Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Загадочное и необъяснимое у индейцев кечуа. Индейские племенв Перу: шипибо-конибо, ягуа, кечуа, ашанинка. Достопримечательности, туры, экскурсии

В государстве инков (см. главу «Культура древних народов области Анд») кечуа составляли группу племен, расселенных на компактной территории вокруг долины Куско. Они занимали привилегированное положение, были освобождены от наиболее тяжких повинностей. Язык кечуа был государственным. Таким образом, кечуа и их язык в представлении подвластных племен были неотделимы от системы централизованного управления инков, которая противостояла древней родовой организации покоренных племенных групп.

В колониальный период произошли значительные изменения в жизни индейского населения, во взаимоотношениях племенных групп. Если во времена инков подвластные им племена смотрели на кечуа как на угнетателей, то теперь, когда под железным сапогом испанского завоевателя все индейцы сравнялись в своем бесправии, государство инков, в особенности так называемое новоинкское государство, ведшее борьбу с испанскими завоевателями около 40 лет, стало символом независимости. Если в государстве инков язык кечуа был языком притеснителей, то после испанского завоевания он стал символом самостоятельного развития самобытной индейской культуры.

Язык кечуа по своему строению агглютинативный: грамматические изменения образуются путем присоединения аффиксов. Диалектологические различия в языке кечуа так невелики, что не мешают взаимному пониманию отдельных локальных групп. Это единый, общий для всего народа кечуа язык, претерпевший, однако, известные исторические изменения. Язык текста народной драмы «Ольянтай», XVIII века, уже мало понятен современным кечуа.

Миссионеры пользовались языком кечуа для обучения катехизису при обращении индейцев в христианство, а также для записи преданий и легенд. От первого периода колонизации остались сборники текстов на языке кечуа, записанных латинизированным алфавитом. Наиболее ранние тексты - большей частью фольклорные материалы, предания, песни и гимны. Фольклор, как и другие виды народного творчества, играл большую роль в духовной жизни кечуа, в формировании единого народного самосознания и общей культуры.

За период^феодальной колонизации индейское население Андского нагорья претерпело значительные изменения в своем развитии. Большинство мелких племен стало говорить на языке кечуа, возникла объединяющая их идея восстановления свободы и независимости, сложилась обгцекечуан- ская литература.

Война за независимость и образование самостоятельных государств Андского нагорья - Эквадора, Перу, Боливии - не приостановили процесса объединения языка и культуры индейских племен. К периоду развития капиталистических отношений, т. е. к 60-м годам XIX в., подавляющая масса индейских племен уже начала сливаться в единую народность. Это выразилось прежде всего в том, что язык кечуа оттеснил и даже во многих областях вытеснил другие индейские языки. Из четырех главных языковых|семей, распространенных в государстве инков, от языка мочика в настоящее время* не осталось и следов. На языке семьи пукина в 30-х годах XX в. говорило лишь несколько сот человек племен уру и чипайя на побережье оз. Титикака (Перу - Боливия). Но в целом в области этого озера продолжает господствовать язык аймара. В Эквадоре с XVIII в. местные диалекты стали отмирать, уступая языку кечуа. В настоящее время большая часть индейцев Эквадора - около полутора миллионов, принадлежавших в прошлом к десяткам мелких племен, говорит на языке кечуа и по культуре почти не отличается от кечуа Перу и Боливии, хотя эти индейцы как, например, отавало, и сохраняют иногда местные названия. Уже в начале XX в. кечуа представляли собой преобладающую индейскую народность области Анд.

Численность и расселение

Сведения о численности индейцев кечуа не совпадают между собой. Называют различные цифры - от 3,5 до И млн. 1 . Из сопоставления разных данных можно сделать вывод, что истина лежит где-то посредине, но ближе к последней цифре /Сравнение этих цифр с данными относительно этнических групп в других частях американского континента показывает, что кечуа - самый большой и значительный из современных индейских народов.

Кечуа расселены в пяти государствах - Перу, Боливии, Эквадоре, Аргентине и Чили. Политическая граница между этими государствами проходит безотносительно к расселению кечуа,- как и других этнических групп,- рассекая на части народ единого языка и единой культуры.

Данные по демографии кечуа отрывочны и неточны. Лучше изучены кечуа, живущие в пределах Перу. Относительно Боливии приходится довольствоваться лишь общими сведениями: их численность там, по данным 40-х годов XX в., достигла 1400 тыс. человек. Они составляют более трети населения Боливии 1 .

О кечуа в Чили и Аргентине имеются лишь глухие данные.

В Перу, по приведенным уже данным переписи 1940 г., численность индейцев, говорящих на языке кечуа, была несколько больше, чем числа испаноязычных перуанцев (первых - 46,8, вторых - 46,7 %) 2 . Если же учесть, что значительная часть кечуа, особенно в северном Перу, а также в городах побережья, говорит на испанском языке, то, преобладание численности кечуа над креолами становится вполне очевидным.

В Перу кечуа составляют большинство населения в центральных и южных департаментах. В Куско на кечуа говорит 98%, а в Аякучо - 99%. В Боливии кечуа живут главным образом в департаментах Оруро, Потоси, Кочабамба, а также частично в Чукисаке. В Эквадоре основная масса кечуа занимает горный район и частично побережье. В Чили и Аргентине они расселены в некоторых северных высокогорных пустынных районах.

В целом кечуа составляют основное население нагорья, так называемой сиерры, и прилежащих долин.

Занятия. Сельское хозяйство

Основными занятиями кечуа остаются земледелие и скотоводство, в меньшей степени - ремесла, кустарные промысла и труд в промышленности, главным образом в горнорудной.

В высогорных районах крестьяне кечуа до настоящего времени возделывают растения, культивируемые здесь с глубокой древности: картофель, другие клубневые культуры (ока, ульюка), затем зерновые типа проса- киноа и каньяуа. В долинах с умеренным климатом выращивают кукурузу, ячмень и пшеницу. Лучшие земли захвачены помещиками-креола- ми, которые владеют подавляющей частью годной к обработке земли. На долю крестьян кечуа остаются небольшие участки неплодородной и, к тому же, истощенной из-за отсутствия удобрения земли. Отсталая техника и примитивный севооборот, лоскутность и чересполосица при малоземелье сокращают урожаи до самых низких пределов.

Техника ведения сельского хозяйства у крестьян кечуа осталась во- многом такой же примитивной, какой она была в XVI в. Правда, в долинах практикуется пахота на быках, но плуг - деревянный и очень примитивный. В высокогорных районах тягловая сила не применяется. Современный крестьянин кечуа, как и во времена инков, возделывает землю так называемой чакитаклъей. Это узкий заступ с поперечным выступом для ноги внизу рукояти. Для своего времени изобретение чакитакльи с ее приспособлением для упора ноги, облегчающим вскапывание, было значительным достижением. Но в настоящее время сохранение ее как основного орудия говорит о крайней отсталости. Употребляют еще несколько- примитивных орудий - таклъю (мотыгу) с железным лезвием, дубинку для разбивания комьев земли с каменным или железным наконечником, серп и палку для молотьбы.

Кечуа работают на пашне обычно семейными группами по три человека, из которых двое (мужчины) поднимают грунт чакитакльей, а третий (женщина или мальчик) идет следом и разбивает выбрасываемые комья земли. Проведя несколько продольных рядов, вскапывают поперек. Перекрещивание борозд помогает задерживать дождевые потоки на горных склонах.

В долинах и по берегам рек влаги достаточно, но на склонах гор и на плоскогорье требуется искусственное орошение. Кечуа применяют ирригационную систему, унаследованную от древнейших времен, в сочетании с террасовым расположением полей. Каждая община прорывает узкую канаву от реки, от горного потока. За время сухого сезона канава высыхает и сравнивается с окружающим грунтом, так что работу приходится возобновлять. Помещики, земли которых в большинстве своем расположены близко к рекам и потокам, пользуются, кроме того, и более совершенной техникой. В некоторых случаях они даже отводят русла речек в нужном им направлении, оставляя крестьян без влаги. Во всех Андских странах идет непрерывная борьба за воду, чаще всего между общинами и помещиками, и последние при содействии властей всегда оказываются победителями.

Животноводство, также имеющее в Андских странах древнюю историю, доныне играет большую роль в горных районах. Лама служит как вьючное животное, дает шерсть и мясо. Альпака и вигонь, дававшие превосходную шерсть, ныне вымирают. В настоящее время для получения шерсти разводят овец, ввезенных сюда в колониальный период. Но в крестьянских хозяйствах овцы малы и плохо упитаны, шерсть их обычно низкосортна.

21.02.2016 13:33

Для большинства людей пребывание в горах является нелегким испытанием. Холодная температура воздуха и недостаток кислорода - такие условия жизни не подходят для большинства современных народов.

Однако есть люди, чьи народы не просто веками проживают в горах, но и не стремятся с них спускаться. Одним из таких народов являются индейцы племени кечуа. Интернет-журнал "100 миров" подготовил для вас интересные факты об этом необычном народе.

Особенности жизни индейцев кечуа

Народ индейцев кечуа проживает в Южной Америке: Беру, Боливии, Аргентине, Эквадоре и других регионах. Некоторые из них «спустились на землю», однако многие представители этого народа остались верными своим традициям. Так, например, в горах Анд индейцы кечуа живут на высоте 3650 м над землей. Интересно отметить, что сердце и легкие людей этого племени больше, чем стандартные размеры этих органов у «земных» людей. Дело в том, что увеличенные размеры этих органов позволяют организмам индейцев усиливать кровообращение и, таким образом, получать больше кислорода. Фото с сайта: votpusk.ru

По причине того, что народ кечуа расположился так далеко
от земли, с ними редко контактируют представители других народов. Именно поэтому индейцы до сегодняшнего дня смогли сохранить свои культуральные особенности , свою национальную индивидуальность. Культура индейцев кечуа прочно ассоциируется с наследием инков - от них они сохранили и яркие наряды, и своеобразные песни.

Индейцы племени кечуа обладает собственным языком , многие слова которого ушли в испанский язык. Собственно, часть индейцев говорит на чистом испанском языке.

Национальные наряды индейцев выделяются среди прочих своей яркостью и, кроме этого, все они изготовлены вручную из природных материалов. Важным элементом в одеяниях как мужчин, так и женщин являются фетровые шляпы, которые представители этого народа также любят украшать природными материалами: цветами и изделиями из кости и натурального дерева.

Интересно, что у индейцев кечуа принято ходить босиком . Таким образом, подошвы ног этих людей являются настолько загрубевшими, что они запросто могут ходить даже по обледеневшим скалам, не чувствуя холода .

Традиционными занятиями кечуа являются скотоводство, ручное производство тканей, изготовление украшений из природных материалов и земледелие. В поселениях, расположенных в горах, представители этого народа выращивают такие культуры, как бобы и картофель, а излюбленными животными кечуа являются ламы - животные, которые хорошо приспособлены к суровому климату высоких гор.

Но это не самое интересное. Вследствие испанских завоеваний многие кечуа были обращены в католицизм, однако часть индейцев осталась верной своим традициям. Поэтому среди них можно встретить сторонников язычества и шаманизма . А потому, если вы когда-нибудь посетите Южную Америку, и вам повезет встретиться с представителями народа кечуа, то для вас могут изготовить волшебный талисман или приготовить любовное зелье . Правда, способ изготовления таких вещей индейцами кечуа остается неизвестным - шаманы хранят рецепты своих магических снадобий в строжайшем секрете.

Кстати говоря, индейцы кечуа относятся к туристам с большой доброжелательностью , и многие из них занимаются как раз туристическим бизнесом: изготавливают сувениры и организуют экскурсии. Поэтому, если вы совершите путешествие в Южную Америку, то возможность познакомиться с народом кечуа вполне реальна. Говорят, что индейцы любят открытых и доброжелательных людей - таким путешественникам они ответят таким же любезным отношением. Однако если вы являетесь обладателем тучной фигуры, то представители этого народа могут отнестись к вам с подозрением . Но обижаться на это не стоит - дело вовсе не в вашей полноте как таковой. Просто среди индейцев кечуа распространена одна занятная легенда.

Племя кечуа верит в существование потусторонней твари, которую они называют ликичири . Согласно их верованиям, ликичири - это оборотень, который нападает на спящих людей и высасывает из них подкожный жир, отчего человек впоследствии умирает. Чем больше подкожного жира в теле человека - тем больше вероятность, что на него нападет это ужасное чудовище. Таким образом, при встрече с полным человеком индейцы кечуа опасаются, что гость сможет привлечь в их поселение кровожадного монстра. Впрочем, иногда они с подозрением относятся и к незнакомцам нормального телосложения - кто знает, а вдруг под вашей миловидной внешностью на самом деле скрывается оборотень?

По причине страха индейцы тщательно закрывают двери и окна в свой дом и стараются не оставаться в одиночестве. Иногда можно встретить представителя племени с долькой чеснока во рту - запах чеснока является еще одним способом отпугнуть чудовище.

По этой же причине индейцы данного племени следят за собственным весом и стараются не переедать . Если вам доведется побывать у них в гостях, то они гостеприимно угостят вас своим блюдами, однако могут поглядывать на вас: а не переедаете ли вы? Как бы ни было вкусно блюдо , не стоит есть слишком много в компании этих людей - это может испортить их впечатление о вас.

Кстати говоря, в кухне этого племени имеется кое-что экзотическое . Известно, что индейцы кечуа употребляют в пищу блюда, приготовленные из мяса морских свинок - тех самых симпатичных зверушек, которых мы держим в качестве домашних животных. Сможете ли вы попробовать такое блюдо? Решать вам.

Вот такой интересный народ можно встретить на высотах нашего мира. Что думаете?


Статью подготовила для вас

Анастасия Черкасова

Все права принадлежат законным правообладателям.

Статья женского Интернет-журнала показалась вам интересной? Расскажите о ней своим друзьям!

В гости к индейцам кечуа

Перу - загадочное и удивительное место на Земле.
До получения статуса независимости, состоявшегося в начале XIX века, страна триста лет пребывала в колониальном рабстве у воинствующих испанских конкистадоров, которые, сталью и порохом поставили могущественную империю инков на колени.

Но еще до прихода инков, на земле Перу жил и продолжает жить, как ни в чем не бывало, древний индейский народ кечуа.
Сегодня в Южной Америке насчитывается 15 миллионов индейцев этого племени, половина из которых живут в Перу и составляют 50 процентов жителей. Несмотря на проникновение цивилизации в удаленные уголки страны, кечуа продолжают сохранять культурные и языковые традиции.

Гиды решают всё

В эти места не добрались воинственные инки. Сюда так и не дошли алчные конкистадоры
Неудивительно, что некоторые горные районы Долины инков, где до сих пор находятся индейские общины кечуа, оставались сотни лет почти нетронутыми из-за их крайней труднодоступности. Четырехкилометровая высота и разреженный воздух, наполовину лишенный кислорода, суровый климат, каменистая почва и полное отсутствие деревьев - цена независимости и спокойствия этих немногословных людей, этнических перуанцев, с которыми я хотел поближе познакомиться.
Задача оказалась сложной, так как индейцы живут бедно и замкнуто, не пуская к себе чужаков, особенно иностранцев. Тем не менее, нашему гиду, Сергею Баранову (shamansworld.org), удалось договориться о моем визите в высокогорную деревню индейцев кечуа. Откровенно говоря, Сергей заслуживает отдельной истории... Удивительный человек, познакомивший нас с индейскими традициями и ритуалом кактуса Сан Педро. Но об этом я расскажу в другой раз))
И так, рано утром, на рынке городка Калька, мы встретились и познакомились с Леандро Хуамана, главой местного самоуправления Уарки (Huarqui), одной из высокогорных деревень кечуа. Леандро пригласил меня остановиться на ночлег в его доме.

Место встречи изменить нельзя

Сельский рынок как место встречи, был выбран не случайно. Я предложил Леандро посильную помощь - купить продукты питания для его семьи. За продуктами на рынок деревенские жители выезжают в город 2-3 раза в месяц, и процесс этот напоминает натуральный обмен. Но мой случай был исключением: у меня были деньги! Кечуа получают от правительства Перу небольшое денежное пособие, но деньги быстро заканчиваются, и они предпочитают натуральный обмен продуктами.

Мы прошлись по рядам с овощами, фруктами, крупами. Купили телятину, хлеб, макароны, зелень, сахар, чай и пакет листьев коки. Загрузили мешки с провизией в минивэн и тронулись в путь.

Дорогой длинною...

К полудню, преодолев пятьдесят километров грунтового серпантина и парочку живописных перевалов, мы добрались до места назначения.

Аскетичный неземной пейзаж. Голые, коричнево-желтые склоны холмов и белоснежные Анды. Острые вершины гор, словно зубы великана, впивались в брюхо тяжелых серых облаков, медленно спускавшихся к едва заметной линии горизонта.

Погода в этих местах непредсказуемая и меняется мгновенно, независимо от времени года. Зимой температура может опускаться до минус 20 градусов. Вода оттаивает к десяти утра. В начале ноября наступает весна, и днем воздух прогревается до 30 градусов, а ночью опять уходит в минус.
Деревня Уарки принадлежит местной общине индейцев кечуа и находится в одном, из так называемых, «секторов»: около 500 жителей и 160 домов, разбросанных по долинам и склонам гор. В Уарке живет 15 семей. Не так давно здесь построили водопровод, провели электричество и поставили антенну сотовой связи.

Два раза в день между горными селениями и городом Ламей курсирует микроавтобус-маршрутка, а по воскресеньям ходит грузовик, на котором жители близлежащих деревень едут на рынок.

Домик в деревне

Люди живут в домах из «кирпичей», сделанных из местной желтой глины, смешанной с соломой и высушенных на солнце. Нужно ли говорить, что такой строительный материал ничего не стоит, так как его добывают рядом с местом строительства. Вместо цемента, для связки кирпичей, используют тот же материал, но жидкой консистенции. Нужно только выкопать яму, долить воды и перемешать «раствор» ногами. Готово! Можно начинать возведение нового дома.

Обычно, в горах, дома строят очень компактные - площадью не более 25-30 кв.м. Именно таких размеров был дом у Леандро: он находился недалеко от дороги и представлял собой стандартную глиняно-кирпичную прямоугольную конструкцию с остатками соломы на металлической черепице. В доме - одна комната, где спят, готовят и едят.
В трех метрах от входа в дом, с правой стороны, установлен синий бетонный умывальник и сортир с зеленой дверью. На двери туалета и умывальнике, крупными буквами написано, что они - дар местного муниципалитета.

Несколько лет назад государство проводило программу по улучшению условий жизни в деревнях Перу. Теперь почти в каждом деревенском дворе есть уличный туалет с зеленой дверью и синий бетонный умывальник.

В большинстве домов хозяева топят по-черному. Очаг устанавливают у торцевой стены, лишь в немногих домах есть дымоход (труба). Открытый огонь никого не смущает, дым уходит через щель между краем стены и крышей, а также через открытую дверь. Окон нет, столов и другой мебели внутри дома нет, только самодельные лежанки вдоль стен и пара маленьких табуреток на земляном полу. Топят сухим кизяком и деревянными брусочками. На такой высоте деревья практически не растут. Вот почему древесина - очень дорогое удовольствие, и её используют, преимущественно, для строительства, а не для отопления.

Рядом с домом, у Леандро, оказался "гостевой флигель", он же сарай. В нем меня и поселили.
Справа от входа я увидел «кровать», а точнее лежанку из досок, покрытых сеном. Сверху постелили парочку одеял и овечьих шкур.
По местным понятиям, у меня была шикарная кровать! Как выяснилось позже, гостеприимные хозяева, Леандро и его жена Клара, отдали мне свое спальное место, а сами устроились на полу в доме, где бабушка с внучкой ночевали на такой же, как у меня, лежанке.

Куи и праздничный обед

Клара при помощи сухой соломы и специальной трубочки растопила очаг. Комната наполнилась теплым, но едким сизым дымом. Дышать стало нечем, но на улицу – в холод и темноту - выходить было еще неприятней.
Вдруг, Клара и бабушка полезли под кровать и стали ловить разбегающихся в разные стороны морских свинок (куи). В честь моего приезда хозяева решили устроить настоящий пир. Поймали двух штук. Хозяйка взяла пушистую рыжую свинку двумя руками и ловким движением, словно выкручивала мокрое полотенце, свернула ей шею.

Зверёк еще корчился на земле, когда к нему положили второго куи. Клара с маленькой Жаклин искупали свинок в кастрюле с кипятком и начали методично ощипывать мокрый мех. Через полчаса обе свинки были совершенно гладкими и напоминали молочных поросят, внутренности зверьков были аккуратно вытащены и промыты. Позже я узнал, что потроха – заготовка к молочному супу на следующий день.

Каждого куи поделили на четыре части и положили на сковородку в кипящее масло, в котором их жарили около часа. Куи покрылись коричневой хрустящей корочкой и стали напоминать кусочки курицы гриль. Запах жареного мяса и вареной картошки заполнил пространство комнаты.
На гарнир подали овощной салат из помидоров и огурцов, а также два вида картофеля, названия их сортов я не запомнил. На такой высоте в горах, кроме картофеля и кукурузы ничего не растет. Зато разновидностей картофеля здесь видимо - невидимо!

За несколько дней я успел попробовать не только жаренного куи и молочный суп из его потрошков, но и яичницу, кашу, рис, несколько разновидностей картофеля и даже телятину на косточке. Нужно ли говорить, что вместо кофе и чая мы пили исключительно отвар из листьев коки! Короче, голодом меня не морили, а если учесть высоту 4000 метров над уровнем моря, то я могу смело сказать, что испытал на собственном желудке все прелести «высокой» перуанской кухни.

По официальным данным, в Перу выращивают более 450 видов картофеля . Встречаются и озимые сорта. Что касается кукурузы, то её выращивают разного размера, формы и цвета - от белого до сиреневого и черного.

Заварить или пожевать?

Эта музыка будет вечна...

Мне всегда казалось, что настоящие перуанцы должны быть отменными музыкантами. Но когда Леандро достал металлическую дудку, я понял, что ошибался. Дудка была сделана из ножки старой кровати, которую он отмыл от грязи и пыли. Леандро сначала пытался извлечь из своей дудки странные звуки, потом предложил пойти в гости к настоящему музыканту. По пути мы встретили соседа Леандро с такой же дудкой и большим барабаном. Оба очень старались, чтобы их музыка мне понравилась.

Молодой индеец Гримальдо Луна жил в соседнем доме. Каково же было моё удивление, когда, по просьбе «президентэ» Леандро, он принёс современную электрогитару вместе с гигантским громкоговорителем, выполняющим роль динамика, врубил электричество и начал играть нам свои нехитрые мелодии.

Я невольно вспомнил фильм «Кин-Дза-Дза». В перуанской глуши, высоко в горах, далеко от цивилизации индеец кечуа Гримальдо Луна стоял на втором этаже своего дома и играл на гитаре простую мелодию специально для путешественника из России.

«Президентэ» индейской деревенской общины, как правило, знает испанский, умеет читать и писать, может составить письмо или запрос к органам власти. Но он - представитель власти, не обремененный властью, скорее - средство связи кечуа с внешним миром.

У жителей деревни нет времени и денег на развлечения. Они встают с восходом солнца и начинают работать. Сначала нужно подоить корову и отвести овец на пастбище. Потом постирать и высушить белье. Просушить шерсть для новой партии ниток, чтобы было из чего вязать теплую одежду. Дети помогают по дому, пасут скот, иногда работают в поле. В обычной семье 1-2 ребенка, редко – больше. Прокормить много детей тяжело. Женщины каждый день пасут скот, готовят еду, ухаживают за детьми и прядут пряжу из шерсти овец или альпак. Потом из нее вяжут яркие жилетки, шапки, носки, пончо и другие полезные вещи. Основная часть идет на продажу и обмен продуктов питания на рынке, а остатки используют на собственные нужды.

Леандро Хуамано, Президент индейской деревенской общины:
- Я выращиваю картофель, который созревает один раз в год. С нашего поля мы собираем 300 мешков картошки. Чтобы получить такой урожай, нужно правильно посадить пророщенные клубни и через несколько месяцев перевернуть их. Иначе картошка погибнет. В остальное время мы пасем овец, разводим кур. У некоторых соседей есть альпаки. У нас тоже были альпаки, - Леандро, сверкнув глазами, лезет в кучу старой рухляди и достает плетёную веревку с медными бубенцами.
- Вот, - он с нескрываемой радостью просит гида примерить свою находку.
- Когда-то у нас были очень хорошие альпаки. Теперь мы держим только овец.
- Давай я покажу нашего чемпионского мериноса. Этот баран - наша гордость! Настоящий мачо!

Жена Леандро заливается смехом. Она показывает гордость семьи и просит меня сделать памятный портрет вместе с чемпионом.

Новости кечуа слушают по радио. В каждом доме есть старый транзисторный радиоприемник, работающий от солнечной батареи или от автомобильного аккумулятора. Радиосигнал слабый, но хоть какая-то связь с внешним миром.
Телевизоров в домах нет - это здесь большая редкость, а точнее, большая роскошь.

Все индейцы, взрослые и дети, в горах ходят либо босиком, либо в дешевых сланцах, сделанных из остатков автомобильных резиновых покрышек. Видимо, их ноги настолько привыкли к холоду, что они его не замечают.

Жаклин

У Жаклин, маленькой дочки Леандро, есть небольшая плюшевая собачка и видавший виды телепузик. Ей уже восемь, и она ходит в школу. Я смотрю на ее розовые кроксы (разновидность сабо), одетые на босую ногу и с трудом пытаюсь понять, почему ей не холодно? На улице настоящая холодрыга, и, я, не смотря на мой пуховик и теплые ботинки, мерзну и пытаюсь согреться кружкой горячего чая с молоком.

Школа

Самый важный объект в деревне Уарки - школа для детей младшего и среднего возраста. 24 июня 2009 года состоялось торжественное открытие здания. Спонсором проекта выступил японский меценат Ямадзаки Сумио (Yamazaki Sumio).Сегодня в школе обучается около тридцати детей в возрасте от 7 до 12 лет.

Альберто Кэнъя Фухимори президент Перу с 28 июля 1990 по 17 ноября 2000. Является первым и единственным в Перу президентом-азиатом и единственным японцем, который занимал должность президента и главы государства.

Перед выходом из дома детям нужно не только собрать свои учебники и тетрадки, но и помыть ноги. В школе чистые полы, и поэтому ученикам с грязными ногами в учебном заведении делать нечего.

Занятия начинаются в 8:00 и проходят до обеда. Дети идут пешком из разных деревень, расположенных в радиусе нескольких километров от Уарки. Здание школы находится в самом центре деревни и напоминает букву «П».
Пройдя ворота, мы попадаем на школьный двор, где дети могут побегать и попрыгать на переменах, в перерывах между занятиями.

В Перу к образованию относятся с нескрываемым уважением. Преподавание дисциплин ведется на двух языках - на испанском и языке кечуа. Техническое оснащение здания выше всяких похвал - плоские телевизоры, магнитофоны, видео-проектор и туалеты, оборудованные белыми унитазами и раковинами. Классы светлые и просторные, с большим количеством плакатов и учебных материалов.
Единственное, что не предусмотрено, так это столовая. Но так как ученики и учителя приносят приготовленный обед из дома, она не столь необходима.
В каждом классе установлены парты и черная доска. Дети веселые, но не горят желанием попадать в кадр. Стоит мне направить объектив в их сторону, они с визгом и гиканьем разбегаются врассыпную. Я познакомился с несколькими учителями и директором школы, Виктором Сильво.
Мне не только разрешили снимать на занятиях, но и присвоили статус почетного гостя из далекой России. И, если первый урок начался с короткой молитвы, то последний закончился веселыми песнями учеников под гитарный аккомпанемент сеньора Сильво. На каждом уроке дети танцевали и разучивали песни, помогающие им запомнить учебный материал. Не знаю, каждый ли день проходят занятия в такой атмосфере, но сегодня было очень весело и интересно!

Эпилог

Еще в Москве, планируя это путешествие, я представлял деревню индейцев кечуа, находящуюся в перуанской глуши, немного по-другому: без света, телефона и других благ цивилизации.
Но оказавшись здесь, больше всего удивился тому, что, не смотря на возможность использовать электричество и сотовую связь, индейцы не стремятся перестраивать свою жизнь на современный лад. Наоборот, они стараются отгородить себя от внешнего мира и сохранить тот уклад и те вековые привычки, с которыми тысячи лет назад жили их далекие предки.

- Леандро, как долго эта земля принадлежит вашему роду?
Леандро многозначительно улыбается, закатывает глаза и отвечает на мой вопрос одним словом:
- Всегда…

(кеч. Qhichwa runa, исп. Quechua) - индейский народ , проживающий в западной части Южной Америки, является наследником культурных традиций Тауантинсуйю (кеч. Tawantin Suyu, Tawantinsuyu) – древней .

К моменту завоевания испанцами это был наиболее могущественный из коренных народов, населяющих Южноамериканский континент. Археологические данные свидетельствуют, что культура Кечуа стояла тогда на ступень выше, чем культуры Ацтеков и Майя в Мексике.

Религиозная принадлежность верующих: в подавляющем большинстве католики.

Говорят индейцы на одноименном языке Кечуа, который является государственным в некоторых Южноамериканских странах. Но многие современные Кечуа (особенно в центральных частях и ) говорят на испанском языке.

Краткий экскурс в Историю

История этого гордого народа с уникальной историей и уходящими в глубину веков традициями, началась задолго до возникновения цивилизации Инков: это древнейшее племя южноамериканских индейцев признано обладателем самой высокой культуры, легшей в основу культуры Инкской империи.

К XV в. Кечуа занимали одну из самых могущественных позиций среди всех племен.

Кечуа сегодня

Сегодня Кечуа — самое многочисленное из всех южноамериканских индейских племен, общей численностью около 26 млн человек. Основные страны расселения: Перу – около 14 млн человек, Эквадор – 6 млн человек, – около 4 млн человек, – 1,5 млн человек, — 40 тыс. человек, – около 12 тыс. человек.

Распределение современных Кечуа на карте

Таким образом, народ Кечуа составляет почти 47% населения Перу, более 41 % — Эквадора и более 37% — Боливии.

Они являются прямыми потомками культуры Инков, до сегодняшнего дня они сумели сохранить традиции древней цивилизации в первозданном виде. Культура индейцев К. прочно ассоциируется с наследием Инков – от них они сохранили яркие колоритные наряды и своеобразные завораживающие песни. Основная причина этого уникального явления заключается в том, что большинство представителей этой народности живут в горах, где человеку, не привыкшему к нехватке кислорода, находиться очень сложно.

Таким образом, природная изоляция позволила индейцам, обитателям Анд, пронести сквозь века память о прошлом.

Религия

Испанские завоеватели обратили индейцев-Кечуа в католицизм, но не смогли сломить их воинствующий дух. Сегодня многие Кечуа являются ярыми католиками, но это не мешает им сохранять в глубине души частичку собственной истории.

До сих пор наряду с христианством в племенах встречаются языческие верования и шаманизм. Во время парадов в крупных городах можно увидеть языческие знамена рядом с католическими изображениями.

Среди традиционных ритуалов наибольшее значение имеет праздник очистки оросительных каналов . Сохраняются почитание горных вершин, Пачамамы (Матери-земли), жертвоприношения при полевых работах и строительстве дома и пр.

Традиционные занятия

К сожалению, сегодня часть древних технологий ведения хозяйства утеряна, однако, индейцы продолжают заниматься тем, что делали всегда.

Традиционными занятиями Кечуа являются: земледелие, скотоводство, народные ремесла.

Наиболее важное место в их хозяйстве занимает террасное орошаемое земледелие, осуществляемое с помощью «чакитакльи» (исп. Chakitakli; заступ с поперечным выступом для ноги), в долинах до сих пор используется примитивный плуг.

В поселениях, расположенных в горах, индейцы выращивают бобы, картофель и другие клубневые культуры, а также зерновые культуры (просо, киноа, каньиуа); в долинах выращивают кукурузу, ячмень, пшеницу.

Большое значение имеет скотоводство в горах, излюбленными животными Кечуа являются ламы и альпаки, хорошо приспособленные к высокогорному суровому климату.

Среди традиционных ремесел Кечуа развито ручное производство тканей: в горах - из шерсти, в долинах - из хлопка. Прядением шерсти занимаются мужчины, женщины и дети, но ткут обычно мужчины на примитивных ткацких станках.

Ручное производство тканей

Очень развиты следующие ремесла: выделка фетровых шляп; плетение шляп-панам и всевозможных изделий из тростника; изготовление лепной керамики и украшений из природных материалов; производство калебас, золотых и серебряных украшений; резьба по кости и дереву.

Быт и традиции

Кечуа живут как в долинах, так и в горах, причем, поселения в долинах — кучевые, в горах - разбросанные, далеко отстоящие друг от друга. Жилища индейцев сырцовые, прямоугольные, с двускатной крышей, с одной большой жилой комнатой и несколькими помещениями — кладовыми.

Некоторые члены общины работают возле своих поселков, занимаясь возделыванием земли, другие трудятся на рудниках.

Как и много столетий назад, индейцы изготавливают национальные музыкальные инструменты из панцирей животных и превосходно на них играют.

А какие изумительные блюда умеют готовить Кечуа! Даже простая картошка, приготовленная на горном склоне на открытом огне, приобретает особенный вкус. Национальная кухня индейцев включает в себя множество блюд из мяса домашних морских свинок, которых они разводят специально для приготовления пищи.

Индейцы доброжелательно относятся к туристам, кстати, многие из них заняты в туристическом бизнесе: они организуют экскурсии, изготавливают и продают оригинальные сувениры из кожи, дерева, камня и кости.

Особый менталитет

В основе социальной организации Кечуа лежит община-айлью (кеч. Ayllu), также называемая индейской общиной (кеч. Comunidad Indígena) или крестьянской общиной (кеч. Comunidad Campesina). Членов айлью объединяют кровное родство, общая территория, общинное распределение плодов Матери-земли, а также культ почитания общего предка — Уака (Wak’a). Сегодня насчитывается несколько десятков тыс. общин Кечуа, их число постоянно увеличивается.

В жизни каждого индейца община занимает важное место. Жизнь на благо племени культивируется у Кечуа многие столетия. Взаимовыручка — качество, которое особенно ценится индейцами.

Кечуа осознанно живут в своем обособленном мире, умудряясь сохранять собственную индивидуальность даже в мегаполисах. Известно, что представители этого горделивого народа никогда не просят помощи.

Одежда

Индейцев Кечуа можно встретить во всех крупных городах Перу, Боливии и Эквадора.

Они всегда выделяются среди местного населения своими колоритными традиционными нарядами, изготовленными вручную с соблюдением старинных технологий.

Мужчины носят штаны чуть ниже колен и укороченные куртки из сыромятной кожи или замши. Сверху часто накинуто пестрое домотканое пончо с традиционным узором.

Женщины наряжаются в несколько ярких разноцветных юбок и шерстяную шаль, обычно скалываемую на груди большой брошью. Традиционные украшения выполнены из серебра, камня, кости, раковин.

Пожалуй, основным элементом, отличающим К. от других индейских племен, являются фетровые головные уборы, которые носят все — и женщины, и мужчины. Мужчины предпочитают широкополые шляпы с неглубокой тульей, под которую в холодную ветреную погоду надевается шерстяной вязаный шлем – чульо (кеч. Chullo).

Доколумбовая Америка пережила расцвет и падение великих цивилизаций – майя, ацтеков, инков. Территорию современной Центральной и Южной Америки населяло более 5 тысяч племен. Часть из них исчезла, не оставив практически никак упоминаний. Другая – была полностью уничтожена. Большинство потомков индейцев той эпохи до сих пор живут в Мексике , Боливии , Перу , Эквадоре и других странах Южной Америки.

Племена Боливии и Перу

К приходу Колумба территория нынешней Боливии уже была завоевана инками. До этого большую часть земель заселяли аймара и кечуа.

Первые жили в высокогорных районах на западе Южной Америки. К XV в. они создали несколько государств. Самое могущественное – Колья у озера Титикака. Вопреки суровым погодным условиям аймара выращивали картофель, кукурузу, тыкву. Племя смогло сохранить быт и традиции и после прихода европейцев. Сейчас численность народа составляет почти 4 млн. человек. Они живут в Боливии, Перу, Чили , Аргентине .

Кечуа – самый многочисленный народ доколумбовой и современной Южной Америки. Численность – 20 млн. человек. Сейчас большая часть живет в Боливии и Перу. Культура племен была более развитой по сравнению с майя и ацтеками. К XV в. индейцы сумели создать могущественное государство.

Помимо них территорию Перу и Боливии населяли:

  • бороро, вступившие в контакт с европейцами в XVIII в;
  • итонами, практически утратившие свою культуру и язык;
  • такана, мирно относившиеся к завоевателям;
  • уитото, численность которых сильно сократилась в XX в.;
  • хакару, занимавшиеся разведением лам и альпак в Перу;
  • хиваро, в традициях которых смешался быт индейцев из предгорий Анд и тропических лесов;
  • шипико-конибо – группа племен, пришедших из Амазонии.

О некоторых племенах (например, хиваро) стало известно совсем недавно, в начале или середине XX в.

Эквадор

До испанцев Эквадор находился под влиянием древнего государства Чимор. Территорию населяли индейцы:

  • Киту, порабощенные племенем кара. Оставившие о себе катастрофически мало сведений.
  • Каньяри, жившие в центральной части Эквадора. Поклонявшиеся луне и завоеванные инками.
  • Тумбе, исчезнувшие после вторжения кара.
  • Кара, завоевавшие племена Эквадора в I тысячелетии до н. э.

Сейчас 40% населения Эквадора составляют потомки индейских племен. Самые многочисленные – народ кечуа. Остальные живут в основном в лесах. Ачуале, малаката, уамбиса на юге. Аламо и ямбо на востоке. Так же здесь живет низкорослое племя ваорани, избегающее контактов с людьми.

Центральная Америка

В Мексике до прихода Колумба господствовал ряд высокоразвитых цивилизаций с собственной письменностью, летоисчислением, архитектурой. Обладавших глубокими познаниями в математике и астрономии.

  • Ольмеки, давшие начало цивилизации майя и оставившие о себе очень мало сведений.
  • Майя с необычной религией и ритуалами. Достигшие невероятного развития. И к приходу конкистадоров уже находившиеся в упадке. Их потомки, около 7 млн. человек, сейчас живут в Мексике, Сальвадоре, Белизе, Гондурасе, Гватемале.

Также территорию нынешней Мексики населяли племена Теотиуканы, сапотеки, тотонаки.

Южная часть континента

На землях современной Аргентины, Чили, Парагвая, Бразилии до испанской колонизации существовало несколько сотен племен:

  • кочевники – алакалуфы, атакменьо, ботокуды;
  • арауканы – сейчас их численность составляет 1,5 млн. человек;
  • караибы из тропических лесов с отдельными языками для мужчин и женщин;
  • каяпо из Бразилии – племена из южных районов практически полностью истребили, северным удалось сохранить самобытную культуру;
  • мундуруку, вошедшие в контакт с европейцами в середине XVIII в. и ставшие их союзниками;
  • пирахан – малочисленное племя охотников Амазонии;
  • тукуна, занявшие земли практически вымерших народов омагуа и кокама;
  • туюка – славившиеся производством плетеных вещей и каноэ;
  • яномамо – отдельные общины до сих пор ведут изолированный образ жизни.

У некоторых народов получилось сохранить самобытный уклад жизни. Большинство ассимилировалось с колонизаторами. Огромное количество просто исчезло. К таким племена относятся апибоны, апиака, пасиока, капаяны, селькнамы, сутагао, тупи. Миштеки из Мексики, подчиненные ацтеками и другие.