Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Восточная архитектура. Стили архитектуры.Архитектура Востока.Византийская архитектура.Античный стиль Декор и аксессуары

Восточный стиль – этническое направление в архитектуре и интерьере помещений. Его формирование и развитие наблюдалось в таких странах, как Китай, Индия, Япония, Индонезия, Вьетнам, Филиппины и Малайзия. Строго говоря, восточный стиль как единое направление представлен только двумя странами из этого списка – Китаем и Японией. Другие страны больше относятся к Колониальному течению. В широком понимании понятие Восточный стиль в интерьере включает в себя три направления: , Китайский и японский стили.

История возникновения

Восточное направление имеет два названия:

  • Исламский (мусульманский). Вавилон – Висячие сады Семирамиды, являющие собой настоящий рай на фоне пустыни. В Индии (7 век) был создан Тадж-Махал – наиболее известный ансамбли, выполненный в мусульманском стиле.
  • Мавританский. Возник в 14-15 веках в Индии на основе исламского стиля. Ярчайшие примеры этого направления – сады Хенералифе и Альгамбри. Их отличительной чертой стало появление комнат на свежем воздухе и «патио» (композиция, состоящая из двориков и стен, их окружающих).

Стиль возник в странах, в которых не было достаточно широкого доступа к воде. Поэтому его характерной чертой стало почитание этой природной стихии.

Современное направление

Сегодня широко используется два основных направления этого стиля: и . Для большинства современных потребителей восточный стиль в интерьере ассоциируется с фен-шуем, который является ярчайшим примером китайского стиля. Он характеризуется строгой пространственной организацией – каждая деталь строго имеет свое место в комнате. Простая плетеная мебель, ширмы и завораживающие цветовые решения завершают образ четкой упорядоченности элементов.

Простота и лаконичность форм – вот основные принципы, которыми руководствуются дизайнеры при создании комнат в восточном японском стиле.

Современное направление популярно не только в области интерьерных решений, но и в пошиве одежды. На фото изображены платья в восточном стиле, на основе которых сегодня изготавливается масса моделей женских нарядов.

Архитектура

Для архитектуры востока характерно сочетание нескольких стилевых направлений. Она развивалась под влиянием религиозных, культурных, политических и социальных явлений.

Для архитектуры средневековой Европы был характерен готический стиль. Изначально применялась , а в последствии стала проникать и в прочие сферы жизни.

Элементы восточного стиля: яркость дизайна и обтекаемость форм – отличительные особенности .

Мавританский архитектурный стиль

На возникновение и развитие мавританской архитектуры повлияли два стиля: испанский и берберский.

Зодчество прошло три основных этапа:

  • Белая мечеть в Кордове – главный пример первого периода.
  • Башни Алькасар и Хиральда (Севилья) – образцы второго периода, который также называют переходным.
  • Гренадские дворцы Хенералифе и Альгамбра.

Исламская архитектура

К архитектуре относятся религиозные и светские здания и учреждения. Исламское зодчество возникло в 7- веке, после чего развивалось и распространялось в Испании, Северной Африке, Малой Азии, Иране, Индии, на Кавказе и в Средней Азии. Типичным построением является мечеть.

Мечеть – сооружение для богослужения мусульман.

Мечеть бывает нескольких разновидностей, отличающихся по функциональной направленности:

  • Квартальная мечеть – здание для ежедневных молитв, где также проводятся различные собрания для жителей квартала.
  • Намазох – открытая мечеть (крупная), расположенная загородом. Тут проводились важнейшие для мусульман праздники – Ураза-Байрам и Курбан-байрам.
  • Джума-мечеть – для пятничной молитвы. Устанавливалось в крупных городах (Багдад, Стамбул).
  • Мечеть (при медресе, мавзолеях праведников, ханаках).

Интерьер

Значительная популярность восточного стиля в европейских странах приходится на начало 18-го столетия, и до сегодняшних дней он не утратил своей популярности.

Экзотические узоры, невероятное разнообразие ярких цветов, уникальный декор и орнаменты, а также шикарные ткани – все это привлекло внимание европейцев к новому интерьерному течению.

Бамбук из Дальнего Востока получил применение в мебельном деле, а ассортимент драпировок пополнился лёгкими плотными тканями из зарубежья. Это некоторым образом внесло свои элементы в .

Для более детального изучения этого направления рассмотрим в отдельности интерьер каждой комнаты:

  • Для спальни в восточном стиле характерно использование низких и широких кроватей, покрытых пледами или покрывалами красочных расцветок. Рядом с ложем устанавливаются прикроватные тумбочки кубической формы, на которых можно установить светильники по типу бумажных фонариков. На фото изображена современная спальня, где кроме перечисленных деталей в общую композицию входят подушки ярких цветов, а также изобилие текстиля (занавески, шторы в восточном стиле).
  • Гостиная Востока – особенное место. Полы гостиной комнаты в восточном стиле выполняются из бамбука (популярен в Азии), однако чаще всего в интерьер современных жилых помещений можно встретить паркет или ламинат светлого тона. В центре потолка устанавливается люстра в восточном стиле. Для создания уютной обстановки используются ковры с восточными орнаментами (с длинным ворсом) и напольные подушки. На фото изображена гостиная, широкие окна которой завешаны шторами в восточном стиле.
  • Ванна в восточном стиле устанавливается в центре комнаты, а рядом с ней устанавливается небольшой столик круглой формы. Декоративным украшением может служить блюдо, наполненное разноцветными камнями, или ваза с бамбуком. Для отделки комнаты используется керамическая плитка в восточном стиле (композиции насыщенных оттенков).
  • Интерьер кухни в восточном стиле предполагает отсутствие лишних деталей и лаконичностью. Общая композиция с лихвой дополнена изобилием серебряной и медной кухонной утварью, элементами декора из цветного стекла. Если размеры комнаты позволяют, то в углах можно установить большие напольные вазы с азиатскими орнаментами. Пол (как и в ванной) покрывается разноцветной плиткой. Грамотно подобранные детали позволяют сохранить общий размер комнаты, а при необходимости даже визуально его увеличить. На фото малометражная кухня в восточном стиле, где изобилие ярких элементов не влияет на небольшие размеры свободного пространства.

Цветовая гамма

Невероятное разнообразие цветовой палитры является для этого направления важной чертой. Основные цвета для отделки комнаты – кремовый, песочный или терракотовый. Для обивки мебели в восточном стиле и тканевых элементов декора – ярко-красный, белый, голубой, золотой, коричневый, зеленый, перламутровый.

Материалы

Интерьер восточного направления наполнен натуральными материалами для отделки и декорирования помещений. Для отделки используется камень, дерево, бамбук, а стены покрываются известняком или мрамором. Применяется много тканевого материала: парча, шелка, атлас. Из этих тканей и по сей день шьется одежда в восточном стиле. , то шторы в такую гостиную будут выглядеть массивно, но в то же время элегантно.

Полы и стены

Традиционное напольное покрытие – древесина или бамбук. На фото комната в восточном стиле, пол которой покрыт толстыми бамбуковыми стеблями. Также используются натуральные полудрагоценные камни. Это могут быть мрамор, бирюза, песчаник или оникс.

Широкие плиты камня декорируются надписями вязи, орнаментами, животными или растительными мотивами.

Поверхность стен отличается гладкостью и отсутствием каких-либо рельефов. В значительной степени применяется мрамор, известняк и полудрагоценные камни. Экономным вариантом станут обои в восточном стиле. Для больших помещений идеально подойдет роспись стен в восточном стиле – в малометражных домах или квартирах этот прием будет визуально уменьшать пространство комнаты.

Окна

Окна имеют простую прямоугольную форму, изготавливаются преимущественно из дерева. Для декорирования используются полупрозрачные занавески приятных оттенков (бежевый, светло-желтый или розовый, голубой). Применяются также деревянные (горизонтальные) или тканевые (вертикальные) жалюзи.

Декор и аксессуары

Глубина образа открывается благодаря множеству декоративных аксессуаров. Детали деревянной мебели украшаются инкрустацией или изящной резьбой.

На небольших полочках, комодах, столиках и прочей мебели устанавливаются статуэтки, вазы с экзотической росписью, различные элементы из бамбука, чаши с благовониями (из серебра и фарфора) или кувшины с широким горлышком.

Поверхности стен пестрят красочными веерами или коврами, на которых могут находиться коллекции оружия.

Фото детально показывает декорирование комнаты в восточном стиле, где в общий интерьер гармонично вписываются перечисленные аксессуары.

Изысканная люстра в восточном стиле, установленная в центре потолка, придает пространству особенный колорит.

Кальян – не только деталь декора, но и функциональный элемент, который создает непринужденную атмосферу безмятежности.

Индийские и арабские направления славятся изобилием светильников (напольных и настенных), изготовленных из натурального камня, шелка или бумаги, а также сложной резьбой.

Тайский, японский, китайский и . Он отличается пестротой деталей и колоритными легкими формами композиций. Интерьер восточного направления используется при обустройстве современных жилых помещений и зданий коммерческого типа (стилистических кафе, ресторанов, ).

Историю арабской архитектуры можно условно разделить на 4 этапа:

  • 1. доисламский период (до 7 в. н. э.), когда на земли арабов оказывали влияние ныне исчезнувшие соседние империи; основным отличием является наличие языческих элементов, которые запрещены последней религией;
  • 2. исламский - особое внимание уделялось строительству мечетей, медресе и административных зданий; наблюдается совершенствование государственного строя и улучшение инфраструктуры крупных населенных пунктов;
  • 3. османский - действовал по большей части в Сирии, Ираке, Ливане, Саудовской Аравии и Палестине; после него надолго осталась мода на турецкий стиль, который наблюдается в некоторых районах и по сей день;
  • 4. современный (начало 20 века - нынешнее время) - отличается слиянием с западными модными направлениями и применением новейших технологий Европы, Америки и Дальнего Востока.

У ислама не было своих художественных традиций, поэтому искусство в покоренных странах сознательно ориентировалось на местные традиции. Религиозная идеология ислама поставила перед архитектурой новые задачи. Появляются мечети, а также медресе и мавзолеи.

Основополагающее значение для формирования архитектуры арабов имело очень развитое по формам и конструкциям зодчество Ирана эпохи династии Сасанидов (226-651 гг.). У них арабы переняли схему культовых построек - мечетей и мавзолеев - центричного сооружения, завершенного куполом повышенных эллиптических очертаний. Купол своим основанием опирался на четыре стоны основного квадратного объема и на небольшие арочки - тромпы, перекинутые в угловых частях. Формы арок в архитектуре арабов были различны. Обычный и самый простой из применяющихся типов - арка подковообразная, стрельчатая однолопастная, иногда трехлопастная. В Индии распространена была стрельчатая килевидная, более пологая арка. Для мавританской Испании характерна подковообразная арка, использовалась и много лопастная зубчатая.

Основным строительным материалом арабов являлся обожженный кирпич, отчасти камень - известняк, песчаник; поливную керамику - фаянс и майолику; дерево, гипс, тростник. Мрамор использовался, в частности, для небольших колонок, поддерживавших своды, которые применялись в архитектуре западных и африканских районов арабо-мусульманского мира. Арки повышенных очертаний выкладывались обычно из кирпича. Нередко на них опирались распространенные в мусульманской культуре, наряду с куполами, не подшитые снизу деревянные балочные перекрытии, которые обрабатывались орнаментом.

Пространственной организацией мечеть значительно отличается от христианского храма. В основе своей она имеет две части и состоит из обширного двора с колодцем для ритуальных омовений и из собственно молельни. Двор окружен колоннадой, а со стороны, обращенной к Мекке, к нему примыкает молельня в виде обширного многонефного пространства, разделенного рядами колонн, с нишей в стене (михраб), где хранится коран. Для чтения корана здесь оборудована деревянная или каменная кафедра. В целом это просторное многонефное помещение, которое снаружи выглядит как простое прямоугольное строение. Наружный облик дополняется минаретами, с которых верующие призываются к молитве. Это стройные призматические (например, в Испании и Марокко) или цилиндрические (в Персии и Турции) башни с галереями, видимо, берущие начало от исходных форм и функций звонницы. Но наряду с культовыми возводились и другие здания - дворцы, торговые дома, инженерные сооружения, жилые дома.

Основные приемы в области архитектуры арабов - наличие дворового принципа организации плана зданий с галереями по периметру двора, плоские покрытия и кровли, в центричных помещениях - специфических повышенных очертаний с легкой стрельчатостью купола.

Зодчество мусульманских стран отличалось активным применением мелкомасштабного орнамента, преимущественно неизобразительного, равномерно заполнявшего ту или иную отведенную для него поверхность.

Замки возводились из камня чаще всего по следующей системе: квадрат мощных стен с башнями, в середине - двор, обстроенный помещениями. Одним из самых значительных был замок Хирбат ал-Марфджар (8 век), включающий помимо жилья мечеть, монументальную баню и другие постройки.

Помещения окружали двор в два этажа и были перекрыты кирпичными сводоми. Выделяется баня - квадратный многоколонный зал площадью около 30*30 м, напоминающий ахеменидскуюападана, но но перекрытый сводами. В центре высился купол на парусах. Отделка отличаласьбогатством; в декоре соединились античные и восточные традиции (коринфские капители, мраморная облицовка, мозайка и т. п.)

Когда Дамаск становится столицей халифата, складывается тип колонной мечети. Большая мечеть в Дамаске построенная в 708 г. Стала прообразом нового архитектурного типа. Занимая значительную площадь (157*100 м), мечеть делится на трехнефный молитвенный зал глубиной 37 м и обширный двор. Главная ось, ориентированная поперек нефоф, закреплена куполом на пилонах с трехчастной аркой между пилонами со стороны двора и расположенным у стены главным михрабом - украшенной декором священной нишей. Двухъярусные аркады интерьера высотой около 15 м несут плоский балочный потолок. Открытые во двор арки покоятся на квадратных в сечении столбах; внутренние арки, слегка подковообразной формы и со слабовыраженной стрельчатостью, опираются на мраморные коринфские колонны, детали которых говорят об их византийском происхождении. О византийском влиянии говорят и сохранившиеся орнаменты в отделке интерьера: низ стен был облицован мрамором, верхняя часть до потолка была сплошь покрыта мозайкой на золотом фоне. По общей площади мозаичных изображений мечеть превзошла византийские образцы. Однако трактовка форм здесь отличается самобытностью. В многоколонном зале, имеющем 19 нефов и свыше 600 колонн, доминирует оригинальная по своей разработке аркада из двух ярусов самонесущих арок. Сочетание видимого в перспективе «леса колон» с ажурными арками, подчёркнутыми клинчатой кладкой из белых и красных камней, образует в пространстве богатый и красочный узор, проникнутый сложным орнаментальным ритмом. Вместе с ием соразмерное построение аркады в плане и по высоте подчинено строгой логике. Выделены главный неф и отдельные подкупольные ячейки. Интерьеры под куполоми, акцентрированные декором, украшены сложной системой пересекающихся арок - полуциркульных, трех и пятилопастных.

В последующих столетиях в арабских странах ведущими типами минаретов становятся тонкая, столпообразная, кверху скругляющаяся и суживающаяся вертикаль.

В арабских странах широкий размах приобрело строительство инженерных сооружений, особенно гидротехнических. Засушливый климат побуждал к созданию развитой системы ирригации, устройству водоемов, крытых резервуаров, водопроводов, водоемы, облицованные камнем круглой или полигональной формы, оштукатуренные гидроизоляционным раствором и огражденные парапетом, часто достигали огромных размеров (водоем в Кайруане, диаметр - 128 м), к ним примыкали сооружения отстойников, сводчатые цистерны, акведуки и другие сооружения.

Основополагающее значение для формирования арабской архитектуры имело очень развитое по формам и конструкциям зодчество Ирана эпохи династии Сасанидов (226-651 гг.). От Сасанидов арабы восприняли композицию центричного сооружения, завершенного куполом повышенных эллиптических очертаний. Подобный прием использовался ими для культовых построек - мечетей и мавзолеев. Купол своим основанием опирался на четыре стены основного квадратного объема и на небольшие арочки - тромпы, перекинутые в угловых частях последнего.

Заметим сразу, что формы арок в архитектуре арабов были различны. Обычный и самый простой из применявшихся типов - арка подковообразная, стрельчатая однолопастная, иногда трехлопастная. В Индии распространена была стрельчатая килевидная, более пологая арка. Для мавританской Испании характерна подковообразная арка, использовалась здесь и многолопастная зубчатая.

Основным культовым зданием ислама стала мечеть, где собирались для молитвы последователи пророка. Мечети, состоящие из огороженного двора и колоннады (положившие начало «дворовому», или «колонному», типу мечети), в 1-й половины 7 в. были созданы в Басре (635), Куфе (638) и Фустате (40-е гг. 7 в.).

Колонный тип надолго остался основным в монументальной культовой архитектуре арабских стран и оказал воздействие на мусульманское зодчество Ирана, Кавказа, Ср. Азии, Индии. В архитектуре получили развитие также купольные постройки, ранний образец которых представляет восьмигранная мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме (687-691). В дальнейшем куполами завершают различные культовые и мемориальные здания, чаще всего увенчивая ими мавзолеи над могилами известных лиц.

С 13 в. доначало 16 в. зодчество Египта и Сирии было тесно взаимосвязано. Велось большое крепостное строительство: цитадели в Каире, Халебе и др. В монументальной архитектуре этого времени пространственное начало, доминировавшее на предшествующем этапе (дворовая мечеть), уступило место грандиозным архитектурным объёмам: над гладью мощных стен и большими порталами с глубокими нишами вздымаются высокие барабаны, несущие купола. Для украшения стен снаружи и в интерьере наряду с резьбой широко применяется инкрустация разноцветным камнем. В Ираке в 15-16 вв. в декоре используются цветная глазурь и позолота (мечети: Мусы аль-Кадима в Багдаде, Хусейна в Кербеле, имама Али в Неджефе).

Мечети строились следующим образом. В плане они имели прямоугольные очертания. Перед входом располагался просторный дворик, окруженный портиками и обычно засаженный деревьями, с фонтаном посередине (для омовения правоверных) ; мечети были увенчаны одной или несколькими башенками, высокими и стройными минаретами, с которых муэззин возвещал час начала службы. Собственно храм состоял из одного или нескольких нефов и михраба - ниши, иногда облицованной эмалевыми плитками (а в Кордове, в виде исключения, стеклянной мозаикой), направленного в сторону Мекки, перед которым по правую сторону минбара (трибуны или пюпитра) молились верующие. Архитектонические элементы мечетей следующие: арка различных, чаще подковообразных, форм, купол на квадратном основании; нередко, особенно в начальный период арабского господства на ближнем Востоке, при постройке мечетей устанавливались колонны, взятые из старинных римских и вестготских зданий.

Арабы, избегая монотонных орнаментов и гладких поверхностей, украшали стены мраморными или гипсовыми пластинками с рельефом небольшой глубины. На рисунках изображались растения в схематической форме или геометрические фигуры. Эти украшения назвали арабесками (хотя они и применялись задолго до арабов). Обычно места углублений на рисунке окрашивались в пурпурные или синие тона, выпуклости же покрывались позолотой. Эти цветовые контрасты давали замечательный декоративный эффект, придавая рисунку живость и яркость. Арабы редко применяли для построек камень; они предпочитали обожженный кирпич и цемент.

В гражданских сооружениях план и конструкция были аналогичны плану и конструкции мечетей с изменениями, которые были обусловлены различным назначением зданий. Жилые дома имели центральный двор с арками вокруг и фонтаном посредине. Почти всегда дома имели лишь один этаж и лишены были окон по фасаду, выходящему на улицу. При доме обычно имелся сад.

В городах улицы прокладывались узкие и делалось это либо для того, чтобы в тени домов прохожие могли укрываться от жары, либо с тем, чтобы прирезать к домам побольше земли для сада и дворовых построек. Иногда городские кварталы были отделены друг от друга стенами с воротами. Таким образом, различные части города легко могли быть изолированы друг от друга.

Малая Азия - это гористая область с достаточным количеством дерева, и камня. Главный элемент восточной архитектуры - деревянная колонна, стоящая на каменном цоколе.

В верхней части укрепленных городов (укрепления имели и отдельные кварталы) располагался дворец, к которому вели лестницы и рампы. Толстые городские стены имели двойные ворота.

Восточные постройки , как правило, были несимметричные, но основаны на прямоугольной планировочной схеме.

Огромное влияние на становление греческой и римской архитектуры оказали постройки финикийцев: город - остров Тир, порт и крепость Карфаген.

Многое из созданного зодчими Хеттской державы отражало влияние крито-микенской культуры и, в свою очередь, воздействовало на нее. Прообраз Львиных ворот Микен можно обнаружить в руинах хеттской столицы Хаттушаш; на территории хеттов складывается зал типа мегарон - ведущая тема развития греческой храмовой архитектуры .

В начале первого тысячелетия до н. э. распалась Хеттская держава и образовалось несколько мелких государств: Ликия, Кария, Лидия и др. В Ликии сохранились характерные лицевые фасады скальных гробниц, которые размещались одна над другой в несколько этажей и по формам воспроизводили элементы построек с деревянной конструкцией. Сохранились и отдельно стоящие монолитные сооружения погребального характера.

Финикия

Финикия занимала узкую полоску земли между Средиземным морем и Ливанскими горами.

Финикийцы - замечательные мореплаватели и умелые торговцы, обживали и более отдаленные участки побережья Средиземного моря, вплоть до Испании и Марокко. Вступая в торговые контакты с многими народами, финикийцы перенимали и элементы их архитектуры. В связи с этим их собственная архитектура приобретает смешанный характер.

Исторически важным элементом восточной архитектуры стала капитель с волютами, найденная на Кипре, формы которой позже были переняты греками и стали образцом для создания ионической капители.

Используя прекрасную древесину ливанских кедров и бронзовые крепи отличного качества, финикийские мастера приобрели широкую известность. Им было поручено осуществление самых ответственных работ при строительстве храма Соломона в Иерусалиме.

Персия

История архитектуры в этой области начинается уже в пятом тысячелетии до н. э. и, очевидно, находится во взаимосвязи с развитием культуры Месопотамии. Как и в Малой Азии, на Иранском плоскогорье было много камня и дерева, что и определило характер местной архитектуры , которая, несмотря на египетское, ассирийское и греческое влияние, сохраняла своеобразные черты.

Период наивысшего расцвета персидского искусства, самого молодого на древнем Востоке, приходится на времена династии Ахеменидов и длится относительно недолго (200 лет), начиная с середины VI в. до н. э., когда создается могущественное персидское государство.

В жизни персов, обожествлявших огонь, воздух, воду и землю, храм не играл такой роли, как, например, у египтян. Здесь были лишь небольшие, похожие на башни квадратные в плане храмы, построенные из обработанного камня и украшенные зубчатым рельефом.

Царские гробницы стоят на природе, вдали от городов. Таков мавзолей, относящийся к VI в. до н. э. Это прямоугольное сооружение, поставленное на постамент из семи ступеней и имеющее завершение в виде двускатной крыши, принято считать гробницей царя Кира.

Сохранились и царские скальные гробницы недалеко от Персеполя. Примером может быть гробница Дария I, лицевой фасад которой, высеченный на скале, воспроизводит входной портик дворца.

К наиболее значительным архитектурным памятникам того времени относятся города и царские дворцы, напоминающие города и дворцы ассирийцев, более просторные, привольно раскинувшиеся.

Чрезвычайная затесненность месопотамских городов имеет простое объяснение: при огромной урожайности поливных земель (урожай «сам 60» был нередок) каждая сотка земли приобретала чрезвычайную ценность. Как показывают исследования последних десятилетий (включая специальную аэрофотосъемку), за исключением цитадели и храмовых комплексов, территория собственно города и пригорода с его садами и маленькими полями фактически сливалась в единое целое.

Часть 5

Архитектура Востока




Основным элементом архитектуры Востока является деревянная колонна на каменном основании. Этими материалами богата Малая Азия и именно поэтому такой тип колонны стал превалирующим в восточной архитектуре. Этот стиль оказал значительное влияние на городские постройки, которые часто были несимметричными, но построенными на основе прямоугольных форм. В последствии, после распада Хеттской державы, вновь образовавшиеся государства переняли и во многом развили знания в архитектуре.

Так, финикийцы, благодаря использованию высококачественного ливанского кедра, а также превосходных по качеству изготовления бронзовых крепей, приобрели огромную известность. В результате, к ним обращались за помощью при необходимости проведения самых сложных и ответственных работ, таких как постройка храма Соломона в Иерусалиме.

Эти же архитектурные традиции развивались в Персии и Индии. В Персии наиболее яркими представителями Восточной архитектуры являются различные дворцы и гробницы. В Индии же, на архитектурные традиции большое влияние оказал ислам, который очень обогатил её, внеся новые формы дворца и мавзолея. Особенно интересен индийский храм, который, по количеству жителей и разнообразию деятельности напоминал город


Византийская архитектура


На архитектуру Византии большое влияние оказала религия. Распространившееся в то время христианство, вкупе с достижениями римлян в строительстве позволили создать довольно сложные архитектурные сооружения. Наиболее ярко, все эти признаки проявились при строительстве храмов. Обычно, они представляли собой два больших перпендикулярных зала, образовывавших явно видимый, в плане, латинский крест. Сверху, он был прикрыт массивным куполом. В дальнейшем, стал применяться барабан, представлявший собой цилиндрическую вставку между стенами и куполом. Благодаря такому решению удалось установить в стенах барабана большие оконные проёмы, сохранив монолитность купола. Ярчайшим представителем византийской архитектуры является храм св. Софии в Константинополе, которая была построена в 532-537 гг.

Византийская архитектура получила очень широкое распространение и пережила разграбление Византийской империи турками. Так, к примеру, в конце X в., после объявления христианства государственной религией Древней Руси, из византийской архитектуры были позаимствованы принципы постройки храмов, которые изначально строились в этом стиле.


Античный стиль


Этот стиль зародился в древних Греции и Риме. Его яркими отличительными чертами является большое отношение длины к ширине, большое количество широких колонн, стоявших на относительно небольшом расстоянии друг от друга. Такое сочетание характеристик помогало создать ощущение массивности и величия. В этом стиле строились практически все храмы в древнем Риме и древней Греции. И в этом нет ничего удивительного. Античный стиль как раз и был ориентирован, в первую очередь, на строительство монументальных сооружений, которыми и являлись храмы. Обычно они размещались рядом и огораживались забором с величественными входными воротами. Постепенно, сказывалось влияние Востока на архитектуру античности. Так, колонна уже не является исключительно поддерживающим элементом. На ней появились различные высеченные украшения, благодаря которым колонна стала нести и декоративную функцию.

На постройки простых людей, античный стиль не оказал сколько-нибудь заметного влияния. Да и какую величественность может иметь дом из тростника и глины? И, хотя стиль пришёл в упадок, вместе с гибелью Римской империи, в последующем времени, многие новые стили обращались к стилю античности как к основе и первоисточнику.

Народы Древнего Востока создали сложную и высокую по уровню развития культуру, которая была богата по содержанию и, оказывая влияние на все дальнейшее развитие мирового искусства, стала одним из важных этапов развития мировой культуры в целом.

Созданная на Древнем Востоке художественная система обладала рядом специфических особенностей, отражавших специфику древневосточной природы и цивилизации как таковой. Значительное влияние на развитие искусства на Древнем Востоке оказывало то, что только что вышедшая из глубины родовых отношений цивилизация во многом зависела от окружающих природных сил.

Чувствуя бессилие перед разливами великих рек, палящим солнцем, дикими и опасными животными человек создавал мощные аспекты сопротивления, получившие выражение прежде всего в памятниках архитектуры (именно в этом находит объяснение свойственный древнему искусству гигантизм).

Одной из крупнейших и неотъемлемых частей созданной на Древнем востоке культуры была архитектура.

Поскольку, говоря «Древний Восток», мы подразумеваем общность из сразу нескольких цивилизаций, логично будет рассмотреть архитектуру разных стран древнего мира для составления наиболее полного представления о развитии и становлении архитектуры той эпохи.

Одной из крупнейших и наиболее богатых по художественному и культурному материалу цивилизаций той эпохи является Древний Египет.

Сложение египетского искусства в 4 тыс. до н.э.

Архитектура Египта эволюционировала от древнейших ям и пещер, на смену которым пришли круглые хижины, слепленные из смешанной с глиной соломой (сплетенные из тростника и обмазанные глиной). С выделением верхушки общины изменяется облик жилищ-появляются большие по размерам, сложенные из кирпича - сырца, прямоугольные по форме. Подобное развитие отражается и на облике могилы-посмертного дома умершего (часть круглых ям с циновками заменяется прямоугольными, выложенными кирпичом). Древнейшие святилища также имели вид больших хижин.



1) Искусство Раннего и Древнего царств (3000год до н.э.-около 24в. до н.э.)

Это время имело огромное значение и для истории Египта, и для развития искусства. Века поисков, отборов, сложения основных форм египетской культуры. Именно в эпоху Древнего Царства создавались первые пирамиды. Было освоено конструктивное и декоративное значение камня, отобраны элементы архитектурной декорировки.

Культовый характер монументального каменного зодчества объясняется сразу несколькими аспектами: в идеологии Египта как земледельческой страны был силен культ умирающих и воскресающих сил природы, тесно связанный с заупокойными представлениями, верой в загробную жизнь. Кроме того, чувствуя бессилие перед разливами великих рек, палящим солнцем, дикими и опасными животными человек создавал мощные аспекты сопротивления, получившие выражение прежде всего в памятниках архитектуры (именно в этом находит объяснение свойственный древнему искусству гигантизм). Помимо того, свойственной Древнему Востоку была и идея о том, что чем прочнее материал, тем сильнее, долговечнее, монументальнее созданный из него образ. Используемый в качестве основного материала для строительства и создания скульптур камень также отражал поэтику прочности, твердости и несокрушимости.

Поскольку гробница должна была обеспечивать неприкосновенность тела усопшего и иметь особое помещение для совершения заупокойных обрядов, развитие усыпальниц шло по пути выполнения этих условий. Примитивные могильные холмы сменялись надгробиями из кирпича аналогичной формы (позже материалом стал камень). Эти гробницы получили название «мастабы» («скамья» с арабского). Мастаба включала в себя кладовые, иногда молельни и подземную камеру, где находился гроб с телом умершего.

Гробницы возводились для фараонов и знати, у первых они отличались огромными размерами, более сложным устройством. Возможно именно в поиске создания наиболее впечатляющей царской гробницы появилась идея увеличения здания по вертикали, как создания метафоры силы и возвышенности царской власти.

Первая созданная пирамида была построена архитектором Имхотепом для фараона Джосера в 28 (около 2650) веке до н.э. В высоту постройка достигала около 60 метров, была воздвигнута на искусственной террасе и состояла из поставленных одна на другую 7 мастаб. Пирамида была окружена сложным ансамблем из дворов, молелен, не имевших четкой планировки. Все это окружала высокая стена, облицованная камнем. При сооружении пирамиды Джосера конструктивное значения камня не было еще полностью освоено, в ряде случаев заметны формы, свойственные скорее деревянным и кирпичным постройкам (потолки вырублены в виде бревен). Колонны, будучи отодвинутыми от стен, все же соединены с ними. Формы колонн и пилястров разнообразны-от строгих каннелированных столбов, просто увенчанными плитами абак до пилястров в виде папирусов и лотосов. В облицовке залов применены рельефы, алебастровые плиты.

Пирамиды Джосера и его переемников продолжили путь к созданию классической пирамиды. Наиболее грандиозной постройкой этого периода была пирамида Хеопса (2560-2540), достигавшая 146 метров в высоту и сложенная из каменных блоков весом до 30 тонн (всего использовалось более 2 300 000 таких блоков). Толща пирамиды прорезывалась коридорами, ведущими к погребальной камере. Местами проходы были облицованы гранитом, а снаружи пирамида была покрыта плитами известняка. К восточной стороне пирамиды был традиционно пристроен заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с нижним пирамидным храмом. Сочетание грандиозности и предельной ясности-характерная особенность архитектурного стиля пирамидных ансамблей с их строгим симметричным расположением внутренних помещений. Большее освоение камня позволило применить колонны для оформления входов, дворов, залов. В декорации памятника использовались такие породы как граниты различных цветов, базальты, алебастр, диориты.

В последующие века размеры пирамид уменьшаются (не выше 70 метров), а размеры заупокойных храмов увеличиваются, возрастает сложность планировки.

Дома и дворцы в Древнем царстве строились из кирпича и дерева, поэтому от них почти ничего не осталось.

2) Для архитектуры Среднего царства (21-18века до н.э.) характерно то прекращение, то возобновление строительства пирамид, которые уже не имели прежней прочности: были целиком сложены из камня, недостатки конструкций скрадывались облицовкой из деревянных плит, соединенных каменными скрепами, при разрушении которых рушились и сами пирамиды.

Залы приобретают большие размеры, вытягиваются в глубину, проход от двери подчеркивается двойным рядом колонн. Стены в скальных гробницах покрывались росписями, цветными рельефами, орнаментами. На более позднем этапе в ряде городов развернулось строительство, демонстрирующее новые архитектурные формы: колонны с капителью в виде головы богини Хатор, ворота храма в виде пилона (двух башен с наклонными стенами и проходом по середине). Пирамидные храмы достигают огромных размеров (до 72 тыс. кв. метров-лабиринт Аменемхета 3), масштабы, техническое совершенство, пышность декорации.

3) Архитектура Нового царства (16-11 века до н.э.)

К главным архитектурным памятникам того времени можно отнести построенные в Фивах храмы Амона-Ра-Ипет-Сут и Ипет-Рес (современные Карнак и Луксор). Оба принадлежат к типу святилищ. Территория подобного храма представляла обнесенный стеной вытянутый прямоугольник. Дорога была обрамлена статуями сфинксов. Фасад имел вид пилона, перед которым стояли обелиски и статуя фараона, позади пилона был открытый двор с портиками по сторонам. В самом храме были колонные залы, молельни со статуями богов, стены были покрыты рельефами. Характерной особенностью были высокие колоннады по середине открытого двора, которые как бы определяли проход от пилона к храму. Гробницы царей отделялись от храмов-вырубались в скалах отдаленной долины, состояли из коридоров, подводивших к гробнице с саркофагом.

(план комплекса в Карнаке)

В целом можно сказать, что несмотря на жесткие рамки канонов, искусство Египта развивалось, изменяясь в зависимости от исторических условий, специфики художественных центров.

Междуречье.

Мало запасов строительного камня и дерева, но много глины, поэтому строили большей частью из сырцового кирпича. Поскольку материал рыхл и непрочен, увеличивали монументальность (стены толщиной выше 10м.). Прямоугольные конструкции, знали и иногда применяли арку, использовали столбы, но редко применяли колонны. Зиккурат - на высокой платформе, расчленено на несколько ярусов, каждый высшей-меньшие размеры, ярусы соединялись лестницами.

Во внутреннем убранстве храмов важную роль играли культовые статуэтки.

С середины 3го тысячелетия до н.э. правители начинают строить себе дворцы, представлявшие собой разросшиеся дома с рядом внутренних дворов, иногда наружной стеной крепостного типа. Частные дома строились между городской стеной и стеной, ограждавшей храм. Имели прямоугольные очертания, без окон, с плоской крышей, чаще внутренним (реже наружным) двором, обнесенным глинобитными стенами. Дома нередко бывали двухэтажными, с деревянной галереей, выходящей во внутренний двор.

Искусство Сиро-Финикии, Хеттов, Хурритов.

Кирпич-сырец был главным строительным материалом, но дерево и камень так же широко применялись в строительстве. Каменный фундамент, каменный цоколь, деревянная (позже и каменная) свободно стоящая опора, каменная облицовка нижней части стен. Внутренний двор не являлся обязательной частью, более характерным является открытый двор перед фасадом здания с плоской крышей. Дома нередко бывали двухэтажными, с жилыми помещениями на втором этаже.

Наиболее характерным типом здания был “бит-хилани” - вход располагался с продольной стороны и имеет вид портика на столбах, замкнутого с двух сторон прямоугольными башнями. Над портиком могло помещаться окно или род балкона. Наружные стены “бит-хилани” могли облицовываться понизу вертикально поставленными каменными плитами - ортостатами. Перед входом могли водружаться символические мачты или деревянные столбы, иногда изображения пальм.

По этому образцу был построен храм Соломона в Израелевом царстве (10 век до н.э.), который известен нам по описанию в Библии.

На примере храма в Тель-Халафе можно видеть органичное вхождение скульптуры в архитектурный ансамбль: несущие опоры портика, сохраняя общую конфигурацию округлого столба, являются здесь скульптурами божеств, величественными и монументальными. Цоколь статуй скрыт фигурами львов и быков-ощущение, что боги стоят на их спинах. По сторонам портика выставлены фигуры крылатых сфинксов с женскими головами, передняя их часть выполнена в виде круглой скульптуры и переходит в рельефные ортостаты портика.