Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Житие аввакума им самим написанное начало жизни. Протопоп аввакум житие протопопа аввакума, им самим написанное

Молиться службу можно и дома, и в храме – по Вашему усердию.

Издательство «7 апреля» + «Эксмо»: книжная новинка

В свежем издании текст «Жития» протопопа Аввакума подготовлен к публикации по автографу последней авторской редакции и прокомментирован известным исследователем древнерусской литературы Натальей Владимировной Понырко.

Комментарий, написанный словно с позиции близкого Аввакуму человека, сопровождающего автора «Жития» на пути его жизненного странствия, составляет неотъемлемую часть книги.

Чаянием небезразличных людей новинка моментально появилась во всех московских старообрядческих лавках: на Остоженке, на Белорусской и на Рогожском.

7 Апреля: новое издание Жития протопопа Аввакума

Также важной частью издания является «опыт неадаптированного перевода» с древнерусского языка на современный русский, что делается впервые за всю историю существования памятника. Перевод, выполненный Н. В. Понырко в строгом соответствии с научными текстологическими принципами, сделан точно, достигает адекватную художественную выразительность, передаёт содержание, стилистику и сам дух «Жития» протопопа Аввакума, делая это великое произведение доступным широкому кругу читателей.

Среди «вечных спутников» всякого русского человека личность протопопа Аввакума занимает одно из самых важных мест. По духовной мощи, по силе выражения русского национального характера, с ним мало кто сравнится. В ХIХ-м веке таков был Лев Толстой, а в ХХ-м и ХХI-м подобных уж не найти. Он родился в «бунташном» ХVII-м столетии и большую часть своей жизни провёл в деятельном сопротивлении тому насильственному реформаторству сверху, которое породило Раскол русской Церкви; окончил дни свои на костре, казнённый в Страстную пятницу 1682 года.


Сергей Милорадович «Путешествие Аввакума по Сибири», 1898 год

«Житие» было написано Аввакумом в то время, когда он отбывал свой последний, почти пятнадцатилетний, срок в земляной тюрьме Пустозерского острога. Уже одно то, что герой этого литературного памятника и его автор соединены в одном лице, ставит «Житие» в ряд абсолютно новаторских произведений своего времени: в древнерусской литературе это было недопустимо. Новаторской является и «просторечная» языковая стихия, создающая неповторимый стиль этого произведения. Но главное, что отличает «Житие», это выраженное в нём с необыкновенной силой ощущение постоянного Божьего присутствия.


Образ протопопа Аввакума во время Крестного хода на его родине в с. Большое Мурашкино

КАК КУПИТЬ?

Координаты московских старообрядческих книжных лавок:

Урок 7. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

Один необязательный урок, почти целиком состоит из чтения. В кабинете стоит размеченная книга. Эпизоды, конечно, можно варьировать. Читаю про то, как он начал служить, про конфликт с местным «начальником», про медведей, которых он зашиб, про царские милости и начало гонений, про путь в Сибирь, про Марковну, про курочку, про Байкал…

О самом протопопе Аввакуме (Петрове; 1620 – 1682) рассказываю, что он стал одним из «лидеров» старообрядчества, что царь его ценил и надеялся образумить, потому, возможно, и ссылал в Даурию (аж за Байкал), в неведомые и страшные языческие земли. Что последние годы жизни и он, и жена, и дети провели в земляных ямах (вид тюрьмы) на Севере европейской России. Что в конце концов его сожгли в Пустозерске «за великие на царский двор хулы».

Нам же важно то, что его «Житие» считается первым в русской литературе произведением, которое можно отнести к литературе нового времени – при том, что сам автор истово держался за все старое и традиционное. Оно не оказало влияние на формирование новой литературы, потому что оставалось неизвестным «широким кругам» вплоть до второй половины 19 века. Но тем не менее создавалось-то оно еще в 17 веке. Из этого вытекает вопрос-задание: внимательно выслушать отрывки и написать (дома?) небольшое эссе: «Что в «Житии протопопа Аввакума» принципиально невозможно для древнерусской литературы?»

Народ обычно говорит, что нельзя писать о самом себе «житие» – это ведь значит, что самого себя признаешь святым. Это как раз не совсем так: слово «житие» означает и просто рассказ о жизни. Но дело как раз в том, что частный опыт частного человека в древнерусской литературе не мог стать темой литературного произведения. Аввакум, вероятно, полагал, что он, как и его предшественники, пишет объективно и говорит с точки зрения Истины. Но написал он как раз очень субъективно.

Когда-то мы включали отрывки «Жития» в хрестоматию, и я написала для них «сопроводиловку». Не знаю, можно ли сейчас ее использовать для рассказа. Тут много зауми и доморощенного «богословствования». На всякий случай наберу…

Рождение новой литературы

Переход от древней литературы к новой мы обычно представляем себе как резкий переход: как будто по мановению Петра I старая книжность закончилась и началась другая – с новой проблематикой, по большей части заимствованной из духовного опыта Западной Европы, и с европейскими же художественными формами (жанрами, сюжетами, героями и т.д.). Такой взгляд как будто подтверждается литературой петровской поры, которая учится мыслить и говорить на чужом языке и потому производит впечатление наивной беспомощности.

До 17 века русская литература была открыта в основном для влияний, шедших с православного юго-востока Европы. Культуры Византии, Болгарии, Сербии и Руси говорили на одном образном языке, выражавшем одно мировоззрение, поэтому их взаимное влияние было безболезненным и органичным (пример тому – влияние Феофана Грека на русскую иконопись).

Не то произошло при встрече с культурой Западной Европы. Во-первых, она выражала взгляды человека иного религиозного сознания: католика или протестанта, а позже скептика и атеиста. Узнать себя в героях европейской литературы мог только узкий круг русских «европейцев», получивших соответствующее образование. Во-вторых, язык новой европейской культуры включал в себя образы и сюжеты, неизвестные в России (античную мифологию и проч.). Таким образом, новая русская литература была адресована узкому кругу по-европейски образованных людей, а не всей «Руси великой», как было прежде, и отражала духовный мир именно этого круга, а не огромного православного народа. Только Пушкин смог преодолеть эту культурную катастрофу. Он выразил дух Руси одновременно и на языке, понятном любому русскому, и на уровне европейской интеллектуальной элиты. В определенном смысле его творчество и подлинник, и перевод русской культуры.

Однако новая литература появилась бы в России и без западных влияний, как и петровские реформы были подготовлены внутренними процессами русской жизни.

Первым русским писателем в современном смысле был протопоп Аввакум Петров, противник патриарха Никона, сожженный при царе Феодоре Алексеевиче в Пустозерске в 1682 году «за великие на царский двор хулы». В споре с патриархом прот. Аввакум противопоставил свое мнение авторитету высшей церковной иерархии. Такое бывало в истории Церкви: великие святые (Иоанн Златоуст, например, или Иоанн Дамаскин) противопоставляли ереси слово, вдохновленное благодатью Святого Духа – слово Истины. Такое слово дается лишь святым – тем, кто очистился от страстей и служит не себе, а Богу. Авторитет святости всегда выше авторитета власти.

То, что отстаивал прот. Аввакум, не было Истиной. Он совершил свой подвиг во имя обряда, возведенного в догму, и отстаивал свою, а не Божию правду. Он писал страстно, талантливо и субъективно.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» – книга, невозможная в древнерусской литературе. Начать с того, что житие – жанр, призванный являть святость. Сколько бы прот. Аввакум ни говорил «аз грешный», его книга утверждает «я святой», иначе она не достигнет цели: не даст сторонникам старого обряда свидетельства их высшей правоты – свидетельства святости. Но сам протопоп и в самом деле не хочет доказать, что он святой. Он ждет от читателей не почитания, а сочувствия. Книга его – это попытка разделить с людьми груз пережитого и тем сродниться с ними.

Древнерусская литература не ставила такой задачи: единство православного мира рождается в соборности Церкви, это духовное единство людей самого разного склада и опыта. Поэтому древний книжник изображал события и их высший смысл, а не свой субъективный взгляд на вещи. Прот. Аввакум жаждет душевного отклика, а потому должен открыть читателю свой особенный внутренний мир. Детали в его «Житии» несут не символическую, а эмоциональную нагрузку. Для многих читателей «Жития» на всю жизнь остается занозой в сердце рассказ о «черненькой курочке», глубокий благодаря своему огромному подтексту. Жалость к задавленной курочке, чувство благодарности, вины, своей неспособности исправить зло по ассоциации переходит и на свою собственную погубленную семью, и на всю погибавшую (с точки зрения Аввакума) Русь, которой он и ценой жизни не сумел помочь.

«Житие протопопа Аввакума» стало известно русским писателям только в конце 19 века. Оно не повлияло видимым образом на становление литературы нового времени, но предвосхитило две ее важные черты:

– до самого последнего времени субъективное слово писателя воспринималось у нас как слово пророка; писатель считался духовным авторитетом (хотя люди, бравшие на себя эту роль, чаще всего были гораздо дальше от святости, чем протопоп Аввакум);

– литература отчасти взяла на себя функции Церкви, ставя перед собой сверхзадачу вернуть русскому миру соборность, утраченную в обмирщенной жизни. Единодушный эмоциональный отклик на слово писателя часто создавал иллюзию духовного единства.

В давние времена я еще подкидывала ребятам текстик Бунина с заданием определить: настоящее ли это древнее житие или нет? И, главное, доказать свое мнение. Сейчас уже не даю, но на всякий случай тоже наберу.

«Забежала шакалка в пещеру Иоанна Многострадального и разбила его светильник, стоявший у входа. Святой, сидя ночью на полу темной пещеры, горько плакал, закрывшись руками: как, мол, совершать теперь чин ночной молитвы, чтения? Когда же поднял лицо, утираясь рукавом, то увидел, что озаряет пещеру некий тонкий, неведомо откуда струящийся свет. И так с тех пор и светил ему по ночам – до самой его кончины. А при кончине, воспринимая его душу, нежно сказал ему Ангел Господень: «Это свет твоей скорби светил тебе, Иоанн!»

Что тут скажешь? Очень зримые, тонкие, психологические детали. И полное отсутствие «дидактизма». В контексте отрывок понятнее: старик утешает себя во время мрачных революционных времен.

Аввакум родился в семье священника, который, однако, любил приложиться к рюмочке. А вот мать много молилась и постилась, чему научила и сына. После смерти отца мать женила сына на бедной и богомольной сироте Анастасии, которая была очень предана Аввакуму.

Мать его стала монашкой и умерла в монастыре.

Когда Аввакуму исполнился двадцать один год, он был посвящен в диаконы, а через десять лет стал протопопом. Служение Богу было для него главным и единственным делом. Многие люди верили ему безоговорочно, и было у протопопа около шестисот духовных детей.

Были у этого непростого человека и искушения: однажды пришла на исповедь некая грешница и стала каяться «в блудных грехах» . Соблазн овладел протопопом при этой исповеди - и он возложил руку на пламя свечи. Боль отвела искушение. Возвратившись домой, Аввакум молился и плакал. И явилось ему видение: три корабля плывут по Волге. Два золотых - его духовных учеников, а один разноцветный - самого Аввакума. Это было знаком высокого предназначения.

Неспокойный характер был у протопопа: он всегда бросался на защиту справедливости, не боясь знатности и высокого положения тех людей, против которых ополчался. За это яростный протопоп был неоднократно бит. Однажды одно важное лицо дало распоряжение выгнать протопопа с семьей из дому - и Аввакум с женой и новорожденным младенцем побрел в Москву. Младенца крестили по дороге. В Москве церковные власти дали протопопу грамоту с повелением вернуться на прежнее место.

Неукротим дух протопопа: бичует и обличает он все, что кажется ему недостойным Господа. Скоморохи, как он думает, своим непристойным кривляньем оскорбляют церковь - вот и отбирает он медведей у бродячих артистов и самим им велит убраться прочь.

А вот важный воевода Василий Петрович Шереметев берет протопопа на свой корабль, что плывет в Казань. Воевода просит благословить его сына Матфея. Но протопоп впадает в гнев: «Не могу благословить! Матфей бороду бреет! Грех это!» Воевода был так возмущен вздорностью и неблагодарностью протопопа, что чуть не бросил его в реку.

Государь поставил Аввакума протопопом в Юрьевец-Поволжский. С неиссякаемым воодушевлением обличает гневный протопоп всяческие грехи - за это его бьют и попы, и мужики, и даже бабы.

Новым патриархом церкви становится Никон, он вводит реформы: велит креститься тремя перстами и уменьшить количество земных поклонов при молитве. «Никонианская ересь» обличается протопопом с единомышленниками в письмах о вере. За это единомышленников протопопа ссылают, а самого Аввакума садят в темницу на цепь. Трое суток не приносят ему никакой пищи, но потом является некто, кого протопоп полагает ангелом, и дает ему тарелку щей.

Протопопа ссылают в Сибирь. Отдан он был под начало жестокого енисейского воеводы Афанасия Пашкова. Не боится протопоп противоречить грозному воеводе, за что бит нещадно кнутом. Заключают непримиримого протопопа в Братский острог, семья живет за двадцать верст от него, сыну Ивану и в Рождество не позволяют свидания.

Тащит зимою протопоп свои нарты по снегу, летом бредет по воде. Поддерживает его протопопица, кроткая, но стойкая духом. Один раз только спросила:

Долго ли еще нам скитаться?
- До самыя смерти, матушка, до самыя смерти.
- Ничего, - смиренно отвечает матушка, - ино еще побредем. Трогательная подробность: из всего имущества осталась в несчастной
семье одна только чудесная курочка, что несла в день по два яичка, да и ту нечаянно в нартах придавили.

Повествование это - автобиографическое. Аввакум неоднократно рассказывает о том, как исцелял он словом Божиим больных и бесноватых, лечил младенцев от грыжи, как спасает его праведная молитва разных людей от гибели.

Мученик за веру, протопоп неоднократно описывает в «Житии» совершенные им чудеса, что подчеркивает его уверенность в собственной святости. Во всем поддержка ему - жена Анастасия Марковна, которая не укоряет его за несчастную скитальческую и нищую жизнь семьи, но призывает обличать «блудню еретическую». За борьбу с Никоном Аввакума неоднократно заточают в различные темницы (в последний раз - в Пустозерском монастыре), в земляную тюрьму заключают и его жену с двумя сыновьями, но дух протопопа остается непоколебим.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — автобиография-исповедь Аввакума Петрова. «Житие...», как и большинство сочинений главы старообрядчества, написано в Пустозерском заточении (местность в устье р. Печоры), где в «земляной яме» (тюрьме) он провел вместе с тремя единомышленниками последние пятнадцать лет жизни, полной борьбы и страданий. Свою автобиографию Аввакум несколько раз перерабатывал (1672—1675 гг.). Она дошла до наших дней в четырех редакциях, три из которых авторские. Полагают, что самый ранний вариант «Жития...» утрачен, но его следы сохраняет Прянишниковский список XIX в., обнаруженный В.И. Малышевым. К настоящему времени насчитывается около 20 списков первой авторской редакции, автографов которой не сохранилось. Вторая редакция, представлена 23 списками (ее автограф был обнаружен В.Г. Дружининым в начале XX в.). Автограф третьей редакции, представленный 7 списками, был найден И.Н. Заволоко. Впервые житие опубликовано Н.С. Тихонравовым в 1861 г. («Летописи русской литературы и древности»).

«Житие протопопа Аввакума» — выдающийся памятник древнерусской литературы, первая автобиография в истории отечественной словесности. Аввакум создал «житие свое от юности до лет пятидесяти пяти годов». Автор опирался на многовековую традицию агиографического жанра, использовал отдельные его топосы и мотивы. Вместе с тем, сочинение Аввакума несет в себе яркие новаторские черты, ведь протопоп рассказывает о своем подвижническом служении. Делает он это по «благословению» и «повелению» духовника и «соузника» старца Епифания. Отсюда исповедальные интонации, раскаяние в грехах («аз есмь грешник»), соединение в одном образе возвышенного и приземленного. Многое в произведении Аввакума необычно: описание душевных состояний героя, изображение мира природы, обилие бытовых деталей. Даже элементы религиозной фантастики приобретают под пером протопопа обытовленный характер.

Жизнь протопопа Аввакума не была легкой и до церковной реформы. Борьба с произволом местных властей, ревностное служение в селах Лопатицы и Юрьевце стали причиной гонений, которые он безропотно сносил. Но главные испытания выпали на долю Аввакума после реформы патриарха Никона (1653 г.), приведшей к церковному расколу. Во многочисленных нововведениях сторонники старой веры увидели не только нарушение древних православных обрядов, но и отказ от прежнего уклада жизни, наступление царства антихриста. Автор жития образно передал состояние ревнителей старой веры: «Сердце озябло, и ноги задрожали». Эмоциональные обличения никониан сделали Аввакума духовным вождем раскола. Его ждала многолетняя сибирская ссылка (Тобольск, Енисейск, Даурия), преследования со стороны воеводы Пашкова, расстрижение на церковном соборе, а затем и Пустозерский острог.

Аввакум не только «бранит от Писания и укоряет Никона», гневно разоблачает «никонианскую ересь». Стиль «Жития...» меняется, когда он повествует о своей семье. С особой нежностью говорит протопоп о своей верной подруге Анастасии Марковне. Жена разделяла его «жизнь в живом аде», ссылки и скитания. Именно у Марковны находит он поддержку в минуты сомнений («дерзай проповедати слово божие по-прежнему, а о нас не тужи»).

В заточении продолжал Аввакум свою борьбу. Его сочинения через сочувствующих стражников-стрельцов попадали на волю. «Сице аз протопоп Аввакум, верую, сице исповедаю, с сим живу и умираю», — в этих словах звучит твердая вера, непреклонность человека, которого не сломили испытания. 14 апреля 1682 г. писатель был сожжен в срубе вместе с Лазарем, Федором и Епифанием. Казнь совершалась по указу царя Федора Алексеевича. Протопопу вменялись в вину «великие на царский дом хулы».

Стиль Аввакума ярок и индивидуален. Рассказ о жизни и борьбе за «древлее благочестие» ведется от первого лица. При этом протопоп сознательно прибегает к просторечию. Он словно иронизирует над самим собой, называя свою манеру письма «вяканьем». По его убеждению, «не словес красных Бог слушает, но дел наших хощет». Аввакум доверительно беседует с читателем. Каждое его слово звучит искренне и эмоционально. Страстные порывы души, мир чувств человека XVII в. выражены просто и естественно, автор «свой русский природный язык виршами философскими не обык речи красить».

Личность и сочинения «огнепального» Аввакума неизменно влекли к себе литераторов нового времени. Язык, эмоциональность живой речи вызывали восторженные отклики писателей XIX—XX вв. «Житие протопопа Аввакума» служило источником при создании многих исторических романов: «Великий раскол» Д.Л. Мордовцева (1881 г.); «Разоренные гнезда» А. Алтаева (псевдоним М.В. Ямщиковой, 1908 г.); «Тишайший» и «Никон» В.А. Бахревского (1988 г.). Оно вдохновляло создателей поэм об Аввакуме: «Протопоп Аввакум» М.А. Волошина (1919 г.) и др. К бессмертному произведению Аввакума восходят отдельные стихотворения (Д.С. Мережковский) и рассказы («Огненный протопоп» Ю. Нагибина, 1975 г.). Ему обязаны своими сюжетами и писатели русского зарубежья (например, И.С. Лукаш — «Потерянное слово», 1936 г.).

В 1991 г. на родине создателя «Жития...», в селе Григорове Нижегородской области, установлен памятник работы скульптора В. Клыкова.

  • 6. Жанр житие в древнерусской литературе. Житийный канон и его своеобразие. Житие Бориса и Глеба, житие Феодосия Печерского.
  • 7. Формирование жанра хождения в литературе Древней Руси. Типы хождений. Паломнические хождения (Хождение Игумена Даниила).
  • 8. Слово о полку Игореве: историческая основа, проблема датировки и авторства. Система образов и художественное своеобразие.
  • 9. Литература периода феодальной раздробленности. Анализ «Жития Александра Невского».
  • 1. Литература периода феодальной раздробленности (XIII-XIV вв.)
  • 2. Анализ «жития александра невского».
  • 10. Житийная литература конца 14-15 веков. Агиографическое творчество Епифания Премудрого, Пахомия Лагофета.
  • 11. Старообрядческая литература XVIII века. Протопоп Аввакум и его сочинения.
  • Житие протопопа Аввакума
  • 12. Русская историческая и бытовая повесть XVII в. («Повесть о Горе и Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.)
  • 13. Своеобразие сатирической литературы 17 века.
  • 14. Стихотворство 17 века. Доссилабическое стихотворство. Силлабическое стихотворство Симеона Полоцкого, Сильвестра Медведева, Кариона Истомина.
  • 15. Русская литература 18 века: значения, особенности, периодизация, система жанров.
  • 16. Творчество а.Д. Кантемира. Композиционное и тематическое своеобразие сатир Кантемира.
  • 17. Своеобразие русского классицизма. Поэзия м.В. Ломоносова.
  • 18. Жанр оды в русской литературе XVIII в. («Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» м.В. Ломоносова).
  • «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
  • 19. Творчество в.К. Тредиаковского и а.П. Сумарокова. Реформа русского стихосложения.
  • 20. Сатирическая журналиситка конца 60 – начала 70-х годов XVIII века. Творчество н.И. Новикова.
  • 21. Лирика г.Р. Державина. Сатирический мирообраз в торжественной оде «Фелица».
  • 22. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербург в Москву»: композиция, структура, проблематика, жанровое своеобразие «путешествия» в соотношении с национальной литературной традицией
  • 23. Д.И. Фонвизин: творчество, личность. Комедия «Недоросль»: проблематика, сюжетно-композиционная структура. Исследователи о комедии
  • 24. Сентиментализм в русской литературе 18 века и н.М. Карамзин как её представитель. Повести «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь»: система образов, своеобразие языка и стиля
  • Житие протопопа Аввакума

    “Житие протопопа Аввакума им самим написанное лучшее творение Аввакума, созданное в 1672-1673 гг. Это первое в истории русской литературы произведение автобиографического жанра, в котором выразились тенденции к реализму. Эти тенденции нашли отражение в бытовых сценах “Жития”, в пейзажных описаниях, в диалогах героев, а также в языке произведения с его просторечиями и диалектизмами.

    Центральная тема жития - тема личной жизни Аввакума, неотделимая от борьбы за “древлее благочестие” против Никоновых новшеств. Она тесно переплетается с темой изображения жестокости и произвола “начальников”- воевод, обличения “шиша антихристова” Никона и его приспешников, утверждавших новую веру “кнутом и виселицами”. На страницах жития во весь свой гигантский рост встает образ незаурядного русского человека, необычайно стойкого, мужественного и бескомпромиссного. Характер Аввакума раскрывается в житии как в семейно-бытовом плане, так и в плане его общественных связей. Аввакум проявляет себя и в отношениях к “робяткам” и верной спутнице жизни, преданной и стойкой Анастасии Марковне, и в отношении к патриарху, царю, и простому народу, к своим единомышленникам, соратникам по борьбе. Поражает необычайная искренность его взволнованной исповеди: горемыке-протопопу, обреченному на смерть, нечего лукавить, нечего скрывать. Он откровенно пишет о том, как прибегнул к обману, спасая жизнь одного “замотая” - гонимого человека, которому грозила смерть. Вспоминает о своих тяжких раздумьях и колебаниях, он готов был молить о пощаде и прекратить борьбу. В “Житии” поражает, прежде всего, личность героя, его необычная стойкость, мужество, убежденность, стремление к справедливости. Хотя Аввакум и назвал свое произведение “Житием”, с традиционным агиографическим жанром его связывает немногое. В нем преобладают новаторские черты в изображении человеческой души, ее страданий, стойкой непреклонности. Новаторские приемы проявляются в изображении семейно-бытовых отношений, в сатирическом обличении духовных и светских властей, в описании Сибири. Если Аввакум непримирим и безпощаден к своим противникам, то он чуток и заботлив по отношению к своей семье, к своим подвижникам.

    Наиболее значителен в “Житии” образ спутницы жизни, его жены Анастасии Марковны. Она вместе с мужем безропотно идет в сибирскую ссылку и морально помогает мужу переносить все невзгоды, лишения. Безропотно идет она вместе с мужем в далекую сибирскую ссылку: рожает и хоронит по дороге детей, спасает их во время бури, за четыре мешка ржи во время голода отдает свое единственное сокровище-московскую однорядку, а затем копает коренья, толчет сосновую кору, подбирает недоеденные волками объедки, спасая детей от голодной смерти; С грустью говорит Аввакум о своих сыновьях Прокопии и Иване, которые, испугавшись смерти, приняли “никонианство” и теперь мучаются вместе с матерью, закопанные живыми в землю (т.е. заключенные в земляную темницу) . С любовью говорит протопоп и о дочери своей Аграфене, которая вынуждена была в Даурии ходить под окно к воеводской снохе и приносить от нее иногда щедрые подачки. Изображая себя в обстановке семейно-бытовых отношений, Аввакум стремится подчеркнуть неразрывную связь бытового уклада с церковью. Патриархальный уклад, охраняемый старым обрядом, и защищает он. Он стремится доказать, что старый обряд тесно связан с самой жизнью, ее национальными основами, а новый обряд ведет к утрате этих основ. Страстная защита “древлего благочестия” превращает житие в яркий публицистический документ эпохи. Не случайно свое житие протопоп начинает с изложения основных положений “старой веры”, подкрепляя их ссылками на авторитет “отцов церкви” и решительно заявляя: ”Сице аз, протопоп Аввакум, верую, сице исповедаю, с сим живу и умираю”. Собственная его жизнь служит лишь примером доказательства истинности положений той веры, борцом и пропагандистом которой он выступает.

    Но главное своеобразие “Жития” Аввакума в его языке и стиле. Для стиля “Жития” характерно сочетание сказовой формы с проповедью, что привело к тесному переплетению разговорно-просторечных элементов языка с церковно-книжными. В столкновении церковно-книжных и разговорных форм рождалось новое стилистическое единство, которое сам он характеризует как “просторечье”. В стиле жития протопоп использует форму сказа - неторопливого рассказа от первого лица, обращенного к старцу Епифанию, но в то же время подразумевающего и более широкую аудиторию своих единомышленников. Но, как отметил В. В. Виноградов, в стиле жития сказовая форма сочетается с проповедью, и это обусловило тесное переплетение церковно-книжных элементов языка с разговорно-просторечными и даже диалектными. Для стиля Аввакума характерно отсутствие спокойного эпического повествования.

    Его житие состоит из ряда искусно нарисованных правдивых драматических сцен, построенных всегда на острых конфликтах: социального, религиозного или этического порядка. Эти драматические сцены соединены между собой лирическими и публицистическими отступлениями. Аввакум либо скорбит, либо негодует, либо иронизирует над противниками и самим собой, либо горячо сочувствует единомышленникам и печалится об их судьбе. “Житие” проникнуто духом борьбы. Автор страстно отстаивает свои убеждения, обличает врагов. Деятельность Аввакума была направлена на защиту старообрядчества, раскола, носившего реакционный характер. Большой талант Аввакума, его литературное новаторство делают его творчество выдающимся явлением древнерусской литературы.

    Кроме его знаменитого «Жития», им было написано много других сочинений: «слов», толкований, поучений, челобитных, писем, посланий, бесед. Все это обилие выраженных в разнообразных жанрах разных тем со всеми отразившимися в них жгучими запросами, волнениями, тревогами, объединено чувством надвигающегося конца. «Книга бесед», написанная в 1669-75, содержит 10 бесед о сути расхождений между старообрядцами и сторонниками церковной реформы. «Книга толкований» (1673-76) содержит толкования на различные библейские тексты. «Книга обличений, или Евангелие вечное» (1679) - результат догматического спора Аввакума с дьяконом Федором по ряду богословских вопросов. Перу Аввакума также принадлежат разнообразные послания и челобитные. Все эти произведение проникнуты одной главной идеей - защитой старой веры. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы.

    Личность и деятельность Аввакума - явление исключительное. В основе его религии, проповеди, всей его деятельности лежит человеческая личность. Он борется, гневается, исправляет нравы, проповедует как властный наставник, а не как святой - аскет прежних веков.