – разные грани дороги
(Как изображён в произведениях русской литературы XIX века и живописи путь отдельно взятого человека?
Куда и как движется герой?
Что даёт человеку это движение?
Что Н.В.Гоголь говорит о пути России?)
Слайд № 4. Эпиграф
Эпиграфом станут слова великого писателя: (ученик читает выразительно )
Слайд № 5. Видеоматериал
«Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух… А ночь! небесные силы! Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!.. Боже! Как хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..»
- Очень проникновенные строки! Это ведь сам Гоголь так глубоко любил дорогу, так самозабвенно «хватался» за нее в трудные дни своей жизни. Образ дороги пронизывает всю поэму, раскрывая различные грани. Разные грани гоголевской дороги мы и должны сегодня увидеть и понять.
- Для того, чтобы расширить наши представления о веке XIX, обратим внимание на средства передвижения наших героев.
Слайд № 6 – 11. Средства передвижения в 19 веке.
Творческая словарная работа
1. Карета – большой крытый четырёхколёсный экипаж на рессорах
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Пушкин
2 . Пролётка – лёгкий четырёхколёсный экипаж.
3 . Кибитка – крытая дорожная повозка.
Соседи съехались в возках
В кибитках, в бричках и в санях.
Пушкин . «Евгений Онегин»
4. Коляска – рессорный экипаж на четырёх колёсах с поднимающимся верхом.
Ступай к каретошнику, чтоб поставил коляску на полозки, – сказал Чичиков.
Гоголь . «Мёртвые души»
5. Дилижанс – многоместная крытая карета, запряжённая лошадьми для скорого сообщения, перевозки пассажиров и почты.
Копейкин пройдёт мимо Милютинских лавок: там из окна выглядывает, в некотором роде, семга этакая, вишенка по пяти рублей штучка, арбуз громадище, дилижанс этакий…
Гоголь . «Мёртвые души»
6. Дрожки – лёгкий открытый экипаж.
За коляской следовали всем известные полковые дрожки.
Гоголь . «Коляска»
7 . Бричка – лёгкая дорожная повозка с откидным верхом.
Высунувшись в окно, увидел он (Чичиков) остановившуюся перед трактиром лёгонькую бричку, запряжённую тройкой добрых лошадок.
Гоголь . «Мёртвые души»
- Какое значение имела бричка для Чичикова? (прямое и переносное)
Бричка главного героя имеет очень важное значение. Чичиков – герой пути, и бричка – его дом. Эта предметная деталь. Мало того, что Чичиков путешествует в ней, то есть благодаря ей оказывается возможным сюжет путешествия; бричка мотивирует еще появление характеров Селифана и трех коней; благодаря ей удается спастись от Ноздрева (то есть бричка выручает Чичикова); бричка сталкивается с каретой губернаторской дочки и таким образом вводится лирический мотив, а в конце поэмы Чичиков даже предстает как похититель губернаторской дочки. Бричка – живой персонаж: она наделяется своей собственной волей и иногда не слушается Чичикова и Селифана, едет своей дорогой и под конец вываливает седока в непролазную грязь – так герой не по своей воле попадает к Коробочке, которая встречает его ласковыми словами: «Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! Где так изволил засалиться? » Кроме того, бричка как бы определяет кольцевую композицию первого тома: поэма открывается разговором двух мужиков о том, насколько прочно колесо брички, а завершается поломкой того самого колеса, из-за чего Чичикову приходится задержаться в городе.
Работа с текстом.
Слово учителя: - Обратимся к поэме. Вновь откроем первую страницу… (читаем первое предложение). Начинается поэма образом дороги. Въезд Чичикова не был сопровожден ничем особенным, только…
Слайд № 12. Колесить.
Въезд Чичикова не был сопровожден ничем особенным, только…
Какое уточнение делает Гоголь? (разговор о колесе)
Какова роль разговора о колесе?
Почему бричка Чичикова «В Казань не доедет»? Какой намек скрывается за этой фразой? («колесо», на которое уселся самодовольный Чичиков, «кривовато», русским пространством ему не овладеть)
Какой есть однокоренной глагол к слову «колесо»? Что он обозначает?
Проверим себя: обратимся к словарю В.И. Даля
Слово лингвистам :
Колесить – делать объезд или обход; ездить околицей, кругом; плутать, блуждать; говорить намеками, не прямо.
Как эти значения соотносятся с образом Чичикова?
Дорога - одна из основных пространственных форм, соединяющих текст «Мертвых душ». Все герои, идеи, образы делятся на принадлежащие дороге, устремленные, имеющие цель, движущиеся - и статичные, бесцельные
Слайд № 13. Картинка первого титульного листа
На первом титульном листе была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг мёртвое поле… Как грустна наша Русь!
Какой же представляется нам дорога, по которой едет Чичиков? (первый вопрос проблемы)
Работа с текстом – выписываем ключевые слова
Учащиеся- литературоведы зачитывают найденные эпизоды:
« С громом выехала бричка из-под ворот гостиницы на улицу… Не без радости был вдали узрет полосатый шлагбаум, дававший знать, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец; и еще несколько раз ударившись довольно крепко головою в кузов, Чичиков понесся наконец по мягкой земле». (Гл.2)
«Между тем Чичиков стал примечать, что бричка качалась во все стороны и наделяла его пресильными толчками; это дало ему почувствовать, что они своротили с дороги и, вероятно, тащились по взбороненному полю ». (Гл.3)
«Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась , что колеса брички, захватывая ее, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжелило экипаж; к тому же почва была глиниста и цепка необыкновенно. То и другое было причиною, что они не могли выбраться из проселков до полудня. Без девчонки было бы трудно сделать и это, потому что дороги расползлись во все стороны, как пойманные раки , когда их высыплют из мешка, и Селифану довелось бы поколесить уже не по своей вине». (Гл.3)
- Какую дорогу вы увидели?
Какое сравнение помогает нам представить дорогу Чичикова? (как пойманные раки). В чем символическое значение такого сравнения?
- К каким героям принадлежит Чичиков? Почему у его дороги нет направления (колесит, как раки))?
Слайд № 14. Дорога и путь. Словарная работа.
- Путь Чичикова… Что можете вы сказать о пути героя? О цели его пути?
Слово «путь» часто сочетается с прилагательными жизненный и житейский. Как вы их понимаете? В чем видите различия?
Жизненный –
- Относящийся к жизни.
- Близкий к жизни, к действительности, к реальности.
- Важный для жизни, общественно необходимый.
Житейский – обыденный, свойственный повседневной жизни.
Какое из них более подойдет к «пути» Чичикова?
Как взаимосвязаны дорога и жизненный путь Чичикова? (У Чичикова мелкая, своекорыстная цель и, соответственно с этим, траектория движения коротка, дорога водит его по кругу).
Мы видим, что дорога имеет не только прямое, «вещественное» значение, но и приобретает символические и метафорические смыслы . Какие? (Дорога - путешествие в пространстве с определенной целью - житейский путь Чичикова)
Слово учителя. Мотив жизненного пути, дороги всегда волновала русских художников и находила в их творчестве яркое, запоминающее звучание Уже много веков поднимается вопрос: какой выбрать путь, кому под силу пройти, как его пройти?
Слайд № 15 - 21. Иллюстрации по живописи с изображением дороги
(На доске ребята, определив символическое значение дороги в картинах художников, прикрепляют на доске)
А.К.Саврасов - одиночество, Алексей Бутырский – надежда (свет), Адамов – гармония, обновление, Левитан – вера, путник, дорога к храму, Азовский « Дорога к храму», аллея (познание себя), Томас Кинкейд – поиск, познание себя, путь к вершинам – преодоление, дорога домой – радость, Шишкин – грязно и грустно, Васнецов «Витязь на распутье» - проблема выбора, Лунные небеса – творчество, вера в лучшее, Ю. Клевер «Зимний пейзаж», Ф.Рубо « Тройка»
Вывод:
- Не так ли и мы с вами с замиранием сердца останавливаемся перед художественным изображением и, вглядываясь, ловим себя на мысли, что мы те же путники, бредущие по дорогам, где каждый выбирает свою.
- Какая же из этих дорог Чичикова? Аргументируйте. 20
Слайд № 22. Тема дороги (12, 13) картинки
Тема дороги, движения – одна из важнейших в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Сам сюжет произведения строится на похождениях главного героя – мошенника Чичикова: он путешествует от помещика к помещику, передвигается по губернскому городу с целью покупки «мертвых душ».
«Мертвые души» начинаются и заканчиваются темой дороги . В начале поэмы Чичиков въезжает в губернский город, он полон надежд и планов , а в конце герой бежит из него, боясь окончательного разоблачения.
Вспомним, что, уезжая от Коробочки, Чичиков просит ее рассказать, «как добраться до большой дороги»: «Как же бы это сделать? - сказала хозяйка. - Рассказать-то мудрено, поворотов много…»
- Как добраться до большой дороги? - это вопрос автора, обращенный к читателям. Вместе с писателем он должен задуматься над тем, как выехать на «большую дорогу» жизни.
- Возникает контраст конца и начала, «прежде» и «теперь». На дороге жизни утрачивается что-то очень важное, значительное: свежесть ощущений, непосредственность восприятия. На первый план в этом эпизоде выдвинуто изменение человека на жизненной дороге, что непосредственно связано с внутренней темой главы
Кому из помещиков пришлось пережить поразительные изменения? Какие? Почему?
Слайд № 23. Плюшкин (Сцена из 6 главы)
Слово учителя .
Дорога – основная «канва» поэмы. Пока идёт дорога, идёт жизнь, пока идёт жизнь, идёт рассказ об этой жизни.
Образом дороги и завершается поэма. В одиннадцатой главе, завершающей первый том «Мертвых душ», звучит своеобразный гимн дороге. Это гимн движению - источнику «чудных замыслов, поэтических грез», «дивных впечатлений».
Слайд № 24. «Бричка между тем поворотила…»
Что же видим мы, путешествуя вместе с Чичиковым? Какая Россия предстает перед нами?
Сравнительный анализ эпизодов главы 11:
1) «Бричка между тем поворотила в более пустынные улицы; скоро потянулись одни длинные деревянные заборы, предвещавшие конец города. Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город позади, и ничего нет, и опять в дороге. И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином, бегущим из постоялого двора с овсом в руке, пешеход в протертых лаптях… городишки, выстроенные жнивьем…, чинимые мосты, поля неоглядные …, затянутая вдали песня, сосновые верхушки в тумане, пропадающий далече колокольный звон, вороны как мухи и горизонт без конца…»
- Сравните этот эпизод со следующим.
2) Чтение отрывка наизусть (слайд 11):
«Русь! Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе… Открыто – пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая тайная сила влечет к тебе? … Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей песня? Что в ней, в этой песне? Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами… У! какая сверкающая, чудная незнакомая земле даль! Русь!»
- Сравните две картины: что общего вы можете отметить? Что символизирует дорога для главного героя поэмы, автора, который сопровождал нас на протяжении всего повествования и для страны?
Слайд № 25. Сделайте выводы по теме нашего исследования.
Но это абсолютно разные дороги. Дорога одного человека, конкретного персонажа - Павла Ивановича Чичикова. В конце - это дорога целого государства, России, и даже больше, дорога всего человечества.
- Чичиков мчится по российским просторам, по российским дорогам с мыслью о покупке мёртвых душ и разбогатеть, для автора – это творческий путь .
- А для Руси?
- Дорога - это и способность к творчеству, и способность к познанию истинного пути человека и всего человечества, и надежда на то, что такой путь удастся найти современникам.
Слайд № 26. Финальные кадры из фильма.
Держи, держи, дурак!- кричал Чичиков Селифану.
Вот я тебя палашом! - кричал скакавший на встречу фельдъегерь с усами в аршин. - Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж! - и, как призрак, исчезнула с громом и пылью тройка.
Слайд № 27 . Финальные кадры из фильма.
Ученик наизусть:
« И какой же русский не любит быстрой езды?... Кажись неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит… летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль… Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем- гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи… Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба?... Эх, кони, кони, что за кони!... Заслышали с вышины знакомую песню, …превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху…»
- Каково направление движения? (Дорога вверх) Каково символическое значение такой дороги?
Слайд 28. Птица тройка Пластининой
Дорога-спасение, дорога-надежда, дорога-вера в лучшее
Любовь к русскому народу, к родине выразились в образе птицы – тройки, несущейся вперёд, олицетворяющей собой могучие и неисчерпаемые силы России.
Здесь автор задумывается о будущем страны, он смотрит в будущее и не видит его, но как истинный патриот верит в то, что в будущем не будет Маниловых, Собакевичей, Ноздрёвых, Плюшкиных, что Россия поднимется к величию и славе.
Итак, необходимо четко разграничивать понятия дорога и путь в этой поэме. Дорога это нечто возвышенное пронизанное гоголевским патриотизмом, восхищением солью Руси - народом. Дороги это еще и вопрос о будущем.
Путь это реальность, это то через что прошел Чичиков, и то через что ему предстоит пройти. Мне кажется, что любой путь напоминает кривую с множеством поворотов, и именно из путей появляется одна главная широкая дорога.
Что будет с Русью, куда веде
т
дорога, по которой она мчи
ҭ
ся так, что ее уже не остановить: Русь, куда несешься
ҭ
ы?... Вот какой вопрос беспокоил писателя, потому что в душе его жила безграничная любовь к России. И, что самое главное, Гоголь, в отличие от многих современников, верил в Россию, верил в ее будущее. Поэтому можно с уверенностью сказать, что дорога в
ҭ
ворчестве Гоголя это дорога России к лучшему, све
ҭ
лому будущему.
Путь Гоголя путь возрождения России, путь совершенствования общества, запутавшегося в противоречиях жизни.
Слайд 29. Наставление Н.В. Гоголя
И Гоголь, завершая поэму, пожелал нам: « Забирайте же с собою в путь, выходя из юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте все человеческие движения, не оставляйте их на дороге: не подымите потом!»
Слайд 30. Картинка «Девочка идёт по дороге»
Всё самое хорошее в жизни связано именно с юности и не нужно забывать об этом, как это сделали описанные в поэме герои. Они потеряли человеческое и не смогли найти потом.
Слайд № 31. Домашнее задание.
Напишите небольшое рассуждение на тему:
«Есть ли Чичиковы в наши дни? Какое положение занимают подобные люди в современном обществе?»
ОБРАЗ ДОРОГИ В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
Дороги трудны, но хуже без дорог…
Мотив дороги в поэме очень многранен.
Образ дороги воплощается в прямом, непереносном значении – это то ровная дорога, по которой мягко едет рессорная бричка Чичикова(«Лошадки расшевелились и понесли, как пух, легонькую бричку»), то ухабистые проселки, а то и непролазная грязь, в которой вываливается Чичиков, добираясь к Коробочке («Лежавшая на дороге пыль быстро замесилась в грязь, и лошадям ежеминутно становилось тяжелее тащить бричку»). Дорога сулит путешественнику самые разные неожиданности: направляясь к Собакевичу, Чичиков оказывается у Коробочки, а перед кучером Селифаном «дороги расползались во все стороны, как пойманные раки…».
Совершенно иной смысл получает этот мотив в знаменитом лирическом отступлении одиннадцатой главы: дорога с несущейся бричкой превращается в путь, по которому летит Русь, «и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
В этом мотиве – и неведомые пути русского национального развития: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа», представляющие противопоставление путям других народов: «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество…».Но нельзя сказать, что это те самые дороги, на которых заблудился Чичиков: те дороги ведут к русским людям, может и в захолустье, может и в дыру, где нет моральных принципов, но все же эти дороги составляют Русь, Русь сама – и есть большая дорога, ведущая человека в огромное пространство, поглощающая человека, съедающая его всего. Свернув с одной дороги, попадаешь на другую, не можешь уследить за всеми путями Руси, как не можешь собрать обратно в мешок пойманных раков. Символично то, что из захолустья Коробочки Чичикову указывает дорогу неграмотная девчонка Пелагея, не знающая, где право, где лево. Но, выбравшись от Коробочки, Чичиков попадает к Ноздреву – дорога ведет Чичикова не туда, куда он хочет, но он не может ей сопротивляться, хоть и строит какие-то свои планы о дальнейшем пути.
В образе дороги воплощен и житейский путь героя («но при всем том трудна была его дорога…»), и творческий путь автора: «И долго еще определено мне чудной властью идти под руку с моими странными героями…»
Также дорога является помощником Гоголю в создании композиции поэмы, которая тогда выглядит очень рационально: экспозиция сюжета путешествия дана в первой главе (Чичиков знакомится с чиновниками и с некоторыми помещиками, получает у них приглашения), далее следуют пять глав, в которых сидят помещики, а Чичиков ездит из главы в главу на своей бричке, скупая мертвые души.
Бричка главного героя имеет очень важное значение. Чичиков – герой пути, и бричка – его дом. Эта предметная деталь, являясь, несомненно, одним из средств создания образа Чичикова, играет большую сюжетную роль: существует множество эпизодов и сюжетных поворотов поэмы, которые мотивированы как раз бричкой. Мало того, что Чичиков путешествует в ней, то есть благодаря ей оказывается возможным сюжет путешествия; бричка мотивирует еще появление характеров Селифана и трех коней; благодаря ей удается спастись от Ноздрева (то есть бричка выручает Чичикова); бричка сталкивается с каретой губернаторской дочки и таким образом вводится лирический мотив, а в конце поэмы Чичиков даже предстает как похититель губернаторской дочки. Бричка – живой персонаж: она наделяется своей собственной волей и иногда не слушается Чичикова и Селифана, едет своей дорогой и под конец вываливает седока в непролазную грязь – так герой не по своей воле попадает к Коробочке, которая встречает его ласковыми словами: «Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! Где так изволил засалиться? » Кроме того, бричка как бы определяет кольцевую композицию первого тома: поэма открывается разговором двух мужиков о том, насколько прочно колесо брички, а завершается поломкой того самого колеса, из-за чего Чичикову приходится задержаться в городе.
В создании образа дороги играет роль не только сама дорога, но и герои, вещи и события. Дорога - основная «канва» поэмы. Только на нее уже нашиваются поверх все побочные сюжеты. Пока идет дорога, идет жизнь; пока идет жизнь, идет рассказ об этой жизни.
10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.
20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.
20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.
20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.
29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>
22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними
15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"
10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.
07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).
16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>
09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!
16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!
16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.
25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.
28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>
28.01.2017 - Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.
22.01.2017 - Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.
15.01.2017 - ВАЖНО!!! На сайте размещены