Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Военная галерея зимнего дворца. Военная галерея Выбор императора: Джордж Доу

Молодые генералы Российской империи, которые участвовали в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812-1814 годах в генеральском чине, либо произведение в генералы вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях.

Военная галерея - одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и В. А. Голике (нем. Wilhelm August Golicke).

Сам император Александр I лично утверждал списки генералов, чьи портреты должны были быть помещены в Военной галерее. Портрет офицера мог быть размещен в Военной галерее только при условии, что он либо участвовал в боевых действиях против наполеоновских войск в 1812-1814 годах в генеральском чине, либо был произведен в генералы вскоре после окончания войны за отличия, проявленные в боях.

Инспекторский департамент Главного штаба Российской империи составил предварительные списки генералов, которые могли быть удостоены права попасть в Военную галерею. В декабре 1819 года эти списки были предоставлены специально созданному в августе 1814 года комитету для аттестации генералов, достойных включения в Военную галерею. Свою работу этот комитет проводил до августа 1820 года. Однако отнюдь все генералы, соответствующие критериям включения в Военную галерею, удостоились права быть представленными в ней. Император и Главный штаб остановились на 349 героях войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг.

Русские генералы в войнах с наполеоновской Францией в 1812-1815 гг.

Подробная роспись имен, фамилий, наград и биографий.

Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,

Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,

Ни плясок, ни охот, - а всё плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

А.С.Пушкин

332 портрета генералов, проявивших отвагу в ходе Отечественной войны 1812 года, украшают протянувшуюся от Гербового до Большого тронного зала Зимнего дворца Военную галерею. По проекту Карла Росси, к 1826 году для создания портретного зала объединили несколько небольших помещений различного назначения. Поскольку открытие галереи должно было непременно состояться 25 декабря – в день изгнания армии Наполеона с русской земли, то работы по созданию интерьера зала и написанию портретов велись в довольно спешном порядке. И все же в день открытия многие места на стенах галереи пустовали, задрапированные тканью. Именные таблички на них обозначали героев, портреты которых должны были вскоре занять свои места.

После праздничной службы в Дворцовой церкви с последующим освящением галереи, по ней торжественным парадом прошли солдаты пехоты и кавалерии, отдавая честь портретам своих героических военачальников.

Стоит отметить, что все эти портреты были созданы одним художником – англичанином Джорджем Доу, которому ассистировали Александр Поляков и Вильгельм Голике. Список генералов составлялся Инспекторским департаментом Главного штаба, однако некоторые фамилии были оттуда вычеркнуты лично Александром I без объяснения причин. Историки предполагают, что император убрал из почетной галереи военнослужащих, проявивших сочувствие к восстанию декабристов.

Пожар 1837 года полностью уничтожил интерьер Военной галереи. Однако, удивительным образом, все до единого портреты героев удалось спасти от огня. При реставрации архитектор Владимир Стасов увеличил галерею почти на 6 метров, сделав ее еще более значительной и торжественной.

Список генералов, удостоенных чести украсить своими портретам галерею Зимнего дворца, был сформирован в 1820 году. Учитывая огромный фронт работ, Джордж Доу немедленно приступил к их написанию. Увы, оказалось, что к тому времени многие генералы из списка уже скончались, либо были настолько немолоды, что совсем не желали проделывать трудный путь по российским дорогам из своих губерний в столицу, с той лишь целью, чтобы каких-то пару раз позировать художнику. Поэтому многие из них были писаны с уже существующих портретов, присланных в Петербург со всех концов страны самими генералами, или их родственниками. Известно несколько курьезных случаев, когда жена отправляла портрет своего мужа времен его юности, с сопроводительным письмом: «Несмотря на то, что мой муж скончался в почтенных летах, могу свидетельствовать, что за эти годы он ничуть не изменился».

*
"Я поведу тебя в музей", - сказала мне сестра..."

Сегодня в музей приглашаю вас я. Но, музей слишком большой, поэтому только кусочек его.
Эрмитаж. Давно ли вы были в нём? Питерцы бывают нечасто, по случаю. Раз в несколько лет. Иногда – раз… в жизни.
В этот раз я был поражён отремонтированной Галереей. Она стала вновь светлой ! О ней и поговорим...


Снимок с официального сайта Эрмитажа.

Историческая справка:

Военная галерея 1812 года была создана в 1826 г. по проекту К. Росси в парадной части Зимнего дворца. Она предваряет Большой тронный (Георгиевский) зал. Стены галереи украшены 12 лепными лавровыми венками с названиями наиболее важных сражений 1812-814 гг. Более 300 портретов представляют героев войны с Наполеоном, прославивших Россию своими подвигами.

Торжественное открытие галереи состоялось в царствование Николая I, в годовщину изгнания французов из России - 25 декабря 1826 г. Солдаты кавалерийских и пехотных полков прошли по галерее торжественным маршем мимо портретов военачальников, под командованием которых они доблестно сражались в 1812-1814 гг.

Поэтому мы ходим по тому же залу, мимо тех же картин, что и Александр Сергеевич!
Меня это лично потрясает! Особенно по этому залу, хожу с пиететом особым… И читаю:




А вот такой в год её открытия зарисовал Григорий Григорьевич Чернецов:


А потом её чуть-чуть реконструировали и потолок, например, стал иным. Вот картина Э.П.Гау, 1862 год.


Последняя реконструкция лишила нас на некоторое время видеть галерею.
В связи со значительным износом кровли Галереи 1812 года (последний ремонт был проведен в 1960-е годы) дирекция Государственного Эрмитажа приняла решение о реконструкции кровли и световых фонарей. После ремонта световых фонарей в январе 2001 года приступили к монтажу новой кровли. И потолок вновь засиял!



До самого потолка - портреты Героев.



Вот, например, Голенищев-Кутузов. Но, не тот, не фельдмаршал Михаил Илларионович, он на следующем снимке. А Павел Васильевич, потом стал военным Санкт-петербургским генерал-губернатором, тоже круто!




А вот, например, представитель славной фамилии Пален Павел Петрович фон дер (1775-1834) ,граф, генерал от кавалерии (пока ещё генерал-лейтенант). Интересно, но он сын тоже военного петербургского генерал-губернатора П.А. фон дер Палена, возведенного 22.2.1799 в графское достоинство.




А это - просто кот . Представитель знаменитого семейства эрмитажных котов. Которых кормят за счёт Эрмитажа. А они, изредка, преодолевая сытость, изволят работать...:))




Мы увидели только сотую часть Эрмитажа. Приходите почаще!

А я с удовольствием увидел, что любимые импрессионисты на месте, на месте и рыцари в лилипутских доспехах.

На третьем этаже подошёл к девочке Ренуара. «Здравствуй, девочка, - сказал я, - как давно я не видел тебя…»
«Ой, здравствуй, - ответила она и весело засмеялась, - почему ты так долго не приходил? Мы скучали…»
Глаза мои увлажнились. И на сердце стало тепло и покойно...:)
Я приду снова… Ведь нас тут ждут… Очень.

Военная галерея Зимнего дворца, Г. Г. Чернецов, 1827

Военная галерея — одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и Голике (нем. Wilhelm August Golike).

Посмертный портрет Джорджа Доу (сидит), написанный его учеником Вильгельмом Голике (стоит) в окружении семьи Голике

Джордж Доу (англ. George Dawe; 8 февраля 1781, Лондон — 15 октября 1829, Кентиш-Таун) — английский художник. В 1819—1829 годах работал в Санкт-Петербурге, где написал (с помощью русских живописцев Вильгельма Августа Голике и Александра Полякова) 329 погрудных портретов генералов — участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814, большие портреты Михаила Кутузова и Михаила Барклая де Толли (1829), 4 портрета солдат-ветеранов (1828), составивших Военную галерею в Зимнем дворце.

Джордж Доу пользовался покровительством герцога и герцогини Кентских. В 1819 году отправился вместе с герцогом Кентским в путешествие по Европе, в ходе которого привлёк внимание Александра I. Император заказал художнику портреты русских генералов, участвовавших в войне с Наполеоном I. В 1826 году Николай I пригласил Доу на свою коронацию, а в 1828 году Джордж был официально назначен Первым художником Императорского двора.

Портрет Джорджа Доу. Деталь картины В. А. Голике. 1834 г.

Джордж Доу был упомянут в историческом романе Глинки В. М. "Судьба дворцового гренадера" и показан с крайне негативной стороны. Выходил он как эксплуататор молодого русского художника, выходца из деревни, талант которого сгубил заставляя юношу копировать чужие портреты; его работу выдавал за свою, с чего выходило, что большинство работ мастера исполнены его подчиненными.

Александр Васильевич Поляков (1801 — 7 января 1835) — русский художник. Крепостной генерaла П. Я. Корнилова был отдан в 1822 году в помощники Джорджу Доу. По договору Поляков поступaл «в ученье и рaботу» к Доу вплоть до его отъездa в Англию с условием отпускaть крепостного живописцa в вечерние клaссы в Акaдемию художеств. Жалованья ему было положено 800 рублей в год. «Но из сей суммы господин Доу дает ему только 350 рублей, остальные 450 оставляет в уплату за квартиру и за стол, хотя сей последний он имеет с его лакеями», - писал Комитет Общества поощрения художников. Доу писал портреты для Военной галереи героев Отечественной войны 1812 года. Некоторые из этих портретов писал Поляков, но подписывался под ними сам Доу. Многие десятилетия спустя специалисты пришли к выводу, что Поляков ещё и реставрировал большое число почерневших портретов, небрежно выполненных Доу.

В 1833 году, уже после освобождения Полякова от крепостной зависимости, президент Российской академии художеств А. Оленин подписал постановление о возведении Александра Полякова в ранг свободного художника. Из собственных работ известны: «Петр I на корабельной верфи с видом на Амстердам» (1819) и «Портрет Императора Николая I» (1829). Имеются его работы также в Государственном историческом музее в Москве и Костромском художественном музее: «Портрет близнецов Аркадия и Ивана Корниловых», «Портрет М. Ф. Корниловой и М. Л. Куломзиной», «Портрет Е. П. Корнилова».

Кроме портретов, написанных Доу, Поляковым и Голике, в галерее уже в 1830-х годах были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников — короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий — венским живописцем П. Крафтом.

Портрет Александра I (1838). Художник Ф. Крюгер

Прусский король Фридрих-Вильгельм III. Художник Ф. Крюгер

Австрийский император Франц I. Художник П. Крафт

В советское время галерею дополнили четырьмя портретами дворцовых гренадер, специальных войск, созданных в 1827 году для охраны дома ветеранов Отечественной войны. Эти портреты также выполнил Джордж Доу. Позднее галерея была дополнена двумя работами Петера фон Гесса — «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину».

Э. П. Гау, 1862

Зал, в котором разместилась галерея, был спроектирован архитектором Карло Росси и строился с июня по ноябрь 1826 года. Он заменил несколько маленьких комнат в середине главного блока зимнего дворца — между Белым Тронным залом и Большим Тронным залом, в нескольких шагах от дворцовой церкви.

Карл Ива́нович Ро́сси (итал. Carlo di Giovanni Rossi; 1775—1849) — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Потолок с тремя световыми фонарями был расписан по эскизам Дж. Скотти. Торжественная церемония открытия зала состоялась 25 декабря 1826 года. К открытию галереи многие портреты ещё не были написаны и на стенах были размещены рамы, затянутые зелёным репсом, с именными табличками. По мере написания картины размещались на своих местах. Большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших персонажей использовались портреты, написанные ранее. Однако изображения тринадцати героев войны 1812 года не нашли; в связи с этим отведённые для них места затянуты зелёным шёлком.

Пожар, начавшийся в Зимнем дворце 17 декабря 1837 года уничтожил убранство всех залов, в том числе и Военной галереи. Но ни один портрет не пострадал. Новая отделка галереи была выполнена по чертежам В. П. Стасова.

Васи́лий Петро́вич Ста́сов (24 июля 1769, Москва — 24 августа 1848, Санкт-Петербург) — русский архитектор.

Архитектор внёс некоторые изменения, придавшие галерее торжественно-строгий и более внушительный облик: длина галереи была увеличена почти на 6 м, а над карнизом разместились хоры — обходная галерея.

К. К. Пиратский, 1861

Великий князь Константин Павлович

Фельдмаршал М. И. Кутузов

Фельдмаршал Барклай де Толли

А. С. Пушкин в своём стихотворении «Полководец», посвящённом Барклаю де Толли, в первых строках описывает Военную галерею:

У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом:
Но сверху до низу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадон,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил


И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики...

С портретов прославленных полководцев Отечественной войны 1812 года, виртуозно написанных Джорджем Доу, на нас смотрят красивые мужественные лица, "полные воинственной отваги", как сказал о них Пушкин. На темной ткани их мундиров горят воинские награды, переливается муар орденских лент, блестит золотое шитье, аксельбанты и эполеты...

Император Александр I лично утверждал составленные Главным штабом списки генералов, чьи портреты должны были украсить Военную галерею. Это были 349 участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 гг., которые состояли в генеральском чине или были произведены в генералы вскоре после окончания войны.

За 10 лет работы Джордж Доу и его русские помощники В. А. Голике и А. В. Поляков создали 333 портрета, которые размещены в пять рядов на стенах галереи. Тринадцать портретов по разным причинам так и остались невыполненными. Вместо них в галерее находятся рамы с именами генералов.

Вся Россия знала имена людей, чьи портреты были помещены в Военной галерее. О каждом из них можно было бы написать героическую оду.

Михаил Богданович Барклай де Толли и Михаил Илларионович Кутузов

Генерал-фельдмаршал Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1761-1818) - главнокомандующий русскими войсками в начале войны. Он выработал план отступления русской армии в глубь страны и руководил операциями по отступлению до 17 августа 1812 г. После его отставки командование принял генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813), который был вынужден продолжать отступление и принял нелегкое решение об оставлении Москвы. Все последовавшие за этим победы - от Бородина до Березины - связаны с именем Кутузова, проявившего себя блестящим стратегом.

Николай Николаевич Раевский

Генерал Николай Николаевич Раевский (1771-1829) - талантливый и мужественный военачальник. Во время Бородинского сражения корпус Раевского оборонял Курганную высоту, расположенную в центре позиции русских войск. Там были установлены 18 орудий батареи, получившей имя Раевского и отразившей все атаки французов.

Петр Иванович Багратион

Генерал Петр Иванович Багратион (1765-1812) - "Бог рати он" - так произносили его фамилию современники. За 30 лет службы князь Багратион принял участие в 20 походах и 150 сражениях. В Бородинском сражении он возглавлял левый фланг, по которому пришелся первый удар противника. Французы дважды овладевали земляными укреплениями - Багратионовыми флешами и дважды были выбиты оттуда. Во время очередной атаки противника генерал Багратион поднял свои войска в контратаку и в этот момент был тяжело ранен.

Алексей Петрович Ермолов

Генерал Алексей Петрович Ермолов (1777-1861) - выдающийся военный деятель и один из самых популярных людей своей эпохи. В Отечественной войне 1812 г. Ермолов участвовал во всех крупных сражениях. В разгар битвы на Бородинском поле М. И. Кутузов направил его на левый фланг, во 2-ю армию, заменить тяжело раненного Багратиона, и Ермолов помог преодолеть там смятение войск. Увидев, что центральная батарея Раевского взята французами, он организовал контратаку, отбил батарею и руководил ее обороной, пока не был контужен картечью.

Денис Васильевич Давыдов

Имя Дениса Васильевича Давыдова (1784-1839) неотделимо от Отечественной войны 1812 года как имя зачинателя и одного из руководителей партизанского движения. Боевые таланты Дениса Давыдова высоко ценили М. И. Кутузов и П. И. Багратион, а о его поэтическом даре поэт Н. М. Языков писал:

"Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой".

В 1949 г., к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина, в Военной галерее была установлена мраморная доска со строками из стихотворения великого русского поэта "Полководец":

"...Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной славою Двенадцатого года...".

Газина Алина Дмитриевна

Творческая работа Газиной Алины высоко оценена жюри Всероссийского ежегодного фестиваля творчества кадет “ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ ОТЧИЗНЫ” в номинации "Журналистика".

(фестиваль проводился в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 года». Творческой темой фестиваля

2012 года стало 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года) и Дипломом II степенина Пятом межрегиональном филологическом мегапроекте «Листая календарь. Война 1812 года»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Галерея героев 1812 года

Эссе

Выполнила воспитанница 31 взвода

МБОУ «Уваровский кадетский корпус

Им. Святого Георгия Победоносца»

ГАЗИНА АЛИНА ДМИТРИЕВНА

Руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Агеева Марина Викторовна

Уварово

2013

Галерея героев 1812 года

(Военная галерея Зимнего дворца)

Эссе

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года.

А.С.Пушкин

В 2012 году исполняется 200 лет Победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Это было величайшее испытание для русского народа. И простые мужики, и армия проявили высокий героизм и мужество и развеяли миф о непобедимости Наполеона, освободив своё Отечество от иноземных захватчиков. Эта война раскрыла могучие народные силы, показала лучшие качества русской нации, любовь к Родине, мужество, самопожертвование. Отечественная война явила славную плеяду выдающихся полководцев и военачальников.

Мне захотелось посетить Галерею Героев Отечественной войны 1812 года, размещённую в Эрмитаже. Именно она является своеобразным отголоском тех героических дней. Военная галерея 1812 года стала памятником подвигу русской армии и военачальников. На стенах галереи – портреты участников войны с Наполеоном 1812-1814 годов, исполненные Джорджем Доу и его петербургскими помощниками А.В. Поляковым и В.А. Голике.

Вот передо мной, в средней части галереи, находятся два портрета в полный рост. На них изображены прославленные фельдмаршалы М. И. Кутузов и Барклай де Толли. Как величественен Кутузов в генеральском мундире и шинели, с лентой и орденами на груди - звездой ордена св. Андрея Первозванного, со звездами орденов св. Георгия, св. Владимира, Марии-Терезии и с портретом Александра I!

Портрет Барклая де Толли, как и портрет Кутузова, относится к числу лучших произведений художника. Высокая, затянутая в узкий мундир фигура, одиноко вырисовывается на фоне лагеря русских войск под Парижем. А небо над ним ещё затемнено тяжелой тучей - последним отзвуком отшумевшей военной грозы.

А вот Багратион… Талантливый военачальник, отважный генерал, один из самых славных и любимых народом героев Отечественной войны. «Князь Петр» - так ласково называл Суворов Багратиона. На портрете Военной галереи Багратион изображен одетым в генеральский мундир с золотым шитьем в виде дубовых листьев на воротнике. Именно таким, каким изобразил его художник, - с голубой Андреевской лентой, с тремя звездами орденов Андрея, Георгия и Владимира и многими орденскими крестами - видели Багратиона в Бородинском сражении. Его лицо выражает спокойствие и непреклонность, свойственные ему во время боя.

А это знаменитый гусар и поэт – Денис Васильевич Давыдов, герой Отечественной войны 1812 года, командир партизанского отряда из гусар и казаков. Он наводил ужас на врага. Слава о боевых подвигах Давыдова вышла за пределы России, о нем писали во многих европейских журналах и газетах. На портрете мы видим, что лицо Давыдова прямо обращено на зрителя, а плечи повёрнуты почти в профиль. Он уверен в себе и чувствует себя раскованно и непринуждённо. Глаза Д. Давыдова широко раскрыты и внимательно смотрят вдаль. Чувствуется, что этот человек не только храбрый воин, но и глубоко чувствующий, умный человек. Ярким пятном на картине выделяется ментик героя, расшитый золотыми шнурками и опушённый чёрным батиком.

Только почему для Военной галереи выбрали именно этот портрет? Ведь многим известен портрет Давыдова кисти Ореста Кипренского: бравый гусар в красном ментике, расшитом золотыми галунами, в белых лосинах, стоит горделиво, опираясь на колонну. В его левой руке – сабля. Главное внимание ХУДОЖНИК уделяет лицу воина и мыслителя, в котором есть одухотворенность, мечтательная задумчивость, лирическая приподнятость. Подчеркнуто непринужденная поза Давыдова создает образ, полный энергии и личностного достоинства, слитого с чувством воинской чести. Подобная интерпретация образа полковника выражает сложившееся в русском обществе начала века представление об идеальном воине - защитнике отечества. Высоко оценивал этот портрет современный искусствовед М.В.Алпатов: «В фигуре его есть гусарская молодцеватость и русская удаль и вместе с тем угадывается, что он способен и к живому, страстному чувству, и к раздумьям. Давыдов стоит, чуть прислонившись к каменной плите, его спокойствия не нарушает быстрый взгляд черных глаз. Яркий луч падает на белые лосины гусара, и это светлое пятно в сочетании с красным цветом ментика смягчает блеск золотых позументов».

Может, есть какое-то объяснение тому, что в Эрмитаж помещена работа Джорджа Доу, а не Ореста Кипренского? Поиск по каталогам меня удивил! Оказывается, портрет нарядного гусара с задумчивым взором изображает не Дениса Давыдова, а его двоюродного брата – Евграфа Давыдова! И этой ошибке сто сорок лет! Судьба Евграфа Давыдова сложилась и счастливо и трагично. Вызывает восхищение военная карьера Евграфа Давыдова: в 1797 г. - корнет, а к 1807-му уже полковник! Лейб-гвардейский гусарский полк, в котором служил, Евграф снарядил на свои деньги. В 1805 г. он сражается под Аустерлицем, в 1812-м - под Островном пуля пробивает ему руку, и Евграфа отправляют на лечение: Бородинское сражение проходит без него. В 1813 г. полковник возвращается в строй и после сражения под Лютценом восхищенный его храбростью император Александр I дарит ему золотую шпагу с бриллиантами, на которой было высечены слова "За храбрость". Он отличается в боях под Баутценом и под Пирном, а в Богемии (Кульмское сражение) гусары Евграфа Давыдова полностью истребляют 1-й армейский корпус французского генерала Доминика Вандама. И 38-летний Евграф становится генералом! «Битва народов» под Лейпцигом в августе 1813 г. превратила Евграфа Давыдова в калеку: он лишился левой ноги и правой руки ниже локтя. За это сражение он получил орден Георгия 3-й степени, австрийский командорский крест ордена Леопольда и прусский орден Красного орла 2-го класса. При отставке его произвели в генерал-майоры. Евграф Давыдов умер на сорок восьмом году жизни, и только на портрете кисти Кипренского он навсегда остался красавцем гусаром, любимцем женщин и баловнем судьбы…

Вот портрет мужчины средних лет в генеральском мундире. Его мягкая улыбка и внимательный взгляд заставляют остановиться. Это Алексей Васильевич Воейков, генерал, поэт и переводчик. Воейков - потомственный дворянин, уроженец села Рассказово Тамбовской губернии. В Бородинском сражении он командовал бригадой в боях за деревню Шевардино, участвовал в сражениях под Тарутиным, Малоярославцем и Красным, кавалер орденов святой Анны и святого Владимира, награжден двумя золотыми шпагами «За храбрость». Полученные на войне раны подорвали здоровье героя. Он уходит в отставку и поселяется в имении жены Старая Ольшанка (ныне д. Красное Знамя Уваровского района). В память о муже Вера Николаевна Воейкова построила храм Воскресения Христова, который считался одной из ярчайших жемчужин тамбовского православия. Имение Старая Ольшанка разрушили время и люди, но храм сохранился. Этот архитектурный памятник хоть и медленно, но восстанавливается, и это, я думаю, будет замечательная дань памяти генералу Воейкову, чей портрет по праву занимает достойное место в Галерее героев Отечественной войны 1812 года…

К сожалению, я никогда не была в Санкт-Петербурге, воочию не любовалась шедеврами Эрмитажа, но виртуальная экскурсия в галерею Героев Отечественной войны 1812 года позволила мне познакомиться не только с портретной живописью, но и с несколькими яркими страницами славной военной истории нашего Отечества.