Вступление к поэме А.Пушкина "Руслан и Людмила". Литературная сказка. А. С. Пушкин. Вступление к поэме Руслан и Людмила Вступление к сказке руслан и людмила
Урок литературного чтения во 2 классе.
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Тема . Вступление к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила. У лукоморья дуб зелёный»
Цель . Познакомить детей с вступлением к поэме «Руслан и Людмила»; начать формировать представление о логике сказочного жанра; добиться понимания содержания; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к русской поэзии.
Ход урока
I . Организационное начало урока
Вновь мы учебник открываем.
Что же ждёт нас впереди?!
Какие тайны мы узнаем?
От предвкушенья замирают
Сердца, горящие в груди!
II . Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
Отгадайте кроссворд и узнайте жанр произведения, о котором будем говорить.
1. Средство передвижения Бабы Яги. (Ступа).
2. Герой фольклора, имеющий прозвище Бессмертный. (Кощей.)
3. Существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде. (Русалка.)
4. Герой фольклора, имеющий отчество Горыныч. (Змей.)
5. Жених Василисы Прекрасной. (Иванушка.)
6. Единовластный государь в тридесятом королевстве. (Царь.)
Какое слово по горизонтали получилось? ( Сказка .)
Попробуйте объяснить, что такое сказка. Выберите определение.
Сказка – это:
а) Небольшое поэтическое произведение в стихах.
б) Произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил.
в) Прозаическое произведение небольшого размера.
Ответ: (б)
Чтоб творчество Пушкина лучше узнать.
Прочитайте высказывание, записанное на доске.
«Сказка - не сказка без чудес.
Заходи в волшебный лес…»
Как поняли? О каких сказках пойдет речь? (О волшебных)
Что значит «волшебные сказки»? (В них действует волшебство, чудодейственная сила, происходят чудеса) А кто поведёт нас в мир сказки? (А.С.Пушкин)
Что о нём знаете? Рассказ учителя.
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.
У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.
Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр. Став взрослым, А.С.Пушкин во время своих поездок по России собирал и записывал сказки.
Какие сказки Пушкина знаете? (Выставка книг.)
«Сказка о рыбаке и рыбке»;
«Сказка о царе Салтане»;
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;
«Сказка о Попе и работнике его Балде»;
«Сказка о золотом петушке».
Какое бы название дали этой выставке? (Авторские сказки А. Пушкина)
Ещё сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
Кто слышал эту сказку? О чём она? (О том, как злой волшебник унёс со свадьбы невесту Руслана Людмилу, о том, как он и ещё три её жениха, отправились искать Людмилу, об их приключениях и счастливом конце).
III . Работа по теме урока
Откройте учебник на странице 7.
1.Работа над иллюстрацией.
Прочитайте, какой вопрос задал Миша Учёному Коту?
Так к какой сказке художник Васильев нарисовал картинку?
Вы помните, как называются картинки к произведению? (Иллюстрации)
Проверим. Для этого перевернём страницу. Учитель читает продолжение интриги.
К какому произведению эта иллюстрация? (К вступлению к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)
Познакомимся с этим произведением.
2.Чтение стихотворения учителем. (Дети следят по учебнику и делают пометки слов, значения которых непонятны)
Лексическая работа.
Что такое лукоморье? Где можем найти значение этого слова? Найдите.
Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКОМОРЬЕ. Получается залив. (Учитель рисует на доске). Лука – изгиб, кривизна чего-нибудь.
Значение каких ещё слов непонятны? Давайте вместе разберёмся.
Златая, брег, песнь, чредой – это старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди).
Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.
Что означает « дол »? (Пространство без деревьев – долина, удлиненная впадина вдоль речного русла среди гор)
Как вы понимаете слова «видений полны»? (Много призраков, приведений.)
О заре – на заре.
Почему воды названы ясными? Подберите синоним. (Прозрачные).
Пленяет – берёт в плен.
Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.
Чахнет – сохнет.
Прихлынут – набегут на берег.
Чредой – чередой, по очереди
Мимоходом – по пути, проходя мимо.
Темница – темное помещение без окон.
Ступа – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд.
3.Вернёмся к нашей иллюстрации. Найдите подтверждения, что она к этому произведению. Что видите?
Могучее дерево дуб, к которому прикреплена золотая цепь;
Кота, который лежит на цепи и читает книгу;
Русалку;
Избушку на курьих ножках;
Бабу Ягу в ступе.
Найдите строчки, из стихотворения, подходящие к каждому персонажу, изображённому на иллюстрации. Что объединяет эти персонажи? (Это герои волшебных сказок) Какие свои персонажи добавил художник?
Филин в дупле;
Сказочная птица Сирин;
Рядом с русалкой на ветке сидит А.С.Пушкин.
Как вы думаете, для чего художник так это сделал? (Чтобы картинка была ещё более сказочной)
Создаётся ли у вас впечатление, что перед нами сказочный лес? (Да, он густой, заросший, непроходимый, ветки его деревьев переплетены)
Можно ли утверждать, что на иллюстрации «живой» лес? (Да, ветви его деревьев похожи на руки, которые готовы схватить любого, кто проникнет в этот лес)
Перечитайте произведение и подумайте, кто же рассказчик? (Лирический герой) Найдите подтверждение в тексте.
«И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.»
Куда он попал? (В волшебный мир) Найдите в тексте подтверждение, что мир волшебный. («Там чудеса …») Прочитайте, какие чудеса наблюдал наш герой-рассказчик?
На сколько частей можно разделить это произведение? (На три: вступление, основная часть, концовка) Прочитайте строчку, которой заканчивается основная часть. Кто в сказке обычно так говорит? (Это Баба-Яга) А в произведении А.Пушкина? (Рассказчик)
Как вы думаете, является ли рассказчик сказок частью волшебного мира? (Нет, он только наблюдает, а сам он является представителем реального мира)
Встречались ли вам в сказках слова, похожие на эти? Прочитайте.
«И я там был, мёд-пиво пил,
По усам текло, а в рот не попало»
Где они находятся: в начале или в конце сказок? А в тексте А.Пушкина? Почему рассказчик говорит, что мёд-пиво в рот не попали? (Потому, что речь идёт о том сказочном мире, где всё нереально, выдумано)
Кот учёный у А.Пушкина умеет только сказки рассказывать? Докажите свою точку зрения строчками из текста. (Он песни заводит и сказки говорит) А герою Пушкина кот учёный поёт песни или сказки рассказывает? (Он рассказывает сказки – «Свои мне сказки говорил»)
Чтение учителем интриги на странице 10 .
На плакатик
Летучей Мыши взгляни,
Важные сведения
Там ты найди.
Прочитайте запись на плакате Летучей Мыши. Что поняли?
Внимательно перечитайте стихотворение.
Обратите внимание на слово в тексте, которое выделено цветом и многократно повторяется. Как вы думаете, с какой целью это делает автор? Чтобы понять и ответить, попробуйте сказать его несколько раз вполголоса. Страшновато? Так зачем автор-рассказчик использовал этот приём? (Чтобы подчеркнуть таинственность волшебного мира)
IV . Физкультминутка
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
V . Продолжение работы по теме урока
1.Работа над выразительностью чтения.
Учитель читает произведение по частям и вместе с детьми обсуждают, как нужно читать.
1) У лукоморья дуб зеленый
Что заметили? Если бы вы строили предложение, то как бы сказали? (Нарушен порядок слов; прилагательное после существительного)
А знаете ли вы, что такой литературный приём называется - ИНВЕРСИЯ
2) Златая цепь на дубе том ( Выделяем слово златая – принадлежность к волшебному миру)
3) И днем и ночью кот ученый
Как поняли слова? (Постоянно, беспрестанно!) Как надо прочитать эти строчки?
4) Все ходит по цепи кругом;
На какое слово падает логическое ударение? Выделим голосом это слово.
5) Идет направо - песнь заводит ,
Ставим паузу - // перед дефисом.
6) Налево // - сказку говорит.
(Пауза, ожидание чуда: что же будет?)
Прочитайте первую часть выразительно. (Заслушиваются несколько вариантов чтения)
7) Там чу-де-са:
Прочитайте следующие строчки . Сколько рисунков нарисуете? Пушкин использует мозаику. Мозаика – из отдельных кусочков составляем целое. Давайте увидим отдельные кусочки.
там леший бродит
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
Неведомые дорожки – это какие? Их никто никогда не видел, по ним никто не ходил.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
8) Там лес и дол видений полны;
Создадим звуковой образ этой строки, выделим ударные звуки.
[ А Э И О Э О ]
Пропоём их. Что слышится и представляется? (Простор, бескрайность русской природы)
9) Там о заре прихлынут волны
Кого накрывало волной? Какое возникало ощущение? (Дух захватывает) Попробуйте передать это голосом.
10)
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
Слова брег, чредой – какой придают оттенок речи? (Придают речи торжественность.)
11) Чтение следующих 10 строк. О чём говорится в эти строчках? Вспоминаются герои различных волшебных сказок.
12) Там русский дух… Там Русью пахнет!
Какое чувство вложил А. С. Пушкин в эти слова? (Гордость за Россию)
13) Самостоятельное чтение последних четырёх строчек.
И там я был, // и мёд я пил; //
У моря видел дуб зелёный; //
Под ним сидел, // и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Прочитайте выразительно всё стихотворение.
2.Чтение продолжения интриги учителем на странице 11.
Что для человека является в жизни самым важным и ценным? (Семья, друзья, наше прошлое, наши обычаи) Как понимаете значение слова «обычаи»?
Обычаи - общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения.
Как кот объяснил. Почему дуб – это тоже «ценное»? Найдите ответ в учебнике. Какое слово требует поиска значения в Толковом словаре? Откроем толковый словарь и найдём значение слова «предки».
Предки – это древние предшественники по роду.
Вспомните, кого ещё из мира природы древние люди считали своими предками? (Зверей и птиц; доказательство мы можем найти в русских народных сказках, так как в них животным давали имена людей)
VI .Работа по тетради для самостоятельной работы №1
Откройте тетрадь на странице 4.
Выполнение задания №2.
Прочитайте стихотворение «Дерево».
О чём оно? (О необычном дереве) Что вас удивило? Найди строчки, из которых видно, что дерево огромное. Подчеркните их одной чертой. Найдите строчки, в которых жизнь дерева сравнивается с жизнью человека. Подчеркните их двумя чертами. Чем необычно это дерево? (Оно включает в себя всю семью: и дочек, и сыновей, и дедов древних) Это дерево – прародитель и его можно назвать тотемом.
VII .Итог урока
Что нового узнали на уроке? Вам понравился урок? Какими мыслями и чувствами поделились бы с вашими родителями?
Прослушивание звукозаписи «Пролога» в исполнении заслуженного артиста РСФСР А. Шварца будет логичным и эмоциональным завершением урока.
Домашнее задание:
1. Выучить наизусть законченный отрывок (Или до слов «И с ними дядька их морской…», или начиная со следующей строки до конца).
2. По желанию – нарисовать рисунок к одному из эпизодов.
а, о своеобразии вступления к поэме “Руслан и Людмила”; 2. А. Развивать творческое воображение, умение делового общения в парах, в группах; Б. Развивать память, внимание; В. Развивать речь; Г. Отработать навыки самостоятельного осознанного чтения; 3. Приобщаться к национальным истокам русской литературы.
Какие впечатления, связанные с именем этого человека, у вас возникают? Чей портрет перед вами? Что вы о нём знаете?
Запишите в словарь: ЛУКОМОРЬЕ - изгиб морского берега. (стар.). Морской залив. ДОЛ - То же, что долина. Туманный д. Горы и долы. По горам, по долам (в сказках: повсюду). За горами, за долами (в сказках: очень далеко). ПРИХЛЫНУТЬ - Хлынув, приблизиться. Прихлынули волны. Прихлынула толпа. Прихлынут воспоминания (перен.). ВИТЯЗЬ - В Древней Руси: отважный, доблестный воин. ЧРЕДА - То же, что череда 1. Всему своя ч. Ч. дней. Ч. годов. Ч. облаков. ЧЕРЕДА 1. То же, что очередь. Всему приходит своя ч. 2. То же, что вереница. Облака идут волнистой чередой. ТУЖИТЬ - Горевать, кручиниться. Т. о своей беде. Не тужи, всё образуется. Живёт - не тужит (о том, кто живёт хорошо). МИМОХОДОМ - 1. По пути, проходя мимо. М. зайти куда–н. 2. перен. Между прочим, вскользь (разг.). М. сказать, услышать.
1.Каковы ваши впечатления? Понравилось вам произведение? Чем? 2. В каких словах, по-вашему, выражена основная мысль отрывка? Как вы понимаете это выражение? 3. Как вы думаете, почему этот отрывок часто воспринимается не как часть поэмы, а как отдельное произведение (стихотворение)? 4. Какие народные и литературные сказки вы вспомнили, слушая строки А.С. Пушкин а?
Запишите тему урока (понравившуюся из предложенных) на пропущенной строке, а также домашнее задание к следующему уроку. Всем спасибо за работу. 1. Что на уроке понравилось, показалось интересным? 2. Хотите прочитать всю поэму? 3 Попробуйте сами сформулировать тему нашего сегодняшнего урока, предложите свои варианты.
Домашнее задание Выучить наизусть вступление к поэме. По желанию - нарисовать иллюстрации к вступлению к поэме “Руслан и Людмила” или к собственной творческой работе или написать сочинение “Моё сказочное царство” (можно в стихах!);
Руслан и Людмила
1820
О произведении
«Руслан и Людмила» (1817-1820 гг., напечатана в 1820 г., второе переработанное издание - 1828 г.) - сказочная поэма Пушкина, принесшая ему всероссийскую известность.
Отзывы критиков
Искусство, которое желает нравиться прекрасным, должно развивать одни благородные чувствования и более всего не оскорблять их стыдливости. Автор «Руслана» мог бы нравиться нежностию. Он весьма искусен в описании разнообразных картин. Весьма жаль, что он слишком увлекся воображением: волшебство его более способно пугать. Ныне и дети мало читают персидские и арабские сказки, ибо не верят уже коврам-самолетам, а в «Руслане» чудеса столь же невероятны. Но еще более надобно сожалеть, что он представляет часто такие картины, при которых невозможно не краснеть и не потуплять взоров. <...>
Тогда как во Франции в конце минувшего столетия стали в великом множестве появляться подобные сему произведения, произошел не только упадок словесности, но и самой нравственности.
Пожелаем успеха нашей литературе и чтоб писатели и поэты избирали предметы, достойные своих дарований. Цель поэзии есть возвышение нашего духа - чистое удовольствие. Картины же сладострастия пленяют только грубые чувства. Они недостойны языка богов. Он должен возвещать нам о подвигах добродетели, возбуждать любовь к отечеству, геройство в несчастиях, пленять описанием невинных забав. Предмет поэзии - изящное. Изображая только оное, талант заслуживает дань справедливой похвалы и удивления.
Часто мы видим, что сочинение, несообразное с рассудком, не имеющее цели, противоречащее природе, ничтожное по предмету, постыдное по низким картинам, в нем изображенным, и порыву страстей - является в свет под именем великого творения, - и повсюду слышны раздающиеся ему рукоплескания... Странно, удивительно!
Н. И. Кутузов, «Сын отечества», 1820.
«Руслан и Людмила», по нашему мнению, одно из лучших поэтических произведений Пушкина, - это прелестный, вечно свежий, вечно душистый цветок в нашей поэзии. В этом создании наш поэт почти в первый раз заговорил языком развязным, свободным, текучим, звонким, гармоническим...
Аноним, «Галатея», 1839.
Нельзя ни с чем сравнить восторга и негодования, возбужденных первою поэмою Пушкина - «Руслан и Людмила». Слишком немногим гениальным творениям удавалось производить столько шума, сколько произвела эта детская и нисколько не гениальная поэма. Поборники нового увидели в ней колоссальное произведение, и долго после того величали они Пушкина забавным титлом певца Руслана и Людмилы. Представители другой крайности, слепые поклонники старины, почтенные колпаки, были оскорблены и приведены в ярость появлением «Руслана и Людмилы». Они увидели в ней все, чего в ней нет - чуть не безбожие, и не увидели в ней ничего из того, что именно есть в ней, то есть хороших, звучных стихов, ума, эстетического вкуса и, местами, проблесков поэзии. <...>
Причиною энтузиазма, возбужденного «Русланом и Людмилою», было, конечно, и предчувствие нового мира творчества, который открывал Пушкин всеми своими первыми произведениями; но еще более это было просто обольщение невиданною дотоле новинкою. Как бы то ни было, но нельзя не понять и не одобрить такого восторга; русская литература не представляла ничего подобного «Руслану и Людмиле». В этой поэме все было ново: и стих, и поэзия, и шутка, и сказочный характер вместе с серьезными картинами. Но бешеного негодования, возбужденного сказкою Пушкина, нельзя было бы совсем понять, если б мы не знали о существовании староверов, детей привычки.
Поражает полное совпадение схемы «Повести о Раме» со схемой «Руслана и Людмилы» Пушкина (колдун похищает жену, муж отыскивает колдуна, сражается с ним и возвращает жену).
Б. Л. Смирнов. Введение // Махабхарата III: Эпизоды из книг III, V. Ашхабад, 1957.
Конечно, у нас нет никаких оснований предполагать, что по каким-то переложениям или подражаниям Пушкин был знаком со «схемой» «Рамаяны» (в начале XIX в. вообще о существовании санскритского эпоса знали немногие специалисты), но подмеченное Смирновым сходство достаточно очевидно. И объясняется оно, по-видимому, тем, что Пушкин создал свою поэму, используя фольклорные сюжеты (прежде всего фольклора сказочного; ср. отмеченные под № 400, 300 и 301 в известном каталоге сказочных сюжетов Аарне, Томпсона (см.: Aarne, Thompson 1961) сказки о жене, похищенной Змеем или Кощеем Бессмертным, о юноше, разыскивающем пропавшую невесту, о герое-змееборце), сюжеты, которые столь же широко, как в России, популярны в фольклоре Индии.
П. А. Гринцер. «Первая поэма» Древней Индии // Рамаяна: Книга 1: Балаканда (Книга о детстве); Книга 2 Айодхьяканда (Книга об Айодхье). М., 2006.
В языке своей первой поэмы, используя все достижения предшественников - точность и изящество рассказа в стихах Дмитриева, поэтическую насыщенность и певучесть интонаций, «пленительную сладость стихов» Жуковского, пластическую красоту образов Батюшкова, - Пушкин идет дальше их. Он вводит в свой текст слова, выражения и образы народного просторечия, решительно избегавшиеся светской, салонной поэзией его предшественников и считавшиеся грубыми, непоэтическими. Уже в «Руслане и Людмиле» Пушкин положил начало тому синтезу различных языковых стилей, который явился его заслугой в создании русского литературного языка.
РАЗДЕЛ И СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА
АЛЕКСАНДР ПУШКИН
ВСТУПЛЕНИЕ К ПОЭМЕ «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»
История создания
Александр Пушкин начал поэму «Руслан и Людмила» в 1817 p ., когда учился еще в Лицее, а завершил 1820 г. в Петербурге. Того же года поэма появилась в российских журналах, сразу сделав имя автора знаменитым. Он послал произведение выдающемуся писателю того времени - Василию Жуковскому, которого считал своим учителем. После выхода поэмы В. Жуковский искренне обрадовался успехам юного поэта и подарил ему свой портрет с надписью: « Победителю-ученику от побежденного учителя». Ко второму изданию поэмы (вышло в свет в 1828 г.) художник специально написал вступление, навеянное рассказами няни, Арины Родионовны в Михайловском.
Край луїсомор"я1 дуб зеленый,
И золотая цепь на нем:
Каждый день, каждую ночь кот ученый
На цепи кружит том;
Идет направо - пение заводит,
Налево - сказку повіда.
Чудеса там: лісовик2 там бродит,
В ветвях русалка3 спит бледная;
На неизвестных там дорожках
Следы неслыханных ужасов;
Там хатка на курьих ножках
Без окон, без дверей стоит;
У лукоморья дуб зелены й;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот учены й
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомы х дорожках
Следы невиданны х зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
1 Лукоморье (рус. лукоморье) - морская зотока; изгиб морского (или речного) берега.
2 Леший (рус. леший) - образ в устном народном творчестве, предстает в облике очень старого лохматого деда; олицетворяет опасность, что подстерегает человека в лесу; сбивает людей а дороги, всячески вредит им.
3 Русалка - образ в устном народном творчестве, богиня водоема; в древних народных преданиях воплощен представление о том, что молодые красивые девушки живут на самом дне рек, имеют длинные волосы и рыбий хвост, завораживают и зовут людей в воду, где они могут погибнуть.
О. Куркин. Иллюстрация к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила».
В примарах там леса и долины;
Там на рассвете волна несется
На дикий берег песчаный,
И тридцать витязей прекрасных
Из волн выходят изумрудных,
Да еще и дозорный их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет гроВНОго царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
С Ягой ступа там бредет,
Вперед сама собой идет;
Там царь Кащей
над золотом чахне1;
Там русский дух...
там Русью пахнет!
И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Своих сказок меня учил.
Одну вспомнил я: добрые люди,
Пусть для вас эта сказка будет...
(Перевод Николая Терещенко)
Там лес и дол видений полны ;
Там в налого прихлы нут волны
На брег песчаны й и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод вы ходят ясны х,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет гроВНОго царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богаты ря;
В темнице там царевна тужит,
А буры й волк ей верно служит;
Там ступа с Бабой Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей
над златом чахнет;
Там русской дух...
там Русью пахнет!
И там я бы л, и мед я пил;
У моря видел дуб зелены й;
Под ним сидел, и кот учены й
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку э ту
Поведаю теперь я свету...
Ю. Валкович. Иллюстрация к поэме
О. Пушкина «Руслан и Людмила». Вторая половина XX ст.
Комментарии
Кто такой кот ученый и почему именно этот образ подан в начале вступления к поэме «Руслан и Людмила»? Кот с традиционным образом в сказочных произведениях разных стран. В древности люди считали, что кот с добрым духом дома и хранителем детей. Кроме того, поскольку кот наделен свойством видеть не только днем, но и ночью, ему приписывали способность ведать то, чего не знали люди. То есть это был кот-вещун, другими словами, -
«кот ученый», «ученость» которого измерялась не знаниями, а мудростью.
В народных преданиях кот также наделялся свойством говорить - кот-баюн (древнерус. баять, то есть рассказывать). Итак, кот в пушкинском произведении воплощает вечную мудрость человечества, в том числе древнего фольклора (он поет песни, рассказывает сказки). Во вступлении этот образ создает атмосферу домашности и одновременно сказочности, таинственности.
Дуб зеленый - это воплощение вечности жизни, его постоянного коловорота, обновление, целостности. Дуб был священным деревом у разных народов, в том числе славянских. Обожествление дуба в глубокой древности связано с его долговечностью, исключительной прочностью древесины, из которой люди делали жилье и Другие вещи. Дуб также воплощает единство человека и природы.
Работа с текстом
1. Назовите сказочных персонажей, которых поэт упоминает во вступлении к поэме «Руслан и Людмила».
2. Назовите волшебные предметы, которые упоминаются в произведении, вспомните, в каких народных сказках они используются, определите свойства этих предметов.
3. Возможно в любом фольклорном произведении сочетание героев и волшебных предметов из разных сказок? Почему это стало возможным в произведении А. Пушкина?
4. Как вы поняли выражения русский дух. Русью пахнет? Раскройте их значение в произведении.
Сравните российский оригинал и украинский перевод произведения и ответьте на вопросы.
1. Все персонажи, что есть в оригинале, присутствуют в переводе М. Терещенко?
3. Отметьте места, где есть расхождения оригинала и перевода. Как вы думаете, почему не все составляющие оригинала можно абсолютно точно перевести на другой язык?
Красота слова
Александр Пушкин в стихотворении дважды использует слово «золото» в значении драгоценного металла, ценности. В первом случае - это золотая цепь на дубе, по нему ходит кот ученый, рассказывая свои сказки и распевая песни. В другом месте мы читаем о золоте царя Кащея, над которым он чахнет. Представьте себе золотую цепь на зеленом дубе, кота у него... Автор создал для читателя замечательную картину, а золотой цвет только подчеркивает эту красоту, открытую для всех. А теперь попробуйте представить Кащея и его золото. Автор уже не подсказывает нам подробностей, акцентирует внимание только на одном слове - чахнет, что означает гибель Кащея.
Сравните иллюстрации Ю. Валковича и О. Куркина к стихотворению О. Пушкина. Найдите общее и отличное в них. Как художники подчеркнули, что они иллюстрируют именно литературную, а не народную сказку?
Александр Сергеевич Пушкин приглашает нас в мир славянского волшебства. Мы вчитываемся в строки, которыми открывается поэма Пушкина «Руслан и Людмила», и что-то пленительное, родное, таинственное и немного пугающее открывается нам в этих строчках:
«У лукоморья дуб зеленый (рис. 1);
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Рис. 1. Дуб зелёный
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…» (рис. 2)
Рис. 2. Иллюстрация к строчкам из пролога
Эти стихи кажутся простыми и прозрачными, но стоит помнить, что каждое слово у Пушкина, как правило, содержит какой-то секрет.
Мотивы славянской мифологии в сюжете поэмы «Руслан и Людмила»
Рассмотрите слово лукоморье. Русский писатель Владимир Набоков с досадой рассказывал, как один раз иностранный переводчик перевёл это слово так «на берегу лукового моря».
Действительно, в слове лукоморье спрятались два корня лук и мор, а о – соединительная гласная между ними.
В древнерусском языке лукоморье – это изгиб, морская излучина, побережье, залив. А ещё словом лукоморье древние славяне называли особое пространство – центр Вселенной, то место, в котором растёт Мировое Древо.
Мировое Древо – это нечто вроде магического стержня, на котором держится Вселенная. Дерево это находится на пересечении двух земных пространств. Одно пространство – «своё» – знакомое, родное, а другое – неизведанное, мистическое и пугающее. Для древнего человека очень важным оказывается это противопоставление – своё и чужое.
По вертикали Мировое Древо тоже находится на пересечении двух пространств: мир небесный (ветви дерева как бы упираются в небо) и потусторонний (корни его уходят в мир тёмный) (рис. 3).
Рис. 3. Мировое древо
И дуб в стихах Пушкина тоже не простой. Но всё же это не грозный страж между мирами, а символ русской древности, поэтического вдохновения.
Охраняет этот дуб непростое существо – кот учёный (рис. 4).
Рис. 4. Кот учёный
Конечно, мы понимаем, что слово учёный вряд ли означает, что он дрессированный, скорее это кот, знающий человеческий язык, владеющий какими-то волшебными словами. У образа учёного кота есть свой славянский предшественник.
В славянской мифологии мы находим такое существо, как Кот Баюн (рис. 5).
Рис. 5. Кот Баюн
Почувствуйте это слово. Рассмотрите однокоренные слова:
Кот Баюн – баюкать
– баюшки-баю
Все эти однокоренные слова восходят к праславянскому глаголу баять – говорить красиво, усыпляюще, убедительно.
В древней мифологии Кот Баюн – не просто сказочное, волшебное существо, но ещё и существо грозное и даже страшное. По поверьям древних славян, Кот Баюн обитает как раз в том месте (в центре Вселенной), в котором находится магическая сила. Кот Баюн живёт на железном столбе, разделяющем мир «свой» и «чужой». Он надзирает над этими мирами: то поднимается на столб, то спускается с него. Спускаясь по столбу, Баюн поёт, поднимаясь – рассказывает сказки. У него настолько громкий голос, что слышно его за много-много вёрст (рис. 6).
Рис. 6. Кот Баюн
Сам кот отличается небывалой силой. Одолеть его может разве что Иван Царевич, но и ему приходится очень постараться. Чтобы не слышать чарующего убаюкивающего пения (это пение может погубить человека), Иван-Царевич надевает железный колпак, чтобы справиться с котом – железные рукавицы. Таким образом, Ивану-царевичу удаётся победить чудище, доставить его во дворец к царю-батюшке, и там кот начинает служить царю: лечить убаюкивающим пением и рассказывать дивные сказки.
В стихотворных строчках Пушкина это уже не чудовище, а, скорее, добрый приятель автора. Кроме того, кот сидит не на железном столбе, а на дубе. И ходит он не вверх и вниз, а направо или налево. Выбор пути – очень частый элемент волшебной сказки, когда герой выбирает свою дальнейшую судьбу.
В сказке открывается перед нами мир древней славянской мифологии, и конечно, эта мифология языческая. Русь приняла христианство, но верования её ещё очень долгое время содержали в себе язычество.
Древнеязыческий миф основывался на противопоставлении «своего» и «чужого». «Свой мир» (благополучный, понятный, естественный, привычный) не содержал в себе тревожных, непонятных свойств. А мир потусторонний, конечно же, вызывал тревогу, ведь именно оттуда приходят оборотни, злые духи, ведьмы. По мере того как языческие верования уходят, уходит и страх перед «чужим миром», и таким образом появляется сказка. В сказке уже герой может победить злую Бабу-Ягу, он уже может пойти в Тридесятое царство (а это как раз и есть тот «чужой мир») и вернуться живым и здоровым. Сказка – это просветлённый, переосмысленный древний мир.
Если в древнем мифе встреча с потусторонним пространством почти однозначно была связана со смертью, то теперь почти во всех волшебных сказках мы видим другую схему. Герой отправляется за своей целью (это может быть какой-то волшебный предмет, это может быть Жар-птица или таинственная невеста), преодолевает некоторую границу. В этом Тридевятом царстве ему встретятся необычные существа: волк-оборотень, Баба Яга (рис. 7), Кощей Бессмертный.
Рис. 7. Баба Яга
Герой будет проходить испытания, в которых ему встретятся волшебные помощники, которые помогут ему справиться с нереальной задачей, поставленной перед ним. Таким образом, герой достигнет своей цели и, благополучно преодолев границу, вернётся домой. Возникает уже совершенно другое ощущение. Уже нет страха перед миром «чужим», а скорее и в народных сказках, и в сказках Пушкина мы чувствуем необычную атмосферу древности. И нам очень хочется в неё окунуться. Аромат этой древности, её атмосфера и вправду пленительны.
Использование и значение непривычных слов
Обратите внимание на слово дол. Это место не совсем обычное. Это не ровное, просторное поле, где всё видно, не гора, которая открыта всем, а нечто сырое и таинственное. И мы погружаемся в атмосферу тайны. Это самое подходящее место для встречи с необычным.
Рассмотрим некоторые, не совсем привычные, слова. Например:
«Там о заре прихлынут волны…»
Предлог о в данном случае является синонимом предлога на . Предлог о очень древний. Часто в русских сказках он встречается нам в каком-то не совсем привычном значении. Например, «змей о трёх головах» означает «змей с тремя головами». Такое нестандартное, несовременное использование предлога о придаёт строчке Пушкина ощущение древности и старины.
«И с ними дядька их морской…»
Слово дядька означает воевода, командующий.
«В темнице там царевна тужит…» (рис. 8)
Рис. 8. Царевна и бурый волк
Тужит – однокоренное слово туга – грустит, печалится. Очень часто девушка в русской народной сказке оказывается беззащитной перед злом. Василиса Прекрасная, Алёнушка, Марья Царевна могут надеяться только на героя, который вернётся из «чужого мира», благополучно преодолеет испытания и спасёт её.
«Там царь Кощей над златом чахнет…»
Чахнет – слабеет от жадности, от напряжения, мучается от своего богатства (рис. 9).
Рис. 9. Кощей
Сколько смысла, сколько красоты откроется перед вами, когда вы просто поработаете со значением непонятных слов.
Церковный славянизм
Церковнославянские слова (церковнославянизмы) очень похожи на слова русские. В корне церковнославянского слова вместо двух привычных гласных мы находим другой звук и другую букву.
Сравните слова:
Церковнославянизмы
Заклать
Млечный
Русские слова
Голова
Заколоть
Молодой
Сторона
Молочный
Эти слова создают особое возвышенное, торжественное, древнее звучание. Обращайте на них внимание, когда читаете художественные тексты.
Сказочные образы в поэме «Руслан и Людмила»
Попытайтесь всмотреться в сказочные образы, которые встречаются в стихах Пушкина.
Подумайте, о каких существах говорит автор, употребляя фразу «следы невиданных зверей». Это могут быть такие существа, как звери-оборотни, говорящие человеческим языком, – волк, медведь. Эти существа ведут себя двойственно: они угрожают герою, представляют для него опасность или, наоборот, помогают ему, порой даже спасают ему жизнь.
«Там лес и дол видений полны…»
Пушкин специально не говорит, что это за видения, чтобы пробудить читательскую фантазию. Видения – это что-то настолько необычайное, открывающееся нашему взору, что мы не верим своим глазам. Может быть, это волшебные славянские птицы – Сирин, Алконост, Гамаюн или Финист – Ясный сокол (рис. 10). Это волшебные птицы, вещие птицы, которым открывается будущее, которые поют песни своими неземными, чарующими голосами.
Рис. 10. Сирин и Алконост
У Пушкина упоминается Леший (рис. 11), или, как его называли на Руси, Лешак, – лесовик, лесной хозяин. Славяне верили, что к тем, кто хорошо относится к лесу, лесовик будет благосклонен, он поможет собрать лесные дары и благополучно выйти из леса, не заблудиться. А к недобрым людям он милосерден не будет: он заставит их плутать, голодать, он будет кричать страшным голосом. У лесовика много голосов: он может кричать по-человечьи, по-птичьи, он может причитать и всхлипывать, он может превращаться в птиц и животных и даже в человека.
Рис. 11. Леший
Ещё один мифический персонаж – русалка. Интересно, что русалка у Пушкина не выходит из моря, а сидит на ветвях (рис. 12).
Рис. 12. Русалка
Дело в том, что у древних славян русалка не была морским существом. Первоначально это была обитательница полей. Это вовсе не то кроткое и нежное существо, каким представлена Русалочка из сказки Андерсена или из мультфильма Диснея.
Русалка – это красавица, которая зачаровывает путников и губит их. Русалку, как считали славяне, можно распознать вовсе не по рыбьему хвосту (это придумали гораздо позже), а по длинным распущенным волосам. Волосы эти были, как правило, русого цвета. Именно от слова русый историки отсчитывают название этого существа. «Ходит, как русалка»– так говорили на Руси о простоволосой девушке (рис. 13).
Рис. 13. Русалка
Крестьянская девушка ни в коем случае не могла ходить с распущенным волосами – у неё должна была быть коса или какая-нибудь другая причёска. Только существо из «чужого мира», каким является мир русалки, может позволить себе вести себя не так, как это принято в мире «своём», родном и привычном, именно потому, что она пришла из потустороннего мира.
В стихотворных строчках Пушкина русалка, конечно, не думает кого-нибудь губить. Она сидит на ветвях. Читатель удивляется этой волшебной картине. И снова перед нами языческий мир в его преобразованном, просветлённом виде.
«И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных…»
«В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор»
(рис. 14).
Рис. 14. Черномор и витязи
Пушкин, создавая свои сказки, ориентировался на сказки народные, которые очень любил. Не раз ещё встретятся его слова:
«Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!» – так он однажды написал своему брату.
Образованный человек, владеющий несколькими языками, обладающий колоссальными знаниями по истории и другим наукам, Пушкин никогда не относился к фольклору, как к выдумкам неразвитого народа. Наоборот, он видел в фольклоре правду, глубину и необыкновенную поэтичность.
Вот ещё один авторский намёк на собственный текст:
«Колдун несёт богатыря…»
«Руслан, не говоря ни слова,
С коня долой, к нему спешит,
Поймал, за бороду хватает,
Волшебник силится, кряхтит
И вдруг с Русланом улетает…
Ретивый конь вослед глядит;
Уже колдун под облаками;
На бороде герой висит;
Летят над мрачными лесами,
Летят над дикими горами,
Летят над бездною морской;
От напряженья костенея,
Руслан за бороду злодея
Упорной держится рукой».
Кроме карлика Черномора, в тексте упоминается ещё один недобрый персонаж. Как раз упоминание о нём вносит в спокойное величественное звучание явные нотки тревоги.
«Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой…»
Баба Яга – это не просто сказочный персонаж. Корни этого образа очень древние. Баба Яга живёт в особой избушке на курьих ножках (рис. 15).
Рис. 15. Избушка на курьих ножках
Эта деталь имеет историческую природу. Древние славяне ставили свои деревянные дома на возвышения – пеньки с подрубленными корнями, чтобы дерево не сгнивало. Эта деталь была особым образом переосмыслена. Получается, что избушка Бабы Яги сама по себе полуживая, в неё невозможно попасть иначе, как каким-то волшебным способом, только Баба Яга может туда войти, потому что ни окошек, ни дверей нет.
В древних сказках Баба Яга окружает своё жилище человеческими костями и головами. Это неспроста. Дело в том, что в представлении древних славян Баба Яга – это страшное, безобразное, полуистлевшее существо, которое олицетворяет собой смерть (рис. 16).
Рис. 16. Баба Яга
Только потом, когда миф преобразуется в сказку, Баба Яга становится существом, с которым можно договориться, которое уже можно перехитрить, которое порой даже готово оказать помощь.
Лорелея
Образы прекрасных обитательниц полян и вод, лесных дев, нимф и русалок, в целом характерны для европейской мифологии. Одним из таких сюжетов является сюжет о волшебной деве, которая сидит на утёсе, расчесывает свои длинные волосы, смотрит в воду, и от её чарующего пения путники погибают, потому что заслушиваются и не чувствуют опасности. Это немецкий сюжет о Лорелее. Прочитаете и послушайте, как пишет, воссоздаёт его немецкий поэт Генрих Гейне:
Лорелея
Не знаю, что стало со мною,
Душа моя грустью полна.
Мне все не дает покою
Старинная сказка одна.
День меркнет. Свежеет в долине,
И Рейн дремотой объят.
Лишь на одной вершине
Еще пылает закат.
Там девушка, песнь распевая,
Сидит высоко над водой.
Одежда на ней золотая,
И гребень в руке – золотой.
И кос ее золото вьется,
И чешет их гребнем она,
И песня волшебная льется,
Так странно сильна и нежна.
И, силой плененный могучей,
Гребец не глядит на волну,
Он рифов не видит под кручей, –
Он смотрит туда, в вышину.
Я знаю, волна, свирепея,
Навеки сомкнется над ним, –
И это все Лорелея
Сделала пеньем своим.
Подумайте, каких ещё общих персонажей можно найти в русской мифологии и в мифологии других европейских стран.
Звукопись
Послушайте, как автору удаётся создать ощущение зловещей тишины:
«Избушка та на курьих ножках…»
Повторение шипящих звуков уже создаёт ощущение шепота. Перед вами особый приём, который называется звукопись. Это очень похоже на живопись, только эффект создаётся не при помощи красок, а при помощи особым образом подобранных звуков. Эти звуки как бы имитируют звуки окружающей действительности, они создают то или иное впечатление по ассоциации:
«Там лес и дол видений полны…»
Гласные звуки о как бы раздвигают пространство, и мы видим, какое оно широкое и безграничное. Звук л (плавный, один из самых красивых русских звуков) создаёт ощущение гармонии, и мы чувствуем, как по этому пространству бежит лёгкий ветер.
«…Там о заре прихлынут волны…»
Повторяются те же самые звуки.
«…На брег песчаный и пустой…»
Сначала читатель чувствует, что волна прибывает, чувствует её напор, а потом она уходит и оставляет за собой пустой песок.
Аллитерация
Звукопись – это особый инструмент, при помощи которого автор усиливает то или иное впечатление, он создаёт особую музыку текста.
Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.
Ассонанс – повторение гласных звуков – в отличие от аллитерации.
Поищите аллитерации и ассонансы в стихах Пушкина. Старайтесь замечать не просто звуки с определённой, немножко неестественной частотой, но и попытайтесь почувствовать, какое при этом создаётся впечатление.
Употребление древних коротких слов
Обратите внимание, что дуб опоясан не золотой цепью, а златой. Это необычное слово. Волны прибывают не на берег, а на брег. Такие короткие древние слова, как правило, являются церковнославянскими по происхождению.
Церковнославянский язык – это язык древней письменности. Уже во времена Пушкина он воспринимается как нечто архаичное, то есть древнее, связанное с глубоким прошлым. Пушкин включает эти слова в свой текст, чтобы усилить ощущение старины, которое возникает у читателей.
«И там я был, и мёд я пил…»
Такими строчками обычно заканчиваются народные сказки. Но в данном случае автор приглашает читателей с собой. Он включает нас в круг тех, кому будет рассказано о древних тайнах, мы становимся сопричастными к сказочным событиям.
Волшебный мир Пушкина
На этом уроке вы побывали в волшебном Лукоморье русской сказки благодаря Александру Сергеевичу Пушкину и его вступлению к поэме «Руслан и Людмила» (рис. 17).
Рис. 17. Лукоморье
Вы словно своими глазами увидели персонажей русской народной сказки. Вы узнали, что русская народная сказка свои корни находит в древней языческой мифологии, где весь мир разделен на «свой» и «чужой». Он полон чудес, опасностей и приключений. Приглашением в этот мир становятся для нас строчки Пушкина.
Вопросы к конспектам
1. В какой мир переносит читателей начало поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»? Охарактеризуйте его.
2. Образы каких существ славянской мифологии используются в прологе поэмы «Руслан и Людмила»? Как они переосмыслены в произведении?
3. Какими художественными способами пользуется автор при создании образной атмосферы в прологе поэмы «Руслан и Людмила»?