Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Восточная архитектура. Архитектура Древней Японии

В 2010 году я побывал в удивительной стране в Гималаях - Непале . Я прожил там всего месяц - этого времени очень мало, для того, чтобы проникнуться культурой этой страны целиком, но эта поездка произвела на меня очень сильное впечатление. Мне потребовался целый год для того, чтобы переварить свои эмоции и впечатления и приступить к изучению той информации по архитектуре Непала, которую я привез оттуда и найти что-то новое.

Когда я задумывал эту статью, я хотел описать архитектуру Непала, как и привык, исключительно с точки зрения архитектурной науки, т.е рассказать о стилях, приемах, принципах строительства, известных архитекторах и т.п. Но в процессе сбора информации я столкнулся с двумя неожиданностями. Во-первых, информации об архитектуре Непала крайне мало. А во-вторых, я заметил такую закономерность - архитектура в Непале, как и все в жизни людей здесь, очень тесно связана с религией. Невозможно отделить одно от другого. Такова первая особенность архитектуры Непала. Большинство памятников архитектуры, достойных внимания, - это религиозные постройки.

Вторая особенность - п естрота Непала, которая сразу бросается в глаза: более 80 этнических групп, отличающихся языком, религией, ростом и цветом кожи; люди разных каст и профессий живут в этой относительно небольшой стране на протяжении веков. Отсюда и удивительное смешение стилей в еде, одежде, музыке и архитектуре. Слияние необычных по своей простоте и актуальных по сей день непальских стилей зодчества уникаль но еще и тем, что большинство из «ингредиентов» этого архитектурного коктейля не встречается ни в чистом виде, ни в каких бы то ни было сочетаниях, больше нигде в мире.

М естоположение Непала, граничащего с северной Индией и Тибетом, на скрещении хотя и трудных, но кратчайших караванных путей между двумя крупнейшими державами Азии - Китаем и Индией,-отразилось на развитии его культуры и искусства, определило большой удельный вес индийских и тибетских влияний

Стилистически архитектура Непала может быть разделена на три большие группы: стиль П агоды , стиль С тупы , и стиль Шикхара .

Стиль Пагода.

К этому стилю относятся пирамидальные здания в несколько ярусов с широким выступающим карнизом над каждым ярусом. Карниз поддерживают деревянные распорки, украшенные резьбой .К рыша верхнего яруса , как правило, завершается шпилем в форме колокола, который может быть о штукатурен или позолочен . Пагоды имеют богато украшенные решетчатые резные окна.

Стиль Пагоды позднее был принят в Китае и оттуда распространились в другие страны Азии.

Лучшими примерами этого стиля являются Храм Кастамандап в Катманду (описание этого храма дано ниже ), д евятиэтажный дворец Басантруп , (построенный королем Притхви Нараян Шахом) , Пашупати,Таледжи иЧангу Нараян храмы .

Стиль Ступа .


Ступа (санскр. - «макушка, куча земли, камней, земляной холм»,- буддийское архитектурно -скульптурноемонументальное и культовое сооружение, имеющее полусферические очертания.Первоначально ступа представляла из себя реликварий , а затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события в буддизме.

Самыми знаменитыми примерами ступ являются святыни НепалаСваямбху и Боднатх в Катманду .Этот стиль является чисто буддийским по концепции и исполнению.По форме ступа представляет собой полусферу, на которой на квадратном основании воздвигнут высокий конический купол (состоит из тринадцати сужающихся к вершине колец, увенчанных зонтиком) .Квадратное основание или harmika , как его еще называют, ориентировано по сторонам света. На всех ч етырех сторонах его изображена пара "всевидящих глаз". Символика формы ступы соотносится с телом Будды в позе медитации: основание ступы - скрещенные ноги, полусферическая часть - торс, реликварий над ней - голова, шпиль - ушница, а луна, солнце и бинду - тройное украшение прически Будды. Всевидящие глаза, смотрящие на 4 стороны света символизируют всевидение Будды.

Стиль Шикхара.


Шикхара - санскритский термин, который можно буквально перевести как «горная вершина». Стиль Шикхара является традиционным для индийской храмовой архитектуры и сравнительно менее популярен в Непале. Образцов этого стиля немного. Здания в стиле Шикхара представляют собой высокую пирамидальную башню параболической структуры , поверхность которой разбита по вертикали на пять или девять уровней . Последний самый верхний уровень по форме представляет собой колокол . Храм Кришны в Патане , является лучшим образцом стиля Шикхара в Непале.

г.Катманду.

С 13 п о 18 века - время правления династии Раджа Малла - является периодом расцвета средневекового искусства и архитектуры Непала. К этому времени относится рост городов - столиц княжеств, характер планировки которых является типичным для Непала. Центром или, вернее, основой города являлся первоначально воздвигавшийся княжеский дворец, или ду рбар . Вокруг дворцовой площади, обычно перед центральной мощеной площадью, строились главные храмы и административные здания. Жилые кварталы живописно разрастались без строгой системы планировки вокруг центральной части.

Исторический центр Катманду - п лощадь Дурбар (Дворцовая), с ее старинными храмами и дворцами, является отражением религиозной и культурной жизни народа. Именно здесь происходит торжественная коронация королей Непала. На площади более 50 храмов и монументов, среди них: храм Шивы, Парвати, комплекс дворцов и храмов «Хануман Дхока» (15-18 вв.), украшенный статуей Ханумана (1672). Деревянная пагода Катх Мандир (Кастамандап; 12 в., перестроена в 1596). Храм Калмочан (1852-73 гг., также известен как Сатья Нараян), построенный в могольском стиле первым правителем династии Рана Джанг Бахадуром. Среди других архитектурных памятников дворец Сингха Дарбар (неоклассика, начало 20 в.), башня Бхимсена (1834), Памятник борцам революции 1951 г.



Площадь Дурбар (дворцовая) в Катманду. Храм Трайлокья Мохан Нараян (справа)

Характерным типом непаль ского храма являются сооружения, по своему внешнему облику сходные с китайской пагодой благодаря силуэту, образуемому далеко выступающими крышами над каждым этажом. Подобно ступе, храмы являлись предметом поклонения, воплощая собой жилище бога на земле и одновременно его тело. Отсюда малое значение внутреннего помещения, сведенного к небольшому святилищу. Расположенные кругом храма дворы служили для религиозных процессий и церемоний.

Kастамандап (Kasthamandap).
Согласно легенде, эта пагода 12 века является одним из старейших зданий Катманду и древнейшим сохранившимся деревянным зданием в мире.


Храм Кастамандап

Столь долгая жизнь храма объясняется тем, что он построен из одного ствола священного и очень твердого салового дерева, из ветвей которого сооружена его уменьшенная копия - храм Симха Саттал , расположенный рядом. Первоначально, построенное в стиле трехъярусной пагоды здание служило приютом для проезжих купцов, паломников и путешественников, проходивших по индо-тибетскому торговому пути.Таких примитивных гостиниц в Катманду было много, так как торговые караваны, проходящие из Индии в Тибет и обратно должны были зимовать в долине Катманду в ожидании весеннего открытия перевалов. Затем, в ранний период правления династии Шахов (1379 г.), Кастамандап был преобразован в храм, посвященный защитнику и покровителю этой династии - святому гуру Горакхнатху, чья статуя находится в центре здания. Последователи культа святого жили в Кастамандап до 1966 года и оставили здание только в связи с начавшейся реконструкцией. Непальские историки полагают, что название храма Кастамандап (Катх Мандир - дом из дерева) дало имя столице Непала Катманду.


Храм Кастамандап (поперечный разрез)


Храмы Индрапур, Джаганнат, Вишну и Кал Бхайрав



Храмы Маджу Деваль(слева) и Нарайана(справа)

Щедрое декоративное украшение и разработка деталей непальской архитектуры полны неистощимой изобретательности. У входов обычно поставлены большие металлические или каменные фигуры львов или грифонов. Над дверьми и окнами находятся тяжелые тимпаны, деревянные или из позолоченного металла - обычно подковообразной формы,- на которых высечены изображения буддийских или индуистских аллегорий. Особенным богатством резьбы отличаются деревянные п одпорки далеко выступающих крыш. Искусная резьба покрывает также и колонны храма. Эфф ектна и сама расцветка здания, состоящая из сочетания темно-красного кирпича с более светлыми черепичными крышами (иногда покрытыми сверкающей листовой медью) и дополненная светлой окраской деревянных деталей. Характерным украшением храмов является множество свисающих с крыш звенящих колокольчиков.

Хануман Дхока .

Старый королевский дворец Катманду , точнее дворцовый комплекс - сердце площади Дурбар, был сооружён в период правления Личчхавов (V-VIII в. н.э.). Однако множество окружающих его строений было построено гораздо позднее - в XVII в., во время правления короля Пратап Маллы.Сам королевский дворец впоследствии многократно перестраивался и практически не сохранил первозданного вида, за исключением Сундари Чоука и Мохан Чоука, находящихся в его северной части, но закрытых для посещения. Ориентиром для желающих посетить этот комплекс является изваяние стоящего под зонтом Ханумана (Полубог-обезьяна, сын бога ветра Ваю и небесной куртизанки (апсары) Анджаны), установленное у входа во дворец в 1672 г. Его лицо скрыто под оранжевой пастой, нанесённой многими поколениями верующих прихожан. По обе стороны от Ханумана - двойные треугольные флаги Непала.


Вход во Дворец Хануман Дхока и статуя Ханумана

Вход во дворец охраняется двумя каменными львами, на одном из которых восседает бог Шива, а на другом - его супруга Парвати. Над воротами находится ярко раскрашенная ниша, в центре которой Кришна предстаёт в своей Вселенской форме- Вишварупе. Слева- Кришна, играющий на флейте, в сопровождении пастушек-гопи. Справа - король Пратап Малла со своей супругой.

Перед самым входом во дворец Хануман Дхока слева расположен храм Шива-Парвати. Божественная пара, вырезанная из дерева и красиво расписанная, благосклонно взирает с верхнего балкона.


Храм Шива-Парвати

Кумари-Гхар.

Храм или резиденция Живой Богини Кумари , находится в окрестности дворца Хануман Дхока. Оно было построено Джая ПракашМалла, последним королем династии Малла в Катманду.Хотя некоторые аспекты обожествления Кумари и ежегодный праздничныйпарад в ее честь существовали в Непале еще в древние времена, праздник с колесницами в его нынешнем виде был учрежден этим королем в середине 18 века.


Храм Богини Кумари (Катманду)

Здание украшено деревяннымирезными балконами и ставнями.



Не-индуисты могут войти во внутренний двор, но не дальше. Кумари отвечает на приветствия с балкона. Ф отографирование запрещено.



Расскажу немного об этом месте. Это не имеет никакого отношения к архитектуре, но очень интересно с точки зрения истории и традиций Непала. Кумари - это живая Б огиня, реальная девочка. Ее титулы - Кумари Деви, Королевская Кумари или Девственная Богиня. У индуистов она считается воплощением Б огини Таледжу Бхавани или юная ипостась Дурги. Верховный священнослужитель храма Таледжу ежедневно возносит ей молитвы.
Претенденток на воплощение Кумари тщательно отбирают. Родители девочек из неварского клана шакья, касты (барэ) золотых и серебряных дел мастеров приводят своих чад в возрасте от четырех лет на суд к пятерым индуистским священникам. Отбор идет по 32 параметрам: размер носа, глаз, гороскоп, голос, характер и др . Гороскоп ее должен сочетаться с гороскопом короля. Самое тяжелое испытание - страхом. В темной комнате, где раздаются устрашающие крики и звуки, пляшут мужчины в костюмах и масках, кидают к ее ногам буйволиные головы, которые были отрублены во время праздничных жертвоприношений. Если девочка осталась спокойна, то она - и есть настоящая Б огиня. А потом, наконец, она должна узнать свои украшения и предметы, ей принадлежавшие ранее, из самых разных, в том числе и чужих.
Новоизбранная живая богиня переселяется в столицу, в свой дворец, где живет вместе со своей семьей. В обычные дни она играет с детьми слуг, учится под руководством наставника. Все ее прихоти и пожелания - закон для окружающих, ее красно-золотые одежды всегда прекрасны, ее лицо покрыто макияжем, похожим на маску: лоб очерчен белой полосой, в центр е - третий глаз, на щеках - румянец, толстая линия контура вокруг глаз.
Обычно она сидит у себя во дворце и время от времени выглядывает в окно. Обычно ее зовут, если зашел иностранный турист во двор и бросил монетку в специальный ящик. За этим следит специальный человек из прислуги. Фотографировать строжайше запрещено. Считается, что тот, кто видел ее, просто обречен быть счастливым до конца жизни.

__________________________________________________________________________________

Высоким художественным уровнем отличается также гражданская архитектура Непала . В ее планировке повторяется традиционная схема открытого двора, замкнутого жилыми строениями. Но доминирующей ее особенностью являются красочность и пестрота наружного оформления зданий. Здесь ярко проявляются народная фантазия и изобретательность декоративного мастерства непальских ремесленников, традиции которых живы до сих пор. Непальские жилые дома замечательны своими выходящими на улицу фасадами и изысканно украшенными стенами и окнами.



Особенно щедро оформление окон : верхние и нижние горизонтальные части, обильно покрытые деревянной резьбой и металлическими украшениями, далеко выступают за пределы окон. Тонко вырезаны также и решетки окон. Дома пестро и причудливо расцвечены и украшены свисающими звенящими колокольчиками, светильниками. Каждая деталь говорит не только о замечательном мастерстве непальских ремесленников, оригинально использующих дерево, металл, их фактуру, цвет и т. д., но и о декоративном понимании утилитарных деталей, как, например, водосточной трубы, сделанной в виде фантастического чудовища.




Храмовый комплекс Пашупатинатх.

Храм о снован в 13 в. Расположенный в 5 км к востоку от Катманду на берегу священной реки Багмати, он является священным местом для всех индуистов, поклоняющихся Шиве и собирает паломников со всего Непала и Индии. Здесь находится один из важнейших храмов шиваитов «Золотой храм» - з десь всегда многолюдно, особенно в дни религиозных праздников, но в сам храм пускают только индусов .


Храмовый комплекс Пашупатинатх


Храмовый комплекс Пашупатинатх

Главный храм Пашупатинатха, здание с двухъярусной крышей и золотым шпилем, считается шедевром индуистской архитектуры, и было построено в XIX веке в честь Шиви в обличии Пашупати – «царя животных, покровителя всех живых существ». Бог Пашупати играл особую роль в Непале, и его изображение всегда присутствовало во всех официальных сообщениях от короля.

Храмовый комплекс Сваямбхунатх .

Этот буддийский храмовый комплекс расположен в 3км к западу от туристического центра Катманду на вершине холма Сваямбх у (77 м), покрытого лесом, в котором живут стаи обезьян. Именно поэтому это место еще называют Храмом Обезьян (Monkey Temple). В его центре находится большая ступа, вокруг которой расположено несколько тибетских монастырей разных школ и направлений и тибетское училище. Существует легенда, что не когда долина Катманду была погружена в воду и представляла собой большое озеро (что геологические доказано), из воды неожиданно появился холм с цветком, на котором и была построена ступа, название которой означает «само воздвигнутая», «самовозведенная».

Ступа Сваямбхунатх


Ч тобы подняться к храму, необходимо преодолеть 365 ступеней, по числу дней в году. Ступа Сваямбхунатх б ыла построена в 3 в. до н. э., перестроена в 8-9 вв. Ступа представляет собой полусферу, поддерживающую высокий конический купол, увенчанный покрытым медью шпилем. У подножья ступы - дордже (санскр. ваджра), построенный королем Пратапа Маллой, важнейший символ буддизма Ваджраяны, символизирующий мгновенное просветление .


Основание купола с изображениями «всевидящих глаз Будды»ориентированно по четырем сторонам света с поворотом на 60 градусов. (Существует предание, что в давние времена северный полюс повернулся на 60 градусов)


Ступа Сваямбхунатх


Храмовый комплекс Сваямбхунатх

Боднатх (Bodhnath)

Б уддийский храмовый комплекс на северо-восточной окраине Катманду (в 5 км от туристического района Тамель) , одно из самых священных буддийских мест в городе и основной центр тибетского буддизма в Непале.


Ступа Боднатх

В центре комплекса находится большая буддийская ступа, вокруг которой расположены десятки тибетских монастырей разных школ и направлений.Ступа построена в VI веке, и часто упоминается в исторических документах. Окружность ступы около 400 метров, что делает ее одной из самых больших и важных буддистских монументов в мире.

Ступа имеет в основании массивную квадратную платформу, снаружи спускающуюся в виде ряда открытых террас с небольшими декоративными башенками по углам. Террасы, так же как и слегка уплощенная полукруглая часть ступы, почти лишены декоративных украшений, что придает сооружению черты сурового величия и мощи.

Совершенно своеобразной является кубическая часть, венчающая ступу башни. С каждой из сторон посередине она украшена рельефными изображениями двух человеческих глаз, сделанных из инкрустированного металла и слоновой кости. Это глаза «всевидящего», глаза Будды, символически поставленные над небесным сводом - телом ступы. Странный эффект огромных глаз, как бы не выпускающих из поля зрения человека, подошедшего к ступе и обходящего ее кругом, не имеет себе подобных во всей архитектуре Азии.

Выше располагается пирамидальная часть башни, состоящая из тринадцати уменьшающихся кверху уступов-ярусов, символизирующих тринадцать божественных небес. Башня увенчана легким павильоном с круглым барабаном - изящной конструкцией, представляющей собой оригинальное развитие традиционного зонтичного навершия индийской ступы.


Ступа Боднатх

Ступа представляет собой пространственную мандалу, основание символизирует землю, полусферический свод – воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к Нирване) – огонь, зонтик – воздух, а венчающий всё бельведер – небо.Ступа спускается сверху вниз террасами, на каждой из которых стоят маленькие ступы. Ступа окружена оградой, на которой по всей окружности расположены молитвенные барабаны. Таким образом, ступу можно обходить как вокруг ограды, вращая барабаны, так и по террасам каждого уровня. С верхнего яруса идут грубые ступени, обрывающиеся за несколько метров над террасой – по этим ступеням спускается дух.

Ступа Боднатх определяет ритм жизни не просто окружающей ее площади, но всего квартала, заполненного многочисленными гомпами (тибетскими монастырями), мастерскими, отелями, кафе и сувенирными лавками.


Тибетский монастырь рядом со ступой Боднатх.

В 1619 - 1635гг. в центре Самарканда на площади Регистан дедом Айтеке-би Жалантос Бахадуром («Эмир г. Самарканда») построен знаменитое медресе Шир -Дор («Львиное») в 1647-1660 годах медресе Тилля Кари («Покрытое золотом»). Эти сооружения стали памятником архитектуры Востока, они притягивают взгляд своей красотой и изяществом исполнения (рис. 1.12).
Регистан (Иран; букв, место, покрытое песком) парадная площадь в городах Среднего Востока. Наиболее знаменит Регистан г. Самарканд. Это великолепное произведение тюркского градостроительного искусства XV-XVII вв.
Расположенное в западной части Регистана медресе Улугбека было построено в 1417-1420гг., в восточной части в 1420г. построен караван-сарай Мирзой, в южной части - мечети Кукельдаш и Масаджиди-Мукатта.
В 1619-1635гг. перед медресе Улугбека было построено медресе Шир - Дор стены медресе украшены цветными литыми кирпичами, глянцевыми плитками, узорной керамикой. В верхней части фасада здания помещено изображение двух тигров, устремившихся за косулей.

Рисунок 1.12 Архитектурные ансамбли Самарканда

С хищником связано его второе название медресе «С тигром». В 1646-1659 годах медресе называли Тилля Кари («Обрамленное золотом»). В украшении интерьера медресе использовано много золота.

Город Бухара

Архитектурно - историческим городом Востока является город Бухара который расположен на границе пустыни Кызылкум, в долине реки Зеравшан (рис. 1.13). Город был основан в середине первого тысячелетия до н.э. В то время он носил согдийское название - Нумижкат.
Впервые название Бухара встречается в китайской летописи V века. VIII-X веках город был столицей государства Саманидов. В X веке стал владением Караханидов, в XIII веке принадлежал хорезмшаху Мухаммеду. В 1220 году город был завоеван Чингис-ханом. В 1370 году вошел в состав государства эмира Тимура, а в XVI веке принадлежал государству Шайбанидов. С XVI века до 1920 года он был столицей Бухарского ханства.


Рисунок 1.13 Архитектура Бухары: а - Центр Бухары б- Медресе Чор Минор

На территории современной Бухары сохранилось около 140 исторических памятников. Мавзолей Исмаил Самани, минарет Калян, медресе Мир Араб, мавзолей Сайфеддин Бохарзи, медресе Улугбека, Кокилдаш, Надира Диуанибеги и Абдул-Азиз-хана - все они являются произведениями архитектурного искусства. Из сооружений пригорода привлекает внимание мавзолей Бехауддина, сооружение Чор Бакр, мавзолей Файзабада, медресе Чор Минор.

Ташкент («каменный град»)

Ташкент - древний город Средней Азии. Расположен на Великом Шелковом пути в долине реки Чирчик (рис. 1.14). В VI веке был в составе Тюркского каганата. В VIII-IX веках город назывался Бинкент и был центром региона Шаш. В 1918-1924гг. Ташкент был столицей Туркестанской автономной республики. В 1924 году вошел в состав Узбекистана и с 1930 года является его столицей.


Рисунок 1.14 Культовые архитектура Ташкента

Среди архитектурных памятников наиболее известны медресе Абулкасим Шейха, Барак-хана, Кокилдаш, мавзолей Жунус-хана, Толе-бия, Каффэль Шаши.
Несколько оригинальных архитектурных ордеров и арок предложены арабским миром и Китаем.
Арка - излюбленный архитектурный элемент при строительстве больших зданий. Арка может выдерживать большие нагрузки. Это объясняется тем, что сила тяжести стремится сжать арку, тем самым укрепляя ее.

Исламская архитектура

Каплевидная форма заостренных арки или купола, часто с узким основанием, характерна для мечетей и других сооружений мусульманского мира (рис. 15, 16). Мечеть - это место, где приверженцы ислама покланяются своему богу.


Рисунок 1.15 Конструкция и тектоническое решение стоечно-балочной системы: а - средневековый деревянный портик (Китай); б - деревянный ордер в архитектуре Средней Азии (по В. Л. Ворониной); в - то же, в архитектуре Монголии.


Рисунок 1.16 Арки Ислама: а - стрельчатая; б - трилистником; в - подковой; г - зубчатая; д - килевая; ж - очертания арок: 1 -пологой; 2 - полуциркульной; 3 - стрельчатой (ложной, безраспорной); з - деревянные распорки, которые придавали необходимую форму каменной кладке.

Культовые сооружения: Мечети, церкви, храмы и другие здания такого рода выполняют роль культовых и религиозных центров. К таким сооружениям относится Мечеть Сулеймана, Тадж-Махал, Алматинская мечеть и т.д (рис. 1.17).


Рисунок 1.17 Религиозные центры: а - Мечеть Сулеймана, Стамбул; б - Тадж - Махал, Агра

Тадж - Махал в 1932 году индийский правитель Джахан построил неподалеку от города Агры великолепный мавзолей из белого мрамора, инкрустированного полудрагоценными камнями, над усыпальницей своей любимой жены.

Голубая мечеть Ахмета Сулеймана в Стамбуле (Турция) получила свое название из-за 2100 голубых керамических плиток, укрощающих ее внутреннее пространство.

Восточная архитектура очень существенно отличается от западной архитектуры. В странах Востока еще с древнейших времен брали за основу строительных материалов дерево, тростник, а также камень, в отдельных странах это мог быть кирпич. Самые древние народы образовались именно на Востоке, поэтому в те времена в большинстве восточных государств практиковали возведение кирпичных городов. Отдельное внимание можно заострить на храмовой восточной архитектуре. Буддистские храмы, индуистские, мусульманские мечети имеют значительные форменные, стилевые и технические отличия по качеству исполнения от Западных христианских церквей. Небольшие буддистcкие храмы проектировали в Индии и в Китае в горах, в условиях дикой природы. В Индии монастыри выдалбливались в скалах монахами. Сами по себе индийские скалистые сооружения являют собой восхитительный шедевр восточной архитектуры. В конце первого тысячелетия до н.э. ведущими буддийскими сооружениями являлись ступы – памятники в честь деятельности Будды, которые хранили в себе священные реликвии, а также столбы-стамбхи, именно на них высекались буддийские проповеди, и скальные храмы, которые воплощали собой пещерную, отрешенную жизнь Будды. Ступа в Санчи – это грандиозный земляной холм полусферической формы, облицованный кирпичом, а в некоторых случаях - камнем. Поставленный на высоком барабане, он завершался реликварием (это хранилище религиозных реликвий), священными дисками. Пластичность каменной массы наиболее ощутима в ступе в Санчи (третий-первый вв. до н. э.). Тяжелая, грузная, облицованная камнем, насчитывающая в основании тридцать два с половиной метра, ступа напоминает большую чашу, однако перевернутую. Лаконизм, а также монументальность формы далеки от геометрической кристальной четкости египетских пирами. Представление о красоте мира в Древней Индии связывалось с идеями плодородной земли, мягкими и округлыми формами ее плодов. Каменная ограда вокруг ступы в Санчи, возведенная в 1 в. до н. э. по типу сельской ограды, имела четверо ворот, сплошь покрытых скульптурами. Духи плодородия, изображенные в виде юных девушек - якшинъ, крепкие и упругие тела которых словно напоены земными соками, качаются на ветвях, выточенных из камня в боковых частях ворот. Пластичность, гибкость и в то же время зрелая пышность якшинь перекликаются с упругой пластикой самой ступы. Их жизнерадостность связана еще со светлым жизнеутверждением лирики «Вед». Основным элементом в восточной архитектуре Малой Азии послужила деревянная колонна, которая стояла на цоколе из камня. Дома и крепости восточного типа зачастую были ассиметричными, но из расчета на прямоугольную форму. Исторически так сложилось, что одним из главных элементов восточной архитектуры была капитель с валютами, которая получила большое распространение в Финикии. Всевозможные, разнообразные использования этой архитектурной особенности нашли свое применение на Кипре, а кроме этого еще и греки использовали это в своих сооружениях. Персидская цивилизация также в значительной степени повлияла на развитие восточной архитектуры. Апогей своего расцвета персидская архитектура получила в эпоху Ахеменидов. Именно тогда возводились миниатюрные храмы из камня прямоугольной формы, которые посвящались единому Богу Ахура-Мазде, а также его символу. Символом служил вечный огонь. Ко всему этому нужно отметить, что возводились и погребельные сооружения, различные мавзолеи и т. п. Позднее персидская архитектура сильно повлияла на арабо-мусульманскую. Этот процесс начался после завоевания Персии мусульманами, тогда же случилось так, что зароастрийские храмы и «башни молчания» (погребельные сооружения округлого типа, без крыши, где хранилось тело покойника) были полностью разрушены, а священные места осквернены. Мусульманские мечеты возводились по конкретному образцу: к ним вдобавок прилагался внутренний двор с молельней и колодцем, а снаружи располагались минареты, все значимые элементы внутри здания обращались в сторону Мекки – священного места у мусульман.


Малая Азия - это гористая область с достаточным количеством дерева, и камня. Деревянная колонна, стоящая на каменном цоколе становится здесь главным архитектурным элементом.

В верхней части укрепленных городов (укрепления имели и отдельные кварталы) располагался дворец, к которому вели лестницы и рампы. Толстые городские стены имели двойные ворота. Постройки, как правило, были несимметричные, но основаны на прямоугольной планировочной схеме.

Многое из созданного архитекторами Хеттской державы отражало влияние крито-микенской культуры и, в свою очередь, воздействовало на нее. Прообраз Львиных ворот Микен можно обнаружить в руинах хеттской столицы Хаттушаш; на территории хеттов складывается зал типа мегарон - ведущая тема развития греческой храмовой архитектуры.

Огромное влияние на становление греческой и римской архитектуры оказали постройки финикийцев: город - остров Тир, порт и крепость Карфаген.

В начале первого тысячелетия до н. э. распалась Хеттская держава и образовалось несколько мелких государств: Ликия, Кария, Лидия и др. В Ликии сохранились характерные лицевые фасады скальных гробниц, которые размещались одна над другой в несколько этажей и по формам воспроизводили элементы построек с деревянной конструкцией. Сохранились и отдельно стоящие монолитные сооружения погребального характера.

Финикия

Финикия занимала узкую полоску земли между Средиземным морем и Ливанскими горами. Финикийцы - замечательные мореплаватели и умелые торговцы, обживали и более отдаленные участки побережья Средиземного моря, вплоть до Испании и Марокко.

Вступая в торговые контакты с многими народами, финикийцы перенимали и элементы их архитектуры . В связи с этим их собственная архитектура приобретает смешанный характер.

Исторически важным элементом финикийской архитектуры стала капитель с волютами, найденная на Кипре, формы которой позже были переняты греками и стали образцом для создания ионической капители.

Используя прекрасную древесину ливанских кедров и бронзовые крепи отличного качества, финикийские мастера приобрели широкую известность.

Им было поручено осуществление самых ответственных работ при строительстве храма Соломона в Иерусалиме.

Персия

История культуры в этой области начинается уже в пятом тысячелетии до н. э. и, очевидно, находится во взаимосвязи с развитием культуры Месопотамии. Как и в Малой Азии, на Иранском плоскогорье было много камня и дерева, что и определило характер местной архитектуры , которая, несмотря на египетское, ассирийское и греческое влияния, сохраняла своеобразные черты.

Период наивысшего расцвета персидского искусства, самого молодого на древнем Востоке, приходится на времена династии Ахеменидов и длится относительно недолго (200 лет), начиная с середины VI в. до н. э., когда создается могущественное персидское государство.

В жизни персов, обожествлявших огонь, воздух, воду и землю, храм не играл такой роли, как, например, у египтян. Здесь были лишь небольшие, похожие на башни квадратные в плане храмы, построенные из обработанного камня и украшенные зубчатым рельефом.

Царские гробницы стоят на природе, вдали от городов. Таков мавзолей, относящийся к VI в. до н. э. Это прямоугольное сооружение, поставленное на постамент из семи ступеней и имеющее завершение в виде двускатной крыши, принято считать гробницей царя Кира.

Сохранились и царские скальные гробницы недалеко от Персеполя. Примером может быть гробница Дария I, лицевой фасад которой, высеченный на скале, воспроизводит входной портик дворца.

К наиболее значительным архитектурным памятникам того времени относятся города и царские дворцы, напоминающие города и дворцы ассирийцев, более просторные, привольно раскинувшиеся.

Чрезвычайная затесненность месопотамских городов имеет простое объяснение: при огромной урожайности поливных земель (урожай "сам 60" был нередок) каждая сотка земли приобретала чрезвычайную ценность. Как показывают исследования последних десятилетий (включая специальную аэрофотосъемку), за исключением цитадели и храмовых комплексов, территория собственно города и пригорода с его садами и маленькими полями фактически сливалась в единое целое.

Колонны дворца в Персеполе имеют высоту до 20 м, а капитель достигает по высоте 5,5 м. Стройная колонна со сложной по форме капителью - типичный элемент фасада и интерьера дворца. Ствол колонны имеет каннелюры, базе придана форма колокола. Капитель завершается скульптурным изображением двух быков. Форма капители и большое расстояние между колоннами свидетельствуют о том, что на них опирались деревянные балки перекрытия.

Масштаб дворцовых комплексов, сооружаемых на приподнятых террасах с широкой лестницей, соразмерен с большим внутренним залом. Характерными являются кажущиеся бесконечными ряды колонн, придающие фасадам и внутренним пространствам ритмическую структуру, подчеркнутую длинными горизонтальными линиями обрезов перекрытий - антаблементов.

Архитектурные традиции Индии

Идеальная схема индийского храма складывается из больших, сгруппированных вместе четырехугольных дворов, окруженных стенами с монументальными воротами (торана), ведущими на четыре стороны света. В центре располагалось святилище - храм с пирамидальной крышей, а рядом с окружающими комплекс стенами - второстепенные постройки.

Размещение отдельных зданий и сооружений отвечало индийским представлениям об устройстве мира - земля, со всех сторон окруженная океаном, символом которого была система бассейнов, окружавших храм. Ограждающие стены символизировали горы, а святилище выражало собой космическую вершину мира.

Своими размерами и разнообразием хозяйственной жизни храм напоминал город. Здесь жили священники, торговцы, служащие при храме, танцовщицы, музыканты. Толпы паломников посещали храмы. При наиболее посещаемых храмах работало до 20 тысяч людей различных профессий.

Кроме храмовых сооружений создаются вырубаемые в скалах святилища (чайтья) и монастыри (вихара). Чайтья, видимо, относятся к ранним типам архитектурных сооружений . Они имеют характерную арку на фасаде и колонны с базами в форме луковиц и капителями в форме колокола. Вихара обычно включает квадратный в плане зал, к которому примыкают кельи монахов. Вход в монастырь строился в виде многоколонного портика.

Оба типа сооружений со временем развивались и видоизменялись. Оформление колонн постепенно становится все более богатым, капители украшаются скульптурной композицией. На фасаде имелись большие по высоте фризы, а все стены были расписаны и украшены рельефами.

Когда-то имевшее простой план и скромное оформление святилище постепенно превращается в сооружение с необычно пышным убранством. К наиболее интересным с архитектурной точки зрения относятся скальные храмы, иногда имевшие и несколько нефов, созданные в период со II в. до н. э. до VII в. н. э.

Очень интересна с архитектурной точки зрения так называемая "ступа", выросшая из простого холмообразного надгробия. Постепенно ступа превращается в монументальный памятник - свободно стоящее сооружение из камня и кирпича. Сначала это были простые постройки без украшений в форме, символизирующей перевернутую миску Будды, служившую для сбора подаяний. Они имели вид полусферической тарелки или сплющенного купола, стоящего чаще всего на цилиндрическом основании.

Ступа была окружена оградой с четырьмя монументальными воротами. С течением времени ступы получают все более богатое архитектурное и скульптурное оформление. Примером могут служить ступа в Санчи, одна из наиболее древних (III в. до н. э.), ступа в Бхархуте и наиболее известная ступа Боробудур на Яве. На последующее развитие индийской архитектуры большое воздействие оказал ислам, под влиянием которого ее характер претерпел изменения, обогатив ее новыми формами дворца и мавзолея.

Министерство образования и науки Российской федерации

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра истории


Архитектура арабского Востока


Студент группы 2-СУЗС-I

Юрченко Артём

Руководитель

канд. ист. наук, доцент

Е.П. Гурьев


Санкт-Петербург 2014

ВВЕДЕНИЕ


Архитектура арабского Востока представляет огромный интерес для меня, именно поэтому я выбрал данную тему для детального изучения. Сегодня Восток активно развивается, и я, как будущий строитель, считаю необходимым владеть знаниями по представленной мною теме. В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо-мусульманской культуре.

К VII веку н.э. возникает культура Арабов. Начавшаяся с Аравийского полуострова экспансия арабских племен, объединенных идеями ислама, охватила с течением времени огромный район, включавший страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Пиренейский полуостров. Арабы завоевали Сирию, Ирак, Иран, Египет и другие области.

У ислама не было своих художественных традиций, поэтому искусство в покоренных странах сознательно ориентировалось на местные традиции.

Религиозная идеология ислама поставила перед архитектурой новые задачи, стремящиеся отразить всю красоту арабского Востока.

Появляются культовые сооружения мечети, медресе и мавзолеи, а так же светские возведения - крытые рынки, дворцы правителей, цитадели, городские стены с башнями и воротами, мосты и т. д.

Постройки своей величественностью и красотой, поражают и завораживают человека, отправляя его в своеобразный мусульманский мир.

Всю эту гармонию арабского искусства, проявляющуюся в архитектуре мечетей, дворцов и улиц, я и попытаюсь раскрыть в данном реферате.

МЕЧЕТИ И МИНАРЕТЫ


Основным культовым зданием является мечеть - место для молитвы. Считается, что ее прообразом является дом Мухаммеда(570-632 гг.), огороженный двор которого имел с южной стороны навес, укрепленный на пальмовых стволах.

Внешний вид мечети напоминает крепость, окруженную глухими стенами (нередко служили в качестве защиты города), в которой пробиты входы, но ни один не выделен в качестве главного. Мечеть завершается куполом, который своим основанием опирается на четыре стороны основного квадратного объема и на небольшие арки - тромпы, перекинутые в угловых частях. Формы арок в архитектуре арабов были различны. Обычный и самый простой из применяющихся типов - арка подковообразная, стрельчатая однолопастная, иногда трехлопастная.

Особое значение приобрел открытый квадратный или прямоугольный двор. В мечетях к одной из сторон этого двора, которая ориентирована в сторону Мекки, примыкала более глубокая, чем на других сторонах, аркада, образующая несколько рядов молитвенного зала. Арки опирались на колонны и столбы. Богато украшенная ниша - михраб была расположена на стене, обозначающей направление к Мекке. В отличие от христианского храма, в колонном зале мечети нет центральной оси, направляющей молящихся к святилищу. Скорей всего, это нужно для того, чтобы, войдя в зал, остановиться и осмотреть уходящие во все стороны ряды опор.

Мусульманский культ, который заключается в общей молитве и чтения Корана, ограничен церковным набором. В молитвенном зале рядом с михрабом воздвигался минбар - возвышение для проповедника. Обычно минбар имеет вид очень высокого кресла на постаменте с крутой лесенкой и обшит резными деревянными панелями. Пол, на котором сидели мусульмане застилался ковром. А старые массивные Кораны ставились на деревянные, красиво украшенные стойки.

Примером такого рода архитектурного памятника являются одни из знаменитых мечетей: Куббат ас-Сахра или «Купол Скалы» и мечеть Ахмета (см. прил. I). Это центрическое, увенчанное куполом здание образует в плане круг, опоясанный двумя восьмиугольными обходами на аркадах. Или мечеть Омейядов созданная в 705-715 годах в Дамаске, столице Сирии.

Рядом с мечетью возвышаются минареты, представляющие собой высокую, тонкую, круговую в сечении башню с балкончиком (см. прил. I). В разных центрах и в разные исторические периоды создаются своеобразные виды минаретов, различающихся размерами, пропорциями и композициями. Практическое значение минарета заключается в публичном призыве правоверных на молитву, которые выполняет специальный служащий при мечети - муэдзин. Он поднимался по лестнице, заключенной внутрь башни.

Мечети с их минаретами являются яркой отличительной особенностью арабской архитектуры и всего мусульманского мира. Они завораживают своими размерами и красотой арок, с их орнаментом, мозаикой. Однако, не менее красивы дворцы, предназначенные для покоя правителя, а так же для личных приемов.


ДВОРЦЫ. ДВОРЕЦ АЛЬГАМБРА


Одним из высших художественных воплощений мусульманской архитектуры стал дворцовый ансамбль сер. XIII - кон. XIV вв. в эмирате Гранада - Альгамбра (от араб. «аль-Хамра» - Красная). (см. прил. I) Сами дворцовые постройки составляли небольшую часть комплекса, который включал дворцы, крепость, мечети, жилые дома, бани, склады, кладбище и сады. На западном склоне холма расположена его самая старая часть - Алькасаба (от араб. «касба» - крепость). Сама Алькасаба входит общую в оборонительную систему, плотным кольцом (окруженную в 1400м) замыкающую холмом. Северная часть сильно укреплена, поскольку здесь расположены дворцовые здания. Башни словно вырастают на гребне обрывистого ущелья. Главенствует могучая квадратная башня Комарес, высотой 45 метров.

В оформлении интерьеров использованы мозаика, керамические изделия, раскрашенный алебастр. В архитектуру дворца органично включены вода и зелень. Идущая по древним подземным водопроводам холодная и чистая вода снабжает весь дворец, его бассейны и фонтаны, она пробегает ручейками в специальных желобах, устроенных в мраморных плитах пола и, выходя в сад и в город, наполняет его улицы тихим журчанием. Во дворце бьющие из фонтанов струи воды оживляют и дополняют вертикальный ритм колонн. Их отражение в зеркальной поверхности водоемов еще более усиливает впечатление легкости и хрупкости архитектурных форм. Своды и стены дворца покрыты огромным количеством красочных декоративных украшений: сталактиты спускаются со сводов; на стенах, арках и карнизах развертываются исполненные арабески; игра света и теней в ячейках сталактитов, во множестве колонн, полуколонн, арок и карнизов придает интерьеру дворца фантастический облик.

Альгамбра, при всех ее невосполнимых потерях и перестройках, вызывает глубокое изумление. Альгамбра - высшее воплощение художественных особенностей искусства арабского Востока, одно из сокровищ мировой культуры.


МАВЗОЛЕИ


Сохранилось много мавзолеев, возведенных над могилами почитаемых лиц, которые увенчивались чаще всего куполом. Среди них - мавзолей Гур-Эмир в Самарканде, построенный в начале XV в. (см. прил. I). В его архитектуре доминирует огромный ребристый купол, нависающий над огромным цилиндрическим барабаном. Нижняя часть представляет собой многогранник. Пропорции постройки таковы, что на долю купола и барабана приходится более половины общей высоты постройки. Купол покрыт узором из голубых и синих изразцов, не хуже украшен и барабан. Архитектура мавзолеев отличается своеобразием форм, гармонией пропорций и совершенством конструкций.


ГОРОДСКИЕ ПОСТРОЙКИ


Арабские города, в зависимости от своего расположения, различались как внешним видом, так и внутренним.

Характерной особенностью Южно-арабского города является компактность застройки и высокие дома. В Фустате были пяти-, семи, и даже восьмиэтажные дома, причем первый этаж был, обычно, нежилым. В таких домах жили около двухсот человек.

Иранские города состояли из цитадели, официальной части города, имевшей обычно четверо ворот, и торгового квартала, где находились базары.

Раскопки в Самаре показали постройки месопотамского дома III/IX в. Дома построены по определенному плану: крытый вход ведет с улицы или из переулка в просторный двор, спланированный в пропорции 2:3. По короткой стороне двора лежит Т-образный главный зал с небольшими комнатами по углам. В остальной своей части двор окружен рядами прямоугольных жилых и хозяйственных построек. В большинстве домов бывает еще несколько больших смежных дворов с хозяйственными помещениями.

Во всех домах есть канализация, колодцы и бани. Выделяется баня - квадратный многоколонный зал площадью около 30*30 м. В центре высился купол на парусах. Отделка отличалась богатством; в декоре соединились мраморная облицовка и мозаика. Все дома были одноэтажными. Там же, где местность была неровная рельеф, искуснейшим образом использовался под террасы. Количество помещений доходит в одном доме до пятидесяти. Окна встречаются, они были застеклены большими цветными круглыми стеклами от 20 до 50 см. в диаметре…

В общем, в гражданских сооружениях план и конструкция были аналогичны плану и конструкции мечетей с изменениями, которые были обусловлены различным назначением зданий. А в городах улицы прокладывались узкие, делалось это либо для того, чтобы в тени домов прохожие могли укрываться от жары, либо с тем, чтобы прирезать к домам больше земли для сада и дворовых построек. Иногда городские кварталы были отделены друг от друга стенами с воротами. Таким образом, различные части города легко могли быть изолированы друг от друга.

дворец мечеть мавзолей арка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Вклад арабских народов в историю мирового искусства и архитектуры трудно переоценить. Они внесли большой вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, создали произведения искусства, одухотворенные своеобразным и тонким пониманием прекрасного. Однако при наличии общих черт искусство каждой области арабского мира крепко связано с местными художественными традициями и обладает ярко выраженными особенностями. Черты неповторимого своеобразия отличают памятники средневекового искусства Сирии от памятников Ирака, Египта, Северной Африки.

Творчество средневековых арабских художников оказало плодотворнее воздействие на искусство многих стран. Арабское влияние прослеживается, особенно в тканях, керамике, украшении оружия и других отраслях прикладного искусства, не только в пору расцвета средневековых арабских государств, но и много столетий спустя после их падения.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.