Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Вена. Хундертвассер. Мусоросжигательный завод. Мусоросжигательный завод шпиттелау - симбиоз технологий, экологичности и искусства

Современные технологии, экология, искусство - австрийские специалисты следуют принципу своего соотечественника, архитектора Хундертвассера. 20 лет назад он завершил дизайн-проект котельной, которая со временем стала символом передовых технологий в Вене. Теперь это мусоросжигательный завод, которым хочется любоваться снаружи и изнутри. Но к этому местные жители тоже приложили руку.

Пластик в один контейнер, бумага - в другой. Сортировать мусор для жителей Вены - рутина.

«Дети учатся этому в школе. В школах существует специальная программа. Детям в игровой форме объясняют, как сортировать мусор», - объясняет Хельмут Гретч, местный житель.

Но все равно остается то, что нельзя переработать и приходится сжигать. Эти трубу и кепку на крыше знает каждый турист. Творение архитектора Фриденсрайха Хундертвассера, мусоросжигательный завод Шпителлау. Да, он может выглядеть и так, а еще находиться почти в центре города. Именно здесь сжигают до трети всех отходов почти двухмиллионной австрийской столицы.

«Раньше дымило очень сильно. Моя мама не могла сушить вещи на балконе, ветер дул в нашу сторону, вещи постоянно были грязные. Но сейчас все изменилось», - рассказывает Георг Бареш, сотрудник мусоросжигательного завода Шпиттелау.

Из трубы клубится не дым, а обычный пар – работает сложная система фильтров. Недавно была очередная модернизация. Все управление - из одной комнаты, больше похожей на Центр управления полетами. Десятки мониторов. Станция сама себя обеспечивает электроэнергией.

«Турбины вырабатывают больше, чем нам нужно, и остальное мы поставляем в городскую сеть», - поясняет инженер Андреас Радоститц.

Остальное - 8 мегаватт в час. Но и это еще не все. Почти все здания вокруг удается отапливать с помощью тепла, которое получают во время сжигания мусора в Шпиттелау - всего 60 тысяч домохозяйств, включая Главное управление полиции, университет и самый крупный госпиталь Австрии.

А еще на завод завязана система охлаждения лабораторий клиники. Самое удивительное, что газ в Шпителау используют лишь раз в году, чтобы разжечь топку после профилактики. Все остальное время мусор горит сам. Нужно лишь вовремя его подкладывать и регулировать подачу воздуха. Самая грязная часть в переработке - разгрузка. Но и здесь все продумано.

Когда работа здесь прекращается, то стальные ворота закрываются на ночь. Конструкция такова, что закрываются они герметично, так, чтобы запах не отравлял воздух в окрестностях завода. И раз в году прямо на этой площади проводят концерт. Шесть тысяч человек собираются здесь и наслаждаются музыкой.

Даже воздух с запахом из бункера, в котором складируется мусор, направляют не в небо, а в камеру сгорания. Кажется, что еще можно придумать? Оказывается, можно. Пепел превращают в шлакобетон.

«Мы можем делать из такого бетона стены мусорохранилищ. В других странах, таких, как Швейцария или Германия, его разрешено использовать в строительстве дорог», - рассказывает Георг Бареш.

Впрочем, некоторые вещи сжигать просто жалко, и для них в Вене есть специальные места в пунктах приема мусора. Потом они попадают в специальный магазин.

Все, что есть в этом магазине, люди когда-либо выбросили. Но вещи в хорошем состоянии и вполне могут пригодиться кому-то еще. Например, ботинки для горных лыж, или кофемашины, телевизоры, музыкальные инструменты. Самое удивительное, что на электротехнику, например, проигрыватель виниловых дисков, распространяется годовая гарантия.

Утилизация мусора в Вене - сложная система. "Зеленые" технологии, конечно, очень важны. Но не менее важно, чтобы сам житель города, понимал: хочешь чистоту вокруг - не надо мусорить там, где живешь.

Пишет блогер Александр Шевченко:

К аляповатому зданию мусоросжигательного завода Шпиттелау, обеспечивающему теплом десятки тысяч домов Вены, жители австрийской столицы относятся более снисходительно, чем к другому проекту Хундертвассера, биоморфному жилому экодому. Сказочного замка с башней могло и не быть - архитектор не сразу дал согласие на дизайн важного сооружения.

Оригинальный проект Шпиттелау должен был решить одновременно две задачи: обеспечить переработку мусора и теплоснабжение 9-ого района Вены. Уже во время строительства, 1969-1971 годы, кипели дискуссии о выбросе вредных диоксинов в атмосферу. Политические партии оппозиции старались использовать выдавшийся шанс, чтобы обвинить действующего мэра в халатности, а владельцы свалок и полигонов по захоронению отходов деятельности человека имели свой очевидный коммерческий интерес в том, чтобы мусор не сжигался, да еще и, по сути, в окружении муниципальных зданий и жилых домов. Так или иначе, Шпиттелау достроили, чтобы обеспечивать теплом городской госпиталь. Оригинальное здание завода сильно пострадало от пожара в 1987 году, тогда и мэр города Гельмут Цильк обратился к популярному пропагандисту идей о гармонии природы и архитектуры Фриденсрайху Хундертвассеру с предложением придать новому Шпиттелау красочный, визуально приятный и, самое главное, экологичный облик.


Как ярый противник мусора в принципе Хундертвассер почти не задумываясь отклонил предложение мэра. Однако после консультаций с защитниками окружающей среды архитектор пересмотрел свое решение и дал согласие превратить муниципальный завод в произведение искусства, но при одном условии. Завод должны оснастить по последнему слову техники, чтобы свести вредные выбросы в атмосферу к минимуму.

В новом проекте, завершенном в 1992 году, применялись типовые строительные материалы: бетон, сталь, стекло, керамическая плитка и эмаль. Бойкотировав общепринятые архитектурные концепты прямых линий и унифицированных типоразмеров окон, Хундертвассер остался верен своему стилю и убеждениям и сделал Шпиттелау легко узнаваемым. Завод больше напоминает сказочный замок, сошедший со страниц «Алисы в стране чудес» или «Волшебника Изумрудного города». Оштукатуренный фасад с асимметрично расположенными окнами и словно произвольно разбросанными декоративными элементами из битой плитки плавно сменяется гофрированным металлом с произвольным шаблоном шахматной клетки совершенно разных размеров и форм.


Хундертвассер особенно тщательно выбирал цветовую схему здания и дизайн отдельных элементов. Каждая форма и цвет несут в себе различные идеи, связанные с Веной или темой экологичности. Многоцветные эмалированные оконные рамы, хаотично разбросанные по стенам завода, и дымовые трубы символизируют вращающиеся куски мусора, чтобы дать посетителям поверхностное понимание технологических процессов, что происходят внутри. Цветные окна также характеризуют одновременно как расцвет и богатство, так и стагнацию современного общества. Одни окна прозрачные, другие выполнены из матового стекла - Хундертвассер продолжает реализовывать свою теорию о «свободе окон», никакого однообразия и стандартизации.


Синий цвет символизирует небо, чистый воздух и чистую воду, желтый - огонь, золотой - светлое будущее, где человечество живет в гармонии с природой. Легко заметить, что вертикальные столбы синего цвета, тянущиеся к небу по углам здания, венчают желтые сферы, образуя своеобразные факелы, что по незнанию воспринимается лишь как очередная причуда архитектора, а на самом деле несет в себе символическую отсылку к процессу сжигания мусора и дыму, уходящему в атмосферу.

Черный и белый - типичные цвета венского сецессиона, творческого объединения венских художников в конце XIX - начале XX века. По мнению Хундертвассера, в контексте проекта Шпиттелау они представляют контраст между пеплом, углем и светом. Кроме того, неравномерная шахматная клетка - протест против единообразия в архитектуре.


«Эйнштейн сказал, что если формула не лаконичная, она не является корректной. Прямая противоположность тем идеалам, которым молятся рационалисты и технократы. Сегодня мы наблюдаем триумф рационализма и депрессивную, агрессивную и бездушную монотонность, мы постоянно сталкиваемся лицом к лицу с пустотой. Недостатки особенно бросаются в глаза на примере индустриальных сооружений, стерильных бесчеловечных промышленных зданий, где люди проводят больше времени, чем дома. Шпиттелау, завод по термической переработке мусора - образец того, что стоит отойти от безличностной рациональной архитектуры, от которой мы все страдаем, и вдохновиться креативной идеей гармонии с природой. Это манифест против анонимности в наших городах. Я знаю, что ориентируясь на будущее, потребуется немало выдержки, чтобы воплотить подобные идеи в жизнь, ведь они осуждаются и поднимаются на смех нынешней властью».

На Шпиттелау перерабатывают до 250 000 тонн мусора в года. Завод интегрирован в городскую систему теплоснабжения и выдает при базовых нуждах 60 МВт тепловой энергии. На случай пиковой активности установлены 5 дополнительных газовых и газомасляных резервуаров-бойлеров, способные выдать еще 400 МВт энергии. Шпиттелау обеспечивает теплом более 60 000 домов и муниципальных учреждений в австрийской столице.


Так властям Вены удалось поймать сразу нескольких зайцев. 1. Обеспечить теплоснабжение района, расположив мусоросжигательный завод не за городом, а практически по соседству с жилыми домами, сэкономив на трубопроводах для подачи горячей воды. 2. Установив ультрасовременное оборудование по очистке дымовых газов, снизить до минимума выбросы диоксинов (менее 1 грамма в год). 3. Наконец, благодаря Хундертвассеру создать еще одно место притяжения для туристов. Особо любознательным и увлеченным «зелеными» технологиями стоит записаться на экскурсию по заводу, остальные совершенно бесплатно могут доехать до одноименной станции метро и посмотреть на Шпиттелау, который даже в облачную и пасмурную погоду создает ощущение сказки.

В Вене есть необычная достопримечательность, расположенная в самом центре австрийской столицы. Это мусоросжигательный завод Шпиттелау, яркое архитектурное творение австрийского художника Фриденсрайха Хундертвассера.

Тревел-блогер из Санкт-Петербурга Александр Шевченко показал необычное здание завода в стиле модерн со всех сторон.

(Всего 10 фото)

К аляповатому зданию мусоросжигательного завода Шпиттелау, обеспечивающего теплом десятки тысяч домов Вены, жители австрийской столицы относятся более снисходительно, чем к другому проекту Хундертвассера, биоморфному жилому экодому. Сказочного замка с башней могло и не быть - архитектор не сразу дал согласие на дизайн важного сооружения.

Оригинальный проект Шпиттелау должен был решить одновременно две задачи: обеспечить переработку мусора и теплоснабжение 9-го района Вены.

Уже во время строительства, в 1969-1971 годы, кипели дискуссии о выбросе вредных диоксинов в атмосферу. Политические партии оппозиции старались использовать выдавшийся шанс, чтобы обвинить действующего мэра в халатности, а владельцы свалок и полигонов по захоронению отходов деятельности человека имели свой очевидный коммерческий интерес в том, чтобы мусор не сжигался, да еще и, по сути, в окружении муниципальных зданий и жилых домов.

Так или иначе, Шпиттелау достроили, чтобы обеспечивать теплом городской госпиталь. Оригинальное здание завода сильно пострадало от пожара в 1987 году, тогда мэр города Гельмут Цильк и обратился к ставшему популярным пропагандисту идей о гармонии природы и архитектуры Фриденсрайху Хундертвассеру с предложением придать новому Шпиттелау красочный, визуально приятный и, самое главное, экологичный облик.

Как ярый противник мусора в принципе, Хундертвассер, почти не задумываясь, отклонил предложение мэра. Однако после консультаций с защитниками окружающей среды архитектор пересмотрел свое решение и дал согласие превратить муниципальный завод в произведение искусства, но при одном условии. Завод должны оснастить по последнему слову техники, чтобы свести вредные выбросы в атмосферу к минимуму.

В новом проекте, завершенном в 1992 году, применялись типовые строительные материалы: бетон, сталь, стекло, керамическая плитка и эмаль. Бойкотировав общепринятые архитектурные концепты прямых линий и унифицированных типоразмеров окон, Хундертвассер остался верным своему стилю и убеждениям и сделал Шпиттелау легко узнаваемым.

Завод больше напоминает сказочный замок, сошедший со страниц «Алисы в Стране чудес» или «Волшебника Изумрудного города». Оштукатуренный фасад с асимметрично расположенными окнами и словно произвольно разбросанными декоративными элементами из битой плитки плавно сменяется гофрированным металлом с произвольным шаблоном шахматной клетки совершенно разных размеров и форм.

Хундертвассер особенно тщательно выбирал цветовую схему здания и дизайн отдельных элементов. Каждая форма и цвет несут в себе различные идеи, связанные с Веной или темой экологичности.

Многоцветные эмалированные оконные рамы, хаотично разбросанные по стенам завода, и дымовые трубы символизируют вращающиеся куски мусора, чтобы дать посетителям поверхностное понимание технологических процессов, что происходят внутри. Цветные окна также характеризуют одновременно как расцвет и богатство, так и стагнацию современного общества.

Одни окна прозрачные, другие выполнены из матового стекла - Хундертвассер продолжает реализовывать свою теорию о «свободе окон», никакого однообразия и стандартизации.

Синий цвет символизирует небо, чистый воздух и чистую воду, желтый - огонь, золотой - светлое будущее, где человечество живет в гармонии с природой. Легко заметить, что вертикальные столбы синего цвета, тянущиеся к небу по углам здания, венчают желтые сферы, образуя своеобразные факелы, что по незнанию воспринимается лишь как очередная причуда архитектора, а на самом деле несет в себе символическую отсылку к процессу сжигания мусора и дыму, уходящему в атмосферу.

Черный и белый - типичные цвета Венского сецессиона, творческого объединения венских художников в конце XIX - начале XX века. По мнению Хундертвассера, в контексте проекта Шпиттелау они представляют контраст между пеплом, углем и светом. Кроме того, неравномерная шахматная клетка - протест против единообразия в архитектуре.

«Эйнштейн сказал, что, если формула не лаконичная, она не является корректной. Прямая противоположность тем идеалам, которым молятся рационалисты и технократы. Сегодня мы наблюдаем триумф рационализма и депрессивную, агрессивную и бездушную монотонность, мы постоянно сталкиваемся лицом к лицу с пустотой. Недостатки особенно бросаются в глаза на примере индустриальных сооружений, стерильных бесчеловечных промышленных зданий, где люди проводят больше времени, чем дома.

Шпиттелау, завод по термической переработке мусора, - образец того, что стоит отойти от безличностной рациональной архитектуры, от которой мы все страдаем, и вдохновиться креативной идеей гармонии с природой. Это манифест против анонимности в наших городах. Я знаю, что, ориентируясь на будущее, потребуется немало выдержки, чтобы воплотить подобные идеи в жизнь, ведь они осуждаются и поднимаются на смех нынешней властью».

На Шпиттелау перерабатывают до 250 000 тонн мусора в год. Завод интегрирован в городскую систему теплоснабжения и выдает при базовых нуждах 60 МВт тепловой энергии. На случай пиковой активности установлены 5 дополнительных газовых и газо-масляных резервуаров-бойлеров, способные выдать еще 400 МВт энергии. Шпиттелау обеспечивает теплом более 60 000 домов и муниципальных учреждений в австрийской столице.

1. Обеспечить теплоснабжение района, расположив мусоросжигательный завод не за городом, а практически по соседству с жилыми домами, сэкономив на трубопроводах для подачи горячей воды.

2. Установив ультрасовременное оборудование по очистке дымовых газов, снизить до минимума выбросы диоксинов (менее 1 грамма в год).

3. Наконец, благодаря Хундертвассеру создать еще одно место притяжения для туристов. Особо любознательным и увлеченным «зелеными» технологиями стоит записаться на экскурсию по заводу, остальные совершенно бесплатно могут доехать до одноименной станции метро и посмотреть на Шпиттелау, который даже в облачную и пасмурную погоду создает ощущение сказки.

September 18th, 2017 , 04:58 pm

К аляповатому зданию мусоросжигательного завода Шпиттелау, обеспечивающего теплом десятки тысяч домов Вены, жители австрийской столицы относятся более снисходительно, чем к другому проекту Хундертвассера, . Сказочного замка с башней могло и не быть - архитектор не сразу дал согласие на дизайн важного сооружения.

Оригинальный проект Шпиттелау должен был решить одновременно две задачи: обеспечить переработку мусора и теплоснабжение 9го района Вены. Уже во время строительства, 1969-1971 годы, кипели дискуссии о выбросе вредных диоксинов в атмосферу. Политические партии оппозиции старались использовать выдавшийся шанс, чтобы обвинить действующего мэра в халатности, а владельцы свалок и полигонов по захоронению отходов деятельности человека имели свой очевидный коммерческий интерес в том, чтобы мусор не сжигался, да ещё и по сути, в окружении муниципальных зданий и жилых домов. Так или иначе, Шпиттелау достроили, чтобы обеспечивать теплом городской госпиталь. Оригинальное здание завода сильно пострадало от пожара в 1987м году, тогда и мэр города Гельмут Цильк обратился к ставшему популярным пропагандисту идей об гармонии природы и архитектуры, Фриденсрайху Хундертвассеру, с предложением придать новому Шпиттелау красочный, визуально приятный и, самое главное, экологичный облик.

Как ярый противник мусора, в принципе, Хундертвассер, почти не задумываясь, отклонил предложение мэра. Однако после консультаций с защитниками окружающей среды, архитектор пересмотрел своё решение и дал согласие превратить муниципальный завод в произведение искусства, но при одном условии. Завод должны оснастить по последнему слову техники, чтобы свести вредные выбросы в атмосферу к минимуму.

В новом проекте, завершённом в 1992м году, применялись типовые строительные материалы: бетон, сталь, стекло, керамическая плитка и эмаль. Бойкотировав общепринятые архитектурные концепты прямых линий и унифицированных типоразмеров окон, Хундертвассер остался верным своим стилю и убеждениям и сделал Шпиттелау легко узнаваемым. Завод больше напоминает сказочный замок, сошедший со страниц "Алисы в стране чудес" или "Волшебник Изумрудного города". Оштукатуренный фасад с асимметрично расположенными окнами и словно произвольно разбросанными декоративными элементами из битой плитки плавно сменяется гофрированным металлом с произвольным шаблоном шахматной клетки совершенно разных размеров и форм.

Хундертвассер особенно тщательно выбирал цветовую схему здания и дизайн отдельных элементов. Каждая форма и цвет несут в себе различные идеи, связанные с Веной или темой экологичности. Многоцветные эмалированные оконные рамы, хаотично разбросанные по стенам завода, и дымовые трубы символизируют вращающиеся куски мусора, чтобы дать посетителям поверхностное понимание технологических процессов, что происходят внутри. Цветные окна также характеризуют одновременно как расцвет и богатство, так и стагнацию современного общества. Одни окна прозрачные, другие выполнены из матового стекла - Хундертвассер продолжает реализовать свою теорию о "свободе окон", никакого однообразия и стандартизации.

Синий цвет символизирует небо, чистый воздух и чистую воду, жёлтый - огонь, золотой - светлое будущее, где человечество живёт в гармонии с природой. Легко заметить, что вертикальные столбы синего цвета, тянущиеся к небу по углам здания, венчают жёлтые сферы, образуя своеобразные факелы, что по незнанию воспринимается лишь как очередная причуда архитектора, а на самом деле несёт в себе символическую отсылку к процессу сжигания мусора и дыму, уходящему в атмосферу.

Чёрный и белый - типичные цвета венского сецессиона, творческого объединения венских художников в конце XIX - начале XX века. По мнению Хундертвассера, в контексте проекта Шпиттелау они представляют контраст между пеплом, углём и светом. Кроме того, неравномерная шахматная клетка - протест против единообразия в архитектуре.

"Эйнштейн сказал, что если формула не лаконичная, она не является корректной. Прямая противоположность тем идеалам, которым молятся рационалисты и технократы. Сегодня мы наблюдаем триумф рационализма и депрессивную, агрессивную и бездушную монотонность, мы постоянно сталкиваемся лицом к лицу с пустотой. Недостатки особенно бросаются в глаза на примере индустриальных сооружений, стерильных бесчеловечных промышленных зданий, где люди проводят больше времени, чем дома. Шпиттелау, завод по термической переработке мусора - образец того, что стоит отойти от безличностной рациональной архитектуры, от которой мы все страдаем, и вдохновиться креативной идеей гармонии с природой. Это манифест против анонимности в наших городах. Я знаю, что ориентируясь на будущее, потребуется немало выдержки, чтобы воплотить подобные идеи в жизнь, ведь они осуждаются и поднимаются на смех нынешней властью."

На Шпиттелау перерабатывают до 250000 тонн мусора в года. Завод интегрирован в городскую систему теплоснабжения и выдаёт при базовых нуждах 60 МВт тепловой энергии. На случай пиковой активности установлены 5 дополнительных газовых и газо-масляных резервуаров-бойлеров, способные выдать ещё 400 МВт энергии. Шпиттелау обеспечивает теплом более 60000 домов и муниципальных учреждений в австрийской столице.

Так властям Вены удалось поймать сразу нескольких зайцев. 1. Обеспечить теплоснабжение района, расположив мусоросжигательный завод не за городом, а практически по соседству с жилыми домами, сэкономив на трубопроводах для подачи горячей воды. 2. Установив ультрасовременное оборудование по очистке дымовых газов, снизить до минимума выбросы диоксинов (менее 1 грамма в год). 3. Наконец, благодаря Хундертвассеру создать ещё одно место притяжения для туристов. Особо любознательным и увлечённым "зелёными" технологиями стоит записаться на экскурсию по заводу, остальные совершенно бесплатно могут доехать до одноимённой станции метро и посмотреть на Шпиттелау, который даже в облачную и пасмурную погоду создаёт ощущение сказки.

В комментариях к посту про дом Хундертвассера взгляды читателей на такую авангардную архитектуру разделились, как и у жителей Вены. Одни уверяли, что дом - полная безвкусица и ужас, жить там невозможно, и врагу такого "счастья" не пожелаешь, другие считали, что архитектор создал нетривиальный арт-объект и даже шедевр, заслуженно пользующийся вниманием гостей столицы Австрии. Что скажете про завод Шпиттелау? Keep it locked!

Другие посты о Вене :

Кампус экономического университета

Вдруг в России громко зазвучали протесты рядовых граждан, не желающих жить рядом с мусорными полигонами, дышать ядовитыми испарениями. Дошло даже до петиции с требованием объявить Московскую область зоной экологического бедствия. Специалисты и журналисты пишут статьи с анализом положения, с цифровыми выкладками, от которых жить не хочется, с выводами: " ".

На самом деле все куда как просто. Например, построить мусоросжигательные заводы (МСЗ). Хотя это словосочетание приводит наших граждан в содрогание. Почему-то все уверены: это "кошмар и ужас", трубы будут извергать на всю страну такое, что никто уже света белого не увидит. В эти дни в Казани противники строительства МСЗ проводят пикеты и угрожают голодовкой…

Вот что такое "мусоросжигательный завод" для нашего сознания и подсознания. Перед взором сразу же возникает угрюмый пустырь далеко за окраинами, горы отходов, чадящие трубы, редкие вороны, чёрный горизонт. А вот в столице Австрии мусоросжигательный завод находится почти в центре города, у станции метро, в одном из самых дорогих жилых районов.

Построен он по проекту легендарного австрийского архитектора Фриденсрайха Хундертвассера. Красивые золотые шары на трубе – не только архитектурное украшение, а ещё и мощнейшие фильтры. - У нас изначально заложены очень жёсткие экологические параметры, - рассказывал нам Хайнц Тицек, эксперт Венского магистрата по охране окружающей среды. - Транснациональные корпорации живут по стандартам Европейского Союза. Там все расписано – от предельно допустимых норм до количества замеров в сутки. Если власть закроет глаза на нарушение, ЕС возбудит дело против государства Австрия. Ведь воздух не признает границ. На лечение заболеваний, связанных с дыханием, плохим воздухом, Евросоюз тратит 380 миллиардов евро в год. Природоохранные стандарты ЕС -закон.

На фотографии не парк с диковинными круглыми прудами, а предприятие по очистке городских сточных вод, прямо говоря – канализации. Находится оно в черте города. Дунай выходит из города таким же чистым, каким входил в него, спускаясь с гор, с отрогов Альп.

Никакого секрета нет, а есть всем известные технологии, - объяснял нам Карл Вёгерер, менеджер по связям с общественностью. – После процесса очистки 80 тысяч вот таких приборчиков аэрации обогащают кислородом, возвращают воду в её первоначальное состояние. У нас народ очень бдительно следит, чтобы природу не загрязняли. А у вас?

Мы ответили, что экология, по опросам социологов, находится на предпоследних местах в перечне проблем, беспокоящих россиян. И тут Вёгерер произнес, на наш взгляд, очень значимые слова:

Как так? Оказывается, опять же просто. Очищенная вода уходит в Дунай не напрямую, а через турбину. И дает 11 процентов энергии, потребляемой предприятием. Это немало, если учесть, что очистные сооружения расходуют 1 процент всей энергомощи Вены. Но в планах – полное самообеспечение. - Сейчас мы начали проект стоимостью в 250 миллионов евро, срок окупаемости – 12 лет, - рассказал Карл. – Углубляем котлованы механической очистки, чтобы в специальных контейнерах осаждался ил, который в процессе брожения будет вырабатывать метан. Сжигаем метан – получаем электричество. После запуска установки в 2020 году не только себя обеспечим, но и будем продавать излишки.

Мы вспомнили нашу присказку о бесполезности попыток валять конфетки из отходов жизнедеятельности.

У нас тоже так говорят! - рассмеялся Карл. – Только немножко по-другому: из дерьма – золото.

Однако, если вспомнить, что "электра" у древних греков – сплав золота и серебра, то так оно и получается буквально.

Все у них просто. И – выгодно. Если бы мы жили в технологически отсталой стране третьего мира, ситуация была бы понятна. Но вот что сказали на всю Россию в программе "Время" - "В нашей стране есть не только нефть и газ, Эрмитаж и балет, длинные новогодние праздники и День Победы. Оказывается, мы великая промышленная и технологическая держава. Именно об этом сегодня узнали мы и одновременно весь мир. И это не метафора". А коли так, то в чём проблема? Надо построить высокотехнологичные мусоросжигательные заводы - и будем дышать, как в Вене.

Сергей Баймухаметов

Фото Дины Баймухаметовой