Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

В какие дни церковь поминает самоубийц. Когда можно поминать самоубиенных

По церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, убитые во время разбоя преступники, люди, настоявшие на своей эвтаназии) и даже подозреваемых в самоубийстве (не принято отпевать утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на кладбищах около церквей. Есть мнения, что к самоубийцам можно отнести погибших "любителей" экстремальных видов "спорта", ведь они реально осознавая смертельную опасность таких занятий, ради пустой утехи все равно рисковали жизнью. Фактически самоубийцами являются наркоманы, токсикоманы и алкоголики.

Впрочем, в известном дореволюционном руководстве для священнослужителей С.В. Булгакова со ссылкой на постановление Священного Синода от 10 июля 1881 года указывается, что умершие от запоя (если не доказано, что те пили с целью отравить себя алкоголем), не причисляются к самоубийцам, на основании, что "...ибо смерти от запоя предшествует помрачение рассудка, чего не бывает при употреблении других средств к сознательному самоубийству... ". Хотя, явно практически все пьяницы осознают, что чрезмерное употребление алкоголя смертельно для здоровья. Не все просто и в случаях смерти наркоманов от передозировки, поскольку непосредственно пред принятием наркотика наркоман находится в сознании в отличие от запойного алкоголика, принимающего последние уже смертельные порции спирта явно в невменяемом состоянии.

Исключение делается только для самоубийц, страдающих явной психической патологией, и состоящих на официальном психиатрическом учете. В таких случаях необходимо предоставить правящему архиерею вашей епархии справку из психиатрического учреждения, когда-то курирующего этого несчастного, и написать соответствующее прошение с просьбой благословить церковное поминовение такого человека. Практически всегда такое благословение дается…

Кого обманываем себя или Бога?

Однако, как показывает практика, народ наш, особенно из маловеров, церковных "захожан" придает чрезмерное и ложное значение церковному отпеванию, как к некоему магическому действию, после которого усопший автоматически попадает в рай.

Между тем, по учению Церкви, душа человека на третий день после смерти проходит страшные мытарства. В это время душа усопшего имеет большую нужду в молитвенной помощи родственников и Церкви. Чтобы облегчить переход душе в другую жизнь, над гробом родственниками читается канон и псалтырь, а в храме совершается чин отпевания. Первейшее значение этой службы – утешение души усопшего , и уже потом испрашивание милости у Господа для души, прошение грехов, которые, увы, автоматически абсолютно во всех случаях не прощаются.

Тяжко видеть с каким просто маниакальным упорством родители чуть ли не выбивают у священноначалия благословение на отпевание своих детей-самоубийц, которые никогда не страдали психическими расстройствами. Кого обманываем? Священник, обращаясь к Господу, поет: "...со святыми упокой…". Кого со святыми упокой?! Самоубийцу?! Который к тому же годами презирал Церковь Христову, равно как и его родители, начавшие креститься, только когда грянул страшный гром?

Святитель Иннокентий Иркутский, согласно, между прочим, апостольским правилам, спрашивал родственников, привозивших в церковь на отпевание покойников: "А когда он в последний раз был на службе?" - "Где-то полгода назад".– "Берите гроб. Мы таких отпевать не имеем права".

Церковь молится только о своих членах, но практически всегда до самоубийства доходят люди, давно самовольно отсекшие себя от тела Церкви. Господь говорил: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Ин.15:5-6) – в них и великое утешение для верных христиан, и страшное предупреждение для маловеров и отступников.

Вот два письма архимандрита Иоанна Крестьянкина, духовника Псковско-Печерского монастыря:

"Дорогая о Господе А.! Поминать и молиться в церкви о маме нельзя Вам, ибо есть каноны, которые преслушать нельзя. Преслушание повлечет за собой страшные для непокорного последствия. Он сам отдаст себя во власть врагу. А вот что возможно - об этом пишет владыка Вениамин. И мы посылаем Вам Канон о самовольно живот свой скончавшем. Почитайте дома 40 дней ежедневно этот канон, а молитву Льва Оптинского читайте о маме всю жизнь. Еще подавайте о маме милостыню нуждающимся. Больше ничего сделать нельзя. Если даже кто-то и даст Вам разрешение на молитву в церкви, то это будет во вред и маме и Вам самой , ибо каноны Церкви никто отменять не может. А послушание им преклонит Господа на милость к Вам и к маме. Храни Вас Господь!".

"Раба Божия В.! Нельзя безнаказанно нарушать каноны церковные. О своем брате молиться в церкви Вы не можете. Зря хлопотали Вы о его отпевании, теперь хоть прекратите собирать себе на голову гнев Божий . О самоубийцах молиться можно только дома, и ни как нельзя подавать о них в церкви ни на Литургию, ни на панихиду. Господь им судья, а Вы страдаете на непослушание".

Маниакальное упорство сродников самоубийц нередко вызнано подсознательным желанием переложить всю ответственность за дальнейшую судьбу своего убившегося чада на Церковь. Между тем наибольшая вина лежит, прежде всего на родителях, живущих в безверии, и не давших должную веру с малого возраста своему ребенку, на которую он мог бы легко опереться в трудную минуту.

Поэтому правильнее самим взять на себя ответственность, и самим келейно (в домашних условиях) взять на себя молитвенный подвиг (но не самочинно, а благословения и при определенных условиях) , с верою, что Господь даст определенное облегчение душе самоубийце.

Однако здесь не все так просто...

Молитесь, но осторожно

В течение последних лет имеют хождение несколько брошюрок, в которых содержится поминовение на домашней молитве о самоубийцах с каноном "О самовольна живот свой скончавших" и молитвой преподобного Льва, старца Оптинского. Это издание некоего московского прихода (кстати, напечатанное без благословения Святейшего Патриарха); издание Свято-Успенского Псковско-Печерского монастыря (тоже без архипастырского благословения); этот канон и молитва вошли в книгу, изданную Сретенским монастырем - "Молитвы об усопших" (издание лично не видел, и благословлено ли оно Святейшим Патриархом не знаю). Небольшая книжица "Как молиться о самоубийцах", которая является копией первых двух с рядом дополнений, издана в 2004 году по благословению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона.

Не смотря на то, что создатель канона митрополит Вениамин (Федченков) был замечательным подвижником Православия XX века, в докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе в 1997 году http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=50&did=40 говориться "Необходим больший контроль за изданием и введением в употребление новых литургических текстов во избежание таких недоразумений, как издание одним московским приходом сомнительного с богословской и канонической точки зрения "Канона о самовольне живот свой скончавших". Действительно, обращает внимание на себя то, что все молитвенные последования о самоубийцах, которые ныне рекомендуются при определенных оговорках для келейного (домашнего) чтения относятся только к последнему столетию. В обстоятельном дореволюционном руководстве для священнослужителей того же С.В. Булгакова, к сожалению, нет разъяснений каким образом должно совершатся домашнее поминовение самоубийц, кроме разве:

"...Самарской духовной консисторией в 1894 году отказ одного из причтов в погребение по православному обряду женщины, удавившейся в пьяном виде, был признан правильным; причем местным Преосвященным на этом постановлении консистории была положена такая резолюция относительно означенной женщины "разрешаю лишь совершать поминовение, с милостынями в память ее , а отпевание ее по чину православному не решаюсь разрешить"".

Единого соборного церковного мнения о ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ молитвенного келейного (домашнего) поминовения душ самоубийц,
для облегчения их состояния в аду, а то и спасения их из ада НЕТ

В одной из брошюр, в которых рассматривалось возможность поминовения самоубийц, приводился один дореволюционный рассказ.

"В городе Бузулуки, что около Оренбурга, одно время жил богатый человек. Был у него любимый сын. По тем временам нашли ему невесту, и она была ему не по душе. Хотели женить, и он от обиды повесился. Для родителей это был страшный удар. Они люди верующие, во многие храмы подавали и в монастыри – просили молиться. И все отказывались. Поехали во святой град Иерусалим, и там отказались. Святая гора Афон отказалась… Нашли одного затворника, который посоветовал им на свои средства на колокольном заводе отлить самый большой колокол и пожертвовать в церковь. Так и сделали. Когда епископ стал колокол освящать, ударил в него 12 раз, как положено, звук пошел тяжелый, заунывный, и епископ сказал: "нельзя звонить им ни в праздники, ни в пост, а только когда выносят покойника". Стенки колокольни часто запотевали, от этой влаги постоянно гнил пол на колокольне и его часто меняли. А потом пришло письмо со Святой Горы, в котором было написано: мы пытались молиться за самоубийцу, но Господь не принимает наших молитв, не принимает Он и колокольного звона… Колокол сняли и погребли в земле".

Юноша, покончивший с собой, был молод, крещен, думается, как и все тогда, куда чаще современных христиан-маловеров посещал богослужения, принимал Святое Причастие, постился, исповедовал свои грехи перед священником, да и, судя по тогдашним нравам, вряд ли он тяжко грешил. И что же помилован был этот юноша? Это, увы, сейчас молодежь проходит к двадцати годам жизни все круги ада: безверие, ненависть к родителям, прелюбодеяние, аборты, зависть, ложь, наркотики, сквернословие, увлечение оккультизмом… А ведь с человеческой точки зрения даже такое невероятное усердие родителей - попробуйте в XIXвеке объехать все Европу – уже, казалось бы, заслуживает внимание и снисхождение Бога. Однако Господь в чем застанет, о том и судит….

С другой стороны архимандрит Иоанн (Крестьянкин) , духовник Псковско-Печерской обители в одном из писем матери, чьей сын покончил собой писал: "А вот о сыне молиться в церкви действительно нельзя - таково определение Священных Соборов святых Отцов, такова каноника. Молится же дома, всей душою скорбящей и израненной предстоит Богу, надо непременно. А ответ - дело Божие, мы его предугадать не можем и решить за Бога не можем. Сохранив послушание Церкви, оставьте в душе надежду на милость Божию к своей материнской молитве. Читайте Канон за самовольно жизнь свою прервавшего (написанный митрополитом Вениамином - прим. МС), по возможности и с желанием. Первый раз постарайтесь читать 40 дней ежедневно. А молитовка, которая есть в каноне, пусть утешает Вас ежедневно, и она поможет сыну. Хорошо подавать за сына милостыню нуждающимся. надежда с верой - светильники в жизни нашей. А Господь - милость и любовь. На это и надеемся".

Все эти поминовения, собранные в указанной брошюрке являются лишь частным мнением отдельных членов Церкви. Их праведность и святость, увы, не является гарантией правильности их советов, согласованности с Божьей волей. К сожалению, у нас ныне полно людей, слепо отождествляющих мнение благочестивого старца или подвижника с мнением самого Бога, вроде "слова старца – это слова Бога".

Иероним Босх. Фрагмент триптиха "Страшный суд" - правая створка "Ад", 1504 год

Не всякая черная душа может отбелиться Божьей милостью и благодатью

Святой апостол Иоанн, апостол "любви", как его иногда называют в Церкви, заповедовал: "Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти…", однако предупреждал тут же "…есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился" (1Ин.5:16), то есть люди, находящиеся в таком падшем состоянии, что всякая молитва об их спасении тщетна .

Или вот – "Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа" (1Кор.16:22). Страшные слова!

Евангельские Писания и апостольские послания не дают основания считать, что Христос может спасать людей насильно, и души человека, который не позаботился очистить ее сам при жизни через покаяние и веру во Христа, вряд ли Господь может очистить, даже если об этом горячо молятся родственники.

Архимандрит Амвросий (Юрасов) приводит такой рассказ:

"Господь не желает смерти грешника, и кто обратится к Нему - спасается. Он всех призывает к покаянию, Он всех любит и желает, чтобы ни одна душа не погибла. Недаром Сам Господь принял плоть человека, сошел на землю и пострадал за нас. Это означает, что Он пострадал за всех, сколько людей было, есть и будет в мире.

Но человеку дана свободная воля - покаяться, принять в себя живого Христа, или отвергнуть Его.

Когда я служил в Преображенском соборе, часто приходилось выезжать на требы по городу. Однажды поехал на один вызов; вхожу в квартиру, меня встречают, говорят: "Батюшка, вот здесь мужчина - ему 51 год, звать Анатолий - его надо бы и пособоровать, и причастить". Я зашел, смотрю: после операции лежит больной, ему кишку вывели в живот. Рядом бутылка с водой, на ней соска. Постоянно у него губы сохнут, он эту соску во рту держит. Спрашиваю:

-Анатолий, ты, когда исповедовался?

- Никогда.

- А желаешь поисповедоваться, причаститься?

- А мне не в чем каяться!

- Ну, как же? Ты же в церковь никогда в жизни не ходил, Богу не молился, матом ругался, пьянствовал, курил, дрался, жил невенчанный с женой. Вся жизнь - сплошной грех.

- Я в этом каяться не хочу!

А женщины, рядом стоявшие, говорят:

- Анатолий, как же?! Ведь ты же согласился, чтобы священника вызвать. Тебе надо покаяться - тебе сразу станет на душе хорошо.

- Не хочу каяться.

Я с ним беседовал, потратил 20 минут, говорю:

- Сейчас - представь себе - к тебе пришел Сам Христос в Святых Тайнах, ждет от тебя покаяния. Если ты не покаешься и не причастишься, умрешь - душу твою заберут злые духи. И рад бы потом покаяться, рад бы исправиться - а такой возможности у тебя уже не будет. Надо каяться, пока живой.

- Что заслужил - то и получу! - говорит.

Я беседовать закончил, стал одеваться. А женщины (соседки) стали убеждать его, говорят: "Анатолий, одумайся - что ты говоришь! Ведь так важно каждому человеку (особенно больному) покаяться перед смертью!" А он им говорит:

- Вы меня не уговаривайте.

Я оделся:

- Ну, до свидания. Если он пожелает исповедаться - дадите знать, мы приедем.

А одна из них подходит:

- Батюшка, в последний раз поговорите с ним: вдруг да согласится. Я подошел, сел около него:

- Ну, Анатолий, желаешь каяться или нет?

Он молчит. Смотрю, а у него глаза стекленеют. Я говорю:

- Да он умирает.

Женщины:

- Как? Он же чувствовал себя хорошо!

- Он умирает, - смотрю: он вздохнул три раза - и душа вышла. Конечно, эту нераскаянную душу забрали бесы. Вот где страх, ужас! Ведь человек ушел из этого мира в Вечность. Биллионы лет пройдет страданий в огне - это только начало, конца никогда не будет. А такая была прекрасная возможность покаяться! Не все люди сподобляются, чтобы к ним пришел священник, принес Святые Тайны - Тело и Кровь Христовы... Вот, такие страшные бывают смерти".

Может ли Бог спасти такого не желающего спастись человека? И кто поручится, что самоубийца на момент смерти не имел такое же отношение к Богу и Его Церкви?

Некоторые могут резонно заметить - что тут разводить демагогию - полезно или неполезно молиться домашней молитвой за самоубийц, по христианскому милосердию и состраданию нужно обязательно молиться за таковых, а Господь рассудит. По первому впечатлению такие суждения кажутся оправданными. Однако...

Молясь, готовься к серьезным искушениям

Настоящая молитва - это не экстатическая медитация, это труд, а молитва за самоубийц, некрещеных людей и великих грешников - это тяжкий труд ! Во время которого вы столкнетесь с сильными духовными искушениями и ухудшением здоровья не только самого молитвенника, но возможно всех членов его семьи.

Есть основания считать, что, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием.

Если усопший был православным христианином и когда-то в земной жизни обращался к Богу с молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и прощение. А если душа перешла в иной мир в настроении, враждебном к Церкви? Как можно, молясь за некрещеного или крещенного, но отошедшего от веры, допустить себя до некоторого прикосновения к тому богоборческому настроению, которым душа их была заражена? Как воспринять в свою душу все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, коими были полны их души? Не значит ли это - подвергать свою душу опасности заражения такими настроениями? Обо всем этом должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.

Показателен случай из жития святого преподобного Серафима Саровского, он рассказывал, что ему удалось вымолить какого-то великого грешника, так вот после этого, он великий праведник, монах, тяжко проболел несколько месяцев.

Что же ожидает не столь праведных христиан, как св. Серафим Саровский, взявшихся своими молитвами "спасать" дорого им родственника, убившего самого себя?! Большие искушения и проблемы со здоровьем.

Опыт свидетельствует, что с началом келейного молитвенного поминания даже не о самоубийце, а об некрещеных родителе, умершем, увы, в безверии, практически чуть не сразу накатывалась болезнь на молящегося, потом на жену (мужа), а далее - на детей. Господи, помилуй! Мне известна женщина, которая усердно молилась за своего некрещеного отца во время беременности – дело закончилось выкидышем.

Один из уфимских священников мне рассказал случай, когда в уже далекие советские годы молодой человек, начавший усердно воцерковляться, по своему чрезмерному усердию, решил спасать души покойников, чьи тела лежат на Демском кладбище около г. Уфы. Там он составил большой список с именами усопших, и молился об упокоении всех подряд. В семье начались дикие скандалы между ним и женой, дело доходило до развода, его уже взрослые дети пустили во все тяжкие грехи; конечно, появились болезни, не в лучшую сторону изменилась духовная жизнь этого человека. Святой преподобный Моисей Уфимский, к которому этот христианин тогда обратился за советом, первым делом спросил его, за кого он молится. Когда тот рассказал о своем молитвенном "подвиге", первые слова преподобного были совсем не библейские: "Ты что дурак?!", и после строго запретил ему это делать, указав на то, что там много тяжких грешников: самоубийц, безбожников, пьяниц и т.п.

Молиться о некрещеных в Православии родственниках тоже не просто

Разговор о некрещеных людях был начат не случайно. На практике оказывается, что человек не только самоубийца, но и нехристианин.

Хорошо известен канон к св. мученику Уару за некрещеных людей. Однако мало кто внимательно прочитал сопровождающий этот канон рассказ о том, как по молитвам этого праведника был помилован один некрещеный юноша, и осмыслил рассказанное в житие.

Юноша-то этот, во-первых, был юношей, простите на каламбур, а значит, в силу своего возраста не успел нагрешить во множестве и тяжко; во-вторых, судя по всему, был благочестив; в-третьих, имел очень благочестивую мать-христианку (согласитесь, это немаловажно); в-четвертых, знал о Христе, и, видимо, готовился принять Святое Крещение, но не успел (раньше христиане ходили в оглашенных не неделю - другую, а месяцы, а то и годы); в-пятых, оглашенные в те времена обязательно искренне каялись в своих грехах, пусть даже и без исповеди священника, поэтому кто мне возразит, что такое искренне покаяние в грехах не душеполезно и бесполезно? К чему, я собственно, веду? Такового благочестивого юношу, сына благочестивой матери-христианки, уже благорасположенного ко Христу, святому Уару не стоило труда вымолить перед Богом.

Теперь представим, например, умершую в преклонном возрасте женщину, жившую в безверии, богохульничавшую, блудившую, делавшую аборты, приворовывающую (кто в советские времена не воровал?) и т.п., короче, с великим множеством всевозможных нераскаянных грехов. На что можно надеяться, пытаясь молиться об ее спасении к святому ходатаю Уару?!

Однако душа родственников все же в отчаянии мятется, неужели совершенно нельзя спасти или улучшить положение, самоубийц, равно как и некрещеных сродников?

Если беременна супруга, если в семье есть грудные и малые дети – КАТЕГОРИЧЕСКИ ВОЗДЕРЖИТЕСЬ от домашней молитвы за самоубийц и некрещеных, тем более за некрещеных самоубийц во избежание проблем со здоровьем у малых членов семьи, беременных и кормящих женщин.

Если все выше указанные условия к Вам не относятся, конечно, Вы можете попробовать дерзнуть на этот домашний молитвенный подвиг. Однако ОБЯЗАТЕЛЬНО возьмите благословение у священника, и если тот откажет, не бесчинствуйте – это добром не закончится, и помните "послушание больше поста и молитвы".

Лучше начать свой молитвенный подвиг, наложив на себя пост (обязательно по благословению!) или же во время многодневных постов, если течение непосредственно сорока дней после смерти келейно о таких покойниках никто не молился. Преподобный Нектарий Оптинский советовал молиться вместе одновременно как минимум сразу трем христианам. Перед и во время того, когда вы молитесь, исповедуйтесь и часто принимайте Святое Причастие, лучше даже еженедельно (опять же по благословению). Ежедневно вкушайте частицу просфоры и святую воду. Закажите сорокоуст о здравии себя и близких членов семьи. Помните, молитва о самоубийцах и великих грешниках - большой духовный подвиг, не творите его походя, от случая к случаю. Повторю, вполне возможно, воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием. Естественно, ничего хорошего от этого нельзя ожидать. Даже такому великому подвижнику, как Серафиму Саровскому, тяжело обошелся молитвенный труд о каком-то тяжком грешнике.

Есть еще один, думается, очень благочестивый и правильный способ сникания милости у Бога за какого-либо человека. Читайте наравне с молитвами Евангелие о спасение его души по одной – две главе в день – "Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17). Откуда возьмется спасительная вера во Христа у умершего некрещеного и маловера самоубийцы, если тот не знает "слова Божия" ? Увы, это наша общая беда - многие православные христиане, даже бабушки, участвующие в богослужениях чуть ли не каждый день, не читают, или мало читают Священное Писание.

Если вы начали молиться, и у вас, у ваших близких, детей, начались серьезные проблемы со здоровьем, немедленно оставьте ваши старания и просто смиритесь, уповая на Божью милость об участи этого души человека.

"Правосудие Божие ошибки не совершит, и этим успокойте себя, елико это возможно" - мудро писал уже упоминаемый архимандрит Иоанн (Крестьянкин) .

Смирившись с фактом самоубийства близкого вам человека, живите достойно праведной христианской жизнью с верою во Христа-Спасителя, так чтобы ваша душа воссоединилась с Господом после смерти в раю, а там уж напрямую у Него Самого узнайте Божественную волю по этому случаю. Если будет определенная польза от ваших молитв самоубийце, молитесь уже будучи в Царствие Божием усердно. Христиане просят праведных молитв у угодников Божьих, ныне предстоящих Ему в раю, о себе и умерших сродников. Так что же мешает христианину, оказавшемуся в раю, молиться самому о своей родне, находящейся в аду?

Спаситесь вы сами, и вокруг спасутся тысячи – не забывайте эти слова преподобного Серафима Саровского.

Господи, помилуй и спаси нас!

Максим Степаненко, руководитель

Миссионерского отдела Уфимской епархии

Русской Православной Церкви

Уфимские епархиальные ведомости, № 2-3, 2006. –С. 8-9.

Выбери жизнь со Христом!

"Ибо так возлюбил Бог мир,

что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан.3:16)


"Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…" (Втор. 30:19-20)

Вопрос о том, когда можно поминать самоубиенных, редко поднимается в среде верующих. Отношение к человеку, совершившему суицид, в большинстве случаев негативное. Согласно примете, самоубийца губит не только свою душу. перейдёт и на близких родственников.

Нарушение воли Божьей

Все монотеистические религии запрещают самостоятельно обрывать свою жизнь. Распоряжаться жизнью имеет право только её Создатель. Люди добровольно уходят из жизни из-за тяжёлых испытаний, выпавших на их долю: несчастная любовь, болезнь, смерть любимого человека, банкротство и т. д. Однако даже такие трагические события не могут оправдать самоубийство. Человеку были посланы испытания, которые он должен преодолеть. Не сдав «экзамена», невозможно перейти в следующий «класс». Людям, которые отказались от испытаний, не будет дана возможность перейти в лучший мир.

В 452 году христианская церковь постановила: самоубийство – самый тяжкий грех перед Богом. Но в те годы людей, совершивших суицид, хоронили как праведников. Через 111 лет отпевание самоубийц было запрещено окончательно. Если священнику известно, что человек ушёл из жизни добровольно, он откажется отпевать покойного. Родственники могут ввести батюшку в заблуждение. В таком случае родные умершего разделят с покойным его вину.

Семья самоубиенного может молиться за него келейно (дома). Прямого запрета на это нет. Просить прощения за близкого можно в любое время суток. Не стоит возносить молитвы за оборвавшего свою жизнь добровольно по большим церковным праздникам. Православные сами установили день, когда можно поминать самоубиенных. Это родительская суббота перед Троицей. Устраивать помины с большим количеством присутствующих не полагается ни на третий, ни на девятый, ни на сороковой дни, ни на одну из годовщин смерти. Несколько лет назад православная церковь разрешила проведение «чина молитвенного утешения сродников, живот свой самовольно скончавшаго». Чин представляет собой молебен, проводимый по просьбе родственников или близких людей покойного. Заказавшие молебен должны присутствовать при его проведении.

Иногда уход из жизни кажется добровольным. Однако такая гибель не признаётся церковью суицидом. К самоубийству не относятся:

Не определила дни, когда можно поминать самоубиенных. Однако родственникам не следует оставлять надежду на спасение души близкого человека. Искренняя молитва родных людей обязательно будет услышана Создателем.

Никому неподвластно узнать, что творится в душе у человека и что толкает его на совершение самого тяжелого греха – самоубийства. Во все времена происходилислучаи суицида. У каждого народа существовали особые обряды для людей, добровольно расставшихся с жизнью. Рассмотрим, как нужно хоронить самоубийц согласно христианским учениям и современным законам.

Даже в дохристианские времена суицид считался большим грехом. Людей, лишивших себя жизни не хоронили среди других покойников.Их закапывали подальше от селения, поскольку верили, что они могут вредить живым.

Самоубийцы - люди лишившие себя жизни

По христианским традициям самоубийцы хоронились вне ограды на кладбище , на специально отведенном месте, около дороги. Согласно вере люди не в праве отказаться от жизни, ведь она принадлежит Богу. Только ему решать судьбу человека. Совершив суицид, человек отказывается от своего божественного начала, а потому не может быть погребен в освященном месте.

Самоубийц не отпевают в храме, не проводят по ним панихид и сорокауста. Нельзя упоминать молитвы в надписи на памятниках. Считается, что даже молиться о самоубийцах нельзя. Исключения составляют только люди, умершие по неосторожности.

Фото памятников на кладбище

Если вы хотите соблюсти все христианские традиции о погребении самоубийц, обратитесь в любой храм Гомеля и подойдите со своими вопросами к священнослужителю. Он подробно расскажет, какие обряды можно совершать, а какие не рекомендуется. Если вы не уверены в суициде, человек умер от непредумышленно, от алкоголя, или был в психически неуравновешенном состоянии, следует отдельно упомянуть об этом. В таких случаях можете обратиться главе вашей епархии с просьбой от отпевании.

Сейчас строгих норм и законов в отношении самоубийц нет. Их можно хоронить на любом кладбище, проводить светские панихиды и поминки. Можно оформлять захоронение по вашим пожеланиям, ставить памятник , ограду, скамейку , стол на кладбище .

Если у вас случилось несчастье и ваш близкий решил расстаться с жизнью, в «Камен Град» вам помогут организовать его похороны . Мы знаем, как правильно провести ритуальные обряды и похороны, поможем организовать поминки и другие погребальные ритуалы.

Также мы занимаемся полным оформлением захоронений. У нас можно заказать столы, скамейки, надгробные памятники (фото наших работ размещены в разделе «Фотогалерея »). «Камен Град» – это гранитная мастерская с опытными специалистами и современным оборудованием. Поэтому мы можем изготовить надгробие по любым вашим требованиям.

Звоните нам или свяжитесь по

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти (1 Ин. 5:16), потому что совершивший его не имеет возможности принести покаяния в содеянном. С древности святые отцы запрещали молиться за тех, кто самостоятельно отринул священный дар Божий - дар жизни. Но в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь идет навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров, совершает заочное отпевание. А как быть с теми, о ком неизвестно, в себе был человек или не в себе. Для этого Церковью составлен молитвенный и назидательно глубокий «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Это не отпевание. Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его родным и близким протянуть руку любви и молитвенной поддержки.
Об истоках и причинах, приводящих человека к добровольному уходу из жизни, помощи Церкви этим людям и их близким в скорби и утешении наша беседа с протоиереем Сергием Дерменжи, клириком кафедрального собора в честь Воскресения Христового.

Феномен самоубийств давно известен обществу. О нем упоминается в разные эпохи и на разных континентах. Какова мотивация людей, решившихся на такой шаг?

Думаю, что в жизни такого человека сначала появляются нерешенные проблемы, а пустота в душе, которую формирует современность, только усугубляет их. Человек пытается заполнить духовную пустоту - а ведь именно душа вырабатывает наши отношения с окружающим миром - и не может. В конце концов он приходит к выводу, что жизнь бессмысленна, не имеет никакой ценности ни для себя, ни для других, и решает ее закончить, наверное, убеждая себя, что это наилучший выход из создавшейся ситуации и для него, и для окружающих. По крайней мере, в этот момент человеку так кажется.

Часто бывает, что перед принятием такого решения он чаще всего успокаивается. Родственники и знакомые наблюдают улучшения в его поведении. Существовавшие бесконечные проблемы и беспокойства будто исчезают, человек раскладывает все по полочкам - что после его ухода будут делать родственники, дети, знакомые…
К сожалению, будущий самоубийца не думает об ужасных последствиях такого поступка для родственников, не осознает огромной психологической травмы для всех его близких и знакомых.

Трудно понять решимость к акту суицида. Ведь у человека есть инстинкт самосохранения, он боится иногда простых вещей - темного помещения, высоты, закрытого пространства… И вдруг приходит к выводу подняться на крышу дома, залезть в петлю, наглотаться таблеток, вскрыть вены… Почему это происходит?

- «Отключение» инстинкта самосохранения осуществляется поэтапно. У каждого из нас есть свой порог боли и страха. Маленькие дети, например, боятся того, что не пугает взрослых. Человек сам выбирает свой путь, направляет свою жизнь в определенное русло, рамки, выстраивает ее по своему плану и доводит себя до состояния, как говорят, «залезть в бутылку». Он идет далее, но для решения всех своих проблем находит единственный выход... Самое ужасное то, что в уходе из жизни он не усматривает ничего плохого. Это, на первый взгляд, его воля, его видение, что так будет лучше. Своеобразный способ решения какой-то проблемы. То есть человек, потеряв ценности, веру, поддержку близких, доходит до какой-то черты, которую решается, в конце концов, переступить. Но это не возникает в одночасье. Предшественниками являются стрессы, депрессии, проблемы…

- Могут дойти до такого состояния верующие люди?

Нужно сказать, что подобное состояние - это большое противостояние… Самоубийцы - люди, которые противятся воле Божией. Мы не созданы для того, чтобы лишать себя жизни, мы живем для спасения. Господь любит всех нас, как своих детей, и хочет, чтобы мы жили, а не допускали мысли о самоубийстве. Если человек верующий, он понимает свое жизненное предназначение и доверяет Богу свое бытие. Жизнь набожных людей не имеет границ, т. к. она вечная. Каждый из нас находится в начале пути к этой жизни, борется с грехами, мешающими ему двигаться к Господу. Такой человек не может сойти с нужного маршрута, совершить самоубийство, разве только утратив веру.

Но если человек доведен до предела своих сил тяжелой болезнью или обстоятельствами жизни, у него нет ни желания, ни возможностей исправить ситуацию или бороться с ней. Такие люди теряют душевное равновесие, их поведение не совсем адекватное, они, можно сказать, психически неуравновешенны, травмированы. Не является ли это состояние оправданием такого поступка? Ведь Церковь отпевает душевнобольных людей, покончивших с собой?

Есть разные ситуации. Бывает, человек своей греховной жизнью доведен до состояния, когда он не понимает, что происходит, у него меняется восприятие реальности. Это состояние одержимости бесом, жертва не может видеть и адекватно оценивать свои поступки. Но развивается все, конечно же, не сразу - не за три секунды человек совершает суицид. Воля постепенно порабощается греховными страстями, и он принимает решение под действием темных сил.

Есть два пути, о которых нужно сказать.

Это путь человека неверующего, когда говорят, что он может распоряжаться своей жизнью. Например, если речь идет об аборте и от женщины зависит жизнь ребенка. Во время суицида якобы человек имеет право наглотаться таблеток или подписать документ об эвтаназии. Для таких людей словно наступает конец мира, в их понимании, что от жизни взято все, все испробовано, больше ничего нет и т. д.

Но есть и другой путь. Так, многие даже в сложнейших ситуациях уходили из жизни по-христиански. Например, мои знакомые, зная о смертельном, неизлечимом недуге, достойно закончили свою жизнь, решив все проблемы -дела на работе, в семье, дописав незаконченную книгу. Они покинули этот мир в тишине и спокойствии, так как знали, что для христианина конец жизни - это переход в вечность, где не темнота и ужас, а радость соединения с Богом, со своими родственниками и близкими. Конечно, мы понимаем, что по нашей греховности не сможем попасть в те места, где пребывают души наших родственников. Все боятся этого, но есть надежда на милость Божию.

Очень многих потряс такой случай: свела счеты с жизнью многодетная мать. Получается, что не только инстинкт самосохранения не спас ее, но и материнские чувства куда-то исчезли?

Случай этот довольно сложный, неоднозначный, многие о нем слышали. Учитывая биографию женщины, все факторы, которые предшествовали трагедии, нужно сказать, что в ее жизни были огромные ошибки, направлявшие ее по ложному пути. Поступки многодетной матери противоречили законам страны, законам морали, нравственности, что и привело к такому концу. Она имела множество мужей, некоторые браки не регистрировала или узаконивала ради получения денег от государства, попадала под акты насилия со стороны мужчин, имела финансовые проблемы, в которых была виновата и сама, и ее бывшие мужья.

И, конечно же, нарушала законы духовные. Была совершенно далека и от Церкви, и от заповедей Божиих. Безусловно, она пыталась как-то растить своих детей, жить по закону совести, но множество жизненных ошибок привели к такому печальному результату. Ее душевное, нравственное состояние оставалось незаметным для родственников, или же они ничего аморального не видели в ее жизни. В конце концов, родственники отказывались верить в самоубийство - они утверждали, что это убийство и она не виновата в том, что дошла до такого состояния. Действительно, решившись на это, женщина была совершенно спокойной - договорилась о крещении своих детей, наверное, позаботилась и о том, кто их возьмет на воспитание и т. д. Она обдуманно совершила этот ужасный поступок.

Поэтому хочется спросить: можно ли как-то заблаговременно предупредить намерение человека совершить подобное? Если вы говорите, что человек, наоборот, успокаивается, то получается, что остановить и помочь таким людям невозможно?

Думаю, что главная причина тех или иных поступков человека - в наборе его основных жизненных ценностей. Если для него заповеди Божии, страдание родственников, близких, детей, которые будут переживать после его ухода, не важны, то и сама жизнь не представляет для такого человека ценности. С юридической точки зрения, уход из жизни не является преступлением, но это злодеяние со стороны Закона Божьего. Возьмем, к примеру, людей, совершающих преступление. Если бы они знали последствия, скажем, ограбления, сроки пребывания в тюрьме, вряд ли решились на неблаговидный поступок.

Мы же, сделав что-либо, всегда ожидаем сиюминутного результата: украли - повеселились, обманули - получили какую-то выгоду, но о дальнейшей перспективе никогда не думаем.

Люди, совершая суицид, тоже не заботятся ни о жизни вечной, ни о родственниках.

Совсем недавно покончила с собой бабушка, получив квитанцию к счету по оплате газа. Почему в таком почтенном возрасте решаются на это? С другой стороны - выбросились из многоэтажки 12-летние подростки…

Основы те же. У молодых, может, еще не сформировались жизненные ценности, понятие о смысле жизни. Но, к сожалению, сейчас многие люди даже среднего возраста, с высшим образованием не задумываются о цели своей жизни, «плывут по течению».

Уместно, на мой взгляд, вспомнить слова владыки Никона (Рождественского), записанные в его дневнике еще в начале ХХ века: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и - человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние - смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».
Посмотрите даже на тех людей, которые ходят в церковь. Множество прихожан, к глубокому сожалению, не понимают, что происходит на богослужениях, не осознают, зачем нужны Таинства, равнодушны к тому, как нужно правильно поступать в той или иной ситуации. Формальный приход на службу, на праздники, чтобы посвятить что-либо, формальное отношение к Таинствам и к жизни приводят к тому, что человек не задумывается о своей душе, о будущем, о смысле жизни.

В итоге у людей из всего ряда ценностей остаются только сиюминутные эмоции и потребности. Если бы самоубийцы задумывались о последствиях, не говоря уже о родственниках и близких, число бы суицидов уменьшилось.

- Почему Церковь не отпевает самоубийц, ведь некоторые люди делают иногда это неосознанно, в помрачении ума?

Как бы ни возмущало это многих, но Господь не нарушает воли человека, поэтому и Церковь не должна этого делать. Священники не отпевают не потому, что не хотят совершать эти богослужения, а из-за того, что сам человек не возжелал такого. Его личное решение уйти из жизни противоречило идее создания человека Господом для жизни вечной. Бог никогда не насилует волю человека, Он не посылает насильно даже хорошее. Господь дает нам право выбора между добром и злом, между жизнью и смертью. В конце концов, мы осуществляем этот выбор всегда, каждую минуту. Если человек решил покончить жизнь самоубийством, а Церковь его будет отпевать, то мы, получается, насильно тащим жертву в Царство Небесное, даже если она этого не хочет и отреклась от самого большого дара жизни, который Господь даровал ей.

- А в принципе возможно ли отпевание самоубийц?

Только если есть какие-то доказательства того, что человек совершил самоубийство несознательно, не по своей воле, а в помрачении ума, например, в стадии психического нездоровья. К сожалению, епископ часто не имеет возможности детально разобраться в ситуации, чтобы принять решение об отпевании какого-то конкретного человека или об отказе. Иногда люди находятся, как говорят врачи, в пограничной стадии, т. е. человек еще не состоит на учете в психдиспансере, но уже ведет ненормальную жизнь, его действия неадекватны. И такие пограничные состояния всегда тяжелы для родственников, которые знают, что человек был нездоров, но документов, подтверждающих это, предоставить в милицию, священнослужителям не могут. Провести расследование у Церкви нет возможности, и в таком случае может приниматься решение об отказе отпевания.

Как помочь таким людям, как им молиться? Чем утешить родственников или близких, если в храме нельзя ни записку подать, ни свечку поставить? Как жить дальше с такой болью, с такой утратой?

В Церкви еще в 2011 году был принят «Чин утешения родственников самоубийц». Учитывая то, что человек сам для себя все решил, а для родственников это очень тяжелая травма, Церковь ввела чин такого утешительного молебна, который может послужить священник для родственников в их тяжелом состоянии.
За самоубийц не молится Церковь всей полнотой церковной, но за них, конечно же, нужно возносить молитву дома, например старца Льва Оптинского, в которой есть такие слова: «Взыщи раба такого-то и аще возможно, помилуй». Также можно просить знакомых, священника, знавшего усопшего, молиться о нем дома (и только дома!), не в храме, без привлечения церковной соборной молитвы.

Самоубийство - самый тяжкий человеческий грех. Хоро­нить таких людей надо за кладбищенской оградой, и этот уго­лок самоубийц никак ограждать нельзя. Иначе душа покой­ного будет сильно мучиться. Если самоубийцу похоронить среди обычных людей, то его душа получит дополнительные истязания на том свете и будет мстить тому, кто заточил его тело за кладбищенскую ограду. Обычно это родные. Потой же самой причине на могилах самоубийц нельзя ставить крестов, их нельзя отпевать. Над самоубийцами в церквах читается особая молитва.

Чтобы найти утонувшее тело, надо спустить на воду бухан­ку хлеба с ртутью внутри, и она остановится точно над телом

Не совсем точно. Когда душа в момент смерти покидает тело, то оставляет за собой тонкий серебристый путь. Душа человека имеет большое содержание серебра. Хлеб с ртутью остановится в том месте, где утонул человек, где остался серебряный след. А само тело к этому времени может сне­сти течением далеко в сторону.

Если выстрелить из ружья, то утопленник всплывет

Неправда.

Утопленник сам всплывает на третий день

Только в том случае, если тело не зацепилось за корягу ими какое-нибудь другое препятствие.

После смерти связь между душой ителом человека со­храняется. Душа, желая, чтобы тело похоронили повсем правилам, поднимает его на поверхность.

Если вытащили тонущего человека, его нельзя класть на землю

Да. Остатки жизненных сил человека могут уйти взем­лю. Надо хоть что-нибудь подстелить под него.

Первый покойник на новом кладбище обязательно попа­дет в Ад

Нет, неправда. Просто одному на кладбище лежать не­уютно, и вскоре он потянет за собой еще одного.

Земля с могил родственников обладает защитными свой­ствами

Сама земля ничем не обладает, но вера человека в чудо­действенность земли действительно помогает. Человек про­граммирует себя на удачу.

Веревка, на которой повесили человека, может снимать головную боль. Кольца от гробов лечат от ревматизма. Мы­ло, которым мыли покойника, исцеляет от ломоты в кос­тях и т.д.

Очень дурные инеправильные суеверия. Все предметы, связанные со смертью, обладают не целебными, а, наоборот, губительными свойствами. Недаром все эти предметы исполь­зуются в колдовстве для наведения порчи или даже смерти.

Если человек умер в Пасху, то он сразу в Рай попадет

Да. Пасха - великий праздник, вэто время врата Рая открыты для всех.

Другие приметы и суеверия

Баня

Считается, что:

Баня - место нечистое, поганое;

В ней живут черти, кикиморы, банник;

Ночью нельзя мыться;

По воскресеньям и христианским праздникам тоже нельзя;


Нельзя мыться без креста;

Нельзя мыться в нетрезвом виде (черти замучат). На самом деле:

Баня (ванная комната) - действительно нечистое мес­то. Потому что там человек с помощью воды смывает с себя не только обычную грязь, но и невидимую энергетическую. Обычная грязь уходит в слив на полу, а энергетическая грязь остается в помещении.

В бане живет только банник - невидимый сгусток энер­гии, похожий на домового. В отличие от домового банник - существо более черное, так как ему постоянно приходится иметь дело только с грязной человеческой энергетикой. Бан­ник живет только в отдельно стоящих помещениях. Если баня находится в доме, то там банника нет, это уже территория домового. В ванной комнате банника нет. Ночью и по воскресеньям мыться не рекомендуется. Но­чью черные силы усиливают свое воздействие. В момент же мытья человек находится в расслабленном состоянии, поэ­тому очень велик риск получить удар по здоровью от вся­кой нечисти.

Та же самая ситуация и с воскресеньем. В воскресный день вообще не рекомендуется работать. Организм после тру­довой недели требует отдыха и восстановления жизненных сил. А мытье тела - это на самом деле не развлечение, а рабо­та. Недаром после хорошей баньки человеку требуется отдых. Во время мытья в бане или ванне нательный крестик, наоборот, надо снимать. Потому что крестик цепляет на себя черную энергетику. Когда вы будете мыться с крестиком на шее, то чернота, вместо того чтобы стечь с вас на пол, будет держаться за крест. А вот уже после мытья можете надеть на себя крест, ион опять начнет выполнять свою защитную функцию.