Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Упражнения для развития чувства ритма у ребёнка. Чувство ритма. Не все так просто. Видеоупражнения

Метр (чередование сильных и слабых долей) и ритм (чередование длинных и коротких звуков) – основа музыки. До-музыка. Первобытное знание любого живого существа.

День сменяется ночью, приливы – отливами, за весной приходит лето, а за осенью – непременно зима.
Что такое музыкальный ритм? Чередование разных по длительности звуков? Вот что говорят по этому поводу специалисты: «В широком смысле слова ритм есть организованная последовательность построений (мотив, фраза, предложение) разной величины. Метр - это порядок чередования равных по длительности долей музыки, разделяющихся на опорные (сильные) и неопорные (слабые) доли. Метр есть система организации музыкального ритма. Музыка требует единства метра и ритма и образует единый метроритм.
Организованная последовательность длительностей звуков (целая нота, половинная, четвертная, восьмая и т. д.) представляет собой музыкальный ритм. Ритм является одним из основных выразительных и формообразующих средств музыки». (Сайт «Я – музыкант» http://yamuzykant.ru/)

Что же такое чувство ритма? Как его развить? Существует мнение, что это невозможно, поскольку чувство ритма - штука врожденная. Однако на практике мне довелось убедиться, насколько легко и играя можно развить чувство ритма у себя и у своих детей!

Вот несколько советов по методике Р.М.Шейнина (г. Самара) и Д.Е. Огороднова:
1. Чем раньше – тем лучше. Возраст – дошкольный, начиная с грудного. После 5-ти – уже намного сложнее. Идеальный вариант – внутриутробно – беременная мама делает упражнения на метр и ритм. Но и со взрослыми тоже не безрезультатно.
2. Тактирование ногами: маршируем под счет: 1,2, 3,4. Маршируем, выделяя (сильно топаем) 1 и 3 – сильные доли. Маршируем, выделяя только 2 или, например, 4. Работа в группе намного эффективнее (все встают в круг и в затылок друг другу).
3. Тактирование ногами: маршируем под музыку (на 2 четверти) – выделяем сильные доли.
4. Тактирование руками: хлопаем в ладоши. На сильную долю большой замах, разводим руки в стороны, хлопаем в ладоши. На слабую долю замах не делаем, касаемся только кончиками пальцев. Протактируем музыкальный квадрат на слова «громко – тихо», первый такт – начало, второй – развитие, третий – кульминация, четвертый – завершение.
5. Тактирование руками под музыку (на 2 четверти). На сильную долю – громкий хлопок – «ладошки», на слабую – тихий, «пальчики».
6. Тактирование руками (прохлопать) или ногами (протопать на месте, руки – на талии) детский стишок, на сильную долю – громко, на слабую – тихо. Например,
Бом-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом,
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
7. Маршируем четверти со словами «Шаг, шаг, шаг, шаг».
8. Бежим на цыпочках (восьмые) со словами «Бе-гом, бе-гом, бе-гом, бе-гом».
9. Если работа в группе – разделиться на 2 группы – одновременно одна половина шагает «шаг-шаг», а другая – «бе-гом, бе-гом».
10. Кошкин дом протопать ритм – на каждый слог. Приведенное выше четверостишие будет выглядеть так:
Шаг, шаг, бе-гом шаг,
Бе-гом, бе-гом, бе-гом, шаг.
Бе-гом шаг, бе-гом шаг,
Бе-гом шаг, бе-гом шаг.
11. Группа делится на 2 части – декламируем «Кошкин дом» и шагаем: одна половина – метр (только на сильные и слабые доли), другая – ритм (на каждый слог)
12. А теперь то же самое прохлопаем
13. Можно простучать на барабане (на стуле, на крышке стола, по полу и т.д.), прогреметь погремушкой и тому подобное.

Анна Землянова Тренер по хореографии

Анна, почему развитие ритма так важно?

Чувство ритма напрямую связано со слухом человека, и в этом одна из его особенностей. Соответственно, развивая музыкальный слух, мы развиваем и чувство ритма. И наоборот. Даже если Вы не планируете отдавать ребенка в танцы или вокальную студию, развитие чувства ритма положительно сказывается на общем развитии ребенка. В частности, участвуя в формировании фонематического слуха и дальнейшем развитии речи. Для меня, как для педагога по хореографии, безусловно, важна та сторона чувства ритма, которая отвечает за хореографию. Без чувства ритма нет танца. Неритмичный танец (что само по себе противоречит понятию танца) вызывает у зрителя ощущение дисбаланса. Существует музыка и существуют танцевальные движения. По отдельности каждое из них может существовать прекрасно, но стоит нам объединить эти понятия, может получиться совершенно другая картина.

Что же делать, чтобы такого не произошло?

Конечно, развивать чувство ритма! Как? У некоторых детей с рождения оно очень хорошее: ребенок слышит музыку и без затруднения может шагать в ритм музыки и хлопать в такт. Есть и такие дети, которым сложно это дается. Чувство ритма и музыкальный слух нужно развивать, и это весьма непростой процесс, требующий и времени, и терпения. Но все цели достижимы при регулярных занятиях и должном уровне упорства и желания! Можно развивать чувство ритма и в домашних условия, но Вы должны точно знать, что с Вашим музыкальным слухом все хорошо и Вы сможете правильно научить ребенка.

Прежде всего, нужно понять, что развить чувство именно музыкального ритма не получится в отрыве от практики. Другими словами, нужно развивать его в процессе музыкальных занятий при помощи специальных упражнений и приемов, которые мы чуть ниже рассмотрим.

Другое дело, что есть также и такие виды деятельности, которые способствуют, то есть могут помочь воспитанию чувства ритма, несмотря на то, что непосредственно не относятся к музыкальной практике. Их мы тоже рассмотрим отдельно.

Развитие чувства ритма при занятиях музыкой

На воспитание чувства ритма можно направить самые разные виды музыкальной деятельности: изучение теоретической базы, игра на инструменте и пение, переписывание нот, дирижирование и др. Рассмотрим основные способы, которые посвящены этой проблеме.

ДЕЛО №1 «ВОСПИТАНИЕ МОЗГОВ». Чувство ритма – это не просто чувство, это еще и определенный способ мышления. Поэтому чрезвычайно важно постепенно привести ребенка (а взрослому – прийти самому) к осознанию явлений ритма с точки зрения музыкальной теории. Что тут самое важное? Важны понятия пульса, метра, музыкального размера, знание длительностей нот и пауз. В выполнении данной задачи вам помогут следующие материалы (нажимайте на названия – будут открываться новые странички):

ДЕЛО №2 «СЧЕТ ВСЛУХ». Этот способ широко применяется учителями музыкальных школ, причем как на начальном этапе, так и со старшими детьми. В чем суть метода?

Ученик вслух ведет счет долей в такте в соответствии с размером. Если размер 2/4, значит, счет идет так: «раз-и, два-и». Если размер 3/4, то, соответственно считать нужно до трех: «раз-и, два-и, три-и». Если размер такта выставлен 4/4, тогда и считаем до четырех: «раз-и, два-и, три-и, четыре-и».

В то же самое время, точно так же просчитываются различные музыкальные длительности и паузы. Целая считается на четыре, половинная нота или пауза занимает две доли, четвертная- одну, восьмая – половинку доли (то есть их две штуки можно сыграть на долю: одна играется, например, на «раз», а вторая – на «и»).

И таким образом, равномерный размерный счет и счет длительностей совмещается. Если регулярно и качественно использовать данный метод при разучивании произведений, то ученик постепенно привыкнет к ритмичной игре. Вот пример такого совмещения:

ДЕЛО №3 «РИТМОСЛОГИ». Этот способ развития ритмического чувства очень эффективный, он применяется обычно в 1-2 классах на уроках сольфеджио, но можно заниматься этим и дома в любом возрасте. Детям объясняют, что в мелодии есть длинные и короткие звуки, для которых подбираются похожие по длительности ритмо-слоги.

Например, всякий раз, когда в нотах попадается четвертная нота, предлагается говорить слог «та», когда восьмая – слог «ти», две восьмых подряд – «ти-ти». Половинная нота – говорим растянутый слог «та-ам» (как бы показывая, что нота длинная и состоит из двух четвертей). Это очень удобно!

Как с этим работать? Берем какую-нибудь мелодию, например, мелодию известной песни М. Карасева «Маленькой ёлочке холодно зимой». Можно взять пример и проще или сложнее, как вам угодно. И дальше работа строится в таком порядке:

  1. Сначала просто рассматриваем нотный текст, определяем, какие в нем есть длительности нот. Репетируем – все длительности называем своими «слогами»: четвертные – «та», восьмые – «ти», половинные – «та-ам».

Что у нас получается? Первый такт: та, ти-ти. Второй такт: та, ти-ти. Третий: ти-ти, ти-ти. Четвертый: та-ам. Разбираем таким вот образом мелодию до конца.

  1. Следующий этап – подключаем ладошки! Ладошки у нас будут хлопать ритмический рисунок с одновременным проговариванием ритмических слогов. Можно, конечно, с этого этапа сразу и начать, особенно, если прибегаете к методу уже не первый раз.
  2. Если ребенок запомнил ритмический рисунок, то можно поступить так: ритмо-слоги заменить на названия нот, а ладошки пусть продолжают отстукивать ритм. То есть мы хлопаем и называем ноты в нужном ритме. Одновременно прокачиваем, таким образом, и навык чтения нот и чувство ритма.
  3. Делаем все то же самое, только ноты теперь уже не просто называем, а поем. Учитель или взрослый пусть подыграет мелодию. Если вы занимаетесь самостоятельно, то послушайте ее в аудиозаписи (плеер – ниже), можно петь одновременно с прослушиванием.
  1. После такой хорошей проработки обычно для ребенка не составляет труда подойти к инструменту и проиграть ту же мелодию уже с хорошим ритмом.

Кстати, при желании можно использовать и любые другие подходящие ритмические слоги. Например, это могут быть звуки часов: «тик-так» (две восьмушки), «тики-таки» (четыре шестнадцатых ноты), «бом» (четверти или половинные) и т.д.

ДЕЛО №4 «ДИРИЖИРОВАНИЕ». Дирижирование удобно применять при пении мелодий, оно в таком случае заменяет собой счет вслух. Но у дирижерского жеста есть еще одно преимущество по сравнению с другими способами развития ритма: он связан с пластикой, с движением. И именно поэтому дирижирование чрезвычайно полезно не только тем, кто поет, но и тем, кто играет на любом инструменте, поскольку воспитывает точность движения и волю.

Ведь часто бывает так, что ребенок понимает ритм и слухом, и умом, и глазами, но сыграть верно не может из-за того, что не отработана координация между слухом и действием (движениями рук при игре на инструменте). Вот этот недостаток как раз легко выправляется с помощью дирижирования.

ПОДРОБНЕЕ О ДИРИЖИРОВАНИИ –

ДЕЛО №5 «МЕТРОНОМ». Метроном – это специальный прибор, который отбивает музыкальный пульс в выбранном темпе. Метрономы бывают разные: лучше всех и дороже – старые механические заводные со шкалой и грузиком. Есть аналоги – электрические метрономы или цифровые (в виде приложения для смартфона или программы для компьютера).

Метроном применяют на разных этапах обучения, но преимущественно в работе со старшими детьми и студентами. Какова цель? Метроном включают для того, чтобы учащийся лучше слышал биение пульса, что позволяет ему играть все время в одном темпе: не ускорять его и не замедлять.

Особенно плохо, когда ученик ускоряет темп (без метронома он может этого и не почувствовать). Почему это плохо? Потому что в таком случае он не доигрывает определенные доли, не выдерживает паузы, не выигрывает какие-то ритмические фигуры, съедает их, комкает (особенно шестнадцатые ноты на последних долях такта).

В результате произведение не только искажается ритмично, страдает и качество его исполнения – рано или поздно ускорение приводит к тому, что произведение «забалтывается», в нем теряется ясность, а также появляются технические ошибки (остановки, не получаются пассажи и т.д.). Происходит это все оттого, что при ускорении музыкант не позволяет себе нормально дышать, он напрягается, излишне напрягаются и его руки, что приводит к срывам.

ДЕЛО №6 «ПОДТЕКСТОВКА». Разучивание мелодий с текстом или подбор слов, текста под музыку тоже является хорошим способом воспитания ритмичной игры. Ритмическое чувство здесь развивается благодаря выразительности словесного текста, который тоже имеет ритм. Тем более, что ритм слов более знаком людям, чем ритм музыкальный.

Как применять этот метод? Обычно в песнях остановки на длинных нотах приходятся на те же моменты, когда подобные остановки происходят в тексте. Есть два пути, любой из них эффективен:

  1. Учить песню со словами до ее проигрывания на фортепиано (то есть почувствовать ритм раньше).
  2. Разобрать песню по нотам, а потом для большей точности ритма – играть ее и петь со словами (слова помогают выправить ритм).

Кроме того, подтекстовка часто помогает освоить какие-то сложные ритмические фигуры, например квинтоли. Подробнее про исполнение квинтолей и других необычных ритмов можно прочитать в статье, посвященной видам ритмического деления.

ВИДЫ РИТМИЧЕСКОГО ДЕЛЕНИЯ –

Занятия, способствующие развитию чувства ритма

Как мы уже отметили выше, если такие занятия, которые напрямую не касаются музыки, но помогают в воспитании чувства ритма детям и взрослым. К числу таких видов деятельности можно отнести математику, чтение стихов, физкультурные упражнения, хореографию. Рассмотрим подробнее все, что мы назвали.

МАТЕМАТИКА. Математика, как известно, помогает развитию логического мышления. Даже простейшие арифметические действия, которые отрабатываются детьми в 1-2 классе, существенно повышают чувство пропорций и симметрии. А мы уже говорили о том, что эти чувства помогают усвоить ритм умом.

Позволим себе одну рекомендацию. Если вы проверяете чувство ритма у своих малолетнего сына или дочки, и результаты вас не очень радуют, то не нужно их срочно тащить в музыкальную школу. Нужно, чтобы они немного подросли, научились в школе читать, писать, складывать и вычитать, и только после этого, то есть лет в 8-9 уже приводить ребенка в музыкальную школу. Дело в том, что слабое чувство ритма эффективнее всего развивается именно умственно, и поэтому для успеха нужна хотя бы элементарная математическая подготовка.

ЧТЕНИЕ СТИХОВ. Выразительное чтение стихотворений полезно не только потому, что также связано с воспроизведением ритмов, пусть и речевых. Музыка – это тоже в определенном смысле речь и язык. Огромную пользу приносит анализ содержания стихотворных текстов.

Ведь как читают стихи большинство людей? Они улавливают рифмы, но совершенно не понимают, что они читают. Однажды нам довелось побывать на уроке литературы в 8 классе. Проходили поэму «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, дети рассказывали наизусть отрывки из поэмы. Это была печальная картина! Учащиеся произносили текст четко по строчкам, совершенно не обращая внимания на знаки препинания (точки и запятые), которые могли встретиться посреди строки, и совершенно не обращая внимания на то, что в конце строки никаких знаков препинания могло и не быть.

Приведем один из отрывков. Вот что по смыслу (не по строчкам) написано у Лермонтова:

Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой сходила к берегу.
Порой она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.
И беден был ее наряд;
И шла она легко,
Назад изгибы длинные чадры откинув.
Летние жары покрыли тенью золотой лицо и грудь ее;
И зной дышал от уст ее и щек.

А теперь сравните это содержание с тем, которое произносилось читающими учениками по строчкам (несколько примеров):

«Сходила к берегу. Порой» (А порой и не сходила?)
«И шла она легко, назад» (Девушка включила задний ход, как на автомобиле)
«Откинув. Летние жары» (Жару откинула подальше, да здравствует холод!)

Отличается текст мастеров-рассказчиков от текста Лермонтова? Вопрос риторический. Потому-то и важно анализировать содержание. Это помогает анализировать затем и музыку с точки зрения ее ритмического строения, фразировки и не играть что-то наоборот.

ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И ТАНЦАМИ. Эти способы позволяют познавать ритм с помощью пластики, движений. Если мы говорим о физкультуре, то тут, прежде всего, следует иметь в виду зарядку-разминку, которую проводят в школах обычно под хороший ритмический счет. Для развития ритма также могут быть полезны занятия теннисом (ритмические ответы) и художественной гимнастикой (под музыку).

О танцах и говорить нечего. Во-первых, танец почти всегда сопровождается музыкой, которую танцующий также запоминает ритмически. А, во-вторых, многие движения танцев разучиваются под музыкальный счет.

admin

Спутником человека на протяжении жизни является широкий спектр чувств и ощущений. Невозможно отыскать область, попав в которую, он избегает встречи с ритмом, сопровождающим его повсюду.

Прошли времена, когда ученым требовалось доказывать миру размер роли, играемой чувством ритма в жизни человека, ведь еще в животе матери ритм ее сердцебиения успокаивал младенца, выполнял для него роль колыбельной мелодией. Люди не успевают появиться на свет, но уже сталкиваются с ритмом.

Если рассматривать его развитие со стороны развития остальных человеческих чувств, помогающих выживать с момента рождения, то большое число людей избегут возникновения комплексов, по поводу отсутствия чувства ритма. Не выдвигались бы теории на ту же тему. В конце концов, врожденное чувство ни чем не уступает обонянию или осязанию, и развивается по равным законам. Человек чувствует, привыкает, анализирует.

Связь ритма со слухом

Ритм прямым образом зависит от слуха, связь двух чувств стала главным и единственным отличием чувства ритма от вкуса, зрения или другого врожденного чувства.

Правило легло в основу создания упражнений, направленных на развитие чувства ритма, поэтому они подходят и для тренировки слуха.

Среди людей распространен термин «врожденный слух», но насколько правильным станет употребление словосочетания «врожденный ритм»? Музыканты используют первый термин, когда желают подчеркнуть дар человека, помогающий ему достичь небывалых высот в профессии - , опираясь на который индивидуум может безошибочно определить высоту и тембр звука.

Если принять во внимание доводы ученых, человек имеет чувство ритма, находясь в утробе матери, задолго до рождения, поэтому оно не может быть «неврожденным». Люди, жалующиеся на отсутствие способности чувствовать ритм, на самом деле просто не развили . Легче всего заниматься раскрытием чувства ритма в детстве, когда любой навык изучается легче и быстрее, но взрослый человек способен справится с задачей не хуже маленького ребенка.

Способы развития чувства ритма у детей

Ответственные родители, неравнодушные к судьбе любимого чада, должны с первых дней жизни ребенка заниматься развитием у него сразу целого комплекса чувств и навыков, не забывая и о ритмическом развитии. Мама малыша, занимаясь с ним каждодневными гимнастическими упражнениями, может облегчить задачу, если начнет обращать внимание на звуки, издаваемые собой во время этого процесса. Детские песни, колыбельные, веселые стихи - каждое действие влияет на развитие чувства ритма у ребенка.

Дети, достигшие школьного возраста, или приблизившиеся к статусу первоклассника, могут заняться следующим:

Читать вслух стихотворения, уделяя внимание ударениям. Стихотворение является одним из видов ритмического произведения.
Читать вслух стихотворения, на этот раз, выделяя ударения жестами. Хлопком или притопом ноги, на слабой или сильной доле произведения.
Занимать время маршировкой.
Учиться танцевать, начиная с простых ритмичных движений под соответствующую музыку.
Записаться на дополнительные занятия, посвященные игре на ударно-шумовых инструментах.

Приобретите ребенку бубен или колокольчик, а затем займитесь с ним самостоятельным домашним обучением. Посадите малыша перед собой, а затем попросите его повторить за вами простое упражнение, направленное на развитие чувства ритма:

Равномерная последовательность однообразных ударов.
Серия ударов в простом или сложном ритме.

Способы развития чувства ритма у взрослого человека

Принцип построения упражнений, помогающий взрослому человеку развить чувство ритма, не меняется. Он так же слушает, анализирует и повторяет, разница в сложности и способе подачи материала. Взрослый, желающий развить способность чувствовать ритм, должен придерживаться списка упражнений:

Ежедневно слушайте разную музыку в большом объеме, после прослушивания композиции пробуйте повторить услышанную мелодию с помощью голоса.
Играйте на любимом музыкальном инструменте, используя метроном.
Повторяйте сложные последовательности ритма, прибегая к методу постукивания пальцами или хлопков. Не стойте на месте, повышайте уровень сложности, останавливая выбор на трудных композициях.
Ежедневно , развивайте навык или учитесь. Танец помогает развить способность чувствовать ритм.
Не занимайтесь самостоятельно. Если имеете возможность танцевать с партнером, петь дуэтом, играть в компании друзей или в музыкальной группе - непременно используйте ее.

Работа над способностью чувствовать ритм не терпит снисходительного отношения, над улучшением навыка нужно трудиться старательно, нужный уровень усердия поможет достичь видимых результатов уже после первой или второй тренировке.

Упражнения, направленные на развитие чувства ритма имеют разную степень сложности: простые, не требующие космических усилий, и трудные, заставляющие человека «поломать голову».

Не нужно бояться сложностей, твердое желание достичь цели поможет вам разобраться с ними так же легко, как решить школьное уравнение по математике.

24 марта 2014, 17:06

Совсем недавно мы уже затрагивали тему ритма, и ровной игры в разговорах о фанке и уже обсудили . Немного поразмыслив решил предложить на суд нескольо простых правил, которые позволят получить ощутимый эффект от занятий развитием чувства ритма.

Конечно, это не какие-то волшебные заклинания и они не смогут вас в один момент превратить в грувового гитариста. Но если каждое занятие вы будуте уделять внимание каждому из указанных пунктов, вы заметите, как станете играть более ровно.

Вообще чувство ритма это как езда на велосипеде, если один раз дойти до определенного уровня исполнительского мастерства, то после даже продолжительных перерывов будет очеь легко вернуть форму.

Итак, приступим.

1) Занимайтесь с метрономом. Все статьи журналов, сайтов и все видеошколы начинаются с этой простой рекомендации. О занятиях с метрономом так много говорят именно потому, что новички часто пренебрегают ими. Занятия с метрономом помогут вам отработать не только сложные ритмические фигуры, но и положительно скажутся на вашей скоростной игре, если уж вы решите научиться играть на сверхзвуковых скоростях.

Когда вы будете отрабатывать какую-то сложную быструю фразу, начинайте работу над ней с медленных темпов и постепенно увеличивайте скорость. Например, когда я играю какие-то сложные пассажи, я начинаю с темпа 65 ударов в минуту и прибавляю по 5 ударов, каждый раз когда чувствую что уверенно могу сыграть фразу.

Если вы занимаетесь над каким-то ритмическим рисунком, то тут можно действовать наоборот. То есть на этот раз мы будем постепенно уменьшать темп. Начнем с 100, 90 или 88 ударов в минуту и постепенно доведем до 65. Почему следует уменьшать темп? Ответ достаточно прост — когда вы играете ритмические рисунки, например, шестнадцатыми нотами, вы лишь первые пару квадратов играете рисунок, ориентируясь на ноты и счет, затем вы уже запоминаете как звучит рисунок и играете на слух, но никак не используя свой «внутренний метроном». Играть ритмические фигуры, особенно, которые состоят из смешения шестнадцатых и триолей, в медленных темпах достаточно сложно. Попробуйте поиграть обычные в темпе 60, вы поймете, что играть в таком темпе тяжело. Поэтому я и рекомендую при отработке ритмических рисунков постепенно уменьшать темп, так вы постоянно сможете держать мозг в напряжении и заставите себя играть ориентируясь на счет и длительности исполняемых нот, а не просто на звучание рисунка.

3) Больше слушайте музыки , основанной на ритме, анализируйте услышанные ритмические рисунки, снимайте грувы. О пользе съема чужих композиций упоминал () и . Целые поколения гитаристов в 70-ые и 80-ые были воспитаны на съеме игры любимых музыкантов. Сейчас все гораздо проще, есть интернет, множество гитарных журналов и видеошкол. Так что если вы решите выучить чью-то песню, достаточно одного запроса в google. Но хотя бы спросите у всезнающего поисковика и уделите немного времени интересным песням. Во время разбора риффов и ритмических рисунков, записывайте их на бумаге и анализируйте. Снимайте партии баса и барабанов, это так же очень полезно.

4) Записывайте свою игру и анализируйте . Проблема звукозаписи для современного гитариста уже давно отпала, есть сотни способов, как сносно записать гитару . Как минимум тут подойдут комбики или примочки с кабинетэмуляцией. Использование VST плагинов для работы над чувством ритма не эффективно, избавиться от задержки с ними невозможно, даже если задержка составляет 2,7 миллисекунды это испортит весь эффект занятий. В таком случае лучше вообще не использовать никаких эффектов.

5) Играйте с другими музыкантами . Игра в группе дает наилучшую оценку вашей техники, к тому же хорошая критика никогда не повредит. Опыт от совместного исполнения песен позволит лучше понять строение риффов и ритмических рисунков. В особенности обратите внимание на то, как взаимодействуют пары инструментов гитара/бас и бас/барабаны.