Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Взаимным страхованием является страхование интересов. Теоретические основы взаимного страхования. Классификация и принципы. Специфика взаимного страхования

  • Глава II. Морское судно и его экипаж
  • § 1. Право собственности на судно и его национальность
  • § 2. Судовые документы
  • § 3. Государственная регистрация судов и прав на них
  • Раздел I содержит следующие основные сведения о судне, в частности:
  • Раздел I содержит следующие основные сведения:
  • § 4. Экипаж судна
  • Раздел 1. Минимальные требования в отношении труда моряков на борту судна.
  • Глава III. Безопасность судоходства и защита морской среды
  • § 1. Общие вопросы безопасности судоходства
  • § 2. Конструкция, оборудование и снабжение судов
  • Глава I - Общие положения - содержит соответствующие определения, правила об освидетельствовании и свидетельствах и авариях.
  • § 3. Обеспечение безопасной загрузки судов
  • § 4. Обеспечение безопасности навигации
  • § 5. Защита морской среды
  • § 6. Международный кодекс по управлению
  • § 7. Международный кодекс по охране судов
  • Глава XI-2 применяется к следующим типам судов, совершающих международные рейсы:
  • § 8. Организация поиска и спасания судов
  • § 9. Обеспечение безопасности морского судоходства
  • § 10. Государственный портовый контроль
  • Глава IV. Правовой режим судов в различных морских пространствах
  • § 1. Внутренние морские воды. Заход судов
  • § 2. Санитарный, пограничный и таможенный режим судов
  • § 3. Уголовная и гражданская юрисдикция
  • § 4. Суда в территориальном море, исключительной
  • Часть II. Основные договоры, применяющиеся в морском судоходстве
  • Глава V. Договор морской перевозки груза
  • § 1. Общие положения
  • § 2. Подача судна и погрузка (предоставление) груза
  • § 3. Коносамент
  • § 4. Исполнение договора морской перевозки груза
  • § 5. Ответственность перевозчика, отправителя
  • § 6. Договор прямой смешанной перевозки груза
  • Глава VI. Договор морской перевозки пассажира
  • § 1. Основные условия договора
  • § 2. Ответственность перевозчика
  • Глава VII. Договоры аренды на морском транспорте
  • § 1. Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)
  • § 2. Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)
  • § 3. Договор финансовой аренды (лизинг)
  • Глава VIII. Другие договоры оказания услуг
  • § 1. Договоры лоцманской проводки и буксировки
  • § 2. Договоры морского агентирования
  • § 3. Договор доверительного управления судном
  • § 4. Договор транспортной экспедиции
  • § 5. Договор перевалки
  • Глава IX. Договор морского страхования
  • § 1. Общие положения
  • § 2. Основные права и обязанности страхователя
  • § 3. Основные права и обязанности страховщика
  • § 4. Ответственность страховщика
  • § 5. Взаимное страхование
  • Глава X. Договор о спасании
  • § 1. Общие положения
  • § 2. Основные обязанности сторон договора о спасании
  • § 3. Спасательное вознаграждение
  • § 4. Специальная компенсация
  • § 5. Распределение вознаграждения
  • Часть III. Ответственность за убытки и ущерб, причиненные при осуществлении морского судоходства. Общая авария
  • Глава XI. Ответственность и ее ограничение
  • § 1. Ответственность и возмещение убытков
  • § 2. Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью
  • § 3. Ответственность за ущерб в связи с морской перевозкой
  • § 4. Ответственность за ущерб от загрязнения
  • § 5. Ограничение ответственности по морским требованиям
  • Глава XII. Общая авария
  • § 1. Понятие общей аварии
  • Глава XVI ктм в основном отражает Правила 1994 г., которые состоят из двух вводных правил - Правила о толковании и Основного правила, семи литерных правил (a - g) и двадцати двух цифровых правил.
  • § 2. Виды общей аварии
  • § 3. Порядок определения общеаварийных убытков
  • Часть IV. Обеспечение выполнения обязательств в морском судоходстве
  • Глава XIII. Морской залог на судно. Ипотека судна
  • § 1. Морской залог
  • § 2. Ипотека судна или строящегося судна
  • Глава XIV. Арест судна
  • § 1. Полномочия на арест
  • § 2. Морское требование
  • § 3. Условия ареста и освобождения судна
  • § 4. Освобождение судов Международным трибуналом
  • Глава XV. Урегулирование требований, возникающих при осуществлении морского судоходства
  • § 1. Претензии и иски. Исковая давность
  • § 2. Морской протест. Составление актов
  • § 3. Суд и арбитраж по морским делам
  • § 4. Исполнение судебных и арбитражных решений
  • § 5. Взаимное страхование

    В КТМ отсутствуют правила, относящиеся к взаимному страхованию, а ГК содержит лишь одну статью (ст. 968), посвященную этому вопросу. Согласно ст. 968 ГК граждане и юридические лица могут страховать свое имущество и иные имущественные интересы (применительно к морскому страхованию - всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием) на взаимной основе путем объединения в обществах взаимного страхования необходимых для этого средств. Эти общества осуществляют страхование имущества и имущественных интересов своих членов и являются некоммерческими организациями. В соответствии с п. 3 ст. 50 ГК юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в различных формах, предусмотренных законом. Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. (12 января 1996 г.) N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" с последующими изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145) установлено, что некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (союзов и ассоциаций), автономных некоммерческих организаций, некоммерческих партнерств.

    Страхование обществами взаимного страхования имущества и имущественных интересов своих членов осуществляется непосредственно на основании членства, если учредительными документами не предусмотрено заключение в этих случаях договоров страхования, взаимного страхования и его членами, если иное не предусмотрено законом о взаимном страховании. Заслуживает внимания п. 4 ст. 968 ГК, согласно которому осуществление обязательного страхования путем взаимного страхования допускается в случаях, предусмотренных Законом о взаимном страховании. В морском страховании обязательное страхование ответственности, предусмотренное, в частности, ст. ст. 327 и 334 КТМ, как правило, осуществляется в обществах взаимного страхования, в том числе иностранных.

    Согласно Федеральному закону от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ "О взаимном страховании", взаимному страхованию, осуществляемому непосредственно на основании устава общества, подлежат только имущественные интересы, связанные с осуществлением одного вида страхования. В этом случае правила страхования являются неотъемлемой частью устава общества и должны определять сходные условия взаимного страхования для всех членов общества.

    Общество обязуется при наступлении определенного события (страхового случая) произвести страховую выплату члену общества, уплатившему страховую премию (страховые взносы), или выгодоприобретателю в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования и (или) правилами страхования.

    Риск страховой выплаты (страхового возмещения), принятый на себя обществом, может быть застрахован у страховщика, имеющего лицензию на осуществление перестрахования. При этом указанный страховщик не может быть членом данного общества.

    Общество не вправе осуществлять обязательное страхование, за исключением случаев, если такое право предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования (ст. 3 Закона).

    Объектами взаимного страхования могут быть имущественные интересы общества, страхование гражданской ответственности, страхование предпринимательских рисков.

    Общество может быть создано по инициативе не менее чем пяти физических лиц, но не более чем двух тысяч физических лиц и (или) по инициативе не менее чем трех, но не более чем пятисот юридических лиц, созвавших общее собрание, на котором принимается устав общества, формируются органы управления общества и орган контроля общества.

    Число членов общества может быть не менее чем пять физических лиц и не более чем две тысячи физических лиц и (или) не менее чем три и не более чем пятьсот юридических лиц. Обществом осуществляется ведение списка членов общества.

    Общество имеет право на осуществление взаимного страхования с момента получения лицензии на осуществление взаимного страхования в соответствии с Законом 1992 г.

    Среди обязанностей члена общества взаимного страхования следует указать на ту, согласно которой члены общества солидарно несут субсидиарную ответственность по страховым обязательствам общества в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов общества.

    Член общества отвечает наравне с другими членами общества по страховым обязательствам общества, возникшим до его вступления в общество, если это предусмотрено уставом общества и получено в письменной форме согласие члена общества.

    В связи с принятием ФЗ "О взаимном страховании" в Закон 1992 г. были внесены значительные изменения, направленные на организацию деятельности этих обществ (Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 287-ФЗ).

    В настоящее время трудно определить, какое влияние окажет ФЗ "О взаимном страховании" на деятельность по осуществлению торгового мореплавания в России. Дело в том, что значительное число судов, принадлежащих российским судовладельцам, зарегистрировано в иностранных государствах и является членами клубов взаимного страхования, имеющих солидную репутацию.

    В отличие от "традиционного" договорного морского страхования, насчитывающего несколько сотен лет, взаимное страхование сравнительно молодо - оно появилось около полутора веков назад как реакция судовладельцев на неполный охват морских рисков "традиционными" страховщиками. Например, при столкновении судов ответственность страховщика ограничивалась 3/4 убытков, и судовладелец должен был сам обеспечить страхование оставшейся 1/4 убытков. Постепенно общества взаимного страхования (Protecting and Indemnity clubs) стали страховать и другие риски, в основном риски, вытекающие из ответственности судовладельцев (как договорной, так и деликтной). В настоящее время в мире существует большое число клубов взаимного страхования (Великобритания, США, Швеция, Норвегия), которые объединены в Международную группу клубов (International Group of P & I).

    Охват объектов морского страхования этими клубами примерно одинаков, как и издаваемые ими правила. Наибольшей известностью пользуется The United Kingdom Mutual Steam Ship Assurance Association (Bermuda) limited, основные положения правил которого излагаются ниже (Rules and Bye-laws, 2008).

    Риски, покрываемые клубным страхованием, перечислены в 26 пунктах Правил. Согласно п. 1 клуб возмещает ущерб, причиненный жизни или здоровью любого лица, занятого обработкой груза на борту судна, или в связи с такой обработкой, а также вред, причиненный смертью пассажира и повреждением его здоровья (включая расходы на лечение, погребение и т.п.), его личным вещам, и расходы на репатриацию пассажира, получившего ранения в результате происшествия с судном.

    Правила 2 - 6 посвящены компенсациям членам экипажа: ущерб жизни или здоровью, лечение, репатриация, замена члена экипажа. Однако не возмещается ущерб судовладельца, если репатриация потребовалась в результате окончания срока контракта, прекращения контракта по соглашению сторон, нарушения судовладельцем условий контракта или в результате продажи судна. Клуб несет ответственность за ущерб, причиненный утратой личных вещей членов экипажа, за исключением ущерба, причиненного в результате утраты наличных денег, чеков, драгоценных металлов или камней. Если в результате полной конструктивной гибели судна член экипажа теряет работу, клуб компенсирует расходы судовладельца по выплате моряку заработной платы и других компенсаций, установленных законом или контрактом.

    Если на судовладельца возлагается обязанность нести расходы в связи с перевозкой незаконных мигрантов, такие расходы компенсируются клубом (п. 8). Возмещаются и расходы по спасанию судна, если они не подлежат компенсации со стороны страховщиков корпуса судна и страховщиков груза.

    При столкновении судов (п. 10) возмещаются расходы и ущерб, причиненный любому другому лицу в результате столкновения, если они не застрахованы у страховщика корпуса судна. Как правило, такие расходы возмещаются частично, однако расходы, связанные с подъемом судна и груза, повреждением имущества на судне (кроме имущества, находящегося на другом столкнувшемся судне), взнос по общей аварии, вред, причиненный смертью или повреждением здоровья, лечение, репатриация, ущерб от загрязнения нефтью или другими веществами (за исключением ущерба, причиненного другим судам и имуществу на этих судах, с которыми столкнулось судно), возмещаются полностью.

    Особое внимание уделяется в Правилах рискам; связанным с загрязнением (п. 12). В принципе компенсируется ущерб, причиненный вследствие утечки или слива нефти и других веществ с судна, расходы на предупредительные меры и т.д. Как правило, не возмещаются убытки, которые распределяются в порядке общей аварии, имея в виду, что груз перевозился на условиях не менее благоприятных для судовладельца, чем Йорк-Антверпенские правила об общей аварии 1994 г.

    Клуб несет ответственность за убытки, причиненные в результате утраты, повреждения или любых других нарушений договора перевозки груза судовладельцем или его работниками (невыполнение обязанностей надлежаще и старательно грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить, выгружать). Возмещаются также убытки, понесенные судовладельцем из-за неприема получателем груза в порту назначения, в той части, в которой они превышают стоимость груза после его продажи и которая не может быть взыскана с соответствующего лица. Условия перевозки груза должны соответствовать стандартам, рекомендованным клубом (в настоящее время это Гаагско-Висбийские правила). Как правило, не возмещаются убытки, причиненные в результате незаконной девиации, утраты банкнот, драгоценностей, валютных ценностей и т.п. (п. 17). Также не подлежат возмещению убытки, возникшие в результате: выгрузки груза в порту ином, чем порт назначения; выдачи груза, перевозимого по коносаменту, без предъявления оригинала коносамента; выдачи коносамента, морской накладной или другого документа, подтверждающего наличие договора перевозки груза, в котором неверно указана дата фактической погрузки, отгрузки или получения груза; выдачи коносамента, морской накладной, которые содержат неверное описание груза, его количества или состояния, о чем известно судовладельцу или капитану судна.

    Судовладелец вправе требовать возмещения клубом доли общеаварийных убытков, причитающейся с груза, которую он не в состоянии взыскать с груза в результате нарушения условий договора перевозки (п. 19). Если страховщики корпуса не возместили судовладельцу полностью долю общеаварийных убытков, причитающихся с судна, при условии что судно было застраховано на надлежащую сумму, соответствующая часть доли компенсируется клубом (п. 20). Клуб также возмещает судовладельцу специальную компенсацию, уплаченную при спасании судна, при условии что эта компенсация уплачивается в соответствии со ст. 14 Международной конвенции о спасании 1989 г. или если спасательная операция осуществлялась на условиях стандартной формы спасательного контракта, одобренной клубом (в настоящее время это стандартная форма спасательного контракта Ллойда-LOF 2000).

    В соответствии с п. 22 Правил судовладельцу возмещаются штрафы, налагаемые судом, арбитражем или властями на судовладельца, членов экипажа (которым судовладелец обязан их возместить). В частности, возмещаются штрафы, налагаемые за несоблюдение безопасных условий труда на судне, за недостачу груза или нарушение правил декларирования груза, нарушение таможенных правил, правил, относящихся к конструкции или оборудованию судна, иммиграционных правил, за сброс нефти или других веществ или угрозу сброса, за нарушения, допущенные по отношению к членам экипажа судна или других работников и агентов. Однако штрафы не возмещаются, если судовладелец допустил перегрузку судна или нарушил положения МАРПОЛ-73/78, относящиеся к конструкции и оборудованию судна.

    Ответственность клуба перед судовладельцем по возмещению убытков является ограниченной. Так, если ответственность судовладельца в отношении определенных требований является ограниченной, то клуб не компенсирует убытки, превышающие установленные пределы. Пределы ответственности клуба за убытки, причиненные загрязнением нефтью, устанавливаются время от времени директорами клуба. В настоящее время такими пределами являются: 500 млн. долларов США в отношении одного инцидента с судном, если судно застраховано его владельцем или фрахтователем по бербоут-чартеру, или 100 млн. долларов США, если судно страхуется иным фрахтователем.

    Как правило, не возмещаются убытки, если соответствующий риск был застрахован на полную рыночную стоимость судна у страховщиков корпуса, а также военные риски (убытки, причиненные в результате военных или пиратских действий, народных волнений, захвата, ареста судна и т.д.). То же относится и к страхованию убытков вследствие ядерного инцидента. Все указанные риски могут страховаться в клубе на особых условиях, если директора сочтут такое страхование возможным.

    Не подлежат компенсации убытки, если они причинены в результате вовлечения судна в перевозку контрабанды, в район, объявленный блокированным, или в любые незаконные перевозки, или если директора клуба, в зависимости от обстоятельств, посчитают, что перевозка или рейс были опасными или представляли неоправданную угрозу.

    Условиями страхования каждого судна в клубе являются следующие: в течение всего периода судно должно находиться под надзором классификационного общества, одобренного управляющими клуба;

    О любом происшествии с судном, в связи с которым классификационное общество может дать рекомендацию, касающуюся ремонта или других действий, судовладелец обязан сообщить обществу;

    Судовладелец должен следовать всем правилам и рекомендациям общества;

    Судовладелец предоставляет управляющим клуба право обращаться к классификационному обществу с запросами относительно поддержания класса судна и любой другой информации, которая может оказаться клубу необходимой;

    Судовладелец должен выполнять все требования государства флага, относящиеся к конструкции, снабжению и оборудованию судна, укомплектованию его экипажем, и всегда иметь действительные свидетельства, выданные от имени государства флага, в том числе в отношении МКУБ.

    Судовладелец должен срочно информировать клуб о любом происшествии или требовании, возникшем в связи с судном, и направить клубу все необходимые документы. Он не имеет права урегулировать любое требование в отношении риска, застрахованного в клубе, без письменного согласия управляющих клубом.

    После согласования условий вхождения определенного судна в клуб управляющие так скоро, как это практически возможно, выдают судовладельцу свидетельство о вхождении (Certificate of Entry), в котором указываются начальная дата страхования и условия, на которых судно считается застрахованным.

    Взаимное страхование — это одна из защитных форм, основанная на договоренности по поводу возмещения возникших случайно убытков. Оно реализуется за счет специального фонда, состоящего из взносов. Страхователи организуют общество, в котором отвечают за исполнение различных операций.

    Создание продукта

    Взаимное страхование является популярным методом для образования соответствующих продуктов. Для его характеристики можно выделить некоторые особенности процесса:

    • объединение финансов главными участниками;
    • образование фонда, выступающего совместным объединением;
    • ни один из членов организации не может распоряжаться его средствами единолично;
    • члены вправе осуществлять управление;
    • они несут материальную ответственность по обязательствам.

    Взаимное страхование предполагает объединение ресурсов с теми, у кого есть такие же намерения в отношении реализации собственных интересов имущественного характера. Такая организация осуществляет свою деятельность на договоренности и за счет собственных средств.

    Право собственности от одного участника переходит в совместную. Таким образом, каждый страхователь может участвовать в образовании продуктов. В рассматриваемом виде работает принцип взаимности, где реализуется обоюдное право на имеющиеся в фонде средства.

    Особенность данного метода заключается в том, что лицо может быть одновременно покупателем услуги и собственником фонда, созданного на базе договора. Тогда складываются определенные отношения между страхователем и страховщиком.

    Пользование фондом осуществляется посредством принятия совместных решений на общем собрании. Основная ответственность ложится на страховщика — организацию. Но в отдельных случаях, если средств фонда недостаточно для осуществления реализации обязательств, члены фонда несут субсидиарную ответственность по ее исполнению.

    В России рассматриваемая организационная форма является некоммерческой. Ее главной целью при осуществлении деятельности является образование собственного продукта.

    Таким образом, получается, что метод становится основой деятельности для компаний, где осуществляются различные формы взаимного страхования. Ведь образование продукта реализуется целым обществом, где право пользования появляется при достигнутых заранее договоренностях. Такие правила возможны лишь для взаимных СК, занимающихся непосредственно своими участниками. В качестве примера организации можно привести такой институт, как

    Особенности отрасли в начале ее развития

    Рассмотрим некоторые особенности этого вида.

    1. Право на страховой продукт не имеет основу в виде взноса, так как он создан лишь после появления убытка.
    2. Нет специальной организации, занимающейся только его образованием.
    3. Продукт создавался совместно.
    4. Все члены, которые входят в общество, несут ответственность за его образование.
    5. Раскладка имеет место лишь после того, как наступает страховой случай.

    С предварительным образованием фонда

    С целью достижения стабильности и надежности страхователи стали образовывать фонд заранее. Таким образом, в большей степени гарантировался возврат средств при утрате. Система показала себя более совершенной, чем в случае с раскладкой. Тогда и появилась необходимость в организации, занимающейся специально образованием страхового фонда. Управление ею может осуществляться на общем собрании. А право на владение фондом реализуется согласно заключенным договоренностям.

    Историческая справка

    Такой вид страхования вовсе не является новым. Он был известен еще в древние времена. Данное страхование выделялось в несколько этапов:

    • распределение потерь, попавших на одно лицо или несколько;
    • возникновение СК, занимающихся этим в качестве главного вида деятельности;
    • активное участие государства.

    Реализация на всех этапах

    Как говорилось выше, сначала не существовало организаций, занимающихся этой деятельностью, и соответствующий продукт появлялся лишь после наступления страхового случая. Но со временем начали функционировать специально созданные компании, в которых была своя польза.

    Первая возникла в Америке в 1735 году. Идея возникла у потенциальных покупателей, поэтому государство сперва не участвовало в этом. Оно лишь регулировало данную область. Но затем ему стал интересен этот институт и экономически.

    А что сегодня?

    В настоящий момент данный вид является довольно распространенным. Число организаций у нас особенно увеличилось в последние годы существования Советского Союза. На сегодняшний день в страховании имущества в разных странах участвует внушительная часть компаний.

    1. 50 % рынка Швеции.
    2. 40 % в Финляндии.
    3. 30 % в США.

    Достаточно известны клубы, создающие общество взаимного страхования.

    Кроме того, известны имущество от огня и других опасностей. Для обмена информацией и принятия соответствующих решений по некоторым вопросам они должны объединяться в союзы, действующие как на национальном, так и на международном уровнях.

    Развитие в России

    Взаимное страхование в России развивалось постепенно. Этот процесс можно разделить на несколько периодов. Сначала данный институт только формировался. Затем все организации, занимающиеся этим видом деятельности, ликвидировались. После этого они стали развиваться неофициальным путем. Но в настоящее время их деятельность подкреплена на законодательном уровне.

    В каждом из указанных периодов государство имело активную позицию по внедрению института в широкие слои общества. В это же время возникли и многие общества на городском и отраслевом уровнях.

    В период ликвидации развитие по понятным причинам остановилось. Это присутствовало не только на страховом поприще, но и во всех экономических отраслях. В дальнейшем, когда проводились реформы, государство отменило свою монополию на данный вид деятельности. А в последний новейший период вступил в силу закон, регулирующий взаимное страхование. В России деятельность осуществляется специальными обществами.

    Порядок процедуры

    Данный вид страхования реализуется в интересах всех сторон.

    1. Заключается коллективный договор.
    2. В процессе затрагиваются лишь имущественные интересы.
    3. Созданная организация обязана производить выплату при наступлении соответствующего случая.

    Общество взаимного страхования

    Итак, данные компании не имеют оплаченного уставного капитала. Извлечение прибыли не является их основной деятельностью. Также они могут формировать резервы и определять их размер различными методами.

    Так, организация обществ взаимного страхования предусматривает создание коммерческих и некоммерческих объединений. Они могут существовать с заключением специального договора или без такового. В них принимают участие организации и физические лица, как члены организации, так и не имеющие данного статуса.

    Деятельность общества

    Компании осуществляют страхование, перестрахование, взаимное страхование. Ими занимаются брокеры и актуарии. Но в первую очередь осуществляют данную деятельность страховщики.

    Она реализуется в добровольном порядке, на основе договора и правил, где определяются условия. Последние утверждаются объединением страховщиков, содержат положения о субъектах и объектах, наступлении случаев, рисках, тарифах, премиях и так далее.

    Для обеспечения страховых обязательств формируются резервы, которые могут быть использованы только при осуществлении соответствующих выплат. Они не могут изыматься в пользу бюджета федерации или его субъектов.

    Ранее общество взаимного могло осуществлять свою деятельность без лицензирования. Однако с середины 2007 года, после принятия соответствующего закона, организации обязаны получать лицензии.

    Основными видами деятельности в данном направлении являются следующие.

    1. Страхование жизни.
    2. Транспортные клубы.
    3. Отраслевые пулы.

    В России распространены также объединения, направленные на то, чтобы осуществлять страхование застройщиков.

    Транспортные клубы

    Данный вид встречается чаще всего. Самыми известными среди них выступают клубы морского взаимного страхования ответственности. Защита здесь представляется более предпочтительной ввиду того, что:

    • требуется специальная система сопровождения и аварийных комиссаров;
    • имеются специфические риски и большое выражение стоимости при маленькой реализации;
    • экономия средств достигается, если брать во внимание среднюю и долгосрочную перспективы.

    Первый клуб данного направления основали в 1855 году. Сегодня известно порядка 70 организаций в мире. Лидером среди них выступает Бермудская ассоциация судовладельцев Великобритании и Северной Ирландии. В России по правилам данной организации работает Ингосстрах.

    Во всех клубах годовой полис страхования начинает действовать 20 февраля с 12 часов. Основой для этого служит особое соглашение. По нему полис страхования заканчивает свое действие в это же время следующего календарного года.

    Отраслевые пулы

    Другим распространенным направлением системы являются отраслевые пулы. Их специфика заключается в следующем.

    1. Риски здесь хоть и маловероятны, но имеют губительные последствия.
    2. Они неравномерно распределены. Кроме того, нет необходимых данных для андеррайтинга. Поэтому достаточное покрытие может реализовываться лишь при пуловых взаимоотношениях.

    В России известны антитеррористический страховой пул и соответствующий ядерный.

    Среди отрицательных моментов данного института выделяются следующие.

    1. Взносы в страховые фонды имеют неопределенный размер.
    2. Портфель является узкоспециализированным, из-за чего риски аккумулируются.

    Двойное страхование

    Помимо вышеназванных видов, рассматриваемое направление может иметь и другие направления.

    Так, в России может функционировать взаимного страхования. Но помимо видов деятельности, следует отличать его от некоторых специфических форм. Иногда путают взаимное и двойное страхование. Последнее означает заключение договора по одному случаю и в одно время сразу в нескольких компаниях. Его реализуют при неполном страховании. Тогда у одной компании получают часть выплаты. У другой же проводится так называемое дострахование. Признаками данного вида являются объектная тождественность. Кроме того, это случай и срок страхования, а также его наличие сразу у нескольких компаний.

    Примечательно, что данный институт в некоторых странах запрещен. Тогда при обнаружении этого факта один из договоров признается недействительным. Однако в большинстве стран институт разрешается. Это вызвано желанием увеличить страховую защиту. Но главный принцип здесь остается неизменным, где бы этот вид ни применялся. Он заключается в том, что общая сумма, подлежащая выплате, не должна превышать Также она не должна являться более высокой, чем убыток, наступивший вследствие соответствующего случая.

    Страхование является самостоятельной экономической категорией и одним из элементов регулирования экономики. Неотъемлемой его составной частью выступает взаимное страхование, являющееся специфической некоммерческой формой организации страховых отношений.

    Понятие страховой взаимопомощи встречается еще в глубокой древности в области морской и сухопутной торговли, где объектами страховых соглашений и договоров являлись товары и средства их перевозки. Взаимное страхование уходит своими корнями в античные века, рабовладельческий, феодальный и капиталистический строй. В Вавилоне, участники торговых караванов заключали между собой договоры о совместном погашении убытков из-за грабежа или пропажи товаров. Договоры взаимного страхования от падежа скота, растерзания их хищным зверем, кражи или пропажи осла заключались еще в древней Палестине и Сирии. Взаимное страхование в постоянных организациях уставного типа особенно ярко проявлялось в Древнем Риме, где было известны основные типы союзов (коллегий). В античные века под взаимным страхованием понималась система страховых отношений по защите экономических интересов членов профессиональных и религиозных союзов с последующей раскладкой ущерба между их участниками после наступления страхового случая, связанного с погребением умершего и выплатой пособия его семье.

    Взаимное страхование на сегодняшний регулируется Гражданским Кодексом РФ, Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»» и принятым 29 ноября 2007 г. Федеральным Законом РФ «О взаимном страховании».

    Взаимным страхованием является страхование имущественных интересов членов общества на взаимной основе путем объединения в обществе взаимного страхования необходимых для этого средств.

    Взаимное страхование выражает непосредственные замкнутые отношения среди его участников по коллективной самозащите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из страховых взносов (страховых премий), объединяемых ими в рамках единого договора о взаимном страховании или в рамках единой организации - общества взаимного страхования. Каждый участник взаимного страхования выполняет функции как страхователя, так и страховщика по солидарному несению субсидиарной ответственности при осуществлении страховых выплат.

    На началах взаимности могут быть застрахованы имущество и иные имущественные интересы только участников взаимного страхования. В свою очередь, взаимность означает практику взаимного обмена делами, согласно которой страховщик, предлагая участие в своем деле другому страховщику или страхователю, ожидает, что последние должны предложить ему участие в своих делах.

    Объектами взаимного страхования являются объекты имущественного страхования, то есть имущественные интересы членов общества, связанные, в частности, с:

    1) владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);

    2) обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);

    3) осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).

    Итак, по общему правилу, страхование осуществляют коммерческие организации, поскольку оно относится к предпринимательской деятельности. Однако в случаях, предусмотренных законом, в роли страховщиков могут выступать и некоммерческие организации, например общества взаимного страхования.

    Общество взаимного страхования - это организация, объединяющая средства граждан и юридических лиц, желающих на взаимной основе застраховать свое имущество или иные имущественные интересы. Общества взаимного страхования, страхующие только своих членов, по общему правилу, являются некоммерческими организациями. Они могут быть образованы в форме любой некоммерческой организации, основанной на членстве (а именно общественного объединения, ассоциации или союза, потребительского кооператива или некоммерческого партнерства). Некоммерческий характер деятельности обществ взаимного страхования в данном случае состоит в том, что собираемые ими премии расходуются только на страховые выплаты и покрытие необходимых затрат. Доходная часть в составе премий, как правило, отсутствует.

    В соответствии со ст. 5 ФЗ «О взаимном страховании» общество взаимного страхования имеет право на осуществление взаимного страхования с момента получения лицензии на осуществление взаимного страхования в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Сведения об обществах подлежат внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела.

    Общество взаимного страхования может иметь в собственности здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество. Причем, общество отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам членов общества.

    Имущество общества взаимного страхования формируется за счет: вступительных взносов, страховых премий (страховых взносов), дополнительных взносов, добровольных денежных или имущественных взносов и пожертвований, доходов, получаемых от инвестирования и размещения временно свободных средств страховых резервов и иных средств; заемных средств, взносов на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью общества и иных поступлений.

    Организационный принцип взаимного страхования состоит в разложении суммы убытка при наступлении страхового случая на всех членов общества. Производится так называемая предыдущая раскладка ущерба, когда сначала создается страховой фонд, средства которого расходуются по мере наступления убытков. При этом возникает риск несоответствия величины созданного фонда реальным размерам убытков, а возникшая неадекватность его величины и фактические убытки компенсируются страхователями. Таким образом, взаимность страхования состоит в том, что страховые премии собираются среди ограниченного круга лиц - членов общества и расходуются на страховые выплаты им же. Основанием возникновения обязательства по страхованию выступает сам факт членства в обществе взаимного страхования, если учредительными документами общества не предусмотрено заключение в этих случаях договоров страхования.

    Из-за невостребованности накопленного опыта по взаимному страхованию в России не сформирована стройная система знаний в области его теории в условиях рыночной экономики, а непонимание на государственном и потребительском уровне сущности, форм и методов организации страховой защиты в рамках обществ взаимного страхования привело к отсутствию последовательного и взвешенного подхода к данной проблеме.

    В тоже время происходит процесс осмысления идеи взаимного страхования, осознание необходимости его развития в России. Очевиден значительный интерес к данной форме страховой защиты со стороны страхователей, законодательных и исполнительных органов власти.

    Взаимное страхование является некоммерческой формой организации , обеспечивающее страховую защиту имущественных интересов членов своего общества на взаимной основе путем объединения необходимых для этого средств. Члены общества являются одновременно страхователями и страховщиками, что является экономической предпосылкой обеспечения их реальной страховой защитой по минимальным ценам.

    Важнейшим принципом организации взаимного страхования является однородность рисков , принимаемых обществом на страхование. Данный принцип означает взаимное страхование одинаковых рисков у всех членов ОВС. Принцип однородности рисков конкретизирует принцип общности страховых интересов и совпадает с ним, когда формой общности страховых интересов являются однородные риски. Следует отметить, что принципы общности страховых интересов и однородности рисков ограничивают сферу организации взаимного страхования.

    Организация взаимного страхования создает благоприятные предпосылки для воплощения еще одного общего принципа организации страховых отношений — принципа наивысшей добросовестности , требующего проявления максимальной добросовестности участников страхования при ведении дел друг с другом. Общность страховых интересов участников взаимного страхования является организационно-экономической основой реализации принципа наивысшей добросовестности. Кроме того, практическое осуществление принципа наивысшей добросовестности во взаимном страховании способствует его распространению и на коммерческое страхование, и повышению общей страховой культуры в обществе.

    Особенности организации взаимного страхования обеспечивают демократичность управления обществом. Управление обществом взаимного страхования осуществляют сами страхователи. Каждый член ОВС имеет один голос. Равенство голосов определяется одинаковыми размерами вступительного взноса для всех участников. Такая материальная основа демократического управления отсутствует у коммерческих страховых организаций, в которых цена голоса зависит от веса учредителя в уставном капитале.

    Взаимное страхование в финансовой системе

    Цель коммерческих страховых организаций, как и любых предпринимательских структур, состоит в получении максимальной прибыли. Эта цель обеспечивается включением прибыли в структуру цены страхового продукта, превышением страховых взносов над страховыми выплатами, а также доходами от инвестирования страховых резервов и других средств страховщика.

    Цель взаимного страхования — не извлечение прибыли, а обеспечение реальной страховой защиты страхователей по минимальной цене. Эта цель достигается отсутствием прибыли в цене страховых продуктов ОВС, регулированием доходов общества взаимного страхования расходами, использованием доходов от инвестиционной деятельности для снижения цены страхования, а также более активным использования арсенала риск-менеджмента.

    На современном взаимное страхование является альтернативой коммерческому страхованию. С одной стороны, взаимное страхование сужает финансово-экономическую среду коммерческого страхования. Поэтому взаимное страхование для коммерческого страхования является конкурентом. С другой стороны, взаимное страхование ускоряет развитие страховых отношений, способствует прогрессу экономики и расширяет общее страховое поле, в том числе и для коммерческих страховых организаций. Кроме того, взаимное страхование обслуживает страховые интересы, где деятельность коммерческих страховщиков убыточна или достаточно рискована.

    Для обеспечения конкурентоспособности своих страховых продуктов коммерческие страховщики снижают на них цены, делают страхование более честным. Кроме того, усиление роли рынка взаимного страхования побуждает коммерческих страховщиков расширять число коммерческих продуктов, совершенствовать технологии страхования, обеспечивать комплексное страховое обслуживание и т. д.

    1. Граждане и юридические лица могут страховать свое имущество и иные имущественные интересы, указанные в пункте 2 статьи 929 настоящего Кодекса, на взаимной основе путем объединения в обществах взаимного страхования необходимых для этого средств.

    2. Общества взаимного страхования осуществляют страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов и являются некоммерческими организациями.

    Особенности правового положения обществ взаимного страхования и условия их деятельности определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом о взаимном страховании.

    3. Страхование обществами взаимного страхования имущества и имущественных интересов своих членов осуществляется непосредственно на основании членства, если уставом общества не предусмотрено заключение в этих случаях договоров страхования.

    Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются к отношениям по страхованию между обществом взаимного страхования и его членами, если иное не предусмотрено законом о взаимном страховании.

    4. Осуществление обязательного страхования путем взаимного страхования допускается в случаях, предусмотренных законом о взаимном страховании.

    5. Утратил силу.

    Комментарий к Ст. 968 ГК РФ

    1. Взаимным страхованием является страхование имущественных интересов членов общества на взаимной основе путем объединения в обществе взаимного страхования необходимых для этого средств.

    Во исполнение п. 2 комментируемой статьи принят специальный Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ «О взаимном страховании» , регулирующий отношения по осуществлению взаимного страхования имущественных интересов членов общества взаимного страхования, создаваемого в качестве некоммерческой организации, а также установление особенностей правового положения общества, условий его деятельности, прав и обязанностей членов общества. Информационное письмо Росстрахнадзора от 11 июня 2008 г. N 3286/02-01 «О требованиях, предъявляемых соискателям лицензии на осуществление взаимного страхования» устанавливает требования для лицензирования обществ взаимного страхования.

    ———————————
    Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6047.

    Общество взаимного страхования представляет собой основанную на членстве некоммерческую организацию в форме общества взаимного страхования. На общество не распространяются отдельные положения Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью некоммерческих организаций.

    Общество взаимного страхования может быть создано по инициативе группы не менее чем из пяти физических лиц, но не более чем из двух тысяч физических лиц и (или) по инициативе группы не менее чем из трех, но не более чем из пятисот юридических лиц, созвавших общее собрание, на котором принимается устав общества, формируются органы управления общества и орган контроля общества. Общество может быть создано также в результате реорганизации существующих общества взаимного страхования, потребительского кооператива или некоммерческого партнерства.

    Согласно п. 5 ст. 5 Закона о взаимном страховании общество имеет право на осуществление взаимного страхования с момента получения лицензии на осуществление взаимного страхования в соответствии с Законом о страховании. До 1 июля 2008 г. для осуществления страхования имущества и иных имущественных интересов своих членов общество взаимного страхования не обязано было получать лицензию.

    Общества взаимного страхования являются некоммерческими организациями, осуществляющими особый вид страхования, отличный от прямого страхования, перестрахования и сострахования. Как отмечается в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16 декабря 2003 г. N 7038/03 по делу N А32-20054/2001-40/495-52/367, платежи в общества взаимного страхования являются способом объединения денежных средств и доходом этого общества не являются.

    2. Пункт 4 комментируемой статьи допускает осуществление обязательного страхования путем взаимного страхования в случаях, предусмотренных Законом о взаимном страховании. В настоящее время такие случаи не определены. На взаимной основе может осуществляться только добровольное имущественное страхование:

    1) риска утраты, недостачи или повреждения имущества;

    2) риска ответственности по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и имуществу других лиц;

    3) риска ответственности по договорам своих членов с другими лицами;

    4) предпринимательского риска.

    Взаимное страхование обществом имущественных интересов своих членов осуществляется непосредственно на основании устава общества, а в случае если уставом общества предусмотрено заключение договора страхования, — на основании такого договора. При этом взаимному страхованию, осуществляемому непосредственно на основании устава общества, подлежат только имущественные интересы, связанные с осуществлением одного вида страхования.