Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное году литературы. Конспект внеклассного мероприятия по литературе "литературный турнир" Внеклассное мероприятие по литературе

Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе «Путешествие в страну Литературию»

Цели: в игровой форме закрепить знания учащихся по детской литературе; развивать интерес к чтению, память, речь, внимание, коммуникативные навыки учащихся; научить работать в команде.

Задачи : повысить уровень мотивации к изучаемому предмету; способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения; создавать необходимые условия для развития эмоциональной сферы учащихся; использование содержания произведений как средства нравственного воспитания.

Оборудование: компьютер, мультимедиа,выставка книг и детских иллюстраций к прочитанным книгам. презентация, наглядный материал.

Правила игры: игра проводится между тремя командами. В каждой команде по 5 человек. В каждой команде выбирается капитан. Команды выбирают название, эмблему («Умники и умницы», « Знатоки», «Путешественники»)

Ход игры

Вступительное слово учителя;

Ты ищешь знаний, мудрости земной,

Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?

Найди на полке книгу и раскрой

Источник мысли чистый, вдохновенный.

Ты полюби ее, как любишь мать,

Всежаждущим умом, большой душою,

Она поможет мир тебе узнать,

Она пред взором многое откроет.

Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим А.М.Горький считал книгу. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, будущее и настоящее…Книга – верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К.Г.Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!».

Сегодня мы с вами, ребята, совершим путешествие в мир книги, в волшебную страну, которая называется «Литературия». Вам предстоит пройти несколько испытаний на звание самого активного читателя.

В нашей игре принимают участие три команды: «Умники и умницы», «Знатоки», «Путешественники». У каждой команды есть красивая эмблема и капитан, который принимает решение в самый трудный момент.

Условия игры простые: выполняя задания, отвечая на вопросы, вы приносите своей команде очки. Игроки внимательно слушают вопрос до конца, потом отвечают.

Команде не засчитывается очко, если она дала неправильный ответ. Право передается той команде, которая первой подняла вот эту сигнальную ладошку.

В итоге выигрывает команда, которая набрала большее количество очков.

А чтобы не было неразберихи и путаницы, судить нашу игру будет компетентное жюри в составе:…………………………………………………….

Итак, мы начинаем!

1 конкурс. Разминка.

Сейчас мы посмотрим, как вы готовы к игре.

Ведущий задает вопросы командам по очереди.

Вопросы команде «Умники и умницы»

    Отгадайте загадку: « Без рук, а рисует, без зубов, а кусает» (мороз)

    Знаменитый русский баснописец. (Крылов)

    Как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна)

    Рыбак, ловивший рыбу хвостом (волк)

    С каким врагом сражался Илья Муромец на прямоезжей дорожке в Киев?(Соловей-разбойник)

Вопросы команде «Путешественники»

    Отгадайте загадку: «Летит - пищит, сядет - молчит. Кто его убьет, тот свою кровь прольет» (комар)

    Какому событию в жизни нашей страны посвящены стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» и К.М.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…»? (ВОВ)

    Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон)

    Транспорт с крыльями, который украл мальчика для бабы Яги (гуси-лебеди)

Вопросы команде «Знатоки»

    Отгадайте загадку: «Долговязый Тимошка бежит по узенькой дорожке. Его следы - твои труды» (Карандаш, ручка)

    Мальчик с деревянным носом. (Буратино)

    Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы? (Бабушка)

    Что за чудесная сказка о девочке, которая смогла принести из леса подснежники? Кто написал эту сказку? («Двенадцать месяцев» .С.Я.Маршак)

    Как греки называли свои сказки? (мифы)

(Жюри подводит итоги 1 конкурса)

Итак, размялись, а теперь в путь!

2 конкурс «Библиотека»

Каждая команда получает список произведений и авторов (вразброс). Необходимо правильно подобрать автора к произведению, пока звучит музыка. Время – 3 минуты.

Список произведений

    «Демьянова уха» (И.А.Крылов)

    «Руслан и Людмила» (А.С.Пушкин)

    «Бородино» (М.Ю.Лермонтов)

    «Алые паруса» (А.С.Грин)

    «Муму» (И.С.Тургенев)

    «Кавказский пленник» (Л.Н.Толстой)

    «Лошадиная фамилия» (А.П.Чехов)

    «Медной горы хозяйка» (П.П.Бажов)

    «Робинзон Крузо» (Д.Дефо)

    «Снежная королева» (Х.К.Андерсен)

    «Светлана» (В.А.Жуковский)

    «Тарас Бульба» (Н.В.Гоголь)

    «Уроки французского» (В.Г.Распутин)

    «Васюткино озеро» (В.П.Астафьев)

3 конкурс «Мир вещей»

Из каких произведений данные предметы? (одна вещь на отдельном слайде) Указать полное название произведения и автора.

Первой отвечает команда, которая быстрее всех подняла сигнальную ладошку. За каждый правильный ответ можно набрать 2 балла, если названо и произведение, и автор.

    кольцо – «Дубровский» А.С. Пушкин

    блоха – «Левша» Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе Н.С.Лесков

    пряник с рисунком - «Конь с розовой гривой» В.П. Астафьев

    макароны - «Уроки французского» В.Г. Распутин

5.забор и кисть – «Приключения Тома Сойера» Марк Твен

6. рецепт – «Чудесный доктор» А.И.Куприн

7. сыр – «Ворона и лисица» И.А.Крылов

8. зеркальце - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин

9. хлеб – «Теплый хлеб» К.Г.Паустовский

10. деревянные башмачки – «Снежная королева» Г.-Х. Андерсен

(жюри подводит итоги 2и 3 конкурсов)

4 конкурс. «Дерево мудрости».

Конкурс проводится в виде эстафеты. Участвуют все члены команды. На столах находятся чистые листы бумаги и ручки, на дереве мудрости висят листочки, на обратной стороне которых написаны вопросы.

По сигналу ведущего начинается конкурс. Члены команды по одному подходят к дереву мудрости, выбирают листок с вопросом, ответ записывают на обратной стороне. Каждый имеет право ответить только на один вопрос. Записав ответ, участник возвращается к команде, как эстафетную палочку, передает ручку другому. Если ответа нет, то отдают капитану пустой листок. Листочки собирает капитан и несет их жюри. Оценивается быстрота ответа и правильность. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Список вопросов

    Кто подписывался псевдонимом «Антоша Чехонте»? (А.П.Чехов)

    Сын Тараса Бульбы, предатель (Андрий)

    Какой рассказ И.С.Тургенев назвал кличкой собаки? («Муму»)

    Как звали жениха царевны молодой из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкина? (Королевич Елисей)

    Как звали учителя в повести А.Пушкина «Дубровский»? (Дефорж)

    К кому обращается герой лермонтовского «Бородино» с просьбой рассказать о войне 1812 года? (К дяде)

    Кто из литературных героев 28 лет провел на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)

    Кто из литературных героев потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами? (Гулливер)

    Стихотворение А.С. Пушкина о свободе, которое мы изучали? (« Узник»)

    В кого превратился гадкий утенок? (В прекрасного лебедя)

    Какими видами искусства, помимо литературы, увлекался М.Ю.Лермонтов в юности? (Музыкой, живописью)

    Библия – греческое слово. Что оно означает? (Книга)

    Где учился А.С. Пушкин? (в лицее)

    Кто не мог заснуть на 20 тюфяках и 20 пуховиках, т.к. под ними лежала горошина? (Принцесса)

    Мифологический герой древней Греции? (Геракл)

5 конкурс. «Галерея»

На слайдах презентации находятся 6-8 портретов знакомых детям писателей. Задача заключается в том, чтобы правильно назвать писателей. Оценивается правильность и быстрота ответа.

За каждый правильный ответ дается 1 балл.

(портреты: И.С.Тургенев, А.П.Чехов, Н.А.Некрасов, Н.С.Лесков, А.С.Грин, Антоний Погорельский)

(жюри подводит итоги 4 конкурса)

6 конкурс «Узнай героя по описанию»

Ведущий читает описание, команды (кто быстрее) поднимают сигнальные ладошки.

    Русский барин, его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, соседи были рады угождать малейшим его прихотям, губернские чиновники трепетали при его имени; в домашнем быту выказывал все пороки человека необразованного… (5ирилла Петрович Троекуров «Дубровский» А.С.Пушкин)

    Это был мальчик лет девяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами. (Валек «В дурном обществе» «Дети подземелья» В.Г.Короленко)

    Коса ссизачерная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.(Хозяйка медной горы «Медной горы хозяйка» П.П.Бажов)

    …Волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, - что и говорить! – а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. (Павлуша. «Бежин луг» И. С. Тургенев)

    Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На ногах щтаны и башмачки, на шее монисто, все из русских полтинников. (Дина «Кавказский пленник» Л.Н.толстой)

    …Мужчина двенадцати вершков роста, сложённый богатырем и глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых. (Герасим «Муму) И.С.Тургенев)

    …Он только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. (Толстый чиновник «Толстый и тонкий» А.П.Чехов)

(жюри подводит итоги 5 и 6 конкурсов)

За одну минуту команда должна правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.

Вопросы команде «Умники и умницы»:

    Кому Пушкин посвятил строки «Мой первый друг, мой друг бесценный»? (Пущину И.)

    Как прославился Левша? (подковал блоху)

    Как называлась игра, за которой проводили время ребята на окраине райцентра? (чика)

    Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)

    Как звали друга Тома Сойера? (Гекльберри Финн)

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. (Крылов. «Квартет»)

    Как называется картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)

    Закончи пословицу: «Один в поле…» (не воин)

    Кто написал стихотворение «Железная дорога»? (Н.А.Некрасов)

    Каково название лицея, в котором учился Пушкин? (Царскосельский)

    Кто был отцом Геракла? (Зевс)

    закончи пословицу: «Семь раз отмерь …» (1 отрежь)

    Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

    От кого убежала посуда? (От Федоры)

    В этой сказке всего по три: три героя, по три предмета у каждого. Назовите эту сказку. (Три медведя)

Вопросы команде «Путешественники»:

    Из-за чего поссорились Дубровский и Троекуров? (шутка псаря)

    Как называется разговор двух или нескольких лиц. (Диалог)

    Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и Черномор? («Руслан и Людмила»)

    Из какого произведения эти строки:

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя… ?

(М. Ю. Лермонтов. «Утес»)

    В каком произведении мальчик получил посылку от своей учительницы? (В.Распутин «Уроки французского»)

    Жанр фольклора, повествовательная песня-поэма о богатырях и народных героях? (Былина)

    Закончи пословицу: «Делу время - ……» (потехе час)

    Кто написал стихотворение «Узник»? (А.с.Пушкин)

    За что Геракл должен был получить бессмертие? (За 12 подвигов по поручению Эврисфея)

    Закончи пословицу: «После драки …»(кулаками не машут)

    Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом. (Репка)

    В какой сказке людоед превращается в мышку и кот ее съедает?
    (Кот в сапогах)

    Чем играл братец Иванушка из сказки «Гуси-лебеди» у бабы Яги?
    (Золотым яблочком)

    Что посоветовал Муравей Стрёкозе в басне «Стрекоза и Муравей»?
    (Поплясать)

    Кто спас Муху-цокотуху?
    (Комар)

Вопросы команде «Знатоки»:

    Почему умер Левша? (спился во время обратной дороги)

    Выдающийся русский ученый-энциклопедист, именем которого назван Московский университет? (М.В.Ломоносов)

    Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень)

    Из какого произведения эти строки:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой. (М. Ю. Лермонтов «Бородино»)

    Закончи пословицу: «Без труда…» (не выловишь и рыбку из пруда)

    Кто написал стихотворение «Рассказ танкиста»? (А.Т.Твардовский)

    Что в переводе с греческого означает слово «библия»? (Книга, писание)

    Кто такие кентавры? (Мифологические существа, получеловек- полулошадь.)

    В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?

    Из чего солдат варил кашу? (Из топора)

    В кого превратились 11 братьев-принцев из сказки Г.Х. Андерсена?
    (В лебедей)

    Из какой сказки выражение: «Остаться у разбитого корыта»?
    (Сказка о рыбаке и рыбке)

(жюри подводит итоги 7 конкурса)

8 конкурс «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

На одном слайде 5-6 пронумерованных иллюстраций из произведений. Игроки должны угадать, какое произведение проиллюстрировано и кто его автор. За каждый правильный ответ 1 балл. Листочки с ответами капитаны сдают жюри.

    «Уроки французского» В.Г.Распутин.

    «Парус» М.Ю.Лермонтов.

    «Железная дорога» Н.А.Некрасов.

    «Васюткино озеро» В.П.Астафьев.

    «Робинзон Крузо» Д.Дефо.

    «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой.

9 конкурс «Черный ящик»
Угадайте, что у меня в этом ящике? Ведущий задает вопросы, команды отвечают на них (кто быстрее). Из ящика достают предметы, когда игроки отгадают их по описанию.

1.За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко)
2.Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб)
3.Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль)
4.Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка)
5.Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (комок,клубок)
6.Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ)
7.Её можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода)

(жюри подводит итоги 8 и 9 конкурсов)

10 конкурс «Капитан, капитан, подтянитесь…»

А сейчас я объявляю конкурс капитанов. Я читаю начало отрывка из произведений А.С.Пушкина, а капитаны по очереди продолжают, правильный ответ - один шаг к ключу от двери в страну «Литературию». Кто первый возьмет этот ключ, тот и принесет своей команде целых 5 баллов! Итак, капитаны, готовы?

1капитан. У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

2 капитан. Там ступа с бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух…там Русью пахнет!

3 капитан. Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

1 капитан. И ей зеркальце в ответ:

«Ты прекрасна, спору нет,

Но живет без всякой славы

Средь зеленыя дубравы,

У семи богатырей

Та, что все ж тебя милей».

2 капитан. Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

3 капитан. Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.

1 капитан. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

2 капитан. Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.

3 капитан. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Слово учителя. Молодцы, капитаны, не подвели свои команды! А наша игра подходит к концу. И пока жюри подводит итоги, давайте подумаем, что нового узнали, чему научились, что понравилось.

(Ответы игроков)

Слово жюри. Подведение итогов, награждение.

МОУ Красноборская средняя общеобразовательная школа

Викторина

«СИЛЬНОЕ ЗВЕНО»

ПРОВЕЛА: учитель

русского языка и литературы

Дорожкина О.В.

Красный Бор, 2012 г.

Цель:

1.Обобщить знания учащихся по русскому языку и литературе, выявить их грамотность.

2.Развить навыки логического мышления.

Оборудование: карточки с заданием «Умная ромашка», плакаты с высказываниями великих писателей о русском языке и литературе, чистые листы и ручки, «умы» для награждения участников, мультимедийный проектор, компьютер.

План:

    Тур: «Умная ромашка»

    Тур: «МИЛЛИОН ВОПРОСОВ»

    Тур: Загадки, пословицы и ребусы.

    Тур: « А знаете ли Вы..?»

    Тур Игры со словами.

Ход мероприятия:

Вступительное слово.

Однажды В.И. Даль и сын Мельникова – Печерского в знойный летний день прогуливались. После прогулки Владимир Иванович угостил его чудным домашним квасом и спросил:

- «Что хорош квас?».

Хорош, - сказал тот.

А чем хорош?

Вкусный, холодный, с эрфиксом.

С чем? – насторожился Даль.

С эрфиксом, - повторил тот, уж несколько смущенный строгим выражением лица собирателя «живого великого языка»?

Да ты что, иностранец, что ли или русский? Как по-русски надо сказать. Тот молчал, не зная, как перевести «эрфикс» на русский язык.

Ах ты, француз, француз! Ступай к отцу да спроси.

Игристый! – выпалил юноша, после того как пошел и спросил у отца.

Ан, врешь! – поправил Даль. Ядреный квас (свежий, бодрящий, крепкий).

Любите ли вы русский язык, как любил его Даль?

Знаете ли вы русский язык, как знал его Даль? Сегодня мы это выясним.

«Человек более всего отличается от других животных словом или языком; следовательно, наука языка есть истинно человеческая и важнейшая», - говорил Н.М.Карамзин.

«Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком!» -

писал якутский поэт С. Данилов.

Наша сегодняшняя викторина «Слабое звено» посвящена знанию русского языка и литературы. Правильно говорили в древности: «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Грамоте учиться всегда пригодиться».

Здесь сегодня собрались самые смелые и они смогут заработать деньги своим собственным умом. Только деньги у нас особенные. Это «умы». Помните, как говорится: «один ум хорошо, а два лучше». В течение игры вы сможете увеличить свое умственное состояние.

Итак, начинаем I тур.

Задание этого тура называется «Умная ромашка». Каждый из участников получает лепесток от ромашки, на обороте которого написаны два слова. Ваша задача – вспомнить правила, характеризующие данные слова, то есть дать им определение.

(Учащиеся отвечают по очереди)

II. Тур: «Миллион вопросов»

Ответить на вопросы. Вопросы я буду задавать каждому участнику в отдельности. Остальные участники не имеют права отвечать не на свой вопрос. Если учащийся не отвечает на вопрос, право ответить получает тот игрок, который первый поднял руку. Отвечать нужно быстро, времени на раздумье не дается.

    Кто написал стихотворение «Бородино»? (Лермонтов)

    Что стоит в слове перед корнем? (приставка).

    Как называется сооружение для переправы через реку? (мост).

    В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила)

    Какой литературный герой в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)

    Сколько букв в русском алфавите? (33)

    Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)

    Кто был третьим от кого ушел колобок? (заяц)

    Сколько падежей в русском языке? (6)

    На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)

    Напиток белого цвета, полезный и детям и взрослым? (молоко)

    Назовите главного героя сказки «по щучьему велению»? (Емеля).

    Сколько спряжений у глагола? (2)

    Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)

    Назовите окончание существительных 1 го склонения? (ж. и м.р.- IаI, - IяI)

    К какому жанру относится «Медной горы хозяйка»? (сказ)

    Как называется отдельная комната монаха в монастыре? (келья)

    Что, по мнению Достоевского, спасет мир? (красота)

    Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)

    В какой сказке девочку уводят в лес, а возвращается она богатой невестой? («Морозко»)

    Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

    Кто напечатал 1-ю книгу на Руси? (И. Федоров)

    кто изобрел русский алфавит? (Кирилл, Мефодий)

    Не буду, не хочу, не знаю. Эти слова пишутся слитно или раздельно? (раздельно)

    Герой какого произведения считал, что дверь – это прилагательное, потому что она приложена к своему месту? «Недоросль», «Ревизор» или «Горе от ума»

    Какой прием используют писатели в названии произведения «Отцы и дети», «Война и мир? (Антитеза)

    Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» (да ест)

    Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)

    На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?)

    Назовите местоимения второго лица? (ты, вы)

    Назовите три рода литературы? (эпос, лирика, драма)

    Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)

    Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем Египте? (папирус)

    С каким врагом сражается Илья Муромец? с Чингисханом, со Змеем Горынычем, Соловьём- Разбойником.

    Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли)

    Каким ключом невозможно открыть замок? (скрипичным)

    Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» Чуковский)

    Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер)

    Какой литературный прием использован Пушкиным в строках «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»?(сравнение)

    Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)

    Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? (ни одного не поймаешь)

    Печь – это глагол или существительное? (и то и другое)

    От какого суффикса зависит написание корней – - лаг-, -лож- мир - - мер-, -тир- -тер-, -бир- -бер-? (-â-)

    Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)

    Сколько –н- пишется в слове серебряный? (одно)

    Закончите пословицу: «терпение и труд … ? (все перетрут)

    Кто из героев народных сказок похож на мяч? (колобок)

    К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род)

    Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)

    Можно ли у существительных неряха, соня, плакса, грязнуля определить род? (общий род)

    Поставьте ударение: договор или договор?

    Обладателя этой вещи все с первого взгляда принимают за отличника? (очки)

    Что указала путь не только Ивану – Царевичу, но и Тесею в лабиринте?(клубок)

    Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? С помощью каких наречий (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

III. тур: Загадки, пословицы и ребусы.

«Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российском языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что и со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». Так говорил Ломоносов. С ним трудно не согласиться. Особенно ярко эти качества проявились в произведениях У.Н.Т. Сейчас мы проверим как вы знаете пословицы и загадки и ребусы.

1-е задание.

Я буду загадывать загадки, а вы их разгадываете. Отвечает тот, кто первый поднял руку.

Загадки

Как не петляет, где ни бродит –

Все ж к морю синему приходит.

Пускай дорога далека,

Но не заблудится она. (река)

Бредут вразвалку по тропинке

К воде подушки и перинки.

Они пловцы прекрасные,

На лапках – ласты красные. (гуси)

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно,

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь во 100 раз умней. (книга)

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка,

И тебя как ночь настанет,

Все равно к себе притянет. (подушка)

Пять ступенек – лесенка,

На ступеньках – песенка. (ноты)

Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра – акробатка?

Если на голову станет

Ровно на три меньше станет . (девять)

Я сильней десяти коней.

Где в полях пройду весной,

Летом станет хлеб стеной. (трактор)

Тридцать три родных сестрицы –

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся! (буквы)

Вид ее - как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи – нет. (двойка)

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка – только раз,

Та что выше, - каждый час (стрелки часов)

Годовой кусточек

Каждый день роняет листочек,

Год пройдет

Весь лист опадет. (календарь)

Что за птица пролетает?

По семерке в каждой стае

Вереницею летят,

Не воротятся назад. (дни недели)

Дом не велик, а дверь большая

В нее не входят, а въезжают. (гараж)

Шагаешь – впереди лежит

Оглянешься – домой бежит. (дорога)

Что за зверь: зимой ест, летом спит, тело теплое, а крови нет.

Сесть на нее сядешь, а с места не свезет. (печь)

На дворе горой,

А в избе водой. (снег)

Я травянистое растение

С цветком сиренево цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (ирис)

Всех кормит, а сама не ест. (ложка)

Кто носит шляпу на ноге? (гриб)

Ушком не слышит, носиком не дышит,

Где побывает – хвост потеряет (иголка с ниткой)

2- е задание этого тура - продолжите пословицы и объясните их смысл.

Не спеши языком,… (торопись делом).

Одежда лучше новая, …(а друзья старые).

Когда друг просит, …(не существует завтра).

Руки поборют одного,… (знания – тысячу).

Под лежачий камень… (вода не течет).

3-е задание этого тура – отгадайте ребусы

См. презентацию к мероприятию.

IV тур: «А знаете ли Вы..?»

Поймал как – то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла: - Не посмеешь меня сесть! Я послана сюда быть властелином леса. Тигр поглядел на лису и не поверил.

Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся. Согласился тигр. Леса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в норы. – Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится? – Да, ты действительно могущественна, - ответил тигр. Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм «хитер как лиса».

1-е задание этого тура: А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим. На экране вы увидите фразеологизмы, ваша задача отгадать и объяснить их значение. Называет тот, кто первым поднял руку.

Сесть в калошу.

Вставлять палки в колеса.

Водить за нос.

На воре и шапка горит.

Съесть вместе пуд соли.

Крокодильи слезы.

Знать на зубок.

2-е задание этого тура – угадать крылатые слава из произведений Крылова. Я называю начало, а вы заканчиваете.

А вы, друзья, как не садитесь ….(все в музыканты не годитесь)

Ты все пела? Это дело …. (так поди же попляши)

Наделала синица славы, ….(а моря не зажгла)

Кукушка хвалит петуха … (за то, что хвалит он кукушку)

Ты виноват уж тем, …. (что хочется мне кушать)

Кто виноват, кто прав судить не нам, а только воз …. (и ныне там)

А ларчик ….(просто открывался)

V тур: Игры со словами.

Самую длинную фамилию в мире носит житель Стамбула. В ней 43 буквы а в конце прошлого столетия в американском штате Висконсин умер вождь одного из индейских племен. Ни один мастер не смог уместить его имени на надгробном камне. Оно было длиной в 122 буквы. А самая короткая фамилия на земле, если верить ученым, состоит из 1 буквы – это французская фамилия О. Там же во Франции самое короткое географическое название – там есть село, которое называется И. Все это я к чему? Не бойтесь, я не заставлю вас вспоминать эти слова. Мы просто поиграем в игры со словами.

1 игра: на экране написано слово «республика». Вам нужно составить наибольшее количество слов из этих букв. Каждую букву можно использовать только 1 раз.

2-я игра. Ваша задача придумать наибольшее количество слов в рифму: гараж, багаж.

(Багаж, блиндаж, пейзаж, экипаж, мираж, тираж, страж, массаж, шантаж, монтаж, абордаж, такелаж, персонаж, арбитраж, дренаж…).

3-ье задание. Говорят, что нельзя сделать из мухи слона. А вот языковедам это сделать удалось. Посмотрите на плакат (плакат прилагается). Эту игру изобрел Льюис Кэрролл. На листе бумаги пишется слово. Пониже пишется другое слово с таким же количеством букв. Нужно попытаться шаг за шагом превратить верхнее слово в нижнее. При каждой попытке менять можно только одну букву. Ваша задача превратить слово «поэт» в слово «луна». Чтобы это сделать вам нужно угадать три промежуточных слова.

поэт

порт

луза

луна.

Подведение итогов игры .

Персидский ученый визирь Сахиб (X в.) страстно любил книги. Он имел у себя библиотеку, насчитывавшую около 117 тыс. книг. Он всегда брал с собой в походы библиотеку. На перевозке книг было занято 400 верблюдов. Верблюды всегда шли в азбучном порядке, так что караванщики легко находили любую книгу, которая понадобилась визирю Сахибу.

(ПОЗДРАВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ ИГРЫ)

Заключительное слово.

Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».

Действительно, слово – это великая сила. Учитесь, каждый день правильно обращаться со словом, если не хотите остаться слабым звеном в цепи великих государственных свершений.

Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі

Шығыс Қазақстан облысының білім беру басқармасы

«Глубокое аграрлық колледжі»КММ

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управления образования Восточно-Казахстанской области

КГУ« Глубоковский аграрный колледж»

Тема: Строки, опаленные войной »

Подготовила: преподаватель русского языка и литературы

Легостаева Е.И.

п.Белоусовка

2018 год

Открытое внеклассное мероприятие по литературе

Тема: Поэзия периода Великой Отечественной войны. « Строки, опаленные войной »

Цель:

Образовательные: Познакомить обучающихся с героическими страницами русской поэзии, показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны;

Развивающие: Развивать навыки умения анализировать; выразительного чтения; совершенствование монологической речи учащихся, навыка самостоятельной подготовки индивидуального сообщения на заданную тему, навыка систематизировать материалы по теме, обобщать, выделять главное, формулировать выводы;

Воспитательные: Воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое страны.

Форма мероприятия: устный журнал.

Оборудование: выставка книг и сборников стихов о Великой отечественной войне; записи песен о войне; монтаж из портретов и фотографий военной прозы; проекты обучающихся на тему «Песня о войне»

Эпиграф: Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет…

А.Твардовский

Ход мероприятия:

Ведущий 1 : Сегодня мы собрались с Вами в этом зале, чтобы еще раз поговорить о ВОВ, о великой Победе. И поговорим мы о ней на замечательном языке, на языке поэзии. Кажется, что война и стихи - это вещи несовместимые, но это не так. С самых первых дней войны и до самого победного мая 1945 года, и до наших дней поэты писали и пишут о войне. И это удивительные стихи – пронзительные, трагические и очень честные.

Песня

Ведущий 2 : Мы открываем наш устный литературный журнал первой страничкой : История (8 минут)

Ведущий 1 : Память... Она возвращает нас в тревожный рассвет 22 июня 1941 года. Четыре далеких года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества.

Ведущий 2 : 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского Союза. Это была смертоносная лавина прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они уже захватили Европу. 190 дивизий, около 5 тысяч самолетов, свыше 3 тысяч танков - все это двигалось на нашу землю.

Ведущий 1 : "Россия должна быть ликвидирована", - объявил Гитлер на совещании в своей ставке 1 августа 1940 года. А 12 мая 1942-го уточнил: "Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию по крайней мере 100 миллионами людей германской расы".

Ведущий 2: Мирный труд советского народа был нарушен, началась Великая Отечественная война. Над нашей Родиной нависла грозная опасность. Вся страна поднялась на великую освободительную борьбу против фашистских захватчиков.

Ведущий 1 : “Великая Отечественная война, – писал Г.К.Жуков, – явилась крупнейшим военным столкновением. Это была всенародная битва против злобного врага, посягнувшего на самое дорогое, что только есть у советских людей”.
Ведущий 2 : Война принесла нашей стране много горя. Она разорила сотни городов и сел.

Ведущий 1 : Война принесла много горя. Но наш народ победил. Победил потому, что проявил много выдержки, мужества и отваги. Победил потому, что не мог не победить. Это была справедливая война за счастье и мир на земле.

Ведущий 2 : Слово для поздравления предоставляется заместителю директора по УВР Хилькевич Н.В.

Ведущий 2: 2-я страница нашего журнала: Поэтическая тетрадь.

Ведущий 1 : Литература первой откликнулась на призыв партии и правительства. Впервые в истории было опровергнуто суждение о том, что когда говорят пушки, музы молчат. Война стала для литераторов «не материалом для книг, а судьбой – народа и их собственной». С первого дня они почувствовали себя «мобилизованными и призванными».

Ведущий 2 : Поэтическое слово звучало на митингах и собраниях, стихи можно было увидеть чуть ли не на каждой печатной странице. Поэты стали пропагандистами боевого опыта, армейскими агитаторами. Они писали о том, что видели и что чувствовали.

Ведущий 1: Стихи первых недель войны – это грозная речь, открытая публицистика, предельно суровые интонации, но чем дальше, тем исповедальней, лиричнее они становятся.

Наиболее сильными были стихи К.Симонова «Ты помнишь, Алёша», «Дороги Смоленщины» и «Жди меня».

Ведущий 2: Вот как сам поэт рассказывал историю появления в печати этого стихотворения:

Ведущий 1 : «Жди меня» – глубоко личное стихотворение, оно мною не предназначалось для печати. В декабре сорок первого года, прибыв с фронта, я зашел повидаться с Петром Николаевичем Поспеловым (ответственным редактором «Правды»). В разговоре он спросил, нет ли у меня каких-либо стихов для «Правды». У меня не было ничего подходящего. Есть, правда, одно стихотворение, сказал я, но оно интимное…» Напечатанное в газете на другой день стихотворение отозвалось в сердцах миллионов.

Выразительное чтение стихотворения «Жди меня». (Штаймец Е.группа П1-17)

Песня «Жди» (Штаймец)

Ведущий 1: Во время войны многие и многие, открывая с неведомой силой своё, личное, индивидуальное, вместе с тем по-настоящему ощутили себя со страной и её народом. Так восстановилась нарушенная прежде связь.

25 августа 1941 года, возвратившись от Анны Ахматовой, П. Н. Лукницкий записывает в своем дневнике: «Она лежала – болеет. Встретила меня очень приветливо, настроение у неё хорошее, с видимым удовольствием сказала, что приглашена выступить на радио. Она – патриотка, и сознание, что сейчас она душой вместе со всеми, видимо, очень ободряет её».

Ведущий 2 : Мужественные строки Анны Ахматовой выражали чувства сражающегося народа, ненависть к врагу, готовность умереть за родину. Они нашли своё место в боевом строю. Это такие ее стихотворения, как «Мужество», «Клятва», «Победителям» и другие.

Выразительное чтение стихотворения «Мужество» Ахматовой (Левченко С, группа М-17)

Ведущий 1: "Молодость я запахнула в шинель и плотно шинель застегнула". Эти слова Халимат Байрамуковой можно с уверенностью отнести ко всем восьмистам тысячам девушек и парней, вставших наравне с мужчинами на защиту Родины. В семнадцать лет в первый месяц войны добровольцем ушел на фронт Эдуард Асадов.

Ведущий 2 : После недолгой учебы в сентябре 1941 года в составе 4-го гвардейского артминометного полка дал первый залп по врагу из знаменитых "Катюш". В боях за освобождение Севастополя 4 мая 1944 года был тяжело ранен. Потом госпиталь и 26 суток борьбы между жизнью и смертью и приговор врачей: "Впереди будет все. Все, кроме света".

Стихотворение Эдуарда Асадова "Письмо с фронта". (аудиозапись)

Ведущий 1: Сколько их, тех, кто ушел не долюбив, не досказав, не допев. Война – это смерть. И за право разговаривать от имени воюющего народа поэзия заплатила жизнями своих детей. Давайте почтим их память и память всех защитников Отечества, не вернувшихся с кровавых полей, минутой молчания.

(минута молчания)

Ведущий 2: В годы войны перо было приравнено к штыку. Поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в горнило боя. 1215 литераторов ушли на фронт, каждый третий погиб. Это большие потери. Может быть, они были бы меньшими, но очень часто писателям приходилось заниматься не только своими прямыми обязанностями (впрочем, пули и осколки бомб никого не щадили): многие оказались в строю – воевали в пехотных частях, в ополчении, в партизанах.

Песня «Окончен бой» (Иванов)

Ведущий 1 : Страница 3: Стихи, ставшие песнями.

( Работа в группах: представление песни. Это может быть и пение под гитару, и прослушивание фонограммы, и инсценирование. З атем слушание рассказов о судьбе песен.)

Ведущий 2 : С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость…

Ведущий 1 : Песни военных лет весьма разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические… Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта, проникая в глубокий тыл врага, в партизанские землянки. Вот эти песни:

Слайд: Список песен о войне:

    А. Новиков “Дороги”

    А. Александров “Священная война”

    К. Листов “В землянке”

    Э.Колмановский “Алеша”

    В.Мурадели “Бухенвальдский набат”

    Д.Тухманов “День Победы”

    Я. Френкель “Журавли”

    Н. Богословский “Темная ночь”

    М. Блантер “Катюша”

    А. Новиков “Смуглянка”

    «Синий платочек»

Ведущий 2 : Группы подготовили сообщения об этих песнях. Давайте дадим им слово. (Регламент 2 минуты)

1 группа (ТМ-17) представляет песню «Священная война» (во время выступления фоном звучит песня «Священная война»)

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны - «Священная война». 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Сти хотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую. Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

2 группа (Ф-17) представляет песню «Катюша».

Имя Михаила Васильевича Исаковского (1900–1973) широко известно в нашей стране: ведь миллионы людей пели «Дан приказ ему на запад...», «В лесу прифронтовом...». Поэт сложил свои песни из удивительно простых слов, которыми сумел передать и радость, и горе своего народа, и слова эти стали поистине народными песнями. Среди них особое место принадлежит «Катюше». Вот уже более 60 лет поет ее страна. Да и не только наша. Более того, когда на одном из международных фестивалей в Загребе запели «Катюшу», югославы совершенно серьезно стали утверждать, что это их песня и пелась она якобы в Сербии и Хорватии еще во времена прошедшей войны. Вот какую популярность завоевала девушка, пославшая свой привет «бойцу на дальнем пограничье».

Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. А песней оно стало в следующем – 39-м. Её появление именно в то время было не случайным. Поэзия тех лет переживала состояние приближающейся военной грозы. В ней оказались сплавлены лучшие песенные качества: музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное заботы о нем.

Исаковский сделал так, что стихи стали «своими», сокровенными для миллионов людей. И вот это восприятие «Катюши» народом как чего-то своего, личного, задушевного стало причиной удивительного явления – рождения множества новых песен-переложений.

На привет-послание девушки бойцу-пограничнику последовали песенные же ответы с пограничных застав. В них воины обращались к подругам, реальным или воображаемым.

Песня стала событием в музыкальной жизни. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.

В годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «запела» орудийными залпами. Красивым именем «Катюша» окрестили оружие, наводившее ужас на врага.

Начался ее боевой путь в Белоруссии, под Оршей, т.е. по соседству со смоленскими земляками, 14 июля 1941 года. Первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Федорова. Всю войну прошли «Катюши», «передавая пламенные приветы» врагу, как шутили солдаты. И сочиняли свои продолжения песни.

Отгремела война, а песню все поют на разных языках. Песня эта служила своеобразным паролем молодежи всего мира на международных фестивалях, а к прошедшему летом 1985 года в Москве 12 Всемирному фестивалю молодежи и студентов было решено создать в честь нее сувенир. Многочисленных гостей нашей столицы встречала симпатичная, весело улыбающаяся, приветливая девочка с ласковым и знакомым всем, певучем именем Катюша. Подобно знаменитому олимпийскому медвежонку она стала известной всей планете. И, конечно же, всюду звучала сложенная в честь нее замечательная песня.

Исполнение песни «Катюша».

3 группа (М-17): песня «Землянка».

Самыми популярными на фронте были песни о любви. О том, что это было именно так, убедительнее других свидетельствует судьба «Землянки» Алексея Суркова.

За свою долгую литературную жизнь поэт написал немало песен и стихотворений. Но «Землянка» и сейчас волнует душу и исполнителя, и слушателя. Секрет её необыкновенного песенного успеха, может быть, как раз в том, что она не писалась для пения. Да и вообще не предназначалась для публикации. Это письмо, частное, личное, интимное письмо к любимой женщине.

Сам поэт вспоминал об этом так: «Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строчек из письма жене. Письмо было написано в конце ноября 1941 года, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью, после тяжелого боя, пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков».

Как видим, это не просто письмо. Оно было написано сразу после того, как смерть была наверняка ближе, чем за четыре шага. Может быть, потому, что смерть отступила, поэт так благодарен жизни. За то, что она есть, за этот потрескивающий огонь в землянке, за смоляную слезу, за друзей, играющих на гармони, и за самое светлое чувство, переполняющее сердце нежностью и грустью, тревогой и теплом. И он спешит сказать любимой «о своей негасимой любви» и тем поблагодарить её и саму жизнь, саму судьбу.

Оказавшись в ситуации, в которой бывали сотни тысяч солдат чуть ли не ежедневно, Сурков сказал то, что хотел бы сказать каждый солдат. А потому «Землянку» сразу признали фронтовики.

Еще до того, как была написана известная теперь всем музыка композитором Константином Листовым, солдаты сами начинали подбирать мелодию к полюбившимся словам. Текст «Землянки» переписывался в записные книжки. А вскоре солдаты стали посылать домой стихотворные письма, в которых легко узнавались интонация, отдельные слова, а иногда и целые строфы «Землянки». А затем эти песни, сочиненные солдатами на мотив «Землянки», начали петь.

Не остались равнодушными к стихотворным посланиям из землянок и окопов и те, для кого они сочинялись, – жены и невесты воинов. В послевоенных фольклорных сборниках опубликованы сотни ответов на «Землянку». В этих ответах, которые женщины отправляли на фронт, слова поддержки, нежной любви, стремление ободрить любимого, укрепить его силы.

Исполнение песни «Землянка».

4 группа: песня «Синий платочек».

Счастливая и необычная судьба у песни «Синий платочек»: она родилась дважды. В 1939 году, впервые прозвучала её незатейливая мелодия. В Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». Весной 1940 года ансамбль гастролировал в Москве. Концерты его проходили в саду «Эрмитаж». На одном из них побывал поэт и драматург Яков Маркович Галицкий.

Через несколько дней состоялась премьера песни «Синий платочек» в сопровождении «Голубого джаза» её спел солист Станислав Ляндау. Среди многочисленных импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбурского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась Якову Марковичу Галицкому. Во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили её новым смыслом, как бы вдохнули жизнь. После концерта поэт познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов. Ежи Петерсбурский Станислав Ляндау.

В первые месяцы Великой Отечественной войны с песнями произошла странная и неожиданная метаморфоза: мирные, довоенные они стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным. Повествуя о любви и любимых, о разлуках и встречах, о родном доме и русской природе, они зазвучали как рассказы, как напоминание о тех мирных днях, той мирной жизни, за возвращение которой шла война, ради которой солдаты воевали и жертвовали собственной жизнью.

Заново родившись, песни помогали воевать. Они стали символом и своеобразным залогом того, что мирное время вернётся, что его надо вернуть, сметя захватчиков с родной земли. Вспоминая об этом времени, поэт Алексей Сурков писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идёт война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки «Синенький скромный платочек». В августе 1942 года Лидия Андреевна Русланова записала вариант «Синего платочка» на грампластинку вместе с «Землянкой» К. Листова и А. Суркова. Однако, пластинке с этой записью суждено было увидеть свет лишь сорок лет спустя, в 1982 году, поскольку в войну были изготовлены лишь матрицы и сделан с них пробный оттиск, а в тираж она не пошла.

Самую широкую известность и распространение в годы войны получил, вне всякого сомнения, фронтовой вариант «Синего платочка», инициатором создания и первой исполнительницей которого стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко. С голоса этой популярной исполнительницы «Синий платочек» обрёл как бы второе рождение и вторую жизнь, стал одной из самых знаменитых песен военных лет. Время написания стихов этого фронтового варианта “Синего платочка” - 9 апреля 1942 года. Их автор - литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов.

В ноябре 1942 года на экраны страны вышел фильм режиссера Михаила Слуцкого «Концерт - фронту» Именно в нём прозвучал впервые максимовский вариант «Синего платочка» в исполнении К. И. Шульженко. Вскоре была выпущена открытка с этой песней. Её и сегодня хранят в семьях многих фронтовиков как дорогую реликвию.

Песня живет, уже почти 76 лет. Ежегодно, в День Победы, звучит песня в исполнении современных артистов, в различной музыкальной обработке.

Исполнение песни «Синий платочек» (Шакиева Камила)

5 группа: песня «Смуглянка».

Наверняка большинству людей песня «Смуглянка» знакома по замечательному фильму «В бой идут одни старики» (1973). Но многие знают, что композиция была написана задолго до выхода на экраны военной драмы режиссера Леонида Быкова. Давайте вспомним историю создания популярного музыкального произведения.

В 1940 году поэт-песенник Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков получили от ансамбля Киевского особого военного округа заказ на сюиту, посвященную Григорию Котовскому.

Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. Сюита была написана по просьбе политуправления Киевского военного округа для окружного ансамбля песни и пляски. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» - песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. - Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же автор героических песен, - говорили Новикову. Эти доводы звучали очень убедительно, и «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай. - Как-то в 1944 году мне позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров, - вспоминал Новиков, - и спросил, нет ли у меня новых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». К великому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту. В 1944 году ансамбль впервые исполнил песню, выступая в Концертном зале им. Чайковского. Солистом был Николай Устинов. Благодаря трансляции концерта по радио «Смуглянка» стала настоящим шлягером и, как принято говорить, ушла в народ.
«Смуглянка» полюбилась бойцам, и, хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшняя.

В последующие годы ее пели многие известные артисты. Лауреатом «Песни-75» была «Смуглянка» в исполнении дуэта Софии Ротару и Миодрага Евремовича.

Кадр из к\ф «В бой идут одни старики»

6 группа: песня «Темная ночь» (группа П1-17)

Военная песня «Темная ночь» считается одной из самых любимых и популярных песен, написанных за годы Великой Отечественной Войны.

Песня Марка Бернеса «Темная ночь» имеет очень интересную историю возникновения. В 1943 году во время работ над фильмом «Два бойца» у режиссера картины Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой.

После многих неудачных попыток режиссеру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким.

Не теряя времени, Леонид Луков обратился к композитору Никите Богословскому и поэту Владимиру Агатову. Из воспоминаний Никиты Богословского: «Однажды вечером пришел ко мне Леонид Луков и сказал: «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни». И так взволнованно, так талантливо рассказал мне и тему песни, и ее настроение, что я, сев к роялю, сразу, без единой остановки сыграл ему мелодию «Темной ночи», которая и вошла потом в фильм без изменения. Луков сразу же и безоговорочно принял музыку - видимо, она полностью совпала с его видением будущей сцены. Вызвали срочно поэта Владимира Агатова, он тут же, присев к столу, написал стихи, почти без помарок. Разбудили Бернеса, отсыпавшегося после утомительных съемок, где-то уже поздно вечером раздобыли гитариста, ночью на студии записали фонограмму, а наутро Луков в декорации уже снимал Бернеса под эту фонограмму».

Всенародно любимой военная песня «Темная ночь» стала после ее исполнения Бернесом, который в роли Аркадия Дзюбина – главного героя картины - поет ее ночью под гитару, в землянке с протекающей крышей, в окружении фронтовых товарищей.

Стоит отметить, что после записи песни съемка фильма пошла гораздо легче – злополучная сцена с письмом была снята с первого же дубля. После выхода на экраны фильма «Два бойца» песню запела вся стана. Её пели на передовой, её пели и дома, ожидая своих родных с фронта.

Но история песни «Темная ночь» на этом не заканчивается. В далекие 40-е весь первый тираж пластинки с только что написанной песней "Темная ночь" был забракован: отдел технического контроля обнаружил в фонограмме незапланированный шорох. Оказалось, что одна из работниц завода, слушая песню, не сдержалась и заплакала. Слезы попали на восковую матрицу и... Так простая труженица Галя Журавлева вошла в историю.

После Победы в Великой Отечественной войне «Темная ночь» начала свое триумфальное шествие по миру. Когда Иван Семенович Козловский, один из исполнителей песни, приезжал в гости к лидеру американской коммунистической партии Уильяму Фостеру, он спросил, не желает ли тот послушать советскую песню в живом исполнении. Уильям ответил ему, что с удовольствием послушал бы песню «Темная ночь», и что в Америке ее очень любят.

Исполнение песни «Темная ночь».

Учитель : Прочитана последняя страница устного журнала. Благодарим всех участников за хорошую подготовку, проникновенное чтение стихов, личное творчество. Спасибо всем. Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку поэзии периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе: «Нам было всё отпущено сверх нормы: любовь, и гнев, и мужество в бою». Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих себя.

И мы, сегодняшнее поколение не должны забывать о той войне, должны знать свою историю. Читать книги, стихи, петь песни тех лет и о том времени.

С наступающим праздником Днем Победы! Мирного вам неба над головой!

Песня

Учащихся. Внеклассное мероприятие по русской литературе не только выявляет базовые знания ученика по предмету, но и помогает ему развиваться, социализироваться, прививает чувство воспитанности. Учитель литературы, руководя внеклассным воспитательным процессом, усовершенствует природные способности учеников видеть в мире книг нечто больше, чем просто текст. Внеклассное мероприятие по литературе прививает ученикам эстетический вкус, воспитывает их гуманность и показывает модель моральных идеалов.

На что стоит обратить внимание?

Разработка внеклассного мероприятия по литературе начинается с выбора приемов и форм его проведения. Учителю всегда стоит помнить о том, что большинство современных детей неохотно сидят на основных уроках. Для проведения занятия стоит подобрать материал, который вызовет огромный интерес у ребят. Проводить внеклассное мероприятие по русской литературе лучше в форме беседы. Отлично подойдут также викторины, в которых учащиеся смогут показать свои знания.

О проведении мероприятия ребят лучше предупредить заранее. Можно предварительно раздать задания и сообщить, что наиболее активных учащихся ждут вознаграждения.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе. Произведение «В дурном обществе»

Целевая направленность мероприятия:

  1. Обзор образов всех героев, принципы их становления.
  2. Обучение детей выразительному чтению, умению анализировать прочитанный текст, выделять главное в содержании, различать нравственность и ценности, прививание чувства красоты.
  3. Формирование положительных ориентаций в познании значимости русской литературы.

Предполагаемые результаты:

  • знание текста и его содержания;
  • восприятие и анализ прочитанного;
  • умение выделять тему, идею текста;
  • определение проблематичных и кульминационных аспектов произведения;
  • умение давать оценку действиям героя.

Первый этап урока

Педагог приветствует учащихся, рассказывает о целях, задачах, темах мероприятия. Речь учителя может быть следующей:

«Здравствуйте, ребята. Многие знают, что мир литературы - это океан, в который нырнув, можно найти что-то ценное. Так и каждый писатель пытается внести в историю литературы что-то неповторимое, но очень важное. Сегодня речь пойдет о таком великом писателе, как Владимир Галактионович Короленко, и его произведении «В дурном обществе».

Цель урока - суметь распознать самый большой дар в жизни человека - чуткое сердце, способное на сострадание. Основной задачей является понимание изменений в сердце главного героя и извлечение уроков нравственности из рассказа.

Проведенное внеклассное мероприятие по литературе станет не просто познавательным, но и научит каждого проявлять милосердие и доброту.

Темой мероприятия является «Общение сына городского судьи Васи с простонародными детьми Марусей и Валеком». Удастся изучить нюансы поведения ребят в различных жизненных условиях.

Второй этап урока

Учитель проводит проверку знания текста, заданного для чтения дома. Для этого всех детей стоит поделить на две команды. Учитель задает по два простых вопроса.

Для первой команды:

  1. Каким предстал Валек перед Васей при первой встрече? (Он был худеньким, в грязной одежде с кучерявыми волосами).
  2. В чем сходство Маруси и Сони? (они обе одинакового возраста, маленькие и красивые, а смех их был словно звон колокольчика).

Для второй команды:

  1. Как автор описывает Марусю? (четырехлетняя девочка, с белокурыми длинными волосами, грязным личиком и в старом платьице, с добрыми, но испуганными глазами).
  2. Как выглядел Вася? (мальчишка с задорным характером, приветливый, дружелюбный, добрый, хорошо одетый, отзывчивый).

Ребята выбирают участников, которые будут отвечать на вопросы.

Далее учитель: «События, которые отображаются в рассказе, происходили много лет назад. Но автор будто бы заглянул к нам, в будущее. Короленко раскрыл такие проблемы двадцать первого века, как умение дружить, честность, отзывчивость, доверие, отношения в семье, сострадательность, преданность». Учитель должен представить реальные события, которые происходили в то время, когда автор писал произведение, основываясь на фактах.

Третий этап урока

Проводится обсуждение основных проблем рассказа.

Учитель задает первому ученику вопрос: «Как Вася отреагировал на то, что его новый друг Валек занимается воровством?»

Ученик первый: «Новость о том, что Валек ворует еду, произвела не самое лучшее впечатление на Васю. У него был тяжелый осадок на сердце, но он не осуждал своего друга. Вася ведь потом узнал, что еда нужна для голодной Маруси.»

Учитель: «Повлияла ли новость о воровстве на отношения между друзьями?»

Ученик второй: «Известие не принесло негативных последствий в дружбе между парнями. Вася, наоборот, стал трепетно относиться к своим друзьям, у него появилось чувство сострадания.»

Учитель: «Что подарил Вася Марусе, чтобы девочка хоть немного взбодрилась в период болезни?»

Ученик третий: «Вася подарил девочке куклу своей сестры, которой она очень обрадовалась.»

Вопрос от учителя ко всему классу: «Дети, считается ли плохим то, что Валек занимался воровством еды?»

Каждый желающий ребенок может высказать свою точку зрения.

Четвертый этап урока

Ученикам на доске рисуется табличка с двумя колонками. В первой колонке под заголовком «Серый камень» нужно написать все чувства, ассоциирующиеся с камнем. Во второй колонке под названием «Чувственное сердце» нужно написать как можно больше качеств доброго человека.

Ребята в первую колонку могут написать такие чувства, как жестокость, ненависть, злость, черствость, обман. Сюда же можно отнести воровство, предательство, коварство и равнодушие.

Учитель хвалит учеников за правильные ответы и предлагает заполнить вторую колонку таблицы.

Дети могут прийти к выводу, что в колонку «Чувственное сердце» нужно написать такие качества человека: скромность, честность, толерантность, правдивость, настоящая дружба. Сюда же можно добавить сострадание, милосердие, любовь, нежность.

Заполнение таблички показывает, что «Серый камень» является олицетворением несправедливости и жестокости мира людей. А «Чувственное сердце» говорит о глубоких моральных чувствах человечества.

Когда внеклассное мероприятие по литературе подходит к концу, педагог уточняет, что каждый ученик вынес для себя из урока.

по литературе

Учитель: «Сегодня был рассмотрен рассказ великого русского писателя Владимира Короленко «В дурном обществе». На уроке был проведен анализ образов героев и их поведения. Можно ли говорить о том, что рассказ поучительный и высокоморальный?»

Ученик: «Рассказ действительно поучительный, так как дает четкое понимание того, что социальное положение никак не должно влиять на внутренний стержень человека.»

Другой ученик: «Произведение научило ценить дружбу и распознавать настоящих друзей.»

Учитель: «Действительно, это произведение стоит прочесть каждому ребенку и взрослому, чтобы понять истинные ценности жизни. Всем большое спасибо за внимание. Урок литературы окончен.»

Подведем итог

Предложенный сценарий внеклассного мероприятия по литературе является ориентировочным. Каждый педагог на базе него может составить собственный уникальный план. Очень многие знания дает именно литература. 5 класс - это время, когда ребята учатся высказывать мнение, отстаивать свою позицию. А нестандартный урок - лучший способ выявить знания учащихся.