Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Виды искусства: архитектура и скульптура. Скульптура в архитектуре Архитектурная скульптура

Хотя религия стояла в египетском обществе на первом месте, светскому искусству отводилась необычайно важная роль. Ведущие художники - зодчие, скульпторы, живописцы - были высокопоставленными лицами, очень часто жрецы, их имена были известны и окружены почетом. Так как искусство считалось носителем жизни вечной, оно освобождалось от всего мгновенного, изменчивого, неустойчивого.

Архитектура Древнего Египта теснейшим образом связано с заупокойным культом.

Классическим образцом архитектурных сооружений являются пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч. вариант их имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения”, была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.

Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений было отношение массы и пространства: погребальная камера, где стоял саркофаг с мумией, очень небольшая, а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму.

Выше названные пирамиды являются одним из семи чудес света дошедших до наших дней. Они расположены на пустынном плато западной окраины Гизы и впечатляют своими размерами. Самая грандиозная из них, Великая пирамида Хеопса (рис.7), гордо возвышается над пустынным ландшафтом, соседствуя с гигантским сфинксом, высеченным из монолита. Высота усыпальницы достигает 150 м. Пирамида Хефрена (рис.8), расположенная южнее Великой пирамиды, - вторая по величине. Она на 8 м ниже усыпальницы Хеопса, но сохранилась значительно лучше. Часть уцелевшей облицовки даёт представление о высокой технике каменотесных работ того времени. Строительство третьей пирамиды (рис.9) было начато Микереносом, преемником Хефрена. Это самая маленькая усыпальница, её высота всего 66 м. Три великие пирамиды были окружены большим количеством гробниц, принадлежащих царским родственникам и важным чиновникам.

древний египет культура религиозный

Рис.7.

Рис.8.

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки.

Египетские статуи представляли собой фигуры, стоящие с выдвинутой вперёд ногой либо сидящие на троне с прижатыми к груди или лежащими на коленях руками и сомкнутыми ногами. Помещенные в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ, а потому отличались портретным сходством с ними. Каждая скульптура высекалась из прямоугольного блока камня по заранее прочерченной разметке и затем тщательно отделывалась в деталях.

В изображении фараона были приняты следующие виды: идущего - с вытянутой вперёд ногой; спокойно сидящего на троне - его руки лежат на коленях; усопшего - в облике бога Осириса со скрещёнными на груди руками, которые держат символы власти - жезл и плеть. Символами фараона являлись полосатый платок с концами, спускающимися на плечи; головная повязка; короны - белая, в форме кегли (символ Верховного Египта), и цилиндрическая красная, с высоким закругленным выступом сзади (символ Нижнего Египта). На повязке в середине лба укреплялось изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе.

Рельефы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Силуэт фигуры ясен и графичен. Части человеческой фигуры - голова, плечи, ноги, руки - могли изображаться в разных плоскостях. При выполнении рельефов (скульптурных изображений на плоскости) и настенных росписей использовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в профиль, глаза в фас, а плечи и нижняя часть туловища - в трёхчетвертном развороте. Фараон, вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окружением.

В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Сначала опытный художник намечал общую композицию на стене, которую затем завершали в деталях его помощники. Затем резчики переводили рисунок в рельеф; на последнем этапе его раскрашивали плотными густыми красками. В изображении главную роль играла линия, а не цвет. Всем фигурам присуща величавая неподвижность и надмирное спокойствие. Застывшие формы -- «фирменный знак» древнеегипетского искусства.

Для рельефов характерен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Рельефы развертывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд. Фигуры располагались вереницами, изображались сельские работы, труд ремесленников, охота, рыбная ловля, процессии носителей даров, погребальные шествия, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей и многие другие сцены.

Своего расцвета древнеегипетская скульптура достигла в XIX в. до н. э. Лучшее, что было создано в этот период, -- скульптурные портреты Эхнатона (рис.10) и его жены Нефертити (рис.11), выполненные в рельефе и круглой пластике. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Портрет Нефертити в высокой короне из раскрашенного известняка стал символическим изображением Египта. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством точеных черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью композиции, великолепным сочетанием красок.

Рис.10.

Росписи получили широкое распространение еще при изготовлении герзейской керамики, декор которой, имеющей преимущественно светский характер, включает изображения лодок, растений, зверей и птиц и изредка людей. В дальнейшем росписи (рис.12) и рельефная скульптура превратились в тесно связанные между собой виды искусства. В усыпальницах и храмах времени правления IV, V и VI династий эти искусства достигли высокого уровня развития. Все рельефы эпохи Древнего царства были раскрашены, а росписи на плоской, лишенной вырезанного изображения поверхности еще долгое время выполнялись сравнительно редко.

С 2800 до н. э. до 2300 до н. э. в Кикладах, тридцати крошечных островах в Эгейском море в Греции, зародился стиль, определяемый как "кикладское искусство". Характерными чертами этого стиля были преимущественно женские фигуры с немного согнутыми коленями, сложившие руки под грудью, с плоскими головами. Размеры кикладского творчества колебались от статуй размером с человека до маленьких фигурок, не больше нескольких сантиметров в высоту. Разумно предположить, что было очень распространено идолопоклонство.

Кикладские скульптуры в Национальном археологическом музее Афин


Кикладский идол


"Флейтист", Национальный Археологический музей. Афины


"Скрипка", 2800 до н.э., Британский музей, Лондон

Кикладское искусство стало источником вдохновения для многих современных художников, которые оценили сдержанность и утонченность простых линий и геометрии, минимализма. Влияние кикладского искусства можно заметить в работах Модильяни, особенно в его скульптуре «Женская голова», а также в творчестве других художников, в том числе и Пикассо.


Амедео Модильяни, "Голова", 1910, Национальная галерея искусства, Вашингтон

Кикладская статуэтка и Модильяни


Пабло Пикассо, Женщина, 1907, Музей Пикассо, Париж


Джорджо де Кирико, Гектор и Андромаха

Генри Мур


Константин Бранкузи, Муза, 1912г.

.
Ханс Арп


Барбара Хепуорт


Альберто Джакометти

Вся история искусства. Пер. Котельниковой Т.М.

М.: 20 07 - 4 16 с.

В книге представлены: исторические очерки, рассказывающие об основных мастерах и направлениях в изобразительном искусстве со времен древнейших цивилизаций до наших дней; указатель для удобного доступа ко всей информации; художники, архитекторы, скульпторы, мастера декоративно прикладного искусства; стили, школы, направления. Доступность подачи материала, логичность изложения и хороший литературный язык книги сделают изучение истории искусства не только познавательным процессом, но и увлекательным чтением.

Формат: pdf

Размер: 2 9,5 Мб

Скачать: drive.google

Содержание
1 Искусство в Древнем мире 7
2 Древняя Греция 18
3 Древний Рим 33
4 От раннего христианства до Каролингов 42
5 Романское искусство 51
6 Готика 64
7 Живопись и архитектура XIV-XV вв 81
8 Новая функция искусства в эпоху Возрождения 94
9 Мастера Высокого Возрождения 130
10 Маньеризм 153
11 Классицизм и караваджизм 176
12 Барокко 190
13 От рококо к классицизму 220
14 Живопись в эпоху романтизма 242
15 Импрессионизм и символизм 263
16 Архитектура и декоративно-прикладное искусство XIX в 288
17 Итальянская живопись конца ХГХ в 299
18 У истоков авангарда: экспрессионизм и кубизм 306
19 Италия и авангардные течения 323
20 Абстрактное искусство 335
21 Возврат к фигуративности: от Шагала до «Новой вещественности» 347
22 Дадаизм и сюрреализм 356
23 Архитектура первой половины XX в 370
24 До и после Второй мировой войны 384
25 Формы современного искусства 396
Указатель 410

Искусство служит выражением мыслей, чувств, своеобразной и неповторимой личности художника, но это также зеркало культуры и истории эпохи, в которой этой личности суждено было творить. Энергия творчества, определяющая всю историю искусства, связывает единой нитью мастеров, разделенных во времени. И если смотреть с этой точки зрения, то нет необходимости рассматривать различные художественные течения и их представителей по отдельности, поскольку это разные фазы великого, непрерывного в своей поступательности движения. На смену одним поколениям приходят другие; идеи, теории и страсти стареют, как и люди, уступая место новым веяниям. Когда художнику собственным творчеством удавалось пробудить к жизни некий новый процесс глубокого духовного и художественного поиска, рождались новые стили, и нить, связывающая их с прошлым, никогда не прерывалась, сколь тонкой бы ни казалась.

Искусство служит выражением мыслей, чувств, своеобразной и неповторимой личности художника, но это также зеркало культуры и истории эпохи, в которой этой личности суждено было творить. Энергия творчества, определяющая всю историю искусства, связывает единой нитью мастеров, разделенных во времени. И если смотреть с этой точки зрения, то нет необходимости рассматривать различные художественные течения и их представителей по отдельности, поскольку это разные фазы великого, непрерывного в своей поступательности движения. На смену одним поколениям приходят другие; идеи, теории и страсти стареют, как и люди, уступая место новым веяниям. Когда художнику собственным творчеством удавалось пробудить к жизни некий новый процесс глубокого духовного и художественного поиска, рождались новые стили, и нить, связывающая их с прошлым, никогда не прерывалась, сколь тонкой бы ни казалась.
Эта книга представляет историю искусства от древних цивилизаций до новейших течений: в присущих ему средствах выражения - живописи, скульптуре, архитектуре - и как панораму крупных движений, ярких мастеров и произведений, характеризующих их достижения. История изложена главами, в соответствии с основными художественными движениями и разными эпохами, и подчинена хронологическому порядку - от искусства в древнем обществе к первому расцвету средневекового творчества в эпоху каролингов, от Ренессанса к барокко, от импрессионизма и символизма XIX в. к раннему авангарду, от абстракционизма к архитектуре постмодерна. Каждая глава начинается с тезисов, объясняющих суть процесса на том или ином этапе.

Искусство в Древнем мире.
Необычные формы коммуникации и художественного выражения, прежде всего магическо-религиозного характера, отличают древнее общество: достаточно вспомнить храмы и дворцы в Месопотамии или египетские пирамиды и храмовые комплексы, но были еще декоративные изделия и красивые металлические предметы, представленные в культуре почти всех народов.

Кельты - это группа индоевропейских народностей, базировавшихся во II тыс. до н. э. в районе между верхним течением Дуная и восточной частью нынешней Франции, откуда они затем распространились (с VII в. до н. э.) почти по всей Западной Европе, на Балканы, в Италию и Малую Азию. Период этой экспансии закончился к рубежу II-I вв. до н. э., когда уже росла мощь Рима, а из глубин Азии начали накатываться волны переселявшихся германских народов. Кельтское общество, с его родо-племенной структурой, управлялось царем и пополняло ресурсы за счет войны, охоты и скотоводства. Очень сильным было чувство племенной принадлежности. Художественная продукция. Кельтское искусство характеризуется четко определенным и неизменным антинатурализмом. Погруженное в атмосферу магическую и религиозную, оно нашло свое наиболее адекватное выражение в абстрактном орнаменте, украшавшем прежде всего металлические изделия (начало железного века, первая половина I тыс. до н. э.); в нем переплавлялись все элементы, усваиваемые в контакте с разными народами.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Вся история искусства, Живопись, Архитектура, Скульптура, Декоративное искусство, Котельникова Т.М., 2007 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Искусство, 9 класс, Отечественная и мировая художественная культура, Колбышева С.И., Захарина Ю.Ю., Томашева И.Г., 2019

Скульптура, ваяние, пластика (от лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
Скульптура может быть изготовлена в любом жанре, самые распространенные жанры - фигуратив (портрет, исторический, жанровая композиция, ню, религиозный, мифологический) и анималистический жанр. Материалы для изготовления скульптуры многообразны: металл, камень, глина и обожженная глина (фаянс, фарфор, терракота, майолика), гипс, дерево, кость и др. Методы обработки скульптуры тоже разнообразны: литье, ковка, чеканка, высекание, лепка, резьба и др.
Существует два основных вида пластики: круглая скульптура (свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (объемные изображения располагаются на плоскости).

Круглая скульптура

Обход - одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Образ скульптуры по-разному воспринимается с разных углов обозрения, и рождаются новые впечатления.
Круглую скульптуру делят на монументальную, монументально-декоративную, станковую и малых форм. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связаны с архитектурой.

Станковая скульптура - вид скульптуры, имеющий самостоятельное значение, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния и не связанный с архитектурой и предметным окружением. Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны психологизм, повествовательность, часто используется символистический и метафорический язык. Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Одним из наиболее важных жанров станковой скульптуры является портрет, дающий уникальную возможность для восприятия - рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого.

К станковой скульптуре относятся:

Погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.

Небольшие скульптурные произведения, созданные для украшения интерьера. К скульптуре малых форм относятся жанровые статуэтки, настольные портретные изображения, игрушки.

Вид мелкой пластики - статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера.

Статуя - свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост или животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте.

Скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.

Монументальная скульптура - скульптура непосредственно связанная с архитектурной средой и отличающаяся крупными размерами и значительностью идей. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения.

К монументальной скульптуре относятся:

Мемориал
Монумент - памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося общественного деятеля и т. п.
Монументальная скульптура , рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях).
Статуя - произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий. Однофигурные и многофигурные композиции, бюсты, конные памятники
Стела - вертикально стоящая каменная плита с надписью, рельефным или живописным изображением.
Обелиск - четырехгранный, кверху суживающийся столб, увенчанный заострением в виде пирамиды.
Ростральная колонна - отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей
Триумфальная арка , триумфальные ворота, триумфальная колонна - торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий.