Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

В чём секрет Джоконды. Школьная энциклопедия Мона лиза кто она

Введение……………………………………………………………………3

1. Биография художника…………………………………………………..5

2. Тайна идентификации модели Мона Лизы……………………………6

3. Техника исполнения Мона Лизы……………………………………...11

4. Композиция картины…………………………………………………..16

5. Любопытные факты……………………………………………………18

Заключение………………………………………………………………..20

Список источников и литературы……………………………………….21

Приложение……………………………………………………………….22

Введение

итал. Gioconda; Monna Lisa ) - портрет Лизы Герардини, супруги флорентийского торговца шелком Франческо дель Джокондо, молодой женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи около 1503 года. Картина является одним из самых известных произведений живописи в мире. Относится к эпохе Возрождения. Выставлена в Лувре (Париж, Франция).

итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo - Портрет госпожи Лизы Джокондо.

Самой бесценной картиной всего человечества, считают работу Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Работа создавалась на протяжении нескольких лет, она уникальна. Картина всем настолько знакома, настолько глубоко запечатлелась в памяти людей, что трудно поверить, что когда-то она выглядела иначе.

Картину столь часто копировали и она оказала столь сильное (возможно, даже слишком сильное) влияние на искусство, что очень трудно взглянуть на нее непредвзятым взором, однако внимательное рассмотрение цветных иллюстраций может привести к удивительным открытиям даже тех, кто устал или же считает, что устал, от "Моны Лизы".

Можно выделить четыре основных вопроса:

· Гениальность создателя картины, Леонардо да Винчи (1452-1519)

· Совершенная техника исполнения, тайны, которые до сих пор нераскрыты

· Ореол загадочности женщины (которая позировала)

· История картины, которая является столь же удивительной как детективная история.

Про гениальность можно говорить долго, лучше прочитать биографию на этом сайте. Объективно, без художественных домыслов. Хотя способности и были яркими, но главное это огромная работоспособность и желание познать окружающий мир. Леонардо изучал темы, которые тогда рассматривались как обязательными для художника: математика, перспектива, геометрия и все науки наблюдения и изучения естественной среды. Он также начал изучал архитектуру и скульптуру. После завершения своего обучения, он начал свою карьеру как живописец с портретами и религиозными картинами, получая заказы от богатых граждан или монастырей. На протяжении всей жизни он развивал свои технические и художественные таланты. Необычная способность заниматься любой темой и в любой области жизни, он должен был быть лучше известным, как талантливый инженер, чем как живописец, но он удивлял даже всех своих современников, также как и жадным своим любопытством, с которым он непрерывно изучал естественные явления: "Где моча прибывает?" … и это притом, что его технические экспериментирования в живописи были не всегда удачными.

1. Биография художника

Леонардо получил свою фамилию благодаря городку Винчи к западу от Флоренции, где, предположительно родился 15 апреля 1452 года. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, но воспитывался в доме и отца, поэтому получил основательное образование в чтении, письме и счете. В возрасте 15 лет он попал в ученики к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения Андреа дель Верроккьо, а спустя пять лет вступил в гильдию художников. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика, изобретателя механизмов, музыканта. Долгие годы, переезжая из города в город, да Винчи был настолько увлечен математикой, что не мог заставить себя взять в руки кисти. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело; кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Французы, сначала Людовик XII, а затем Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно Тайной вечерей Леонардо. Поэтому неудивительно, что в 1516 Франциск I, хорошо осведомленный о разнообразных талантах Леонардо, пригласил его ко двору, который тогда располагался в замке Амбуаз в долине Луары. Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков.

2. Тайна идентичности модели Мона Лизы

Личность, изображённую на портрете, сложно идентифицировать. До сегодняшнего дня по этому поводу было высказано много спорных и, подчас, абсурдных мнений:

    Жена флорентийского торговца дель Джокондо

    Изабелла Из Эсте

    Просто идеальная женщина

    Молодой юноша в женском одеянии

    Автопортрет Леонардо

Загадка, по сей день окружающая незнакомку, притягивает в Лувр ежегодно миллионы посетителей.

В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Описание этого визита было сделано секретарём кардинала Антонио де Беатисом: «10 октября 1517 года монсеньор и иже с ним посетили в одной из отдалённых частей Амбуаза, посетил мессира Леонардо да Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет, - самого превосходного художника нашего времени. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую - святой Иоанн Креститель в молодости и третью - Святая Анна с Марией и младенцем Христом; все в высшей степени прекрасные. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ».

По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».

Согласно Джорджио Вазари (1511-1574), автору биографий итальянских художников, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джиокондо на чей портрет Леонардо потратил четыре года, всё же оставив его неоконченным.

Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, т. к. здесь Леонардо воспроизвёл все детали… Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей… Нежный розовый нос кажется настоящим. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица … Кто бы не смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьется пульс…». Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».

Может быть, эта история и соответствует действительности, но, скорее всего, Вазари просто добавил её к биографии Леонардо для развлечения читателей. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику.

Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Именно он и пишет о маловлиятельном торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены Лизы. Не смотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи всё же сомневаются в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500-1505). Утончённая техника указывает на более позднее создание картины. Помимо того, в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал княжне Изабелле д’Эстэ принять её заказ. Мог ли тогда простой торговец уговорить известного мастера написать портрет своей жены?

Интересен и тот факт, что в своём описании Вазари восхищается талантом Леонардо передавать физические феномены, а не сходством между моделью и картиной. Как кажется, именно эта физическая особенность шедевра оставила глубокое впечатление среди посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя.

Кто же такая Мона Лиза? Версий существует масса. Самая правдоподобная из них – вторая супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джиокондо и мать пятерых детей. На момент написания картины (около 1503-1506 г.г.) девушке было по разным сведениям от 24 до 30 лет. Именно из-за фамилии мужа картина теперь известна под двумя названиями.

По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Герцогиня была незаконнорожденной дочерью правителя Милана - легендарного героя итальянского Возрождения герцога Сфорца и скандально прославилась своей распущенностью: с 15 лет она трижды была замужем и родила 11 детей. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Версия эта подкрепляется портретом двадцатипятилетней герцогини удивительно похожей на Мону Лизу.

Часто можно слышать версию о том, что за моделью для своего шедевра Леонардо да Винчи далеко не ходил, а просто написал автопортрет в женской одежде. Эту версию сложно отвергнуть, ведь очевидная схожесть между Джокондой и более поздним автопортретом мастера есть. Более того, это сходство подтвердил компьютерный анализ основных антропометрических показателей.

Самая скандальная версия затрагивает личную жизнь мастера. Некоторые ученые утверждают, что моделью для картины послужил ученик и помощник да Винчи Джиана Джакомо, который находился рядом с ним в течение 26 лет и, возможно, был его любовником. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Однако сколько не разгадывай ребус мастера, все равно вопросов остается больше, чем ответов. Неопределенность в названии картины вызвала массу предположений относительно ее подлинности. Существует версия, что Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Более того, Рафаэль, побывав в мастерской художника, сделал набросок с еще незавершенной картины. На эскизе оказалась всем известная женщина, по обеим сторонам от которой расположились греческие колонны. Кроме того, по свидетельствам современников, картина была больше и делалась на заказ как раз для мужа Моны Лизы Франческо дель Джиокондо. Автор передал незаконченную картину в руки заказчика, и она хранилась в семейном архиве на протяжении многих веков.

Однако в Лувре выставлено совершенно иное полотно. Оно меньше по размеру (всего 77 на 53 сантиметра) и выглядит вполне законченным без колонн. Так вот по мнению историков, на луврской картине изображена любовница Джулияно Медичи - Констанца Д’Авалос. Именно эту картину художник привез с собой во Францию в 1516 году. Он держал ее в своей комнате в поместье под городом Амбуаз вплоть до самой смерти. Оттуда картина в 1517 г. попала в коллекцию короля Франциска I. Именно эта картина называется «Мона Лиза».

Культура

"Мона Лиза" - одно из самых известных произведений искусства в истории скрывает под собой больше одного портрета.

Французский ученый Паскаль Котте (Pascal Cotte) заявил, что обнаружил скрытые портреты , используя технологию отражения света.

Ученый рассказал, что больше 10 лет изучал и анализировал картину .

"Результат развенчивает множество мифов и навсегда меняет наше представление о шедевре Леонардо ", - рассказал Котте.


Картина "Мона Лиза" Леонардо да Винчи


Ученый считает, что одним из скрытых портретов является настоящий портрет Лизы де Джокондо, женщины с которой рисовали "Мона Лизу".

С помощью реконструкции можно увидеть изображение модели, которая смотрит в сторону.

Вместо знаменитого прямого взгляда, на изображении модели нет и следа от загадочной улыбки , которая интриговала ценителей искусства больше 500 лет.


Леонардо работал над картиной в период между 1503 и 1517 годом во Флоренции, а затем во Франции.

Долго время шли споры о личности Мона Лизы. В течение многих веков считалось, что это Лиза Джерардини – жена флорентийского торговца шелком.

Однако, когда м-р Котте сделал реконструкцию Лизы Джерардини, то обнаружил совершенно другую "Мона Лизу" .


Кроме того, он утверждает, что под поверхностью картины есть еще два изображения – расплывчатые очертания портрета с большей головой и носом, более крупными руками, но меньшими губами. Также ученый обнаружил другое изображение в стиле Мадонны с гравировкой Леонардо в виде жемчужного ободка.


Паскаль Котте использовал метод, известный как метод усиления слоев, проецируя интенсивное излучение на картину и измеряя отражение, позволяя восстановить то, что было между слоями краски. Благодаря этому методу ученому удалось заглянуть в самое сердце знаменитой картины.

Описание картины "Мона Лиза"


"Мона Лиза" считается одним из величайших сокровищ искусства Ренессанса . Картина также известна, как "Джоконда" и считается одним из лучших примеров портретного искусства.

Несмотря на свою известность, "Мона Лиза", как и все произведения Леонардо да Винчи не была подписана, и на ней не было даты. Название было взято из биографии Леонардо, написанной биографом Джорджо Вазари, опубликованной в 1550-х годах, где было сказано о согласии художника нарисовать портрет Лизы Джерардини – жены Франческо дель Джокондо – торговца шелком.

Леонардо долго работал над произведением, особенно над позицией рук модели. Загадочная улыбка и тайна личности модели является источником постоянных исследований и восхищения.

Цена картины "Мона Лиза"

Картина "Мона Лиза" сейчас находится в Лувре в Париже и считается самой ценной картиной в мире, она застрахована с учетом инфляции на $782 миллиона .

С амой бесценной картиной всего человечества, считают работу Леонардо да Винчи "Мона Лиза". Работа создавалась на протяжении нескольких лет, она уникальна. Картина всем настолько знакома, настолько глубоко запечатлелась в памяти людей, что трудно поверить, что когда-то она выглядела иначе.
Картину столь часто копировали и она оказала столь сильное (возможно, даже слишком сильное) влияние на искусство, что очень трудно взглянуть на нее непредвзятым взором, однако внимательное рассмотрение цветных иллюстраций может привести к удивительным открытиям даже тех, кто устал или же считает, что устал, от "Моны Лизы".
Можно выделить четыре основных вопроса:
— Гениальность создателя картины, Леонардо да Винчи (1452-1519)
— Совершенная техника исполнения, тайны, которые до сих пор нераскрыты
— Ореол загадочности женщины (которая позировала)
— История картины, которая является столь же удивительной как детективная история.

П ро гениальность можно говорить долго, лучше прочитать биографию на этом сайте. Объективно, без художественных домыслов. Хотя способности и были яркими, но главное это огромная работоспособность и желание познать окружающий мир. Леонардо изучал темы, которые тогда рассматривались как обязательными для художника: математика, перспектива, геометрия и все науки наблюдения и изучения естественной среды. Он также начал изучал архитектуру и скульптуру. После завершения своего обучения, он начал свою карьеру как живописец с портретами и религиозными картинами, получая заказы от богатых граждан или монастырей. На протяжении всей жизни он развивал свои технические и художественные таланты. Необычная способность заниматься любой темой и в любой области жизни, он должен был быть лучше известным, как талантливый инженер, чем как живописец, но он удивлял даже всех своих современников, также как и жадным своим любопытством, с которым он непрерывно изучал естественные явления: "Где моча прибывает?" … и это притом, что его технические экспериментирования в живописи были не всегда удачными.

Совершенная техника исполнения Мона Лизы

Д ля Леонардо да Винчи, поиск совершенства - истинная, навязчивая идея. В своих записных книжках, в которых светиться желание достигнуть совершенства, он писал: "Скажите мне, ну скажет ли кто мне, кто-нибудь закончил хоть что-нибудь до конца?"

Работа выполнена на тонкой тополиной доске, которая теперь чрезвычайно хрупкая. Именно поэтому работа храниться за стеклянной витриной с определенными параметрами температурой и влажностью. Мона Лиза - идеальный портрет, благодаря тонким эффектам света на лице и продуманным пейзажем (цветовая гамма, перспектива пейзажа в сочетании с небом) в фоне картины. И самое сложное моделирование лица, что получилось удивительно реалистически.
Леонардо выполнял многослойную живопись с потрясающим терпением и виртуозностью: после подготовки деревянной панели с несколькими уровнями покрытия (уже в то время было множество способов грунтования дерева), он прежде всего рисовал общую композицию, фон, после чего наносятся тонкие слои (масло с добавлением скипидара, что давало ему возможность работать на уровнях прозрачного цвета). Это позволяло бесконечно слой за слоем реконструировать лицо, да к тому же в определенных местах умело усиливать, либо уменьшать эффекты света, прозрачности и оттенков на лице. Леонардо называл этот метод сфумато ("sfumato"), по другому, более известному нам названию, лессировка. Лессировкой называются тонкие, прозрачные и полупрозрачные слои масляных и иных красок, наносимые на другие, хорошо уже просохшие такие же краски, для придания последним желаемого интенсивного и прозрачного тона. Сколько было нанесено лессировок, определить просто не возможно. Эта методика позволила достигнуть невероятной имитации плоти. Так же роль играет постепенный переход человеческого тела во мрак. Прекрасным получился и ее задний план. Все детали тут чрезвычайно точны, а вершины гор и вода: кости и кровь земли - вызывают в памяти романтические представления о земле на следующий день после дня Творения.
В течение дальнейшей жизни, Леонардо был действительно известен очевидным своим талантом к подражанию природе, к совершенству природы и когда его первый биограф, живописец Вазари, описал Мона Лизу, он, прежде всего, настаивал на реализме работы: "Её прозрачные глаза имели искрящийся из жизни: окруженный красноватыми и мертвенно бледными оттенками, они были ограничены ударами плетью, чье выполнение требовало самой большой деликатности". Ресницы выполнены, местами более толстыми или более редкими, что наводит на размышление, они не могли быть более натуральными. Нос, с его проработанными тонкими, розовыми ноздрями, кажется непременно живым. [...] В области горла, внимательный наблюдатель может уловить биение вен ". Что касается цветовой гаммы лица, то малиновые тона, о которых упоминает Вазари, теперь совершенно не просматриваются. Темная лакировка изменила соотношение цветов и создала смутный подводный эффект, который еще усугубляется тем слабым светом, который слабо льется на картину из потолочных окон Большой галереи в Лувре. К тому же в наше время "Мона Лиза" выглядит не так (по композиции), как тогда, когда вышла из рук Леонардо. Когда-то слева и справа на картине были нарисованы невысокие колонны, теперь обрезанные. Глядя на них, становилось ясно, что дама сидит на балконе, а вовсе не подвешена в воздухе, как это иногда кажется. Эти изменения, однако, скорее досадны, чем трагичны: шедевр сохранился, и мы должны быть благодарны, что он в таком прекрасном состоянии.
Через "сфумато" Леонардо смог достичь и одной из его первичных артистических целей, каково выразилась главным образом индивидуальность его модели: "Хороший живописец выставляет по существу две вещи: индивидуальность и точку своего мнения", сказал Леонардо. Нарисовать душу в первую очередь, а не тело, это фактически основная цель его работы и "сфумато", подчеркивает тайну работы: "погружающий вещи в свет должен погрузить их в бесконечность".
Здесь важен и вопрос, до какой степени реалистична картина по отношению к модели. В настоящее время невозможно узнать, это копия с существовавшей женщины или Леонардо да Винчи идеализировал портрет, или он полностью изобразил тип универсальной женщины.
Мона Лиза не была, как многие считают, идеалом красоты для Леонардо: его идеал скорей просматривается в ангеле из "Мадонны в скалах". Все же Леонардо наверняка должен считать Мону Лизу особым человеком: она произвела на него столь сильное впечатление, что он отказался от других выгодных предложений и в течение трех лет работал над ее портретом. Портрет отразил своеобразный человеческий характер.

Тайна идентичности модели

С ложно идентифицировать личность изображенную на портрете. Есть несколько спорных мнений, что на портрете:
— Изабелла из Эсте (имеется рисунок показывающий её)
— Хозяйка Джулиано ди Медичи
— Просто идеальная женщина
— Молодой юноша в женском одеянии
— Автопортрет

В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его усадьбе. Описание этого визита было сделано секретарем кардинала Антонио де Беатисом: "10 октября 1517 года монсиньор и иже с ним посетили в одной из отдаленных частей Амбуаза мессэра Леонардо да Винчи, флорентийца, седобородого старца, которому более семидесяти лет, - самого превосходного художника нашего времени. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую - святой Иоанн Креститель в молодости и третью - Святая Анна с Марией и младенцем Христом; все в высшей степени прекрасные. От самого мастера в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ". Первое утверждение относительно личности для портрета Мона Лиза, "некая флорентийская дама", по мнению большинства исследователей, - это "Мона Лиза". Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий Джулиано Медичи не имел никакого отношения к Моне Лизе. Но вполне вероятно, что секретарь, перегруженный работой и впечатлениями, обронил имя Медичи по небрежности.

Более позднее, второе утверждение Визари, он писал, что Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо (откуда пошло второе название картины "Джиокондо").
Мы знаем, что она женилась на дель Джиокондо в 1495, но мы фактически не имеем никакого доказательства, что она могла быть хозяйка Медичи. Когда Мона Лиза впервые начала позировать Леонардо, ей было около двадцати четырех лет - по понятиям того времени, возраст, приближающийся к среднему. Портрет удался - по словам Вазари, это была "точная копия натуры". Но Леонардо превзошел возможности портретной живописи и сделал из своей модели не просто женщину, а Женщину с большой буквы. Индивидуальное и общее слились здесь воедино. Взгляд художника на Женщину может не совпадать с общепринятыми мнениями. Позже анонимное заявление создает прецедент, что Мона Лиза портрет Франческо дель Джиокондо, т.е. появилось высказывание (идея), что это - портрет мужчины (позже создавалось много обнаженных копий, где художники пытаются импровизировать то с женским, то с мужским полом).
Наконец, в более поздних упоминаниях, примерно с 1625г., по мнению большинства исследователей портрет стали называть Джиоконда.
Даже сегодня, мы не обладаем никакими заключительными доказательствами личности женщины, показанной Леонардо. Леонардо смотрит на свою модель с тревожащей воображение бесчувственностью: Мона Лиза одновременно кажется сладострастной и холодной, прекрасной - и даже отвратительной. Картина невелика, однако производит впечатление монументальной. Этот эффект достигается с помощью соотношения фигуры и заднего плана. Монументальность значительно усиливает то смешанное чувство очарования и холодности, которое вызывает Мона Лиза: веками мужчины смотрели на нее с восхищением, замешательством и ещё чем-то, близким к ужасу. Леонардо полностью освободил себя от доказательств личности и портретного сходства, с кого написан был портрет. Для нас портрет остается шедевром кисти Леонардо.

Детективная история истории Мона Лизы

М она Лиза ещё долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая сделала ей всемирную известность.
Мона Лиза получила всемирную славу не только из-за качеств работы Леонардо, которые впечатляют художественных любителей и профессионалов, долго оставались бы только для тонких знатоков искусства, если бы ее история также не была бы исключительна.
С начала шестнадцатого столетия картина, приобретенная Франциском I непосредственно из рук Леонардо да Винчи, после смерти Леонардо оставалась в королевской коллекции. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достоянии национальной коллекции. Она изучалась историками, копировалась живописцами, копировали её часто, но 21 августа 1911 года картина была похищена итальянским живописцем, Vincenzo Peruggia, с целью возвратить её на историческую родину.
После полицейского допроса всех подозреваемых, живописца Cubist, поэта Guillaume Apollinaire (в тот день он призывал сжечь весь Лувр) и многих других, картину нашли только спустя два года в Италии. Её осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. На протяжении этого времени Мона Лиза не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
В двадцатом столетии картина почти не покидала Лувр. В 1963 побывав в США и 1974 в Японии. Поездки только закрепили успех и ее славу.

«Мона Лиза» работы великого Леонардо да Винчи, известная также под названием «Джоконда» — одно из самых загадочных произведений в истории искусства. Вот уже несколько столетий не утихают споры о том, кто на самом деле изображен на портрете. По различным версиям, это жена флорентийского торгов​ца, трансвестит в женской одежде, мать художника и наконец - сам художник, переодетый женщиной… Но это лишь часть тайн, связанных с картиной.

«Мона Лиза» — это не «Джоконда»?

Считается, что картина была написана около 1503-1505 года. Моделью для нее, по официальной версии, послужила современница великого живописца, в девичестве Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, портрет которой якобы заказал её супруг, флорентийский торговец шелком Франческо дель Джокондо. Полное название полотна – «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» - «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Джоконда (la Gioconda) также означает «веселая, играющая». Так что, возможно, это прозвище, а не фамилия.

Впрочем, в искусствоведческой среде ходят слухи о том, что знаменитая «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи и его же «Джоконда» — это две совершенно разные картины.

Дело в том, что никто из современников великого живописца не видел портрет завершенным. Джорджо Вазари в книге «Жизнь художников» утверждает, что Леонардо работал над картиной четыре года, но так и не успел ее закончить. Однако портрет, выставленный сейчас в Лувре, полностью завершен.

Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел «Джоконду» в мастерской да Винчи. Он сделал набросок портрета. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. На известном всем портрете колонны отсутствуют. Судя по источникам, «Джоконда» также была большего размера, чем известный нам оригинал «Моны Лизы». Кроме того, есть свидетельства, что незаконченное полотно было передано заказчику – мужу модели, флорентийскому коммерсанту Франческо дель Джокондо. Затем она переходила по наследству из поколения в поколение.

На портрете же, называемом «Мона Лиза», предположительно изображена фаворитка герцога Джулиано Медичи Констанция д’Авалос. В 1516 году художник привез это полотно с собой во Францию. До самой кончины да Винчи картина находилась в его поместье под Амбуазом. В 1517 году она очутилась в коллекции французского короля Франциска I. Именно ее сейчас можно лицезреть в Лувре.

В 1914 году один британский антиквар всего за несколько гиней приобрел на вещевом рынке города Бас изображение Моны Лизы, которое счел удачной копией творения Леонардо. Впоследствии этот портрет стал известен как «Айуорская Мона Лиза». Он выглядит незаконченным, на заднем плане – две греческие колонны, как в воспоминаниях Рафаэля.

Затем полотно попало в Лондон, где его в 1962 году выкупил синдикат швейцарских банкиров.

Неужели между двумя разными женщинами существует такое сходство, что их перепутали? Или картина все-таки одна, а вторая – лишь копия, выполненная неизвестным художником?

Скрытое изображение

Кстати, недавно французский эксперт Паскаль Котт объявил, что под слоем краски на картине скрывается еще одно изображение, настоящая Лиза Герардини. К такому выводу он пришел, потратив десять лет на изучение портрета с помощью разработанной им самим технологии, основанной на отражении световых лучей.

По словам ученого, удалось «распознать» под «Моной Лизой» второй портрет. На нем также изображена женщина, которая сидит в точно такой же позе, как Джоконда, однако, в отличие от последней, смотрит немного в бок и не улыбается.

Роковая улыбка

А знаменитая улыбка Моны Лизы? Каких только гипотез не выдвигали по поводу нее! Кому-то кажется, что Джоконда вовсе не улыбается, кому-то – что у нее нет зубов, а кому-то в ее улыбке чудится нечто зловещее…

Еще в XIX столетии французский писатель Стендаль отмечал, что после долгого любования картиной у него приключился необъяснимый упадок сил… Работники Лувра, где сейчас висит полотно, рассказывают, что зрители нередко падают перед «Моной Лизой» в обморок. Кроме того, музейные служащие заметили, что, когда в зал не пускают публику, картина как бы тускнеет, а стоит появиться посетителям, как краски будто становятся ярче, а загадочная улыбка проступает более отчетливо… Парапсихологи объясняют феномен тем, что «Джоконда» — картина-вампир, она пьет жизненную силу человека… Впрочем, это лишь предположение.

Очередную попытку разгадать тайну предприняли Ниц Зебе из Университета Амстердама и его американские коллеги из Университета Иллинойса. Они воспользовались специальной компьютерной программой, сверяющей изображение человеческого лица с базой данных человеческих эмоций. Компьютер выдал сенсационные результаты: оказывается, на лице Моны Лизы читаются крайне смешанные чувства, причем среди них лишь 83% счастья, 9% принадлежит отвращению, 6% — страху и 2% — гневу…

Между тем итальянские историки обнаружили, что, если разглядывать глаза Моны Лизы под микроскопом, то становятся видны какие-то буквы и цифры. Так, в правом глазу можно разглядеть буквы LV, которые могут, впрочем, представлять собой всего лишь инициалы имени Леонардо да Винчи. Символы в левом глазу распознать пока не удалось: не то это буквы CE, не то B…

В арке моста, расположенного на заднем плане картины, «красуется» число 72, хотя есть и другие версии, например, что это 2 или же буква L… Еще на полотне просматривается число 149 (четверка затерта). Это может обозначать год создания картины – 1490-й или позднее…

Но как бы то ни было, таинственная улыбка Джоконды навсегда останется образцом высочайшего искусства. Ведь божественный Леонардо смог создать нечто такое, что будет волновать потомков еще многие и многие века…

Мона Лиза

Мона Лиза

Мона Лиза , безусловно, является не только самой значимой, успешной и популярной работой мастера эпохи ренессанса да Винчи, но и самой обсуждаемым его творением.

Анализ

Шаблон работы сам по себе, является чрезвычайно революционным, особенно в технике реализации портрета. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Расположение фигуры от талии, положение рук - абсолютная новинка. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Окутанный туманом задний план, мост через реку, цвета использованные художником создают ощущение естественности и живости. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато , создавая эффект дымки.

Работа в рамке

Одним из элементов работы, который затрагивает всех зрителей, является улыбка Моны Лизы, известная во всем мире. Улыбка находится на грани распознаваемости. Её наличие и форма изменяется в зависимости от точек наблюдения. Считается, что она, при всей своей загадочности, воплощает невозможность найти точку опоры в человеческих чувствах.

Леонардо превращает этот портрет в идеальный образ, уделяя особое внимание собственному видению реальности и природы, которые никогда не находятся в статичном положении, наоборот, они динамичны и живы.

Интерпритации и символизм

Существуют предположение о том, что на картине изображен любовник-андрогин Леонардо. Некоторые ученые считают, что Мона Лиза - автопортрет художника. Использование современных технологий позволило заглянуть под внешний слой красок и увидеть там другой портрет, напоминающий как черновой вариант Джоконды, так и самостоятельное произведение. Однако сотрудники Лувра и многие эксперты скептически относятся ко многим исследованиям и не дают комментариев на основные громкие заявления.

Джоконда - картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи : в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Фон за Лизой Герардини сделан исключительным образом: коррозия и горные породы, формируемые реками, с легкой фильтрацией создают пейзаж. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Женщина, как предмет композиции, не противоречит этой теме, а скорее представляет последний шаг эволюции в этом списке.

Свет в этой работе играет фундаментальную роль, он целиком «обнимает» женщину, создает резкие контрасты с темными фрагментами, а так же является предметом споров.

Наследие

Джоконде посвящены целые книги и научные работы, авторы которых пытаются понять содержание, но работа все еще скрывает много тайн. «Мона Лиза» породила множество споров и разговоров, оставаясь до сих пор одной из самых популярных картин в истории искусств. Неуловимость природы и человеческой души, а так же другой символизм, по сей день пытаются интерпретировать с помощью упомянутой улыбки, используемых красок и цветов, а так же современных технологий.

Картина «Мона Лиза» обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: Глеб