Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Век нынешний и век минувший в комедии грибоедова горе от ума. "Век нынешний" и "век минувший" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Грибоедов сознательно сталкивает в комедии «век нынешний» и «век минувший». Для чего? Для того, чтобы обнажить проблемы и того, и другого века. А проблем в России много - крепостное право, воспитание и образование молодёжи, производство в чины. Нынешний век представлен молодым дворянином Чацким, получившим образование в Европе. Он хочет применить полученные знания в России. Но, увы, Россия живёт в веке минувшем с его страшной, уродливой язвой - крепостным правом. Минувший век представлен консерваторами-феодалами во главе с Фамусовым. Они не собираются без боя сдавать свои позиции. И вот скрестились шпаги словесной дуэли, только искры летят.

Первый раунд - отношение к богатству и чинам. Молодёжь готова и хочет служить России. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Это лозунг Чацкого. А что Фамусов может предложить в ответ? Служба, передающаяся по наследству. Его идеал - дремучий дядя Максим Петрович (и где он только его откопал)? Он служил ещё при Екатерине Великой, и не важно, что он был глупым шутом.

Раунд второй - отношение к вопросам воспитания. Выпад Фамусова - образование не нужно, оно страшно, как чума. Образованные люди опасны и страшны. Но следуя моде, нанимают иностранных учителей. Чацкий парирует - Россию он видит образованной, просвещённой, культурной. Чем-то напоминают идеи ранних декабристов.

Раунд третий - отношение к крепостному праву. Чацкий в негодовании - он не понимает, как люди людей продают, как скот, меняют, на них играют в карты, разлучают семьи, отправляют в далёкую холодную Сибирь. Для Фамусова это обычная практика.

«Век минувший», как и зачастую принято в России, борется не по правилам, не честно. Если проигрываешь противнику, то надо его на какое-то время обезвредить и вывести из игры. Всё простенько и со вкусом сделано руками некогда любимой женщины. Чтобы не мешал ей и другим жить по-старому, она публично оклеветала Чацкого, сказав, что он душевно больной. Хорошо хоть не буйно помешанный, а то вообще бы изолировали от общества. А с больного человека что взять. Сам не ведает, что говорит.

По сути Чацкого и поддержать-то некому. Нет у него соратников, а одному с Фамусовым и ему подобными не справиться. В пьесе упоминаются люди, которые с точки зрения фамусовской компании, странные. Это двоюродный брат Скалозуба, читающий книги в деревне. Да князь Фёдор, к которому намертво приклеили ярлык «химик и ботаник». А что в этом смешного и постыдного - не понятно. Репетилов по секрету сообщает, что он вхож в какое-то общество. Что они там делают, никто не знает. «Шумим», как выражается сам Репетилов о своей деятельности.

Униженному, оскорбленному, но не побеждённому Чацкому не остаётся ничего другого, как покинуть этот город и людей, которые оклеветали и отвергли его.

Вариант 2

Рассказ был окончен к 1824 году. В это время между людьми в разных прослойках общества нарастали разногласия по поводу взглядов. Буквально через год восстали декабристы и случилось это примерно из-за назревающей проблемы. Те, кто поддерживал всё новое, реформы, изменения как в политике, так и литературе, становились против консервативно настроенных родственников.

Примерно таким либерально настроенным был Чацкий, который буквально олицетворял молодость, горячность и стремление к изменениям. А Фамусов, как и все люди старшего возраста, был склонен к тому, что «раньше было лучше», потому и выступал за сохранение этого «раньше». Когда же Чацкому пришлось вернуться в столицу, то первым делом ему бросилось в глаза то, что Софья стала говорить также, как отец. Слова возлюбленной причиняли боль, однако молодой человек понимал мощь пропаганды, которая мощными волнами обрушивалась на Софью от её отца.

Собственно, первое столкновение «века минувшего» и «нынешнего» произошло на почве военной службы. Для Фамусова служба является лишь способом заработка. Что примечательно: заработка любой ценой. Его не волнует, что иногда приходится подстилаться под высшие чины, однако у Чацкого другое отношение. Сказав ёмко и немного грубо фразу «Служить бы рад, прислуживаться тошно», он чётко объяснил свои позиции. Он буквально питает отвращение к слепому поклонению иностранным вещам, чинопочитанию, крепостничеству, что так милы Фамусовскому кругу.

Приятели Фамусова, в свою очередь, считают возлюбленного Софьи сумасбродным, умалишённым, неаккуратным в действиях и словах франтом. А теперь, можно представить, как непросто было Софье: с одной стороны, отец пропагандирует заграничных писателей и всё остальное, а с другой – молодой человек рассказывает о бесполезности заграничных учителей.

Таким образом, устами Чацкого говорил народу сам Грибоедов об необходимости изменений. Он тщетно пытался донести, что всё, что есть в России – уже хорошо, что есть свои учителя, намного лучше иностранных. А творчество…. То, что творчество лучше в России, Грибоедов решил доказать на собственном примере.

Несколько интересных сочинений

    Возраст человека не влияет на формирование его к таким категориям, как опыт и ошибки. Никто не застрахован от них. Однако, степень ответственности у каждого разная. Иными словами, кто-то очень близко принимает это к сердцу, кто-то – нет.

  • Сочинение по картине Левитана Тихая обитель 3, 4, 9 класс описание

    На этой всем известной и популярной картине изображена во всей красе русская природа. Со всеми ее ценностями, которые так дороги каждому русскому человеку.

  • Сочинение Лиза Болконская в романе Война и мир Толстого характеристика и образ

    Образ Лизы Болконской – один из многочисленных образов представительниц прекрасного пола романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

  • Что такое «бегство от реальности»? Итоговое сочинение

    Как правило, бегство от реальности всегда начинаются с ощущения нехватки, ощущения недостатка полноты, целостности. Именно эта пустота обеспечивает развитие, рост того, что уже присутствует в нас...

  • Анализ романа Отцы и дети Тургенева

    Роман «Отцы и дети» переносит читателя во времена крепостного права. События в произведении происходят в 1959 и заканчиваются в 1869 году. И это сделано автором не случайно, так как именно в этот период

В 1824 году А.С. Грибоедов закончил свою комедию «Горе от ума». Написанная в эпоху подготовки «рыцарского подвига» декабристов, пьеса рассказала о настроениях и конфликтах того напряжённого времени. Отзвуки преддекабристских настроений были слышны и в резких обличениях Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова и его друзей, и в общем тоне комедии. В центре пьесы лежит столкновение между сторонниками барской Москвы и группой «новых людей». Непосредственно против старых порядков в комедии выступает лишь Александр Андреевич Чацкий. Тем самым автор подчёркивает исключительное положение людей с прогрессивными взглядами. «В моей комедии,- писал Грибоедов,- двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Самым ярким представителем «века минувшего» в пьесе является Фамусов. Его образ, по сравнению с другими представителями московского общества, более четко выписан автором. Добродушный и хлебосольный Фамусов, каким он может показаться в беседе со Скалозубом в начале пьесы, груб с домашними, придирчив, скуп и мелочен. Вот его понимание того, как следует ценить знакомства, родню: Я перед роднёй, где встретится, ползком; Сыщу её на дне морском. По-настоящему этого героя не заботит ни судьба дочери, ни служебные дела. Фамусов боится в своей жизни только одного: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Таким образом, в лице Фамусова автор обличил чинопоклонство московского света. Каждый разговор Фамусова с Чацким заканчивается неминуемым «расстройством» первого. Так, во втором действии (явл. 2) герои остаются наедине, и им удаётся поговорить. Фамусов давно не видел Чацкого, поэтому он ещё не знает, каким стал когда-то знакомый ему мальчик. В своём разговоре герои касаются сначала вопроса о службе. Чацкий сразу же отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусов, не понимая, что имеет в виду Александр Андреевич, пытается научить его, как надо добиваться «и мест, и повышенья в чин». Устами Фамусова говорит в этот момент вся барская Москва: А дядя! Что твой князь? Что граф? Когда же нужно послужиться, И он сгибался в перегиб… Такой и только такой способ служения, как говорит Фамусов, может принести и славу и почёт. И так было в эпоху Екатерины II. Но времена изменились. На это и указывает Чацкий, когда в ироничной и несколько злой манере парирует: Но между тем? кого охота заберёт, Хоть в раболепстве самом пылком, Теперь, чтобы смешить народ, Отважно жертвовать затылком? Далее Чацкий в самых метких и остроумных выражениях клеймит «век минувший». Он утверждает, что теперь новое время, что люди больше не лебезят перед покровителями («у покровителей зевать на потолок»), а добиваются всего в этой жизни только с помощью способностей и ума: Нет, нынче свет уж не таков. Вольнее всякий дышит И не торопится вписаться в полк шутов. Всё это герой говорит в таком пылу, что не замечает - Фамусов уже давно его не слушает, он заткнул себе уши. Таким образом, разговор двух персонажей представляет собой фарс. Этот приём автор использует специально для того, что бы ещё чётче обрисовать положение Чацких – их доводы не слушают, потому что противопоставить им что-то невозможно. Единственное, чем может обезопасить Фамусов старый привычный режим, так это Строжайше б запретил я этим господам На выстрел подъезжать к столицам. В справедливых, пылких нападках Чацкого на московское общество Фамусов видит опасность, вольность. Он считает, что причина кроется в том, что Вот рыскают по свету, бьют баклуши, Воротятся, от них порядка жди. Также мы слышим одно из восклицаний Фамусова: «Что говорит! И говорит, как пишет!». Оно относится к речам Чацкого и стоит в ряду таких характеристик этого героя, как «опасный человек», «да он властей не признаёт!», «карбонари». Почему же это, с точки зрения Фамусова, ужасно? Позже, в третьем явлении, Фамусов заявит, что причиной сумасшествия Чацкого является «ученье», поэтому все книги

Век " нынешний " и век " минувший " в комедии Грибоедова " Горе от ума "


Век нынешний и век минувший
А. С. Грибоедов

" Горе от ума " одно из самых злободневных произведений русской драматургии. Проблемы, поставленные в комедии продолжали волновать русскую общественную мысль и литературу много лет спустя после появления ее на свет.
" Горе от ума " - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбе России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические, моральные и культурные проблемы эпохи.
Содержание комедии раскрывается как столкновение и смена двух эпох русской жизни - века " нынешнего " и века " минувшего " . Границей между ними, на мой взгляд, является война 1812 года - пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов. После Отечественной войны в русском обществе сложились два общественных лагеря. Это лагерь феодальной реакции в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи в лице Чацкого. В комедии ясно показано, что столкновение веков было выражением борьбы этих двух лагерей.
В восторженных рассказах Фвмусова и обличительных речах Чацкого автор создает образ 18го, " минувшего " века. Век " минувший " и является идеалом фамусовского общества, ведь Фамусов - убежденный крепостник. Он готов из - за любого пустяка сослать в Сибирь своих крестьян, ненавидит просвещение, пресмыкается перед начальством, выслуживаясь как может для получения нового чина. Он преклоняется перед дядей, который " на золоте едал " , служил при дворе самой Екатерины, ходил " весь в орденах " . Разумеется, что свои многочисленные чины и награды он получил не верной службой отечеству, а выслуживаясь перед императрицей. И этой гнусности он старательно учит молодежь:
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя.
Фамусов хвастается как собственным полупросвещением, так и всего сословия, к которому он принадлежит; хвастая тем, что московские девицы " верхние выводят нотки " ; что дверь у него отперта для всех, как званых, так и незваных, " особенно из иностранных " .
В следующей " оде " Фвмусова - хвала барству, гимн раболепной и корыстной Москве:
Вот например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь:
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых - тот и жених!
Приезд Чацкого встревожил Фамусова: от него жди только неприятностей. Фамусов обращается к календарю. Это для него священнодействие. Принявшись за перечисление грядущих дел, он приходит в благодушное настроение. В самом деле, предстоит обед с форелями, погребение богатого и почтенного Кузьмы Петровича, крестины у докторши. Вот она, жизнь русского дворянства: сон, еда, развлечения, опять еда и снова сон.
Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб - " и золотой мешок и метит в генералы " Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды. На первый взгляд, его образ карикатурен. Но это не так: исторически он вполне правдив. Как и Фамусов, полковник руководствуется в своей жизни философией и идеалами века " минувшего " , но в более грубой форме. Цель своей жизни он видит не в службе отечеству, а в достижении чинов и наград, которые для военного, по его мнению, более доступны:
Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты:
То старых выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Чацкий характеризует Скалозуба так:
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие маневров и мазурки.
Свою карьеру Скалозуб начал делать с того момента, когда герои 1812 года стали заменяться тупыми и рабски преданными самодержавию солдафонами во главе с Аракчеевым.
На мой взгляд, Фамусову и Скалозубу в описании барской Москвы принадлежит первое место. Люди Фамусовского круга - эгоисты и корыстолюбцы. Все свое время они проводят в светских развлечениях, пошлых интригах и глупых сплетнях. Это особое общество имеет свою идеологию, свой быт, взгляды на жизнь. Они уверены, что нет другого идеала, кроме богатства, власти и всеобщего уважения. " Ведь только здесь еще и дорожат дворянством " , - говорит Фамусов о барской Москве. Грибоедов разоблачает реакционность крепостнического общества и этим показывает, куда ведет Россию господство фамусовых.
Свои разоблачения, он вкладывает в монологи Чацкого, который обладает острым умом, быстро определяет суть предмета. Для друзей и для врагов, Чацкий был не просто умным, а " вольнодумцем " , принадлежащим к передовому кругу людей. Думы, волновавшие его, тревожили умы всей прогрессивной молодежи того времени. В Петербург Чацкий попадает тогда, когда том зарождается движение " либералистов " . В этой обстановке, по - моему складываются взгляды и стремления Чацкого. Он хорошо знает литературу. До Фамусова дошли слухи, что Чацкий " славно пишет, переводит " . Такое увлечение литературой было характерно для свободомыслящей дворянской молодежи. Вместе с тем Чацкого увлекает и общественная деятельность: мы узнаем про его связь с министрами. Полагаю, он успел побывать даже в деревне, ведь Фамусов утверждает, что он там " наблажил " . Можно предположить, что эта блажь означала хорошее отношение к крестьянам, возможно, кое - какие хозяйственные реформы. Эти высокие стремления Чацкого являются выражением его патриотических чувств, вражды к барским нравам и крепостному праву в целом. Думаю, не ошибусь, предположив, что Грибоедов впервые в русской литературе раскрыл национально - исторические истоки русского освободительного движения 20х годов 19 века, обстоятельства формирования декабризма. Именно декабристское понимание чести и долга, общественной роли человека противопоставлены рабской морали фамусовых. " Служить бы рад, прислуживаться тошно " , - заявляет Чацкий подобно Грибоедову.
Так же, как и Грибоедов, Чацкий является гуманистом, защищает свободы и независимость личности. Крепостническую основу он резко разоблачает в гневной речи " о судьях " . Здесь Чацкий обличает ненавистный ему крепостной строй. Он высоко оценивает русский народ, говорит о его уме, свободолюбии, и это, на мой взгляд, тоже перекликается с идеологией декабристов.
Мне кажется, что в комедии есть идея самостоятельности русского народа. Низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное для дворянской среды, вызывают резкий протест Чацкого:
Я одаль воссылал желанья
Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья;
Чтоб искру заронил он в ком - нибудь с душой;
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой.
Очевидно, что Чацкий в комедии не одинок. Он выступает от имени всего поколения. Возникает закономерный вопрос: кого же имел в виду герой под словом " мы " ? Вероятно, молодое поколение, идущее другим путем. То, что Чацкий не одинок в своих взглядах, понимает и Фамусов. " Нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений! " - восклицает он. У Чацкого преобладает оптимистическое представление о характере современной ему жизни. Он верит в наступление новой эры. Чацкий с удовлетворением говорит Фамусову:
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Свежо предание, а верится с трудом.
Еще совсем недавно " прямой был век покорности и страха " . Нынче пробуждается чувство личного достоинства. Не все хотят прислуживаться, не каждый ищет покровителей. Возникает общественное мнение. Чацкому кажется, что наступило время, когда можно изменить и исправить сложившиеся крепостнические порядки путем развития передового общественного мнения, появления новых гуманных идей. Борьба против фамусовых в комедии не завершилась, потому что и в реальной действительности она только началась. Декабристы и Чацкий были представителями первого этапа русского освободительного движения. Очень верно заметил Гончаров: " Чацкий неизбежен при смене одного века другим. . Чацкие живут и не переводятся в русском обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым."

«ВЕК НЫНЕШНИЙ» И «ВЕК МИНУВШИЙ» В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
План.
1. Вступление.
«Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений в русской литературе.
2. Основная часть.
2.1 Столкновение «века нынешнего» И «века минувшего».
2.2. Фамусов - представитель старого московского дворянства.
2.3 Полковник Скалозуб - представитель аракчеевской армейской среды.
2.4 Чацкий - представитель «века нынешнего».
3. Заключение.

Столкновение двух эпох рождает перемены. Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей.

И. Гончаров

Комедию Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» можно назвать одним из самых злободневных произведений в русской литературе. Здесь автором затронуты острые проблемы того времени, многие из которых продолжают занимать умы общественности даже много лет спустя после создания пьесы. Содержание комедии раскрывается через столкновение и смену двух эпох - «века нынешнего » и «века минувшего» .

После Отечественной войны 1812 года в русском дворянском обществе произошёл раскол: сформировались два общественных лагеря. Лагерь феодальной реакции в лице Фамусова, Скалозуба, других людей их круга воплощает «век минувший». Новое время, новые убеждения и позиции передовой дворянской молодёжи представлены в лице Чацкого. Столкновение «веков » Грибоедов выразил в борьбе этих двух групп героев.

«Век минувший » представлен автором людьми разного положения и возраста. Это Фамусов, Молчалин, Скалозуб, графиня Хлёстова, гости на балу. Мировоззрение всех этих, персонажей сформировалось в «золотой» екатерининский век и с тех пор никак не изменилось. Именно этот консерватизм, стремление сохранить всё так, «как делали отцы», объединяет их.

Представители «века минувшего» не приемлют новизны, а в просвещении видят причину всех проблем настоящего времени:

Ученье - вот чума, учёность - вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Фамусова принято называть типичным представителем старого московского дворянства. Он убежденный крепостник, не видит ничего предосудительного в том, чтобы для достижения успехов по службе молодые люди учились «сгибаться вперегиб», прислуживаться. Павел Афанасьевич категорически не приемлет новых веяний. Он преклоняется перед дядей, который «на золоте едал», и читатель прекрасно понимает, как получены его многочисленные чины и награды - конечно, не благодаря верной службе Родине.

Рядом с Фамусовым полковник Скалозуб - «золотой мешок и метит в генералы». На первый взгляд его образ карикатурен. Но Грибоедов создал вполне правдивый исторический портрет представителя аракчеевской армейской среды. Скалозуб так же, как и Фамусов, руководствуется в жизни идеалами « века минувшего», но только в более грубой форме. Цель его жизни не в служении Отечеству, а в достижении чинов и наград.

Все представители фамусовского общества - эгоисты, лицемеры и корыстолюбцы. Их интересуют только собственное благополучие, светские развлечения, интриги и сплетни, а их идеалы - богатство и власть. Грибоедов разоблачает этих людей в страстных монологах Чацкого. Александр Андреевич Чацкий - гуманист; он защищает свободу и независимость личности. В гневном монологе «А судьи кто?« герой обличает ненавистный ему крепостнический строй, высоко оценивает русский народ, его ум, свободолюбие. Низкопоклонство перед всем иностранным вызывает у Чацкого резкий протест.

Чацкий - представитель передовой дворянской молодёжи и единственный герой в комедии, воплощающий «век нынешний». О том, что Чацкий - носитель новых взглядов, говорит всё: его поведение, образ жизни, речи. Он уверен, что «век покорности и страха» должен уйти в прошлое вместе с его нравами, идеалами и ценностями.

Однако традиции минувших дней всё ещё сильны - в этом Чацкий убеждается очень быстро. Общество резко ставит героя на место за его прямоту и дерзость. Конфликт между Чацким и Фамусовым только на первый взгляд видится обычным конфликтом отцов и детей. На самом же деле это борьба умов, взглядов, идей.

Так, наравне с Фамусовым, к «веку минувшему» принадлежат и сверстники Чацкого - Молчалин и Софья. Софья не глупа и, может быть, в дальнейшем её взгляды ещё могли бы перемениться, но она была воспитана в обществе отца, на его философии и морали. И Софья, и Фамусов жалуют Молчалина, и пусть « нет в нём этого ума,/ Что гений для иных, а для иных чума » ..

Он, как и положено, скромен, услужлив, молчалив и никого не обидит. Они не замечают, что за маской идеального жениха скрываются лживость и притворство, направленные на достижение цели. Молчалин, продолжая традиции «века минувшего», безропотно готов «угождать всем людям без изъятия», чтобы добиться выгоды. Но именно его, а не Чацкого, выбирает Софья. Дым Отечества «сладок и приятен» Чацкому.

По прошествии трёх лет он возвращается в родной дом и поначалу настроен очень доброжелательно. Но его надежды и радости не оправдываются - на каждом шагу он упирается в стену непонимания. Чацкий одинок в своём противостоянии фамусовскому обществу; его отвергает даже любимая девушка. Более того, конфликт с обществом тесно переплетается с личной трагедией Чацкого: ведь именно с подачи Софьи в обществе начинаются разговоры о его сумасшествии.

1. Цель написания комедии.
2. Чацкий и Фамусов.
3. Чацкий и Молчалин.
4. Любовный конфликт комедии.
5. Чацкий — победитель или побежденный?

В «Горе от ума», точно, вся завязка состоит в противоположности Чацкого прочим лицам.
В. К. Кюхельбекер

«Горе от ума» является одном из самых злободневных произведений русской литературы. В начале 20-х годов XIX века в русском обществе возник конфликт между двумя противоположными лагерями русского дворянства — реакционным и передовым. Целью написания своей комедии А. С. Грибоедов ставил прежде всего раскрытие нравов современного ему общества и наметившихся в нем противоречий между «веком нынешним» и «веком минувшим». Этот конфликт он с большой художественной силой показал на примере столкновения главного героя комедии, человека передовых взглядов, Александра Андреевича Чацкого с барской Москвой, представителем которой является реакционно настроенное фамусовское общество. Эти два врfждебных лагеря расходятся в своих взглядах практически по всем вопросам общественно-политического и этического характера.

Чацкий представляет собой передового человека эпохи, понимающего необходимость проведения реформ, противостоящего силам реакции и выступающего против консервативного самодержавия, чьим ярым защитником является Фамусов. Он и подобные ему крепостники, считающие вполне законным право распоряжаться людьми так, как им угодно: наказывать, продавать, ссылать на каторгу. Такие как Фамусов не признают в крепостных людях человеческого достоинства. Чацкий высказывает уважение к простым людям, называет русский народ умным, добрым. Против таких крепостников и направляет свой удар Чацкий. В знаменитом монологе «А судьи кто?» гневно обрушивается он на известного в Москве помещика-театрала, на «Нестора негодяев знатных», который выменял на борзых собак преданных ему слуг, не раз спасавших его жизнь и честь.

Несоответствие взглядов, уровня образованности, морали ярко проявляется в речах Чацкого и представителей фамусовского общества. Чацкий
— человек просвещенный, в его пылких речах отражается глубина чувств и мыслей. Он благороден и полон стремлений к знаниям. В нем живет настоящая любовь к своему отечеству и желание служить родине, Но он «...служить бы рад, прислуживаться тошно!» Для карьериста Фамусова служба — это прежде всего возможность получения от жизни всяческих благ и устройство своих многочисленных родственников на теплые места. Фамусову и в голову не приходит, что служба может подразумевать не только личную выгоду, но и заботу о народе и государстве.

Московский барин и ему подобные убеждены, что все «зло» в Чацком от науки и образования: «Ученье — вот чума...». Сущность конфликта комедии «Горе от ума» не только в столкновении «века нынешнего» и «века минувшего». Глубина конфликта заключена не в одном лишь противоборстве двух поколений. Ведь Молчалин и Чацкий — ровесники.

Свое лицемерие и желание услужить Молчалин проявляет не так откровенно, как Максим Петрович. Он льстит при каждом удобном случае, пытается подмаслить тех, кто может быть ему полезным. Молчалин считает, что в его лета «не должно сметь свое суждение иметь», так как «в чинах мы небольших». Он с детства впитал в себя заветы фамусовского общества:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Но низкопоклонничество неприемлемо для Чацкого. Сам он свободно и прямо высказывает свое мнение. Чацкого возмущают угодничество и приспособленчество, возводимые Молчалиным в принцип и принимаемые в дворянском обществе. Он восклицает с горечью: «Молчалины блаженствуют на свете». Чацкого возмущают люди, поклоняющиеся всему иностранному, им он противопоставляет передовых людей, «кто недруг выписных лиц...». Эти люди осмеливаются «гласно объявлять» свои мысли, но их-то и ненавидят в обществе, называя «мечтателями, опасными».

Конфликт героя со средой распространяется на его любовные отношения. Любовь Чацкого к Софье — чувство искреннее, горячее, непосредственное. Однако Чацкий не идеален, это живой человек со своими недостатками. Убитый горем, он может быть запальчив и несправедлив.

Кто же такая Софья? Она молода и неопытна, но уже успела воспринять мысли и устои среды, ее воспитавшей. Когда Софья пускает слух о сумасшествии Чацкого, он попадает на подготовленную почву и с молниеносной быстротой распространяется в фамусовском обществе. И это общество единым фронтом встает против Чацкого, почувствовав в нем идейного врага.

После того как Чацкий узнает о роли Софьи в распространении клеветы, к нему приходит прозрение. Он произносит свои последние обличительные слова, не щадя ни фамусовское общество, ни себя, ни Софью. Столкновение с обществом завершается разрывом намечающихся любовных отношений. Оба конфликта исчерпаны.

Старый мир еще силен, ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы. Но бегство Чацкого нельзя воспринимать как его поражение.

По моему мнению, Чацкий является победителем, борющимся с укоренившимися устоями барской среды и не идущим на уступки реакционному фа-мусовскому обществу. «Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: "Один в поле не воин", — писал о нем А. А. Гончаров. — Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва».

Непреходящая, на мой взгляд, ценность комедии «Горе от ума» в том, что в любом обществе всегда будут находиться передовые люди, смыслом жизни которых станет борьба с отжившим, устаревшим и косным. И именно в их речах будет слышен тон и смысл речей Чацкого.

Создание комедии «Горе от ума» было непримиримым протестом против «гнусной расейской действительности» (В. Г. Белинский). Носителем протеста и является в комедии умный, благородный и страстный Чацкий.