Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Восточная архитектура названия строений. Изысканный колорит восточного стиля. Декор и аксессуары

Крупнейшей азиатской страной со своей уникальной культурой является, конечно, Китай. Архитектура Поднебесной сформировалась еще в 3 веке до н. э. Причем многие старинные традиции сохранились вплоть до сегодняшнего дня.

За все тысячелетия своего существования китайская культура обогатила мировое наследие, подарила ему множество шедевров. К сожалению, далеко не все сооружения сохранились до наших дней. О многих их них известно только из книг или более древних письменностей. Одно можно сказать точно: ни одна другая классическая культура не достигла столь большой высоты, как китайская. Поэтому она, как никакая другая, заслуживает внимания.

Древняя китайская архитектура

Невозможно рассказать о таком строительном искусстве, как архитектура древнего Китая, кратко. Это обусловлено тем, что оно является неотъемлемой частью формирования культуры Поднебесной в целом. Те элементы, которые сформировались многие тысячелетия назад, можно увидеть и в современности. Конечно, сейчас используются другие материалы, технологии и способы, но традиции все-таки сохранились.

Архитектура Китая и Японии схожа тем, что обе страны в первобытном обществе и вплоть до первых лет нашей эры использовали для строительства дерево. Кроме того, за этот период, естественно, наблюдалась некоторая модернизация процесса возведения зданий, но она была минимальной. Настоящий рывок произошел в 3-4 вв. н. э.

Для архитектуры древнего Китая характеры следующие элементы:

  • гибкость линий;
  • элегантность;
  • идеально правильная планировка (любовь к квадратам, кругам);
  • изящная декоративность.

В древности китайцы строили большое количество храмов, резиденций, дворцов или городских стен. Все эти здания, если они сохранились до сегодняшнего дня, представляют собой культурное наследие не только Поднебесной, но и всего мира.

Новые культовые сооружения: дуновение буддизма

Ближе к нашей эре китайская цивилизация становится настолько развитой, что способна расширять свои территории. Она продвигается далеко за пределы страны, естественно, оказывая влияние на культуры других народов. Именно поэтому архитектура Востока во многом обязана именно Поднебесной. Поскольку развитие Китая было быстрым и существенным, соседние государства и страны, несмотря на некий гнет, получили новые навыки строительства.

Вскоре на территорию Поднебесной из Индии приходит буддизм, который открывает человеку веру не только в силу орудий - появление религии положительно сказывается на духовном развитии. Соответственно, вместе с буддизмом появляются и культовые сооружения. Статуи Будды, росписи храмов, повествующие о тех или иных событиях религии, - вот в чем заключается отличие зодчества начала новой эры.

Великая стена

Мировые шедевры архитектуры нельзя рассматривать, не упомянув Великую китайскую стену. Ее строительство велось поколениями. Также данное сооружение можно по праву назвать самым технологичным для своего времени. Более того, способы, которые использовались при возведении, могут кое-чему научить и современных архитекторов.

Строительство стены началось за несколько веков до н. э. Таким заурядным методом нация хотела доказать свое единство.

На целостности сооружения не могли не сказаться многочисленные набеги соседних воинствующих государств (в основном монголов). Поэтому стену периодически приходилось латать, заделывать дыры. Занимались этим заключенные под руководством профессионалов.

История Великой китайской стены многогранна. Она является символом Поднебесной, ее величием восхищаются все люди современности. И только она смогла противостоять множество веков ветрам, непогоде и любым другим негативным условиям.

Архитектура минского периода

В 14-17 вв. в Китае начинается время, когда постройки укрепляются настолько, что могут стоять столетиями. В этот период начинается эпоха Мин. О ней сегодня известно многое. Дело в том, что есть несколько десятков строений, сохранившихся до наших дней. Одним из них является китайский храм Неба. Он был возведен в 1420 году, когда столицу страны перенесли в Пекин. Здесь в день зимнего солнцестояния проводились жертвоприношения. Тысячи людей приходили к храму для того, чтобы помолиться, попросить у неба хорошего урожая.

Есть и другая отличительная черта минской эпохи. Она заключается в том, что китайский храм, дом, усадьба или любое другое здание приобретает общие черты. То есть, если возведение ведется в рамках одного проекта, то все его отдельные части имеют одинаковые стили выполнения, технологии, декорации и так далее.

Отличия архитектуры Китая

Культура любой страны имеет свои особенности. Однако архитектура Древнего Востока поистине уникальна, она не имеет аналогов, в то время как другие государства перенимали и заимствовали те или иные приемы строительства и возведения зданий. В этом смысле особенно выделился Китай. Его культура, конечно, тоже перенимала чужие знания, однако все они интерпретировались и использовались исключительно в рамках традиций.

Первый китайский дом появился в 5 тысячелетии до н. э. Тогда это было наполовину зарытое в землю строение. Следует отметить, что культовые или административные сооружения имели такую же форму - они лишь увеличивались в размерах. Именно в то время сформировалось убеждение, что квадраты в архитектуре связывают человека с землей, а круги - с небом. Поэтому все постройки имеют соответствующие формы.

Окончательно стиль таких архитектурных объектов, как китайский дом, дворец или, например, храм, сформировался ближе к началу н. э. Различия тогда заключались только в том, что Китай разделился на северный и южный. Но когда он вновь объединился (5 век), то и архитектура стала выполняться в едином стиле. Нет ни одной другой страны, которая бы чтила традиции зодчества больше, чем Поднебесная.

Современная архитектура Китая

Любое культурное наследие можно разделить на несколько периодов. С 1949 года начинается современная история такой страны, как Китай. Архитектура этого времени терпит существенные изменения. Основа всех перемен заключается в дуновении европейских традиций.

Многие здания вроде театров, административных и торговых центров, гостиниц и ресторанов строились в западном стиле. Но китайская архитектура все-таки оставалась доминирующей. Данному времени соответствует появление небоскребов. Так Поднебесная решала вопрос о размещении своего многочисленного населения. Но даже в современных строениях время от времени прослеживаются национальные традиции, и многие из них сегодня принимают за настоящие шедевры архитектуры.

Таким образом, в этот период наблюдалось смешение стилей. Крупные города перенимали европейские новшества, тогда как небольшие поселения и деревеньки оставались приверженцами своих исконных культурных традиций строительства.

Новейшая архитектура Поднебесной

Как известно, развитие культурных сфер жизнедеятельности человека будет напрямую зависеть от того, насколько развита экономика страны. И никто не станет спорить, что многие мировые шедевры архитектуры принадлежат именно Китаю. Это обусловлено тем, что он представляет собой государство, которое имеет стабильное экономическое положение, причем уже не первое столетие. В древности и Средневековье именно Поднебесная считалась одним из наиболее развитых регионов.

Столь стабильное экономическое положение не могло не отразиться на том, какую культуру обрел Китай. Архитектура современности значительно отличается от старой. Дело в том, что домишки с изогнутыми крышами, легкие на вид и изящные, стали непозволительной роскошью в многонаселенной стране. Появились небоскребы, высокие торговые центры и другие строения, не имеющие ничего схожего с традиционными постройками.

В качестве примера можно рассмотреть комплекс офисов, расположившийся в Гонконге. Высота зданий составляет почти полкилометра. Здесь же был возведен и торговый комплекс. Все строения современного Китая растут ввысь. Конечно, это вынужденное решение. Но нельзя не отметить уникальность, которая присуща всем новейшим проектам. Каждый из них обладает своей отличительной чертой, и найти аналогов невозможно ни в одной из других стран планеты.

Заключение

Таким образом, государством с необычайно большим наследием является современный Китай. Архитектура его наряду с другими ответвлениями культуры за многие тысячелетия совершенствовалась. Изящество и красота, а также какая-то особенная легкость присутствуют в каждом строении, каким бы массивным оно ни было. Потребуется много времени, чтобы перечислить все те шедевры, которые Поднебесная подарила миру.

Восточно-Европейской платформы расположена Русская или Восточно-Европейская равнина, фундамент которой простирается до северных границ. На востоке платформа доходит до западного склона Уральских гор, а на юге и юго-западе её ограничивают горы Кавказа, Крыма, Карпатские горы альпийского орогенеза. Основными геоструктурами платформы являются синеклизы – области глубокого залегания фундамента, антеклизы – области неглубокого залегания фундамента, авлакогены – глубокие тектонические рвы.

Отдельные части платформы в нижнем палеозое опустились, в результате чего Балтийский и Украинский щиты, Воронежский выступ и Окско-Волжская антеклиза обособились. Балтийская и Московская синеклизы разделили поднятия платформы. Также крупными элементами платформы являются Саратовско-Рязанская синеклиза и Камско-Печорская синеклиза. Восточно-Европейская платформа имеет докембрийский кристаллический фундамент, а на юге северный край Скифской плиты имеет палеозойский складчатый фундамент. На докембрийском фундаменте платформы лежат толщи докембрийских и фанерозойских осадочных пород со слабонарушенным залеганием.

Одной из древнейших и сложных внутренних структур Восточно-Европейской платформы является Московская синеклиза , Среднерусский и Московский авлакогены , которые заполнены толщами рифея. В четвертичный период здесь происходили неравномерные поднятия, что в рельефе обозначилось крупными возвышенностями.

Печорская синеклиза проходит на северо-востоке платформы между Тиманским кряжем и Уралом. Её блоковый фундамент на востоке опускается на глубину $5$-$6$ тыс. м. Синеклизу заполняют мощные толщи палеозойских пород, перекрытые мезокайнозойскими отложениями.

В центре платформы находятся крупные антеклизы – Воронежская и Волго-Уральская . Они разделены Пачелмским авлакогеном. К северу в Московскую синеклизу полого опускается Воронежская антеклиза. Отложения малой мощности, представленные породами ордовика, девона и карбона, покрывают её фундамент, а на крутом южном склоне породы карбона, мела и палеогена. Крупные поднятия и впадины (своды и авлакогены) образуют Волго-Уральскую антеклизу. Осадочный чехол сводов имеет мощность не менее $800$ м.

Прикаспийская краевая синеклиза . Кристаллический фундамент этой обширной области имеет глубокое погружение, доходящее до $20$ км. Синеклиза относится к структурам древнего заложения и со всех сторон ограничена флексурами и разломами. Очертания её угловаты. Ергенинский и Волгоградский флексуры обрамляют её с запада, а на севере – флексуры Общего Сырта. Дальнейшее погружение до $ 500$ м происходило в неоген-четвертичное время, сопровождавшееся накоплением мощной толщи морских и континентальных отложений.

На юге часть Восточно-европейской равнины лежит на Скифской эпигерцинской плите.

Рельеф Восточно-Европейской равнины

Расположенная на Восточно-Европейской платформе Русская равнина образована возвышенностями, высота которых над уровнем моря составляет $200$-$300$ м. Её средняя высота $170$ м, а максимальная – $479$ м расположена в приуральской части на Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Если говорить об особенностях орографического рисунка, то в пределах равнины можно выделить– центральную, северную, южную части.

    Центральная часть представлена полосой чередующихся крупных возвышенностей и низменностей – Среднерусской, Приволжской, Бугульминско-Белебеевской возвышенностями и Общим Сыртом. Они разделены Окско-Донской низменностью и Низким Заволжьем. Здесь в южном направлении протекают Волга и Дон.

    В северной части в рельефе представлены низкие равнины с разбросанными мелкими возвышенностями. Сменяя друг друга, в северо-восточном направлении протянулись Смоленско-Московская, Валдайская возвышенности и Северные Увалы. Это своеобразные водоразделы между двумя океанами и внутренним бессточным бассейном. В сторону к Белому и Баренцеву морям от Северных Увалов территория равнины понижается, о чем свидетельствуют текущие на север реки Онега, Северная Двина, Печора.

    Южная часть равнины занята низменностями, но в пределах российской территории можно назвать только Прикаспийскую низменность.

Замечание 1

Рельеф Восточно-Европейской равнины типично платформенный , предопределенный её тектоническими особенностями, т.е. неоднородностью структуры, о чем говорит наличие глубинных разломов, кольцевых структур, авлакогенов, антеклиз, синеклиз и неодинаковое проявление новейших тектонических движений.

Крупные возвышенности и низменности Восточно-Европейской равнины имеют тектоническое происхождение. Они формировались как единые территории в морфоструктурном, орографическом и генетическом отношении. На формирование рельефа равнины существенное влияние оказали ледники – Окское, Днепровское, Валдайское. Ледники участвовали в создании моренных и зандровых равнин. Моренный рельеф, размытый водами днепровского ледника, к нашему времени не сохранился

Полезные ископаемые Восточно-Европейской равнины

Геологическая история древней платформы оказала влияние на образование полезных ископаемых.

На территории равнины открыто крупнейшее месторождение железных руд – Курская магнитная аномалия (КМА). Запасы месторождения оцениваются в $31,9$ млрд. тонн, что составляет $57,3$ % всех рудных запасов страны. Руда залегает в основном на территории Курской и Белгородской областей. В рудах КМА железа содержится $41,5$ %, что выше средних показателей по России. Руду добывают на Михайловском, Лебединском, Стойленском, Губкинском месторождениях. Небольшие рудные запасы отмечаются в Тульской и Орловской областях. Близкое расположение к поверхности земли позволяют вести добычу открытым способом, которая оказывает огромное воздействие на природу черноземной зоны Русской равнины, а именно приводит к уничтожению десятков тысяч гектаров черноземной почвы.

В пределах Белгородской области разведаны запасы бокситов – Висловское месторождение. Содержание глинозема оценивается в $20$-$70$ %.

Химическое сырье на Русской равнине представлено фосфоритами в Московской области, калийными, каменными солями Верхнекамского бассейна и Илецкого месторождения Оренбургской области. Также известны соли озер Эльтон и Баскунчак.

Запасы строительного сырья , представленные мелом, мергелем, цементом, тонкозернистыми песками, распространены в Белгородской, Брянской, Московской, Тульской областях. Высококачественные цементные мергели известны в Саратовской области. Стекольные пески в Ульяновской области, в Оренбургской – месторождение асбеста. Кварцевые пески Брянской и Владимирской областей используются для производства искусственного кварца, стекла, хрустальной посуды. Для работы фарфорофаянсовой промышленности используются каолиновые глины Тверской и Московской областей.

На территории Восточно-Европейской равнины есть месторождения каменных и бурых углей . Добыча их осуществляется в Печорском, Донецком, Подмосковном бассейнах. Бурые угли Подмосковья используются в качестве химического сырья и в качестве технологического топлива для черной металлургии района.

В пределах Волго-Уральского и Тимано-Печорского нефтегазоносных районов добывают нефть и природный газ . Есть и газоконденсатные месторождения в Астраханской и Оренбургской областях.

Горючие сланцы известны в Ленинградской, в Псковской области, в Среднем Поволжье и на севере Прикаспийской низменности.

Значительны запасы торфа , который в топливном балансе некоторых регионов равнины имеет существенное значение. Только в пределах Центрального федерального округа его запасы составляют $5$ млрд. т. Есть залежи торфа в Кировской и Нижегородской областях и в Республике Марий Эл.

В Архангельской области открыты месторождения алмазов .

Замечание 2

По сравнению с другими физико-географическими странами России Восточно-Европейская равнина давно заселена и имеет высокую плотность населения, наибольшую освоенность, а это означает, что она претерпела существенные антропогенные изменения.

Часть 5

Архитектура Востока




Основным элементом архитектуры Востока является деревянная колонна на каменном основании. Этими материалами богата Малая Азия и именно поэтому такой тип колонны стал превалирующим в восточной архитектуре. Этот стиль оказал значительное влияние на городские постройки, которые часто были несимметричными, но построенными на основе прямоугольных форм. В последствии, после распада Хеттской державы, вновь образовавшиеся государства переняли и во многом развили знания в архитектуре.

Так, финикийцы, благодаря использованию высококачественного ливанского кедра, а также превосходных по качеству изготовления бронзовых крепей, приобрели огромную известность. В результате, к ним обращались за помощью при необходимости проведения самых сложных и ответственных работ, таких как постройка храма Соломона в Иерусалиме.

Эти же архитектурные традиции развивались в Персии и Индии. В Персии наиболее яркими представителями Восточной архитектуры являются различные дворцы и гробницы. В Индии же, на архитектурные традиции большое влияние оказал ислам, который очень обогатил её, внеся новые формы дворца и мавзолея. Особенно интересен индийский храм, который, по количеству жителей и разнообразию деятельности напоминал город


Византийская архитектура


На архитектуру Византии большое влияние оказала религия. Распространившееся в то время христианство, вкупе с достижениями римлян в строительстве позволили создать довольно сложные архитектурные сооружения. Наиболее ярко, все эти признаки проявились при строительстве храмов. Обычно, они представляли собой два больших перпендикулярных зала, образовывавших явно видимый, в плане, латинский крест. Сверху, он был прикрыт массивным куполом. В дальнейшем, стал применяться барабан, представлявший собой цилиндрическую вставку между стенами и куполом. Благодаря такому решению удалось установить в стенах барабана большие оконные проёмы, сохранив монолитность купола. Ярчайшим представителем византийской архитектуры является храм св. Софии в Константинополе, которая была построена в 532-537 гг.

Византийская архитектура получила очень широкое распространение и пережила разграбление Византийской империи турками. Так, к примеру, в конце X в., после объявления христианства государственной религией Древней Руси, из византийской архитектуры были позаимствованы принципы постройки храмов, которые изначально строились в этом стиле.


Античный стиль


Этот стиль зародился в древних Греции и Риме. Его яркими отличительными чертами является большое отношение длины к ширине, большое количество широких колонн, стоявших на относительно небольшом расстоянии друг от друга. Такое сочетание характеристик помогало создать ощущение массивности и величия. В этом стиле строились практически все храмы в древнем Риме и древней Греции. И в этом нет ничего удивительного. Античный стиль как раз и был ориентирован, в первую очередь, на строительство монументальных сооружений, которыми и являлись храмы. Обычно они размещались рядом и огораживались забором с величественными входными воротами. Постепенно, сказывалось влияние Востока на архитектуру античности. Так, колонна уже не является исключительно поддерживающим элементом. На ней появились различные высеченные украшения, благодаря которым колонна стала нести и декоративную функцию.

На постройки простых людей, античный стиль не оказал сколько-нибудь заметного влияния. Да и какую величественность может иметь дом из тростника и глины? И, хотя стиль пришёл в упадок, вместе с гибелью Римской империи, в последующем времени, многие новые стили обращались к стилю античности как к основе и первоисточнику.

Историю арабской архитектуры можно условно разделить на 4 этапа:

  • 1. доисламский период (до 7 в. н. э.), когда на земли арабов оказывали влияние ныне исчезнувшие соседние империи; основным отличием является наличие языческих элементов, которые запрещены последней религией;
  • 2. исламский - особое внимание уделялось строительству мечетей, медресе и административных зданий; наблюдается совершенствование государственного строя и улучшение инфраструктуры крупных населенных пунктов;
  • 3. османский - действовал по большей части в Сирии, Ираке, Ливане, Саудовской Аравии и Палестине; после него надолго осталась мода на турецкий стиль, который наблюдается в некоторых районах и по сей день;
  • 4. современный (начало 20 века - нынешнее время) - отличается слиянием с западными модными направлениями и применением новейших технологий Европы, Америки и Дальнего Востока.

У ислама не было своих художественных традиций, поэтому искусство в покоренных странах сознательно ориентировалось на местные традиции. Религиозная идеология ислама поставила перед архитектурой новые задачи. Появляются мечети, а также медресе и мавзолеи.

Основополагающее значение для формирования архитектуры арабов имело очень развитое по формам и конструкциям зодчество Ирана эпохи династии Сасанидов (226-651 гг.). У них арабы переняли схему культовых построек - мечетей и мавзолеев - центричного сооружения, завершенного куполом повышенных эллиптических очертаний. Купол своим основанием опирался на четыре стоны основного квадратного объема и на небольшие арочки - тромпы, перекинутые в угловых частях. Формы арок в архитектуре арабов были различны. Обычный и самый простой из применяющихся типов - арка подковообразная, стрельчатая однолопастная, иногда трехлопастная. В Индии распространена была стрельчатая килевидная, более пологая арка. Для мавританской Испании характерна подковообразная арка, использовалась и много лопастная зубчатая.

Основным строительным материалом арабов являлся обожженный кирпич, отчасти камень - известняк, песчаник; поливную керамику - фаянс и майолику; дерево, гипс, тростник. Мрамор использовался, в частности, для небольших колонок, поддерживавших своды, которые применялись в архитектуре западных и африканских районов арабо-мусульманского мира. Арки повышенных очертаний выкладывались обычно из кирпича. Нередко на них опирались распространенные в мусульманской культуре, наряду с куполами, не подшитые снизу деревянные балочные перекрытии, которые обрабатывались орнаментом.

Пространственной организацией мечеть значительно отличается от христианского храма. В основе своей она имеет две части и состоит из обширного двора с колодцем для ритуальных омовений и из собственно молельни. Двор окружен колоннадой, а со стороны, обращенной к Мекке, к нему примыкает молельня в виде обширного многонефного пространства, разделенного рядами колонн, с нишей в стене (михраб), где хранится коран. Для чтения корана здесь оборудована деревянная или каменная кафедра. В целом это просторное многонефное помещение, которое снаружи выглядит как простое прямоугольное строение. Наружный облик дополняется минаретами, с которых верующие призываются к молитве. Это стройные призматические (например, в Испании и Марокко) или цилиндрические (в Персии и Турции) башни с галереями, видимо, берущие начало от исходных форм и функций звонницы. Но наряду с культовыми возводились и другие здания - дворцы, торговые дома, инженерные сооружения, жилые дома.

Основные приемы в области архитектуры арабов - наличие дворового принципа организации плана зданий с галереями по периметру двора, плоские покрытия и кровли, в центричных помещениях - специфических повышенных очертаний с легкой стрельчатостью купола.

Зодчество мусульманских стран отличалось активным применением мелкомасштабного орнамента, преимущественно неизобразительного, равномерно заполнявшего ту или иную отведенную для него поверхность.

Замки возводились из камня чаще всего по следующей системе: квадрат мощных стен с башнями, в середине - двор, обстроенный помещениями. Одним из самых значительных был замок Хирбат ал-Марфджар (8 век), включающий помимо жилья мечеть, монументальную баню и другие постройки.

Помещения окружали двор в два этажа и были перекрыты кирпичными сводоми. Выделяется баня - квадратный многоколонный зал площадью около 30*30 м, напоминающий ахеменидскуюападана, но но перекрытый сводами. В центре высился купол на парусах. Отделка отличаласьбогатством; в декоре соединились античные и восточные традиции (коринфские капители, мраморная облицовка, мозайка и т. п.)

Когда Дамаск становится столицей халифата, складывается тип колонной мечети. Большая мечеть в Дамаске построенная в 708 г. Стала прообразом нового архитектурного типа. Занимая значительную площадь (157*100 м), мечеть делится на трехнефный молитвенный зал глубиной 37 м и обширный двор. Главная ось, ориентированная поперек нефоф, закреплена куполом на пилонах с трехчастной аркой между пилонами со стороны двора и расположенным у стены главным михрабом - украшенной декором священной нишей. Двухъярусные аркады интерьера высотой около 15 м несут плоский балочный потолок. Открытые во двор арки покоятся на квадратных в сечении столбах; внутренние арки, слегка подковообразной формы и со слабовыраженной стрельчатостью, опираются на мраморные коринфские колонны, детали которых говорят об их византийском происхождении. О византийском влиянии говорят и сохранившиеся орнаменты в отделке интерьера: низ стен был облицован мрамором, верхняя часть до потолка была сплошь покрыта мозайкой на золотом фоне. По общей площади мозаичных изображений мечеть превзошла византийские образцы. Однако трактовка форм здесь отличается самобытностью. В многоколонном зале, имеющем 19 нефов и свыше 600 колонн, доминирует оригинальная по своей разработке аркада из двух ярусов самонесущих арок. Сочетание видимого в перспективе «леса колон» с ажурными арками, подчёркнутыми клинчатой кладкой из белых и красных камней, образует в пространстве богатый и красочный узор, проникнутый сложным орнаментальным ритмом. Вместе с ием соразмерное построение аркады в плане и по высоте подчинено строгой логике. Выделены главный неф и отдельные подкупольные ячейки. Интерьеры под куполоми, акцентрированные декором, украшены сложной системой пересекающихся арок - полуциркульных, трех и пятилопастных.

В последующих столетиях в арабских странах ведущими типами минаретов становятся тонкая, столпообразная, кверху скругляющаяся и суживающаяся вертикаль.

В арабских странах широкий размах приобрело строительство инженерных сооружений, особенно гидротехнических. Засушливый климат побуждал к созданию развитой системы ирригации, устройству водоемов, крытых резервуаров, водопроводов, водоемы, облицованные камнем круглой или полигональной формы, оштукатуренные гидроизоляционным раствором и огражденные парапетом, часто достигали огромных размеров (водоем в Кайруане, диаметр - 128 м), к ним примыкали сооружения отстойников, сводчатые цистерны, акведуки и другие сооружения.

Основополагающее значение для формирования арабской архитектуры имело очень развитое по формам и конструкциям зодчество Ирана эпохи династии Сасанидов (226-651 гг.). От Сасанидов арабы восприняли композицию центричного сооружения, завершенного куполом повышенных эллиптических очертаний. Подобный прием использовался ими для культовых построек - мечетей и мавзолеев. Купол своим основанием опирался на четыре стены основного квадратного объема и на небольшие арочки - тромпы, перекинутые в угловых частях последнего.

Заметим сразу, что формы арок в архитектуре арабов были различны. Обычный и самый простой из применявшихся типов - арка подковообразная, стрельчатая однолопастная, иногда трехлопастная. В Индии распространена была стрельчатая килевидная, более пологая арка. Для мавританской Испании характерна подковообразная арка, использовалась здесь и многолопастная зубчатая.

Основным культовым зданием ислама стала мечеть, где собирались для молитвы последователи пророка. Мечети, состоящие из огороженного двора и колоннады (положившие начало «дворовому», или «колонному», типу мечети), в 1-й половины 7 в. были созданы в Басре (635), Куфе (638) и Фустате (40-е гг. 7 в.).

Колонный тип надолго остался основным в монументальной культовой архитектуре арабских стран и оказал воздействие на мусульманское зодчество Ирана, Кавказа, Ср. Азии, Индии. В архитектуре получили развитие также купольные постройки, ранний образец которых представляет восьмигранная мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме (687-691). В дальнейшем куполами завершают различные культовые и мемориальные здания, чаще всего увенчивая ими мавзолеи над могилами известных лиц.

С 13 в. доначало 16 в. зодчество Египта и Сирии было тесно взаимосвязано. Велось большое крепостное строительство: цитадели в Каире, Халебе и др. В монументальной архитектуре этого времени пространственное начало, доминировавшее на предшествующем этапе (дворовая мечеть), уступило место грандиозным архитектурным объёмам: над гладью мощных стен и большими порталами с глубокими нишами вздымаются высокие барабаны, несущие купола. Для украшения стен снаружи и в интерьере наряду с резьбой широко применяется инкрустация разноцветным камнем. В Ираке в 15-16 вв. в декоре используются цветная глазурь и позолота (мечети: Мусы аль-Кадима в Багдаде, Хусейна в Кербеле, имама Али в Неджефе).

Мечети строились следующим образом. В плане они имели прямоугольные очертания. Перед входом располагался просторный дворик, окруженный портиками и обычно засаженный деревьями, с фонтаном посередине (для омовения правоверных) ; мечети были увенчаны одной или несколькими башенками, высокими и стройными минаретами, с которых муэззин возвещал час начала службы. Собственно храм состоял из одного или нескольких нефов и михраба - ниши, иногда облицованной эмалевыми плитками (а в Кордове, в виде исключения, стеклянной мозаикой), направленного в сторону Мекки, перед которым по правую сторону минбара (трибуны или пюпитра) молились верующие. Архитектонические элементы мечетей следующие: арка различных, чаще подковообразных, форм, купол на квадратном основании; нередко, особенно в начальный период арабского господства на ближнем Востоке, при постройке мечетей устанавливались колонны, взятые из старинных римских и вестготских зданий.

Арабы, избегая монотонных орнаментов и гладких поверхностей, украшали стены мраморными или гипсовыми пластинками с рельефом небольшой глубины. На рисунках изображались растения в схематической форме или геометрические фигуры. Эти украшения назвали арабесками (хотя они и применялись задолго до арабов). Обычно места углублений на рисунке окрашивались в пурпурные или синие тона, выпуклости же покрывались позолотой. Эти цветовые контрасты давали замечательный декоративный эффект, придавая рисунку живость и яркость. Арабы редко применяли для построек камень; они предпочитали обожженный кирпич и цемент.

В гражданских сооружениях план и конструкция были аналогичны плану и конструкции мечетей с изменениями, которые были обусловлены различным назначением зданий. Жилые дома имели центральный двор с арками вокруг и фонтаном посредине. Почти всегда дома имели лишь один этаж и лишены были окон по фасаду, выходящему на улицу. При доме обычно имелся сад.

В городах улицы прокладывались узкие и делалось это либо для того, чтобы в тени домов прохожие могли укрываться от жары, либо с тем, чтобы прирезать к домам побольше земли для сада и дворовых построек. Иногда городские кварталы были отделены друг от друга стенами с воротами. Таким образом, различные части города легко могли быть изолированы друг от друга.

Народы Древнего Востока создали сложную и высокую по уровню развития культуру, которая была богата по содержанию и, оказывая влияние на все дальнейшее развитие мирового искусства, стала одним из важных этапов развития мировой культуры в целом.

Созданная на Древнем Востоке художественная система обладала рядом специфических особенностей, отражавших специфику древневосточной природы и цивилизации как таковой. Значительное влияние на развитие искусства на Древнем Востоке оказывало то, что только что вышедшая из глубины родовых отношений цивилизация во многом зависела от окружающих природных сил.

Чувствуя бессилие перед разливами великих рек, палящим солнцем, дикими и опасными животными человек создавал мощные аспекты сопротивления, получившие выражение прежде всего в памятниках архитектуры (именно в этом находит объяснение свойственный древнему искусству гигантизм).

Одной из крупнейших и неотъемлемых частей созданной на Древнем востоке культуры была архитектура.

Поскольку, говоря «Древний Восток», мы подразумеваем общность из сразу нескольких цивилизаций, логично будет рассмотреть архитектуру разных стран древнего мира для составления наиболее полного представления о развитии и становлении архитектуры той эпохи.

Одной из крупнейших и наиболее богатых по художественному и культурному материалу цивилизаций той эпохи является Древний Египет.

Сложение египетского искусства в 4 тыс. до н.э.

Архитектура Египта эволюционировала от древнейших ям и пещер, на смену которым пришли круглые хижины, слепленные из смешанной с глиной соломой (сплетенные из тростника и обмазанные глиной). С выделением верхушки общины изменяется облик жилищ-появляются большие по размерам, сложенные из кирпича - сырца, прямоугольные по форме. Подобное развитие отражается и на облике могилы-посмертного дома умершего (часть круглых ям с циновками заменяется прямоугольными, выложенными кирпичом). Древнейшие святилища также имели вид больших хижин.



1) Искусство Раннего и Древнего царств (3000год до н.э.-около 24в. до н.э.)

Это время имело огромное значение и для истории Египта, и для развития искусства. Века поисков, отборов, сложения основных форм египетской культуры. Именно в эпоху Древнего Царства создавались первые пирамиды. Было освоено конструктивное и декоративное значение камня, отобраны элементы архитектурной декорировки.

Культовый характер монументального каменного зодчества объясняется сразу несколькими аспектами: в идеологии Египта как земледельческой страны был силен культ умирающих и воскресающих сил природы, тесно связанный с заупокойными представлениями, верой в загробную жизнь. Кроме того, чувствуя бессилие перед разливами великих рек, палящим солнцем, дикими и опасными животными человек создавал мощные аспекты сопротивления, получившие выражение прежде всего в памятниках архитектуры (именно в этом находит объяснение свойственный древнему искусству гигантизм). Помимо того, свойственной Древнему Востоку была и идея о том, что чем прочнее материал, тем сильнее, долговечнее, монументальнее созданный из него образ. Используемый в качестве основного материала для строительства и создания скульптур камень также отражал поэтику прочности, твердости и несокрушимости.

Поскольку гробница должна была обеспечивать неприкосновенность тела усопшего и иметь особое помещение для совершения заупокойных обрядов, развитие усыпальниц шло по пути выполнения этих условий. Примитивные могильные холмы сменялись надгробиями из кирпича аналогичной формы (позже материалом стал камень). Эти гробницы получили название «мастабы» («скамья» с арабского). Мастаба включала в себя кладовые, иногда молельни и подземную камеру, где находился гроб с телом умершего.

Гробницы возводились для фараонов и знати, у первых они отличались огромными размерами, более сложным устройством. Возможно именно в поиске создания наиболее впечатляющей царской гробницы появилась идея увеличения здания по вертикали, как создания метафоры силы и возвышенности царской власти.

Первая созданная пирамида была построена архитектором Имхотепом для фараона Джосера в 28 (около 2650) веке до н.э. В высоту постройка достигала около 60 метров, была воздвигнута на искусственной террасе и состояла из поставленных одна на другую 7 мастаб. Пирамида была окружена сложным ансамблем из дворов, молелен, не имевших четкой планировки. Все это окружала высокая стена, облицованная камнем. При сооружении пирамиды Джосера конструктивное значения камня не было еще полностью освоено, в ряде случаев заметны формы, свойственные скорее деревянным и кирпичным постройкам (потолки вырублены в виде бревен). Колонны, будучи отодвинутыми от стен, все же соединены с ними. Формы колонн и пилястров разнообразны-от строгих каннелированных столбов, просто увенчанными плитами абак до пилястров в виде папирусов и лотосов. В облицовке залов применены рельефы, алебастровые плиты.

Пирамиды Джосера и его переемников продолжили путь к созданию классической пирамиды. Наиболее грандиозной постройкой этого периода была пирамида Хеопса (2560-2540), достигавшая 146 метров в высоту и сложенная из каменных блоков весом до 30 тонн (всего использовалось более 2 300 000 таких блоков). Толща пирамиды прорезывалась коридорами, ведущими к погребальной камере. Местами проходы были облицованы гранитом, а снаружи пирамида была покрыта плитами известняка. К восточной стороне пирамиды был традиционно пристроен заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с нижним пирамидным храмом. Сочетание грандиозности и предельной ясности-характерная особенность архитектурного стиля пирамидных ансамблей с их строгим симметричным расположением внутренних помещений. Большее освоение камня позволило применить колонны для оформления входов, дворов, залов. В декорации памятника использовались такие породы как граниты различных цветов, базальты, алебастр, диориты.

В последующие века размеры пирамид уменьшаются (не выше 70 метров), а размеры заупокойных храмов увеличиваются, возрастает сложность планировки.

Дома и дворцы в Древнем царстве строились из кирпича и дерева, поэтому от них почти ничего не осталось.

2) Для архитектуры Среднего царства (21-18века до н.э.) характерно то прекращение, то возобновление строительства пирамид, которые уже не имели прежней прочности: были целиком сложены из камня, недостатки конструкций скрадывались облицовкой из деревянных плит, соединенных каменными скрепами, при разрушении которых рушились и сами пирамиды.

Залы приобретают большие размеры, вытягиваются в глубину, проход от двери подчеркивается двойным рядом колонн. Стены в скальных гробницах покрывались росписями, цветными рельефами, орнаментами. На более позднем этапе в ряде городов развернулось строительство, демонстрирующее новые архитектурные формы: колонны с капителью в виде головы богини Хатор, ворота храма в виде пилона (двух башен с наклонными стенами и проходом по середине). Пирамидные храмы достигают огромных размеров (до 72 тыс. кв. метров-лабиринт Аменемхета 3), масштабы, техническое совершенство, пышность декорации.

3) Архитектура Нового царства (16-11 века до н.э.)

К главным архитектурным памятникам того времени можно отнести построенные в Фивах храмы Амона-Ра-Ипет-Сут и Ипет-Рес (современные Карнак и Луксор). Оба принадлежат к типу святилищ. Территория подобного храма представляла обнесенный стеной вытянутый прямоугольник. Дорога была обрамлена статуями сфинксов. Фасад имел вид пилона, перед которым стояли обелиски и статуя фараона, позади пилона был открытый двор с портиками по сторонам. В самом храме были колонные залы, молельни со статуями богов, стены были покрыты рельефами. Характерной особенностью были высокие колоннады по середине открытого двора, которые как бы определяли проход от пилона к храму. Гробницы царей отделялись от храмов-вырубались в скалах отдаленной долины, состояли из коридоров, подводивших к гробнице с саркофагом.

(план комплекса в Карнаке)

В целом можно сказать, что несмотря на жесткие рамки канонов, искусство Египта развивалось, изменяясь в зависимости от исторических условий, специфики художественных центров.

Междуречье.

Мало запасов строительного камня и дерева, но много глины, поэтому строили большей частью из сырцового кирпича. Поскольку материал рыхл и непрочен, увеличивали монументальность (стены толщиной выше 10м.). Прямоугольные конструкции, знали и иногда применяли арку, использовали столбы, но редко применяли колонны. Зиккурат - на высокой платформе, расчленено на несколько ярусов, каждый высшей-меньшие размеры, ярусы соединялись лестницами.

Во внутреннем убранстве храмов важную роль играли культовые статуэтки.

С середины 3го тысячелетия до н.э. правители начинают строить себе дворцы, представлявшие собой разросшиеся дома с рядом внутренних дворов, иногда наружной стеной крепостного типа. Частные дома строились между городской стеной и стеной, ограждавшей храм. Имели прямоугольные очертания, без окон, с плоской крышей, чаще внутренним (реже наружным) двором, обнесенным глинобитными стенами. Дома нередко бывали двухэтажными, с деревянной галереей, выходящей во внутренний двор.

Искусство Сиро-Финикии, Хеттов, Хурритов.

Кирпич-сырец был главным строительным материалом, но дерево и камень так же широко применялись в строительстве. Каменный фундамент, каменный цоколь, деревянная (позже и каменная) свободно стоящая опора, каменная облицовка нижней части стен. Внутренний двор не являлся обязательной частью, более характерным является открытый двор перед фасадом здания с плоской крышей. Дома нередко бывали двухэтажными, с жилыми помещениями на втором этаже.

Наиболее характерным типом здания был “бит-хилани” - вход располагался с продольной стороны и имеет вид портика на столбах, замкнутого с двух сторон прямоугольными башнями. Над портиком могло помещаться окно или род балкона. Наружные стены “бит-хилани” могли облицовываться понизу вертикально поставленными каменными плитами - ортостатами. Перед входом могли водружаться символические мачты или деревянные столбы, иногда изображения пальм.

По этому образцу был построен храм Соломона в Израелевом царстве (10 век до н.э.), который известен нам по описанию в Библии.

На примере храма в Тель-Халафе можно видеть органичное вхождение скульптуры в архитектурный ансамбль: несущие опоры портика, сохраняя общую конфигурацию округлого столба, являются здесь скульптурами божеств, величественными и монументальными. Цоколь статуй скрыт фигурами львов и быков-ощущение, что боги стоят на их спинах. По сторонам портика выставлены фигуры крылатых сфинксов с женскими головами, передняя их часть выполнена в виде круглой скульптуры и переходит в рельефные ортостаты портика.