Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Внешность жилина и костылина из рассказа. Сравнительные характеристики Жилина и Костылина (Толстой, "Кавказский пленник"). Это необходимо в жизни, чтобы…

В произведении Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» показаны два разных, противоположных друг другу главных героя – Жилин и Костылин. В данном рассказе показана правдивая, жизненная история, которая удивляет своей простотой.

Два главных героя являются сослуживцами офицерами и друзьями в беде. Жилин и Костылин – дворяне, служащие на Кавказе. Во время отправления в отпуск они попадают в плен к горцам. Читая данный рассказ, приходится смотреть на данную ситуацию глазами двух абсолютно разных людей.

Внешне приятели сильно отличаются друг от друга. Костылин тучный мужчина, который из-за своего веса постоянно потеет и заливается краской. Жилин наоборот невысок ростом, строен и ловок. Обратив внимание на фамилии героев, можно заметить насколько точно они описывают персонажей. Фамилия Жилина говорит о его спортивном телосложении, выносливости и силе. В то время как фамилия Костылина показывает обратное – его неуклюжесть и несамостоятельность.

В рассказе Жилин показан, как предусмотрительный и умный молодой мужчина. Он способен здраво оценивать ситуацию и находить к ней верное решение. Костылин же ведет себя беззаботно, до тех пор, пока не оказывается в опасности. Он не скрывает своего страха и зачастую выставляет себя трусом. Но характеры героев точно проявляются в момент, когда они оба попадают в плен к горцам.

Оказавшись в плену, Жилин показывает свои отважные черты, несмотря на угрозу своей жизни. Он отказывается платить выкуп и специально отправляет письмо по другому адресу, чтобы заранее предотвратить переживания матери. Но Костылин поступает по-другому. Он сразу же пишет несколько писем домой, прося о помощи и скорейшей высылке денег на его откуп.

Жилин изначально поставил цель сбежать домой, но помимо этого он наблюдает за местной жизнью, старается понять чужие быт и обычаи. Жилин завоевывает уважение хозяина своими положительными качествами. Он мастерит игрушки, лечит местных жителей и сближается с Диной, которая помогает в конце ему сбежать.

Костылин бездействует на протяжении всего рассказа, ожидая письма от родных. Когда Жилину удается сбежать, он берет с собой Костылина, который становится жалующейся обузой во время побега. Жилин терпит боль и усталость, не бросая Костылина, несет его на себе. Когда товарищей снова схватят и вернут в плен, Костылин будет так же бездействовать.

В конце рассказа товарищам удается спастись во второй раз, но происходит это только из-за несломленного духа Жилина, который никогда не переставал сопротивляться. Автор ярко симпатизирует Жилину, восхищаясь его отважностью и стойкостью. Читатель во время прочтения рассказа не может не испытывать некого презрения к Костылину, который не прилагает и капли усилий, чтобы освободиться из вражеского плена. В произведении показаны два героя, которые являются полными противоположностями друг друга. Именно это и заставляет читателей сравнивать отдельные качества личности и поступки персонажей.

Вариант 2

Лев Николаевич Толстой в своем произведении под названием «Кавказский пленник» рассказывает о двух русских офицерах Жилине и Костылине. Автор использует интересную особенность, он описывает их поведение в одинаковых ситуациях, показывая насколько разным может быть отношение к происходящему и поведение в зависимости от характера.

Герои встречаются в начале повествования, Жилин готов на опасный поступок, потому что торопиться на встречу к маме, Костылиным же просто движет чувство голода и жара, которая не дает ему спокойно жить. Также есть разница и во внешнем описании молодых людей, Жилин не высок ростом, но при этом достаточно удал и способен выкрутиться из любой ситуации. Костылин же наоборот высокий, грузный и достаточно толстый.

Их фамилии можно назвать говорящими, Жилин образовано от слова «жила», его можно назвать достаточно жилистым, крепким и достаточно выносливым. Костылину же во всем нужна опора и поддержка, этакий костыль, который будет его поддерживать, ведь он сам ничего не может.

Жилин изображается как человек решительный и способный принимать самостоятельные действия, но при этом он может предусмотрительно смотреть вперед и принимать взвешенные решения. При этом же Костылин больше похож на легкомысленного человека, который порой не отвечает за решения, которые принимает, он надеется, что его пронесет и ничего смертельного не случиться.

Еще одним ключевым моментом становится отношение к животным, Жилин называет ее ласково матушкой, а Костылин просто издевается, избивая плетью, которая подвернулась под руку.

Особенно эта разница заметна, когда они попадают в плен. Костылин просит у матери выслать денег, а Жилин специально пишет неправильный адрес, чтобы письмо не дошло до матери. При этом он извлекает из времени, проведенного в плену пользу, старается наблюдать за культурой и образом жизни людей, которые взяли его в плен. Чего не скажешь о Костылине, он мечтает скорее уйти из плена, даже если это станет бременем для его родственников и близких.

Таким образом, два человека попавших в одинаковые обстоятельства, проявляют совершенно разные черты характера, они показывают разницу воспитания.

Сравнение Жилина и Костылина

Толстой в рассказе «Кавказский пленник» повествует о двух офицерах Жилине и Костылине. Автор ставит их на равных условиях, как двух военных с похожими судьбами и в оказавшихся в одной ситуации. Но ввиду своего характера и склада личности каждый ведет себя в одних и тех же условиях по-разному. О таком положении дел и рассказывает Лев Толстой.

Жилин и Костыли были участниками сражений за присоединения Кавказа к русским землям. И вот судьба, а точнее по их собственному решению товарищи остаются вдвоем. Таким образом попадают в беду, где Костылин сбежал бросив друга, ружье и бежал прочь, думая лишь о своей жизни. Жилин напротив не кичился своей жизнью и задумал лишь своей смертью принести пользу и убить хоть одного татарина шашкой.

Но судьба не спасла Костылина от плена, где в это время уже находился Жилин. Татары заставляют пленных сразу писать письма на родину, чтобы те высылали огромный денежный выкуп, если же хотят снова увидеть своих родных мужчин. Так Костылин не долго думая пишет письмо в отчий дом, где просит семью выслать 5 тысяч рублей. Жилин наоборот не хочет отсылать письмо, но за невозможностью этого просто пишет неверный адрес своего дома. Жилин понимает, что матушка живет одна и не сможет выслать такую сумму.

В ожидании спасения или смерти Жилин и Костылин вели себя тоже не одинаково, хотя казалось бы в ограниченной обстановке нет шансов реализоваться. Жилин по ночам рыл подкоп, а днем делал кукол для маленькой татарской девочки, которая взамен носила ему лепешки и молоко. Костылин в это время ничего не делал. И вот в день побега оба пленника бегут вместе босиком, в результате чего стирают ноги и Жилину приходится нести на себе ослабевшего напарника. Из-за этого их снова ловят.

Даже после того, как Кавказских пленников ловят Жилин не сдается и продолжает верить в свой побег, Костылин продолжает жить прежней жизнью пленного человека. На помощь храброму и отважному Жилину приходит та самая девочка, которая кормила его в прежнее время. Она спускает в яму длинную палку, по которой мужчина понимается. Он смог добежать до русских, где его ожидала безопасность, а Костылин дождался денег от родных и был выкуплен.

Таким образом читатель напрямую видит героев-антиподов. Жилин храбрый, отважный, честный и решительный молодой человек, который думает не только о себе, но и о родных, о окружающих его людях ни смотря ни на какие обстоятельства, а Костылин эгоистичный, жалкий, трусливый и ленивый.

5 класс

  • Сочинение по картине Комарова Наводнение для 5 класса

    Заяц, в надежде спастись от воды, забрался на ветку свисавшую со старого дерева. Он невероятно напуган. Его темные круглые глазки сверкают от страха. Он прижимается своей желтовато-коричневой шерсткой к стволу

  • Основная идея повести Выстрел Пушкина сочинение

    Одна из самых замечательных повестей А.С. Пушкина это «Выстрел». Писатель и поэт в основном в своих произведениях описывал чувства и жизнь людей того времени

  • Образ и характеристика Евграфа Живаго в Докторе Живаго Пастернака

    «Доктор Живаго» - роман, написанный Борисом Пастернаком в 1955 году (писал он его десять лет). Советские власти не приняли этот роман, и Пастернак был подвержен травле, из-за которой рано умер.

  • Лев Толстой известен прежде всего своими масштабными произведениями. «Война и мир», «Воскресенье», «Анна Каренина» – эти романы вспоминаются в первую очередь. Но есть среди произведений Толстого и рассказы, простые и правдивые. Один из них – «Кавказский пленник». Два главных персонажа – Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика этих героев представлена в статье.

    История создания

    Прежде чем привести сравнительную характеристику Жилина и Костылина, стоит рассказать о том, с чего начиналась работа над «Кавказским пленником». Замысел произведения возник у писателя в молодости. В основу сюжета легли события, произошедшие с Толстым во время его службы на Кавказе. В 1853 году Толстой едва не попал в плен. Как истинный художник, он сохранил это событие в своей памяти, а позже, вернувшись в Ясную Поляну, перенес на бумагу. Правда, герою Толстого не удалось избежать пленения. Иначе сюжет не был бы столь занимательным.

    Рассказ был впервые опубликован в 1872 году. Сам автор высоко ценил свое произведение и вспоминал о нем даже в трактате «Что такое искусство?». Критики хвалебно отзывались о «Кавказском пленнике». Важная особенность рассказа – простота изложения, которая не свойственна Толстому-романисту. Самуил Маршак назвал произведение «образцом маленькой повести для детей».

    План

    Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в статье дана одновременно с изложением рассказа. Автор создал два ярких портрета. Один принадлежит главному герою, другой – его антиподу. Есть еще несколько интересных образов. Но на уроках литературы ученики прежде всего составляют сравнительную характеристику Жилина и Костылина. Почему? Поступки этих героев иллюстрируют авторскую идею. Один храбрый и благородный. Другой – трус и предатель. Подобное противопоставление мы видим в произведениях других русских писателей, например в «Капитанской дочке».

    Составим план сравнительной характеристики Жилина и Костылина:

      Внешность. Татары. В плену.

    Письмо от матери

    Главный герой рассказа – офицер по фамилии Жилин. Однажды он получает письмо от матери. Та просит сына приехать, проститься. Женщина чувствует скорую смерть, а потому поспешно подыскивает ему невесту. В то время на Кавказе было очень опасно. Повсюду сновали татары (так в XIX веке называли всех мусульман). Жилин не должен был покидать крепость без сопровождения солдат.


    Костылин

    В тот момент, когда Жилин раздумывал о том, не отправиться ли ему одному, без сопровождения солдат, к нему подъехал на лошади еще один офицер и предложил ехать вместе. Автор дает описание главному герою: это был невысокий, крепкий мужчина. Составляя сравнительную характеристику Жилина и Костылина из «Кавказского пленника», стоит упомянуть: фамилии своим героям автор дал неслучайные, они соответствуют внешнему облику. Жилин – крепкий, жилистый. Костылин – грузный, полный, неповоротливый.

    Итак, главный герой соглашается ехать. Но при условии: не разъезжаться ни при каких обстоятельствах. На вопрос о том, заряжено ли ружье, Костылин отвечает утвердительно.


    Татары

    Сравнительную характеристику Жилина и Костылина составлять нужно на основе сцены захвата в плен. Офицерам не удалось далеко отъехать от крепости – появились татары. Костылин в тот момент отъехал чуть поодаль. Когда увидел приближающихся татар, стрелять не стал, а бросился прочь. Главный пункт в сравнительной характеристике Жилина и Костылина из «Кавказского пленника» – это поведение в критической ситуации. Первый никогда не терялся, был храбр. Второй повел себя трусливо, предав товарища.

    Выкуп

    Татар было человек тридцать, и Жилину, конечно, не удалось им противостоять. Впрочем, быстро он не сдался. «Не дамся живым», – так он подумал, и эта мысль как нельзя лучше раскрывает внутренний мир героя рассказа «Кавказский пленник». Характеристики Жилина и Костылина автором даны уже в начале произведения. Но что же дальше произошло с офицером? Какова судьба предателя, который, увидев татар, «что есть духу закатился к крепости»?

    Как уже сказано, Жилин был невысок, да удал. Несмотря на то что остался один, еще долго боролся с татарами, набросившимися на него. Однако те победили и увели пленника в свой аул. На него надели колодки и отвели в сарай.

    Для того чтобы составить полноценную характеристику героев Жилина и Костылина, нужно вспомнить о том, как главный герой вел себя в плену. Ведь позже туда угодит и офицер, предавший его.

    Татары, захватившие Жилина в плен, по-русски не говорили – позвали переводчика. Русского офицера привели к главному – Абдул-Мурату – и сказали, что он теперь его хозяин. Тот, с помощью переводчика выдвинул требование: Жилина отпустят после того, как за него внесут три тысячи монет. Но у пленника богатых родственников не было, да и мать он не хотел расстраивать. Татарам он сразу сказал, что больше пятисот рублей дать не сможет.

    Жилин понял: с татарами робеть нельзя. Разговаривал он с ними уверенно, даже с некоторым вызовом. Вдруг привели Костылина. Оказалось, ему не удалось убежать. Он, в отличие от главного героя, вел себя смирно и тут же написал письмо домой – попросил выслать пять тысяч рублей. Жилин тоже написала, но адрес указал неверный. Он был уверен, что сбежит рано или поздно. При этом потребовал от татар, чтоб они держали его вместе с товарищем. Даже в такие минуты он думал не только о себе, но и о другом пленнике, который, к слову, этого не заслуживал.

    В сравнительной полной характеристике Жилина и Костылина нужно непременно сказать: главный герой, в отличие от второго пленного офицера, был готов бороться до последнего.


    В плену

    Жилин – это человек, привыкший к борьбе. Он не писал больше писем домой, понимал, что матери, которой он сам раньше отправлял деньги, не собрать и пятисот рублей. Он вынашивал план побега. В сочинении «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина» важно рассказать о том, как вели себя в плену офицеры.

    Костылин либо спал, либо считал дни. Он написал еще одно письмо родственникам. Тосковал, скучал по дому, о побеге и не помышлял. Слишком труслив был, чтоб решиться на такой шаг.

    Жилину стало скучно, а был он «на всякое рукоделие мастер». Начал делать игрушки из глины. Однажды смастерил куклу и подарил Дине – дочке своего «хозяина». Девочка сперва испугалась, но со временем перестала бояться русского пленного и даже прониклась к нему симпатией. Вскоре Жилин смастерил Дине из глины еще одну куклу. И она, в знак благодарности, принесла ему молока (татары держали своих узников на сухом пайке).


    Дина стала каждый день приносить Жилину молока, а иногда, если повезет, лепешек или баранины. Вскоре весь аул узнал, что русский на все руки мастер. Вызвал однажды Жилина к себе Абдула и приказал отремонтировать сломанные часы, и тот быстро справился с заданием.

    К пленному русскому стали приезжать и из ближних деревень. То часы починить, то ружье. Спустя два месяца он стал немного понимать язык жителей аула. Как-то обратились к нему с просьбой вылечить одного татарина. Этого уже Жилин не умел, но пошептал на воду и дал ее выпить больному. Татарин, к счастью, выздоровел.

    Старый джигит

    Обитатели аула полюбили русского пленного. Хозяин однажды признался: «Я бы тебя отпустил, но слово дал, да и денег потратил на тебя». Не любил Жилина только старый татарина, ходивший всегда в чалме. История этого человека весьма интересная. Когда-то русские разорили деревню, убили всю его семью. Остался в живых только один сын, да и тот перешел на сторону врага. Старик отыскал изменника и убил его. Он ненавидел русских и не раз требовал убить Жилина.


    Подготовка к побегу

    Жилин мастерил игрушки для татарских детей, наблюдал за жизнью аула. Но с участью своей не смирился. Но знал, что выкуп за него платить некому. Жилин понемногу делал подкоп в сарае. Костылин в этом участия не принимал. Он смиренно ждал денег, которые ему должны были прислать богатые родственники.

    Жилин и не думал бежать один. Он разрабатывал план побега, но никогда бы не покинул аул без Костылина. Тот долго отказывался бежать. Костылину было страшно, к тому же дороги он не знал. Но жалости от татар ждать не приходилось. Один из них был убит русским солдатам.


    Неудавшийся побег

    Жилин было ловким и выносливым. Костылин – медлительным, неповоротливым. Тихой летней ночью они наконец решили бежать. Вылезли из сарая и отправились в сторону крепости. Вот только Костылин то и дело останавливался, вздыхал и охал. Если б Жилин сам бежал, он не попался бы снова в руки татар. Костылин начал жаловаться и причитать. Словом, вел себя совсем не так, как подобает офицеру. Жилину пришлось тащить его на себе – бросить товарища он не мог.

    Беглецов быстро настигли татары. Отныне шансы на спасение стали совсем малы. Абдула обещал Жилину, что убьет их, если не получит в течение двух недель выкуп. Теперь их держали в темнице, порознь. Колодки не снимали и на свежий воздух не пускали.

    Дина

    В темнице было совсем мало места. Делать подкоп не имело смысла. К Жилину стала приходить Дина: приносила лепешки, черешню. А однажды сказала: «Тебя убить хотят». Абдуле старики приказали уничтожить пленных, а на Кавказе перечить страшим не полагается. Жилин попросил девочку принести ему длинную палку, с помощью которой он смог бы выбраться из подвала. Но она отказалась – боялась отца.

    Как-то дочь Абдулы все же принесла ему длинный шест. В тот день почти никого не было в ауле, о чем она и сообщила Жилину. Костылин бежать не хотел, но помог товарищу выбраться из подвала. Жилин попрощался с ним. Дина проводил его до окраины аула.

    Возвращение

    Но и на этот раз не обошлось без приключений. Жилин уже подходил к крепости, когда увидел татар. К счастью, неподалеку находились казаки, которые ринулись на его крик. Жилин был спасен. Еще долго он рассказывал товарищам о том, что ему довелось пережить эти месяцы.

    Костылин вернулся через месяц. За него все-таки выплатили пять тысяч рублей. Привезли его еле живым.

    Костылин – слабый человек. В отличие от Жилина, готов на какие угодно унижения, лишь бы не бороться. Но он не подлец. Во время первого побега он просит товарища оставить его, не тащить на себе. Но тот отказывается. Принцип Жилина: погибнуть, но не оставить друга в беде.

    Герои воспитаны в разных условиях. Автор почти ничего не говорит о семье Жилина, но известно, что он небогат, незнатен. Однако он привык заботиться не только о себе, но и о матери. Костылин же из богатой знатной семьи. Вероятно, за него всегда кто-то принимал решение. Он не привык действовать – привык плыть по течению.

    «Кавказский пленник» в кинематографе

    Рассказ дважды экранизирован. Впервые в 1975 году. Второй фильм по произведению Льва Толстого вышел в середине девяностых. Снял его Сергей Бодров-старший. Однако в киноленте 1995 году события происходит в годы Первой чеченской войны.

    Чтобы войти в мир, необходимо открыть книгу, а для этого надо подобрать особые «ключи», потому что с них и начинается путь читателя: знакомство с литературными законами, постижение художественной структуры.

    В центре этого мира стоит человек, поэтому особое место в произведении занимают персонажи – действующие лица.

    Образ каждого героя автор создает при помощи особых приемов. Моя задача – научить детей видеть их в тексте, чтобы составить полное впечатление о герое, научить понимать их чувства и мысли. Сравнительная характеристика даст полное представление о них.

    Знания теории литературы помогут ученикам свободно ориентироваться в прочитанном, а это значит, что книга в их руках «заговорит».

    Урок сопровождается презентацией

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Департамент образования Администрации города Ноябрьска

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная образовательная школа №2»

    С углубленным изучением

    Иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск

    Урок по литературе в 5 а классе

    Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

    Учитель Швецова Елена Анатольевна

    2011г

    Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

    Цель:

    1. Обучать учащихся созданию художественного образа.

    2. Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.

    3. Воспитывать грамотного читателя.

    Ход урока:

    I. Работа по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

    Слайд №1

    Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

    Рисунок

    1. Повторение знаний теории литературы

    Продолжаем разговор о произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

    Воспользуйтесь литературными терминами и не дайте себя запутать.

    а) «Кавказский пленник» - это литературная сказка?

    Нет, это рассказ, потому что данное произведение повествовательное, небольшое по объему, объединенное сюжетом и состоящее из нескольких эпизодов;

    б) Если это повествовательное произведение, значит, присутствует личное повествование? Повествование безличное, потому что разговор в «Кавказском пленнике» идет от лица повествователя;

    в) Я считаю, что в произведении нет сюжета, кругом одни события. А как думаете вы?

    В произведении есть сюжет. Сюжет – это цепь событий;

    г) Эпизод и сюжет - одно и то же?

    Нет, эпизод

    д) Какие группы персонажей есть в рассказе?

    Главные, второстепенные и эпизодические.

    Назовите главных героев.

    Жилин, Костылин и Дина .

    А теперь посмотрите на экран, не ошиблись ли вы.

    Слайд №2

    Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

    Сюжет – это цепь событий, происходящих в произведении.

    Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.

    Слайд №3

    Повествование:

    Личное – от лица героя-рассказчика;

    Безличное – от лица повествователя.

    Слайд №4

    Персонажи:

    Главные ;

    Второстепенные ;

    Эпизодические .

    Вы согласны со своими ответами? (да)

    Оценки за ответ…

    2. Работа над эпиграфом

    Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)

    Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (о татарах).

    Кавказская война - самая продолжительная война.

    Война не сказка об Иване,

    И мы ее не золотим…

    Борис Пастернак.

    Прочитайте эпиграф.

    Почему война не сказка?

    Что значит «мы ее не золотим»?

    Вывод:

    Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.

    Война - цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

    Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.

    В рассказе изображены два офицера.

    На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

    3. Тема урока

    Слайд №4

    а). Приемы составления характеристики героев

    Слайд №3

    Приемы составления характеристики литературных героев:

    Внешние черты (портрет);

    Поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;

    Характеристика героя другими действующими лицами

    б). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

    - Сравним Жилина и Костылина.

    Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.

    Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

    Что общего?

    Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

    Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

    Различие:

    I. Портрет

    Найдите в тексте описание героев;

    О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?

    Жилин – удалой, смелый, отважный.

    Костылин – физически слабый человек.

    Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

    II. «Говорящая» фамилия

    Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (сухощавый, крепкий, выносливый).

    Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).

    Какой наш герой? (слабый).

    - Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).

    Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

    IV. В плену

    1. Письмо о выкупе

    Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (он знал, что у матери нет денег)

    Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность? Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.

    Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

    Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.

    2. Внутреннее состояние героев

    Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».

    Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)

    Во что верит Костылин? (в выкуп)

    3. Занятия героев

    Жилин:

    Рукодельничает;

    Изучает местность, так как думает о побеге;

    Общается с Диной;

    Лечит людей аула.

    Что скажете о нем? (мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

    Костылин:

    Бездействует и стонет.

    Подтвердите сказанное о героях текстом.

    4. Мнение татар о героях.

    Костылин – «смирный».

    V. Побег

    Расскажите об этом.

    Как вели себя герои?

    в). Создание устного высказывания «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»

    (с использованием таблицы, составленной в ходе работы).

    Жилин

    Костылин

    Общее

    Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.

    Различие

    I. Портрет

    Удалой, выносливый, смелый.

    Физически слабый.

    II. «Говорящая» фамилия

    Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.

    Жилистый, выносливый, крепкий человек.

    Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.

    Слабый человек.

    III. Поведение героев во время нападения татар

    Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу.

    Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

    IV. В плену

    1. Письмо о выкупе

    Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.

    1. Письмо о выкупе

    Трус, думает только о себе.

    2. Внутреннее состояние

    Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.

    1. Внутреннее состояние

    Душевно слаб, верит в выкуп.

    3. Занятия

    Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела .

    3. Занятия

    Бездействует, стонет.

    4. Мнение татар о Жилине

    Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».

    4. Мнение татар о Костылине

    Костылин – «смирный».

    V. Побег

    Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.

    Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

    г). Значимость темы

    Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

    Это необходимо в жизни, чтобы:

    Различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;

    Сделать правильный выбор друзей;

    Понимать внутренний мир человека.

    4. Домашнее задание:

    1. Устное высказывание «Встреча с Жилиным и Костылиным»

    Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны. О чем бы они могли вам рассказать? О чем бы вы их спросили?

    Подписи к слайдам:

    Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
    Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодовСюжет – это цепь событий, происходящих в произведенииЭпизод – одно событие, имеющее начало и конец
    Приемы характеристики литературных героев:
    Внешние черты (портрет);Поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;Характеристика героя другими действующими лицами
    Тема: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»


    В 5-м классе мы начинаем учиться писать сочинения. Первое сочинение в жанре сравнительной характеристики - "Жилин и Костылин" (по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"). Вместе с ребятами составляем план и вместе пишем вступление. Предствавляю несколько наиболее удачных работ пятиклассников.

    Сочинение

    Жилин и Костылин: сравнительная характеристика героев

    (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)

    План

    1. Вступление

    2. Основная часть

    2.1. Как ведут себя герои в ситуации смертельной опасности? (Встреча с татарами, когда героев берут в плен)

    2.2. Как ведут себя герои, когда с них требуют выкуп?

    2.3. Как ведут себя герои в плену?

    2.4. Как ведут себя герои во время побега?

    2.5. Как сложилась судьба героев?

    3. Заключение.

    3.1. Как воспитать в себе качества, достойные уважения?

    Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

    Когда Жилин повстречал татар, он крикнул Костылину: «Неси ружьё!». Но Костылина не оказалось, он сбежал, как последний трус. Тогда Жилин подумал: «Хоть я и один, буду биться до последнего! Не дамся же живой!»

    В плену они ведут себя по-разному. Жилин делал кукол, чинил вещи и думал, как сбежать. Костылин спал и ничего не делал.

    Жилин сразу письмо писать не стал, чтобы не расстраивать родных, ну а Костылин быстро написал письмо и ждал выкуп.

    Жилин пытался найти способ сбежать, а Костылин опустил руки и ждал, когда их спасут. К Жилину жители аула относятся с уважением. Отношение к Жилину гораздо лучше, чем к Костылину, потому что Жилин всем помогал, чинил вещи, мастерил кукол, лечил народ, а не лежал и спал.

    Характеры у этих героев совершенно разные. Жилин упорный, всегда добивается своего и побеждает, он хотел сбежать - он и сбежал первый, а Костылина выкупили еле живым. Я бы подражала Жилину, так как он смелый, достойный уважения, упорный.

    О Костылине мне читать было не очень приятно, он вечно медлил, ленился, а о Жилине мне читать было приятно: он попался в плен ещё раз из- за Костылина, но даже во второй раз он предлагает бежать с ним, не бросает его.

    Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному потому, что у них разные характеры. Одни вызывают уважение, потому что даже в трудной ситуации не теряют гордость и достоинство.

    Нужно с детства приучать себя к достоинству, чтобы в трудной ситуации поступить так же, как Жилин.

    Чугунова София, 5"А" класс

    Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие - презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

    «Служили на Кавказе два офицера: Жилин и Костылин», - так начинается рассказ.

    Однажды они выехали из крепости в сопровождении солдат. Тогда было жаркое лето, а обоз шёл очень медленно. Костылин предложил Жилину поехать одним, ведь у него было ружьё.

    Заехав в ущелье, они увидели татар. Костылин забыл в ту же секунду и про друга, и про ружьё и бросился опрометью в крепость. Он не подумал, что Жилин в большой опасности. Костылин даже не захотел попытаться помочь товарищу. Когда Жилин понял, что не сможет уйти от погони, решил, что так просто не сдастся и хоть одного татарина зарубит шашкой.

    Жилина все же пленили. Он уже несколько дней находился в ауле. Татары сразу стали требовать выкуп. Скоро и Костылина привезли в аул. Оказывается, что он уже написал письмо домой, чтобы выслали выкуп - пять тысяч рублей. Жилин же торгуется, потому что он думает о матери, которая не сможет найти таких денег. И адрес на письме он пишет неправильно, так как решил самостоятельно бежать из плена.

    В плену Жилин не раскисал. Он делал кукол для Дины и других детей, чинил часы, «лечил» или ходил по аулу. Жилин высматривал путь к побегу. В сарае делал подкоп. А Костылин "только спал или по целым дням сидел в сарае и считал дни, когда письмо придёт". Для своего спасения он ничего не предпринимал.

    И вот они сбежали. Костлин постоянно жаловался на боль в ногах, одышку, он не думал об осторожности, закричал, хотя знал, что недавно мимо них проехал татарин. Жилин вел себя по-мужски. Он не бежал из плена один, а звал Костылина. Он взвалил себе на плечи ноющего от боли в ногах и усталости Костылина, хотя сам был не в лучшей форме. Эта попытка бегства все же не удалась из-за поведения Костылина.

    В конце концов Жилин спасся из плена. Ему помогла в этом Дина. Костылина же через месяц выкупили чуть живого.

    Вот так разные характеры влияют на судьбу человека. Жилин вызывает у меня уважение за свой сильный характер, смелость, выносливость, умение постоять за себя и за товарища, целеустремленность. Костылин же только презрение из-за своей трусости, лени.

    Мне кажется, качества, достойные уважения, нужно начинать воспитывать с малого, ведь так мы начинаем воспитывать в себе те качества, которыми обладал Жилин!

    Осипова Елизавета, 5"А" класс

    Как воспитать в себе качества, достойные уважения? Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие - презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

    Жилин и Костылин - два офицера, которые служили на Кавказе.

    Костылин, когда увидал татар, показал свою трусость и бросил товарища в беде: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». Жилин, в отличие от Костылина, проявил себя героически и до конца боролся за свою свободу: « ... не дамся же живой».

    Когда их обоих взяли в плен и начали требовать с них выкуп, Костылин испугался за свою жизнь и сделал все так, как ему сказал хозяин. Жилин не побоялся угроз татар и не хотел платить выкуп, так как планировал сбежать.

    Костылин целыми днями сидел в сарае, ждал денег. Жилин проявил себя как человек умелый и заслуживающий доверие хозяина. Но когда Жилин ходил по аулу, он пытался придумать план побега.

    Когда Жилин предложил Костылину бежать, тот пытался его отговорить, боялся, что их заметят. Жилин по звездам узнает, в какую сторону им идти. Но Костылин долго не протянул, он сдается и говорит товарищу, чтобы тот оставил его. Жилин был не таким человеком, как Костылин, и поэтому не мог бросить товарища в беде. Их заметили татары, « ...схватили, посвязали, посадили на лошадей, повезли».

    Стала жизнь героев еще хуже. Но Жилин даже в такой ситуации продолжал думать о побеге. Когда он предложил это товарищу, Костылин, как мне кажется, совершил единственный человеческий поступок. Он не захотел быть обузой для товарища. Жилин успешно выбрался из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли».

    Каждый человек в одинаковых ситуациях проявляет себя по-разному. Мне кажется, из-за человеческих качеств. Одни люди думают только о себе, как Костылин. Другие, такие как Жилин, думают и о других: « ... не годится товарища бросать».

    Некоторые люди вызывают уважение, потому что они думают не только о себе, но и о других. Они не отчаиваются, а продолжают бороться, как Жилин: « ... не дамся же живой». Другие делают все, что им говорят. И бросают своих товарищей, как Костылин: « А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».

    Мне кажется, эти качества воспитываются в семье. Надо преодолевать свои страхи.

    Волков Павел, 5"А" класс

    Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие - презрение? Жилин и Костылин - герои рассказа Л.Н. Толстого, офицеры.

    Жилин при встрече с татарами проявил смелость, бесстрашие и не хотел сдаваться до конца, а Костылин поступил как трус и предатель. Он бросил своего товарища в беде, а сам сбежал.

    Когда с Жилина и Костылина требовали выкуп, наши герои вели себя по-разному. Жилин торговался и не уступал, да к тому же написал неправильный адрес. Он, как настоящий мужчина, рассчитывал только на собственные силы. Костылин же, напротив, не сопротивлялся и написал письмо с просьбой выкупить его за пять тысяч монет.

    В плену Жилин и Костылин проявляют себя по-разному. Жилин старался расположить к себе жителей аула. Он был мастер на все руки: он чинил вещи, мастерил игрушки для детей и многое другое. А Костылин тем временем ничего не делал, спал и ждал выкупа. Жилин верил в себя и надеялся на лучшее, а Костылин показал свою лень, трусость и слабость.

    Во время побега Жилин проявил смелость и преданность по отношению к своему товарищу. Жилин был выносливей, чем Костылин, хоть он и устал, но продолжал идти. Костылин был слабым и нестойким. Поэтому их и поймали.

    Судьба у наших героев сложилась по-разному. Жилин не потерял надежды и совершил второй побег. Этот побег оказался удачным. Костылина выкупили через месяц. Он был еле живой.

    Таким образом, на протяжении всего рассказа Жилин демонстрирует своё мужество и храбрость, а Костылин - лень и трусость.

    Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному, потому что не у всех хватает самообладания и силы духа… Кто-то сильнее, кто-то слабее. Мне кажется, все зависит от характера человека. Одни люди вызывают у нас уважение, потому что они совершают хорошие и мужественные поступки, а другие - презрение, потому что они трусливы и проявляют плохие стороны своего характера. Чтобы воспитать в себе качества, достойные уважения, надо стараться преодолевать свои страхи и не боятся иногда рисковать.

    Галкина Татьяна, 5"А" класс

    — рассказ Толстого, который знакомит нас с русским офицером, попавшим в плен к горцам. Это происходит во время Кавказской войны. Читая рассказ, мы знакомимся с двумя главными героями — офицерами, чью сравнительную характеристику нам задали сделать на дому.

    Как мы уже сказали, главными героями рассказа являются два офицера русской армии Жилин и Костылин. У них имеются как общее, так и отличительные человеческие характеристики. Наверное следует сказать об их общих чертах, что делает героев схожими. Это их общая служба на Кавказе. Оба они дворянского происхождения, служат в звании офицеров, одновременно идут в отпуск и вместе одновременно попадают в плен. А дальше читатель видит, насколько это разные люди, разные не только по внешности, но и по поведению. Один из них — герой, а второй — слабый человек, что вызывает лишь отвращение. Остановимся на героев Жилина и Костылина подробнее.

    Характеристика Жилина

    Жилин — человек, что заслуживает уважения. Несмотря ни на что, он остается всегда человеком. Хоть Жилин и небольшого роста, но во всем он был удальцом. Это офицер, чье мужество и сила видна сразу, при этом он никогда не стремился показаться героем. Даже в трудную минуту Жилин думает не о том, как спасти свою шкуру, а о том как защитить мать от известия, что он попал в плен. Жилин самостоятельно пытается найти способ, как решить проблему. Он и организовывает побег, который из-за Костылина не удается в первый раз. Но это не сломило героя. Жилин не опускает руки и находит спасение. Данный герой силен духом и его уважают даже враги. Жилин смел и решителен и этим невозможно не восхищаться.

    Характеристика Костылина

    А вот Костылин совершенная противоположность. Внешне это грузный толстый человек, жалкий и ничтожный. Уже само его описание вызывает неприязнь. А когда знакомишься с этим героем рассказа дальше, то и вовсе начинаешь его презирать. Костылин эгоист по натуре, для него важно спасти свою шкуру, поэтому он сразу бросился писать родным, чтобы те готовили за него выкуп. Костылин подлый человек, которому неизвестно понятие дружбы и уж точно его героем никак нельзя назвать.