Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Василий Верещагин — вдохновленный ужасом войны. Описание картины «Апофеоз войны

«Я всю жизнь горячо любил солнце. И я бы с радостью писал только одно солнце, если бы люди не убивали друг друга». Василий Верещагин, неоднократно участвовавший в кампаниях русской армии, привозил с поля боя честный репортаж: умирающие люди, причем не только в схватке с врагом, но и из-за глупых ошибок руководства; бессмысленная жестокость и варварство; тяжелые полевые условия. Бескомпромиссно честный в деталях и фактах Верещагин постоянно слышал в свой адрес обвинения в клевете на русскую армию. Сам же художник хотел сказать совершенное иное.

Сюжет

Посреди раскаленной степи высится пирамида из обожженных солнцем человеческих черепов. Каждый из них выписан очень четко, можно даже определить, от чего умер человек - от пули, сабли, сильного удара. Часть черепов сохранила последние эмоции людей: ужас, страдание, непереносимую муку.

За грудой костей, на горизонте виднеется разрушенный город. Рядом же кружат вороны. Для них, безучастных к судьбе людей уничтоженного поселения, это пир во время чумы.

Василий Верещагин всегда внимательно относился к оформлению рамы - у каждой его картины она индивидуальная. Часто художник просил нанести поясняющие надписи, которые носят репортажный характер - они поясняют сюжет и передают эмоции автора. Для «Апофеоза войны» Верещагин попросил написать на раме: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим». Этой фразой художник передает идею полотна: важно помнить, какой ценой даются военные триумфы.

Контекст

«Апофеоз войны» - единственная картина, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности. В основе сюжета - события XIV века, связанные с Тамерланом. Его имя приводило в ужас правителей Востока и Запада. Он обескровил Орду, жестоко подчинял каждое селение на своем пути. Например, придя в Иран и взяв крепость Себзевар, Тамерлан приказал возвести башню, замуровав в ее стены живьем 2 тыс. человек. А после разграбления Дели по приказу полководца были обезглавлены 100 тыс. мирных жителей. По воспоминаниям современников, сделанные из голов индийцев башни достигали огромной высоты. Тамерлан считал, что подобные пирамиды прославляют его полководческий талант.

Картина является частью Туркестанской серии, над которой Верещагин работал после участия в русской кампании в Средней Азии во второй половине 1860-х годов. На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только писал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени. По созданным эскизам художник работал два года в Мюнхене. Вошедшие в Туркестанскую серию картины, а также этюды и эскизы были впервые показаны в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году - в Петербурге и Москве.

В России военные, в том числе и Кауфман, называли Верещагина клеветником. Журналисты писали, что герои Туркестанской серии - туркмены, торжествующие над русской армией, а «Апофеоз войны» якобы воспевает их подвиги.

А между тем во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна. Есть среди его работ и те, что показывают красоту мира, экзотику мест: сутолока базар с его пестрыми товарами, резные минареты, местные жители и их быт. Показывая такие картины, Верещагин открывал зрителям новый дивный мир, на фоне которого война, смерть, жестокость выглядели как недоступная пониманию бессмыслица.

Судьба художника

Василий Верещагин родился в семье богатого помещика в Череповце. Его отец настоял на том, чтобы каждый из его четверых сыновей стал военным. Василий закончил морской кадетский корпус и по получении звания офицера вышел в отставку, намереваясь стать художником. В ответ на это отец заявил, что если Василий осуществит задуманное, может домой не возвращаться. Это была их последняя встреча.

Верещагин был точен в каждой детали. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. А вот критика и власть с сомнением относились к нему как художнику, говоря, что он скорее фотограф, но никак не живописец. Современникам Василий Васильевич казался ужасным, кровавом, экзотически жестоким. Были и те, кто подозревал его в намеренном смаковании деталей - чтобы пощекотать людям нервы. Сам же художник говорил: «Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, а „умные люди“ уверяют, что я холодным умом сочиняю небылицы».

Как профессиональный военный, Верещагин знал истинное лицо войны. Его возмущало, что из-за бездарного командования гибнут почем зря люди. А в ставке пьют шампанское во славу государя, полагая, что чем больше погибло людей, тем громче слава.

Участвовал он и в Балканских войнах. Его серия картин показывает огромное число раненых и умирающих людей. На своих выставках он буквально кричал о бессмысленных жертвах. Зрители не верили и по-прежнему обвиняли живописца в клевете.

Верещагин решил больше не писать о войне. Несколько лет он посвящает путешествиям по Индии, Японии, Ближнему Востоку. Занимался он и исследование личности Наполеона, о котором им создано не только несколько полотен, но и написаны книги.

С началом Русско-японской войны Верещагин получил предложение сопровождать вице-адмирала С. О. Макарова. 31 марта 1904 года они, будучи на броненосце «Петропавловск», погибли, когда судно подорвалось на мине.

Картина «Апофеоз войны» была написана Василием Верещагиным в 1871 году. На современников художника она произвела сильное впечатление, но и более ста лет спустя перед ней останавливаются, размышляя о жизни и смерти. «Апофеоз войны» можно назвать программным произведением Верещагина.
В настоящее время произведение находится в Государственной Третьяковской галерее. И искусствоведы продолжают спорить об истории возникновения сюжета, находя всё новые подтверждения или опровержения то одной, то другой версии.

Василий Васильевич Верещагин наиболее известен как художник-баталист. Он родился в 1842 году в Череповце, закончил морской кадетский корпус, недолго служил, затем поступил в петербургскую Академию художеств, обучался живописи в Париже.

В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где в звании прапорщика состоял художником при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. «Поехал потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много читал и слышал…»», - писал художник. Здесь он замыслил известную «Туркестанскую серию», в которой позже изобразил не собственно батальные сцены, а моменты, предшествующие сражению либо следующие за ним. Также он писал природу и сцены быта жителей Средней Азии. Впрочем, на войне Верещагин не просто созерцал происходящее, чтобы запечатлеть его после на бумаге. Сменив карандаш на ружье, он участвовал в боях, выдержал вместе с солдатами и офицерами осаду Самарканда, за боевые заслуги получил орден Св. Георгия 4–го класса. Но в любых условиях делал зарисовки.

Вернувшись из Туркестана, Верещагин в 1871 году уезжает в Мюнхен, где на основе этюдов и привезённых коллекций усиленно работает над туркестанскими сюжетами. В окончательном виде «Туркестанская серия» включала в себя тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка. В таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 в Петербурге и Москве.

Ряд батальных картин был объединён художником в серию, которую он назвал «Варвары». Картина «Апофеоз войны» входит именно в неё, а она в свою очередь является частью «Туркестанской серии».

На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев среди раскалённой степи. Стаи голодных хищных птиц кружат над пирамидой, садятся на черепа. Всe детали полотна, в том числе серовато-желтый колорит, символизируют смерть и опустошение, передают ощущение высушенной солнцем, умершей природы. Ясное синее небо лишь подчёркивает мёртвенность картины. Здесь живут только вороны - символы смерти в искусстве.

«Апофеоз войны» в символичной форме рассказывает об ужасах войны, что приносит только горе, уничтожение, разрушение. В ней художник сурово осуждает все захватнические войны, несущие смерть.

Известный русский художественный критик Владимир Стасов так писал об «Апофеозе войны»:

«Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожжённую степь и среди неё пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими ещё уцелевший, может быть, кусочек мясца. Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества…»

Несколько версий создания картины

Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Есть несколько версий насчёт того, чем вдохновился художник для создания этой картины. По одной из них своей работой он хотел показать историю войн Тамерлана, после походов которого оставались лишь груды черепов и пустые города.

По другой версии, всё так же связанной с Тамерланом, художник изобразил историю, в которой женщины Багдада и Дамаска пожаловались предводителю на то, что их мужья погрязли в разврате и пьянстве. Тамерлан приказал каждому из своих 200 000 воинов принести голову нечестивца. После того, как приказ был исполнен, из голов оказалось выложено семь пирамид. Эта версия менее правдоподобна, так как слабо перекликается и с первым и со вторым названием картины.

По третьей версии Верещагин создал эту картину после того, как услышал что правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.

Также считается, что картина была инспирирована безжалостным подавлением Тамерланом восстания уйгуров на западе Китая. Однако круглые следы от пуль в черепах красноречиво свидетельствуют - Тамерлан к этой картине не имеет отношения. Кроме того, иллюзию Средневековья развеивает надпись, которую сделал художник на раме: «Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим».

Картины Верещагина предлагали сжечь

«Апофеоз войны» произвёл гнетущее впечатление на великосветскую публику в России и за рубежом. Императорский двор счёл это и другие батальные полотна художника порочащими русское воинство. Один генерал из Пруссии даже уговаривал Александра II сжечь все картины Верещагина о войне, потому что они оказывают «самое пагубное влияние». Из-за этого произведения мастера не продавались, лишь частный меценат Третьяков купил несколько полотен из Туркестанской серии.

Василий Верещагин умер не в своей постели. В начале русско-японской войны художник вновь поехал туда, где гремели бои. В Тихом океане на внешнем рейде Порт-Артура он погиб при взрыве мины на броненосце «Петропавловск» вместе с адмиралом Макаровым.

К сожалению, современный человек так привык к насилию и смерти, происходящих ежедневно по всему миру, что массовыми убийствами сейчас никого не удивишь. Чтобы создать «Апофеоз войны», Верещагин имел всего несколько черепов, которые он и изобразил в различных ракурсах. Верещагин не знал, что для того, чтобы пирамида из человеческих голов была устойчивой, черепа должны быть без нижней челюсти. Однако ужасающие реалии ХХ века делают нас всех печальными «экспертами» в этом деле.

Иллюстрация взята из интернета

Рецензии

Очень хороший текст: познавательный и простой, без ложных красивостей. Мне повезло: я видел эту картину в Третьяковке в 1970 году. Полотно значительно меньше, чем ожидал. Но впечатление сильное. Этот шедевр столь же знаковый, как голубь мира Пикассо. И правильно, что смотреть неприятно: именно этого художник и добивался. Спасибо автору, очерка, что напомнил о таком апофеозе. В Донбассе ныне можно сложить такую пирамиду из черепов россиян и украинцев.

(1842 - 1902) был одним из самых характерных русских художников - живописцев, который в своих картинах придерживался в большинстве своем военной тематики. Он всячески избегал изображать на своих полотнах показную браваду, идеально-красивую военную патетику, блестящие штыки, новенькую форму. Будучи участником нескольких войн второй половины XIX века (Василий Верещагин был удостоен Ордена Святого Георгия за военные заслуги), насмотревших всех ужасов военного времени, он сознательно отказался от художественного пафоса взамен жестокой и суровой действительности.
Во второй половине XIX века Россия завоевывала Среднюю Азию, и в 1867 году Верещагин уехал служить прапорщиком в Туркестан. И именно там он и создал свои наиболее яркие и запоминающиеся произведения. Поначалу он изображал на своих картинах пейзажи, природу и быт населения Средней Азии. Постепенно его картины начинали приобретать все более жесткий характер.

Одной из таких картин, известной на весь мир, стал «Апофеоз войны», написанный в 1871 году. Эта картина завершает целую серию батальных картин под названием «Варвары», которую Верещагин создавал, будучи на службе в Туркестанском генерал-губернаторстве. Но именно «Апофеоз войны» благодаря своей смелой и откровенной содержательности, стал известен всему миру.
Первоначально назвал свою картину «Торжество Тамерлана», но позже изменил название на «Апофеоз Войны». По одной из версий картина намекала на известную легенду, по которой к Тамерлану обратились за помощью две женщины, которые жаловались на своих мужей, обвиняя их в содомии. Тогда Тамерлан, решив помочь бедным женщинам, отдал приказ своим солдатам принести головы всех, кто, так или иначе, был погружен в разврат и греховную жизнь. В результате чего солдатами было выложено 7 таких пирамид по 100 тысяч голов в каждой.
Однако по другой версии, идею для картины Верещагину дала история, о том, как тиран Валихан, в 50-х годах XIX века, захватив городок Кашгара, казнил большую часть населения, и соорудил, таким образом, пирамиду из их голов. В их числе оказался немецкий путешественник, голову которого поместили на самый верх пирамиды. Это произвело на него неизгладимое впечатление, будучи и сам иностранцем, оказавшимся по воле случая на чужой земле, художник впитал в себя всю сущность несправедливой и ужасной смерти подстерегающей на каждом шагу.
Как бы то ни было, но «Апофеоз войны» в целом несет в себе не исторический смысл, а скорее символический. Первое что сразу бросается в глаза, глядя на картину, это человеческие черепа, сложенные в пирамиду, посреди желтой раскаленной степи. Вокруг пирамиды кружат черные вороны. Вокруг высохшие деревья и сухая трава. На заднем плане - разрушенный город. Все детали картины символизируют собой смерть и уничтожение. Желтый оттенок полотна указывает на мертвенность всего окружения. А ярко синее небо только подчеркивает опустошение и умиротворенный покой.
Картина Верещагина «Апофеоз войны» это больше чем просто картина. И прежде всего она несет в себе глубокое понимание истории, и ценности человеческой жизни.

Василий Васильевич Верещагин является одним из наиболее известных российских художников-баталистов, что и не мудрено, ведь он лично принимал участие во многих военных кампаниях и нескольких крупных сражениях. Кроме того, Василий Васильевич достаточно много поколесил по России и Средней Азии, где во всегда царили достаточно жестокие нравы. И особенно это было заметно во времена восстаний, войн, мятежей и прочих кровавых действ, предполагающих обязательную смерть многих людей. Верещагин был очень впечатлен масштабами кровопролития в Туркестане, где русские войска, в то время, «насаждали демократию».

Жестокость современные военных и легенды о жестокости военных прошлого, в частности — легенды о Тамерлане и его методах подавления восстаний. Именно воины Тамерлана оставляли после себя пирамиды из отрубленных голов своих врагов. Стремясь передать собственные эмоции, Верещагин создал картину «Апофеоз войны», изначальное название которой было посвящено как раз основателю династии тимуридов — «Триумф Тамерлана». Именно эта работа является, по мнению многих специалистов, высшим произведением Верещагина, что ни в коем случае не умаляет достоинства его прочих работ. Но «Апофеоз войны» — это нечто особенное.

Картина была создана художником, как одна работа из цикла «Варвары», но выделяется на фоне остальных картин, изображающих воинов в мирное и военное время, но живых. А «Апофеоз» — это настоящий портрет смерти, иллюстрация войны, ее истинной сущности. Многие удивляются, узнав, что дата создания картины — 1871 год. Верещагину тогда было всего лишь 29 лет, по сути — он был еще достаточно молодым человеком, но именно его молодость и накопленный к тому моменту опыт пережитого, по-видимому, позволили ему написать свой opus magnum.

Раскаленная степь, ясное синее небо в дыму или пыли. Тишина, висящая там, практически ощутима. Лишь карканье ворон, кружащих над пирамидой из человеческих черепов, да хлопанье их крыльев. Если бы не следы от пуль, картину можно было бы отнести к совершенно иному историческому периоду. Но нет. «Это наши, современники», — как бы хочет сказать автор. Вдали — разрушенный город, обугленные деревья. Желтизна, безжизненность и некий сюрреализм происходящего. И смотришь на все это, а в уме ни единой мысли не возникает, лишь вспоминаются все те войны, которые идут прямо сейчас, в разных уголках мира. И синее небо, радующее обычно глаз, затянутое непонятной дымкой начинает казаться таким же жестоким и безразличным, как и пустыня, раскинувшаяся под ним. И страшная гора из черепов, как памятник человеческой жестокости, амбиций и глупости.

Смотреть страшно, но и не смотреть нельзя. Потому что картина эта, будучи художественным произведением для нас, сидящих за мониторами в мирных сонных городах, является реальностью для жителей Сирии, Ливии, Мексики, Ирака, Донбасса и т.д. И телевизор никогда не покажет вам горы трупов так, как это сделал Василий Верещагин, но суть от этого не изменится. И в следующий раз, включая новости и слушая про террористов, сепаратистов, повстанцев, боевиков и «силы мира и добра», воюющие с ними — вспоминайте эту картину, потому что у войны всегда один результат. И худой мир все-таки лучше доброй войны, как ни крути.

«Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим» , — Василий Верещагин, подпись к картине «Апофеоз войны».

Аналитика работ, где в том или ином виде встречается череп.

Череп в живописи

Человеческий череп является предметом описания во многих картинах, и, зачастую, олицетворяет смерть и разруху. Говоря об этих костях, невозможно пройти мимо аллегоричных натюрмортов .

Однако, не все живописцы используют кость в написании «ванитас». Например Винсен ван дер Винне доносит аллегорический смысл в одной из своих работ, изображая клинок, стеклянный шар, старые книги и другие «типичные» элементы.

Череп как символ беды

Известный модернист, Густав Климт, в своем творчестве неоднократно использовал череп. В работе «Надежда II» кость (возле живота героини) олицетворяет опасность, преграждая дорогу к счастью. Удивительно, что автор, чьи работы полны золотых красок и светлых оттенков затрагивает подобные темы, однако мрачности средневековых картин в них нет.

Надежда II

В качестве атрибута Смерти (головы) череп выступает на ряде картин разных жанров, в том числе и у Климта . В работе «Смерть и жизнь» фигура в расписном одеянии играет «саму себя».

Василий Верещагин изображает пирамиду из черепов людей, ставших жертвами военных действий. Пирамиды построены на манер тех, какие приказывал возводить полководец и завоеватель Тамерлан. Несмотря на преобладание светлых красок, атмосфера картины гнетущая и печальная.

Апофеоз войны

Заключение

Картины, на которых присутствует человеческий череп, независимо от жанра и даты написания, в большинстве своем выражают упаднические настроения, грустные мотивы, служа атрибутом опасности или символом поражения.

Всадник по имени Смерть

Самсон утоляет жажду

Использование черепа говорит о том, что в работе затрагивается смерть и сопряженные темы.

Черепа в картинах обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб