Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Васильев завтра была война анализ произведения. За что боролись герои повести Завтра была война. Анализ произведения васильева завтра была война Васильев завтра была война тема идея проблемы

Черепанова Татьяна.

Сочинение-рецензия. Повести Бориса Васильева находятся вне времени, так как затрагивают общечеловеческие проблемы, что и попыталась выявить ученица.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Сердцем прикоснись к подвигу»

(Сочинение по повести Бориса Васильева «Завтра была война»)

Черепанова Татьяна

Если грущу, тоскую,

Страстно любви желаю,

Если стремлюсь, рискую,

Значит - еще живая.

Если во мне защемит

Рана, как ножевая,

Это душа болит,

Значит - еще живая…

Произведения Б.Васильева хорошо знакомы читателям всего мира. В них - не только правда о предвоенном и послевоенном поколениях. В них - нечто большее. Это своеобразные философские притчи о любви, дружбе, предательстве, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», как должен поступать человек в трудной ситуации, чтобы остаться Человеком, и многое другое. А эти темы, согласитесь, волнуют людей во все времена и во всех странах.

Главные герои повести- ученики 9Б класса. Казалось бы, что особенного в жизни этих обычных школьников? Вроде бы, простые дела- уроки, шпаргалки, свидания и первые поцелуи. Но это только на первый взгляд. 9Б - не просто класс. Это- коллектив, это - единомышленники. А ядро этого сотоварищества - Искра Полякова, маленький революционер, живущий в ладу со своей совестью, своей правдой, имеющая на все свой взгляд. Мать Искры - большевик с 1917 года - воспитывает дочь на непреложных коммунистических истинах, у нее всегда на все есть готовое решение, план действий. Это «рыцарь без страха и упрека» в советском варианте. Но жизнь готовит для ребят серьезное, «взрослое» испытание. Вика Люберецкая в беде - арестован отец, обвинен в воровстве. На дворе 1940 год, сталинские репрессии, и все знают, чем оборачиваются подобные аресты. По традиции тогдашней морали, все должны были отвернуться от Вики как от дочери «врага народа». Но Искра твердо говорит: » Вика ни при чем»,- и все соглашаются, делая это совершенно искренне. Простота решения дается Искре отнюдь не просто. Отвернись она от Вики - и жизнь может стать намного легче. Не будет льда непонимания с матерью, не будет проблем по линии комсомола, неповиновения Валентине Андроновне, классному руководителю. Но Искра никогда не ищет простых путей, она ищет правильный путь. А ведь искать, думать, сомневаться ее учит, как ни странно, не мать, а Вика со стихами Сергея Есенина, ее отец с огромной любовью к дочери (Искра никогда не знала отцовской любви). С Сашкой Стамескиным все было ясно надо перевоспитать парня, и точка. Вопрос только во времени. И Искра чисто интуитивно (вот бы позавидовал Макаренко) блестяще решает сложнейшую педагогическую задачу. А вот Вика с отцом переворачивают всю жизнь Искры. Могла ли она еще недавно подумать, что твердо скажет: » Я не буду проводить комсомольское собрание». Ведь на этом собрании надо заклеймить Вику как дочь» врага народа». Но Искра не считает ее никаким врагом, а ведь мать учит, чтобы слова не расходились с делами и мыслями. Во всей этой истории с Люберецкими Искра в очередной раз доказывает, что она - индивидуальность, личность, имеющая право выбора. Вот только от этих « правильных» выборов почему-то так болит и кровоточит сердце, так не хватает воздуха.

Все люди в своей жизни редко или часто делают выбор между «как надо» и «как мне хочется». 9Б сделал свой выбор. Сколько неприятностей свалилось на ребят! Артем» проучил» кулаками Юрку из 10А за длинный язык, и теперь Артему грозит отчисление, класс идет на открытое неповиновение, конфликт с «Валендрой», защищают опального директора Николая Григорьевича, который, при всех своих чудачествах, педагог от Бога. Но все это - их выбор, хотя и нелегкий. Здесь - не просто юношеский максимализм, здесь иное- достойный Человеческий выбор. Это- поступок, за который можно и нужно уважать вчерашних детей. И это отлично поняли и родители - и Зиночки Коваленко, и Искры Поляковой. Не каждый взрослый человек способен на такой поступок. То, что дети сделали не случайный выбор, они доказали через год, когда началась война. Все доказали, даже молчаливый отличник Вовик Храмов, чье присутствие не всегда замечали. Половина класса погибла, но они не забыты. Они - на мемориальной доске в школе, они - в памяти сердца, они в сыновьях Зины Артеме и Жорке. Поэтому время не властно над 9Б, этим фронтовым поколением, оставшимся навсегда молодым.

Время- понятие, проходящее через всю повесть Б. Васильева. Мы понимаем, насколько относительно это понятие. У Б. Васильева это свойственно почти всем произведениям, в них словно отсутствует финальная точка. Многоточие так и просится на бумагу. Незаконченность фразы писатель может вынести даже в название («А зори здесь тихие…»). Но в повести» Завтра была война» с категорией времени у Б. Васильева связаны особые размышления, ощущения. В Великую Отечественную войну многие люди совершили подвиг, о них помнят, ими гордятся, восхищаются. А 9Б совершил такой подвиг еще раньше, в мирной жизни, но такой непростой. И зто достойно восхищения вдвойне. И время, размышлениями о котором Б. Васильев заканчивает повесть, делая на нем своеобразный акцент, становится не просто философской категорией. Время- это компас человека в жизни, это Совесть, которой не соврешь. И эти девчонки и мальчишки не врали, они были честны с собой. Тем чудовищнее и несправедливее кажется их смерть - будь то горевший в танке Валька Александров, или покончившая с собой Вика Люберецкая. Время все расставляет по местам. Хулиган Сашка Стамескин стал директором крупнейшего автозавода. А ведь поверить в себя, воплотить мечту в жизнь ему помогла Искра Полякова - еще одно доказательство того, что хорошие дела и хорошие люди не умирают. Они бессмертны. Поэтому трудно не согласиться с иранским поэтом Саади:

Всяк, кто живет, уйдет,

Бессмертен только тот,

Кто славу добрую

При жизни обретет.

9Б обрел эту славу… Возможно, кто-то скажет: »Какие же они герои, на войне так поступали все, поэтому мы победили. Вот Матросов, Талалихин и другие – вот герои, их знает весь мир» (1) . Мы не спорим с этим, но нашу Победу ковали все – и знаменитые, и не очень. Не должно только быть забытых героев.

Мы знаем о войне много, и мы знаем о войне мало. Война – это величайшее варварство человека. Война – это кровь, злоба, ненависть. Войны бывают разные: захватнические и освободительные, большие и малые, локальные. Малой не бывает только цена, которой заплачено за победу или поражение. Мы живем в 21 веке, казалось бы, теперь все проблемы должны решаться мирным путем, но теперь все равно идут войны. Одумайтесь, люди! Пожалейте себя и тех, кто еще не пришел, но придет в этот мир! Не уничтожайте жизнь на земле!

1.–Молодые герои Великой отечественной войны. М., 1970 (Серия ЖЗЛ).

Повесть «Завтра была война» Васильева была написана в 1972 году, но увидела свет лишь в 80-х годах, в период ослабления цензуры. В основе сюжета – воспоминания автора о своей ранней юности, которая пришлась на непростое время. Главными героями книги Васильева стали обычные школьники, ученики девятого класса.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Завтра была война» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Искра Полякова – активистка, староста класса, порядочная, ответственная, решительная девушка.

Вика Люберецкая – дочь главного инженера авиазавода, умная и тонкая девушка, рано ощутившая себя взрослой.

Валентина Андроновна (Валендра) – классная руководительница 9 «Б», жесткая, принципиальная женщина.

Николай Григорьевич Ромахин – директор, справедливый, честный, порядочный человек, прекрасный педагог.

Другие персонажи

Товарищ Полякова – мать Искры, в прошлом комиссар, бескомпромиссная женщина, фанатично преданная идеям революции.

Зиночка Коваленко – беззаботная, легкомысленная, но добрая и отзывчивая девушка, лучшая подруга Искры.

Саша Стамескин – бывший двоечник и хулиган, перевоспитанный Искрой.

Валька Александров (Эдисон) – страстный изобретатель, с живым, беспокойным умом.

Артем Шефер – волевой, решительный, работящий парень с устоявшимися жизненными ценностями.

Пашка Остапчук – порядочный парень, серьезно увлеченный спортом.

Леночка Бокова – тихая, робкая девушка, мечтавшая стать актрисой.

Жорка Ландыс – филателист, общительный и добрый малый.

Пролог

Глава первая

В гости к Зиночке приходит Искра, и сообщает, что Сашка Стамескин вынужден уйти из школы. « Теперь за ученье надо платить », а Сашу растит одна мать, и денег катастрофически не хватает.

Искра воспитана суровой матерью, комиссаром, и для нее « слабость пуще предательства ». Девушку слушают все друзья, и она считается «совестью класса». Искра от всей души хочет помочь способному однокласснику, которого она в свое время взяла под шефство. Зина предлагает устроить Сашку на авиационный завод, где он сможет учиться в вечерней школе.

Подруги решают обратиться за помощью к Вике Люберецкой – круглой отличнице, дочери главного инженера авиационного завода. С ее подачи Стамескина берут на работу.

Глава вторая

Артем Шефер в силу своего природного косноязычия люто ненавидит « все предметы, где надо много говорить ». Это прекрасный спортсмен, легкоатлет, старательный ученик, который не смог стать отличником из-за проблем с речью. Этот недостаток проявляется еще больше в присутствии Зиночки, в которую тайно влюблен Артем.

Парень усердно работает все лето, чтобы с размахом отметить свое шестнадцатилетие. День рожденье удается на славу: ребята играют в шарады, танцуют, читают стихи. Напоследок Вика дает Искре почтить « сборник стихов упадочнического поэта Сергея Есенина », чье творчество так понравилось девушке.

Глава третья

Школа, в которой учатся друзья – новая, многоэтажная. Некоторое время ею руководила Валентина Андроновна или Валендра, как ее прозвали старшеклассники – женщина самых строгих правил. Новый директор Николай Григорьевич Ромахин сразу же меняет ранее установленные правила и даже распоряжается повесить зеркала « во всех девчоночьих уборных ».

Добрый, справедливый и невероятно интересный, он быстро заслуживает всеобщее обожание, в то время как ставшую классной руководительницей 9 «Б»Валендру « не просто не любили, а презирали столь дружно и глубоко, что не затрачивались уже ни на какие иные эмоции ».

Зиночка случайно рассказывает Валендре о чтении стихов крамольного Есенина. Искра спешит к Люберецким, чтобы предупредить о возможных неприятностях.

Глава четвертая

Зиночка, постоянно живущая « в сладком состоянии легкой влюбленности », решает выбрать себе нового возлюбленного их трех возможных кандидатов. Она пишет три одинаковых любовных письма, но не решается отправить их. Одно из писем находит Валендра, и передает его директору, который попросту сжигает чужое любовное послание.

Тем временем дружба между Искрой и Сашкой перерастает в нечто большое, и Искра чувствует, что « наступило время личной жизни ».

Глава пятая

Зиночка идет на свидание с самым красивым мальчиком в школе – Юрой из 10 «А». После просмотра кино они собираются немного посидеть где-то, и Зиночка вспоминает укромную лавочку, скрытую в кустах возле дома Люберецких.

Молодые люди замечают, как « к подъезду бесшумно подкатила большая черная машина », а спустя время вышел отец Вики в сопровождении трех мужчин.

Зиночка изо всех сил спешит к Искре, чтобы рассказать о том, « что арестовали папу Вики Люберецкой ». Об этом узнает мать девочки, и сразу же пишет письмо в ЦК с защитой в адрес главного инженера.

Глава шестая

Зиночка и Искра договариваются, что никто в школе не узнает об аресте Люберецкого – это « никого не касается ». Однако уже на первом уроке все знают о случившемся. Зина признается, что это сделал Юра, и ребята решают отомстить ему.

Артем вызывает десятиклассника в школьную котельную, и между ребятами завязывается драка. После ее окончания друзья отправляются к Вике, чтобы поддержать ее в трудную минуту.

От Сашки Искра узнает, что Люберецкий – враг народа, который « за миллион чертежи нашего самолета фашистам продал ».

Спустя три дня в кабинет директора вызывают Артема и Искру. Валендра обвиняет парня в том, что его драка с Юрой была « политической », а от Искры требует провести « экстренное комсомольское собрание » с целью исключения Вики Люберецкой из комсомола.

Глава седьмая

Вика предлагает ребятам отдохнуть на природе, чтобы попрощаться с осенью. Она привозит друзей в Сосновку, к себе на дачу. Но дом опечатан, и ребята разводят костер возле речки.

Вика, зная, что Жорка Ландыс давно в нее влюблен, разрешает поцеловать себя. Друзья прекрасно проводят время – пекут картошку, дурачатся, поют песни, прыгают через костер.

На следующий день созывается комсомольское собрание, на котором Люберецкая должна публично отречься от отца, однако она не приходит. Валендра посылает за ней Зиночку. Девушка вскоре прибегает и сообщает, что Вика « в морге ».

Глава восьмая

Расследование смерти Вики длилось всего сутки – перед тем, как выпить все снотворное, что было в доме, девушка оставила записку « В смерти моей прошу никого не винить. Я поступаю сознательно и добровольно ».

Все это время Искра живет, « не замечая ни времени, ни окружающих ». Мать Искры осуждает Вику, покончившую с собой из-за слабоволия, и запрещает Искре « устраивать панихиду » на ее похоронах.

Родители Артема и Зины решают все вопросы касательно похорон, однако серьезной проблемой становится отсутствие машины. Тогда директор под свою ответственность закрывает на день школу, собирает старшеклассников и несет гроб Вики Люберецкой « через город до окраинного кладбища ».

Николай Григорьевич призывает учеников запомнить на всю жизнь, что убивает не только пуля, но также « дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость ». Несмотря на запрет матери, Искра читает у могилы подруги « последние есенинские строчки », а Жорка сажает куст шиповника, под которым он целовал Вику.

Глава девятая

Искра получает от Вики посылку, в которой были сборники Есенина и Грина, а также письмо. Из письма Искра узнает, что подруга была вынуждена уйти из жизни, поскольку считала, что « нельзя предавать отцов ».

Постепенно восстанавливается привычный ход жизни, но неожиданно все узнают, что домой приехал Люберецкий, которого оправдали. Ребята решают отправиться к нему всем классом, чтобы рассказать о последних днях жизни Вики. Им удается разговорить застывшего в своем горе Леонида Сергеевича, и тот лишь вздыхает: « Какой тяжелый год ». Зиночка предполагает, что во всех несчастьях виноват високосный год, но « следующим был тысяча девятьсот сорок первый »…

Эпилог

Автор рассказывает о судьбах своих друзей по прошествии сорока лет. Валька Александров, которому пророчили судьбу великого изобретателя, работал обычным часовщиком. У Пашки Остапчука война отняла ногу, спорт и Лену, к которой он не осмелился « вернуться инвалидом ». Сашка Стамескин выбился «в люди», став директором крупнейшего авиазавода.

Жора Ландыс был летчиком-истребителем, героем, но с войны не вернулся. Артем Шефер « сам себя взорвал вместе с мостом ». Искру и ее мать, как самых рьяных активисток подполья, повесили гестаповцы.

Заключение

Это история о сложном этапе взросления, становления личности молодых людей, чье беззаботное детство навсегда оказалось в прошлом. История о любви, дружбе, предательстве и разочаровании.

Краткий пересказ «Завтра была война» Бориса Васильева будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 252.

Анализ повести

Б. Л. Васильева «Завтра была война»

Повесть Бориса Львовича Васильева “Завтра была война” написана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя “А зори здесь тихие...” стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.

В своей повести Б. Васильев используют такой художественный метод как реализм.

Тема произведения взаимосвязь между поколениями отцов и детей.

Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через пролог Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями и тому подобное. Одновременно писатель как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произошло с ним сорок лет назад.

Эпилог подытоживает повесть, резко, но, тем не менее, гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в 1972 году, узнаем о дальнейшей судьбе героев книги и не только из воспоминаний рассказчика, но и из слов директора школы.

В центре повествования оказываются несколько одноклассников. Искра Полякова - бойкая и целеустремленная девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стенгазеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых проблем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется, она начинает сомневаться в тех “истинах”, которые так старательно внушала ей мать. То есть Искра постепенно взрослеет.

Зина Коваленко - ветреная и непостоянная. Искра говорила, что она настоящая девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и даже приобретает в конце повести самостоятельность и рассудительность Искры.

Вика Люберецкая - самая загадочная и непонятная для одноклассниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и потому до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для нее - это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый человек.

Взросление девочек происходит сначала физически, а затем морально. Несколько по-другому взрослеют мальчики, они как бы тянутся за своими повзрослевшими одноклассницами. Так, хулигана Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отличником, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.

Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс происходит и с некоторыми другими ребятами.

В принципе можно сказать, что инициатором всех этих возрастных изменений невольно стал новый директор школы - Николай Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.

Антиподом Ромахина в повести является классная руководительница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спорила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя считать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит школу. И эта искренность в конце концов позволила ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.

Велико значение второстепенных персонажей в повести. Учителя литературы и директора нельзя отнести к ним, так как вокруг их взаимоотношений разворачивается основной конфликт повести. Второстепенные персонажи - это родители учеников и два учителя, не участвующие в конфликте. Родители, воспитывая своих детей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое понимание действительности. И даже товарищ Полякова - мать Искры, - “железная” женщина, привыкшая командовать дочерью, как подчиненным, встретив отпор повзрослевшей Искры, смиряется, поняв, что это должно было произойти. То же можно сказать и об отце Вики Люберецкой, который невольно изменил жизнь многих ребят, став их идеалом.

Тематика произведения выражается именно этим взрослением. Основной идеей, пронизывающей мыслью произведения является то, что ни в коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей, воспитывать их, конечно, необходимо, но взросление идет своим особым путем.

Впрочем, такая идея прослеживается лишь в основной части повести, а в прологе и эпилоге появляется новая идея. Тема пролога и эпилога - воспоминания автора о своей молодости. А идея выражается в том, что запоминается в жизни только самое прекрасное - юность. Повесть называется - “Завтра была война”, но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно.

Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы. Борис Васильев пишет, что разница между поколением его молодости и нынешним заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим.

И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горели в танке и шли в бой, а то, что было до этого.

Борис Васильев посвятил рассказ «Завтра была война» последнему году, предшествовавшему Великой Отечественной Войне. Главными героями этой повести являются школьники, поэтому мы наблюдаем последний спокойный учебный год девятиклассников, которые учатся в обычной школе небольшого города.

Этим ребятам от 14 до 16 лет, их родители так или иначе принимали участие в событиях революции и гражданской войны. Они знают об этих событиях не понаслышке.

Исходя из этого, мы видим в них два противоречивых чувства. Первое – это грусть из-за того, что они не успели поучаствовать в таких исторически значимых событиях их страны. Но с другой стороны, в них живет надежда, что судьба приготовила для них более масштабные события, в которых они смогут поучаствовать и оставить свой след.

Их кумиры – это их же родители, образцы для подражания. Отсюда все мальчишки как один мечтают командовать Красной Армией, и совершить какой-нибудь значимый подвиг, который отметится в истории.

Девчонки же, мечтают о разном. Одни из них, самая бойкая, Искра Полякова, видит себя в будущем комиссаром, и отрицает любые другие мечты.

Другие же девочки – веселушка Зина Коваленко, прагматичная Леночка Бокова, витающая в облаках Вика Люберецкая – мечтают о том, как у них будет большая и дружная семья, как муж будет любить и детки все будут умными и красивыми.

Но что же будет с их мечтами, если скоро начнется война, а сейчас в самом разгаре репрессии и тотальный контроль над всеми людьми?

Довольно трагично разворачивается в рассказе судьба одной из девочек. Вики Люберецкой. Именно её отца арестовывают, а он раньше работал очень высокопоставленным авиаконструктором. После его ареста, на семью обрушивается немилость общества – близкие объявляются врагами народа, и девочку просто-напросто затравливают в собственной школе. Оказываюсь меж двух противоречивых мнений и не желая предавать отца, отрекаясь от него, она решает покончить жизнь самоубийством.

Очень трогательно разворачиваются отношения Викиных одноклассников с ней. Они решают, вопреки всему поддержать девочку, ведь она действительно ни в чем не виновата. Один мальчишка даже надавал тумаков ученику старшего класса, за то, что не сдержал язык за зубами и рассказал про Викиного отца всем в школе. Директор школы, после самоубийства, отправляет её друзей к ней на похороны, потому что больше никто не пришел.

Что же касается Искры Поляковой, ярой активистки, комсомолки, её вера в партию значительно пошатывается после произошедших событий. Она уже не так уверена в беспрекословной правоте комсомола и адекватности решений, принимаемых партией.

В течение всей повести мы видим взросление детей, становление их характеров. Взросление девчонок мы видим быстрее, они вырастают и морально и физически. Мальчишки их догоняют. Можно сказать, что многим изменениям в характере главных героев способствует их директор – Николай Григорьевич.

В эпилоги мы узнаем о том, что школьникам в конце концов удалось совершить свои подвиги, о которых мечтали – почти все они погибли на войне.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Любовь в рассказе Куст сирени Куприна

    Рассказ «Куст сирени» назван не просто так, именно благодаря ему семья Алмазовых выходит из трудной ситуации. Куприн взял не случайно именно сирень. Этот цветок олицетворяет чуткость и сердечность.

  • Ай да Вакула, какой молодец! сочинение по Гоголю

    В повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», одним из главных героев был кузнец Вакула – недюжей силы, при этом, невероятно скромный и добрый. Он влюблен в местную девушку Оксану и ради нее готов на все.

  • Герои повести Выстрел Пушкина (характеристика персонажей)

    Героями повести А.С.Пушкина «Выстрел» являются отставной гусар Сильвио (главный герой), рассказчик, молодой офицер пользующийся расположением Сильвио, граф, человек знатной и богатой фамилии и жена графа – Мария.

  • Сочинение по картине Юона Русская зима. Лигачево (описание)

    Само полотно передает всю красоту и пышность русской зимы. Художник словно воспевает всю прелесть этого времени года и свое восхищение природой. На полотне показана деревня Лигачево в один из прекрасных, но не менее морозных дней.

  • Сочинение Мцыри как романтическая поэма

    По сей день гениальное произведение М. Ю. Лермонтова «Мцыри» восхищает и будоражит умы читателей. Свободолюбивый герой поражает воображение своим желанием жить полной жизнью, любить, ошибаться, но чувствовать.