Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Западный, восточный и российский менталитет

Анна Арданкина
Менталитет Запада и Востока

Введение

1. Менталитет

2. Отличия Запада и Востока

3. Противоречия

Заключение

Список литературы

Введение

Понятия “культура Востока” и “культура Запада” весьма условны . Образно говоря, Восток под которым обычно понимают Азию и Запад представленный Европой и Северной Америкой это две ветви одного дерева, развивающиеся каждая в своем направлении, в одно время, параллельно, но по-разному. Ни одна из них не возвышается над другой. Им присуще определенное сходство, но и различий при этом найдется достаточно.

Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно – экономических и политических структур Восток и Запад . Такое разделение, конечно, условно для культурологии. Это одни из главных культурных и духовных центров в мире.

Многие так и разделяют культуру на Восточную и Западную . Последователей каждого из направлений достаточное количество, трудно сказать, что больше предпочитает человечество «Восточную » или «Западную » модели культуры. На Востоке и Западе свои тенденции развития, отличия, направления и есть даже сходства, хотя они и противостоят друг другу .

Проблема менталитета Запада и Востока .

Менталитет

Менталитет (лат. mens, mentis - душа, дух, ум и alis - другие) -склад ума и образ мыслей. Совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей мировоззрения и мировосприятия, ценностных установок, присущие социальной или этнической группе, нации.

Еще одно определение менталитета , пожалуй, более полное и простое это взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей.

Менталитет складывается на основе общего исторического, культурного, социального и экономического развития той или иной общности.

С точки зрения историков, менталитет - это «эфир культуры» , «это как бы тот воздух, которым дышат все члены общества, та невидимая всеобъемлющая среда, в которую они погружены. С точки зрения социальных психологов, менталитет - это представление культуры о себе, её «коллективное бессознательное» , характерные для народного сознания стереотипы восприятия. Это вскрываемая за средой основа, которую историки и литераторы прошлых веков называли «дух народов» .

Отличия Запада и Востока

Культура Запада - культура стран Европы и Северной Америки, воплощающая динамичный образ жизни, бурное развитие. Запад отличается тем , что любые преступления допустимы, если приносят благо своей стране. Эта установка «просвечивает» даже в английском классическом детективе Шерлок Холмс. Для Запада характерно научное , технологичное, рациональное познание мира.

С древних времен люди и ученые сравнивали культуру Востока и культуру Запада . Культура Востока - культура таких стран, как Китай, Индия, Япония, а также других азиатских государств. Отличается устойчивостью , традиционностью, незыблемостью. Культуре Востока свойственно историческое развитие, она основана на древних обычаях, устоях. Новые веяния гармонично встраиваются в существующую систему. Человек Востока слит с природой .

Культуры Востока и Запада отличаются по религиозным, философским, временным рамкам, научным и другим вопросам. Основные культурные различия между Востоком и Западом представлены в таблице.

Характерные особенности Восток

Запад

В философии Главенствует идея небытия. Истину невозможно выразить словами. Истинная мудрость демонстрируется не на словах, а на личном примере. Творчество - удел богов и неба Главенствует идея бытия. Стремление подобрать точные слова для выражения истины. Мудрый человек обязательно владеет даром убеждения. Творчество - удел человека и Бога

В религии Ислам, буддизм, языческие культы Христианство

В общественной жизни Приоритет религиозно-нравственных традиций и установок. Консерватизм. Отношение к природе - созерцательное. Нераздельность человека и природы, их единство. Опора на экономику в решении общественных задач. Динамизм. Отношение к природе - потребительское. Человек противопоставляется природе, он повелевает ей.

В искусстве Незыблемость художественных традиций. Вневременная, “вечная” тематика. Различные виды искусства синтезируются, “перетекают” один в другой Быстрая смена и огромное разнообразие течений и стилей. В тематике и идейном содержании отражается конкретная эпоха. Художественные жанры, формы, виды дифференцированы друг от друга

В науке Основа - жизненный опыт, интуиция, наблюдение. Большое внимание - развитию и приложению практических знаний Основа - эксперимент , математические методы. Выдвижение фундаментальных теорий

В поведении Строгое следование поведенческим нормам. Пассивность, созерцательность. Уважение к традициям и обычаям. Аскетизм. Человек как представитель целого. Разнообразие норм поведения в социуме. Активность, ускоренный ритм жизни. Расшатывание традиций. Стремление к “благам цивилизации”. Индивидуализм, автономность, уникальность личности.

Сравнительный анализ культур Запада и Востока показал , что они относятся к разным цивилизациям, имеют сложную многовековую историю существования. Разная история, условия жизни и производство материальных благ, религии, климатические условия и т. д. привели к формированию иного мировоззрения, менталитета и культуры в целом .

Противоречия Восточной и Западной цивилизации

В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока . Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т. д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока , напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации.

Восток очень гибок , он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы . Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов , нашествия "варваров" (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования. И даже в северной части страны, где образовались «варварские» королевства, эти королевства очень скоро перестали быть «варварскими» , превратившись в те же китайские.

Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства , довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями .

Заключение

Подводя итоги сравнения Запада и Востока как двух культурных ареалов и, обобщая все выше сказанное, нужно отметить, что запад и восток это две ветви человеческой культуры, две цивилизации, два образа жизни. Они далеки друг от друга во многих отношениях, как культурной жизни, так и в отношении материальных ценностей.

Бурно развивающийся запад с его стремлением к новому, ломая и разрушая старое как уже отработанный продукт своей жизнедеятельности и неторопливый гармоничный восток , с его стремлением к созерцанию развития мира, с его отношением к природе и ко всему естественному как к святому и неприятием всякого вмешательства в сущность развития жизни.

В процессе работы над этой темой, я выявил отличия между западной и восточной культурами , по которым Запад и Восток противостоят друг другу . Их основные различия в пути развития каждой культуры, цивилизации, социально-экономических структур, политического уклада жизни, духовной культуры и т. д. Философия европейца и человека востока различны . В этом можно убедиться в отношении к природе, окружающей среде. Как уже говорилось раньше для европейца природа : «не храм, а мастерская» для восточного жителя мира это единое целое вместе с ним самим.

Но для меня трудно выделить ту культуру и ту цивилизацию, которая была бы лучше другой. Эти культуры различны, но с другой стороны они, дополняя друг друга, образуют общую мировую культуру, в которой мирно существуют различные ценности и менталитеты и гармонично связаны эти два культурных ареала.

Список литературы

1. Булдакова Е. И. Буферно – синергийные зоны в пространстве межкультурной коммуникации [Текст]/ Е. И. Булдакова. - Ростов н/Д.: 2008 -23 с.

2. Быстрова A. Н. Мировая культура : уч. - пособие; [Текст]/ А. Н. Быстрова. - Новосибирск,: 2002 - 124с

3. Гутарева Н. Ю. Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы [Текст]/ Н. Ю. Гутарева. - Украина.: 2013 –51с.

4. Гутарева Н. Ю. Современные исследования социальных проблем [Текст]/ Н. Ю. Гутарева. - Красноярск 2015 - 301 с.

5. Ильин. А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления [Текст]/ А. Н. - Омск 2010 -376 с.

6. Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс].- http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st004.shtml

7. Pirabu [Электронный ресурс].- https://pikabu.ru/story/mentalitet_zapadnyikh_i_vostochnyikh_zhenshchin_1550037

О различии западного и восточного менталитетов

Менталитет - это картина мира и сумма житейских принципов и норм, которые есть у человека. Он формируется воспитанием, окружающей средой и моральными ценностями личности.
Основное отличие западного и восточного менталитета, на мой взгляд, лежит в сфере отношения к собственности и деньгам.
Запад более прагматичен, деловит. Восток более созерцателен, медитативен. Смысл жизни скорее будут искать на Востоке, а на Западе заняты обустройством своей жизни. Поэтому религию, мистику лучше искать на Востоке, она там более разработанна, а за комфортом нужно ехать на Запад. Капитализм возник именно на Западе поэтому совсем не случайно. Западный мир вообще построен на приоритете денег над всем остальным. Деньги, их заработок для западного человека столь же естественнен, как смена дня и ночи. Он с детских лет приучается к реалиями денег и учиться их зарабатывать. Более того, он знает, что только через деньги он и может состояться, как успешный человек. Не имеет значения, что ты - талантливый, умный, добрый, честный, если ты при этом не умеешь конвертировать свои достоинства в деньги. На Востоке - иначе. Особенно там, где люди прошли школу социализма. Я помню, что при социализме для многих людей вообще было даже неудобно говорить о деньгах. Это считалось чем-то постыдным, не достойным человека. Люди не могли оценить себя и свою работу в денежном эквиваленте. Люди не умели зарабатывать и выгодно продать себя. На Западе человек - это товар. Если он занимается делом, то по умолчанию считается, что оно должно приносить ему прибыль. Недаром и западное слово "бизнес", переводится, как "дело", что является неправильным, ведь дело не обязательно должно приносить прибыль и совершаться только для обогащения. К примеру, человек сделал дело - посадил дерево, но он сделал это для себя, для души, и это, конечно, никакой не бизнес. С другой стороны, бизнес можно делать, не обязательно совершая для этого само дело - не производя при этом нового качества. Например, занимаясь перепродажей. А для дел для души на Западе существует специальное слово - волонтер, показывающее исключительность таких дел, выходящих из общего ряда нормальности. Пушкин вывел формулу - "Не продается вдохновение, но можно рукопись продать", в которой разграничил Божье дело и бизнес, торговлю. Бизнес - строго говоря, это не дело, а искусство делать деньги. На всем, что угодно. Хоть из воздуха. Лучше всего деньги делаются на обмане, поэтому религия на Западе - это, прежде всего, бизнес, как впрочем и культура, и искусство, и наука, и политика.

Честно скажу, прочитанная сегодня новость про похищение очередных туристов на Синае меня напрягла. Вы скажете: "с каких это пор Сашу напрягают такие новости? Туристов и раньше похищали, но ты продолжал ездить в Дахаб и не переживал". Безусловно, что бардак начался не вчера, и мы с вами давно знаем, что большая часть Синайского полуострова не контролируется властями, а север его и вовсе в руках джихадистов. Более того, ровно год назад я публиковал пост "", где подробно затрагивал тему киднеппинга, наркотрафика и даже многочисленных убийств африканских нелегалов на просторах египетского Синая. Что же поменялось сейчас? Две вещи, которые человеку, далекому от Ближнего Востока, покажутся несущественными -

Во-первых, раздолбайская египетская полиция под влиянием общего хаоса в стране потеряла страх и начала у туристов, чего не случалось ранее никогда. Во-вторых, никогда ранее террористы не подбирались так близко к туристической зоне. Обратите внимание, что бандиты остановили такси с туристами на главной трассе, ведущей из Табы на границе с Израилем в молодежный курорт Дахаб. Эта дорога всегда считалась самой безопасной во всем Египте, сам ездил по ней десятки раз. В-третьих, даже визуально деградирует все вокруг, начиная от дорог, которые никто не ремонтировал вот уже два года (со дня свержения Мубарака), и заканчивая инфраструктурой египетских служб безопасности. Следующие кадры вряд ли вызовут у вас ощущение защищенности, равно как и ссущие стражи порядка. За фотографии спасибо curiousalex , который устроил фото охоту на египетских пограничников, патрулирующих границу Египта и Израиля, см. его пост "Вдоль границы с фотоаппаратом " -

Но на самом деле я хотел поговорить несколько о другом -

Особенности восточного менталитета

Более 10 лет назад, будучи простым солдатом в израильской армии, я иногда удивлялся, насколько жестко военные порой обходились с палестинцами. Дело в том, что достаточно часто меня отправляли в качестве водителя патрульного джипа на палестинские территории в поддержку пограничной полиции либо десантников. Я помню много суровых правил в отношении местного населения, которые были вызваны соображениями безопасности, но часто казались мне перегибом. Скажем, в наказание за забрасывание израильских машин камнями, мы могли закрыть выезд из какой-нибудь арабской деревни и весь день не давать им выехать на работу, в больницу, на учебу. Зато потом появлялись встревоженные старейшины деревни и слезно обещали военным обуздать хулиганов, после чего месяц-другой было тихо, и камнями не бросались. А вот еще: было правило, что медленно едущий по дороге патрульный джип никто не мог обгонять, вот за нами и выстраивалась автоколонна арабских машин. Казалось бы, мы едем 30 км/ч и никуда не спешим, зачем делать так, чтобы полсотни машин плелись за нами следом? Пусть обгоняют! Это я так считал. А офицер мне разъяснил, что из обгоняющей машины очень легко расстрелять нас в упор, а когда они плетутся сзади - намного сложнее. Допустим, согласился я, но подобные инциденты случаются крайне редко, мы же по сути наказываем тысячи обычных людей, ничем перед нами не провинившихся. У офицера и на это был ответ -

...Мы научили арабов жить в определенной системе координат, чётко прочертив линии дозволенного. Иногда страдают невинные, да. Но особенностью арабского менталитета является уважение к сильному и презрение к слабому. Любую поблажку они воспринимают как слабость и тут же отвоевывают жизненное пространство, для них нет понятий этики и ценности человеческой жизни. Если мы ослабнем - они нас растерзают...

Идея такая, что по мнению офицера, по-людски договариваться с этой аудиторией нельзя. Ты не можешь встретиться с ними, пожать друг-другу руки и договориться: вот до этого дерева твоя земля, а дальше - моя. Нет! С европейцем можно, а с арабом нельзя. Ибо стоит тебе подать ему руку и отступить шаг назад (как договорились), как он решит "Лошара, да ты слабак оказывается, раз согласился пойти на уступки? Ну-ну, щас я тебя вовсе вышвырну отсюда".

Возвращаясь к Египту

Если честно, то я не согласился с офицером. Ну серьезно, разве можно из-за какого-то числа ублюдков и террористов держать в узде целый народ? Это нелогично и несправедливо. Но жизнь показала, что в части своих доводов офицер безусловно был прав. На Востоке не терпят слабых, их растаптывают и завоевывают жизненное пространство. Египетский президент Мубарак держал в ежовых рукавицах огромное 80-и миллионное государство, основную часть населения которого составляют безграмотные крестьяне, озлобленные на свою нищенскую и бесперспективную участь. Часть крестьян Мубарак одел в военную форму и дал немного денег, следуя принципу "лучший надзиратель - бывший раб". И это быдло, обличенное в форму, стало гнобить своих же сограждан. Но это арабский Восток, где везде такая система, нельзя иначе - затопчут.

Что произошло? Нет больше сурового фараона Мубарака, который мог похвалить, а мог и голову отрубить. И безграмотный народ в первый момент растерялся, как же так? Неужели нас никто больше не будет бить по голове, если мы попросим лишнюю лепешку хлеба? Где-то год народ присматривался, ожидая подвох; вдруг фараон вернется и накажет за неповиновение? Но фараон так и не вернулся. И народ осознал, что наступил звездный час. Теперь можно творить все, что только взбредет в безмозглую голову сексуально озабоченного безграмотного феллаха. Можно ограбить соседа, можно пожечь христианские храмы, можно насиловать женщин, можно похищать туристов. Наконец-то счастье постучалось в дом простых египтян, делай все, что хочешь, и тебе за это ничего не будет!

Как вы видите, ситуация развивается в точности как говорил тот израильский офицер. Как только система тотального контроля и неминуемости наказания развалилась, толпа немедленно потеряла страх и перешла в наступление. Сегодня, похитив туристов прямо из туристической зоны, быдло отвоевало себе еще жизненного пространства. Они будут только наступать, делая аккуратно следующий шаг (тестируя власть на вшивость), если не получили по голове - захватят еще и еще. Вот что такое восточный менталитет.

Навести порядок в Египте за 24 часа

Если бы Мубарака выпустили из каирской тюрьмы и попросили за 24 часа восстановить порядок в стране, он бы начал с напалма. Бедуины похитили туриста? Какое племя? Такое-то? Сравнять с землей все их поселки, расстрелять и сжечь всех поголовно. Что, еще есть проблемы, говорите очереди на заправках и топливо разворовывается? Нет проблем: отрубить голову Мурси и всем исламистам, повесить губернатора Синая, расстрелять главу полиции, без анестезии вырвать по указательному пальцу у каждого из водителей всех нефтевозов, которые сливают бензин "мимо кассы". Потом бы Мубарак пообедал (тяжелый день) и к вечеру восстановил бы порядок в стране. Что, кто-то вспомнил о демократии? Вам шашечки, или поехали?

Ценности демократии на арабском Востоке

Две вещи: демократия это право большинства уничтожить меньшинство и демократия это право сделать выбор. Первый и последний выбор в их жизни. Убрали фараона Мубарака - пришел гораздо более тупой и злобный фараон-исламист Мурси. Будет бардак и кровопролитие. Кстати, в точности тоже самое происходит в эти дни в Сирии.

Опытный и уверенный в себе менеджер по продажам заходит в кабинет лица принимающего решение (ЛПР) «восточной» национальности и через некоторое время уходит восвояси с чувством недоумения. Что-то явно пошло не так. Потребность в товаре была, качество и цены нормальные, говорили только по делу, однако разговор не «клеился» с самого начала. Об этом можно было бы и забыть, если бы история не повторилась снова с другим «восточным» клиентом…

Ошибка была очень грубой и не могла быть обнаружена логически, потому что была допущена на уровне культурного кода. Улыбаться клиенту не следовало. Даже прожив в Москве не один десяток лет, клиент всё равно продолжал подсознательно воспринимать пришедшего на переговоры с улыбкой на лице коммерсанта как проходимца, желающего его обмануть.

Незнание культурного кода в ситуациях, когда люди материально замотивированы идти на контакт, порождает порою нелепые ситуации. Первым делом люди пытаются приспособиться. Произнося при встрече «Салам!» или «Нихао!» они надеются показать уважение и заслужить симпатию собеседника. Опять мимо – так здороваются только хорошо знакомые люди. Как бы вы лично отреагировали на «Здорово!» или «Привет, братан!» в начале деловой встречи с человеком, которого видите впервые? Здесь дело даже не столько в дерзости, сколько в когнитивном диссонансе, возникающем от того, что эти слова произнесены вежливо и официально. Люди могут сделать скидку на многие вещи, но только не на те, которые вызывают у них раздражение минуя рассудок.

В принципе путь приспособленчества является тупиковым, так как он не терпит полумер. Если вам приходят в голову такие мысли, то доведите их до абсурда. Например, представьте себе, что вы пришли на встречу к клиенту в специально надетой для такого случая парандже. Вполне достаточно будет найти и прочитать хорошую книгу по зарубежному деловому этикету написанную не теоретиком, а успешным практиком, которому есть что сказать. Такое практическое пособие не сделает вас экспертом, но зато убережет от грубых ошибок – чего вполне достаточно.

Другой особенностью восточного уклада жизни, доставляющей немало хлопот, является незнание истинного ЛПР. Если коротко, то старший по должности — не обязательно ЛПР. Это следует понимать не том смысле, что бывают «серые кардиналы» — лица влияющие на принятие решения (ЛВР) руководства — в западной терминологии, а буквально. Делать серьезные предложения не разобравшись с истинным ЛПР чревато, как минимум, напрасной тратой времени.

Есть особенности, в которых восточный менталитет очень схож с отечественным, только проявляются они в большей мере. Например, как и отечественным, так и восточным коммерсантам внутренне не близка концепция win-win. Победитель (в идеале) или получает всё или, как минимум, добивается в ходе переговоров существенных уступок. При подготовке к переговорам это нужно будет учесть заранее. Готовьтесь к «схватке», но не принимайте происходящее чересчур близко к сердцу.

Неадекватной, с нашей точки зрения, кажется также реакция восточных партнеров на ситуации связанные с «потерей лица». Дело в том, что на переговорах азиатские партнеры часто преувеличивают свои реальные возможности, но это в их среде не является проявлением непорядочности. В ситуациях, когда дело доходит до подписания контракта, а партнёр не готов письменно скрепить свои недавние устные обязательства на первоначально предложенных условиях, нужно ни в коем случае не акцентировать на этом внимание других соотечественников вашего контрагента – иначе вы наживёте себе смертельного врага. В такой ситуации нужно либо спокойно выходить из переговоров, либо продолжать их до выработки приемлемого для вас решения.

Как уже было сказано выше, по вопросам кросс-культурного менеджмента существует немало толковой литературы, воспользовавшись которой вы сможете не только избежать ошибок связанных с незнанием восточного менталитета, но и стать культурно богаче, потому что многие вещи можно понять только в сравнении.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Это письмо мне переслал друг по почте,прочитайте его,интересно очень.


К размышлению...
Беглый обзор социокультурных различий европейского и восточного менталитета.

.... люди попросту не понимают причин почему " беженцы" поступают так как поступают, потому что к пониманию их поступков подходят со своей " европейской" меркой, являющейся по меньшей мере наивной, а фактически недальновидной.
Некоторые вещи европейцу просто не в состоянии в голову прийти, даже если их повернуть вверх тормашками и трясти.
В связи с актуальностью, я решила поделиться своим жизненным опытом на тему об арабском менталитете, ни в коем случае не претендуя на полноту и исключительность, и буду рада, если найдутся люди, тоже имеющие практический опыт погружения и понимания.
Начну с того, что я люблю арабский Восток. Да, да, я его люблю. Арабский язык нереально крут, я жду не дождусь пенсии, когда будет время доучить его наконец.
Я носила женскую закрытую мусульманскую одежду (из любопытства), мне понравилось. Эта одежда заставляет менять шаг и делает походку ну просто экстремально женственной. Свадебные наряды мне очень нравятся, правда для повседневной жизни.
Да я..эх)
У Востока вообще не может быть более лояльного сторонника, чем я.
Именно поэтому все что я говорю - я говорю без злости, с позиций острого понимания, что Запад есть Запад, Восток есть Восток.
Я знаю, что мощь Востока немерянна по сравнению с нами и они сметут нас как микробов с лица цивилизации.
То, что я реально люблю арабский мир, совершенно не повод уничтожить Европу как ветвь человеческого развития, примерно так же как вы не даете уничтожить свою клумбу просто потому, что жизненная мощь сорняков на несколько порядков выше.
Вас можно сколько угодно называть расистом в отношении сорняков, но почему-то вы продолжаете полоть свою клумбу..

А теперь практическая тренировка .
1. Разминка.
Просто чтобы начать с чего-то простого, начнем с базара, проще всего начать чувствовать разницу.
...Я спросила своих друзей, во сколько раз здесь надо опускать цену на базаре, чтобы не быть туристическим лохом.
Я не жадная. Просто я тут не турист, и не надо со мной как с туристом.
Не сразу, но признались, что надо опускать цену в 15-20 раз, но без местного помошника мне это ни в жизнь не удастся.
Я погрустнела. Многовато. Тем более без свободного арабского.
Решила быть реалистом и целить на 10 раз.
Относительно Европы сами знаете - если тебе удалось сбить цену в 2 раза, значит покупка удалась, если в три, твой уровень - "Бог".
Никому из европейцев просто не придет поднимать цену на свой товар для иностранца в 20 раз просто потому, что вы предполагаете, что эти деньги должны у него быть.
.. каждый день как на работу, я хожу на базар и учусь торговаться. Количество купленных в тренировочных целях предметов растет с ужасающей быстротой, и я придумываю, кому и когда их буду раздаривать. Сбивать цену в пять раз раз я начала практически сразу, помучавшись еще пару дней, улучшила результат до семи, и тут дело застопорилось.
Я никак не могу уловить ту хрень, которую они делают, чтобы обойти меня в нашем споре, и меня это выбешивает. НЛП на них не действует.
...чемодан объявил, что я могу купить еще только один большой предмет.Я иду за антикварным блюдом, которое высмотрела в витрине одного магазина. Привычно сбиваю цену в семь раз, но это мой последний! шанс не провалить учебу, и я продолжаю торговаться.
Обстановка подогревается.
Хозяин бросает в бой "серебрянный" антикварный нож, который я мельком потрогала, и мы начинаем по-новой. Шоу переходит на новый уровень, хозяин влезает в мое блюдо двумя ногами и прыгает в нем, доказывая какая это исключительная вещь.
Я и так это знаю,но - хотя бы в 9 рааааз...
Внезапно хозяин багровеет и начинает блажить на каком-то берберском, судя по всему, сыпать отборными проклятиями.
Я пугаюсь и собираюсь сделать ноги, но внезапно из глубины затуманенного сознания выплывает воспоминание о том, что только если хозяин ругается и проклинает тебя, только тогда можешь быть уверен, что получил более-менее справедливую цену. Он молча пакует блюдо, показывая всем своим видом, что я его ограбила, а я злобно фыркаю на выходе.
На другой день, когда я прохожу мимо (я перешла в раздел масел, но торговаться там - кощунство), он кидается меня обнимать и затаскивает выпить чаю. Каждый день я объясняю, что покупать больше ничего не буду, и каждый день в результате мы сидим, попиваем свежезаваренную мяту и болтаем за жизнь.
Через неделю он спрашивает меня, готова ли я купить чернильницу. Я всеми силами старалась не смотреть на старинную арабскую чернильницу, но чем больше старалась, тем больше понимала что ее место на моем столе.
Торговаться я не хочу, я и так чувствую вину за вырванный у него по дешевке объект музейного уровня, я знаю что возьму чернильницу за любые деньги и внутренне готовлюсь ко всему, но внезапно цена оказывается что называется " без запроса". Я перехожу в лавку напротив, покупаю всяких жаренных в меду ватрушек и на этот раз мы с хозяином не только пьем его чай, но и едим мои плюшки.
Мне хорошо. Я чувствую, что я дома.

Дальше тезисно.
1. Отношение к детям.
Я смеюсь над наивными людьми, верящими, что " беженцы" бегут спасают детей.
В арабском мире нет подобного нам " дрожания" над своими чадами, отношение к детям более чем спокойное.
Наверное, ровно такое же отношение было в России лет 150 назад, когда в семьях было по 10-12 детей, и о них не было возможности особо печься. " Бог дал - Бог взял".
В арабских семьях до сих пор по многу детей. По очень многу. С особо острым любопытством я общалась с людьми, у которых по 7 детей (мне не удавалось встретить столь многодетных родителей на Европейском континенте).Шутка ли, вырастить столько!
Прежде всего, видишь огромную родительскую усталость и эмоциональное выгорание.
Думаю, что это и определяет ситуацию.
И видишь очень высокую требовательность к детям - они рассматриваются прежде всего как инструмент выживания семьи. Трехлетний пацанчик на рынке помогает отцу что то там раскладывать и пытается привлекать прохожих - а отец только сдержанно похваливает его. Кто тут стонал о том, что дети беженцев вынуждены работать с 6 лет? Вы полагаете, их дома водили за ручку на фигурное катание до этого?
Да, кстати, в простых местных школах детей все еще наказывают кнутом.
Полное отсутствие нашего ощущения значимости-важности детей доходит до того, что родители сами попросят опозорившую семью девушку совершить самосожжение. По доброму так, по хорошему. Иначе им самим придется.
Опять-таки, нет стремления это осуждать. Те же 150 лет назад и у нас опозорившаяся девушка могла только что утопиться, все равно ей больше жизни не было бы. Однако вопрос, хотят ли те, кто ехали в Европу из России, оказаться обратно в той же России, только 150 лет тому назад?
Надеюсь, после моего объяснения, более понятно, КАК дети оказываются на дырявых плотах в открытом море и как редкие отцы- " беженцы" с малыми детьми на руках почему-то лезут на передний край столкновений с полицией.

2. Вранье.
Вранье - это норма жизни. Оно настолько всеобъемлюще, что фактически ты оказываешься в некой нереальности, наподобии сказок 1000 и одной ночи, и будешь дремать под него, как тот шах.
Врать могут вообще про все. Когда придет сантехник, про качество товара и обязательно про любые оказываемые услуги. " Лучший" гид может вообще не знать ничего про город, а "лучшая машина" совершенно обязательно окажется редкостным рыдваном.
Иногда могут наврать просто от широты души. Ну, очень хочется им тебе помочь, поэтому будут обещать просто, чтобы сделать тебе приятное (ты же обрадовался, верно? ну и будет с тебя:), не имея никакой возможности в принципе выполнить обещаемое. Сделав тебе " приятное", они будут очень удовлетворены собой и испытывать какие-то моральные неудобства им даже в голову не придет. А иногда могут наврать из самых добрых побуждений, искренне считая, что какое-то другое решение будет для вас лучше, чем то, которое вы собираетесь предпринять.

3. Воровство
Воровство вообще не считается чем-то предосудительным. Это, скорее, некая норма жизни, что-то из раздела " удальства".
Можно резать кошельки у туристов, а можно украсть трусы с балкона соседа.
Ну и что, что сосед может начать орать, все равно завтра его сын может украсть ваш велосипед, и вы будете квиты.
Вообще, это больше похоже на некое первобытно-общинное сознание, когда все принадлежит одному племени, поэтому вещью может пользоваться тот, кому она нужнее.
Говорят, в Эмиратах рубят руки за воровство, но я там не была, мне матушка не разрешила. У ней, как и у очень многих, там вымогали в отеле крупную сумму на выезде, и поскольку я не понимаю, чем это отличается от воровства, то от столь запредельно двусмысленной морали решила пока воздержаться..
Да и не про богатые благополучные страны речь.

4. Гигиена.
Чтобы увидеть и понять это во всей полноте, каждому надо пожить в медине - сердце арабского города.
Разумеется, в медине одному ходить опасно, прежде всего тем, что обязательно заблудишься безо всякого шанса выбраться назад, но можно взять проводника.
Понятия гигиены там вообще не существует.
Помои выливаются прохожим под ноги, живая птица потрошится прямо на том же столе, где была куплена, и если покупатель не забирает потроха, то они бросаются опять-таки под ноги прохожим, и хорошо если на помощь придут собаки, но местные задохлики чаще всего не могут потребить тот объем потрохов, что отправляется на пол.
Кожевенная-красильная промышленность сливает свои отходы тоже куда-то прямо на улице, отчего стоят какие-то белые лужи непонятного химического происхождения.
И во многих местах редкостное, просто фантастическое зловоние на уровне газовой химической атаки.
Я не критикую, этому образу жизни уже тысячи лет, но хотите ли и вы оказаться в том тысячелетии?
Про то, как прекрасна и величественна медина (особенно на закате, когда аисты летят домой с полей), я вам не расскажу. Не в этот раз.
Сегодня я расскажу, что сколько бы раз вы не выходили за городскую стену встречать аистов, ваша радость будет омрачена видом полудюжины мужчин, ссущих на тысячелетнюю стену родного города.Нет, не в каком-то укромном месте, а на глазах у пары десятков гуляющих тут же женщин и детей. Но оскорбится вы не успеете, потому что тут же увидите нечто еще более шокирующее - парочку присевших "по серьезному" мужчин. Все тут же на виду.
Стены медины достигают и 20 метров толщиной. Хоть и в полном зловонии, но она выдерживает.
А стены ваших домов?

5. Работа
На Западе с самого детства людям прививают чувство вины, если ты не работаешь (не учишься, не убираешь игрушки...)
Высшей формой навязывания этого чувства вины являются субботники, когда ты бесплатно и в свободное время должен делать чужую работу.
На Востоке единственной приличной работой для мужчины является торговля.
Но гораздо приличнее сидеть весь день в кофейне, тянуть кофе и горлопанить с другими такими же бездельниками и разглядывать прохожих.
Я долго ломала голову, за счет чего же они живут, что ли все бохатые наследники?
Но потом поняла, что люди живут по советской " аккордной системе" заработка. Впарил кому-то что-то за 200% цены - и снова можно месяц заседать с уважаемыми людьми по кафейням.
Если вы будете пытаться там объяснить, что такое " субботник" (просто ради интереса), они решат, что вы выжили из ума.
Но те, кто считают, что к ним подвалил миллион рабочих рук, выжили из из ума гораздо сильнее.
И в заключение предлагаю вашему вниманию совершенно гениальный рассказ (не мой), в котором сам автор пока не в состоянии понять, до каких высот предвидения он поднимается.
В этом вопросе "кто кого сборет, кит или слон?" европейская культура и менталитет будут механически замещены арабским миром в течении 5- 10 лет, если вновь прибывших не отправят восвояси.
Можете жалеть их, можете проливать скупую достоевскую слезу, но проблема в том, что они вас не пожалеют, ибо это понятие если и есть в их менталитете, то на вас оно точно не распространяеся.
Поэтому спросите себя, где грань между жалостью и чувством самосохранения, и почитайте правила спасателей.
Спасатель, к вашему сведению, должен предварительно убедиться, что его жизни ничего не угрожает.
P.S. Прошу обратить внимания, что я пишу без злости, просто о том, что хорошо знаю.
Если у вас это вызывает ярость и желание оскорбить автора - это ваш страх ищет выход. Подумайте о нем, прежде чем писать комментарий.
aurora_hws написал(а) в pora_valit 10 сентября 2015