Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Занятие открытое итоговое по грамоте подготовительная группа. Педразвитие

Программное содержание.

Коррекционно-образовательные цели :

  • Закреплять навык звукослоговогоанализа слов.
  • Закрепить графический образ букв.
  • Закреплять навык чтения слогов и слов.
  • Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать память и внимание.
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
  • Формировать навык совместной работы в паре.

Оборудование: Магнитофон с записью голоса царицы Грамматики; буквы-указатели; лепестки цветка с заданием; звуковые схемы на «секретных замках»; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч; игра «Собери слово»; разноцветные слоговые цветочки; схемы для составления предложений

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

II. Сообщение темы занятия.

В это время звучит сигнал тревоги SOS… и голос: «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».

III. Закрепление изученного материала.

Логопед: Ну что ребята поможем царице Грамматики? Но как мы туда попадём в это царство? А вот и серединка цветка и на ней что-то написано:

– Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:

Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук).

Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква).

Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).

Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту…(слово).

Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я …(предложение).

Звучит волшебная музыка.

Логопед: Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве. Посмотрите, дорогу дальше нам укажут буквы. Но буквы не простые, они обижены Буквоедом. Что это за буква, вы узнали? (на полу по группе разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов).

А вот и первый лепесток с заданием.

Первый лепесток.

Вы загадки разгадали
В волшебную страну попали
Но смотрите впереди очень мощные замки.
Чтобы лепесток забрать сумей замок ты открывать.

Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку, если она подходит, то замок открывается.

Логопед:

Второй лепесток.

На полотне расположены картинки. Ребёнок берёт одну из них, определяет первый звук в слове, даёт ему характеристику, выбирает фишку соответствующего цвета и размещает её на полотне.

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Третий лепесток.

«Зашифрованное слово»

Цифры по порядку быстро расставляйте
Полученное слово вслух вы прочитайте.

У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.

Логопед. Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Четвёртый лепесток.

Впереди гора стоит,
Она из слов вся состоит.
Разобрать её вам нужно
Будет путь тогда открыт.

Игра с мячом «Встречу слово на дороге, разобью его на слоги». Каждый ребёнок называет слово (картинку, которая висит на «горе») и ударяет мячом об пол столько раз, сколько в слове слогов.

Логопед: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Пятый лепесток.

Чтобы слово вам узнать
Цветочки нужно собирать.
Цветок срывается
Слог на нём читается
Цветы по цвету собирайте
И словечки составляйте.

Дети, разбиваясь в пары, собирают цветы одинакового цвета. На каждом цветке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.

Логопед : Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Шестой лепесток.

Здесь ветер сильный погулял
И слова все разбросал.
Вы их вместе соберите и предложение прочтите.

Дети работают в тех же парах, они садятся за столы, составляют из слов предложения и выкладывают их схемы.

Логопед. Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Что делать с этими буквами на лепестках? Буквы все разного размера?

(дети догадываются, что буквы нужно расставить по порядку, от большой к маленькой, и прочитать слово - дружба).

«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою страну и её жителей.
Я желаю вам друзья делать добрые дела
И дружить и дорожить
И добро друзьям дарить».

IV. Итог занятия .

Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:

Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.

Логопед: Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у царицы Грамматики»

Конспект речевой деятельности в подготовительной к школе группе.

Тема: «В гостях у царицы Грамматики»

Программное содержание.

Цель: закреплять знания умения и навыки по разделу «обучение грамоте».

Образовательный аспект:

Закреплять навык звукослогового анализа слов.

Закрепить графический образ букв.

Закреплять навык чтения слогов и слов.

Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.

Развивающий аспект:

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать память и внимание.

Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательный аспект:

Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Формировать навык совместной работы в паре.

Оборудование: буквы-указатели; лепестки цветка с заданием; звуковые схемы на «секретных замках»; цветные фишки; предметные картинки для определения первого звука в слове; мяч; игра «Собери слово»; разноцветные слоговые цветочки; схемы для составления предложений

Ход занятия

I. Организационный момент.

Психогимнастика “Улыбка”

Логопед: - Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей,- это улыбка. Сейчас мы

будем дарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа (слева). Улыбнитесь гостям.

Логопед: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Давайте настроим себя на работу.

Пальчиковое упражнение “Мы спокойны”

“Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Повторяем обязательно,

Все, что учили на занятиях”

II. Сообщение темы занятия.

В это время слышен стук в дверь, письмо. Текст «Я царица Грамматики, хозяйка Звукового царства, Буквенного государства прошу вас о помощи. Злой волшебник, Буквоед, пробрался в мою страну и заколдовал всех её жителей и теперь у нас царит злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда колдовские чары исчезнут вместе с тем, кто их навёл».

III. Закрепление изученного материала.

Ну что ребята поможем царице Грамматики? Но как мы туда попадём в это царство? А вот и серединка цветка и на ней что-то написано:

– Для начала отгадайте загадки о жителях этой страны:

Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт… (звук) .

Черные птички на белой страничке

Молчат, ожидают, кто их прочитает… (буква) .

Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый… (слог) .

Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту (слово) .

Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

Звучит волшебная музыка.

В: Вот мы и оказались в Звуковом царстве Буквенном государстве. Посмотрите, вот первый лепесток с заданием у вас на стульчиках буквы не простые, они обижены Буквоедом. Что это за буква, вы узнали? У каждого на стульчике разложены буквы, у которых не хватает каких-нибудь элементов) .

(1 лепесток)

Но смотрите впереди очень мощные замки.

Чтобы лепесток забрать сумей замок ты открывать.

Дети подбирают к звуковой схеме на замке соответствующую картинку.

(2-лепесток)

В: Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Третий лепесток.

«Зашифрованное слово»

Цифры по порядку быстро расставляйте

Полученное слово вслух вы прочитайте.

На доске карточки на которых зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово.(Лень, пенал, ручка, карашдаш).

В. Какая следующая буква укажет нам дорогу?

Здесь ветер сильный погулял

И еще задания разбросал.

Разгадывают ребус (школа)

Крылатые выражения.

Физ.минутка

Гласный скажу -руки вверх подними

Согласный скажу -руки вниз опусти

Слово скажу -себя обними

Предложение скажу -хлопать начни

«Подумай и отгадай» (вопросы на развитие логического мышления и внимания)

«Нарисуй по клеткам» (графический диктант)

«Расставь знаки».

В. Вот и собрали мы все лепесточки, пора узнать магическое слово, чтобы снять заклинание. А как его узнать? Нужно слово прочитать

(слово - дружба) .

Ну что ребята, пора нам возвращаться домой

Звучит волшебная музыка.

Я желаю вам друзья делать добрые дела

И дружить и дорожить

И добро друзьям дарить».

IV. Итог занятия.

Дети встают в круг, берутся за руки и произносят слова:

Шире наш чудесный круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернись

И друг другу улыбнись.

В: Как вы думаете, почему именно слово дружба было заколдованно?

Тесля Ирина Антоновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ручеёк"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Скоро в школу".
Дата публикации: 08.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе

группе «Скоро в школу!»

Цель:

Обобщение

систематизация

русского

алфавита;

закрепить навык самостоятельного осознанного письма и чтения.

Задачи:

Закрепление умение различать буквы на рисунке, составленном из оптически

смещённых букв.

Закрепление умения складывать общее слово по первым звукам восьми слов с

использованием предметных картинок.

Закрепление знаний о предложении и его пунктуационном оформлении.

Обогащение и углубление знаний детей о школе, школьных принадлежностях.

Развитие

подготовительной

выученных стихотворений.

Развитие пальчиковой, ручной и общей моторики.

Воспитание у будущих школьников интереса и ответственного отношения к

учебному процессу, формирование стремления самостоятельно добывать знания.

Закрепление позитивного отношения к учёбе и стремления учиться хорошо.

Закрепление знаний об оценочной системе обучения.

Воспитание чувства коллективизма: взаимовыручки и взаимопонимания.

Ход занятия:

1.Организационное начало занятия.

(дети заходят в кабинет)

Сегодня на нашем занятии присутствуют гости.

Поздоровайтесь с ними. Здравствуйте!

Занимайте свои места. Посмотрите, что лежит у вас на столах? Буквы.

Букв имена назовём,

Карточки мне отдаём. И, К, Ч, У, Е, Н

2. Введение в тему занятия.

Быстро дни летят вперёд:

Позади учебный год.

Вы даром время не теряли,

Что на занятиях изучали? Буквы.

Мы на занятиях изучали буквы.

А для чего должны мы буквы знать?

Давайте прочитаем слово, которое можно сложить из ваших букв. УЧЕНИК

Скажите, почему в конце обучения в детском саду мы вспомнили именно это слово?

Скоро мы станем учениками.

К такому имени пока ты не привык,

Но скоро звать тебя все будут ученик.

Вам свои откроет двери новая страна,

Та страна зовётся ШКОЛА

Всех вас ждёт она!

Та страна – огромный дом:

Кто в него войдёт, тот что найдёт? ЗНАНИЯ

Вы поняли, для чего нужна школа? Чтобы учиться, получать знания.

А вот он учиться не желал –

Всё ключик золотой искал! Буратино.

Послушайте, что говорит Буратино.

Учиться очень скучно и неинтересно!

Зря вы, ребятишки, в школу собрались.

Можно и без чтения, и без математики

Очень просто обойтись!

Вы согласны с Буратино? Нет!

А учиться, Буратино, можно весело и интересно.

И сегодня, на

занятии по обучению грамоте, мы покажем, чему научились и как

готовы к школе.

3. Уточнение знаний детей о книге в школе как об учебнике. Закрепление умения

различать буквы и выделять их среди математических знаков и цифр.

А в школе, ребята, вас ждёт хозяйка.

Её имя прочитай-ка! КНИГА.

А как точнее называются книги для школы? Сейчас узнаем.

Выберите среди математических знаков и цифр буквы. Назовите их.

К, И, Е, Ч, Н, Б, И, У- Чтобы в школе учиться, детям нужны УЧЕБНИКИ.

4. Закрепление знаний о буквах алфавита.

Чтению и письму вы будете учиться по учебникам АЗБУКА или БУКВАРЬ.

А чтобы с книгой подружиться,

Если будешь что знать? Буквы.

Верно! Если будете буквы знать!

А как называется дом,

Где буква за буквой стоит?

Дом называется АЛФАВИТ или АЗБУКА.

В этой азбуке с картинками живут буквы, которые мы печатали – печатные буквы. А в

этом алфавите – буквы, которые мы прописывали – прописные буквы.

Сколько всего букв в алфавите? 33 буквы.

Мы каждую запомнить по имени стремились,

И со всеми буквами за год подружились!

Сейчас каждый из вас по цепочке назовёт те буквы, которые я покажу, и у нас

получится стихотворение об алфавите.

А Б В Г Д Е – буквы помни всегда и везде!

Л М Н О П Р - всем читающий – пример!

С Т У Ф Х Ц – кто буквы знает – тот молодец!

Ч Ш Щ Ъ Ы Ь – буквы знаем мы вот так!

Э Ю Я – буквы – дружная семья!

Помните всегда их, дети!

Вот они – стоят рядком!

Очень трудно жить на свете

Тем, кто с ними не знаком!

5. Закрепление знаний о предложении и его пунктуационном оформлении. Закрепление

понятия предложение.

Скажите, школа вам откроет свои двери, когда наступит какое время года? Осень.

Да, в школу вы пойдёте в самом начале осени.

Ну а пока вы про себя можете сказать: МЫ ДОШКОЛЬНИКИ.

Мы с вами прочитали не просто отдельные слова, а целое предложение.

О чём говорится в предложении? О том, что мы – дошкольники.

Слово «дошкольники» означает, что у вас ещё есть время до школы.

А какое время года вам осталось ждать до школы? Лето.

Посчитайте, сколько слов в вашем предложении? Два слова.

Назовите 1-ое. МЫ. Второе. ДОШКОЛЬНИКИ.

Как мы отделили слова друг от друга? Оставили расстояние, пустое белое место –

пробел, чтоб каждое слово ты разглядел!

Мы о себе сказали всё, что хотели, поэтому в конце предложения поставим точку.

Да! Совсем уж скоро, дети,

В день чудесный, на рассвете,

Буквы Д, О покинут вас,

И вы пойдёте в 1-ый класс!

В этот день дошкольники получат имя ШКОЛЬНИКИ.

6. Физкультурная минутка «В лесу».

Но до осени ещё целое лето! А летом и дошкольники, и школьники – все дети – что

делают? Отдыхают.

Отдохнём и мы! Представьте, что мы отправились в лес.

Солнечным погожим днём по тропинке в лес идём.

Мы ногами топ-топ. Мы руками хлоп-хлоп.

Мы глазами миг-миг. Мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – сюда, повернись вокруг себя.

Сели-встали, сели-встали.

Руки кверху все подняли, а потом все поскакали.

Скачут девочки и мальчики, словно серенькие зайчики.

После подравняли ряд, словно вышли на парад.

К стульчикам – раз-два! Заниматься вновь пора!

7. Закрепление умения различать буквы на рисунке, составленных из оптически

смещённых букв.

По лесной тропинке вы скакали, словно зайцы.

Зверята тоже учатся в школе, только их школа в лесу – какая школа? Лесная школа.

Вот что однажды произошло с зайцем.

Зайка буквы повторял

И портрет свой рисовал:

Сам себя с трудом узнал,

Только буквы увидал!

Посмотрите на портрет зайца и назовите буквы, из которых он состоит.

О, В, С, Ф, Л, Ш, М, Э

8. Закрепление знаний о звуках и умения дифференцировать их с буквами.

Закрепление умения образовывать однокоренные слова.

Ученик-заяц хочет загадать вам загадку и подсказывает, что в слове-отгадке есть 2

буквы с его портрета. Слушаем загадку.

Его найдёшь на дереве,

На клумбе и на грядке,

В журнале ты его найдёшь.

И в книге, и в тетрадке. Лист.

Какие 2 буквы с портрета есть в слове «лист»? Буквы Л, С.

Проверим. ЛИСТ. Эти листья мы найдём на дереве.

Когда дует ветер, листья на ветках шелестят.

Шелест листьев мы слышим потому, что при ветре они ударяются друг о друга и

издают звук.

Сейчас я услышала звук Ш в вашей речи, значит он какой? Речевой звук.

А звук, который издаёт листик неречевой, потому что у листика нет речи.

А у кого речь есть? Речь есть у людей, у человека.

Что такое речевой звук?

Речевой звук мы говорим и слышим, а помогают нам губы, зубы, язык и воздух.

Губы, зубы и язык – это органы речи человека.

В речи человека много разных звуков и о каждом из них мы учились рассказывать.

Давайте вспомним самые главные характеристики звуков.

В нашей речи много звуков.

Звуки эти разные: гласные, согласные. Твёрдые и мягкие,

звонкие, глухие – разные такие.

А звук Ш какой? Согласный, твёрдый, глухой.

Чтобы звуки записать,

Что должны мы с вами знать? Буквы.

Что такое буква? Букву мы пишем, видим и читаем.

Отыщите букву, которой мы записываем звук Ш. Щ, Ж, Ё, Ш, Ч

Звук и буква Ш есть и в слове «шелестят».

Где они находятся? В начале слова, 1-ые.

Сейчас мы соберём тоже из 1-ых звуков разных слов одно общее слово.

Помогут нам картинки. Называем 1-ый звук каждой картинки и на наборном полотне

выкладываем соответствующие им буквы. Разложите буквы в ряд под наборным полотном.

Телёнок, ТЬ, Т. Ели, ЙЭ, Е.

Ели, ЙЭ, Е. Незнайка, НЬ, Н.

Роза, Р, Р. Игрушки, И, И.

Пенал, ПЬ, П. Ели, ЙЭ, Е.

Получилось слово ТЕРПЕНИЕ.

В школе терпение вам очень понадобится, потому что оно поможет хорошо учиться.

9. Закрепление знаний о гласных. Роль гласных букв 1-го и 2-го ряда.

Учёба – ваш самый главный труд! Знанье и умение нам даёт ТЕРПЕНИЕ.

Очень скоро в день чудесный

Вы пойдёте в первый класс.

Что весёлой звонкой песней

Пригласит учиться вас? ЗВОНОК

Сейчас мы вместе решим, на какой урок нас позовёт звонок.

Назовите этот предмет. Мяч.

А этот мяч нужен для того, чтобы играть в футбол.

Какой это мяч? Футбольный мяч.

На каком занятии в детском саду нужны мячи? На физкультурном занятии.

А в школе мячи используются на уроке физкультуры.

Значит, школьный звонок нас позвал на физкультуру. Играем в футбол!

Что это? Ворота. Кто их защищает? Вратарь.

Это у ворот штанга. Сколько штанг у ворот? Две штанги.

Мы идём на футбол забивать в ворота гол.

Только вместо мяча и штанг у нас будут буквы. А наши ворота – это слово.

Голы забиваем, что получаем? Слово. Читаем слова!

Если штангой сделать М, если штангой сделать Л,

И забить в ворота Е, будет МЕЛ.

Если О забить, как гол, будет МОЛ.

У забьём: вратарь уснул! Будет МУЛ.

Ё – МЁЛ, Ы – МЫЛ, А – МАЛ, Я – МЯЛ, И – МИЛ.

Восемь – ноль! Голы забили,

Вы сегодня победили!

Назовите одним словом звуки А, О, У, Ы, Э, И. Это гласные.

Покажите, как мы тянем и поём этот гласный. А.

Гласные звуки мы записываем вот этими буквами: А, О, У, Ы, Э, И.

Какими буквами запишем сочетания ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ? Буквами Я, Ё, Ю, Е.

Сколько гласных букв в первом ряду? 5 гласных. А во втором? Тоже 5. А всего? 10.

5 гласных-подружек серьёзных и дружных.

5 гласных-подружек весёлых и дружных.

Закрепление

школьных

принадлежностях,

основных

оттеночных

Когда мы играли в футбол, гласные буквы были у нас вместо мячика. Вместе мы

забили 8 голов. И в слове, которое мы выложим вместе, букв тоже восемь.

Помогут нам опять мячики-кружочки с буквами.

кружочки

разноцветные.

желтый, коричневый, розовый, зелёный, оранжевый, чёрный.

Разложите кружочки с буквами в таком же порядке, назовите букву.

П, О, Р, Т, Ф, Е, Л, Ь Какое слово у нас получилось? ПОРТФЕЛЬ

Всё ли в школу взял? Проверь!

Загляни-ка в свой портфель.

Подумайте, как двумя словами назовём

всё, что в школу мы возьмём? Школьные

принадлежности.

Сейчас мы скажем, какие школьные принадлежности будут в ваших портфелях.

А помогут нам их назвать, конечно, буквы.

Называем букву и школьную принадлежность, которая начинается с этой буквы.

А – альбом, К – карандаш, Т – тетрадь, П – пенал, Л – линейка, Р – ручка.

Прочитайте имя этой школьной принадлежности. ДНЕВНИК.

11. Организационное завершение занятия и подведение итогов.

Зачем нужен в школе дневник ученику? Записывать домашние задания.

А учителю? Ставить оценки.

Какие отметки в школе самые лучшие? Пять и четыре.

Я вам желаю получать только 555555555 пятёрки.

Пятёрки – отличные оценки, поэтому учеников, которые их получают, называют

ОТЛИЧНИКИ.

Вы на «отлично» справились со всеми заданиями нашего последнего занятия по

обучению грамоте.

Оно сегодня прошло под девизом «Учимся, играя». Играя, мы с вами учились.

Потому что… Читаем: СКОРО В ШКОЛУ.

Вы дошкольниками были,

Мы в детском саду вас учили.

Придёт сентябрь. И на урок

Вас уже школа позовёт.

возьмёте

школьные

принадлежности.

Желаем вам успешной учёбы! Спасибо за работу!

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА:
1. Закрепить представление детей о слове, о предложении.
2. Закрепить представление детей о слоге, как части слова, упражнять в различении о количестве слогов в слове, по количеству гласных.
3. Развивать умение распознавать звук и букву.
4. Уточнять представления о существенных признаках гласных и согласных.
5. Обобщить знания детей о твердости и о мягкости согласных звуков.
6. Повторить правила написания ча — ща, чу — щу, жи — ши.
7. Продолжать учить детей придумывать и складывать слова по отдельной части слова; тренировать детей в чтении слов и текста.
8. Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы.
9. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность и желание учиться в школе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
— таблица слогов;
— таблица «звуковые часики»;
— карточки со словами;
— картинки: кот, автобус, тигр, яблоко, гусь, лодка;
— карточки: синие и зеленые;
— карточки: шкаф, диван, окно, стул, лампа.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вчера я получила огромное письмо, угадайте, кто его прислал?
Д.: Незнайка!
В.: Да, это Незнайка. Он прислал необычное письмо, а письмо с заданиями и вопросами, на которые сам никак не может ответить. И просит вас о помощи. Я, надеюсь, мы не откажем и постараемся выполнить все задания, которые прислал нам Незнайка (на доске портрет Незнайки и конверт с заданиями).

Задание № 1. «Найдите слово»

В.: Избушка, в которой живет сторож?
Д.: Сторожка!
В.: Украшение в ушах?
Д.: Сергии!
В.: Твердая застежка на поясе?
Д.: Пряжка!
В.: Часть стола или стула?
Д.: Ножка!
В.: Дети, что мы с вами назвали?
Д.: Слова.
В.: Дети, давайте прочитаем, что написано на доске (читают). Что опять мы прочитали?
Д.: Слова.
В.: Хорошо. А сейчас давайте посмотрим, что же написано на доске: «Наступила ранняя весна». Что мы прочитали?
Д.: Это предложение.
В.: Из чего состоит наше предложение?
Д.: Предложение состоит из слов.
В.: Сколько слов в предложении?
Д.: Три слова.
В.: Назовите первое (второе, третье) слово (дети называют). Что ставиться в конце предложения.
Д.: В конце предложения ставиться точка.
В.: С какой буквы будем писать начало предложения?
Д.: Начало предложения пишется с большой буквы.
В.: А теперь составим схему нашего предложения.
В.: Мы с вами повторили: что слово, только называет какие — то предметы, а предложение сообщает о чем — то, выражает мысли.

Задание № 2. «Работа со слогами».

1. Деление слов на слоги.
В.: На что делятся слова?
Д.: На слоги.
В.: Что такое слог?
Д.: Часть слова, которая произноситься одним толчком воздуха.
В.: Сколько слогов в слове:
«весна» — два слога;
«машина» — три слога;
«воробей» — три слога;
«жук» — один слог. (Молодцы!)
2. Чтение слогов по таблице.
В.: Дети, составьте как можно больше слов со слогами: ма, фа, ра (дети составляют слова с вышесказанными слогами).
3. Игра по таблице «Кто в каком домике живет?»
В.: Дети, кто живет в первом, во втором, в третьем домике (дети отвечают по картинке).
4. Игра «Звуковые часики».
В.: Дети, назовите самое длинное, короткое слово (дети называют). Дети разделите эти слова на слоги (дети делят). Дети как переделать маленькое слово «лук», в длинное?
Д.: Луковица!
В.: А сейчас дети, будьте внимательнее. Надо составить новые слова, путем прибавления нового слога.
Ребята пили сладкий сок Слог пе добавим, стал песок А но пришло, уже носок А если ку, читай кусок Со слогом ле, — прочтем — лесок Туда пошли мы на часок.

Физкультминутка.

А сейчас все по — порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны — согнули,
Вверх подняли — помахали.
Спрятали за спину их — оглянулись
Через правое плечо, через левое ещё.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Руки опустили вниз.

Задание № 3. «Работа со звуками».

1. Игра со словом «лесок».
В.: Сколько слогов в слове «лесок».
Д.: Два слога.
В.: Из каких звуков состоит первый слог?
Д.: Звуки «Л», «Е».
В.: Из каких звуков состоит второй слог?
Д.: Звуки «С», «О», «К».
2. Игра «Нади одинаковый звук в словах».
В.: Булка, ветка, клетка, белка, кот. Какой одинаковый звук слышится в словах?
Д.: Звук «К».
В.: По таблице «Звуковые часики», найдите слово со звуком «С» (дети называют). Дети, составьте слово, в котором первый звук был бы «А».
Д.: Арбуз, Автобус, Аист и т.д.
В.: Дети, что же такое звук?
Д.: Звук мы произносим и слышим.
В.: А как называется значок, которым мы обозначаем звук на письме?
Д.: Буква.
В.: А что же такое буква?
Д.: Букву мы пишем и слышим, это значок звука.
3. Игра «Кто внимательнее».
В.: Дети отгадайте имя девочки по первым звукам названий предметов:
Кот Гусь
Автобус Автобус
Тигр Лодка
Яблоко Яблоко
Катя Галя
В.: Дети, какие бывают звуки?
Д.: Гласные и согласные.
В.: Кто расскажет о гласных звуках.
Д-:

Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос завет
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

В.: Кто расскажет о согласных звуках.
д.:

А согласные… согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Сс — змеиный слышен свист,
Шш — шуршит опавший лист,
Жж — шмели в саду жужжат,
Рр — моторы тарахтят.

В.: Дети, а согласные звуки какие бывают?
Д.: Твердые и мягкие.
В.: Какие же гласные звуки указывают на твердость согласного?
Д.: «а», «о», «у», «ы», «э».
В.: Какие же гласные звуки указывают на мягкость согласного?
Д.: «я», «ё», «ю», «и», «е».
Игра.
В.: Поднять синюю карточку, если первый звук твердый, зеленную, если первый звук мягкий. Приготовились. Сад, Сеня, Карась, Рис, Бусы, Синий, Сядь, Суп.

Задание № 4. «Уменьшить все предметы».

В.: Дети, представьте, что мы находимся в стране гномов и нам надо уменьшить все эти предметы:
шкаф — шкафчик;
диван — диванчик;
окно — окошко;
стул — стульчик;
лампа — лампочка.
В.: Сегодня на занятии все работали активно, с заданиями справились, ответили на все вопросы Незнайки.
Занятие окончено.

Фетисова Анастасия Александровна

Воспитатель, МКДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 5 "Буратино", Волгоградская область, г. Фролово

Фетисова А.А. Итоговое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы // Совушка. 2017. N3(9)..02.2019).

Заказ № 30871

Тип занятия: Интеллектуально-развивающее.

Вид: Речевое развитие.

Раздел: Обучение грамоте.

Форма проведения: Путешествие по карте.

Тема: Закрепление пройденного материала.

Программное содержание: Закреплять знания букв, и звуков их обозначающих; закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги, производить звуковой анализ слов, давая полную характеристику звукам, подбирать схему к заданному предложению; упражнять в составлении предложений из 2-х, 3-х слогов; развивать связную речь: упражнять в пересказе знакомых сказок по мнемотаблицам; закреплять знания скороговорок, умения пользоваться в речи различными средствами выразительности: темпом, силой голоса; развивать умственные способности (умение анализировать, сравнивать, делать выводы), внимание, логическое мышление; воспитывать навыки учебной деятельности: слушать и слышать воспитателя, усидчивость, приучать следить за своей осанкой, чередовать статическое положение детей; создавать положительный психологический микроклимат в группе.

Ход занятия. Воспитатель обращает внимание детей, на лежащую на столе азбуку. - Ребята, посмотрите, все ли буквы на месте? Сколько букв не хватает? (В азбуке не хватает четыре буквы.) Назовите буквы, которых нет в азбуке? (В азбуке не хватает букв А, И, Н, Р.) Куда же пропали буквы? Как же нам теперь быть? А может быть нам хватит тех букв, что остались? (Нет, в азбуке важны все буквы. Нельзя написать или прочитать слово, если в нём не хватает даже одной буквы. Если в слове потеряется буква, слово может стать совсем другим словом.)

Так, а это что? Записка. Интересно, что в ней написано? (Воспитатель читает.)

« Я похитила ваши буквы, и теперь вы не сможете читать и писать слова. Вам ни за что их не найти. А тех, кто рискнёт отправиться на поиск, ждут серьёзные испытания.» Тут ещё подпись есть «Б - Я». Ребята, как вы думаете, кто похитил буквы из азбуки и оставил записку. (Это сделала Баба - Яга.)

Ну что, ребята, будем выручать буквы? (Да.) А помогут нам найти буквы сказочные герои, в названии которых есть звук Р. Перед вами картинки с изображением сказочных героев. Назовите тех героев, в названии которых есть звук Р. Итак, кто будет нам помогать? Карлсон, Буратино, Красная Шапочка, Три поросёнка.) А отправимся в поисках букв по карте. (Выставляет карту.) баба - Яга спрятала буквы в домиках. Вы их видите на плане. Нам необходимо отправить сказочных героев в нужные домики. Обратите внимание на запрещающие знаки. Посмотрите на карту и расскажите, какой сказочный персонаж поможет отыскать буквы в домике под №1, под №2, под №3 и под №4. Объясните, почему? (На поиски букв отправились Карлсон, Буратино, Красная Шапочка и Три поросёнка. В домик под №1 идут Три поросёнка, потому что повернуть направо им не разрешает запрещающий знак. Направо повернули Красная Шапочка, Буратино и Карлсон.) Эдик, расскажи, в какой домик пошла Красная Шапочка, почему? (Красная Шапочка пошла прямо в домик под №4, потому сто ей запрещено поворачивать налево.) Максим, расскажи, в какие домики пошли Буратино и Карлсон? (Карлсон и Буратино пошли налево. В домик №3 идёт Буратино, потому что Карлсону запрещено поворачивать к домику №3. Карлсон отправился в домик №2.

Итак, как мы распределили наших помощников. (В домике №1 - Три поросёнка, в домике - №2 Карлсон, в домике №3 -Буратино, в домике №4 - Красная Шапочка.)

Ну вот, герои в домиках, они нам помогут справиться с заданиями. Нас ждут серьёзные испытания. Чтобы с ними справиться нужно, размяться и подготовить свой речевой аппарат, для того чтобы речь была чёткой, понятной, внятной. Я буду показывать карточки, а вы - выполнять упражнения.

Артикуляционная гимнастика: Трубочка, Улыбочка, Месим тесто, Перекати шар, Качели, Грибок Щёлк.

Упражнение на дыхание «Насос».

Я думаю, мы хорошо размялись и готовы к испытаниям. Сейчас мы узнаем, какое задание нас ждёт в первом домике у Трёх поросят. Чтобы освободить букву, мы должны вспомнить скороговорки. На столе лежат схемы скороговорок. Возьмите любую карточку. Скороговорки будем проговаривать согласно моделям. Кого я назову, тот в соответствии с моделью проговаривает скороговорку. (Шёпотом, громко, по слогам, с паузами, быстро.)

Молодцы, с этим заданием вы справились. Но здесь ещё одно испытание. Присаживайтесь за столы. У вас на столах карточки с картинками. Вам нужно выложить схему звукового анализа слова, обозначающего название предмета на картинке. Проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед. (2 ребёнка делают полный анализ.) Расскажи о своём слове? Сколько в нём всего звуков? Сколько гласных? Сколько согласных. Какие они? Как стоят гласные и согласные звуки в слове? Молодцы, и с этим испытанием вы справились. Но домик не открывается, на дверях замок. К нему нужно подобрать ключ.

Переверните карточки. На них изображены ключи. У кого из вас ключ от этого замка? Милана, твой ключ подходит к этому замку? Почему ты так думаешь? Максим, а твой ключ подходит, объясни, почему? Так у кого же ключ от этого замка? Почему он сюда подходит? (Открывают замок, достают букву.) Как называется эта буква? Какой звук она обозначает. Катя положи букву в азбуку. Молодцы, ребята, вы отыскали одну из похищенных букв.

Пора искать другие буквы. Посмотрим, какие задания нас ждут во втором домике.

Физминутка.

«В лесу». Мы шли - шли - шли

Землянику нашли,

Мы шли - шли - шли

Подберёзовик справа нашли,

Взяли в корзинку,

Опять пошли.

Возьмите перфокарты. Вам нужно разделить слова на слоги и соединить картинку с нужной схемой. Проверьте друг у друга. Почему ты соединил эту картинку с этой схемой? А какую картинку ты соединила со схемой из двух звуков? Молодцы, ребята. Вы правильно выполнили это задание.

Но мы освободим вторую букву, после того как выдержим ещё одно испытание. Присаживайтесь за столы. Ребята вам надо прочитать предложение и выбрать одну правильную схему из четырёх и отметить её кружочком. Прочитай предложение. Почему ты выбрал первую схему? А как ты думаешь, почему к твоему предложению не подходит вторая схема? А какую схему ты выбрал, почему? Молодцы, вы выдержали, и это испытание и освободили вторую букву. Как называется эта буква? Какой звук она обозначает? Данил, поставь букву в азбуку.

Ну что ж, посмотрим на задания в третьем домике у Буратино. Задание называется «Бывает - не бывает». Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы приседайте. Если такого не бывает, то поднимайте руки вверх. - Волк бродит по лесу. - Волк на дереве сидит. - В кастрюле чашка варится. - Кошка по крыше гуляет. - Лодка по небу плывёт. - Девочка рисует домик. - Домик рисует девочку. - Мышка любит сыр.

Мама поехала на рынок. - Кот купил колбасу. - Рыбка лежит на сковородке. - У слона четыре ноги. - У курицы две ноги. - Курица меньше индюка. - Внук младше дедушки. - Дедушка учится в школе. - Девочка стирает платье. - Ночью бывает радуга. - Кролик ест траву. - Крокодил пасётся на лугу.

Присаживайтесь за столы, вас ждёт следующее задание. Оно называется «Кто больше составит слов». В клеточках написаны слоги. Из слогов вам нужно составить как можно больше слов. За каждое слово вы получите фишку, кто больше наберёт фишек, тот освободит третью букву. (Дети составляют слова, получают фишки, подсчитывают их, освобождают третью букву.) Какую букву мы освободили, какой звук она обозначает?

Ребята, нам осталось освободить последнюю похищенную букву, для этого выполним задание из четвёртого домика, где находится Красная Шапочка. Посмотрите внимательно на таблицы - схемы. В них зашифрованы сказки. Вам нужно отгадать сказку, вспомнить её название и рассказать.

Молодцы, вот вы и освободили последнюю букву. Как она называется, какой звук обозначает? Молодцы, ребята, вы не испугались испытаний, выполнили все задания и вернули буквы в азбуку. Вы научились читать, делить слова на слоги, делать звуковой анализ слов. Вы скоро пойдёте в школу, и я думаю, что вы будете учиться только на пятёрки, я горжусь вами. Вы самые лучшие. Ребята, какие задания были для вас лёгкими. А с какими заданиями было трудно справиться?

Я предлагаю выбрать на память фигурку того сказочного героя, в домике которого задание вам особенно понравилось. Почему ты выбрал фигурку Карлсона? А почему ты выбрал фигурку Трех поросят?