Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Восточная архитектура. Изысканный колорит восточного стиля Древняя китайская архитектура

В 2010 году я побывал в удивительной стране в Гималаях - Непале . Я прожил там всего месяц - этого времени очень мало, для того, чтобы проникнуться культурой этой страны целиком, но эта поездка произвела на меня очень сильное впечатление. Мне потребовался целый год для того, чтобы переварить свои эмоции и впечатления и приступить к изучению той информации по архитектуре Непала, которую я привез оттуда и найти что-то новое.

Когда я задумывал эту статью, я хотел описать архитектуру Непала, как и привык, исключительно с точки зрения архитектурной науки, т.е рассказать о стилях, приемах, принципах строительства, известных архитекторах и т.п. Но в процессе сбора информации я столкнулся с двумя неожиданностями. Во-первых, информации об архитектуре Непала крайне мало. А во-вторых, я заметил такую закономерность - архитектура в Непале, как и все в жизни людей здесь, очень тесно связана с религией. Невозможно отделить одно от другого. Такова первая особенность архитектуры Непала. Большинство памятников архитектуры, достойных внимания, - это религиозные постройки.

Вторая особенность - п естрота Непала, которая сразу бросается в глаза: более 80 этнических групп, отличающихся языком, религией, ростом и цветом кожи; люди разных каст и профессий живут в этой относительно небольшой стране на протяжении веков. Отсюда и удивительное смешение стилей в еде, одежде, музыке и архитектуре. Слияние необычных по своей простоте и актуальных по сей день непальских стилей зодчества уникаль но еще и тем, что большинство из «ингредиентов» этого архитектурного коктейля не встречается ни в чистом виде, ни в каких бы то ни было сочетаниях, больше нигде в мире.

М естоположение Непала, граничащего с северной Индией и Тибетом, на скрещении хотя и трудных, но кратчайших караванных путей между двумя крупнейшими державами Азии - Китаем и Индией,-отразилось на развитии его культуры и искусства, определило большой удельный вес индийских и тибетских влияний

Стилистически архитектура Непала может быть разделена на три большие группы: стиль П агоды , стиль С тупы , и стиль Шикхара .

Стиль Пагода.

К этому стилю относятся пирамидальные здания в несколько ярусов с широким выступающим карнизом над каждым ярусом. Карниз поддерживают деревянные распорки, украшенные резьбой .К рыша верхнего яруса , как правило, завершается шпилем в форме колокола, который может быть о штукатурен или позолочен . Пагоды имеют богато украшенные решетчатые резные окна.

Стиль Пагоды позднее был принят в Китае и оттуда распространились в другие страны Азии.

Лучшими примерами этого стиля являются Храм Кастамандап в Катманду (описание этого храма дано ниже ), д евятиэтажный дворец Басантруп , (построенный королем Притхви Нараян Шахом) , Пашупати,Таледжи иЧангу Нараян храмы .

Стиль Ступа .


Ступа (санскр. - «макушка, куча земли, камней, земляной холм»,- буддийское архитектурно -скульптурноемонументальное и культовое сооружение, имеющее полусферические очертания.Первоначально ступа представляла из себя реликварий , а затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события в буддизме.

Самыми знаменитыми примерами ступ являются святыни НепалаСваямбху и Боднатх в Катманду .Этот стиль является чисто буддийским по концепции и исполнению.По форме ступа представляет собой полусферу, на которой на квадратном основании воздвигнут высокий конический купол (состоит из тринадцати сужающихся к вершине колец, увенчанных зонтиком) .Квадратное основание или harmika , как его еще называют, ориентировано по сторонам света. На всех ч етырех сторонах его изображена пара "всевидящих глаз". Символика формы ступы соотносится с телом Будды в позе медитации: основание ступы - скрещенные ноги, полусферическая часть - торс, реликварий над ней - голова, шпиль - ушница, а луна, солнце и бинду - тройное украшение прически Будды. Всевидящие глаза, смотрящие на 4 стороны света символизируют всевидение Будды.

Стиль Шикхара.


Шикхара - санскритский термин, который можно буквально перевести как «горная вершина». Стиль Шикхара является традиционным для индийской храмовой архитектуры и сравнительно менее популярен в Непале. Образцов этого стиля немного. Здания в стиле Шикхара представляют собой высокую пирамидальную башню параболической структуры , поверхность которой разбита по вертикали на пять или девять уровней . Последний самый верхний уровень по форме представляет собой колокол . Храм Кришны в Патане , является лучшим образцом стиля Шикхара в Непале.

г.Катманду.

С 13 п о 18 века - время правления династии Раджа Малла - является периодом расцвета средневекового искусства и архитектуры Непала. К этому времени относится рост городов - столиц княжеств, характер планировки которых является типичным для Непала. Центром или, вернее, основой города являлся первоначально воздвигавшийся княжеский дворец, или ду рбар . Вокруг дворцовой площади, обычно перед центральной мощеной площадью, строились главные храмы и административные здания. Жилые кварталы живописно разрастались без строгой системы планировки вокруг центральной части.

Исторический центр Катманду - п лощадь Дурбар (Дворцовая), с ее старинными храмами и дворцами, является отражением религиозной и культурной жизни народа. Именно здесь происходит торжественная коронация королей Непала. На площади более 50 храмов и монументов, среди них: храм Шивы, Парвати, комплекс дворцов и храмов «Хануман Дхока» (15-18 вв.), украшенный статуей Ханумана (1672). Деревянная пагода Катх Мандир (Кастамандап; 12 в., перестроена в 1596). Храм Калмочан (1852-73 гг., также известен как Сатья Нараян), построенный в могольском стиле первым правителем династии Рана Джанг Бахадуром. Среди других архитектурных памятников дворец Сингха Дарбар (неоклассика, начало 20 в.), башня Бхимсена (1834), Памятник борцам революции 1951 г.



Площадь Дурбар (дворцовая) в Катманду. Храм Трайлокья Мохан Нараян (справа)

Характерным типом непаль ского храма являются сооружения, по своему внешнему облику сходные с китайской пагодой благодаря силуэту, образуемому далеко выступающими крышами над каждым этажом. Подобно ступе, храмы являлись предметом поклонения, воплощая собой жилище бога на земле и одновременно его тело. Отсюда малое значение внутреннего помещения, сведенного к небольшому святилищу. Расположенные кругом храма дворы служили для религиозных процессий и церемоний.

Kастамандап (Kasthamandap).
Согласно легенде, эта пагода 12 века является одним из старейших зданий Катманду и древнейшим сохранившимся деревянным зданием в мире.


Храм Кастамандап

Столь долгая жизнь храма объясняется тем, что он построен из одного ствола священного и очень твердого салового дерева, из ветвей которого сооружена его уменьшенная копия - храм Симха Саттал , расположенный рядом. Первоначально, построенное в стиле трехъярусной пагоды здание служило приютом для проезжих купцов, паломников и путешественников, проходивших по индо-тибетскому торговому пути.Таких примитивных гостиниц в Катманду было много, так как торговые караваны, проходящие из Индии в Тибет и обратно должны были зимовать в долине Катманду в ожидании весеннего открытия перевалов. Затем, в ранний период правления династии Шахов (1379 г.), Кастамандап был преобразован в храм, посвященный защитнику и покровителю этой династии - святому гуру Горакхнатху, чья статуя находится в центре здания. Последователи культа святого жили в Кастамандап до 1966 года и оставили здание только в связи с начавшейся реконструкцией. Непальские историки полагают, что название храма Кастамандап (Катх Мандир - дом из дерева) дало имя столице Непала Катманду.


Храм Кастамандап (поперечный разрез)


Храмы Индрапур, Джаганнат, Вишну и Кал Бхайрав



Храмы Маджу Деваль(слева) и Нарайана(справа)

Щедрое декоративное украшение и разработка деталей непальской архитектуры полны неистощимой изобретательности. У входов обычно поставлены большие металлические или каменные фигуры львов или грифонов. Над дверьми и окнами находятся тяжелые тимпаны, деревянные или из позолоченного металла - обычно подковообразной формы,- на которых высечены изображения буддийских или индуистских аллегорий. Особенным богатством резьбы отличаются деревянные п одпорки далеко выступающих крыш. Искусная резьба покрывает также и колонны храма. Эфф ектна и сама расцветка здания, состоящая из сочетания темно-красного кирпича с более светлыми черепичными крышами (иногда покрытыми сверкающей листовой медью) и дополненная светлой окраской деревянных деталей. Характерным украшением храмов является множество свисающих с крыш звенящих колокольчиков.

Хануман Дхока .

Старый королевский дворец Катманду , точнее дворцовый комплекс - сердце площади Дурбар, был сооружён в период правления Личчхавов (V-VIII в. н.э.). Однако множество окружающих его строений было построено гораздо позднее - в XVII в., во время правления короля Пратап Маллы.Сам королевский дворец впоследствии многократно перестраивался и практически не сохранил первозданного вида, за исключением Сундари Чоука и Мохан Чоука, находящихся в его северной части, но закрытых для посещения. Ориентиром для желающих посетить этот комплекс является изваяние стоящего под зонтом Ханумана (Полубог-обезьяна, сын бога ветра Ваю и небесной куртизанки (апсары) Анджаны), установленное у входа во дворец в 1672 г. Его лицо скрыто под оранжевой пастой, нанесённой многими поколениями верующих прихожан. По обе стороны от Ханумана - двойные треугольные флаги Непала.


Вход во Дворец Хануман Дхока и статуя Ханумана

Вход во дворец охраняется двумя каменными львами, на одном из которых восседает бог Шива, а на другом - его супруга Парвати. Над воротами находится ярко раскрашенная ниша, в центре которой Кришна предстаёт в своей Вселенской форме- Вишварупе. Слева- Кришна, играющий на флейте, в сопровождении пастушек-гопи. Справа - король Пратап Малла со своей супругой.

Перед самым входом во дворец Хануман Дхока слева расположен храм Шива-Парвати. Божественная пара, вырезанная из дерева и красиво расписанная, благосклонно взирает с верхнего балкона.


Храм Шива-Парвати

Кумари-Гхар.

Храм или резиденция Живой Богини Кумари , находится в окрестности дворца Хануман Дхока. Оно было построено Джая ПракашМалла, последним королем династии Малла в Катманду.Хотя некоторые аспекты обожествления Кумари и ежегодный праздничныйпарад в ее честь существовали в Непале еще в древние времена, праздник с колесницами в его нынешнем виде был учрежден этим королем в середине 18 века.


Храм Богини Кумари (Катманду)

Здание украшено деревяннымирезными балконами и ставнями.



Не-индуисты могут войти во внутренний двор, но не дальше. Кумари отвечает на приветствия с балкона. Ф отографирование запрещено.



Расскажу немного об этом месте. Это не имеет никакого отношения к архитектуре, но очень интересно с точки зрения истории и традиций Непала. Кумари - это живая Б огиня, реальная девочка. Ее титулы - Кумари Деви, Королевская Кумари или Девственная Богиня. У индуистов она считается воплощением Б огини Таледжу Бхавани или юная ипостась Дурги. Верховный священнослужитель храма Таледжу ежедневно возносит ей молитвы.
Претенденток на воплощение Кумари тщательно отбирают. Родители девочек из неварского клана шакья, касты (барэ) золотых и серебряных дел мастеров приводят своих чад в возрасте от четырех лет на суд к пятерым индуистским священникам. Отбор идет по 32 параметрам: размер носа, глаз, гороскоп, голос, характер и др . Гороскоп ее должен сочетаться с гороскопом короля. Самое тяжелое испытание - страхом. В темной комнате, где раздаются устрашающие крики и звуки, пляшут мужчины в костюмах и масках, кидают к ее ногам буйволиные головы, которые были отрублены во время праздничных жертвоприношений. Если девочка осталась спокойна, то она - и есть настоящая Б огиня. А потом, наконец, она должна узнать свои украшения и предметы, ей принадлежавшие ранее, из самых разных, в том числе и чужих.
Новоизбранная живая богиня переселяется в столицу, в свой дворец, где живет вместе со своей семьей. В обычные дни она играет с детьми слуг, учится под руководством наставника. Все ее прихоти и пожелания - закон для окружающих, ее красно-золотые одежды всегда прекрасны, ее лицо покрыто макияжем, похожим на маску: лоб очерчен белой полосой, в центр е - третий глаз, на щеках - румянец, толстая линия контура вокруг глаз.
Обычно она сидит у себя во дворце и время от времени выглядывает в окно. Обычно ее зовут, если зашел иностранный турист во двор и бросил монетку в специальный ящик. За этим следит специальный человек из прислуги. Фотографировать строжайше запрещено. Считается, что тот, кто видел ее, просто обречен быть счастливым до конца жизни.

__________________________________________________________________________________

Высоким художественным уровнем отличается также гражданская архитектура Непала . В ее планировке повторяется традиционная схема открытого двора, замкнутого жилыми строениями. Но доминирующей ее особенностью являются красочность и пестрота наружного оформления зданий. Здесь ярко проявляются народная фантазия и изобретательность декоративного мастерства непальских ремесленников, традиции которых живы до сих пор. Непальские жилые дома замечательны своими выходящими на улицу фасадами и изысканно украшенными стенами и окнами.



Особенно щедро оформление окон : верхние и нижние горизонтальные части, обильно покрытые деревянной резьбой и металлическими украшениями, далеко выступают за пределы окон. Тонко вырезаны также и решетки окон. Дома пестро и причудливо расцвечены и украшены свисающими звенящими колокольчиками, светильниками. Каждая деталь говорит не только о замечательном мастерстве непальских ремесленников, оригинально использующих дерево, металл, их фактуру, цвет и т. д., но и о декоративном понимании утилитарных деталей, как, например, водосточной трубы, сделанной в виде фантастического чудовища.




Храмовый комплекс Пашупатинатх.

Храм о снован в 13 в. Расположенный в 5 км к востоку от Катманду на берегу священной реки Багмати, он является священным местом для всех индуистов, поклоняющихся Шиве и собирает паломников со всего Непала и Индии. Здесь находится один из важнейших храмов шиваитов «Золотой храм» - з десь всегда многолюдно, особенно в дни религиозных праздников, но в сам храм пускают только индусов .


Храмовый комплекс Пашупатинатх


Храмовый комплекс Пашупатинатх

Главный храм Пашупатинатха, здание с двухъярусной крышей и золотым шпилем, считается шедевром индуистской архитектуры, и было построено в XIX веке в честь Шиви в обличии Пашупати – «царя животных, покровителя всех живых существ». Бог Пашупати играл особую роль в Непале, и его изображение всегда присутствовало во всех официальных сообщениях от короля.

Храмовый комплекс Сваямбхунатх .

Этот буддийский храмовый комплекс расположен в 3км к западу от туристического центра Катманду на вершине холма Сваямбх у (77 м), покрытого лесом, в котором живут стаи обезьян. Именно поэтому это место еще называют Храмом Обезьян (Monkey Temple). В его центре находится большая ступа, вокруг которой расположено несколько тибетских монастырей разных школ и направлений и тибетское училище. Существует легенда, что не когда долина Катманду была погружена в воду и представляла собой большое озеро (что геологические доказано), из воды неожиданно появился холм с цветком, на котором и была построена ступа, название которой означает «само воздвигнутая», «самовозведенная».

Ступа Сваямбхунатх


Ч тобы подняться к храму, необходимо преодолеть 365 ступеней, по числу дней в году. Ступа Сваямбхунатх б ыла построена в 3 в. до н. э., перестроена в 8-9 вв. Ступа представляет собой полусферу, поддерживающую высокий конический купол, увенчанный покрытым медью шпилем. У подножья ступы - дордже (санскр. ваджра), построенный королем Пратапа Маллой, важнейший символ буддизма Ваджраяны, символизирующий мгновенное просветление .


Основание купола с изображениями «всевидящих глаз Будды»ориентированно по четырем сторонам света с поворотом на 60 градусов. (Существует предание, что в давние времена северный полюс повернулся на 60 градусов)


Ступа Сваямбхунатх


Храмовый комплекс Сваямбхунатх

Боднатх (Bodhnath)

Б уддийский храмовый комплекс на северо-восточной окраине Катманду (в 5 км от туристического района Тамель) , одно из самых священных буддийских мест в городе и основной центр тибетского буддизма в Непале.


Ступа Боднатх

В центре комплекса находится большая буддийская ступа, вокруг которой расположены десятки тибетских монастырей разных школ и направлений.Ступа построена в VI веке, и часто упоминается в исторических документах. Окружность ступы около 400 метров, что делает ее одной из самых больших и важных буддистских монументов в мире.

Ступа имеет в основании массивную квадратную платформу, снаружи спускающуюся в виде ряда открытых террас с небольшими декоративными башенками по углам. Террасы, так же как и слегка уплощенная полукруглая часть ступы, почти лишены декоративных украшений, что придает сооружению черты сурового величия и мощи.

Совершенно своеобразной является кубическая часть, венчающая ступу башни. С каждой из сторон посередине она украшена рельефными изображениями двух человеческих глаз, сделанных из инкрустированного металла и слоновой кости. Это глаза «всевидящего», глаза Будды, символически поставленные над небесным сводом - телом ступы. Странный эффект огромных глаз, как бы не выпускающих из поля зрения человека, подошедшего к ступе и обходящего ее кругом, не имеет себе подобных во всей архитектуре Азии.

Выше располагается пирамидальная часть башни, состоящая из тринадцати уменьшающихся кверху уступов-ярусов, символизирующих тринадцать божественных небес. Башня увенчана легким павильоном с круглым барабаном - изящной конструкцией, представляющей собой оригинальное развитие традиционного зонтичного навершия индийской ступы.


Ступа Боднатх

Ступа представляет собой пространственную мандалу, основание символизирует землю, полусферический свод – воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к Нирване) – огонь, зонтик – воздух, а венчающий всё бельведер – небо.Ступа спускается сверху вниз террасами, на каждой из которых стоят маленькие ступы. Ступа окружена оградой, на которой по всей окружности расположены молитвенные барабаны. Таким образом, ступу можно обходить как вокруг ограды, вращая барабаны, так и по террасам каждого уровня. С верхнего яруса идут грубые ступени, обрывающиеся за несколько метров над террасой – по этим ступеням спускается дух.

Ступа Боднатх определяет ритм жизни не просто окружающей ее площади, но всего квартала, заполненного многочисленными гомпами (тибетскими монастырями), мастерскими, отелями, кафе и сувенирными лавками.


Тибетский монастырь рядом со ступой Боднатх.

Дворец Ашшурбанипала в Ассирии

Период развития ассирийского искусства пришелся на времена правления царя Ашшурбанипала. В результате раскопок были найдены в Ниневии развалины его некогда величественного дворца. В них были найдены разнообразные произведения изобразительного искусства, а также таблички из глины с клинообразными текстами, которые составляли библиотеку Ашшурбанипала. Эти тексты свидетельствуют о высоком уровне ассирийской культуры.

Рельефы на стенах дворца прославляют царя, транслируют военные сцены, охотничьи сцены. При этом одни работы реализованы высококлассными мастерами, а другие обычными ремесленниками. В отличие от изображений предыдущего времени, в них реалистичнее передаётся движение. В сюжетных изображениях действия отображаются последовательно.

Известными во всем мире стали рельефы со сценами охоты на львов в зверинце царя. Великолепно проработаны тела самих зверей. Очень реалистично сделаны фигуры раненых львицы и льва. Особенно выразительно изображена львица смертельно раненная, и делающая финальную попытку подняться.

Храм Соломона в Иерусалиме

Храм Соломона - это одно из впечатляющих архитектурных сооружений Иерусалима. Он был несколько раз разрушен и отстроен заново. Но в семидесятом году нашей эры был окончательно разрушен римскими войсками. Храм Соломона был воздвигнут на девятифутовой платформе. К входу в храм вела лестница из десяти ступеней, с двух сторон окруженная колоннами, названными Иахин и Воаз. Смысл этих названий так и остался загадкой.

Внутри храм царя Соломона был поделен на три большие части:

  • Одна была святилищем с окнами под самым потолком, полом из кипарисовых досок и стенами, обшитыми кедром. У этой части была плоская крыша, поддерживаемая большими бревнами. На стенах и дверях были изображены пальмы, цветы, цепи, херувимы.
  • Во втором помещении Храма Соломона размещалась разная церковная утварь. Там же находился вырезанный из кедра алтарь, небольшого размера с отделкой из золота, разные светильники, а также стол для хлебов. Алтарь располагался, как в Хананейских храмах, перед лестницей, которая вела в другое помещение.
  • Третье помещение в храме называлось «Святое Святых» - обитель Божья. В нем не было окон. Здесь располагались два пятнадцатифутовых херувима, отделанных золотом. Их внешние крылья дотрагивались стен, а внутренние в центре зала соприкасались друг с другом. Считается, что здесь и находился «Ковчег Завета».

У Храма Соломона был также внутренний двор. Там находился алтарь для приношений, похожий на вавилонскую башню.

Этот храм строился целых семь лет. Он был освящен на праздник Кущей, и в него внесли «Ковчег Завета». После этого в него вошел сам царь Соломон и прочитал молитву, после которой огонь сошел с небес и опалил жертвы, преподнесенные Господу. В этом храме всегда проводили самые масштабные и торжественные богослужения.

Замечание 1

На сегодняшний день от величественного храма остался лишь небольшой кусок западной стены. Данное место носит название Стены плача и является великой святыней у евреев.

Пирамида Хеопса

Пирамиду Хеопса построили около четырех с половиной тысяч лет назад. Пирамида находится около города Гизы, сегодняшним пригороде Каира.

Внутри пирамиды расположено множество тоннелей и своеобразных лабиринтов. Некоторые из них ведут в пустые пространства, а некоторые в тупик. Изначально считалось, что это не несет никакого смысла, но постепенно исследователями было обнаружено, что если начертить план внутренних путей и отсеков, то он напоминает карту неба. Существует еще один очень удивительный факт, что один из каналов пирамиды расположен вертикально по оси усыпальницы.

Изначально высота данного сооружения составляла примерно сто сорок шесть метров. Но с течением времени почти восемь метров этой грандиозной конструкции были стерты дождями и ветрами. Периметр пирамиды девятьсот двадцать два метра. Площадь основания пирамиды можно сравнить с десятью футбольными полями. По подсчетам ученых общий вес пирамиды Хеопса составляет пять миллионов тонн. И состоит она примерно из двух миллионов гигантских каменных блоков из известняка, гранита, базальта. Рядов из таких блоков в пирамиде двести десять.

Вход в пирамиду находится с северной стороны. Он образован уложенными в виде арки каменными плитами. Но сегодня вход заделан гранитной пробкой, а попасть внутрь можно через пролом. Он был сделан в 820 году халифом Джафар аль-Мамуном, который хотел найти внутри пирамиды сокровища фараона, но обнаружил только пыль.

Замечание 2

В строительстве пирамиды было одновременно задействовано около сотни тысяч человек. Первое десятилетие строилась дорога, по которой далее доставлялись огромные каменные блоки.

Пирамида Хеопса служит компасом. В отдельных структурах этой известной усыпальницы заложены математические величины и соотношения, включая число «пи». Параметры царской камеры сложены в «священный» треугольник, имеющий четкую пропорцию – 3,4 и 5. Считается, что даже углы этой пирамиды отражают современные представления о тригонометрических значениях.

Висячие сады Семирамиды

Висячие сады Семирамиды были построены в Вавилоне при царе Навуходоносоре втором. Согласно многим легендам Семирамида была храброй воительницей, а также обладала архитектурным вкусом. Под именем Семирамиды греки обозначали ассирийскую царицу Шаммурамат, жившую примерно в восьмисотом году до нашей эры.

Замечание 3

Висячие сады - это четырехуровневое сооружение с большим количеством прохладных комнат, достаточно обильно украшенных растениями.

Для полива растений использовался водоподъемник. Он функционировал за счет рабов, крутящих колесо. Своды здания на всех уровнях подпирались колоннами в двадцать пять метров. Террасы были выложены плиткой, залиты асфальтом и засыпаны слоем земли, которого хватало даже для выращивания деревьев.

Рисунок 3. Висячие сады Семирамиды. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Применяемая в садах Семирамиды система водоснабжения была не нова для Месопотамии. Подобные сооружения встречались в местных зиккуратах. Но только в садах такая техника орошения достигла истинного совершенства.

Стиль восточной архитектуры

Восточная архитектура значительно отличается от европейской, западной архитектуры. В качестве основных конструкционных материалов в странах Востока еще с древности начали использовать такие материалы, как:

  • дерево;
  • тростник;
  • камень или кирпич.

Самые древние люди и цивилизации появились именно на Востоке, в этой связи очень многие восточные государства практиковали возведение кирпичных городов. Отдельного внимания здесь заслуживает храмовая восточная архитектура: буддистские храмы, а также мусульманские и индуистские мечети имеют значительные отличия от Западных христианских религиозных сооружений.

Небольшие буддистские храмы проектировали в Индии и Китае в горах, в условиях дикой природы. Например, в Индии некоторые монастыри были выдолблены в скалах монахами-зодчими. Скалистые сооружения Индии являются восхитительными шедеврами восточной архитектуры. К концу первого тысячелетия до нашей эры основными буддистскими сооружениями стали ступы (своеобразные памятники, восхваляющие деятельность Будды), которые хранили в себе священные реликвии. В ступах предусматривались столбы-стамбхи, на которых высекались буддийские проповеди, а скальные храмы символизировали пещерную, отрешенную жизнь Будды. Ступа в Санчи является наиболее грандиозной постройкой полусферической формы, облицованной кирпичом, а в некоторых местах – камнем. Памятник, имеющий опору в виде высокого барабана, завершается реликварием (хранилищем религиозных реликвий) и священными дисками. Эта тяжелая, грузная ступа напоминает своим внешним видом большую перевернутую чашу длиной тридцать три метра.

Одним из основных элементов восточной архитектуры Малой Азии являлась деревянная колонна, стоящая на цоколе из камня.

Замечание 1

Примечательно, что первоначальные дома и крепости в восточной архитектуре нередко были ассиметричными, но приближающимися в плане к прямоугольной форме.

Исторически сложилось так, что главным элементом, получившим впоследствии широкое распространение в Финикии, стала капитель с волютами. Известно, что всевозможные вариации применения данной архитектурной модели применялись на Кипре и в Греции.

Стоит отметить и влияние персидской цивилизации на восточную архитектуру в целом. В период расцвета своей империи (эпоха правления Ахеменидов) персы возводили миниатюрные каменные храмы, в плане имеющие прямоугольную форму. Такие сооружения посвящались Богу Ахура-Мазде и его символам. Одним из символов был вечный огонь. Здесь следует отметить, что персидская архитектура в первую очередь оказала влияние на арабо-мусульманскую архитектуру. Данный процесс начался после завоевания Персии мусульманами. В этот период разрушались зароастрийские храмы и некоторые погребальные сооружения (гробницы, мавзолеи), а священные места осквернены. Мусульмане возводили свои мечети по определенному образцу. Он представлял собой внутренний двор с молельней и колодцем для омовения. Снаружи, как правило, располагались минареты. Примечательно, что все значимые элементы таких сооружений были ориентированы в сторону Мекки, древнего священного города мусульман.

Архитектура Двуречья

В дельте Тигра и Евфрата в начале IV тысячелетия до нашей эры сложилась одна из самых древних цивилизаций в мире. В то время на данной территории уже существовали некоторые рабовладельческие государства.

Основным объектом строительной и архитектурной деятельности Двуречья были ирригационные сооружения и укрепленные города. В комплекс сооружений храмовых хозяйств входили крупные хранилища для посевного зерна, выдача которого тщательно контролировалась жрецами.

Архитектура данного государства была примечательна тем, что даже общественные склады, почитаемые как священные объекты, обретали облик храмов с закромами. Для сооружений повышенной ответственности применялся сырой кирпич, уложенный в стену без раствора. Высыхая, такое изделие формировало монолитную конструкцию. Для лучшего просушивания стен подобных сооружений в их несущих конструкциях предусматривались специальные каналы для вентиляции, а для большей прочности закладывали в конструкцию арматуру из тростника или пальмовых стволов.

Архитектура Древнего Китая

Древнекитайская цивилизация появилась на основе неолитических культур, сложившихся в V - III тысячелетиях до нашей эры в долине реки Хуанхэ. На территории бассейна именно этой реки сформировалась этническая общность древних китайцев, один из центров ранних мировых цивилизаций. Данная цивилизация развивалась в условиях относительной изоляции от других государств и имеет весьма самобытный архитектурный стиль.

Архитектура Древнего Китая характеризуется композиционными постройками. Комплексы таких сооружений состоят из множества построек различного назначения. Примечательно, что по сей день в архитектуре этой страны отдельно стоящие здания – большая редкость. Дворцы и частные дома всегда ограждаются вспомогательными строениями.

Архитектура Древнего Китая достигла своего расцвета во времена правления династий Сунн и Тан (VII – XIII века). Уже в те времена было отлично развито градостроительное планирование, поселения проектировались согласно четким планам и в соответствии с основными геометрическими принципами. Поселения того времени окружались глубокими рвами и высокими стенами. Такие города представляли собой хорошо укрепленные крепости. Архитекторы Китая совмещали деятельность в области зодчества с другими видами творчества. Они были мыслителями и поэтами с возвышенным чувством природы и всего живого вокруг. Многие дворцы и жилые кварталы того времени были спроектированы в увязке с территориальными особенностями, будто они являются продолжением ландшафта. Интеграция архитектуры в окружающий пейзаж даже описывалась в некоторых трактатах, созданных в данную эпоху.

Восточный стиль – этническое направление в архитектуре и интерьере помещений. Его формирование и развитие наблюдалось в таких странах, как Китай, Индия, Япония, Индонезия, Вьетнам, Филиппины и Малайзия. Строго говоря, восточный стиль как единое направление представлен только двумя странами из этого списка – Китаем и Японией. Другие страны больше относятся к Колониальному течению. В широком понимании понятие Восточный стиль в интерьере включает в себя три направления: , Китайский и японский стили.

История возникновения

Восточное направление имеет два названия:

  • Исламский (мусульманский). Вавилон – Висячие сады Семирамиды, являющие собой настоящий рай на фоне пустыни. В Индии (7 век) был создан Тадж-Махал – наиболее известный ансамбли, выполненный в мусульманском стиле.
  • Мавританский. Возник в 14-15 веках в Индии на основе исламского стиля. Ярчайшие примеры этого направления – сады Хенералифе и Альгамбри. Их отличительной чертой стало появление комнат на свежем воздухе и «патио» (композиция, состоящая из двориков и стен, их окружающих).

Стиль возник в странах, в которых не было достаточно широкого доступа к воде. Поэтому его характерной чертой стало почитание этой природной стихии.

Современное направление

Сегодня широко используется два основных направления этого стиля: и . Для большинства современных потребителей восточный стиль в интерьере ассоциируется с фен-шуем, который является ярчайшим примером китайского стиля. Он характеризуется строгой пространственной организацией – каждая деталь строго имеет свое место в комнате. Простая плетеная мебель, ширмы и завораживающие цветовые решения завершают образ четкой упорядоченности элементов.

Простота и лаконичность форм – вот основные принципы, которыми руководствуются дизайнеры при создании комнат в восточном японском стиле.

Современное направление популярно не только в области интерьерных решений, но и в пошиве одежды. На фото изображены платья в восточном стиле, на основе которых сегодня изготавливается масса моделей женских нарядов.

Архитектура

Для архитектуры востока характерно сочетание нескольких стилевых направлений. Она развивалась под влиянием религиозных, культурных, политических и социальных явлений.

Для архитектуры средневековой Европы был характерен готический стиль. Изначально применялась , а в последствии стала проникать и в прочие сферы жизни.

Элементы восточного стиля: яркость дизайна и обтекаемость форм – отличительные особенности .

Мавританский архитектурный стиль

На возникновение и развитие мавританской архитектуры повлияли два стиля: испанский и берберский.

Зодчество прошло три основных этапа:

  • Белая мечеть в Кордове – главный пример первого периода.
  • Башни Алькасар и Хиральда (Севилья) – образцы второго периода, который также называют переходным.
  • Гренадские дворцы Хенералифе и Альгамбра.

Исламская архитектура

К архитектуре относятся религиозные и светские здания и учреждения. Исламское зодчество возникло в 7- веке, после чего развивалось и распространялось в Испании, Северной Африке, Малой Азии, Иране, Индии, на Кавказе и в Средней Азии. Типичным построением является мечеть.

Мечеть – сооружение для богослужения мусульман.

Мечеть бывает нескольких разновидностей, отличающихся по функциональной направленности:

  • Квартальная мечеть – здание для ежедневных молитв, где также проводятся различные собрания для жителей квартала.
  • Намазох – открытая мечеть (крупная), расположенная загородом. Тут проводились важнейшие для мусульман праздники – Ураза-Байрам и Курбан-байрам.
  • Джума-мечеть – для пятничной молитвы. Устанавливалось в крупных городах (Багдад, Стамбул).
  • Мечеть (при медресе, мавзолеях праведников, ханаках).

Интерьер

Значительная популярность восточного стиля в европейских странах приходится на начало 18-го столетия, и до сегодняшних дней он не утратил своей популярности.

Экзотические узоры, невероятное разнообразие ярких цветов, уникальный декор и орнаменты, а также шикарные ткани – все это привлекло внимание европейцев к новому интерьерному течению.

Бамбук из Дальнего Востока получил применение в мебельном деле, а ассортимент драпировок пополнился лёгкими плотными тканями из зарубежья. Это некоторым образом внесло свои элементы в .

Для более детального изучения этого направления рассмотрим в отдельности интерьер каждой комнаты:

  • Для спальни в восточном стиле характерно использование низких и широких кроватей, покрытых пледами или покрывалами красочных расцветок. Рядом с ложем устанавливаются прикроватные тумбочки кубической формы, на которых можно установить светильники по типу бумажных фонариков. На фото изображена современная спальня, где кроме перечисленных деталей в общую композицию входят подушки ярких цветов, а также изобилие текстиля (занавески, шторы в восточном стиле).
  • Гостиная Востока – особенное место. Полы гостиной комнаты в восточном стиле выполняются из бамбука (популярен в Азии), однако чаще всего в интерьер современных жилых помещений можно встретить паркет или ламинат светлого тона. В центре потолка устанавливается люстра в восточном стиле. Для создания уютной обстановки используются ковры с восточными орнаментами (с длинным ворсом) и напольные подушки. На фото изображена гостиная, широкие окна которой завешаны шторами в восточном стиле.
  • Ванна в восточном стиле устанавливается в центре комнаты, а рядом с ней устанавливается небольшой столик круглой формы. Декоративным украшением может служить блюдо, наполненное разноцветными камнями, или ваза с бамбуком. Для отделки комнаты используется керамическая плитка в восточном стиле (композиции насыщенных оттенков).
  • Интерьер кухни в восточном стиле предполагает отсутствие лишних деталей и лаконичностью. Общая композиция с лихвой дополнена изобилием серебряной и медной кухонной утварью, элементами декора из цветного стекла. Если размеры комнаты позволяют, то в углах можно установить большие напольные вазы с азиатскими орнаментами. Пол (как и в ванной) покрывается разноцветной плиткой. Грамотно подобранные детали позволяют сохранить общий размер комнаты, а при необходимости даже визуально его увеличить. На фото малометражная кухня в восточном стиле, где изобилие ярких элементов не влияет на небольшие размеры свободного пространства.

Цветовая гамма

Невероятное разнообразие цветовой палитры является для этого направления важной чертой. Основные цвета для отделки комнаты – кремовый, песочный или терракотовый. Для обивки мебели в восточном стиле и тканевых элементов декора – ярко-красный, белый, голубой, золотой, коричневый, зеленый, перламутровый.

Материалы

Интерьер восточного направления наполнен натуральными материалами для отделки и декорирования помещений. Для отделки используется камень, дерево, бамбук, а стены покрываются известняком или мрамором. Применяется много тканевого материала: парча, шелка, атлас. Из этих тканей и по сей день шьется одежда в восточном стиле. , то шторы в такую гостиную будут выглядеть массивно, но в то же время элегантно.

Полы и стены

Традиционное напольное покрытие – древесина или бамбук. На фото комната в восточном стиле, пол которой покрыт толстыми бамбуковыми стеблями. Также используются натуральные полудрагоценные камни. Это могут быть мрамор, бирюза, песчаник или оникс.

Широкие плиты камня декорируются надписями вязи, орнаментами, животными или растительными мотивами.

Поверхность стен отличается гладкостью и отсутствием каких-либо рельефов. В значительной степени применяется мрамор, известняк и полудрагоценные камни. Экономным вариантом станут обои в восточном стиле. Для больших помещений идеально подойдет роспись стен в восточном стиле – в малометражных домах или квартирах этот прием будет визуально уменьшать пространство комнаты.

Окна

Окна имеют простую прямоугольную форму, изготавливаются преимущественно из дерева. Для декорирования используются полупрозрачные занавески приятных оттенков (бежевый, светло-желтый или розовый, голубой). Применяются также деревянные (горизонтальные) или тканевые (вертикальные) жалюзи.

Декор и аксессуары

Глубина образа открывается благодаря множеству декоративных аксессуаров. Детали деревянной мебели украшаются инкрустацией или изящной резьбой.

На небольших полочках, комодах, столиках и прочей мебели устанавливаются статуэтки, вазы с экзотической росписью, различные элементы из бамбука, чаши с благовониями (из серебра и фарфора) или кувшины с широким горлышком.

Поверхности стен пестрят красочными веерами или коврами, на которых могут находиться коллекции оружия.

Фото детально показывает декорирование комнаты в восточном стиле, где в общий интерьер гармонично вписываются перечисленные аксессуары.

Изысканная люстра в восточном стиле, установленная в центре потолка, придает пространству особенный колорит.

Кальян – не только деталь декора, но и функциональный элемент, который создает непринужденную атмосферу безмятежности.

Индийские и арабские направления славятся изобилием светильников (напольных и настенных), изготовленных из натурального камня, шелка или бумаги, а также сложной резьбой.

Тайский, японский, китайский и . Он отличается пестротой деталей и колоритными легкими формами композиций. Интерьер восточного направления используется при обустройстве современных жилых помещений и зданий коммерческого типа (стилистических кафе, ресторанов, ).

Восточная архитектура очень существенно отличается от западной архитектуры. В странах Востока еще с древнейших времен брали за основу строительных материалов дерево, тростник, а также камень, в отдельных странах это мог быть кирпич. Самые древние народы образовались именно на Востоке, поэтому в те времена в большинстве восточных государств практиковали возведение кирпичных городов. Отдельное внимание можно заострить на храмовой восточной архитектуре. Буддистские храмы, индуистские, мусульманские мечети имеют значительные форменные, стилевые и технические отличия по качеству исполнения от Западных христианских церквей. Небольшие буддистcкие храмы проектировали в Индии и в Китае в горах, в условиях дикой природы. В Индии монастыри выдалбливались в скалах монахами. Сами по себе индийские скалистые сооружения являют собой восхитительный шедевр восточной архитектуры. В конце первого тысячелетия до н.э. ведущими буддийскими сооружениями являлись ступы – памятники в честь деятельности Будды, которые хранили в себе священные реликвии, а также столбы-стамбхи, именно на них высекались буддийские проповеди, и скальные храмы, которые воплощали собой пещерную, отрешенную жизнь Будды. Ступа в Санчи – это грандиозный земляной холм полусферической формы, облицованный кирпичом, а в некоторых случаях - камнем. Поставленный на высоком барабане, он завершался реликварием (это хранилище религиозных реликвий), священными дисками. Пластичность каменной массы наиболее ощутима в ступе в Санчи (третий-первый вв. до н. э.). Тяжелая, грузная, облицованная камнем, насчитывающая в основании тридцать два с половиной метра, ступа напоминает большую чашу, однако перевернутую. Лаконизм, а также монументальность формы далеки от геометрической кристальной четкости египетских пирами. Представление о красоте мира в Древней Индии связывалось с идеями плодородной земли, мягкими и округлыми формами ее плодов. Каменная ограда вокруг ступы в Санчи, возведенная в 1 в. до н. э. по типу сельской ограды, имела четверо ворот, сплошь покрытых скульптурами. Духи плодородия, изображенные в виде юных девушек - якшинъ, крепкие и упругие тела которых словно напоены земными соками, качаются на ветвях, выточенных из камня в боковых частях ворот. Пластичность, гибкость и в то же время зрелая пышность якшинь перекликаются с упругой пластикой самой ступы. Их жизнерадостность связана еще со светлым жизнеутверждением лирики «Вед». Основным элементом в восточной архитектуре Малой Азии послужила деревянная колонна, которая стояла на цоколе из камня. Дома и крепости восточного типа зачастую были ассиметричными, но из расчета на прямоугольную форму. Исторически так сложилось, что одним из главных элементов восточной архитектуры была капитель с валютами, которая получила большое распространение в Финикии. Всевозможные, разнообразные использования этой архитектурной особенности нашли свое применение на Кипре, а кроме этого еще и греки использовали это в своих сооружениях. Персидская цивилизация также в значительной степени повлияла на развитие восточной архитектуры. Апогей своего расцвета персидская архитектура получила в эпоху Ахеменидов. Именно тогда возводились миниатюрные храмы из камня прямоугольной формы, которые посвящались единому Богу Ахура-Мазде, а также его символу. Символом служил вечный огонь. Ко всему этому нужно отметить, что возводились и погребельные сооружения, различные мавзолеи и т. п. Позднее персидская архитектура сильно повлияла на арабо-мусульманскую. Этот процесс начался после завоевания Персии мусульманами, тогда же случилось так, что зароастрийские храмы и «башни молчания» (погребельные сооружения округлого типа, без крыши, где хранилось тело покойника) были полностью разрушены, а священные места осквернены. Мусульманские мечеты возводились по конкретному образцу: к ним вдобавок прилагался внутренний двор с молельней и колодцем, а снаружи располагались минареты, все значимые элементы внутри здания обращались в сторону Мекки – священного места у мусульман.