Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Зеленин сказки вятской губернии. Сказки вятские. Что за прелесть эти сказки

За годы Советской Власти проблема полов и полового воспитания усилиями большевиков была окончательно загнана в подворотню как явление глубоко чуждое советскому народу. Нашей национальной одеждой на долгие годы стали ватник, шапка-ушанка и кирзачи с портянками, а воспитанные в подворотне поколения русских людей в вопросах пола окончательно перешли на так называемую ненормативную лексику. Что касается нормативной, то слова «секс», «эротика», «порно», масса других терминов, обслуживающих интимную сферу человеческих отношений, большей частью имеют иностранное происхождение. Но таковы особенности и таково состояние нашего национального секса.

Сюжеты, представленные в этой небольшой по объему книге, записаны на севере Кировской области, а точнее в Омутнинском, Белохолуницком и Верхнекамском районах. Это типичные байки из подворотни, охальные, с элементами баснословия, иногда откровенного вранья, когда вполне реальные события самым причудливым образом переплетаются с выдумкой и домыслами.

По дороге в рай

Раньше сексу-то и вправду не было, одно блядство кругом, куда ни копни.

Я тогда в Белореченске жила, поселок леспромхозовский. Когда его строили, бараки эти, говорили, временный будто бы. Но лес давно вырубили на сто вёрст в округе, а поселок как стоял, так и стоит. Место шибко дурное, не приведи господи. Летом грязища непролазная, даром что на бугре. Зимой снегу по самые окна навалит. Сроду улицы не чищены. Тропиночка от избы к избе натоптана по сугробам, вот и вся дорога.

Правда, на нашей улочке, хотя самая окраина, снег разгребали регулярно. Это из-за Гришки Белоглазова, он тогда на складе ГСМ заведовал. Его ночью на гусеничном тракторе притрелюют пьяного в дымину, сдадут бабе на руки, а утром похмельного опять на работу увозят. Вот она, дорога, и держится до весны.

Я тогда в девчонках ходила, беститешная еще. Так мне мать строго-настрого наказывала, чтобы я к Милке Белоглазовой, жена это Гришкина, близко не подходила и чтобы гостинцы от неё никакие не брала.

Ведьма она. Если кто не понравится, запросто человека искурочит.

Отец тут же сидит, головой качает.

Чего зря боронишь? Кого-то она искурочила?

Ой, гляди на его гляди! Кобелина ледащий… тебе кто килу-то подвесил? Вот не шлялся бы к Милке ночами, тогда и не было бы такого. Срамота одна!

Отец только сплюнет на это и уходит с глаз долой. А мать долго еще ворчит ему в спину:

Защитник говенный выискался. У неё свой мужик есть, да ёбарей несчетно. Так и этот туда же со своей килой. Я вон, кроме мужа, никого другого сроду не знала, а всю жизнь у него в блядях проходила. Зато с Милки, курва драная, будто с гуся вода. Поди, тронь её…

В настоящий сборник вошли сказки Вятского края, записанные в 1908 году членом Русского Географического Общества Дмитрием Константиновичем Зелениным.

В сборнике представлено 133 сказки Вятской губернии и 6 Вотяцких сказок.

Вводная статья А. Шевцова
Дмитрий Константинович Зеленин и его «Сказки»

От Сказочной комиссии
Кое-что о сказочниках и сказках Вятской губернии
Перечень русских сказок Вятской губернии,
не вошедших в настоящий сборник
Алфавит авторов в этом перечне
Алфавит уездов
Чаще встречающиеся в Вятской губернии
сказочные темы

СКАЗКИ
Сказки Котельнического уезда
Сказки Гр. Ант. Верхорубова
1. «Про юру» [Пойди туда, неведомо куда; принеси то, не знаю что]
2. «Леший и черти»
3. «Про царскую дочь» [Солдат женится на царской дочери]
4. «Про Никиту Волокиту» [Вещий сон]
5. «Про Голь-Нужду» [Три правды, или Доброе слово]
6. «Про лева-зверя» [Звериное молоко]
7. «Солдат-богатырь»
8. «Царь-волшебник»
9. «Три дворца и подземное царство» [Волшебное кольцо]
10. [Леший]
11. «Про козла»
12. [Иванушко-дурачок]
13. «Про орла» [Морской царь]
14. «Про коровку-бурёнку» [Буренушка]
15. «Рассказ» [Солдат и его жена ведьма]
16. «Котик золотой хвостик» [Медведь-зять]
17. [Солдат и ведьма]
18. [Зять учит свою жену и тещу]
19. «Про ворона» [Солнце, месяц и ворон]
20. [Солдат и покойник-колдун]

Сказки А. Т. Краева
21. [Царская дочь]
22. [Нехай так будет!] [Веришь ли своей жене?]
23. [По щучьему веленью]
24. [Дурак, пять змеев и Марья-царевна]
25. [Из дудки в дудку]
26. [Попов работник и дьякон]
27. [Коровы-медведи, волки-овцы и Баба-Яга]

Сказки Ал. Лавр. Перфилова
28. Казак-Горемыка [Рога]
29. [Царевна Золотая Струя и ее дети]
30. [Колдун Ох и его ученик]
31. [Поп и работник]

Сказки Ник. Ив. Козлова
32. «Гуды-самогуды» [Пойди туда, неведомо куда;
принеси то, не знаю что]
33. [Вор] [Знахарь]
34. [Удалой батрак]
35. [Шут]

Сказки Зин. Мал. Кубышева
36. [Портной и чорт]
37. [Беспечальный монастырь]
38. [Кузнец и чорт]

Сказки Андр. Ив. Бледных
39. [Оборотень]
40. [Солдат и черти]
41. [Солдат и купец]
42. [Змей и цыган]
43. [Новый богатырь Фома Берденик]
44. [Делёж жатвы]
45. [Олексей Поповечь, Дубынечь, Горынечь и Усынечь богатыри]
46. [Костяной дворец]
47. [Иван-царевич, молодильные яблоки и живая вода]
48. [Поп и бурлак]
49. [Поп и работник]
50. [Поп-ворожец]
51. [Шут]

Сказки Андр. Харит. Селезенова
52. Бесстрашный барин
53. Небылица
54. [Сапоги для лешего. Рассказ катанщика]
55. «Нехай так так будёт»
56. «Два брата жениха»
57. «Как мужик на мельницу ездил»
58. «Заяц, ребячья сказка» [Медведь, слепень, заяц и мужик]
59. «Былица»
60. Купеческий сын
61. Вор Борма
62. Любовник деревенской бабы
63. Поп и работник
64. Поп и работник
65. Солдат и еретник
66. Еретник и работник
67. Отец и сын
68. Леший-лапотник

Сказки Мих. Андр. Перминова
69. «Про кривду и про правду»
70. [Знахарь]

Сказка Кузьмы Михеева
71. «Ворона» [О неправом суде птиц]

Записи Ек. Влад. Поповой
72. [Девица с отрубленными руками]
73. [Злополучный мертвец]

Записи Лид. Вас. Курочкиной
74. «Фифилисно ясно перышко»
75. Три змея
76. Рябок

Записи Е. А. Костровой
77. Кот и лиса
78. [Петух и жорновки]
79. Волк и лиса
80. Бабушка да отопочек
81. Трофим да Иван дурачки
82. [Бык-спаситель]
83. [Напуганные медведь и волки]

Сказки Нолинского уезда
Сказки Еф. Памф. Пуртова
84. [Три царства: медное, серебряное и золотое]
85. [Чудесная утка]
86. Про Ивана-царевича и Елену Прекрасную

Сказки Еф. Мирон. Климовой
87. «Кот да воробей, Митюнька третий»
88. [Дочь и падчерица]
89. [Волк]
90. [Неоконченная сказка]

Сказки Сем. Макс. Одегова
91. [Кумова кровать]
92. [Проценты]
93. [Старик на исповеди]
94. [Пустынник и дьявол]
95. [Добродетельный старик]

Записи о. Владимира Покровского
96. Сказка про Черную Кожу
97. Мальчик-с-пальчик
98. Три из сумки

Записи проф. М. А. Колосова
99. Богатырь Осип Прекрасный [Илья Муромец]
100. Богатыри: Алеша Попович и Никита Добрынич
101. Русские и черемисин

Сказки Вятского уезда
Сказки Петра Ив. Власова
102. [Оборотень]
103. [Варегин]
104. [Солдат женится на иностранной царевне]
105. [Дядя и племянник, мнимый медведь, становятся государями]
106. [Солдат знает все вперед]
107. «Про раков» [Легенда о происхождении раков]
108. [Иван Кобылин сын?]

Запись Мих. Ив. Сунцова
109. [Два брата: богач и бедняк]

Запись проф. М. А. Колосова
110. Матроселко [Ловкий вор]

Сказка Орловского уезда
Запись Ал. К. Шаховой
111. [Звери в яме]

Сказки Яранского уезда
Сказки Авг. Вас. Мулиной
112. «Петушок»
113. [Коза с козлятами]
114. [Кобыла — сорок пежин с пежиной,
свинка — золотые щетинки, сивко-бурко
и жар-птица]

Сказки Уржумского уезда
Сказки Нат. Ив. Безруковой
115. [Ивашко и ведьма]
116. [Нелюбимая родителями дочь]

Сказки Елабужского уезда
Записи учеников Реального училища
117. Сказка об Иване добром молодце и Елене Прекрас-
ной, об кошке и собаке [Волшебное кольцо]
118. [Купеческий сын и его невеста-волшебница]
119. Волк, медведь и лиса
120. [Сказка о лисе и волке]
121. Кот, козел, собака да баран
122. Тербень, тербень, красна девка!
[Дочь и падчерица]
123. Сказка о Иване-дураке
124. Блинная туча [Дурак и береза]
125. Сказка о мальчике и журавлях
126. [Вороватый мужик]
127. «Машенька»

Сказки Сарапульского уезда
128. [Николай Чудотворец] [Крестьянский сын
отчитывает царевну]
129. [Царевич]
130. Работник и поп [Кобылье яйцо]

Сказки Глазовского уезда
Сказка г. Трегубова
131. [Похороны вотяка]

Запись А. В. Покрышкина
132. [Чудесная молотьба]

Запись свящ. Н. Блинова
133. [Соль]

Вотяцкие сказки
Записи Тр. К. Борисова
134. [Волшебная птица и Рога]
135. Алдар [Вороватый мужик и шут]
136. [Благодарные животные]
137. [Злополучный мертвец]
138. [По щучьему веленью]

Запись свящ. Н. Блинова
139. Сказка о Иване Златоусом [Пойди туда, неведомо куда]

Научный аппарат, подготовленный Д. К. Зелениным
Областные слова, встретившиеся в сказках
Примечания к сказкам
Среди примечаний тексты сказок:
1) Колдун Ох и его ученик (сказка В. П. Щекотова)
2) Предание о кукушке (Новгородская сказка о неправом суде птиц)
3) Купеческий сын [Варегин] (сказка А. Ф. Зубарева)
4) Про солдата [Солдат женится на иностранной царевне]
(сказка А. Ф. Зубарева)

Сокращения, принятые в отделе «Примечания к сказкам»
Алфавитный указатель имен и предметов
Ключ к указателю

А. Шевцов. Вводная статья

Зеленин родился в 1878 г. в семье священнослужителя в небольшом селе в Вятской губернии, и до конца жизни был верен своему краю. Поэтому его «Великорусские сказки Вятской губернии» были одним из самых любимых произведений.

Рассказ о Зеленине в Википедии незаслуженно беден:

«Окончил Вятскую духовную семинарию и в 1904 году историко-филологический факультет Юрьевского университета… Основные труды о русской народной поэзии и говорах опубликовал в 1900-1915 годах. Большинство его работ связано с родным краем, куда ученый приезжал в экспедиции, а затем поддерживал тесные отношения со своими земляками, активно участвуя в работе Вятской ученой архивной комиссии.

С 1916 года Зеленин возглавлял кафедру русского языка и словестности в Харьковском университете. В 1925 году стал профессором кафедры этнографии Ленинградского университета, а также избран членом-корреспондентом АН СССР».

Вся научная жизнь протекла между строк о кафедре русского языка и избрании академиком.

В действительности же Зеленин представлял редкий в то время тип ученого, совмещавшего этнографию и языкознание. В то переходное время, когда советская наука только складывалась, это позволило Зеленину, в сущности, возглавить российскую этнографию, выведя ее на очень высокий уровень языковедческих исследований.

Думаю, Зеленин проложил дорогу Проппу с его исследованиями русской волшебной сказки. Им же была написана, вероятно, первая рецензия на «Морфологию сказки» Проппа в 1928 году.

Владение полевой этнографией одновременно с языкознанием позволило Зеленину поставить вести диалог с ведущими исследователями мира о возможности восстановления индоевропейского праязыка, а с ним и образа жизни наших предков. Зеленин шел к этому через изучение обряда, и работал, в отличие от предшественников, не на ушедшем материале, а на тех свидетельствах, что давала живая и наблюдаемая исследователем этнография.

На примере этнографии вятской земли Зеленин говорит о том, что когда нет прямых свидетельств, исторические источники скудны, надо привлекать источники косвенные, вглядываясь в частный домашний быт. Именно из быта народа Зеленин выводил те возможности изучения духовной жизни народа, которые составили основное содержание его статей.

Быт лишь на первый взгляд является чем-то далеким от духовной жизни. Он весь проникнут домашними обрядами и представлениями, сохраняющимися с древности. К тому же, у нас нет иной жизни, кроме быта. Поэтому желающему понять, как же жили наши предки, и освоить их мудрость, не посоветуешь иного пути, кроме как: читайте народную сказку. В ней все есть.

Дата публикации 16.10.2014

В далёкие древние времена, когда не было ещё телевидения, радио, телефона, кино, когда не было ещё и книг, а люди не умели ни читать, ни писать,

когда вятский народ был сплошь безграмотным, единственным источником духовного и нравственного общения людей являлось устное народное творчество.

Что за прелесть эти сказки

Множество былин, преданий, сказаний, сказок и прибауток, пословиц и поговорок, песен и частушек рождалось в народной среде, передавалось от человека к человеку, из уст в уста, от поколения к поколению. Долгими зимними вечерами при тусклом свете лучины люди рассказывали друг другу разные были и небылицы, пели песни и частушки, Дети жадно слушали бабушкины сказки и засыпали под негромкую колыбельную песню.

Александр Сергеевич Пушкин, вспоминая услышанные им в детстве сказки его няни Арины Радионовны, писал: «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма». А В. Г. Белинский говорил: «В сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своём лукавстве. В них нет пессимизма, обреченности. Вера в свои силы, в добро, оптимизм – основной пафос этих сказок».

В сказках предстают перед нами колоритные фигуры вятских людей, которые «в карман за словом не лезут» и у которых всегда «вперед умок, а за ним язычок».

Сказки вятского народа

Вот одна из старинных сказок вятского народа о глуповцах.

Где-то далеко в дремучем вятском лесу была деревня. Люди жили в этой деревне от рождения и до смерти, дальше версты чистого места не видывали, никуда из своей деревни не ездили, и не ходили, ни с кем в округе не общались, ничего не знали и оттого были глупы.

Малые и старые, бабы и мужики - все были глупые, и деревня их тоже называлась Глуповкой. Был среди глуповцев один мужик поумнее, подогадливее. Его за то Догадкой звали, так и он глуп. Вот пошли раз глуповские мужики в лес на охоту. Ходили - ходили, вдруг видят: под елкой дыра, а из дыры пар идет. Удивились мужики, стали думать - чего бы это могло быть? Думали, спорили, ни до чего не договорились. Один говорит: «А давайте сходим в деревню, у Догады спросим, может, он знает».

Пришли в деревню, нашли Догаду (он сидит, лапти плетет), спрашивают: "Вот ходили в лес, видим; под ёлкой дыра, а из дыры пар валит, так что бы это могло быть?»

Догада подумал, подумал, затылок почесал и говорит: «А надо самому сходить поглядеть». Пошли опять в лес, нашли то место, видят: под ёлкой дыра, а из дыры пар валит. Что бы это могло быть? Догада говорит: «Вы держите меня за ноги, а головой-то суньте меня в дыру, я погляжу, а как дрыгну ногой, так и тащите меня назад». Так и сделали: держат за ноги, голову сунули в дыру. А это была берлога! Медведь башку-то Догале и откусил, тот только ногами и взбрыкнул. Один говорит; «Вроде уже дрыгнул», другой говорит: «А вроде нет, не прыгнул ещё». Стали спорить, дрыгнул - не дрыгнул, тащить - не тащить. Ни до чего не доспорились, один говорит: «А давайте вытащим, самого спросим, пора ли тащить». Вытащили, глядят - а головы-то нет. Опять спорить ста¬ли, была голова или не было? Один говорит: «А давайте сходим в деревню, у Догадихи спросим, была ли голова, она, наверное, знает. Пришли в деревню.

Догадиха в печке хлеб печет, спрашивают: "Была ли у Догады голова, когда в лес уходил?», Догадиха лоб сморщила, подумала и говорит: "Вот когда утром чай пили, так вро¬де бороденка болталась, а была ли голова, уж и не припомню».

В далёкие древние времена, когда не было ещё телевидения, радио, телефона, кино, когда не было ещё и книг, а люди не умели ни читать, ни писать, когда вятский народ был сплошь безграмотным, единственным источником духовного и нравственного общения людей являлось устное народное творчество.

Что за прелесть эти сказки

Множество былин, преданий, сказаний, сказок и прибауток, пословиц и поговорок, песен и частушек рождалось в народной среде, передавалось от человека к человеку, из уст в уста, от поколения к поколению. Долгими зимними вечерами при тусклом свете лучины люди рассказывали друг другу разные были и небылицы, пели песни и частушки, Дети жадно слушали бабушкины сказки и засыпали под негромкую колыбельную песню.

Александр Сергеевич Пушкин, вспоминая услышанные им в детстве сказки его няни Арины Радионовны, писал: «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма». А В. Г. Белинский говорил: «В сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своём лукавстве. В них нет пессимизма, обреченности. Вера в свои силы, в добро, оптимизм - основной пафос этих сказок».

В сказках предстают перед нами колоритные фигуры вятских людей, которые «в карман за словом не лезут» и у которых всегда «вперед умок, а за ним язычок».

Сказки вятского народа

Вот одна из старинных сказок вятского народа о глуповцах.

Где-то далеко в дремучем вятском лесу была деревня. Люди жили в этой деревне от рождения и до смерти, дальше версты чистого места не видывали, никуда из своей деревни не ездили, и не ходили, ни с кем в округе не общались, ничего не знали и оттого были глупы.

Малые и старые, бабы и мужики — все были глупые, и деревня их тоже называлась Глуповкой. Был среди глуповцев один мужик поумнее, подогадливее. Его за то Догадкой звали, так и он глуп. Вот пошли раз глуповские мужики в лес на охоту. Ходили - ходили, вдруг видят: под елкой дыра, а из дыры пар идет. Удивились мужики, стали думать — чего бы это могло быть? Думали, спорили, ни до чего не договорились. Один говорит: «А давайте сходим в деревню, у Догады спросим, может, он знает».

Пришли в деревню, нашли Догаду (он сидит, лапти плетет), спрашивают: "Вот ходили в лес, видим; под ёлкой дыра, а из дыры пар валит, так что бы это могло быть?»

Догада подумал, подумал, затылок почесал и говорит: «А надо самому сходить поглядеть». Пошли опять в лес, нашли то место, видят: под ёлкой дыра, а из дыры пар валит. Что бы это могло быть? Догада говорит: «Вы держите меня за ноги, а головой-то суньте меня в дыру, я погляжу, а как дрыгну ногой, так и тащите меня назад». Так и сделали: держат за ноги, голову сунули в дыру. А это была берлога! Медведь башку-то Догале и откусил, тот только ногами и взбрыкнул. Один говорит; «Вроде уже дрыгнул», другой говорит: «А вроде нет, не прыгнул ещё». Стали спорить, дрыгнул - не дрыгнул, тащить — не тащить. Ни до чего не доспорились, один говорит: «А давайте вытащим, самого спросим, пора ли тащить». Вытащили, глядят — а головы-то нет. Опять спорить ста¬ли, была голова или не было? Один говорит: «А давайте сходим в деревню, у Догадихи спросим, была ли голова, она, наверное, знает. Пришли в деревню.

Догадиха в печке хлеб печет, спрашивают: "Была ли у Догады голова, когда в лес уходил?», Догадиха лоб сморщила, подумала и говорит: "Вот когда утром чай пили, так вро¬де бороденка болталась, а была ли голова, уж и не припомню».

Другие новости