Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Юрий григорович личная жизнь. Большой балет эры григоровича. Редакции классических балетов

На протяжении многих лет упоминание о балете Большого театра связывалось в нашем сознании с его именем.

Юрий Григорович родился 2 января 1927 года. Он был племянником известного в прошлом танцовщика Георгия Розая, артиста Мариинского театра, участника «Парижских сезоно» в в антрепризе Сергея Дягилева. Еще ребенком он мечтал стать хореографом – сочинял и записывал в дневниках балеты по сюжетам любимых книг.

Окончив в 1947 году Ленинградское хореографическое училище, Григорович в течение пятнадцати лет выступал на сцене и имел репутацию незаурядного характерного танцовщика. Интересно, что в первый же год его поступления в театр там шли репетиции балета «Весенняя сказка», который ставил Федор Васильевич Лопухов – балетмейстер, оказавший большое влияние на дальнейшее творческое развитие Григоровича.

Но исполнительская карьера не могла в полной мере удовлетворить его творческих устремлений. Он решил попробовать свои силы сначала в детской студии. Первым спектаклем, поставленным им для детей в Ленинградском Доме культуры имени А.М. Горького в 1948 году, был «Аистенок», который впоследствии в течение многих лет остался в репертуаре студии. Были поставлены Григоровичем и другие детские спектакли, среди которых сразу завоевали любовь юных зрителей «Семеро братьев» по сказке «Мальчик с пальчик» и «Вальс-фантазия» на музыку Глинки.

Наконец состоялся и его дебют как балетмейстера в Кировском театре. В 1957 году в репертуар решено было ввести экспериментальный спектакль, чтобы дать молодежи возможность проявить себя. Это была постановка балета «Каменный цветок ». Первоначально Юрию Григоровичу отводилось место ассистента балетмейстера, а ставить спектакль должен был известный хореограф Константин Сергеев.

Однако Григорович предложил к рассмотрению художественного совета Кировского театра свой вариант оригинальной и интересной постановки. Она и была ему доверена. Юрия Григоровича поддерживал Федор Лопухов, бывший в то время художественным руководителем Кировского балета. Дебют удался. Григоровичу удалось удивительно органично ввести национальные русские элементы в ткань классического танца – так, что они не выглядели чужеродными.

Возможность поставить следующий спектакль Григоровичу представилась лишь через несколько лет, в 1961 году. Этим спектаклем, постановку которого Григорович осуществил менее чем за два месяца, была «Легенда о любви » А. Меликова. Балетмейстер вновь использовал национальные мотивы в спектакле – на этот раз он применил тонкую восточную стилизацию. Григорович применил необычный прием: финалы всех эпизодов спектакля он сделал статичными, напоминающими старинные персидские миниатюры. Внешнее действие отступало на второй план, выдвигая вперед внутреннюю, психологическую логику характеров и их взаимоотношений. Интересным был также прием, впоследствии неоднократно использованный и постоянно развиваемый Юрием Григоровичем, – сценический хореографический монолог одного из персонажей, который углублял психологизм характера героя.

Спектакль был перенесен на сцену Большого театра, как и «Каменный цветок». Казалось бы, Кировский театр должен был дать возможность развиваться таланту балетмейстера, однако ситуация складывалась не в пользу Юрия Григоровича.

О нем заговорили – многие уже были уверены, что он найдет выход из творческого кризиса, охватившего советскую хореографию сталинского образца. Адепты старого драмбалета были недовольны. Молодая поросль внутри театра и на страницах газет, наоборот, приветствовала его поиски «симфонического танца». Григорович привел советский балет в эстетическое соответствие со временем «оттепели». В его спектаклях нравился отказ от прямой иллюстративности за счет режиссерских и пластических обобщений. Но театральное начальство было недовольно, перспектив для себя в Кировском театре Григорович не видел.

Он не побоялся круто изменить свою жизнь и уехать в далекий Новосибирск ради того, чтобы иметь возможность ставить спектакли. Это был первый его отъезд в провинцию, второй состоялся несколькими десятилетиями позже.

В Новосибирске балетмейстер пробыл около двух лет. Самыми значительными его постановками на сцене Новосибирского театра оперы и балета были «Каменный цветок» и первая редакция «Лебединого озера». В 1963 году Юрия Григоровича пригласили в Москву для постановки в Большом театре балета «Спящая красавица». Фактически с этого спектакля началась его многолетняя работа в Большом театре.

Его постановка была по своему духу близка первоначальному решению Мариуса Петипа и Льва Иванова. Он стремился подчеркнуть театральность музыки, театральность хореографии Петипа, создать спектакль-парад хореографических шедевров, спектакль во славу танца, блистательное гала-представление. В целом спектакль получился блистательным, изысканным, но лишенным присущей остальным произведениям Григоровича яркой эмоциональности.

Через десять лет Григорович вновь вернулся к работе над «Спящей красавицей». На этот раз его трактовка представляла собой смешение сказочного и реального, воплощая конфликт мечты и действительности, чему соответствует и сценография спектакля: сцена визуально постоянно делится на две половины, в одной из которых происходит действие «реального» плана, в другой – «сказочного».

В 1964 году он стал руководителем балетной труппы Большого театра, получив широкую возможность реализовать творческие замыслы.

Первым спектаклем, поставленным Григоровичем в качестве главного балетмейстера Большого театра, был «Щелкунчик». В отличие от прежних своих спектаклей, где он намеренно избегал примет быта, романтизируя сценическую обстановку, «Щелкунчик» овеян духом домашнего очага, семейного праздника, на фоне которого разворачиваются основные события балета.

Многие сценические решения этого балета были подготовлены предыдущими постановками Григоровича, использование хореографических монологов, лаконическое решение сценического оформления спектакля, внутреннюю психологическую логику развития сюжета можно было проследить уже в ранних постановках балетмейстера. Однако в «Спартаке», во многом благодаря героической теме, все эти творческие находки смогли проявиться более ярко и полно.

После триумфа «Спартака» Григорович вновь обратился к постановке классики балетной сцены – «Лебединому озеру». Он максимально сохранил лучшие части первоначальной хореографии, заново поставив первую картину, сцену бала и последний акт. Он ставил балет не как красивую сказку и не как романтико-фантастическую историю, а старался раскрыть философский смысл сюжета, показать борьбу добра со злом, внутренние коллизии, проблему выбора. Случилась, правда, и неувязка – Григорович мечтал сделать трагический финал балета, но министр культуры Фурцева потребовала оптимизма. В результате Одетта много лет не погибала, а воссоединялась с Принцем. Впоследствии никто не мешал ему закончить спектакль по собственному желанию.

С 1969 по 1975 год Юрий Николаевич Григорович не ставил оригинальных балетов. Это был период раздумья, осмысления накопленного опыта – и творческого, и жизненного. В результате Григорович обратился к истории и поставил балет «Иван Грозный ». В рамках балетного спектакля передать всю сложность исторической эпохи в многообразии ее событий просто невозможно, поэтому Юрий Григорович избрал путь углубленного психологизма своих героев, раскрытия исторического времени через эмоциональный внутренний мир.

Затем он обратился к современности, поставив балет из советской жизни «Ангара» по мотивам пьесы Арбузова «Иркутская история». Большой театр никогда не мог оставаться вне политики, и указание о постановке «советского балета», полностью злободневного по своей тематике, исходило от партийного руководства.

По-своему, во многом противоречиво, поставил Григорович спектакль «Ромео и Джульетта». Несколько необычна и спорна трактовка балетмейстером финала балета, отступающая от шекспировского текста, – Джульетта просыпается, когда Ромео еще жив. Однако он уже принял яд, и юные влюбленные обречены.

Балет Дмитрия Шостаковича «Золотой век», впервые поставленный в 1939 году, имел неудачную судьбу, в основном из-за плакатно-схематического содержания. Григорович в 1982 году поставил этот балет по новому сценарию. В этой постановке Григорович смог соединить на сцене лирику и гротеск, сатиру, раскрыть приключенческий, авантюрный сюжет в сочетании классического танца с акробатическим.

Григорович перенес место действия в советскую Россию, и индустриальная немецкая выставка «Золотой век» превратилась в нэпманский ресторан с тем же названием. Соответственно изменились и герои. Такая подача материала была ближе и понятнее и автору, и зрителям, давала богатые возможности для создания разнообразных сценических характеров средствами танца.

После «Золотого века» Григорович вновь обратился к классике балетной сцены – к балету «Раймонда», поставленному еще Мариусом Петипа. И вновь он, первоначально собираясь выступить лишь в роли реставратора старинного балета, фактически создал его новую постановку, не нарушив при этом общей хореографической концепции Петипа. Григоровичу пришлось с помощью ленинградских специалистов в области балета провести настоящее исследование по восстановлению первоначальной редакции «Раймонды» во всех подробностях. В результате получилась фантазия на тему «Раймонды» Петипа, видение современным балетмейстером старого шедевра хореографии сквозь призму собственного восприятия.

Казалось бы, творческая судьба Юрия Григоровича блестяща и безоблачна. Триумфальные постановки в Москве и за рубежом, внимание специалистов всего мира, новые работы, множество других творческих планов. Счастливый творческий и семейный союз с прекрасной балериной Натальей Бессмертновой , верной соратницей и единомышленницей в театре и надежной опорой в жизни.

Но в театре назрел очередной конфликт. Одной из причин было то, что Григорович отправил на заслуженную пенсию несколько солистов Большого театра. Он считал, что после сорока пяти лет появляться на сцене не стоит даже очень техничной балерине. Скорее всего, он был прав – официальным возрастом ухода на пенсию в России считается 38 лет, а в Америке – даже 32. В результате в 1995 году Юрий Григорович покинул Большой театр. Значительная часть труппы была не согласна с таким положением, и вскоре в знак протеста был сорван один из спектаклей, однако это не привело ни к каким результатам.

Григорович вновь обратился к провинциальной, на этот раз к краснодарской сцене. В 1996 году он возглавил балетную труппу Краснодара. И одна за другой пошли премьеры: в январе 1997 года – «Лебединое озеро», через месяц с небольшим – «Жизель», в мае – «Шопениана», в октябре – «Щелкунчик», в апреле 1998 года «Раймонда», приуроченная к 100-летию создания балета. В сентябре 1999 года был поставлен «Дон Кихот», в 2000 году Григорович воссоздал в Краснодаре еще два своих шедевра – «Спартак» и «Ромео и Джульетта», а за ними – «Золотой век», «Тщетная предосторожность», «Баядерка», «Каменный цветок», «Корсар»…

Балетмейстера приглашают во многие театры. Его последний проект – «Тщетная предосторожность» для учеников Московского хореографического училища, остроумный и веселый балет. В том, что титулованный балетмейстер, лауреат многих премий, работает с молодежью, есть особый смысл – только так и должно рождаться будущее российского балета.

Д. Трускиновская

Заслуженный артист РСФСР (1957), народный артист РСФСР (1966), народный артист СССР (1973), лауреат Ленинской премии (1970), лауреат Государственной премии СССР (1977, 1985), Герой Социалистического Труда (1986), профессор. Окончил ЛХУ в 1946 (ученик А. Писарева, В. Пономарева, А. Пушкина, Б. Шаврова, А. Лопухова), актерский факультет ГИТИСа (1965).

В 1946-61 годах в Театре им. Кирова. Первый исполнитель партий: Ретиарий («Спартак»), Северьян; Цветной юноша («Тропою грома»), Паяц («Щелкунчик»), Вестник («Тарас Бульба»), Охотник («Красный цветок»), русская пляска («Медный всадник»); др. партии: Ли Шанфу, Шурале; Николай («Татьяна»), Жером («Пламя Парижа»), Нурали, Юноша («Бахчисарайский фонтан»), Божок («Баядерка»), Ганс («Жизель»), Шут («Ромео и Джульетта»), Шут («Медный всадник»), Кот в сапогах («Спящая красавица»), украинский танец («Конек-Горбунок»), китайский танец («Щелкунчик»), Половчанин («Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»), Пан («Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст»). Дебютировал как балетмейстер, поставил балеты «Аистенок» (1948), «Семеро братьев» (1950) в ЛДК им. А. М. Горького.

В 1961-64 балетмейстер Театра им. Кирова, где поставил балеты «Каменный цветок » (1957), «Легенда о любви» (1961).

С 1964 главный балетмейстер Большого театра, где им созданы: «Щелкунчик» (1966), «Спартак» (1968), «Иван Грозный» (1975), «Ангара» (1976), «Ромео и Джульетта» (1979), «Золотой век» (1982); осуществлены новые редакции балетов: «Спящая красавица» (1963, 1973), «Лебединое озеро» (1969), «Раймонда» (1984); возобновлены: «Каменный цветок» (1959), «Легенда о любви» (1965).

Характерно-гротесковый танцовщик академической школы танца, он отличался высоким прыжком с баллоном, мягкой, выразительной пластикой. Среди его бесспорных удач роли Божка, Шурале, Северьяна, Ретиария; в каждую роль он внес свои психологические и эмоциональные нюансы.

К концу 50-х гг. искусство «драмбалета» пришло к своему логическому концу. Чтобы всколыхнуть творческую атмосферу, дать толчок новому развитию советской хореографии, нужен был «смелый молодой талант, не зараженный предрассудками прошлых лет». Так считал Ф. Лопухов, поручив Григоровичу поставить «Каменного цветка».

Григорович оправдал его надежды. «Каменный цветок» положил начало новому развитию советского балета. Лопухов писал: «Появился новый балетмейстер-художник современного танца. Современного в смысле поисков, выражения идей и образов, а также форм выразительности, позволяющих донести эти идеи и эти образы зрителям. Появился балетмейстер, который в балете превыше всего чтит танец, верит в него как в суть своего творчества, видит в нем источник своей поэзии. . . Григорович ищет путей к созданию симфонически развитых танцевальных форм».

В балете «Легенда о любви» «виден большой рост Григоровича как художника» (Ф. Лопухов). Д. Шостакович писал, что балетмейстер «с подкупающей выразительностью решил в своем спектакле сложную тему человеческого подвига, человеческих взаимоотношений и поступков. . . Глубокие гуманистические идеи выражены в хореографии образной, самобытной, открывающей, я думаю, новый этап в развитии советского балетного театра». «Балеты Григоровича симфоничны и театральны одновременно... Самые сложные переплетения хореографических лейтмотивов, пластические отклики и отзвуки кордебалета, вся полифония танца органически связана с непрерывным развитием танцевальной драмы. Драматургия и симфонизм балетов Григоровича неразрывны... Логика симфонического развития танца всегда соединена с логикой развития действия...» (Б. Львов-Анохин).

Народный артист СССР, Герой СоциалистическогоТруда, лауреат Ленинской и Государственных премий

Родился2 января 1927 года в Ленинграде. Отец - Григорович Николай Евгеньевич былслужащим. Мать - Григорович (Розай) Клавдия Альфредовна вела домашнеехозяйство. Супруга - Бессмертнова Наталья Игоревна, Народная артистка СССР.

РодителиЮ.Н. Григоровича с искусством связаны не были, но любили его и относились кнему очень серьезно. Дядя Юрия Николаевича по матери - Г.А.Розай был виднымтанцовщиком, выпускником петербургской балетной школы, участником парижскихсезонов в антрепризе С.Дягилева. Это в большой мере повлияло на интересмальчика к балету, и потому его отдали учиться в знаменитое Ленинградскоехореографическое училище (ныне Государственная академия хореографическогоискусства имени А.Я. Вагановой), где он занимался под руководством педагоговБ.В. Шаврова и А.А. Писарева.

Сразупосле окончания хореографического училища в 1946 году Ю.Н. Григорович былзачислен в балетную труппу Государственного академического театра оперы ибалета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), где он проработал солистом до1961 года. Здесь он исполнял характерные танцы и гротесковые партии вклассических и современных балетах. Среди его ролей этого времени - Половчанинв опере «Князь Игорь» А.П. Бородина, Нурали в «Бахчисарайскомфонтане» Б.В. Асафьева, Шурале в «Шурале» Ф.З. Яруллина,Северьян в «Каменном цветке» С.С. Прокофьева, Ретиарий в«Спартаке» А.И. Хачатуряна и другие.

Несмотряна успехи в танцевальном искусстве, молодого артиста с самого начала тянуло ксамостоятельной балетмейстерской работе, к сочинению танцев и к постановкебольших спектаклей. Совсем юношей, в 1948 году он поставил в Ленинградском Домекультуры имени А.М. Горького балеты «Аистенок» Д.Л. Клебанова и«Семеро братьев» на музыку А.Е. Варламова. Спектакли удались иобратили внимание специалистов на начинающего хореографа.

Однакоподлинный успех пришел к Ю.Н. Григоровичу после постановки им на сцене театраимени С.М. Кирова балетов «Каменный цветок» С.С. Прокофьева (по сказуП. Бажова, 1957) и «Легенда о любви» А. Меликова (по пьесе Н.Хикмета, 1961). Позднее эти спектакли были перенесены на сцену Большого театра(1959, 1965). «Каменный цветок» Ю.Н. Григорович ставил также вНовосибирске (1959), Таллине (1961), Стокгольме (1962), Софии (1965) и другихгородах; «Легенду о любви» - в Новосибирске (1961), Баку (1962),Праге (1963) и других городах.

Спектаклиэти имели оглушительный успех, вызвали огромную прессу, положили началодискуссии о путях развития отечественного балета. И хотя дело не обошлось безсопротивления консервативных сил, они ознаменовали начало нового этапа вразвитии нашего балетного театра. Вспомним, что именно на рубеже 1950-1960-хгодов во всех видах нашего искусства: в поэзии и в прозе, в живописи и втеатре, в музыке и в кино - выступило новое поколение талантливых молодыхтворцов, которые определили главные достижения отечественной художественнойкультуры второй половины XX века. Впоследствии они получили название славногопоколения «шестидесятников». Ю.Н. Григорович принадлежит именно кэтому поколению.

Вчем же состоит тот принципиальный перелом, который произошел в нашем балете спервыми зрелыми спектаклями Григоровича? Они обобщили завоеванияпредшествующего балетного театра, но подняли его на новый уровень. Они углубилитрадиции хореографического искусства, возродив забытые формы классики, и вместес тем обогатили балет новаторскими достижениями.

Этиспектакли содержат глубокую идейно-образную трактовку литературныхпервоисточников, положенных в основу их сценариев, отличаются последовательнойи цельной драматургией, психологической разработкой характеров героев. Но, вотличие от односторонне драматизированных балетов-пьес предшествующего периода,где танец нередко приносился в жертву пантомиме, а балет уподоблялсядраматическому спектаклю, здесь царит на сцене развитая танцевальность,действие выражается прежде всего танцем, а в связи с этим возрождаются сложныеформы хореографического симфонизма (то есть танца, развивающегося подобномузыкальной симфонии), достигается более тесное слияние хореографии с музыкой,воплощение в танце ее внутренней структуры, обогащается лексика (язык) танца.

Основойхореографического решения в этих спектаклях был классический танец, обогащенныйэлементами других танцевальных систем, в том числе народного танца. Элементыпантомимы органически были включены в танец, имевший до конца действенныйхарактер. Высокого развития у Ю.Н. Григоровича достигают сложные формысимфонического танца (ярмарка в «Каменном цветке», шествие и видениеМехменэ Бану в «Легенде о любви»). Ю.Н. Григорович дает здесь нетанцы на ярмарке (как было бы в балетах предшествующего этапа), а ярмарку втанце, не бытовое шествие, а танцевальный образ торжественного шествия и т.п. Всвязи с этим кордебалет используется не только для изображения на сцене толпылюдей, но прежде всего в его эмоциональном значении, как лирический«аккомпанемент» танцу солистов.

Мыпотому подробно остановились на новых принципах художественного решения первыхзрелых спектаклей Ю.Н. Григоровича, что они будут определять все егопоследующее творчество. К этому надо добавить еще два важных момента.

Обаэти спектакля оформлены выдающимся театральным художником С.Б.Вирсаладзе,который будет сотрудничать с Ю.Н. Григоровичем до самой своей кончины в 1989году. С.Б. Вирсаладзе досконально знал хореографическое искусство и былхудожником изысканного, тонкого вкуса, создавая декорации и костюмыпоразительной красоты. Оформленные им спектакли Ю.Н. Григоровича отличаютсяцельностью изобразительного решения, волшебством живописного колорита. Костюмы,созданные С.Б. Вирсаладзе, как бы развивают «живописную тему»декорации, оживляя ее в движении и претворяясь в своеобразную«симфоническую живопись», соответствующую духу и течению музыки. Кройи цвет костюмов, создаваемых художником в содружестве с балетмейстером,отвечают характеру танцевальных движений и композиций. Про С.Б. Вирсаладзесправедливо говорили, что он одевает не столько персонажей спектакля, сколькосам танец. Успех спектаклей Ю.Н. Григоровича в значительной мере определялсяего постоянным содружеством с этим замечательным художником.

Иеще одно важное обстоятельство. Вместе со спектаклями Ю.Н. Григоровича вступилов жизнь новое поколение талантливых исполнителей, определивших достижениянашего балета в последующие десятилетия. В Ленинграде это А.Е. Осипенко, И.А.Колпакова, А.И. Грибов, в Москве - В.В. Васильев и Е.С. Максимова, М.Л.Лавровский и Н.И. Бессмертнова и многие другие. Все они выросли на спектакляхЮ.Н.Григоровича. Исполнение ведущих ролей в его балетах явилось этапом в ихтворческом пути.

Вполнеестественно, что после такого яркого балетмейстерского дебюта Ю.Н. Григоровичбыл назначен сначала балетмейстером театра имени С.М. Кирова (в этой должностион проработал с 1961 по 1964 год), а затем приглашен в качестве главногобалетмейстера в Большой театр и занимал эту должность с 1964 по 1995 год (в1988-1995 годах он назывался художественным руководителем балетной труппы).

ВБольшом театре Ю.Н. Григорович после переноса «Каменного цветка» и«Легенды о любви» поставил еще двенадцать спектаклей. Первым из нихстал «Щелкунчик» П.И. Чайковского (1966). Этот балет претворен им некак детская сказка (как это было ранее), а как философско-хореографическаяпоэма с большим и серьезным содержанием. Ю.Н. Григорович создал здесь целикомновую хореографию на основе полной, без каких-либо изменений (купюр илиперестановок музыкального материала, что часто делается) партитуры П.И.Чайковского. В центре спектакля - светлые романтические образы главных героев,воплощенные в развитых танцевальных партиях. Детские сцены первого акта, вотличие от предшествующих постановок, поручены не ученикам хореографическогоучилища, а артистам кордебалета, что позволило значительно усложнить ихтанцевальный язык. Действие сновидений Маши развертывается как ее путешествиепо рождественской елке (символизирующей здесь целый мир) к увенчанной звездойвершине. Поэтому в нем участвуют елочные игрушки, составляющие«аккомпанемент» чувствам главных героев и получающие«портретное» раскрытие в дивертисменте второго акта (сюитастилизованных национальных танцев). Для спектакля характерна тенденция кединству действенно-симфонического развития хореографии, что достигается, вчастности, преодолением дробности отдельных номеров и укрупнением танцевальныхсцен (например, три последних музыкальных номера слиты в единуюхореографическую сцену). Подчеркнутое значение приобретает здесь обострениеборьбы добрых и злых сил (Дроссельмейер и Мышиный царь). Весь спектакль вдекорациях и костюмах С.Б. Вирсаладзе отличается чарующей волшебной красотой,которая становится символом утверждаемого на сцене добра. Он имел огромныйуспех, большую положительную прессу и до сих пор идет на сцене театра.

Дальнейшееразвитие творчество Ю.Н. Григоровича получило в постановке балета«Спартак» А.И. Хачатуряна (1968). Балетмейстер создалгероико-трагедийное произведение о счастье борьбы за свободу. Отойдя отпервоначального описательно-повествовательного сценария Н.Д. Волкова, Ю.Н.Григорович построил спектакль по собственному сценарию на основе крупныххореографических сцен, выражающих узловые, этапные моменты действия,чередующиеся с танцевальными монологами главных действующих лиц. Например,первый акт состоит из четырех крупных танцевальных композиций: вражескоенашествие - страдания рабов - кровавые развлечения патрициев - порыв квосстанию. И эти сцены как бы «прослаиваются» танцевальнымимонологами, выражающими состояние и дающими «портрет» главных героев:Спартака, Фригии и далее других. Аналогично строятся и следующие акты. Подобнотому как в музыкальном искусстве существует жанр концерта для солирующегоинструмента (скрипки, фортепиано) с оркестром, Ю.Н. Григорович в шутку говорил,что его постановка - это как бы спектакль для четырех солистов с кордебалетом.В этой шутке есть большая доля правды, отражающая принцип композиционнойструктуры данного произведения.

Совместнос композитором А.И. Хачатуряном Ю.Н. Григорович создал новую музыкальнуюредакцию произведения, соответствующую новому сценарию и общему композиционномупостроению. Основой хореографического решения здесь стал действенныйклассический танец (с использованием элементов пантомимы, характерного игротескового танца), поднятый до уровня развитого симфонизма.

Каждыйакт заканчивался своеобразной «финальной точкой»: барельефнойпластической композицией, как в фокусе собирающей прошедшее действие. Например,первый акт - группой рабов со щитами во главе со Спартаком, последний - траурной группой с поднятым вверх убитым героем и тянущимися к нему рукамипрославляющей его массы и т.п. Помимо таких статических групп, завершающихкаждую картину, в спектакле было еще немало других эффектных моментов,например, танцы на пиру патрициев, шествия и праздники, битвы и конфликтныестолкновения героев. А когда Спартака поднимали на пронзающие его пики воиныКрасса, зал ахал от силы этого эффекта.

Новсе эти и другие постановочные эффекты у Ю.Н. Григоровича никогда не былисамоцелью. Они всегда служили главному: воплощению глубокой идейно-философскойконцепции. Успех «Спартака» определился не только яркостьютанцевальных и сценическо-постановочных находок, но и его огромной обобщающей силой.Это была не иллюстрация к эпизоду из древней истории, а поэма о борьбе снашествием и гнетущими силами вообще, о трагической неодолимости зла, обессмертии героического подвига. И поэтому происходящее на сцене воспринималосьудивительно современно. Недаром железная поступь когорт Красса (переданнаяразвитой танцевальной композицией) вызывала ассоциации с гитлеровскимнашествием на Европу и нашу страну, а заключительные композиции, напоминающиетрадиционные иконографические образы в изобразительном искусстве (снятие скреста, положение во гроб, оплакивание и т.п.), возвышались до воплощениямировой скорби. Благодаря своей огромной обобщающей силе спектакль поднималсядо протеста против тоталитаризма вообще.

УспехЮ.Н. Григоровича здесь разделили, как всегда, художник С.Б. Вирсаладзе изамечательный состав исполнителей. Спартака танцевали В.В. Васильев и М.Л.Лавровский, Фригию - Е.С. Максимова и Н.И. Бессмертнова, Эгину - Н.В. Тимофееваи С.Д. Адырхаева. Но подлинным открытием стал М.Э. Лиепа в роли Красса. Уже доэтого прославившийся как выдающийся классический танцовщик, здесь он создалобраз, поразивший единством танцевального и актерского мастерства. Его Красс - это злодей огромного масштаба, поднимающийся до символа мирового зла, чемподчеркивается роль и значение героической борьбы с ним и ее трагическогоисхода.

Каквыдающееся произведение отечественного искусства «Спартак» Ю.Н.Григоровича в 1970 году был удостоен высшей награды - Ленинской премии. Этопока единственное конкретное произведение балетного театра, получившееЛенинскую премию. Показанный в США и в ряде европейских стран, спектакль всюдуимел ошеломляющий успех. Ю.Н. Григорович получил мировое признание.Балетмейстер ставил его потом на многих сценах в нашей стране и за рубежом. А вБольшом театре «Спартак» идет уже около 40 лет, украшая егорепертуар. В нем сменилось несколько поколений артистов, и для каждого из нихучастие в этом спектакле имело этапное значение в их творческом росте.

В«Спартаке» используется сюжет из истории, художественно претворенныйтак, что он, как было сказано, получает современное звучание. Эта линия втворчестве Ю.Н. Григоровича была продолжена в «Иване Грозном» намузыку С.С. Прокофьева, осуществленном в Большом театре в 1975 году. В 1976году Ю.Н. Григорович поставил его также в парижской Опере. Здесь также имеетместо обращение к истории, на этот раз русской, приобретающей современныйсмысл.

Ю.Н.Григорович сам создал сценарий этого балета, а композитор М.И. Чулаки - музыкальную композицию из разных произведений С.С. Прокофьева, в том числе изего музыки к кинофильму «Иван Грозный».

Вспектакле на основе уже выработанных и утвердившихся в творчестве Ю.Н.Григоровича художественных принципов раскрываются отдельные страницы русскойистории, создается психологически сложный образ выдающейся личности, проносящейсвою идею через множество трудностей. Это своего рода моноспектакль, где вцентре - личность главного героя, и все подчинено раскрытию его судьбы ивнутреннего мира.

Помимомассовых и сольных танцевальных сцен здесь используется в качествесвоеобразного хореографического лейтмотива танец бьющих в набат звонарей. Этоттанец неоднократно трансформируется в соответствии с характером действия иотмечает все поворотные моменты в исторической судьбе народа и главного героя.Необыкновенно впечатляла сцена видения Ивана, когда ему является в егомучительных грезах отравленная его врагами любимая жена Анастасия. Открытиемэтого спектакля стал артист Ю.К. Владимиров, для которого хореограф сочинилпартию главного героя, которую тот исполнил с поистине трагедийной силой.

Первыетри спектакля Ю.Н. Григоровича были посвящены сказочно-легендарной тематике.Далее мы рассказали о двух его спектаклях на исторические темы. Но Ю.Н.Григорович создал также два спектакля на современную тему. Воплощениесовременной темы в балете имеет особые трудности. Как совместить условностьтанцевального искусства и балетного театра с обликом человека и реалиямисовременной жизни? Балетмейстеры не раз спотыкались и терпели неудачи в решенииэтой задачи. Ю.Н. Григорович решил ее с присущим ему талантом.

В1976 году он поставил в Большом театре балет «Ангара» А.Я. Эшпая,созданный по пьесе А.Н. Арбузова «Иркутская история», в те годы оченьпопулярной в нашей стране и шедшей на сценах многих театров. Это спектакль осовременной молодежи, поднимающий нравственные проблемы, раскрывающийстановление личности, отношения индивида и коллектива. Благодаря своим новымтворческим принципам, которые предполагают отказ от бытовизма, описательности,заземленности и создание обобщенных танцевально-симфонических образов, Ю.Н.Григоровичу удалось избежать какой-либо фальши в решении современной темы.Классический танец здесь обогащен элементами народного, бытового, свободнойпластики и пантомимы, физкультурно-спортивных движений, сплавленными в единоехореографическое целое. Пластический язык главных действующих лиц индивидуальносвоеобразен и подчинен раскрытию их характеров. Хореографический образ большойсибирской реки Ангары, создаваемый кордебалетом, в качестве лейтмотива проходитчерез весь спектакль, выступая то как могучая стихия, покоряемая трудом людей,то как «резонатор» чувств героев, то как воплощение их воспоминанийили мечты.

Заудачное художественное решение в балете «Ангара» современной темы Ю.Н.Григорович был удостоен в 1977 году Государственной премии СССР. ВторуюГосударственную премию он получил в 1985 году за создание ряда праздничныххореографических действий.

Другойспектакль Ю.Н. Григоровича, связанный с современностью, - это «Золотойвек» Д.Д. Шостаковича, поставленный в Большом театре в 1982 году. Впервыеэтот балет Д.Д. Шостаковича был показан в 1930 году в постановке другихбалетмейстеров, но успеха не имел из-за плохого, наивного сценария. Поэтому,обратившись к этому произведению, Ю.Н. Григорович прежде всего создалсовершенно новый сценарий. В связи с этим возникла необходимость дополнить имузыку. В партитуру были введены эпизоды из других сочинений Д.Д. Шостаковича:медленные части из первого и второго фортепьянных концертов, отдельные номераиз «Джаз-сюиты» и другие.

Вотличие от первоначального спектакля, где социальный конфликт имелплакатно-схематический характер, здесь он раскрывается через столкновение живыхчеловеческих индивидуальностей. Наряду с сатирическими и драматическими большоезначение приобрели лирические сцены. Действие развертывается в крупныхтанцевально-симфонических номерах, в основе которых лежит классический танец,обогащенный элементами народного, бытового, характерно-гротескового, пантомимы,физкультурно-спортивных движений. Для характеристики 1920-х годов, когдапроисходит действие, использованы жанровые черти бальных танцев того времени(фокстрот, танго, чарльстон, ту-стэп).

Исполнительскимоткрытием этого спектакля стал Г.Л. Таранда в образе двуличного главного героя,выступающего то как бандит, то как жиголо в ресторане «Золотой век».Новыми гранями заблистало также дарование Н.И. Бессмертновой в главной женскойроли. В декорациях и костюмах С.Б. Вирсаладзе удалось сочетать приметы современностис условностью хореографического действия. Костюмы легки, танцевальны, красивы ивместе с тем напоминают одежду современной молодежи.

Досих пор речь шла о новых балетах, впервые созданных Ю.Н. Григоровичем. Но в еготворчестве большое место занимают также постановки классики. Он поставил всетри балета П.И. Чайковского. Но в «Щелкунчике» старая хореография несохранилась, и потому балетмейстер всю ее сочинил заново. А в «Лебединомозере» и в «Спящей красавице» ему пришлось столкнуться спроблемой сохранения классической хореографии и вместе с тем развития идополнения ее в связи с новой образной концепцией целого. Оба эти произведенияЮ.Н. Григорович поставил в Большом театре дважды, создавая в каждый раз новуюредакцию-версию.

«Спящуюкрасавицу» Ю.Н. Григорович первоначально воплотил еще до перехода в этоттеатр на работу - в 1963 году. Но он остался неудовлетворенным этой постановкойи вернулся к данному произведению через 10 лет, в 1973 году. Балетмейстербережно сохранил здесь всю классическую хореографию, созданную М.И. Петипа, нодополнил ее новыми эпизодами (танец вязальщиц, царство Карабос и др.).Значительно развита танцевальная партия принца Дезире. Образ главного героятеперь стал равнозначен образу героини Авроры. Образ злой феи Карабы тожехореографически более разработан и решен на основе характерно-гротесковоготанца в сочетании с пантомимой. В результате укрупнен основной конфликт,обострено столкновение добрых и злых сил, усилено философское звучаниепроизведения.

Перваяпостановка «Лебединого озера» осуществлена Ю.Н. Григоровичем в 1969году. В балете, созданном П.И. Чайковским, главные герои в конце гибли. Всценической истории балета этот конец был изменен, и спектакль заканчивалсяторжеством добра и победой главных героев над злыми силами. Ю.Н. Григоровичхотел в постановке 1969 года вернуться к трагическому финалу. Но ему тогда этоне разрешили сделать руководящие инстанции, в результате чего замыселбалетмейстера, связанный с усилением трагедийного начала на протяжении всегопроизведения, остался воплощенным не полностью.

Вовсей глубине Ю.Н. Григоровичу удалось осуществить этот замысел лишь в 2001 годув новой постановке «Лебединого озера» в Большом театре. Здесь впервыев сценической истории этого балета главным героем является не столько Одетта,сколько Зигфрид. Это прежде всего спектакль о Принце, о противоречиях егомятущейся души, о его трагической судьбе, о неумолимости тяготеющего над нимРока. Разумеется, и несчастная участь Одетты - мечты и идеала Зигфрида - входитв содержание спектакля. Но она имеет подчиненное значение по отношению к судьбеПринца. Роль эта не ослаблена, но она сопряжена с центральным образом главногогероя. Его хореографическая партия в связи с этим значительно развита всравнении с прежними постановками.

Оченьважно также значительное усиление трагедийного начала в спектакле. И тут делоне только в катастрофичном конце, а в трагедийном накале всего действия, втрактовке Злого гения не как колдуна, а как Рока, тяготеющего над Принцем исопряженного с противоречиями его души (что, кстати, соответствует концепциизлого Рока и в последних трех симфониях П.И. Чайковского), в хореографическомразвитии партии Злого гения - двойника Принца, в сочинении новых, насыщенныхдраматизмом его дуэтов с Принцем. Наконец, в общей мрачной атмосфере всегодействия (дополненной призрачными декорациями С.Б. Вирсаладзе), то окутывающейпервый план, то ощущаемой в подтексте.

Развитоетрагедийное начало характерно для всего творчества Ю.Н. Григоровича.Масштабным, вырастающим едва ли не до символа мирового зла, стал у него образфеи Карабы в «Спящей красавице», не говоря уже о насквозь трагедийных«Легенде о любви» и «Спартаке». Думается, что все это идетот конфликтности и катастрофичности современного мира, которые чуткоулавливаются художником. Вспоминаются и аналогичные явления в других видахискусства, например в симфоническом творчестве Д.Д. Шостаковича.

Следуетотметить удивительное хореографическое совершенство этой постановки. Почти тричетверти хореографии в ней сочинены Ю.Н. Григоровичем. И сделано это так, чтонеспециалист, не знающий конкретно, какой танцевальный эпизод кому принадлежит,никогда не почувствует, что здесь есть куски текста разных балетмейстеров. Ю.Н.Григорович необычайно тактично соединил хореографию Л.И. Иванова, М.И. Петипа,А.А. Горского и свою в единое, непрерывно развивающееся, стилистическиоднородное целое, в своеобразную хореографическую симфонию, в которойвыявляются и характеры героев, и движение драматического действия, и сменыэмоциональных состояний, и целостная философская концепция произведения.

Ю.Н.Григорович укрупняет хореографические сцены старых балетов, объединяя несколькоранее самостоятельных номеров в единую развернутую, полифонически сложнуютанцевальную композицию. Вторая картина спектакля - гениальное создание Л.И.Иванова оставлена Ю.Н. Григоровичем почти без изменений. Он внес лишь нескольконебольших штрихов, развивших и усиливших замысел Л.И. Иванова и придавших емуокончательное завершение. Получилась единая, цельная, полифоническаямузыкально-хореографическая композиция, к которой, безусловно, стремился Л.И.Иванов, и на которую Ю.Н. Григорович наложил штрихи, придавшие ей абсолютноесовершенство. Уже в этом одном виден высочайший уровень искусства Мастера.

Изклассических балетов Ю.Н. Григорович поставил в Большом театре также«Раймонду» А.К. Глазунова (1984), «Баядерку» Л.У. Минкуса(1991), «Корсар» А. Адана - Ц. Пуни и «Дон Кихот» Л.У.Минкуса (оба - 1994), а также осуществил эти балеты, как и «Жизель»А. Адана, в различных городах России и во многих зарубежных странах.

Вовсех этих постановках он давал практический ответ на широко дискутировавшийся вте годы вопрос: как ставить балетную классику? Спектакли Ю.Н. Григоровича вравной мере чужды двух ошибочных крайностей: музейного подхода к классике и ееискусственной модернизации. Они органически сочетают традиции и новаторство,бережное сохранение классики и ее современное прочтение, подчеркивание всеголучшего в наследии и тактичное дополнение и развитие его в связи с новыми концепциями.

Нельзяне сказать также о том, что Ю.Н. Григорович трижды ставил балет своего любимогокомпозитора С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», создав три разныеверсии. Сначала он осуществил его в парижской Опере в 1978 году в двух актах.Затем создал трехактную версию в 1979 году на сцене Большого театра. И,наконец, - новую редакцию на сцене Кремлевского Дворца съездов в 1999 году.Этот последний спектакль особенно совершенен, отличается отточенностью ивыверенностью всех композиций и танцевальных партий. И он особенно глубок итрагичен. Ю.Н. Григорович отошел даже от шекспировского примирения двухвраждующих семей в конце над трупами главных героев. Мрак и безысходностьфинала заставляют глубже осознавать трагедийность не только исторического, но исовременного мира.

Ю.Н.Григорович, в прошлом артист балета, а затем выдающийся балетмейстер, имеющийныне мировое имя, является также и педагогом, и крупным общественным деятелем.В 1974-1988 годах он был профессором балетмейстерского отделения Ленинградскойконсерватории. С 1988 года по настоящее время заведует кафедрой хореографии вМосковской государственной Академии хореографического искусства.

В1975-1985 годах Ю.Н. Григорович был президентом Комитета танца Международногоинститута театра. С 1989 года он президент Ассоциации деятелей хореографии, а с1990 года - президент фонда «Русский балет». В 1991-1994 годах Ю.Н.Григорович был художественным руководителем хореографической труппы «ЮрийГригорович балет», показывавшей свои спектакли в Москве, в городах Россиии за рубежом. Многие годы он был председателем жюри международных конкурсовартистов балета в Москве, Киеве и Варне (Болгария).

Уйдяв 1995 году со штатной работы в Большом театре, Ю.Н. Григорович осуществилмножество своих балетов и классических спектаклей в городах России и во многихзарубежных странах, причем каждый раз не механически переносил их на другиесцены, а создавал новые редакции и версии, совершенствуя свои постановки. Онявился пропагандистом русского балета на многих сценах мира.

Вкино экранизированы балеты Ю.Н. Григоровича «Спартак» (1976) и«Иван Грозный» (1977). Его творчеству посвящены фильмы«Балетмейстер Юрий Григорович» (1970), «Жизнь в танце»(1978), «Балет от первого лица» (1986), книга В.В. Ванслова«Балеты Григоровича и проблемы хореографии» (М.: Искусство, 1969, 2-еизд., 1971), альбом А.П. Демидова «Юрий Григорович» (М.: Планета,1987).

Каки всякий выдающийся творец искусства, Ю.Н. Григорович очень требователен вработе, благодаря чему неизменно повышается художественный уровень трупп, скоторыми он работает. Вместе с тем он чуткий и отзывчивый человек, заботящийсяо своих артистах, добрый товарищ.

Всвободные часы он любит читать, посещать музеи, проводить время в кругу друзей.Из композиторов особенно любит П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева, из писателей- А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Любит путешествовать и изучатьстарину.

Всеспектакли, созданные Ю.Н. Григоровичем, и у нас, и за рубежом имели огромнуюпрессу и вызывали восторженные высказывания и оценки многих выдающихся людей.Приведем только два суждения о его творчестве легендарных деятелейотечественного искусства.

Гениальнаябалерина Галина Сергеевна Уланова в одном из своих интервью говорила:«Каков Юрий Николаевич в совместной работе? Одержимый фанатик. Человекогромной работоспособности. Когда ставит новый спектакль, всем бывает нелегко - жесткий, требовательный, придирчивый к себе и другим. И закончив постановку, онпродолжает над ней думать, умеет взглянуть на нее как бы со стороны. Проходитвремя, и видишь: он что-то изменил, дополнил или, может быть, убрал. Это оченьценно. Каждая партия в балетах Юрия Николаевича решена до мельчайших деталей.Воплотить все задуманное им в сложнейших спектаклях дано, с моей точки зрения,только очень талантливым исполнителям. Не случайно в его постановках многиеактеры открылись с новых сторон и тем определили свою судьбу».

Генийотечественной музыки Дмитрий Дмитриевич Шостакович говорил: «В егохореографических образах живет настоящая поэзия. Все лучшее из областихореографии - в смысле соотношения классических традиций и современных средств.Здесь торжествует танец. Все выражено, все рассказано его богатейшим языком - образным, самобытным, открывающим, я думаю, новый этап в развитии советскоготеатра».

СозданноеЮрием Николаевичем Григоровичем - это наше национальное достояние. Вместе с темэто этап в развитии не только отечественного, но и мирового балетного театра. Инесмотря на то, что мастером уже так много сделано, мы вправе ждать от негоновых творческих свершений.

Список литературы

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.biograph.comstar.ru/

Ю́рий Никола́евич Григоро́вич (род. 2 января 1927, Ленинград, СССР) — выдающийся советский и российский артист балета, балетмейстер и хореограф, педагог. Народный артист СССР (1973), Герой Социалистического Труда (1986), лауреат Ленинской (1970) и двух Государственных премий СССР (1977, 1985).

Биография

Родился 2 января 1927 года, (по другим источникам — 1 января ), в Ленинграде в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович (в девичестве — Розай) . Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946). После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.

Ставить танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты — «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака, а в 1948 году — «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова. В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961—1964 — балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.

В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС).

В 1964—1995 — главный балетмейстер Большого театра — период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991—1994 также руководил основанной им труппой «Большой театр — студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1995 году Юрий Григорович покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре — сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским театром балета.

В феврале 2001 года Григорович вернулся в Большой театр и с 2008 года — постоянный штатный хореограф балетной труппы.

Профессиональная и общественная деятельность

Юрий Григорович — балетмейстер-постановщик Церемоний Открытия и Закрытия Летних Олимпийских игр 1980 года

Бессменный руководитель жюри:

  • Международного конкурса артистов балета в Москве
  • Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве
  • Международного юношеского конкурса классического танца «Молодой балет России»

Также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии

В 1974—1988 — Профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории

В 1975—1989 — Президент Комитета танца Международного института театра, с 1989 — его почетный президент

С 1988 — Заведующий кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии

С 1989 — Президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии

С 1990 — Президент фонда «Русский балет»

C 1992 — Президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО

C 1997 — действительный член Академии Гуманитарных наук (академик)

C 2004 — Почётный член Российской академии художеств

Почётный член Австрийского музыкального общества

Семья

  • Супруга — Наталья Бессмертнова (1941—2008), выдающаяся русская балерина, солистка ГАБТ

Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова

  • 1947 — «Татьяна» А. Крейна, балетмейстер В. Бурмейстер — Николай
  • 1948 — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского — Золотой божок
  • 1949 — «Красный мак» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров — Акробат и Ли Шанфу
  • 1949 — «Медный всадник» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров — Шут
  • 1950 — «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон — Шурале
  • 1951 — «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина, хореография М. Фокина — Половчанин
  • 1951 — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров — Нурали и Юноша
  • 1951 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского — Шут
  • 1951 — «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского — Пан
  • 1951 — «Конёк-Горбунок» Ч. Пуни, хореография М. Петипа, А. Горского, редакция Ф. Лопухова— Украинский танец
  • 1951 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа — Ганс
  • 1952 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, редакция К. Сергеева — Кот в сапогах
  • 1954 — «Щелкунчик» П. Чайковского, балетмейстер В. Вайнонен — Паяц и Китайский танец
  • 1955 — «Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого, балетмейстер Б. Фенстер — Петро
  • 1956 — «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон — Ретиарий — первый исполнитель
  • 1957 — «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Григорович — Северьян

Постановки в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова — Мариинском театре

  • 1953 — танцы в опере «Садко» Н. Римского-Корсакова
  • 1954 — танцы в опере «Риголетто» Дж. Верди
  • 1957 — «Каменный цветок» С. Прокофьева
  • 1957 — танцы в опере «Мать» Т. Хренникова
  • 1959 — танцы в опере «Большая любовь» («Русалка») А. Дворжака
  • 1959 — танцы в опере «Три толстяка» В. Рубина
  • 1994 — «Раймонда» А. Глазунова

Постановки в Новосибирском театре оперы и балета[править | править исходный текст]

  • 1961 — «Легенда о любви» А. Меликова
  • 1962 — «Лебединое озеро» П. Чайковского
  • 1977 — «Спартак» А. Хачатуряна, возобновление — 2011

Постановки в Большом театре

Оригинальные балеты

  • 1959 — «Каменный цветок» С. Прокофьева
  • 1965 — «Легенда о любви» А. Меликова, возобновление — 2002
  • 1966 — «Щелкунчик» П. Чайковского
  • 1968 — «Спартак» А. Хачатуряна
  • 1975 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
  • 1976 — «Ангара» А. Эшпая, возобновление — 1987
  • 1979 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, возобновление — 2010
  • 1982 — «Золотой век» Д. Шостаковича, возобновления — 1994 и 2006

Редакции классических балетов

  • 1963 — «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, 2-я редакция — 1973, 3-я редакция — 2011.
  • 1969 — «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова, 2-я редакция — 2001
  • 1984 — «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа, возобновление — 2003
  • 1987 — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа
  • 1991 — «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского и К. Сергеева
  • 1994 — «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского
  • 1994 — «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа

Танцы в операх

  • 1964 — «Октябрь» В. Мурадели
  • 1972 — «Руслан и Людмила» М. Глинки

Постановки в Краснодарском театре балета

  • 1996 — сюита из балета «Золотой век» Д. Шостаковича
  • 1997 — «Лебединое озеро» П. Чайковского
  • 1997 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
  • 1997 — «Щелкунчик» П. Чайковского
  • 1998 — «Раймонда» А. Глазунова
  • 1999 — «Дон Кихот» Л. Минкуса
  • 2000 — «Спартак» А. Хачатуряна
  • 2000 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
  • 2002 — «Золотой век» Д. Шостаковича
  • 2002 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля
  • 2003 — «Баядерка» Л. Минкуса
  • 2004 — «Каменный цветок» С. Прокофьева
  • 2005 — «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа
  • 2006 — «Легенда о любви» А. Меликова
  • 2006 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
  • 2007 — «Жизель» А. Адана
  • 2008 — «Спящая красавица» П. Чайковского

Постановки в других театрах (в хронологическом порядке)

  • 1955 — «Вальс-фантазия» М. Глинки — Ленинградское хореографическое училище
  • 1958 — танцы в опере «Эсмеральда» А. Даргомыжского — Ленинградский Малый театр оперы и балета
  • 1961 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Шведская Королевская опера
  • 1961 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Театр оперы и балета «Эстония»
  • 1962 — «Легенда о любви» А. Меликова — Азербайджанский театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова
  • 1963 — «Легенда о любви» А. Меликова — Национальный театр (Прага)
  • 1965 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Софийская народная опера
  • 1973 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Венская государственная опера
  • 1976 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева — Опера де Пари, 2-я редакция — 2003
  • 1978 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Опера де Пари
  • 1981 — «Жизель» А. Адана — Оперный театр Анкары (Турция)
  • 1981 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Римский оперный театр, возобновление — 1999
  • 1983 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Датский Королевский балет
  • 1985 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Финский Национальный Балет
  • 1989 — «Раймонда» А. Глазунова — Ла Скала
  • 1990 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Софийская народная опера
  • 1992 — «Жизель» А. Адана — Софийская народная опера
  • 1993 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля — Башкирский театр оперы и балета
  • 1995 — хореографическая сюита «Полтавский бой» в опере «Мазепа» П. Чайковского — Театр Вельки, Варшава
  • 1995 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Башкирский театр оперы и балета
  • 1995 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Башкирский театр оперы и балета
  • 1995 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Башкирский театр оперы и балета
  • 1996 — «Спящая красавица» П. Чайковского — Театр Вельки, Варшава
  • 1997 — «Раймонда» А. Глазунова — Большой театр Республики Беларусь
  • 1997 — «Легенда о любви» А. Меликова — Екатеринбургский театр оперы и балета
  • 1998 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Национальный театр оперы и балета Республики Молдова
  • 1998 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Национальный театр (Прага)
  • 1999 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Кремлёвский балет
  • 1999 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили
  • 1999 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
  • 2000 — «Легенда о любви» А. Меликова — Оперный театр Стамбула (Турция)
  • 2000 — «Спартак» А. Хачатуряна — Римский оперный театр
  • 2000 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Национальный Балет Кореи (Сеул)
  • 2001 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Оперный театр Стамбула (Турция)
  • 2001 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Национальный Балет Кореи (Сеул)
  • 2001 — «Раймонда» А. Глазунова — Национальный театр (Прага)
  • 2001 — «Спартак» А. Хачатуряна — Национальный Балет Кореи (Сеул)
  • 2001 — «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева — Кремлёвский балет
  • 2004 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
  • 2007 — «Корсар» А. Адана — Кремлёвский балет
  • 2007 — «Спартак» А. Хачатуряна— Красноярский государственный театр оперы и балета
  • 2008 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Национальный Балет Кореи (Сеул)
  • 2008 — «Каменный цветок» С. Прокофьева — Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
  • 2009 — «Спартак» А. Хачатуряна — Армянский театр оперы и балета им. А. Спендиарова
  • 2009 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля — Московская государственная академия хореографии на сцене Большого театра
  • 2010 — «Раймонда» А. Глазунова — Национальный Балет Кореи (Сеул)
  • 2012 — «Корсар» А. Адана — Башкирский театр оперы и балета

Фильмография

Экранизации балетов

  • 1969 — «Легенда о любви», в ролях — Никита Долгушин, Инна Зубковская, Марина Кондратьева
  • 1970 — «Спартак», в ролях — Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Марис Лиепа, Нина Тимофеева
  • 1976 — «Грозный век», в ролях — Юрий Владимиров, Наталья Бессмертнова, Борис Акимов
  • 1976 — «Лебединое озеро», в ролях — Майя Плисецкая, Александр Богатырёв, Борис Ефимов
  • 1977 — «Спартак», в ролях — Владимир Васильев, Наталья Бессмертнова, Марис Лиепа, Нина Тимофеева
  • 1978 — «Щелкунчик», в ролях — Владимир Васильев, Екатерина Максимова
  • 1979 — «Каменный цветок», в ролях — Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Светлана Адырхаева, Владимир Левашёв
  • 1979 — «Спартак», в ролях — Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Михаил Габович, Татьяна Голикова
  • 1983 — «Лебединое озеро», в ролях — Наталья Бессмертнова, Александр Богатырёв, Борис Акимов
  • 1983 — «Золотой век», в ролях — Наталья Бессмертнова, Ирек Мухамедов, Татьяна Голикова, Гедеминас Таранда
  • 1984 — «Спартак», в ролях — Ирек Мухамедов, Наталья Бессмертнова, Михаил Габович, Мария Былова
  • 1986 — «Раймонда», в ролях — Людмила Семеняка, Ирек Мухамедов, Гедеминас Таранда
  • 1989 — «Спартак», в ролях — Ирек Мухамедов, Людмила Семеняка, Александр Ветров, Мария Былова
  • 1989 — «Легенда о любви», в ролях — Ирек Мухамедов, Мария Былова, Алла Михальченко, Гедеминас Таранда
  • 1989 — «Каменный цветок», в ролях — Людмила Семеняка, Николай Дорохов, Нина Семизорова, Юрий Ветров
  • 1989 — «Раймонда», в ролях — Наталья Бессмертнова, Юрий Васюченко, Гедеминас Таранда
  • 1989 — «Жизель», в ролях — Наталья Бессмертнова, Юрий Васюченко, Мария Былова
  • 1989 — «Щелкунчик», в ролях — Наталья Архипова, Ирек Мухамедов
  • 1989 — «Ромео и Джульетта», в ролях — Ирек Мухамедов, Наталья Бессмертнова, Александр Ветров, Михаил Шарков
  • 1989 — «Иван Грозный», в ролях — Ирек Мухамедов, Наталья Бессмертнова, Гедеминас Таранда
  • 1989 — «Лебединое озеро», в ролях — Алла Михальченко, Юрий Васюченко, Александр Ветров
  • 1989 — «Золотой век», в ролях — Наталья Бессмертнова,
  • 1989 — «Спящая красавица», в ролях — Нина Семизорова, Алексей Фадеечев, Нина Сперанская
  • 1991 — «Каменный цветок», в ролях — Александр Гуляев, Анна Поликарпова, Татьяна Терехова, Геннадий Бабанин
  • 1996 — «Баядерка», в ролях — Надежда Грачёва, Александр Ветров, Мария Былова
  • 2001 — «Баядерка», в ролях — Надежда Грачёва, Андрей Уваров, Мария Александрова
  • 2002 — «Лебединое озеро», в ролях — Анастасия Волочкова, Евгений Иванченко, Дмитрий Белоголовцев
  • 2004 — «Иван Грозный», в ролях — Николя Ле Риш, Элеонора Аббаньято, Карл Пакетт
  • 2005 — «Баядерка», в ролях — Светлана Захарова, Игорь Зеленский, Мария Александрова
  • 2007 — «Золотой век», в ролях — Анна Антоничева, Денис Матвиенко, Екатерина Крысанова, Ринат Арифулин
  • 2008 — «Спартак», в ролях — Карлос Акоста, Нина Капцова, Александр Волчков, Мария Аллаш
  • 2010 — «Щелкунчик», в ролях — Артём Овчаренко, Нина Капцова
  • 2011 — «Жизель», в ролях — Светлана Лунькина, Дмитрий Гуданов

Документальные фильмы о творчестве Юрия Григоровича

«Балетмейстер Юрий Григорович» (1970, реж. Ю. Н. Альдохин), «Жизнь в танце» (1978); т/ф «Балет от первого лица» (1986, реж. Альдохин); в/ф «Балетмейстер Юрий Григорович» (1987, реж. Альдохин)

Деятели российского балета о Ю. Н. Григоровиче

Когда в 1944 г. я переезжала из родного Ленинграда в Москву, будущий балетмейстер Юрий Григорович еще не окончил хореографическое училище… Спустя время ленинградцы — Театр имени Кирова — приехали на гастроли в Москву, и я увидела его «Легенду о любви». Балет, который на многие годы предсказал всю философскую, гражданскую позицию тогда молодого, но уже безгранично талантливого балетмейстера Юрия Николаевича Григоровича. Долго ходила я под впечатлением «Легенды», жалела, что уже не танцую.. . Галина Уланова

Бывают роли, где нравятся отдельные эпизоды. Здесь, в «Легенде о любви», мне нравится каждый момент сценической жизни Мехменэ. Самые позы, самые движения, их великолепно найденная, подчиненная логике образа последовательность, так выразительны, что их надо только безукоризненно точно выполнить, не допуская никакой отсебятины. Такова вообще хореография этого спектакля, созданная Юрием Григоровичем. Такова его изысканная пластика, вызывающая аналогию с персидскими миниатюрами. Майя Плисецкая

Награды и звания

  • 1957 — Заслуженный артист РСФСР
  • 1957 — Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
  • 1959 — Орден науки и искусства Республики Египет
  • 1966 — Народный артист РСФСР
  • 1969 — Премия имени Сергея Дягилева Парижской академии танца
  • 1970 — Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • 1970 — Ленинская премия
  • 1972 — Почетный приз Парижской академии танца
  • 1973 — Народный артист СССР
  • 1976 — Орден Ленина
  • 1977 — Орден «Кирилл и Мефодий» 1-ой степени (Болгария)
  • 1977 — Государственная премия СССР
  • 1977 — Медаль «100 лет Освобождения Болгарии от османского рабства»
  • 1980 — Почётный гражданин Варны
  • 1981 — Орден Октябрьской революции
  • 1981 — Народный артист Узбекской ССР
  • 1983 — Государственная премия Узбекской ССР
  • 1985 — Государственная премия СССР — за создание художественно-спортивных программ XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Лужниках, Москва
  • 1986 — Герой Социалистического Труда
  • 1986 — Орден Ленина
  • 1987 — Орден Народной Республики Болгария 1-ой степени
  • 1995 — Заслуженный деятель искусств Казахстана
  • 1996 — Народный артист Республики Башкортостан
  • 1997 — Медаль Вацлава Нижинского Министерства культуры Польши
  • 2001 — Орден искусств «Янтарный крест», высшая награда Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства
  • 2001 — Приз «Душа танца» журнала «Балет» (номинация «Маг танца»)
  • 2002 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства
  • 2002 — Орден «Знак пошани» (Знак Почёта), высшая награда мэра города Киева
  • 2002 — Знак отличия «370 лет Якутия с Россией»
  • 2002 — Премия имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации
  • 2003 — Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство»
  • 2003 — Знак отличия «Гражданская доблесть» Республики Саха (Якутия)
  • 2003 — Почётный гражданин Кубани.
  • 2003 — Медаль «Герой труда Кубани» (Краснодарский край)
  • 2004 — Орден «За заслуги» (Украина) ІІІ степени
  • 2004 — Медаль Национальной оперы Украины к 100-летию Сержа Лифаря
  • 2004 — Почётный знак Министерства культуры и искусства Украины «За личный вклад в развитие искусства»
  • 2005 — Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит»
  • 2005 — Орден Достык
  • 2005 — Премия имени Георгия Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»
  • 2006 — Премия «Российский национальный Олимп» в номинации «Человек-эпоха», медаль «За честь и доблесть»
  • 2006 — Премия и медаль имени Людвига Нобеля
  • 2007 — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
  • 2007 — Орден Франциска Скорины
  • 2007 — Национальная премия «Россиянин года»
  • 2008 — Премия «Овация»
  • 2009 — Орден Почёта (Армения)
  • 2011 — Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность

Сочинения

  • Ванслов В., Григорович Ю. Большой балет. — М.: Планета, 1981. — 272 с. — 20 000 экз.
  • Григорович Ю. Об авторе этой книги // Ю. И. Слонимский. Семь балетных историй. — Л., 1967. — С. 256. — 10 000 экз.
  • Григорович Ю. Дебют балерины/Правда .—1968.—1 февраля
  • Григорович Ю. Фёдор Лопухов/Театр .—1968.—№ 7
  • Григорович Ю. Служение балету // Советская культура : газета. — М., 1972. — № 16 декабря.
  • Григорович Ю. Новые горизонты балетоведения/Театр .—1973.—№ 7
  • Григорович Ю. Владимир Васильев/Советский артист .—1973.—12 октября
  • Григорович Ю. Традиции и новаторство // Музыка и хореография современного балета. — Л.: Музыка, 1974. — С. 7—15. — 293 с. — 8675 экз.
  • Григорович Ю. Наследовать и развивать/Советская культура .—1976.—26 мая
  • Григорович Ю. Театр Вирсаладзе/Советский балет .—1982.—№ 4
  • Григорович Ю. Мир яркий и праздничный/Искусство .—1984.—31 января
  • Ю. И. Слонимский. Слово о Слонимском // Чудесное было рядом с нами. Заметки о петроградском балете 20-х гг. — Л.: Советский композитор, 1984. — 264 с. — 10 000 экз.
  • Слово к читателям // Николай Зубковский. Антология. — СПб.: Андреев и сыновья, 1993. — 192 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-87452-034-1

Библиография

  • Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. — М.: Искусство, 1968. — 224 с. — 10 000 экз.
  • Ванслов В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. — 2-е. — М.: Искусство, 1971. — 304 с. — 10 000 экз.
  • Демидов А. Юрий Григорович. — М.: Планета, 1987. — 272 с. — 25 000 экз.
  • Смирнов Ю. Балетмейстер Юрий Григорович. Статьи. Исследования. Размышления. — М.: Фолиант, 2005. — 400 с. — 1000 экз. — ISBN 5-94210-025-Х
  • Демидов А. Золотой век Юрия Григоровича. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2007. — 432 с. — 3000 экз. — ISBN 5-699-19631-5
  • Колесников А. Юрий Григорович. — М.: Театралис, 2007. — 368 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-902492-05-4
  • Ванслов В. Хореограф Юрий Григорович. — М.: Театралис, 2009. — 248 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-902492-13-9
  • Демидов А. Большой Театр под звездой Григоровича. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2011. — 400 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-53702-0
  • Карп П. Новые балеты Григоровича // Звезда : журнал. — Л., 1969. — № 9.
  • Демидов А. Воспевая человека творческого порыва // Советская культура : газета. — М., 1974. — № 18 июня.
  • Львов-Анохин Б. Григорович // Мастера большого балета. — М.: Искусство, 1976. — С. 5—54. — 240 с. — 25 000 экз.
  • Демидов А. Юрий Николаевич Григорович // Книга-сборник «Мастера Большого театра». — М.: Советский композитор, 1976. — С. 646—659. — 696 с. — 15 000 экз.
  • Демидов А. Герои и героини. Ю. Григорович. Эскизы портрета // Театр : журнал. — М., 1977. — № 1.
  • Демидов А. Советский балет : журнал. — М., 1984. — № 3.
  • Демидов А. Поэтика театра Григоровича // Культура и жизнь : журнал. — М., 1987. — № 7.

Родители и родные, их роль в судьбе артиста

Отец - Николай Евгеньевич Григорович был служащим. Мать - Клавдия Альфредовна Григорович (Розай) вела домашнее хозяйство.
Родители Ю.Н.Григоровича с искусством связаны не были, но любили его и относились к нему очень серьезно. Дядя Юрия Николаевича по матери - Г.А.Розай был видным танцовщиком, выпускником петербургской балетной школы, участником парижских сезонов в антрепризе С.Дягилева. Это и повлияло на интерес мальчика к балету, и потому его отдали учиться в знаменитое Ленинградское хореографическое училище (ныне Государственная академия хореографического искусства имени А.Я.Вагановой).

Солист балета

После окончания хореографического училища в 1946 году Ю.Н.Григорович был зачислен в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова (ныне Мариинский театр), где он проработал солистом до 1961 года. Здесь он исполнял характерные танцы и гротесковые партии в классических и современных балетах.

Балетмейстер и хореограф

Сочинять танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты - «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака, а в 1948 году - «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова. В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961-1964 - балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС).

Главный балетмейстер Большого театра

В 1964-1995 годах - главный балетмейстер Большого театра - период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991-1994 годах также руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

Работа за рубежом и других российских сценах

В 1995 году покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским театром балета.

Возвращение в Большой театр

В феврале 2008 года Юрий Григорович принял предложение руководства Большого театра стать штатным хореографом труппы (балетмейстером, в обязанности которого входит контроль над исполнением своих балетов в текущем репертуаре, вводы новых солистов, корректировки, перенос спектаклей на основную сцену после ее открытия, участие в гастролях - при необходимости адаптации спектаклей к новым площадкам).

Досуг и пристрастия

Как и всякий выдающийся творец искусства, Ю.Н.Григорович очень требователен в работе, благодаря чему неизменно повышается художественный уровень трупп, с которыми он работает. Вместе с тем он чуткий и отзывчивый человек, заботящийся о своих артистах, добрый товарищ. В свободные часы он любит читать, посещать музеи, проводить время в кругу друзей. Из композиторов особенно любит П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева, из писателей - А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. Любит путешествовать и изучать старину.

Юрий Григорович, уроженец Ленинграда, появился на свет зимой 1927 года в семье служащего и домохозяйки.

Григорович Ю.Н. становится солистом балета

Такие, как я, на пенсию не уходят. Они, как деревья, падают.

Григорович Юрий Николаевич

Хотя родители Юрия не имели связи с искусством, их любовь и уважение к нему были абсолютно искренними. В немалой степени этому поспособствовал тот факт, что один из родственников матери мальчика был известным танцором, окончившим балетную школу и принимавшим участие Дягилевской антрепризе парижских сезонов.

Наблюдая за дядей, Юрий и сам начал проявлять интерес к искусству балета. Родители не стали противиться желаниям сына, и отдали мальчика в хореографическое училище (современная Вагановка).

Окончив обучение Юрий попал в балетную труппу современной Мариинки, а в те времена ГАТОБа им. Кирова. На протяжении 15 лет (до 1961) он был солистом балета, танцуя партии современных персонажей и героев бессмертной классики.

Юрий Григорович превращается в хореографа

Практически сразу после окончания хореографического училища Григорович начал пробовать себя в роли балетмейстера и хореографа. Его «пробами пера» стали «Славянские танцы» и «Аистёнок», поставленные в 1947 г. в студии балета горьковского Дворца культуры в Ленинграде. Спустя год в копилку добавились «Семеро братьев».

В ГАТОБе Юрий Николаевич дебютировал в роли постановщика танцев в оперных партиях, а в 1957 г. представил на суд зрителей свой первый полномасштабный «проект». Именно этот балет оказал серьёзное влияние на развитие искусства хореографии во второй половине XX-го столетия.

Достоинство артиста - в служении искусству.