Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

В чем идея рассказа после бала. Тема: «Л.Н. Толстой « После бала». Лев Николаевич Толстой пишет о


Листов: 1 Скачано за неделю: 9

20 августа 1903 г. Лев Николаевич Толстой написал замечательный рассказ «После бала».Это рассказ о лицемерных и двуличных людях. «… Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, a la Nicolas...


Листов: 1 Скачано за неделю: 9

Сюжет для написания рассказа «После бала» был известен Толстому еще в его молодые годы как случай, пришедший с его братом. На Толстого произвела также огромное впечатление казнь солдата, ударившего офицера, постоянно издевавшегося над ним. Лев Николаевич...


Листов: 1 Скачано за неделю: 9

Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие. Рассказ Л. Н. Толстого «После бала»...


Листов: 1 Скачано за неделю: 9


Листов: 2 Скачано за неделю: 9

Иван Васильевич - главный герой, рассказчик. Его повествование переносит слушателей в обстановку российского провинциального города 1840-х гг. В то время И. В. учился в университете, ни в каких кружках не участвовал, а просто жил, «как свойственно молодости». Однажды...


Листов: 2 Скачано за неделю: 8

Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» состоит из двух резко противопоставленных частей: бал у предводителя и расправа с солдатом. Вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она дала название рассказу - «После...


Листов: 2 Скачано за неделю: 8

Возможно, кто-то решил, что описываемое Л.Н.Толстым в рассказе «После бала» вымышлено, но это не так. Это реальные события 1853 года, которые писатель запечатлел на страницах своего произведения. На первый взгляд может показаться, что рассказ написан...


Листов: 1 Скачано за неделю: 7

Рассказ “После бала” -одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого. Он повествует о драматическом событии - наказании солдата шпицрутенами. Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования....


Листов: 4 Скачано за неделю: 7

1. Прием контраста. 2. Злая шутка. 3. Смена мировоззрения. Всем правит случай. Знать бы еще, кто правит случаем. С. Е. Лец В теме сочинения представлен весьма интересный вопрос - роль случая в жизни человека. А ведь действительно в жизни господин...


Листов: 3 Скачано за неделю: 7

1. Контрастность цветовой палитры. 2. Контрастные чувства и вещи. 3. Связующее звено контрастных отрывков. В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» контраст играет структурообразующую роль в создании произведения. Две стороны одной медали становятся...


Листов: 1 Скачано за неделю: 6

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. Многие из его произведений отличаются высоким пафосом. Нередко в основе его творений были реальные факты. Так было и с рассказом "После...


Листов: 4 Скачано за неделю: 6

1. Случай и мировоззрение человека. 2. Образ рассказчика. 3. Нравственные искания Ивана Васильевича. В творчестве Л. Н. Толстого очень важное значение имеет рассказ «После бала». В этом произведении писатель показывает, как одна-единственная ситуация...


Листов: 1 Скачано за неделю: 6

Говорят, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Но это правило верно лишь в математике. К художественной литературе оно неприменимо: здесь перемена мест слагаемых, то есть другая композиция произведения, может очень сильно повлиять на восприятие...


Рассказ «После бала» невелик по объему, однако поднимает проблемы общефилософского и нравственного уровня, связанные с миропониманием Толстого, увидевшего в простом сюжете глубокое противоречие между внешним и внутренним, тем, что лежит на поверхности, и тем, что скрыто от посторонних глаз. Разлад в чувствах и поступках становится объектом пристального внимания писателя, исследующего области малопонятной человеческой души.

В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея. Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем. Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения.

Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. Опубликовано произведение было через год после смерти писателя.

Смысл названия

Рассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала».

Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством.

Жанр и направление

«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.

Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Васильевич — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой. Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.
  2. Варенька — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.
  3. Полковник (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.
  4. Темы и проблемы

    Тематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный.

    В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения , которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.

    Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России.

    Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного. Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли. Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью. Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием.

    Идея

    Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.

    Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.

    Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.

    Мораль

    Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.

    Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Отличительной особенностью творчества Льва Николаевича Толстого является постоянный поиск ответов на нравственные вопросы, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека. Предлагаем к рассмотрению анализ произведения Л. Н. Толстого «После бала», который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку по литературе. В рассказе «После бала» анализ включает в себя полное раскрытие темы, а также особенности композиции, жанра и направления.

Краткий анализ

Год написания – 1903 год.

История создания – В основе сюжета лежит реальная история, случившаяся с братом писателя. Тот, будучи влюбленным в дочь военного начальника, собирался сделать девушке предложение. Однако передумал, когда стал свидетелем чрезвычайной жестокости ее отца по отношению к солдату.

Тема – Главная тема произведения - нравственность, которая в полной мере раскрывает проблематику устройства общества в царской России.

Композиция – Композиция построена на антитезе - противопоставлении бала и сцены наказания беглого солдата.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ «После бала» Лев Николаевич написал в 1903 году, однако опубликован он был уже после смерти писателя, в 1911 году. За основу сюжета Толстой взял историю родного брата, Сергея Николаевича, которой тот поделился с ним в молодости.

Сергей Толстой был страстно влюблен в Вареньку - очаровательную девушку, чей отец занимал пост военного градоначальника. Намерения молодого человека были достаточно серьезны, и он собирался связать себя узами брака со своей возлюбленной. Однако этим планам не суждено было сбыться. Сергей Толстой случайно стал свидетелем зверского обращения своего будущего тестя с беглым солдатом. Зрелище жестокой расправы над несчастным настолько сильно потрясла юношу, что тот в одночасье передумал жениться.

Лев Николаевич был потрясен услышанной историей, однако изложить ее на бумаге он смог лишь годы спустя. Не сразу он смог определиться и с названием своего произведения, подвергая критике каждый из вариантов. Среди них были «Отец и дочь», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…».

Смысл названия «После бала» заключается в неоднозначности и противоречивости жизни. После ярких огней бала люди оказываются лицом к лицу с реалиями действительности. За внешним великолепием и лоском скрывается неоправданная жестокость и заскорузлость человеческих сердец, и смириться с этим фактом дано не всем.

Тема

Произведение, несмотря на небольшой объем, в полной мере раскрывает проблематику нравственного и философского характера, которая всегда была близка Льву Николаевичу.

Центральная тема «После бала» – нравственность. Автор ставит перед читателем вопросы: что представляют собой честь, достоинство, порядочность, справедливость? На протяжении многих поколений они волновали и продолжают волновать русское общество.

В основе конфликта произведения лежит двойственная природа полковника. Это статный, красивый, зрелый мужчина, привлекающий к себе внимание моложавостью и военной выправкой. Аристократичная сущность его подчеркивается безукоризненными манерами, красивой речью и приятным голосом. Полковник с легкостью мог расположить к себе кого угодно - настолько милым и любезным он показал себя во время бала.

Но уже ранним утром все это благодушие было сорвано, словно маска, во время процедуры наказания беглого солдата. Варенькин отец предстает грозным, жестоким начальником, способным на самый ужасный поступок.

Влюбленный в Вареньку главный герой, став свидетелем этого перевоплощения, уже не в состоянии по-прежнему испытывать светлые чувства к девушке. Зрелище бесчеловечной казни солдата навсегда меняет его мировоззрение. Он приходит к выводу, что не в состоянии быть сопричастным этому злу, и отказывается от своего личного счастья.

Основная мысль произведения - разоблачение фальши и напускного благодушия общества, за которым скрывается жестокость по отношению к людям, находящихся в зависимом положении. Если нет возможности изменить этот мир к лучшему и победить зло, то каждый человек способен сделать осознанный выбор - принимать участие или нет в этом зле. Быть честным по отношению к себе – вот чему учит произведение Толстого..

Композиция

Сюжет рассказа укладывается в рамки одной ночи, круто перевернувшей всю жизнь главного героя. Композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе», и состоит из нескольких частей: экспозиции (диалог, подводящий к описываемым событиям), завязки (сцена бала), кульминации (сцена наказания солдата) и развязки (заключительная реплика рассказчика).

Главной особенностью композиции является противопоставление двух основных частей: бала и наказания солдата. Поначалу читатель открывает для себя всю прелесть сверкающего бала - настоящего праздника любви, красоты и молодости. Легкий и искристый, словно брызги шампанского, он кружит голову и увлекает.

Но уже на следующее утро взору читателя открывается совсем иная картина. На фоне сгущающихся темных красок и под аккомпанемент надрывной, бьющей по нервам музыки происходит жестокое наказание солдата. Столь резкий контраст в качестве художественного средства как нельзя лучше помогает раскрыть основную идею произведения.

Главные герои

Жанр

Прозаическое произведение «После бала» написано в жанре рассказа. Об этом свидетельствует небольшой объем и раскрытие одной сюжетной линии (один случай из жизни одного героя). Поскольку произведение имеет форму «рассказ в рассказе», в нем описаны две эпохи - 40-е годы 19 века, и закат 19 столетия. Данный прием, используемый автором, призван показать читателю, что за это время проблемы в обществе никоим образом не изменились.

Рассказ реалистический, поскольку в его основу положен реально происшедший жизненный случай, который сквозь призму переживаний главного героя отражает слабые стороны социума.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 881.

Тема: Анализ композиции литературного произведения

Л.Н. Толстого « После бала»

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» – позднее его произведение, написанное в 1903 году, в эпоху назревающего в стране кризиса перед русско-японской войной, которую Россия позорно проиграла, и первой революцией. Поражение показало несостоятельность государственного режима, ведь армия в первую очередь отражает ситуацию в стране. Хотя действие рассказа разворачивается в 40-е годы XIX века, в николаевскую эпоху, Толстой не зря возвращается к прошлому, так как для него очевидны параллели между положением и в обществе, и в армии в эти столь разные на первый взгляд эпохи. Но «армейская» проблема не основная в рассказе, главный акцент сделан на вопросах нравственных.

Лев Николаевич Толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. Многие из его произведений отличаются высоким пафосом. Нередко в основе его творений были реальные факты. Так было и с рассказом «После бала», где описывается событие, о котором Толстой слышал еще в молодые годы. Главная проблема рассказа в том, что формирует человека – общественные условия или случай. Герой рассказа – дворянин николаевской эпохи, обыкновенный человек, хороший, но простой, мало рассуждающий: «...не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились». Мы видим, что глобальные вопросы рассказчика не интересовали. Он пребывает в мире балов, кутежей, влюбленности, и не задумывался о том, что происходит вокруг в стране, в которой он живет. Это – обыкновенный обыватель, хотя добрый и порядочный, с хорошей душой.

Идея рассказа раскрывается с помощью определенной системы образов и композиции. Основные герои – Иван Васильевич и полковник, отец Вари – девушки, в которую был влюблен рассказчик. Варя, скорее, объект, с ее «помощью» завязывается история. Но главная проблема решается через образы ее отца и главного героя. Автор показывает, что все же социум и его структура, а не случай влияют на личность.

Рассказ разделен на две части – бал и после бала, притом первая часть намного объемнее. В первой части дается восторженное описание светского бала. Толстой использует эпитеты «счастливый», «великолепный», «сияющий», чтобы вызвать у читателя ощущение настоящего праздника.

Вторая часть, небольшая по объему, несет большую смысловую нагрузку. Не случайно ведь рассказ назван «После бала». При выборе названия автор остановился на том заголовке, который подчеркивает важность трагической части повествования, которая произошла после бала.

К сожалению, герой, прожив жизнь, не понял, что же с ним случилось и почему? Он остался одиноким – вероятно, был не в силах преодолеть недоверие к людям, рожденное в то утро. Такое впечатление, что его жизнь – замкнутый круг, из которого он так и не вырвался. «Вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека», – говорит автор. Можно сказать, что Иван Васильевич утратил не только свою любовь к дочери полковника, но и любовь и уважение к российскому обществу того времени.

Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие.

Толстой использовал прием антитезы, который виден на разных уровнях. Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные по настроению. Первая посвящена описанию бала - яркого, веселого, незабываемого. Главный герой рассказа молод и красив, влюблен и пользуется благосклонностью прелестной девушки Вареньки. Светлые и радостные чувства переполняют юношу, делая первую часть рассказа праздничной и чудесной. Вторая часть рассказа и по событиям, и по настроению составляет абсолютный контраст первой. Сцена страшного наказания солдата чрезвычайно потрясла молодого человека, в душе которого не было места для зла и насилия, жестокости. Реальность, суровая действительность ворвались в мечты юноши, сметая радость и счастье. Оказалось, что рядом с праздником и весельем существуют трагедия, беда, несправедливость. Глубокое потрясение от увиденного вызвало в юноше отвращение, но не чувство протеста. Недоумевая, он думал, что не знает или не понимает чего-то, дающего право одному человеку, пусть и наделенному властью, издеваться, бить и оскорблять других людей, занимающих более низкое положение.

Композиция рассказа дает читателю возможность ощутить весь ужас, всю несправедливость происходящего, именно потому, что оно показано после восхитительного, полного любви и радости бала. Выстроив события именно в таком порядке, Л. Н. Толстой помог нам лучше и глубже понять идею и смысл рассказа.

Рассказ ведется от первого лица. В рассказе два рассказчика: Иван Васильевич, главный герой, и тот, кто знакомит нас с Иваном Васильевичем. Перед нами рассказ в рассказе. Такая кольцевая композиция позволяет сблизить, а значит, и сопоставить две эпохи.

Обратимся к началу рассказа.

«–Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно…

Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами…»

Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от автора. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик – это Иван Васильевич.

Повествование начинается сразу, внезапно, без развернутой экспозиции.

Экспозиция – вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.

Завершается рассказ сразу без всяких выводов и поучений. Главное сказано, добавить уже нечего.

Перед нами отрывок, фрагмент из жизни, разговор о роли общественных условий в изменении взглядов и поведения человека, о том, всесильны ли эти условия или есть что-то другое, что позволяет человеку прозреть.

«После бала» – произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, поскольку повествование Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала возникло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, «что хорошо, что дурно». Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь решению этого вопроса. Беседа друзей – рамка рассказа – является началом и концовкой этого произведения. Рамка (обрамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участников беседы волнуют нравственные проблемы.

После бала

Цветовая гамма

Мы видим лишь белый, розовый и серебряный цвета – светлую, праздничную гамму.

Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые.

Краски резко темнеют,

сопутствует черный цвет и «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное», во что превратилась спина избиваемого человека.

Звуки

Мотив мазурки звучит почти непрерывно

Раздается неприятная визгливая мелодия. На плацу «били барабаны и свистели флейты». Эти звуки разбудили тревогу

Описание отца Вареньки

Отец Вареньки - красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.

Полковник все тот же. Но теперь с окровавленной, истерзанной жертвой экзекуции, его красота и военная выправка выглядит почти кощунственно

Настроение главного героя

Иван Васильевич доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит на танцующих с восторженным умилением, нежным чувством.

В сцене бала все окружающее герой рассказа воспринимает «с восторженным умилением» (он влюблен) он был бесконечно «счастлив», и счастье его «все росло и росло».

Он захвачен атмосферой праздника, близостью любимой девушки, ощущением собственной молодости и красоты.

Иван Васильевич испытывает почти физическую, доходящую до тошноты тоску. Ощущение счастья сменяется ощущением ужаса. Зловещую размеренность, бездушие, длительность и ужас совершающегося Л.Н.Т. передает повторением одних и тех же слов: «все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника рядом с наказываемым». (что-то механическое звучит в ритме слов - почти и не человек полковник)

Контрастны и фигуры

ПРЕЛЕСТНАЯ ВАРЕНЬКА

Она в белом платье, в белых перчатках в белых башмачках, у нее – «сияющее разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые милые глаза».

НАКАЗУЕМЫЙ

«Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – «что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное», дергая всем телом, шлепая ногами по талому снегу, подвигался ко мне, то опрокидывался назад - и тогда унтер-офицеры ведшие его за ружья толкали его вперед, то падая наперед - и тогда унтер-офицеры: тянули его назад». «Спотыкающийся корчащийся человек». «Сморщенное от страдания лицо».

Контраст как прием, помогает раскрыть идейное содержание рассказа.

Толстой противопоставляет друг другу две части рассказа и в описании использует контрастные краски. Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановки, в которой они живут, позволяет писателю выявить существо их характеров и в то же время обнажить идею социальных противоречий России. Контраст помогает раскрыть идею сосуществования 2-х миров.

«На балу» и «На плацу» – разные сцены, и контраст между ними вполне естественен, если бы не одно «но»... В них участвует один и тот же человек. Экзекуцией на плацу руководил отец Вареньки, полковник Б. Ослепленный любовью, Иван Васильевич видел его раньше идеальным, поэтому потрясение от происходящего на плацу было сильнейшим. «На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска...» И ещё было очень «стыдно».

Сцена на плацу – развязка действия. Иван Васильевич на короткий отрезок времени (с вечера до утра) прошёл путь от ослепления до прозрения. Прозрев, он понял, что в мире людей есть видимость и сущность, и далеко не всегда они бывают в гармонии. В случае с полковником всё было именно так. На балу он «розовый и белый». Оказалось, что это видимость, а на плацу проявилась его сущность.

Полковник искренен в отношении дочери и других участников бала. По отношению к людям определенного круга он мил и добр, и там он на самом деле красив. Он внимательный, заботливый отец (носит домодельный сапоги, чтоб одевать и вывозить любимую дочь.) И Варенька его любит и гордится им «с гордостью и радостью и за себя и за него взглядывает на любующихся зрителей».

В сцене на плацу проявляются такие качества его натуры: спесь и пренебрежение к людям низшего сословия. Он старый служака, привыкший повиноваться вышестоящим и приказывать нижестоящим. Он ревнитель порядка и закона. Он искренне убежден: все должно быть по закону: совершил побег солдат - должен пройти через строй, должен быть наказан. Система наказаний придумана не им: он просто не дает себе труда задуматься над ней. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга, как он его понимает, и шевелится какое-то человеческое чувство (недаром он, вероятно стыдясь, делает вид, будто не узнал Ивана Васильевича, и поспешно отворачивается).

И это не умаляет его вины. Это лишь объясняет мотивы его поступков. Он верит в необходимость расправы с тем, кто преступил закон. И считает своим долгом наказать «малорослого солдата», за недостаточное старание при наказании беглого татарина. «Бьет его по лицу за нанесенный слабый удар».

Понял ли рассказчик причины противоречия в характере полковника. Он искренне добр (на балу), он искренне зол (на плацу). И эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит Ивана Васильевича в тупик. «Очевидно, он что-то такое знает, чего я не знаю. Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня», - размышлял Иван Васильевич. И смутно приходит к выводу, что в этом алогизме жизни повинно общество (алогизм – нелепость). Герой так и не дошел до корня. Он лишь догадывается, что дело в каких-то социальных причинах.

Хотя Толстой расширял описание экзекуции и при этом подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала, все же события, происходившие на балу, нарисованы детальнее и полнее.

Контраст этих двух частей рассказа очевиден и сила описания экзекуции все равно подавляет светлые и радостные краски бала.

Если бы в тексте рассказа осталось такое сожаление, то сильно бы изменился характер Ивана Васильевича. В таком варианте он примирился бы с контрастом в поведении полковника. Из человека с чуткой совестью и способностью к неординарным решениям он превратился бы в того, кто смиренно следует привычным стандартам.

Именно это и стремился подчеркнуть автор, работая над текстом.

Толстой являясь носителем гуманистической идеи, не только разоблачает жестокость полковника, но и показывает уродливость социальных условий, искажающих понятия долга, гуманности, искажающих натуру человека. Автор ведет нас к мысли, что веселье, благополучие, праздная жизнь одних людей зиждутся на бесправии, угнетении, попрании человеческого достоинства других.

Контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» – и после бала: «Мне было до такой степени стыдно… Вотвот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

«Мне было до такой степени стыдно…» – говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а «у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска». Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказания, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происходящего, понять переживания героя.

Юноша из богатой семьи, горячий, впечатлительный, даже восторженный, он, впервые в жизни столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и посвятил свои силы тому, чтобы помогать другим людям.

Для Ивана Васильевича государственная служба ассоциировалась с источником несправедливости. Он чувствовал бы себя без вины постоянно виноватым.

Если не можешь ничего изменить, то хотя бы не участвуй в творении зла. Вне государственной службы герой еще и принес обществу пользу: «мы знаем, как вы никуда не годились. Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». То есть главный герой осознает свою личную моральную ответственность за все происходящее.

Потерпела крушение любовь и Ивана Васильевича к Вареньке. Человек не должен быть равнодушен к жизни близких и «дальних» своих. Он должен чувствовать личную ответственность за все, что совершается в мире. И с Варенькой он расстался так как не мог жить и любить по-прежнему (слишком велико было эмоциональное потрясение).

Лев Николаевич не мог в силу своего характера и убеждений оставаться в стороне от борьбы с общественным злом. Он считал, что и его время полно «теми ужасами, теми же пытками, которые для следующих поколений будут так же удивительны по своей жестокости и нелепости».

«Триста тысяч человек в острогах и арестантских ротах... гибнут физически и нравственно».

Льва Николаевича всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании армии, где выступал против варварского наказания шпицрутенами.

А теперь вернемся к вопросу о композиции. Вечер и утро, то есть символы противопоставляются: вечер затуманивает, искажает видение автором жизни (ему все кажется прекрасным). Утро невольно срывает флер ночного очарования, пелену с глаз героя. И ему открывается иная сторона жизни.

Сочинение

В рассказе Л.Н.Толстого описываются события, происходившие в России во времена правления Николая Первого. То было суровое время правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию общественной жизни. Композиционно рассказ состоит из двух частей: герой на балу и события, произошедшие с ним после бала. Если судить по заглавию, то "после бала" события гораздо более важны не только для героя, но и для автора.

Прототипом главного героя рассказа "После бала" был брат Л.Н. Толстого Сергей Николаевич. Лишь через 50 лет Лев Николаевич напишет этот рассказ. В нем он повествует о том, как может измениться жизнь человека всего лишь за одно утро. События разворачиваются в 40е годы XIX века. В то время герой рассказа был "студентом в провинциальном университете", жил, "как свойственно молодости": учился и веселился. Был веселым, бойким малым: катался с гор с барышнями, кутил с товарищами. Но главное его удовольствие составляли вечера и балы, так как танцевал он хорошо и был не безобразен.

Первая часть рассказа посвящена знакомству со "всеми уважаемым" Иваном Васильевичем. Он много рассказывает о себе, о своей жизни, но Варенька Б. занимает в его жизни место самой любимой девушки. Без сомнения Варя была его самой сильной любовью. Эта девушка восемнадцати лет была прелестна и прекрасна, и даже её царственный вид никого не отпугивал, благодаря веселой улыбке и блестящим глазам.

Во второй части рассказа действия развиваются на балу у губернского предводителя. Иван Васильевич ошеломлен красотой Вари и влюбляется все больше и больше. От таких прекрасных чувств он готов любить всех и вся. Все в этом мире ему кажется прекрасным и восхитительным. Кажется, что ничто не в силах изменить этой сильной любви. К тому вечеру молодой человек готовился особенно тщательно, поскольку на нем должна была присутствовать любимая девушка - Варенька.

Все было просто чудесно: "Зала прекрасная, с хорами, музыкантами - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского". В то время Иван Васильевич был пьян от любви к Вареньке Б., она же была прелестна: "высокая, стройная, грациозная и величественная". Держалась она всегда необыкновенно прямо, "как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка". В этот вечер герой рассказа не замечал других девушек, перед его глазами всегда стояло ее "сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза". Он был по-настоящему счастлив. Иван Васильевич танцевал со своей возлюбленной почти все танцы: и кадрили, и польки, и вальсы; "танцевал до упаду".

Ах, что за волшебная была ночь! Вальсы и мазурки сменялись кадрилями и польками, шампанское лилось рекой, благосклонные улыбки и взгляды Вареньки, ее нежный серебристый смех кружили голову. Ивана Васильевича переполняло счастье: "Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро". Особенно яркое впечатление произвел на него танец Вареньки с отцом - красивым статным стариком в чине полковника. Этот танец заворожил не только героя рассказа, но и всех присутствующих гостей. Красота Вареньки и ее отца подчеркивается этим танцем. Они прекрасны вместе, а после танца Иван Васильевич все более уверен, что Варя и есть его счастье. Он окрылен, он влюблен, он счастлив! Полный таких волшебных чувств Иван возвращается домой и там не находит себе места. Его влюбленная душа требует действий, его чувства пытаются вырваться наружу. Он должен быть рядом с любимой! Пусть даже не видя ее, он желает быть от нее в близости. Он идет туда, где она живет.

По сравнению с другими произведениями писателя в рассказе "После бала" особенно силен обличительный пафос. В нем есть элементы притчи, морализаторское начало, идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования - все это характерно для позднего Толстого. Писатель обращается к резко социальному конфликту, который выражен и на уровне контрастной композиции (бал - наказание).

Положительные в первой части рассказа детали (красивое лицо, статная фигура полковника, усы как у Николая I, обаятельная улыбка) становятся отрицательными во второй части. Красота полковника вызывает у Ивана Васильевича, наблюдающего наказание, отвращение (оттопыренная губа, надутые щеки полковника). Писатель прибегает к приему контрастного сопоставления цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа), а также контрастного сопоставления звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй части).

Счастливые мечты Ивана Васильевича развеяла сцена страшного наказания беглого татарина, которого пропускали сквозь строй солдат, вооруженных палками. Командовал экзекуцией отец Вареньки, тот самый статный полковник, еще недавно так мило танцевавший с дочерью у губернского предводителя.

Суровая реальность поразила Ивана Васильевича. Он не мог и не хотел поверить, что рядом с праздником существует боль, страдание, жестокость, несправедливость. Герой признается, что "любовь с этого дня пошла на убыль", потому что образ Вареньки постоянно воскрешал в его памяти картину "полковника на площади". Более того, он отказался от карьеры военного, как планировал раньше.

В душе Ивана Васильевича все пело, и изредка слышался мотив мазурки, но он услышал в то утро и какую-то другую, жестокую, нехорошую музыку, став при этом свидетелем ужасного зрелища. Он увидел, как солдаты прогоняли через строй за побег татарина, который был привязан к ружьям двух солдат, и на которого с обеих сторон сыпались удары. При каждом ударе наказываемый поворачивал сморщенное от страданий лицо в ту сторону, с которой падал удар, и не говорил, а всхлипывал: "Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте". Но его голос не был услышан. Спина татарина представляла собой "что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное", что Иван Васильевич не поверил, чтобы это могло быть тело человека.

Увиденное произвело на него сильное впечатление, но особенно он был потрясен тем, что высоким военным, возглавлявшим отряд солдат, оказался отец Вареньки. Ивану Васильевичу стало до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто он был уличен в самом постыдном поступке, он опустил глаза и поторопился уйти домой.

После этого случая он решил вообще нигде не служить, чтобы всегда быть в ладах со своей совестью. Герой меняется нравственно. Происходит как бы прозрение, появляется другой взгляд на мир.
"А любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно… И любовь так и сошла на нет".

Как пробуждается в человеке совесть, чувство ответственности за ближнего и любви к нему показывает в своем произведении Л.Н.Толстой. Особенно силен в рассказе "После бала" обличительный пафос. В нем есть элементы притчи, а идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования. Такой взгляд на жизнь характерен для поздних произведений писателя. На мой взгляд, этот рассказ очень хорошо раскрывает человеколюбие Толстого, его настоящее отношение к жизни.

Рассказ "После бала" поражает своей контрастностью, но именно такое построение сюжета позволяет Л. Н. Толстому более полно раскрыть идею произведения.

(2 вариант)

Само название рассказа настраивает читателя на увлекательное чтение, кажется, что нас ждет повествование о пышной и красивой жизни, о любви и счастье героев. Позднее произведение Толстого, написанное в 1903 году, в эпоху назревающего в стране кризиса, перед русско-японской войной, которую Россия позорно проиграла, и первой революцией, оказывается, имеет вовсе не описательно-развлекательную направленность, и само поражение это показало несостоятельность государственного режима, ведь состояние армии в первую очередь отражает ситуацию в стране.

Действие рассказа разворачивается в 40е годы XIX века, в николаевскую эпоху. Толстой не зря возвращается к прошлому, так как для него очевидны параллели между положением и в обществе, и в армии в эти столь разные на первый взгляд эпохи.

И главный акцент сделан на вопросах нравственных, а не "армейских". Я думаю, что главная проблема в том, что формирует человека - общественные условия или случай.

Иван Васильевич - герой рассказа - дворянин николаевской эпохи, обыкновенный человек, хороший, но простой, мало рассуждающий: "…не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились". Мы видим, что глобальные вопросы рассказчика не интересовали. Он пребывает в мире балов, кутежей, влюбленности в Вареньку, не задумываясь о том, что происходит вокруг, в стране, в которой он живет. Это - обыкновенный обыватель, хотя добрый и порядочный, с хорошей душой.

Иван Васильевич, полковник, отец Вари - девушки, в которую был влюблен рассказчик, и сама Варя – вот, пожалуй, основные герои рассказа. Да и Варя, скорее, объект, с ее "помощью" завязывается история. Главная проблема решается через образы ее отца и главного героя. Автор показывает, что все же общественное устройство, а не случай влияет на формирование личности.

Рассказ состоит из двух частей - бал и после бала, притом первая часть намного объемнее. Прекрасный светский вечер, всем весело, герой очарован Варенькой, ее замечательным, добрым, тихим отцом-полковником. Юноша на седьмом небе от радости. Но, возвращаясь с бала, он видит ужасную сцену на плацу - избиение татарина солдатами под командованием "доброго" и обаятельного отца Вареньки.

Изнанка действительности грубо вторглась в интимную жизнь рассказчика, поломав мирок, так тщательно им созданный.

Главный герой потрясен тем, что увидел, здесь Толстой использовал прием противопоставления: полковник на балу и после него. В первом случае это милый и обходительный человек, во втором же - символ жестокой военной машины, безжалостной, ни о ком не заботящейся и ни о ком не думающей. Даже веселая музыка мазурки и звуки барабана и флейты, под которые истязали солдата, противопоставлены друг другу.

Этот случай перевернул жизнь Ивана Васильевича. Но если глубже анализировать текст, мы поймем, что не случай, а среда сломала наивный мир героя, она нанесла ему ошеломляющий удар.

Герой испытывает угрызения совести, будто бы он сам, а не полковник бьет солдата по лицу наотмашь – в этом большая смысловая нагрузка рассказа. Не случайно ведь он назван "После бала". Мне кажется, что смысл рассказа в том, что среда влияет на человека, она как будто срывает покровы приличий, обнажая нутро социальной действительности.

Герой, прожив жизнь, не понял, что же с ним случилось и почему. Он остался одиноким, вероятно, был не в силах преодолеть недоверие к людям, рожденное в то утро. И не только любовь к женщине с тех пор "пошла на убыль", но и вера в чистоту и искренность человеческих отношений.

Другие сочинения по этому произведению

"Любовь с этого дня пошла на убыль..." (По рассказу Л. Н. Толстого "После бала") "После бала". Л.Н.Толстой После бала «Против чего направлен рассказ Л. Н. Толстого «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях? Автор и рассказчик в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала» Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Мое впечатление от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Образ Ивана Васильевича (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Полковник на балу и после бала Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему произошла переоценка ценностей у Ивана Васильевича? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему рассказ Л.Н. Толстого назван «После бала» Почему рассказ Л. Н. Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Прием контраста в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Рассказ Л. Толстого «После бала»