Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Зачем человеку обоняние. Как устроен нос. Конспект занятия «Зачем нам нужен нос? Беседа на тему"Носы нужны не только для красы"

Людмила Архипова
НОД «Для чего человеку нужен нос?»

Цель : формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.

Задачи :

1. Закрепить знания об органах чувств;

2. Познакомить детей с правилами профилактики простудных заболеваний;

3. Вспомнить правила пользования предметами туалета;

4. Воспитывать желание следить за своей внешностью и вести здоровый образ жизни.

Методическое обеспечение : фломастеры, альбомного листа, рисунки скульптур, рисунок носа в разрезе.

Мотивация : личная заинтересованность детей.

Ход занятия:

1. Рисование человека

Воспитатель стоит у мольберта и обращается к детям :

-- Отгадайте вот такую загадку :

Между двух светил я в середине один. (нос)

Да, это нос. Я вспомнила, как рисовала в детстве человека : точка, точка, два крючочка, носик, ротик, оборотик, ручки, ножки, огуречик – получился человечек . Вот такой человечек у меня на мольберте . Пожалуйста, сядьте за свои столы и нарисуйте фломастерами весёлых человечков .

(Дети рисуют)

Посмотрите на свои рисунки, как вы нарисовали нос своему человечку ? На моём рисунке нос похож на острый угол, а у вас?

(спрашивает у нескольких детей или, проходя у столов, комментирует рисунки форму носа на рисунках детей)

Кто-то нарисовал палочку, кто-то точки, кто-то дугу. У каждого человечка нос имеет разную форму при изображении на бумаге. Скажите, а носы у всех людей похожи или отличаются?

(ответы детей)

2. Рассматривание рисунков скульптур

Посмотрите на фото скульптур. Что вы можете сказать о носах?

(ответы детей)

Да, у одних скульптур маленькие носики, у других – большие. Есть носы прямые, а есть с изгибом - горбинкой. Носы – разного размера и разной формы. Обратите внимание на эту скульптуру. Лоб плавно переходит в нос. Такой нос называют греческим. А почему, как вы думаете?

(такой нос у большинства людей, живущих в Греции)

Да, у некоторых людей между началом носа и лбом есть углубление. Когда кончик носа сильно приподнят, то такие носы называют курносыми. Такие носики бывают у малышей. Посмотрите друг на друга, видите свои курносики? А когда вы вырастете, то подрастут и ваши носики.

А на какую геометрическую фигуру похож нос человека ?

(ответы детей)

Да, если смотреть человеку прямо в лицо , то нос напоминает треугольник.

3. Закрепление правил оказания первой помощи при ушибах носа

Когда я была возрастом как вы, зимой любила кататься на санках с горки. Однажды мои санки перевернулись, и я ударилась носом о ледяную горку. Было так больно, что показалось, искры из глаз посыпались. Боль долго не проходила, и я тогда подумала, зачем мне нужен такой нос ? Потом нос распух и стал синим. Как вы думаете, что надо было сделать, чтобы облегчить боль?

(ответы детей)

Можно было в носовой платок положить чистый снег или лёд и приложить к носу. К ушибленному месту всегда прикладывают холод. А я не знала об этом. Надо было сразу идти домой к родителям, а я продолжала кататься на санках.

Физкультминутка

4. Проблемная ситуация

А вы задумывались, для чего человеку нужен нос ?

(Ответы детей)

Правильно, но дышать можно и ртом. Смотрите.

(В. зажимает пальцами нос и дышит ртом, дети повторяют)

Расскажите мне о своих ощущениях, когда дышали ртом.

(дети делятся впечатлениями)

А попробуйте дышать и говорить с зажатым носом, что происходит с вашим носом?

(дети рассказывают)

Да, голос меняется. Когда у вас насморк и нос не дышит, кажется, что воздуха не хватает и можно задохнуться. Нос очень нужен для того , чтобы сохранять наше здоровье. Может, кто-то знает, как это происходит?

(ответы детей)

Что находится внутри носа? Возьмите маленькие зеркальца и посмотрите внимательно на свой нос, его форму, размеры. Потом запрокиньте немного голову и посмотрите, что находится внутри носа?

(ответы детей)

В носу вы увидели два прохода, разделённых между собой носовой перегородкой. Перегородка тоненькая и при надавливании на неё может покачиваться. Через носовые проходы заходит воздух, который попадает в лёгкие. Стенки носового прохода покрыты волосиками. Как вы думаете, для чего они там нужны ?

(Ответы детей)

Волосики задерживают пылинки и микробы, которые летают в воздухе. Они выполняют роль охранников. Стенки носового прохода покрыты жидкостью – слизью, на которой эти пылинки и микробы осаживаются, а воздух очищается и прогревается в это время, когда проходит по проходам. Когда в носу скапливается много микробов, человек начинает чихать . Тогда микробы вылетают из носовых проходов и могут заразить рядом стоящих людей. Что же делать, если хочется чихнуть?

(Ответы детей)

Поэтому у каждого человека должен быть свой носовой платок. Поднимите руки, у кого сегодня есть с собой носовой платочек. Завтра попросите у своих мам носовые платки и носите их с собой постоянно, каждый день свежий.

5. чтение стихотворения

Представляете, про нос даже стихи есть. Их написала детская поэтесса Э. Машковская. Послушаем?

Я ничего не знаю , и вдруг мой нос говорит,

Что где-то и кого-то что-то сейчас подгорит!

Я ничего не знаю… это нос доложил.

Кто-то купил апельсин.

Я ничего не знаю , я в духоте сижу.

Нос говорит : «Погуляем? Очень тебя прошу!»

Ходишь с ним и гуляешь,а он говорит :

«А знаешь, пахнет уже зимой.»

7. Рассказ воспитателя о профилактике простудных заболеваний

Когда нос вас просит погулять и вы гуляете долго, то можно и заболеть в морозную и прохладную погоду. Как только у человека замерзают ноги , из носа начинает капать жидкость, начинается насморк. Как от него лечиться?

(Ответы детей)

Надо не переохлаждаться на прогулке. Но если это случилось, надо попить горячего чая с лимоном или малиновым вареньем, попарить ноги в горячей воде, вытереть их насухо и надеть тёплые шерстяные носки. А ещё нос рекомендуют промывать морской водой в холодный период, чтобы не болеть простудными заболеваниями.

8. Правила для носа

Берегите свой нос и всегда проявляйте заботу о нём. В жизни человека есть правила , которые ему необходимо соблюдать. Есть правила и для носа. Попробуем рассказать друг другу, что же можно делать с носом и чего нельзя . Не суй в нос посторонние предметы, так можно поранить нос. При чихании всегда прикрывай нос платочком, чтобы не заразить других людей. Никогда не пользуйся чужим носовым платком. Постоянно при умывании очищай нос от слизи и пыли.

Правил мало, но о них надо помнить всегда.

Публикации по теме:

Путь к экологическому человеку Экология – наука о доме, местопребывании. Немецкий ученый Геккель дал первое толкование термину «экология» как науке об отношении живых.

Детям театр необходим и как зрителям, и как артистам. Воспитательное значение театра огромно. Театр делает это в увлекательной, занимательной.

Консультация для родителей «Для чего нужен режим дня?» Режим дня основан на правильном чередовании видов деятельности и отдыха. Режим дня способствует развитию ребенка, приучает его к дисциплине.

Конспект НОД для детей средней группы «Для чего нужен нос?» Программное содержание: дать детям представление и расширить знания о носе, как органе дыхания. Познакомить с понятиями: приятные и неприятные.

Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Для чего человеку нос» ЦЕЛЬ: Познакомить детей с важным органом чувств – носом и его функциями. ЗАДАЧИ: ОБУЧАЮЩИЕ: Познакомить детей с внутренним строением человеческого.

Неисповедимы и неожиданны пути поиска. Бывает, что случайно замеченный факт ведет к научному открытию. Такая случайность, как правило, закономерна. Недаром И. П. Павлов говорил, что тот, у кого в голове нет идей, не заметит и фактов. Виктор Андреевич Буков изучал рефлексогенную зону верхних дыхательных путей. Однажды, в сотый раз повторяя опыты по изучению влияния влаги на носовые пути кролика, он вместо воды случайно взял раствор поваренной соли. Животное погибло. В чем дело? Ведь поваренная соль - хлористый натрий - входит в состав слез, от которых, как известно, никто не умирает. Виктор Андреевич сознательно повторяет ошибку. Результат тот же. В чем же дело? Почему? Это почему присоединилось к десятку других. И один из вопросов был самым неясным. Если его сформулировать кратко, он будет звучать, пожалуй, не совсем серьезно: зачем человеку нос?

Оговоримся заранее: речь идет о наружном носе, победно сидящем посреди лица и привычном нашему взгляду. В сущности, вопрос мало соприкасался с темой исследований, но мысль пришла - и избавиться от нее было уже трудно.

У животных нет столь выраженного наружного носа, они великолепно обходятся без него. Нос есть только у человека. Зачем же он ему? Какую роль играет в организме? Что это - просто украшение?

В природе все целесообразно. Известно, что на длительном пути развития в организме сохраняются, развиваются и совершенствуются те же ткани и органы, которые связаны с определенными функциями. Все ненужное постепенно видоизменяется и отмирает. Но тенденции к исчезновению носов у людей не обнаружено. Значит, нос нужен?

Нос имеет свою историю. У древнего человека нос был очень маленьким. У первобытных людей он уже занимает более видное место на лице. Но лишь много позднее обретает нынешние размеры. Каждый человек в своем развитии как бы вкратце повторяет историю всего человеческого рода - от клетки к существу мыслящему. Претерпевают и все органы. Нос не исключение. У всех детей при рождении форма и величина носов более или менее одинакова. Ребенок растет, развивается, начинает говорить, и только годам к двум нос его, так сказать, обретает индивидуальность.

Человек без носа - нечто фантастическое… Помните крик души гоголевского майора Ковалева, у которого вместо носа - «место совершенно гладкое, как будто только что выпеченный блин»? «- Боже мой, боже мой! За что такое несчастие? Будь я без руки или без ноги - все бы это лучше, будь я без ушей - скверно, однако ж все сноснее; но без носа человек - черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин; просто, возьми да и вышвырни за окошко!»

Человеку даны глаза, чтобы видеть, уши - чтобы слышать. Нос - чтобы дышать, различать запахи, кроме того, согревать, увлажнять и очищать вдыхаемый воздух? Но животные справляются с этим не хуже, чем человек, и великолепно обходятся без наружного носа. Значит, существование наружного носа связано с функцией, присущей только человеку. Но какой?

Насморк. Казалось бы, пустяк, а как плохо себя чувствуешь. Голова кружится и болит, труднее работать. Если заложен нос, сон неглубокий, беспокойный. Дети, если они привыкли дышать только ртом, хуже учатся, чаще болеют.

Раздражением носовых путей врачи лечат больных. Назначают орошения, ингаляцию, электропроцедуры, и не только при насморке, но и при таких, казалось бы, далеких от носа болезней, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, различные неврозы. Человек в обмороке - ему дают понюхать нашатырный , и сознание возвращается.

А вот еще факты. Жители степей издавна заметили, что зрение обостряется, если дышать носом через мокрый платок. Отличное зрение, как правило, у моряков.

И научные исследования и житейский опыт утверждают одно: верхние дыхательные пути оказывают многообразное и сложное влияние почти на все функции организма. Носовые пути покрыты чрезвычайно богатой сетью рецепторов, которые раздражаются от температуры, влажности, запахов, движения воздуха. Здесь постоянно возникают мощные потоки , которые направляются в центральную нервную систему и через ее посредство влияют на весь организм: на дыхание, кровообращение, работу сердца, почек, желудочно-кишечного тракта…

Но носовая полость животных сплошь покрыта подобными же рецепторами, и функционируют они по тому же принципу. Зачем же все-таки наружный нос? Активное движение нередко приглушает и душевную и физическую боль. Если нечаянно прищемили хвост, она начинает мяукать, извиваться, царапаться, выражать свой протест в весьма активной форме. И человек при сильной боли кричит, плачет, делает массу, казалось бы, ненужных движений. В чем здесь дело? Боль, испуг, всякое сильное раздражение немедленно передается в кору головного мозга. А клетки коры чрезвычайно хрупки, невыносливы. Если они получают слишком большой заряд импульсов, возникает угроза срыва их деятельности, Чтобы помешать этому, защитить нежные корковые клетки, организм выработал специальную охранительную систему.

Кошка мяукает и бросается на стену, человек закусывает губу… Так инстинктивно создаются конкурентные очаги возбуждения. Два очага ослабляют, гасят друг друга. Только боль может вывести животных из состояния относительного «душевного» покоя. Они умеряют ее активными мышечными движениями. Это вступает в действие механизм индукционного торможения. Для защиты нервной системы животного его достаточно.

Иное дело у человека… Он спокойно сидит за письменным столом. Звонит телефон. Сообщают о несчастье. Нервные клетки получили сильный концентрированный удар, который превосходит их выносливость. Но человек не кричит, не бежит, не бьется головой о стенку спасаясь от неминуемой опасности, клетки коры могут мгновенно выключиться: это вступит в действие еще один охранник - запредельное торможение. Если оно разливается по всей коре головного мозга, человек теряет сознание, падает в обморок. Если выключаются отдельные участки коры, возникает временная потеря зрения, слуха, способности двигаться.

Вторая сигнальная система - возможность говорить, мыслить - неизмеримо возвысила человека над всеми живыми существами. Она сделала его бесконечно могучим и в то же время – ослабила. Слово приобрело решающую власть над нервной системой, сплошь и рядом подвергая ее опасности перевозбуждения. Когда человек относительно неподвижен, спасительное индукционное торможение отсутствует. Остается запредельное, но оно невыгодно для организма. Представьте, как невыносимо трудно было бы жить, если бы при любом мало-мальски сильном потрясении или испуге люди падали в обморок, лишались зрения, застывали на месте. Пожалуй, такое свойство, сопутствующее второй сигнальной системе, ликвидировало бы все ее положительные качества. Слишком дорогой ценой пришлось бы заплатить за возможность мыслить! Но на помощь пришел неожиданный друг - слезы. Человек не перестал говорить, зато научился плакать. Здесь-то и пригодился нос.

«Поплачь - легче будет»… В этом простом древнем совете скрыт глубокий смысл. Мгновенное обильное орошение слезами чрезвычайно сильно (вспомним погибшего кролика!) раздражает рецепторы носовой полости. В мозгу создается новый мощный очаг возбуждения, который отводит от корковых клеток опасность перенапряжения. Принцип действия «слезного механизма» несложен. Всеобщее возбуждение корковых клеток ведет к расслаблению «зажимов» слезно-носовых каналов. Слезы извергаются из своих хранилищ и прежде всего, стекают в носовые пути, орошая и возбуждая расположенные там рецепторы.

Организм регулирует роботу «слезного механизма» и редко запускает его на всю мощность. Когда раздражение клеток коры не слишком сильно, в «слезном механизме» нет надобности. Иногда «клапаны» носовых каналов расслабляются не полностью, слез стекает мало, а на поверхность они и вовсе не выходят. Только дыхание учащается и чувствуется щекотание в носу.

Чем сильнее возбуждение, тем интенсивнее плач. Человек всхлипывает, судорожно вздыхает, громко рыдает. К основным, исходным раздражениям рецепторов носовой полости прибавляются дополнительные раздражения рецепторов гортани, дыхательных путей и т. д., действующие в том же благодетельном направлении.

Слезам подвластны все люди независимо от характера, силы, выдержки. Не верьте, если человек утверждает, что он «не умеет плакать». Просто его корковые клетки очень выносливы к раздражениям; не так легко создается угрожающее перевозбуждение, и большей частью нет необходимости в использовании «слезного механизма». Но этот механизм бдительно стоит на страже нервного благополучия, готовый в случае надобности охранить мозг от слишком большого горя и слишком большой радости.

Могут ли плакать животные? Нет, не могут. Это одна из привилегий человека. Опоэтизированные слезы собак, загнанных зверей - это не следствие их чувств, а просто усиленное орошение роговицы глаз; предохраняющее ее от высыхания. Эту же работу «по совместительству» выполняют слезы и в нашем организме.

Но как все-таки слезы связаны с носом? Неужели без носа человек не мог бы плакать? Да, именно так. Видимо, форма нашего носа наиболее благоприятна для работы «слезного механизма».

Помните любопытного из сказки Киплинга? Злой крокодил вытянул ему нос, превратил маленькую курносую пуговку в длинный, гибкий хобот. В развитии человека роль такого крокодила - только доброго - сыграли, очевидно, слезы. Сотни тысяч лет они усиленно раздражали носовые пути, а это приводило к постепенному росту числа рецепторов. Но чем больше рецепторов, тем больше должна быть и площадь слизистой оболочки, на которой они размещаются. Поэтому можно предполагать, что увеличение внутренней поверхности носа неизбежно сказывалось на изменении его костно-хрящевой основы - на размерах этого органа.

На первых этапах развития человечества вторая сигнальная система была примитивна, нейтрализовать ее опасное влияние было несложно. Крошечный носик наших предков вполне справлялся с этой задачей. Так что наш нос вырос не сразу, он послушно следовал за развитием второй сигнальной системы.

Современная жизнь дает человеку необозримое богатство впечатлений, чувств, переживаний. Нашей центральной нервной системе постоянно приходится выдерживать бурные атаки самых разнообразных раздражителей. По сравнению с ними переживания наших предков кажутся детски несложными. Но тем не менее современный человек значительно реже пользуется «слезным механизмом» - научился сдерживать свои чувства. Вспомните, как часто и горько плачут дети - по любому пустяку! Так же часто плакали наши предки, вспыльчивые и раздражительные.

Дело в том, что по мере развития рода человеческого развивался и совершенствовался еще один вид торможений - внутреннее. Оно связано с чертами характера, таким и как самообладание, выдержка; мужество, дающими человеку возможность возвыситься над любым несчастьем, воспротивиться ему.

Внутреннее торможение развивается постепенно, и поэтому оно не может дать мгновенного отпора нервному потрясению. Вот почему при всех его положительных качествах оно не заменило и не сможет заменить индукционное, внешнее торможение, проявляющееся в работе «слезного механизма». Очевидно, человек никогда не разучится плакать. А значит, ему всегда будет нужен нос!

P. S. О чем еще говорят британские ученые: о том, что еще благодаря нашим носам мы можем оценивать прекрасные ароматы, например, когда курим кальян. Тем более если это какой-нибудь качественный ehose starbuzz оптом оптом купленный у самих производителей.

Нос – это не только украшение человеческого лица. И не только инструмент вентиляции легких. Нос является терморегулятором, поддерживающим стабильный температурный и биоэнергетический режим организма.

Глубокое, ритмичное дыхание – это исходное условие спокойного состояния психики. Когда мы волнуемся, дыхание становится учащенным, рваным и очень поверхностным. Чтобы успокоиться, надо дышать глубоко и ритмично.

Ритмичное дыхание восстанавливает нормальный ритм жизнедеятельности клеток нашего организма. Для окисления пищевых веществ клеткам необходимо ритмичное поступление кислорода.

Во время глубокого и спокойного дыхания работает диафрагма. Благодаря равномерному подъему и опусканию диафрагмы устанавливается нужный ритм поступления воздуха в легкие и связанный с этим ритм кровообращения. Диафрагма способствует продвижению лимфы и массирует трением внутренние органы; из-за трения возникает электризация, что усиливает приток крови к органам и увеличивает поступление питательных веществ и кислорода.

Частое и интенсивное дыхание, имеющее целью гипервентиляцию легких, недопустимо. При интенсивном поступлении в организм кислорода повышается кислотность в легких и крови, а это способствует повреждению органов и тканей. Неумеренная гипервентиляция может привести к инсульту или инфаркту.

Спокойное и ритмичное дыхание обеспечивает накопление в организме Щелочного ресурса.

Задержки дыхания могут также привести к закислению крови и к возрастанию разрушения клеточных мембран и стенок сосудов.

В йогических трактатах дыхание одной правой ноздрей называется «солнечным», а дыхание одной левой ноздрей – «лунным». Когда мы дышим только через правую ноздрю, закрыв пальцем левую, мы согреваем наш организм, повышаем энергоемкость крови. Длительное дыхание через правую ноздрю усиливает сдвиг реакцию крови в кислую сторону, возникает опасность ацидоза.

Дыхание только через левую ноздрю охлаждает организм и понижает биоэлектрическое напряжение, возрастает щелочной ресурс крови.

Если дышать попеременно то правой, то левой ноздрей, можно регулировать кислотно-щелочное равновесие крови.

Когда человек ощущает перегрев мозга и организма в целом, он может дышать только через левую ноздрю. Когда человеку холодно, ему необходимо дышать через правую ноздрю, он быстро согреется.

Особенно важна регуляция дыхания для больных. Мы не только согреваем или охлаждаем организм, но и понижаем или повышаем энергетику крови и клеток. Больным или не хватает энергии, или энергии слишком много и она разрушает организм, например озноб и повышение температуры.

Определить, в чем есть нужда: в энергии или в снятии излишнего напряжения, нам помогает сам организм.

Когда легче дышит правая ноздря, организм нуждается в обогреве и в поднятии энергетики, через нее и дышите. Когда легче дышит левая ноздря, организм нуждается в охлаждении и в освобождении от излишней тепловой энергии. Когда обе ноздри дышат одинаково хорошо, равновесие крови восстановлено.

В мире запахов и звуков Сергей Валентинович Рязанцев

Для чего нам нужен нос?

Для чего нам нужен нос?

«Все части лица имеют свое назначение. Одного носа определить невозможно. Нос есть вещь непостижимая. Человек все может понять, но он не в силах понять своего носа. Что значит нос? Зачем растет он на лице? Чего от людей хочет? Нос! Ужасный нос! Проклятый нос! Скажи, кто ты? Откуда ты? Кончик носа есть острая скала, о которую разбиваются все умозрения».

Из рецензии на статью философа Александра Галича «Картина человека. Опыт наставительного чтения о предметах самопознания для всех образованных сословий», напечатанной в журнале «Библиотека для чтения» за 1834 год.

«Но в сторону носы: этот предмет очень плодовит, и о нем было довольно писано и переписано - жаловались вообще на его глупость, и что он нюхает все без разбору, и зачем он выбежал на середину лица. Говорили даже, что совсем не нужно носа, что вместо носа гораздо лучше, если бы была табакерка, а нос бы носил всякий в кармане, в носовом платке»

Н. В. Гоголь. Из письма к Е. Г. Чертковой.

Теперь попытаемся выяснить, для чего же нужен нос?

«Ну, это нам ясно! - скажете вы. - Чтобы дышать и нюхать. Дышать воздухом и нюхать цветочки. Ведь верно?» И да, и нет. Верно то, что вы назвали две важные функции носа - дыхательную и обонятельную, но этого мало. Ведь мы упомянули уже и о других функциях, например, о защитной. Защита осуществляется выведением из воздуха мельчайших пылевых частиц, благодаря мерцательной деятельности ресничек (более крупные пылевые частицы задерживаются волосками, расположенными в преддверии носа). К защитной функции относят также чихание и слезоотделение, о них мы поговорим отдельно.

Но и это еще не все. Существует еще согревательная функция полости носа. Какая бы температура не стояла на улице (пусть даже лютые февральские морозы), воздух, поступающий в легкие и предварительно нагретый в полости носа, будет иметь температуру +36°, +37°. Значит, нос является уникальным кондиционером. Попробуйте-ка назвать хоть один искусственный кондиционер с таким коэффициентом полезного действия - нагревание на 40–50° за секунду? Чем ниже температура окружающего воздуха, тем больше набухают кавернозные тела носовых раковин, а, следовательно, тем более тонкой струйкой проходит воздух между перегородкой и носовыми раковинами и тем лучше этот воздух нагревается. Действительно, вам, наверное, знакомо ощущение заложенности носа при выходе из теплого помещения на мороз. Это ощущение наступает вследствие рефлекторного отека носовых раковин.

Нам, жителям северных широт, привычно говорить о морозах, о согревающей функции носа. А как это применить к уроженцам Африки или знойных азиатских пустынь? Какой температуры воздух поступит в легкие, если на градуснике +50°? В носоглотке воздух будет также иметь температуру +36–37°, полость носа способна не только нагревать, но и охлаждать проходящий воздух. Поэтому правильнее было бы говорить не о согревающей, а о кондиционирующей функции полости носа.

К кондиционирующей функции относится также и увлажнение поступающего воздуха, происходящее в полости носа, так как слишком сухой воздух неблагоприятно сказывается на деятельности легких. Как вы думаете, какой объем жидкости в сутки расходуется на увлажнение поступающего воздуха? 500 миллилитров, ровно пол-литра. В это трудно поверить, но это так, цифра эта подтверждена неоднократными экспериментами ученых.

Мы с вами перечислили только основные функции носа, но ведь существуют еще и дополнительные. Например, мимическая, косметическая - ведь это тоже важно, и я хочу посвятить этим функциям отдельные разделы данной главы.

Существует еще резонаторная функция носа. Попробуйте-ка зажать нос пальцами и произнести несколько фраз. Вы почувствовали, что голос приобрел неприятный гнусоватый оттенок. О причинах этого я расскажу в специальной главе, посвященной голосообразованию.

Огромный свисающий нос самца обезьяны-носача используется как резонатор при подаче сигнала тревоги. Когда животное кричит, нос раздувается, еще больше увеличивается в размерах. Большой нос морского слона, похожий на хобот (за счет чего животное и получило свое имя) тоже является резонатором. Именно благодаря резона-торной функции этого огромного носа, морской слон способен издавать столь громкие звуки.

Ну, а зачем же нужны пазухи? Они принимают участие в кондиционировании поступающего воздуха. При каждом вздохе в пазухи поступает холодный воздух, а из пазухи в носоглотку - уже нагретый и увлажненный воздух, который, смешиваясь с поступающей воздушной струей, способствует ее нагреванию и увлажнению. Пазухи также участвуют в резонаторной функции носа, о чем я расскажу дальше.

Но основная, главная функция околоносовых пазух состоит в облегчении веса черепа. Человек превратился в прямоходячее существо, встал на ноги. При этом, по сравнению с животными, у него кардинальным образом переместился центр тяжести, теперь он располагается на уровне поясницы, что наиболее благоприятно для прямохождения. Предположим, что на месте пустого, заполненного воздухом пространства околоносовых пазух носа находилась бы кость. Вес черепа значительно бы увеличился. Значит, для сохранения центра тяжести на уровне поясницы пришлось бы компенсаторно наращивать массу нижней части тела, а это бы сказалось, в свою очередь, на подвижности. Как видите, в природе все взаимосвязано.

Что за кусочек кожи висит в задней части неба у самого горла и для чего он нужен? Этот СВОТ задают очень часто. Он имеет отношение к нашему старому доброму другу язычку. Мультипликаторы развлекались от души, десятилетиями изображая язычок у своих персонажей. В одном

ШТЕФАН: Мне нужен друг «Э-э-э-э-э!» Штефан показывает девочке язык, толкает ее и убегает. Через несколько минут он, подбоченясь, преграждает путь какому-то мальчику и вызывающе смотрит на него. Он постоянно в движении, берется то за одно, то за другое. Этот мальчик часто

А. ЧТО ТАКОЕ ЖИР И ЗАЧЕМ ОН НАМ НУЖЕН Ожирение - это болезнь, болезнь, которая характеризуется избыточным накоплением жира в организме. И это избыточное накопление опасно для здоровья. Как и любая другая болезнь обмена, ожирение подкрадывается к человеку незаметно, ведь

ЧТО ТАКОЕ ДИСК И ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН? Из рис. 3 и 4 вы получите представление о расположении и взаимоотношениях дисков и позвонков. Диски состоят из мягкого студенистого ядра, окруженного по краям очень прочной волокнистой хрящевой оболочкой, фиброзным кольцом. Волокна

Глава 4 Для чего нужен тонометр Тонометром нужно уметь пользоваться. Вопрос – зачем? Одни видят в нем игрушку: меряют давление каждые 20 минут. Просто так, от скуки. Другие не знают, с какой стороны подойти к прибору. Третьи относятся к тонометру в руках врача как к

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ОРГАНИЗМУ УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ? Перейдем теперь от кислорода к углекислому газу. Что же происходило с углекислым газом в атмосфере Земли, когда растения начали активно использовать его как основной источник углерода? Его концентрация, достигавшая некогда

Зачем нужен мужчина? Почему люди вначале влюбляются, а потом тихо плачут? Андрей, 4 класс Как показывает практика, самый важный вопрос, на который необходимо ответить женщине, ищущей спутника жизни, звучит так: «Зачем мне нужен мужчина?»Это не праздный вопрос. Современная

Для чего нужен механизм самопереваривания Мудрость природы заключается в том, что она встроила механизм самопереваривания в каждый живой организм. Если, скажем, клубень картофеля содержит почти чистый крахмал, то под тонким верхним слоем кожуры клубня содержатся

3. ЗАЧЕМ НУЖЕН ДИАГНОЗ? Дилетанты и даже некоторые диетологи (я в их число не вхожу) полагают, будто в постановке диагноза нет необходимости. Они говорят: зачем нужен диагноз, если все болезни происходят от загрязнения организма непереваренными остатками пищи, слизью,

Никому не нужен «Я знаю, что мне никто не поможет, но надежда умирает последней. Я первую половину жизни прожил с женой, а с 47 лет – с любовницей. То есть она и раньше у меня была, но в 47 я жене все открыл и ушел. Стали жить очень интересно: и полугода не прошло, как меня обратно

36. Нужен ум купить изюм Изюм – отличное средство в борьбе с отложениями жира на талии. Причем темные сорта эффективнее светлых. Это связано с послабляющим свойством и большей способностью к активации работы печени и пищеварения в целом. Это кладезь витаминов и

ПАМПЕРС НЕ НУЖЕН РЕБЕНКУ! ПАМПЕРС НУЖЕН РОДИТЕЛЯМ РЕБЕНКА! Автор отдает себе отчет в том, что нормальные любящие родители многим готовы пожертвовать ради благополучия потомства. И тот факт, что памперс в большей степени улучшает жизнь родителей, чем ребенка, вовсе не

Кому нужен пик формы? При силовых тренировках не образуются новые мышечные волокна: фактически вы продолжаете медленно терять их с возрастом в любом случае. Вместо этого вы увеличиваете массу каждого отдельного сохранившегося волокна – вы увеличиваете содержание в нем

Почему мы чувствуем запах. Как устроен нос. Зачем нам самая выдающаяся часть на лице. Почему нужно лечиться ароматами. Как запахи влияют на человека.

Вы когда-нибудь задумывались, почему запах так тесно связан с памятью?

Почему он может очень быстро перенести вас в прошлое?

Почему в воображении всплывают картинки из детства или просто какие-то приятные моменты? Запахи с легкостью влияют на ваши восприятия и эмоции.

Организм с помощью обоняния моментально получает сигнал об опасности, вреде, пользе, о возможности расслабиться или получить удовольствие. И какие же запахи в современном мире преследуют нас? Какие реакции они способны вызвать в нашем сознании и в нашем организме? Живем ли мы с чувством страха, желанием спрятаться, предчувствуя беду, или ощущаем удовольствие и радость от вдыхаемых ароматов? К сожалению, в нашем мире мы гораздо чаще дышим продуктами урбанизации и выделениями промышленных предприятий. Понятно, что нужно чаще бывать на свежем воздухе, в лесу, ездить на дачу, в общем общаться с природой. Но как быть, если отпуск всего 2-3 недели в году, а дача в черте города?

То, что нас когда-то делало счастливыми непременно, сделает это еще раз при помощи ароматов.

Обоняние – одно из самых сильных чувств человека, потому что оно контролируется одной из самых глубинных частей мозга, той частью, которая была хорошо развита у наших предков. Эта часть несет ответственность за сон, сексуальные реакции, голод, жажда, память. Древние люди целиком зависели от своего носа. Запах предупреждал о появлении хищника, указывал на источник пищи, так же помогал выбрать брачного партнера. У современного человека со временем развились другие части мозга, отвечающие за интеллект, творчество, речь, навыки. Но то, что мы наследовали от своих предков, никуда не исчезло. Конечно, есть чисто реактивные вещи, основанные на прошлом негативном опыте. Например, если вы расстались с любимым человеком, который пользовался определенным ароматом, и для вас это было огромной потерей, то если этот запах вам встретится, вы будете чувствовать себя не комфортно. И напротив то, что нас когда-то делало счастливыми непременно, сделает это еще раз при помощи ароматов. Поэтому многие антидепрессанты делаются из летних цветов розы, жасмина, лаванды, герани, ванили… Эти растения вызывают ассоциацию с теплом и светом, детством и летним садом.

Как устроен нос.

Обоняние изучено не так хорошо, как другие чувства: зрение, слух, осязание, вкусовые ощущения. Обонятельные нервы находятся в верхней части носа. В отличие от нервов, участвующих в процессе осязания, слуха и зрения, они непосредственно связаны с мозгом. Эти нервные клетки так и называют «клетки мозга, находящиеся вне его». От каждой обонятельной клетки отходит несколько тонких нитей, называемых ресничками и достигающих слизистой оболочки носовых проходов. Кончики этих нитей снабжены рецепторами, улавливающими присутствие любого запаха. (На схеме они обозначены цифрой 2б). Внутренняя часть носа всегда влажная, и в этой влаге частицы аромата растворяются. Обонятельные нервы могут идентифицировать ароматические молекулы только в жидком состоянии. Затем информация поступает в мозг, мы его воспринимаем и осознаем, иногда не осознаем. С изобретением электронного микроскопа ученые внимательно рассмотрели рецепторы на кончиках ресничек. Они все имеют разную форму. Молекулы пахучего вещества, так же имеют разную форму и размеры. Не нос говорит о том, какой запах он ощущает, он просто передает данные о поступлении молекул. Мозг сам регистрирует все данные и выдает окончательный результат: пахнет розами или кошками. Нос может обнаруживать гораздо больше разных запахов, чем ухо может различить звуков — 10000 разных типов обонятельных ощущений.

Схема устройства органа обоняния.⇒

1.Пахучие молекулы. Аромат вдыхается через пазухи носа.

2. Обонятельный эпителий. Покрыт тонким слоем слизи (20 мкр).

  • 2 а. Аксоны. Отвечают за даль нейшую передачу информации в головной мозг.
  • 2 б. Белки рецепторы.

3. Обонятельная луковица. Отвечает за первичную переработку электрического сигнала.

4. Лимбическая система. В ней происходит анализ запахов и определяется связь с эмоциями.

Обоняние — это самое мимолетное ощущение. Вначале оно острое, а затем слабеет. Когда мы долго ощущаем один и тот же запах – восприятие притупляется. Многим людям очень сложно ощущать запахи. Им трудно получать успехи от ароматерапии, так как они не испытывают эмоциональных реакций от эфирных масел. Но это восприятие можно воспитать со временем. В этом может помочь масло базилика. Достаточно время от времени употреблять его в пищу и использовать для ароматерапии в виде ингаляций в очень слабых дозировках.

Эксперимент.

Учеными был проведен интересный эксперимент, который очень наглядно показал влияние эфирных масел на организм. Цель эксперимента — выяснить, действуют ли запахи в силу того, что они порождают разнообразные ассоциации, — или же действие запахов связано с тем, что небольшие количества летучих биологически активных веществ попадают непосредственно в кровь через слизистую оболочку носа, богатую кровеносными сосудами? Выяснить это непросто. Но идея была достаточно простой: нужно проверить действие запахов на тех людях, которые…запахов не воспринимают. Отсутствие обоняния, или аносмия , встречается довольно редко и может быть вызвано различными причинами: искривление носовой перегородки, некоторые отравления, иногда это следствие общего ослабления организма или же последствия черепно-мозговой травмы, когда задет обонятельный нерв. У добровольного помощника была как раз посттравматическая аносмия

…»До начала эксперимента: пульс 72, давление 100 на 80.

Первое вещество – эфирное масло лимона. Подносит к носу пробирку и исправно вдыхает неощутимый запах в течение трех минут. «Воздух и воздух», — комментирует он. Считаю пульс. Пульс 60, давление 115 на 80 . Между прочим, запах лимона считается хорошим тонизирующим.

Второе вещество – мята, у нее сильный ментоловый запах. Верхнее давление еще немного повышается, пульс и нижнее давление не изменяются .

Третий препарат – иланг-иланг. Пульс 56, давление понижается до 105/80 . (Иланг-иланг известен, как сильное седативное средство, используется при сильных эмоциональных расстройствах, снижает давление). Замечу, что нижнее давление в течение всего эксперимента менялось незначительно, в пределах погрешности измерения.

В качестве четвертого вещества — толченый зубок обычного чеснока . Пульс 64, давление 100/80.

Пятое вещество – розмарин, известный стимулятор нервной системы. Получено стимулирующее действие! Пульс 76, давление 115/80.

(шестое) Для контраста достаю — валериану (сухой корень) . Давление не меняется , а пульс в течение тех же трех минут снижается до 60 ударов . Между прочим, обычные препараты валерианы, в отличие от пустырника и боярышника, хорошо успокаивают, но при этом почти не понижают давления. А при некоторых заболеваниях, например, при бессоннице, корень валерианы рекомендуется не пить, а как раз нюхать перед сном. И, наконец, седьмой препарат – эфирное масло базилика, известного и как пряность, и как превосходное лекарственное средство при сосудистых и мышечных спазмах. Он еще немного снижает пульс до 52 ударов, а давление даже слегка повышается до 120/80.

Выводы:

  • запахи влияют на человека даже в том случае, если он их не воспринимает (следовательно, гипотеза о действии микродоз активных веществ, ближе к действительности)
  • тонизирующее, и успокаивающее действие запахов имеет различный физиологический механизм (и лимон, и розмарин тонизируют, но первый снижает, а второй заметно повышает частоту пульса)
  • влияние запахов на верхнее артериальное давление гораздо заметнее, чем на нижнее, которое зависит от тонуса сосудов»…

Вот и добрались до истины: нос — иногда не самая красивая часть тела, но одна из самых ценных для человека! Дышите на здоровье!

Ароматолог Ольга Шарова… с любовью

Подписывайтесь на видеоканал Живые Ароматы