Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Веды для жизни. Веды индуизма

Систематизацию существующей и существовавшей ведической традиции.

Санскритское слово véda означает «знание», «мудрость» и происходит от корня vid-, «знать», родственного праиндоевропейскому корню ueid-, означающего «ведать», «видеть» или «знать», т.е «ведающий» как знаток и как повествующий «знающий».

Как существительное слово упоминается только один раз в «Риг-веде». Оно родственно праиндоевропейскому ueidos, греческому (ϝ)εἶδος «аспект», «форма» - источника греческого корня ἰδέα, русскому ведать, разведать, отведать, заведовать, английским wit, witness, wisdom, vision (последний от латинского video, videre), немецкому wissen («знать», «знание»), норвежскому viten («знание»), шведскому veta («знать»), польскому wiedza («знание»), белорусскому веды («знания»), латинскому video («я вижу»), чешскому vím («я знаю») или vidím («я вижу»), и голландскому weten («знать»).

Санскритское слово veda в своём основном значении «знание» также используется по отношению к предметам изучения, не имеющим отношения к литургии и религиозным обрядам, примерами этого могут служить: агада-веда «медицинская наука», сасья-веда «земледельческая наука» или сарпа-веда «наука о змеях» (которая уже упоминается в ранних упанишадах); дурведа означает «невежественный».

Веды — древнейшие знания о мире, древнейшие памятники индийской словесности, созданные в конце 2-го тыс. — 1-й половины 1-го тыс. до н. э. на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют несколько разрядов памятников, хронологически следующих один за другим:

  1. собственно веды или саяхиты, четыре сборника гимнов, песнопений и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа),
  2. брахманы - теологические трактаты, объясняющие жреческий ритуал;
  3. араньяки и упанишады - философские сочинения в стихах и прозе, среди которых выделяются по своему значению и литературным достоинствам 12-14 ранних упанишад.

Основы ведического знания начинается с понимания того, что душа отлична от тела. Практически все школы ведического знания согласны с фразой «ахам брахмасми» — «я — душа, отличная от этого тела». Душа в Ведах называется дживой или дживатмой, т.е. «живым существом».

Ещё одна характерная черта ведического знания, это то, что на Земле происходит циклическая смена четырех эпох:

  • сатйа-йуги, (сатйа-йуга длится 1,728,000 лет, в это время люди на Земле жили в среднем по 100,000 лет);
  • трета-йуги, (трета-йуга длится 1,296,000 лет, в это время людей на Земле стало больше и жизнь их сократилась до 10,000 лет);
  • двапара-йуги (двапара-йуга длится 864,000 лет, продолжительность жизни к этому времени изменилась до 1000 лет. Кстати, в Библии говорится, что Адам и его сыновья жили по 900 лет. Время, описанное в Библии приближается к двапара-йуге);
  • кали-йуги (кали-йуга длится 432,000 лет. Надо сказать, что мы живем в самом начале кали-йуги. Кали-йуганачалась около 5000 лет назад. Точнее, 18 февраля 3102 года до н.э. по Григорианскому календарю. В кали-йугулюди живут по 100 лет, но к концу кали-йугилюди будут жить по 10-15 лет. В Шримад-Бхагаватам предсказан приход аватары Господа по имени Калка в конце кали-йуги (через 427,000 лет), который уничтожит демоническую, деградировавшую цивилизацию и начнёт новую сатйа-йугу).

Но это всё отступления. Давайте вернёмся к основным книгам, составляющим Веды.

Веды – это наиболее известные священные писания индуизма. Считается, что у Вед нет автора, и что они были «ясноуслышаны» святыми мудрецами далёкого прошлого, а спустя много тысячелетий, когда из-за духовного падения человечества с наступлением кали-юги всё меньшее количество людей стремилось изучать Веды и передавать устно (как того требовала традиция) из поколения в поколение, Ведавьяса («веды скомпилировавший») структурировал остававшиеся доступными в то время священные писания и организовал их запись, оформив эти тексты в четыре Веды:

  • Ригведа,
  • Самаведа,
  • Яджурведа и
  • Атхарваведа.

Ригведа (Ригведа-самхита – её фактический текст; это восхваляющая веда) состоит из 10522 (или 10462 в другой версии) шлок (стихов), каждая из которых написана в определённом стихотворном размере. Стихи Ригведы на санскрите называются «рик» – «слово просветления», «ясноуслышанное». Ригведа в основном посвящена гимнам-мантрам, восхваляющим Господа и Его различные воплощения в форме божеств, наиболее часто упоминаемые среди которых – Агни, Индра, Варуна, Савитар и другие. Состоит из гимнов-мантр, предназначенных для повторения главными священниками

Самаведа (обрядовое воспевание мантр) состоит из 1875 стихов, и 90% её текста повторяет гимны Ригведы, отобранные для Самаведы по особой мелодичности звучания. Самаведа содержит мантры, предназначенные для повторения священниками-песнопевцами удгатри.

В Яджурведе (методы совершения жертвоприношений, веда жертвенных формул), состоящей из 1984 стихов, содержатся мантры и молитвы, используемые при проведении ведических ритуалов. Позже из-за противоречий между многочисленными философскими школами Яджурведы она была разделена на Шуклаяджурведу («Светлая Яджурведа») и Кришнаяджурведу («Тёмная Яджурведа»), и таким образом Вед стало пять. Содержит мантры, предназначенные для священников-помощников адхварью.

В отличие от остальных трёх Вед, мантры «Атхарва-веды» не имеют прямого отношения к торжественным жертвоприношениям, за исключением отдельных практик, в которых священники-брахманы используют мантры «Атхарва-веды» для нейтрализации неблагоприятных эффектов, в случае если в ходе жертвоприношения были совершены какие-либо ошибки. Её первая часть состоит в основном из магических формул и заклинаний, которые посвящены защите от демонов и бедствий, исцелению болезней, увеличению продолжительности жизни, осуществлению различных желаний и достижению определённых целей в жизни. Во второй части содержатся философские гимны.

Практический акцент Атхарваведы сыграл свою роль в том, что она долго не признавалась сторонниками траяведы (трёх Вед) как одна из Вед. Жёсткое противостояние, начавшееся во времена атхарвических мудрецов Бхригу и Ангираса и траяведческого Васиштхи, в частности, стоило жизни Васиштхе, Его внуку Парашаре и другим святым мудрецам, и только сыну Парашары – Кришне Двайпаяне (имя, данное Ведавьясе при рождении) ценой героических дипломатических и не только усилий удалось примирить сторонников этих четырёх Вед, когда при дворе императора Шантану была проведена 17-дневная яджня впервые с участием священников от каждой из четырёх Вед, и Атхарва-лора («лора» – «груда знания») была признана Атхарваведой.

И напоследок небольшое интересное замечание: такие тексты, как Махабхарата, Шримад Бхагаватам, Рамаяна и другие индуистские эпосы и учения (а также вся кришнаитская литература) с вполне официальной научной точки зрения ведологии как в Индии, так и во всём мире, не являются ведическими текстами, а к «ведической литературе» они относятся исключительно в переносном смысле, фактически в стремлении кришнаитов-прабхупадовцев выдать желаемое за действительное.

Кроме того, Термин «упаведа» («второстепенное знание») используется в традиционной литературе для обозначения специфических текстов. Они не имеют отношения к Ведам, а просто представляют собой интересный предмет для изучения. Существуют различные списки предметов, которые относятся к Упаведе. Чаранавьюха упоминает четыре Упаведы:

  1. Аюрведа - «медицина», примыкает к «Риг-веде».
  2. Дханур-веда - «боевые искусства», примыкает к «Яджур-веде».
  3. Гандхарва-веда - «музыка и священные танцы», примыкает к «Сама-веде».
  4. Астра-шастра - «военная наука», примыкает к «Атхарва-веде».

В других источниках, к Упаведам причисляются также:

  1. Стхапатья-веда - архитектура
  2. Шилпа-шастры - искусство и ремёсла

Таким образом, веды — древнейшие знания о мире. Ну а о том, насколько эти знания правильны, покажет (и показывает) их эффективное (или не эффективное) практическое применение.

По материалам Википедии и http://scriptures.ru/vedas/

Ведическая культура относится к одной из самых древних в мире. На протяжении многих столетий индийские мудрецы передавали из уст в уста бесценные знания и учения, которые в дальнейшем были записаны на пальмовых листах и древесной коре.

Представители индуистской религии считают Веды несотворенными человеком и утверждают, что они были переданы людям богом творения Брахмой. Но что же такое Веды? Кто их написал и о чем в них рассказывается?

Что значит слово «веда»?

Веды были написаны на санскрите, поэтому их этимология связана с этим древним литературным языком Индии, отличающимся чрезвычайно сложной и архаичной грамматикой. В переводе с санскритского слово véda означает «знание» и является производной от корня vid- (знать).

В санскрите термин обычно применяется по отношению к религии и литургиям, но иногда его можно встретить в контексте с другими областями жизни, например «сасья-веда» означает «наука о земледелии», а «агада-веда» – «медицина».

Что такое Веды?

По своей сути Веды являются собранием индийских священных писаний, в которых представлены божьи откровения. По мнению представителей индуизма, эти знания были подарены человечеству Брахмой через мудрых старцев (риш), а те до появления письменности передавали их из поколения в поколение в устной форме.


В Пуранах (еще одних древних текстах индусов) записано, что Брахма обретает ведическую мудрость в начале каждого космического цикла (при образовании Вселенной), а затем делится ею с человечеством.

Из чего состоят Веды?

На сегодняшний день известно четыре Веды, различающихся по своему содержанию.

Первая носит название «Ригведа» и является древнейшим литературным произведением Индии. В нее входит более тысячи гимнов и свыше 10 тысяч текстов, разделенных на книги-мандалы.

Второе писание – это «Яджур-веда», включающая в себя собрание мантр. Каждый текст в этой книге имеет глубокий религиозный смысл и для лучшего понимания может быть сравним с привычными нам псалмами и .

Третья книга именуется «Сама-веда» и состоит из мантр, предназначенных для песнопения. В индуизме существуют так называемые удгатри (певчие), которые во время религиозных обрядов используют строфы из этого писания для восхваления Брахмы и других божеств. «Атхарва-веда» – четвертая книга Вед, содержащая гимны для заклинаний в процессе обрядов и жертвоприношений.


В ней можно найти магические формулы, посредством которых индуисты защищают себя от заболеваний и демонов, осуществляют желания и продлевают срок жизни.

Когда и кем были написаны Веды?

Согласно исследованиям, Веды начали составлять в XVI столетии до нашей эры. Процесс их создания продолжался многие века и закончился приблизительно в V столетии до нашей эры. Поскольку большинство текстов писались на недолговечных материалах, до наших дней сохранились лишь манускрипты в возрасте нескольких сотен лет. Самые древние «Ригведы» относятся к XI веку.

Кто именно записывал священные тексты, достоверно не установлено. Известно лишь, что часть из них принадлежит перу древнего мудреца Вьясы, который, помимо Вед, составлял и другие индийские писания – Пураны, Веданты, Упанишады. По легенде, Вьяса был незаконнорожденным сыном ведийского мудреца Парашары и вел аскетический образ жизни, проживая на острове на реке Джамна.

О чем рассказывается в Ведах?

Веды являются богооткровенными писаниями и повествуют о природе живых существ. Они открывают человечеству законы мироздания, помогая достичь Великого Знания. Многие тексты посвящены пантеону индийских богов и включают в себя молитвы таким божествам, как Вишну, Индра, Агни.

Отдельные книги сосредоточены на ритуальных традициях, философии. В «Яджур-веде» рассказывается о том, как совершать жертвоприношения, исполнять ритуалы. В ней же находятся толкования многих мантр и формулы для заклинаний.


В «Атхарва-веде» зафиксированы отдельные стороны жизни древних индусов, которые бы не дошли до наших дней, если бы не это писание. Некоторые ее тексты восхваляют богов, отражают нужды людей, их бытовые потребности.

«Атхарва-веду» можно назвать своеобразной энциклопедией, раскрывающей до мельчайших подробностей быт ведических племен, в том числе особенности свадебных и похоронных церемоний, строительства домов и лечения.

Е.П. Блаватская пишет о древности и происхождении «Вед» следующее: «Веды (санскр. „Откровение“) — священные писания индусов, от корня вид, „знать“, или „божественное знание“. Они суть наиболее древние, так же как и наиболее священные из всех санскритских трудов. „Веды“ сначала передавались устно в течение тысячелетий и затем были собраны на берегах озера Манаса-Саровара (оз. Манасаровар) по ту сторону Гималаев, в Тибете. Когда это произошло? Тогда как их религиозные учи-теля, например Свами Даянанда Сарасвати, исчисляют их древность во многие десятки веков, наши современные востоковеды даруют им, в их теперешней форме, древность не более, чем между 1000 и 2000 гг. до Р.Х. Все же, в их конечной форме, как они составлены Веда-Вьясой, сами брахманы единодушно относят их к 3100 г. до христианской эры, ко времени, когда жил сам Вьяса… Их древность достаточно доказана тем фактом, что они написаны на такой древней форме санскрита, столь отличающейся от теперешней, что нет другого подобного труда в литературе. Лишь самые ученейшие из брахманов-пандитов могут читать „Веды“ в оригинале.

„Веды“ были окончательно обработаны и составлены за четырнадцать столетий до нашей эры; но к их древности это не имеет никакого отношения… Когда мы разбираем эти гимны... они представляют глубокий интерес как история человеческого разума, так как принадлежат намного более древнему периоду, чем поэмы Гомера и Гесиода.» *

Веды имеют огромное значение: во-первых, они приводят нас к истокам древней арийской религии, во-вторых, они дают нам ключи к пониманию Индии, в-третьих, они дают нам понимание основных идей эзотерической доктрины и всех арийских религий. Они заключают в себе знания древних индийцев о богах, человеке и жертвоприношении, соединяющем мир земной и божественный. В них отразились представления человека об окружающем мире, космосе, ритуале, социальном устройстве, этических ценностях и морали. Некоторые понятия, используемые в Ведах, позже переходят в философию и мировоззрение брахманизма — понятие о трехчастном строении мира, понятие майи, риты — мирового закона, управляющего Вселенной, понятия жертвы, пути и т.д.

Как писал индийский ученый Р.Н. Дандекар, «Веды - это та музыка бесконечности, которая звучит извечно. Древние мудрецы слышали ее и передавали своим потомкам как самое драгоценное наследство. Веды - это шрути в том смысле, что это „ритм бесконечного, услышанного душой“».

Веды создавались постепенно, поэтапно, поэтому на данный момент мы знаем четыре основные книги.
. «Ригведа» — «Веда гимнов», или основная веда.
Она представляет собой своего рода Библию человечества, от которой произошли все религиозные традиции. Эта веда — основной источник знаний о древнеиндийских божествах (в ней говорится о 333 или 330 миллионах богах). «Ригведа» была записана в период 1500-1000 гг. до н.э., но существовала значительно раньше. «Ригведа» состоит из 1028 гимнов, собранных в 10 книг-мандал.

На первом, самом раннем этапе индийской культуры очень важно было пробудить в человеке чувство мистики, священного отношения к богам, обозначить и объяснить основные принципы и силы, действующие в Природе, поэтому «Ригведа» составлена из гимнов. Эта книга была сложена на языке, который так и назывался «ведийский», а после обработки учеными-жрецами получил название санскрита.
. «Самаведа» — «Веда напевов».
. «Яджурведа» — «Веда жертвенных формул».
. «Атхарваведа» — «Веда магических заклинаний».
«Атхарваведа» (наиболее поздняя) изначально была связана со жрецами культа огня, знатоками магии. Они заложили основы домашнего ритуала, который и по сей день играет в индуизме важную роль. «Пятая веда» — пураны. Приписыватся Вьясе, автору «Махабхараты».

К традиции шрути принадлежат помимо Вед и другие тексты, непосредственно опирающиеся на них и развивающие отдельные их стороны:
К каждой веде — самхите примыкают:
. Брахманы — содержат комментарии к правилам, ритуалам.
. Араньяки — размышления для тех, кто живет в лесах.
. Упанишады (букв. «сидеть у ног Учителя») — тексты этического, философского и ритуального характера.

. Брахманы в основном были предназначены для жрецов-брахманов. Основная их задача была — раскрыть, объяснить определённый порядок жертвоприношения.

. Араньяки — это учения, посвященные отшельникам, араньяки в переводе означают «лесные книги». Для трех высших варн индуистов было четыре необходимых ступени развития; первая ступень — ученик, когда они начинали изучать Веды под руководством учителя; вторая ступень — «семьянин», как главный жрец семьи, который проводит основные ритуалы, отвечает за её развитие; третий этап в жизни брахмана — «отшельник», уход в леса для размышлений (как раз для этой части были посвящены араньяки, т.е. учения о духовном просветлении для начинающих отшельников, наставления о том, что такое жертва, созерцание, размышление, единение с Богом и т.д.).

. Упанишады предназначались для четвёртой стадии развития «дваждырожденных» — отречения для пожелавших стать аскетами. В упанишадах содержится свод философских представлений ведизма. Упанишад 108, но основных 13. Они возникли (по официальным данным) в период VIII-VI вв. до н.э. В упанишадах и брахманах упоминаются определенные констелляции звезд в точно указанных положениях, что позволяет датировать время создания эпоса примерно 20 000 г. до н.э. Собственно упанишады стали основой одной из философских школ брахманизма — веданты (букв. «конец вед»). Упанишады — искусство достижения Божества, это наставления брахманов царям-кшатриям в мудрости.

В упанишадах появляются основные философские понятия: Брахман (единое, невыразимое и непостижимое Божество) и Атман (духовное начало человека, исходящее из Брахмана и тождественное ему), всеединство Божества и мира, понятие «Я», прана (тонкая жизненная энергия), Карма (закон причинно-следственной связи), сансара (перевоплощение, круговорот жизней и смертей) и мокша (освобождение от колеса сансары).

О ведах слышал каждый, ведь к ним в последнее время разгорелся живой интерес. Знакомя Вас с разными видами йоги и философских течений, духовно-телесных практик, некорректно было бы обойти вниманием главный источник мудрости. И, оказывается, веды – больше, чем индийское достояние. Возможно, они окажутся для вас источником вселенских знаний и даже колыбелью жизни человечества.

Что такое веды и Вселенское знание

Каждый слышал слово «веды» и наверняка ассоциировал его с чем-то древним, мудрым, несущим ценность для всего человечества. Чтобы понять, зачем людям нужны веды, и что они собой представляют, нужно познакомиться с этим понятием поближе.

Ведами принято называть сборник древних священных писаний. Они были выполнены на санскрите. Но также есть более широкий смысл этого слова – это знания и мудрость человечества, подаренные Богом.

Веда в переводе с санскрита (वेद, véda) звучит как «знание» и по смыслу своему представляет собой, как объясняется во многих источниках, «истинное, полное, совершенное знание». Ведь веды хранят в себе информацию о Природном законе, то есть раскрывают сущность мироздания, а также могут рассказать и о прошлом, и о будущем. Они учат взаимоотношениям между Творением и Творцом, рассказывают о связи между Богом и людьми.

Считается, что они возникли от самого Всевышнего, который является источником любых знаний. Стихи, разъясняющие Божественный план, спокон веков передавались от поколения к поколению, от учителя к ученику и таким образом хранились у человечества в устной форме. Ни смена эпох, ни модификация самого человека как земного и духовного существа не заставили веды растерять свое значение.

Религия или наука?

«Философия без религии – просто досужие домыслы, а религия без философии – сентиментализм или фанатизм », — один из ведических афоризмов. И если задаться вопросом, что же собой представляет ведическое мировоззрение, открываешь для себя и религию, и философию, и науку. Ведическая религиозная концепция – уникальна, в корне отличается от других распространённых представлений о Боге и человеке в мире.

Ведь она не ставит национальных рамок и не претендует на безоговорочную исключительность. Веды постулируют принцип духовного равенства, то есть каждый человек, вне зависимости от исповедуемой религии, идет тем же путем – к Абсолюту. А все вероисповедания и философские концепции – как мозаика складывают единое Целое.

Но кроме такого понятия вед как религии или системы мифов, существует их другое, вполне обоснованное понимание. Веды – это наука. Это система знаний, объясняющая многие сферы жизни и деятельности людей. Они дают знания о Боге, истинной природе человека, сути мира и об отношениях человека с другими людьми, Богом, миром.

Вы точно будете удивлены, узнав, о скольких областях знаний и секретах жизни веды могут поведать. Вастушастра учит градостроительству, Стхапатьяведа – архитектуре, астрономия и астрология раскрываются в Джьотиша-шастра, а философия - в Упанишадах и Веданта-сутре. Также отдельные писания посвящены грамматике, математике, химии и медицине. Также раскрываются политика и юриспруденция, гражданские законы, воинское искусство, этимология, логика, социология, история. Мы можем прочитать даже о строении атома, появлении Вселенной, о космосе, звездах и планетах Солнечной системы.

Даже такое скрытое от глаз знание, как эмбриональное развитие плода, клонирование и некоторые способы искусственного оплодотворения были известны творцам ведов. Описаны технологии создания летательных аппаратов и даже управления ядерной энергией и применение лазерных лучей. При этом современные научные исследования доводят, что изложенная в ведах информация соответствует действительности и феноменально перегоняла свое время. Нам остается только ждать, пока наши современники откроют описанные в ведах 64 измерения времени и пространства, пространственно-временные тоннели и параллельные миры.

Сами Веды как знание в ведической философии не были созданы в определенный момент истории, а существовали вечно и сопоставимы с другими вечными понятиями – души, энергии, времени, жизни.

Веды индийские, веды славянские. Давайте разбираться

К ведам относят ведические источники, предания и сказания. На сегодняшний день людям известно о двух ветвях ведической мудрости — Индийских и Славянских Ведах. Хотя они, казалось бы, несопоставимы в реальном времени, но имеют единые корни. Это почти не сохранившиеся до наших дней Арийские ведические источники.

Арийские и Славянские веды из-за традиции устной передачи знаний так и остались знаниями, передаваемыми от учителя к ученику, от поколения к поколению. Такой метод делиться знаниями имеет объяснение. Считается, что просто в те времена человек мог все помнить в течении жизни и даже общаться телепатически. Поэтому и нужды что-то записывать не было.

Также сыграло роль то, что в Индии веды были основой государственности, и, к тому же, их культура не придавалась чужеродному влиянию. Поэтому веды сохранились. А славянские земли много раз были завоеваны и поддавались доминированию разных религий, что и привело к частичной утери ведических знаний.

Но к какой бы ветке человечества не пытались привязать веды, это уникальное вселенское знание имеет божественное происхождение. Поэтому сделать его национальным достоянием, наследием только одного народа невозможно. И даже в самих Ведах говорится о том, что их источник нематериален, и они не принадлежат конкретной стране.

Четыре части индийских вед – разные тексты, одна идея

О ведах призабыли в определённый период развитии человечества. Но, даже будучи записанными еще 5 тысячелетий назад индийским мудрецом Вьясадевой, они и сегодня поддерживают горячий интерес к себе миллионов людей по всему земному шару.

Под индийскими Ведическими источниками принято понимать Шрути – изначальное откровение, а именно четыре Веды. Они имеют дополнения – Брахманы – рассказывающие о ритуалах и обрядах, а также Араньяки и Упанишады, несущие тайное и эзотерическое знание. Не стоит забывать и о ведических историях и текстах (Смрити), среди которых Махабхарата, Бхагавадгита, Рамаяна, Панчаратра, Пураны.

Но все же основа вед – это четыре самхиты: «Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа» и «Атхарваведа» . Первые три являют собой ведийский канон трайи или же тройственную священную науку, что учила повторению мантр («Ригведа»), совершению жертвоприношений («Яджурведа»), обрядовому воспеванию мантр («Самаведа») и «Атхарваведа» — веда заклинаний. Самой древней из них была «Ригведы».

Ригведа – древнейший из текстов

Самхиту (фактический текст) «Ригведы» считают самым древнейшим сохранившимся до наших дней индийским текстом. По двум разным версиям он состоит из 10522 или 10462 шлок, то есть стихов, написанных в разных стихотворных размерах — гаятри, ануштубх и других. Эти стихи-мантры объединяются в группы, или гимны — 1028 сукт. А из гимнов состоят отдельные книги — 10 мандал. Такая иерархия стихов в книге удобна, вед их действительно очень много. Но при этом размер книг разный – одна содержит больше стихов, а другая меньше.

Стихи Ригведы написаны на ведийском санскрите и имеют интересное название — «рик» с символическим смыслом. Рик – это «слово просветления», «ясноуслышанное», что еще раз подчеркивает важность и священность древних вед.

Мантры Ригведы были открыты для четырех сотен риши, только 25 из них были женщинами. Некоторые из этих риши были в браке, а другие соблюдали обет безбрачия. Риши и записали Божественную мудрость в тексты Ригведы.

Главная веда – Ригведа – посвящена Господу и различным его воплощениям, что восхваляются в текстах гимнов-мантр. Чаще всего упоминаются такие формы Божественного, как Агни, Индра, Варуна, Савитар. Господь-Творец или Брахма занимает центральное место в тексах гимнов, а вот Вишну и Шива, еще два из божеств Троицы в Ведах упоминаются только как второстепенные божества
Учёные считают, что текст «Ригведы» создавался поэтами из разных групп риши –священников – целых пять столетий. Если учесть филологический и лингвистический метод изучения особенностей текстов «Ригведа», то существует мнение, что записали их в период с 18 по 12 век до н. э. в районе равнины Пенджаб. Существуют и другие, более поздние, или более ранние версии.

В любом случае, Ригведа – одно из самых древних наследий человеческой цивилизации, несущее огромный смысл для развития всего человечества.

Славянские веды – миф или основа нашей истории

К сожалению, доступа к письменным славянским и арийским Ведам мы сегодня не имеем, ведь они были утрачены за тысячи лет. Большая их часть не пережили крещения Руси, когда с ними активно боролись, или затерялись в последующие века. Поэтому основой для изучения культуры и древнего знания выступают Славянские Ведические Священные предания или авторская интерпретация славянской ведической традиции. Веды, или знания, передавались из поколения в поколение, устно или духовно. Говорят, когда-то человек мог общаться телепатически и отлично все помнил, поэтому записывать нужды не было. Но позже все же были записаны некоторые тексты со слов хранителей этих древних знаний.

Веды дохристианской Руси делятся на три большие группы, в зависимости от того, на чем они были выполнены:

  • сантии – это пластины из благородного металла, что не поддается коррозии. Чаще всего их делали из золота. Чтобы нанести тексты на такой прочный материал, знаки на нем чеканили и заливали краской. Они очень красиво оформлялись – скреплялись в виде книги тремя кольцами. Часто также оформлялись в дубовый оклад с обрамлением из красной материи;
  • харатьи – большие свитки с текстами Вед из высококачественного пергамента, они были более легкими удобными, но и меньше сохранялись;
  • волхвари – выполнены из дерева: тексты писались или вырезались на дощечках. Также со временем теряли свой вид.

В источниках из древнего собрания “Русские Веды”, а именно в “Книге Велеса”, утверждается, что двадцать тысяч лет рождалась, гибла и снова возрождалась Русь. В этих книгах повествуется о древних прародинах и праотцах, о землях, где появились и развивались русские племена, об истоках народов.

В общем, к славяно-арийскими Ведическими Священными Преданиями относятся «Велесова книга» (9 в. н. э.), «Книга Коляды», «Боянов гимн», «Голубиная книга».

Также к устному ведическому наследию можно отнести весь народный эпос: легенды, мифы, сказания, сказки, пословицы.

Авторские интерпретации славянской ведической традиции очень распространены и, соответственно, разнообразны. Можно вспомнить книги Велеслава Черкасова «Велесов Круг», авторов Круга Языческих Традиций, Руського Православного Кола и многих других авторов, входящих в общины и союзы, что пытаются восстановить ведическую культуру на территориях бывшей Киевской Руси. Но стоит брать во внимание, что это всего лишь размышления людей, очень далекие от первоисточников.

В контексте ведической литературы изучаются летописи христианского периода, среди них: «Повесть временных лет» (1377 год), «Слово о полку Игореве», ведь они — это компиляция ведических дохристианских источников и переходу к новой эпохе христианства.
Но, к сожалению, этого материала пока недостаточно. Для восстановления Ведической культуры Руси полностью, нужно изучать книги других ведических религий, в особенности индийских Вед и проводить многое объясняющее параллели.

Сходства славянских и индийских вед как доказательства единого источника

Чтобы найти доказательства, что никто ни у кого не украл права на вселенскую мудрость в виде Вед, стоит обратить внимание на параллели и переплетения людей Дохристианской Риси и Древней Индии, их мифологии, языков, истории и культуры.

Во-первых, русский язык и санскит, на котором говорили в Древней Индии, имеют большое сходство среди всей семьи индоевропейских языков. Также дохристианские культы имеют много общего с индуизмом. Это позволяет говорит о возможности общих истоков этих абсолютно разных сегодня систем мировоззрения.

Начать сравнивать можно с того, что и в славянской традиции, и в индийской главные книги знания зовут Ведами. А также многие исследования текстов и фольклора как славянского, так и индийского, как бы удивительно это не было, ведут источники народов в землю Гиперборея, или Арктику! Считается, что когда-то климат там был мягким и теплым, благоприятным для жизни человека и многих теплокровных животных. И если это предположить, то многие нюансы из текстов Вед обретают смысл. Например, урывки из Ригведы, что гласят, будто «созвездие «Семи великих мудрецов» — Большая медведица – находится прямо над головой персонажей. А сегодня мы знаем, что это за полярным кругом.

Также в индийской космологии существует гора Мера, что будто бы пронизывает землю и является ее осью. То есть она должна была бы пронизывать полюса Земли. А русские филологи нашли связь этой горы с русским словом «мир», что могло бы означать, что цивилизация зародилась именно на севере. Дав жизнь многим другим народам, она исчезла при непонятных обстоятельствах. Но оставила огромное духовное наследие, общее для таких разных народов, как индусы и славяне.
В книге Велеса говорится, что божественный прародитель славян – Яр (параллель — бог солнца Ярило) вывел их племена из Крайнего Севера в период резкого похолодания до современного Урала. Позже они распространились на Юг, а еще через некоторое время индийский полководец Ярун вывел племена к Восточной Европе. Этот же сюжет встречается в индийской «Махабхарате», только Ярун зовется индийским именем - Арджуна, что в переводе означает «серебряный, светлый».

Таким образом, можно предположить, что славянские и индийские веды так близки, потому что все люди пошли от одного древнего народа, жившего на теплом когда-то Севере и оставившего человечеству уникальную мудрость в виде Вед.

Современный индуизм многое почерпнул из ведийской религии, отдельные элементы которой с течением времени трансформировались и заняли своё место в новой системе. Прежние боги закрепились на "мелких ролях", уступив лидерство Вишну, Шиве и Дэви (Богине) . Веды на протяжении тысячелетий передавались устной традицией: главным было не понимание, но фонетически безупречная артикуляция, ибо ведийские мантры сопровождали (и сопровождают) индуса на протяжении всей его жизни, маркируя ключевые этапы: рождение, наречение именем, посвящение в дваждырождённые, свадьбу и похороны. Ни на мгновение, несмотря на ересь отдельных индусских толков, Веды не теряли своего непревзойдённого авторитета, хотя давно и прочно стали абсолютно непонятными.

Однако в XIX в. на волне складывавшегося национального самосознания индийцев и попыток сознательной реформации индуизма Веды оказались в центре общественного внимания и стали объектом не механического повтора, а тщательного изучения с последующей реконструкцией и введением в практику ведийской ритуальности.

Рам Мохан Рой (1772-1833) , основатель знаменитого реформаторского общества "Брахмо самадж" и первый индийский брахман, нарушивший запрет на пересечение морей, считается "отцом современной Индии". Страстно выступая против политеизма и идолопоклонства, он доказывал подлинность "индусского монотеизма" ссылками на Веды. Ф. Макс Мюллер по этому поводу ехидно заметил, что Рой просто не представлял себе содержания Вед. И тем не менее именно этот человек, поддержанный группкой соратников, привлекая цитаты из священных книг, в том числе Вед, добился того, что в 1829 г. был законодательно запрещён обычай сати – самосожжения вдовы на погребальном костре умершего мужа. В дальнейшем Дебендранатх Тагор (1817-1905, отец Рабиндранатха Тагора) , возглавивший "Брахмо самадж", отправил в священный Бенарес четверых молодых людей для изучения каждой из четырёх Вед и поиска в них монотеистической концепции, а потом сам присоединился к компании и, устроив диспут с тамошними знатоками, совершил эпатажный поступок – отказался от догмата о непогрешимости Вед.

Даянанда Сарасвати (1824-1883) , ещё один великий индиец и основатель общества "Арья самадж", всю свою жизнь посвятил доказательству высочайшего авторитета Вед. Он обнаружил в них не только кладезь сведений о прошлом, но и информацию об огнестрельном оружии, паровозах, химических формулах, достижениях медицины и т. д., не выявленную ранее вследствие неумелого толкования текстов. Он декларировал: "Нигде в четырёх Ведах нет упоминания о множестве богов, скорее есть ясное утверждение, что бог – един".

Сарасвати считал, что множество имён лишь индивидуализирует различные аспекты божественного. К тому же он не сомневался, что Веды могут стать подлинной основой для объединения всей страны, и совершил сенсационный поступок, переложив их на разговорный хинди – так доступ к священному знанию получили женщины и низшие касты. От Сарасвати тянутся ниточки к не существовавшему ранее индусскому прозелитизму – именно он переосмыслил традиционный индусский ритуал шуддхи (очишение) , применяя его для возвращения в индуизм индийских мусульман и христиан.

Ещё более известный за пределами своей страны индиец Ауробиндо Гхош (1872-1950) , чьё имя носит Ауровиль, город всемирного духовного братства (Индия) , писал: "Даянанда утверждает, что в ведийских гимнах можно найти истины современного естественно-научного знания. Я хотел бы добавить к этому, что, по моему твёрдому убеждению, Веды содержат в себе, кроме того, ряд таких истин, которыми ещё не обладает современная наука" (цит. по: Литман А. Д. Идейная борьба в современной Индии по вопросу о месте и роли веданты в национальном культурном наследии. – Культурное наследие народов Востока и современная идеологическая борьба. М., 1987, с. 128) .

В 1987 г. в Индии разразился грандиозный скандал, когда на свет извлекли пролежавшие более 30 лет в железных сундуках неизданные труды Бхимрао Рамджи (Бабасахеба) Амбедкара (1891-1956) , создателя индийской Конституции, "отца индийского федерализма" и инициатора перехода неприкасаемых каст в буддизм (хотя Будда никогда не критиковал кастовую систему, Он всячески её игнорировал, смотря только на уровень развития каждого индивидуума; этого Будде так и не смогли простить индусские брамины, в результате объявившие Его лже-аватаром и впоследствии причислившие Будду к аватарам Вишну – девятым из десяти – с целью окончательно уничтожить буддизм в Индии как самостоятельное учение, а в рамках самого индуизма относясь к Будде как к самому непочитаемому из всех аватаров Вишну; похожая судьба постигла Даттатрею ; прим. автора сайта) . На страницах "Загадок индуизма" утверждалось: "Веды – никчёмный набор книг. Нет никакого резона считать их священными или непогрешимыми" (Ambedkar B.R. Writings and Speeches. Vol. 4. Unpublished Writings. Riddles in Hinduism. Bombay, 1987, p. 8) . Далее Амбедкар объяснил, что за непомерным возвеличиванием Вед стояли заинтересованные во власти брахманы (брамины) , чьё происхождение всё тот же гимн о жертвоприношении первочеловека связывал с устами Пуруши (Его рот стал брахманом... X. 90, 12) (История жизни Амбедкара – это щемящая сердце история гения, родившегося внекастовым "неприкасаемым" в Индии и, с одной стороны, ставшего "иконой" национально-освободительного движения и человеком, создавшим Конституцию независимой Индии и её законодательное право, а с другой стороны постоянно испытывавшем на себе издёвки всех окружающих кастовых индусов и бывших "друзей по идейной борьбе", которые до независимости Индии использовали его авторитет гения и агитацию за равноправие всех людей независимо от касты в своей борьбе против британского владычества в Индии, а после получения независимости "вдруг" вспомнили ему его происхождение и всячески давали ему понять, что неприкасаемому не место среди ставших "новыми белыми" (после ухода британцев в 1947 г.) представителей индусской политической элиты Индии; прим. автора сайта) .

Ригведа неоднократно переводилась на западноевропейские языки. Первый полный перевод на французский был выполнен к середине XIX в. Затем последовали сразу два немецких перевода – стихотворный (1876-1877) и прозаический (1876-1888) . Позднее на немецком же был издан перевод К. Гельднера, ставший вехой в ведологии, а за ним последовали другие. На русский язык первые восемь гимнов Ригведы были переведены Н. Крушевским в 1879 г. Значительно позднее по нескольку гимнов перевели Б. Ларина (1924 г.) и В. А. Кочергина (1963 г.) . И только в 1972 г. русскому читателю представилась возможность познакомиться сразу с десятой частью Ригведы (104 гимнами) в переводе Т. Я. Елизаренковой. В 1989 г. в издательстве "Наука" вышел первый том первого полного научного перевода Ригведы на русский язык: мандалы I-IV в переводе Т. Я. Елизаренковой с примечаниями и объёмной статьёй ""Ригведа" – великое начало индийской литературы и культуры". В 1995 г. вышел второй том (мандалы V-VIII) , а в 1999 г. – третий том (мандалы IX-X) ; оба содержат скрупулёзные примечания и обширные исследовательские статьи, реконструирующие мир идей и вещей древних индийцев. Недавно все три тома были переизданы. Доступна на русском языке и антология заговоров в переводе Т. Я. Елизаренковой – "Атхарваведа. Избранное" (М., 1976) . (Несколько лет назад также был издан перевод с английского на русский всей Самаведы под редакцией С. М. Неаполитанского, прим. автора сайта.)

В 1966 г. Верховный суд Индии сформулировал правовое определение индуизма, с тем чтобы в сфере юрисдикции отличать его от других индийских религий, а в 1995 г., рассматривая дела о религиозной принадлежности, уточнил семь основных положений, свидетельствующих об "индусскости" их носителя. Первым было названо "признание Вед в качестве наивысшего авторитета в религиозных и философских вопросах и единственного фундамента ".