Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

В.П. Астафьев "Пастух и пастушка". Тема войны. Виктор петрович астафьев пастух и пастушка современная пастораль

ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ. «Больше других люблю “Пастуха и пастушку”», - говорил писатель в 1989 г. Повесть значительна прежде всего как первое крупное произведение писателя о войне. Четырнадцать лет писатель вынашивал эту повесть и уже изданную переписывал неоднократно: требовательное отношение к военной теме связано с ощущением ответственности, долга перед теми, кто не вернулся с войны.

“Современная пастораль” - такое жанровое определение дает повести писатель. Он сталкивает сентиментальное мироощущение (пастух и пастушка, пастораль, чувствительность, единственная любовь) с грубым бытом войны. Ho в итоге не получается ожидаемого вывода - любовь побеждает смерть, ибо на жестокой войне любовь спасает далеко не каждого человека.

В центре повествования - малая войсковая единица, взвод пехоты, и ее командир Борис Костяев, именуемый ванькой-взводным (хотя это часто употребляемое писателем слово не гармонирует с образом героя). Взвод участвует в ликвидации взятой в тиски большой группировки немецких войск. Фашистское командование, как и под Сталинградом, отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции.

Идет жестокий кровавый “Бой” (так и называется первая часть), немецкие танки утюжат окопы. Видя, как гибнут люди, юный командир взвода (ему идет только двадцатый год), крича и плача, “натыкаясь на раздавленных, еще теплых людей”, бросается на танк с гранатой: “Его обдало пламенем и снегом, ударило в лицо комками земли, забило все еще вопящий рот землею, катануло по траншее, будто зайчонка. Как жахнула граната, он уже не слышал, воспринял взрыв, боязно сжавшись нутром и сердцем, чуть было не разорвавшимся от напряжения”.

Под пером Виктора Астафьева - одного из лучших мастеров словесного изображения в современной русской литературе - оживают картина боя и образ человека на войне: “Борис недоверчиво посмотрел на усмиренную громаду машины: такую силищу - такой маленькой гранатой! Такой маленький человек! Слышал взводный еще плохо. Во рту у него хрустела земля...”

Картины войны в повести написаны убедительно, зримо, но порой “окопная” правда писателя даже натуралистична: «На поле, в ложках, в воронках, и особенно густо возле изувеченных деревцев лежали убитые, изрубленные, подавленные немцы. Попадались еще живые, изо рта их шел пар, они хватались за ноги, ползали следом по истолченному снегу, опятнанному комками земли и кровью, взывали о помощи.

Обороняясь от жалости и жути, Борис зажмурил глаза: “Зачем пришли сюда?.. Зачем? Это наша земля! Это наша родина! Где ваша?”»

В повести не называются ни время, ни место сражения. Ясно, что действие происходит на Украине, где окружена и уничтожена громадная группировка противника. По мнению исследователей, Астафьев описывает Корсунь-Шевченковскую операцию 1944 г., одну из выдающихся в истории Отечественной войны.

Пафос этой повести антивоенный. В изображении войны писатель глубоко правдив. Есть здесь едва ли не самая сильная сцена современной военной прозы - описание разбитого хутора, греющихся у огня пленных, когда в их толпу врывается солдат в маскхалате с автоматом и расстреливает немцев очередями, крича: “Маришку сожгли-и! Селян всех... всех загнали в церковь. Всех сожгли-и-и! Мамку! Крестную! Всех! Всю деревню... Я их тыщу... Тыщу кончу! Резать буду, грызть!..”

А “в ближайшей полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.

И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, иные курили, ожидая отправки...”.

Война в изображении Астафьева - трагедия простых, ни в чем не повинных людей с обеих сторон.

И в этом военном аду за одну ночь расцветает великая, та единственная любовь, которая дается не каждому. Повесть “Пастух и пастушка” - о любви и войне. Автор ставит перед собой труднейшую задачу совместить с грубым реализмом войны возвышенную романтику и даже сентиментальность. И это ему удается, хотя первые критики, познакомившись с первым вариантом повести, усомнились в этом. Писатель переделывал повесть при многих переизданиях, и в итоге ему удалось написать любовные сцены психологически точно, не сбиваясь ни на пошлость, ни на фарс. В психологической мотивировке, в доказательстве возможности этой, казалось, невозможной на войне, молниеносно возникшей любви задействован весь арсенал изобразительных средств, взятых из реалистической литературы и даже из сентиментализма. Здесь можно найти и то, что сегодня в связи с прозой постмодерна именуется интертекстуальностью (цитирование в тексте других текстов), когда Астафьев вплетает в ткань повествования знаменитое “На заре ты ее не буди...” или пушкинское мимолетное виденье, “которое явилось и вознесло однажды поэта на такую высоту, что он задохнулся от восторга”.

Используется в повести и символика. Из арсенала сентиментализма писатель берет жанровое определение повести (“пастораль”) и образы пастуха и пастушки, которые постепенно превращаются в символ. Причем этот символ находится как бы в центре поэтики повести. Он заявлен в названии (“Пастухи пастушка”) и вызывает у читателя определенное ожидание. Ответ дается достаточно быстро. Прибыв в освобожденный хутор, взвод Бориса Костяева натыкается на страшную картину - убитых пастуха и пастушку, двух стариков, приехавших в эту деревню из Поволжья в голодный год. Они пасли колхозный табун:

“Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку, вырвало серую вату из латаных телогреек, в которые оба они были одеты... Хведор Хвомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше - вместе на веки вечные...”

Этот эпизод остается в сознании и как символ жестокой войны, и как символ вечной любви. Ho в тексте происходит дальнейшее развитие символа. В ту единственную ночь, которая была отпущена влюбленным, в памяти Бориса всплывают убитые старик и старуха - деревенские пастухи - и детское воспоминание, когда он с матерью ездил в Москву к тетке и ходил в театр. Он рассказывает Люсе, своей возлюбленной, сцену из спектакля:

“Еще я помню театр с колоннами и музыку. Знаешь, музыка была сиреневая... Простенькая такая, понятная и сиреневая... Я почему-то услышал сейчас ту музыку и как танцевали двое - он и она, пастух и пастушка - вспомнил. Лужайка зеленая. Овечки белые. Пастух и пастушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись ее. В доверчивости они были беззащитны”.

В последний раз образы пастуха и пастушки, убитых на войне, мелькают в угасающем сознании взводного, когда его раненного везут в санитарном поезде в тыл.

Образ-символ пастуха и пастушки, который сопровождает Бориса Костяева в тексте повести, помогает писателю раскрыть чувствительность, ранимость, неординарность главного героя, несовместимость его с жестокой реальностью войны и в то же время способность на необычную возвышенную любовь.

Под стать Костяеву и его возлюбленная, образ которой создается в основном за счет арсенала изобразительных средств литературы романтизма. Люся - женщина во многом загадочная. Мы так и не узнаем, кто она и откуда. Многие приметы свидетельствуют о том, что она не деревенская женщина, что она достаточно начитанна и музыкальна, что она понимает и чувствует людей. С ней произошло что-то страшное. “Глубокая затаенность и грусть и даже виноватость в чем-то” угадывались в ней. Писатель рисует ее портрет с помощью полутонов, эскизно. Маленькое лицо ее как будто недорисованное, убегающий взгляд, невзаправдашние глаза делались иногда загадочно-переменчивыми, “то темнея, то светясь, и жили как бы отдельно от лица”. Такая женщина способна на необычную любовь. В повести присутствует нереальная, фантастическая сцена, в которой Борис, якобы отпросившись у руководства, повидал свою возлюбленную еще раз. Этого не было и не могло быть, но сцена изображена вполне реально и еще раз подчеркивает силу и глубину любви.

Зачин и эпилог повести, где описана безымянная женщина, которая все же разыскала могилу своего возлюбленного посреди России и, навестив его, пообещала, что скоро воссоединится с ним навечно, решены в стиле романтической поэтики, т.е. в стилистике Люси, поэтому и можно предположить, что это и есть состарившаяся Люся, которая пронесла свою любовь к Борису через всю жизнь.

Повесть густо заселена героями и дает вполне реальное представление о том, какие люди защищали страну. И хотя это, как правило, эпизодические персонажи, тем не менее, как всегда у Астафьева, они очень выразительны. Это и комбат Филькин, однокашник Бориса по полковой школе, родом из семиреченских казаков, это и партизанский связной Хведор Хвомич, у которого немцы сожгли всю семью и дом. Солдаты из взвода Бориса Костяева все индивидуальны, непохожи друг на друга. Это, к примеру, непьющий долговязый москвич из рабочих Корней Аркадьевич Ланцов, который в детстве на клиросе пел, а потом к атеистически настроенному пролетариату присоединился, но на войне старое умение ему пригодилось - он прочел складную молитву над могилой убитых стариков, пастуха и пастушки. Самый молодой во взводе - ординарец Бориса, по прозвищу Шкалик, который, чтобы поступить в училище и получать бесплатное питание, прибавил себе 2 года, а его в армию забрали в пехоту, вероятно, шестнадцатилетним. Запоминаются и кумовья с Алтая Карышев и Малышев, первый и второй пулеметные номера, в которых взводный души не чаял и которые “воевали, как работали, без суеты и злобы”.

Разные люди были на войне. Был “злой, хитрый, ловкий солдат” Пафнутьев, но лучше бы во взводе его не было. Он любит петь частушку (“Если валенки не дали, значит, выдадут медали”); угождает штабному офицеру и с его помощью перебирается подальше от передовой, порой и мародерствует, за что наказан тяжелым ранением.

Выразителен образ “зажратой пэпэжэ” - походно-полевой жены врача госпиталя, куда попадает Борис Костяев. Она своим видом наводит писателя на такие размышления:

“He одного еще такого вот мямлю-мужика обратает такая вот святоликая боевая подруга. Удобно устраиваясь на жительство, разведет его с семьей, увезет с собой после войны в южный городок, где сытно и тепло, да помыкать простофилей будет лет еще десять-двадцать, пока тот не помрет с надсады”.

Ho полнее других из взвода изображен старшина Мохнаков. Помкомвзвода старшина Мохнаков, антипод Бориса, - хозяин в окопном быту. Он человек без лишних сантиментов, живет по принципу: все дозволено, война все спишет. В этот ряд он ставит и Люсю.

Умелый солдат, он в бою не палил куда попало, не суетился: видя неопытность командира взвода лейтенанта Костяева, он постоянно оборонял его, оказываясь на его пути (“как родимый тятя, опекал и берег лейтенанта”). И хотя он не раз в сердцах про себя называет взводного мямлей, тем не менее понимает его и говорит ему однажды: “Светлый ты парень! Почитаю я тебя. За то почитаю, чего сам не имею... Я весь истратился на войне. Весь! Сердце истратил... He жаль мне никого. Меня бы палачом над немецкими преступниками, я бы их!..” Произнося эти слова, он как бы объясняет свой бестактный и грубый поступок в отношении Люси. Ho старшина не только оценивает себя, но и принимает роковое решение - погибнуть, так как со своей жестокостью он не может жить в обществе. Он гибнет в бою, бросаясь с миной под танк.

Образ старшины Мохнакова - новый характер, неизвестный ранее в литературе. Оказывается, война не только отнимает жизнь у людей, но может и погубить душу человека, даже такого сильного, вжившегося в военный быт и военную жизнь.

Совершенно иной Борис Костяев. Он - поздний ребенок в учительской семье, читающей, образованной, интеллигентной. Мать его из потомственной дворянской семьи декабриста Фонвизина, который в свое время отбывал ссылку в родном городке Бориса. Герой - человек невоенный по своей сути. Ho он выполняет свой долг на войне.

Малоприспособленный к военному быту, Костяев постепенно привык к войне, к людям, научился их понимать, хотя многие из них были старше его и принадлежали к иному общественному слою. Поначалу он, как и все молодые прыткие командиры, прибывшие из полковой школы, не понимал солдат, не видел, что “всякий солдат сам себе стратег”, расчетливость и обстоятельность в бою каждого из них принимая за трусость.

“После многих боев, после ранения, после госпиталя застыдился себя Борис, такого разудалого и несуразного, дошел головой своей, что не солдаты за ним - а он за солдатами! Солдат и без него знает, что надо делать на войне, и лучше всего и тверже всего он знает, что пока в землю закопан - ему сам черт не брат, а вот когда выскочит из земли наверх - так неизвестно что будет: могут и убить, и пока возможно, он не выберется отгудова и за всяким яким в атаку не пойдет, будет ждать, пока свой ванька-взводный даст команду вылазить из окопа и идти вперед... Ho и тогда старый вояка еще секунду-другую перебудет в окопе, глядишь, эта секунда-другая и продлит жизнь солдата на целый век, в это время, может, и пролетит его пуля”.

Это одно из лучших в современной литературе описаний психологии командира переднего края и солдатской психологии. Оба они, и солдат и взводный, вымахнув из окопа, становятся равными перед смертью.

Так о солдате мог написать только человек, сам прошедший войну рядовым: менялись лишь военные профессии - шофер, связист, артразведчик, конюх в нестроевой части после ранения. Он не может об этом писать бесстрастно. Авторская речь в некоторых местах взволнованна, эмоциональна (“Бейся, вояка, и не метусись... Боже упаси ослабить огонь!”), в ней есть прямые обращения к солдату, сочувствие ему (“Что же ты хотел, чтобы при ранении и никакой боли?”).

Есть и легкий юмор, к примеру, в отношении раненого солдата, который ползет в окоп, но облегчить себя ничем не может, даже матюком: “Никакого богохульства позволить себе сейчас солдат не может - он между жизнью и смертью”).

Бориса Костяева ранило в плечо, в течение суток он не может оставить бойцов: нет подмены - и только передав взвод, отправляется в госпиталь. Ho, истощенный нетяжелой раной и всей жестокой войной, он умирает в поезде, который должен был привезти его в тыловой госпиталь.

Борис, как и Мохнаков, - человек, погубленный войной, хотя и любящий и не ожесточившийся. В его лице писатель открывает нам еще одного героя войны. Писатель поставил перед собой цель

- “разобраться хотя бы в одной человеческой душе, которая была слабее того времени, в которое создалась, слабее, но не грубее”:

«Что если родители “перевоспитали” своего сына, что если он воспринимал жизнь несколько “чувствительней”, чем мы, грешные, что если романтическое начало носило в Борисе характер не внешний? Что если просто человек устал смертельно и ему уже сама смерть кажется избавлением от этой усталости и мук? Мне хотелось несколько упредить время и сказать, что наступят дни, не могут не наступить, когда образование, культура приведут, не могут не привести человека к противоречию с той действительностью, когда люди убивают людей. He моя и не героя повести вина, а беда, коли действительность, бытие войны раздавили его. Быть может, замысел опередил события и времена, но это уже право автора - распорядиться замыслом...»

Так объяснил сущность этого характера сам писатель.

Повесть “Пастух и пастушка” - экспериментальная по своей сути, в которой автор искал и новое содержание, и новые формы, т.е. хотел изменить свою стилистику. Она открывала перед писателем разные пути. Один из них - путь, по которому шел Булгаков, используя условные формы изображения, символику, фантастику. Ho Астафьев пошел по другому пути, который также обозначил себя в повести как потенциальная возможность - натуралистический способ изображения жизни. Это последнее писатель реализовал и в неоконченном романе “Прокляты и убиты”, и в новой военной повести о любви “Обертон” (Новый мир. 1996. № 8), где находят себе место и излишне подробная физиология, и ненормативная лексика.

В 1972 г. в издательстве «Молодая гвардия» вышел однотомник Астафьева под названием «Повести о моем современнике», в который вошли уже знакомые нам произведения «Стародуб», «Последний поклон», «Кража», «Пастух и пастушка» и др. Он представляет собой не сборник произведений разных лет, а единую книгу, писавшуюся автором на протяжении полутора десятилетий. Несколько прозаическое своей обыденностью название однотомника раскрывает не только его идею и обозначает тему общего разговора, но, главное, оно точно и полно определяет ту нравственную задачу, которую поставил перед собой вчерашний солдат Виктор Астафьев, на всю жизнь оставшийся верным высокому нравственному закону своего сложного и противоречивого времени. Все произведения, входящие в этот однотомник, необычайно интересны и увлекательны. История создания каждой повести различна, но одна из них, «Пастух и пастушка», отличается своей индивидуальностью и таинственностью, так как это произведение до сих пор остается для всех читателей и литераторов загадкой.

В 1967 г. В. П. Астафьев принимается за новое произведение «Пастух и пастушка». В этой повести автор представляется во всей своей зрелости писательского мастерства; удивительная емкость письма, отчетливость каждого образа и композиционное совершенство позволяют ему на страницах небольшой повести уложить материал романа, раскрыть через правду характеров философию сложного времени - переломного периода войны.

Почему произведение названо именно «Пастух и пастушка», хотя главными героями повести являются участники Великой Отечественной войны? Автору не сразу пришло такое название повести. «По-разному было... И «Легкое ранение», и «Комета»... И «Не пришел с войны» называлась»,- вспоминает автор, добавляя: «Я пишу о людях, которых видел и которых знал. Но, как говорил Моэм, если даже собственное сердце пропустить через наковальню воображения, то его нельзя будет узнать. Почему главного героя зовут Борис Костяев? Мне встречался шофер полуторки с такой фамилией. Взял только фамилию. Больше ничего. А образ этот обобщенный. Жизнь все равно не скопируешь. Собственную родословную и то не проследишь...»

О полноте выражения личности художника можно говорить лишь условно, так как каждое новое произведение раскрывает что-то новое и в личности самого художника, фиксирует этапы его творческого пути. Если во многих прежних произведениях Астафьева война в судьбе героев предполагалась как более или менее близкое событие, то в повести «Пастух и пастушка» главный ее герой -лейтенант Борис Костяев- находился в самой гуще этого события. Когда война, перевалив свою срединную часть, стала суровым бытом народа, отлившего свое философское осмысление переломного периода войны в лаконичное выражение - «не тот немец стал», она сфокусировала духовные резервы человека.

Повесть «Пастух и пастушка»- это органическое продолжение творческих поисков Астафьева в изображении Великой Отечественной войны. В ней, как и в прежних произведениях, автора волнует народный характер, находящийся едва ли не на пределе напряжения сил; в ней, как и всюду, у Астафьева жажда правды, той, что наполняет гневом, тоской, горечью; в ней форма, внешне не похожая на то, что ранее у писателя было, внутренне, однако, она связана с его прежними композиционно- стилевыми исканиями, с концентрацией выразительных средств для обобщений широчайшего плана, где реальные образы вырастают до символов или обретают таинственность как бы еще не до конца познанных явлений жизни.

Таким не до конца познанным по своей значимости явлением является и та земля, которую защищают советские солдаты. В мирное время они не говорили о своем чувстве патриотизма, любовь к жизни включала в себя и любовь к своей земле, стране, а сидя в политых кровью окопах, они осознавали себя единственными, на ком лежит ответственность за будущее земли, детей, страны.

Зажмурив глаза, Борис Костяев думает:» Зачем пришли сюда? Это наша земля! Это наша родина! Где ваша?»

В метельные февральские дни сорок четвертого года войска южных фронтов, преодолевая жестокое сопротивление врага, в предельном напряжении всех моральных и физических сил завершают блестящую операцию по окружению и уничтожению немецкой группировки, вошедшую в летопись под наименованием Корсунь - Шевченковской

Операция завершена. Подсчитано количество убитых и пленных, учтены собственные потери, легли в сводки данные о трофеях и об уничтоженной технике, военные специалисты проанализировали ошибки врага и собственные промахи, допущенные в ходе операции. В Москве в честь героев прогремел победный салют. Конечно, и официальные сведения могут дать какое-то представление о стойкости и героизме солдат и офицеров, но они больше могут сказать о войске, нежели о войне- человеке индивидуальной судьбы слитой с общей судьбой. И только художник, чья собственная судьба слилась в тот грозный для России час с народом, участник, а не свидетель событий, сможет потом рассказать о тех сверхнагрузках, что легли на душу каждого.

Судя по некоторым приметам, в повести как раз показаны эпизоды Корсунь - Шевченковской битвы, но писатель умышленно снимает документальность, он как бы продолжает жить в том времени, когда ни его герои, ни он сам не знали, как потом назовут битву, в которой им довелось участвовать, как фамилия застрелившегося немецкого генерала, да и не осознавали значения и масштабов своей победы. Они знали одно - надо выдержать. И они выдержали.

Действие повести начинается с эпизодов напряженного боя, когда противник делает отчаянные попытки прорвать кольцо окружения и избежать неминуемой гибели. И каждый наш солдат чувствует свою личную ответственность за исход операции - не выдержит батальон, рота, взвод... и разомкнется кольцо окружения. В этом кровавом единоборстве трудно выделить особых героев - героизм стал нормой, а война - работой. Взвод лейтенанта Костяева выдержал, каждый боец сделал все, что - бы обеспечить общую победу.

Окончен бой. Эвакуированы раненые, погребены павшие. Остатки взвода лейтенанта Костяева расположились на отдых в уцелевшей избе, в которой усилиями молодой ее хозяйки Люси повеяло вдруг далеким домом и чем-то схожим с прежней, мирной жизнью. Солдаты пили и ели... Каждый засыпал по-своему: Ланцов качался за столом, клевал носом и, будто не слыша Бориса, философствовал Корней Аркадьевич; Пафнутьев пел песню; «Шкалик взнялся на корточки, передохнул и с трудом проделал следующую операцию: сел на соломе, севши, он поморгал, покачался и, высмотрев, чего ему надо, потянулся к банке»... Люся поставила корыто и скомандовала: «Сейчас же снимайте с себя все!».

«Современная пастораль»- так определяет жанр повести писатель. Он сталкивает сентиментальное мироощущение главного героя с жестоким миром войны, однако любовь не спасает героя, остро чувствующего как нежность к любимой, так и трагедию страны.

Одну короткую ночь отвела жизнь лейтенанта Бориса Костяева на единственную в его судьбе любовь. Наступивший день принес будничные заботы и прощание - вперед на запад вели военные

Война разрушила крестьянский быт, погубила результаты тяжкого труда на кормилице - земле, сделала жизнь ужасной в своей бесперспективности, нищете, бессмысленности существования, но тем и силен русский народ, что даже в самые страшные минуты, когда жить не хочется, люди действуют согласно народной мудрости «болей, а жито сей», и любовь к земле, людей друг к другу помогает пережить страшное горе.

«За давно не топленной, но все же угарно пахнущей баней, при виде которой сразу зачесалось тело, возле картофельной ямы, покрытой шалашиком из будылья, лежали старик и старуха. Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха прятала лицо под мышку старику…

Хведор Хвомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше – вместе на веки вечные».

Пастух и пастушка... отсюда и «современная пастораль».

Сюжет повести, связанный с исследованием «простой», «доверчивой» любви в грозные эпохи социальных потрясений, не нов в истории мировой литературы. В конце XXI – начала XX века его появление было обусловлено расцветом неоромантизма в западных литературах. В романе шведской писательницы С. Лагерлеф «Сага о Йесте Берлинге», к примеру, рассказывается история, напоминающая события повести Астафьева. Идея, заложенная в рассказе С.Лагерлеф, близко соприкасается с основными мотивами Пастуха и пастушки». Вот эта история: « Пастушок и пастушка решили, что когда вырастут, они поженятся и будут жить на хуторе, добывая пропитание трудом своих рук. Но они не успели пожениться: в стране разразилась война, и пастушка взяли в солдаты. Он возвратился домой цел и невредим, но война оставила неизгладимый след на всю его жизнь. Слишком уж много зла и жестокости пришлось увидеть ему; и он потерял способность видеть добро». Из этого текста можно выделить три элемента, соотносимых непосредственно с повестью В. Астафьева. Один из них связан с образованием главных героев – пастуха и пастушки. Пересекается с астафьевской и мысль о жестокости, бесчеловечности войны, способной убить в человеке добро. И, наконец, третьим сближающим моментом является та простота, естественность, доверительность, с которой рассказаны обе истории.

Образ пастуха и пастушки олицетворяет хранителей вечных творческих сил природы, основу народной жизни. ивой"ти, связанный с исследованием "ка"ей баней, при виде которой сразу зачесалось тело, возле картофельной ямы, покрытой

Да «немец стал не тот», но война оставалась прежней. Один за другим гибнут герои повести, и гнетущее одиночество охватывает взводного.

«Снайпер угодил Карышеву под правый висок, искорежив угол гвардейского значка. Карышев был жив, когда его доставили в траншею, но нести себя в санбат не разрешил».

По- разному умирали люди, впрочем, как и жили. Пафнутьев жил без достоинств; не обрел он его и на краю гибели. Пафнутьев - бывший начальник пожарной команды сибирского зерносовхоза, а ныне рядовой взвода, стрелок. Солдат не доволен тем, что он с «хорошей службы» в самое пекло попал. А из-за чего? Из-за жалости. И клянет Пафнутьев эту жалость, и лезет из кожи вон, чтобы притереться к какому-нибудь штабному начальству, выбраться с опасной передовой. Ни о какой жалости он теперь и не думает, исчезла она у него навечно, весь он теперь в себе и для себя. Его индивидуализм родился не на фронте, но война подняла наверх всю муть, накопившуюся на дне его души.

Старшина Мохнаков - фигура иная, нежели Пафнутьев. Сибирский кряж Мохнаков - человек сильный, храбрый, сметливый. В бою спокоен, расчетлив, собран. Неопытному юноше комвзвода Костяеву он не только помогал, но заслонял его собою в опасные минуты, охранял, оберегал: «На пути ко взводному все время оказывался Мохнаков. И оборонял его, оборонял себя и взвод.

Мохнаков бросился с миной под танк, который подпускать было нельзя через окопы: за десяток он там работает. Мохнаков, безусловно, героически шел на смерть, чтобы уничтожить этот опаснейший для взвода танк.

В финале повести на глазах лейтенанта Бориса Костяева подрывается на мине сопровождавший его в санбат солдат Шкалик. «Шкалик был всегда беспечен. Но он- то, взводный, с собачьим уже чутьем, почему позволил себе расслабиться и не почувствовал опасности?»... Вот это «расслабление» будет потом стоить жизни и самому лейтенанту, когда он, оказавшись в санитарном поезде, не найдет в себе силы бороться за собственную жизнь и умрет от раны в общем- то не смертельной.

Смерть для Бориса является избавлением от безмерных душевных страданий, поэтому совсем в духе фольклорных представлений она желанна ему, воспринимается как «невеста».

Как личную утрату воспринимали мы гибель каждого героя повести. Погиб Борис Костяев, погибли Карышев, Мохнаков, Шкалик... Однако не все остались там, на поле боя, иных война и пощадила. Вернулся домой и Сергей Митрофаныч, хотя война и «поменяла» ему ногу на «бесчувственную деревяшку».

За что воюют лейтенант, его взвод и весь советский народ? За родную землю, в которой для крестьянина все-будни и праздники. Не разбирается он во всех тонкостях политики, но это знает твердо, потому и воюет, как работает,- основательно. Рабочий Ланцов хорошо понимает, что гитлеровцы- насильники и убийцы, что они все погубят, если их не остановить. О завтрашнем дне человечества неотступно думает он: «Я сегодня думал. Ночью, лежа в снегу, думал: неужели такое кровопролитие не научит людей? Эта война должна быть последней! Или люди не достойны называться людьми! Не достойны жить на земле! Не достойны пользоваться ее дарами, жрать хлеб, картошку, мясо, рыбу, коптить небо...»

За родную землю, за все прекрасное, созданное трудом человека, за мир на всей планете - вот за что сражаются советские люди со всей беспощадностью к врагу; и как- то странно слышать упреки автору повести якобы за «осуждение войны вообще, выпячивание ее ужасов: ее трагизма.

Повесть заканчивается строками:

«Она шла и видела не ночную, благостно шелестящую степь, а море, в бескрайности которого одиноким бакеном качалась пирамидка, и зыбко было все в этом мире.

А он, или то, что было им когда-то, остался в безмолвной земле, опутанный корнями трав и корней, утихших до весны.

Остался один – посреди России».

Читая эти строки, невольно думаешь: не тот ли далекий разъезд «подсказал» автору композиционное решение будущего произведения и не в той ли безграничной степи он «увидел» будущую героиню, припавшую к одинокой могиле того, кого она полюбила на всю жизнь? Не там ли, прочитав книгу аббата Прево о всепоглощающей любви двух молодых людей, Астафьев вдруг навсегда поверил в вечность и неодолимость истинной любви?

Мальчишка, деревенский подросток в обстоятельствах горя и беды – такова сквозная линия в творчестве Виктора Астафьева. В повести этот развивающийся, детский, отроческий, юношеский характер нашего современника, упрямо прорастающий сквозь жизненные невзгоды, а в конечном счете, и испытание войной к свету, любви, добру. И столько трудного и подчас страшного, жестокого выпадает на долю столь любимого автором и нами героя астафьевской повести, что, казалось бы, проза его должна дочерна выжигать душу. А между тем она просветляет ее, более того – высекает в твоей душе свет.

В. Камянов писал, что главный герой повести В. Астафьева – примелькавшийся в литературе рафинированный молодой человек, ничего не имеющий, никак не влияющий на ход событий, на взвод, которым он руководит. С такой трактовкой образа героя согласиться нельзя.

Борис Костяев действительно очень молод, выходец из интеллигентной семьи, в которой его по-своему воспитывали, баловали, он не опытен в военном деле, знает меньше, чем его бывалый старшина, который во все вмешивается и правильно делает, - умение воевать дается не сразу.

Как мы видим этот молодой человек быстро освоил науку воевать и умеет постоять за идейно – нравственные принципы.

Труд и природа в нерасторжимом одухотворенном единстве, труд и природа как образ Родины, как воплощение человечности – вот кто герой большинства книг Астафьева. Его проза – есть исполненное любви и верности, но при всем этом – и глубокой объективности художественное исследование трудовой народной жизни, народной нравственности, поднимающееся порой, в особенности на страницах, посвященных испытанию войной, до высот подлинного апофеоза.

Нравственность народа, формировавшаяся тысячелетиями труда, борьбы и преобразования земли, была в первую очередь трудовой нравственностью.

К нравственному самосознанию народа нельзя подходить однолинейно, упрощенно, метафизически. На народную, крестьянскую, трудовую в основе своей нравственность накладывали свою печать и патриархальные и мелкособственничес- кие общественные отношения. Это мир сложный, противоречивый, а главное – непрестанно развивающийся вместе с изменением условий социального существования народа.

Всем своим творчеством Виктор Астафьев упрямо доказывает, что сила и прочность современного советского характера – его глубинных, подлинно народных основах и новых социальных условиях жизни страны, в органической слитности его идейных убеждений с высокими традициями труда и преобразования родной земли. Для сыновей ее, по убеждению писателя, всегда «истинной земли». Во всех своих произведениях Земля для писателя – это и труд крестьян, люди не только своей страны, но и всего мира, семья, а самое главное защитники Земли и государства и сама отчизна.

Повесть «Пастух и пастушка» Астафьева, написанная в 1967 году, стала первым крупным произведением писателя о войне. Он не раз возвращался к героям, событиям, переписывая их судьбу и редактируя книгу. Это история всепобеждающей любви, над которой не властны ни обстоятельства, ни даже смерть.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Пастух и пастушка» по главам, а после – пройти тест для проверки знаний на нашем сайте. Пересказ повести будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Борис Костяев – двадцатилетний лейтенант, командир взвода, порядочный молодой человек с чистым сердцем.

Люся – ровесница Бориса, его первая и единственная любовь.

Другие персонажи

Мохнаков – старшина, любитель выпить, отчаянный человек.

Арина – санитарка, простая, жалостливая девушка.

По безликой, солончаковой степи вдоль железнодорожной линии шла женщина, в глазах которой « стояли слезы, и оттого все плыло перед нею, качалось, как в море ».

У километрового столба она остановилась, поднялась на сигнальный курган, где отыскала заброшенную могилу, заросшую « травою-проволочником и полынью ». Опустившись на колени перед могилой, женщина воскликнула: « Как долго я тебя искала!»…

Часть первая. Бой

Советская армия добивала « почти уже задушенную группировку немецких войск », командование которой до последнего отказывалось капитулировать. Немцы собирались предпринять отчаянную попытку прорваться сквозь окружение, и многочисленные полки, батальоны и роты ожидали этого шага от противника.

Взвод лейтенанта Бориса Костяева вместе с другими военным подразделениями приготовился встретить прорывающегося противника. Ночной бой был тяжелым – густела, разрасталась стрельба, пронзительно выли мины, ревели пламенем « головатые стрелы снарядов ».

Отбив атаку, взвод Костяева подсчитал потери, собрал убитых и раненых. Лейтенант посылал несколько « бойцов в батальон, никто из них не возвращался ». Борис прекрасно понимал, что в такую студеную ночь раненые могут не выжить, и приказал разжечь большой костер, а также раздеть убитых, чтобы живые еще бойцы смогли хоть немного согреться. Утром взвод Костяева прибыл на отдых в ближайший украинский хуторок.

За баней Борис увидел убитых осколками гранаты старика со старухою – « они лежали, прикрывая друг друга ». От хуторян он узнал, что супруги « приехали сюда с Поволжья в голодный год » и зарабатывали на жизнь тем, что пасли колхозный табун – обычные « пастух и пастушка ». Солдаты похоронили стариков, которые даже после смерти крепко обнимали друг друга.

Часть вторая. Свидание

Бойцы взвода Костяева расположились в доме, хозяйкой которого была девушка по имени Люся. Чтобы отогреться, они пили самогонку « торопливо, молча, не дожидаясь, когда сварится картошка ». После напряженного боя все очень устали и быстро опьянели, за исключением старшины Мохнакова.

Красивая и одинокая хозяйка дома была явно не на своем месте « среди грязных, мятых и сердитых солдат ». Однако она поборола смущение и наравне со всеми выпила « убойно пахнущее зелье », поблагодарив бойцов за их возвращение.

В хорошо натопленной « хате жарко и душно », и уставшие солдаты стали укладываться спать прямо на пол. Те, в ком еще были силы, вспоминали мирную жизнь, вели задушевные беседы.

Заметив, что старшина Мохнаков стал грязно приставать к Люсе, Борис вывел его на улицу и пригрозил убить. Между двумя людьми, прошедшими множество военных невзгод, вспыхнула взаимная ненависть. Раздосадованный Мохнаков отправился спать в другую избу.

В знак благодарности Люся предложила Борису спать в своей чистой и опрятной комнате. Ему было неловко ложиться на постель в грязной одежде, и девушка предложила ему помыться. Едва отмывшийся от окопной грязи лейтенант лег на постель, как « сон медведем навалился на него ».

Еще до рассвета лейтенант Костяев получил от командира роты приказ выбить оставшихся фашистов из соседнего хутора, последнего опорного пункта. В молодом и горячем Борисе все дрожало « от нетерпеливой жажды схватки », и вскоре ему удалось выплеснуть всю накопившуюся ненависть к врагу.

Недолго длился бой, по окончанию которого взвод Костяева занял освобожденное село. Вскоре туда прибыл командующий фронтом, которого Борис никогда не видел, « да еще так близко ».

В одном из сараев был найден мертвый немецкий генерал, покончивший жизнь самоубийством. Командующий, о котором ходили легенды, приказал похоронить его со всеми причитающимися почестями, тем самым подав бойцам « пример благородного поведения ».

Борис Костяев со своими солдатами вернулся в дом к Люсе. Той ночью лейтенант впервые узнал, что такое женщина, и любовь « закружила, закружила и понесла, понесла над землею ». Расслабленный и расчувствовавшийся, Борис принялся рассказывать Люсе о себе, своей жизни. Он вспомнил, как однажды ездил с матерью в Москву на балет. На сцене « танцевали двое – он и она, пастух и пастушка », и в своей любви и « доверчивости они были беззащитны », но при этом совершенно недоступны злу.

Молодые люди с наслаждением упивались этой волшебной ночью, позабыв о войне и смерти. Они прекрасно понимали, что эти счастливые мгновения в их жизни больше никогда не повторятся…

Часть третья. Прощание

Люся принялась мечтать, как после окончания войны она прибежит на вокзал встречать Бориса, и, счастливые, они начнут вместе строить новую жизнь. Девушка была уверена, что взвод пробудет на хуторе еще двое суток, но неожиданно пришел приказ – срочно собираться и догонять основные силы.

Сраженная предстоящей разлукой, Люся не нашла в себе силы проводить Бориса. Но после не выдержала, догнала машину, на которой он ехал, и без всякого стеснения принялась крепко целовать лейтенанта.

Часть четвертая. Успение

Борис, которому « тоска прожгла глаза », отпросился у замполита в краткосрочный отпуск, чтобы хоть краем глаза взглянуть на Люсю. Однако его планам не суждено было сбыться – взвод вновь принял участие в боях, в которых погиб Мохнаков, бросившись под вражеский танк с противотанковой миной. Костяев отделался ранением в плечо.

Оказавшись в переполненном санбате, лейтенант пропускал вперед тяжело раненых бойцов, сам же попал на операционный стол только спустя сутки. Его заверили, что рана не опасная, и максимум через две недели « он снова будет в строю ».

Тоска о Люсе терзала измученное сердце Бориса, и, к удивлению врача, рана на плече никак не хотела затягиваться. Видя, что лейтенант никак не идет на поправку, он назначил его « на эвакуацию ».

В санпоезде у Бориса заметно ухудшилось самочувствие, поднялась температура. Санитарка вагона Арина никак не могла понять, отчего молодому лейтенанту с каждым днем становится все хуже и хуже.

Гладя в окно, Борис жалел себя, разлученную с ним Люсю, раненых соседей по вагону. Он « плакал сухими слезами о старике и старухе, которых закопали в огороде ». Они были похожи на отца и мать, на всех людей, искалеченных войной.

Во время утреннего обхода Арина увидела, что Борис мертв. Похоронили молодого лейтенанта посреди степи, соорудив наспех « пирамидку из сигнального столбика, отслужившего свой век ».

Послушав землю, седая женщина « с уже отцветающими древними глазами » пообещала скоро встретиться там, где « уж никто не в силах разлучить » их. Женщина ушла, а он « остался один – посреди России » …

Заключение

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 299.

Урок 6. Обсуждение повести В.П. Астафьева

«Пастух и пастушка»

Цели урока: вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: можно попросить принести на урок какие-нибудь семейные реликвии времен войны: письма, документы, фотографии, газеты, вещи.

Методические приёмы: сообщение преподавателя, анализ текста, беседа.

Ход урока

I . Слово преподавателя

Повесть В.П. Астафьева «Пастухи пастушка» относится к тем произведениям, которые воссоздают правду о войне. Виктор Петрович Астафьев сам прошел войну - начал и закончил ее рядовым, получил тяжелое ранение. Был шофером, связистом, артразведчиком. Астафьев изображает войну, не делая масштабных обобщений, он не показывает действия армий, его героями являются простые люди, которые своим каждодневным трудом, волей, позволяющей преодолевать страх смерти, ответственностью за чужую жизнь, способностью сохранить в тяжелейших условиях приверженность добру, духовное богатство и сделали возможной и явной нашу победу в этой страшной войне.

Сам автор говорил о своей повести (1989 г.): «Больше других люблю «Пастуха и пастушку». Это было первое крупное произведение Астафьева о войне. Понадобилось более четырех десятилетий, чтобы со значительного временного расстояния оглянуться на пережитое и осмыслить его роль в своей судьбе и в судьбе страны. Четырнадцать лет писатель работал над повестью, сделал пять ее редакций. Это говорит о том, какое значение Астафьев придавал этой вещи, объясняет его особое отношение к «Пастуху и пастушке». Это очень требовательное отношение, связанное с ощущением ответственности, долга перед теми, кто не вернулся с войны.

II. Аналитическая беседа

Каков жанр «Пастуха и пастушки»? Как жанр соотносится с названием и с тематикой повести?

(Астафьев определил жанр своей повести как «современную пастораль». Для традиционной пасторали (от лат. pastoralis - пастушеский) характерно изображение мирной пастушеской жизни, воспевание красоты, чистоты и верности чувств на лоне природы.

Авторское определение жанра вторит названию, обещающему именно пасторальный сюжет, чувствительную повесть. Однако тематика повести резко контрастирует и с названием, и с авторским определением жанра. Писатель действительно воспевает чистоту и верность чувств, но на каком фоне? Вместо мирных пасторальных пейзажей - кровавый фронтовой быт. Любовь героев далека от красивой сказки, и конец этой любви трагичен.)

Где и когда происходит действие повести?

(Ни время, ни место действия прямо в повести не указаны. Это лишь один эпизод войны, подобный мог произойти в любое время и в любом месте военных действий. Отсутствие указания на конкретное время и место придает повествованию обобщающий характер.)

Справка. По мнению исследователей, Астафьев описывает Корсунь-Шевченковскую операцию 1944 года, одну из выдающихся в истории Великой Отечественной войны.

Каков событийный фон повести?

(В центре повествования - малая войсковая единица, взвод пехоты, которым командует девятнадцатилетний Борис Костяев. Взвод Костяева участвует в ликвидации взятой в тиски большой группировки немецких войск. Фашистское командование отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции.)

Как изображает Астафьев боевые действия и главное - чело века на войне? (Зачитаем и прокомментируем эпизоды.)

(Первая часть повести называется «Бой». Писатель показывает жестокую битву: немецкие танки утюжат наши окопы. Видя, как гибнут люди, юный командир, крича и плача, «натыкаясь на раздавленных, еще теплых людей», бросается на танк с гранатой: «Его обдало пламенем и снегом, ударило в лицо комками земли, забило все еще вопящий рот землею, катануло по траншее, будто зайчонка. Как жахнула граната, он уже не слышал, воспринял взрыв, боязно сжавшись нутром и сердцем, чуть было неразорвавшимся от напряжения».

Обратим внимание, что в описании взводного соединяется изображение его героизма и естественной реакции человека на происходящее: «вопящий рот», «боязно сжавшись нутром и сердцем». Герой сравнивается с зайчонком не потому, что он труслив, как заяц, а потому, что против танковой мощи человеческий организм бессилен. И все же Борис побеждает, удивляясь тому, что сделал: «Борис недоверчиво посмотрел на усмиренную громаду машины: такую силищу - такой маленькой гранатой! Такой маленький человек! Слышал взводный еще плохо. Во рту у него хрустела земля...»

Часто писатель изображает картины войны натуралистично, что характерно для его творческого почерка: «На поле, в ложках, в воронках, и особенно густо возле изувеченных деревцев лежали убитые, изрубленные, подавленные немцы. Попадались еще живые, изо рта их шел пар, они хватались за ноги, ползали следом по истолченному снегу, опятнанному комками земли и кровью, взывали о помощи.

Обороняясь от жалости и жути, Борис зажмурил глаза: «Зачем пришли сюда?.. Зачем? Это наша земля! Это наша родина! Где ваша?»

В этом описании «изувеченные деревца» вызывают не меньшую жалость, чем изувеченные люди. Жалость к людям необходимо подавить, и Борис ищет себе оправданий: «Зачем пришли сюда?» «Обороняться» приходится не только от врагов, но и от естественных человеческих чувств, которые живы в Борисе - «от жалости и жути».

Борис из интеллигентной учительской семьи, по матери - потомок декабриста Фонвизина, человек невоенный по своей сути. Но он выполняет на войне свой долг и не теряет при этом лучших человеческих качеств.)

Очень сильно написана Астафьевым сцена, когда у разбитого хутора в толпу греющихся у огня пленных врывается солдат в маскхалате с автоматом и расстреливает немцев очередями, крича: «Маришку сожгли-и! Селян всех... всех загнали в церковь. Всех сожгли-и-и! Мамку! Крестную! Всех! Всю деревню... Я их тыщу... Тыщу кончу! Резать буду, грызть!..»

С этой сценой контрастирует другая: «в ближайшей полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.

И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, иные курили, ожидая отправки...»

Здесь встает извечный вопрос: что нужно проявлять к побежденному врагу - месть или милосердие? Месть оправданна, но милосердие выше.

Как соотносится с военной темой тема любви? Как изображается любовь?

(Любовь возникает прямо в военном аду, вопреки ему. Это великая, единственная любовь, которая дается далеко не каждому. Автору удается совместить возвышенную романтику и даже сентиментальность с грубым реализмом войны.

У читателя не возникает сомнений в возможности молниеносного возникновения любви на войне. Автор использует для этого разнообразные средства. Например, интертекстуальность (цитирование в тексте других текстов): «На заре ты ее не буди…»; мимолетное виденье, «которое явилось и вознесло однажды поэта на такую высоту, что он задохнулся от восторга». Пасторальный мотив пастуха и пастушки, свойственный сентиментализму, преобразуется в символ. Заявленный в названии, он вызывает ожидания читателя. Вскоре оказывается, речь идет о двух стариках: в освобожденном хуторе Борис и его взвод видят страшную картину - убитых пастуха и пастушку, приехавших в деревню из Поволжья в голодный год.

Старики пасли колхозный табун, когда их накрыла страшная смерть: «Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку, вырвало серую вату из латаных телогреек, в которые оба они были одеты... Хведор Хвомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше - вместе на веки вечные…»

Эта картина соединяет два символа - символ жестокости войны и символ вечной любви.)

Каковы особенности астафьевского символа?

(Символ развивается, обогащается. В единственную ночь, подаренную влюбленным, Борис вспоминает убитых деревенских пастухов. Это воспоминание вызывает в памяти детские впечатления, когда он с матерью ездил к тетке в Москву и был в театре. Борис рассказывает Люсе, своей возлюбленной: «Еще я помню театр с колоннами и музыку. Знаешь, музыка была сиреневая... Простенькая такая, понятная и сиреневая... Я почему-то услышал сейчас ту музыку и как танцевали двое - он и она, пастух и пастушка - вспомнил. Лужайка зеленая. Овечки белье. Пастух и пастушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдилась любви и не боялись ее. В доверчивости они были беззащитны».

Пасторальная сцена могла бы показаться неестественной, слишком сладенькой и сентиментальной, если бы она не относилась к детским впечатлениям Бориса, если бы не его чуть снисходительное отношение к этим воспоминаниям: «Простенькая такая, понятная и сиреневая…» Обратим внимание на цветовое восприятие музыки, ясные и чистые цвета, контрастирующие с темными красками войны.

И еще раз символические образы пастуха и пастушки, убитых войной, всплывают в угасающем сознании Бориса, когда его раненого везет в тыл санитарный поезд.)

Каково значение этого символа?

(С помощью символа Астафьев подчеркивает чувствительность, ранимость, неординарность главного героя, его способность к возвышенной любви. В то же время символ помогает созданию антивоенного пафоса повести, показывает несовместимость естественных человеческих чувств и войны, античеловеческую сущность войны, утверждает мысль о преодолении смерти.)

В чем особенность образа Люси?

(Для создания образа возлюбленной Бориса Астафьев использует приемы романтизма. Читателю неясно, кто она и откуда. По отдельным деталям становится понятно, что Люся не деревенская женщина, что она начитанна, музыкальна, чутка. В ней есть присущие романтической героине глубокая затаенность и грусть и даже виноватость в чем-то». Портрет Люси несколько расплывчат: убегающий взгляд, невзаправдашние глаза, которые делаются иногда загадочно-переменчивыми, «то темнея, то светясь, и жали как бы отдельно от лица». Писателю важно изобразить не конкретные черты лица, не четкий облик героини, а ее таинственную сущность, ее способность любить.

Героиня, правда безымянная, действует в зачине и эпилоге повести. Читатель догадывается, что это Люся, через годы отыскавшая могилу Бориса. Она пронесла любовь через всю жизнь. Ее обещание вскоре воссоединиться со своим возлюбленным навечно тоже становится символом вечной любви.)

Какое значение имеют эпизодические персонажи?

(В повести множество эпизодических героев, изображенных писателем выразительно и ярко. Это комбат Фалькин, родом из семиреченских казаков; партизанский связной Хведор Хвомич, у которого фашисты сожгли и дом, и семью; солдат Корней Аркадьевич Ланцов, из рабочих, который в детстве на клиросе пел, а потом к атеистически настроенному пролетариату присоединился. Это он читает молитву над могилой убитых стариков - пастуха и пастушки.

Есть в повести и отрицательные персонажи. Это злой, хитрый, ловкий солдат Пафнутьев, но лучше бы во взводе его не было: он угождает штабному офицеру, перебирается подальше от передовой, порой и мародерствует. Это «зажратая пэпэжэ» - походно-полевая жена врача госпиталя. О ней писатель говорит с презрением: Не одного еще такого вот мямлю-мужика обретает такая вот святоликая боевая подруга. Удобно устраиваясь на жительство, разведет его с семьей, увезет с собой после войны в южный городок, где сытно и тепло, да помыкать простофилей будет лет еще десять-двадцать, пока тот не помрет с надсады».

Антиподом Бориса изображен помкомвзвода старшина Мохнаков, живущий по принципу: все дозволено, война все спишет. В то же время он «как родимый тятя, опекал и берег лейтенанта Война погубила его душу, и он сам понимает это: «Светлый ты парень! Почитаю я тебя. Зато почитаю, чего сам не имею... Я весь истратился на войне. Весь! Сердце истратил... Не жаль мне никого. Меня бы палачом над немецкими преступниками, я бы их!..» Старшина принимает роковое решение - погибнуть, так как жестокость не дает ему жить. Он бросается с миной под немецкий танк.

Это очень сильный образ, показывающий сложность, неоднозначность человеческой натуры. Война даже у таких сильных людей может отнять душу, погубить в них человеческое. И все же Мохнаков - герой.)

(Астафьев пишет очень эмоционально, взволнованно, порой напрямую обращаясь к своему герою-солдату: «Бейся, вояка, и не метусись... Боже упаси ослабить огонь!»; «Что же ты хотел, чтобы при ранении и никакой боли?» Порой встречается юмористический тон. Например, когда Астафьев пишет о солдате, который ползет в окоп, но при этом даже сматериться ему нельзя, облегчить душу: «Никакого богохульства позволить себе сейчас солдат не может - он между жизнью и смертью». Сцены, посвященные любви героев, написаны в лирическом ключе, тон становится приподнятым, сентиментальным, возвышенным.)

(Сам Астафьев пишет об этом так: «Мне хотелось несколько упредить время и сказать, что наступят дни, не могут не наступить, когда образование, культура приведут, не могут не привести человека к противоречию с той действительностью, когда люди убивают людей. Не моя и не героя повести вина, а беда, коли действительность, бытие войны раздавили его. Быть может, замысел опередил события и времена, но это уже право автора - распорядиться замыслом…»)

Высказывание Астафьева пронизано высоким гуманистическим пафосом. Он обходится без возвышенной лексики - сам тон автора, повторяющиеся синтаксические конструкции («не могут не наступить», «не могут не привести») придают словам писателя выразительность, уверенность, становится очевидной бесспорность победы человеческого разума над безумием войны.

Задания

1. Соотнесите литературные реминисценции повести с их источниками (в скобках дается правильный ответ):

А) Борис, обнаружив, что заснул на ходу, говорит: «Если зайца долго лупить, он спички зажигать научится...». Кто автор этой фразы? (А. П. Чехов )

Б) Взгляд Люси сравнивается с виденными в детстве «давным-давно, в тридевятом царстве, в зимнем государстве» печальными, «беззащитными» глазами «лошадки». Откуда пришел этот образ? (Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

В) Люся прошептала: «На заре ты ее не буди». Кто автор этой строчки? (А. А. Фет)

Г) Из какого произведения взята строка эпиграфа к первой части: «Есть упоение в бою»? (А. С. Пушкин, «Пир во время чумы»)

3. Какие литературные традиции продолжает Астафьев в повести «Пастух и пастушка»? Какие отвергает? В чем новаторство Астафьева?

4. Какую роль играют названия четырех частей повести: «Бой». «Свидание», «Прощание», «Успение»?

5. Прочитайте сцену смерти Бориса. Какие художественные средства придают ей силу?

6. В чем особенность изображения Астафьевым времени и пространства в повести?

Повесть посвящена истории любви во время Великой Отечественной Войны. Начинается повесть с картины, как женщина идет вблизи от железной дороги, в поисках заветного километрового столбика. Найдя его, она сворачивает и спускается вниз, к кургану, где находит нужную ей могилку, опустившись перед ней на колени.

Во время Великой Отечественной Войны, группировка наших войск дожимала отряд немецких бойцов, которые отказывались сдаваться. После ночного сражения, которое унесло много жизней с той и другой стороны, взвод лейтенанта Бориса Костяева отправился отдыхать в хутор, находящийся неподалеку.

На снегу, за хозяйственными постройками, Борис увидел два тела - старика и старуху. Они были убиты и лежали, держась друг за друга. Один из местных жителей поведал Борису, что они - пастух и пастушка, которые пасли местный колхозный скот.

Когда жители стали их хоронить, то не смогли разжать их руки, настолько сильно они держали друг друга даже после смерти. Один из бойцов прочитал над ними молитву.

Солдаты нашли пристанище в доме, в котором хозяйничала молодая девушка по имени Люся. За отдыхом бойцы принялись отогреваться, в том числе местными горячительными напитками, горячей пищей, их настроение поднялось, то и дело слышались шутки. Хозяйка пригубила вместе с бойцами, поздравив их с возвращением и сказала, что все очень долго их ждали.

Когда солдаты наелись и захмелели, они начали укладываться на ночлег. Те, кто был посильнее организмом, продолжали насыщаться, выпивать и шутить. Когда Борис вышел в сени, он услышал, как старшина домогается до Люси, которой это не нравилось. Борис тут же вывел обидчика на разговор и пригрозил, что сделает ему предупредительный выстрел в голову, если он еще раз повторит свои домогательства. Назрел конфликт, после которого старшина в гневе ушел спать в другую избу.

Хозяйка пригласила Бориса в избу, в которой спали все бойцы. Люся привела его в чистую половину дома, принесла ему одежду, дабы он мог переодеться, а также сделала из корыта купальню. Борис искупался, переоделся в чистое, добрался до постели и мгновенно уснул от усталости.

Но не успел наступить рассвет, как Бориса вызвал к себе командир роты. Это очень расстроило Люсю, потому что она хотела постирать Борису форму. Перед Борисом была поставлена задача освободить соседний хутор от немецких солдат. Борис с отрядом своих бойцов очень быстро справился с поставленной задачей. Через некоторое время в освобожденный от немцев хутор нагрянул легендарный командующий фронтом. В одном из построек хутора был найден немецкий генерал, который предпочел смерть пленению и самоликвидировался. Его торжественно предали земле.

Тем временем Борис и его взвод возвращаются в дом, откуда его выдернули посреди ночи. В этот день Борис устал не меньше вчерашнего и быстро заснул. Под покровом ночи к нему пришла Люся и стала его первой женщиной. Борис рассказал Люсе о себе, зачитал несколько писем от своей мамы, и вспомнил, как они ездили с матерью в Москву и смотрели балет про пастуха и пастушку.

Люся была вся во внимании, понимая, что эту ночь больше не повторить. Этой волшебной для двоих ночи, молодые парень и девушка забыли обо всем и лишь любили друг друга.

Люся раздобыла информацию, что Борис с солдатами будут здесь 2 дня, однако поутру пришел приказ о снятии. Эта новость шокировала Люсю, она не была готова к столь внезапной разлуке. Сперва она решила не выходить из избы, но не вытерпела, бросилась вдогонку за солдатами, кинулась на Бориса и зацеловала его, не обращая ни на кого внимания.

Вскоре, после нескольких успешных сражений, Борис стал проситься в отпуск. Замполит понял его и решил пойти ему на встречу, чтобы Борис смог хотя бы на сутки попасть к своей любимой. Но пока они строили планы, война вносила свои коррективы. Повсюду шли кровопролитные бои, и взвод даже не могли переформировать из-за этого. Один такой бой унес жизнь старшины, с которым Борис поругался из-за Люси. Старшина Мохнаков погиб смертью героя - бросился с миной под танк немцев и подорвал его. Вскоре Борис получил осколочное ранение в плечо и попал в медсанбат.

Врач никак не мог понять, в чем причина того, что Борис никак не пойдет на поправку с такой пустяковой раной. Но вскоре он понял, что основная рана у Бориса в душе и врач принял решение отправить Бориса на эвакуацию из зоны боевых действий.

Бориса отправили на санитарном поезде в восточном направлении. Однажды, на небольшой станции, Борис увидел девушку, которая была очень похожа на его возлюбленную - Люсю. В его вагоне санитаркой была Арина, которая, так же и полевой врач, никак не могла понять, почему самочувствие Бориса с каждым днем ухудшалось.

Борис часто смотрел из окна поезда, ему было жалко себя, раненых товарищей, пастуха и пастушку, которых они похоронили на хуторе. Ему было очень плохо.

В одно утро санитарка обнаружила его мертвым. Она вновь удивилась этому и не могла понять, почему такое легкое ранение стало причиной смерти.

Борис был похоронен в степи, сделав из километрового столбика указатель в виде небольшой пирамидки.

Женщина стояла на коленях возле могилки и плакала. Она стала собираться назад, но сказала, что еще вернется. И пообещала, что они еще обязательно встретятся. Там, на небесах. И там уже никто и никогда не сможет их разлучить….

Женщина ушла.