Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Василий Тёркин - народный герой (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»). Сочинение с планом по поэме Твардовского «Василий Теркин Твардовский василий теркин план произведения

«Василия Теркина» по праву считают одним из самых значи-тельных произведений литературы второй половины XX века.

Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много ли-рических отступлений. Ее содержание и форма близки к народ-ным. Она представляет собой сплав жанров лирики и эпоса. В ней есть все: юмор и патетика, зарисовки фронтового быта и герои-ческих сражений, непринужденная шутка и трагизм, высокое ораторство и народный язык. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца». Темой данного произведения является война. Автор пока-зывает ее от начала до конца.

За скупыми строками виден образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Произведение носит высокий идейный смысл. Близость к народному поэтическому языку, простота — все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этих стихов, но и сейчас, спустя годы, они излучают неиссякаемую теплоту человечности.

Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой про-являет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа».

Описывая происходящее на войне, автор подчеркивает, что солдаты — не герои от рождения, они — молодые ребята. Неко-торые участвуют в военных событиях впервые, но на их лицах героизм. Автор подчеркивает, что подвиг этих молодых солдат является продолжением подвигов их отцов и дедов — воинов про-шлых столетий. Об участии Теркина в войне автор рассказывает в полушутливой форме. Он рассказывает про мечты Теркина о возвращении домой. Теркин мечтает о наградах, но проявляет скромность «нет, мне ордена не надо, я согласен на медаль». Он хочет произвести впечатление на девушек:

…И девчонки на вечерке Позабыли б всех ребят, Только слушали б девчонки, Как ремни на мне скрипят.

В этой сцене Теркин выглядит жизнерадостным и простым. Но автор сменяет строки, полные юмора, на строки с описани-ем страшного боя:

Страшный бой идет кровавый, Смертный бой не ради славы - Ради жизни на земле.

Этим автор показывает, что путь к счастью проходит через борьбу, единство судьбы народа с судьбой страны, и что счастье отдельного человека невозможно без счастья его народа. Теркин умеет поднять настроение солдат, он добивается того, чтобы они взглянули на мир другими глазами.

Два танкиста в память об убитом командире дарят Теркину гармонь. Теркин играет веселую мелодию, и солдаты начинают плясать.

Потерять кисет с махоркой, Если некому пошить - Я не спорю — тоже горько, Тяжело, но можно жить, Пережить беду-проруху, В кулаке держать табак. Но Россию, мать-старуху, Нам терять нельзя никак.

Твардовский рассказывает и о любви. Материал с сайта Бойцы с нежностью вспо-минают своих матерей, жен, девушек, которые ждут их возвра-щения.

Я мечтал о сущем чуде: Чтоб от выдумки моей На войне живущим людям Было, может быть, теплей.

План

  1. Монолог героя поэмы.
  2. Переправа.
  3. Раненый Теркин попадает в медсанбат.
  4. Рассуждение героя о возвращении домой.
  5. Сопоставление героя поэмы с ветераном прошлой войны.
  6. Бой Теркина с немцем.
  7. Теркин сбивает из винтовки самолет и получает за это орден.
  8. Мечты героя об отдыхе.
  9. Взвод переходит в наступление.
  10. Разговор со смертью.
  11. Встреча со стариком и старухой.
  12. Дорога на Берлин.
  13. Прощание с героем произведения.
25.01.2013 38351 2334

Урок 60 А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. ГЛАВЫ ИЗ ПОЭМЫ «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

Цели урока: проанализировать главы, предложенные в учебнике, дать к ним небольшие комментарии идейно-эстетического характера; учить выразительно читать, инсценировать прочитанное.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Работа по теме.

1. Инсценирование отдельных фрагментов из прочитанных глав (домашнее задание).

2. Слово учителя (по главе «О награде»).

В кругу товарищей-фронтовиков полушутя-полусерьезно Теркин мечтает о том, как после войны, после победы вернется в родные места. Бывалый воин, он понимает, что достоин награды, но, скромный человек, даже не пытается говорить о своих заслугах: медаль нужна-де ему для того, чтобы произвести неотразимое впечатление на девушек. С тонким юмором представляет он свое возвращение домой. С достоинством и даже гордостью он будет держаться с односельчанами. И кто осудит его за маленькое и невинное хвастовство?

Простым, человечным, жизнерадостным выглядит Теркин в этой сцене. Но поэт не ограничивается беглой зарисовкой балагурства фронтовых друзей. Полные юмора строки резко сменяются грустными стихами:

Теркин, Теркин, добрый малый,

Что тут смех, а что печаль?

Загадал ты, друг, немало,

Загадал далеко в даль...

Где девчонки, где вечерки?

Где родимый сельсовет?

Знаешь сам, Василий Теркин,

Что туда дороги нет...

Грозным напоминанием звучат слова:

Нет дороги, нету права

Побывать в родном селе.

Страшный бой идет кровавый,

Смертный бой – не ради славы –

Ради жизни на земле.1 (см. Примечание.)

3. Выразительное чтение главы «Гармонь ».

– Какие детали, характерные для поэмы Твардовского, мы можем отметить, выделить в этой главе?

Трудности военного быта, мотив фронтового братства, глубокий психологизм диалогов, оптимизм, гибкость стиха, способную выразить и горькую печаль, и тихую радость, и лихую мелодию пляски.

Итог главы : «память о мертвых не нуждается в застывших реликвиях, она в делах и борьбе живых» (Г. И. Беленький).

4. Беседа по инсценированной главе «Два солдата».

– Какие сказки напоминает вам глава? (Бытовые сказки о ловком, смекалистом солдате.)

Твардовский подсказывает нам мысль о преемственности поколений: старик, воевавший в Первую мировую войну, преображается. Он не боится разрывов, продолжает свою работу, успокаивая старуху. Солдат Второй мировой войны – Василий Теркин – достойный преемник: он мастер на все руки, человек широкой души, который любит хорошую, задушевную шутку.

Дед с гордостью повторяет: «Вот что значит мы, солдаты!» – и в полушутливом-полусерьезном разговоре-испытании (фольклорная традиция) утверждается в главной мысли:

Ты – солдат, хотя и млад,

А солдат солдату – брат.

– Какие строки этой главы звучат как поговорки, пословицы?

Поищи-ка, дед, разводку,

Мы ей сделаем развод.

Эх, яичница! Закуски

Нет полезней и прочней.

Это доктор на дорожку

Для здоровья выдал мне.

– Какой характер обретает образ героя с помощью рифмы России – Василий?

В глубине родной России,

Против ветра, грудь вперед,

По снегам идет Василий

Теркин. Немца бить идет.

5. Чтение главы «Кто стрелял?».

– Обратите внимание на особое настроение, которое создает контраст лирического описания дивного вечера, растревожившего мечты о мирной жизни, и появление бомбардировщика, сеющего смерть. Строка прерывается:

Мать заждалася...

и вдруг –

Вдалеке возник невнятный,

Новый, ноющий, двукратный,

Через миг уже понятный

И томящий душу звук.

– Вспомните, что такое внесюжетные элементы. Выделите строки, которые можно назвать авторским отступлением.

Смерть есть смерть. Ее прихода

Все мы ждем по старине.

А в какое время года

Легче гибнуть на войне?

С помощью однородных синтаксических конструкций и троекратного повторения ключевых слов автор передает читателям ощущение гнетущего, жуткого страха, когда сознание отказывается воспринимать действительность:

Ты прижал к вискам ладони,

Ты забыл, забыл, забыл,

Как траву щипали кони,

Что в ночное ты водил.

Смерть грохочет в перепонках,

И далек, далек, далек

Вечер тот и та девчонка,

Что любил ты и берег.

И друзей и близких лица,

Дом родной, сучок в стене...

Нет, боец, ничком молиться

Не годится на войне.

Нет, товарищ, зло и гордо,

Как закон велит бойцу,

Смерть встречай лицом к лицу,

И хотя бы плюнь ей в морду,

Если все пришло к концу...

Интонация меняется. Повествование продолжается. Автор передает нам и чувство человека, как бы невзначай совершившего подвиг, и впечатление от падения самолета, и радостно-шутливые интонации бойцов, и иронию, которую вызывают последствия такого неожиданного события:

Адъютанты землю роют,

Дышит в трубку генерал.

В ответ на простодушное замечание сержанта Теркин отвечает с достоинством и юмором:

Не промедливши с ответом,

Парень сдачу подает:

– Не горюй, у немца этот –

Не последний самолет...

В этих словах – и твердость, и скромность, и вера в то, что другие солдаты тоже способны на подвиг. И в следующей главе – «О герое» – автор подчеркивает ту же мысль: нет лучших и худших. Жители всех краев России проявляют одинаковый героизм в боях и в тылу, и тамбовские, и смоленские – все способны на подвиг.

6. Рассматривание иллюстрации учащихся к эпизодам из поэмы с комментарием (цитированием) авторов.

7. Работа по теории литературы: понятие «лироэпическая поэма», образ автора, сюжет, композиция, язык поэмы.

а) Слово учителя.

– Итак, большинство из вас прочитали всю поэму. Могли бы вы пересказать ее сюжет? (Это рассказ о боевом пути советского солдата. Каждая глава – относительно самостоятельная единица со своим сюжетом. Но автор следует за ходом войны: его Теркин прошел путь от советской границы – через отступление – до Берлина. Это был трудный путь советской армии к победе.)

– К какому роду литературы принадлежат повествовательные произведения? (К эпическому.)

– Но только ли эпическое начало является главным в этом произведении? (Мы часто слышим не только объективно-отстраненный голос повествователя, но и тревожный, взволнованный, задушевный голос самого автора – и в главах «От автора» (4 главы), и «О себе», которые как бы «держат» поэму, играя важную композиционную роль, и в лирических и в философских авторских отступлениях (например в главе «Кто стрелял?»).) Личные чувства автора – это лирическое начало произведения, которое неразрывно сочетается с его повествовательным началом. Именно поэтому мы называем «Василия Теркина» лироэпической поэмой.

б) Выступление ученика с сообщением «Образ автора в главе "От автора" и "О себе"» (индивидуальное домашнее задание).

– Отметим, что автор – не отстраненный повествователь, не бесстрастный наблюдатель, но лирический герой поэмы, который вместе со всем народом болеет за судьбу страны. Он утверждает свое духовное родство с каждым советским человеком:

Я ограблен и унижен,

Как и ты, одним врагом.

Я дрожу от боли острой,

Злобы горькой и святой.

Мать-земля моя родная,

Сторона моя лесная,

Край недавних детских лет,

Отчий край, ты есть иль нет?

И с тоской осознавая, что родная земля в плену, поэт клянется, повторяя:

Мать-земля моя родная,

Сторона моя лесная,

Край, страдающий в плену!

Я приду – лишь дня не знаю,

И скажу тебе, не скрою, –

В этой книге там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

в) Язык поэмы.

(Запись в тетрадях высказывания Г. И. Беленького: «Поэма "Василий Теркин" – чудесный сплав лирики и эпоса, патетики и юмора, героических картин и зарисовок фронтового быта, высокого трагизма и непринужденной шутки, ораторской речи и богатейшего народного языка с его неповторимой лексикой и фразеологией». )

– Какие элементы вы могли бы отметить как ораторские?

Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Гл. «Переправа»

– Эти строки – своеобразный рефрен всей поэмы:

Фронт налево, фронт направо,

И в февральской вьюжной мгле

Страшный бой идет кровавый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

– Связь поэмы с фольклором (перефразированные пословицы, поговорки):

Города сдают солдаты,

Генералы их берут.

– Найдите в поэме уменьшительные слова, характерные для устной народной поэзии, постоянные эпитеты. («Сыночек», «голубочек», «кусочек» в главе «Дед и баба»; постоянные эпитеты: «година горькая», «земля сырая».)

– Поэма насыщена идиоматическими выражениями («скажи по чести», «парень хоть куда», «шут с тобой», «жизни даст»), солдатскими профессионализмами – оборотами, родившимися в условиях фронтовой жизни («данная точка», «рваная яма», «садить из миномета») .

– Герои поэмы разговаривают не правильными литературными фразами, а живой речью. Много диалогов – что создает эффект присутствия читателя в группе товарищей-однополчан.

– К устной народной поэзии произведение приближает синтаксический параллелизм, фразы – лейтмотивы в каждой главе, повторы отдельных фраз или целых строф как внутри одной главы, так и на протяжении всей поэмы.

Синтаксический параллелизм

Бой в лесу, в кустах, в болоте,

Где война стелила путь,

Где вода была пехоте

По колено, грязь – по грудь;

Где брели бойцы понуро,

И, скользнув с бревна в ночи,

Артиллерия тонула,

Увязали тягачи.

Точные, впечатляющие эпитеты

И чернеет там зубчатый ,

За холодною чертой.

Неподступный, непочатый

Лес над черною водой.

Метафоры выражены чаще всего самыми распространенными словами-понятиями преимущественно крестьянского, простонародного обихода: война – «пахала», «бомбы топчут города»; «греют землю животом».

– Стих «Книги про бойца» – 4-стопный хорей.

8. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.

Бойцы верили, что Василий Теркин – живой, реальный человек, что он, может быть, даже их однополчанин.

«Может быть, в Красной Армии и нет солдата по имени Василий Теркин. Но многие тысячи таких, как он, русских солдат, носящих другие имена, живут и воюют. Их характерные черты собрал в образ своего героя автор поэмы "Василий Теркин", лауреат Сталинской премии Александр Твардовский.

Василий Теркин – литературный герой. Его создал поэт. Но такова сила настоящего искусства слова, что он стал для нас, для всех читателей, живым и подлинным человеком, у которого учатся, слова которого повторяют, которому хотят подражать. Герой поэмы вошел в наш боевой быт, как постоянный спутник, как умелый друг и советник»2 (см. Примечание) , – писал А. Л. Гришунин, исследователь творчества Твардовского.

IV. Подведение итогов урока.

1. Заключительное слово учителя .

«Книга про бойца» адресовалась солдату в такой же «просоленной гимнастерке», что и у героя. Она писалась и доходила до читателя отдельными главками «с листка армейской маленькой газетки». Заканчивая ее после Победы, поэт признавался:

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей...

И чудо свершилось: книга Твардовского вошла в быт войны, и вовсе не похвальбой были сказанные в ней слова, что «Теркина» читали на досуге». Ее герой пришелся по нраву миллионам. Он жил той же жизнью, теми же заботами, что и весь окопный народ, – от самых заурядных житейских («Потерял боец кисет...») до глубоко личных, сокровенных, таких, как неотступные мысли о доме, близких, погибших товарищах и собственной участи:

Ветер злой навстречу пышет,

Жизнь, как веточку, колышет,

Каждый день и час грозя.

Кто доскажет, кто дослышит –

Угадать вперед нельзя.

Пользуясь текстом «Василия Теркина», ответьте, чем мила поэту его «малая родина»?

Домашнее задание: домашнее сочинение по одной из тем: «Теркин – кто же он такой? », «Поэма "Василий Теркин" – энциклопедия Великой Отечественной войны».

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Творчество Александра Твардовского широко известно в России и за её пределами. Именно поэма “Василий Тёркин” стала его визитной карточкой, принесла огромную славу и признание. Поэму изучают в 8 классе, при подготовке к урокам литературы понадобится подробный анализ произведения по плану и дополнительная информация о биографии и истории создания Твардовским “Василия Тёркина”. В “Василий Тёркин” анализ специфичен из-за автономности глав и отсутствия общего сюжета, поэтому мы предлагаем ознакомиться с полным разбором художественного текста в нашей статье.

Краткий анализ

Год написания – 1942-1945.

История создания – Главный герой – полностью вымышленный персонаж, повествование о нём автор закончил вместе с победой русской армии в Великой отечественной войне.

Тема – подвиг простого солдата, русский характер, нравственная сила русского человека.

Композиция – 30 глав с прологом и эпилогом, автономных, но объединённых общей целью и образом главного героя.

Жанр – поэма, лироэпическое произведение, “книга про бойца”.

Направление – реализм.

История создания

Главный персонаж поэмы – вымышленный герой – был придуман и назван редколлегией ленинградской газеты “На страже Родины”, в которую входили помимо самого автора, художники и поэты. Василий должен был стать главным персонажем небольших стихов-фельетонов. Однако персонаж стал настолько популярен, что Александр Твардовский решил написать более масштабное произведение.

В 1942 году были написаны и опубликованы первые главы легендарной поэмы. До 1945 года она печаталась в газетах частями, в 1942 году было опубликовано первое издание поэмы, ещё неполное. Таким образом, Твардовский работал над поэмой в течение трёх лет. Она оказалась настолько востребованной, что известия о том, что работа над ней закончена, вызвало множество писем с просьбой написать продолжение истории о Василии Тёркине.

Замысел поэмы пришёл к Твардовскому ещё во время русско-финской войны в 1939 году, когда он участвовал в боевых событиях в качестве военного корреспондента. Великая отечественная война, в которой принимал участие сам автор, стала толчком к написанию произведения, в котором угадываются реальные события: битва на Волге, переправа через реку Днепр, взятие Берлина. В 1942 году после участия в самых горячих сражениях автор возвращается в Москву и начинает работу над поэмой.

Тема , которую выбрал Твардовский многогранна и разнопланова, в его произведении всё держится на юморе и оптимизме – так же, как и в реальной жизни бойцов в военно-полевых условиях. Несмотря на давление со стороны власти за отсутствие в поэме упоминаний о значимости партии, её вклада в победу и борьбу, писатель не стал включать в повествование идеологические моменты. Они, по словам автора, были совершенно несовместимы с общим тоном произведения, его идеей и целями. Несмотря на то, что цензура требовала правки сочинений, “Василий Тёркин” переиздавался всеми известными изданиями (“Знамя”, “Правда”, “Известия”), его популярность росла. Каждый школьник знал наизусть строки из стихотворения, его декламировали на радио, читали бойцам на фронте, дарили издания в знак особых боевых заслуг.

Тема

Тему бессмертной поэмы Твардовского можно обозначить следующим образом: вера в победу, сила русского характера, подвиг простого солдата. Поэма повествует о простом парне, который живёт, смеясь, не унывает, верит в победу и держится за жизнь. Его характер, юмор и подвиги – стали настоящей легендой для бойцов на фронте. Люди верили, что Василий – реальный человек, ровнялись на него, мечтали увидеть героя и пожать ему руку.

Такой “живой образ” получился у писателя благодаря его фронтовому опыту, художественным средствам и силе таланта. Основная мысль произведения в том, чтобы верить в победу, продолжать жить и бороться в любой ситуации, даже перед лицом смерти (как это делает Тёркин в одной из глав). Критика и цензура была недовольна тем, чему учит читателя поэма, необходимо было подчеркнуть роль партии в победе над врагом. Но общая направленность повествования, его стиль и характер были чужды идеологии, поэтому проблемы , поднятые в поэме лишены партийности и идеологической окраски.

Главный герой становится близким и родным читателю, он друг, боевой товарищ, парень из соседней роты, но ни харизматичный лидер, ни наставник, ни правительственный угодник. Из-за споров и давления со стороны цензуры Твардовский пережил серьёзный творческий кризис в 1942-43 гг., но смог обойти запреты и воплотить первоначальную идею произведения.

Композиция

В структуре поэмы 30 глав, пролог и эпилог . Она не подчинена географическим или определённым историческим датам. Время действия – Великая отечественная война, место – фронтовые дороги – именно эта универсальность и обобщённость образа Тёркина сделала произведение бессмертным. “У войны сюжета нету” – говорил сам автор поэмы.

Именно эта особенность свойственна композиции произведения – оно собрало воедино несколько историй, объединив их образом главного героя. Ещё одной особенностью построения художественного текста является диалог самого автора со своим персонажем – они однополчане, земляки. Многие важные моменты автор подаёт в форме споров или бесед со своим героем. Каждая глава поэмы может считаться отдельным стихотворением – все они закончены и имеют слабую связь, относительную автономность. Это обусловлено тем, что поэма печаталась отдельными главами, и читатель мог быть не знаком с содержанием предыдущих частей.

Главные герои

Жанр

Жанр произведения определён как поэма. По существу – это скорее лироэпическое произведение, так как оно содержит множество сюжетных повествований, но и лирические отступления равнозначны эпическому началу. Сам автор называет жанр “книгой про бойца”, так как уложиться в традиционные структуры и компоненты ему не удавалось. Слишком особенной, самобытной получилась у него история о парне-рубахе Василии, чтобы попасть в рамки определённого жанра. Очень масштабна проблематика, затронутая автором, чтобы уместиться в жанр поэмы или повести в стихах.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 420.

План
Введение
Герой поэмы Василий Теркин - любимый народный герой.
Основная часть
Образ героя:
а) Теркин - человек долга;
б) он надежный товарищ;
в) Теркин мечтает о награде, но не сейчас, а когда кончится война;
г) он мастер на все руки;
д) Теркин - жизнерадостный, добрый человек.
Заключение
Теркин - воплощение национального характера.
Герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин» стал любимым народным героем в годы войны и продолжал им оставаться еще много лет спустя. Это простой солдат, деревенский парень, вставший на защиту своей Родины. Он человек из народа, близкий тем бойцам, которые читали поэму где- нибудь на фронте в редкие свободные минуты.
Чем он так близок им?
Конечно, прежде всего чувством долга, горячим патриотизмом, сознанием своей ответственности.
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
Он надежный товарищ, готовый, если надо, погибнуть сам, но выручить своих соратников. Он совершает подвиг, переплыв
ледяную реку, чтобы доложить об удачной переправе их взвода и попросить огневой поддержки, но для него это не подвиг, а нечто совершенно естественное. Так было надо.
Он мечтает о награде, но не сейчас, а вот когда кончится война... «Я не гордый», - говорит он о себе, и ордена ему не нужно, он «согласен на медаль». Зачем она ему? Мечты о мирной жизни, о любви, о возвращении домой, конечно, свойственны герою. Но эту грусть он не выставляет напоказ, он не унывает сам и не дает унывать товарищам. Мастер на все руки, гармонист, балагур - и за это его любят и ценят однополчане. Он шутит даже в самые неожиданные минуты: его, полузамерзшего, растирают спиртом, а он вдруг просит «погреться изнутри». Можно жить без еды какое-то время, говорит автор, но
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Это хорошо понимает Василий Теркин. Он жизнерадостный, добрый человек, к жизни относится легко и всегда верит в лучшее:
Я большой охотник жить
Лет до девяноста.
Мужественный солдат, преданный Родине и народу, надежный товарищ в бою, оптимист, никогда не унывающий и всегда готовый прийти на помощь, - такого героя полюбили и оценили читатели. Это воплощение и национального характера, и народного юмора, и народного патриотизма. Поэтому такой герой - большая удача автора, и он еще долго будет оставаться любимым народным героем.

История создания

С осени 1939 года Твардовский в качестве военного корреспон­дента участвовал в финской кампании. «Мне кажется, - писал он М.В. Исаковскому, - что армия будет второй моей темой на всю жизнь». И поэт не ошибся. В редакции Ленинградского военного округа «На страже Родины» у группы поэтов возник замысел создать серию занимательных рисунков о подвигах веселого солдата- богатыря. «Кто-то, - вспоминает Твардовский, - предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не Василием».

В создании коллективного произведения о неунывающем удачливом бойце Твардовскому было поручено написать вступление:«... я дол­жен был дать хотя бы самый общий «портрет» Теркина и опреде­лить, так сказать, тон, манеру нашего дальнейшего разговора с чи­тателем».

Так появилось в газете стихотворение «Вася Теркин» (1940. - 5 января). Успех фельетонного героя натолкнул на мысль продол­жить рассказ о похождениях неунывающего Васи Теркина. В итоге вышла книжечка «Вася Теркин на фронте» (1940). В Великую Отече­ственную войну этот образ становится главным в творчестве Твар­довского. «Василий Теркин» шел вместе с Твардовским дорогами войны. Первая публикация «Василия Теркина» состоялась в газете Западного фронта «Красноармейская правда», где 4 сентября 1942 г. были напечатаны вступительная главка «От автора» и «На привале». С тех пор и до конца войны главы поэмы публиковались в этой га­зете, в журналах «Красноармеец» и «Знамя», а также в других печат­ных органах.

«...Работа моя заканчивается по совпадению с окончанием вой­ны. Нужно еще одно усилие освеженных души и тела - и можно бу­дет поставить точку», - писал поэт 4 мая 1945 года. Так появилась законченная поэма «Василий Теркин. про бойца» (1941- 1945). Твардовский писал, что работа над нею дала ему «ощущение» законности места художника в великой борьбе народа... чувство полной свободы обращения со стихом и словом.

В 1946 г. почти одно за другим вышло три полных издания «Кни­ги про бойца».

Род, жанр, творческий метод

Весной 1941 г. поэт напряженно работал над главами будущей поэмы, но начало войны изменило эти планы. Возрождение за­мысла и возобновление работы над «Теркиным» относится к сере­дине 1942 г. С этого времени начинается новый этап работы над произведением: «Изменился весь характер поэмы, все ее содержа­ние, ее философия, ее герой, ее форма - композиция, жанр, сю­жет. Изменился характер поэтического повествования о войне - и народ, народ на войне стали главными темами». Хотя, приступая к работе над ней, поэт не слишком беспокоился на этот счет, о чем свидетельствуют его собственные слова: «Я недолго то­мился сомнениями и опасениями относительно неопределенности жанра, отсутствия первоначального плана, обнимающего все про­изведение наперед, слабой сюжетной связанности глав между со­бой. Не поэма - ну и пусть себе не поэма, решил я; нет единого сюжета - пусть себе нет, не надо; нет самого начала вещи - неко­гда его выдумывать; не намечена кульминация и завершение всего повествования - пусть, надо писать о том, что горит, не ждет, а там видно будет, разберемся».

В связи с вопросом о жанре произведения Твардовского пред­ставляются важными следующие суждения автора: «Жанровое обо­значение «Книги про бойца», на котором я остановился, не было ре­зультатом стремления просто избежать обозначения «поэма», «повесть» и т.п. Это совпало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные сюжетные, композиционные и иные признаки. У меня не выходили эти признаки, а нечто все-таки выхо­дило, и это нечто я обозначил «Книгой про бойца».

Эта, как назвал ее сам поэт, «Книга про бойца» воссоздает досто­верную картину фронтовой действительности, раскрывает мысли, чувства, переживания человека на войне. Она выделяется среди дру­гих тогдашних поэм особой полнотой и глубиной реалистического изображения народно-освободительной борьбы, бедствий и стра­даний, подвигов и военного быта.

Поэма Твардовского - это героическая эпопея, с отвечающей эпическому жанру объективностью, но пронизанная живым автор­ским чувством, своеобразная во всех отношениях, уникальная кни­га, вместе с тем развивающая традиции реалистической литературы и народнопоэтического творчества. И в то же время это свободное повествование - хроника («Книга про бойца, без начала, без кон­ца...»), которое охватывает всю историю войны.

Тематика

Тема Великой Отечественной войны навсегда вошла в творчест­во А.Т. Твардовского. А поэма «Василий Теркин» стала одной из са­мых ярких его страниц. Поэма посвящена жизни народа на войне, она по праву является энциклопедией фронтовой жизни. В центре поэмы образ Теркина, рядового пехотинца из смоленских крестьян, объединяющий композицию произведения в единое целое. Васи­лий Теркин фактически олицетворяет весь народ. В нем нашел ху­дожественное воплощение русский национальный характер. Сим­волом народа-победителя стал в поэме Твардовского обыкновенный человек, рядовой солдат.

В «Книге про бойца» война изображена как она есть - в буднях и героике, переплетении обыденного, подчас даже комического (главы «На привале», «В бане») с возвышенным и трагедийным. По­эма сильна прежде всего правдой о войне как суровом и трагиче­ском - на пределе возможностей - испытании жизненных сил на­рода, страны, каждого человека.

Идея

Художественная литература периода Великой Отечественной войны имеет ряд характерных черт. Главные ее особенности - пат­риотический пафос и установка на всеобщую доступность. Удач­нейшим примером такого художественного произведения по праву считается поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин». Подвиг солдата на войне показан Твардовским как кащо- дневный и тяжкий ратный труд и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной...». А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат.

Именно в защите Родины, жизни на земле заключается справед­ливость народной Отечественной войны: «Бой идет святой и пра­вый, смертный бой не ради славы - ради жизни на земле». Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» стала поистине народной.

Основные герои

В основе поэмы - образ главного героя - рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата. О типичности Теркина писали де­сятки людей, делая из строк «парень в этом роде в каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе» вывод, что это образ собирательный, обобщенный, что в нем не следует искать каких-то индивидуальных качеств, настолько все типично для советского солдата. И поскольку «был рассеян он частично и частично истреблен», значит, это вооб­ще не личность, а некий символ всей Советской Армии.

Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда, Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, са­жень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией про­стоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чут­кость и чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг в любой момент.

Образ Василия Теркина действительно вбирает то, что харак­терно для многих: «Парень в этом роде / В каждой роте есть всегда, / Да и в каждом взводе». Однако в нем присущие многим людям черты и свойства воплотились ярче, острее, самобытнее. Народная муд­рость и оптимизм, стойкость, выносливость, терпение и самоотвер­женность, житейская смекалка и умение русского человека - тру­женика и воина, наконец, неиссякаемый юмор, за которым всегда проступает нечто более глубокое и серьезное, - все это сплавляется в живой и целостный человеческий характер. Главной же чертой его характера является к родной стране. Герой постоянно вспо­минает о родных местах, которые так милы и дороги его сердцу. Не может не привлекать в Теркине также и милосердие, величие души, на войне он оказывается не из-за воинского инстинкта, а ради жиз­ни на земле, поверженный враг вызывает в нем только чувство жа­лости. Он скромен, хотя и может иногда прихвастнуть, говоря друзьям, что ему не нужен орден, он согласен на медаль. Но больше всего привлекает в этом человеке его жизнелюбие, житейская сме­калка, насмешка над врагом и над любыми трудностями.

Являясь воплощением русского национального характера, Васи­лий Теркин неотделим от народа - солдатской массы и ряда эпизо­дических персонажей (дед-солдат и бабка, танкисты в бою и на марше, девчонка-медсестра в госпитале, солдатская мать, возвра­щающаяся из вражеского плена, и др.), он неотделим и от матери- родины. И вся «Книга про бойца» - это поэтическое утверждение народного единства.

Наряду с образами Теркина и народа важное место в общей структуре произведения занимает образ автора-повествователя, или, точнее, лирического героя, особенно ощутимый в главах «О се­бе», «О войне», «О любви», в четырех главках «От автора». Так, в главе «О себе» поэт прямо заявляет, обращаясь к читателю: «И скажу тебе: не скрою, / - В этой книге, там ли, сям, / То, что молвить бы герою, / Говорю я лично сам».

Автор в поэме является посредником между героем и читателем. С читателем постоянно ведется доверительный разговор, автор ува­жает друга-читателя, а потому стремится донести до него правду о войне. Автор ощущает свою ответственность перед читателями, он понимает, насколько важно было не только рассказать о войне, но и вселить в читателей веру в несокрушимость духа русского солдата, оптимизм. Иногда автор как бы приглашает читателя проверить ис­тинность своих суждений и наблюдений. Такой непосредственный контакт с читателем весьма способствует тому, что поэма становит­ся понятной большому кругу людей.

В поэме постоянно сквозит тонкий авторский юмор. Текст по­эмы наполнен прибаутками, присказками, поговорками, причем определить, кто является их автором - автор поэмы, герой поэмы Теркин или народ, - вообще невозможно. В самом начале поэмы автор называет шутку самой необходимой в солдатском быту «вещью»:

Жить без пищи можно сутки, Можно больше, но порой На войне одной минутки Не прожить без прибаутки, Шутки самой немудрой.

Сюжет и композиция

Своеобразие сюжетно-композиционного построения книги оп­ределяется самой военной действительностью. «На войне сюжета нету», - заметил автор в одной из глав. И в поэме в целом действи­тельно нет таких традиционных компонентов, как завязка, кульми­нация, развязка. Но внутри глав с повествовательной основой, как правило, есть свой сюжет, между этими главами возникают отдель­ные сюжетные связки. Наконец, общее развитие событий, раскры­тие характера героя, при всей самостоятельности отдельных глав, четко определяется самим ходом войны, закономерной сменой ее этапов: от горьких дней отступления и тяжелейших оборонитель­ных боев - к выстраданной и завоеванной победе. Вот как сам Твардовский писал о композиционном построении своей поэмы:

«И первое, что я принял за принцип композиции и стиля, - это стремление к известной законченности каждой отдельной части, главы, а внутри главы - каждого периода и даже строфы. Я должен был иметь в виду читателя, который хотя бы и незнаком был с пре­дыдущими главами, нашел бы в данной, напечатанной сегодня в га­зете главе нечто целое, округленное. Кроме того, этот читатель мог и не дождаться моей следующей главы: он был там, где и герой, - на войне. Этой примерной завершенностью каждой главы я и был бо­лее всего озабочен. Я ничего не держал про себя до другого раза, стремясь высказаться при каждом случае - очередной главе - до конца, полностью выразить свое настроение, передать свежее впе­чатление, возникшую мысль, мотив, образ. Правда, этот принцип определился не сразу - после того, как первые главы «Теркина» бы­ли напечатаны подряд одна за другой, а новые потом уже появля­лись по мере написания».

Поэма состоит из тридцати самостоятельных и в то же время тесно связанных между собой глав. Поэма построена как цепь эпи­зодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Теркин с юмо­ром рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной си­лы духа, воли к жизни.

Сюжетную канву поэмы трудно проследить, каждая глава расска­зывает об отдельном событии из жизни бойца, к примеру: Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с на­ступающими подразделениями; Теркин в одиночку занимает не­мецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин вступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом одолевая, берет его в плен. Или неожиданно для себя Теркин из винтовки сбивает немецкий штурмовик. Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают команди­ра, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговариваю­щей его не цепляться за жизнь; в конце концов его обнаруживают бойцы, и он говорит им: «Уберите эту бабу,/ Я солдат еще живой ».

Не случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям. Поэма заканчивается посвящением павшим.

Поэма «Василий Теркин» отличается своеобразным историзмом. Условно ее можно разделить на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Поэтическое осмысление этапов войны создает из хроники лирическую летопись событий. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А.Т. Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Художественное своеобразие

Поэма «Василий Теркин» отличается необычайной широтой и свободой использования средств устно-разговорной, литературной и народнопоэтической речи. Это по-настоящему народный язык. В нем естественно употребляются пословицы и поговорки («я от ску­ки на все руки»; «делу время - час забаве»; «по которой речке плыть, - той и славушку творить...»), народные песни (о шинели, о речень­ке). Твардовский в совершенстве владеет искусством говорить про­сто, но поэтично. Он сам создает речения, вошедшие в жизнь на правах поговорок («не гляди, что на груди, а гляди, что впереди»; «у войны короткий путь, у любви - далекий»; «пушки к бою едут за­дом» и др.).

Свобода - основной нравственно-художественный принцип произведения - реализована и в самом построении стиха. И это находка - непринужденное десятистишие, восьми-, и пяти-, и шес­ти-, и четверостишия - словом, рифмующихся строк будет столько, сколько потребуется Твардовскому в сию минуту для того, чтобы высказаться сполна. Основной размер «Василия Теркина» - четы­рехстопный хорей.

О своеобразии стиха Твардовского писал С.Я. Маршак: «Посмот­рите, как построена одна из лучших глав «Василия Теркина» - «Пе­реправа». В этом правдивом и как будто безыскусном рассказе о подлинных, наблюденных автором событиях вы тем не менее обна­ружите строгую форму, четкое построение. Вы найдете здесь повто­ряющийся лейтмотив, который звучит в самых ответственных мес­тах повествования, и каждый раз по-новому, - то грустно и тревожно, то торжественно и даже грозно:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый. Кромка льда...

Кому память, кому слава,

Кому темная вода.

Вы найдете здесь и живой, лаконичный, безупречно меткий и построенный по всем законам баллады диалог. В этом-то и сказыва­ется настоящая поэтическая , которая дает нам средства для изображения событий из самой современной кипучей жизни».

Значение произведения

Поэма «Василий Теркин» - центральное произведение в твор­честве А.Т. Твардовского, «лучшее из всего написанного о войне на войне» (К. Симонов), одна из вершин русской эпической поэзии вообще. Она может считаться одним из истинно народных произ­ведений. Многие строки из этого произведения перекочевали в уст­ную народную речь или же стали популярными стихотворными афоризмами: «смертный бой не ради славы - ради жизни на земле», «сорок душ одна », «переправа, переправа, берег левый, берег правый » и многие другие.

Признание «Книги про бойца» было не только общенародным, но и общенациональным: «...Это поистине редкая книга: какая сво­бода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык - ни сучка ни задо­ринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно- пошлого слова!» - писал И.А. Бунин.

Поэма «Василий Теркин» была неоднократно иллюстрирована. Самыми первыми стали иллюстрации О.Г. Верейского, которые соз­давались непосредственно вслед за текстом поэмы. Известны также работы художников Б. Дехтерева, И. Бруни, Ю. Непринцева. В 1961 г. в Московском театре им. Моссовета К. Воронков инсценировал «Ва­силия Теркина». Известны литературные композиции глав поэмы в исполнении Д.Н. Журавлева и Д.Н. Орлова. Отрывки из поэмы по­ложены на музыку В.Г. Захаровым. Композитором Н.В. Богослов­ским была написана симфоническая повесть «Василий Теркин».

В 1995 году в Смоленске был открыт памятник Теркину (автор - Народный художник РФ скульптор А.Г. Сергеев). Монумент пред­ставляет собой двухфигурную композицию, изображающую беседу Василия Теркина с А.Т. Твардовским. Памятник установлен на все­народно собранные деньги.