Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Жанровое своеобразие преступление и наказание. Жанровое своеобразие романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание

Роман «Преступление и наказание»

Книга, написанная в минуты страданий и отчаяния и возвышающая читателя через сострадание героям Достоевского и самого автора, судьба которого определила историю создания этой книги. Достоевский признавался в письме к брату, что роман был задуман «на скрипучих нарах Омского острога». На каторге впервые перед Достоевским возник вопрос преступления и наказания. Уголовное преступление, преступление исторического масштаба. Это вопрос был связан с проблемами греха и возмездия, греха и воскресения в человеческой душе. Работу над романом писатель начал в 1864 году в тяжелейшей жизненной ситуации. Этот год был отмечен тяжелейшими утратами: смерть жены Марии Дмитриевны, смерть брата Михаила, смерть друга Аполлона Григорьева. В 1865 году Достоевский переживает крах журнального дела, его осаждают кредиторы, он уезжает за границу, заключив кабальный договор с издателем Стилловским: он обещал ему за год написать роман. В случае неисполнения договора Стилловский получал право на издание всех уже написанных произведений Достоевского. За границу писатель уезжает в надежде на встречу с любимой женщиной Апполинарией Сусловой и в надежде на везение в игре. Азарт игрока в рулетку усилился в трагические месяцы и годы жизни полного безденежья. Слова Мармеладова, обращенные к Раскольникову о тупиках жизни: «знаете ли вы, милостивый государь, что такое некуда пойти» - это слова самого Достоевского. За границей - новое смятение, Апполинария Суслова только играет с ним, заводит романы с другими мужчинами. Достоевский, философски одаренный человек, пристально вглядывался в европейскую жизнь и сравнивал русские ментальные ценности и европейские. Очень важная для Достоевского-почвенника проблема Россия и Европа стала ключевой в романе «Игрок», написанном по требованию Стилловского, и зазвучала в подтексте его романа «Преступление и наказание».

Жанр и проблемы. Достоевский в романах великого пятикнижия создал уникальный романный жанр. Разные жанровые аспекты указывают следующие жанровые определения: полифонический, символико-философский роман-трагедия; полифоническая структура романов великого пятикнижия связана с полифонией голосов: каждый герой в мире романов Достоевского показан в его субъектности. Зона авторского сознания не персонифицирована - автор связана со всеми героями. Именно герои не только воспринимают мир, их окружающий, но активно участвуют в споре о смысле человеческого бытия по ключевой для Достоевского проблеме БОГ И МИРОВОЕ ЗЛО. Автор и читатель оказываются в орбите этого спора, в процессе спора рождается истина. Читатель и автор свободно принимают позицию того или иного героя. Теория полифонического, многоголосого романа разработана М. Бахтиным. В каждом романе в хоре многих голосов преоюладают два голоса, они формируют философские проблемы и мотивы романа, их судьба составляет основной романный сюжет и метафорический сюжет (Раскольников и Соня). Главный философский диалог в романе, с которым связаны образы Раскольникова и Сони, соединяет комплекс мотивов: БОГ И МИРОВОЕ ЗЛО, вера и неверие, грех и возмездие, преступление и наказание, грехопадение и путь к воскресению заблудшей души. Все эти проблемы решены в романе с позиций почвеннической философии Достоевского. В этом романе с особой декларативностью выражена заветная мечта Достоевского о пути русской интеллигенции Раскольниковых к народу. Народное религиозно-нравственное сознание олицетворяют в романе Миколка, Лизавета и Соня. Определение роман-трагедия принадлежит младосимволисту Вячеславу Иванову, оно указывает не только на трагические коллизии в каждом романе и обязательный трагедийный катарсис, но и на художественную структуру романа, на его диалогическую природу. Иванов читает романы Достоевского как драматические произведения (о «Преступлении и наказании» - трагедия в четырех действиях с эпилогом). Главная трагическая ситуация, воплощенная в каждом романе - «мир на пороге Апокалипсиса» (апокалипсис - откровение Иоанна Богослова, мир на пороге конца человеческой цивилизации). В романе тема апокалипсиса - эпилог романа «Сны Раскольникова» на каторге. Метафорично апокалипсис носят в своей душе герои Достоевского, носители атеистического сознания, способные к бунту и преступлению (безбожники). Роман «Преступление и наказание» - историософский роман о настоящей русской жизни и об искомом пути спасения современного человека через возрождение «мертвой души» (приход к Богу). Историософские проблемы, почвеннические идеи связаны и с социальной проблематикой романа. В русской жизни 60-70х гг. Достоевский уловил черты разложения и глубочайший кризис нравственной, духовной культуры человека. Он обнажает социальные язвы в жизни Петербурга, всей России в эпоху становления русского капитализма: рост богатства, денежного могущества одних и потрясающая нищета большинства городского населения, рост преступности, пьянства, проституция как главная психологическая нота в поведении современного человека, всеобщая продажность (все продается и все покупается), человек, его душа, брошенная на чудовищный аукцион. Достоевский с негодованием пишет о ростовщичестве - социальной примете времени, о проституции как постыдной профессии для девушки и женщины. Исследователь Шкловский отмечает, что в романе «Преступление и наказание» отсутствуют черты детективного жанра (когда и читатель и детектив не знают, кто преступник). Читатель знает, как готовилось преступление, следователь Порфирий Петрович, прочитав статью Раскольникова, увидел в нем потенциального преступника (следователь выявил в нем преступника, когда он упал в обморок при чтении криминальных новостей о его убийстве). Понять роман, как считает Шкловский, значит ответить на два вопроса: 1) каковы мотивы преступления Раскольникова 2) каковы психологические, нравственные, философские последствия его бунта.

Мотивы преступления Раскольникова. Дмитрий Иванович Писарев обратил внимание на социальные мотивы преступления («причина не в уме, а в кармане»): герой унижен бедностью, в жизненных тупиках бьются окружающие его люди. Критик-демократ объясняет преступление средой, обстоятельствами жизни. Его справедливые выводы не вполне соответствовали философии преступления в романе. Достоевский не раз говорил: «во всем уповая на среду мы снимаем с человека нравственную ответственность за совершенные поступки». Важнейший мотив романа - НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА за мысль, слово, поступок перед своей совестью, Богом и людьми. С точки зрения автора первопричина преступления - теория Раскольникова. Образ Раскольникова - это трагический образ русского философа, оказавшегося в плену его преступных идей. У истоков преступления - статья о праве на преступление, соединившая мысли и слово. Первый этап - статья, второй - первый визит к старухе-процентщице, третий - разговор студента с офицером в трактире, и только четвертый эпизод - это проба, с которой начинается роман. В 1865 году в русском переводе был опубликован исторический трактат Наполеона III “История Юлия Цезаря», в предисловии автор писал о незаурядном человеке, о его праве и вседозволенности. Эти идеи очень обсуждались в русском обществе, и статья Раскольникова - тоже отклик на эту статью. Достоевский подчеркивает, что подобные умонастроения типичны для того времени (что подтверждает разговор в трактире между офицером и студентом). После пробы следует 5) отречение от преступления, т. к. теория, которая уже выкристаллизовалась в его голове, она противна его натуре (конфликт ума и сердца, теории и человеческой натуры). Раскольников в мире людей - 6) встреча с Мармеладовыми, 7) письмо от матери, 8) встреча на бульваре с опозоренной девочкой и наконец 9) сон о лошади. Первый сон Раскольникова на Петровском острове - кульминация сюжетной линии «Раскольников в мире униженных и оскорбленных». Сон есть следствие глубочайшего душевного напряжения. В сознании Раскольникова соединились судьбы семейства Мармеладовых и собственной семьи. Он сравнивает жребий Дуни и жребий Сони, а себя самого с Мармеладовым. Он стоит перед выбором между постыдным смирением Мармеладова, принявшего жертву Сонечки, и поступком активным, бунтующим. Исследователь Керпотин состояние Раскольникова сравнивает с состоянием Гамлета, решающего вопросы жизни и смерти: быть или не быть (Гамлет: «О мысль моя, отныне ты кровавой быть должна, иль грош тебе цена?»). Сны в романах Достоевского выполняют три основные функции: 1) сюжетная - они предвосхищают эпизоды сюжета или становятся философским эпилогом к ним 2) психологическая функция - в снах показана диалектика сознания и подсознания, образы памяти и фантазии, фантасмагория сновидения, устремление героя к желаемому 3) сны ведут к пониманию символико-философских мотивов сюжета и метафорического сюжета. Сны всегда кризисны для героев, они ведут к катарсису (сны Раскольникова) или увлекают в бездну греха и падения (сны Свидригайлова). Все сны Раскольникова имеют литературную основу, проявляют круг его чтения (комментарий Белова к роману).

Первый сон Раскольникова восходит к стихотворению Некрасова «О погоде», 1 часть,раздел до сумерек, где Некрасов показывает безобразную сцену истязания лошади. Достоевский дважды обращается к этому эпизоду. Первый сон Раскольникова и слова Ивана Карамазова брату Алеше об удивительных некрасовских стихах. В устах Ивана некрасовское стихотворение получает очень емкую и универсальную оценку: «это русизм». Эта оценка совпадает с представлениями Достоевского о русском характере. Русский человек «широк» и в добре и в зле, неукротим, во всем доходит до крайности.

Сны Раскольникова соединяют образы прочитанных книг, реальные впечатления жизни, его мечты, идеи, бунтующие даже в его сознании. Некрасов, Лермонтов, Пушкин, Гюго, Вольтер и главные книги, вдохновенным читателем которых был Раскольников - Библия, Коран.

К Библии: библейские мотивы возникают в эпилоге, в сибирских просторах Раскольников присутствие «стад Авраамовых». Болезненные сны на каторге передают картины гибели человеческой цивилизации. По вине людей бесноватых, одержимых «трихинами безумия» - идеями, которые смущают и самого Раскольникова. В этих снах возникают образы Апокалипсиса, соединящие философскую прозу Вольтера и откровение Иоанна Богослова.

В грезах Раскольникова перед преступлением возникает образ чистой родниковой воды, оазиса в пустыне, восходящий и к стихотворению Лермонтова «Три пальмы» и к первоисточнику - Корану. Раскольникову известен пушкинский цикл «Подражание Корану», где возникает образ дрожащей твари. Убийство старухи - мотивы «Пиковой дамы».

Первый сон Раскольникова основан на символических образах. Достоевский воссоздает русское пространство и образы-символы русской судьбы. Окрестности провинциального городка, проселочная дорога, размытая дождями, израненная колесами, пыльная, грязная. Она идет мимо придорожного кабака к кладбищу и кладбищенскому храму. Среди цветообразов доминируют серые, черные, красные цвета, зеленый купол храма.

Раскольников трижды проходит через испытание грехом - проба, сон и само преступление. Всякий раз Раскольников отрекается от греха, чувствуя его противоестественность, внутреннее несогласие с преступлением. Преступление уводит Раскольникова из мира людей, отречение от преступления возвращает к людям и Богу.

Сон становитя для Раскольникова катарсисом, он вновь отрекается от идеи преступления и молитва рождается на его устах: «Господи...укажи мне путь мой... а я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей». Раскольников ищет этот путь, он идет к людям, но он трагически приговорен к совершению преступления, у него уже нет свободы воли и рассудка, даже день и час определяется помимо его воли.

В сюжете романа-притчи важна евангельская притча о блудном сыне.

В каждом эпизоде предыстории и всей первой части романа автором обнажено диалектическое единство разных мотивов:

1) мотивы объективные социальные - обстоятельства жизни героя и страдания окружающих

2) психологические субъективные мотивы. Болезненная противоречивость сознания и психологии Раскольникова (он верит в Бога и не верит; самоотверженно любит людей и гордо презирает их, веруя в свою исключительность; сознательно идет на преступление и отрекается от идеи насилия...). Свой графический портрет Раскольникова Эрнст Неизвестный назвал «Между крестом и топором».

3) Мотивы философские, идеологические - теория Раскольникова, главные по замыслу автора мотивы.

Теория Раскольникова . Исследователь Кирпотин утверждает, что теория Раскольникова повторяет противоречия его сознания, его натуры. Он выделяет в теории героя два комплекса мотивов: наполеоновские и миссианские, дает образные, метафорические имена Раскольникову - Наполеон и Мессия, Великий Инквизитор и Христос.

Комплекс наполеоновских идей:

1) идея исключительной личности, деление людей на «обычных» и «необычных». Раскольников ценой преступления мечтает проверить самого себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?».

2) Идея демонической власти, власти авторитета, исключительной личности над толпой. Подобная власть по Раскольникову - знак избранничества, признание незаурядности человека («Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью, над всем муравейником...»).

3) Идея вседозволенности. Исключительный человек презирает те нравственные законы, по которым живет людской муравейник, он не руководствуется ими. Он по ту сторону от добра и зла. Ему все позволено, вплоть до пролития крови себе подобных.

Идеи миссианские:

1. идея Мессии - спасителя человечества. Раскольникову кажется, что он призван изменить этот мир, утешить род человеческий в его страданиях.

2. Идея насильственного добра. Кирпотин утверждает, что в черновиках романа мотив демонической власти был усилен и трансформировался в теорию Раскольникова, в идею насильственного добра: «Люди - пигмеи... Надо властвовать. Для цели...сгрести их в руки, а потом делать им добро».

3. Идея «крови по совести». Раскольников ограничивает идею вседозволенности, он разрешает не всякое преступление, а только во имя спасения человечества, так возникает главная и кощунственная идея его теории - «кровь по совести».

Наполеоновские идеи - не оригинальная часть теории Раскольникова. Они появились в европейской философии и культуре 19 века, в эпоху становления европейской модели капитализма. Эти идеи были знакомы Достоевскому по книгам Штирнера, Наполеон III, “История Юлия Цезаря». На философском уровне эти идеи повторит в своих трудах Ницше («Так говорит Заратустра», «Генеалогия морали» и др.). «Дневник нигилиста» Ницше- отклик на «Бесы» Достоевского. От ницшеанской идеи сверхчеловека в 20 веке Европа и человечество шагнули к идее сверхнации (как философское оправдание фашизма).

Образ Раскольникова был задуман как образ русского мыслителя, русского Наполеона. Потому главными идеями в его теории стали миссианские идеи и в подтексте всего романа культ Христа. Однако миссианские идеи не оправдывают Раскольникова. Идея «крови по совести» так же преступна, как и утверждение вседозволенности. Достоевскому очень близка гуманистическая философия человека, воплощенная в творчестве Пушкина: «Гений и злодейство - две вещи несовместные...» (Моцарт и Сальери).

Последствия бунта Раскольникова . В психологическом плане Раскольников ведет себя как обычный преступник: он панически боится уголовного наказания и жаждет освободиться от тайны преступления, постоянно совершает провокации против самого себя. Раскольников понимает, что преступление уводит его от мира людей: «он словно ножницами отрезал себя от мира людей». Особенно мучительны для героя встречи с матерью и сестрой, самыми близкими - таковы нравственные последствия преступления. В трудные дни после преступления в жизни героя была одна минуточка света, связывающая его с людьми - эпизод, когда Поленька целует его (поцелуй ребенка - благодарение всей семьи Мармеладовых). К выводам, сделанным Писаревым следует добавить философские итоги, сокрушающие Раскольникова: герой по-прежнему верит в свою теорию, но разочаровался в самом себе («Я не старушонку убил, я себя убил...»). Пропала вера в собственную исключительность.

На пути Раскольникова к правде Сони, к воскресению и восстановлению попранной человечности очень важны встречи с его двойниками - Лужиным, Свидригайловым, Порфирием Петровичем.

Раскольников и Лужин. В каждом романе Достоевского грандиозные по масштабу философские идеи героя получают снижение на уровне ЖИТЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ и практики его двойников, на уровне «уличной философии», философии толпы. Петр Петрович Лужин олицетворяет современную буржуазную мораль и кризис нравственного в человеке. Он олицетворяет жизненную практику, житейскую философию столичного жителя. Не случайно он из провинции рвался в столицу, это подчеркнуто даже в имени (Петр - камень, а по Достоевскому Петеребург - стихия камня и воды, Лужин). Раскольников сразу увидел в Лужине потенциального преступника. Преступна житейская философия Лужина: «все в жизни на личном интересе основано», возлюби прежде всех самого себя. Исполняя эти аморальные заветы, он совершает преступные акции против Дунечки и Пульхерии Александровны, против Сони. Раскольников презирает Лужина, потому что тот не знает сомнений, противоречий, угрызений совести. Это «деревянный человек», по инстинкту подлой натуры верующий в свою правоту.

Раскольников и Свидригайлов. Свидригайлов сам намекает Раскольникову на некую общность их жизненных позиций: «нигилизма есть два, и обе точки соприкасаются», «мы с вами одного поля ягоды». Наполеоновская часть теории Раскольникова своеобразно преломилась в жизни и судьбе Свидригайлова. Он эгоист, избирающий свой исключительный путь в жизни. Он руководствуется идеей вседозволенности, стремится к свободе и власти над другим человеком, будь то его супруга или девочки-нимфетки. Свидригайлов смеется над миссианскими идеями Раскольникова, называет его Шиллером (т. е. Романтиком). Образ Свидригайлова - образ великого грешника, и одновременно человека-универса, способного на добро и зло, но не различающего эти категории из сферы морали нравственности. Любовь-страсть Свидригайлова к Дуне - это последний и самоубийственный аккорд вечного стремления к воскресению даже души великого грешника. Последнее свидание с Дунечкой окончательно решило его судьбу. Его душевный мрак символически воссоздан в серии его снов перед самоубийством.

В романе рождается новая метафорическая типологическая оценка уровня падения, греховности человека: «ЧЕЛОВЕК-НАСЕКОМОЕ». Образы насекомых возникают в романе в связи с образом Свидригайлова, символически отмечая его появление в жизни Раскольникова и его уход из жизни через самоубийство. Образ мухи в момент появления Свидригайлова перед взором Раскольникова как продолжение его болезненных сновидений. В мировой культуре известны разные имена, связанные с персонификацией мирового зла: Сатана, Дьявол, Люцифер, Мефистофель, Вельзевул - Повелитель мух. В предсмертных снах Свидригайлова является безобразный, натуралистический образ - разлагающаяся говядина, на которой кишат мухи и черви. Т. е. Это символизирует причастность Свидригайлова к мировому злу, к сатане. По Свидригайлову вечность - грязный угол в предбаннике деревенской бани и паук (также насекомое), погибающий в собственных сетях. В традициях Достоевского будут работать европейские писатели 20 века - Кафка «Превращение» и Сартр «Мухи». Самоубийство Свидригайлова сопровождается символическими образами и деталями: гроза, потоки дождя и паническая водобоязнь Свидригайлова. Потому что вода - крещение, очищение. Самоубийство Свидригайлова стало нравственным сигналом для Раскольникова, ускорило явку с повинной. Свидригайлов - двойник Раскольникова, в нем, как в кривом зеркале, Раскольников видит самого себя и это потрясает его сознание и душу.

Раскольников и Порфирий Петрович (ПП). В советском литературоведении возник спор между Кирпотиным и Карякиным. Суть полемики: добро или зло для Раскольникова ПП? Кирпотин в своей монографии утверждал, что ПП олицетворяет тот мир, против которого бунтует Раскольников. Он заставляет Раскольникова страдать, действует как садист, как изувер. Карякин неожиданно сблизил ПП с Достоевским как выразителя почвеннических идей в романе. Именно ПП указывает Раскольникову на притягательность народной правды, на нравственный опыт Миколки.

В контексте романа принципиально важны три встречи Раскольникова и следователя. Первая - теоретический разговор, философский спор: Раскольников увлеченно излагает свою теорию. ПП осторожно и иронично комментирует его идеи. Возникает впечатление, что в прошлом, в молодости ПП тоже увлекался такими идеями (возникает мотив двойничества). Вторая - психологический поединок в полицейском участке. Следователь уже торжествует победу над преступником, но неожиданно в комнате появляется Миколка, который признается в совершенном преступлении. Третья - нравственно-философский итог. ПП приходит в гости к Раскольникову и объясняет ему его поведение. В этом эпизоде ПП излагает почвеннические идеи. Он говорит о «людях ума», таких, как Раскольников, которые не замечают собственной греховности и бунтуют против мира, против существующего порядка вещей. Миколка, человек из народа, противопоставлен им как носитель совести. Он знает, что каждый человек живет во грехе, вольно или невольно, и готов страданием искупить свои прегрешения. ПП: «Миколка ведь прав...нет счастья в комфорте, счастье страданием покупается». В устах ПП символический смысл обретает образ солнца, восходящий к евангельскому первоисточнику. В евангелии: «Христос - солнце жизни». ПП: «Станьте солнцем, и вас заметят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».

Раскольников и Соня. В черновых вариантах романа Достоевский указал на главные образы, ведущие к пониманию его замысла и всей книги: Раскольникову в романе предстояло пройти трудный путь греха и еще более тяжкий путь воскресения. Это роман-притча о выборе пути человеком. Рядом с Раскольниковым его мистический двойник Свидригайлов и душа любящая, светлая Сонечка Мармеладова. Раскольникову, как всякому человеку открыто два пути: отчаяние и вера. Каждый образ-характер в романах Достоевского двупланов. Это реальный, психологически достоверный характер и человеческая судьба и одновременно образ символический, связанный с метафорическим сюжетам романа. Создавая образ Сони, Достоевский стремился ответить на вопрос: «Что есть православие?». В сюжете романа три главных эпизода, формирующие основной и метафорический сюжет книги, авторскую идею романа: 1) чтение Евангелия в комнате Сони 2) признание Раскольникова перед Соней 3) эпизоды эпилога.

Центральные образы-характеры у Достоевского двуплановы: это реалистически достоверные характеры и одновременно образы символические. Образ Сони есть великий ответ Достоевского на вопрос о сущности нравственной, православной культуры русского человека. Символично имя героя: София - премудрость божия. София в православной культуре - один из верховных образов, соединяющий те духовные дары, которые наследовали ее дочери: Вера, Надежда, любовь. И София и дочери ее - великий и вечный пример самопожертвования в любви к Богу. Святое самопожертвование - главная черта Сонечки, ее религиозные чувства лишены мистики - это музыка ее души, искренняя и чистая вера, в основе которой любовь к Богу и людям. В сюжете романа, в его метасюжете (метафорический сюжет) некой кульминацией является эпизод чтения Евангелия в комнате Сони, евангельского сюжета о воскресения Лазаря. Сюжет о воскресении Лазаря венчает три года служения Спасителя людям. Это чудо совершил Христос накануне торжественного входа в Иерусалим. Чудо свершилось по любви его к Богу и людям. Чудо о Лазаре предвосхищает воскресение самого Спасителя, которое совершится ровно через неделю, на Пасху. В метафорическом сюжете романа соединились два мотива: преступление и наказание, грех и воскресение через любовь к людям и Богу. На четвертый день восстал Лазарь из мертвых, на четвертый день Раскольников пришел к Соне и начинается его трудный путь к воскресению. (Зинаида Гиппиус написала по мотивам романа стихотворение «Лазарь»). Раскольниов и Соня по-разному понимают смысл евангельского сюжета, очень популярного в русской культуре, в русской иконописи. Воскресение Лазаря - это своеобразная предПасха, праздник праздников, торжество торжеств. Сверхчуткая, трепетно относящаяся к людям Соня чувствует страдания Раскольникова, не зная его причины. Она дает ему утешение, надежду на воскресение души, но Раскольников пока не понимает этого. Ибо для него Христос - исключительная, избранная личность, властитель духа, ума и сердца человеческого. Символично, что преступника и блудницу соединяет Евангелие - подарок Лизаветы, духовной сестры Сонечки. Второй эпизод - признание Раскольникова перед Соней. Признание его далеко еще от исповеди и покаяния. Свидетели его признания - Соня и Свидригайлов, и Раскольников делает выбор пути к правде Сони. Вторая встреча Раскольникова и Сони - это нравственный поединок человека веры и человека сомнений. Орудие Раскольникова - слово. Многословие и слово, лишенное духовного огня и света, - это игра дьявола с человеком. Сонечкино молчание исполнено света и духовного огня веры, любви к Раскольникову и сострадания. Ключевым становится молитвенное слово Сонечки «Господи!». И неожиданные метаморфозы в восприятии Раскольникова: он узнает в Сонечке Лизавету, и в эту секунду возвышается до понимания сокровенности и высшего смысла человеческой жизни, греховности своего преступления. В эпилоге романа тема греха и воскресения обретает новое образное воплощение и новый символико-философский масштаб. В эпилоге возникает новый хронотоп, отличающийся от хронотопа в основной части романа. В основной части романа художественное время - 13 дней, место действия - Петербург, где нет свободы душе и сознанию человеческому, где на улицах «душно, как в комнатах без форточек». Еще накануне преступления мысль и взор Раскольникова «просили простору». В эпилоге возникает такой простор, но этот простор открывается Раскольникову не сразу. Тяготы каторжного труда, лазарет - это поприще его человеческих страданий. В эпилоге в смысловом единстве представлено три временных пласта: 1) реальное историческое время (год каторги); 2) время, совпадающее с православным календарем (Великий пост, страстная седмица и День жен-мироносиц - в этот день встреча Раскольникова и Сони на берегу сибирской реки, это после две недели после Пасхи). Соне первой дано было свидетельство о воскресении Раскольникова. Исследователи считают, что в эпилоге романа образ Сонечки обретает иконописность: она, облаченная в зеленый платок, очень напоминает лик Богоматери на известной русской иконе «Споручница грешных». Она помогала каторжанам перенести тяжелое испытание, страдальческую жизнь. И они отвечали ей глубочайшим уважением: когда она появлялась, они снимали шапки и кланялись ей в пояс (называли ее «Матушка ты наша»). К Раскольникову каторжане относились враждебно. Во время великого поста они устроили лраку в православном храме, они видели в Раскольникове безбожника. В трудные и суровые дни Великого поста Раскольников заболел. Это была не столько телесная, сколько душевная болезнь. В бредовых сновидениях Раскольникова оживали образы Апокалипсиса, трагического конца всей человеческой цивилизации, братоубийства, пожаров, природных катастроф. Он увидел человеческое БЕСНОВАНИЕ, людей, как и он сам, зараженных «трихинами» (микробами) бесноватости. Эти трагические сны вели его к катарсису. Финал эпилога исполнен надежды и света. На берегу сибирской реки Раскольникову открылся образ вечности и вечных истин. В романе возникает новый образ времени - 3) время вечности, в орбите которого и историческое и православное время. Образ вечности в восприятии Раскольникова резко отличается от мрачных представлений о вечности Свидригайлова. Ему открывается неоглядный простор, сибирские дали. На другом берегу реки Раскольников видит далекие юрты кочевников, а за ними, как кажется ему, еще «ходят стада Авраамовы» (Авраам - один из ветхозаветных пророков, один из прародителей рода человеческого). Символичны детали этого вселенского пейзажа: земля и небо, многоводная река, ее берега, раннее утро и восход солнца. Роман венчает универсальная по смыслу авторская оценка судьбы героев: «Их воскресила любовь». А соединяет человеческие судьбы преступника и блудницы на путях воскресения Евангелие.

По жанру «Преступление и наказание» (1866) — роман, главное место в котором занимают социальные и философские проблемы современной писателю русской жизни. Кроме того, в «Преступлении и наказании» можно отметить жанровые признаки: детектива (читатель с самого начала знает, кто убийца старухи процентщицы, но детективная интрига сохраняется до конца — признается Раскольников, попадёт в ловушку следователя Порфирия Петровича или выскользнет?), бытового очерка (подробное описание бедных кварталов Петербурга), публицистической статьи (статья Раскольникова «О преступлении»), духовного писания (цитаты и перифразы из Библии) и т.д.

Социальным этот роман можно назвать потому, что Достоевский рисует жизнь обитателей трущоб Петербурга. Тема произведения — показ нечеловеческих условий существования бедняков, их безнадёжности и озлобленности. Идея «Преступления и наказания» состоит в том, что писатель осуждает современное ему общество, которое допускает, чтобы его граждане жили в беспросветной нужде. Такое общество преступно: оно обрекает на гибель слабых, беззащитных людей и одновременно порождает ответное преступление. Эти мысли выражены в исповеди Мармеладова, которую он произносит в грязном трактире перед Раскольниковым (1,II).

Описывая нищету и бедствия семьи Мармеладовых, семьи Раскольниковых, Достоевский продолжает благородную традицию русской литературы — тему «маленького человека». Классическая русская литература часто изображала муки «униженных и оскорблённых» и привлекала общественное внимание и сочувствие к людям, оказавшимся, пусть даже по собственной вине, на «дне жизни».

Достоевский детально показывает быт бедных петербургских кварталов. Он изображает комнату Раскольникова, похожую на шкаф, уродливое жильё Сони, проходную комнату-коридор, где ютится семья Мармеладовых. Автор описывает внешний вид своих героев-бедняков: они одеты не просто бедно, но очень бедно, так, что стыдно показаться на улице. Это касается Раскольникова, когда он впервые появляется в романе. Мармеладов, встреченный нищим студентом в распивочной, «одет был в чёрный, старый, совершенно оборванный фрак, с осыпавшимися пуговицами. Только одна ещё держалась кос как, и на неё-то он и застёгивался. Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая» (1, II). Кроме того, все бедные герои голодают в прямом смысле слова: плачут от голода маленькие дети Катерины Ивановны, от голода постоянно кружится голова у Раскольникова. Из внутренних монологов главного героя, из исповеди Мармеладова, из полубезумных выкриков Катерины Ивановны перед смертью явствует, что люди до предела страданий доведены нище той, неустроенностью жизни, что они очень остро чувствуют своё унижение. Мармеладов восклицает в исповеди: «Бедность — не порок... Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никто и никогда. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметаю т из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было...» (1, II).

Несмотря на открытое сочувствие этим героям, Достоевский не пытается приукрасить их. Писатель показывает, что и Семён Захарович Мармеладов, и Родион Романович Раскольников во многом сами виноваты в своей печальной судьбе. Мармеладов — больной алкоголик, который ради водки готов обобрать даже своих маленьких детей. Он не стесняется прийти к Соне и выпросить у неё последние тридцать копеек на выпивку, хотя знает, как она зарабатывает эти деньги. Он отдаёт себе отчёт, что поступает недостойно по отношению к собственной семье, а всё-таки пропивается до креста. Когда он рассказывает Раскольникову о своём последнем запое, он очень переживает, что дети, наверное, ничего не ели пять дней, если только Соня не принесла хоть немного денег. Он искренне жалеет, что его родная дочь живёт по жёлтому билету, но сам пользуется её деньгами. Это хорошо понял Раскольников: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать и пользуются!» (1, II).

Неоднозначное отношение у Достоевского к Раскольникову. С одной стороны, писатель сочувствует студенту, который должен зарабатывать себе на нищую жизнь грошовыми уроками и переводами. Автор показывает, что античеловеческая теория о «тварях» и «героях» родилась в больной голове главного героя, когда он устал честно бороться с позорной бедностью, так как увидел, что вокруг процветают подлецы и воры. С другой стороны, Достоевский изображает приятеля Раскольникова — студента Разумихина: ему живётся даже труднее, чем главному герою, так как у него нет любящей матери, которая присылает ему деньги из своей пенсии. При этом Разумихин много работает и находит в себе силы переносить все невзгоды. Он мало думает о собственной персоне, зато готов помогать другим, и не в будущем, как планирует Раскольников, а сейчас. Разумихин, нищий студент, спокойно принимает на себя ответственность за мать и сестру Раскольникова, наверное, потому, что по-настоящему любит и уважает людей, а не раздумывает над проблемой, достойно или нет пролить «кровь по совести».

В романе социальное содержание тесно переплетается с философским (идеологическим): философская теория Раскольникова является прямым следствием его отчаянных жизненных обстоятельств. Умный и решительный человек, он задумывается над тем, как исправить несправедливый мир. Может быть, путём насилия? Но можно ли насильно, против воли навязать людям справедливое общество? Философская тема романа — рассуждение о «праве на кровь», то есть рассмотрение «вечного» морального вопроса: оправдывает ли высокая цель преступные средства? Философская идея романа формулируется так: никакая благородная цель не оправдывает убийство, не человеческое дело решать, достоин ли какой-либо человек жить или недостоин.

Раскольников убивает ростовщицу Алёну Ивановну, которую сам писатель рисует чрезвычайно непривлекательной: «Это была крошечная, сухая старушка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё...» (1, I). Алёна Ивановна вызывает отвращение, начиная с приведённого портрета и деспотического отношения к сестре Лизавете и заканчивая её ростовщической деятельностью, это она похожа на вошь (5, IV), сосущую человеческую кровь. Однако, по мнению Достоевского, даже такую противную старушонку убивать нельзя: любая личность священна и неприкосновенна, в этом отношении все люди равны. По христианской философии, жизнь и смерть человека в руках Божиих, а людям этого решать не дано (поэтому убийство и самоубийство — смертные грехи). Достоевский с самого начала усугубляет убийство зловредной процентщицы убийством кроткой, безответной Лизаветы. Итак, желая проверить свои возможности сверхчеловека и готовясь стать благодетелем всех бедных и униженных, Раскольников начинает свою благородную деятельность с того, что убивает (!) старуху и юродивую, похожую на большого ребёнка Лизавету.

Отношение писателя к «праву на кровь» проясняется, помимо прочего, в монологе Мармеладова. Рассуждая о Страшном суде, Мармеладов уверен, что Бог в конце концов примет не только праведников, но и опустившихся пьяниц, ничтожных людей, подобных Мармеладову: «И скажет нам: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!». (...) И прострёт к нам руце свои, и мы припадём... и заплачем... и всё поймём! Тогда всё поймём!..» (1, II).

«Преступление и наказание» является психологическим романом, так как в нём главное место занимает описание душевных мук человека, совершившего убийство. Углублённый психологизм — характерная черта творчества Достоевского. Самому преступлению посвящена одна часть романа, а душевным переживаниям убийцы остальные пять частей. Следовательно, для писателя важнее всего изобразить муки совести Раскольникова и его решение покаяться. Отличительным свойством психологизма Достоевского является то, что он показывает внутренний мир человека «на грани», находящеюся в полубредовом-полубезумном состоянии, то есть автор пытается передать болезненное психическое состояние, даже подсознание героев. Этим романы Достоевского отличаются, например, от психологических романов Л.Н.Толстого, где представлена гармоническая, разнообразная и уравновешенная внутренняя жизнь персонажей.

Итак, роман «Преступление и наказание» является чрезвычайно сложным художественным произведением, в котором теснейшим образом соединяются картины современной Достоевскому российской жизни (60-е годы XIX века) и рассуждения о «вечном» вопросе человечества — о «праве на кровь». Выход российского общества из экономического и духовного кризиса (иначе он называется первой революционной ситуацией) писатель видит в обращении людей к христианским ценностям. Он даёт своё решение поставленного нравственного вопроса: ни при каких обстоятельствах человек не вправе судить — жить или умереть другому, нравственный закон не позволяет «кровь по совести».

Таким образом, «вечный» вопрос у Достоевского решается в высшей степени гуманно, гуманным является в романе и изображение жизни низов общества. Хотя писатель не снимает вины ни с Мармеладова, ни с Раскольникова (они во многом сами виноваты в своём бедственном положении), роман построен так, чтобы вызвать у читателей сочувствие к этим героям.

Жанр произведения Достоевского «Преступление и наказание» можно определить как философский роман , отражающий авторскую модель мира и философию человеческой личности. В отличие от Л.Н.Толстого, который воспринимал жизнь не в ее резких, катастрофических изломах, а в постоянном ее движении, естественном течении, Достоевский тяготеет к раскрытию неожиданных, трагических ситуаций. Мир Достоевского – это мир на пределе, на грани переступления всех нравственных законов, это мир, где человек постоянно проверяется на человечность. Реализм Достоевского – это реализм исключительного, не случайно сам писатель называл его «фантастическим», подчеркивая, что в самой жизни «фантастическое», исключительное бывает важней, знаменательней обыденного, открывает в жизни ее скрытые от поверхностного взгляда истины.

Произведение Достоевского можно определить также и как идеологический роман. Герой писателя – это человек идеи, он из тех, «кому не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Сюжет романа – это столкновение персонажей-идеологов между собой и проверка идеи Раскольникова жизнью. Большое место в произведении занимают диалоги-споры героев, что также характерно для философского, идеологического романа.

Смысл названия

Часто названиями литературных произведений становятся противоположные понятия: «Война и мир», «Отцы и дети», «Живые и мертвые», «Преступление и наказание». Как это ни парадоксально, противоположности в конечном счете становятся не только взаимосвязанными, но и взаимообусловленными. Так и в романе Достоевского «преступление» и «наказание» - ключевые понятия, в которых отражается авторская идея. Смысл первого слова в названии романа многопланов: преступление осознается Достоевским как переступление всех нравственных и общественных преград. Героями «переступившими» оказываются не только Раскольников, но и Соня Мармеладова, Свидригайлов, Миколка из сна о забитой лошаденке, более того – сам Петербург в романе также переступает законы справедливости.Второе слово в названии романа также многозначно: наказание становится не только страданием, неимоверным мучением, но и спасением. Наказание в романе Достоевского – понятие не юридическое, а психологическое, философское.

Идея духовного воскресения – одна из основных в русской классической литературе 19 века: у Гоголя можно вспомнить замысел поэмы «Мертвые души» и повесть «Портрет», у Толстого - роман «Воскресение». В творчестве Федора Михайловича Достоевского тема духовного воскресения, обновления души, которая обретает любовь и Бога, - центральная в романе «Преступление и наказание».

Особенности психологизма Достоевского

Человек – тайна. Достоевский писал брату: «Человек есть тайна, её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». У Достоевского нет «простых» героев, все, даже второстепенные, сложны, все несут свою тайну, свою идею. По Достоевскому, «сложенвсякий человек и глубок, как море». В человеке всегда остается что-то неизведанное, не разгаданное до конца, «тайное» даже для себя самого.

Сознательное и подсознательное (разум и чувство). По Достоевскому, рассудок, разум не является представителемвсего человека, не всё поддается в жизни и в человеке логическому расчету («Всё рассчитают, а натуру-то и не учтут», – слова Порфирия Петровича). Именно натура Раскольникова восстает против его «арифметического расчета», против его теории – порождения его рассудка. Именно «натура», подсознательная суть человека может быть «умнее» ума. Обмороки, припадки героев Достоевского - отказ разума – часто спасают их от того пути, на который толкает разум. Это защитная реакция натуры человека против диктата разума.

В снах, когда безраздельно властвует подсознательное, человек способен более глубоко познать себя, открыть в себе такое, чего еще не знал. Сны – это более глубокое познание человеком мира и себя (таковы все три сна Раскольникова – сон о лошадёнке, сон о «смеющейся старухе» и сон о «моровой язве»).

Зачастую подсознательное более точно руководит человеком, чем сознательное: частые «вдруг» и «случайно» в романе Достоевского лишь для разума «вдруг» и «случайно», но не для подсознания.

Раздвоенность героев до последнего предела. Достоевский считал, что добро и зло не являются внешними по отношению к человеку силами, а коренятся в самой природе человека: «В человеке содержится вся мощь темного начала и в нем же содержится вся сила света. В нем оба средоточия: и крайняя глубь бездны, и высший предел неба». «Бог с дьяволом борются, а поле битвы – сердца людей». Отсюда раздвоенность героев Достоевского до последнего предела: бездну нравственного падения и бездну высших идеалов они могут созерцать одновременно. «Идеал мадонны» и «идеал Содомский» могут жить в человеке одновременно.

«Преступление и наказание», история создания которого длилась почти 7 лет, является одним из самых известных романов Федора Достоевского как в России, так и за рубежом. В этом творении классика русской литературы как никогда раскрылся его талант психолога и знатока человеческих душ. Что же натолкнуло Достоевского на мысль написать произведение об убийце и ведь эта тема не свойственна литературе того времени?

Федор Достоевский - мастер психологического романа

Писатель появился на свет 11 ноября 1821 г. в городе Москва. Его отец - Михаил Андреевич - был дворянин, надворный советник, а мать - Мария Федоровна - происходила из купеческого рода.

В жизни Федора Михайловича Достоевского было всё: громкая слава и бедность, темные дни в Петропавловской крепости и многолетняя каторга, пристрастие к азартным играм и обращение к христианской вере. Еще при жизни писателя к его творчеству применялся такой эпитет, как «гениальное».

Достоевский скончался в возрасте 59 лет от эмфиземы легких. Он оставил после себя огромное наследие - романы, стихотворения, дневники, письма и т.д. В русской литературе Федору Михайловичу отводится место главного психолога и знатока человеческих душ. Некоторые литературные критики (например, Максим Горький), особенно советского периода, называли Достоевского «злым гением», поскольку считали, что писатель в своих произведениях отстаивал «неверные» политические взгляды - консервативные и в какой-то период жизни даже монархические. Однако с этим можно поспорить: романы Достоевского - не политичны, зато всегда глубоко психологичны, их цель - показать человеческую душу и саму жизнь такой, какая она есть. И произведение «Преступление и наказание» - самое яркое тому подтверждение.

История создания романа «Преступление и наказание»

Федор Достоевский в 1850-м году был отправлен на каторгу в Омск. «Преступление и наказание», история создания которого началась именно там, было впервые опубликовано в 1866 г., а до этого писателю пришлось пережить не самые лучшие дни в своей жизни.

В 1854 г. писатель получил свободу. Достоевский в 1859 г. в письме к брату писал, что замысел некого романа-исповеди пришел к нему, когда он еще в 50-х лежал на грязных нарах и переживал самые тяжелые минуты в своей судьбе. Но начинать это произведение он не торопился, поскольку даже не был уверен в том, что выживет.

И вот, в 1865 г. Достоевский Федор Михайлович, остро нуждающийся в деньгах, подписывает договор с одним издателем, по которому обязуется предоставить к ноябрю 1866 г. новый роман. Получив гонорар, писатель поправил свои дела, но пагубное пристрастие в рулетке сыграло с ним злую шутку: он проиграл все оставшиеся деньги в Висбадене, хозяева отеля не выселили его, однако перестали кормить и даже отключили свет в номере. Именно в таких условиях Достоевский начал «Преступление и наказание».

История создания романа близилась к завершению: сроки поджимали - автор работал в гостинице, на пароходе, по дороге домой в Петербург. Он практически окончил роман, а потом… взял и сжег рукопись.

Достоевский начал работу заново, и пока первые две части произведения выходили в печать и ими зачитывался весь Петербург, он в ускоренных темпах создавал оставшиеся три, включая эпилог.

«Преступление и наказание» - тема романа отчетливо просматривается уже в самом названии произведения.

Главный герой - Родион Раскольников - решается на убийство и ограбление старухи-ростовщицы. С одной стороны, молодой человек оправдывает свой поступок тем, что он сам и его родные пребывают в нужде. Родион чувствует свою ответственность за судьбы близких людей, но чтобы помочь хоть чем-нибудь сестре и матери, ему нужна большая сумма денег. С другой стороны, убийство остается безнравственным и греховным поступком.

Родион удачно совершает задуманное преступление. Но во второй части романа он сталкивается с проблемой серьезнее, чем нищета - его начинает мучить совесть. Он становится нервным, ему кажется, что все вокруг знают о его поступке. В результате Родион начинает тяжело болеть. После выздоровления молодой человек всерьез задумывается о том, чтобы сдаться властям. Но знакомство с Соней Мармеладовой, а также приезд в город матери и сестры на время заставляют его отказаться от этой затеи.

На руку сестры Родиона - Дуни - претендуют сразу 3 жениха: надворный советник Петр Лужин, помещик Свидригайлов и друг Родиона - Разумихин. Родиону и Разумихину удается расстроить запланированную свадьбу Дуни и Лужина, но последний уходит обозленным и думает о том,

Родион Раскольников всё больше привязывается к Соне Мармеладовой - дочери его покойного друга. Они беседуют с девушкой о жизни, проводят вместе время.

Но над Родионом нависает черная туча - нашлись свидетели, который подтвердили в полицейском участке, что в последнее время Раскольников часто заходил к убитой ростовщице. Молодого человека пока что отпускают из полицейского участка, но он остается главным подозреваемым.

Самые важные события романа «Преступление и наказание» по главам приходятся на 5-ю часть произведения и эпилог.

Обиженный Лужин пытается подставить Соню Мармеладову, выдав её за воровку и тем самым рассорив с Раскольниковым. Однако его план не удаётся, зато Родион не выдерживает и признается Соне в совершенном убийстве.

Вину за преступление Раскольникова берет на себя посторонний человек, однако следователь уверен в том, что именно Родион совершил преступление, поэтому навещает молодого человека и пытается еще раз убедить его явиться с повинной.

В это время Свидригайлов пытается добиться расположения Дуни силой, испуганная девушка стреляет в него из револьвера. Когда оружие дает осечку, а Дуня убеждает помещика, что не любит его, Свидригайлов отпускает девушку. Пожертвовав 15 тысяч Соне Мармеладовой и 3 тысячи семье Раскольникова, помещик кончает жизнь самоубийством.

Родион признается в убийстве ростовщицы и получает 8 лет каторги в Сибири. Соня отправляется за ним в ссылку. Прежняя жизнь для бывшего студента окончена, но благодаря любви девушки, он чувствует, как начинается новый этап в его судьбе.

Образ Родиона Раскольникова

В романе «Преступление и наказание» характеристика Родиона Раскольникова и оценка его поступков самим автором даётся неоднозначная.

Молодой человек хорош собой, достаточно умен, можно сказать, честолюбив. Но жизненная ситуация, в которой он оказался, а точнее социальная ситуация, не позволяет ему не то что реализовать свои таланты, но и даже доучиться в университете, найти достойную работу. Его сестра вот-вот должна «продаться» нелюбимому человеку (выйти замуж за Лужина ради его состояния). Мать Раскольникова бедствует, а любимая девушка вынуждена заниматься проституцией. И Родион не видит ни одного способа помочь им и себе, кроме как добыть большую сумму денег. Но реализовать идею мгновенного обогащения можно только с помощью ограбления (в данном случае оно повлекло за собой и убийство).

Согласно морали, Раскольников не имел права лишать жизни другого человека, а рассуждения о том, что старухе и так осталось недолго жить, или что она не имеет права «жидовать» на горе других людей - это не оправдание и не повод для убийства. Но Раскольников, хоть и мучается из-за своего поступка, до последнего считает себя невиновным: он объясняет свои действия тем, что думал в тот момент только о том, как помочь близким.

Соня Мармеладова

В романе «Преступление и наказание» описание образа Сони так же противоречиво, как и Раскольникова: читатель сразу узнает в них

Соня - добра и в каком-то смысле самоотверженна, это видно из её поступков по отношению к другим людям. Девушка зачитывается «Евангелием», но в то же время является проституткой. Набожная проститутка - что может быть парадоксальней?

Однако Соня занимается этим промыслом не потому что имеет тягу к разврату - это единственный способ необразованной привлекательной девушке заработать на жизнь, причем не только себе, но и своей большой семье: мачехе Катерине Ивановне и троим сводным братьям и сестрам. В итоге Соня - единственная, кто отправилась в Сибирь вслед за Родионом, чтобы поддержать его в трудную минуту.

Такие парадоксальные образы - основа реализма Достоевского, ведь в реальном мире вещи не могут быть только черными или только белыми, как и люди. Поэтому чистая душой девушка в определенных жизненных обстоятельствах может заниматься таким грязным ремеслом, а благородный по духу юноша - решиться на убийство.

Аркадий Свидригайлов

Аркадий Свидригайлов - еще один персонаж романа (50-летний помещик), который во многих аспектах буквально дублирует Раскольникова. Это не случайность, а прием, избранный автором. В чем же его суть?

«Преступление и наказание» наполнено двойственными образами, возможно для того, чтобы показать: многие люди обладают в равной степени положительными и отрицательными чертами, могут ходить по одним и тем же жизненным дорожкам, но исход своей жизни всегда выбирают сами.

Аркадий Свидригайлов - вдовец. Еще при живой жене он домогался сестры Раскольникова, находившийся у них в услужении. Когда супруга его - Марфа Петровна - померла, помещик приехал просить руки Авдотьи Раскольниковой.

Свидригайлов имеет за своими плечами много грехов: его подозревают в убийствах, насилии и разврате. Но это не мешает мужчине стать тем единственным человеком, который позаботился о семье покойного Мармеладова не только в финансовом смысле, но и даже пристроил детей в сиротский дом после смерти их матери. Свидригайлов варварским способом пытается расположить к себе Дуню, но вместе с тем его глубоко ранит нелюбовь девушки и он кончает жизнь самоубийством, оставив сестре Раскольникова внушительную сумму в наследство. Благородство и жестокость в этом человеке сочетаются в своих причудливых узорах, как и в Раскольникове.

П.П. Лужин в системе образов романа

Петр Петрович Лужин («Преступление и наказание») - еще один «двойник» Раскольникова. Раскольников до совершения преступления сравнивает себя с Наполеоном, так вот Лужин - это Наполеон своего времени в чистом виде: беспринципный, заботящийся только о себе, стремящийся сколотить капитал любой ценой. Может быть, поэтому Раскольников ненавидит удачливого молодца: ведь и сам Родион считал, что ради собственного процветания он вправе убить человека, судьба которого казалось ему менее важной.

Лужин («Преступление и наказание») - очень прямолинеен, как персонаж, карикатурен и лишен противоречивости, присущей героям Достоевского. Можно предположить, что писатель намеренно сделал Петра именно таким, дабы он стал явным олицетворением той буржуазной вседозволенности, которая сыграла такую злую шутку с самим Раскольниковым.

Публикации романа за рубежом

«Преступление и наказание», история создания которого заняла более 6 лет, был высоко оценен и заграничными изданиями. В 1866 г. несколько глав из романа были переведены на французский и опубликованы в «Courrier russe».

В Германии произведение вышло под названием «Raskolnikov» и к 1895 г. издаваемый тираж его был в 2 раза больше, чем какого-либо другого произведения Достоевского.

В начале XX в. роман «Преступление и наказание» был переведен на польский, чешский, итальянский, сербский, каталанский, литовский языки и т.д.

Экранизации романа

Герои романа «Преступление и наказание» настолько колоритны и интересны, что за экранизацию романа не раз брались как в России, так и за рубежом. Первый фильм - «Преступление и наказание» - появился в России еще в 1909 г. (реж. Василий Гончаров). Затем последовали экранизации в 1911 г., 1913 г., 1915 г.

В 1917 г. мир увидела картина американского режиссера Лоуренса МакГилла, в 1923 г. фильм «Раскольников» выпустил немецкий режиссер Роберт Вине.

После этого было снято еще около 14 экранизаций в разных странах. Из российских работ самой последней стал многосерийный фильм «Преступление и наказание» 2007 г. (реж. Дмитрий Светозаров).

Роман в массовой культуре

В кинофильмах роман Достоевского часто мелькает в руках у отбывающих заключение героев: в м/ф «Невероятные приключения Уоллеса и Громита: Стрижка «под ноль»», т/c «Волчица», «Отчаянные домохозяйки» и т.д.

В компьютерной игре «Sherlock Holmes: Crimes & Punishments» в одном из эпизодов книга с названием романа Достоевского отчетливо видна у Шерлока Холмса в руках, а в игре GTA IV «Преступление и наказание» - это название одной из миссий.

Дом Раскольникова в Петербурге

Существует предположение, что Достоевский Федор Михайлович поселил своего героя в дом, который реально существует в Петербурге. Исследователи сделали такие выводы, поскольку Достоевский в романе упоминает: находится в «С-м» переулке, рядом с «К-м» мостом. По адресу Столярный переулок-5 действительно стоит дом, который вполне мог бы послужить прототипом для романа. На сегодняшний день это здание является одной из самых посещаемых туристических точек в Петербурге.