Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

В чем заключается профессия журналиста. Профессия журналист. Кто такой журналист. Требования к журналисту

Профессия журналист


Журналист - это человек умеющий писать. Речь не идёт о рецептах в кулинарной книге или новогодней открытки для родственников. Он исследователь происходящего в мире, который может грамотно изложить в письменном виде ход событий. Тот, кто хранит свои великолепные записи в столе и гордо называет себя мастером пера, не является журналистом. Представители этой профессии готовят информацию - статьи, фотоотчёты, новости для средств массовой информации, интернет-изданий, телеканалов, радио. Такова современная форма журналистики.

Несколько веков назад не было ни радио, ни телевидения, ни других чудес техники. Не смотря на это, царя Петра в XVII веке волновал вопрос политической пропаганды (процесс именуемый сейчас не иначе как PR). О государственных реформах народ необходимо было предупреждать, а также подавать им информацию в выгодном для власти свете. Так и появилось первая в России печатная газета «Ведомости». Именно эта газета положила начало развитию журналистики в России. Учёные, литераторы брались за перо и выпускали частные газеты. Считалось, что пресса выражает общественное мнение, факты, с которыми не поспоришь.…

Так исторически сложилось, что журналист - это социально значимая профессия. Человек получает информацию с открытых источников. За её поступление, достоверность несёт ответственность журналист. Не одна тысяча людей будет читать аналитическое заключение по какому-либо предмету исследования, а после совершать определённые поступки в жизни, исходя из этой информации - развивать бизнес, планировать семью, отдавать предпочтение кому-то на политической арене. Журналист - это посредник между происходящим и читателями.

Учитывая высокую ответственность за сказанные и написанные слова, требования, соответственно, тоже высокие к представителям этой профессии. Это человек грамотный, с творческим мышлением, огромным словарным запасом, умеющий собирать, анализировать необходимую информацию, а также выхватывать в длинном монологе собеседника (если это интервью, например) фразы, которые содержат важную информацию. Эти люди должны быть готовы к публичности и последствиям, которые несёт за собой выход их тени. Самое главное, они должны уметь вызывать доверие.

В профессии журналист есть как плюсы, так и минусы. Положительными моментами есть гонорары, творческая реализация, возможность познакомится с разными интересными личностями. Можно столкнуться и с неприятностями. Иногда предстоит работать в горячих точках; косвенно отвечать за популяризацию мнения, что все журналисты - представители жёлтой прессы.

Каждой профессии необходимо учиться. Журналист - необычная работа, где многое зависит от задатков. Учиться этой профессии имеет смысл, если есть гуманитарный склад ума. Пройти обучение в университете на факультете журналистики, посетить тренинги? курсы, или просто черпать информацию из открытых источников, написанную состоявшимися журналистами - каждый выбирает свой путь. Главное, чтобы он привёл к цели.


По характеру журналистскую профессию можно определить как творческую, литературную, но включающую в себя большую долю организаторской работы, как индивидуально-коллективную, по­скольку процесс творчества носит творческо-индивидуальный ха­рактер, но тип деятельности в целом коллективный. Это профес­сия оперативная, динамичная, с большой долей непредсказуемых и разнообразных, каждый раз меняющихся ситуаций.

По типу профессия в основном умственная, связанная с пере­работкой информации, со словом и другими знаковыми система­ми, однако и практически-коммуникативная, социономная, пред­полагающая непосредственное общение с людьми в процессе сбо­ра информации.

Журналистская профессия характеризуется высоким уровнем социальной ответственности, широкими контактами, от заочных (через публикации, эфир) до очных встреч, «круглых столов», читательских, слушательских, зрительских конференций, других общественных акций, которые мы сейчас называем службой свя­зей с общественностью, паблик рилейшнз.

В то же время главным достоинством и особенностью профес­сии выступает ее творческий характер (креатизм); наличие поис­ковых компонентов в деятельности (эвристичность), высокая сте­пень новизны, неповторяемость жизненных ситуаций.

Виды и задачи журналистской деятельности.

Преобладающие виды деятельности

литературно-творческая и познавательная , т.е. создание собственных материалов для СМИ;

редакторская , предполагающая редактирование различног типа текстов;

планирование и организация , участие в производственно технологическом процессе выпуска газеты, журнала, телерадио программы, сетевых СМИ, рекламных материалов и т.п.;

работа с так называемой ретранслируемой информацией , T.e с официальной, агентской, справочной, художественной, материалами других СМИ и т.п.;

взаимодействие с общественными и государственными структурами , с аудиторией и общественным мнением (паблик рилейшенз)

Амплуа журналиста.

Нужно найти свое амплуа, свой имидж. Можно попробовать, если нет иного способа, проводить свои взгляды при помощи иноска­зания, пародии, иронии, смеха, шутки, сказки, мифа, молча­ния, наконец. Но это требует высочайшего профессионального ма­стерства. Главное, чтобы цель была благая - при помощи опера­тивной информации ориентировать людей в жизни с позиций общегуманитарных ценностей.


Имидж журналиста.

См. вопрос №29

31.Личность журналиста. Профессиональные качества .

Все, о чем мы говорили до сих пор, разбираясь в особенностях журналистской профессии в связи с ее особым положением в ин­формационно-духовных процессах, универсальностью и разнооб­разием, высоким уровнем социальной ответственности, творчес­ким характером, парадоксальностью и драматизмом, проецирует­ся на личность журналиста, диктует определенную совокупность свойств и характеристик, которыми должен обладать представи­тель этой профессии. Короче говоря, формирует модель журналис­та, как некую целостность основных профессиональных, гражданс­ких, нравственных, психологических, творческих, социально-демог­рафических характеристик, все то, что делает его профессионалом, творческой личностью, способной эффективно выполнять свои функции в обществе. (подробно см. табл. № 1)

Профессиональные качества:

· Талант , литературные, творческие способности, любовь к профессии и работоспособность. Успеха в профессии добиваются те, у кого сильно развита творческая доминанта, желание заниматься журналистикой.

· Образование. Журналист должен быть широко образованным, культурным человеком, у которого широкая эрудиция сочетается с глубокой компетентностью в той сфере, которую он освещает.

· Оперативность. Безусловно, нужно уметь работать быстро, оперативно, быть мобильным, подвижным.

· Адаптивность, инициативность, стрессоустойчивость. Очень важны и такие качества, как адап­тивность, умение приспособиться к любым обстоятельствам, ра­ботать в любой обстановке; находчивость, быстрота реакции и мужество, смелость, желание идти на риск, инициативность, вы­носливость, стрессоустойчивость.

· Коммуникабельность. Нельзя представить журналиста без таких свойств, как комму­никабельность, умение общаться с людьми, понимать их потреб­ности и интересы, эмпатия (способность понять нужды и настро­ение другого человека, посочувствовать ему).

· Наблюдательность , умение удивляться, объективность, инту­иция - тоже родовые свойства журналиста.

По специализации: (подробно см. таб. №2)

· Для репортера особое значение приобретают такие качества, как оперативность, мобильность, адаптивность, стрессоустойчи­вость, быстрота реакции, умение быстро переключаться с одного задания на другое, находчивость, особый «репортерский нюх» на интересную информацию, сенсацию, широкая информированность и любознательность, а также выносливость и настоящее мужество.

· Для аналитика важны глубокая компетентность в своей сфере, глубина постижения действительности, умение рассматривать от­дельные явления в их связи с другими, их сложности и целостнос­ти, объективность, способность представлять и объективно под­мечать разные позиции, диалектизм, нестандартность, независи­мость суждений, политическая культура и культура ведения дискуссий, способность делать прогнозы.

· Публицист немыслим без яркой индивидуальности, выеркой доли личностного начала в творчестве, умения привлечь внима­ние аудитории, убедить ее. Ему нужны эрудиция, ярко выражен­ные литературные способности, образная метафорическая речь, творческая индивидуальность, нестандартность, аналитические способности, независимость суждений.

· способности, независимость суждений.

· Ведущий телевизионного ток-шоу, модератор , организующий общение в студии, - это человек артистичный, обаятельный, об­ладающий быстрой реакцией, находчивостью, импровизационностью. Он должен иметь свое «лицо», ярко выраженную индивиду­альность, уметь общаться с людьми, пришедшими на передачу в студию, быть искренним, но и уверенным в себе, раскованным, но тактичным. И конечно, хорошо владеть устной речью, иметь приятный тембр голоса и телегеничную внешность, уметь работать в прямом эфире. Одной из важных черт является эмоционаность, способность к юмору, иронии, «игре» со зрителем.

· Интервьюер немыслим без коммуникабельности, внимания интереса к личности собеседника, умения «разговорить» его, способность ставить небанальные вопросы, умело направлять беседу, самому быть интересным собеседником.

32.Особенности деятельности журналиста. Условия и ритм труда.

К основным характеристикам условий деятельности, режима! труда журналиста относятся: ненормированный рабочий день, повышенная оперативность и интенсивность труда, неравномерность трудового ритма, сложность работы с источниками инфор­мации, высокий уровень психологического напряжения. Это связано, прежде всего, с командировками и работой в экстремальных условиях, с ситуациями повышенного риска, иногда в «горячих точках» страны и планеты, опасностью для жизни и здоровья. Не исключены конфликты и сложности во взаимоотно­шениях с властями, политическими и коммерческими структура­ми, с владельцами, руководителями редакций, возможность су­дебных процессов, подкупы и преследования журналистов.

Обобщая основные характеристики профессии, скажем, что это одна из самых сложных и многообразных по функциям, сферам деятельности, способам взаимодействия с аудиторией профессия, предполагающая различные творческие и организационные виды ра­боты в условиях ненормированного, оперативного, интенсивного режима труда.

Здесь же в заключение суммируем основные особенности жур­нализма как профессии:

♦ информационность, вербальность, связь со словесным твор­чеством;

♦ всепроникаемость, многоуровневость;

♦ многофункциональность, универсализм;

♦ социономизм, социальный характер, зависимость от типа
Цивилизации, общества, страны, государственного устройства;

♦ коммунитарность, медийность, т.е. способность быть средством связи, общения, коммуникации;

♦ творческий характер, креативность;

♦ ритмологичность, цикличность, порционность информации;

♦ «массовизм», следование законам массового общества, массовой культуры, подчиненных законам усредненности;

♦ оперативность, даже симультанность, т.е. одновременное с отражением информации ее восприятие и способность сделать участниками события аудиторию;

♦ опосредованность общения с аудиторией, отсроченный эффект;

♦ мозаичность профессии, ее неупорядоченный, неструктурированный, спонтанный, случайный, ситуативный характер деятельности, диктуемый условиями момента;

♦ диалектичность, текучесть, неисчерпаемость, адекватность жизненному потоку;

♦ разнообразие, многообразие содержания труда;

♦ напряженность, высокая социальная и психологическая стрессовость профессии;

♦ парадоксальность профессии;

♦ мобильность, подвижность профессии;

♦ адаптивность;

♦ познавательность, высокая степень новизны в процессе деятельности;

♦ высокая степень социальной ответственности;

♦ ориентирующий характер, открытая и скрытая ценностность (аксиологичность) профессии;

♦ документализм, адекватность ситуативной реальности;

♦ сегодняшность, сиюминутность, злободневность, актуальность;

♦ открытость профессии, доступность проникновения в профессию людей с любым типом образования, ее не узкоспецифичный (как, например, у медика или химика) характер;

♦ публичность, общественный характер профессии.

Социологические исследования свидетельствуют, что, говоря о сложностях и трудностях профессии, журналисты обычно назы­вают не нормированность рабочего времени, большой объем дел," высокий темп и ритм труда, постоянную спешку, высокую сте­пень социальной ответственности, большие морально-психологические перегрузки, нервное напряжение, невозможность глубоко вникнуть в проблемы из-за нехватки времени. Теперь к этим чисто; профессиональным трудностям добавляются опасности, связан­ные с нынешней переломной ситуацией в стране, преследования, запугивания, судебные процессы, угрозы жизни и здоровью.

Основная сложность профессии в огромной социальной и мо­ральной ответственности перед обществом, перед людьми, перед историей.


Похожая информация.



Журналист - человек, который собирает информацию, готовит сообщения и материалы для газеты, журнала, радио или телевидения. Слово "журналист" происходит от французского "journal" - "дневник, газета". В этом рассказе я расскажу о такой профессии как журналист.

Собирать и распространять информацию люди начали в глубокой древности. Устно информация передавалась с помощью выступлений ораторов, сообщений глашатаев. Предшественники газет в разных странах - папирусы с новостями в Древнем Египте; доски объявлений, которые вывешивались на улицах Древнего Рима; рукописные сводки новостей в России. С возникновением печати журналистика стала быстро развиваться. В начале XX века с изобретением фотографии и кинематографа появились фото- и киножурналистика, а с возникновением радио и телевидения - радио- и тележурналистика.

Главное в работе журналиста - правдиво, грамотно, увлекательно, изложить информацию. Журналисту необходимо работать очень быстро, потому что он освещает в своих материалах происходящие события информация о которых может устареть. Он должен быть хорошо образован, чтобы анализировать, сравнивать факты, делать выводы, интересно писать. Журналист должен знать психологию людей, уметь общаться, быть наблюдательным.

ФАКТ и СОБЫТИЕ, или КАК О НИХ ПИСАТЬ?

С чего начинается статья, репортаж или теле- радиопрограмма? С какого бы то ни было факта, события. Факт и Событие, Факт и Новость - это совсем не одно и тоже. Факт - понятие намного большее. Это и новости, и события, необъяснимые и объяснимые явления, сплетни и слухи и так далее.

Например:

"Есть факт, что в городе Белгороде строят Дисней Ленд..."

"Есть факт, что в городе Белгороде почему - то не строят Дисней ленд…."

"Есть факт, что в городе Белгороде невозможно построить Дисней Ленд..."

Опираясь только на реальные факты можно написать хорошую статью или подготовить яркий, запоминающийся видеоматериал. Всё же остальное не будет никому интересно.

Факт факту рознь. Новости и факты, которые сообщают газеты, теле- радиопрограммы должны быть интересны многим, а не только её авторам.

Так что, что новые ботиночки твоей одноклассницы, школьные сплетни, обсуждение последней телепередачи - не могут стать интересным журналистским материалом. Не позволяй бытовым мелочам заслонить от тебя важные и интересные факты. Конечно, это не просто. Но поверь в вашем городе, школе много чего происходит интересного и кто ищет тот всегда найдет хороший факт или событие!!!

Подумай, что будет интересно твоим друзьям.

"Золотое правило" юного корреспондента - пиши о том, что интересно тебе!

То, что волнует тебя будет интересно и твоим сверстникам: "Как стать директором школы?", "Почему отличники всё успевают?", "О чем пишут на партах?", "Почему не любят ябед?", "Как я выучил трудную теорему", "Про мою любимую учительницу", "Кто победит Лиге Чемпионов", "Как стать киноактрисой?", "Почему нравятся боевики?" и тысячи других вопросов могут стать темой для материала.

Имей на всё своё мнение! Рассказывая о факте, сочувствуй, возмущайся, радуйся! Твоё мнение очень важно для ребят!

Ищи правду! Расскажи, почему одним нравится то, что происходит, а другим - нет. Приведи в статье все "за" и "против". Например: хорошо, что отменили школьную форму, но кому-то из одноклассников может чувствовать себя неуютно в классе именно из-за того, что одет хуже других. Только объективный автор может стать журналистом!

Как лучше написать? Или сочинение на свободную тему.

Для своих первых статей обязательно нужен план, как для обыкновенного сочинения: о чем я скажу в начале, что будет в середине и чем закончу материал.

План, который ты составляешь, поможет тебе не увлечься мелочами, не уйти в сторону от задуманной темы.

Итак, в начале заметки, статьи - главная тема, вторую ты хочешь изложить. Второй пункт плана - раскрытие темы. Объясни, почему ты считаешь именно так, а не иначе, какими примерами можешь доказать свои идеи.

Третье - вывод, который логично вытекает из второй части статьи.

И последняя подсказка

Любую тему (абсолютно любую) можно сделать интересной! Подумай, что необычного, интересного, о чем говорит тот или иной факт.

Верь в себя и удачи тебе, журналист!

Журналист – это человек, который занимается сбором и обработкой актуальной информации для ее дальнейшей публикации в средствах массовой информации. Сегодня сфера деятельности журналиста давно вышла за пределы печатных СМИ, специалисты готовят репортажи для радио и телевиденья, интернет изданий. Что бы посвятить журналистике всю жизнь, необходимо действительно любить ее. Зачастую, в зависимости от личных пристрастий, журналист работает в конкретной тематике: спорт, экономика и финансы, политика и т.д. Так же различают несколько направлений работы, таких как репортерская деятельность, освещение хроник, независимые расследования.

Стоит понимать, что профессия журналиста – это не только интересное, но и ответственное дело. Информация должна быть объективной и беспристрастной, ведь она, по сути, формирует общественное мнение.

Описание профессии журналист

Что делает и чем занимается журналист? Львиную долю времени занимает подготовительный процесс. Грамотный специалист занимается поиском и сбором данных, наблюдениями, проверкой достоверности фактов, обработкой и редактированием полученной информации. Немаловажный этап – это анализ мнения аудитории, ведь актуальный материал должен вызвать интерес у людей, что бы информация не прошла «мимо ушей».

Неотъемлемое качество успешного журналиста – умение работать с большими объемами информацией, и выделять в общем потоке наиболее интересное, именно ту изюминку, которая сможет удержать аудиторию.

Совсем не обязательно все время готовить сногсшибательные новости, информация может быть узконаправленной, но только не сухой и банальной.

Нередко в погоне за ценным материалом журналисты совершают необдуманные поступки, которые граничат с безопасностью для жизни. Самой рискованной считается работа в горячих точках, история знает массу случаев гибели репортеров в центре военных конфликтов. Расследование запутанных политических или финансовых махинаций – еще одна сфера деятельности журналиста. Ее опасность очевидна, особенно, если удается узнать действительно ценную информацию. Наверняка многие помнят украинского журналиста Георгия Гонгадзе, в деле которого сих пор не расставлены все точки над «i».

Не пропустите:

Плюсы и минусы профессии журналист

Преимущества:

  • свободный график;
  • возможность работы в нескольких изданиях одновременно;
  • большой кругозор, путешествия, журналист может зайти туда, где для обычного обывателя проход закрыт;
  • общение с интересными людьми – профессиональная обязанность;

Недостатки:

  • в рабочем процессе можно «вляпаться» в неприятную историю;
  • сложно полностью абстрагироваться от дел и отдохнуть.

Карьерный рост и оплата труда

Окончание университета на факультете журналистики не дает гарантии трудоустройства.

Некоторые студенты начинают поиск работы задолго до получения диплома, и не имеет особого значения статус издания, главное с чего-то начать.

Когда Ваше имя станет популярным, оббивать пороги не придется, редакции сами выстроятся в очередь, дабы заполучить Ваш материал. Произойдет это или нет – зависит от упорства, интеллекта, мастерства и настойчивости.

Работа внештатного корреспондента оплачивается по системе гонораров. Казалось бы, открывается возможность для свободной деятельности, но практика показывает, что подобная система скрывает массу сюрпризов: урезание статьи, малобюджетная тематика, неплатежеспособность редакции. Вершина карьеры журналиста – главный редактор.

Профессия журналист не самая стабильная в оплате труда. Ежедневно появляются новые издания, с такой же скоростью они исчезают. По статистике не более 35% выпускников ВУЗов работают по специальности в силу высокой конкурентности на рынке труда. Однако это не повод опускать руки и отчаиваться. Стучитесь во все двери, предлагайте услуги, а на досуге оттачивайте журналистское мастерство.

Попробуйте вообразить, что в одночасье из жизни людей исчезли газеты, телевидение, интернет, радио… Проснувшись утром, уже нельзя узнать ни о каких новостях, нельзя почитать любимую рубрику в журнале, нельзя посмотреть, что любопытного появилось в интересном блоге. Кому-то, конечно, все это нужно лишь постольку-поскольку, но для большинства людей происходящее в мире и интересующих областях имеет огромную важность. И задача СМИ как раз и заключается в том, чтобы предоставлять общественности информацию во всех подробностях.

Жизнь современного человека уже не представляется без ставших такими привычными средств массовой коммуникации. Безусловно, у каждого из нас бывают ситуации, когда хочется уехать на пару-тройку дней, повыключать все гаджеты и телефоны, отдохнуть от нескончаемого потока информации. Но, лишь возвратившись домой, мы сразу же начинаем наверстывать упущенное, узнавая обо всем, что случилось в родном городе, стране, обществе. Да и вообще - не знать о происходящих изменениях зачастую как минимум скучно.

И именно в этом и кроется суть сложной, но очень увлекательной и интересной работы журналиста - доносить до людей то, о чем они хотят знать, и то, что они должны знать. Однако профессия журналиста - это не просто и не только сознательный выбор - это призвание. И человек, который решил связать свою жизнь с журналистикой, обязан уметь видеть в окружающей действительности важное, грамотно преподносить это, четко доносить свои мысли, заставлять общество задумываться и «включать мозг», затрагивать сердца и чувства окружающих.

Но и навыки - это еще не все. Истинный журналист - это человек, обладающий горящим сердцем, сочувствующий другим, способный пропускать через себя все то, к чему неравнодушен, все то, о чем желает рассказать. Здесь-то и кроется великая ценность профессии журналиста, и совсем не зря ее часто называют «четвертой властью» - она с невероятнейшей силой во все времена воздействовала на сознание отдельных людей и всего общества.

Курс, введение к которому вы в данный момент читаете, поможет вам разобраться во многих тонкостях журналистики как профессии и как призвания. Но хотим заметить, что подойдет он не каждому, ведь, как мы и сказали, чтобы быть журналистом, нужно иметь предрасположенность к этому и глубинное желание нести правду, честность и добро, словно Данко из «Старухи Изергиль» Максима Горького - герой, пожертвовавший собой ради людей и спасший их при помощи своего горящего сердца.

Но в то же время этот курс подойдет любому, кто чувствует в себе силы становиться журналистом. Естественно, он не заменит вам получение специального образования или прохождение мастер-класса у профессионалов журналистики, но все же станет отличным подспорьем для начала и в начале наполненного событиями необычного и витиеватого журналистского пути. Для вас мы собрали наиболее важную на наш взгляд информацию, которая сделает ваше обучение журналистике интереснее и легче.

Что такое журналистика?

О деталях и тонкостях журналистики мы подробно поговорим в первом уроке, а здесь приведем только краткое резюме.

Журналистика представляет собой социальный институт, целью которого является объективное и всестороннее информирование людей о социальной действительности, необходимое для надлежащего функционирования других социальных институтов и социума в целом.

Социальная миссия журналистики состоит в управлении массовыми эмоциями и формировании общественного мнения. Функционирует же журналистика благодаря своей инфраструктуре, состоящей из разного рода учреждений: учебных, организационно-управленческих, информационных и технических.

Журналистика понимается так же и как практика сбора и интерпретации сведений о тенденциях, явлениях и событиях современной социальной жизни в разных формах и жанрах с последующим их распространением в социальные массы. Как институт журналистику можно назвать элементом системы СМИ, и она относится к таким многофункциональным общественным институтам, как радио, телевидение, пресса и т.д.

Однако в настоящее время все большее распространение и признание получает и журналистика в интернете, и основными ее направлениями по праву считаются копирайтинг и блоггинг.

  • Копирайтинг - одно из ответвлений журналистики. Авторы описывают информационные поводы, представляют достоверные факты и привлекают внимание читателей. Но в отличие от классической журналистики, авторы-копирайтеры создают контент для новых медиа (интернет-сайтов, журналов и прочих ресурсов) и для интернет-пользователей. И если журналисты пишут в основном для широкой публики, то копирайтеры делают это чаще всего для конкретной целевой аудитории, например, медиков, юристов, строителей, путешественников и т.д.
  • Блоггинг - его тоже можно назвать «детищем» журналистики, ведь свои корни он берет именно оттуда. Блоггингом называют регулярное написание авторами небольших статей для своих персональных сайтов - блогов. Вместе с текстами там могут размещаться мельтимедиа-файлы и изображения. Это направление отличается и тем, что авторы постоянно дают своим подписчикам обратную связь - общаются, отвечают на письма и комментарии. Плюс ко всему, блоггер может смело высказывать свое мнение по любому интересующему его вопросу, даже не являясь специалистом в соответствующей области.

Конечно же, между журналистикой, копирайтином и блоггингом можно найти еще немало различий, но все они взаимосвязаны между собой, и рассматривать блоггинг и копирайтинг следует именно в контексте журналистики. Учитывая сегодняшнюю востребованность последней именно в интернете, и в частности копирайтинга (т.к. он более доступен простым обывателям, нежели блоггинг), в курсе мы отдельно поговорим и о нем. Пока же давайте вернемся к основной теме.

Тонкости журналистской профессии

Профессия журналиста - профессия творческая, и основана она на писательском профессионализме, любознательности, и, как бы непривычно это не звучало, . Но это только одна сторона медали, ведь профессиональный журналист - это в первую очередь умелый аналитик и дотошный репортер, который способен погрузиться в нюансы любого явления или события и детально представить его людям.

В дополнение к этому журналистская деятельность связана с остросюжетностью и даже риском, ведь «доставать» информацию порой приходится из опасных мест (кстати, именно поэтому данная профессия относится к числу наиболее опасных). Несмотря на это, востребованности журналистского ремесла можно позавидовать, т.к. занятие им позволяет всегда быть в курсе актуальных новостей, существенно расширить кругозор и посетить многие уголки нашей планеты.

Но что же нужно, чтобы достичь успеха на поприще журналистики?

Начать можно с таких качеств, как стремление к раскрытию тайн, способность быть в гуще событий, умение беспристрастно и честно интерпретировать события, целеустремленность и активность. Журналисту нужно уметь чувствовать важность происходящего, быстро реагировать на любые явления окружающей действительность и сразу же мчаться на места происшествий. Поэтому , робким и медлительным данная профессия подойдет вряд ли, зато личностям смекалистым и активным она придется как раз впору. Впрочем, никому не запрещается пробовать свои силы и испытывать себя на прочность, стремясь стать журналистом.

Если же посмотреть на профессию журналиста с прагматичной позиции перспектив, то с уверенностью можно сказать, что она относится к самым востребованным не только в России, но и во всем мире. Поэтому, имея цель достичь успеха, нужно непременно работать: писать статьи, снимать хотя бы любительские репортажи, служить внештатным сотрудником в каком-нибудь из изданий, заниматься копирайтингом и т.д. и т.п. И, естественно, нужно развиваться и учиться новым вещам. Мы уверены, что у вас все получится, а наш курс пусть станет вашим путеводителем.

Как этому научиться

Многие уверены, что журналистика - профессия очень сложная, и чтобы стать журналистом, нужно им родиться. Учитывая специфику этой профессии и требования, которые она предъявляет к заинтересованным в ней людям, в этом есть доля правды, но это совсем не значит, что, не имея, так сказать, природных данных, журналистом стать нельзя. Журналистика, как мы уже неоднократно говорили, - это ремесло, а значит, как и любому другому ремеслу, ей можно научиться. Но интереснее то, что для этого не требуется пять лет обучаться в вузе - история знает огромное количество примеров, когда журналистами становились люди, не только не окончившие журфак, но и не имеющие высшего образования вообще.

Овладеть соответствующими навыками вполне можно и самостоятельно: достаточно лишь следовать ряду несложных рекомендаций и использовать для обучения подходящие материалы, такие как наш курс. О рекомендациях мы скажем чуть позже, а пока поговорим о курсе.

Наш курс по обучению журналистике состоит из двух частей: теории и практики. Теоретическая часть включает в себя информацию, которую нужно прочесть, осмыслить и усвоить. А в практической части содержатся рекомендации, советы и всевозможные журналистские приемы, которыми требуется овладеть. Как видите, все достаточно просто, но мы все-таки хотели бы обратить ваше внимание на один нюанс.

Он заключается в том, что многие люди получают какие-то знания, но они так и не применяются в жизни, оставаясь просто теорией, пусть даже и назубок заученной. И виной тому зачастую становится именно неправильная подача материала - он преподносится так, что человек банально не понимает, как использовать то, что он успел узнать. Руководствуясь этим, мы и разработали данный курс: вы не просто получите много полезных знаний, но и научитесь безо всякого труда переносить их в практическую плоскость. И мы считаем это одним из его лучших достоинств.

  • проявляйте внимание к происходящим вокруг вас событиям и окружающим людям
  • Пробуйте свои силы в нескольких жанрах, чтобы понять, что получается у вас лучше всего
  • Старайтесь вырабатывать свои собственный стиль подачи информации
  • Будьте самокритичны, и стремитесь делать материалы совершенными настолько, насколько это вообще возможно
  • Отдавайте свои работы на прочтение членам семьи, друзьям, знакомым и, если есть такая возможность, специалистам, чтобы получать обратную связь и видеть ошибки
  • Не упускайте ни одной возможности практиковаться и повышать свои журналистские навыки, и уделяйте больше времени
  • Старайтесь быть в курсе самых актуальных новостей и событий в вашем городе, а также в стране и в мире
  • Сделайте принцип «минимум теории - максимум практики» своим жизненным и профессиональным кредо
  • Начинайте проходить представленный курс уже сегодня, не откладывая на потом

Чтобы узнать, что же интересного ждет вас на страницах курса, предлагаем познакомиться с кратким содержанием каждого из уроков, а перед этим пройти небольшой тест.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки журналистики

Составляя этот курс, мы изучили и переработали достаточно большое количество информации на тему журналистики. Конечно же, включить в состав абсолютно все мы не смогли чисто физически, и сконцентрировались на самых: на наш взгляд: важных, интересных и полезных сведениях. Также мы адаптировали информацию для более легкого понимания, усвоения и практического применения уже с первых занятий.

Курс состоит из семи уроков, каждый из которых посвящен своему элементу журналистики. Как уже и было сказано, есть в нем и теория и практика. Таким образом, следуя от урока к уроку, к концу курса вы овладеете основами журналистского дела, и будете иметь представление о том, в каком направлении развиваться.

Чтобы иметь полноценное представление о журналистике, нужно не просто обладать общими сведениями о ней и знать какие-то ее особенности, но и четко понимать, как она появилась, что стало для этого причиной, на решение каких проблем она направлена. Также необходимо быть в курсе того, каким должен быть профессиональный журналист. Именно об этом пойдет речь в первом уроке.

В первой части урока познакомитесь с интересными фактами из истории журналистики и основными предпосылками ее становления. Мы рассмотрим журналистику с нескольких сторон и определим основные ее трактовки. Из второй части вы узнаете о функциях журналистики и качествах успешного журналиста. Это позволит вам критически оценить себя и свой потенциал.

Журналистика, как и литература, поддается определенной классификации, разделяется на несколько направлений и жанров, ведь оба эти вида творчества служат для отображения действительности. Само же деление журналистики на жанры зиждется на множестве видов общественной деятельности.

Во первой части урока мы расскажем о понятии жанра в журналистике и представим разные ее типы, поговорим о ее классификации. Также мы расскажем о самых популярных журналистских направлениях, таких как фото-, теле-, радиожурналистика и т.д. Вторая часть урока посвящена интернет-журналистике и методике проектирования систем Web 2.0.

Любое журналистское направление связано, прежде всего, с информационным поиском - выявлением необходимых сведений из текстовых массивов. Именно с поиска данных начинается написание статей, эссе, отчетов, пресс-релизов. И тот, кто решил попробовать свои силы на поприще журналистики, сначала должен научиться ему. Третий урок начинается с основ информационного поиска (также мы предоставим ссылку на подробный материал по этой теме).

Из второй части третьего урока вы узнаете, как правильно писать эссе и каким оно может быть, какова его структура и каких следует избегать ошибок при его написании. Далее речь пойдет о написании статей (мы представим универсальную структуру статей и предложим пошаговую инструкцию по их написанию) и журналистских отчетов (буду рассмотрены признаки, виды, структура отчетов и требования к их написанию).

Несложно догадаться, что статьями, отчетами и эссе журналистские жанры не ограничиваются. Среди других не менее популярных жанров выделяются пресс-релизы, репортажи, колонки и интервью. Четвертый урок, имеющий исключительно практическую направленность, посвящен рассмотрению этих жанров.

Вы узнаете, какие бывают пресс-релизы и на чем основывается подготовка и написание пресс-релизов, познакомитесь с разновидностями, признаками и структурой репортажей, а также тонкостями, на которые нужно обращать внимание при их написании. Также мы расскажем, как вести свою колонку и поддерживать ее актуальность, и поговорим о нюансах подготовки, проведения и представления интервью.

Одной из наиболее важных составляющих работы журналиста и автора журналистских материалов является редактирование. Не имеет никакого значения, будет в дальнейшем проходить готовящийся к публикации материал через стороннего редактора или нет, журналист обязан сначала как можно лучше отредактировать его сам. Пятый урок будет полезен как начинающим журналистам, так и редакторам.

В уроке мы детально расскажем о литературном редактировании и составляющих этого творческого процесса, познакомим вас с распространенными видами правки текстового материала и логическими основами редактирования. В дополнение к этому мы расскажем о самых частых ошибках при написании текстов и предложим несколько полезных сервисов для проверки своих работ.

Сегодня, наверное, не каждый может представить себе, насколько развито медиапространство и информационно-коммуникационные процессы. Но как раз благодаря этому журналистика самым активным образом взаимодействует с рекламой. Несмотря на то, что задачи этих областей коммуникации разнятся, функционируют они в одинаковых информационных потоках, предаваемых при помощи СМИ.

Шестой урок носит более теоретический характер, но его важности это нисколько не умаляет, т.к. понимать, что такое рекламная журналистика, обязан каждый, кто имеет отношение к журналистике вообще. После изучения урока вы будете знать все, что нужно, об этом направлении. А в качестве бонуса мы расскажем о классификации медиатекстов и предложим вам десять эффективных формул рекламных текстов, которые вы сможете использовать в своей деятельности.

Копирайтинг - одно из самых востребованных в наши дни направлений по написанию информационных и рекламных текстов. По сути, его можно назвать новейшей «производной» от журналистики, но значение, потенциал и перспективы данного направления не уступают, пожалуй, ни одному другому. По этой причине знать о нем должен каждый, да и для любого начинающего журналиста копирайтинг может стать неплохой отправной точкой.

В первой части заключительного урока мы расскажем вам о копирайтинге и рерайтинге, познакомим с видами копирайтинга и побеседуем на тему того, стоит ли начинать им заниматься. А из второй части вы узнаете о стилях работы самых востребованных и высокооплачиваемых копирайтеров Рунета.

Как проходить занятия

Вы уже знаете, что, создавая курс, мы адаптировали его для легкого восприятия и быстрого применения знаний. Но мы не можем еще раз не указать на то, что эффективность курса будет зависеть лишь от вас. Помните, что важно не только пройти все уроки, но и незамедлительно начать использовать полученную информацию. В противном случае курс не будет иметь никакой ценности.

Проходить же курс вы можете так, как вам удобно. Но мы рекомендуем изначально , которого вы будете неукоснительно придерживаться. Здесь все зависит от вашей занятости, но можете сделать так: поставьте перед собой задачу пройти курс за две недели, выделяя на каждый урок по два дня. Если в уроке больше теории, просто перечитайте его в первый и во второй день, а если больше практики, то второй день оставьте именно на нее. Сегодня, к примеру, вы изучаете урок по написанию эссе, а завтра пишете эссе на основе полученной структуры, признаков и плана. Таким образом, уже через 14 дней у вас в голове будет неплохой багаж знаний, а за плечами - пусть и небольшой, но все же опыт.

Обучение журналистике будет даваться легче, если вы отнесетесь к занятиям со всей серьезностью и ответственностью. Здесь нет преподавателей, которые будут постоянно подталкивать и проверять вас. Самообразование - это , основанная на самодисциплине, целеустремленности и несгибаемом намерении научиться новому и стать лучше.

И последнее, о чем мы хотели бы сказать во введении, - это то, что нашего курса, вполне вероятно, может оказаться недостаточно, чтобы разобраться абсолютно во всех тонкостях журналистского дела. Поэтому мы предлагаем вам взять на заметку еще несколько полезных ресурсов, где можно почерпнуть знания и узнать немало важного и интересного.

Полезные ресурсы по обучению журналистике

Итак, прохождение нашего курса вы можете совместить с обучением на следующих ресурсах:

Можно найти пять бесплатных онлайн-курсов для медиаспециалистов)

Любой из этих ресурсов (а также и наш проект ) станет для вас эффективным инструментом и незаменимым помощником на пути становления журналистом. На этой позитивной ноте вы можете переходить к курсу, но все же сделайте небольшую паузу и познакомьтесь с мыслями знаменитых и выдающихся людей о журналистике и ее значении в жизни общества.

Цитаты известных людей о журналистике

«Журналист - человек, обладающий даром ежедневно заполнять пустоту» - Дейм Ребекка Уэст

«Журналист - это чистильщик улиц, работающий пером» - Наполеон

«Журналистика - это то, что гораздо интересней сегодня, чем завтра» - Андре Жид

«Журналистика есть искусство превращения врагов в деньги » - Крейг Браун

«О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом - историки, о светлом настоящем - журналисты» - Жарко Петан

«Журналистом может быть любой, даже я» - Фил Донахью

«Профессия журналиста - одна из самых трудных. Журналист - одновременно и государственный деятель, и политик, и рулевой в море общественного мнения. Я с большим уважением отношусь к ним. И всегда готов внести свой вклад в решение их проблем» - Ислам Каримов

«Лучше делать новости, чем рассказывать о них» - Уинстон Черчилль

«Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает» - Василий Ключевский

«Журналисты - часовые общества» - Андрей Ларухин

Желаем вам удачи в обучении и работе!