Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Война и мир кто такая жюли. Судьбы женщин в русской литературе. Истинный и ложный патриотизм

Старый граф Безухой умер. Князь Василий не успел уничтожить его завещание в пользу Пьера и взять все наследство Безухова себе. Пьер ничего не понял в истории с завещанием - он думал о другом. В этом состоянии непонимания Толстой оставляет его и переносит нас в дом другого екатерининского вельможи, последнего, оставшегося в живых, - генерал-аншефа князя Николая Андреевича Болконского. О судьбе Пьера мы узнаем в этом доме - из письма, написанного Жюли Карагиной, той самой гостьей-барышней, что приезжала к Ростовым в день именин. Жюли горюет, провожая па войну своих; братьев, и пишет об этом подруге - княжне Марье Болконской, а старый князь Николай Андреевич, вручая дочери письмо, предупреждает:

  • «- Еще два письма пропущу, а третье прочту... боюсь, много вздору пишете. Третье прочту».
  • И письмо Жюли, и ответ княжны Марьи написаны по-французски, поэтому, не углубляясь в перевод, мы как-то проскальзываем мимо, а жаль - так ясно видны в этих письмах обе девушки: искренне неискренняя Жюли, каждое слово которой как будто продиктовано Анной Павловной Шерер и проверено княгиней Друбецкой, и чистая,умная, естественная в каждом слове княжна Марья.

В письме Жюли есть два сообщения, очень важные для обеих подруг: одно - о предполагаемом сватовстве Анато-ля Курагина к княжне Марье, и другое - длинное, туманное и нежное - о «молодом Николае Ростове», ибо, по мнению Жюли, между нею и Николаем были отношения, служившие «одною из самых сладостных отрад» ее «бедного сердца, которое уже так много страдало». И ведь сама верит, бедняжка, тому, что пишет! Николай, польщенный вниманием Жюли и не менее польщенный ревностью Сони, действительно улыбался в ответ на призывные улыбки Жюли, а она вырастила в своем воображении «столь поэтические и столь чистые отношения...» Не торопитесь осуждать ее - нет такой девушки, которая не строила бы воздушных замков на такой же шаткой основе; ничего в этом нет худого - таково свойство молодости.

Й княжна Марья не осуждает Жюли: «Почему приписываете вы мне строгий взгляд, когда говорите о вашей склонности к молодому человеку? В этом отношении я строга только к себе...»

Все девушки, читающие «Войну и мир», всегда влюблены в Наташу, всем хочется быть, как она, все_льсххг=ве§я-надёждои ~что хоть частица Наташй~ёсть в них, - и это правда, конечно, есть; в каждой молодой, жаждущей жизни, любви и счастья девушке живет Наташа Ростова. Никто не хочет быть, как княжна Марья, с ее некрасивостью и тяжелой поступью, с ее добротой и смирением, с ее жалостью к людям. Но в каждой девушке есть, непременно должна быть и княжна Марья, без этого она превратится в Элен. Княжна Марья, с ее неуверенностью в себе, с ее тайным убеждением, что любовь придет к кому угодно, только не к ней, с глубоко скрытой мечтой о любви, о НЕМ...

Она пишет, что брак есть «божественное установление, которому нужно подчиняться», - она так думает, но в глубине души мечтает не о божественном установлении, а о земной любви, семье, ребенке - и откуда ей знать сейчас, что Николай Ростов, чей уход в армию сегодня оплакивает Жюли, станет отцом ее детей, ее любимым.

Вот странно: письма девушек очень похожи одно на другое. Казалось бы, тот же возвышенный язык, те же поэтические фразы. Но в письме Жюли - болтовня, легкомыслие, сплетни; в письме княжны Марьи - никакой суетности: душевная чистота, спокойствие и ум. Даже о войне, в которой обе ничего не понимают (только княжна Марья признается в этом, а Жюли - нет), - даже о войне Жюли пишет не своими словами, а теми, какими говорят в гостиных: «Дай бог, чтобы корсиканское чудовище, которое возмущает спокойствие Европы, было низвергнуто ангелом, которого всемогущий... поставил над нами повелителем...» Княжна Марья со всей своей верой не вспоминает ни чудовищ, ни ангелов; она знает, что здесь, з деревне, «отголоски войны слышны и дают себя тяжело чувствовать». Она видела рекрутский набор и потрясена горем матерей, жен и детей; она свое думает: «человечество забыло законы своего божественного спасителя, учившего нас любви и прощению обид... оно полагает главное достоинство свое в искусстве убивать друг друга».

Она умна, княжна Марья. И, кроме того, она дочь своего отца и сестра своего брата. Княжна Марья ошибается в Жюли, как Пьер ошибся в Борисе, и еще раньше - Андрей в своей жене, и позже - Наташа в Анатоле... Она молода и неопытна, слишком верит людям и не замечает внутренней фальши красивых слов Жюли, но чувство собственного достоинства не позволит ей схитрить, умолчать, не вступиться за человека, которого она уважает.

Жюли пишет о Пьере: «Главная новость, занимающая всю Москву, - смерть старого графа Безухова и его наследство. Представьте себе, три княжны получили какую-то малость, князь Василий ничего, а Пьер - наследник всего и, сверх того, признан законным сыном и потому графом Безу-ховым... я забавляюсь наблюдениями над переменой тона маменек, у которых есть дочери-невесты, и самых барышень в отношении к этому господину, который (в скобках будь сказано) всегда казался мне очень ничтожным».

Княжна Марья отвечает: «Я не могу разделять вашего мнения о Пьере, которого знала еще ребенком. Мне казалось, что у него было всегда прекрасное сердце, а это то качество, которое я более всего ценю в людях. Что касается до его наследства и до роли, которую играл в этом князь Ва« силий, то это очень печально для обоих... Я жалею князя Василия и еще более Пьера. Столь молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, - через сколько искушений надо будет пройти ему!»

Может быть, даже князь Андрей, умный и взрослый друг Пьера, не понял так отчетливо и с такой болью, какую опасность таит в себе обрушившееся на Пьера богатство, - это поняла одинокая, запертая в деревне княжна Марья, потому что ее отец и брат, ее одиночество и, может быть, тягостные уроки математики научили ее думать, а думает она не только о себе.

Так что же общего между нею и Жюли? Конечно, ничего, кроме детских воспоминаний и разлуки, еще подогревающей прежнюю дружбу. По-разному сложатся судьбы подруг, но уже сейчас нам ясно то, чего обе они не понимают: эти две девушки - чужие друг другу, потому что Жюли, как все в свете, как маленькая княгиня Болконская, довольна собой. Княжна Марья умеет судить себя, сдерживать и ломать себя иногда, в себе искать причины своих неудач - ее сердце готово ко всем чувствам, какие дано испытать человеку, - и она испытает их, в отличие от Жюли.

Сочинение по литературе. Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности самых различных людей. Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье. С этой целью он выводит в своем романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины - носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина и другие.

Одним из наиболее ярких женских образов в романе является образ Наташи Ростовой. Будучи мастером изображения людских душ и характеров, Толстой воплотил в образе Наташи самые лучшие черты человеческой личности. Он не хотел изображать ее умной, расчетливой, приспособленной к жизни и при этом совершенно бездушной, какой он сделал другую героиню романа - Элен Курагину. Простота и одухотворенность делают Наташу более привлекательной, чем Элен с ее умом и хорошими светскими манерами. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, помогает обрести любовь к жизни, найти правильные решения. Например, когда Николай Ростов, проиграв крупную сумму денег в карты Долохову, возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и вдруг понимает, что “все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее...”.

Но Наташа не только помогает людям в трудных жизненных ситуациях, она еще просто приносит им радость и счастье, дает возможность восхищаться собой, причем делает это бессознательно и бескорыстно, как в эпизоде пляски после охоты, когда она “стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею”.

Так же, как к народу, близка Наташа и к пониманию удивительной красоты природы. При описании ночи в Отрадном автор сопоставляет чувства двух сестер, ближайших подруг, Сони и Наташи. Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи, которыми полна тихая ночь. Она восклицает: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!” Но Соня не может понять восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе. Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития.

Наташа же совершает ошибки и черпает из них необходимый жизненный опыт. Она встречает князя Андрея, их чувства можно назвать внезапным единением мыслей, они поняли друг друга внезапно, почувствовали что-то объединяющее их.

Но тем не менее Наташа вдруг влюбляется в Анатоля Курагина, даже хочет бежать с ним. Объяснением этому может служить то, что Наташа -самый обычный человек, со своими слабостями. Ее сердцу присущи простота, открытость, доверчивость, она просто следует за своими чувствами, не умея подчинять их разуму. Но настоящая любовь проснулась в Наташе намного позже. Она поняла, что тот, кем она восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни. Немаловажную роль сыграл в этом Пьер Безухов. Его “детская душа” была близка Наташе, и он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека или негодования. Он боготворил ее, и она была благодарна ему за то, что он есть на свете. Несмотря на ошибки молодости, несмотря на смерть любимого человека, жизнь Наташи была удивительной. Она смогла испытать любовь и ненависть, создать великолепную семью, найдя в ней столь желанный душевный покой.

В чем-то похожа на Наташу, но в чем-то и противопоставлена ей княжна Марья Болконская. Главный принцип, которому подчинена вся ее жизнь, - самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет на обсуждение его действий и их мотивов - так понимает свой долг дочери княжна Марья. Но она может проявить твердость характера, если это необходимо, что обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма. Она не только уезжает из родового имения, несмотря на предложение мадемуазель Бурьен, но и запрещает пускать к себе свою компаньонку, когда узнает о ее связях с неприятельским командованием. Но ради спасения другого человека она может пожертвовать своей гордостью; это видно, когда она просит прощения у мадемуазель Бурьен, прощения за себя и за слугу, на которого обрушился гнев ее отца. И тем не менее, возводя свою жертвенность в принцип, отворачиваясь от “живой жизни”, княжна Марья подавляет в себе нечто важное. И все же, именно жертвенная любовь привела ее к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воронеже “в первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу”. В полной мере проявила себя княжна Марья как личность, когда обстоятельства побудили ее к житейской самостоятельности, что произошло после смерти отца, и главное - когда она стала женой и матерью. О гармоничности, богатстве внутреннего мира Марьи Ростовой говорят и ее дневники, посвященные детям, и ее облагораживающее влияние на мужа.

Этим двум, во многом похожим, женщинам противопоставлены дамы высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина. Эти женщина во многом похожи между собой. В начале романа автор говорит, что Элен, “когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины”. Характернейшая примета Анны Павловны - статичность слов, жестов, даже мыслей: “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться”. За этой характеристикой скрывается авторская ирония и неприязнь к персонажу.

Жюли- такая же светская дама, “самая богатая невеста России”, получившая состояние после гибели братьев. Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии: “Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни и ожидает успокоения только “там”. Даже Борис, озабоченный поисками богатой невесты, чувствует искусственность, ненатуральность ее поведения.

Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.

Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: “Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы”. Вымышленные образы описаны художественно и одновременно являются проводниками мыслей автора. Женские характеры передают идеи Толстого о сложности человеческой натуры, об особенностях отношений между людьми, о семье, браке, материнстве, счастье.

С точки зрения системы образов героев романа можно условно разделить на “живых” и “мертвых”, то есть на развивающихся, меняющихся с течением времени, глубоко чувствующих и переживающих и - в противоположность им - застывших, не эволюционирующих, а статичных. В обоих “лагерях” есть женщины, причем женских образов столь много, что оговорить в сочинении всех представляется практически невозможным; пожалуй, разумнее остановиться подробнее на главных действующих лицах и характерных второстепенных персонажах, играющих значительную роль в развитии сюжета.

“Живые” героини в произведении - прежде всего Наташа Ростова и Марья Болконская. Несмотря на разницу в воспитании, семейных традициях, атмосфере дома, складе характера, они в конце становятся близкими друзьями. Наташа, выросшая в теплой, любящей, открытой, искренней семейной атмосфере, впитавшая в себя беспечность, лихость, восторженность “ростовской породы”, с юности покоряет сердца своей всеобъемлющей любовью к людям и жаждой ответной любви. Красоту в общепринятом смысле слова ей заменяет подвижность черт, живость глаз, грация, гибкость; чудесный голос и умение танцевать очаровывают многих. Княжна Марья, напротив, неуклюжа, некрасивость лица лишь изредка освещается “лучистыми глазами”. Безвылазная жизнь в деревне делает ее диковатой и молчаливой, общение с ней - тяжелым. Лишь чуткий и проницательный человек может заметить скрытую за внешней замкнутостью чистоту, религиозность, даже самопожертвование (ведь в ссорах с отцом княжна Марья обвиняет только себя, не признавая его вспыльчивость и грубость). Однако в то же время двух героинь многое объединяет: живой, развивающийся внутренний мир, тяга к высоким чувствам, душевной чистоте, чистой совести. Их обеих судьба сталкивает с Анатолем Курагиным, и только случай спасает Наташу и княжну Марью от связи с ним. В силу своей наивности девушки не видят низкие и корыстные цели Курагина и верят в его искренность. Из-за внешней разницы отношения между героинями сперва складываются непросто, возникает непонимание, даже презрение, но потом, узнав друг друга лучше, они становятся незаменимыми подругами, составляя неделимый нравственный союз, объединенный лучшими духовными качествами любимых героинь Толстого.

В построении системы образов Толстой далек от схематизма: грань между “живыми” и “мертвыми” проницаема. Толстой писал: “Для художника не может и не должно быть героев, а должны быть люди”. Поэтому в ткани произведения возникают женские образы, которые трудно определенно отнести к “живым” или “мертвым”. Такой можно считать мать Наташи Ростовой, графиню Наталью Ростову. Из разговоров действующих лиц становится ясно, что в молодости она вращалась в свете и была членом и желанным гостем салонов. Но, выйдя замуж за Ростова, она меняется и посвящает себя семье. Ростова как мать - образец сердечности, любви и такта. Она - близкий друг и советчик детей: в трогательных разговорах по вечерам Наташа посвящает мать во все свои тайны, секреты, переживания, ищет у нее совета, помощи. В то же время на момент основного действия романа ее внутренний мир статичен, но это может быть объяснено значительной эволюцией в молодости. Она становится матерью не только для своих детей, но и для Сони. Соня тяготеет к лагерю “мертвых”: в ней нет той бурлящей жизнерадостности, какая есть в Наташе, она не динамична, не импульсивна. Это особенно подчеркивается тем, что в начале романа Соня и Наташа всегда вместе. Толстой наделил эту в общем неплохую девушку незавидной участью: влюбленность в Николая Ростова не приносит ей счастья, так как из соображений благосостояния семьи мать Николая не может разрешить этот брак. Соня испытывает благодарность Ростовым и так акцентируется на ней, что зацикливается на роли жертвы. Она не принимает предложения Долохова, отказом афишируя свое чувство к Николаю. Она живет надеждой, в принципе рисуясь и демонстрируя свою непризнанную любовь.

Помогите пожалуйста!!!нужно срочно что-нибудь по образу Жюли Курагиной с романа Война и Мир! и получил лучший ответ

Ответ от Елена Евдокимова[гуру]
Образ Жюли Карагиной ИЗ романа Толстого "Война и мир". Это типичная светская барышня. Старый князь Болконский, с дочерью которого она переписывается, не хочет, чтоб княжна Марья была похожа на таких, как Жюли, пустеньких и фальшивых барышень. Жюли не имеет своего собственного мнения, оценивает людей только так, как их оценивают в свете (ее мнение о Пьер) Ее цель - выйти замуж, и она этого никогла не скрывает. Неаром Соня ревнут к ней Николая, когда тот оживленно начинает с ней беседовать. Впоследствии у нее появляется шанс устроить свою судьбу, когда погибают два ее брата и она становится богатой наследницей. Тогда-то и начинает за ней ухаживать Борис Друбецкой. Едва скрывая отвращение кЖюли, он делает ей предложени, и она, прекрасно понимая, что он не может ее любить, все же заставляет сказать положенные вщи (Тогстой ироничски замечает, что имения Карагиной стоили этих фальшивых слов любви) .
Еще раз мы видим Жюли, уже княгиню Друбецкую, когда она пытается выставить напоказ свой "патриотизм" во время войны 1812 года. Например, письма ее к княжне Марье уже иные: "«Я вам пишу по-русски, мой добрый друг, - писала Жюли, - потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить... Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору. Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня. " Также "в обществе Жюли, как и во многих обществах Москвы, было положено говорить только по-русски, и те, которые ошибались, говоря французские слова, платили штраф в пользу комитета пожертвований ". Друбецкая покидает Москву одна из первых, еще до Бородинского сражения.
Больше мы с ней не встречаемся. Но еще одна деталь. Толстой не описывает подробно ее лица, говоря только, что оно красное и обсыпано пудрой. Сразу становится понятно, как он относится к совей героине.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Помогите пожалуйста!!!нужно срочно что-нибудь по образу Жюли Курагиной с романа Война и Мир!

Алексей Дурново рассказывает о прототипах героев знаменитой эпопеи Льва Толстого.

Князь Андрей Болконский

Николай Тучков

Один из тех персонажей, чей образ больше вымышлен, чем заимствован у конкретных людей. Как недосягаемый нравственный идеал, князь Андрей, конечно, не мог иметь определенного прототипа. Тем не менее, в фактах биографии персонажа можно найти много общего, например, с Николаем Тучковым.

Николай Ростов и княжна Марья — родители писателя


Он, точно так же, как князь Андрей, получил смертельное ранение в Бородинской битве, от которого умер в Ярославле через три недели. Сцена ранения князя Андрея в битве при Аустерлице, вероятно, заимствована из биографии штабс-капитана Федора (Фердинанда) Тизенгаузена. Он погиб со знаменем в руках, когда повел малороссийский гренадерский полк на неприятельские штыки в той самой битве. Не исключено, что Толстой придал образу князя Андрея черты своего брата — Сергея. По крайней мере, это касается истории с неудавшимся браком Болконского и Наташи Ростовой. Сергей Толстой был помолвлен с Татьяной Берс, но брак, отложенный на год, так и не состоялся. То ли из-за неподобающего поведения невесты, то ли из-за того, что жених имел жену-цыганку, с которой не хотел расставаться.

Наташа Ростова


Софья Толстая — жена писателя

У Наташи сразу два прототипа, уже упомянутая Татьяна Берс и ее сестра — Софья Берс. Тут надо заметить, что Софья — никто иная, как жена Льва Толстого. Татьяна Берс в 1867-м году вышла замуж за сенатора Александра Кузминского. Большую часть детства она провела в семье писателя и успела подружиться с автором «Войны и мира», даже несмотря на то, что была почти на 20 лет его моложе. Больше того, под влиянием Толстого, Кузминская сама занялась литературным творчеством. Про Софью Андреевну Толстую, кажется, знает каждый человек, ходивший в школу. Она действительно переписывала «Войну и мир», роман, главная героиня которого имела немало общих черт с супругой автора.

Ростовы


Илья Андреевич Толстой — дед писателя

Фамилия Ростов была образована путем замены первых и последних букв в фамилии Толстой. «Р», вместо «т», «в» вместо «й», ну, и минус «л». Так семья, занимающая важное место в романе, обрела новое имя. Ростовы — это Толстые, а точнее родственники писателя по отцовской линии. Есть даже совпадение в именах, как в случае со старым графом Ростовым.

Даже Толстой не скрывал, что Василий Денисов — это Денис Давыдов


Под этим именем скрывается дед писателя Илья Андреевич Толстой. Этот человек, в самом деле, вел достаточно расточительный образ жизни и тратил колоссальные суммы на увеселительные мероприятия. И, все-таки, это не тот добродушный Илья Андреевич Ростов из «Войны и мира». Граф Толстой был казанским губернатором и известным на всю Россию мздоимцем. Он был снят со своего поста после того, как ревизоры обнаружили хищение почти 15 тысяч рублей из губернской казны. Пропажу денег Толстой объяснил «недостатком знаний».

Николай Ростов -это отец писателя Николай Ильич Толстой. Сходств у прототипа и героя «Войны и мира» хоть отбавляй. Николай Толстой служил в гусарах и прошел через все наполеоновские войны, включая и Отечественную войну 1812-го года. Считается, что описания военных сцен с участием Николая Ростова взяты писателем из воспоминаний отца. Больше того, Толстой-старший довершил финансовое крушение семьи постоянными проигрышами в карты и долгами, а для исправления ситуации женился на некрасивой и замкнутой княжне Марии Волконской, которая была на четыре года его старше.

Княжна Марья

Мать Льва Толстого Мария Николаевна Волконская, к слову, тоже полная тезка книжной героини. В отличие от княжны Марьи, не имела проблем с науками, в частности с математикой и геометрией. Прожила 30 лет с отцом в Ясной Поляне (Лысые Горы из романа), но так и не вышла замуж, хотя была очень завидной невестой. Дело в том, что старый князь, в самом деле, обладал чудовищным характером, а дочь его была женщиной закрытой и самолично отвергла нескольких женихов.

Прототип Долохова, вероятно, съел собственного орангутанга


У княжны Волконской даже была компаньонка — мисс Ханессен, чем-то похожая на мадемуазель Бурьен из романа. После смерти отца дочь принялась в буквальном смысле раздаривать имущество, после чего в дело вмешались ее родственники, устроившие брак Марии Николаевны с Николаем Толстым. Судя по воспоминаниям современников, брак, заключенный по расчету, оказался очень счастливым, но недолгим. Мария Волконская умерла через восемь лет после свадьбы, успев родить мужу четырех детей.

Старый князь Болконский

Николай Волконский, бросивший царскую службу ради воспитания единственной дочери

Николай Сергеевич Волконский — генерал от инфантерии, отличившийся в нескольких сражения и получивший от сослуживцев прозвище «Прусский король». По характеру очень похож на старого князя: гордый, своевольный, но не жестокий. Оставил службу после воцарения Павла I, удалился в Ясную Поляну и занялся воспитанием дочери.

Прототип Ильи Ростова — дед Толстого, погубивший свою карьеру


Целыми днями совершенствовал свое хозяйство и обучал дочь языкам и наукам. Важное отличие от персонажа из книги: князь Николай прекрасно пережил Войну 1812-го года, а умер только девять лет спустя, немного не дожив до семидесяти.

Соня

Татьяна Ергольская — троюродная сестра Николая Толстого, которая воспитывалась в доме его отца. В молодости у них был роман, который так и не завершился браком. Против свадьбы выступали не только родители Николая, но и сама Ергольская. В последний раз предложение о замужестве от кузена она отвергла в 1836-м году. Овдовевший Толстой попросил руки Ергольской, с тем, чтобы она стала его женой и заменила мать пятерым детям. Ергольская отказала, но после смерти Николая Толстого действительно занялась воспитанием его сыновей и дочери, посвятив им остаток жизни.

Долохов

Федор Толстой-Американец

У Долохова тоже несколько прототипов. Среди них, например, генерал-лейтенант и партизан Иван Дорохов, герой нескольких крупных кампаний, в том числе и войны 1812-го года. Впрочем, если говорить о характере, тот тут у Долохова больше сходств с Федором Ивановичем Толстым-Американцем, известным в свое время бретером, игроком и любителем женщин. Надо сказать, что Толстой — не единственный писатель, поместивший Американца в свое произведений. Федор Иванович считается также прототипом Зарецкого — секунданта Ленского из «Евгения Онегина». Свое прозвище Толстой получил после того, как совершил путешествие в Америку, во время которого был ссажен с корабля и съел собственную обезьяну.

Курагины

Алексей Борисович Куракин

В данном случае трудно говорить о семье, ибо образы князя Василия, Анатоля и Элен заимствованы у нескольких людей, не связанных родством. Курагин-старший — это, несомненно, Алексей Борисович Куракин, видный царедворец времен правления Павла I и Александра I, сделавший при дворе блестящую карьеру и наживший состояние.

Прототипы Элен — супруга Багратиона и любовница одноклассника Пушкина


Имел троих детей, точь-в-точь как князь Василий, из которых больше всего неприятностей ему доставила дочь. Александра Алексеевна в самом деле имела скандальную репутацию, особенно много шума в свете наделал ее развод с мужем. Князь Куракин, в одном из писем, даже назвал дочь главным бременем своей старости. Похоже на персонажа «Войны и мира» не правда ли? Хотя, Василий Курагин изъяснялся чуть-чуть иначе.

Анатоль Курагин, видимо, прототипа не имеет, если не считать таковым Анатолия Львовича Шостака, в свое время соблазнившего Татьяну Берс.

Екатерина Скавронская-Багратион

Что же касается Элен, то ее образ взят сразу у нескольких женщин. Помимо некоторого сходства с Александрой Куракиной, имеет много общего с Екатериной Скваронской (супругой Багратиона), которая была известна беспечным поведением не только в России, но и в Европе. На родине ее называли «Блуждающей княгиней», а в Австрии она была известна как любовница Клеменса Меттерниха — министра иностранных дел Империи. От него Екатерина Скавронская родила, — разумеется, вне брака, — дочь Клементину. Возможно, именно «Блуждающая княгиня» способствовала вступлению Австрии в антинаполеоновскую коалицию. Другая женщина, у которой Толстой мог позаимствовать черты Элен, — Надежда Акинфова. Она родилась в 1840-м году и была очень известна в Петербурге и Москве, как женщина скандальной репутации и разгульного нрава. Широкую популярность приобрела благодаря роману с канцлером Александром Горчаковым, одноклассником Пушкина. Он, к слову, был на 40 лет старше Акинфовой, муж который приходился канцлеру внучатым племянником.

Василий Денисов

Денис Давыдов

Каждый школьник знает, что прототипом Василия Денисова был Денис Давыдов. Признавал это и сам Толстой.

Жюли Карагина

Существует мнение, что Жюли Карагина — это Варвара Александровна Ланская. Известна она исключительно тем, что вела длительную переписку со своей подругой Марией Волковой. По этим письмам Толстой изучал историю Войны 1812-го года. Более того, они почти полностью вошли в «Войну и мир» под видом переписки княжны Марьи и Жюли Карагиной.

Пьер Безухов


Петр Вяземский

Увы, но у Пьера нет какого-либо очевидного или даже приблизительного прототипа. Этот персонаж имеет сходства как с самим Толстым, так и со многими историческими лицам, жившими во времена писателя и в годы Отечественной войны. Существует, например, любопытная история о том, как историк и поэт Петр Вяземский отправился к месту Бородинского сражения. Якобы этот случай лег в основу истории о том, как в Бородино ездил Пьер. Вот только Вяземский был в то время военным, и на поле бое прибыл не по внутреннему зову, а по служебным обязанностям.

БРАКИ, ПОСТРОЕННЫЕ ПО РАСЧЕТУ.(НА ОСНОВЕ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»)

Константинова Анна Александровна

студент 2 курса группы С-21 ГОУ СПО

«Белореченский медицинский колледж» г. Белореченск

Мальцева Елена Александровна

научный руководитель, преподаватель русского языка и литературы высшей категории, г. Белореченск

Каждая девушка мечтает о браке. Кому-то грезится счастливая семейная жизнь с раз и навсегда избранным спутником, а кто-то находит счастье в выгоде. Такой брак, заключенный по обоюдному согласию, где каждая сторона вместо любви преследует материальный достаток, принято называть браком по расчету.

Бытует мнение, что такие браки именно сейчас чрезвычайно популярны, потому что люди стали более меркантильны, но на самом деле это понятие появилось давно. К примеру, в древние времена, короли выдавали своих дочерей за сыновей другого короля, дабы получить от этого союза более сильную армию для уничтожения общего врага или для заключения мира между королевствами. В то время дети особо ничего не решали, чаще их брак был спланирован еще до их рождения. Казалось бы, с наступлением демократии, уравнивания в правах мужчин и женщин, брак по расчету должен был бы исчезнуть. К сожалению, нет. Если раньше инициаторами были родители, то сейчас свою судьбу просчитывают дети. Их расчеты при заключении брака самые разные. Одни желают поднять статус, увеличить благосостояние; другие - получить возможность прописаться, улучшить жилищные условия. Девушки боятся остаться одинокими, прослыть «старыми девами», да и «ребенку нужен отец».

Есть и другие поводы вступить в брак по расчету: желание обрести славу, более высокий социальный статус, выйти замуж за иностранца. В последнем случае расчет не материальный, а скорее психологический. Финансовое состояние будущего супруга важно, но не первостепенно; в «расчетливом» союзе женщины надеются обрести психологический комфорт и стабильность. По статистике браки по расчету более прочные, а вот если в расчет идут чужие деньги, то здесь о счастье говорить не приходится. Это сделка, выгодная обоим. К сожалению, российская статистика утверждает: больше половины браков распадается.

Браки по расчету - это не только союзы, заключенные ради денег. Это свадьбы, сыгранные после анализа и размышлений, когда под венец толкает не сердце, а разум. К таким предприятиям склонны либо люди, которые устали искать идеальную вторую половинку и готовы взять то, что, по крайней мере, устраивает, либо те, у кого в детстве не сложились отношения с мамой, кто видел трагедию родительской семьи. Выбирая человека, от которого они эмоционально мало зависят, они как бы страхуются от возможной боли.

Если для одного супруга брак - всего лишь расчет, а для другого - чувства, то про них вы услышите известную поговорку: «Один любит, второй позволяет себя любить». Опасность такого союза в том, что он держится на воле и разуме одного из партнеров. Если оба человека осознанно вступают в брак по расчету, то опасность заключается главным образом в любви! Если она «нечаянно нагрянет» и один из супругов высчитает, что брак ему не выгоден, то предотвратить уход к возлюбленному будет практически невозможно. Как показывает жизнь, союзы, заключенные с умом, в которые потом пришла любовь и привязанность, являются самыми жизнеспособными.

В своей статье мы бы хотели сравнить, чем отличается расчет в построении современной семьи и героев романа Толстого «Война и мир». Собрав и систематизировав материал о браках по расчёту, о семьях в романе, мы ставили целью показать молодым людям отрицательные стороны брака по расчёту, ведь брак- это серьёзный поступок, который определяет судьбу дальнейшей жизни.

Как же этот жизненный опыт отразился в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»?

Автор понял, что истина жизни в максимальной естественности, а главная жизненная ценность - семья. Семей в романе много, но мы остановимся на тех, которые противопоставлены любимым семьям Толстого: «подлой породе Курагиных», холодных Бергов и расчетливого Друбецкого.Офицер не очень знатного происхождения, Берг служит в штабе. Он всегда оказывается в нужное время и в нужном месте, заводит нужные, выгодные ему знакомства, поэтому далеко продвинулся по службе. Он так долго и с такой значительностью рассказывал всем о том, как был ранен в Аустерлицком сражении, что все же получил две награды за одно ранение. « Согласно классификации Толстого, он принадлежал к маленьким «наполеончикам», как и подавляющее большинство штабных работников» . Толстой отказывает ему в каком-либо почете. У Берга нет никакой «теплоты патриотизма», поэтому во время Отечественной Войны 1812 года он не вместе с народом, а, скорее, против него. Берг пытается выжать из войны максимум. Когда все покидали Москву перед пожаром и даже знатные, богатые люди бросали свое имущество, чтобы освободить повозки и перевозить на них раненых, Берг скупил мебель по бросовым ценам. Ему под стать жена - Вера, старшая дочь в семействе Ростовых.

Её Ростовы решили воспитать по существующим тогда канонам: у французских учителей. В результате Вера совершенно выпадает из дружной, теплой семьи, где главенствовала любовь. Даже от одного ее появления в комнате всем становилось неловко. Неудивительно. Она была красивой девушкой, регулярно посещавшей светские балы, но первое предложение получила от Берга в 24 года. Был риск, что новых предложений выйти замуж не поступит, и Ростовы дали согласие на брак с человеком незнатным. И тут нужно отметить берговские меркантильность и расчет: он потребовал в качестве приданого 20 тысяч рублей наличными и еще вексель на 80 тысяч. Мещанство Берга не знало границ. Этот брак лишен искренности, даже к детям они относились противоестественно. «Одно только, чтобы у нас не было так скоро детей». . Дети считались Бергом обузой, они противоречили его эгоистическим взглядам. Вера его полностью поддерживала, добавляя: «Да, я совсем этого не желаю» . Семья Бергов - пример некой аморальности. Толстому очень не нравится, что в этой семье всё назначено, всё делается «как у людей»: покупается та же мебель, стелются те же ковры, собираются такие же званые вечера. Жене Берг покупает дорогие наряды, но, когда он хотел поцеловать её, прежде решил поправить завернувшийся угол ковра. Итак, у Берга и Веры не было ни теплоты, ни естественности, ни доброты, ни каких-либо прочих добродетелей, так важных для гуманиста Льва Николаевича Толстого.

По стать Бергам Борис Друбецкой.Сын княгини Анны Михайловны с детства воспитывался и подолгу жил в семье Ростовых. «Высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица» , Борис с юности мечтает о карьере, очень горд, но принимает хлопоты матери и снисходителен к ее унижениям, если это идет ему на пользу. А.М. Друбецкая через князя Василия достает сыну место в гвардии. Попав в военную службу, Друбецкой мечтает именно в этой области сделать блестящую карьеру. В свете Борис стремится завязать полезные знакомства и употребляет последние деньги, чтобы произвести впечатление богатого и преуспевающего человека. Друбецкой ищет себе богатую невесту, выбирая в одно время между княжной Марьей и Жюли Карагиной. Чрезвычайно богатая и обеспеченная Жюли привлекает его больше, правда, она уже несколько в возрасте. Но для Друбецкого идеальный вариант, пропуск в мир «света».

Сколько иронии и сарказма звучит со страниц романа, когда мы читаем объяснение в любви Бориса Друбецкого и Жюли Карагиной. Жюли знает, что этот блестящий, но нищий красавец, не любит ее, но требует за свое богатство объяснения в любви по всем правилам. А Борис, произнося нужные слова, думает, что всегда можно устроить так, чтобы жену видеть редко. Для таких людей, как Курагины и Друбецкие, все средства хороши, лишь бы добиться успеха и славы и укрепить свое положение в обществе.

Далекой от идеала оказывается и семья Курагиных, в которой нет домашней теплоты, искренности. Курагины не дорожат друг другом. Князь Василий замечает, что у него нет «шишки родительской любви». «Мои дети - обуза моего существования» . Нравственная неразвитость, примитивность жизненных интересов - вот черты этой семьи. Основной мотив, сопровождающий описание Курагиных - «мнимая красота», внешний блеск. Эти герои беспардонно вмешиваются в жизнь Болконских, Ростовых, Пьера Безухова, калечат их судьбы, олицетворяя собой ложь, разврат, зло.

Глава семьи, князь Курагин, типичный представитель светского Петербурга. Он умён, галантен, одет по последней моде, но за всей этой яркостью и красотой скрывается человек насквозь фальшивый, неестественный, алчный, грубый. Самое главное в его жизни - деньги и положение в обществе. Ради денег он готов даже на преступление. Вспомним те уловки, на которые он идет, лишь бы приблизить к себе богатого, но неопытного Пьера. Свою дочь Элен он удачно «пристраивает» замуж. Но за её красотой и блеском бриллиантов нет души. Она пуста, черства и бессердечна. Для Элен семейное счастье состоит не в любви мужа или детей, а в трате денег супруга. Стоит лишь Пьеру завести разговор о потомстве, как она грубо смеётся ему в лицо. Только с Наташей Пьер по-настоящему счастлив, потому что они «делали уступкиодин другому, сливались в одно гармоничное целое» .

Автор не скрывает своего отвращения к «подлой породе» Курагиных. В ней нет места добрым побуждениям и стремлениям. «Мир Курагиных - это мир «светской черни», грязи и разврата. Царящие там эгоизм, корысть и низменные инстинкты не позволяют называть этих людей полноценной семьёй. . Главные их пороки - это беззаботность, эгоизм и неуёмная жажда денег.

Толстой, оценивая жизнь своих героев с нравственной точки зрения, подчеркивал определяющее значение семьи для формирования характера человека, его отношения к жизни, к себе самому. Если нет нравственного стержня в родителях, то не будет его и в детях.

Многие наши современники выбирают брак по расчету. Самый правильный расчет тот, в котором учитываются интересы всех, в том числе и детей. Если в его основе взаимное уважение и даже выгода, то такой брак может оказаться прочным. Об этом говорят и статистические данные. По данным западных психологов, браки по расчету распадаются лишь в 5-7 % процентах случаев. В конце XX века по меркантильным соображениям вступали в брак 4,9 % россиян, а сейчас чуть ли не 60 % молодых женщин выходят замуж по расчету. Но и мужчины не прочь вступить в «неравный брак». Уже не редкость случаи, когда смазливый молодой человек женится на успешной небедной даме, годящейся ему в мамы. И - представьте себе! - по данным статистики такие браки не относятся к категории «краткосрочный» .

В конце XX века был проведен интересный опрос среди супружеских пар с большим стажем. 49 % опрошенных москвичей и 46 % питерцев утверждали, что поводом для вступления в брак явилась любовь. Однако мнение о том, что именно скрепляет брак, с годами менялось. В последнее время лишь 16 % мужчин и 25 % женщин считают любовь скрепляющим фактором семьи. Остальные поставили на первое место иные приоритеты: хорошая работа (33,9 % мужчин), материальный достаток (31,3 % мужчин), семейное благополучие (30,6 % женщин) .

К минусам брака по расчету многие относят следующее: отсутствие любви; тотальный контроль того, кто финансирует брак; не исключена жизнь в «золотой клетке»; в случае нарушения брачного контракта «проштрафившаяся сторона» рискует остаться «у разбитого корыта».

Нами был проведен социологический опрос среди студентов Белореченского медицинского колледжа, в котором приняли участие 85 человек, студенты 1 и 2 курсов в возрасте от 16 до 19 лет.Молодые люди отдали предпочтение браку по материальному расчёту, и это еще раз доказывает, что наши современники стремятся к финансовой стабильности, пусть даже за счет другого. Именно этого боялся Толстой, говоря об утрате нравственных устоев. Исключением оказался 1 % тех, кто считает, что расчёт может быть и благородным (помочь родному человеку, пожертвовав при этом своей дальнейшей судьбой).

И все же наши современники хотели бы выйти замуж (жениться) по любви. Одни из желания поскорее вырваться из-под родительской опеки, другие - поддаваясь светлому чувству.Все чаще современные люди предпочитают жить в гражданском браке, не отягощая себя бременем ответственности за судьбу другого человека, строят семьи по расчету, не «включая чувства», трезвой головой. При этом не страдают от любви и невнимания, заключают брачные договоры, исключая возможный риск.

Наши респонденты верят в любовь как светлое всепоглощающее чувство и не желают строить свои семьи на основе меркантильности. Главными составляющими счастливой семьи они считают любовь, взаимное уважение, доверие. Нельзя считать семью счастливой, если в ней нет детей.

Так что же важнее: чувство или рассудок? Почему тех, кто согласен на брак по расчету, становится больше? На человеческие отношения накладывает свой отпечаток эпоха. Люди больше ценят предсказуемость, удобства, а брак, построенный по расчету, гарантирует будущее. Каждый решит для себя, в какой брак вступать и с кем. Прочность и тех, и других браков через несколько лет станет примерно одинаковой. Все зависит от того, как выстроить отношения с любимым человеком. А истина гласит: «Найдите золотую середину между сердцем и разумом - и будьте счастливы!»

Список литературы:

  1. Еникеева Я.С. Какой расчет самый правильный. - [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.yana.enikeeva.ru/?p=510
  2. Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" в русской критике/ Сост., вступ. ст. и коммент. И.Н. Сухих . - Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1989. - 407 с.
  3. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»/ Историческое, нравственное, эстетическое в «великом произведении великого писателя» - Русская литература XVIII-XIXвеков. Справочные материалы. - М., «Просвещение» 1995. - 463 с.
  4. Толстой Л.Н. Избранные сочинения в трех томах. - М., «Художественная литература» 1988. - т. 1, - 686 с.
  5. Толстой Л.Н. Избранные сочинения в трех томах. - М., «Художественная литература» 1988. - т. 2, - 671 с.